Поделиться
Дальний Восток не слезает с японских колес
Поделиться

Дальневосточный потребитель по-прежнему предпочтет японский автохлам новеньким жигулям

Резкий подъем курса иностранной валюты, вкупе с повышенными таможенными платежами и ограничениями, в целом, мало изменил ситуацию на авторынках и дорогах Дальнего Востока за последний год. Спрос на новые авто остается стабильно низким, автомобили на вторичном рынке только дорожают. В итоге средний возраст авто в ДФО перевалил за 20-летнюю отметку. Еще немного, и у Дальнего Востока появится шанс в обилии «автоклассики» догнать и перегнать Остров Свободы – Кубу, где средний возраст авто стремиться к 40 годам, а сами автомобили больше напоминают действующие музейные экспонаты.

По данным федеральной таможенной службы, импорт автомобилей только из одной Японии в РФ за последние 10 лет сократился более чем в 10 раз. В январе-августе 2015 года в Россию из Японии было ввезено 30388 б/у автомобилей. Чтобы понять масштабы происходящего, просто приведем данные за январь-август 2007 года. Тогда импорт праворульных автомобилей составил 284248 (!) единиц – и только из одной Японии. За аналогичный период текущего года в Россию было ввезено лишь 123 тыс. автомобилей из-за границы.

Не смотря на ряд мер, предпринятых правительством РФ для возрождения отечественной автопромышленности, видимых результатов этой политики на Дальнем Востоке не видно. «Правый руль» по-прежнему преобладает на местных дорогах. В Хабаровске, Якутске, Магадане, Владивостоке, на Сахалине и Камчатке и даже Чукотке это бросается в глаза всем приезжим еще в аэропорту. Выглядит не привычно, особенно для тех, кто впервые посещает Дальний Восток. Для местного же населения «праворульный», преимущественно японский «автопром» – основная «рабочая лошадка». А редко встречающиеся авто российских производителей – скорее, исключение, тем более в частных руках. Основной парк российских авто на Дальнем Востоке сосредоточен на балансах различных государственных организаций, акционерных обществ с государственной долей акций, военных ведомств и различных оперативных госструктур.


Б/у дорожает

Автостатистика констатирует: рынок б/у импортных автомобилей в январе-июле 2016 года снизился более чем на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И тенденция эта устойчивая. Но, немного побродив и пообщавшись с продавцами подержанных автомобилей на самом крупном дальневосточном авторынке «Зеленый угол» во Владивостоке, делаем вывод: предсказывавшие ему скорую «смерть» ошиблись. Рынок, опустевший было после резкого скачка курса доллара, постепенно вновь пополняет свои площадки. Сегодня, по оценке продавцов, он заполнен примерно на 50% от объемов трехлетней давности. Покупатели – в основном жители Приморья, но и много приезжих из Центральной и Западной Сибири.

Что они покупают? Конечно, в основном – это 90% сделок – бюджетные автомобили эконом класса: Toyota Corolla во всех ее ипостасях, бюджетные модели Honda и Nissan. Собственно, и предложений не так много: продавцы везут то, что дешевле купить и проще потом перепродать, подстраиваясь под запросы потребителя. «В процентном соотношении больше стало восстановленных автомобилей. Берем, что дешевле, что можно быстро и недорого восстановить, привести в товарный вид, подкрасить и реализовать. Многие этого и не скрывают от покупателя, легко соглашаясь на любую диагностику и проверку качества автомобиля. Конечно, объемы продаж снизились в разы, если сравнивать с лучшими временами десятилетней давности, сократился ассортимент, но выбор есть как всегда – на любой вкус и кошелек», – признался в частной беседе с корреспондентом EastRussia автодилер Сергей Власов.

Львиная же доля регистрационных действий в ГАИ (до 95%) – процедура смены собственника у старого авто, уже с внушительным пробегом по РФ. Это говорит о том, что для многих автолюбителей даже бюджетные пятилетние «короллы» без пробега по РФ – непозволительная роскошь, способная пробить дыру в скромном семейном бюджете. Чем же руководствуется простой автолюбитель, приобретая авто с почти десятилетним пробегом? В первую очередь, конечно, суммой, которую он готов потратить на свое приобретение. Возьмем для примера один из самых распространенных на Дальнем Востоке автомобилей эконом класса – модель Toyota Fielder (более дорогой сегмент) и модель Toyota Probox (эконом-класс) с объемом двигателя в 1500 куб. см. Обе – выпуска 2013 года. И ту, и другую модель можно с легкостью найти на рынках без пробега по России и в самых различных комплектациях в ценовом диапазоне 600-700 тыс. рублей за Fielder и от 450-550 тыс. рублей за трехлетний Probox. С пятилетним пробегом по России такой же Fielder (правда, в предыдущем кузове) и Probox (в точно таком же кузове) будет стоить на 200-300 тыс. рублей дешевле. И это, пожалуй, основной критерий. Качество сборки японских авто, к счастью, позволяет их приобретать даже в весьма преклонном возрасте и при этом в достойном состоянии. Так зачем переплачивать, если разницы нет? А с учетом постоянного роста курса валюты, отъездив на таком авто два-три года можно будет его снова продать почти за те же деньги. В общем, как мрачно пошутил один из продавцов на авторынке: «Corolla – как вино: со временем только дорожает».


Кто на новенького?

Официальные автодилерские центры на Дальнем Востоке тоже переживают не простые времена. Весной этого года закрылся официальный салон Nissan на Камчатке, а также Renault в Приморье. По одной версии – из-за резкого спада продаж. Немногим лучше чувствуют себя представительства этих автомобильных концернов в других регионах Дальнего Востока. Учитывая в целом небольшую емкость рынка из-за слабозаселенности территорий, в светлое будущее официальных салонов верится с трудом.

Похвастаться ростом продаж не может никто из присутствующих в ДФО официалов – как российских, так и зарубежных. Совместное предприятие по сборке автотранспорта Sollers в Приморье «потеряло» в прошлом году контракт с Toyota (новые джипы «Лэнд Круизер Прадо» японцам оказалось выгоднее собирать у себя дома). Закрылся и контракт на сборку с южнокорейским Hyundai, ну а отечественных «УАЗ-Патриот» на этой крупноузловой сборочной площадке было «собрано» около 10 единиц за все время работы. Теперь же и Mazda может отказаться от сотрудничества с Sollers, учитывая нынешние экономические реалии. Руководство предприятия, сократив объемы сборки, вынуждено было значительно сократить и штат сотрудников. Таким образом, проект, стартовавший несколько лет назад в Приморье, сегодня пробуксовывает очевидно, и, наверное, вполне закономерно.

Более успешным на фоне других выглядит официальная Toyota, представленная в ДФО широкой линейкой самых популярных у россиян моделей авто, от все той же бюджетной Corolla от 1 млн рублей и заканчивая Land Cruiser 200, рестайлинговая версия которого обойдется уже в сумму от 4 млн рублей.

Не плохо и стабильно выглядят продажи холдинга Sumotori, официального дистрибьютора целого ряда компаний, в том числе и производителей коммерческой автотехники, представленной собственной сборкой во Владивостоке: New Holland Kobelco и Hino Motors, Ltd. Компания «Сумотори-Авто» – мультибрендовый дилерский центр Ford, Kia, Mazda, Subaru, Suzuki и Volkswagen на Дальнем Востоке по объему продаж занимает первое место среди других ДЦ Дальнего Востока. Но, в целом, по итогам года, они скорее, будут не выше, чем в прошлом году, хотя говорить об этом еще рано.

Официальный дилер BMW, работающий в Приморье чуть более года, тоже не может особо ничем похвастаться. Покупательский спрос на автомобили, стоимость которых начинается от 2,5 млн рублей и зашкаливает за 10 млн (7 серия), на Дальнем Востоке весьма ограничен. Продаж в месяц – единицы, но зато они стабильные. И, возможно, помогут дилеру переждать сложные времена и увеличить продажи в будущем.

Российский автопром на Дальнем Востоке, в частности в Приморье представлен тоже весьма урезано. Да и спросом, мягко говоря, не пользуется. Причины этого лежат на поверхности, но воз и ныне там. По мнению экспертов, легковой сегмент российских автомобилей класса седан в принципе можно пока не рассматривать как естественного конкурента на нынешнем рынке в ближайшие пять-десять лет. В классе внедорожников УАЗ на Дальнем Востоке вполне мог бы заполнить начинающий образовываться дефицит среднебюджетных джипов на вторичном рынке. Это – чисто теоретически. Спрос на автомобили джипы в ДФО естественный: большие расстояние, низкое качество дорожного покрытия, а зачастую его отсутствие, суровые климатические условия. С рынка постепенно уходят, старея и ржавея, легенды японского внедорожного б/у сегмента автопрома: Isuzu Bighorn, Mitsubishi Pajero, Nissan Terrano и др. Сможет ли российский «УАЗ Патриот» достойно перенять эстафету – вопрос совсем скорого будущего. Запас прочности японского «автохлама» огромен, но все же не вечен. На практике же новенький УАЗ стоит у дилеров порядка 800-900 тыс. рублей, то есть столько же, сколько 20-летний японский «Лэнд Круизер». И предпочтение среднестатистический покупатель на Дальнем Востоке отдаст последнему.

«Повышенный спрос на автомобили с пробегом уже обернулся для покупателей ростом цен. При этом дорожают преимущественно самые старые машины, которые в силу относительной доступности пользуются наибольшей популярностью. А вот секонд-хэнд посвежее и без того стоит ненамного дешевле новых авто, тем более что на рынке еще встречаются прошлогодние предложения с нулевым пробегом, – комментирует ситуацию на рынке начальник отдела продаж совместной российско-корейской компании по кузовной сборке и продаже коммерческого автотранспорта. – У участников рынка нет свободных денег. То есть их и раньше было не много, а сейчас их меньше в два раза. Нет оборотных средств у предприятий – нет возможности обновлять, ремонтировать свой имеющийся парк. Компании все реже обращаются за сервисом – создают сервисы у себя, ремонтируют своими силами далеко не новый парк».


Автобус не ввезти

По словам собеседника EastRussia, это же касается и сегмента коммерческого транспорта. «Никто почти не покупает новые краны, тяжелую технику. Есть, конечно, контракты под лизинг, но это единичные случаи. Есть масса б/у техники в аренду. Зачем нужен лизинг? Новый (не старше пяти лет) импортный автокран (к примеру, 35 тонный) сколько будет стоить на рынке в РФ, если только утилизационный сбор за этот вид техники с 2016 года составляет 40 млн рублей. Кто его купит? Абрамович? Цена такого же по типу крана, но японского или корейского б/у, сегодня на рынке – 10 млн. Можно собирать новые грузовики, как делает это «Сумотори»: кабина, шасси, рама… ввозить по агрегатам и на месте под заказчика укомплектовывать уже оборудованием миксерным, крановым и т.д. Но и для такого вида деятельности надо сначала получить одобрение типа шасси производителя, чтобы иметь ПШТС (паспорт шасси транспортного средства), а механизм получения такого документа очень и очень, мягко говоря, не прост. Сертификацию по грузовикам имеет у нас Хино, возможно, китайский FAW, южнокорейский Hyundai. На каждый тип, грузовую массу – свой сертификат. И если грузовики еще продаются (единично), автобусы крупные 45-местные иностранного производства просто не ввезти. Спасает сейчас положение старые запасы. Новых сделок – единицы, и это не прибыль, а закрывание долгов, образовавшихся в просевших продажах. И так на многих сборных предприятиях, финансисты которых, я уверен, заняты сейчас поисками возможностей для реструктуризации своих кредитных линий, погашением задолженностей перед банками».

Продлится такая ситуация до тех пор, пока у предприятий не появятся деньги на приобретение новой техники по новым ценам, и государство не предпримет ряд «дружелюбных» шагов в этом направлении. Сложно привить любовь к отечественному автопрому, когда, к примеру, шасси КАМАЗа стоит 2,4 млн рублей, а его корейского аналога – 1,9 млн рублей. В такой ситуации диктует все спрос, а спрос сегодня у той техники, которая стоит меньше и ломается меньше. Резюмируя, можно сделать итог: агония б/у импорта коммерческой техники еще продлится лет на пять, и когда уже все совсем иссякнет – Дальний Восток массово начнет использовать сертифицированный импорт российской сборки и отечественный автопром, считает эксперт.

Константин Андреев Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов