Петропавловск-Камчатский - ключевое звено Северного морского пути
Петропавловск-Камчатский может стать базовым портом на восточном плече Северного морского пути, предоставляющим услуги снабжения, бункеровки, судоремонта, технического и иного межрейсового обслуживания судов, в том числе атомного ледокольного флота.
Как сообщили EastRussia.ru в Федеральном агентстве морского и речного транспорта, меры по развитию инфраструктуры порта Петропавловск-Камчатский реализуются в рамках мероприятий ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».
По сведениям правительства Камчатского края, за последние 5 лет в развитие флота и береговой рыбопереработки на Камчатке инвестировано более 8 млрд руб. За это время построено 7 рыбопромысловых судов для прибрежного рыболовства, на побережье открыты 15 современных высокотехнологичных рыбоперерабатывающих заводов, создано почти 2 тыс. новых рабочих мест. Все это позволило увеличить обработку уловов тихоокеанских лососей на берегу с 30 до 70% и довести ежегодный объем выпуска рыбопродукции на Камчатке до 800 тыс. тонн.
По информации Росморречфлота, в рамках программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» идет строительство морского вокзала в Петропавловске-Камчатском, реконструкция причалов порта в целях повышения их сейсмостойкости, строительство нового причала и пункта пропуска на терминале Никольское, расположенном на Командорских островах, а также строительство причального пирса в селе Тиличики и реконструкция портопунктов в селе Усть-Хайрюзово и поселке Палана Камчатского края.
Предполагается, что Петропавловск станет базой для ледокольного флота на востоке России. Пока же, чтобы сменить экипаж или пополнить запасы продуктов, ледоколам необходимо добираться до Мурманска.
«На сегодняшний день порт Петропавловск-Камчатский уже обладает определенными необходимыми ресурсами для создания инфраструктуры и обеспечения специалистами не только для обслуживания судов, идущих по Севморпути, но и для обслуживания ледокольного флота и судов ледового класса, - уверен Н. Пегин. – В рамках развития СМП порт может взять на себя также роль базы для атомного ледокольного флота на Дальнем Востоке, так как обладает более мощной судоремонтной базой по сравнению с северными портами и возможностью привлечения высококвалифицированных специалистов по эксплуатации ядерных энергетических установок из числа военнослужащих-подводников, уволенных в запас. Уникальные условия Авачинской бухты (одной из самых больших в мире) позволят Петропавловску-Камчатскому стать мировым центром по обслуживанию судов ледокольного класса».
У порта есть возможность стать хабом, считают рыбаки: «Мы надеемся, что, когда Севморпуть начнет функционировать и связывать Европу с Азией и Америкой, Петропавловск-Камчатский будет определенным портом-накопителем. Вероятнее всего, что с запада России на Дальний Восток нужно ходить кораблями определенного класса – линейными. Такие корабли должны быстро приходить, выгружаться и уходить. А фидерные корабли будут здесь, на месте, развозить грузы. Другими словами, предполагается порт-хаб. Сейчас ситуация иная, порт пустой, из него почти ничего не вывозится, а завозятся только товары для потребления в крае», - сказал EastRussia.ru председатель союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко.
Вся проблема Петропавловска в том, что город не выходной, здесь нет железной дороги, как, например, во Владивостоке или Советской гавани, считает эксперт.
Экономически транспортировать рыбную продукцию через Петропавловск в центральную Россию удобнее, чем через Владивосток и затем рефрижераторными контейнерами по железной дороге, уверен председатель Рыболовецкого колхоза им. Ленина Сергей Тарусов.
«Развитие морского транспортного хаба на территории Камчатского края и его включение в развитие Арктической морской транспортной системы, частью которой является Северный транспортный коридор, организация магистрально-фидерной линии в перспективе будут способствовать росту и диверсификации доходов дальневосточного мегарегиона страны. Это не только обслуживание и регулирование международных торговых потоков, но и надежное транспортное обеспечение огромных регионов Дальнего Востока, создание предпосылок для активации геологоразведочной деятельности в наиболее удаленных регионах России и освоение природных богатств этих территорий», - считает Н. Пегин.
«Порт Петропавловск-Камчатский имеет стратегическое значение для России и Дальневосточного региона. Он создает условия для того, чтобы Россия не просто обеспечивала один из важных транспортных коридоров, но стала ведущей силой, определяющей структуру и направления мировой торговли, – сказал Н. Пегин. – Факт наличия интенсивно функционирующего транспортного коридора дает возможность к более активному включению в мировую экономику уникальных ресурсов Русского Севера, Русской Арктики. Здесь роль Петропавловска-Камчатского и Камчатского края для будущего России, будущего АТР и всего мира просто трудно переоценить».
По мнению эксперта, Камчатский край, в силу своего географического положения, является активным участником реализации задач национальной морской политики. В перспективе Петропавловский порт сможет стать крупным мировым логистическим центром на пересечении международных транспортных линий Азии, Северной Америки и Европы (по СМП).
Как заявил конце апреля на заседании Совета безопасности России глава российского государства Владимир Путин, к 2015 году необходимо вывести грузооборот на уровень 4 млн тонн. Президент РФ потребовал создать современную инфраструктуру навигации, связи, техобслуживания, оказания экстренной помощи на всем протяжении пути.
Текст: Сергей Супрун