На полях Форума развития устойчивого туризма «Путешествуй!» генеральный менеджер премиального курортного комплекса Mriya Resort & SPA Абдурахман Искандеров поделился опытом и рассказал в интервью EastRussia, как с позиции линейного рабочего он вырос до топ-менеджера, как должен строиться успешный бизнес в индустрии гостеприимства и на что стоит обратить внимание отельерам Камчатки.
Справка
Mriya Resort & SPA — ведущий мировой курорт премиум-класса, который является драйвером развития индустрии гостеприимства в стране. Курорт стал туристической доминантой России и способствует повышению привлекательности страны как туристического направления на мировой арене. За годы работы Mriya Resort & SPA стал единственным российским курортом, который завоевал более 100 международных и российских наград на ведущих премиях индустрии гостеприимства, в том числе на World Travel Awards. Комплекс включает в себя пятизвездочный отель, 37 вилл, медицинский центр, Институт Активного Долголетия Mriya Life Institute, 24 ресторана и бара с уникальными гастрономическими концепциями, бальнеологический комплекс, высококлассный SPA-центр и собственный пляж. За годы существования курорт стал туристической доминантой Крыма. Основные объекты курорта, такие как Японский сад «Шесть чувств», детский парк аттракционов «Дримвуд» и центр винного туризма WINEPARK, стали самостоятельными туристическими достопримечательностями.
— Абдурахман, расскажите про себя, как вы пришли в гостиничный бизнес?
— Карьеру в индустрии гостеприимства я начал с аквапарка при отеле простым рабочим, так как спасателем меня не взяли. Мои друзья, с которыми мы вместе устраивались на работу, шутили: «Вот, мы спасатели, а ты химию таскаешь». Через три года я стал заместителем директора этого аквапарка, а человек, который отказал мне в работе спасателем и друзья стали моими подчиненными. В Mriya Resort я пришел на позицию управляющего пляжем. В начале карьеры у меня было 18 человек в подчинении, а сейчас — три тысячи.
— А как вы позиционируете себя, когда, скажем на профильной международной конференции представляетесь человеку, ничего не знающему о вас?
— Я позиционирую себя как человека из гостеприимства, не привязываясь к определенной должности или позиции. Если я знакомлюсь с кем-то не из индустрии гостеприимства, то я ищу возможность коллаборации или взаимодействия. Например, знакомлюсь с людьми, которые занимаются мультимедийным освещением и предлагаю им провести в Mriya Resort фестиваль света. В результате из мероприятия на 40 человек, получается на три тыс. человек. Я стараюсь смотреть на стандартные вещи, нестандартно: на помещение, на людей, на возможности.
— При этом, вы все же добавляете, наверное, что руководите коллективом в три. тыс. человек и оперируете определенным бюджетом. Озвучиваете такие цифры?
– Что ж, для наглядности: когда я пришел в компанию, мой департамент зарабатывал чуть больше одного млн в год. Через пять лет этот департамент — не вся Mriya Resort, заработал 864 млн рублей. До миллиарда чуть-чуть не хватило. Сейчас, конечно, цели уже масштабнее.
— Наверняка приходилось слышать: «Да за ними крупный инвестор стоит! Такая махина, дайте мне эти деньги, и я сам здесь такое наворочу…»
— Это распространенная теория. К нам недавно приезжали коллеги из Владивостока. Они хотели, чтоб мы совместно с ними построили отель и все необходимое для его функционирования, а потом взяли его под управление. Когда мы спросили: «Почему?», они прямо сказали, что у них было четкое понимание: за нами стоит крупный инвестор. Уверяю вас, это не так. Последняя финансовая помощь была в 2015 году, то есть послеинвестиционный период составил год после открытия отеля. С 2016 года мы сами себя содержим в операционном плане, это большая командная работа. Да, безусловно, к нам приезжают сотрудники по путевкам, но финансовой поддержки уже давно нет.
— Но на самой сложной стадии старт был обеспечен?
— Старт, да.
— Получается без такой модели никуда? Особенно на Камчатке, чтобы сделать такой премиальный сегмент, как у вас?
— Тут должен GR Камчатки проявить себя. Должны быть инвестиционно-привлекательные условия для бизнеса. Сегодня в руках Федерального агентства по туризму и министерства экономического развития есть все инструменты для создания инвестиционно-привлекательных условий.
По разным данным, у нас в стране десятки трлн рублей находятся в свободном обороте, а владельцы этих денег не знают, куда их инвестировать внутри страны. Сейчас самое время создавать условия для надежных инвестиций, и кто первый их создаст, тот сильно преуспеет.
Недавно нашу команду пригласили в Благовещенск, в Амурскую область, для создания концепции гостиницы для Роскосмоса. Президент России дал поручение сделать открытым город Циолковский, находящийся рядом с космодромом, а Роскосмос ставит перед собой цель развивать космический туризм.
— Порой, когда туристы начинают поругивать камчатские гостиницы, слышна такая реакция «Вы что приехали здесь в отеле сидеть? Марш на вулканы, вон природа какая!». И делается ценник соответствующий, чтобы в межсезонье можно было ничего не делать.
— Эта проблема не только Камчатки. До сих пор сталкиваемся с тем, что наши граждане хотят заработать здесь и сейчас: в такси, на сдаче в аренду квартиры, готовы даже выселить арендатора, если выросла средняя цена по рынку. Это проблема нашего общества, которую нужно решать воспитанием с раннего возраста.
Еще одна проблема — это хамство. Хамят не только в отелях, это повсеместная проблема. Как только я вышел в аэропорт Камчатки, в мой адрес полицейский начал кричать: «Паспорт, паспорт!». Я открываю паспорт. «Проходи, Россия». А что если нет? После такого отношения, второй раз я не приеду сюда, а хотя мог бы привезти семью. У меня жена и трое детей и, конечно, отдых большой семьей — это большие расходы, которые я оставил бы внутри региона.
Прежде чем добраться до отеля, вы прилетаете в аэропорт, едите в такси, взаимодействуете с множеством людей, но первая точка касания — это как раз аэропорт. Важен комплексный подход к встрече туристов, чтобы они не приобрели негативного опыта. Такие ситуации можно наблюдать во многих регионах страны, которые резко стали туристически привлекательными. Гости сталкиваются с некачественным сервисом, необоснованным повышением цен и другими неприятными ситуациями.
Поэтому, как только у наших граждан появится альтернатива, возможность ездить за границу на отдых, то они ей воспользуются. Они не вернутся туда, где им хамили, как бы красиво там не было. Сейчас нам нужно думать про возвращаемость, как сделать так, чтобы влюбить человека в локацию и сделать его визит, скажем, на Камчатку, в Дагестан, в Крым традиционным. Нужно думать о том, сколько гость привезет денег в бюджет региона за пять-десять лет, а не о моментальной выгоде.
— Но таких вулканов, гейзеров как на Камчатке нет. Как и альтернативы Черному морю для жителей Центральной России. Поэтому и позволяют себе «гостеприимные» предприниматели вольности. Куда, дескать они — наши туристы — денутся??
— Гости найдут куда поехать еще. Вопрос в том, хочет ли предприниматель, чтобы гость приезжал к нему десять лет подряд? Если гость будет каждый год приезжать к горячим источникам, сделает это своей традицией, то и для региона, и для бизнеса это будет выгодно.
Нужно вести просветительскую деятельность среди бизнесменов, это зона ответственности ассоциаций туроператоров, отельеров, профильных министерств, чтобы они задавали общую стратегию. Если государство в лице министерств туризма и подобных структур не будет заниматься развитием регионов, то не будет культуры и просвещения среди представителей туристического бизнеса.
Не нужно стремиться к моментальной выгоде в режиме «здесь и сейчас». Долгосрочные взаимоотношения с гостями выигрывают во всем у краткосрочных. События после 2021 года в туристической сфере запомнились историями, когда арендаторов выселяли из квартир и заселяли туристов, потому что это выгоднее, а также историями о таксистах, необоснованно завышающих цены за поездку. Такие истории были и в Дагестане, и в Сочи, и в Крыму, и даже в Турции.
Mriya Resort придерживается долгоиграющей стратегии, которая всегда окупится.
Я поделюсь с вами одной историей, которая произошла в 2022 году. Люди стали значительно меньше путешествовать и выезжать за пределы своих регионов, вырос спрос на внутренний туризм. Тогда я занимал должность директора департамента рекреаций и тематических парков. В ноябре мы с командой решили сделать посещение Винного парка бесплатным, чтобы повысить интерес жителей и гостей полуострова к крымскому виноделию и познакомить с разнообразием винодельческих хозяйств нашего региона. За один месяц в Винный парк приехало более 47 тыс. человек, в выходные к нам приезжало по пять-шесть тыс. человек! Сейчас это мероприятие трансформировалось в ежегодный фестиваль «Дни российских вин».
Другие виноделы региона последовали нашему примеру и начали на своих площадках проводить подобные мероприятия в декабре. Таким образом, мы можем говорить о том, что мы развиваем регион, задаем тренды и показываем другим бизнесам новые форматы взаимодействия с аудиторией.
— Сейчас вход тоже бесплатный?
— Сейчас мы изменили немного формат и перешли на покупку депозита: гость платит 1,5 тыс. рублей и на них может приобрести экскурсию, дегустацию, просто выпить бокал вина или приобрести другие услуги. Это стимулирует наших гостей открыть для себя новые форматы в рамках посещения Винного парка.
— У камчатских туроператоров возникли опасения — они как могут стараются, создают места размещения, но говорят: «Вот сейчас зайдут крупные инвесторы и заберут наших туристов. Нам не хватит, они будут развиваться, а мы останемся за бортом». Как у вас складываются взаимоотношения с местными коллективными средствами размещения, ресторанами? Ведь к вам поток значительно выше.
— Мы в свое время создали ассоциацию отельеров в Крыму, которая сейчас переросла в ОСИГ. Винный парк мы позиционируем как центр винного туризма, который объединяет все российские винодельни, открыт к сотрудничеству и помощи. Сначала на нас смотрели с опаской, как на крупных конкурентов, но мы относились к этому с пониманием. Потом мы решили реализовать масштабное мероприятие на три тыс. человек и пригласили всех виноделов бесплатно поучаствовать в Салоне вин, где они смогли презентовать свои винодельческие хозяйства широкой аудитории. Тогда они действительно удивились, когда мы дали им возможность продвигать свою продукцию на нашей территории. Такие мероприятия помогли нам сформировать сильное комьюнити виноделов, которые заряжены общей целью. Мы хотим, чтобы, приходя в магазин, люди обращали больше внимания на российское вино, а не на зарубежное. Мы ни с кем не конкурируем и выступаем за развитие региона и отрасли.
Появление больших флагманских объектов, таких как Mriya Resort, полезно как региону, так и бизнесу, потому что это задает высокие стандарты сервиса и повышает туристическую привлекательность региона. То есть, если на Камчатке появится отель уровня четырех звезд, то все остальные будут равняться на него. Если появится «пятерка», весь сервис будет дотягиваться до него: уровнем сервиса, компетентностью персонала, с точки зрения архитектуры и так далее. Поэтому не стоит воспринимать как конкуренцию. Появление крупных инвестпроектов нужно воспринимать как возможности.
Да, есть риск, что управляющая команда такого объекта будет воспринимать всех остальных как конкурентов. К сожалению, у нас в стране такое бывает, когда крупный игрок на рынке стремится поглотить мелкий бизнес. Если это будет так, тогда конечно есть риск. Тут стоит сразу брать вектор на развитие и обучение и не только линейного персонала, но и управляющих команд, которые должны видеть ценность в продвижении и развитии целого региона, а не только своего бизнеса.
— Как и многие другие отрасли, гостиничный бизнес на Камчатке страдает из-за дефицита кадров. Когда недавно эту тему обсуждали резиденты местной ассоциации, большая часть высказалась в пользу решения привозить сюда персонал. Дескать с ними проще работать, им некуда сбежать, у них не болеет бабушка… «Закрыл их на три месяца в отеле, они там и живут. Если вдруг захотели уехать, все, что можно вычесть из зарплаты, и свободен», — как сказал один из отельеров. Какая система мотивации для людей у вас? Чтобы они не только там отрабатывали с вами сезон, но и оставались дальше приводили своих друзей, там приезжали, жили семьями?
— Немного личного: в октябре 2015 года я приехал в Mriya Resort, зашел в лобби отеля и увидел свою будущую жену. Уже семь лет мы в браке и у нас трое детей, и таких историй в Mriya Resort огромное количество. Если говорить о том, чтобы привезти персонал под конкретное мероприятие или сезон, то в короткой перспективе это просто и удобно. Иногда мы пользуемся экстра-стаффом, когда есть недобор, такое бывает, особенно перед сезоном. Мы перекрываем какие-то позиции, привозим на короткий период под контракт, но в долгосрочной перспективе это всегда обходится дороже.
У нас отличная программа лояльности для наших сотрудников: во-первых, качественное бесплатное питание. Я с удовольствием хожу в наш корпоративный ресторан с коллегами. Во-вторых, трансферы: мы возим сотрудников на работу и обратно на комфортных автобусах. В-третьих, мы полностью обеспечиваем жильем линейных сотрудников, предоставляя комфортные номера со всеми удобствами в «Доме мечты», нашей гостинице для персонала. Среднему менеджменту и топ-менеджменту мы компенсируем проживание в ближайших населенных пунктах. Кроме того, мы тратим порядка 15-20 млн рублей в год на обучение сотрудников. Также на все наши медицинские программы сотрудники имеют 40% скидку. Для тех сотрудников, которые хотят изучать английский язык, компания оплачивает 50%. Все это повышает лояльность сотрудников и увеличивает привлекательно курорта как работодателя на рынке труда.
Сейчас мы запустили специальную HR-стратегию, которая увеличивает вовлеченность сотрудников. Персонал обновляется, и нужно эту программу проводить для всех. В долгосрочной перспективе это приносит результаты, потому что можно вырастить сотрудника с линейной позиции до генерального менеджера, и он будет приносить компании больше прибыли, чем сейчас в моменте потратить на экстра-стафф. Поэтому, если хотите сэкономить на персонале здесь и сейчас, да, его можно привезти, но о какой культуре можно говорить, если вы собираетесь «закрывать своих сотрудников в отеле на три месяца»?
— На Камчатке ярко выражена сезонность турпотока, в том числе и из-за удаленности. Гостиницы и рестораны очень болезненно переносят эти перепады потоков. Какие инструменты вы применяете у себя, как справляетесь с сезонностью?
— Мы, как бизнес, с началом пандемии начали активно работать над маркетингом региона вместе с министерством курортов и туризма Республики Крым. У нас есть рабочая группа, в которую входят представители государственных органов и неравнодушные бизнесмены. Мы используем административный ресурс и инструменты маркетинга для создания событийных проектов, которые привлекают на крымский полуостров больше туристов. Некоторые из них стали традиционными, например, «Крымские каникулы», запущенные на базе Mriya Resort. Сейчас «Крымские каникулы» — это десять насыщенных дней в Mriya Resort, которые мы масштабируем на весь Крым. Также мы создали ряд фестивалей: «Фестиваль цветения Сакуры», серия вечеринок Sunset Vibes. В наши планы входит проведение совместно со Сбером «Всекрымского зеленого марафона», до этого мы его проводили только на базе Mriya Resort, а сейчас выходим на целый регион.
На данный момент загрузка номерного фонда в Mriya Resort составляет порядка 93%, то есть мы со своей стороны можем смело говорить о том, что туристический поток в Крым стабильный и данное направление сейчас пользуется высоким спросом. Все это грамотно продуманная долгосрочная маркетинговая стратегия, которая влияет на развитие дестинации региона.
беседовал Алексей Збарский- В этом году форум «Дальний Восток – зима открытий» пройдет под новым названием: «Форум устойчивого развития туризма». Скажите, пожалуйста, что отражает новое название форума?
- Новое название форума отражает основной спектр тем, на котором из года в год фокусируется наш форум. Объединяя регионы Дальнего Востока и Арктики для обмена опытом, мы в первую очередь сконцентрированы вокруг поиска таких подходов к развитию туризма, которые закладывают долгосрочный баланс между сохранностью природных комплексов, интересами отраслевого бизнеса и местного населения. Именно поэтому у нас на первый план выходят темы с экологическим туризмом и экопросвещением, профориентацией и кадровым обеспечением отрасли, поиском корректных подходов к этнокультурному туризму и так далее. Эти темы не ограничены Дальним Востоком и нашими арктическими регионами, мы видим, что к их обсуждению подтягиваются коллеги со всей страны.
Статистика показывает, что туризм в «удаленные» регионы – на Дальний Восток и в Арктику – растет опережающими темпами. Тем важнее системно и методично обмениваться опытом, отслеживать все возможные риски и угрозы, совместными усилиями находить решения, выносить их на межрегиональный и федеральный уровень.
Для Камчатского края Форум устойчивого развития туризма «Путешествуй!» – одна из двух ключевых дискуссионных площадок, которые традиционно проводятся на полуострове. Каждое лето мы также проводим уже ставший международным форум «Экосистема», посвященный формированию и консолидации молодежных предложений в сфере экологии для дальнейшего внедрения в общероссийскую практику. Мы призываем всех заинтересованных участников присоединиться к работе этих дискуссионных площадок, чтобы выработать наиболее гармоничные подходы и практики в социально-экономическом развитии регионов.
- Пленарная сессия форума будет посвящена теме глобальной доступности туризма в интересах экономики, региона и человека, развития въездного и внутреннего туризма с учетом «зеленой повестки». Как вы считаете, какие наиболее перспективные возможности предстоит реализовать региону?
- Доступность – безусловно, ключевой вызов для развития туризма на Камчатке. Та поддержка, которую регион получает в виде «плоских» тарифов «Аэрофлота» и ряда субсидируемых рейсов, выполняемых другими авиакомпаниями, является неоценимым фактором для туристической сферы. Но есть и другая сторона доступности, выраженная в стоимости и сроках любого строительства в регионе, в наличии и стоимости привлечения квалифицированных кадров и так далее. И это проблемы не только Камчатки – с такими же проблемами сталкиваются коллеги на половине территории нашей страны. Многие ограничения удается преодолевать благодаря системному вниманию со стороны федерального центра, комплексной работе мер поддержки бизнеса. Но чем дальше мы двигаемся, тем важнее оперативно реагировать на любые возникающие вопросы, быть чуткими к проблемам бизнеса, находить приемлемые и рациональные решения по каждой ситуации.
Сегодня перед Камчаткой стоит амбициозная задача – защитить статус одного из лучших мест в мире для инвестиций в туристической сфере. Мы заявили этот тезис на Восточном экономическом форуме 2023 года, представив бизнесу подготовленные инвестиционные площадки и проработанные меры поддержки. На фоне пандемийных ограничений мы смогли полностью переориентировать туристическую сферу на внутренний рынок, не допустив количественных просадок, наоборот, получив динамичный прирост инвестиций и оборота бизнеса в сфере туризма. Сегодня, когда иностранный турист возвращается в страну, нам необходимо конвертировать въездной туризм в качественный скачок в развитии отрасли, не допустив вытеснения сегмента отечественных туристов. Об этом мы говорим нашим инвесторам, призывая их вкладываться в новую инфраструктуру региона.
- Какие новые инициативы и инвестиционные проекты вы планируете реализовать в 2024 году в рамках развития мультиформатного туристического предложения в регионе? Расскажите, какие виды туризма вы предлагаете туристам?
- Приоритеты на 2024 год у нас такие же, как и прежде: поддерживая инициативы бизнеса, добиваться развития туристической инфраструктуры в регионе, преодолевать сезонные ограничения, увеличивать емкость предложения для туристов без ущерба для наших природных комплексов. Ключевые события предстоящего года для нас – долгожданный запуск крупной пятизвездочной гостиницы в центре Петропавловска-Камчатского и ввод в эксплуатацию нового терминала аэропорта Елизово. Ожидаем старт строительных работ в рамках крупнейшего инвестиционного проекта в регионе – кластера «Три вулкана». Поддерживаем инициативы бизнеса в строительстве десятков малых и средних туристических объектов на полуострове; сформировали инвестиционные лоты и предлагаем выгодные земельные участки новым игрокам.
Что касается видов туризма – у нас продолжают набирать популярность морские прогулки и круизы, мы ожидаем активизацию бизнеса на этом направлении, в том числе в связке с круизами по Курильским островам. Благодаря мероприятиям Зимнего фестиваля «Берингия» мы смогли обратить внимание туристов на уникальный зимний сезон на Камчатке, активно балансируем сезонность. Растет семейный сегмент, развивается самодеятельный туризм, когда гости самостоятельно бронируют авиаперелет и гостиницу и собирают для себя программу на месте, покупая у туроператоров однодневные экскурсии.
- Камчатка – это полуостров. Как вы планируете осуществлять поручение Президента по развитию автомобильного туризма в условиях сложной доступности? Какая, на ваш взгляд, перспектива развития данного направления: будет ли это внутренний (региональный) продукт или будет активное привлечение автотуристов со всей России?
- Камчатка не связана автомобильными дорогами с соседними регионами, это делает практически невозможным посещение нашего региона туристами на личном автотранспорте. Но вместе с тем, Камчатка – один из самых автомобилизированных регионов нашей страны, и уж чего, а дефицита автолюбителей и автомобилей у нас нет. Для гостей из других регионов у нас действуют предприятия автопроката, и я уверен, что по мере развития интереса к теме автотуризма, их автопарк и предложение будет только расширяться.
Тем более, что уже в ближайшие два года на Камчатке станет доступной для автолюбителей первая в стране полноценная автомобильная дорога общего пользования, построенная специально в интересах развития туризма. Я говорю о подъездной дороге к кластеру «Три вулкана», которая возводится в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Это совершенно уникальная и красивейшая дорога, которая пройдет по широко известной Паратунской долине к самому подножию Вилючинского вулкана.
К концу года мы ожидаем появление асфальтированной дороги на Халактырский пляж к Тихому океану – популярному месту притяжения как гостей полуострова, так и местных жителей.
Добраться до центральных районов Камчатки теперь можно гораздо комфортнее и быстрее благодаря появлению асфальтированой автотрассы Петропавловск-Камчатский – Мильково. Кроме того, появилась дорога к уникальному туристическому объекту «Соколиный центр» – самому крупному репродуктивному центру краснокнижных птиц в мире.
Мы ждем автотуристов со всей страны. Пусть вся сеть комфортных для автотуризма дорог у нас составляет немногим более одной тысячи километров, но на всем протяжении этих дорог у нас есть невероятно красивые виды, вулканы, термальные источники и другие достопримечательности.
_______________________________________________________________
Материал опубликован в Дайджесте РТФ «Путешествуй!»
Форум прошел на Камчатке 20-23 февраля и собрал более одной тыс. участников из 20 регионов России. В этом году мероприятие впервые прошло в статусе всероссийского.
В сентябре 2022 года президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросам развития туризма отметил важность обеспечения доступности путешествий для жителей страны с любым видом доходов. Глава государства подчеркнул, что в этой сфере, как и в других, нужно в первую очередь руководствоваться интересами граждан.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков рассказал на пленарном заседании форума о своих впечатлениях после общения с молодежью-победителями всероссийского студенческого конкурса по развитию индустрии туризма и гостеприимства «Хочу работать в туризме на Камчатке»: на его вопрос о том, что же производит туризм, они сразу ответили – впечатления.
«Могучая экономика России производит все, что нужно миру: от минеральных удобрений, нефти и газа, золота, других ценных металлов, до рыбы и леса. Но что производит туризм? Я был очень впечатлен и обрадован тем, что ребята ответили моментально – туризм производит впечатления. Значит, их неплохо учат. Продукты туристической отрасли – это самые человечные, самые человеческие продукты – впечатления, яркая память, эмоции. В современной экономике это становится самым важным продуктом», – добавил министр.
По итогам конкурса десять студентов из пяти российских городов приехали на стажировку на Камчатку для работы в туристической отрасли. Финалистов отобрали на Международной выставке-форума «Россия» 24 января. Цель конкурса — привлечение молодых специалистов в Камчатский край и популяризация полуострова как региона, комфортного для жизни и работы.
Глава Минвостокразвития подчеркнул, что у Камчатки значительно больший туристический потенциал, чем у Исландии, которая зарабатывает на туризме три млрд евро в год и до пандемии имела турпоток в два млн человек.
«Камчатка, безусловно, более красивая, но самой отрасли есть еще куда развиваться. Работа по выработке новых мер поддержки больших и малых проектов, направленных на развитие туризма на Дальнем Востоке и в Арктике, будет продолжена. Дальний Восток – это концентрат всего лучшего, что есть в России. Цели по достижению приема Камчаткой одного млн туристов к 2030 году, удвоению авиаперелетов на Дальнем Востоке до четырех млн человек достижимы. Но не в цифрах счастье. Важен искренний созидательный вклад каждого из нас», – сказал Чекунков.
Десять лет назад на полуостров приезжало 50 тыс. туристов в год и для них было доступно 1,5 тыс. мест в гостиницах, в 2023 году турпоток составил 370 тыс. человек, для размещения были готовы уже 8,5 тыс. номеров.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов напомнил, что развитие туризма в России является одним из приоритетов, а возможность россиян путешествовать определена президентом страны Владимиром Путиным, как базовая возможность, которая должна быть создана для граждан. Также глава региона напомнил о вызовах, с которыми сталкивалась отрасль в последние годы, и рассказал о том, как их удалось преодолеть.
«Туризм сталкивается со своими вызовами. Безусловно, в последние годы главным вызовом стала пандемия коронавирусной инфекции, и за время пандемии мы научились особенно ценить места для отдыха, которые характеризуются своей уединенностью, возможностью побыть вместе с природой, включиться в нее. И Камчатка, конечно, яркий пример такого места, которое все более привлекательным становится, и уверен, что в будущем эта тенденция будет только усиливаться. Безусловно, новым вызовом стала геополитическая обстановка, санкции недружественных государств. И снова мы показываем, что наша туристическая отрасль с этим справляется, и снова Камчатка является ярким примером того, как и какой ответ нужно давать санкциям. Наш туристический поток растет с каждым годом. Мы видим растущий интерес жителей нашей страны к путешествию на Камчатку. И более того, я убежден, что именно эти вызовы сыграли нам на руку, позволили нам всем открыть для себя нашу страну Россию, такие уникальные уголки, как Дальний Восток, Север, Арктика, ну и, конечно, Камчатский край», — подчеркнул Владимир Солодов.
В прошлом году значительный вклад в увеличение въездного турпотока на Дальний Восток и, в частности, на Камчатку, внес Китай. С 2023 года возобновились безвизовые групповые поездки.
Как отметила генеральный консул КНР во Владивостоке Пяо Янфань, Китай занимает первое место среди зарубежных стран по числу въездных туристов в Россию.
«Все больше китайцев – особенно молодежи – проявляют интерес к природе, истории и культуре России, в частности на Дальнем Востоке китайцы любят путешествовать в Приморье и на Камчатку. Развиваем проекты культурного, экотуризма, морского и спортивного туризма», – уточнила она.
Из Казахстана в Россию также приезжает много туристов – их количество выросло за год на 27% – свыше трех млн туристов по итогам 2023 года. Примерно столько же в прошлом году приехало в Казахстан россиян. Больше – только в Абхазию и Турцию. Об этом участникам пленарного заседания рассказал посол Казахстана в Москве Ерлан Шамишев.
Большой ценностью для туристов из других стран, из других регионов и для самих дальневосточников являются бальнеологические ресурсы. Если рассмотреть Камчатку в разрезе медицинского туризма с применением, например, термальных источников, то эта тема раскрыта слабо – для имеющегося огромного потенциала. На это, в том числе, обратили внимание участники дискуссии, говоря не только о камчатских бальнеологических возможностях, но и в целом ДФО.
Зампред Госдумы Ирина Яровая отметила важность развития детского туризма в контексте обновления существующей базы. Она предложила создать самые емкие преференции для тех инвесторов, которые приходят под программы детского туризма и детского круглогодичного отдыха.
Для удобства инвесторов, которые планируют проекты и выбирают конкретный земельный участок под него, существует совместный проект Росреестра и властей субъектов РФ. Росреестр ищет свободную землю и включает в оборот. Уже найдено в России 154 тыс. гектара, из которых 12 тыс. – в ДФО. Вся информация содержится в публичной кадастровой карте. Существуют проекты «Земля для стройки» и «Земля для туризма». Как рассказала замруководителя Росреестра Татьяна Громова, Камчатка – в числе первых семи пилотных регионов по участию в проекте «Земля для туризма». Позже подключатся еще около 40 регионов РФ.
«Любой заинтересованный это может увидеть и подать заявку. На точках притяжения туристов найдено большое количество земельных участков, которые можно вовлекать в оборот для туристических целей. В Камчатском крае определено десять объектов туристического интереса, среди которых – санаторий “Жемчужина Камчатки”, природный парк “Ключевской”. Надо об этом информировать инвесторов», – рассказала Громова.
На пленарном заседании было отмечено, что хороший потенциал для развития неиспользованных земель имеет обустройство национальных пешеходных, велосипедных и комбинированных туристических троп. Они могут иметь разные категории – локальные, межрегиональные и национальные. Этот вид туризма имеет все шансы стать самым массовым и популярным. По поручению президента России готовится законопроект о создании национальной системы туристических троп.
Форум устойчивого развития туризма «Путешествуй!» состоялся по инициативе правительства Камчатского края при поддержке Минвостокразвития и Фонда Росконгресс, а также ТПП Камчатского края. Партнерами форума выступил Российский Союз Туриндустрии, информационные партнеры мероприятия – ИА «Восток России» и ИА «ФедералПресс». Форум имеет статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!».
Группа экспертов из разных сфер туристической отрасли проехала по БАМовским локациям на поезде, участвуя по пути в мероприятиях форум-штаба «БАМ туристический». Круглые столы, обсуждения и встречи прошли в Братске, Усть-Куте, Северобайкальске, Новой Чаре, Тынде. Своими впечатлениями от поездки и предложениями по развитию туризма на БАМе с EastRussia поделилась Ирина Булыгина, заместитель председателя-начальник отдела маркетинга и продвижения комитета по туризму Мурманской области.
Прежде всего, я хочу отметить, что «БАМ туристический» — это очень важный и одновременно сложный турмаршрут, потому что он объединяет сразу шесть регионов, которые различаются по своим ресурсам, логистике, готовности принятия турпотоков, поэтому предстоит большая работа по разработке концепции, содержательному наполнению и коллаборации регионов-участников в процессе создания целостного турпродукта.
Очень важно, чтобы все участники проекта были заинтересованы в его реализации и обладали определенными компетенциями, поэтому важно оказывать муниципалитетам консультационную поддержку, делать перекрестные презентации туроператоров регионов-участников, ездить друг к другу с целью обмена опытом.
Бамовский маршрут имеет ряд существенных преимуществ:
1. Поскольку объединяющей темой маршрута является легендарная Байкало-Амурская магистраль, то в турпродукте можно совместить две самые дорогостоящие услуги: проживание и перевозку. Это позволяет туристу за сравнительно небольшой временной промежуток увидеть большое количество территорий и их достопримечательностей. Регионам же, в свою очередь, это даст возможность на какое-то время сгладить нехватку отелей и предприятий питания на маршруте.
2. Второе преимущество маршрута состоит в том, что он, по сути, представляет собой конструктор впечатлений и его возможно комбинировать в разных вариациях: можно начать из Братска, а можно – из Благовещенска, можно пройти часть, а можно - полностью. Ещё один плюс конструктора — разнообразие природных и культурно-исторических ресурсов, ландшафтов, промышленных предприятий и регионального колорита.
3. А еще я предлагаю всем участвующим в разработке и реализации маршрутов стать основоположниками романтического туризма. Сюда, на стройку века, приезжали настоящие романтики по комсомольской путевке. Можно и сейчас привлекать сюда романтиков и мечтателей по БАМовской путевке и предлагать им какой-то интересный общественно-полезный труд на благо развития маршрута и включенных в его реализацию регионов. Это может быть и помощь в создании рекламы БАМа туристического, и экологическое волонтерство, и творческая деятельность. Сто лет тому назад был прекрасный опыт, когда на север, в труднодоступные регионы, люди приезжали для того, чтобы принести какую-то пользу этому региону. У них были специальные туристские книжки, в которых отмечалось, что они посетили и что полезного сделали для местного населения. Каждый делал, что умел: могли чему-то научить — учили, умели электричество провести делали — ремонтировали проводку, в благоустройстве помогали. БАМ туристический — это прекрасная возможность предложить туристам больше, чем путешествие, наполнить его смыслом созидания и сибирской романтики.
Резюмируя, хочу подчеркнуть, что плюсов у проекта «БАМ туристический» много, минусов я не вижу, вижу только точки роста. И я убеждена этот маршрут достоин того, чтобы пополнить список национальных маршрутов, потому что он включает сразу несколько регионов, в которых туристы узнают о настоящих трудовых подвигах нашего старшего поколения, а ведь это имеет ещё и огромную воспитательную ценность. Желаю успехов в реализации этого принципиально нового туристского маршрута.
Вы замечали, что после 40 лет начинаешь радоваться, если по утрам у тебя ничего не болит? Спланировав недельку очередного отпуска вместе с подругой, решили — поедем в Кульдур, погреть косточки. Санаторий славится своими термальными источниками, окунуться в которые приезжают со всех концов страны, и даже из-за рубежа.
Путёвку брать не стали — поехали на машине, а поселились в доме у хорошей знакомой. Кстати, так делают многие – приезжают, снимают квартиру, средний чек 1000 рублей в день с человека. По сравнению с ценами в любом из 4-х санаториев выходит очень бюджетно. Продукты взяли с собой, но при желании в посёлке имеется штук 10 магазинчиков, где можно купить всё, что потребуется. Дорога от Хабаровска до Кульдура — примерно 320 километров: бОльшей частью по федеральной трассе по хорошему асфальту и километров 30 вполне удобоваримой грунтовки. Мы добрались за 5 часов.
В первый же день отправились, как говорят местные, «на лужи, помочить ноги». Для меня это был первый опыт посещения здравницы. Скажу сразу — никаких ВИП и лакшери условий, если вы отдыхаете «дикарями», там нет. Есть углубления в земле, выложенные камнями.
Вода на выходе из трубы первого бассейна в каскаде, а их всего три, 73 градуса, и просидеть там хотя бы минуту проблематично. Во втором бассейне температура поприятнее — примерно 45 градусов, а в третьем, где в основном и лежат отдыхающие, около 38.
Вода проточная, по идее, не застаивается, однако на стенках бассейнов наросли какие-то зелёные водоросли, из-за них дно довольно скользкое, можно упасть. Впрочем, по словам случайных знакомых, встреченных в Кульдуре, эти водоросли тоже представляют немалую ценность.
— Я езжу в Кульдур 2 раза в год, курсами по 10 дней, — рассказал обнаруженный однажды утром в бассейне Алексей из Биробиджана. — В юности занимался вольной борьбой, повредил локтевые суставы. Когда начинает крутить – никакие нестероидные противовоспалительные не помогают. Как только не лечился — результат никакой. Несколько лет назад друзья посоветовали в Кульдур съездить. Сначала сомневался — ну как водичка из-под земли может быть сильнее медицинских препаратов. Но всё же попробовал. Отпустило практически сразу. Теперь только сюда, главное — система. А про водоросли скажу — приезжали как-то на источники дамочки из Кореи, вроде. По-русски не говорили, только «холосо, холосо». Как увидели эти зеленые наросты — щётками соскребли всё, что наросло в бассейнах, намазали на себя, взяли с собой. Сильные, видать, микроорганизмы, если в такой концентрации кремния и фтора, да ещё и при высокой температуре, растут.
Что касается содержания минеральных веществ в кульдурской воде, то она, как говорит интернет, имеет самую запредельно высокую концентрацию кремния: по международной классификации 50 миллиграмм кремниевой кислоты на литр воды уже считается высоким, а источник в Кульдуре выдаёт 115 мг на литр. Кроме того, она содержит почти всю таблицу Менделеева и помогает лечить болезни опорно-двигательного аппарата, кожные и нервные заболевания, болезни сосудов. А вот вопреки утверждениям того же интернета, что кульдурская вода избавляет от гинекологических проблем, местные жители предупредили — если имеются миомы и кисты – в бассейн лучше не лезть, иначе образования будут расти, как на дрожжах. При этом подтвердили, что в санаториях лечат от бесплодия орошением, но делается это водой разбавленной, с пониженной концентрацией. Так что опять прав Парацельс: «Всё есть яд, и всё есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество или ядом, или лекарством».
Итак, про ощущения. Условий, повторюсь, никаких. От слова «совсем». Возле бассейнов есть бревно, на которое люди ставят сумки и кладут вещи. Чуть поодаль, в рощице, имеется скамейка, где раздеваются принимающие ванны.
Чтобы сидеть не на камне, есть несколько дощечек, на которые лучше постелить своё полотенце.
И всё — ноги в воду (глубина небольшая, даже по колено не будет), и наслаждаться ощущением тепла, некоторой мыльности — всё тот же интернет сообщает нам, что рН воды 9, то есть она щелочная — и окружающими видами.
Причём нужно помнить, что ванны следует принимать не по принципу «хапну здоровья оптом», а постепенно увеличивая время с 10 до 20 минут. Дольше сидеть в воде категорически не рекомендуется, и уж тем более распивать в бассейне алкоголь, а такое тоже бывает.
За 3 с половиной дня в Кульдуре мы были на источнике шесть раз. Больше всего мне понравилось там поздно вечером, после 21.00, хотя инстинкт самосохранения (или банальная трусость, что есть, то есть) кричал мне: «Куда вы идёте?! Не видно ни черта!!!». И правда, фонари на тропинке, ведущей к бассейнам, не горят, асфальт местами превращается в ямы, и вероятность встретить отдыхающих подшофе довольно велика. Но нас это не остановило — и к лучшему, потому что когда глаза привыкают к темноте, картина открывается фантастическая: белеющие невдалеке берёзы, пар, поднимающийся от воды, ковш Большой Медведицы на небе и журчание горной речки…
Ради этого стоит поехать в Кульдур. А когда мы пришли туда утром перед отъездом и решили окунуться — я поняла, почему люди предпочитают лежать в бассейнах, а не просто сидеть на бортике. Это как откровение — тишина, вокруг никого, всё только просыпается, на траве и волосах изморозь, а ты лежишь в тёплой воде, и не хочется тебе уезжать ни в какой Хабаровск.
Речка, которая протекает по территории санатория, тоже местами тёплая — в неё сбрасывают воды из природных ванн. Случайных гостей там не ждут — всё обнесено забором, но мы с подругой просочились между столбами. Именно там на полянке установлен символ Кульдура — семья оленей на постаменте.
Легенда гласит, что больше 100 лет назад в этом месте тунгусский охотник нашёл оленя, который лечил в источнике свою рану. Дотронувшись до воды, тунгус воскликнул «Хуль-джи-ури», что значит «горячая вода». Многие годы аборигены хранили тайну места, оно считалось божественным. Но, как водится, всё тайное рано или поздно становится явным, благодаря горячительным напиткам или деньгам. Вот и очередной тунгусский охотник отвёл когда-то к источнику русского купца, а тот вызнал тайну места и… Впрочем, благодаря этому теперь мы имеем возможность приезжать в Кульдур и принимать бесплатно целебные ванны.
Кстати, факт, что кто-то «на халяву» пользуется термальной водой, очень не нравится владельцам санатория «Кульдур». Люди, регулярно приезжающие «дикарями», рассказали, что раньше вход был свободный, но этой весной турникеты повсеместно заварили, а на территории развесили объявления, которые запрещают наслаждаться природными ваннами. Но желающих получить доступ к живой воде это не останавливает: в заборе появилась очередная дыра, и от неё уже протоптана народная тропка.
Когда-то в Кульдур приезжало по 3000 человек, рассказывают проживающие в посёлке. Теперь очередной заезд — это 20-70 отдыхающих. Расцвет здравницы пришёлся на годы СССР, здесь поправляли здоровье военные (впрочем, и сейчас в корпусе минобороны восстанавливаются бойцы, вернувшиеся с СВО). В начале 2000 –х часть «Кульдура» пришла в упадок, но как-то выживала. А в 2019 году порядка 8 корпусов детского санатория «Жемчужина Хингана», которые использовались как детский лагерь, закрыли после пожара в Холдоми... Начались проверки, рассказывают сотрудники действующих здравниц, и руководство решило, что так будет безопасней.
Любителям пощекотать нервишки рекомендую прогулку по заброшенным корпусам. Выбитые стекла, кое-где срезанные решётки, хлопающие на сквозняке двери и рамы – и всё это среди леса и в полной тишине.
Не знаю, как они сохранились на самом деле, но сооружения добротные — в СССР строили на совесть, и, возможно, хотя бы несколько корпусов можно было бы вернуть в строй. Вместо этого кто-то устроил в здании бывшей столовой — или дома культуры — свалку… Печально, господа…
Но хватит о грустном. Ещё один бонус, которые могут «забесплатно» получить посетители Кульдура – это рассвет на озере, неспешное кормление местных уток и картины, от которых захватывает дух. Я же подумываю побывать там ещё как минимум разок — зимой, чтобы вокруг минус 25, а ты сидишь в бассейне с горячей водой, и понимаешь — жизнь прекрасна.
Камчатский край привлекателен своей дикой природой, интригующими пейзажами, «домашними» вулканами, летним лыжным сезоном, морскими деликатесами и прочими, непривычными для большинства жителей России, «изюминками». В 2023 году здесь побывали более 360 тыс. туристов: кто-то в составе тургрупп с готовыми пакетными турами, кто-то – самостоятельно. Одни путешественники заранее готовятся, просматривают видео, напитываются информацией, другие приезжают «девственно чистыми». Оба пути имеют свои плюсы, но, чтобы полностью погрузиться в «камчатское состояние души», стоит позвать гида.
Сегодня мы беседуем с камчадалкой Екатериной Беловой. Она преподаёт технический морской английский в Камчатском государственном техническом университете (КамчатГТУ), знает японский, активно занимается горными лыжами и в свои 43 решила стать экскурсоводом. Окончила курсы профессиональной переподготовки, получив специальность экскурсовод (гид). Прошла аттестацию и имеет право вести экскурсоводческую деятельность в течение пяти лет – до следующей аттестации. Воспитывает двоих дочерей, которые активно занимаются спортом и вместе с мамой с удовольствием познают родной край в путешествиях.
– Екатерина, вы продолжаете преподавать в университете, теперь взяли дополнительную нагрузку в виде туристов. Как вы к этому пришли, как на всё хватает энергии?
– Преподаю я с сентября по май, а в летний сезон занимаюсь с туристами. Я всегда искала что-то близкое к преподаванию, думала, чем бы еще заняться. Энергии действительно много – я регулярно путешествую по Камчатке, очень люблю единение с природой. Появилось желание сделать свое хобби дополнительным заработком. Начала я недавно –отработала только первый сезон. Прокачала скилл, получила кучу позитива, отклик от гостей хороший.
– Как организованы курсы профпереподготовки экскурсоводов?
– Курсы длятся два с половиной месяца, занятия проходят три-четыре раза в неделю. С нами работают действующие экскурсоводы, охотоведы, биологи, вулканологи – рассказывают об истории освоения Камчатки, о происхождении вулканов и прочее. Невероятное количество информации. Что интересно, спрос на эти курсы очень высок: они проходят дважды в год и от желающих нет отбоя. Экскурсоводов на Камчатке хватает. В будущем хочу выучиться на инструктора-проводника. Тут уже курсы длятся около полугода и нужна полевая подготовка – надо уметь ориентироваться в лесу, в горах, оказать первую медпомощь, суметь защититься от медведя.
– Пока не берем туры, которые обеспечивают проводники, продолжим с гидами: какие самые популярные локации в Петропавловске-Камчатском и за его пределами?
– Самое популярное туристическое место в городе – центр: набережная Авачинской бухты, Култучное озеро, Никольская сопка – все благоустроено (и продолжается реконструкция в рамках мастер-плана). Безусловно, в топе Мишенная сопка. С нее открывается великолепный обзор на 360 градусов – виден и центр города, и бухта как на ладони, и вулканы со всех сторон. Среди культурных достопримечательностей столицы Камчатки – музей «Вулканариум» и Краеведческий музей. В непогоду там ажиотаж. В хорошую погоду все покоряют вулканы.
Что касается окрестностей Петропавловска, мы обеспечиваем однодневные туры на самые интересные локации – Вилючинский перевал: с него открывается вид на 10 вулканов, 6 из которых действующие, вулкан Горелый и лавовые пещеры Горелого, подножье Мутновского вулкана, каньон Опасный, Дачные термальные источники («малая Долина Гейзеров»), Авачинский перевал: вулканы Корякский, Авачинский и экструзия Верблюд, горный массив Вачкажец – это все близко от города и можно посетить за один день. Однако это активные маршруты, которые требуют определенной подготовки. Самый бюджетный вариант – экскурсия на вахтовке группой до 30 человек (около 9 тыс. рублей с человека, вместе с питанием). Более комфортный и, соответственно, более дорогой вариант - так называемый джип-тур: внедорожник или микроавтобус повышенной проходимости. Можно, конечно, выбрать и вертолет: идти никуда не надо, а виды открываются самые невероянтые, но этот вариант самый затратный. Все эти экскурсии проводятся в летне-осенний сезон, зимой есть сложности с логистикой и погодными условиями. Зимой туристы развлекаются лыжами, сноубордами, хели-ски турами и иже с ними, но работы для экскурсоводов зимой практически нет.
– Кто чаще берет экскурсии – туристы из России или из-за рубежа?
– Иностранцев мало. Приезжают, конечно, гости из азиатских стран, но больше российских туристов – и «дикарей», и организованных. Местные пользуются услугами гидов очень редко, они самостоятельно ездят. Отмечу, что поток внутренних туристов к нам не иссякает. Те, кто побывал у нас, уезжают довольные и почти каждый, кто приехал на Камчатку – это те, кто послушал рекомендации друзей, которые уже тут побывали.
– Что из того, о чём вы рассказываете своим туристам, когда-то удивило и вас?
– Давайте о Мишенной сопке. Сопка Мишенная является лучшей смотровой площадкой города. Высота – более 380 метров над уровнем моря. Богата эндемиками. Свое название получила не от того, что мишки там водятся, а от слова межа – раньше сопка называлась Ме́женная, со временем ударение сместилось и произношение немного поменялось – получилось Мишенная. Мишенка, как мы ее называем, имела все шансы стать полноценным действующим вулканом, но сил у вулкана не хватило – магматический очаг ослаб, не успев вырваться наружу, – образовалась сопка, а у ее подножья раскинулся город-порт, город воинской славы Петропавловск-Камчатский.
Есть еще потрясающая история про Авачинский вулкан. На заре Советского Союза появились энтузиасты с ценной идеей организовать мусоропровод по канатной дороге из города прямо в жерло Авачинского вулкана. Была готова даже проектная документация, и чуть было не началось строительство, но кто-то, разбирающийся в сейсмологии, убедил руководство, что Авача – действующий вулкан и рвануть может в любой момент, а тогда весь мусор, который не успел сгореть, полетит обратно в город. Картинка рисуется очень живописная.
Вот еще мое любимое: Мутновская геотермальная станция. Она не единственная – две подобные есть на Курилах, еще две на Камчатке (Паужетская и Верхнемутновская). Уникальна она по мощности – обеспечивает электроэнергией три крупнейших населенных пункта полуострова: Петропавловск-Камчатский, Елизово и Вилючинск. Месторождение было обнаружено в 60-е годы, проект станции был готов в 80-е. При наступлении перестройки проект откладывается, потом наступает развал СССР – в 90-е мы сидим без электричества и тепла в ожидании танкеров, а проект все откладывают… И вот в 1999 году наконец-то началось строительство «Мутновки».
Запуск случился в 2003 году – примерно тогда же запустили и Толмачевскую ГЭС – и мы освободились от мазутной зависимости. Это всё история, но вы посмотрите, где она находится – у подножия действующего вулкана, который постоянно показывает свою кипучую деятельность. Маленькая станция посреди вулканической тундры, кусочек цивилизации в дикой природе, симбиоз человека и природы. Мы, люди, пришли сюда и спросили у гамулов – духов вулканов, хранителей Камчатки: можно мы немножечко возьмем тепла земли? И природа позволила. Но если в районе Мутновского вулкана произойдет какой-либо природный катаклизм, катастрофическое землетрясение или извержение – ее не станет, она уйдет под землю, провалится в тот самый резервуар подземных перегретых вод, которым она питается.
– Будем надеяться, что гамулы будут и дальше благосклонны к жителям Камчатки и непосредственно к работникам Мутновской ГеоЭС. Екатерина, какое ваше любимое место на Камчатке и где экскурсовод проводит свой отдых?
– Это очень сложно… Невозможно выбрать, они все прекрасны: и Горелый, и перевал Вилючинский, и Вачкажец, и Авача – каждый прекрасен по-своему. Сплавы вот только не люблю – мало активности. «Экскурсовод Катя» проводит свой отдых, повышая квалификацию – иду туда, где еще не была. А зимой катаюсь на горных лыжах на склонах Камчатских сопок.
Хабаровск – крупнейший город Дальнего Востока – благодаря своему географическому положению является идеальным местом для начала путешествий по региону и всему Дальнему Востоку.
На сессии «Хабаровск – ворота Дальнего Востока», которая прошла в рамках III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» эксперты и игроки туристического рынка обсудили развитие дальневосточных межрегиональных туристических маршрутов для привлечения российских и китайских путешественников.
Хабаровский край исторически считается главными воротами для въезда на Дальний Восток как для туристов из соседних стран, так и для граждан России. До пандемии регион принимал и распределял основной̆ объем гостей из Китая по дальневосточным регионам, выступая транзитной «точкой входа». Хабаровск расположен на пересечении важных воздушных и железнодорожных маршрутов, что обеспечивает связь с другими регионами России и соседними государствами. Местные предприниматели активно сотрудничали со своими коллегами из других регионов, продвигая межрегиональные маршруты.
После вынужденной̆ паузы в международных обменах Хабаровский край возобновляет партнерские отношения с КНР: подписана серия значимых соглашений о развитии сети межрегиональных дальневосточных маршрутов со стартом из Хабаровска.
Теперь региональные туроператоры делают ставку на программы, повышающие продолжительность пребывания туристов, позволяющие превратить их из разовых гостей в постоянных и, соответственно, увеличивающие доходы туротрасли и региональных бюджетов.
Что сейчас может предложить Хабаровский край путешественникам и приезжим? Один из вариантов — туристская программа от компании «Заповедные места Татарского пролива», которая активна в регионе с 2016 года. Проект «Туристическая деревня Ларга» в Ванинском районе края на побережье Татарского пролива предполагает размещение со всеми удобствами в домиках. На территории есть баня и купели. Семидневный тур включает морские прогулки к острову Токи, где разводят потомство тюлени ларга. Помимо этого, в программу входит знакомство с коренными народами, изучение местной гастрономии, участие в шаманских ритуалах и национальных праздниках, морская и речная рыбалка на краба и тунца.
«Потенциал Хабаровского края очень высок – и мы стремимся помочь этот потенциал раскрыть. По ту сторону пролива находятся Сахалин и Курилы, а за ними Тихий океан – край земли. Сезон длится с середины мая до середины октября, но проект будет круглогодичным. На сегодня мы готовы принимать группы до 12 человек. В перспективе – больше. Готовы обеспечивать туристов программой “под ключ”, начиная от встречи в аэропорту, размещение, программа и до проводов в аэропорт», – рассказывает директор компании Дмитрий Ильин.
Все участники сессии сошлись во мнении, что турист не должен сам себе организовывать проживание и досуг. Гостям нравится, когда, приезжая, они не переживают, где будут жить, чем питаться, как развлекаться и перемещаться по разным локациям (которые тоже нужно подобрать). По опыту компании «ТТ-Трэвел», при выборе пакета услуг «мини», «средний» и «макси» 86% туристов предпочитают максимальный.
По словам заместителя генерального директора «ТТ-Трэвел» (экс-TUI) Александра Сирченко, после пандемии удалось заинтересовать туристов непривычными для них регионами благодаря чартерам. Он привел в пример Бурятию – чартеры на зимний Байкал стали популярнее, чем летние – подобного никогда не случалось с республикой зимой.
«Чартер – не панацея, а вершина взаимодействия федерального и регионального туристического бизнеса с федеральной властью. Параллельно включается механизм продвижения и раскрутки тех или иных регионов. Будущее за межрегиональными маршрутами. Трансграничные маршруты можно сделать – с Сахалина в Японию, из Владивостока в Северную Корею, из Хабаровск в Китай. Надо все развивать. Регионы Дальнего Востока и Арктики – это уникальные российские ресурсы, и мы обязаны сделать так, чтобы все захотели это увидеть», – считает Сирченко.
Генеральный директор туроператора «Камчатинтур» Ирина Седова вспоминает, что в 2000-е годы на Камчатку шёл большой поток из Японии, многих стран Европы, и компания вынуждена была формировать турпродукт, который захватывал бы несколько регионов ДФО – и туристы, прилетая из Хабаровска на Камчатку, летели во Владивосток, Иркутск. Это было востребовано, но сложно и дорого. Сейчас сделать такой – и более качественный продукт – стало проще за счет большого количества надежных партнеров в регионах.
«Сейчас основной турпоток составляют российские туристы. Добраться на Камчатку можно только на самолете из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Хабаровска, Владивостока, Южно-Сахалинска, и с недавних пор с Чукотки. Дальневосточное кольцо мы можем хорошо замкнуть. Туризм на Камчатке – это обязательно экологический туризм, это уникальность. Тут главное – природа, а не дороги и гостиницы, хотя это тоже появляется. Камчатку можно посещать круглый год – сезон стал растягиваться, активно стали работать и в “мёртвые” месяцы. С конца июня и до середины сентября доступны все маршруты. Мы делаем совместные туры с Сахалином», – рассказывает она.
Интерес к Сахалину и Курилам со стороны и российских туристов, и гостей из стран АТР и других настолько высок в настоящее время, что регион вынужден смотреть на туристов с осторожностью. Об этом говорит замминистра туризма Сахалинской области Наталья Пахолкова. По е` словам, потоками туристов обмениваться важно в рамках взаимодействия, но делать это нужно осторожно.
«Мы хотим сохранить уникальность территории. Сахалин и Курилы уникальны как и другие дальневосточные регионы, но новых туристических локаций у нас нет. Мы должны сохранить то, что имеем. Мы уже задыхаемся от туристов и зимой, и летом. Очень аккуратно сегодня смотрим на продвижение региона – ресурсы природные, рекреационные, человеческие – не безграничны», – предупреждает она.
Китайcкие предприниматели видят большой туристический потенциал в регионах Дальнего Востока и в России в целом. Лин Луньян,директор международной туристической компании «Хайвай» (Фуюань), работающей уже 27 лет, уверен, что китайских гостей на туристическом рынке ДФО очень мало, и планирует наращивать присутствие здесь своих клиентов. По его словам, китайских путешественников очень привлекают Сахалин, Камчатка и Байкал. Им также важен патриотический и культурный туризм. Он уверен, что странам надо наращивать сотрудничество в сфере туризма.
«Для Китая тоже важны российские туристы. В КНР туризм очень безопасный: можно ездить беспрепятственно, не опасаясь за свое пребывание. Российский Дальний Восток действительно интересен, и мы должны использовать географическое преимущество для развития наших отношений. Однако к сожалению, цены на перелеты из Хабаровска в другие города дальневосточного региона гораздо выше, чем цены из Владивостока. Хотел бы предложить российской стороне подключиться к решению вопроса», – сказал Лин Луньян.
В числе других предложений китайской стороны на сессии – организация обмена молодежными делегациями, усиление сотрудничества между туристическими ассоциациями двух стран, эскалация пропагандирования российских туров в КНР с адаптацией для китайских туристов. Также он отметил, что для жителей КНР очень интересны российские продукты питания. Помимо этого, представитель китайской турфирмы отметил важность развития острова Большой Уссурийский, который находится рядом с Хабаровском и разделен между Россией и Китаем.
Участники сессии сошлись во мнении, что идея кооперации между туркомпаниями в рамках макрорегиона, между региональными и федеральными туристическими компаниями, а также между общественными организациями, властью и бизнесом – это необходимые компоненты для создания и продвижения межрегиональных маршрутов, которые, в свою очередь, занимают существенное место на туристической карте Дальнего Востока.