Съемки российско-индийского фильма пройдут на Дальнем Востоке. Индийский продюсер Вивек Агравал уже встретился с заместителем министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвиры Нургалиевой, представителями Министерства культуры России и продюсерской компании «Среда». Обсуждение российско-индийского проекта прошло в Корпорации развития Дальнего Востока.
Как сообщает пресс-служба Минвостокразвития, Вивек Агравал недавно вернулся с Чукотки. Он был в составе жюри международного арктического фестиваля «Золотой Ворон». Эльвира Нургалиева предложила продюсеру побывать на форуме креативных индустрий «Сделано на Дальнем Востоке». Он состоится в июле в Хабаровске.
В прошлом году индийский продюсер посетил Якутию, Бурятию, Приморье, Камчатку, чтобы выбрать площадки для совместных проектов.
Вивек Агравал продюсировал художественный фильм 2011 года «Золотые женщины Земли», за который был отмечен национальными наградами. В числе других его работ фильмы «Королева», «Бомбейский бархат», «Удта Пенджаб» и другие. Он также продюсировал сериалы, вышедшие на популярных зарубежных стриминговых сервисах.
Кино, снятое в Якутии или о Якутии, уже давно вышло за рамки республики: якутские режиссёры регулярно берут награды на фестивалях, документальная лента якутских авторов номинировалась на Оскар, якутское кино показывает 1 канал, и его даже запрещает Роскомнадзор (фильм «Айта» реж. Степан Бурнашёв) — это ли не успех и признание?
По данным на 2022 год в Якутии работали больше 20 кинокомпаний и продакшенов. Каждый год в прокат выходит не меньше десятка местных картин. С 2015 года половина всех российских фильмов, снятых за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, была произведена в Якутии. И это в республике с населением меньше миллиона человек.
Корреспондент EastRussia решил побеседовать с участниками съёмочного процесса, чтобы попытаться выяснить – «В чём же сила, брат?»
Справка
27 якутских кинокартин, включая десять премьер, заработали в 2023 году рекордные 100 млн рублей. При этом около 10% выручки собрано за пределами республики Саха (Якутия).
«Белый пароход»
В этом году на экраны выйдет художественный фильм «Белый пароход», режиссёром которого выступила Инга Шепелева. Картина сейчас находится на стадии пост-продакшн, идет работа над звуком. Фильм полностью снимали в Якутии, где родилась и выросла не только Инга, но и оператор-постановщик фильма Вероника Соловьева.
«Мы жили там наше детство и юность, и, собственно, сценарий фильма основан на моём дебютном романе, который я написала в 21 год, когда ещё воспоминания о детстве были очень живыми и плотными», — рассказала EastRussia Инга Шепелева.
«Белый пароход» — история любви якутской учительницы и русского директора школы на фоне перестройки. Чтобы получилось реалистичнее, снимать картину решили в ретро-эстетике, для этого в республику «киношники» привезли свои специальные объективы от пленочных камер. В остальном, рассказывает Инга Шепелева, в Якутии есть всё необходимое, даже морозоустойчивые камеры. А за счет того, что группа по составу значительно меньше на выездных съемках, то процесс получается более душевным.
«В отличии от крупных студий, как-то по-семейному получается: группа маленькая, все друг у друга на подхвате, вместе преодолевают природные суровые условия. Душевно получается и это привлекает», — вспоминает съёмочный процесс Инга Шепелева.
В регионах снимать дешевле
«Кино — это в большей степени индустрия, чем искусство, где финансы и инфраструктура играют главную роль», — уверен продюсер, главный редактор сайта «Кино-Театр.Ру» Жан Просянов, с которым также удалось пообщаться на тему феномена якутского кино.
«Феномен [якутский] уже настолько окреп и стал частью ландшафта российского и мирового кино, что это уже не феномен, а полноценная самодостаточная индустрия, которая способна производить фильмы и зарабатывать на них столько, чтобы снимать следующие, то есть всё готово к самопроизводству», — поделился Жан Просянов.
По его мнению, «якутское кино» не возникло из ниоткуда, это результат кропотливого труда всех жителей республики: людей, властей, бизнеса.
«Как сказал Айсен Николаев, отвечая на вопрос "Как завести себе в регион кинематограф? " — "Нужно 20 лет газон постригать". Они занимаются кино со школьного уровня. Я в этом году был на фестивале «Республика кино» и мне показалось, что секрет в том, что они занимаются этим очень системно. Мне показывали кино школьного уровня, студенческого, полупрофессионального, любительского. Они очень грамотно подхватывают людей на любом уровне, оказывают им поддержку — инфраструктурную, творческую, продюсерскую, стараются их максимально быстро довести до результата. Такой вертикально интегрированной структуры обучения и дальнейшей реализации фильмов, пожалуй, нет ни в одном регионе», — отметил Жан Просянов.
Кстати, Жан приложил свою руку и к созданию «Белого парохода», он выступает в роли продюсера. Судя по эмоциям во время разговора, сотрудничество с Якутией ему понравилось.
«Это уникальный случай, когда в рамках одной страны есть еще одна кинематография. Я жду, что якутское кино все больше будет появляться на федеральных экранах. И что в стране будут показывать не только блокбастеры и «Чебурашку», но и авторское кино. Есть знаковые имена, которые должны ярче звучать на мировой арене, на фестивальных площадках: Дмитрий Давыдов, Степан Бурнашёв. На сегодня это самые яркие представители якутского кино. Необходимо, чтобы проходило межрегиональное сотрудничество и взаимная интеграция», — рассказал Жан Просянов.
Ай да «Айта»!
Названный среди прочих Степан Бурнашёв — одна из знаковых фигур в якутском кино, после скандала, связанного с его фильмом «Айта» его известность выросла в разы. Мы решили у него выяснить слагаемые успеха кинематографа в республике. Правда, Степан оказался немногословен.
— Степан, как удается так много снимать в Якутии?
— Сложно ответить за всех. Наверное, есть какое-то лютое желание снимать кино
— Почему в Якутию переезжают «киношники» из западных регионов России?
— Таких примеров на самом деле мало. Но от них слышал, что им нравится честность в рассказах, неиспорченность большими деньгами и люди.
— Почему якутское кино стало таким качественным?
— Количество порождает качество. Есть стремление у многих ребят снимать все лучше и лучше.
Последний тезис особенно актуален: на якутское кино стали давать деньги, а это показатель. К примеру, «Белый пароход» стал первым якутским фильмом, на производство которого Минкульт РФ выделил субсидию.
Такой расклад вызывает у коллег из соседних дальневосточных территорий «белую зависть». Сергей Яковлев из Хабаровска и режиссер, и продюсер, и сценарист короткометражных художественных и документальных фильмов, но пока зарабатывать этим на жизнь не получается. И присматривается к опыту Якутии.
«У них есть свой бюджет, дотации — это все способствует, креативный кластер у них первый появился. Там одновременно выросли и спрос, и предложение. И оно начало само себя раскручивать», — считает Сергей Яковлев.
«Феномен якутского кино заключается в том, что природа, мысли, восприятие мира народа Саха — очень образные, как и язык Саха. Предания, мифология, образная знаковая система языка и культуры — всё основано на образах и нарративе, который очень сильно связан с изображением. Ведь издревле ходили из села в село олонхосуты (они показаны в фильме «Не хороните меня без Ивана» — прим. EastRussia), которые были сказителями, они были заменой телевизора и интернета, рассказывали новости из соседних сёл, так как расстояния огромные, а населённых пунктов мало, они были связующим звеном и вплетали в это всё как рассказы о происходящем в данный момент, так и о прошлом: мифы, сказания, поверья», — размышляет Инга Шепелева.
Кстати, именно из-за мифов, шаманизма, суровой природы изначально в Якутии много фильмов в жанре «хоррор».
«Уникальная самобытность якутской культуры, которая многогранна, неповторима, в которой есть своя особенность, которая выражается в индивидуальном языке. И эта культура — питательная среда для появления фильмов в жанре «хоррор», таких картин довольно много в этом жанре. Кино, прежде всего, должно вызывать эмоции, а страх и смех — эмоции, которые для людей максимально естественные и кажется, что их максимально просто «добывать», но это на самом деле сложно», — полагает Жан Просянов.
«Народ Саха очень близок к миру духов, очень одушевляет вещи, природу и поэтому это все крепко сплелось с медиумом кинематографа, потому что это было и остается абсолютно естественным: люди не подходят к кино сточки зрения академизма, с точки зрения правил, а действуют от души, по наитию. В итоге получается очень естественно и интересно», — говорит Инга Шепелева.
Есть и более реалистичные аспекты, считает Сергей Яковлев.
«У них своя устоявшаяся культура. И вот есть якутский народ, есть собственный язык, и никто другой им, как зрителям, подобный контент предоставить не может. Например, если бы у нас был свой, дальневосточный язык, нам бы тоже было важно, чтобы для нас кто-то что-то подобное делал», — размышляет он.
По его мнению, также важен тот факт, что в Якутии всего лишь миллион жителей. В итоге все так или иначе участвуют в «киношном» процессе.
«Вся Якутия завязана в кино, они любят кино, любят, что кино создается: «Я пойду, посмотрю, поддержу, поаплодирую, потом с актером обсужу». У них кино не заканчивается просмотром, просмотром оно лишь начинается. Друг друга поджигают новыми идеями. Это стало не только частью их культуры, это стало частью их жизни», — говорит Сергей.
То, что в Якутии все друг друга так или иначе знают, сыграло еще одну положительную роль – уверен Жан Просянов.
«Если по всей России у нас кинотеатрами владеют сети, что означает, что кинотеатры программируются по всей стране в едином ключе: какой-то человек решает — какой фильм будут показывать, то в Якутии большинство кинотеатров — частные: есть конкретный человек, к которому можно прийти и сказать: «Давай покажем моё кино». Экономическая составляющая якутского феномена началась с того, что один конкретный якутский режиссёр набрал одного конкретного директора кинотеатра и они договорились о том, чтобы конкретный фильм показывали в конкретном кинотеатре. Тогда суммарные сборы составили полмиллиона рублей, что перекрыло производственные затраты и с этого момента всё и началось», — рассказывает Жан Просянов.
Кстати, маленький бюджет — как съемочный, так и кассовые сборы — еще плюс в копилку якутского кино, говорит Сергей Яковлев.
«Малый бюджет для полного метра, а охват для возврата вложенных средств — 10-15 млн рублей. Это рабочая формула в наших условиях. К примеру, бюджет фильма «Золото Умальты» — 200 млн., рублей, его сложнее будет окупить», — рассуждает Сергей Яковлев.
А вот в массовый успех якутского кино на просторах всей страны Сергей Яковлев не сильно верит. И тому есть одна причина.
«Якутское кино не выходит на российский рынок, потому что русский зритель не любит читать: кино же на якутском, а титры на русском, и их нужно читать», — уверен Сергей Яковлев.
Жан Просянов напротив — говорит, что якутское «зрительское» кино, нацеленное на локальный рынок, должно выходить в российский прокат.
«Самый яркий пример этого года — эдакий якутский Уэс Андерсон — Николай Корякин с фильмом называется «Тимир», который был отмечен на фестивале «Зимний» за режиссуру и собрал в якутском прокате почти 13 млн рублей, отбив производственный бюджет. Мне кажется, такие вещи должны максимально ярко подсвечиваться на федеральном уровне, а в идеальной системе координат должны демонстрироваться не только в Якутии, но и в каждом регионе, где есть какие-то очаги кинематографии: своя киностудия, кадры, техника — к этому надо стремиться, чтобы выпускалось локальное кино, чтобы в региональном прокате оно собирало столько, чтобы могло окупаться. Тогда наше кино станет сильнее и появится шанс услышать большее количество интересных и ярких голосов» — резюмирует наш разговор Жан Просянов.
Справедливости ради стоит отметить, что локальное кино есть не только в Якутии: снимают в Бурятии, в Хакасии построили большую студию, где был снят фильм режиссера Николая Рыбникова «Чекаго». Своеобразной киностолицей нашей страны стал Калининград, где сегодня снимается огромное количество фильмов. В Екатеринбурге, где три года назад на Свердловской киностудии поменялось руководство, идет активное движение.
«В целом, если говорить о развитии регионального кино, то оно наиболее активно развивается там, где есть рибейты — возврат средств продюсерам, потраченным в этом регионе. Многократно доказано ассоциацией продюсеров кино и телевидения, что на каждый возвращённый продюсеру рубль регион по факту получает три, а если грамотно этим управлять, то шесть. Но для этого также должна быть развита инфраструктура: в городе должно быть много кафе, гостиниц, транспортная сеть, кадры второго состава, техника, хоть какой-то культурный вуз», —рассказывает об экономической и инфраструктурной стороне якутского феномена Жан Просянов.
Кстати, сайт «Кино-Театр.Ру» сейчас делает проект под названием «Кинокарта России», в рамках которого будут отмечены места, где снимались те или иные фильмы, чтобы появлялась локальная гордость и туристическая привлекательность. Судя по всему, Якутия будет на этой карте представлена весьма значительно.
Премьеры кино Якутии в 2024 году:
«Кыталыктаах кырдалларым» - режиссер Михаил Лукачевский, премьера намечена на апрель
«Легенды вечных снегов» - режиссер Алексей Романов, премьера намечена на октябрь
«Триумф» - режиссер Михаил Лукачевский, премьера намечена на октябрь
«СпидСтар» - режиссер Алексей Амбросьев
Капитан «Антареса» Николай Зайцев рассказал EastRussia, как проходила экспедиция, что увидели и испытали путешественники, а также почему люди — лишний элемент на острове Ионы.
«Антарес» держал курс в открытое море. Шел четвертый день перехода из Николаевска-на-Амуре. Все эти дни экипаж российского парусного катамарана находился один на один с суровым Охотским морем.
К северу от Сахалина, ветер стих, сменившись туманом. Видимость резко упала, исчезло ощущение открытого моря. А над водой — стали появляться стайки птиц. Их становилось больше, и это — явный признак того, что суша близко.
В глухом тумане члены команды услышали шум прибоя и рев сивучей. Сам же остров увидели, только когда подошли к нему практически вплотную. Выглянули громады скал, вздымаясь вверх, насколько туман позволял рассмотреть. Неприступная стена камня -посреди моря. «Антарес» достиг своей цели — острова Ионы. Самой труднодоступной, малоизученной, таинственной точки Охотского моря. Места, где за всю историю мореходства побывало меньше людей, чем на Эвересте или в космосе…
Рождение путеводной звезды
Захватывающая история приключений «Антареса» будет неполной, если мы не расскажем, откуда взялся сам катамаран и его экипаж. Это как видеть свет звезды и воспринимать его просто как точку на небосклоне. Но ведь у каждой из них есть имя, история и судьба!
«Антарес» — задумка команды единомышленников из Хабаровска, и заключается она в том, чтобы открыть Дальний Восток по-новому, для всех — через объективы видеокамер. Какие красоты, богатства и тайны скрыты на бескрайних и мало обжитых просторах страны? Что там — за горизонтом? А там — водопады и скалы, суровые шторма и тихие бухты, царство зверей и птиц, большинство из которых впервые видят человека!
Команда приступила к строительству судна, способного ходить по морю, при этом обладающего небольшой осадкой, чтобы заходить в малые реки. Идеей создания заинтересовалась одна из строительных компаний Хабаровска.
«Мы даже не рассчитывали на такой быстрый и живой отклик, — рассказывает путешественник Николай Зайцев, капитан катамарана «Антарес». — Думаю, дело здесь в патриотизме, любви к родному краю — это у нас общее! Компания занимается строительством домов, и дает им имена русских землепроходцев, тех, кто внес вклад в развитие Дальнего Востока — «Корф», «Невельской». И когда мы предложили снимать фильмы о Тихоокеанском побережье — к нашему удивлению, никто не покрутил у виска».
Был создан проект разборного катамарана с надувными корпусами из ПВХ. Такая конструкция уменьшила вес судна и дала ему возможность причаливать в неприспособленных местах, а парусное вооружение увеличило автономность хода. Строили судно сами, и в 2020 году Антарес был спущен на воду.
— Николай, а почему «Антарес»? По-моему, это имя звезды в созвездии Скорпиона?
— Антарес, если смотреть невооруженным глазом, выглядит как одна светящаяся точка, на самом деле — это двойная звезда. Так и наш катамаран — на двух корпусах, но судно одно!
Тогда путешественники не могли и предположить, что имя звезды станет путеводным, и проложит маршруты туда, где бывали лишь единицы, подарит виды и атмосферу мест, о которых почти никто не слышал.
Два года испытаний на реке и на море, поход из Хабаровска во Владивосток и обратно — «Антарес» и его экипаж были готовы отправиться в свою первую экспедицию. Задачей ее было — добраться и непременно высадиться на самом загадочном острове Хабаровского края.
Не просто точка на карте
Итак, остров Ионы — или остров святого Ионы. Известно о нем немного, а то, что известно — только добавляет загадочности. С 1994 года — это памятник природы краевого значения. На скалистой площадке сохранились обломки метеостанции, которая сыграла немалую роль в истории Охотского моря.
В ту пору многие страны вели добычу ресурсов в его акватории, варварски опустошая ее. И это не было запрещено, поскольку Россия не единственная имела выход к Охотоморью. Кусочек суши, именуемый сегодня островом Ионы, на одних картах значился скалой, на других островом. И вот чтобы статус острова закрепить, на нем соорудили постройку — метеостанцию. По инициативе Хабаровского филиала РГО статус острова был зафиксирован официально, что закрепило за Россией 200-мильную исключительную экономическую зону вокруг него. Это положило начало работе, результатом которой стало присвоение Охотскому морю статуса внутреннего моря России. Вот вам и точка на карте!
«Сам по себе остров и его судьба необычны, — рассказывает Николай Зайцев. —Главным аргументом для нас был, пожалуй, тот факт, что никто еще полноценных фильмов о нем не снимал. Даже высадиться там за всю историю исследований смогли единицы. Представьте: посреди цивилизации — кусок земли, на котором никто не бывает! Ну а дальше, наверно, азарт! Тот самый, что был у первооткрывателей, пока на картах еще оставались белые пятна. Нужно было успеть, пока никто не сделал этого раньше нас».
К этой необитаемой скалистой вершине горы, миллионы лет назад погрузившейся на дно океана — аккурат посреди нынешнего Охотского моря — и держали курс путешественники. Но так ли остров необитаем?
Живое Сердце Охотского моря
«Первое ощущение было — восторг! – рассказывает Николай. — Это самый красивый остров, который я видел. Атмосфера невероятная! Кайры, сивучи, крики птиц — жизнь пульсирует, бьет ключом. Птичьи гнезда — на каждом шагу. Яйца, птенцы, их родители — наивные, они не видели и не боятся людей. Невероятное место! Кому-то очертания этого острова напоминают сноп сена, а как по мне, он похож на сердце. Сердце Охотского моря».
Сотни километров ледяных вод и отвесные скалы охраняют этот оазис дикой природы от незваных гостей. Известно о многих экспедициях знаменитых путешественников, которым так и не удалось высадиться здесь. Но нашим землякам улыбнулась удача: волнение было умеренным, а местные сивучи благородно уступили двуногим часть единственного на острове галечного пляжа.
Галька в Охотском море — не в пример популярным пляжам. Окатанные зимними штормами камни величиной с приличный арбуз! Но здесь, в накатывающих волнах, сивучи как дома. Это их вечный курорт. А летом остров становится гостеприимным домом для пернатых: они прилетают сюда, чтобы вывести птенцов, и для этого здешние неприступные скалы — просто райское место.
Ну а сам остров будто почувствовал, что в помыслах людей нет зла. Незадолго до отхода экспедиции, густой туман на вершине рассеялся. Сердце моря предстало во всей красе.
«С каким чувством я покидал остров? — говорит Николай и ненадолго замолкает, собираясь с мыслями. — Да чуть не плакал! Это сложное чувство. Там прекрасно настолько, что хочется возвращаться туда. А с другой стороны, с первых шагов по острову чувствуешь, что ты там не нужен. Здесь хорошо, пока нет людей. Повсеместно там гнезда птиц, и, как бы мы ни старались ступать аккуратно, — понимали, что их тревожим. Птичьи базары, сивучи. Пока мы были на острове, к берегу подошли три касатки — так вот тюлени не ушли на берег, а спокойно плавали среди них. И я дал слово себе, что, если и вернусь на остров Ионы — то только в составе какой-нибудь научной экспедиции — если позовут. Это настоящий оазис, мир природы, и не нужно тревожить его из праздного любопытства».
Мир крупным планом
Это была удивительная экспедиция с самого начала, и удивить документалистам из Хабаровского края удалось весь мир. Фильм о затерянном острове взял гран-при московского международного фестиваля «Вертикаль», первое место и гран-при фестиваля «Золотой компас». Участники экспедиции, того не подозревая, поставили два рекорда: рекорд России присвоен за первое пересечение Охотского моря на надувном катамаране, и мировой рекорд самого длинного водного путешествия в пределах одного государства.
Сейчас документалисты работают над фильмом о путешествии на Чукотку, за время которого «Антарес» прошел по таинственным ледяным водам почти семь тысяч миль. Параллельно идет подготовка к новым путешествиям, и несмотря на сложность и во всех смыслах экстрим такой документалистики, идей еще немало.
«Ведь как обычно снимаются документальные фильмы? Выезжает режиссер, подбирает локации, время суток, свет, и только когда все продумано до мелочей — группа выезжает работать. У нас ВСЁ не так, — смеется Николай. — К намеченной точке мы прорываемся сквозь шторма, которые длятся по несколько суток, и мы не знаем, что ждет нас там. Что позволит море, что позволит Север — то и снимаем! А потом из этого в муках рождается фильм. Хочется показать больше, но многими красивыми планами приходится жертвовать в пользу смысла, и это тоже большая работа».
— Русский Север — он какой?
—Мудрый. — Николай отвечает, не задумываясь. — Сильный.
— Справедливый?
— Море всегда справедливое. Людей меньше, жизнь суровее. И люди лучше! Вот у стариков на Татарском проливе как? Лодка причалила — помогут вытянуть, предложат чаю, обогреют. На воде расходимся — помашут. Мудрость Севера — это его энергетика. И, может, это сентиментально, ведь мы планировали снимать фильмы о природе — но хочется снимать про людей. На Севере в них уживается загадка, мистика — при этом простота. Старинные ремесла и современные проблемы. Народные промыслы, простой быт без излишеств в гармонии с этой удивительной природой. И мы понимаем, как ни прекрасна она сама — эти люди от нее неотделимы!
Морское побережье России — огромно. Там живут смелые, сильные люди с настоящим дальневосточным «стержнем», сами того не предполагая, взяли на себя очень важную для их современников миссию. Показать, что горизонты можно отодвигать едва ли не бесконечно, а «белые пятна» — пусть их и нет на современных картах — все еще есть в умах и душах людей. Что мы знаем о России? Какой он — русский Север? Что там — за горизонтом? Они обязательно отправятся туда, чтобы показать это тем, кто остался дома. Чтобы каждый, пропустив через себя эти кадры, с гордостью говорил, что живет в прекраснейшей стране мира, гордился быть русским, быть дальневосточником.
Осенью 2023 года в Сахалинской области заявили о планах на развитие яхтенного туризма недешевого, но весьма востребованного направления активного отдыха. На руку островному региону играют география, внимание федеральных властей и уже стартовавшие смежные инвестиционные проекты, а против — обстоятельства, туманность перспектив и, далеко не в последнюю очередь, рентабельность. Eastrussia.ru следит за историей, которая тянется около 6 лет.
Первый блин комом
Разговоры о яхтенном туризме на Сахалине не в новинку. Еще в 2017 году компания «Флагман» предлагала к реализации проект полноценного яхтенного порта с благоустройством участка и созданием сопутствующей коммерческой инфраструктуры. На площадке, которую местные власти предложили под бизнес-идею, в три этапа могли появиться стоянка катеров и эллинг (сооружение для ремонта судов. — Прим. Eastrussia.ru), магазин, кафе, а также яхтенная школа. В перспективе этот комплекс мог пополниться еще и развлекательными объектами — разработчики проекта предлагали несколько идей.
Кроме того, один из этапов реализации предполагал отсыпку искусственного острова и создание причальных сооружений с 50 местами под стоянку маломерных судов. Стоимость проекта уже тогда превышала 1 млрд рублей, и представители ООО «Флагман» сразу заявили о том, что нуждаются в поддержке инвесторов, которых еще предстояло найти. Предприятие даже стало резидентом свободного порта Владивосток и заявило концепцию яхтенного порта в качестве инвестиционного проекта.
«В рамках проекта планируется создать курортно-гостиничный комплекс, что создаст комфортные условия для туристов из регионов России и стран АТР. К первому шагу по проекту — проектно-изыскательским работам и затем строительству — приступим уже в августе 2017 года. Запуск проекта планируем осуществить в третьем квартале 2019 года. Проект станет визитной карточкой Корсакова и юга Сахалина, а территория яхтенного порта — деловой и культурной площадкой области», — говорил летом 2017 года генеральный директор ООО «Флагман» Александр Клетченко.
Концепцию развития яхтенного порта с опорой на туристическую привлекательность даже вынесли на общественные слушания, где она получила ряд замечаний и предложений. В частности, главный архитектор Корсаковского городского округа тогда напомнил, что необходимо соблюдать единый стиль проекта, а также обеспечить возможность свободного доступа местных жителей к воде. В связи с этим «Флагману» настоятельно рекомендовали доработать инициативу и включить туда полноценную набережную с работами по благоустройству. Однако получивший поддержку проект был свернут, а в сентябре 2020 года ООО «Флагман» расторгло договор об осуществлении деятельности на территории СПВ. Кроме того, у юрлица сменился руководитель, но компания существует и по сей день — правда, основным видом ее деятельности являются грузоперевозки.
На планах сделать юг Сахалина центром яхтенного туризма на Дальнем Востоке не ставили крест, однако в режим паузы их перевела в том числе смена губернатора в островном регионе. Олег Кожемяко, который изначально одобрял проект, возглавил Приморский край — и вскоре заявил о грядущем строительстве яхтенного порта уже там. А вскоре началась коронавирусная пандемия, которая отложила креативные инициативы по развитию туризма в Сахалинской области на неопределенный срок.
Новый шанс
Вторую серьезную попытку реализовать в островном регионе уже обсуждаемый ранее проект предприняли уже после того, как в 2021 году правительство РФ приняло концепцию развития яхтенного туризма до 2030 года. У истоков ее разработки стоял эксперт Федерального агентства по туризму «Ростуризм», заместитель руководителя секции по яхтенному туризму научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ, советник РААСН Николай Гришин, который и призвал вернуться к рассмотрению инициативы. Осенью 2022 года на 30-м международном архитектурном фестивале «Зодчество» специалист выступил с докладом, посвященным перспективам развития инфраструктуры яхтенного туризма и водного транспорта на юге Сахалина.
«Территория обладает всеми необходимыми возможностями для создания района интенсивного яхтинга. Кроме того, на южном побережье Сахалина есть несколько природных и искусственных акваторий, которые могут предоставить возможность безопасной стоянки при неблагоприятных погодных условиях для маломерных, промысловых судов и даже крупных яхт. Общая протяженность морской береговой зоны южной части острова — около 600 км и на этом участке берега расположено много уникальных природных образований, доступных с моря, что способствует развитию яхтинга и водного туризма», — подчеркнул Николай Гришин.
Эксперт также согласился с тем, что именно портовый город Корсаков является оптимальной территорией для яхтенного проекта. Однако, по словам Гришина, это невозможно без возведения новых оградительных и причальных гидротехнических сооружений, или же без восстановления существующих. Об этом же ранее заявлял полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, настаивая на ускорении масштабной модернизации Корсаковского морского порта.
В сентябре 2022 года компания «Бау Микс», известная по разработке проекта Южно-Курильского рыбоперерабатывающего комбината на острове Кунашир, представила свой вариант яхт-клуба в Корсакове. По этому плану площадь потенциально реализуемого объекта составила около 10 тысяч квадратных метров, а вот концепцию серьезно скорректировали. У все еще виртуального клуба появилась зона рекреации с пляжем и прогулочной террасой, смотровая площадка-маяк, зона отдыха на 1600 мест с сервисными и коммерческими объектами, парковка на 70 машиномест и яхтенная стоянка на 46 мест. Проектировщики предусмотрели даже медицинский пункт, спасательный пост и прокат водного прогулочного транспорта.
Сами авторы, презентовав проект яхтенного клуба, отметили: сооружения, которые нужно было разработать, были не очень сложными, кроме гидротехнического. Для последнего необходимо применять особые строительные технологии. Кроме того, при реализации необходимо в обязательном порядке заручиться разрешением Росприроднадзора и других инстанций. Однако финальный результат разработки настолько впечатлил заказчиков, что ее даже отметили благодарственным письмом.
«В дополнение к разработке проектной документации в „Бау Микс“ нам помогли с оформлением документов для управления Росприроднадзора для оценки ущерба воздействия на флору и фауну. Также были реализованы компактное и надежное решение системы эллингового типа по подъему судов. И идея современного подвижного понтонного причала, вместо неподвижного железобетонного основания. Тем самым, специалисты „Бау Микс“ проявили компетентность и высокий уровень заинтересованности в реализации нашего объекта», — отметил генеральный директор ООО «Корсаковская гавань» Игорь Чугай.
Еще одна попытка
Детализированный на картинке проект, созданный материковыми специалистами, тем не менее, до сих пор не повлек за собой сколько-нибудь конкретных сроков реализации. В ушедшем 2023 году в Сахалинской области вновь заговорили о реализации идеи яхтенного порта, на этот раз — с еще более крупным масштабом. Министр туризма островного региона Артем Лазарев в публичном поле заявил о том, что юг Сахалина и Курильские острова может объединить единая концепция развития яхтенного туризмма, а для ее развития будут создавать необходимую инфраструктуру, в том числе — и здесь ничего нового — современные гидротехнические сооружения.
Значительная часть этих работ уже предусмотрена в плане модернизации порта Корсакова, однако он, по всей видимости, обрастает новыми идеями и предложениями. Так, одной из инициатив, о которой упомянул господин Лазарев, стал как раз запуск пилотного проекта по строительству яхтенных марин (гаваней. — Прим. Eastrussia.ru). Помимо этого, нужно запускать строительство маломерного флота и обслуживающей инфраструктуры. Все это, по мнению министра, не только окажет положительное влияние на мощности Корсаковского порта, но и даст еще один толчок развитию Сахалинской области — впрочем, как и любой другой инвестиционный проект с заявленной пользой в виде новых рабочих мест и налоговых поступлений в региональный бюджет.
«Важно сделать это комплексно со всей необходимой прибрежной инфраструктурой, которая впишется в культурный код наших городов и позволит создать дополнительные туристические локации», — подчеркнул Лазарев.
Вместе с министерством туризма за реализацию идей по развитию яхтенного порта взялось АО «Юматекс», которое строит верфь в Корсаковском районе. Именно там начнут выпускать морские суда малого класса, которые в дальнейшем задействуют при организации туристических поездок. А сама марина для яхт, как ожидается, появится на въезде в Корсаков. Проект хотят вписать в уже существующие архитектурные решения для местной набережной.
При этом о финансовой составляющей пока не говорят — но, даже по предварительным оценкам, стоимость идеи рискует стать немалой в сравнении с другими туристическими проектами Сахалинской области. В 2017 году разработчики обозначали сумму в 1 млрд рублей, уже тогда говоря о необходимости привлечения инвестиций из бизнеса. За шесть лет в экономике России и, разумеется, Сахалинской области, изменилось многое: пандемия, СВО и санкции обеспечили резкий рост цен буквально на все. И вряд ли спецкорреспондент EastRussia.ru фундаментально ошибется, если предположит, что новая стоимость яхтенного порта будет колебаться в пределах 6 млрд рублей.
Скептическая реальность
Представители мелких предприятий, которые работают в сфере туризма, к вопросу о перспективах реализации громкого проекта относятся скептически. По мнению коммерсантов, яхтенный порт даже в долгосрочном прогнозе не окупит себя и будет балластом на содержании либо у Корсаковского порта, либо у правительства Сахалинской области.
«Яхтенный туризм — это недешевое удовольствие, совсем недешевое в том виде, как его видят власти. Сахалин — это не условные Монако и Монте-Карло, и даже не Санкт-Петербург. Чтобы строить полноценную марину, даже если она будет вмещать 20-30 яхт, понадобятся сотни миллионов рублей, не считая затрат на обслуживание. Представляете, сколько должны будут стоить услуги этого причала, чтобы „отбить“ затраты на возведение хотя бы за 5-10 лет? И какой уровень дохода должен быть у туристов, чтобы они за это платили? И сразу следующий вопрос: что обеспеченным туристам делать в Корсакове? Нужна инфраструктура соответствующего уровня, нужен сервис, нужны развлекательные программы. Со всем этим не только в Корсакове, на всем Сахалине огромные проблемы. Значит, создавать эти коммерческие объекты тоже нужно с нуля. Но кому они будут нужны, кроме гипотетических богатых туристов? В целом проект выглядит как гигантский сферический конь в вакууме: масштаб огромный, хотелок много, но очень далеко от реальности», — поделился сахалинский предприниматель в сфере туризма Игорь Лебедев.
Еще один представитель сферы туристических услуг отметила, что яхт-клуб как таковой вблизи Корсакова уже есть. И, по мнению островитянки, было бы лучше направить ресурсы на его поддержку и развитие вместо того, чтобы пытаться реализовать многомиллиардные проекты с сомнительной и подчас заведомо отсутствующей окупаемостью.
«В Первой Пади, недалеко от Корсакова, работает спортивно-туристический яхтенный клуб „Сахалин Зюйд Марин“. Небольшое учреждение, маленькая гавань, неглубокая: с осадкой больше 2, 5 метра туда уже не рискуют заходить. И базовая инфраструктура там есть: вода, электросети, рядом есть заправочная станция, недалеко проходит железнодорожная линия до Южно-Сахалинска. Пассажирская станция тоже рядом. Спуск на воду очень удобный, сотрудники — профессионалы. Туда приезжают и туристы, которые просто хотят на яхте прокатиться, и те, кого привлекает сахалинская рыбалка. Но это общественная организация со всеми вытекающими. На мой взгляд, было бы лучше развивать именно этот клуб, потому что он уже существует, у него есть база и перспективы, есть опыт работы. Это логичнее, чем строить с нуля с непонятным прогнозом, а потом терпеть убытки», — считает частный гид Ольга Матвеева.
Приведет ли очередная попытка реализации к запуску на юге Сахалина полноценного яхтенного туризма — неизвестно. Но перспективы этой идеи, какими бы привлекательными они не выглядели на картинках, фактически выглядят весьма туманными. Проект модернизации морского порта в Корсакове ориентирован приоритетно на переработку рыбы — об этом неоднократно заявляли в правительстве Сахалинской области. Конечно, мощности этой гавани после завершения всех работ позволят содержать и туристическую зону, но целесообразность такого решения сомнительна. По итогам прошедшей осенью стратегической сессии, посвященной все тому же яхтенному туризму, заявлялось о разработке дорожной карты по реализации проекта, а дедлайном обозначили конец 2023 года. Помимо объединения всех идей в единую концепцию, «защитники» инициативы должны были предложить варианты модели финансирования — от государственных источников до привлечения инвестиций. Но к январю 2024 года разговоры об этом стихли.
Воздерживается от комментариев и министерство туризма Сахалинской области: на запрос EastRussia.ru в ведомстве сообщили, что высказываться по этому проекту будут не раньше, чем туда зайдет бизнес. Желающих, очевидно, пока нет.
Суть всего проекта «Я так вижу! Два взгляда на другого человека» – показать, что первое, часто поверхностное впечатление часто бывает ошибочным. Напитавшись фоновой информацией, люди выстраивают стереотипы, которыми руководствуются, когда формируют своё мнение о человеке. «Диагноз» рождается уже только после того, как мы слышим «нерусское» имя или фамилию, или узнаём о преклонном возрасте человека. Об этом были первые две части «Я так вижу». (см материалы EastRussia «”Я так вижу!»”Национальный вопрос в историях и фотографиях» и «Старости бояться – на пенсию не ходить»). Финал проекта ломает стереотипы о детдомовцах.
Триггером для первого «Я так вижу» для организатора проекта Аллы Джан-Ша стала личная ситуация, когда её сыну Ильясу отказались сдавать квартиру в Санкт-Петербурге, мотивируя решение «неславянскостью» молодого человека. Тогда и родилась фотосерия с участием успешных хабаровчан, которым пришлось не раз сталкиваться с предубеждениями на национальной почве.
Героев для второй части проекта организаторы искали, устроив опрос в интернете. В одном из предложений прозвучал эйджизм – дискриминация по возрасту. В подтверждение, и (как бы странно это ни звучало) опровержение этого явления пожилые и очень активные хабаровчане рассказали свои истории, которые отразились в их портретах.
В этом же опросе многие отдали голоса за то, чтобы героями проекта сделать выпускников детских домов.
– По привычке всё проверять, я принялась читать прессу, – рассказывает Алла Джан-Ша, организатор и идейный вдохновитель проекта. – Там сплошь и рядом про то, что выпускники детских домов ничего не ценят, привыкли всё получать «даром», разрушают жильё, которое им выдаёт государство, не умеют создавать семьи, бросают своих детей, сдают их в детские дома, сами попадают в криминальные истории и, в итоге, в тюрьму. И я практически не нашла статей, о тех, кто вышел из стен детдома и добился успеха в жизни.
И когда мы стали подыскивать героев для этой фотосерии, случилась такая история: мне сказали, что человек, которого я хорошо знаю, с которым мы много разных проектов делали, актёр хабаровского ТЮЗа Виталий Альбеков, как раз бы подошёл, потому что он детдомовский. И у меня вырвалось: «Да ну нет!». И сразу же сама себя поймала на мысли, что я тоже в ловушке стереотипов и предубеждений. Мол, Виталий слишком хорош, слишком успешен, слишком… вобщем, он слишком крут для детдомовца, так что ли?!
В нынешней фотовыставке, которая объединила все три части проекта портреты и история Виталия Альбекова – первые, с которыми знакомится посетитель. Под опекой государства он пробыл почти с рождения, с коротким перерывом на пребывание в приемной семье, из которой его, впрочем, вернули. Вспоминает, что в детдоме много читал, был активным, и его даже отправили во всероссийский лагерь «Океан». Стал там популярен среди сверстников, но чуть позже узнали, что Виталий – детдомовский, и перестали общаться.
– Наверное, думали, что я буду драться или что-нибудь украду, – говорит Виталий. Сейчас он служит в театре, ведёт мероприятия, работает ди-джеем, счастливо женат.
– Моя история может и нетипичная, но она – не исключение из правил, – продолжает Виталий. – Мы держим связь друг с другом – я про своих «однокашников» говорю, с которыми вырос. Не у всех получилось добиться чего-то выдающегося, но я очень рад за наших выпускниц. В основном девочки вполне удачно устроились в жизни. Многие работают в салонах красоты, занимаются ногтями, вот этим всем… (улыбается), кто-то домохозяйки, мамы – одна из них уже четверых родила, представляете?! Есть и печальные истории, кто-то попал в тюрьму, но… нет, я не считаю свою историю исключением.
И когда я слышу, что детдомовцы такие, сякие, халявщики и тому подобное, я говорю – детдомовцы – это люди. Им сложнее в жизни, они, может, чаще ошибаются, но они люди.
Похожих историй в третей финальной части проекта «Я так вижу» – семь. Здесь и пожарный, и повар, и музыкант, и предприниматель. Отдельная история про работу над проектом. Неискушённому зрителю подумается, что мол, чего тут такого пришли – сфотографировали человека – нарядного, и «депрессивного», распечатали фотографии и вся недолга. Но в реальности всё куда сложнее. Первая задача, которую пришлось решать хабаровскому фотографу, мастеру портрета Уралу Гарееву – как сделать так, чтобы человек открылся.
– Тебе, как фотографу, необходимо в какой-то момент стать намного ближе человеку, чем обычные люди, – рассказывает Урал. – Тебе надо всмотреться, а редко кто спокойно переносит пристальное внимание. У человек меняется выражение лица, он чувствует, что ты пересекаешь границу, ему становится не по себе.
Второй момент – передать два разных состояния: «до и после». А герои ведь, это цельные люди, поэтому приходилось придумывать, искать художественные решения, чтобы визуально передать настроение.
Даже найти натуру для съёмок было не всегда просто. Изначально, да и по предыдущему опыту было понятно, что на одном энтузиазме проект не вытянуть. Чтобы его воплотить очень кстати пришлась поддержка Президентского фонда культурных инициатив, эксперты которого – уже в третий раз! – оценили замысел организаторов. И даже по окончанию фотосессии было много вопросов, главный из которых – где разместить выставку? Да, есть интернет, и у проекта давно есть сайт, на котором можно увидеть всех героев, узнать их истории, но впечатление от реальных фотопортретов совсем другое. В результате недолгих поисков приютом для экспозиции стал Хабаровский международный аэропорт.
– Меня все спрашивают: «Сколько это стоит?», «Как вы договорились?!». А я просто позвонила по телефону, сказала – я такая-то, такая-то у меня есть такой проект. Мне сказали: «Прикольно. А где можно посмотреть». Я прислала ссылку, пришлось немного подождать, но это понятно – это же аэропорт, тут высокие требования к безопасности, но в итоге мы получили приглашение – не по знакомству и бесплатно, потому что аэропорт позиционирует себя как городское пространство, и откликается на инициативы.
Успеть увидеть «живую» выставку можно до 26 декабря 2023 года на третьем этаже терминала внутренних авиалиний.
В Хабаровске открывается фотовыставка, организаторы которой показывают серией портретов, насколько сильно стереотипы определяют суждение людей и каким ошибочным может быть первый взгляд. О страхе старости, изменению отношения к пожилым, и о том, что могут 90-летние – рассказала автор проекта Алла Джан-Ша в интервью агентству EastRussia.
- Алла Петровна, о чём проект?
- Идея проекта родилась год назад, когда я задумалась над тем, что очень много проблем в нашем обществе возникает из-за того, что люди следуют каким-то стереотипам, делают выводы, ориентируясь на первое впечатление. И это очень усложняет жизнь. Причём всем – и тем, кто ошибается, и тем, кто становится «объектом» этих ошибочных суждений.
Алла Джан-Ша, автор проекта «Я так вижу»
фото: Урал Гареев
Началось всё с национального вопроса, личной семейной истории, когда нашему сыну Ильясу отказались сдать в аренду квартиру только из-за его имени. Люди ничего не знали о нём, но решили, что «неславянское» имя – достаточный повод для отказа (подробности в материале EastRussia «Я так вижу!» Национальный вопрос в историях и фотографиях» – прим.ред). Мне показалось это несправедливым. Затем пришла мысль о том, что ведь мы и по внешности часто судим, и родился проект – мы с фотографом Уралом Гареевым делали две фотографии человека неславянской внешности: на одной он соответствовал стереотипу – гастарбайтер, мигрант, а на второй – показывался в своём настоящем общественном, профессиональном статусе, который у наших героев весьма высок. Мы хотели, чтобы люди, увидев два снимка поняли, как часто мы судим о людях по внешности и как часто ошибаемся.
Идея проекта показалась интересной экспертам, мы получили на него грант Президентского фонда культурных инициатив, а после воплощения - массу отзывов, причём многие решили, что нас волнует исключительно национальный вопрос, но мы смотрим чуть шире, ведь все люди, интереснее, чем на первый взгляд. Каждый человек достоин того, чтобы с ним познакомиться, прежде чем делать какие-то выводы. Поэтому мы решили продолжить проект, но уже с новым наполнением.
– И почему же именно пожилые люди, отношение к ним попали в его фокус?
Мы сделали опрос в интернете, пришло много откликов, предложений – сделать героями проекта инвалидов, про которых многие думают, что раз у человека есть серьёзные физические недостатки, то это не может не сказаться на его ментальном, психическом состоянии. Или про выпускников детских домов, в которых принято видеть потенциальных преступников, хотя есть огромное количество положительных историй, созданных семей. И это вот всё проявление того самого «первого взгляда» или стереотипа.
Один из участников опроса предложил посвятить проект теме эйджизма (дискриминации по возрасту – прим. ред.). Я пособирала информацию и поняла, что это очень большая проблема для общества. Во-первых, она рано или поздно коснётся всех. Пожилые люди меньше ориентируются в современных технологиях, медленнее соображают, физически немощны, менее профессиональны, теряют с возрастом свои компетенции – знакомо звучит? Все знают, что человеку в возрасте 50+ гораздо сложнее устроиться на работу, чем молодому и даже менее квалифицированному. Человек, понимая это, замыкается, качество его жизни становится хуже. При этом мало кто думает, что и общество тоже несёт от этого убытки: невостребованные высококлассные специалисты – это потеря для экономики в масштабах страны! Причём возрастным стереотипам подвержен, как показывает статистика, каждый второй!
Погружаясь в тему, я вдруг стала сталкиваться с пожилыми людьми, которые меня удивляли. Одна из героинь нашего проекта Диана Николаевна Радонежская. Ей 90 лет и она штатный сотрудник Школы дизайна в Хабаровске. Я поразилась её ясности мышления, её прекрасному языку, который мы уже не слышим, её памяти! Она востребована, живёт активной профессиональной жизнью, читает лекции. И она замечательно демонстрирует ошибочность стереотипного подхода к возрастным изменениям. Вот, например, ты видишь человека пожилого, и если ты не знаешь кто он, думаешь – ну просто бабушка на лавочке, дедушка на даче. Чем они могут быть мне интересны? Могут они меня разве чему-нибудь научить? И сам же себе отвечаешь, что, скорее всего, нет, они отстали от жизни, а ты уже итак всё или многое знаешь. Но когда ты начинаешь с этими людьми общаться, понимаешь, что они тебе фору дадут!
Уверяю – мало кто сможет читать лекции, как это делает Диана Николаевна! Я, кстати, спросила её, не тяжело ли ей в профессии, и она рассказала, что в некоторых вещах с возрастом стала даже лучше. Говорит: «Когда я стала плохо видеть и поняла, что не могу пользоваться своими конспектами, я стала больше импровизировать и надеяться только на свою память. И теперь я лучше чувствую аудиторию, интереснее веду лекции, не повторяюсь, меня не сдерживают рамки конспекта. Я стала более профессиональным лектором!».
– Если попробовать описать целевую аудиторию проекта – это все-все-все?
– В первую очередь, как мне кажется, целевая аудитория – это те, кто начинает задумываться о старости, и кто боится старости. Это основная целевая аудитория. Это люди возраста, наверное, 50+.
Этим людям мы хотим показать заразительные примеры и пояснить, что в каждом времени свои смыслы, в каждом времени свои возможности. Если ты это понимаешь и не боишься этого, твоя жизнь будет полноценной, ты будешь востребован. Конечно, очень многое зависит от самого человека, но и от близких – пожилой человек нуждается в поддержке.
– А как шла работа над проектом? Как проходили фотосессии? Про пожилых говорят – и это ещё один стереотип, что они часто капризничают?
– Если честно – как по маслу! Иногда были моменты, что надо было пояснять, чего мы хотим. Идея ведь не сказать, чтоб на поверхности лежит. У наших героев возникали вопросы: «А должен ли я кем-то притворяться?», «Как это будет?». Может потому, что наши герои такие активные, востребованные, без комплексов – они склонны делиться, многие из них прошли этот путь страхов, опасений, а теперь приняли свой возраст и нашли в нём преимущества.
Например, мы делали фотосессию с профессором РАНХиГС Михаилом Михайловичем Байковым. Он должен был играть сам с собой в шахматы. Ему очень всё понравилось – и история с переодеванием, и наша с Уралом Гареевым режиссура, когда мы ему говорим: «Посмотрите себе в глаза, представьте, что вы сами сидите перед собой!». Было полное вовлечение! Активные люди не стареют, они выглядят по-другому.
Или вот Диана Николаевна Радонежская, которой 90 лет. Тоже прекрасно приняла всё. Сначала мы устроили фотосессию у неё на работе, а для второй она сама себе придумала образ: «Я буду бабушка с пирожками!» - сказала она. Напекла пирожков, когда мы приехали, специально не делала причёску, понимая, что нам нужна разница, хотя она очень следит за собой. Нарядилась в халат и фартук, в общем подыграла нам. Она ещё встретила нас в шляпе, потом, когда мы с Уралом сделали вид, что ничего не происходит, она спрашивает: «А чего вы не смеётесь? Это же я пошутила так!». Она ещё и подшучивала над нами!
– Предполагается ли какой-то результат от проекта? Что-то должно случиться? Есть такие проекты, у которых итоги можно подсчитать-пощупать, есть некие сверхзадачи. Какие у вас ожидания по результатам и итогам?
– Начнём с того, что это художественное произведение и говорить о том, что какое-то количество человек каким-то образом отреагирует, а мы это подсчитаем, наверное, бессмысленно. Есть, конечно, задача, сделать так, чтобы как можно больше людей увидели эти фотографии, очень хочется, чтобы истории наших героев кого-то вдохновили.
Я считаю, что если есть какой-то стереотип, который развивается независимо от нас, ему должно быть что-то противопоставлено. И делать это надо сознательно. Этот проект, как мне кажется, наш небольшой вклад в копилку, чтобы люди стали более счастливыми.
Кроме того, сам способ обсуждения и визуализации проблемы, который мы нашли, он интересный, он привлекает людей, а значит им надо делиться. Если, скажем предложить прочитать лекцию об эйджизме, это мало кого заинтересует, а у нас есть вот такая фишка, и она работает. К сложной социальной теме непросто найти такой подход, а нам удалось. И мы думаем, что у проекта будет продолжение.
– И где же, кроме интернета можно увидеть «Два взгляда»?
– Как и в первом случае, когда мы занимались национальными стереотипами, будет сайт, но кроме того будет и живая, реальная, офлайн-фотовыставка. Организовать её стало возможным благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив, и располагаться она будет в хабаровском кинотеатре М-Синема. Место проходимое, в ожидании киносеанса люди смогут познакомиться с нашими героями, узнать их истории. Кто-то может и специально приедет – там вход свободный. Открытие 29 ноября, посетить её можно будет до 19 декабря.
Отсутствие пробок, ровный асфальт, широкие полосы, качественная разметка, оборудованные тротуары, «умное» освещение: качество дорог определяет их безопасность. Жители Хабаровска становятся свидетелями перемен в дорожной отрасли: в городе создается современная, комфортная и надежная транспортная инфраструктура. Корреспондент EastRussia разбирался, как влияет участие в федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги» на безопасность и качество дорог крупнейшего города Дальнего Востока.
«Дороги в целом ничего, но есть над чем работать», - так чаще всего отзываются приезжие из благополучных в дорожном отношении городов нашей страны, комментируя хабаровский асфальт. Большая часть жителей Дальнего Востока обычно рассыпается в комплиментах в адрес качества дорожного покрытия основных магистралей, пронзающих город и соединяющих его районы в единую транспортную сеть. И даже внутриквартальные дороги нет-нет, а удивят полным отсутствием ям и ухабов.
Ещё в 2017 году Хабаровск стал участником федерального проекта, который после переформатирования называется национальным проектом «Безопасные качественные дороги». За это время на местные трассы просыпался денежный ливень в объеме 6,5 млрд рублей. И это тот случай, когда осадки пошли дорогам только на пользу. При этом федеральный финансовый поток составил порядка трех млрд рублей, краевой – 2,6 млрд рублей, местный бюджет вложил 800 млн рублей.
Только в 2021 году в Хабаровске всем нормативам стали соответстввать более 78,5 км дорог, в том числе, 58,8 км – за счет реализации нацпроекта «БКД», почти 20 км – за счет ремонта дорог частного сектора, оплаченного городским бюджетом. К нормативам привели даже гравийные дороги. В целом на начало 2022 года краевой центр имел почти 64% дорог, имеющих знак качества.
«За шесть лет участия в проекте в краевом центре было отремонтировано и приведено в нормативное состояние более 330 км дорог, – рассказывает мэр Хабаровска Сергей Кравчук. – По результатам текущего года в рамках реализации национального проекта “Безопасные качественные дороги” на территории Хабаровска появятся 50 отремонтированных объектов улично-дорожной сети общей протяженностью более 33 км. Из бюджета Хабаровска на эти цели выделено 138,2 млн рублей, краевой бюджет направил 1,24 млрд рублей. В рамках муниципальных контрактов на содержание улично-дорожной сети города выполнены работы по ямочному ремонту более 35 тыс. кв. метров проезжей части во всех районах города. На данные работы из муниципального бюджета города Хабаровска выделено 40 млн рублей».
Ремонт улицы Быстринской
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Сергей Кравчук уточнил, что в этом году завершен ремонт дорожного объекта, перешедшего с 2021 года – это проспект 60-летия Октября – здесь были выполнены работы по замене основания, асфальтового покрытия, установке бортовых камней. Также модернизированы светофоры, восстановлен водоотвод, нанесена разметка.
Пришел «праздник» и к жителям северной части Хабаровска. Они ждали его долго, упорно, сцепив зубы на ухабах, подавляя зевоту в пробках –начались работы по ремонту улицы Тихоокеанской, которые завершатся в 2023 году.
Начальник управления дорог и внешнего благоустройства Хабаровска Александр Лютов:
«На текущий момент в рамках реализации национального проекта “Безопасные качественные дороги” подрядная организация МУП города Хабаровска “Дорремстрой” производит работы по устройству бортовых камней, разработке грунта и устройству дорожной одежды на участке в районе автобусной остановки “Трехгорная”, ремонту и переустройству пешеходных связей, устройству нижнего слоя асфальтобетонного покрытия. Сложности выполнения дорожных работ в городских условиях состоят в интенсивном движении автомобильного транспорта и большом количестве подземных инженерных коммуникаций, включая частные. Тем не менее, работы проводятся в соответствии с утвержденным графиком. Срок выполнения работ – не позднее 30 ноября 2023 года».
Капитальный ремонт улицы Тихоокеанской
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Александр Лютов добавил, что, несмотря на все сложности, первые результаты работы автомобилисты и пешеходы Хабаровска смогут прочувствовать еще до Нового года. Будет заменено основание и выполнено устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия на участке от улицы Шелеста до улицы Даниловского. Участок будет расширен до четырех полноценных полос, там же появятся новые остановочные павильоны. Верхний слой дорожного покрытия сделают из щебеночно-мастичного асфальтобетона, который более износостоек по сравнению с обычным асфальтом. Это покрытие выдерживает интенсивный трафик, в том числе большегрузных автомобилей, и неблагоприятные климатические воздействия.
В следующем году в рамках национального проекта «БКД» в Хабаровске отремонтировуют 41 участок дорог общей протяженностью 28,5 км. На это уже выделено 1,2 млрд рублей.
P.S.
Этот материал прочитают посетители нашего портала со всей необъятной России и даже из-за рубежа, но специально для жителей Хабаровска EastRussia публикует полный список улиц, которые в ближайшее время обновят дорожное покрытие. Найти в нём свой адрес для кого-то несомненно станет приятным сюрпризом. Не исключено, что перечень послужит поводом для разжигания белой зависти у «нехабаровчан» и возбудит желание потеребить администрацию/мэрию своего города или посёлка вопросом: «Когда же и у нас будет как в Хабаровске?»
Итак, работы пройдут на участках:
– пер. Батарейный от ул. Лермонтова до ул. Ленинградская;
– ул. Гастелло от ул. Айвазовского до ул. Сунгарийской;
– ул. Монтажная от дома №41 до ул. Строительной;
– пер. Стадионный от ул. Ульяновской до ул. Мельничной;
– ул. Мельничная от береговой полосы Амурской протоки до ул. Ульяновской;
– ул. Истомина от ул. Яшина до ул. Советской;
– пер. Сормовский от ул. Тихоокеанской до ул. Пролетарской;
– ул. Доватора от территории НПЗ до ул. Тихоокеанской;
– ул. Ханкайская от ул. Некрасова до пер. Полоцкого;
– ул. Индустриальная от д. 4 по ул. Индустриальная до ул. Балтийской;
– ул. Менделеева от д. 1а/1 до ул. Строительной;
– пер. Анадырский от оврага до ул. Мате Залки;
– пер. Полоцкий от ул. Советской до ул. Ханкайской;
– ул. Маяковского от ул. Каменногорской до д. 40г по ул. Маяковского;
– ул. Каменногорская от ул. Верхнебазовая до ул. Таймырской;
– ул. Революции от ул. Каменногорской до д. 40 по ул. Революции;
– ул. Выстовочная от ул. П. Морозова до ул. Краснореченской;
– пер. Казарменный от улицы Слободской до территории Дальневосточного юридического института;
– ул. Партизанская от ул. Победы до д. 110 по ул. Партизанская;
– пер. Краснодарский от д. 5/4 по пер. Краснодарскому до ул. Дубовой;
– ул. Заветная от Воронежского шоссе до ул. Осенней;
– ул. Осенняя от ул. Ясной до ул. Маяковского;
– ул. Фруктовая от Федоровского шоссе до ул. Камышовой;
– ул. Ударная от ул. Майской до ул. Немировича-Данченко;
– ул. Дубовая от пер. Краснодарского до д. 31б по ул. Краснодарской;
– ул. Верхнебазовая от ул. Победы до д. 119 по ул. Верхнебазовая;
– пер. Хорышева от ул. Ясной до ул. Таймырской;
– ул. Чайковского от ул. Каменногорской до д. 37 по ул. Чайковского;
– ул. Знаменщикова от ул. Серышева до ул. Советская;
– ул. Некрасова от ул. Ким Ю Чена до ул. Панькова;
– ул. Восточный семафор от ул. Лазо до д. 28 по ул. Восточный семафор;
– пер. Пилотов от ул. Кочнева до д. 8 по пер. Пилотов;
– ул. Западный семафор от пустыря до ул. Сибирская;
– ул. Алеутская от ул. Образцовая до пер. Образцовый;
– ул. Войсковая от ул. Ворошилова до ул. Активистов;
– пер. Образцовый от ул. Алеутской до ул. Образцовой;
– ул. Образцовая от ул. Тверской до д. 83б по ул. Образцовой;
– ул. Тверская от ул. П. Морозова до ул. Образцовой;
– ул. Таймырская от ул. Верхнебазовой до ул. Хлопунова;
– пер. Алданский от ул. Краснореченской до ул. Световой.