Поделиться
Бюллетень EastRussia: обзор рыбной промышленности ДФО — весна 2025
Поделиться

Актуальная ситуация в рыбной отрасли Дальнего Востока: финансовое положение компаний, переоформление участков и вопросы по маркировке продукции

Представители рыбной отрасли обеспокоены снижением финансовых показателей и растущими расходами предприятий. Компании, отраслевые организации и депутаты предлагают правительству предпринять ряд мер, направленных на сокращение нагрузки на отрасль и сохранение деловой активности, в том числе некрупных предприятий.

Добыча трески в Охотском море. фото: Максим Борисов

Прибыль и убытки рыбодобытчиков и данные по вылову

По итогам 2024 г. в финансовых показателях российской рыбопромышленной отрасли зафиксирована отрицательная динамика. В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) оценили финансовый результат в 64,9 млрд рублей, что на 30,9% ниже, чем в 2023 г. Росстат оценивает сальдированный финансовый результат как прибыль минус убыток до налогообложения. По его данным, за 2024 г. прибыль организаций, занятых в сфере рыболовства и рыбоводства в РФ, составила 103,6 млрд рублей, снизившись на 22,4% к 2023 г.

Убыток отрасли в 2024 г. оценен в 38,7 млрд рублей (снижение на 2% относительно 2023 г.). Кроме того, в минувшем году в рыбной промышленности выросла доля убыточных организаций – на 7,5%, тогда как доля прибыльных организаций уменьшилась (61,3% в 2024 г. и 68,8% в 2023 г.). Среди причин ухудшения показателей называют санкционные ограничения по экспортным поставкам рыбы и импорту оборудования для судостроения, рост ключевой ставки и расходов на оплату труда.

В начале текущего года фиксируется снижение общих объемов вылова. По данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), общероссийский вылов водных биоресурсов к 24 февраля 2025 г. достиг 787,5 тыс. тонн, что на 6,1% меньше, чем было добыто на эту дату в 2024 г. Почти 89% вылова приходится на Дальний Восток.

Так, в текущем году промысел минтая (основной объект промысла[1]) в Охотском море затрудняет неблагоприятная метеорологическая обстановка (частые штормы) – добыто 482,1 тыс. тонн минтая (сокращение на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Рост суточных выловов по минтаю ожидается в марте, вылов по итогу сезона «А» минтаевой путины (с 1 января по 9 апреля) прогнозируется на уровне 850 тыс. тонн (общий допустимый улов минтая в Охотском море на 2025 г. установлен в объеме 1,05 млн тонн).

Также в январе-феврале 2025 г. в РФ наблюдалось сокращение добычи трески (на 3,9%, до 54,4 тыс. тонн), пикши (на 41,7%, до 6 тыс. тонн), хамсы (на 1,3%, до 7,6 тыс. тонн)[2]. Рост зафиксирован в промысле тихоокеанской сельди (на 13,2%, до 129,8 тыс. тонн), для которой сложилась благоприятная промысловая обстановка (часть рыболовного флота передислоцировалась и сосредоточилась на вылове сельди, а не минтая), шпрот (на 42,6%, до 9,7 тыс. тонн), кильки (на 9%, до 12,1 тыс. тонн)[3].

Снижение уловов лососевых в 2024 г. повлекло за собой рост стоимости рыбной продукции. По состоянию на середину февраля 2025 г. оптовые цены на основные виды лососевых в Дальневосточном ФО выросли – горбуша подорожала на 105,8% относительно аналогичного периода 2024 г. (до 350 рублей за кг), кета – на 35,2% (до 460 рублей за кг), нерка – на 35,8% (до 770 рублей за кг).

Пессимизм по поводу переоформления рыболовных участков

В рыбодобывающих регионах обеспокоены растущей финансовой нагрузкой на отрасль. В частности, противоречия сохраняются вокруг планов переоформления договоров на рыболовные участки. Соответствующий законопроект Росрыболовства «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» был принят Госдумой в первом чтении 25 февраля. Согласно нему, рыбопромышленные компании могут до 30 декабря 2025 г. перезаключить договоры на пользование рыболовными участками без проведения аукциона, на 20 лет[4]. По мнению Росрыболовства, такие требования обеспечивают добросовестным компаниям долгосрочный горизонт планирования (на 20 и более лет), повышают ответственность бизнеса и пополняют государственный бюджет (около 180 млрд рублей единовременно при выплатах в 2025 г.) для реализации мероприятий по сохранению водных биологических ресурсов и развитию прибрежных территорий. Предприятиям, которые не захотят или не смогут заплатить за пользование участками, предоставляется право добывать рыбу на участках до конца действия текущего соглашения, после чего участки будут выставлены на торги.

Депутаты Законодательного собрания Камчатского края в феврале подготовили законодательную инициативу о переносе сроков начала процесса переоформления договоров на пользование рыболовными участками на год – до 30 декабря 2026 г.[5] Краевые парламентарии недовольны отсутствием нормативной базы, которая позволяет четко определить границы участков. В Ассоциации добытчиков лососей отмечают, что для перезаключения договоров предприятиям придется брать кредиты, а в дальнейшем они могут столкнуться с рисками отсутствия возможностей для их обслуживания.

Отраслевые организации также подчеркивают, что формула расчета стоимости участков учитывает вылов за последние четыре года, а 2021-23 гг. были наиболее удачными за всю историю промышленного вылова лососевых. По прогнозам научного сообщества, следующие 20 лет станут менее продуктивными для вылова, что приведет к сокращению валовой прибыли предприятий лососевого сектора, снижению количества действующих предприятий (до примерно 60 компаний, на 38%) и росту доли убыточных компаний.

 Добыча лосося на Камчатке. автор/источник фото: Konstantin Baidin/Shutterstock

В марте поправки в законопроект, предусматривающий переоформление договоров на пользование рыболовными участками, направили в Госдуму депутаты Магаданской областной думы. Они, как и камчатские депутаты, предлагают перенести срок уплаты платежей рыбодобывающих компаний за пользование участками на 2026 г. О намерении инициировать перенос сроков перезаключения договоров сообщили также в Законодательной думе Хабаровского края. Глава аграрного комитета Госдумы В.Кашин (КПРФ) сообщал, что для второго чтения законопроект все же будет доработан (но сроки рассмотрения законопроекта пока не уточняются).

Правительство Камчатского края также предлагает расширить субсидирование перевозок рыбы по железной дороге с Дальнего Востока в западные регионы страны – для списка субсидируемых видов рассматриваются сельдь, камбала, треска. Инициатива находит поддержку в Минсельхозе, Росрыболовстве, отраслевых ассоциациях (Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота, Рыбный союз). В частности, в камчатском правительстве указывают на высокую долю сельди среди продаваемой в стране рыбы (не менее 15%, около 370 тыс. тонн ежегодно).

Возможность перевозок более дорогих видов рыбы (камбала, треска) вызывает больше сомнений. В частности, в Рыбном союзе полагают, что при стоимости трески 460 рублей за килограмм в ДФО субсидия в размере около 6 рублей в перевозочном тарифе не принесет существенной разницы в цене для покупателей. Пока государственная поддержка при перевозках распространяется на минтай, горбушу и сардину-иваси (программа субсидирования железнодорожных перевозок мороженого минтая и филе запущена в 2021 г., субсидии на горбушу и иваси введены по поручению президента РФ В.Путина весной 2024 г.)

Маркировка продукции и несогласованность с ВИС «Меркурий»

Дополнительные вопросы в отрасли вызывают также новые требования по маркировке продукции. В феврале представители Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края (АРПП) обратились к сенатору от Приморского края Л.Талабаевой, попросив о необходимости согласовать работу информационной системы «Меркурий» и системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».

Ветеринарная информационная система «Меркурий», действующая с 2009 г., предназначена для регистрации результатов ветеринарно-санитарной экспертизы товаров. Данные передаются в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии. С помощью системы осуществляется контроль над используемым при производстве сырьем в целях пресечения фальсификации продукции. Однако, по мнению руководителя АРПП Г.Мартынова, на сегодняшний день системы «Меркурий»[6] и «Честный знак»[7] слабо согласованы – в частности, данные системы «Честный знак» не подтверждают происхождение и соответствие сырья, в то время как «Меркурий» все же позволяет проследить цепочку производства продукции (от вылова до ее реализации).

Процесс обязательной регистрации участников рынка в системе «Честный знак» запущен с 1 сентября 2024 г. Система разработана с целью позволить потребителю и контролирующим органам прослеживать товар на этапах от производства до розницы. С 1 декабря 2024 г. действует обязательная маркировка рыбных консервов, продукции из водных беспозвоночных, водных млекопитающих, а также из водорослей и других водных растений. Производители и импортеры консервов обязаны в то же время оформлять ветеринарно-сопроводительные документы на мясные и рыбные консервы через систему «Меркурий».

Контроль за сырьем осуществляется в ФГИС «ВетИс». При оформлении производственного ветеринарного сертификата, производитель подает сведения об использованном сырье в «Меркурий». Документ подтверждает качество и безопасность сырья, использованного для конкретной партии продукции. При вводе в оборот маркированной продукции, производитель подает номер ветеринарного паспорта в систему «Честный знак» для осуществления проверки на соответствие ветеринарному сертификату. Внедрение обязательной маркировки подразумевает, что участники оборота консервированной продукции животного происхождения должны передавать сведения одновременно и в «Честный знак», и в «Меркурий». В АРПП указывают, что товары, маркированные системой «Честный знак», могут не соответствовать требуемым показателям качества, в них может быть использовано более дешевое сырье. Также сообщалось о частых сбоях оборудования, устанавливаемого в рамках системы, и необходимости донастроек.

В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) недостатком системы «Честный знак» считают отсутствие учета особенностей выпуска консервов в море на арендованном промысловом судне – когда разные юридические лица ведут добычу и производство продукции и владеют судном. Правила маркировки наделяют владельца судна правом вводить товары в оборот, не запрещая ему эмиссию кодов маркировки для продукции, которая производится на арендованном судне. В системе же «Честный знак» такая возможность не предусмотрена, не синхронизированы данные владельца судна и производителя продукции – арендатора судна. Такая ситуация затрудняет выпуск продукции на протяжении всего рейса. В Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья называют требование по маркировке продукции в рамках системы «Честный знак» одним из основных факторов[8] роста цен на консервную продукцию.

Ненужные крабы

Росрыболовство тем временем по-прежнему не может найти покупателей на две доли квот добычи глубоководных крабов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. В конце февраля аукцион в третий раз был объявлен несостоявшимся из-за отсутствия заявок на участие. Начальная цена лотов при этом была снижена до 1,3 млрд рублей.

На торги 26 февраля снова выставлялись две доли квот (по 50%) на вылов краба-стригуна красного и краба-стригуна ангулятуса в подзонах Приморье, Западно-Сахалинская, Восточно-Сахалинская и Северо-Охотоморская. Инвестиционные обязательства предполагают, что покупатели должны построить два среднетоннажных рыбопромысловых судна-краболова длиной более 50 м, обеспеченных оборудованием по производству продукции (не менее 10 тонн в сутки). Ранее аукционы на данные доли квот проводились в ноябре 2024 г. (со стартовой ценой 1,6 млрд рублей) и январе 2025 г. (1,4 млрд рублей). Прежде (летом 2024 г.) Росрыболовство пыталось продать данную квоту, разбитую на более мелкие доли в 16,6% по начальной цене в 456,4 млн рублей каждая.

Добыча краба. фото: Максим Борисов

В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота невостребованность квот связывают с низкой рентабельностью. В частности, стоимость строительства нового краболова составляет около 3,5 млрд рублей. Согласно расчетам, продаваемые квоты позволят окупить затраты на их приобретение и постройку судна в течение 30 лет, при этом добыча необходимого объема не гарантирована. В подзоне Приморье наблюдается снижение поголовья крабов, вводились ограничения на добычу в целях его восстановления (с 1 января по 31 декабря 2023 г., с 1 января по 31 декабря 2024 г.). В АСРФ также указывают, что затраты рыбопромышленников не компенсируются в любом случае.

В январе сенатор Л.Талабаева поднимала в Совете Федерации вопрос нерационального использования ресурсов крабов-стригунов красного и ангулятуса. Сообщалось, что предприятия, специализирующиеся на промысле данного ресурса, испытывают дефицит промышленных квот, тогда как значительные объемы квот на глубоководных крабов (около 6,5 тыс. тонн) ежегодно остаются неиспользуемыми. Сенатор предлагала принять меры по исключению крабов-стригунов красного и ангулятуса из числа водных биологических ресурсов, распределяемых в инвестиционных целях. Ранее с такими предложениями выступали в крабодобывающих компаниях.

Судоремонт

При этом для обновления рыбопромыслового флота требуется в том числе расширение существующих мощностей докового ремонта. Большинство российских рыбопромысловых судов на сегодняшний день приписано к портам Дальнего Востока, но в регионе существует дефицит новых доков, в первую очередь для крупнотоннажного рыболовного флота. На пять основных портов приписки рыболовного флота России (Архангельск, Мурманск, Петропавловск-Камчатский, Невельск и Холмск) приходится 675 судов и 113 судоремонтных предприятий, но только 15 доков, а более трети из судоремонтных мощностей находится в Архангельске (42 завода и восемь доков, при восьми приписанных судах). В Петропавловске-Камчатском на 293 приписанных судна приходится 33 завода и один док, в Невельске приписано 172 судна, но отсутствуют судоремонтные мощности. В итоге общий спрос на судоремонтные услуги в дальневосточном макрорегионе существенно превышает работающие мощности.

Для обеспечения планового докового ремонта судов рыбной промышленности (один раз в пять лет) в ДФО требуется наличие как минимум шести плавучих доков с камерой 126 на 30 м и двух доков с камерой более 200 м для обслуживания судов-процессоров, рыбоконсервных судов и рефрижераторов-снабженцев. Пока крупнотоннажный рыболовный флот ремонтируется за границей (в настоящее время преимущественно в КНР), в то время как на протяжении последних лет расходы на импортные услуги растут на фоне санкционных ограничений на поставку комплектующих.

В части создания новых производств в Сахалинской области (село Озерское, Корсаковский городской округ) до 2025 г. планируется построить завод по глубокой переработке рыбы, основным сырьем для которого станет сахалино-хоккайдская сельдь из залива Анива. Ее вылов в 2021 г. возобновился впервые за 60 лет (не осуществлялся в связи со значительным сокращением нерестового ареала и промыслового запаса, в 2021 г. зафиксировано восстановление запасов).

Проект реализует компания ООО «Гавань» (группа «Гидрострой»[9] А.Верховского). Сумма инвестиций оценивается в 5,4 млрд рублей. Мощность переработки нового предприятия должна составить 600 тонн в сутки, продукция будет представлена рыбным филе и рыбной мукой. По завершении строительства «Гидрострой» получит в рамках программы инвестиционных квот разрешения на вылов 27 тыс. тонн минтая и тихоокеанской сельди.

 

Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.

 




[1] Основные держатели квот минтая – «Русская рыбопромышленная компания», приморские компании «Доброфлот», ПАО «НБАМР» и ПАО «ПБФТ».

[2] Данные на 24 февраля 2025 г.

[3] Объемы добычи в целом по стране.

[4] Если договоры действовали по состоянию на 1 ноября 2024 г.

[5] Также предстоит заплатить в региональный бюджет 20% от объема платы за рыболовный участок.

[6] Входит в ФГИС «ВетИС» - федеральную государственную систему в сфере ветеринарии. Оператором ФГИС «Меркурий» является Россельхознадзор.

[7] Национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Центра развития перспективных технологий» (ЦРПТ, совместный проект USM А.Усманова (50%), ГК «Ростех» (25%) и «Элвис-Плюс групп» А.Галицкого (25%)).

[8] Наряду с высокой закредитованностью отрасли, ростом тарифов и стоимости логистики, дефицитом сырья и введением платы за перезаключение договоров на рыболовные участки.

[9] Входит в пятерку компаний – крупнейших держателей рыболовных квот (их объем превышает 400 тыс. тонн).

текст: Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор проектов ТЭК ДФО — зима 2025

Сложившаяся в настоящее время рыночная конъюнктура благоприятствует росту добычи угля на Дальнем Востоке. Тем не менее увеличение производственных показателей характерно не для всех производителей макрорегиона. Снижение производства наблюдается в сфере добычи углеводородов. В то же время в ДФО продолжается реализация проектов газопереработки и строительства газопроводов.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор сельского хозяйства ДФО — зима 2025

На Дальнем Востоке в большинстве регионов отмечается спад сельскохозяйственного производства. В то же время в отдельных субъектах в текущем году наблюдается рост объемов сбора урожая зерновых и зернобобовых, в том числе за счет расширения посевных площадей, а также увеличение объемов выпуска продукции в сфере животноводства и рост экспорта.

Читать полностью
Поделиться
Перспективы построения карьеры в промышленном секторе Хабаровского края

Несмотря на эпоху цифровизации, именно промышленность сегодня открывает тысячи перспективных вакансий. О ключевых возможностях трудоустройства рассказала директор Кадрового центра Хабаровского края Елена Даниленко.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор горнодобычи ДФО — зима 2025

В ряде дальневосточных регионов наблюдается рост золотодобычи. В перспективе на увеличение показателей производства драгметалла могут повлиять новые проекты и развитие действующих предприятий. В отрасли правительством готовится к введению ряд ограничений, которые, в первую очередь, коснутся добычи на россыпях. Дополнительное внимание предполагается уделять разработке месторождений редких и редкоземельных металлов, которые требуют существенных затрат, в том числе на инфраструктуру.

Читать полностью
Поделиться
Судостроение расправит паруса

На Дальнем Востоке сегодня сосредоточено 12% судоремонтных мощностей страны, и на макрорегион, по сведениям Минпромторга России, приходится порядка 8% от общего объема отраслевого производства. В условиях острой потребности страны в новом флоте различного назначения и класса у ДФО есть возможность увеличить если не долю, то физический объем исполняемых заказов. Однако успех в немалой степени зависит от того, насколько эффективно будет задействован потенциал судостроительных предприятий, сегодня имеющих разную загрузку, и поставлена на экономические рельсы межрегиональная кооперация.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор рыбной промышленности ДФО — осень 2025

Итоги вылова лососевых рыб на Дальнем Востоке в текущем году превышают прошлогодние показатели и прогнозные значения, но все же являются меньшими по сравнению с предшествующими рекордными по объемам добычи годами. Представителей отрасли беспокоит ряд проблем, для решения которых рыбопромышленники рассчитывают на поддержку государства. На этом фоне происходят крупные судебные разбирательства и смена собственников важных предприятий.

Читать полностью
Поделиться
Рыбный опт на Дальнем Востоке: цифровизация против складского дефицита

Дефицит холодильных мощностей остро ощущается во всех ключевых центрах рыбного промысла Дальнего Востока — Владивостоке, Находке, Петропавловске-Камчатском. Пиковые объемы вылова сталкиваются с перегруженными портами, очередями на выгрузку и ростом издержек, что усложняет покупку и продажу рыбы оптом. Как отмечает предприниматель из Владивостока и генеральный директор Fishplace.ru Юлия Беликова, все больше компаний находят решение в цифровизации: онлайн-платформы позволяют заранее видеть свободные холодильные мощности, бронировать их и выстраивать логистику.

Читать полностью
Поделиться
Трамп, сенат и промышленность: лоббизм или здравый смысл в американской политике?

Президент США Дональд Трамп усиливает контроль над экологическим регулятором: в Сенат внесена кандидатура Дугласа Трутмана на пост главы EPA, что обострило конфликт между Белым домом, демократами и индустрией. Крупнейшие автопроизводители публично раскритиковали запрет на хризотил в тормозных накладках и требуют ревизии норм, указывая на удар по цепочкам поставок и себестоимости. На кону — границы экологического регулирования и конкурентоспособность реального сектора от химии и нефти до автопрома. Команда Трампа сигнализирует возможную «ревизию 30 лет» решений EPA, способную изменить баланс сил в Вашингтоне и правила игры для бизнеса.

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточную энергетику подводят к новой генерации

В этом году новые исторические максимумы потребления электрической мощности достигнуты в энергосистемах Амурской области, Приморья, Забайкалья, Бурятии, Хабаровского края. Экономическое развитие региона сопровождается ростом спроса на электроэнергию, который к 2031 году может возрасти на 30%. При этом энергетикам предстоит вывести часть старых энергомощностей из эксплуатации. С учетом тренда стоит задача построить нужное количество генерирующих объектов, для чего важно мотивировать инвесторов, усматривающих сегодня немало рисков при создании новой генерации.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор сельского хозяйства ДФО — осень 2025

Основные агропромышленные регионы Дальнего Востока по итогам текущего года рассчитывают нарастить урожаи сельскохозяйственных культур, в том числе благодаря увеличившимся площадям посевов. Планируется расширять предприятия в сфере животноводства и овощеводства, повышая уровень самообеспеченности дальневосточных субъектов собственной продукцией.

Читать полностью
Больше материалов