Поделиться
Наш ответ Стэнфорду
Поделиться

Дальневосточный федеральный университет становится российским и международным брендом

-
За четыре года, прошедшие со дня Саммита глав стран АТЭС во Владивостоке, визитной карточкой города стали не только уникальные мосты, Океанариум, Приморская сцена Мариинского театра, но и Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), расположенный на живописном острове Русский. Созданный на базе ведущих вузов Приморского края, он принял первых студентов сразу после Саммита — в сентябре 2012-го. О том, что сегодня представляет собой российский дальневосточный «Стэнфорд», в интервью ER рассказал исполняющий обязанности ректора ДВФУ Никита Юрьевич Анисимов, заступивший на эту должность в августе 2016-го.

СПРАВКА
Никита Анисимов, 38 лет. В 1998 году с отличием окончил механико-математический факультет МГУ. В 2002 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук. С 2002 по 2013 годы работал в МГУ в должностях: ведущий специалист, начальник отдела, заместитель проректора, проректор. С 2013 по 2016 годы – проректор по учебной работе, первый проректор, исполняющий обязанности ректора в Университете машиностроения (МАМИ) – ныне Московском политехническом университете. С 18 августа 2016 года назначен исполняющим обязанности ректора Дальневосточного федерального университета.

– Никита Юрьевич, ДВФУ остается в центре внимания Правительства России. Какие задачи ставит сегодня федеральный центр перед главным вузом региона?
– Руководство страны видит в работе ДВФУ одну из основ развития всего Дальневосточного региона. Миссия вуза — готовить специалистов, которые поднимут новую экономику Дальнего Востока, определяемую особыми режимами хозяйствования, такими как Свободный порт и территории опережающего развития. Нам важно, чтобы наши выпускники были не просто рабочими руками, а становились интеллектуальными лидерами в бизнесе, образовании и науке, создавали успешные стартапы, свои компании.

Одно из основных предназначений ДВФУ — не сочтите за пафос — демонстрировать и подтверждать всю мощь и величие России в научном, образовательном и деловом пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

– Какие направления научно-образовательной деятельности являются стратегическими для Университета?
– В феврале 2016 года Правительством России были одобрены и утверждены изменения в Программу развития ДВФУ. В соответствии с ними приоритетными для Университета определены следующие направления: биомедицина, изучение Мирового океана, интеграция в экономическое и социокультурное пространство стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это не значит, что другие направления остаются вне зоны нашего внимания. К примеру, в числе приоритетных также подготовка специалистов для сферы высоких технологий и машиностроения. Большое внимание мы уделяем фундаментальным наукам, гуманитарной сфере, востоковедению. Здесь еще предшественники ДВФУ — Дальневосточный госуниверситет эпохи СССР и Восточный институт времен Российской Империи — накопили богатейший багаж знаний и традиций.

– Еще не прошло и полгода, как Вы переехали во Владивосток из Москвы для того, чтобы возглавить ДВФУ. Как прошел период адаптации? Насколько сильно отличается новое место работы от предыдущего — Московского политехнического университета (бывшего МАМИ), которым Вы также руководили?
– К сожалению или к счастью, но времени на адаптацию у меня не было. В должность исполняющего обязанности ректора ДВФУ я вступил 18 августа — по сути, за две недели до начала Второго Восточного экономического форума. Он, как известно, теперь ежегодно проводится в ДВФУ. Необходимо было без промедления включиться в подготовку этого важнейшего события, проводимого под председательством Президента России Владимира Путина. А вслед за ВЭФ начался учебный год. Его тоже надо было встречать во всеоружии.

Стремительное развитие событий сделало столь напряженный темп работы для меня, по сути, привычным. Наверное, положительно сказался и опыт работы в аналогичной должности в МАМИ. Да и более чем 20-летнее пребывание в системе высшего образования выработало определенную закалку. А работа ректора, как в шутку говорил ректор МГУ В.А. Садовничий, везде одинакова: входящие документы подписываешь сверху, а исходящие снизу.

Но если серьезно, я стараюсь соблюдать известную заповедь
академика С.П. Капицы — не мешай работать хорошим людям. А в
Дальневосточном федеральном университете их, как и в Московском политехническом, слава Богу, хватает.

– Как Вы относитесь к двухуровневой системе подготовки студентов «школа – кафедра» по сравнению с той же трехуровневой «институт – факультет – кафедра». У какой больше достоинств, по вашему мнению?
– Я не думаю, что структура вуза играет определяющую роль в его деятельности. Главное — содержание, то, чему вуз учит, и та научная среда, в которой работают и общаются преподаватели и студенты. Важно, чтобы первые увлеченно передавали, а вторые с горящими глазами приобретали профессиональные знания и навыки.

С этого учебного года мы запустили новую образовательную модель, которая позволяет синхронизировать образовательные программы ДВФУ с программами зарубежных вузов — из стран-соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону.

К слову, ДВФУ — единственный российский университет, входящий в Ассоциацию ведущих вузов АТР. И наши студенты имеют возможность посещать страны региона в рамках взаимного обмена, учиться там в течение семестра или даже года, овладевать языковыми и профессиональными знаниями.

Кстати, по своей структуре зарубежные вузы тоже очень разные, что не мешает им давать самую лучшую подготовку для работы в современных реалиях высококонкурентных ведущих мировых экономик.

– Что представляет собой студенческий контингент ДВФУ сегодня? Из каких регионов и стран поступают в Университет? Какие направления и образовательные программы востребованы?
– ДВФУ сегодня находится в точке своего становления, когда происходит определенный перелом сложившихся тенденций. По своей структуре — это мега-университет. Всего несколько лет назад он был составлен из четырех самостоятельных вузов, расположенных на территории Приморского края. К примеру, одно из нынешних структурных подразделений – Школа педагогики (бывший Уссурийский государственный педагогический институт, находится в ста километрах к северу от Владивостока) – притягивает преимущественно абитуриентов из Приморья и иностранцев, которые связывают свое будущее с педагогической деятельностью.

В то же время многие школы и кафедры привлекают самых лучших ребят из всех краев и областей Дальнего Востока, более того — из европейской части России. К примеру, если пять лет назад доля студентов, прибывших учиться в ДВФУ из-за пределов Приморья, составляла одиннадцать процентов, то в этом году — уже сорок!

Год от года все больше людей в нашей стране и за рубежом узнают о Дальневосточном федеральном университете, его колоссальных образовательных и научных возможностях. Мы прилагаем для этого максимум усилий. Растущей популярности в значительной степени способствует то, что вуз работает на федеральную повестку, в нем действуют десятки образовательных программ, в том числе англоязычных, а наряду с цветом российской науки в ДВФУ читают лекции известные профессора со всего мира.

Наша стратегическая цель — сделать ДВФУ российским вузом мирового уровня, в который приезжала бы молодежь со всей страны и после окончания обучения связывала свое профессиональное будущее с Дальним Востоком. Как руководитель вуза считаю одной из своих основных задач создание комплексной системы поддержки преподавателей и ученых. Именно от качества их работы зависит профессиональный уровень наших выпускников.

– Абитуриентов из европейской части России не отпугивает мысль о поездке на Дальний Восток?
– Знаете, в конце ноября я в числе ректоров других российских вузов представлял ДВФУ в Ярославле на форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России». Читал часовую лекцию о Дальнем Востоке, государственной политике по развитию Тихоокеанского побережья России, о нашем университете. И после этого ко мне подошла школьница, будущая выпускница, из Белгорода и сказала: «Я хочу изучать в ДВФУ химию». Я спросил ее: «А ты можешь назвать главного химика Дальнего Востока?» Она ответила: «Да, это академик Сергиенко (председатель Дальневосточного отделения РАН)». Я уверен — она станет нашей студенткой в следующем году. И таких ребят очень много. Если раскрыть всю красоту, всю мощь, все возможности Дальнего Востока, он перестанет быть для них дальним. И сотни, если не тысячи, захотят связать свою юность и последующие годы с нашим Университетом, Владивостоком, Приморьем.

– Насколько доступна учеба в ДВФУ в финансовом отношении? Много ли бюджетных мест?
– Сегодня в вузе в общей сложности обучение проходят 19 тысяч студентов очной формы, включая бакалавриат, специалитет, магистратуру. Из них более 60 процентов — на бюджетных местах. Это очень высокий процент. И количество выделяемых для ДВФУ бюджетных мест с каждым годом только увеличивается.

– И все студенты живут в кампусе на острове?
– Общежития нынешнего кампуса на острове Русском, пока не введена вторая его очередь, рассчитаны на 10 тысяч человек. Преимущественным правом при поселении в кампус обладают иногородние студенты, остальные, в основном жители Владивостока, проживают вматериковой части города. Добраться до острова можно на муниципальном общественном транспорте, кто-то ездит на своем авто.

В кампусе ДВФУ созданы максимально комфортные условия. На выбор — одно-, двух- и трехместные гостиничные номера, в каждом — отдельный санузел с ванной. В комнатах студентов производится регулярная уборка. Все здания спроектированы с учетом доступности для лиц с ограниченными возможностями передвижения.

Обеспечены все условия для полноценной жизни в пределах университетского городка – имеется сеть столовых и кафе, продуктовые магазины, аптеки, отделения почты и банков, прачечные, ателье и другие объектыбытового назначения.

– Много ли иностранных студентов?
– В этом году у нас учится 3200 иностранцев. Примерно 60 процентов из них — граждане Китая. Из всего иностранного контингента по различным программам высшего образования обучаются 1600 человек. Остальные — слушатели различных курсов, прежде всего по русскому языку и русской культуре. Год от года численность иностранных студентов в ДВФУ растет, сегодня они представляют уже 52 страны.

– Насколько я знаю, иностранцы охотно едут в ДВФУ не только учиться, но и преподавать...
– В настоящее время у нас на постоянной основе работают 160 зарубежных преподавателей. Есть еще категория Visiting Professors, те, кто приезжает в Университет на небольшой срок для чтения своих спецкурсов или проведения мастер-классов. Таких преподавателей в 2016 году у нас было 216 человек. Кстати, профессора из ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга других университетских центров России тоже преподают в ДВФУ, со многими университетами заключены соответствующие соглашения.

– Большинству ваших выпускников придется иметь дело с восточно-азиатской культурой ведения бизнеса, особым деловым менталитетом и управленческими традициями. Включает ли процесс образования «восточную составляющую»?
– Этой составляющей просто не может не быть. ДВФУ как наследник той научной школы, что была основана при создании Восточного института в 1899 году, сквозь века пронес модель особой подготовки кадров, ориентированную на региональную специфику. Сегодня в структуре Университета действует Центр Азиатско-Тихоокеанских исследований. С его помощью наши студенты – в рамках основной образовательной программы – осваивают не только историю и географию АТР, но и навыки ведения бизнеса, переговоров, технологического управления, проектной деятельности в контексте азиатской культуры. Причем процесс обучения построен так, что ребята одновременно получают фундаментальные знания и прикладные навыки по целому комплексу профильных предметов.

– ДВФУ — единственный российский вуз, имеющий свой филиал в Японии, причем в префектуре Хоккайдо. Каких специалистов он готовит, кто в нем учится и преподает?
– Вы знаете, мне очень приятно, что сегодня наблюдается ощутимое потепление в отношениях между Россией и Японией, во всех сферах, включая образование. Кстати, на днях, в рамках декабрьского визита Владимира Путина в Токио, было подписано Соглашение об учреждении Ассоциации вузов России и Японии. Это очень важная веха в истории взаимодействия двух стран.

Что касается филиала ДВФУ на Хоккайдо (в портовом городе Хакодатэ), то это во многом символ присутствия нашего Университета в Японии. В филиале ДВФУ обучаются всего около 70 человек. Учащиеся — вчерашние японские школьники. Они изучают русский язык, историю и культуру России, международные отношения. Преподавателями там трудятся как россияне (сотрудники ДВФУ), так и граждане Японии. Филиал ДВФУ в Хакодатэ уже более 20 лет представляет собой своеобразный интеллектуальный и культурный мостик дружбы между нашими странами. Для нас это важная и почетная миссия.

– Насколько эффективно удается взаимодействовать с предприятиями Дальневосточного региона в плане подготовки кадров для них? Есть ли уже отработанные схемы такого взаимодействия?
– Сегодня ДВФУ реализует множество программ целевой подготовки кадров в интересах крупных госструктур и компаний-работодателей, как в инженерной, так и в гуманитарной сфере. Наши выпускники востребованы на предприятиях «Роснефти», «Транснефти», в Дальневосточном центре судостроения и судоремонта (структура Объединенной судостроительной корпорации), в Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» и других.

Взаимодействие с ними строится по следующей схеме: Министерство образования и науки по заявкам работодателей на определенное количество специалистов организует конкурс между вузами. Победитель берет на себя обязательство в течение четырех – пяти лет подготовить специалистов в рамках выделяемых ему для этих целей бюджетных мест. Сами же студенты с момента зачисления зачастую уже знают, в какой компании им предстоит трудиться после окончания вуза.

Редко, но бывает, что работодатель недоволен уровнем подготовки выпускников. Это поле для дискуссий и выработки оптимальных решений. Одно из них связано с тем, что работодателям надо активнее вовлекать своих специалистов в процесс обучения, участвовать в модернизации учебного оборудования, стремиться к наиболее эффективной организации студенческой практики на предприятии. Со своей стороны, и Университет должен так преподносить учебный материал, чтобы это максимально соответствовало современным экономическим и техническим реалиям.

– Что, по вашему мнению, можно отнести к наиболее значимым для ДВФУ итогам 2016 года. И каковы планы на 2017-й?
– Главные итоги года — повышение узнаваемости Университета, бренда ДВФУ в России и в мире, продвижение вуза в различных международных рейтингах, запуск современной образовательной модели, которая позволит синхронизировать учебный процесс в ДВФУ с университетами других стран АТР. И то, что ДВФУ начал формироваться как единый коллектив на прекрасном острове Русский, — это тоже весьма значимый итог уходящего года.

В планах на следующий год — дать старт проекту по возведению второй очереди кампуса ДВФУ, чтобы в будущем предоставить возможность не только учиться, но и проживать на острове Русский всему 20-тысячному контингенту студентов, а также, при необходимости, педагогам и сотрудникам Университета.

Эта задача непроста. Процесс реализации имущества на материке продолжается, но, вопреки привычным представлениям, средства от продажи зданий не поступают автоматически на строительство второй очереди кампуса, а перечисляются в федеральный бюджет. Нам необходимо, чтобы в нашем бюджете появилась соответствующая весомая строка. В решении этого вопроса особая надежда на председателя Наблюдательного совета ДВФУ, вице-премьера и полномочного представителя Президента России на Дальнем Востоке Юрия Петровича Трутнева, вице-премьера Ольгу Юрьевну Голодец, главу Минвостокразвития Александра Сергеевича Галушку, министра образования и науки Ольгу Юрьевну Васильеву. С этими людьми я как руководитель вуза имею честь непосредственно общаться, решать вопросы развития ДВФУ. Они искренне заинтересованы в создании эффективной системы образования на российском Дальнем Востоке. Ядром этой системы уже сегодня является Дальневосточный федеральный университет, но впереди нас ждет большая и чрезвычайно интересная совместная работа.


Справка EastRussia
Дальневосточный федеральный университет ведет свою историю от Восточного института (1899 год) — первого вуза на российском Дальнем Востоке. В своем нынешнем виде создан Указом Президента России от 21 октября 2009 года на базе четырех вузов – Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ), Тихоокеанского государственного экономического университета (ТГЭУ), Уссурийского государственного педагогического института (УГПИ). Сегодня ДВФУ дислоцирован на острове Русский, который административно является частью Владивостока, а географически отделен от материковой части проливом Босфор Восточный. В 2012 году остров и материк соединились вантовым мостом, возведение которого было приурочено к Саммиту глав стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Эдуард Попов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов