Вместе с тем, узнаваемость и популярность на внешнем рынке – немаловажный фактор, который может «всколыхнуть» экономическую ситуацию на Дальнем Востоке и привлечь сюда иностранный капитал. В перспективе этим фактором вполне мог бы стать туризм, а брендом вулканы Камчатки – поистине уникального региона России. Для примера можно взять американскую Аляску, удаленный от цивилизации огромный малонаселенный штат, который США смогли не только развить экономически, но и сделать признанным туристическим центром Америки.
Иностранцы на Камчатке сегодня – это, прежде всего, граждане стран АТР: японцы, американцы, китайцы, а также жители Германии, Франции и других европейских стран. В течение последних нескольких лет число этих туристов в крае неумолимо снижается. А в абсолютных цифрах ежегодных посещений Камчатский край и вовсе уступает таким направлениям, как Египет, Турция или Таиланд в несколько десятков, а то и сотен раз.
Можно полагать, что отток иностранных туристов отчасти связан с кризисными моментами в мировой экономике. Однако любой житель России знает, что Камчатка – дорогой регион. Высокие цены на услуги и перелет - одна из главных проблем, которая отталкивает среднестатистического туриста от посещения края.
Tсли вопрос стоимости билета еще можно решить, к примеру, созданием альтернативной авиакомпании бюджетного класса (лоукостер «Добролет» – яркий тому пример), то с увеличением потока иностранцев в край неизбежно встанет другой вопрос – где и как разместить привыкших к комфорту туристов? Отсутствие нормальной инфраструктуры для размещения, отдыха и передвижения туристов – настоящие бедствие для Камчатки.
К примеру, в летний сезон в Авачинскую бухту заходит до 10 пассажирских судов из стран АТР. Однако отсутствие пассажирского терминала, соответствующего причала и портовых сооружений вкупе с высокими портовыми сборами приводят к тому, что крупные круизные лайнеры, прибывающие на Камчатку, вынуждены стоять на рейде. Тем, кому посчастливится добраться до города на катере, краевая столица практически ничего не предлагает, поэтому такой туризм ориентирован, прежде всего, на природу. А добраться туда сложно и очень дорого.
Так что же необходимо для того, чтобы поднять камчатский туризм на государственный уровень и сделать его по-настоящему международным?
Прежде всего, необходимо повысить общую привлекательность региона для туристов и сформировать конкурентоспособный туристический продукт. Сложность в данном случае представляет как великое множество разрозненных компаний, так и наличие посредников в предоставлении различных услуг. Большую роль здесь может сыграть иностранный бизнес.
Однако не стоит ждать, что с появлением инвестиций туризм в Камчатском крае моментально взлетит на международный уровень. Во многих туристических странах - Италии, Испании, Франции и т. д. - эта сфера деятельности начала развиваться более ста лет назад, в то время как Камчатка, военный форпост на северо-востоке России, открыта для внешнего мира немногим более 20 лет. Этот регион молод для иностранного бизнеса и неудивительно, что в настоящее время о Бутане, Монголии или Аляске среднестатистический турист из-за рубежа знает больше, чем о российской Камчатке. Например, ежегодная камчатская гонка на собачьих упряжках «Берингия» очень популярна в крае, однако за рубежом про нее практически никто не знает. В то же время как аналогичные гонки на Аляске «Iditarod Dog Sledge Race» известны всему миру.
В этой связи важно обратить внимание и на подготовку специалистов для работы с разными народами и культурами. Японцы воспринимают дальневосточный регион как домашний, точны в контрактах и оговаривают все тонкости путешествия в договоре. У европейцев на первом месте стоит безопасность, они не очень доверяют российскому сервису, но на Камчатку приезжают с большой охотой. Китайцы, прежде интересовавшиеся лишь поставками рыбопродукции с Камчатки, в последнее время также начали интересоваться ею как объектом для туризма. Сегодня спросом предприятий индустрии туризма на Камчатке пользуются специалисты среднего звена, т.е. сотрудники способные продавать и предлагать туристские путевки. Важно не только продать продукт, но и учесть национальные особенности и потребности туриста, который получит хорошие впечатления от поездки и расскажет о ней друзьям.
Итак, основные условия для повышения международной привлекательности Камчатки ясны – это совершенствование туристической инфраструктуры, ориентация на экотуризм, снижение цен на авиаперевозки и услуги. Есть и еще одно условие, которое не хотелось бы упустить. Это понятие культуры путешествия. Хотеть путешествовать, открывать для себя новые территории и тратить на это деньги должен, прежде всего, сам человек – будь то русский или иностранец. И если посещение туристами Камчатского края станет по-настоящему массовым, туристический бренд Камчатки имеет все шансы стать мировым.
Ссылка на источник: http://russiancouncil.ru/blogs/dvfu/?id_4=1228