Как слабовидящий дзюдоист из Хабаровска побеждает себя и соперников
Между Виктором Руденко и спортивным пьедесталом было много барьеров — в детстве заниматься единоборствами ему запрещали врачи, затем взрослому и почти ничего не видящему Виктору приходилось выходить на борцовский ковёр с теми, у кого зрение есть. Через запреты, несправедливость и неуместные на ковре эмоции Виктор пришёл к призам на чемпионатах Европы, победах на международных и российских соревнованиях.
Борьба за самоуважение
У мальчика Вити Руденко с раннего детства плохое зрение — он носит очки и терпит насмешки одноклассников. Нет, не терпит: хотя драться не умеет, ему постоянно приходится стоять за себя, отвечая на придирки. Это его первые единоборства в школьных коридорах.
Однако есть те, кому всё равно на Витино зрение — друзья, которые после школы ходят на тренировки по греко-римской борьбе. И однажды они позовут Витю с собой. Он пойдёт.
Борьба за возможность заниматься любимым делом
Родители не одобряют увлечение сына. Врачи запрещают Вите заниматься единоборствами — говорят, что плохое зрение может исчезнуть совсем. Родители слушают врачей, но Витя не слушает никого. Говорит маме, что пошёл гулять. Сам идёт на тренировку. Говорит, что пошёл в гости. Сам идёт на тренировку. А потом — пора ехать на соревнования.
«Один раз мама была на соревнованиях, посмотрела. А я там проиграл, меня сильно побили — мне было 13 лет. Сказала, что больше никогда не пойдёт. И больше мама не смотрела мои соревнования ни разу», — рассказывает Виктор.
Видеть Виктор действительно стал хуже — повлиял ли на это спорт неизвестно. Сейчас у него остаточное зрение: он частично видит силуэты, может отличить чёрное от белого. И так с 22 лет.
«В пространстве я достаточно быстро ориентируюсь. У меня сегодня множество переездов — они мне посильны. Конечно, в больших местах, в торговых комплексах, или в аэропорту Шереметьево мне уже будет очень тяжело одному передвигаться. Ещё иногда бывает выхожу из такси и не понимаю, где мы остановились. Иногда даже звоню людям по видеосвязи, чтобы понять, где нахожусь», — делится Виктор.
Виктор не слишком расстраивается, когда понимает, что зрение ушло окончательно. И когда подростком проигрывает свои первые соревнования, не переживает тоже. Он уверен, что выиграет следующие, потому что продолжит тренироваться. И он выигрывает. А потом выигрывает ещё. Становится лучшим в Хабаровском крае среди обычных спортсменов.
«Мне видимо хотелось доказать, что я, человек со слабым зрением, могу выигрывать у полностью здорового человека», — рассуждает Виктор.
Борьба за общение
О том, что существует спорт слепых (и слабовидящих) Виктор Руденко узнаёт, учась в Кисловодске на массажиста — туда его отправили родители получать образование на факультете для слабовидящих студентов. Оказавшись в незнакомом городе в одиночестве, Виктор идёт в спортзал: и там находит и друзей, и общение.
Когда молодой человек заканчивает обучение, знакомый из спортзала приглашает его на тренировку по дзюдо для слепых. Для Виктора открывается новый мир — прежде он тренировался только среди здоровых спортсменов. Через две недели он едет на чемпионат России по дзюдо среди слепых. И занимает третье место.
Закончив учёбу в колледже, Виктор возвращается в Хабаровск: с дипломом, третьим местом чемпионата России по дзюдо, и восстанавливается в педагогическом университете, где начинал учиться до уезда. Там же ему рекомендуют заниматься дзюдо с Халиковым Романом Рияновичем. Однако Виктор, хотя не отвергает предложение, но решает, что тренироваться ему не нужно — он и так без подготовки уже стал третьим в стране. Молодой человек занимается греко-римской борьбой, предпочитая любимую атмосферу и друзей перспективам.
Через некоторое время ему предлагают выступить на чемпионате России по дзюдо среди слепых. Он соглашается.
«Я думал, что я еду бороться с инвалидами, грубо говоря. Что они мне сделают вообще? У меня настолько была такая уверенность сильно, что я выиграю. Я в этом не сомневался даже. И два года продолжал халатно относится к тренировкам по дзюдо», — делится Виктор.
В 2009 году Виктор Руденко проигрывает чемпионат России по дзюдо слепых.
Борьба за победу
«Я переосмыслил все свои амбиции. Ни в коем случае нельзя себя выше ставить этих ребят. Я сам такой же слабовидящий, они такие же слабовидящие. И я должен быть с ними наравне», — резюмирует Виктор Руденко.
Спортсмен приступает к тренировкам по дзюдо с Романом Халиковым. Одновременно он учится в университете и работает массажистом. Каждый день выходит из дома в 7 утра на тренировку, затем учёба, после — работа, и вечером снова в зал. В таком режиме Виктор живёт пять лет.
«В дисциплине кроется весь успех. Если будешь соблюдать дисциплину, то может и получится что-то. Это не фитнес. Там прошёл по беговой дорожке и пошел в душ. Здесь — очень сильные комплексы с большими весами», — рассказывает Виктор.
Даже после больших нагрузок и многочасовых тренировок — каждый выход на ковёр сопровождается волнением. Волнение, как считают спортсмены, порождает сомнения. Чтобы побеждать чаще — Виктору необходимо справится с эмоциями.
«На тебя смотрят, ты во внимании, ты в центре ковра борешься — с этими страхами надо было бороться. И надо было как-то их отгонять их от себя: вообще всё равно, кто что скажет и кто что подумает. Я делаю свою работу и всё. Я выиграю или проиграю — это уже мне с этим жить. Люди про это уже не будут думать», — рассказывает Виктор
Тренер предлагает Виктору увеличить количество соревнований. Это можно сделать, только начав участвовать в чемпионатах для зрячих.
Ступая на ковёр перед соперниками с хорошим зрением, Виктор оказывается в слабой позиции. С одной стороны, дзюдо — контактная борьба: и противнику, и Виктору нужен захват, чтобы победить, с другой — зрение даёт важное преимущество в скорости.
«Меня они видят, они могут подбежать, резко взять захват, бросить. Так много раз делали. И так я и проигрывал. Но я знал, что так будет. Я к этому был готов. И тренировался и делал свою работу. И когда я не успевал, то проигрывал. Но если я успевал, то уже старался шансов не оставлять ему на вторую попытку», — рассказывает Виктор Руденко.
Виктору приходиться отрабатывать всё до мелочей: вместе с тренером подсчитывает даже шаги — сколько нужно пройти до соперника. Вместе с товарищем накануне соревнований отсматривают все бои тех, с кем наутро нужно встать в спарринг. Приятель до мелочей описывает характер захвата, движение ног, стойку, повороты, в какую сторону предпочитает двигается противник, делая бросок. Если у Виктора не получается представить бой в голове, тогда они встают в спарринг и имитируют схватку.
Сборная страны
После усилий, прилагаемых на тренировках, Виктору становится обиднее проигрывать. Однажды на международном турнире в Германии он выходит на схватку. Соперник явно опережает Виктора, у хабаровчанина ничего не выходит. Оказавшись снизу после броска, Виктор не выдерживает и от безысходности начинает бить противника.
«Меня, конечно, сразу же дисквалифицировали с соревнований. И я понимаю, что натворил, зачем я это сделал? Я же выступал в составе сборной России, а значит, подставлял свою команду», — делится Виктор Руденко.
Это был последний раз, когда спортсмен проявил эмоции на ковре. Виктор понимает, что справиться с огромной конкуренцией на соревнованиях мирового уровня — чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх, можно только с выдержанным характером. Соревнования становятся для него экзаменом. Он часами тренируется в зале, а на турнире смотрит к чему приводят усилия — к поражению или победе. Если проигрывает, анализирует ошибки, дорабатывает технику вместе с тренером и командой.
«Главный мой результат на сегодня, что я до сих пор в сборной России — для меня это очень почётно. Я участвовал в двух Олимпиадах, и это самая высшая точка в спорте, которую каждый начинающий спортсмен, мечтает достичь. Но даётся это не всем», — говорит Виктор Руденко.
Сейчас Виктор выступает на соревнованиях по дзюдо слепых и самбо слепых. В июле он очередной раз стал чемпионом России по самбо слепых.
Борьба за право жить как все
Виктора Руденко на интервью привозит друг. В конце разговора он уезжает тоже с приятелем. Спорт подарил ему друзей, единомышленников и комфортную среду. Он знает, кому позвонить в каждом из городов, куда приезжает на соревнования. И даже если это новое для него место, Виктор всегда знает куда пойти.
«Спорт для человека с ограниченными возможностями — это реабилитация и путь в полноценную жизнь. Спорт дает очень расширенные кругозор. Много друзей из разных городов и стран, путешествия, самореализация и достижения. Это твой мир, твои круг: и эти круги не маленькие, они огромные. Я в любой город в России приеду, я там не буду один. Я приду в зал, там будут такие же ребята, как и я. Мы все едины. Я в любую другую страну приеду и также приду в зал. Мы не будем разговаривать на одном языке, но у нас будет общее дзюдо, и мы друг друга поймём», — делится Виктор Руденко.
Яна КоробицынаПарализованный Дмитрий Сычёв управляет инвалидной коляской с помощью подбородка. Чтобы не ездить на Запад России в реабилитационные центры, он открыл свой собственный в Хабаровске. Первый в своём роде для тяжелобольных пациентов после черепно-мозговых травм, инсультов и травм позвоночника.
Стремиться к высшим достижениям Дмитрия Сычёва научило небо — 18 лет он строил самолёты. Родился и жил Дмитрий в Комсомольске-на-Амуре, работал на авиационном заводе. Пришёл на предприятие учеником монтажника, доработал до мастера в цехе сборке самолётов военного назначения, затем перешёл на проект «Sukhoi Superjet 100» в отдел управления производством, строил планы на будущее, а потом настал день, поделивший жизнь на «до» и «после» — суббота 27 июня 2020-го.
Выходной выдался солнечным, в самый раз для отдыха на берегу реки. Компания друзей отправилась на песчаную косу. Сразу бросились купаться и нырять возле лодок — было глубоко. Уже собрались было домой, и Дмитрий решил окунуться напоследок — прыгнул, но к несчастью, рядом с глубиной было мелководье — удар, потеря сознания, паралич. На берег его вынесли уже на руках.
Лёжа на больничной кровати, Дмитрий вспоминал любимую работу, спортивные хобби, активный отдых с женой и двумя маленькими дочерями. Диагноз: перелом четвёртого позвонка: не двигались руки и ноги, работала только голова. Это был разгар пандемии коронавируса. Из-за ограничительных мер в палату реанимации не допускали реабилитологов и инструкторов ЛФК. Он уверен, что отсрочка в 4,5 месяца повлияла на дальнейшую возможность эффективно реабилитироваться.
«Даже спортсмен, получивший травму, сразу приступает к разминке мышц, реабилитации — чтобы скорее восстановиться, — говорит Дмитрий. — А при такой тяжёлой травме необходимо было приступать к реабилитации незамедлительно после операции: хотя бы к суставной гимнастике в кровати. Так как у меня были парализованы руки и ноги — надо было налаживать связь между мозгом и телом».
Уже оказавшись дома, Дмитрий начал искать возможности для восстановления. И обнаружил, что ни одно учреждение ни Хабаровского края, ни даже Дальнего Востока не готово принять пациента в таком состоянии как он. В одних — не было условий проживания, в других — некому было помочь пересаживать человека в лежачем состоянии. Тогда семья Дмитрия приняла решение лететь на Запад страны.
В реабилитационных центрах он проводил по несколько месяцев подряд. Оплачивать длительное лечение и частные центры помогал завод, которому инженер отдал почти двадцать лет труда.
Рекламу московского центра «Нейрофит» родственники нашли в интернете.
«Это был первый реабилитационный центр, где я получил первую своего рода квалифицированную грамотную помощь. Через 2,5 месяца тренировок, я стал крепче, чем когда приехал. Там я сменил коляску: приехал туда почти лежачим, а после тренировок в центре я уже смог сидеть», — вспоминает комсомольчанин.
Идея открыть филиал на Дальнем Востоке возникла сразу. В регионе такого рода учреждений нет, а дорога к московскому филиалу «Нейрофита» из Комсомольска занимала для Дмитрия около суток — сначала надо преодолеть 400 километров до Хабаровска, затем 8-часовой перелёт — это и для здорового испытание. Очень быстро идея превратилась в цель, а страх перед препятствиями отступил, когда появился план действий.
«Страх порождает сомнения. Не надо сомневаться, надо делать. Надо ставить маленькие цели и выполнять их изо дня в день. Причём не надо сразу грандиозных целей: я хочу открыть центр. Готовим бизнес-план, потом формулируем цели, и затем как лесенка выстраивается: от действия к действию идём к заветной мечте», — рассказывает Дмитрий.
Инженерное мышление помогло одновременно видеть большую цель и разложить путь к ней на задачи и шаги по их выполнению. Сложности были везде: хотя Дмитрий уже сидел, передвигаться самостоятельно ему было сложно. А дел было невпроворот: найти подходящее помещение, решить вопросы со строителями, оформить бизнес. В итоге — в конце 2023 года в Хабаровске открылся реабилитационный центр «Нейрофит» для тяжёлых больных. Почти сразу он заполнился пациентами — людьми после инсульта, черепно-мозговых травм и с такими же, как у хозяина учреждения, травмами позвоночника.
Центр «Нейрофит» в Хабаровске — стал четвёртым филиалом сети (первые три — в Москве, Краснодаре и Астане). Несмотря на расстояния сюда приезжают пациенты со всего Дальнего Востока и даже Запада страны. Жители Москвы, не желая ждать полугодовой очереди в столичном филиале, тоже прилетают на реабилитацию в Хабаровск.
Центр занимает двухэтажное здание, оборудованное лифтом. На первом — тренажёрный зал и массажный кабинет, на втором — жилые помещения, где пациенты из других городов могут жить вместе с сопровождающими или самостоятельно. Жить там могут семеро, но одновременно тренировки и процедуры могут получать 12 человек. В тренерском составе пока только два специалиста — оба прошли обучение методу работы на тренажёрах собственной разработки в столичном филиале.
«Наш центр помогает. Авторские тренажеры и методика восстановления дают результаты в плане укрепления. И пациенты, которые приходят сюда действительно ощущают себя лучше, крепче. Меняется техника ходьбы, меняется физическое состояние пациента. Некоторые пациенты после инсульта, уходя от нас, полностью отказываются от ходунков и от трости».
В региональный центр Дмитрий переехал вместе с мамой — она помогает ему в ведении бизнеса и бытовых вопросах. Как и дома в Комсомольске, он почти сразу настроил голосовые помощники, чтобы хотя бы частично восстановить автономность. От звука его голоса включаются телевизор, чайник и пылесос.
Маленькая комнатка на первом этаже — это и спальня, и кабинет, теперь уже директора, Дмитрия Сычёва. Здесь он занимается всем — от оформления поставок воды до дизайна рекламных объявлений. Всё делает с помощью планшета, закреплённого на коляске, и стилуса, зажатого в зубах.
Сам Дмитрий регулярно занимается в построенном им центре: не меньше двух часов в день работает над укреплением мышц на тренажёрах.
«Не стоит отчаиваться. Я своим примером хотел бы показать, что всё в жизни возможно. Можно прийти к цели, неважно, в каком ты находишься состоянии. Была бы цель и стремление идти к ней. Надо просто поставить себе чёткие рамки, и двигаться к желанному результату».
– Татьяна, знаю, что в спортзал вы пришли после плавания. Чем вы занимались до нынешней спортивной карьеры?
– Я родилась в Чите, в 9 лет пришла плавать и до 16 лет занималась чистым плаванием. Причём мои родители были против того, чтобы я плавала. Вообще в бассейне я оказалась в шесть лет, но это было пару раз. Уже в школе к нам в класс пришли из секции – раньше ходили по школам и очень хорошо мотивировали, прямо приходили и агитировали в классах идти на какой-то вид спорта, часто записывался сразу весь класс. Но родители твердили: «Плавать ты не пойдёшь. Занимайся лёгкой атлетикой, танцами, пением», – и всё. Я не понимала почему.
Я туда, сюда сходила – всё не моё. Уговаривала маму, а время шло. В 9 лет приходить в плавание очень поздно, начинать надо в 6-7 лет. Но я тайно взяла мамин раздельный купальник, ушила его и пошла в бассейн. Прихожу к тренеру, а там на стенах висят фотографии ребят-чемпионов. «Я тоже здесь буду висеть», - подумала я тогда. Тренер меня поспрашивала и сказала, что уже поздно и она меня не возьмёт. Я ей сказала, что не уйду из бассейна, пока она меня не возьмёт тренировать. И она меня взяла. И только через много лет она мне рассказала, что взяла меня только потому, что тогда, при первой встрече, увидела мой напористый характер.
Подарила мне спортивный купальник, чтобы я тренировалась. Я после тренировок забегала к подруге и сушила его. Мама, когда узнала про это, ругалась, но я сказала, что из бассейна не уйду.
В 16 начала заниматься подводным ориентированием – на ногах большая моноласта из стеклотекстолита, впереди баллон со сжатым воздухом, на котором – глубиномер, компас и прибор для измерения метража.
Это очень интересный вид спорта: сначала происходит геодезия на берегу: снимают ориентиры по градусам, по метрам, потом ты это всё записываешь простым карандашом на компас, прикручиваешь к своему оборудованию и плывёшь. Глубина должна быть небольшая, полтора-два метра от поверхности.
Я была кандидатом в сборную РСФСР. Раньше, чтобы попасть сборную СССР, надо было оказаться в сборной России.
Сейчас подводного спортивного ориентирования в Забайкалье нет, потому что, когда наступили 1991-1992 годы, спорт перестали финансировать. На последних соревнованиях мы уже часть расходов на дорогу оплачивали сами, и тренеры решили продать всё оборудование. Так моя карьера в подводном спортивном ориентировании оборвалась.
– А что потом?
– У меня после ухода из спортивного ориентирования появились дети, а чтобы их кормить позже появился бизнес. При этом я пыталась заниматься: ходила то на шейпинг, то на аэробику, но это все не мое. Я считаю, что после 30 лет вообще нельзя на групповые занятия ходить. Это же прыжки, интенсив, кардионагрузки – можно спокойно повредить и связку, и мышцу, тренер за тобой не смотрит, он смотрит за группой.
– Каким бизнесом вы занимались?
– Девяностые годы, все торговали. У меня родился первенец, нечем было накормить, нечего было надеть. Я заняла деньги и поехала в Москву. Москва нас ненавидела, нас называли челноками, а здесь, в Чите, на рынке были бандиты. Но даже так приходилось работать, поэтому я в жизни прошла огонь, воду и медные трубы. Двадцать лет торговала, и десять из них на рынке в разное время года, в любую погоду. Тогда в моей жизни спорту не было места, но, когда приглашали выступить – я всегда отзывалась.
Сейчас я почему-то не хожу на рынок, меня туда не тянет.
– Вы авантюристка?
– Когда поступает какое-то предложение, я начинаю думать. В себе я всё время прорабатываю мысль, что надо сразу принимать решение. Но в детстве я маялась, мучилась, потому что всё хотела, но боялась покинуть зону комфорта.
– Существует мнение, что девушка серьезно занимается спортом до замужества и особенно до родов. А как у вас было? Как коррелировались личная жизнь и карьера, можно ли их миксовать?
– Не просто можно, а нужно! Чтобы в семье сохранить добрые, слаженные отношения и с детьми, и с мужем, нужно заниматься спортом, потому что голова думает по-другому, мысли всегда светлые, никаких депрессий, уныний, упадка нет. Сходил на тренировку - и уже иначе думаешь, расставляешь приоритеты.
– Как так получилось, что двое детей из трех, два старших сына, начали серьезно заниматься спортом?
У меня старший сын, Кирилл, родился гиперактивным. Ему нужно было уделять очень много внимания, а в 90-е годы были постоянные разъезды. Я отвела его на гимнастику, он окончил художественную школу, греко-римской борьбой занимался и другими видами спорта. Всех своих детей я научила плавать, потому что это для каждого из них жизненно важно. Многие люди боятся, когда находятся в воде, а в основном ведь тонут из-за страха.
В результате Кирилл в 16 лет сам выбрал «свой» вид спорта, начал заниматься именно пауэрлифтингом – троеборьем со штангой, а бодибилдинге тогда и разговоров не было, это пришло позже.
Второй сын, Владимир, у меня биатлонист, хорошо бегает на любые дистанции, но спортивной карьерой не занимается.
Дочке 14 лет, она у меня более творческий, чем братья, человек: учит китайский и английский языки, недавно пошла играть на гитаре. Ей это так зашло! А мне очень понравилось, что ей нравится музыка нашей молодости: Цой, ДДТ. Слушает, играет, поёт. На плавание я ее увела в 5 лет, в фитнес-зал она пока не хочет ходить.
– И вот сейчас вы – чемпион Забайкалья, вице-чемпион России, успешно выступаете на мировом первенстве по бодибилдингу. Как?!!
– Когда ставишь цель – препятствий нет, появляются все инструменты помощи и физические, и материальные, без зависти и без зацикленности, на положительных эмоциях, когда в радость все действия.
Конкретно в моем виде спорта нет преград и ограничений по возрасту, чем и привлекателен бодибилдинг: тело и организм не имеет границ, если с ним правильно и заботливо обращаться.
– Какие ваши победы сделали ваш 2023 год?
– У меня были не очень удачные весенние старты. Хотя как раз после бронзы на мире у меня была просто офигенная форма. Вице-чемпионство на России осенью. Пожалуй, вот эти победы и сделали мой год. Кстати, в 2021 году подготовилась и на ступеньку ближе была к чемпионству на мире – взяла серебро, а потом было и второе место на России.
Сейчас у меня стоит задача стать первой, занять первое место. Я добиваюсь того, чтобы судейская панель увидела, рассмотрела меня. В этом году арбитры выбрали просто больших, мышечно-объемных девочек. Но я всегда считаю так: если чего-то хочешь добиться - построй план и шагай. Шагай, работай и верь в себя.
– После выступления на соревнованиях вы кому первому звоните?
– Маме. Потом пишу в общий чат своим клиентам. Дочке могу позвонить.
– Что бы вы сказали той Татьяне Парфеновой, которая была 10 лет назад? От чего бы предостерегли? Что бы, наоборот, посоветовали?
– Я бы сказала той Тане: «Люби себя больше, делай то, что тебе нравится, занимайся тем, от чего ты кайфуешь, никого не слушай, кроме своего сердца».
Социальный добровольческий проект «Благое дело», основанный во Владивостоке Геннадием Антроповым, отмечает свой первый серьезный юбилей – 10 лет. Он не угасает, а работает и развивается, становится известным не только в Приморье, а в стране и даже за границей, благодаря энтузиазму и искренней любви людей, которые посвящают ему свое время и отдают силы. Что такое настоящее добровольчество, кому и почему нужен проект «Благое дело», его участники рассказали EastRussia.
Между Виктором Руденко и спортивным пьедесталом было много барьеров — в детстве заниматься единоборствами ему запрещали врачи, затем взрослому и почти ничего не видящему Виктору приходилось выходить на борцовский ковёр с теми, у кого зрение есть. Через запреты, несправедливость и неуместные на ковре эмоции Виктор пришёл к призам на чемпионатах Европы, победах на международных и российских соревнованиях.
Борьба за самоуважение
У мальчика Вити Руденко с раннего детства плохое зрение — он носит очки и терпит насмешки одноклассников. Нет, не терпит: хотя драться не умеет, ему постоянно приходится стоять за себя, отвечая на придирки. Это его первые единоборства в школьных коридорах.
Однако есть те, кому всё равно на Витино зрение — друзья, которые после школы ходят на тренировки по греко-римской борьбе. И однажды они позовут Витю с собой. Он пойдёт.
Борьба за возможность заниматься любимым делом
Родители не одобряют увлечение сына. Врачи запрещают Вите заниматься единоборствами — говорят, что плохое зрение может исчезнуть совсем. Родители слушают врачей, но Витя не слушает никого. Говорит маме, что пошёл гулять. Сам идёт на тренировку. Говорит, что пошёл в гости. Сам идёт на тренировку. А потом — пора ехать на соревнования.
«Один раз мама была на соревнованиях, посмотрела. А я там проиграл, меня сильно побили — мне было 13 лет. Сказала, что больше никогда не пойдёт. И больше мама не смотрела мои соревнования ни разу», — рассказывает Виктор.
Видеть Виктор действительно стал хуже — повлиял ли на это спорт неизвестно. Сейчас у него остаточное зрение: он частично видит силуэты, может отличить чёрное от белого. И так с 22 лет.
«В пространстве я достаточно быстро ориентируюсь. У меня сегодня множество переездов — они мне посильны. Конечно, в больших местах, в торговых комплексах, или в аэропорту Шереметьево мне уже будет очень тяжело одному передвигаться. Ещё иногда бывает выхожу из такси и не понимаю, где мы остановились. Иногда даже звоню людям по видеосвязи, чтобы понять, где нахожусь», — делится Виктор.
Виктор не слишком расстраивается, когда понимает, что зрение ушло окончательно. И когда подростком проигрывает свои первые соревнования, не переживает тоже. Он уверен, что выиграет следующие, потому что продолжит тренироваться. И он выигрывает. А потом выигрывает ещё. Становится лучшим в Хабаровском крае среди обычных спортсменов.
«Мне видимо хотелось доказать, что я, человек со слабым зрением, могу выигрывать у полностью здорового человека», — рассуждает Виктор.
Борьба за общение
О том, что существует спорт слепых (и слабовидящих) Виктор Руденко узнаёт, учась в Кисловодске на массажиста — туда его отправили родители получать образование на факультете для слабовидящих студентов. Оказавшись в незнакомом городе в одиночестве, Виктор идёт в спортзал: и там находит и друзей, и общение.
Когда молодой человек заканчивает обучение, знакомый из спортзала приглашает его на тренировку по дзюдо для слепых. Для Виктора открывается новый мир — прежде он тренировался только среди здоровых спортсменов. Через две недели он едет на чемпионат России по дзюдо среди слепых. И занимает третье место.
Закончив учёбу в колледже, Виктор возвращается в Хабаровск: с дипломом, третьим местом чемпионата России по дзюдо, и восстанавливается в педагогическом университете, где начинал учиться до уезда. Там же ему рекомендуют заниматься дзюдо с Халиковым Романом Рияновичем. Однако Виктор, хотя не отвергает предложение, но решает, что тренироваться ему не нужно — он и так без подготовки уже стал третьим в стране. Молодой человек занимается греко-римской борьбой, предпочитая любимую атмосферу и друзей перспективам.
Через некоторое время ему предлагают выступить на чемпионате России по дзюдо среди слепых. Он соглашается.
«Я думал, что я еду бороться с инвалидами, грубо говоря. Что они мне сделают вообще? У меня настолько была такая уверенность сильно, что я выиграю. Я в этом не сомневался даже. И два года продолжал халатно относится к тренировкам по дзюдо», — делится Виктор.
В 2009 году Виктор Руденко проигрывает чемпионат России по дзюдо слепых.
Борьба за победу
«Я переосмыслил все свои амбиции. Ни в коем случае нельзя себя выше ставить этих ребят. Я сам такой же слабовидящий, они такие же слабовидящие. И я должен быть с ними наравне», — резюмирует Виктор Руденко.
Спортсмен приступает к тренировкам по дзюдо с Романом Халиковым. Одновременно он учится в университете и работает массажистом. Каждый день выходит из дома в 7 утра на тренировку, затем учёба, после — работа, и вечером снова в зал. В таком режиме Виктор живёт пять лет.
«В дисциплине кроется весь успех. Если будешь соблюдать дисциплину, то может и получится что-то. Это не фитнес. Там прошёл по беговой дорожке и пошел в душ. Здесь — очень сильные комплексы с большими весами», — рассказывает Виктор.
Даже после больших нагрузок и многочасовых тренировок — каждый выход на ковёр сопровождается волнением. Волнение, как считают спортсмены, порождает сомнения. Чтобы побеждать чаще — Виктору необходимо справится с эмоциями.
«На тебя смотрят, ты во внимании, ты в центре ковра борешься — с этими страхами надо было бороться. И надо было как-то их отгонять их от себя: вообще всё равно, кто что скажет и кто что подумает. Я делаю свою работу и всё. Я выиграю или проиграю — это уже мне с этим жить. Люди про это уже не будут думать», — рассказывает Виктор
Тренер предлагает Виктору увеличить количество соревнований. Это можно сделать, только начав участвовать в чемпионатах для зрячих.
Ступая на ковёр перед соперниками с хорошим зрением, Виктор оказывается в слабой позиции. С одной стороны, дзюдо — контактная борьба: и противнику, и Виктору нужен захват, чтобы победить, с другой — зрение даёт важное преимущество в скорости.
«Меня они видят, они могут подбежать, резко взять захват, бросить. Так много раз делали. И так я и проигрывал. Но я знал, что так будет. Я к этому был готов. И тренировался и делал свою работу. И когда я не успевал, то проигрывал. Но если я успевал, то уже старался шансов не оставлять ему на вторую попытку», — рассказывает Виктор Руденко.
Виктору приходиться отрабатывать всё до мелочей: вместе с тренером подсчитывает даже шаги — сколько нужно пройти до соперника. Вместе с товарищем накануне соревнований отсматривают все бои тех, с кем наутро нужно встать в спарринг. Приятель до мелочей описывает характер захвата, движение ног, стойку, повороты, в какую сторону предпочитает двигается противник, делая бросок. Если у Виктора не получается представить бой в голове, тогда они встают в спарринг и имитируют схватку.
Сборная страны
После усилий, прилагаемых на тренировках, Виктору становится обиднее проигрывать. Однажды на международном турнире в Германии он выходит на схватку. Соперник явно опережает Виктора, у хабаровчанина ничего не выходит. Оказавшись снизу после броска, Виктор не выдерживает и от безысходности начинает бить противника.
«Меня, конечно, сразу же дисквалифицировали с соревнований. И я понимаю, что натворил, зачем я это сделал? Я же выступал в составе сборной России, а значит, подставлял свою команду», — делится Виктор Руденко.
Это был последний раз, когда спортсмен проявил эмоции на ковре. Виктор понимает, что справиться с огромной конкуренцией на соревнованиях мирового уровня — чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх, можно только с выдержанным характером. Соревнования становятся для него экзаменом. Он часами тренируется в зале, а на турнире смотрит к чему приводят усилия — к поражению или победе. Если проигрывает, анализирует ошибки, дорабатывает технику вместе с тренером и командой.
«Главный мой результат на сегодня, что я до сих пор в сборной России — для меня это очень почётно. Я участвовал в двух Олимпиадах, и это самая высшая точка в спорте, которую каждый начинающий спортсмен, мечтает достичь. Но даётся это не всем», — говорит Виктор Руденко.
Сейчас Виктор выступает на соревнованиях по дзюдо слепых и самбо слепых. В июле он очередной раз стал чемпионом России по самбо слепых.
Борьба за право жить как все
Виктора Руденко на интервью привозит друг. В конце разговора он уезжает тоже с приятелем. Спорт подарил ему друзей, единомышленников и комфортную среду. Он знает, кому позвонить в каждом из городов, куда приезжает на соревнования. И даже если это новое для него место, Виктор всегда знает куда пойти.
«Спорт для человека с ограниченными возможностями — это реабилитация и путь в полноценную жизнь. Спорт дает очень расширенные кругозор. Много друзей из разных городов и стран, путешествия, самореализация и достижения. Это твой мир, твои круг: и эти круги не маленькие, они огромные. Я в любой город в России приеду, я там не буду один. Я приду в зал, там будут такие же ребята, как и я. Мы все едины. Я в любую другую страну приеду и также приду в зал. Мы не будем разговаривать на одном языке, но у нас будет общее дзюдо, и мы друг друга поймём», — делится Виктор Руденко.
По подсчетам экспертов, ввод Ленского моста в эксплуатацию не только решит сезонные проблемы с транспортным сообщением Якутии, но и принесет экономике республики дополнительно свыше четверти триллиона рублей в течение 20 лет. О том, какие уникальные технологии будут применены при строительстве моста, социальном и экономическом эффекте Ленского моста — в материале East Russia.
В октябре в Якутии начался основной этап строительства уникального моста, которого жители республики ждали с 1980-х годов. Переход позволит снять сезонную транспортную ограниченность Якутска. Сейчас 70% населения республики в период ледостава-ледохода не могут на автомобиле добраться до «большой земли»: сухопутное сообщение может отсутствовать от пяти до шести месяцев в году.
К примеру, за последние пять лет «зимник» через Лену работал с января по апрель. Для большегрузных автомобилей ситуация еще сложнее, так как срок действия переправы меньше на 1,5-2 месяца: паромы работают с конца мая по октябрь. А в межсезонье для перевозок задействуются суда на воздушной подушке.
Работы, начатые в октябре, будут вестись до самых сильных морозов, сообщили East Russia в министерстве транспорта и дорожного хозяйства региона. В настоящее время работы ведутся одновременно на обоих берегах реки. Строители занимаются устройством технологических площадок с подъездными путями, где разместятся производственные базы, оборудование, административно-бытовой комплекс и общежития для строителей.
На технологической площадке №1 завершена сборка специального зимнего комплекта бетонного завода. Это позволит обеспечить работу по выпуску бетонных смесей во время сурового холодного сезона. Точно такой же устанавливается на правом берегу. Началось бурение и бетонирование буронабивных свай (БНС). На этот год запланировано устройство до 50 БНС под эстакаду левобережной части моста.
«В пиковом значении в 2025-2026 годах будут привлечено около 1500 рабочих по различным специальностям», — рассказали в министерстве.
Фактически работы по строительству моста начались еще в 2021 году. Подготовлена территория строительства, переустроены инженерные сети (электроэнергия, газ, связь) под основной ход строительства мостового перехода.
По данным ведомства, предварительная общая стоимость Ленского моста составляет 129,5 млрд рублей с НДС в ценах третьего квартала 2022 года. При этом федеральное финансирование составит 59% - 65 млрд рублей. Остаток суммы планируется выделить из регионального бюджета и внебюджетных средств. Проект структурирован на основе частной концессионной инициативы. Финансовым партнёром концессии выступает Сбер.
После устройства опор в русловой части будет выполнена надвижка пролётных строений моста, собираться которые будут заранее на берегу. Технология надвижки — это один из современных методов возведения мостов, при котором монтаж пролётных строений осуществляется с берега, постепенно надвигая их на опоры с помощью специальных гидравлических домкратов.
Мост через Лену — это уникальный транспортный объект, не имеющий полного аналога в мировой практике мостостроения. Близкие по конструкции сооружения возведены во Владивостоке — через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог. Однако в условиях, подобных якутским, вантовые мосты ещё не строились. При разработке проекта учитывались специфические особенности региона: экстремально низкие зимние температуры, мощный ледоход, сильные паводки, а также сложная логистика доставки материалов на северные территории. В процессе проектирования был тщательно изучен опыт стран Азии, Европы и Америки.
Ленский мост – трёхпилонный вантовый мост, эта конструкция выбрана проектировщиками как наиболее оптимальная для климатических условий и гидрологического режима реки. Здесь будут использованы лучшие практики и технологические решения в мостостроении, некоторые из них – впервые в России. Общая протяжённость моста с автомобильными подходами составит 14,5 км, по нему смогут проезжать 5300 автомобилей в сутки.
В рамках проекта впервые в нашей стране будут применены наплавные коффердамы, рассказали в пресс-службе группы «ВИС». Использование такого типа коффердамов обусловлено сложными климатическими и гидрологическими условиями территории строительства. (Коффердам представляет собой временное сооружение, предназначенное для создания герметичного рабочего пространства. Его устанавливают прямо в воде, непосредственно в месте возведения опор моста. Это позволяет создать сухую зону, обеспечивая возможность проведения необходимых работ на дне практически любого водоема. — прим. автора).
«Летний строительный сезон в Якутске длится всего около четырех месяцев, после чего наступает суровый осенний ледоход. В отличие от классических шпунтовых ограждений, наплавные коффердамы можно подготовить на берегу заранее, минимизируя работы в акватории, что критически важно в условиях ограниченного времени. Кроме того, коффердамы спроектированы таким образом, что смогут выдерживать нагрузки от ледохода, снижая риски повреждения конструкций. Производственные работы по изготовлению конструкций уже запущены», — пояснили в пресс-службе группы компаний.
В рамках создания проектной документации по Ленскому мосту проведена масштабная работа, учитывающая климатические особенности региона. Генеральным проектировщиком выступил Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург, занимавшийся разработкой крупнейших транспортных инфраструктурных объектов в России – Крымского моста, моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке и многих других.
Участие в проектировании приняли и другие ведущие институты, каждый из которых был сфокусирован на определённой области исследований. Так, Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН изучал геокриологическую ситуацию, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды занималась физическим моделированием русловых процессов, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова выполнил математическое моделирование русловых процессов, Крыловский государственный научный центр исследовал аэродинамические характеристики конструкции.
Проведённая работа позволила разработать оптимальные, а по ряду параметров – единственно возможные проектные решения, спрогнозировать изменения мерзлотных условий в период строительства и эксплуатации объекта.
Основная сложность – это климатические условия региона. Вечномерзлые грунты, сезонные перепады температур до 95 градусов, сейсмическая активность, гидрологический режим реки – это те факторы, которые были предусмотрены при проектировании. Принятая конструкция моста способна выдерживать все перечисленные условия и полностью отвечает эксплуатационным требованиям.
Ленский мост — станет одним из ключевых объектов транспортной системы всего Дальнего Востока. Этот проект позволяет логистически связать Транссиб и БАМ с богатыми минерально-сырьевыми центрами Мирнинского и Ленского районов республики, создать дополнительный выход на территории Восточной Сибири.
«По оценкам Минэкономразвития России экономический эффект от реализации проекта превысит затрачиваемые средств в 1,6 раз. Считаю, что в долгосрочной перспективе, с учетом мультипликативного эффекта от развития промышленности, логистики в якутском узле эффект будет значительно выше. Якутск станет важнейшим транспортно-логистическом хабом, где будут соединяться железная дорога, речной и авиационный транспорт», - считает гендиректор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин.
Эксперт считает, что строительство моста даст дополнительный импульс для развития судоходства по Лене в целях увязки с Северным морским путем и увеличит интенсивность доставки грузов в направлении Магадана. «В конечном итоге выходу получит и население за счет снижения цены на доставку товаров, создания новых рабочих мест и повышения их транспортной мобильности», - отметил Максим Данькин.
Эксперт «Ленского клуба», председатель Общественного совета при Министерстве транспорта России, первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок Татьяна Горовая отметила, что строительство моста через Лену позволит в первую очередь решить проблему социальной связанности территории Республики Саха для населения. По её словам, в расчете на одного пассажира экономия времени в пути за год составит в среднем 130 минут. Внушительным будет и экономический эффект: прирост валовой добавленной стоимости за 20 лет эксплуатации моста достигнет порядка 250 миллиардов рублей, что станет стимулом для развития республики.
С 1 ноября в Московском метро курсирует седьмой в истории «Дальневосточный экспресс». Пассажиры брендированного поезда знакомятся с 11 регионами Дальнего Востока – с его жителями, возможностями для образования и развития карьеры, прорывными бизнес-проектами и, конечно, природными красотами. Специально для EastRussia об истории проекта рассказала его шеф-редактор Оксана Александрова.
Чтобы запустить «Дальневосточный экспресс», нужен не только машинист. Над проектом работает большая команда: представители Минвостокразвития России, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» и всех 11 регионов Дальневосточного федерального округа. Оператором комплекса мероприятий «Дни регионов Дальнего Востока в Москве» является НО «Фонд развития социальных инициатив». Исполнителем выступает команда редакторов и дизайнеров коммуникационного агентства PressPass, которую координирует шеф-редактор Оксана Александрова – человек, который знает, как 11 регионов ДФО умещаются в 10 вагонах поезда «Русич».
«Представьте, Дальневосточный федеральный округ – это около семи млн кв. км. И наша задача – показать ключевые особенности этого макрорегиона в одном поезде, печатный макет которого занимает площадь около 400 кв. метров. Задача непростая, но интересная», – говорит Оксана Александрова.
На реализацию проекта – от наработки идей до старта состава – требуется около семи месяцев. Режим работы довольно бодрый: разработка концепций, детальная проработка структуры состава, плотная коммуникация с регионами, чтобы собрать качественную фактуру, фотоконтент и найти героев, затем – редактура и верстка. Многоуровневое согласование готового макета идет сразу в нескольких часовых поясах, а в Московском метро уже выбирают состав под оклейку.
Обычно на старте производства «Дальневосточного экспресса» разрабатываются три-четыре концепции – с авторскими рисунками, с современной графикой, с разным подходом к структуре состава. Из них выбирается лучший вариант.
«В этом году мы вдохновились речью полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева на выставке "Россия" в Москве. Он рассказал о достижениях регионов ДФО за последние десять лет, о прорывном развитии и проектах будущего. В русле этого выступления была сформирована концепция брендирования "Развитие Дальнего Востока – национальный приоритет развития России"», – рассказала Оксана Александрова.
В 2013 году Владимир Путин назвал развитие Дальнего Востока приоритетным направлением. После этого началось прорывное развитие ДФО. За десять лет появились территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, преференциальный режим на Курилах, механизм снижения энерготарифов, заработала «дальневосточная ипотека» и программа «Гектар», появилась Единая дальневосточная авиакомпания. Также на Дальнем Востоке запустили 673 предприятия, в бюджеты разных уровней привлекли 3,4 трлн рублей инвестиций, Дальний Восток вышел на первое место в стране по темпам строительства жилья. Все эти достижения отмечены в новом «Дальневосточном экспрессе» – не только в цифрах и графиках, но и в реальных историях людей.
«Мы запустили уже седьмой по счету поезд, посвященный Дальнему Востоку, — отметила на церемонии запуска "Дальневосточного экспресса" заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева. — На протяжении семи лет концепция "Дальневосточного экспресса" менялась: были годы, когда мы раскрывали красоту и разнообразие регионов, отдельный год был посвящен гастрономическому многообразию Дальнего Востока. А в этом году поезд подводит итоги десятилетней работы по развитию всей этой макротерритории. За десять лет на Дальнем Востоке были созданы специальные преференциальные режимы, пересмотрены возможности для учебы и работы, расширены возможности для туризма. Этот поезд, с одной стороны подводит итоги и показывает, как сегодня трансформируется и динамично развивается территория, а с другой – показывает возможности для путешествий и отдыха на Дальнем Востоке, а также для учебы, работы и жизни в этом макрорегионе».
«История проекта началась в 2017 году. На старте проекта мы знакомили пассажиров с регионом – рассказывали, что такое Дальний Восток, где находятся эти города, что в них есть интересного. У нас огромная страна, поэтому иногда люди действительно путаются, например, при упоминании Республика Саха (Якутия) из-за созвучия думают о Сахалинской области, бывало и такое» – делится Оксана Александрова.
Первые составы напоминали энциклопедии на колесах. Каждый регион размещал свою визитку: информацию о столице, главных промышленных мощностях, коренных народах, достопримечательностях. Плюс много панелей было отведено под интересные факты о дальневосточных землях.
Сам состав, который брендируется, состоит из пяти сдвоенных вагонов. До 2018 года, когда в ДФО входило девять регионов, каждому из них в «Дальневосточном экспрессе» отводился отдельный вагон и был один общий – тематический.
«За эти годы было выпущено несколько тематических вагонов. Например, к юбилею Владимира Арсеньева мы делали спецвагон совместно с Музеем Арсеньева во Владивостоке; в следующий раз привлекали художника, чтобы все борта оформить рисунками для детей и познакомить самых маленьких пассажиров с Дальним Востоком в игровом формате. Свой вагон славы получили и «гектарщики», которые делились опытом реализации бизнес-планов на наделах, и крупные предприятия макрорегиона, которые представляли свои товары. Очень красиво был оформлен вагон о заповедной природе Дальнего Востока – мишки ловили рыбу на берегу Курильского озера. Но хитом, конечно, стал вагон-ресторан образца 2023 года, в нем были представлены рецепты главных блюд каждого региона, с сочными фотографиями и ссылкой на видео от шеф-повара», – вспоминает шеф-редактор проекта.
Арт-концепция тоже менялась из года в год – новые темы требовали соответствующего оформления со своими фишками и особенностями. А когда к ДФО присоединились Забайкалье и Бурятия, каждому региону отвели по половинке вагона и увеличили количество общих тематических бортов.
В этот раз у поезда абсолютно новая структура: от «регионального» разделения ушли.
«Мы немного переживали за то, что на этот раз каждый регион не получил своего отдельного места для презентации в поезде, но в результате можем абсолютно точно сказать, что "Дальневосточный экспресс" только выиграл, потому что мы добились самой главной цели – представили дальневосточные регионы как единое целое, как территорию, которая интенсивно развивается в едином ритме», – объяснила шеф-редактор проекта.
Судя по положительным откликам в день старта «Дальневосточного экспресса», концепция достижений Дальнего Востока понравилась и пассажирам.
Первый вагон «Дальневосточного экспресса» посвящен истории освоения дальневосточных земель и людям, которые не боялись отправляться к далеким берегам, открывать новые территории.
«Этих людей сегодня смело можно приравнять к героям, потому что они действительно совершали подвиги, их путешествия были сложными, с преодолениями и лишениями. Художник специально для "Дальневосточного экспресса" изобразил основателя Якутска Петра Бекетова, а также Семена Дежнева, который за 80 лет до Беринга прошел пролив между Чукоткой и Аляской, Геннадия Невельского и других первооткрывателей и важных для развития Дальнего Востока личностей», — подчеркнула Оксана Александрова.
Во всем составе акцент сделан на живые истории дальневосточников.
«Это очень интересные герои, например, супружеская пара, которая работает на космодроме Восточный в Приамурье, они проводили в космос уже шесть ракет. Люди делятся своими эмоциями от Дальнего Востока, и это, конечно, не может оставить равнодушным, потому что они искренно и с любовью говорят о том месте, где живут и работают».
Особое место в «Дальневосточном экспрессе» занимает блок «Сделано на Дальнем Востоке» – здесь представлены ключевые бренды ДФО – от дикоросов и красной икры до кораблей и самолетов.
«Мне кажется, это самый зрелищный вагон. Здесь и новая версия Суперджет 100, и вертолет Ми-8, и концептуальные наряды якутских дизайнеров, и самолет Байкал, производство которого запустят в ближайшее время. Коллаж собран на фоне камчатских пейзажей и панорамного вида на морской порт», – делится Оксана Александрова.
Представлен в «Дальневосточном экспрессе» и вагон «Дальний Восток для Победы». Здесь подробно рассказывается о вкладе регионов в Специальную военную операцию, о героях-дальневосточниках, о волонтерских движениях и программе «шефства» над муниципалитетами ДНР и ЛНР.
Пятый вагон целиком посвящен путешествиям. Крупные фотографии позволяют пассажирам почувствовать себя на вулканах Камчатке, на берегу Байкала, в степях Забайкалья и в чукотской тундре. Здесь можно спланировать свой тур на Дальний Восток, а также узнать про условия популярного конкурса «Дальний Восток – земля приключений».
В этом году изменения коснулись не только структуры состава, но и художественной концепции – во внешнем оформлении сосредоточились на крупных изображениях.
«Поезд едет довольно быстро, разглядеть маленькие детали можно не успеть. А крупные фотоколлажи видно сразу, в движении картинки словно оживают – ракета взлетает, брызги с каяка летят в лицо, балерина закручивает фуэте на фоне Байкала, самолет вырывается за пределы туннеля, северное сияние поражает своей магией, а камчатский краб – невероятными размерами. Не знаю, как вы, а я бы хотела уехать прямо из подземки – на Дальний Восток», – отмечает Оксана Александрова.
Первый «Дальневосточный экспресс» вышел на Таганско-Краснопресненскую линию Московского метрополитена 11 декабря 2017 года. После этого запускать брендированный поезд с восточным колоритом стало ежегодной традицией. Проследить историю развития проекта можно было на фотовыставке, которая сопровождала торжественный запуск «Дальневосточного экспресса – 2024». На кадрах видно, как вслед за мировыми тенденциями менялся и дизайн поезда. Можно проследить, как трансформировалась художественная идея – от мозаики из фотографий с дальневосточными достопримечательностями или панорамными видами природы до авторских рисунков и гигантских коллажей из символов ДФО. Неизменным остается одно – искренняя любовь к Дальнему Востоку.
«Признаюсь, есть одна тема, когда волнует всех и всегда, вне зависимости от времени года и порядкового номера поезда. Мы всей командой ждем новых встреч с любимыми регионами и ищем ответы на главный вопрос – зачем ехать на Дальний Восток. И каждый раз публикуем в поезде новые варианты. Здесь можно загорать, серфить, наблюдать за косатками и китами. Собирать фотоколлекцию маяков или испытать себя на прочность, встретив Новый год на полюсе холода. Летом обязательно отправляйтесь на рыбалку, зимой – на охоту за северным сиянием. И, конечно, в год юбилея БАМа, стоит проехать по легендарной магистрали, по пути увидеть Байкал, пройти по Чарским пескам. Ограничить в путешествии и активностях может только фантазия, а Дальний Восток – нет», – комментирует шеф-редактор.
Нынешний «Дальневосточный экспресс» будет курсировать по Арбатско-Покровской линии полгода – практически столько же времени, сколько ушло на создание проекта – от идеи до запуска. Этого времени точно хватит, чтобы изучить Дальний Восток в подробностях.
Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – Дальний Восток.