АСИ оценило инвестиционную привлекательность Дальневосточного региона на «тройку»
EastRussia анализирует итоги Национального рейтинга Агентства стратегических инициатив и приводит аргументацию экспертов
Дальневосточные субъекты РФ в масштабах страны в борьбе за инвестиции на региональном уровне проигрывают. Однако положительная динамика все же присутствует. Так, Камчатка попала в число регионов-лидеров по направлению «Поддержка малого предпринимательства», а опыт республики Саха (Якутия) и вовсе вошел в сборник лучших практик, составленный по итогам рейтинга. Улучшил свои позиции и Приморский край. Эксперты с результатами рейтинга соглашаются, однако указывают на некорректность некоторых сравнений и критериев оценки.
Формирование Национального рейтинга Агентство стратегических инициатив осуществляет совместно с ведущими деловыми объединениями страны с ноября 2014 года. Рейтинг оценивает усилия органов власти всех уровней в регионах по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Основная часть показателей формируется исходя из опросов региональных предпринимателей.
Рейтинг – не площадка для соревнованийПо словам руководителя представительства Агентства в Дальневосточном федеральном округе Ольги Куриловой, задача рейтинга не ранжировать регионы, а создавать условия для полномасштабного внедрения лучших управленческих практик. «Мы нацелены на то, чтобы с помощью рейтинга оценить результаты усилий органов власти всех уровней – от федерального до муниципального, включая работу правоохранительных и контрольно-надзорных органов, – по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса», – пояснила она.
Составители выявляют лучшие практики с помощью данного рейтинга. А к сентябрю будет опубликован сборник 50 лучших управленческих решений.
«Наша цель – создать систему стимулов для власти в регионах. Задача – вовлечь бизнес во все процессы изменения. Рейтинг не надо воспринимать как самоцель, как догму. Это инструмент, с помощью которого можно изменить условия для бизнеса, улучшить качество деловой среды в регионе. Но не забывать привлекать бизнес во все процессы изменений», – рассказала Ольга Курилова.
С другой стороны, рейтинг является индикатором работы власти с бизнесом. «Это обратная связь – что доработано, а что еще предстоит сделать. Мы бы хотели, чтобы анализируя рейтинг, представители власти и бизнеса регионов ДФО видели больше возможностей для внедрения управленческих практик», – отметила руководитель представительства АСИ.
Она добавила, что уже есть поручение президента о создании Центра для обучения региональных чиновников. Центр может стать площадкой для повышения квалификации чиновников и внедрения лучших управленческих решений в регионах.
Анализируя позиции округа в рейтинге, Ольга Курилова отметила, что в целом регион продемонстрировал неплохие показатели, а по некоторым направлениям даже вышел в лидеры по стране.
«Если мы возьмем показатель "эффективность процедур регистрации предприятий", то Дальний Восток занимает пятое место из восьми регионов, представленных в рейтинге. По показателю "эффективность процедур выдачи разрешений на строительство" – седьмое место. По эффективности процедур регистрации права собственности – шестое. По процедурам подключения к электроэнергии – предпоследнее, седьмое место. По эффективности процедур постановки на кадастровый учет – тоже седьмое место», – рассказала собеседница.
Вместе с тем она призвала учитывать тот факт, что это первый полномасштабный рейтинг. «Динамику, то есть усилия властей по улучшению условий в федеральном округе, мы пока оценить не можем. Только по трем регионам, которые вошли в предыдущий, пилотный рейтинг», – добавила она.
По мнению Ольги Куриловой, сейчас у ДФО с учетом внимания президента и правительства есть все возможности для роста. «Важно не просто место в рейтинге занять, а показать положительную динамику», – отметила она. По ее словам, те субъекты, которые принимали участие в пилотном проекте, уже показали позитивные изменения. Так, по показателю «постановка земельного участка на кадастровый учет» Приморский край значительно улучшил свой результат. Сегодня эта процедура в крае занимает 27 рабочих дней. «Это один из лучших показателей в стране. Возможно, практика края будет включена в сборник управленческих практик», – отметила собеседница. Другой «улучшенный» показатель – регистрация права собственности: вместо 67 эта процедура занимает теперь 17 дней.
Стабильно позитивные результаты демонстрирует Якутия. «Якутия и Камчатка вообще по стране вошли в группу "А" по поддержке малого предпринимательства. Это отличные показатели», – добавила руководитель представительства.
Из всего вышесказанного Ольга Курилова делает вывод, что регионы могут создавать условия для ведения бизнеса и могут улучшать условия для малого и среднего предпринимательства, пользуясь своими полномочиями.
«Конечно, есть показатели, которые вряд ли мы сможем улучшить в силу собственного географического положения. Так, Дальний Восток пока уступает по качеству доступности инфраструктуры. Нелегко улучшить показатель "оценка качества телекоммуникационных услуг предпринимателями". Потому что, например, на Чукотке, Камчатке и в Магадане до сих пор нет оптоволокна. Но есть показатели, которые в нашей власти», – уверена сотрудник Агентства стратегических инициатив. Так, например, Еврейская автономная область продемонстрировала лучшие темпы по регистрации предприятий на Дальнем Востоке – этот показатель занимает 9 дней (группа «А»). По статистическим данным, доля дорог в Амурской области на 87% соответствуют нормативным требованиям, и это тоже показатель категории «А».«У региона есть отличные возможности для роста. Поэтому мы призываем не гнаться за местами в рейтинге, а работать над тем, чтобы деловая среда была комфортной для предпринимателей. Нам бы хотелось, чтобы субъекты увидели возможности с помощью нового инструмента улучшать условия для бизнеса», – добавила Ольга Курилова. По ее словам, специалисты Агентства разбирают с регионами каждый отдельный показатель. «Мы уже провели такую работу в Магадане, ЕАО, Хабаровском и Приморском крае, на Камчатке. Впереди – Якутия, Амурская области и Сахалин. По отзывам бизнеса мы видим, что чем больше глава субъекта и его заместители погружаются в эту повестку, тем лучше качество деловой среды в регионе, что, безусловно, отразилось и будет отражаться в том числе на результатах рейтинга. Нам важно не просто запустить и провести рейтинг, а количественно и качественно вовлечь предпринимателей в работу по совершенствованию среды», – заключила она.
Сказано – не сделано
Аналитики признают «отставание» Дальнего Востока, соглашаясь с результатами рейтинга. «На Дальнем Востоке спад инвестиций продолжается уже третий год после инвестиционного бума, последовавшего за саммитом АТЭС. Невысокая плотность населения на этой территории (всего 7 млн человек против 15 млн московской агломерации) формирует совершенно разные рынки сбыта», – комментирует директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич. То есть, если объем производства рассчитан на 7 млн человек, то в Подмосковье предприниматель уже получает двойной рынок сбыта, в то время как на Дальнем Востоке он должен понести колоссальные транспортные и логистические издержки, чтобы реализовать товар.
По словам Натальи Зубаревич, инвесторы не идут в проблемные регионы по объективным причинам. Потому что изменить такие параметры как удорожание, слабая заселенность, отсутствие возможностей инвестировать в ресурсы (потому что остальное не особо интересно) невозможно. И региональные власти, по мнению эксперта, тут ни при чем. «Причины низкой инвестпривлекательности носят объективный характер», – считает аналитик.
«Поэтому инвесторам следует искать в регионе те ниши, которые не смогут предоставить регионы с более высокой инвестиционной привлекательностью», – добавила она. Среди инвестиционно привлекательных отраслей, которые могли бы выступить локомотивом для дальневосточных территорий, она назвала рыбную отрасль в Приморье, ТОРы и космодром «Восточный» в Амурской области, а также развитие дружественных связей с приграничными государствами (Китаем, Кореей).
«Можно по-разному относиться к результатам рейтинга, но нельзя отрицать то, что некоторые регионы, в частности, Приморье, улучшили свои показатели. Неплохо проявил себя и Камчатский край», – отмечает председатель комиссии по содействию экономическому росту Общественной палаты Приморья Владимир Закамов. По его словам, это результат совместной плотной работы краевых администраций с бизнесом. «Но впереди еще много работы, в первую очередь, в части поддержки малого и среднего предпринимательства. Однако, в целом, вектор развития могу оценить как правильный. Если темпы не будут снижены, то мы будем в первой десятке», – заключил эксперт.
Аналитики отмечают, что низкие показатели некоторых регионов – повод активизировать работу. «Низкий показатель инвестклимата в Хабаровском крае – это сигнал региональной власти. Край занял заслуженное место в этом рейтинге. Необходимо проанализировать отдельно каждый показатель и выяснить, из чего он складывается, и какие факторы на него влияют, и начать уже целенаправленную работу на улучшение», – считает председатель хабаровского регионального отделения «Опора России» Сергей Мазунин.
С другой стороны, отмечают аналитики, важно не то, какое место в рейтинге занимает край или область, а то, как оценивают ситуацию предприниматели. «Дело в том, что критерии неоднократно менялись. И, например, Хабаровский край был то во главе, то в конце списка. Тут важно выяснить, какие все-таки критерии применены. Для нас самое главное, как предприниматели оценивают климат в нашем крае. Поэтому сейчас мне не совсем понятна оценка АСИ. Ведь, если я углублюсь в историю изменений за последние полгода, то я не вижу каких-либо оснований для того, чтобы делать заявление об ухудшении инвестиционного климата», – считает уполномоченный по правам предпринимателей в Хабаровском крае Олег Герасимов.
Некоторые эксперты также считают рейтинг АСИ некорректным. Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов считает неправомерным сравнение показателей Дальнего Востока и центра или Поволжья России. «Так же можно сравнивать условия произрастания пшеницы и в тропической Африке и на крайнем Севере. Именно поэтому, я считают рейтинг некорректным», – отметил эксперт. По его словам, за ним стоит «разрубающая неолиберальная модель». «Получается, что есть абстрактный земной шар и абстрактные инвесторы, которые куда-то инвестируют. Однако это далеко не так. Надо понимать, что Дальний Восток, кроме России никому не нужен. Сюда ни один инвестор в здравом уме не вложится. Это касается и российского инвестора», – уверен эксперт.По его мнению, любые крупные проекты, которые реализуются на Дальнем Востоке, – это государственные проекты, а не абстрактные инвестиции. «Даже Сахалинский нефтегазовый комплекс – тотальные вложения России. Слово инвестиции – совершенно не отражает реальности. Это капитальные вложения государства в системе стратегического планирования», – считает Юрий Крупнов.
Эксперт полагает, что основная проблема Дальнего Востока - отсутствие мощных федеральных стратегических проектов развития. «Куда вкладывать? Основная проблема инвестирования не наличие денег, а в отсутствие реальных проектов», – добавил он.
«Вместо того, чтобы силы государства концентрировать на таких проектах, вместо этого территории изучаются "эстетически". Государство должно выйти на другую экономику проектного развития, а не взирать на регионы свысока», – резюмировал Юрий Крупнов.
Доктор экономических наук Александр Латкин также называет оценку регионов данную АСИ « весьма условной». «Показатели рейтинга неосязаемы. Главный параметр – объем привлекаемых инвестиций. Их можно считать как удельный вес от ВВП, или на душу населения. Нюансов много. Но вывод сегодня можно сделать один: после года санкций пыл многих потенциальных инвесторов охладел», – отметил собеседник, и привел в пример республику Корея. «Еще несколько лет назад мы совместно выпустили путеводитель для иностранного инвестора. Каждый год проводили по несколько симпозиумов. Их интерес резко упал. Можно, то же самое сказать и Японии, и об Америке, и, конечно, европейских странах. Рейтинг очевидно низкий – это факт», – считает Александр Латкин.
Причина в том, полагает аналитик, что зарубежные инвесторы внимательно смотрят на обязательность российских инициатив на Дальнем Востоке. «Если два года назад этих инициатив было довольно много, в том числе и по созданию госкорпораций, особых экономических зон, инициатива раздать по гектару земли каждому дальневосточнику, то сегодня остались только ТОРы и свободный порт Владивосток. Но, и эти проекты урезаны (от первоначально предлагаемых). Оттягиваются сроки по корабельной верфи. Нефтехимический комплекс – тоже "молчание". В целом по региону наблюдается явный спад активности правительства. В стране нет денег. И вот на днях еще один "удар" – заявление о том, что СПГ во Владивостоке строить не будут», – отмечает Александр Латкин.
Именно тот факт, что правительство не ведет себя последовательно даже в программных обещаниях, и настораживает инвестора.
«Реальная ситуация в России бесспорно отталкивает потенциальных иностранных инвесторов. Стоимость кредитных ресурсов (в среднем 20% годовых) в два раза превышает самую хорошую рентабельность. Ни один здравомыслящий предприниматель не сунется сюда. Это эффект финансового рычага. Рентабельность должна быть выше, чем стоимость кредитных ресурсов. И перспектив по снижению кредитных ставок нет», – добавил он.
Комментируя индикативные показатели рейтинга, Александр Латкин согласился с тем что, несмотря на капитальные вложения, инфраструктура на дальнем Востоке, в полном понимании этого слова, значительно более отсталая, чем по России. «Трудовые ресурсы – очень высокая миграция, это видно даже по наборам в университеты. Третья часть населения – это люди пенсионного возраста», – отметил он.
По мнению аналитика, чтобы люди здесь жили, надо создать систему высококачественных государственных услуг – поднять здравоохранение, образование, безопасность и правовую защиту населения.
«Что же касается привлечения инвесторов, то государству надо реально подтвердить правдоподобность намеченных инициатив и планов и их финансовую обеспеченность. Возможно даже в рамках каких-либо межправительственных соглашений. "Сказано-сделано" – таков должен быть принцип государственных инициатив», – заключил эксперт.
Справочно
Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» создана во исполнение поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 17 мая 2011 г. в целях поддержки общественно значимых проектов и инициатив среднего предпринимательства, молодых профессиональных коллективов в социальной сфере и содействия профессиональной мобильности.
Методология включает в себя три ключевых элемента: систему показателей, принципы сбора и обработки данных, методику расчета результатов. При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата. Анализ ведется по 47 показателям, которые группируются в 18 факторов, которые в свою очередь группируются по четырем направлениям: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства». Под «Регуляторной средой» составители рейтинга понимают качество предоставления государственных услуг – показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям, подключение к газопроводу). Под «Институтами для бизнеса» – их эффективность: наличие и качество институтов защиты и улучшения инвестиционной среды. Показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса (например, наличие и качество законодательства, защищающего права инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности). Наличие и качество инфраструктуры – показатели работы и уровня развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности (например, наличие физической инфраструктуры и ресурсов – таких, как автомобильные дороги, телекоммуникационная инфраструктура; наличие объектов инвестиционной инфраструктуры (технопарков, промышленных парков и инкубаторов); наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов. И, наконец, уровень развития малого предпринимательства (например, количество субъектов малого предпринимательства в расчете на тысячу человек населения региона) отражает эффективность различных видов поддержки малого предпринимательства (например, оценка процедур получения государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости, оценка доступности кредитных ресурсов и т.д.).
После проведения опросов предпринимателей и экспертов формируются выборки. Первая – показатели, оцениваемые путем экспертной оценки. Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ) Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов каждому из регионов составляет не менее 20.
Вторая выборка – показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из общей генеральной совокупности. Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия. Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются два базовых критерия репрезентации: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий «Спарк-Интерфакс». Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов. Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).
Третья выборка – показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из специальных генеральных совокупностей, – формируется с помощью вероятностного отбора одноступенчатым способом. Отбор осуществляется «целевым» (направленным) способом. Отбор респондентов происходит по определенным заранее критериям, например, реальный опыт взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п. Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям). Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз. Внутри каждой из базовых совокупностей происходит механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).
Во время проведения рейтинга также собираются исходные данные, необходимые для расчета результатов. Например, данные по отдельным респондентам по какому-либо показателю по каждому субъекту РФ, статистические данные в натуральных величинах, оценки экспертов.
Впоследствии все данные формируются в единый информационный массив, и представляется на четырех уровнях, а затем посредством формул агрегируется.
В пилотной апробации рейтинга в 2014 участвовал 21 регион РФ, в том числе Приморье. И тогда край занял 21 место и находился в последней группе «Е». Нынешний рейтинг – полномасштабная апробация, в которой приняли участие практически все регионы РФ. В том числе Амурская область, Камчатский и Хабаровский край, Сахалинская, Магаданская области, республика Саха (Якутия). Из дальневосточников неоцененными остались лишь Еврейская автономная область и Чукотка. «В силу невысокой численности и соответственно маленькой выборки», – пояснили в АСИ.
Среди дальневосточных соседей лучше всех себя показал Камчатский край, который занял 32 строчку рейтинга, попав в третью итоговую группу (всего было выделено 5 групп). Особенно сильные позиции Камчатка продемонстрировала по показателю «поддержка малого предпринимательства» (лучшие показатели – группа «А»). Здесь оценивались уровень развития малого предпринимательства, качество организационной, инфраструктурой и информационной поддержки, эффективность нефинансовой и финансовой поддержки малого предпринимательства.
Не менее сильную поддержку оказывают предпринимателям и в республике Саха – также третья итоговая группа, по поддержке предпринимателей – группа «А». Опыт республики Саха (Якутия) вошел в сборник 50 лучших практик, который был создан на основе рейтинга.
На втором месте (на 48 строчке рейтинга) – Приморье. Край попал в третью итоговую группу. «Подвел» регион как раз невысокий уровень поддержки предпринимателей – показатель «D».
Хуже показатели и у Сахалина, Магаданской области и Хабаровского края (четвертая итоговая группа). Так, на острове неплохо обстоят дела с регуляторной средой (эффективность процедур регистрации, выдачи разрешений на строительство, лицензий, регистрация собственности и проч.) и институтами для бизнеса (институты, которые обеспечивают защищенность бизнеса, административное давление на бизнес, механизмы поддержки бизнеса и др.) – группа «В», но практически отсутствует инфраструктура (качество и доступность, постановка на кадастровый учет, финансовая поддержка, качество и доступность трудовых ресурсов) – самая последняя группа «Е». В Магаданской области, напротив, относительно развитые институты и поддержка предпринимательства (группа «В»), но высокие издержки регуляторной среды – «Е». В Хабаровском крае – самый низкий показатель по поддержке предпринимателей («Е»), зарегулированная среда и неразвитая инфраструктура – «D».
Ксения Писарева