Путешествие на машине в Китай из России: что нужно знать в 2025 году
Сегодня при запросе «автотуры в Китай» почти все ссылки в интернете посвящены желающим купить китайский автомобиль. Однако путешественников сильно интересует другой вопрос – можно ли уже совершить самостоятельную поездку из России в Китай на своей машине. Корреспондент издания EAST RUSSIA исследовал вопрос.
Хорошие новости – это возможно, плохие – пока это возможно только в теории. Тому есть две причины: отсутствует соответствующее межправительственное соглашение и 90% российских автомобильных пунктов пропуска не готовы принимать легковые автомобили для пересечения границы с Китаем.
С Китайской Народной Республикой граничат пять субъектов Российской Федерации: Приморский край, Хабаровский и Забайкальский края, Амурская область и ЕАО. Однако, по информации Дальневосточного таможенного управления легковые автомобили могут наземным путем пересекать границу с Китаем лишь через пункты пропуска в Читинской и Амурской областях.
«До пандемии действовало межправительственное соглашение, которое позволяло осуществлять трансграничные поездки физическим лицам. Группа туристов подавала список, на границе оформлялся въезд в Китай в рамках безвизового режима и временный ввоз автомобиля через международные пункты автомобильного пропуска (МАПП) Соловьевск и Забайкальск. Но сегодня туристы могут достаточно просто ездить на своем автомобиле только в Монгольскую республику», – сообщили EastRussia в пресс-службе управления Читинской таможни.
Подобные межправительственные договоренности между Россией и Китаем пока не достигнуты. Как стало известно ранее изданию Федерал Пресс, МИД России направил китайской стороне проект дополнительного соглашения, которое разрешит физическим лицам проезжать через пункты пропуска в Приморье на личных легковых автомобилях вместимостью до 8 человек. Документ на рассмотрении.
А пока все на уровне взаимных автопробегов, в ходе которых профильные ведомства приграничных территорий стараются заново изучить все нюансы организации самостоятельных автопутешествий.
1 мая 2024 года впервые в послепандемийное время был совершен автопробег китайских машин через Суйфэньхэ (МАПП Пограничный) из таких провинций, как Шаньдун, Внутренняя Монголия, Цзилинь, Ляонин и Хэйлунцзян. Автопробег длился 5 дней и дал свои плоды: уже сегодня во Владивостоке можно очень часто встретить китайских граждан за рулем своих автомобилей, вероятно не в рамках автопробегов. Тем временем китайская туристическая фирма «Кайсян» (г. Суйфэньхэ) планирует организовать еще 9 автопробегов в ближайшее время.
30 апреля 2025 года встречный международный автопробег совершила российская делегация в составе 10 автомобилей. За четыре дня российские автотуристы на собственных автомобилях посетили Суйфэньхэ и Муданьцзян и оценили качество дорог провинции Хэйлунцзян, сообщается в ТГ-канале Visit China. С российской стороны организатором выступила турфирма «Приморавтотранс-тур».
«На данный момент автомобильные поездки возможны только в формате организованного автопробега в составе согласованной делегации. Необходимо собрать большой пакет документов, получить согласование с китайской и российской стороны, согласовать маршрут. Других вариантов путешествовать в Китай на своем автомобиле нет», – рассказал представитель компании «Приморавтотранс-тур».
При этом практикуется еще один любопытный способ, о котором говорят разные источники. Если вкратце, то пока организованная туристическая группа пересекает границу на автобусе, путешествуя в рамках безвизового режима, параллельно границу переходит автовоз, на котором границу пересекают те самые легковые автомобили туристов, на законном основании – таможенной декларации о временном ввозе. Турист приезжает в Китай, при поддержке турфирмы получает временные водительские права китайского образца и временную регистрацию автомобиля, получает номерной знак и может сесть за руль. Говорят, такой способ работает в разных регионах ДФО, но официально его рекомендовать не можем.
Итак, если мы хотим путешествовать по Китаю, то на правительственном уровне необходимо решение двух основных вопросов: межправительственное соглашение по регулированию трансграничных путешествий между Россией и Китаем, а также готовность автомобильных пунктов пропуска принимать автомобильных туристов. Известно, что в Приморье по крайней мере по последнему пункту работа ведется: к концу 2025 года должна завершиться реконструкция МАПП «Пограничный», МАПП «Краскино», МАПП «Турий рог».
А пока обычному русскому туристу можно попробовать взять автомобиль в Китае в аренду. Но для этого предстоит решить очередную задачу: оформить китайское водительское удостоверение в местном ГАИ.
В Китае ни российское водительское удостоверение (ВУ), ни даже международное (МВУ) не имеют юридической силы. Несмотря на то, что Китай подписал Венскую конвенцию, согласно которой страны унифицируют свои ПДД, в Поднебесной не так просто соблюдать дорожные правила: требуется пройти специальный инструктаж или даже экзамен для получения временного водительского удостоверения.
В апреле этого года стало известно, что Минтранс и МВД России обсуждают с китайскими властями взаимное признание водительских прав для индивидуальных поездок граждан на легковых автомобилях, но пока все иностранцы оформляют временные водительские удостоверения.
По отзывам многих русских экспатов в Китае, иностранцы делают это в Китае повсеместно. В Пекине оформить временное ВУ можно в международном аэропорту Дасин. Время оформления займет 30 минут. Такой документ даст право управления только арендованным авто. Иностранцы, в том числе русские, достаточно просто получают водительские документы в Шанхае, Гуанчжоу, Шеньчжене.
Для путешественников в приграничные территории мы оставили ссылки на адреса местных ГАИ в городах Суйфэньхэ (найти на карте) и Хэйхэ (найти на карте). Для того, чтобы найти такое место в другом китайском городе, можно показать водителю такси 车辆管理所. Как правило, оформление занимает пару часов.
Временное водительское удостоверение оформляется либо на 3, либо на 12 месяцев, потому коридор действия визы должен быть соответствующим. Однако сами туристы говорят, что в приграничных территориях китайские турфирмы оформляют временные водительские удостоверения на 7 дней за 15 юаней — для туристов, которые приехали в рамках безвизового режима.
При подаче заявления в китайское ГАИ при себе нужно иметь российское водительское удостоверение категории «В» и загранпаспорт, а также копии этих документов в двух экземплярах. Фотографии так же, как и медицинский досмотр делают в ГАИ. В некоторых местах медосмотр требуется только людям старше 70 лет.
Также в ГАИ необходимо будет предоставить перевод этих документов, нотариально заверенный в Китае или перевод с апостилем (последний можно сделать в России, он действует за границей, стоимость его выше, чем обычного нотариально заверенного перевода). Если вы заверяете перевод в Китае, нужно найти нотариальные бюро公证处, которые есть в любом китайском городе. В среднем заявление рассматривается от 3 до 6 дней. Потребуется также оплатить пошлину.
В городах Суйфэньхэ и Хэйхэ есть например частное бюро EGONGZHENG, где заявление можно подать онлайн через сайт. Физически они находятся по адресу в г. Хэйхэ 黑河市爱辉区魁星路391号 и в г. Суйфэньхэ 黑龙江省绥芬河市行政服务中心二楼大厅 (рабочее время с понедельника по пятницу с 8:30 до 11:30 и с 13:30 до 17:00).
Также в г. Суйфэньхэ по адресу 绥芬河市北山新区中福街38号(行政服务中心406室) находится нотариальное бюро, подведомственное государству.
Арендовать машину в Китае за наличные средства можно. Однако для удобства пребывания в Поднебесной лучше оформить банковскую карту. Так как российские карты в Китае не действуют, можно оформить международную карту банков стран СНГ (сегодня эту услугу может оказать, например, Газпромбанк или частные посредники). Эмпирическим путем доказано, что есть возможность оформить карту в китайском банке. В некоторых случаях могут потребовать основание для открытия счет, например, рабочую/учебную визу или адрес временной регистрации, но зачастую этого не происходит. Чаще весомым аргументом может стать желание привязать карту к приложениям WeChat и AliPay – сегодня именно так оплачивает все товары и услуги весь Китай.
Заявление на открытие счета заполняется в банке на месте. Вам понадобится загранпаспорт с визой, наличные деньги, чтобы внести первый депозит на счет (в некоторых банках требуется минимальный депозит), китайский номер телефона.
В Китае три основных мобильных оператора: China Mobile (中国移动), China Unicom (中国联通), China Telecom (中国电信). Офисы продаж обычно легко найти по крупным вывескам. На месте вам предложат выбрать подходящий тариф в зависимости от того, что вам важнее: звонки или интернет. Китайский телефонный номер позволит вам всегда иметь доступ в Интернет (для использования многих привычных приложений вам понадобиться заранее скачать на телефон VPN), а также на него оформляется банковская карта в китайском банке.
Безусловно, нужно ответственно отнестись к вопросу вождения в Китае и изучить правила дорожного движения. В Китае сильно развита система видеонаблюдения, потому за рулем вы будете нести полную ответственность как водитель. Для проверки своих знаний можно скачать приложение Driving in China или пройти тестирование на сайте (такие вопросы могут встретиться на китайском экзамене по вождению).
С временными китайскими водительскими правами беспрепятственно можно арендовать машину в любом городе. Для аренды нужно иметь при себе загранпаспорт с визой и в качестве депозита оставить данные своей банковской (кредитной) карты. Депозит часто начинается с 500 юаней. При аренде автомобиля рекомендуется на месте приобрести полную страховку ответственности, включая страхование ответственности третьих лиц.
К слову, для водителей в Китае действует приложение, где вы сможете пользоваться услугами дорожной полиции. Приложение «交管12123» подходит, чтобы просматривать штрафы и, что важно оплачивать их онлайн, а также арендовать автомобиль, оформить заявку на замену водительского удостоверения, получить бонусные баллы и так далее. Но оно только на китайском языке, потому здесь предстоит заручиться поддержкой переводчика.
Любое путешествие – это всегда маленькое исследование, потому отправляясь в путешествие, будь то приграничные территории или крупные города, можно заодно взять с собой водительское удостоверение и поставить перед собой цель исследовать этот вопрос самостоятельно. Тем более, если для туризма вы выбрали такую дружелюбную для российского туриста страну, как Китай.
текст: Софья ТрофимоваАэропортовая инфраструктура Дальнего Востока преображается с каждым годом. Последние годы — это череда знаменательных открытий. В 2019 году открылся аэропорт Хабаровска, в 2023 — Южно-Сахалинска, в 2024 — сразу в двух городах, Улан-Удэ и Магадане. В 2025 году пришел черед Камчатского края: весной первые рейсы принял новый терминал аэропорта Елизово. Событие чрезвычайно примечательное, ведь он не только дал возможность людям получить долгожданные сервисы, но и сам по себе не похож ни на один другой аэропорт России и напоминает настоящий арт-объект. Корреспондент EastRussia побывал на Камчатке и готов поделиться впечатлениями от самого необычного аэропорта страны.
Старое здание аэропорта было построено еще в 60-е годы прошлого века, и, несмотря на свою долгую надежную службу, его моральное и техническое устаревание было неизбежным. Те, кто в последние годы прилетал и улетал из старого терминала, должны помнить и длинные очереди на регистрацию, которые начинаются еще на парковке, и неудобный досмотр, и низкие давящие потолки, и автобусы в любую погоду, и, конечно же, получение багажа в отдельной пристройке, прозванной в народе «теплицей». Поэтому перевод рейсов в новый авиационный терминал стал для полуострова действительно долгожданным событием.
Новый терминал надежнее, комфортнее и намного просторнее. Для изготовления основного каркаса здания использовано 9 тысю тонн металла и почти 30 тыс. кубометров бетона высоких марок, его несущие колонны рассчитаны на 10-балльную сейсмическую активность. Площадь зон для обслуживания пассажиров выросла в 5 раз, а пропускная способность сектора внутренних перелетов выросла с 360 до 687 пассажиров в час. Но это не предел. В терминале предусмотрена зона для обслуживания международных рейсов, когда она будет введена – вместе с ней обновленный аэропорт Елизово сможет обслуживать до 1 145 пассажиров в час.
Невозможно не упомянуть и телетрапы. Впервые на Камчатке аэропорт оснащен «рукавами», которые позволяют пассажирам переходить из здания терминала в самолет и обратно без выхода на улицу. Таким сервисом смогут пользоваться пассажиры среднемагистральных и дальнемагистральных рейсов: всего для их комфорта сегодня установлены пять телетрапов, а в дальнейшем их число может быть увеличено до восьми.
Но это — цифры. Этот аэропорт надо видеть, потому что он один из самых красивых в России. Уникальный дизайн отражается во внешнем облике и в каждой детали.
Планировка аэропорта отличается от традиционных и привычных многим — современный терминал Елизово теперь относится к аэропортам кругового типа.
Одно из самых неожиданных архитектурных решений, которое очень привлекает внимание и вызывает много обсуждений буквально всех посетителей, — это центр, сердце аэропорта. В рукотворной кальдере вулкана (именно этот образ заложен в форме аэропорта) расположился белый купол конгресс-холла. Он напоминает и обычное яйцо, и символ возрождения, и шапочку льда, возникающую из озера на вершине вулкана Горелый. В будущем купол станет центром притяжения камчатцев — здесь будут проходить выставки и мероприятия. Кстати, функциональным будет и пространство вокруг холла — здесь расположится пруд, который зимой будет превращаться в каток под открытым небом. Такого варианта использования территории аэропорта, пожалуй, нет больше нигде в мире.
Форма купола повторяется и в других частях терминала.
Пребывание внутри ощущается как посещение современного музея или выставочной галереи, а панорама домашних вулканов вокруг – Корякского, Авачинского и Козельского — как полотно самого талантливого мастера в мире: камчатской природы.
Предыдущий терминал как будто защищался от непогоды, поэтому мест для того, чтобы любоваться вулканами, там особо не было. В новом же терминале огромные панорамные окна расположены по всему периметру аэропорта, поэтому фантастические виды гарантированы везде, и не только на вулканы, но и на летное поле. Теперь в зоне регистрации встречающие могут наблюдать, как торжественно воздушные судна плывут к зданию терминалу.
фото: EastRussia
Цветовая гамма — еще один очень смелый ход, который отличает Камчатку от любого другого аэропорта страны. Терминал, который внешне напоминает космическую станцию на далекой планете из ретро-комиксов или старых фильмов, изнутри максимально уютный за счет теплых земляных оттенков: лавы, терракоты, глины. В противовес прохладным цветам авиационного алюминия аэропорт Елизово изнутри выглядит как кусочек марсианских, но при этом очень домашних пейзажей. Решение очень необычное, но находиться в таких интерьерах действительно комфортно.
Отличается аэропорт не только дизайном, но и сервисами. Уже сейчас по пути до зоны регистрации пассажиров можно закупиться местными камчатскими сувенирами или прикупить что-то в дорогу.
Зона регистрации — одно из самых заметных обновлений для всех, кто часто летал по Камчатке и в соседние регионы. В старом терминале, несмотря на обновления, очереди в час-пик на регистрацию пассажиров могли заканчиваться снаружи здания, почти у парковок. Сегодня такой проблемы нет: новый терминал Елизово оснащен 15 стойками регистрации внутренних рейсов и 15 стойками для международных перелетов. Это большой задел на будущее.
Отдельно стоит отметить самостоятельную сдачу багажа — когда пассажиры после онлайн-регистрации могут сами сдать свой багаж, не обращаясь к сотрудникам аэропорта. Для этого необходимы отдельные системы, и сегодня они постепенно внедряются по всему миру. В основном пока что это удел крупнейших авиационных хабов, но теперь она есть и на Камчатке. Аэропорт Елизово — в одном ряду с московскими Шереметьево, Домодедово и екатеринбургским Кольцово.
На Камчатке была внедрена разработка «Аэропортов Регионов» (оператора аэропорта Елизово) под названием BAGS ID. Выглядит она следующим образом: пассажир сканирует штрих-код посадочного талона и размещает свой багаж в специальный белый куб, оснащенный весами и камерами.
Система сама взвешивает багаж, с помощью машинного зрения определяет его размеры и сверяет с выбранным тарифом перевозки. Если все сходится, если все параметры находятся в рамках установленных авиакомпанией и тарифом билета норм, то киоск выдает три электронных бирки и специальную метку. Пассажир размещает их на багаже, относит на стойку сдачи багажа — и все, дальше можно идти любоваться вулканами с высоты третьего этажа.
Аэропорт еще не проработал и пары месяцев, поэтому готовы еще не все его зоны, но можно не сомневаться: его ждет большое будущее. В дальнейшем на первом этаже также откроется гастромаркет, появятся новые рестораны и кафе. А туристический сегмент всей Камчатки с нетерпением ждет запуска нового 5-звездочного отеля OKOTAN со SPA-центром, который займет большую часть второго этажа аэропорта Елизово.
Сегодня при запросе «автотуры в Китай» почти все ссылки в интернете посвящены желающим купить китайский автомобиль. Однако путешественников сильно интересует другой вопрос – можно ли уже совершить самостоятельную поездку из России в Китай на своей машине. Корреспондент издания EAST RUSSIA исследовал вопрос.
Хорошие новости – это возможно, плохие – пока это возможно только в теории. Тому есть две причины: отсутствует соответствующее межправительственное соглашение и 90% российских автомобильных пунктов пропуска не готовы принимать легковые автомобили для пересечения границы с Китаем.
С Китайской Народной Республикой граничат пять субъектов Российской Федерации: Приморский край, Хабаровский и Забайкальский края, Амурская область и ЕАО. Однако, по информации Дальневосточного таможенного управления легковые автомобили могут наземным путем пересекать границу с Китаем лишь через пункты пропуска в Читинской и Амурской областях.
«До пандемии действовало межправительственное соглашение, которое позволяло осуществлять трансграничные поездки физическим лицам. Группа туристов подавала список, на границе оформлялся въезд в Китай в рамках безвизового режима и временный ввоз автомобиля через международные пункты автомобильного пропуска (МАПП) Соловьевск и Забайкальск. Но сегодня туристы могут достаточно просто ездить на своем автомобиле только в Монгольскую республику», – сообщили EastRussia в пресс-службе управления Читинской таможни.
Подобные межправительственные договоренности между Россией и Китаем пока не достигнуты. Как стало известно ранее изданию Федерал Пресс, МИД России направил китайской стороне проект дополнительного соглашения, которое разрешит физическим лицам проезжать через пункты пропуска в Приморье на личных легковых автомобилях вместимостью до 8 человек. Документ на рассмотрении.
А пока все на уровне взаимных автопробегов, в ходе которых профильные ведомства приграничных территорий стараются заново изучить все нюансы организации самостоятельных автопутешествий.
1 мая 2024 года впервые в послепандемийное время был совершен автопробег китайских машин через Суйфэньхэ (МАПП Пограничный) из таких провинций, как Шаньдун, Внутренняя Монголия, Цзилинь, Ляонин и Хэйлунцзян. Автопробег длился 5 дней и дал свои плоды: уже сегодня во Владивостоке можно очень часто встретить китайских граждан за рулем своих автомобилей, вероятно не в рамках автопробегов. Тем временем китайская туристическая фирма «Кайсян» (г. Суйфэньхэ) планирует организовать еще 9 автопробегов в ближайшее время.
30 апреля 2025 года встречный международный автопробег совершила российская делегация в составе 10 автомобилей. За четыре дня российские автотуристы на собственных автомобилях посетили Суйфэньхэ и Муданьцзян и оценили качество дорог провинции Хэйлунцзян, сообщается в ТГ-канале Visit China. С российской стороны организатором выступила турфирма «Приморавтотранс-тур».
«На данный момент автомобильные поездки возможны только в формате организованного автопробега в составе согласованной делегации. Необходимо собрать большой пакет документов, получить согласование с китайской и российской стороны, согласовать маршрут. Других вариантов путешествовать в Китай на своем автомобиле нет», – рассказал представитель компании «Приморавтотранс-тур».
При этом практикуется еще один любопытный способ, о котором говорят разные источники. Если вкратце, то пока организованная туристическая группа пересекает границу на автобусе, путешествуя в рамках безвизового режима, параллельно границу переходит автовоз, на котором границу пересекают те самые легковые автомобили туристов, на законном основании – таможенной декларации о временном ввозе. Турист приезжает в Китай, при поддержке турфирмы получает временные водительские права китайского образца и временную регистрацию автомобиля, получает номерной знак и может сесть за руль. Говорят, такой способ работает в разных регионах ДФО, но официально его рекомендовать не можем.
Итак, если мы хотим путешествовать по Китаю, то на правительственном уровне необходимо решение двух основных вопросов: межправительственное соглашение по регулированию трансграничных путешествий между Россией и Китаем, а также готовность автомобильных пунктов пропуска принимать автомобильных туристов. Известно, что в Приморье по крайней мере по последнему пункту работа ведется: к концу 2025 года должна завершиться реконструкция МАПП «Пограничный», МАПП «Краскино», МАПП «Турий рог».
А пока обычному русскому туристу можно попробовать взять автомобиль в Китае в аренду. Но для этого предстоит решить очередную задачу: оформить китайское водительское удостоверение в местном ГАИ.
В Китае ни российское водительское удостоверение (ВУ), ни даже международное (МВУ) не имеют юридической силы. Несмотря на то, что Китай подписал Венскую конвенцию, согласно которой страны унифицируют свои ПДД, в Поднебесной не так просто соблюдать дорожные правила: требуется пройти специальный инструктаж или даже экзамен для получения временного водительского удостоверения.
В апреле этого года стало известно, что Минтранс и МВД России обсуждают с китайскими властями взаимное признание водительских прав для индивидуальных поездок граждан на легковых автомобилях, но пока все иностранцы оформляют временные водительские удостоверения.
По отзывам многих русских экспатов в Китае, иностранцы делают это в Китае повсеместно. В Пекине оформить временное ВУ можно в международном аэропорту Дасин. Время оформления займет 30 минут. Такой документ даст право управления только арендованным авто. Иностранцы, в том числе русские, достаточно просто получают водительские документы в Шанхае, Гуанчжоу, Шеньчжене.
Для путешественников в приграничные территории мы оставили ссылки на адреса местных ГАИ в городах Суйфэньхэ (найти на карте) и Хэйхэ (найти на карте). Для того, чтобы найти такое место в другом китайском городе, можно показать водителю такси 车辆管理所. Как правило, оформление занимает пару часов.
Временное водительское удостоверение оформляется либо на 3, либо на 12 месяцев, потому коридор действия визы должен быть соответствующим. Однако сами туристы говорят, что в приграничных территориях китайские турфирмы оформляют временные водительские удостоверения на 7 дней за 15 юаней — для туристов, которые приехали в рамках безвизового режима.
При подаче заявления в китайское ГАИ при себе нужно иметь российское водительское удостоверение категории «В» и загранпаспорт, а также копии этих документов в двух экземплярах. Фотографии так же, как и медицинский досмотр делают в ГАИ. В некоторых местах медосмотр требуется только людям старше 70 лет.
Также в ГАИ необходимо будет предоставить перевод этих документов, нотариально заверенный в Китае или перевод с апостилем (последний можно сделать в России, он действует за границей, стоимость его выше, чем обычного нотариально заверенного перевода). Если вы заверяете перевод в Китае, нужно найти нотариальные бюро公证处, которые есть в любом китайском городе. В среднем заявление рассматривается от 3 до 6 дней. Потребуется также оплатить пошлину.
В городах Суйфэньхэ и Хэйхэ есть например частное бюро EGONGZHENG, где заявление можно подать онлайн через сайт. Физически они находятся по адресу в г. Хэйхэ 黑河市爱辉区魁星路391号 и в г. Суйфэньхэ 黑龙江省绥芬河市行政服务中心二楼大厅 (рабочее время с понедельника по пятницу с 8:30 до 11:30 и с 13:30 до 17:00).
Также в г. Суйфэньхэ по адресу 绥芬河市北山新区中福街38号(行政服务中心406室) находится нотариальное бюро, подведомственное государству.
Арендовать машину в Китае за наличные средства можно. Однако для удобства пребывания в Поднебесной лучше оформить банковскую карту. Так как российские карты в Китае не действуют, можно оформить международную карту банков стран СНГ (сегодня эту услугу может оказать, например, Газпромбанк или частные посредники). Эмпирическим путем доказано, что есть возможность оформить карту в китайском банке. В некоторых случаях могут потребовать основание для открытия счет, например, рабочую/учебную визу или адрес временной регистрации, но зачастую этого не происходит. Чаще весомым аргументом может стать желание привязать карту к приложениям WeChat и AliPay – сегодня именно так оплачивает все товары и услуги весь Китай.
Заявление на открытие счета заполняется в банке на месте. Вам понадобится загранпаспорт с визой, наличные деньги, чтобы внести первый депозит на счет (в некоторых банках требуется минимальный депозит), китайский номер телефона.
В Китае три основных мобильных оператора: China Mobile (中国移动), China Unicom (中国联通), China Telecom (中国电信). Офисы продаж обычно легко найти по крупным вывескам. На месте вам предложат выбрать подходящий тариф в зависимости от того, что вам важнее: звонки или интернет. Китайский телефонный номер позволит вам всегда иметь доступ в Интернет (для использования многих привычных приложений вам понадобиться заранее скачать на телефон VPN), а также на него оформляется банковская карта в китайском банке.
Безусловно, нужно ответственно отнестись к вопросу вождения в Китае и изучить правила дорожного движения. В Китае сильно развита система видеонаблюдения, потому за рулем вы будете нести полную ответственность как водитель. Для проверки своих знаний можно скачать приложение Driving in China или пройти тестирование на сайте (такие вопросы могут встретиться на китайском экзамене по вождению).
С временными китайскими водительскими правами беспрепятственно можно арендовать машину в любом городе. Для аренды нужно иметь при себе загранпаспорт с визой и в качестве депозита оставить данные своей банковской (кредитной) карты. Депозит часто начинается с 500 юаней. При аренде автомобиля рекомендуется на месте приобрести полную страховку ответственности, включая страхование ответственности третьих лиц.
К слову, для водителей в Китае действует приложение, где вы сможете пользоваться услугами дорожной полиции. Приложение «交管12123» подходит, чтобы просматривать штрафы и, что важно оплачивать их онлайн, а также арендовать автомобиль, оформить заявку на замену водительского удостоверения, получить бонусные баллы и так далее. Но оно только на китайском языке, потому здесь предстоит заручиться поддержкой переводчика.
Любое путешествие – это всегда маленькое исследование, потому отправляясь в путешествие, будь то приграничные территории или крупные города, можно заодно взять с собой водительское удостоверение и поставить перед собой цель исследовать этот вопрос самостоятельно. Тем более, если для туризма вы выбрали такую дружелюбную для российского туриста страну, как Китай.
Конкурс любительских видеороликов о путешествиях «Дальний Восток - Земля приключений» проводится по всей стране второй год подряд. А в Хабаровске есть его мини-версия, которой уже 18 лет – фестиваль фильмов и фотографий «Грань». В 2024 году эти вселенные пересеклись, и Михаил Непогодин бессменный организатор конкурса роликов в Хабаровске, педагог, мастер спорта по туризму и руководитель хабаровского центра «Грань» победил в «Земле приключений». Его фильм «Воспитание туризмом» о суровом лыжном походе подростков на вершину Баджал получил первое место в номинации «Зимнее путешествие» и приз в миллион рублей. Но эта история — не только о победе, а о методике, которая меняет жизни: в условиях 35-градусного мороза подростки учатся ответственности, взаимопомощи и преодолению себя. Уже 25 лет Михаил Непогодин занимается с трудными подростками, в том числе из детских домов, доказывая, что туризм — мощный инструмент воспитания.
— Михаил, поздравляем вас с победой! Вы ожидали, что заберете главный приз?
— Спасибо! Да, я понимал, что шансы у нас достаточно высокие, потому что походы наши не простые, а где-то даже суровые. Это не просто однодневный поход на гору или сплав на речке. В фильме «Воспитание туризмом» детская группа на лыжах на протяжении недели преодолевает препятствия на пути к горной вершине Баджал Верхнебуреинского района – это север Хабаровского края. Температура была 30-35 градусов мороза. Они несли все свои вещи сами (вес рюкзака от 14 до 24 килограммов). Днем мы шли по маршруту все вместе, а ночью дети жили автономно – им был установлен запрет подходить ко взрослому лагерю ближе, чем на 200 метров. Вот тут и начинается воспитание туризмом, закаляется характер и сила воли. Ребята самостоятельно ставили лагерь, варили себе еду, пилили дрова двуручной пилой по три часа, чтобы не замерзнуть ночью.
Также ночью нужно дежурить по очереди. Привычная жизнь остаётся где-то далеко. В гаджетах не позалипаешь – телефоны сели на морозе. Чтобы зритель смог прожить вместе с нами эти эмоции, прочувствовать трудности, мне нужно было сделать мощную съёмку. То есть, доставать камеру даже в самые трудные моменты, когда холод и ветер, поднимать квадрокоптер, когда его заворачивало порывами ветра, и он мог в любой момент удариться об гору.
– Наверное, вам помогла ваша насмотренность? Ведь фестиваль фильмов и фотографий «Грань: путешествия, приключения, экстрим», который вы проводите уже 18 лет очень похож на конкурс «Дальний Восток - Земля приключений».
– Конечно, за 18 лет просмотров пришло понимание, что в фильме необходимо сконцентрировать самые яркие моменты. Я знал, что следует чередовать кадры: дальний, крупный, средний. Обязательно должны быть «лайфы», эмоции детей. Ну и помимо этого, конечно, важно поймать какие-то экстремальные моменты.
– Миллион рублей солидная сумма! Расскажите, как вы ее потратите?
– Ну как вы думаете? Вот представьте, мы некоммерческая организация, нам всегда есть куда потратить деньги. Если более точно, то у нас автопарк «больной». Без машины – никак. Она нужна для того, чтобы на ней доставлять детей в точку старта пешего или водного путешествия. Наш автобус «Форд Транзит» мы в шутку называем – «недвижимость». Чтобы починить его требуется больше денег, чем мы выиграли – замена двигателя и других запчастей.
– Можете рассказать, как родился фестиваль фильмов «Грань»?
– Все случилось как-то само собой. У многих походников есть видео с путешествий и была потребность ими делиться, показывать, рассказывать. Однажды мы устроили просмотр любительских роликов. Собрались в театре юного зрителя, посмотрели около 20 фильмов и здесь же авторы рассказали о них. И вы знаете, настолько это зашло людям – они встретились в одном месте, не где-то в лесу, а в культурном учреждении. Я тогда понял – всё, это начало чего-то глобального. В этом году фестиваль стал 18 по счету. В нем поучаствовало 50 городов России. Это, можно сказать, наша визитная карточка. У нас часто спрашивают советы туристы из разных регионов как такое организовать у себя.
– С фестивалем понятно. А как вы стали детским тренером по туризму? Как стали с помощью походов воспитывать детей?
– Центр социальной адаптации молодежи «Грань» появился в 2000 году. Тогда я работал начальником службы безопасности, получал достойную зарплату, но с каждым днем все сильнее понимал, что это не мое. Меня тянуло в сферу туризма, я чувствовал, что проживаю не свою жизнь. И вот мне было уже около 30 лет, я оставил нелюбимую работу, основал центр «Грань» и стал заниматься с детьми, водить их в походы, объяснять технику безопасности в лесу, учить разводить костёр и ставить палатку. Контакт с детьми как-то сразу получалось наладить. Во многом помогло педагогическое образование – по диплому я учитель физической культуры. Сейчас я также мастер спорта по спортивному туризму, руководитель походов шестой категории сложности.
– Почему вы решили сконцентрироваться именно на ребятах из детских домов?
– Когда я только начинал свой путь в центре «Грань», то столкнулся лично с проблемой сиротства. Ребята ходили на занятия и потом признались, что они из детского дома, что у них нет семьи, родителей. Захотелось как-то им помочь. И это помощь продолжается уже более 25 лет. Походы учат преодолевать трудности, выживать в трудных условиях, закаляют дух! Трудности, как известно, сближают. Поэтому часто ребята после походов продолжают общаться, дружить. Со многими ребятами и мы поддерживаем связь до сих пор: у кого-то я стал крестным детей, кто-то из моих ребят сейчас на СВО.
– Ваш фильм оказался не только вдохновляющим, но и еще довольно личным, можно сказать семейным, ведь в нем можно увидеть табличку с именем вашего отца. Можете рассказать, когда и почему она была установлена на Баджале?
– Отец всегда говорил всем своим друзьям туристам: «Когда придет время, наберу хорошего чая в рюкзак и пойду на одну красивую гору. Буду сидеть, пить чай и любоваться окрестностями… Пока не кончится чай и жизнь». Когда отца не стало (2005 год, инфаркт. Михаилу Васильевичу было 60 лет), его друзья - команда «Дальневосточного клуба путешественников» во главе с Анатолием Базановым решила посвятить вершину Баджала высотой 2260 м моему отцу. При изучении крупномасштабных географических карт выяснилось, что на этой вершине нет геодезического знака. И действительно, когда они поднялись на гору, там не нашли тура и вообще каких-либо следов пребывания человека. По праву первовосходителей они назвали вершину Михаил Непогодин. Я смог подняться на нее в 2017 году и поставить там памятный знак, а мой сын Александр увидел этот знак в лыжном походе 2024 года. Его эмоции запечатлены в ролике.
– Можно сказать что у вас туристическая династия?
– Конечно! Мама – альпинист, папа – первопроходец всевозможных рек Хабаровского края. Это душа туризма края, вокруг него объединялись все люди. У меня жизнь просто не могла сложиться по-другому. В 9 месяцев меня родители взяли на первые туристические соревнования. Я лежал в кустах и меня ели комары, меня нянчили все туристы Хабаровского края. У моего отца был настоящий дар – «заражать» туризмом и, мне кажется, я его унаследовал.
Такая же судьба у моего сына Александра. Он также родился в семье туристов, поэтому путешествовал уже в самом маленьком возрасте по горным рекам нашего региона. Сейчас мы ведем секцию вместе с ним. Учим детей ходить в походы: на велосипедах, каяках, катамаранах, спускаться в пещеры и ходить пешком в горы. Я уже четырежды дедушка – три внучки и совсем недавно родился внук! Можете сами догадаться какое их ждет будущее. (Смеется)
– Михаил, в завершении расскажите о ваших планах?
– Сейчас мы плотно занимаемся нашим социальным проектом, который называется также как и ролик-победитель «Воспитание туризмом». В его рамках Центр «Грань» приезжает в гости к детским домам Дальнего Востока. Цель – сводить детишек в походы, показать, что это такое, а еще поделиться своим опытом с педагогами, чтобы, когда мы уедем, они могли покорять разные маршруты. Мы уже съездили в рамках этого проекта на Сахалин, впереди еще Чукотка, Камчатка. Чтобы все получилось, я когда был на ВЭФ-2024 поймал двух губернаторов за руки – Бурятии и Чукотки и сказал: «Мы едем к вам в гости!» Они, конечно, были только за. Этот проект мы делаем своими силами, грант не получилось взять, так как себестоимость поездок довольно высокая.
– Желаем вам удачи!
Бросить привычную жизнь, собрать катамаран, взять с собой жену, собаку и 60 литров воды — и уйти в открытое море. Победитель конкурса «Дальний Восток — земля приключений» в номинации «Водное путешествие» Виктор Кицан прошёл 300 километров по заливу Петра Великого, доказав, что для настоящего путешествия нужны не яхты и миллионы, а внутренняя свобода. История настоящей экспедиции — с рисками, открытиями и точкой невозврата.
— Виктор, расскажите о себе пожалуйста.
— Я сам родом из Волгограда, работаю пилотом. В этом году мне исполнилось 30 лет. На Дальний Восток я приехал в 2018 году, и с тех пор живу здесь.
— Как туризм появился вашей жизни? Это сразу были путешествия на воде?
— Водная стихия в моей жизни появилась не сразу. Как у многих, в детстве у нас в семье приучали к походам, кострам, палаткам — советский такой туризм. Но к воде пришёл позже. Всё началось с того, что моя будущая супруга Алена познакомила меня с сапами. Сначала я скептически отнёсся — показалось, что это что-то «пенсионерское», а я тогда занимался парашютным спортом, мотоцикл был. Но всё-таки попробовал — и как-то понемногу затянуло: сначала сапы, потом бассейн, фридайвинг.
Постепенно пришло осознание, что если меня тянет к воде, то надо научиться по ней перемещаться. Сначала отучился на моторное судно, потом стал интересоваться парусными яхтами. Алена подарила мне сертификат на обучение вождению маломерных судов, я прошел его и понял, что хочу большего.
На парусное судно я учился уже сам. Оказалось, что закон позволяет сдавать экзамен экстерном. Я просто изучил правила, освежил знания, немного дополнил по яхтам, прокатился один раз с другом на маленькой яхточке, посмотрел, как управлять парусом. Потом сдал экзамен — и получил удостоверение. Правда, на катамаран вообще не нужно никаких документов — он считается спортивным снарядом. Но я всё это делал не для галочки — для себя и для того, чтобы супруга чувствовала себя спокойнее.
— Какой урок вы из своего путешествия для себя вынесли? Что-то, о чем вы не догадывались пока готовились, что-то, что пришло уже после похода?
— Основной урок, который я из этого всего извлек, что мир абсолютно открыт всем нам в плане взаимодействия с ним. Не нужно бояться делать. Нужно иметь внутреннюю свободу, чтобы просто взаимодействовать с миром, и тогда он будет откликаться. Мир открыт каждому! Все ограничения — в голове. Мы не были профессиональными яхтсменами, не ходили в экспедиции. Просто поставили цель, и за два с лишним месяца всё подготовили и вышли в плавание.
Само путешествие — это результат серьёзного внутреннего сдвига. Я понял, что упёрся в потолок, мне стало тесно в привычной жизни, и захотелось всё кардинально поменять. Но просто уйти с работы не так-то просто — нужно подготовить почву. Мы решились: два месяца подготовки — и вот мы уже на воде.
Из затрат — вышло более полумиллиона рублей, из них около 300 тысяч — свои, 200 — заняли у родителей. Это был не туристический тур, а самостоятельная экспедиция. Всё закупали сами: катамаран, электростанцию, рации, прочее оборудование. Первые пробные выходы сделали в августе, когда катамаран только пришёл. Я сам собрал его, сначала вышел на два километра — просто почувствовать.
— С каким чувством отходили от берега?
— Когда отходили от берега, чувства были смешанные: с одной стороны — эйфория, что мы сделали это, а с другой — груз ответственности. Я вёз жену, собаку, технику. Переживал за возможный оверкиль. Нужно сделать, отдельное отступление, касаемо именно катамаранов. У них есть одна очень такая интересная особенность, в отличие от килевых яхт. Она называется оверкиль. Он может перевернуться. И если обычная яхта килевая, она просто ложится под ветер и все, катамаран не обладает способностью крениться. И когда ветер пересиливает силу тяжести катамарана, он просто становится на один баллон и дальше либо он переворачивается, либо если хватает сноровки, ты успеешь ослабить парус. И вот этот момент я переживал очень сильно: когда катамаран переворачивается, мачта у него полая, она начинает наполняться водой. И перевернуть его обратно уже нереально. В нашем случае оверкиль грозил полным провалом всей экспедиции.
Вот все вот эти вещи, они у меня постоянно были в голове. Плюс, когда мы оставались на стоянке, не везде можно было вытащить его на берег. То есть, вообще, когда идешь двумя мужиками, то вытащить катамаран на берег проблем на составляет. Зашвартовал его и никакая непогода ему не страшна.
Но со мной была хрупкая Алена и наша такса, и в одиночку у меня не всегда получалось вытащить катамаран на сушу полностью. Пару раз было, что я его либо оставлял на мелководье, либо он был вытащен только наполовину. И ночью спишь, слышишь, поднимаются волны. Его начинает бить о берег. И сна нету. Ты переживаешь, как бы его об этот берег не разбило, не повредило. Все это достаточно нервно было.
— «Дальний Восток — земля приключений» конкурс многогранный, но одна из его главных целей — показать регион тем, кто думает, что это что-то дикое и недоступное. Хотя да, места тут дикие, но в этом и прелесть. Вот ваш фильм посмотрят, скажем, москвичи, скажут: «О, легко! Сядем на катамаран и поплывём». Что бы вы им сказали?
— В первую очередь, обратиться к нам за консультацией (улыбается). А если серьёзно, главное — это вода. Пресная вода. Можно сколько угодно говорить про фальшфейеры, солнечные станции и связь, но человек на 75% состоит из воды. И не дай бог оказаться на острове без неё. У нас был случай — вроде простая ситуация, но неприятная. Мы с Аленой на сапах добрались до острова Скрыплёва, хотели задержаться на 10 минут. Обычно я всегда беру с собой нож и огонь — зажигалку или спички. Всегда. А в этот раз решил, что «да ну, ненадолго же». И, как назло, поднялась плохая погода, не шторм, но на сапах точно не вернуться. И вот сидим мы на острове, воды литр, огня нет, ножа нет, и я ощущаю себя максимально уязвимым. С тех пор я чётко знаю: нож — лучше два, огонь, и вода. Без этого — никуда.
Поэтому, отправляясь в эту экспедицию, мы всё просчитывали. На троих, включая собаку, нужно 20 литров воды в сутки. Это и питьё, и еда, и гигиена. Мы взяли с собой 60 литров воды — этого хватало на трое суток. Потом пополняли запасы в заранее продуманных точках. Изучили, где родники, ключи, где можно набрать воду — и всё это отмечали заранее. Вода — это жизнь, и к ней относиться надо соответственно.
— Что скажете о беспечных туристах, которые приедут, возьмут в аренду катамаран и пойдут в море?
— Теоретически, можно. Но, по-хорошему, нужно хотя бы минимальное понимание. Хотел было сказать: «Надо выучить правила судовождения», но по факту — их почти никто не соблюдает. Мы как парусное судно по закону имеем преимущество на воде. Даже перед огромными катерами с мощными моторами. Потому что мы под парусом, зависим от ветра. Но на деле — всем плевать. И здесь важно не столько знание правил, сколько здравый смысл.
Если бы я, к примеру, сдавал катамаран в аренду, я бы обязательно разговаривал с людьми. Узнал бы, зачем им это: они хотят покататься ради спорта или просто устроить пьянку в заливе? Полностью подготовить человека невозможно, но хотя бы проверить мотивацию — это важно. Даже на сапах, казалось бы, безопасная штука — люди умудряются попадать в передряги. А в море — всё серьёзнее.
— Почему фильм о вашем путешествии называется «Дом»?
— Потому что мы хотели сломать стереотип. Дом — это не точка на карте, не квартира, не дача. Дом — это место, где ты чувствуешь любовь. Где ты заботишься о пространстве, как о чём-то своём. Мы, например, вывозили мусор из всех стоянок. Взяли с собой строительные мешки и набили четыре по 200 литров. Это тоже про дом. Если ты считаешь это место своим, ты за ним следишь, стараешься сделать лучше. Вот о чём фильм.
— Вы упомянули, что хотели изменить свою жизнь. Можно ли сказать, что участие в конкурсе вас в этом направлении «развернуло»?
— Думаю, да. Сам факт участия — уже толчок. Даже без победы — сам подход, сама подготовка, сам опыт. Мы с Аленой спорили во время подготовки, мол, зачем всё это. А я ей говорил: «Даже если не выиграем — снимем фильм. Он найдёт отклик, его увидят, это не пропадёт зря». И, как видите, не пропало.
— То есть конкурс стал для вас настоящей поворотной точкой?
— Однозначно. Мы победили в номинации, и пошёл мощный отклик. Телевидение, интервью — всего этого я не ожидал. Это стал мой первый кейс, как сейчас модно говорить. Первая точка опоры. Сейчас развиваю телеграм-канал, YouTube, монтирую новый ролик. И когда ко мне кто-то заходит на канал и спрашивает: «А ты кто вообще такой?» — вот мой ответ. У меня есть опыт, есть проект, есть продукт. Это уже портфолио.
— То есть вы действительно планируете менять профессию?
— Да, сейчас всё движется именно в эту сторону. Работаю над созданием блога, информационного продукта. Потому что без блога сейчас — никуда. Это и визитка, и портфолио, и точка входа для любой коллаборации.
Нам уже предложили стать амбассадорами местной компании — они делают туристическую одежду. Мы попробуем себя и в других проектах, с другими брендами. И это только начало.
Мишань — небольшой китайский город недалеко от российско-китайской границы. Здесь нет толп туристов и суеты мегаполисов, зато есть уютные улицы, ароматная уличная еда, бодрящие спа, вежливые продавцы и местное вино, которое не покидает пределы провинции. Город живет своим размеренным ритмом и предлагает редкий для приграничного Китая опыт — путешествие с акцентом на атмосферу, а не на суету.
Мишань маленький. Различные источники дают настолько непохожие данные о численности его населения (от десяти тысяч человек в 2010 году до почти 340 тысяч в позапрошлом), что остается вывести некое среднеарифметическое, забыть о цифрах и просто получать удовольствие. Мишань милый. По всем критериям это идеальный город для приграничного туризма – с национальным колоритом, вкусной едой, приятными покупками, отличными спа и очень гостеприимными местными жителями.
Для групповых туров из России Мишань открылся в 2017 году. Он избежал наплыва тех наших соотечественников, что ехали в ближний Китай, который для дальневосточников «не заграница», накачаться спиртным как не в себя, и начинали пить еще в пути. Мимо него прошло и время высокой покупательной способности рубля, когда все те же одиозные персонажи вели себя в приграничье словно интервенты. Такие застрявшие в начале 2000-ых типы встречаются и сейчас, но практически всегда получают окорот от своих же в группе. Времена изменились.
Такого понятия, как «кирпичи» (или, в другом варианте дальневосточного сленга, «помогаи») в Мишане тоже не существует. Вообще. Нет ни спроса, ни предложения. Путевки недороги, а рынки и магазины ориентированы сугубо на местного покупателя. Нет зазывал, приставал, вывески на русском идут дубляжом. Причем по большей части как для своих, информативные – про то, какие есть акции и скидки, про гололед и часы работы. Мишаньцы относятся к приезжим из РФ по-добрососедски, и число туристических групп постоянно растет, особенно в последние месяцы. В 2024-м пассажиропоток через погранпереход превысил 100 тысяч человек — рекорд.
Сейчас Мишань стабильно каждую неделю принимает как минимум три-четыре туристических группы из Владивостока, Уссурийска и приморского села Камень-Рыболов. Выезд по субботам – на три дня, по вторникам и пятницам – на четыре. Две владивостокские турфирмы – «Уссури-Трэвел» и «ВДКтур» подхватывают на ж-д вокзале Уссурийска хабаровчан и комсомольчан. Впрочем, ехать на три дня – это, как говорится, ни о чем – в дни приезда и отъезда львиная доля времени уйдет на дорогу. Бывает, что, выезжая на рассвете, в Мишань приезжают днем, а бывало, и вечером.
— Давайте считать. В 7 утра выезд из Владивостока, далее Уссурийск и прямая дорога до Турьего Рога — это четыре с половиной часа, ну, плюс-минус, это зависит от мастерства водителя и состояния дороги, — пишет в одной из интернет-групп, посвященных Мишаню, пользователь под ником Кот Кеша. - На границе вы будете в 11-11.30 по российскому времени, по китайскому это 9-9.30 — начало работы их пункта пропуска. На нашей границе автобусы начинают запускать в 11.
Туристические автобусы проходят границу в порядке живой очереди, пропуская перемещающиеся строго по расписанию рейсовые, большей частью примавтодоровские, или транспорт с детскими танцевальными коллективами. Каждый проходит границу примерно час. В идеале. В реальности – как повезет. Всегда может возникнуть что-нибудь непредвиденное типа засунутого не туда паспорта (ищет один, ждет вся группа, а ее – все остальные), а там и обеденный перерыв на таможне. Совет один – накачать фильмов, запастись вкусным и терпеть.
И это стоит того! В Мишане особая атмосфера. Лучше всего ее отражает информационный стенд на трех языках на одной из центральных улиц: «Мишань – город китайского очарования». Провинциальный, северный, сравнительно молодой. Здесь нет достопримечательностей с тысячелетней историей, зато есть уникальный объект индустриального туризма — винный завод. В Мишане выращивают самый северный в Китае виноград и делают уникальный местный айсвайн — десертное вино из подмороженного винограда. Ничуть не хуже, чем в Германии или Канаде.
— Наша компания занимается производством не только десертного и сухого вина, но еще водки, настойки, коньяка, чая, – рассказывает руководитель ООО «Сенхай» Ван Вэнь Хуэй, выбравший для общения с российскими туристами имя Петя. – Наш завод – полного цикла. Мы сами выращиваем и виноград, и травы, которые добавляем в настойку, сами собираем, сами перерабатываем, сами выдерживаем, перерабатываем и сами продаем. Ледяное вино делаем белое, красное и с травами, виноград для него снимаем в конце ноября – начале декабря, в первое достаточно холодное утро.
Такого вина в мире мало – сбор винограда, говорят знатоки, возможен только в течение нескольких часов. Мишаньское (очень достойное) вообще не продается за пределами Китая, причем разбирается по предварительным заказам еще собственно в провинции Хэйлунцзян. Роста объемов айсвайна тут не планируют – делают только для своих. На заводе после дегустации с пустыми руками не уходит никто. Бутылка белого айсвайна в подарочной упаковке там стоит 100 юаней, в одном из городских магазинов – столько же, в остальных чуть дороже, и дальше наценки только растут.
Монетизация экскурсий – дело святое. Турист по определению человек, готовый покупать. Но только в том случае, если не чувствует себя обманутым в ожиданиях и получает такие впечатления, о которых хочется сохранить память. В приграничном Китае с этим, как говорится, не очень. И дело даже не в том, что объекты показа нехороши, тут как раз все в порядке. Беда в экскурсоводах, вернее, в переводчиках. Российские руководители групп китайского практически не знают, и экскурсий не ведут.
Мишаньские же представители принимающей стороны хотя и упорно трудятся над великим и могучим, пока не так владеют им так, чтобы экскурсии можно было назвать полноценными.
Посещение винзавода же не оставляет россиян равнодушными благодаря знаниям и харизме Ван Вэнь Хуэя. Петя превосходно говорит по-русски и высокопрофессионален. Он улыбчив, приветлив, увлечен виноделием и откровенно гордится своим предприятием. Кстати, до пандемии винные туры были еще интереснее. Многие дальневосточники, оценившие и полюбившие Мишань, хотели бы повторения программы.
— Раньше экскурсии была продолжительной, почти на весь день, потому что кроме завода мы выезжали и на виноградники, и на плантации по выращиванию лекарственных трав, которые добавляются в вино и настойки, — вспоминает 26-летняя путешественница из Владивостока Оксана. – Иногда удавалось попасть на сбор винограда и даже в нем поучаствовать. Получали тогда огромное удовольствие. Петя говорит, он рад будет возобновить эти поездки, если туркомпании обратятся к нему с такой просьбой.
Пока же экскурсионный пакет Мишаня, как бы это помягче сказать, своеобразен. Китайская сторона, естественно, хочет заработать. И прикладывает для этого множество усилий.
— Мишаньские туры короткие. Для трехдневных поездок, особенно если путевка куплена летом как подарок ребенку, можно потратить день на выезд в аквапарк, — советует перворазникам опытная Оксана. — Обзорную экскурсию по городу лучше устроить себе самостоятельно, и лучше не в первый вечер, и, может быть, даже не в первый приезд. В маленьком Мишане легко ориентироваться, поездка в городских автобусах стоит всего юань (наменяйте заранее, сдачи не дают), такси по городу - шесть.
Потеряться невозможно. Для вящей гарантии хорошо взять в гостинице визитку и показать ее таксисту или просто прохожему. Помогут. Мишаньцы до сих пор фотографируются на улицах с россиянами, в супермаркетах подсказывают, какой товар лучше, вовлекают в танцы и тренировки. А у продавцов и большинства молодежи в телефонах установлены русско-китайские программы-переводчики. Но время экскурсий наступает у туристов только после главного.
Еда в Мишане вкусная. И ее много. Разной. И дорогая она только в паре туристических точек питания, которые, взяв на вооружение опыт Суйфэньхэ, готовят нечто псевдокитайское под российские пищевые привычки. Ну и русские блюда тоже. Многим, кстати, удобно, особенно если нужно накормить детей. Но самое лучшее – поступить, как советуют все путеводители, и ходить в заведения для местных. Они повсюду. А в центре параллельно главной торговой улице идет так называемая «улица еды».
— Вариантов просто бесчисленное количество. Местная кухня отличается от традиционной северной, привычные нам блюда имеют душевный домашний оттенок, - продолжает Оксана. – В мишаньском списке «must eat» с народными ценами – малатан и пельмени, здесь популярна сетка «Танцующий пельмень». Стоит поесть в мусульманской лапшичной. А десерты изумительны практически в любой кондитерской. В последние годы здесь торты и пирожные стали не только шикарны на вид, но и прекрасны на наш европейский вкус.
Для отдыха наиболее популярны два варианта — демократичная сауна «19 юаней» (это начальная цена за вход, остальные расходы пишутся на браслет) и новенький водный дворец в гостинице «Ханка». И, наконец, покупки. В городе китайского очарования есть какое-то количество брендовых точек (дорого, бывают скидки), однако основная торговля идет за счет государственных (тут их называют социальные) магазинов с низкими ценами, скидками и лотереями. Частники везут вещи в основном из Кореи, причем в единичных экземплярах, что гарантирует покупателям неповторимый аутфит.
Те, кто бывает в Мишане часто, говорят в один голос – вот ничего не планировали приобретать, только отдохнуть, а набрали всякого нужного столько, что пришлось покупать сумки и всерьез опасаться перевеса. Как выбрать это самое нужное в мире иероглифов? Нужно знать, куда пойти и что купить. В этом очень помогает чат «Мишань в моем сердце», в вольном переводе «Мишань, во ай ни – я тебя люблю». Его в ноябре 2023 года создала 28-летняя Марина Котова из Владивостока.
— Назвала я его «Мишань в моем сердце». Об этом городе очень мало информации, а я ей обладаю, потому что очень давно и очень часто туда езжу, решила поделиться с другими людьми. Подписчиков на тот момент было немного, 50 или 100 человек, — вспоминает Марина. — Сейчас уже более шести тысяч. Так получилось, что канал стал очень живым — благодаря подписчикам. То есть они очень хорошие люди, очень деятельные люди. Они часто помогают друг другу, даже без помощи модератора.
Этот канал и связанные с ним («Цзиси в моем сердце», «Марина в Мишане») отвечают на вопросы новичков, отчитываются о проверенных местах, дают обзоры товаров, рассказывают об удачных и неудачных покупках. Там даже есть игра, помогающая лучше узнать город и наладить общение с горожанами. Марина Котова говорит, много думала, как сделать так, чтобы китайцы и русские друг с другом взаимодействовали. И в первый раз оставила для подписчиков10 юаней в фудкорте в подземной галерее у Ли Син, одной из поваров-продавщиц.
Чтобы их получить, нужно было по видеоинструкции первым прийти к Ли Син и сказать: «Мишань, во ай ни». Потом оставляла 10 юаней в других кафе, прятала в парках, у памятников, в храме. Сейчас готовит подписчикам новый сюрприз, какой — пока секрет.
Места, которые вам понравятся
От Марины Котовой - любознательным путешественникам
Прогулка по городу
Если именно ходить пешком, можно много чего увидеть. Практически шаговой доступности от центра есть площадь «12 арок». Мишань тоже очень интересен, можно погулять, зайти в любые проулки, архитектура очень разная, даже некоторые рядом стоящие дома друг на друга не похожи.
Медовая гора
Она находится в пригороде Мишаня, ехать примерно минут 30-40. Подниматься вверх два часа, и на вершине ты ощущаешь очень большой прилив эмоций и видишь просто нереальные красоты. Открывается вид на озеро Ханка вдали. Рядом ветряки, которые всегда видно, когда мы едем на автобусе в сторону Мишаня. Гора прямо над ними. Пагода, ради вида на которую, кстати, все туда и идут.
Парк лотосов
По-китайски называется парк Хэся. Интересная архитектура у него. Его можно посетить и летом, и зимой. Летом можно увидеть озеро, различные скульптуры по периметру парка. Там можно посидеть на лавочках, подышать свежим воздухом, покататься на катамаранах. Зимой — прокат коньков, тюбинговая трасса – место, где хорошо провести время и отдохнуть.
Парк каллиграфии
В основном здесь стоит побывать в летнее время и в начале осени. При входе — озеро с лотосами. Есть очень красивые прогулочные площадки, этническая атмосфера. Галереи с каменными досками, с каллиграфией — более 2000 работ известных мастеров Китая. Есть галерея, которая похожа на лабиринт. там очень живописно, можно даже просто приехать устроить фотосессию.
Буддийский храм Хунфа
Это место посещают все туристы. Храм на самом деле не очень большой, по сравнению с теми, что в других приграничных городах, но в нем чувствуется умиротворение и спокойствие.
Рядом с храмом находится музей Северо-Восточной авиационной школы. На улице находятся самолеты разных моделей и военная российская техника. Внутри (вход свободный) находятся различные артефакты, относящиеся к обучению военных летчиков.
Там рассказывается об их достижениях, об их наградах, о том, как они воевали.
Ну и вообще много полезной исторической информации.
Озеро Ханка
Многие китайцы приезжают в Мишань для того, чтобы увидеть Ханку. И я считаю, что русским туристам тоже стоит сделать это именно с китайской стороны. Там расположена большая видовая площадка, ее можно посетить только в летнее время. Но вид открывается очень хороший, атмосферный. Очень красивые фотографии получаются.
Плюс практически рядом располагается Музей озера Синкай (это китайское название озера Ханка). В этом музее очень много информации о быте людей, которые населяли этот район, о растительности, которая там была раньше и теперь, птицах, рыбах, животных. Все наглядно, есть интерактивные элементы.
Еще советую посетить аквакультурную ферму. Тоже очень классно сделаны площадка, парк, прогулочные зоны.
В регионах Дальнего Востока рассчитывают на дальнейшее увеличение туристического потока благодаря новым проектам, направленным на создание всесезонных курортов, строительство гостиничных комплексов различных категорий и модернизацию туристической инфраструктуры. При этом задействуются преференциальные экономические режимы и федеральные средства в рамках программы по созданию сети федеральных курортов. Дальневосточные предприятия планируют развивать направление промышленного туризма.
Дальневосточные регионы продолжают подводить туристические итоги минувшего года. О росте туристического потока в прошлом году отчитались в марте власти Бурятии. Республику в 2024 г. посетили более 600 тыс. туристов, что на 7,8% больше, чем в 2023 г. Напомним, что Бурятия наряду с Иркутской областью участвует в федеральном проекте «Пять морей и озеро Байкал», в рамках которого на территории двух регионов планируется создать круглогодичный курорт «Волшебный Байкал». В Бурятии в него вошло восемь инвестиционных проектов с общим объемом частных вложений в 99 млрд рублей, планируется создать туристическую инфраструктуру вместимостью 4,6 тыс. номеров.
Кроме того, в республике новый всесезонный курорт «Гора Бычья» планируется построить на территории ОЭЗ «Байкальская гавань» в 25 км от озера Байкал (вблизи села Нестерова в Прибайкальском районе). Объем инвестиций в проект оценивается в сумму около 46 млрд рублей. Проект предусматривает строительство горнолыжных трасс протяженностью более 40 км, системы канатных подъемников и гостиничной инфраструктуры, спа-комплекса, создание трекинговых маршрутов, велодорожек. В текущем году инвестор ООО «МВК Гора Бычья»[1] намерен приступить к изысканиям, первая очередь курорта может быть запущена в 2027 г.
Тем временем в Иркутской области ВЭБ.РФ планирует создать всесезонный курорт на площадке бывшего Байкальского ЦБК (город Байкальск, Слюдянский район, входит в ОЭЗ «Ворота Байкала»), что предусматривает строительство гостиниц, инфраструктуры водного транспорта, ресторанов, парков, общественных пространств, конгресс-центра, пешеходных и веломаршрутов. Гостиничная инфраструктура предполагает возведение двух отелей – категории четыре и пять звезд (на 600 номеров). Общий объем инвестиций оценивается в 40 млрд рублей (они также включают инвестиции в строительство жилого комплекса). Соглашение о строительстве отелей ВЭБ.РФ подписал в марте с Azimut Hotels А.Клячина – их запуск намечен на первый квартал 2030 г. (общая сумма инвестиций – 8 млрд рублей).
Также в сфере развития гостиничной инфраструктуры в дальневосточных регионах Главгосэкспертиза выдала в апреле положительное заключение на проект строительства гостиничного комплекса класса четыре звезды на 148 номеров в Якутске. Общая площадь отеля должна превысить 9 тыс. кв. м. Комплекс единовременно рассчитан на 300 человек (до 50 тыс. человек в год). Кроме того, в рамках проекта предполагается построить конференц-зал, ресторан и тренажерный комплекс, парковку на 60 автомобилей. Оператором отеля станет Cosmos Hotel Group В.Евтушенкова. Объем инвестиций в проект оценивается в 1,5 млрд рублей.
Cosmos Hotel Group в Дальневосточном ФО планирует также к 2027 г. открыть отель категории пять звезд Cosmos Collection Baikal Resort в Бурятии. Он должен расположиться на участке «Бухта Безымянная» в ОЭЗ «Байкальская гавань» и будет включать коттеджи с номерами, глэмпинг, спа-центр, конгресс-центр, клинику тибетской медицины, физкультурно-оздоровительный комплекс, банный комплекс и эко-парк. Кроме того, в 2027 г. отель на 121 номер Cosmos Hotel Group предполагается открыть в Магадане – на побережье бухты Нагаева. Его площадь должна составить 5 тыс. кв. м, он будет включать конференц-зал и спа-центр. Магаданский проект рассчитан на 40 тыс. постояльцев ежегодно.
На территориях природных достопримечательностей макрорегиона получают развитие проекты глэмпингов. В Камчатском крае ООО «Глэмпинг-клуб «Экспедиция»[2] планирует создать глэмпинг с банным и термальным комплексами на площадке туристическо-рекреационного центра «Зеленовские озерки» (Елизовский район) в рамках ТОР «Камчатка». Проект реализует ООО «Глэмпинг-клуб «Экспедиция – Камчатка»[3], его стоимость составит 299,4 млн рублей. Открыть новый объект планируется в 2026 г. Глэмпинг будет расположен вблизи Пиначевского месторождения сероводородных вод.
В Сахалинской области на вершине горы Большевик (Южно-Сахалинск) предполагается к концу текущего года построить всесезонный глэмпинг с 14 модульными домами (на 21 номер) в рамках ТОР «Сахалин» (территория спортивно-туристического комплекса «Горный воздух»). Инвестором выступает ООО «Гостиничная управляющая компания «Аббвиль»[4], намеревающаяся вложить в проект 80 млн рублей.
Напомним, что в рамках курорта «Горный воздух» продолжается реализация различных отраслевых проектов. В частности, компания с южнокорейским капиталом «Город Строй»[5] в статусе резидента ТОР намерена запустить гостиничный комплекс «Хилл Топ» категории пять звезд у подножия горы Большевик, рассчитанный на 205 номеров. Проект предусматривает создание водно-оздоровительного комплекса с тремя бассейнами, спа-центра, ресторанов.
Между тем на особо охраняемой природной территории «Птичья гавань» в Иркутской области планируется в текущем году построить экологическую тропу. На территории гнездятся виды птиц, занесенных в Красную книгу РФ и Иркутской области. Озерно-болотный комплекс площадью 200 га расположен в пойме реки Иркут в Ленинском муниципальном округе Иркутска.
Что касается работы игорной зоны в Приморье, то чистая прибыль казино Tigre de Cristal в ИРК «Приморье» (оператор казино ООО «Джи 1 Интертейнмент»[6]) в 2024 г. выросла на 68,1%, составив 2,1 млрд рублей. Выручка казино увеличилась за прошлый год на 22,5% относительно 2023 г., составив 4,9 млрд рублей. Зимой 2023-24 гг. Tigre de Cristal посетили 96 тыс. человек, что на 9,7% больше, чем за предыдущий зимний сезон.
Напомним, что в прошлом году гонконгская компания Summit Ascent Holdings Limited пыталась продать приморский актив структурам О.Дерипаски (ООО «Дальневосточный актив»[7]), было подписано предварительное соглашение в январе прошлого года. Тем не менее стороны не пришли к окончательному соглашению, и сделка не состоялась (ООО «Дальневосточный актив» в одностороннем порядке расторгло соглашение в феврале 2024 г.). Стоимость актива предварительно оценивалась в 116 млн рублей.
В целом ИРК «Приморье» в 2024 г. посетили 763,2 тыс. человек, что на 17% больше, чем в 2023 г. Пиковая посещаемость в 2024 г. приходилась на ноябрь (70,7 тыс. человек) и сентябрь (67,5 тыс. человек). По количеству посетителей ИРК среди иностранных туристов лидирует Узбекистан – 6,2% посетителей (более 47,2 тыс. человек). За последние пять лет приморскую игорную зону посетили более 2,5 млн человек.
Новые проекты разрабатываются в сфере промышленного туризма, который рассматривается в качестве перспективного направления для регионов, где действуют крупные производства. В Приморском крае в Спасске-Дальнем предполагается открыть для посещения туристами четыре местных предприятия – пилотными площадками станут цементный завод «Спасскцемент», деревообрабатывающие компании «СЛПК-групп» и «ФорестГранд», предприятие пищевой промышленности «Дальпищепром» (производство консервированной продукции). В настоящее время туристические компании региона разрабатывают экскурсионные программы на предприятиях для различных возрастных групп.
В Амурской области в прошлом году космодром «Восточный» установил рекорд по количеству туристов – его посетили около 10 тыс. человек, что в три раза больше, чем в 2022 г. (данные за 2023 г. не приводятся). На космодроме туристы могут посетить стартовую площадку, технический комплекс и понаблюдать за запуском ракеты-носителя «Союз». В целом приамурские промышленные предприятия за 2024 г. приняли 59 тыс. посетителей, что на 240% больше, чем в 2021 г., когда Амурская область присоединилась к образовательной программе «Открытая промышленность». Среди предприятий, открытых для посещения туристов с экскурсиями, – золотодобывающий комплекс на Соловьёвском месторождении (АО «Прииск Соловьёвский», Тындинский район) и Амурский газохимический комплекс («СИБУР», Свободненский район).
Между тем в Приморском крае Приморская астрономическая обсерватория PrimAstro[8] (Уссурийск) намерена получить статус резидента СПВ с проектом строительства нового планетария и создания интерактивного музея и глэмпинга (либо гостиницы). Компания уже реализует программу развития научного туризма – в обсерватории проводятся лекции, интерактивные туры, индивидуальные и групповые экскурсии. На территории PrimAstro (4 га) в Уссурийске в настоящее время расположены планетарий для просмотра полнокупольных фильмов и восемь телескопов для наблюдения за объектами Солнечной системы.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Село Турка (Прибайкальский район), учредители – М.Грудинин, Л.Тягачев.
[2] Москва, учредители – В.Лобов, А.Кравцов, В.Шуленин.
[3] Учредители - ООО «Глэмпинг-клуб «Экспедиция», Р.Селютин.
[4] Южно-Сахалинск, учредители – И.Захаров, А.Полушко, В.Румачик.
[6] Гонконгская компания Summit Ascent Holdings Limited (через Oriental Regent Limited).
[7] Учредителями ООО «Дальневосточный актив» в равных долях выступают ООО «Восток финанс» (гендиректор – Д.Афиногенов, который параллельно руководит Ассоциацией игорных зон России) и ООО «Эн+ Туристическая инфраструктура» О.Дерипаски.
[8] Единственная частная астрономическая обсерватория Приморья, основана астрофизиком А.Маткиным, который ранее работал в Уссурийской научной астрофизической обсерватории.