Поделиться
Авторынок посылает тревожные сигналы – на Дальнем Востоке закрываются дилерские центры
Поделиться

Утилизационный сбор, НДС и ограничения импорта переформатируют дилерскую сеть Дальнего Востока

Официальный представитель китайских марок Chery и Exeed в Приморском крае «СВО-Сервис» объявлен банкротом с требованиями кредиторов свыше 200 млн рублей — это наглядный пример системного кризиса в дилерской сети Дальнего Востока. По данным Ассоциации «Российские автомобильные дилеры», закрытия дилерских центров наблюдаются в нескольких субъектах региона, включая Забайкалье, однако официальные эксперты пока оценивают ситуацию как «напряжённую, но управляемую». Причины закрытий носят системный характер: удорожание кредитования, рост операционных расходов, повышенный утилизационный сбор и переоцененные планы продаж брендов, активно входивших на рынок в 2023–2024 годах. Возможен ли в 2026-м году полноценный кризис дилерских сетей, выясняло EastRussia.

Тематическое фото сгенерировано нейросетью Perplexity на основе промпта EastRussia

Напряженное положение

«Действительно, есть случаи закрытия дилерских центров, в том числе представляющих китайские бренды, в отдельных регионах, включая Дальний Восток. Пока речь идёт о единичных ситуациях, однако тенденция не является исключительно локальной - похожие сигналы поступают и из других субъектов РФ», — сообщил исполнительный директор Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Баринов.

По его словам, причины носят системный характер. Это совокупность факторов: замедление спроса на фоне дорогого кредитования, рост операционных расходов, высокая нагрузка по утилизационному сбору, а также завышенные планы продаж и обязательства, которые ряд брендов закладывал при активном выходе на рынок в 2023–2024 годах.

«В целом, положение официальных дилеров остаётся напряжённым, но управляемым. Мы не ожидаем массового «обвала» дилерской сети, однако в начале 2026 года продолжится дальнейшая оптимизация - как по количеству дилеров, так и по представленным брендам», - отметил Олег Баринов.

Осенью сообщалось о том, что в Приморском крае дилеру китайских марок Chery и Exeed (премиальный суббренд концерна Chery) компании «СВО-Сервис» грозит банкротство. Теперь это свершившийся факт. В декабре на сайте «Единый федеральный реестр сведений о банкротстве» появилась информация о том, что в отношении должника введена соответствующая процедура. Общие требования кредиторов на данный момент превысили 200 млн рублей. Только одному из них АО «Дальневосточный банк» компания задолжала 78,5 млн рублей.

Ранее в дилерском центре заявляли о сложной ситуации: лето 2024 года показало худшие темпы продаж. И эта картина типична для рынка в целом.

В декабре закрыл автосалон официальный представитель JAC «Садко Моторс» в городе Чита Забайкальского края. Информация о филиале удалена из справочников. «Филиал закрыт», — сообщается в соцсетях компании.

Цены вырастут не сразу

Как выяснило агентство, в Приморье есть и другие юрлица на грани закрытия. Но даже те игроки, у которых дела идут относительно неплохо, крайне осторожны в прогнозах на 2026 год. Очевидно одно: цены в автосалонах продолжат расти.

«По моему ощущению, ожидается рост цен из-за индексации утилизационного сбора с 1 января. Но думаю, что поднимать их будут постепенно, потому что на складах ещё много машин старого привоза», — рассказал руководитель отдела продаж Changan/Sollers «Сумотори-Авто» Евгений Зимарёв.

Помимо утилизационного сбора на стоимость автомобилей влияют изменения в системе налогообложения, отмечает глава компании «Автомир» Евгений Минута. С 1 января 2022 года ставка НДС (налога на добавленную стоимость) увеличится с 20 до 22 процентов. Для импортных брендов налогом облагается вся цепочка - таможенное оформление, логистика, сертификация, дилерская наценка, поэтому в зависимости от модели налоговая нагрузка может прибавить от 4 до 12 процентов к конечной стоимости.

«О точных цифрах пока говорить рано, но с учётом изменений налогообложения цена в автосалонах будет однозначно другая», — отметил Евгений Минута.

На «вторичке» не легче

В то же время ожидаемое снижение ключевой ставки и ограничения на вторичном рынке автомобилей из Кореи, Китая и Японии могут сыграть в пользу официальных представителей. Новые правила утильсбора, вступившие в силу 1 декабря, отменили льготы для физических лиц на автомобили с мощностью двигателя более 160 л.с. Теперь для физлиц действует коммерческая ставка. Это означает, что популярные модели подорожали на сотни тысяч и миллионы рублей. Нижний порог нового утильсбора — порядка 900 тысяч рублей для новых транспортных средств с мотором до 190 л.с. Если автомобиль старше трёх лет, рост составит почти 1,5 млн рублей и далее по нарастающей.

Как сообщают участники рынка, ограничения уже ударили по автоимпорту из Китая и Южной Кореи (в Японии ранее ввели запрет на экспорт машин с объемом ДВС больше 1.9 литра, поэтому данное направление пострадало значительно меньше).

«Одним росчерком пера убит почти полностью импорт автомобилей из Южной Кореи. Сейчас только остается обсуждать, проходит ли двухлитровая Kia K5 по порогу в 160 л.с., и что лучше, однолитровые Kia Ray или Hyundai Casper», — поделился руководитель компании Carwin Дмитрий Забора.

Кроме того, импортёры сообщают, что с 1 января ограничения вводит Министерство Коммерции Китая. Вывезти из страны новый автомобиль можно будет, если он простоял на учёте не меньше 180 дней. Либо необходимо получить подтверждение о послепродажном обслуживании, выданное производителем транспортного средства.

«То есть экспорт новых автомобилей должен получить одобрение на самом высшем уровне. Понятно, что нашим автосалонам одобрять будут, а тем, кто захотел сэкономить 1-1,5 млн рублей и заказать напрямую в Китае, уже нет», — пояснил Дмитрий Забора.

Все эти факторы могут сыграть в пользу первичного рынка, но кардинального изменения ситуации ожидать не стоит, считают эксперты. Сегодня и официальные представители, и независимые компании-импортёры оказались в сложном положении.

Рынок диктует условия

«Покупательская способность снижается, цены растут, стоимость бензина к концу года прогнозируется до 70 рублей. На волне негативных ожиданий реализовался отложенный спрос – тот, кто хотел купить автомобиль, сделал это. Активизировались «перекупы», импортных автомобилей привезли очень много. Все порты, все парковки забиты. Рынок при этом встал – и первичный, и вторичный. Сейчас в приоритете у людей новогодние праздники и большинство будет тратить деньги на отдых», — прокомментировал Евгений Минута.

По общим оценкам, 2026-й год продолжит негативный тренд уходящего года. Ключевым станет не просто «продать железо», а удержать клиента. На первый план выйдут сервисные контракты, программы trade-in, страхование и другие бонусы покупателям. Полноценного кризиса дилерских сетей с массовыми банкротствами при этом не ожидается. Но оптимизация неминуема: отдельные компании могут свернуть деятельность.

«Дилеры продолжат стимулировать продажи с помощью различных скидок и программ лояльности. Понятно, что будут презентации новых автомобилей – может быть, не в таком объеме, потому что рынок действительно перенасыщен», — прокомментировал Евгений Минута.

Отметим, что согласно данным агентства «Автостат», средняя стоимость автомобиля в России выросла до рекордного показателя – 3,43 млн рублей. В сравнении с 2021 годом рост составил более 60 процентов, а за последние пять лет оказался двукратным.

Текст: Юлия Пивненко Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Авторынок посылает тревожные сигналы – на Дальнем Востоке закрываются дилерские центры

Официальный представитель китайских марок Chery и Exeed в Приморском крае «СВО-Сервис» объявлен банкротом с требованиями кредиторов свыше 200 млн рублей — это наглядный пример системного кризиса в дилерской сети Дальнего Востока. По данным Ассоциации «Российские автомобильные дилеры», закрытия дилерских центров наблюдаются в нескольких субъектах региона, включая Забайкалье, однако официальные эксперты пока оценивают ситуацию как «напряжённую, но управляемую». Причины закрытий носят системный характер: удорожание кредитования, рост операционных расходов, повышенный утилизационный сбор и переоцененные планы продаж брендов, активно входивших на рынок в 2023–2024 годах. Возможен ли в 2026-м году полноценный кризис дилерских сетей, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
«Не стоит ждать снижения цен на жилье на Дальнем Востоке»

Недавно федеральный девелопер Unikey перенес запуск четырех проектов в Хабаровске и во Владивостоке на 2026 год. Пойти таким же путем готовы и другие компании – таких решений требует нынешнее положение на строительном рынке в ДФО. Чего ждать от застройщиков и как это скажется на стоимости квадратных метров, рассказала EastRussia управляющий партнер компании Unikey Айгуль Юсупова.

Читать полностью
Поделиться
«На строительном рынке ДФО развернется серьезная борьба за каждого клиента»

Российские банки резко повысили размер первоначального взноса по ипотеке, при этом льготная ипотека на новостройки отменена. Все это сказалось на строительном рынке, в том числе на Дальнем Востоке. О том, что ждет отрасль в новых экономических реалиях, как будут вести себя застройщики и что будет с ценами на жилье, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.

Читать полностью
Поделиться
Миграционное сальто-мортале: что ждёт рынок труда ДФО без иностранцев

С 2025 года регионы Дальнего Востока ужесточат миграционную политику – иностранцам запретят отдельные виды деятельности от курьерских услуг до некоторых производств. Как это повлияет на рынок труда, и что сегодня эксперты думают о миграционном вопросе, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Когда автомобиль дороже квартиры

После индексации утилизационного сбора 1 октября некоторые модели в дилерских центрах прибавили в стоимости 150-200 тысяч рублей. РОАД (Ассоциация «Российские автомобильные дилеры») прогнозирует, что до Нового года повышение в среднем составит 20 процентов, а вслед за первичным подорожают и автомобили с пробегом.

Читать полностью
Поделиться
Авторынок посылает тревожные сигналы – на Дальнем Востоке закрываются дилерские центры

Официальный представитель китайских марок Chery и Exeed в Приморском крае «СВО-Сервис» объявлен банкротом с требованиями кредиторов свыше 200 млн рублей — это наглядный пример системного кризиса в дилерской сети Дальнего Востока. По данным Ассоциации «Российские автомобильные дилеры», закрытия дилерских центров наблюдаются в нескольких субъектах региона, включая Забайкалье, однако официальные эксперты пока оценивают ситуацию как «напряжённую, но управляемую». Причины закрытий носят системный характер: удорожание кредитования, рост операционных расходов, повышенный утилизационный сбор и переоцененные планы продаж брендов, активно входивших на рынок в 2023–2024 годах. Возможен ли в 2026-м году полноценный кризис дилерских сетей, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Трамп, сенат и промышленность: лоббизм или здравый смысл в американской политике?

Президент США Дональд Трамп усиливает контроль над экологическим регулятором: в Сенат внесена кандидатура Дугласа Трутмана на пост главы EPA, что обострило конфликт между Белым домом, демократами и индустрией. Крупнейшие автопроизводители публично раскритиковали запрет на хризотил в тормозных накладках и требуют ревизии норм, указывая на удар по цепочкам поставок и себестоимости. На кону — границы экологического регулирования и конкурентоспособность реального сектора от химии и нефти до автопрома. Команда Трампа сигнализирует возможную «ревизию 30 лет» решений EPA, способную изменить баланс сил в Вашингтоне и правила игры для бизнеса.

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточное такси: в правом руле нет больше смысла?

Уже в следующем году возить пассажиров таксисты в России смогут на машинах лишь определенных марок. Их 22, и большая часть из них — отечественного производства. Сделано это, как заявляется, из благих целей — повышения качества пассажирских перевозок.
Отдельной строкой в документе, который родился в недрах Минпромторга РФ, прописан Дальний Восток, где, с учетом доминирования праворульных японских машин, вводится своего рода отсрочка — до 1 марта 2030 года. Корреспондент EastRussia пообщался с участниками рынка из разных регионов ДФО, чтобы выяснить, готовы ли местные таксисты пересаживаться справа налево.

Читать полностью
Поделиться
Магнит туриста: инопланетяне, «Мальдивы» и другие приключения на севере Приморья

Провести летом пару недель в Приморье — привычный вид отдыха для хабаровчан. Обычно едут за морем и солнцем в Андреевку или Зарубино, навещая бухты по пути. Мы же с подругами решили отправиться дальше — на север Приморья, в посёлок Рудная Пристань.

Планируя путешествие, наслушались разного: что дороги плохие, что медведей и тигров полным-полно за каждым поворотом, и главное — что делать там совершенно нечего. Что ж, теперь могу сказать: это было самое увлекательное приключение за последний год. Такие поездки по Дальнему Востоку вполне могут конкурировать с традиционным «отлёживанием боков» на туристических базах.

Читать полностью
Поделиться
Москвич-Полярник: курс на Дальний Восток

Москвич-Полярник два года путешествует по Дальнему Востоку, недавно побывал на Сахалине. Ему осталось объехать всего четыре региона ДФО, после чего территория будет полностью обследована. Участники команды Москвича-Полярника Александр Еликов и Алексей Жирухин рассказали EastRussia, как начались их приключения на восточных рубежах, как устроен быт автопутешественников и насколько доступен туризм на окраине России.

Читать полностью
Поделиться
Оскал утилизации: россияне штурмуют авторынки перед 1 ноября

В минувшие выходные во Владивостоке и Новосибирске прошли митинги против введения нового механизма расчета утилизационного сбора, который, как планируется, заработает с 1 ноября. По проекту, его будут рассчитывать, исходя из мощности двигателя, а не только его объема и возраста автомобиля, как это делается сейчас. При этом действующая льготная ставка будет ограничена 160 л.с. для ДВС и 81 л.с. – для «электромобилей» и гибридов. Вдобавок ко всему на ближайшие годы запланирована прогрессирующая шкала расчета утильсбора.

По мнению властей, эти меры должны привести к увеличению спроса на машины, которые собираются внутри страны, а не ввозятся из-за рубежа. Корреспондент EastRussia пообщался с организаторами митинга и участниками рынка, чтобы представить возможные последствия нововведений.

Читать полностью
Поделиться
Контейнеры вернутся? Дальний Восток с надеждой на подъем грузооборота

Несмотря на продолжающееся сокращение контейнерных перевозок, со следующего года участники транспортного рынка ожидают поступательного роста. В то же время успех в логистике будет зависеть от сопутствующих факторов. В их числе – не только макроэкономические тренды, но также аспекты тарифной политики и инфраструктурного развития.   

Читать полностью
Поделиться
Автотур по Китаю для русского туриста: мечта или дело времени?

Сегодня при запросе «автотуры в Китай» почти все ссылки в интернете посвящены желающим купить китайский автомобиль. Однако путешественников сильно интересует другой вопрос – можно ли уже совершить самостоятельную поездку из России в Китай на своей машине. Корреспондент издания EAST RUSSIA исследовал вопрос.

Читать полностью
Поделиться
На Север с чистой душой: автоблогеры проехали от Магадана до Чукотки через Камчатку

Автоблогеры Алексей Жирухин и Александр Еликов в команде с Сергеем Акульчевым проехали от Колымы до Чукотки через Камчатку маршрутом, по которому еще никто и никогда не проходил. Вместе они добрались до Анадыря.

Читать полностью
Поделиться
Дедушка Че: как я реставрировал «мечту»

Строить дом и восстанавливать старый автомобиль почти одно и то же – в том смысле, что оба эти процесса практически не имеют окончания, ведь всегда есть, что улучшить и добавить. 12 лет назад автор этого текста занялся восстановлением автомобиля Toyota Chaser 1979 года выпуска. Как это было и чем это закончилось (спойлер: не закончилось) — в его истории.

Читать полностью
Больше материалов