Поделиться
Восточная кольцевая
Поделиться

Презентован амбициозный турпродукт «Восточное кольцо России», объединяющий дальневосточные и забайкальские регионы в единую сеть

Идея создать общий туристический бренд регионов Дальнего Востока и Забайкалья, которую периодически озвучивали на различных тематических дискуссионных площадках, окончательно оформилась в июне 2012 года на международной конференции «Трансграничный проект «Восточное кольцо России» как основа формирования единого туристического пространства и инструмент сотрудничества стран Северо-Восточной Азии».

Суть ее заключается в том, чтобы по аналогии с «Золотым кольцом России» создать единое туристическое пространство с маршрутами, позволяющими туристам полюбоваться красотами Якутии, восхититься камчатскими вулканами, посетить Иволгинский дацан в Бурятии и устроить водную прогулку по Амуру под Хабаровском.

Впоследствии «Восточное кольцо России» вошло в число мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018гг.)» в части продвижения туристической привлекательности субъектов Российской Федерации. В тексте этой программы отмечается, что Дальний Восток обладает уникальными природно-климатическими особенностями, являясь единственным на территории России местом с умеренно муссонным климатом. По состоянию на 2011 год, когда принималась программа, на территории макрорегиона ежегодно отдыхало около 2 млн туристов, что составляло всего 6% общероссийского туристского потока. Потенциально туристско-рекреационный комплекс Дальнего Востока перспективен в отношении развития въездного туризма для жителей Японии, Республики Корея, Китая и Монголии, уверены авторы программы.

В августе-сентябре этого года трансрегиональный маршрут предложили проверить на себе блогерам и журналистам ведущих российских СМИ. Это путешествие включало в себя четыре региона: Республику Саха (Якутия), Хабаровский край, Камчатский край и Республику Бурятия. Эксперимент прошел более чем удачно, его участники остались довольны. Как и представители местных властей, которые ожидают от развития трансграничного туристического проекта заметного увеличения туристического потока.

Например, руководитель агентства по туризму и внешним связям Камчатского края Геворк Шхиян назвал проект «Восточное кольцо России» «основой формирования единого пространства и инструментом сотрудничества со странами всего Азиатско-Тихоокеанского региона». «Уже сейчас появилась транспортная логистика, которая позволяет совершать авиарейсы из Якутии через Хабаровск и Камчатку на Аляску, и этот маршрут представляется перспективным с туристической точки зрения», - отметил Геворк Шхиян. Министр по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) Екатерина Кормилицына заявила в СМИ, что Якутия как удаленная территория делает упор на событийный туризм. Также популярными направлениями являются охота и рыбалка. При этом туры по Восточному кольцу пока не продаются, но появляется интерес к его отдельным участкам. В этой связи Екатерина Кормилицына особо подчеркнула важность развития малой авиации и увеличения числа субсидированных рейсов, а также всей необходимой инфраструктуры.

В тексте ФЦП по развитию туризма основными проблемами отрасли на Дальнем Востоке также назвали низкий уровень развития туристской инфраструктуры и недостаток транспортной инфраструктуры и соответствующих маршрутов, в том числе авиационных. «Преодоление указанных сдерживающих факторов и дальнейшее развитие туристской отрасли Дальнего Востока позволит увеличить туристский поток до 4 млн туристов в год», - прогнозируют авторы.

Председатель правления Дальневосточного регионального отделения Российского союза туриндустрии Александр Осауленко согласен с тем, что логистика остается больным вопросом для дальневосточного туризма. ««Ростуризм» является одним из организаторов проекта «Восточное кольцо России». Я помогал в организации тура для журналистов, и цена перелета от Хабаровска, Владивостока и Москвы нас поразили», - признался Александр Осауленко EastRussia.

По его словам, не между всеми регионами Дальнего Востока и Забайкалья есть бесперебойное воздушное сообщение, и «подвижек в этом направлении пока нет». Решить проблему транспортной логистики можно, сделав аэропорты открытыми, считает Александр Осауленко. «Сегодня большинство внутренних и международных тарифов установлены монополиями. Согласно нашему законодательству, не любая авиакомпания может войти в аэропорт. На международных линиях обычно действует один российский и один иностранный перевозчик, а на внутренних не больше двух российских компаний», - объяснил он. Еще одним препятствием глава ДФО РСТ назвал недостаточную вовлеченность в проект региональных властей и полпредства: «На наш взгляд, работа идет не должным образом».

При этом Александр Осауленко высоко оценивает потенциал проекта. «Он вряд ли станет массовым, как «Золотое кольцо России», потому что там идут цепочки автобусов с российскими и иностранными туристами, а у нас цепочку самолетов представить сложно. Но свою долю рынка мы сможем занять. У нас нет древних храмов, но есть природа. Алмазная трубка, бриллиантовая биржа - где такое можно увидеть, в ЮАР? Но туда не все поедут, а Якутия ближе. На Камчатке есть действующие вулканы, а в Хабаровском крае пересекаются разные климатические условия: здесь можно увидеть и тигра с леопардом, и кедры, и папоротник», - перечисляет эксперт.

При этом в проект требуются капитальных вложений. Например, только на один проект Хабаровского края, туристический кластер реки Амур и Шантарских островов потребуется минимум 1,5 млрд руб., хотя из федерального бюджета в рамках программы в 2014 и 2015 годах будет выделено по 400 млн руб. Всего в ФЦП входит три хабаровских проекта, общий объем инвестиций которых может превысить 10 млрд руб. При этом в крае принимаются реальные шаги по привлечению инвесторов, да и китайская сторона заинтересована в развитии приграничного туризма. Но все равно опробовать маршруты Восточного кольца России надо сначала на российских туристах. «Есть технология развития туризма. Страны, которые мощно и комплексно развиваются в этом направлении, сначала создают продукт для внутреннего потребления. Сперва для горожан, затем ближних городов, всей страны и уже потом других стран. То, что делается в крае, делается для жителей края, и это правильно», - заключил Александр Осауленко.

Антон Иванов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов