Поделиться
Абдурахман Искандеров: сейчас самое время инвестировать в туризм
Поделиться

На полях Форума развития устойчивого туризма «Путешествуй!» генеральный менеджер премиального курортного комплекса Mriya Resort & SPA Абдурахман Искандеров поделился опытом и рассказал в интервью EastRussia, как с позиции линейного рабочего он вырос до топ-менеджера, как должен строиться успешный бизнес в индустрии гостеприимства и на что стоит обратить внимание отельерам Камчатки.

Абдурахман Искандеров. фото: пресс-служба курорта Mriya Resort & SPA

Справка

Mriya Resort & SPA — ведущий мировой курорт премиум-класса, который является драйвером развития индустрии гостеприимства в стране. Курорт стал туристической доминантой России и способствует повышению привлекательности страны как туристического направления на мировой арене. За годы работы Mriya Resort & SPA стал единственным российским курортом, который завоевал более 100 международных и российских наград на ведущих премиях индустрии гостеприимства, в том числе на World Travel Awards. Комплекс включает в себя пятизвездочный отель, 37 вилл, медицинский центр, Институт Активного Долголетия Mriya Life Institute, 24 ресторана и бара с уникальными гастрономическими концепциями, бальнеологический комплекс, высококлассный SPA-центр и собственный пляж. За годы существования курорт стал туристической доминантой Крыма. Основные объекты курорта, такие как Японский сад «Шесть чувств», детский парк аттракционов «Дримвуд» и центр винного туризма WINEPARK, стали самостоятельными туристическими достопримечательностями.


— Абдурахман, расскажите про себя, как вы пришли в гостиничный бизнес?

— Карьеру в индустрии гостеприимства я начал с аквапарка при отеле простым рабочим, так как спасателем меня не взяли. Мои друзья, с которыми мы вместе устраивались на работу, шутили: «Вот, мы спасатели, а ты химию таскаешь». Через три года я стал заместителем директора этого аквапарка, а человек, который отказал мне в работе спасателем и друзья стали моими подчиненными. В Mriya Resort я пришел на позицию управляющего пляжем. В начале карьеры у меня было 18 человек в подчинении, а сейчас — три тысячи.

— А как вы позиционируете себя, когда, скажем на профильной международной конференции представляетесь человеку, ничего не знающему о вас?

— Я позиционирую себя как человека из гостеприимства, не привязываясь к определенной должности или позиции. Если я знакомлюсь с кем-то не из индустрии гостеприимства, то я ищу возможность коллаборации или взаимодействия. Например, знакомлюсь с людьми, которые занимаются мультимедийным освещением и предлагаю им провести в Mriya Resort фестиваль света. В результате из мероприятия на 40 человек, получается на три тыс. человек. Я стараюсь смотреть на стандартные вещи, нестандартно: на помещение, на людей, на возможности.

— При этом, вы все же добавляете, наверное, что руководите коллективом в три. тыс. человек и оперируете определенным бюджетом. Озвучиваете такие цифры?

– Что ж, для наглядности: когда я пришел в компанию, мой департамент зарабатывал чуть больше одного млн в год. Через пять лет этот департамент — не вся Mriya Resort, заработал 864 млн рублей. До миллиарда чуть-чуть не хватило. Сейчас, конечно, цели уже масштабнее.

Гостиничный комплекс Mriya Resort & SPA. Фото: пресс-служба курорта Mriya Resort & SPA

— Наверняка приходилось слышать: «Да за ними крупный инвестор стоит! Такая махина, дайте мне эти деньги, и я сам здесь такое наворочу…»

— Это распространенная теория. К нам недавно приезжали коллеги из Владивостока. Они хотели, чтоб мы совместно с ними построили отель и все необходимое для его функционирования, а потом взяли его под управление. Когда мы спросили: «Почему?», они прямо сказали, что у них было четкое понимание: за нами стоит крупный инвестор. Уверяю вас, это не так. Последняя финансовая помощь была в 2015 году, то есть послеинвестиционный период составил год после открытия отеля. С 2016 года мы сами себя содержим в операционном плане, это большая командная работа. Да, безусловно, к нам приезжают сотрудники по путевкам, но финансовой поддержки уже давно нет.

— Но на самой сложной стадии старт был обеспечен?

— Старт, да.

— Получается без такой модели никуда? Особенно на Камчатке, чтобы сделать такой премиальный сегмент, как у вас?

— Тут должен GR Камчатки проявить себя. Должны быть инвестиционно-привлекательные условия для бизнеса. Сегодня в руках Федерального агентства по туризму и министерства экономического развития есть все инструменты для создания инвестиционно-привлекательных условий.

По разным данным, у нас в стране десятки трлн рублей находятся в свободном обороте, а владельцы этих денег не знают, куда их инвестировать внутри страны. Сейчас самое время создавать условия для надежных инвестиций, и кто первый их создаст, тот сильно преуспеет.

Геотермльный источник на Камчатке. Фото: AnnaTamila / Shutterstock

Недавно нашу команду пригласили в Благовещенск, в Амурскую область, для создания концепции гостиницы для Роскосмоса. Президент России дал поручение сделать открытым город Циолковский, находящийся рядом с космодромом, а Роскосмос ставит перед собой цель развивать космический туризм.

— Порой, когда туристы начинают поругивать камчатские гостиницы, слышна такая реакция «Вы что приехали здесь в отеле сидеть? Марш на вулканы, вон природа какая!». И делается ценник соответствующий, чтобы в межсезонье можно было ничего не делать.

— Эта проблема не только Камчатки. До сих пор сталкиваемся с тем, что наши граждане хотят заработать здесь и сейчас: в такси, на сдаче в аренду квартиры, готовы даже выселить арендатора, если выросла средняя цена по рынку. Это проблема нашего общества, которую нужно решать воспитанием с раннего возраста.

Еще одна проблема — это хамство. Хамят не только в отелях, это повсеместная проблема. Как только я вышел в аэропорт Камчатки, в мой адрес полицейский начал кричать: «Паспорт, паспорт!». Я открываю паспорт. «Проходи, Россия». А что если нет? После такого отношения, второй раз я не приеду сюда, а хотя мог бы привезти семью. У меня жена и трое детей и, конечно, отдых большой семьей — это большие расходы, которые я оставил бы внутри региона.

Прежде чем добраться до отеля, вы прилетаете в аэропорт, едите в такси, взаимодействуете с множеством людей, но первая точка касания — это как раз аэропорт. Важен комплексный подход к встрече туристов, чтобы они не приобрели негативного опыта. Такие ситуации можно наблюдать во многих регионах страны, которые резко стали туристически привлекательными. Гости сталкиваются с некачественным сервисом, необоснованным повышением цен и другими неприятными ситуациями.

Вход в ангар получения багажа аэропорта Елизово (Камчатка) — февраль 2024. Фото: EastRussia

Поэтому, как только у наших граждан появится альтернатива, возможность ездить за границу на отдых, то они ей воспользуются. Они не вернутся туда, где им хамили, как бы красиво там не было. Сейчас нам нужно думать про возвращаемость, как сделать так, чтобы влюбить человека в локацию и сделать его визит, скажем, на Камчатку, в Дагестан, в Крым традиционным. Нужно думать о том, сколько гость привезет денег в бюджет региона за пять-десять лет, а не о моментальной выгоде.

— Но таких вулканов, гейзеров как на Камчатке нет. Как и альтернативы Черному морю для жителей Центральной России. Поэтому и позволяют себе «гостеприимные» предприниматели вольности. Куда, дескать они — наши туристы — денутся??

— Гости найдут куда поехать еще. Вопрос в том, хочет ли предприниматель, чтобы гость приезжал к нему десять лет подряд? Если гость будет каждый год приезжать к горячим источникам, сделает это своей традицией, то и для региона, и для бизнеса это будет выгодно.

Самолет, приземлившийся в аэропорту Елизово. Фото: EastRussia

Нужно вести просветительскую деятельность среди бизнесменов, это зона ответственности ассоциаций туроператоров, отельеров, профильных министерств, чтобы они задавали общую стратегию. Если государство в лице министерств туризма и подобных структур не будет заниматься развитием регионов, то не будет культуры и просвещения среди представителей туристического бизнеса.

Не нужно стремиться к моментальной выгоде в режиме «здесь и сейчас». Долгосрочные взаимоотношения с гостями выигрывают во всем у краткосрочных. События после 2021 года в туристической сфере запомнились историями, когда арендаторов выселяли из квартир и заселяли туристов, потому что это выгоднее, а также историями о таксистах, необоснованно завышающих цены за поездку. Такие истории были и в Дагестане, и в Сочи, и в Крыму, и даже в Турции.

Mriya Resort придерживается долгоиграющей стратегии, которая всегда окупится. 
Я поделюсь с вами одной историей, которая произошла в 2022 году. Люди стали значительно меньше путешествовать и выезжать за пределы своих регионов, вырос спрос на внутренний туризм. Тогда я занимал должность директора департамента рекреаций и тематических парков. В ноябре мы с командой решили сделать посещение Винного парка бесплатным, чтобы повысить интерес жителей и гостей полуострова к крымскому виноделию и познакомить с разнообразием винодельческих хозяйств нашего региона. За один месяц в Винный парк приехало более 47 тыс. человек, в выходные к нам приезжало по пять-шесть тыс. человек! Сейчас это мероприятие трансформировалось в ежегодный фестиваль «Дни российских вин».

Роботизированный комплекс по обслуживанию гостей, в винной карте которого 40 побокальных позиций российских вин. Фото: пресс-служба курорта Mriya Resort & SPA

Другие виноделы региона последовали нашему примеру и начали на своих площадках проводить подобные мероприятия в декабре. Таким образом, мы можем говорить о том, что мы развиваем регион, задаем тренды и показываем другим бизнесам новые форматы взаимодействия с аудиторией.

— Сейчас вход тоже бесплатный?

— Сейчас мы изменили немного формат и перешли на покупку депозита: гость платит 1,5 тыс. рублей и на них может приобрести экскурсию, дегустацию, просто выпить бокал вина или приобрести другие услуги. Это стимулирует наших  гостей открыть для себя новые форматы в рамках посещения Винного парка.

— У камчатских туроператоров возникли опасения — они как могут стараются, создают места размещения, но говорят: «Вот сейчас зайдут крупные инвесторы и заберут наших туристов. Нам не хватит, они будут развиваться, а мы останемся за бортом». Как у вас складываются взаимоотношения с местными коллективными средствами размещения, ресторанами? Ведь к вам поток значительно выше. 

— Мы в свое время создали ассоциацию отельеров в Крыму, которая сейчас переросла в ОСИГ. Винный парк мы позиционируем как центр винного туризма, который объединяет все российские винодельни, открыт к сотрудничеству и помощи. Сначала на нас смотрели с опаской, как на крупных конкурентов, но мы относились к этому с пониманием. Потом мы решили реализовать масштабное мероприятие на три тыс. человек и пригласили всех виноделов бесплатно поучаствовать в Салоне вин, где они смогли презентовать свои винодельческие хозяйства широкой аудитории. Тогда они действительно удивились, когда мы дали им возможность продвигать свою продукцию на нашей территории. Такие мероприятия помогли нам сформировать сильное комьюнити виноделов, которые заряжены общей целью. Мы хотим, чтобы, приходя в магазин, люди обращали больше внимания на российское вино, а не на зарубежное. Мы ни с кем не конкурируем и выступаем за развитие региона и отрасли. 

Гостиница «Авача», Петропавловск-Камчатский. Фото: EastRussia

Появление больших флагманских объектов, таких как Mriya Resort, полезно как региону, так и бизнесу, потому что это задает высокие стандарты сервиса и повышает туристическую привлекательность региона. То есть, если на Камчатке появится отель уровня четырех звезд, то все остальные будут равняться на него. Если появится «пятерка», весь сервис будет дотягиваться до него: уровнем сервиса, компетентностью персонала, с точки зрения архитектуры и так далее. Поэтому не стоит воспринимать как конкуренцию. Появление крупных инвестпроектов нужно воспринимать как возможности.

Да, есть риск, что управляющая команда такого объекта будет воспринимать всех остальных как конкурентов. К сожалению, у нас в стране такое бывает, когда крупный игрок на рынке стремится поглотить мелкий бизнес. Если это будет так, тогда конечно есть риск. Тут стоит сразу брать вектор на развитие и обучение и не только линейного персонала, но и управляющих команд, которые должны видеть ценность в продвижении и развитии целого региона, а не только своего бизнеса. 

— Как и многие другие отрасли, гостиничный бизнес на Камчатке страдает из-за дефицита кадров. Когда недавно эту тему обсуждали резиденты местной ассоциации, большая часть высказалась в пользу решения привозить сюда персонал. Дескать с ними проще работать, им некуда сбежать, у них не болеет бабушка… «Закрыл их на три месяца в отеле, они там и живут. Если вдруг захотели уехать, все, что можно вычесть из зарплаты, и свободен», — как сказал один из отельеров. Какая система мотивации для людей у вас? Чтобы они не только там отрабатывали с вами сезон, но и оставались дальше приводили своих друзей, там приезжали, жили семьями?

— Немного личного: в октябре 2015 года я приехал в Mriya Resort, зашел в лобби отеля и увидел свою будущую жену. Уже семь лет мы в браке и у нас трое детей, и таких историй в Mriya Resort огромное количество. Если говорить о том, чтобы привезти персонал под конкретное мероприятие или сезон, то в короткой перспективе это просто и удобно. Иногда мы пользуемся экстра-стаффом, когда есть недобор, такое бывает, особенно перед сезоном. Мы перекрываем какие-то позиции, привозим на короткий период под контракт, но в долгосрочной перспективе это всегда обходится дороже. 

У нас отличная программа лояльности для наших сотрудников: во-первых, качественное бесплатное питание. Я с удовольствием хожу в наш корпоративный ресторан с коллегами. Во-вторых, трансферы: мы возим сотрудников на работу и обратно на комфортных автобусах. В-третьих, мы полностью обеспечиваем жильем линейных сотрудников, предоставляя комфортные номера со всеми удобствами в «Доме мечты», нашей гостинице для персонала. Среднему менеджменту и топ-менеджменту мы компенсируем проживание в ближайших населенных пунктах. Кроме того, мы тратим порядка 15-20 млн рублей в год на обучение сотрудников. Также на все наши медицинские программы сотрудники имеют 40% скидку. Для тех сотрудников, которые хотят изучать английский язык, компания оплачивает 50%. Все это повышает лояльность сотрудников и увеличивает привлекательно курорта как работодателя на рынке труда.

Сейчас мы запустили специальную HR-стратегию, которая увеличивает вовлеченность сотрудников. Персонал обновляется, и нужно эту программу проводить для всех. В долгосрочной перспективе это приносит результаты, потому что можно вырастить сотрудника с линейной позиции до генерального менеджера, и он будет приносить компании больше прибыли, чем сейчас в моменте потратить на экстра-стафф. Поэтому, если хотите сэкономить на персонале здесь и сейчас, да, его можно привезти, но о какой культуре можно говорить, если вы собираетесь «закрывать своих сотрудников в отеле на три месяца»?

— На Камчатке ярко выражена сезонность турпотока, в том числе и из-за удаленности. Гостиницы и рестораны очень болезненно переносят эти перепады потоков. Какие инструменты вы применяете у себя, как справляетесь с сезонностью?

— Мы, как бизнес, с началом пандемии начали активно работать над маркетингом региона вместе с министерством курортов и туризма Республики Крым. У нас есть рабочая группа, в которую входят представители государственных органов и неравнодушные бизнесмены. Мы используем административный ресурс и инструменты маркетинга для создания событийных проектов, которые привлекают на крымский полуостров больше туристов. Некоторые из них стали традиционными, например, «Крымские каникулы», запущенные на базе Mriya Resort. Сейчас «Крымские каникулы» — это десять насыщенных дней в Mriya Resort, которые мы масштабируем на весь Крым. Также мы создали ряд фестивалей: «Фестиваль цветения Сакуры», серия вечеринок Sunset Vibes. В наши планы входит проведение совместно со Сбером «Всекрымского зеленого марафона», до этого мы его проводили только на базе Mriya Resort, а сейчас выходим на целый регион.

На данный момент загрузка номерного фонда в Mriya Resort составляет порядка 93%, то есть мы со своей стороны можем смело говорить о том, что туристический поток в Крым стабильный и данное направление сейчас пользуется высоким спросом. Все это грамотно продуманная долгосрочная маркетинговая стратегия, которая влияет на развитие дестинации региона.  

беседовал Алексей Збарский Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
«Амбициозная задача – защитить статус одного из лучших мест в мире для инвестиций в туризм»

Читать полностью
Поделиться
Туризм как фабрика впечатлений

Форум прошел на Камчатке 20-23 февраля и собрал более одной тыс. участников из 20 регионов России. В этом году мероприятие впервые прошло в статусе всероссийского.

Читать полностью
Поделиться
Дальний Восток поставят на турпоток

Федеральные власти намерены сделать Дальний Восток одним из ключевых туристических направлений России. Общий целевой показатель турпоездок к 2030 году должен составить 7,4 млн. Ставку делают на российских и китайских гостей. Регионы ДФО уже подготовили новые предложения.

Читать полностью
Поделиться
Почему дайвинг меняет человека: философия от руководителя дайв-центра «Море Воды»

Владивосток, где море начинается прямо у городской набережной, развивается как новая точка притяжения дайверов со всего мира. Здесь спасают тюленей, проводят уникальные соревнования и обучают погружениям под лед даже мировых рекордсменов. Руководитель дайв-центра «Море Воды» Евгений Полухин в интервью EastRussia рассказывает, почему подледный дайвинг — это не про экстрим, а про характер, как Владивосток обгоняет Байкал и Монерон, и почему дайвинг меняет человека навсегда.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор туристической отрасли ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке в текущем году наблюдается рост туристического потока. Этому способствуют в том числе создание новых средств размещения и модернизация существующих, а также развитие логистики. В то же время туристическая инфраструктура регионов требует обновления для соответствия международным стандартам и требованиям. Важным остается вопрос обеспечения безопасности предоставляемых туристических услуг, особенно с учетом роста популярности природного, экстремального туризма в дальневосточных регионах.

Читать полностью
Поделиться
Магнит туриста: инопланетяне, «Мальдивы» и другие приключения на севере Приморья

Провести летом пару недель в Приморье — привычный вид отдыха для хабаровчан. Обычно едут за морем и солнцем в Андреевку или Зарубино, навещая бухты по пути. Мы же с подругами решили отправиться дальше — на север Приморья, в посёлок Рудная Пристань.

Планируя путешествие, наслушались разного: что дороги плохие, что медведей и тигров полным-полно за каждым поворотом, и главное — что делать там совершенно нечего. Что ж, теперь могу сказать: это было самое увлекательное приключение за последний год. Такие поездки по Дальнему Востоку вполне могут конкурировать с традиционным «отлёживанием боков» на туристических базах.

Читать полностью
Поделиться
Москвич-Полярник: курс на Дальний Восток

Москвич-Полярник два года путешествует по Дальнему Востоку, недавно побывал на Сахалине. Ему осталось объехать всего четыре региона ДФО, после чего территория будет полностью обследована. Участники команды Москвича-Полярника Александр Еликов и Алексей Жирухин рассказали EastRussia, как начались их приключения на восточных рубежах, как устроен быт автопутешественников и насколько доступен туризм на окраине России.

Читать полностью
Поделиться
«Убогонько, но красивенько»: путешествие в Аян — на край земли и красоты

– Алексей Александрович, добрый день! Хотите съездить на север края? Есть несколько вариантов…
Звонили из Дальневосточной государственной научной библиотеки), которая курирует проект – «Писатели родного края». Это когда поэты и писатели из Хабаровска отправляются по отдаленным населенным пунктам на творческие встречи с читателями. Мне предстояло выступить с проектом «Петербург-на-Амуре» (EastRussia рассказывало о нем), из предложенных вариантов я выбрал три северных райцентра, до которых еще ни разу не добирался: Чумикан, Аян и Охотск. Первый пункт назначения – Аян.

Читать полностью
Поделиться
Федор Конюхов прошел по следам Арсеньева

В Приморье завершилась конная экспедиция знаменитого российского путешественника Федора Конюхова по маршруту легендарного исследователя Дальнего Востока и писателя Владимира Арсеньева. В начале 2026 года выйдет документальный фильм об этом путешествии.

Читать полностью
Поделиться
Ферма счастья для Приморья

Альпаки – самые очаровательные представители семейства верблюдовых. Инки одомашнили их более шести тыс. лет назад ради ценной шерсти, которая долгое время была доступна только знати. Сегодня в мире насчитывается около четырех млн этих животных и подавляющее большинство живет в Перу. Однако несколько альпак уже год как обосновались в Приморье на ферме в 40 км от Владивостока и дарят счастье всем приезжающим к ним гостям. Подробно о проекте и его необычных обитателях в интервью EastRussia рассказал основатель и владелец фермы Дмитрий Филиппов.

Читать полностью
Поделиться
Он должен быть единый — дальневосточный туроператор

Дальний Восток уверенно идет к том, чтобы стать одним из главных туристических центров России. Регион предлагает путешественникам неповторимые природные и культурные достопримечательности, разрабатывает эксклюзивные инновационные турпродукты, среди которых особое место занимают морские круизы и этнографические туры, привлекающие внимание туристов со всего мира своей уникальностью и аутентичностью. На 10-м Восточном экономическом форуме участники сессии «Туризм – драйвер экономики впечатлений Дальнего Востока выделили ключевые факторы, необходимые для эффективной монетизации туристического потенциала региона.

Читать полностью
Поделиться
Путешествие в будущее

Дальний Восток — регион, где величие природы сочетается с богатой культурой и динамичным развитием современных городов. Певек, Билибино и Краснокаменск — места, где живут и работают сотни атомщиков, сотрудники высокотехнологичных предприятий госкорпорации «Росатом». Сегодня этот край становится не только промышленным центром, но и новой точкой роста для туризма и гостеприимства.

Читать полностью
Больше материалов