Судоремонтный завод «Звезда» готовится строить крупнотоннажные суда для нефтегазовой отрасли и ждет украинских специалистов
Шестьдесят лет назад завод начинал свою деятельность с ремонта мелких судов. Но с ростом объема производства «Звезда» ежегодно вводила новые корпуса. В конце 1950-х годов завод приступил к ремонту дизель-электрических подводных лодок и надводных кораблей ТОФ. С этого времени главной задачей «Звезды» стало поддержание боеготовности тихоокеанского флота.
В нынешнем году на заводе произошли большие изменения. Одно из них – это вступление в должность нового генерального директора Юрия Фильчёнка. Он был назначен советом акционеров ОАО «ДЦСС» в марте этого года после того, как предыдущий директор Владимир Аверин был уволен после пожара в сентябре 2013 на АПЛ «Томск».
Сейчас на территории завода реализуется новый крупный проект – создание верфи крупнотоннажного судостроения «Судостроительный комплекс «Звезда». Проект представляет собой создание цикла производства с нуля с реконструкцией некоторых мощностей на территории верфи. По итогам реализации ССК будет выпускать суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, специальные суда спусковым весом до 29 тыс. тонн, элементы морских платформ и другие виды морской техники.
Юрий Фильчёнок рассказал EastRussia, что ССК будет одним из крупнейших подобных предприятий в России. «На сегодняшний день ведется строительство трех головных объектов первой очереди. К сожалению, этим летом были определенные задержки с финансированием, но эти трудности успешно преодолеваются благодаря правительственным совещаниям, проходящим на Дальнем Востоке, – поделился он. – Существующие графики, к которым необходимо построить первый расширенный комплекс, позволят в 2016 – 2017 гг. начать производство судов, которые необходимы для российских нефтегазовых компаний».
Кроме того, завод готовится к тому, чтобы в будущем принять на ремонт подводные лодки четвертого поколения, которые поступают в ВМФ России. В связи с этим ведется модернизация предприятия. Обычно такие глобальные работы занимают 5-10 лет, но сроки строго регламентированы правительством, и отступать от них нельзя.
Загрузка на 10 лет и нехватка кадров
Поделился генеральный директор и проблемами завода. Он отметил, что предприятие испытывает нехватку высококвалифицированных кадров, которая может усилиться с запуском ССК.
«Сейчас очень много работы на предприятии. Если в предыдущие годы – в 1990-е, начале 2000-х годов – стояла проблема загрузки производственных рабочих и инженерно-технического персонала, то сейчас задача совершенно иная – нужно находить квалифицированные кадры, учить молодежь, обеспечивать выполнение тех работ, которые нам задаются Родиной», – сказал Юрий Фильчёнок. Но при этом, как утверждает гендиректор, постепенно «вымывается прослойка рабочих, которым 20 лет назад было по 40 лет, а им на смену приходит малое количество людей, которые, к сожалению, медленно набирают квалификацию».
Несмотря на то что в Большом Камне функционирует Дальневосточный судостроительный колледж, Юрий Фильчёнок основной проблемой называет тот факт, что выпускники этого учебного заведения идут в армию, и, видя выгодные условия службы по контракту, там и остаются вместо того, чтобы идти работать на завод. Этот вопрос уже обсуждался с правительством РФ. «Мы говорили о том, что выпускников профильных колледжей нужно отправлять на службу в бригады ремонтирующихся и строящихся кораблей. Но пока это находится только на уровне обсуждения», – рассказал он.
Тем не менее, на базе колледжа скоро начнет работу учебный центр «Звезды». «Мы занимаемся модернизацией того, что есть в колледже, а учебный центр при судостроительном заводе будет строиться в плановом порядке, он войдет в первую расширенную очередь ССК, – сказал гендиректор. – Я надеюсь, что в ближайшие три года он уже появится и будет работать параллельно с системой государственного профессионального образования».
Зарплата на заводе – одна из самых высоких в отрасли. Юрий Фильчёнок сообщил, что руководство «Звезды» надеется, что жители Украины вскоре поедут сюда работать. «Нас интересуют все специалисты, связанные с судостроением и судоремонтом, и мы надеемся, что в 2015 году мы сумеем набрать определенное количество сотрудников. Необходимые заявки мы по этой части делаем, у нас достаточно серьезная централизация этих вопросов со стороны Объединенной судостроительной корпорации, но мы ждем 1 января. Пока специалистов из Украины у нас нет», – добавил гендиректор «Звезды».
Несмотря на трудности, с которыми периодически сталкивается предприятие, его руководитель смотрит в будущее с оптимизмом, ведь завод обеспечен заказами на 10 лет вперед.
«Обеспечение со стороны Минобороны ремонта боевых кораблей ТОФ в целом вышло на достаточно серьезный уровень. У нас ежегодно увеличиваются объемы финансирования по ремонту кораблей. С каждым годом мы увеличиваем объем выполненных работ, и в этом году, я надеюсь, мы начнем закрывать очень важные для нас запланированные заказы, – рассказал Юрий Фильчёнок EastRussia. – Это радостно, потому что мы видим свои перспективы и задачи, которые ставятся на ближайшие годы. У завода есть славное прошлое и достойное будущее».
Текст: Надежда Котлярова