Бизнес и власть пытаются синхронизировать свои запросы с возможностями, которые обещает новая итерация развития острова Большой Уссурийский
На III Всероссийском туристическом форуме в Хабаровске представители бизнеса и власти во время сессии «Большой Уссурийский: стратегический остров для развития российско-китайских отношений» обсудили перспективы развития этой территории, заострив внимание на сроках создания погранперехода и транспортной инфраструктуры, а также на нерешённых вопросах с защитой острова от наводнений и остром дефиците туристических мощностей, который появится с ростом турпотока с китайской стороны.
Развитие острова Большой Уссурийский имеет свою долгую историю с большими ожиданиями и не увенчавшимися успехами. Однако события последних пяти лет ускорили интеграционные процессы России на Востоке, развитие о. Большой Уссурийский получило «новую жизнь».
В мае 2024 года, в ходе визита Президента РФ Владимира Путина в КНР, подписана единая концепция развития острова (документ не обнародован, сведения, содержащиеся в нём, имеют характер ограничительного распространения). Во время IX Восточного экономического форума Президент поставил задачу – запустить совместный с КНР проект в 2025 году. Однако, несмотря на высокий уровень контроля со стороны государства, а также международный характер, сохраняется неясность с развитием ключевых отраслей и сроками готовности запланированных проектов.
Для лучшего понимания вопроса и важности протекающих социальных, экономических и политических вопросов, необходимо обратиться к исторической справке, отражающей политический курс нашего государства «Поворот на Восток» и конкретные инициативы связанные с реализацией принципа «Один остров – две страны».
Историческая справка:
В 1860 году по итогам подписания между Российской и Цинской империями «Пекинского договора» установлена восточная граница между Россией и Китаем. В 1920-1930-е годы Большой Уссурийский вместе с соседним островом Тарабаровым и окружающими их мелкими островами использовали для защиты Дальневосточных рубежей СССР от расширяющегося в Маньчжурии военного присутствия милитаристской Японии.
4 октября 2008 года по окончании демаркации российско-китайской границы часть острова Большого Уссурийского был официально передан Китаю. Обе стороны полностью урегулировали все пограничные вопросы и перешли к двухстороннему сотрудничеству по развитию острова.
Концепции развития о. Большой Уссурийский
Первый проект развития о. Большой Уссурийский разработан в 2006 Санкт-Петербургским институтом урбанистики. Ключевые проекты этого плана: строительство транзитной автомобильной и железной дорог с западной стороны (через Большой Уссурийский остров). Сам остров предлагалось застроить одноэтажными зданиями (создать коттеджный поселок премиум сегмента), а также организовать зону объектов свободной торговли и высокотехнологичного производства.
В 2010 году Правительство Хабаровского края опубликовало Концепцию проекта «Комплексное развитие острова Большой Уссурийский (2010-2016 годы)». Новый документ предусматривал комплексный подход с проведением финансовой аналитики и детализации проектов. Концепция основывалась на 3 этапах: создание деловой, рекреационной и жилой зоны. Ключевыми проектами плана являлись: конноспортивный клуб, парк аттракционов с возрастными зонами, этнографические и национальные деревни, гостиничный комплекс, торгово-развлекательный и культурный центр, логистический центр, бизнес–центр, Восточноазиатский центр делового сотрудничества.
Китайская часть острова и близлежащие к нему территории постепенно развивались, реализуя туристические и экологические проекты. К 2013 г. был построен туристический комплекс «Восточный полюс Китая» знаменующий тот факт, что остров считается самой восточной точкой КНР. В комплекс вошли «Площадь Солнца», гостиница, «этнографическая деревня», в которую специально переселили несколько нанайских семей. В 2017 году на китайской части Большого Уссурийского создан Хэйлунцзянский национальный природный заповедник «Хэйсяцзыдао», который, согласно китайским источникам, посетило уже свыше 6 млн. туристов.
На III Всероссийском туристическом форуме в Хабаровске представители бизнеса и власти во время сессии «Большой Уссурийский: стратегический остров для развития российско-китайских отношений» обсудили перспективы развития этой территории.
И.о. министра экономического развития Хабаровского края Валентина Филоненко отметила:
«В прошлом году в Шанхае, в ходе заседания рабочей российско-китайской группы были утверждены координаты размещения пунктов пропуска на российской и китайской стороне.
Что касается Российской части острова, с точки зрения государственных инвестиций работа разбита на три блока: 1) непосредственно строительство подъездной автодороги к пункту пропуска от моста через амурскую протоку 2) строительство инфраструктуры включающее в себя создание насыпной площадки и проектирование пункта пропуска 3) возведение непосредственно самого пункта пропуска».
В первую очередь государственная повестка рассматривает открытие пункта пропуска и создание транспортной инфраструктуры, а затем уже развитие рекреационной составляющей острова. При этом Валентина Филоненко опровергла информацию о поступлении 500 миллионов рублей на строительство подъездной дороги к пункту пропуска — ранее информация о первом транше публиковалась в СМИ. Она уточнила: «Выделение денежных средств на строительство пункта пропуска заложено в национальный проект "Транспорт" на период 2025-2030 года. С учётом бюрократических издержек, физическое строительство первого этапа (дороги) запланировано на апрель-май 2025 года».
В дальнейшем, информация по строительству дороги уточнилась в ходе совещания губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина с главой с Роставтодора Романом Новиковым в г. Москве. В ходе совещания стало известно, что проект подъездной дороги в 4,15 км уже прошёл госэкспертизу, а строительство будет осуществлять федеральное дорожное агентство Росавтодор. По предварительным оценкам, грузооборот через пункт пропуска оценивается в 1,3 млн. тонн, а турпоток – от 1,5 до 2 млн человек в год. При этом по оценкам экспертов, пропускная способность моста, связывающего Большой Уссурийский с материковой частью РФ, составит до 500 автотранспортных средств в сутки.
«Мы понимаем, что часть груза, скорее всего, будет идти в транзит, но часть будет оставаться в Хабаровском крае, в самом Хабаровске, — указал Максим Кузема, председатель ассоциации «Национальная Ассоциация Грузоперевозчиков», — и этот груз нужно будет обрабатывать. Поэтому на сегодняшний момент уже сейчас нужно подумать о том, чтобы распределить грамотно транспортные потоки по Хабаровску, по краю, и подготовить складскую, транспортную инфраструктуру, чтобы этот груз у нас здесь не устроил коллапс».
О развитии инфраструктуры на территории о. Большой Уссурийский, а также экономических проектах рассказал и.о. директора «КРДВ Хабаровск» Иван Середин:
«В этом году, в ходе прибытия в Хабаровский край министра по развитию Дальнего Востока и Арктики, состоялось совещание с заинтересованными лицами. На повестке совещания, были выдвинуты задачи по разработке мастер-плана развития о. Большой Уссурийский, создание ТОР на территории острова. Разработку мастер-план осуществит консалтинговая компания “Стрелка”. Планируется, что в 2025 году он будет выведен на утверждение. Документ предусматривает создание парка дружбы, строительство логистического центра, зоны конгрессно-выставочной деятельности, а также зоны дьюти-фри.
Что же касается создания ТОР на острове, мы уже вышли на этап согласования проекта с Правительством РФ. Скорее всего, под ТОР подпадет не только территория о. Большой Уссурийский, но и прилегающие к нему территории»
С учётом имеющихся намерений и предложенных инициатив, без ответа остаются критично важные вопросы.
Во-первых, соотношение реальных сроков открытия пункта пропуска с нашей и китайской стороны. Что касается российской части острова, то на текущий момент известно, что проект Минтранса РФ предусматривает ввод в эксплуатацию погранперехода в 2029 году. В свою очередь, Президентом РФ стоит задача открыть пункт пропуска к 2026-2027 году. В свою очередь, китайская сторона заявляет, что на их территории пункт пропуска появится в 2026 году и физически они уже приступают к его строительству в апреле-мае 2025 года. При этом в интервью EastRussia министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков обозначил, что погранпереход должен заработать в 2026 году.
Во-вторых, сохраняется неопределённость в части создание условий для участия бизнеса в развитии острова, с учётом его возможных подтоплений. На сегодняшний день на территории острова Большой Уссурийский неподтопляемыми считаются территория бывшего военного городка и часть сельскохозяйственной территории. Ранее рассматривался вопрос о строительстве дамбы, однако из-за высокой стоимости от проекта отказались. Председатель межрегионального отделения объединения «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО Денис Грось отметил:
«Если не фантазировать сейчас, что мы за три года решим вопрос с подъёмом уровня основной территории острова или с гидрозащитой, исключающей её подтопление, то, наверное, самое логичное решение — это вынос основных логистических мощностей на территорию коренного берега, то есть на “материковую” часть». Пока что, в проекте развития острова планируется обеспечить защиту от подтоплений только территорию пограничного пункта пропуска.
В-третьих, спикеры отметили неготовность инфраструктуры Хабаровского края к существенному увеличению товарного и туристического потоков, прогнозируемых с запуском погранперехода. Вопрос требует глубокого анализа, ведь речь идёт не только о создании логистических центров и обеспечении номерного фонда, но и подготовке кадров во всех отраслях.
Важный аспект, на котором заострили внимание участники сессии — соотношение грузового потока через остров, с позицией КНР по использованию китайской части острова в качестве заповедника с фокусом на экологическом туризме. С учётом перехода политики КНР к восстановлению экологии на территории страны, насколько будет готов Китай к загрузке нового пункта пропуска грузовыми и товарными потоками.
«Территория китайской части острова развивается как парк водно-болотистых угодий, потому что они помогают сохранять самое большое разнообразие пернатых. Чтобы сохранить эту экосреду власти КНР делают упор на безуглеродное, максимально щадящее для природы освоение острова», — отметила Валентина Филоненко.
В целом же современный подход государственных органов и бизнес среды к развитию острова сохранил многие элементы предыдущих планов и проектов. С учётом важности реализации данного проекта, а также его контроля на высоком уровне и межгосударственного характера, с уверенностью можно говорить, что Большой Уссурийский наконец-то получит свое долгожданное развитие.
текст Артём ЛыкасовНа ближайшие пять лет государство ставит задачу привлечь в ДФО почти в 1,5 раза больше инвестиций, чем за предыдущие десять. Но для обеспечения опережающего развития Дальнего Востока необходимо эффективно внедрять инфраструктурные проекты, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Вместе с тем растущая роль банков в финансировании подобных соглашений требуют пересмотра подходов к регулированию ГЧП и концессионных форм.
Резиденты различных преференциальных режимов реализуют в ДФО почти 2,9 тыс. инвестиционных проектов. В различных сферах услуг и производства введено 944 предприятия. По соглашениям с Корпорацией по развитию Дальнего Востока и Арктики инвесторами, начиная с 2015 года, вложено 5,1 трлн руб. К 2030-му предполагается довести эту сумму до 12 трлн руб.
Таким образом, для решения этой задачи необходимо привлечь почти 7 трлн руб., которые будут вкладываться в последующий период. Возникает вопрос, насколько эти планы согласуются с инвестиционным потенциалом региона.
«Все так называемые низко висящие плоды, все пассивные большие проекты уже реализуются или реализованы. Но нужно двигаться дальше, сохранять опережающие темпы развития по сравнению со среднероссийскими. И необходимо понять, куда инвестировать, в какие проекты можно привлечь новых инвесторов», – рассуждает менеджер инвестиционного департамента КРДВ Мартун Киракосян.
По его словам, был проведен анализ разных отраслей, от горнорудной и металлургии до туризма и сельского хозяйства. Согласно оценке КРДВ, в ДФО возможно привлечь, как минимум, 36 трлн руб. За счет дополнительного развития ВРП федерального округа возрос бы более чем в четыре раза.
В настоящее время продолжается донастройка существующих префрежимов, также определенные надежды на дальнейшее привлечение инвестиций связываются со вступлением в силу закона о международной территории опережающего развития, отметил руководитель аппарата комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Шамиль Салихов. Такие зоны в первую очередь должны стимулировать появление производств с высокой добавленной стоимостью, с размером капвложений от 500 млн руб. Для компаний-участников МТОР предполагаются более длительные налоговые льготы, например, возможность обнулить налог на прибыль в течение десяти лет.
«На мой взгляд крайне важная новелла этого закона – предусматривается стабилизационная оговорка, устанавливающая, что в отношении резидента в течение 15 лет, начиная с даты его включения в реестр резидентов МТОР, не применяются акты, ухудшающие условия ведения деятельности в сравнении с условиями, определенными на дату заключения соглашения», – рассказал сенатор от Приморского края Александр Ролик.
Пилотными проектами МТОР станут три региона: Приморье, Амурская область и Забайкалье, проинформировал статс-секретарь – замглавы Минвостокразвития Антон Басанский.
К настоящему моменту данный закон одобрен парламентариями. В то же время к нему высказываются определенные замечания, что может быть учтено в будущем, в том числе по увеличению срока действия льготных механизмов МТОР.
В пояснительной записке к законопроекту говорилось о том, что изучен опыт других международных экономических зон с особым администрированием и преференциями, рассказал член комитета Совфеда по экономической политике Владимир Кравченко. Это, например, белорусско-китайский индустриальный парк «Великий камень».
«Но там предусмотрены льготы до 2062 года, в том числе страховые взносы – ноль (резиденты МТОР имеют право на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6% - Прим. ред.) А у нас – предприятие [после запуска проекта] начинает работать, и вот уже срок десятилетний заканчивается. Оно только выходит на окупаемость, а тут уже все льготы снимаются, и у него нет денег дальше развиваться», – обратил внимание Владимир Кравченко, подчеркнув, что преференциальный режим МТОР в сравнении с зарубежными аналогами действительно должен быть полноценным.
Чтобы воплотить далеко идущие планы в жизнь, бизнесу следует активно вкладываться в инфраструктуру. Делать это без участия государства затруднительно, как правило, подобные проекты имеют длительный срок реализации и возврат инвестиций. К примеру, в ДФО складывается большая проблема с дефицитом энергетических мощностей, который оценивается от 3 до 6 ГВт к 2030 году, уточнил Мартун Киракосян. «Нужна другая сопутствующая инфраструктура, и нам кажется, что инструменты ГЧП могут помочь решить этот вопрос», – отметил менеджер.
Потенциальные сферы охвата государственно-частным партнерством на Дальнем Востоке в первую очередь связаны с электросетевой, дорожной, коммунальной инфраструктурой, системой газоснабжения. Это также объекты транспортировки грузов, в том числе необходимые для северного завоза, и IT-сфера (в частности, строительство центров обработки данных).
В сегодняшних нестабильных условиях игра в долгую с государством может дать неплохой результат, считает управляющий партнер компании You & Partners Евгения Зусман. «Казалось бы, высокие ключевые ставки, длинные проекты [окупаемостью] 15-20 лет – кто знает, что будет через 15 лет? Но такие длинные проекты позволяют на длительном периоде уменьшать инфляционные риски, во-вторых, позволяют пересматривать и сглаживать ставку, даже если вы входите в проект на высокой ставке, в-третьих, позволяют рассчитывать на механизм господдержки не только в самом начале проекта, но и на протяжении его структурирования и возможно переформатирования», – рассуждает эксперт.
От представителей бизнеса, продолжает она, часто исходит скепсис относительно партнерства с государством. С одной стороны, любое ГЧП/концессия – это неизбежный контроль, проверки. В то же время частный инвестор может заручиться союзником в лице банка, который располагает в этом деле нужными компетенциями, поможет структурировать проект с применением правильных моделей, что позволит в будущем избежать каких-либо претензий со стороны госорганов.
«Несмотря на то, что бюджетные средства могут секвестироваться, как написано в Бюджетном кодексе, на самом деле государство не меньше инвестора болеет за ГЧП-проект и меньше всего склонно его урезать или закрывать, если все в этом проекте идет более-менее по плану и объект строится и собирается вводиться в эксплуатацию», – подчеркивает управляющий партнер You & Partners.
Генеральный директор Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК) Мария Ярмальчук отмечает, что любой проект, включая ГЧП или концессию, должен быть грамотно структурирован, чтобы получить заемное, как правило, банковское финансирование. Поэтому, когда на подготовительной стадии привлекается внешняя экспертиза, подключение банка на этом этапе так же не будет лишним.
Между тем, согласно проведенному You & Partners опросу предпринимателей по теме участия в ГЧП/концессии, более половины респондентов (61%) предлагают принять поправки в федеральное законодательство для легитимизации т.н. комфортных писем банков. Данный механизм часто используется, когда требуется подтверждение финансовой состоятельности заемщика. К тому же ФЗ-115 «О концессионных соглашениях» требует от инициатора соглашения подтвердить наличие средств или возможности их получения в размере не менее 5% объема заявленных инвестиций.
Как правило, комфортным письмом банк выражает заинтересованность профинансировать проект, если он пройдет все стадии: одобрение кредитного комитета и т.д. «Это не юридическое обязательство, не оферта, не предварительный договор. Такие письма банки всегда выдавали инвесторам, которые хотели самостоятельно инициировать проект, есть отдельная процедура частной инициативы (заключать концессионные соглашения по инициативе частной стороны можно с 2014 года – Прим. ред.), – объясняет Евгения Зусман. – И все было нормально, но стала складываться по всем регионам России плохая практика, когда приходят прокуроры и говорят, что в самом начале, где-то три года назад, не так провели процедуру, подтвердили доступ к финансированию вот таким ничего не значащим письмом, поэтому сделку надо расторгнуть».
Случаи, когда концессионные соглашения признаются судебной инстанцией ничтожными вследствие обжалования использования комфортных писем, уже происходят на Дальнем Востоке, в частности в Хабаровском крае. Суд встает на сторону прокуратуры, считая такой способ подтверждения к доступу финансирования неправомерным, поскольку он не содержит юридических обязательств.
Сейчас ряд инвесторов отказывается от данной практики, считая письма кредитных организаций нерабочим инструментом. Есть мнение, что безопаснее прибегать к банковской гарантии, отмечает Евгения Зусман. Правда, неясно, какие обязательства в данном случае она должна подтверждать. В любом случае это обернется дополнительными расходами для инвестора, причем еще на этапе предложения идеи своего проекта государству.
Оптимальным способом устранения возникшей проблемы эксперты видят внесение соответствующих изменений в ФЗ-115.
Еще один широко обсуждаемый профессиональным сообществом вопрос – как снизить коэффициенты риска при кредитовании банками инфраструктурных проектов. Значительная часть респондентов в опросе You & Partners высказалась за изменение подхода Центробанка к оценке государственно-частного партнерства на предмет вероятности наступления рискового события. С одной стороны, это может повлиять, пусть не сразу, а в перспективе, на снижение стоимости заемного финансирования. С другой, такой шаг будет стимулировать банки с точки зрения широкой поддержки инфраструктурного развития: обновленные подходы Банка России позволят финансовым организациям снизить нагрузку на капитал при кредитовании проектов.
Над этим вопросом сейчас работает регулятор, сказала Мария Ярмальчук. В прошлом месяце ЦБ опубликовал доклад о смягчении своих подходов. «Здесь важно, что в целом Банк России видит проекты ГЧП и концессии как отдельный вид проектов, и для них будет отдельное регулирование. Это большой первый шаг», – комментирует гендиректор Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов.
Подразумевается, что банки смогут учитывать возможность государства отвечать по кредиту, если это предусмотрено прямым ГЧП-соглашением между его участниками, то есть коснется проектов, где в качестве публичной стороны выступает Российская Федерация, регионы или муниципалитеты, у которых национальный кредитный рейтинг не ниже «А».
Финансируя подобные проекты, банки сегодня несут повышенную нагрузку из-за высокого коэффициента потребления капитала (от 80 до 250%). По новым правилам риск-веса по кредитам для проектов с надежным концедентом или публичным партнером понижаются до 20-60%, говорит Мария Ярмальчук.
Однако не все регионы Дальнего Востока обладают рейтингами. Они есть у Хабаровского края, Якутии, Камчатки, Амурской области. «Мы сейчас ведем диалог с Центральным банком, чтобы в последующих итерациях смотреть не только рейтинги, смотреть и на наличие федеральной поддержки по проекту, которая тоже повышает вероятность не наступления дефолта по проекту для банков», – сообщила гендиректор.
В числе прочих инициатив, предложенных ЦБ, использовать инструмент дальневосточной концессии (напомним, здесь государство гарантирует компаниям возврат инвестиций и минимизацию соответствующих рисков при вложениях) как дополнительный фактор снижения риск-веса, а также льготное фондирование.
«Уверены для приоритетных проектов такие механизмы должны быть запущены – для проектов, который не несут высокий вклад в инфляцию, а которые наоборот сглаживают инфраструктурные разрывы и соответственно инфляционные издержки сокращают», – считает Мария Ярмальчук.
К 2030 году дефицит природного газа для потребителей Дальнего Востока может составить 11 млрд куб. м. От обеспечения спроса на энергоноситель зависит ход реализации многих инвестпроектов в макрорегионе. В частности, непростая ситуация складывается в Хабаровском крае, 20 лет назад подписавшим соглашение о поставках газа, добываемого в рамках проекта «Сахалин-1». Много неясного и в снабжении газом Благовещенской ТЭЦ в Амурской области.
Сделка о продаже природного газа в Хабаровский край была заключена в 2005 году с оператором шельфового проекта «Сахалин-1» Exxon Neftegas. Срок действия соглашения был рассчитан на 20 лет. После того, как Exxon Neftegas вышел из проекта в 2022 году, контрагентом региона по данному контракту выступила «Роснефть». В свою очередь глава государства дал поручение проработать вопрос об определении поставщика энергоносителя после октября 2025 года, когда завершается срок соглашения по «Сахалину-1».
Наиболее возможным вариантом стала пролонгация контракта. «В августе 2024 года «Роснефть» доложила президенту РФ о возможности поставки газа в объеме 3 млрд куб. м на горизонте 2025-2028 годов. По информации от коллег из «Роснефти» – это предел, в данном случае по их возможностям», – рассказал министр энергетики Хабаровского края Герман Тютюков.
Как сообщил Сергей Иртов, генеральный директор АО «Дальневосточная генерирующая компания» (ДГК является крупнейшим потребителем сахалинского газа: в рамках контракта с «Роснефтью» в 2024 году энергетиками использовано 2,7 млрд куб. м), дополнительное соглашение по «Сахалину-1» заключается на три года. Однако в нем определен сниженный для энергокомпании объем – на уровне 2,16 млрд куб. м.
В «Роснефти» заявляют, что решение продлить газовый контракт повлияет на объем извлечения из шельфа нефтяного сырья.
«В рамках проекта «Сахалин-1» мы добываем попутный нефтяной газ, и этот газ с самого начала предполагалось после 2025 года закачивать в пласт. Это необходимо, чтобы поддерживать пластовое давление. Поскольку по мере разработки месторождения давление падало и для того, чтобы добывать нефть, нужно закачивать этот газ», – пояснил директор департамента планирования, управления эффективностью и развития газового бизнеса НК «Роснефть» Олег Иванов.
Из-за того, что газ приходится направлять не в пласт, а в трубу, компания будет нести потери из-за снижения добычи нефти относительно того, что планировалось раньше. Но тем не менее выбора не было, поскольку приоритет – это российские потребители, объясняет Олег Иванов.
Помимо «Роснефти», Хабаровский край ведет консультации по ресурсной базе с «Газпромом». Эта компания добывает газ на Киринском месторождении (входит в проект «Сахалин-3»), который поступает в газотранспортную систему Сахалин – Хабаровск – Владивосток. Впрочем, какого-либо подтверждения по перспективным объемам продаж от компании не получено, уточнил глава краевого министерства энергетики. Неизвестно и кто после 2028 года выступит для региона гарантирующим поставщиком газа.
Между тем Хабаровский край нуждается в увеличении поставок энергоносителя. К сведению, по итогам 2025 года потребление газа в регионе может составить не менее 3,6 млрд куб. м, проинформировал Герман Тютюков.
Во-первых, продолжается процесс газификации объектов ДГК. В этом году на Хабаровской ТЭЦ-2 будет установлено газовое оборудование на резервный котел (в следующем намечен ввод его в эксплуатацию). Завершается газификация пятого по счету котла Николаевской ТЭЦ и планируется закончить реконструкцию и перевод на газ энергоблока №2 Хабаровской ТЭЦ-3 (при этом ресурс, на котором он заработает, еще не определен, скорее всего, выработка энергии будет происходить больше в угольном режиме). На смену Хабаровской ТЭЦ-1 строится ТЭЦ-4, рассчитанная только на использование газового топлива. Станции потребуется 1,2 млрд куб. м газа ежегодно, проинформировал Сергей Иртов.
Есть и другие потребители. В крае, рассказал министр энергетики, заключено порядка 15 тыс. договоров догазификации, из которых пока что реализовано не более 2 тыс. Ежемесячно поступает до 100 и больше заявок от населения на подключение к газу.
«Я считаю, что ситуация уже достаточно кризисная, учитывая, что практически все электростанции Хабаровского края работают на газе либо полностью, либо частично», –подчеркнул руководитель регионального министерства.
Перейти на уголь по станциям, которые ранее переведены на газ, добавил он, не представляется возможным, поскольку где-то ликвидированы золоотвалы, произведена рекультивация территории и т.д.
«Доля газа в топливно-энергетическом балансе Хабаровского края всегда была выше. Ее изменение в меньшую сторону создаст более серьезный коллапс по отношению к другим станциям», – предупреждает гендиректор ДГК.
К тому же развивать угольную генерацию на Дальнем Востоке сегодня затрудняют провозные способности железнодорожной инфраструктуры. «С точки зрения дальнепривозных углей…все наслышаны, и достаточно сложная ситуация с загрузкой Восточного полигона РЖД. Идут серьезные поставки грузов, не только угольной продукции, но и всех остальных», – констатирует Герман Тютюков.
Ситуация ведет к тому, что создаются серьезные препятствия в экономическом развитии края. По мнению министра, усилия, которые прикладывают краевые власти в деле привлечения инвесторов, по сути, нивелируются тем, что нет ясности с дополнительным ресурсом газа.
«Группа «Газпром» из-за запертых (вследствие неясности с дополнительным ресурсом – Прим. ред.) практически всех в регионе ГРС [газораспределительных станций] не выдает даже технические условия на проектирование перспективным потребителям. То есть по законодательству они действуют правильно, но консенсус о выдаче ТУ на сегодняшний день не найден», – посетовал он.
О том, что возникнет проблема с Хабаровским краем по продажам газа от «Сахалина-1», было известно давно, говорит Олег Иванов. По его словам, «Газпрому» были выделены необходимые ресурсы, чтобы ее решать. «Тем не менее мы пришли к 2025 году с ситуацией, когда газа не было. Мы приняли для себя сложное решение вместо закачки газа в пласт продолжить эту поставку», – сказал менеджер «Роснефти».
Как заверил начальник управления ПАО «Газпром» Андрей Чебаненко, компания планирует в IV квартале 2025 года обеспечить поставку газа в объемах, недостающих для газоснабжения коммунального хозяйства и населения, в том числе некоторых крупных предприятий. «Также у нас есть согласованные объемы в 2026 и 2027 годах для газоснабжения тех же самых категорий потребителей (население и комбыт у нас в приоритете) в объемах, которые остаются неудовлетворенными при объеме поставок «Роснефти» в указанные 3 млрд куб. м», – сообщил представитель госкомпании.
В целом, добавил Андрей Чебаненко, потребность края в энергоносителе сформирована на период по 2035 год, в том числе с учетом доли поставок газа «Роснефтью». Конкретных объемов он не привел, уточнив, что вопрос заключения долгосрочных договоров в проработке.
С вводом в строй Хабаровской ТЭЦ-4 ежегодные потребности края по всем потребителям суммарно возрастут до 4,7 млрд куб. м, оценивают в ДГК.
В 2025-2026 годах регион не должен испытывать дефицит газа, в свою очередь заявил глава департамента развития газовой отрасли Минэнерго РФ Артем Верхов, но его нехватка может возникнуть в 2027-м. Скорее всего, она будет временной, поскольку в том же году должны достроить газопровод-перемычку, соединяющую газотранспортные системы «Силы Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток».
Для обеспечения недостающих объемов, в том числе в свете появления новых потребителей газа, как, например, Хабаровская ТЭЦ-4, рассматривается возможность доставки краю голубого топлива с проекта «Сахалин-2», доля которого отходит государству по роялти (этот объем на сегодня составляет 1,2 млрд куб. м в год). Правда, данный вопрос необходимо согласовать с Минфином России, оговорился Артем Верхов.
В любом случае, обратил он внимание, Министерство энергетики РФ намерено адресно подходить к потребителям газа в Хабаровском крае, определяя приоритет в обеспечении топливом по ряду критериев.
В свете грядущей газификации с неопределенностью столкнулась соседняя Амурская область. EastRussia писала о том, что в регионе снижается добыча местного бурого угля – основного источника энергии для Благовещенской ТЭЦ. Несмотря на прирост производства на Ерковецком разрезе, истощается ресурс на Северо-Восточном. Дефицит топлива вынужденно покрывается за счет поставок угольной продукции из Красноярского края, которая по своим характеристикам не подходит для ТЭЦ. Этот уголь обладает абразивностью и высокой теплоотдачей, что ускоряет износ оборудования и ставит под угрозу прохождение отопительного сезона, обеспокоен губернатор Амурской области Василий Орлов.
Как решение – перевод ТЭЦ на газ от трубопровода «Сила Сибири». Максимальное потребление станции оценивается в 990 млн куб. м в год. Как подсчитали в Минэнерго РФ, это потребует строительства 63 км лупингов (участков газопровода) от «Силы Сибири» стоимостью более 24 млрд руб. Еще 12,9 млрд руб. необходимо на реконструкцию котлоагрегатов Благовещенской ТЭЦ.
В министерстве считают наиболее дешевым вариантом дальнейшее наращивание добычи на Ерковецком разрезе угля. На эти цели понадобится 14,3 млрд руб. С Минэнерго солидарны в «Газпроме», где отмечают, что дополнительного газового ресурса для областной ТЭЦ нет. Программа газификации Амурской области разработана в 2020 году и актуализирована в 2022-м. Тогда регион заявлял иные потребности, новые объемы для Благовещенской ТЭЦ в газопроводе не учтены, заявляют в монополии.
«Если «Газпром» отказал в доступе, мы можем повторно, конечно, рассмотреть, но есть определенные требования к компонентному составу газа, и в том числе у нас есть ограничения инфраструктурные. То есть магистральный трубопровод «Сила Сибири» рассчитывался под транспортировку объемов газа, которые заявлялись в определенный момент», – обратил внимание замначальника департамента ПАО «Газпром» Олег Мелехин.
Заявление оппонентов власти Приамурья считают неконструктивным. По словам Василия Орлова, через «Силу Сибири» уже в сутки прокачиваются 100 млн куб. м газа, тогда как регион предлагает газифицировать Благовещенскую ТЭЦ частично (уголь с Ерковецкого разреза станция продолжит использовать). Речь идет о гораздо меньшем объеме – 400 млн куб. м в год.
Ситуация с газификацией Дальнего Востока парадоксальная, считает сенатор от Хабаровского края Виктор Калашников. С одной стороны запасов природного газа много, с другой, чтобы закрыть потенциальный спрос в регионах, его нет.
О том, что инвесторы испытывают трудности с подключением к сетям газоснабжения и выдачей технических условий, подтверждает управляющий директор по развитию проектов нефти и газа Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Анастасия Набатчикова.
Суммарная потребность в энергоносителе резидентов преференциальных режимов в ДФО и арктической зоне (это ориентировочно 218 объектов) – 10,2 млрд куб. м к 2030 году. В целом по Дальнему Востоку потребление газа через пять лет может возрасти с нынешних 26 млрд куб. до 60 млрд куб. м. К этому времени, по оценке КРДВ, в макрорегионе прогнозируется значительный дефицит энергоносителя в объеме 11 млрд куб. м.
Уровень газификации Дальнего Востока в настоящее время составляет 28%, тогда как среднероссийский показатель – 75%. Во многих районах отсутствует развитая газовая инфраструктура, что затрудняет транспортировку и распределение газа до конечных потребителей, ограничивает доступ к ресурсу предприятиям, констатирует Анастасия Набатчикова.
В КРДВ предлагают совместно с «Газпромом», Минэнерго РФ, Минвостокразвития сформировать единый план действий. «Понимая, что ПАО «Газпром» все-таки мыслит пятилетиями и закладывает в свою программу и инвестиции, и газ на будущее, чтобы не упустить это время, нужно посмотреть на перспективу [топливно-энергетический] баланс до 2035 года для коммерческих целей будущих резидентов префрежимов и соответственно для инвестиционных проектов», – резюмирует представитель корпорации.
Изношенная дизельная и угольная генерация, высокие тарифы, нередкие перебои с поставками топлива – в таких реалиях существует энергетика с изолированной инфраструктурой на отдаленных территориях Дальнего Востока. Впрочем, за последние годы зарекомендовало себя такое решение по модернизации объектов энергоснабжения, как энергосервисные контракты. Однако сегодня они нуждаются в донастройке, в том числе с учетом жесткой денежно-кредитной политики государства.
Изолированные энергозоны присутствуют в 17 регионах Дальнего Востока и Арктики, где электроснабжение в основном осуществляется локальными дизельными электростанциями совокупной мощностью примерно 900 МВт. Износ их оборудования в среднем превышает 60%, что влечет высокие энергопотери, низкую надежность работы.
Несмотря на имеющийся опыт отдельных территорий, где уже происходит замещение устаревшей дизельной, мазутной и угольной генерации на основе современных решений в виде автономных гибридных энергетических комплексов (АГЭК) с использованием возобновляемых источников энергии, в целом по Крайнему Северу обновление энергетической инфраструктуры идет крайне медленными темпами, что связано с административными, технологическими и финансовыми трудностями, подчеркнул зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков (сенатор от Магаданской области).
Наиболее сложная ситуация складывается в населенных пунктах, где отсутствуют опорные промышленные потребители, отметил заместитель гендиректора Российского энергетического агентства Сергей Романов. В контексте распределения затрат на модернизацию объектов генерации эти факторы существенно затрудняют экономическое развитие, создают дополнительную нагрузку на местные бюджеты и население.
Техническое перевооружение объектов энергетики в труднодоступных районах невозможно производить за счет тарифных решений, говорит первый заместитель гендиректора ПАО «Русгидро» Роман Бердников. В настоящее время средневзвешенный экономически обоснованный тариф для данных зон и так составляет внушительную сумму – 65 руб. за 1 кВт/ч.
Инвестпрограмма холдинга (на компанию возложена модернизация неэффективных дизельных электростанций в изолированных районах Дальнего Востока) ограничена, поэтому жизнеспособным сценарием стало обновление инфраструктуры в рамках энергосервисных контрактов. С частной компанией заключается договор, по которому она обязуется внедрить мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности на объекте заказчика («Русгидро»). Последний же оплачивает эти услуги, оптимизируя топливные затраты.
Иными словами, инвестор строит дизельную электростанцию, блок ВИЭ, накопитель энергии, а после запуска объекта ему возвращаются деньги за счет сохранения в тарифе экономии расходов на топливо. Как правило, срок действия подобного договора рассчитан на 10-15 лет.
Начиная с 2021 года по энергосервисным контрактам обновлены электростанции в 12 населенных пунктах (всего по I этапу программы «Русгидро» планируется охватить 80 поселков в Якутии и Камчатке). К настоящему моменту сэкономлено 3,6 тыс. т дизтоплива на 260 млн руб., сообщил Роман Бердников. За счет современного оборудования и технологий возможно экономить до 50% топливных ресурсов, заявил он. «Только для одной Якутии мы закупаем дизельного топлива сейчас на 6 млрд руб. в год», – уточнил менеджер.
Стоит сказать, в республике запланировано создание завода по производству оборудования для АГЭК. «Рынок сбыта обеспечит «Русгидро», а мы на территории Якутска начнем производить такого типа комплексы. Таких комплексов планируем выпускать 10-15 в год, но это исключительно, основываясь на тех объемах, которые сейчас видим, по которым мы заключили [контракт] с «Русгидро», – уточнил генеральный директор ООО «Группа ЭНЭЛТ» Алексей Кремер.
В рамках энергосервисных контрактов предлагается также запустить модернизацию объектов теплоснабжения.
«Наверное, в идеале было бы хорошо, когда мы смогли найти единый источник электрики и тепла. Скажем, мини-ТЭЦ. Но пока технических решений ни у нас, ни в мире не знаем. Есть опытные образцы, которые к эффективности не имеют отношения», – рассказал Роман Бердников.
Президент Ассоциации малой энергетики Максим Загорнов соглашается, что для изолированных районов важна не только качественная электроэнергия, но и тепло. Причем тепловой энергии требуется, как правило, в три-четыре раза больше, чем электричества. Технологии применения ВИЭ сами по себе не дают тепла, отмечает эксперт, поэтому придется опираться на полезные ископаемые, для чего по возможности следует максимально задействовать местное сырье, дополняя их энергией солнца и ветра.
Использование объектов для комплексного производства электрической и тепловой энергии, как минимум, эффективнее на 30-35%, оценивает руководитель Центра интеллектуальных электроэнергетических систем Института энергетических исследований РАН Павел Илюшин. При этом, утверждает он, в стране есть немало технических решений по комбинированной выработке электричества и тепла, которые вполне применимы для труднодоступных территорий.
Чтобы понять плюсы-минусы, группа «ЭНЭЛТ» запускает пилотный проект в Томской области, отчасти основываясь на решениях, которые были применены в Якутии.
«Средняя экономия по этому объекту получается 40%, что примерно на 10-12% выше стандартных решений, которые мы используем с «Русгидро», – проинформировал Алексей Кремер.
Планы техперевооружения локальной энергетики, обратил внимание Павел Илюшин, нужно сверять с регионами, которые обратились к программе повышения класса энергоэффективности зданий.
«Мы сейчас будем проектировать энергетические комплексы на существующее потребление тепло-, электроэнергии. При этом параллельно реализуются проекты повышения энергоэффективности зданий, сооружений. Потребление электрической, тепловой энергии уменьшится, а мы построим избыточный энергокомплекс, который будет незагруженный. Соответственно инвестиции будут окупаться в гораздо длительной перспективе», – подчеркнул он.
Безусловно, от возврата вложений зависит, как будут развиваться темпы перевооружения объектов локальной энергетики. Небольшие электростанции в ряде случаев убыточны, не всегда их можно окупить даже по энергосервисным контрактам.
«Самые маленькие станции стоят 120 млн руб., а возвращают 90 млн за 15 лет. Они планово-убыточные. Есть донорская большая станция, которая генерит доходность и есть две, которые дают убыток», – рассказал гендиректор ООО «Арктик Пауэр Кэпитал» Владимир Тощенко.
Нынешние механизмы отдачи инвестиций несовершенны, полагают другие участники рынка. К примеру, строительство гибридного энергокомплекса на острове Парамушир предварительно обойдется в 700 млн руб., подсчитал гендиректор ООО «Альтрэн» Дмитрий Степанов. Экономия на топливе за 20 лет работы АГЭК оценивается порядка 4 млрд руб. На первый взгляд получается хорошая сумма, но инвестор заходит на местный рынок лишь на 10 лет, и та нормативная база, которая существует, не позволяет вернуть инвестиции с какой-либо заметной прибылью, отмечает предприниматель.
При модернизации необходимо искать дополнительные меры поддержки, например, федеральные субсидии на компенсацию процентной ставки. Однако бюджетной помощи в рамках программы «Русгидро» по модернизации неэффективных дизельных электростанций на сегодня нет, признает Роман Бердников, хотя ключевая ставка в 20% годовых является существенным барьером для привлечения инвесторов.
По словам Владимира Тощенко, компании удалось получить льготный кредит под 2% годовых по постановлению правительства РФ № 2186 от 2020 года (регулирует предоставление субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным резидентам арктической зоны). Но данная программа работает не в полной мере.
«Те меры поддержки, которые есть, помогают улучшить экономику бизнеса на 1-2% IRR (внутренняя норма доходности). Этого недостаточно», – подчеркнул гендиректор «Арктик Пауэр Кэпитал».
Представители отраслевого сообщества предлагают создать отдельный фонд развития распределенной генерации по аналогии с Фондом развития промышленности, который помогает предоставлять льготные займы в районе 1-5%. Сам ФРП к подобным проектам интереса не проявлял, говорит руководитель направления по энергетике и ЖКХ Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Максим Губанов.
«Тем не менее есть другие фонды – в частности, Фонд развития территорий, Дом.РФ, ВЭБ.РФ, другие институты развития, для которых эти объекты наиболее подходят. Собственно наша задача вместе с регионами обосновать [проекты] и привлечь дальнейшее финансирование», – резюмировал представитель КРДВ.
Дальний Восток хоть и максимально отдален от центральной части России, но с точки зрения логистики является важным транспортным узлом. И дело не только в соседстве со странами Азии. Именно здесь встречаются морские, воздушные, железнодорожные и автомобильные потоки, в том числе внутрироссийские и импортно-экспортные. Поэтому модернизация транспортной инфраструктуры в регионе отражается на всей отрасли. О том, какие изменения происходят на Дальнем Востоке сейчас рассказал Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии».
Говоря про логистику в целом, и про портовую инфраструктуру в частности, хотелось бы отметить снижение цены фрахта в порту Владивостока, что привело к увеличению импорта в страну через Дальневосточный федеральный округ. Ранее иногда дешевле было отправить груз через Санкт-Петербург, оплатить доставку, а потом везти по автодорогам через всю страну. Что касается автоматизации, то оборудование и часть работ в портах региона активно модернизируют, например, процесс пропуска на территорию порта.
Кроме того, развивается и пограничная инфраструктура. Так, в 2025 году на российской части острова Большой Уссурийский (его площадь 254 кв. км, делится между Китаем и Россией) началось строительство подъездной дороги к будущему пункту пропуска.
Китайская часть частично освоена, почти достроен пункт досмотра, парк, экспозиции и зоопарк. Согласно открытым источникам на острове планируется строительство грузопассажирского пункта пропуска, подъездной дороги, конгрессно-выставочного центра, туристско-рекреационной инфраструктуры и международного парка Дружбы народов. Первоочередной задачей является создание погранперехода, проектирование которого должно начаться в этом году, а завершение строительства планируется на 2026 год.
Расчетная пропускная способность будущего российского погранперехода — порядка 1,5 млн человек, 90 тыс. грузовиков (порядка 250 в сутки), 36 тыс. легковых автомобилей и 18 тыс. других транспортных средств в год. Ежегодный грузооборот пункта пропуска оценивается в 1,3 млн тонн. После открытия погранперехода остров станет точкой притяжения бизнеса. Это сделает его интересным и для логистических компаний.
Несмотря на то, что на Дальнем Востоке логистика развивается, есть «островные», с точки зрения отрасли территории с большим потенциалом. Например, это Чукотка, Магаданская область, некоторые районы Камчатского края, кроме того, Еврейская автономия и Советская гавань. В то же время, огромный потенциал макрорегиона связан не только с территориальной близостью Китая – самого крупного производителя товаров, но и с развитием российских дальневосточных регионов. Например, Магаданская область – один из центров отечественной золотодобычи. В целом Дальний Восток, где проживает около 8 млн человек, сам по себе является крупным регионом потребления.
Мы видим, что в структуре спроса перевозок на Дальний Восток лидируют строительные материалы, мебель, оборудование российского производства, продукты и ТНП, произведенные в России. Чаще всего наши клиенты – это предприятия строительной, горнодобывающей, промысловой отраслей и снабжающие компании: металлообработка, энергетический комплекс, медтехника.
Что касается развития логистических смех внутри компании в регионе, за последний год мы оптимизировали несколько маршрутов. Теперь доставляем грузы в отдаленные подразделения: Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Магадан. В два раза расширены складские площади в Комсомольске-на-Амуре, освоен маршрут Хабаровск – Николаевск-на-Амуре, увеличено количество круговых рейсов Хабаровск – Владивосток. Оптимизирована отправка Хабаровск – Москва через Новосибирск.
Развитие логистической инфраструктуры на Дальнем Востоке, безусловно, продолжится. Большие перспективы связаны с расширением мощностей Восточного полигона РЖД, модернизацией существующей дорожной сети и строительством новых магистралей, а также увеличением присутствия крупных логистических компаний.
19–20 мая 2025 в Хабаровске прошел первый Российско-Китайский форум. Представители бизнеса и власти обсудили перспективы совместного освоения Большого Уссурийского острова и развитие трансграничного сотрудничества.
Справка
Общая площадь Большого Уссурийского острова составляет 254 км2, из которой на долю России приходится 174 км2. Официальное название китайской части — Хэйсяцзы дао (остров Черного медведя). Остров простирается с запада на восток на 38 км, при максимальной ширине- 10 км. В 2004 году РФ и КНР договорились о принципе «Один остров – две страны». В мае 2024 года президент России Владимир Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин подписали Единую концепцию освоения территории.
Старт работ
С конца марта 2025 года на российской части острова Большой Уссурийский началось строительство подъездной дороги к будущему пункту пропуска. Протяженность трассы — 4,15 км. Одновременно ведутся работы по устройству насыпи под будущую пограничную инфраструктуру. Общая площадь — 30 га, высота — от 1 до 6,5 м. Это необходимо для защиты от подтопления.
Приоритет пункту пропуска
Проект строительства автомобильного грузо-пассажирского пункта пропуска включен в список приоритетных. До конца мая 2025 года планируется заключить контракт полного жизненного цикла с подрядчиком. Схемы генплана пункта пропуска уже согласованы с госорганами. Это позволит ускорить реализацию на 6 месяцев.
Расчетная пропускная способность перехода — порядка 1,5 млн человек, 90 тыс. грузовиков (порядка 250 в сутки), 36 тыс. легковых автомобилей и 18 тыс. других транспортных средств в год. Ежегодный грузооборот пункта пропуска оценивается в 1,3 млн тонн
Рекреация, бизнес, туризм
Пилотные проекты на острове будут включать рекреационные зоны, туристическую инфраструктуру и деловые кластеры. Упор — на привлечение частных инвесторов. Планируется создание парка дружбы народов, строительство клубного отеля и яхт-клуба.
На острове появится технопарк площадью 4,2 га. В нем разместятся лаборатории, офисы, коворкинги и производственные площадки. Для запуска проекта будет реконструирован военный городок.
Экологический приоритет
Развитие острова ориентировано на «зеленую повестку». Планируется строительство солнечных и ветряных электростанций, а также резервной линии питания с материка.
Что делается на китайской стороне
На китайской части острова (о. Хэйсяцзыдао) строительные работы для пункта пропуска начались еще в октябре 2024 года. Бюджет КНР превышает российский проект на 2 млрд руб. Ранее на острове соседи уже построили пагоду высотой 81 метр, там создан парк водно-болотистых угодий, который уже принял тысячи посетителей, есть зоопарк с медведями и экспозиция на базе остатков советской пограничной инфраструктуры.
Участие в форуме приняли более трех тысяч человек. Среди них – представители власти, бизнеса, общественных и молодежных организаций. В том числе более 600 участников из Китая. В программу форума вошло более 30 тематических площадок, культурных и спортивных мероприятий.
Подписано 34 соглашения, из них 25 – с представителями иностранных компаний. Общая сумма - более 100 млрд рублей. Среди них как соглашения по развитию острова Большого Уссурийского, так и проекты на материковой части Хабаровского края.
Организатор мероприяти — Правительство Хабаровского края при поддержке Министерства иностранных дел РФ, Министерства экономического развития России, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», ВЭБ.РФ. Оператор – Фонд Росконгресс.
Отмечаемое потепление в Арктике и на Дальнем Востоке приводит к деградации вечной мерзлоты. В свою очередь потеря несущих способностей многолетнемерзлых грунтов – серьезный риск, оказывающий влияние на безопасность объектов и экономику компаний, работающих в непростых северных условиях. В условиях климатических изменений крайне важно быть готовыми к негативным последствиям, зачастую действуя на опережение.
Как не терять почву под ногами
Вследствие глобальных изменений климата на 70% территории арктической зоны РФ несущая способность грунтов к 2050 году может снизиться на 15% и более. Активное таяние вечной мерзлоты чревато серьезными последствиями: потенциальный ущерб от деформации зданий и сооружений к этому времени оценивается порядка 10 трлн руб. (подробно об этих вызовах в материале EastRussia «Узаконивая мерзлоту»).
Под угрозой находятся объекты транспортной инфраструктуры, а также топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, новые объекты, возводимые в том числе в рамках национальных проектов, требуют дополнительных мер по сохранности вечномерзлых грунтов. Например, на Ямале происходили случаи, когда построенный многоквартирный дом уже через несколько лет давал трещины и признавался аварийным.
Конечно, важно упреждать риски, поэтому не обойтись без эмпирической базы. Напомним, летом 2024 года постановлением правительства РФ запущен государственный мониторинг состояния многолетней мерзлоты. Документом предусмотрено проведение долгосрочных наблюдений за процессами, происходящими в грунтах, а также анализа, оценки и прогнозирования их состояния.
В основе системы – фоновый мониторинг в районах многолетней мерзлоты, организация которого возложена на Росгидромет. На сегодняшний момент под эгидой ведомства действуют 78 пунктов наблюдения в 12 российских регионах. «В данном случае измеряем два параметра: глубину промерзания и температуру как таковую», – рассказала и.о. начальника управления в области метеорологии и климатических изменений Минприроды РФ Наталья Соловьева.
В декабре 2024 года в опытную эксплуатацию введена информационная система, которая занимается хранением и обработкой данных о состоянии вечной мерзлоты. Со следующего года, после окончательной ее настройки, она будет открыта для всех пользователей.
Между тем одних возможностей Росгидромета мало. Во-первых, фоновый мониторинг осуществляется в тех местах, где нет явной антропогенной нагрузки. Кроме того, сегодня сказывается дефицит бюджетных средств. По словам Натальи Соловьевой, в этом году предполагалось почти вдвое увеличить число пунктов наблюдения, но пока не определен источник финансирования.
Плотность исследовательской базы недостаточна, вторят эксперты. Фактически вся Аляска в термометрических скважинах, тогда как в России они встречаются эпизодически, обращает внимание руководитель проектов по разработке цифровых продуктов направления «Цифровая трансформация и устойчивое развитие» ФАНУ «Востокгосплан» Сергей Долгачев.
Для максимально объективной картины в регионах предлагают распространять результаты геотехнического мониторинга, который проводят компании, работающие в районах Севера. Соответствующую инициативу, в частности, выдвигал парламент Якутии. Как поясняли в Госсобрании республики (Ил Тумэн), предложение обусловлено тем, что для получения полной информации о вечномерзлых грунтах необходимо учитывать их состояние при эксплуатации различных инженерных сооружений.
За счет получаемых от разных источников сведений возможно разрабатывать адаптивные модели, которые на основе математических алгоритмов и больших данных помогут прогнозировать дальнейшие изменения мерзлоты. Все это позволит обеспечить надежность действующих сооружений и заложить нужные решения в будущем.
Что касается самих объектов эксплуатации, то они должны делиться на несколько категорий, считает Сергей Долгачев: тем, которым, вероятно, уже помочь нельзя, которые находятся в пограничном состоянии и для них следует искать методы термостабилизации, и которые еще не требует мер реагирования, но нуждаются в мониторинге.
Сами эксплуатационники с вызовами вечной мерзлоты сталкиваются не одно десятилетие, и имеют определенный опыт как в области наблюдений, так и практического решения проблем. Например, на БАМе вызванные криогенными изменениями деформации земляного полотна негативно влияют на скорость поездов, пропускную и провозную способность, создают помехи для безопасности движения. Приходится быть во всеоружии, чтобы не допустить нештатных случаев. Силами дистанций пути осуществляется визуальный осмотр рельсовой колеи, организованы поездки путеизмерительных вагонов, собственные исследования проводит Тындинская мерзлотная станция РЖД.
В рамках программы модернизации Восточного полигона еще на этапе проектирования закладываются дополнительные мероприятия. Так, при укладке железнодорожного пути на откосах возводится из фракционного камня т.н. охлаждающая наброска, которая должна способствовать сохранению вечной мерзлоты в основании насыпи, предотвращать оттаивание грунта и тем самым стабилизировать земполотно под рельсами.
Сохранение неизменной температуры пород – одно из основных условий для обеспечения устойчивости грунтов, надежности и долговечности воздвигнутых на них сооружений, соглашаются в «Газпром нефти». В настоящее время используются системы термостабилизации, теплозащитные конструкции для скважин и другие методы.
В 2024 году компания открыла центр обустройства и эксплуатации месторождений в криолитозоне (верхняя часть земной коры с отрицательными среднегодовыми температурами), который систематизирует современные подходы к проектированию, строительству и содержанию промышленных объектов на Крайнем Севере. За грунтами под строениями и установками, инженерными системами и скважинами ведется регулярное наблюдение. Этот контроль начинается на этапе строительства и продолжается при эксплуатации инфраструктуры, ранее отмечал генеральный директор «Газпромнефть-Развития» Владимир Крупеников.
О консолидации данных фонового мониторинга с геотехническим говорится часто, но как это можно интегрировать, вопрос дискуссионный. «Каждое здание обеспечить геотехническим мониторингом не реально и экономически не целесообразно. С другой стороны, нам нужны объективные данные по территориям, – говорит замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Сергей Музыченко. – Как это сделать, просто взять данные коммерческих компаний, которые есть, а кто будет отвечать за верификацию этих данных? Мы должны понимать, что те сведения, которые передает любая, будь то государственная либо коммерческая структура, верифицированы. Чтобы, заложив в прогноз, который на многие годы ляжет в картографирование для строителей, муниципалитетов, развивающих свою территорию, это были объективные данные».
При этом алгоритмов сбора сведений от разных участников наблюдений за мерзлотой на сегодня нет, констатирует замглавы Минстроя, хотя в Минприроды заявляют о готовности разработать порядок информационного взаимодействия. «Росгидромет готов рассмотреть вопрос интеграции дополнительных данных о температуре, глубине промерзания грунтов, собираемых в районах геотехнического мониторинга, в информационную систему фонового мониторинга. Но должно быть единство параметров измерений», – подчеркнула Наталья Соловьева.
Еще один чувствительный момент – в каком объеме компании готовы предоставлять данные для единой системы информирования. Как рассказала Мария Атамас, замдиректора департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО (автономный округ на сегодняшний день является достаточно продвинутым российским регионом, где осуществляется подобного рода взаимодействие местной администрации с бизнесом), представители ТЭК не стремятся широко обнародовать результаты своих наблюдений.
«Потому что они расположены по большей части в антропогенно нарушенной среде, и для нашей системы это имеет мало ценности, а плюс они еще находятся в другой системе координат с целью соблюдения промышленной безопасности объектов. И ключевой вопрос – [все данные] не могут быть выложены в публичную плоскость, поэтому компании очень осторожно относятся к такому сотрудничеству», – объяснила чиновник.
Тем не менее экспертное сообщество выступает за появление единой системы геотехнического мониторинга вечномерзлых грунтов. Наличие у компаний собственных данных о мерзлоте – своего рода конкурентное преимущество бизнеса, работающего в сложных климатических условиях, отмечает Сергей Долгачев. Это следует понимать, мотивируя их на подобное сотрудничество.
В этом плане возможно наладить работу на основе государственно-частного партнерства с госкомпаниями, чьи объекты расположены в зоне вечной мерзлоты, говорит председатель правления фонда «Ресурсный центр Арктики» Олег Волков. Кроме того, есть IT-разработчики, которые обещают создать соответствующее платформенное решение. С потенциальными участниками проекта, в том числе с РЖД и «Газпромом», прорабатываются вопросы безопасности относительно предоставления данных.
«Секретность информации, которую имеют госкорпорации, очень преувеличена. Пусть они держат информацию, какую хотят, мы на нее не претендуем. Наши системы геотехнического мониторинга должны принимать данные, являющиеся критически важными для инфраструктуры. Если создаем ядро, то правила игры должны быть понятны всем и госкомпаниям тоже», – убежден директор учебно-консультационного центра ГО и ЧС «Базис» Олег Волков.
Характер взаимоотношений по обмену данными мониторинга предполагается отразить в новом федеральном законе «О многолетней (вечной) мерзлоте». Пока что прорабатывается его концепция, с которой начинают знакомиться профильные ведомства.
По словам Сергея Долгачева, работа над законопроектом идет не столь быстро. Прежде казалось, что можно взять за основу соответствующие законы таких регионов, как Якутия и ЯНАО, но анализ показал, что работают они не очень хорошо. Кроме того, существует немалое число СНиПов и ГОСТов, определяющих условия для строительства и эксплуатации зданий, что требует логической увязки. «Здесь, наверное, нужно более системную работу дальше проводить», – резюмировал представитель ФАНУ «Востокгосплан».
Сегодня необходимо определить федеральный орган исполнительной власти, который возьмет на себя активную роль по разработке закона о мерзлоте и единой системы геотехнического мониторинга, полагает председатель правления фонда «Ресурсный центр Арктики». «Мы получили письма от Минстроя, Минприроды и Минвостокразвития, что все готовы участвовать в создании, но никто из данных ФОИВов на себя ведущую функцию не готов взять. Все говорят, это не наше, но мы готовы участвовать», – заявил Олег Волков.