Несмотря на широкое использование преференциальных режимов, инвесторы склонны снижать масштабность туристических проектов на Дальнем Востоке, предпочитая в ряде случаев пересматривать их или же переносить сроки.
В минувшем году дальневосточные регионы посетили порядка 3,5 млн туристов. Около 1,5 млн туристов пришлось на Приморский край, порядка 550 тыс. человек – на Хабаровский край, около 300 тыс. человек – на Камчатский край, свыше 120 тыс. человек – на Якутию. Еще около 1,5 млн туристов посетили Иркутскую область. В рамках преференциальных экономических режимов на Дальнем Востоке предполагается реализация значительного количества связанных с туристической отраслью проектов. Большинство из них ориентированы на экотуризм.
Так, в ТОР «Бурятия» планируется реализовать проект «Мыс Капитанов» (компания-инвестор ООО «ТОР «Мыс Капитанов»[1]). Он заключается в формировании кольцевого маршрута по популярным местам отдыха, создании экопарка по течению реки Снежная (южная часть Байкала). Вблизи места впадения реки Снежная в Байкал на территории площадью 11,2 га планируется проложить пешеходные дорожки и тропы, построить глэмпинги и тент-хаусы, гостиницы с детскими площадками и зонами отдыха, а также дома с индивидуальной благоустроенной территорией.
«Мыс Капитанов»
фото: Корпорация развития Дальнего Востока
Объекты разместятся в защищенном от ветра и волн заливе Байкала, где запланировано устройство зоны водных развлечений, включая пирс для гидроциклов и пристань для яхт и катеров, прокат катамаранов, благоустроенные пляжные территории. По реке будут курсировать аэролодки. При этом по благоустроенной территории предполагается запретить движение на личном автотранспорте. Ввод всех объектов намечен на 2027 г. (первые модульные здания и глэмпинги могут быть введены в текущем году). Объем инвестиций оценивается в 189 млн рублей.
Также осенью минувшего года власти Бурятии одобрили строительство пятизвездочного оздоровительного комплекса Cosmos Collection Baikal Resort (учредитель – управляющая компания Cosmos Hotel Group, входит в АФК «Система» В.Евтушенкова) в ОЭЗ «Байкальская Гавань». Он рассчитан на 360 номеров и занимает площадь в 382 га. Строительство будет осуществляться поэтапно – в рамках первого этапа предусмотрены гостиница на 100 номеров, 14 дуплексов и 12 коттеджей, в рамках второго этапа – геотермальный спа-комплекс и конгресс-центр, а заключительным этапом должно стать создание глэмпингов, 25 коттеджей, 20 дуплексов и четырех банных комплексов. Полностью сдать объект предполагается в третьем квартале 2027 г.
Также в «Байкальской Гавани» запланировано строительство туристического комплекса ООО «Амар»[2] (местность Пески, Прибайкальский район, близ села Турка). Инвестор планирует вложить свыше 4 млрд рублей. Проект включает отель (4 звезды) на 900 постояльцев, кафе, ресторан, спа-комплекс, спортзал, музей и центр духовного развития. Между тем новый резидент ОЭЗ «Ворота Байкала» в Иркутской области, компания «Эдельвейс»[3] рассчитывает построить отель в Байкальске, инвестировав 230 млн рублей. Отель будет представлять собой комплекс из 15 отдельно стоящих апартаментов и спа-комплекса.
Следует отметить, что в январе текущего года была утверждена программа социально-экономического развития Байкальска до 2040 г. Она разработана федеральным правительством совместно с правительством Иркутской области и дочерним обществом «ВЭБ.РФ» «Байкал.Центр». Город планируется развивать как центр экологического туризма. Программа предусматривает свыше 60 мероприятий. Из федерального бюджета на их реализацию предполагается направить свыше 33 млрд рублей, в том числе в текущем году – 5 млрд рублей. Программа включает строительство объектов туристической инфраструктуры и развитие транспортной сети.
Увеличения туристического потока (со 180 тыс. до 590 тыс. человек в год) предполагается достигнуть за счет создания новых объектов на горе Соболиная, размещения лыжнороллерной трассы в предгорьях горы Черная, формирования арт-пространств и музейных объектов на промышленной площадке бывшего Байкальского ЦБК, оборудования 2,5 тыс. гостиничных мест (в настоящее время их порядка 650). На данные цели может быть направлено порядка 6 млрд рублей. В городе запланировано создание транспортного пересадочного узла, в рамках которого должны быть построены железнодорожная станция «Соболиная» и автостанция для межмуниципального транспорта. Затраты на них оцениваются в 7 млрд рублей (к 2029 г.). Также должен быть построен городской порт для обслуживания водного транспорта (за 1,7 млрд рублей). С помощью него предполагается связать населенные пункты береговой линии Байкала в Иркутской области и Бурятии.
В ТОР «Забайкалье» в октябре состоялось открытие эко-курорта «Кука» (входит в холдинг частной инновационной клиники «Академия Здоровья»[4]) в Читинском районе при участии компании ООО «Здравницы Забайкалья»[5]. Восстановление существующего санаторно-курортного комплекса велось с 2020 г. – была проведена реконструкция. В настоящее время курорт включает четыре новых жилых корпуса, четыре коттеджа, ресторан, залы кинезотерапии, залы реабилитации, поликлинику, ванный комплекс и спа-центр.
курорт «Кука»
фото: Евгений Епанчинцев, портал правительства Забайкальского края
В Сахалинской области компания ООО «Горка»[6] намерена в рамках ТОР «Горный воздух» создать на территории Южно-Сахалинска экологический парк на площади в 30 га. Парк должен включать тематический музей, ресторан и кафе, лесной парк для проведения световых и музыкальных шоу, а также ярмарок, выставок и представлений, кемпинг-зону с домами на деревьях и пространством для размещения палаток, геодезическим куполом и барбекю-площадками.
В зоне активного отдыха планируется разместить скалодром, канатный парк, качели, гамаки, прогулочные дорожки протяженностью 10 км и обзорную площадку. Объем инвестиций в проект оценивается в 352,1 млн рублей. Парк будет расположен вблизи городского парка им. Гагарина и горнолыжной базы «Горный воздух». Ввод экопарка намечен на третий квартал 2025 г.
Тем временем на территории «Горного воздуха» компании ООО «Большевик»[7] и ООО «Хилл Топ»[8] приступили в конце прошлого года к строительству пятизвездочных гостиниц. Гостиничный комплекс «Большевик» будет состоять из 13 гостевых домов площадью 250-350 кв. м каждый и гостиницы на 216 номеров. Комплекс предполагается полностью сдать в 2025 г.
фото:пресс-служба правительства Сахалинской области
Проект «Хилл Топ» предполагает строительство гостиницы на 150 номеров, с водно-оздоровительным комплексом, двумя ресторанами и фитнес-центром. Объем инвестиций оценивается в 3,5 млрд рублей. Ввод комплекса намечен на 2025 г. Еще один гостиничный комплекс на 1 660 номеров намерено построить у подножия горы Красная краснодарское ООО «Мантера-Групп» - помимо гостиницы запланировано строительство канатной дороги и горнолыжных трасс. Под проект определен участок площадью 101,3 га. Инвестор рассчитывает начать строительство в текущем году, а завершить работы – в 2024 г. В настоящее время на «Горном воздухе» действуют 19 горнолыжных трасс общей протяженностью 35 км, к 2030 г. их протяженность планируется увеличить до 80 км.
Следует отметить, что крупные туристические проекты в ДФО в настоящее время подвергаются пересмотру или же откладываются. В декабре прошлого года стало известно, что будет ликвидирована компания ООО «Ориентал Резорт», подконтрольная «Васта Дискавери» С.Бачина. Компания была создана в декабре 2021 г. для реализации туристического проекта в Сахалинской области, на острове Итуруп (Курилы), в который предполагалось инвестировать в 21,5 млрд рублей. На острове планировалось создать гостиничный комплекс и туристическую инфраструктуру, включающую экотропы к горячим ключам и горнолыжный комплекс. Соглашение между сахалинским правительством, «ВЭБ Инфраструктура» и «Васта Дискавери» было подписано на ВЭФ в 2021 г.
Тем не менее с тех пор компания «Ориентал Резорт» не приступала к работам. В «Васта Дискавери» сообщали об изучении туристического потенциала и инвестиционных возможностей курильского проекта, отмечая при этом, что дальнейшая судьба проекта не определена и будет зависеть от общего инвестиционного климата, а также приоритетов в развитии территории.
Следует отметить, что «Васта Дискавери» и ВЭБ.РФ уже реализуют на Курилах (северный остров Парамушир) проект по строительству гостинично-ресторанного комплекса (три звезды) на 121 номер. Его планируется сдать в первом квартале 2025 г. Объем инвестиций в этот проект оценивается в 2,2 млрд рублей, финансирование строительства было одобрено ВЭБ.РФ в сентябре 2022 г.[9] Парамуширский отель в дальнейшем должен стать отправной точкой для туристических маршрутов по Северным Курильским островам. Помимо того, «Васта Дискавери» сообщала о планах создать сеть глэмпингов на Парамушире, Онекотане и Шумшу.
По предварительным данным, «Васта Дискавери» также в полтора раза сокращает планируемую площадь застройки курорта «Три вулкана» в Камчатском крае, рассчитывая таким образом снизить расходы на озеленение. Хотя в компании не сообщали о причинах пересмотра планов, эксперты отрасли полагают, что владельцы стремятся сосредоточиться на менее затратных проектах из-за неопределенности туристического потока, ограниченных возможностей транспортной инфраструктуры, а также предполагаемого дефицита персонала.
Состав проекта «Три вулкана»
источник изображения - портал проекта «Три вулкана»
При этом на часто посещаемых туристами территориях предполагается ужесточать экологические требования. Так, в октябре природоохранный режим был введен в Камчатском крае на горе Бабий Камень и в ее окрестностях (Елизовский район, в южной части Тополового хребта, общая площадь – свыше 1,4 тыс. га). Объект признан памятником природы регионального значения. На данной территории запрещено вести строительство, пользоваться недрами и ловить рыбу. Кроме того, МЧС России совместно с властями Камчатского края должны разработать комплекс мер по обеспечению безопасности туристов на маршрутах с особым вниманием к подготовке летчиков для работы в камчатских условиях. Также предполагается провести закупку техники и необходимого альпинистского снаряжения для спасательных операций.
Что касается развития интегрированного развлекательного курорта (ИРК) «Приморье» в Приморском крае, то его резидентом намерена стать южнокорейская компания АО «Хэчжунг Дивелоперс». Инвестор рассчитывает построить гостиничный комплекс с казино, торговым центром, конференц-залом и выставочным центром. Объем планируемых инвестиций оценивается в сумму порядка 8 млрд рублей. Разработку плана реализации проекта планируется начать в 2023 г., завершить строительные работы – в 2027 г.
Проект предполагается реализовать в два этапа. Первый этап (2025 г.) включает строительство гостиницы на 100 номеров с казино и конференц-залом. Второй этап (2027 г.) предполагает увеличение емкости номерного фонда гостиницы дополнительно на 100 номеров, запуск второй очереди казино, строительство торгового и выставочного центров. «Хэчжунг Дивелоперс» занимается также проектированием и строительством гольф-поля в ИРК «Приморье» - Pacific Ocean Golf & Resort (инвестиционное соглашение было заключено в 2021 г.). Мастер-план развития ИРК «Приморье» намерено разработать ООО «Обермайер Консульт» (Москва). Разработку мастер-плана предполагается завершить уже в феврале текущего года.
По состоянию на февраль прошлого года объем инвестиций по заключенным соглашениям в ИРК составлял 75,3 млрд рублей. В частности, в эксплуатацию были введены казино Tigre de Cristal (гонконгская компания Suncity Group, также управляет отелем) и «Шамбала» (ЗАО «Шамбала»). Тем не менее компания Suncity Group отложила второй этап реализации проекта в Приморье как минимум до 2025 г. Между тем инвестор ООО «Даймонд Форчун» может быть признан несостоятельной компанией по иску ООО «Бюро комплексного проектирования «Перспектива» в арбитражном суде Приморского края. В 2017 г. компании заключили договор о подготовке проектной документации для казино «Империал», которая была разработана «Перспективой», но не оплачена. Наконец, в рамках проекта камбоджийской компании Naga Corp Ltd. в марте минувшего года было приостановлено на неопределенный срок строительство гостинично-развлекательного комплекса Naga Vladivostok с казино и концертным залом.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Учредитель – М.Шевченко.
[2] Учредители – ООО «Инвестиционная компания «Верхняя Ангара» (учредитель – Н.Буйнов) и сам Н.Буйнов, который является владельцем «Иркутской нефтяной компании» (ИНК).
[3] Учредитель – П.Паршин.
[4] Руководитель клиники – экс-министр здравоохранения края (2016-19 гг.) С.Давыдов.
[5] Учредитель – С.Давыдов.
[6] Учредитель – А.Орлов.
[7] Владелец – Чэй Ген Дек (гражданин РФ). Является сахалинским предпринимателем, учредителем ряда компаний – «Сахалин Девелопмент», «ФарИст Девелопмент», «ФарИст Энерджи», «Углегорскуголь».
[8] Владелец – сахалинский предприниматель Хюн Док Су (гражданин РФ).
[9] Финансирование со стороны ВЭБ.РФ – 1,77 млрд рублей, со стороны «Васта Дискавери» - 0,44 млрд рублей.
Полуостров с населением 311,7 тыс. человек сумел принять за 2022 год поток туристов в 300 тыс. человек. А к 2030 году в крае нацелены на прием гостей в количестве 1 млн человек. Такие данные представили в министерстве туризма Камчатского края в преддверии февральского форума «Дальний Восток – зима открытий». Эксперты считают прогнозы оптимистичными, но небезосновательными.
Ожидаемый турпоток по итогам года превысит результат предыдущего на 50 тыс. человек, считает глава Минтуризма региона Владимир Русанов.
«Мы превзошли доковидные показатели 2019 года. Несмотря на то, что рост номерного фонда незначительный за последние два года – большой рост мы ждем в ближайшие два-три года – мы все-равно видим значительный прирост туристического потока, направления все перегружены», – добавил министр.
Камчатский выставочный туристический центр представил свое видение магнитов, притянувших гостей из разных регионов страны на Камчатку. Глава центра Александр Журавлев назвал три основных достижения туриндустрии региона в 2022 году:
– начало строительства дороги к горнолыжному курорту-парку «Три вулкана» (туристский проект, объединяющий различные достопримечательности Камчатки и позволяющий развивать бальнеологический, горнолыжный, горный и круизный туризм; включает в себя сопку Горячая, вулканы Вилючинский и Мутновский, бухту Вилючинская);
– развитие зимнего фестиваля «Берингия», который вырос в серию мероприятий для всех муниципальных районов полуострова (помимо традиционной знаменитой гонки на собачьих упряжках теперь включает фестиваль по ловле корюшки, детскую гонку «Дюлин», пятидневную гонку вокруг домашних вулканов Avacha Race, деловой форум, выставку «Сказочная Камчатка» и не только);
– грантовая поддержка турбизнеса для обустройства десяти пляжей, 16 кемпингов (что особенно актуально в условиях недостатка коллективных средств размещения в регионе), для приобретения спортивного туристического оборудования (сапы, каяки, сноуборды и пр.) для 26 организаций, а также на создание двух модульных отелей.
Камчатский край в этом году получил грант от Ростуризма (ныне упраздненного) 286 млн рублей. На эти средства регион смог привлечь около 300 млн рублей частных инвестиций. Минтуризма Камчатки рассчитывает, что неосвоенные в этом году средства поддержки перейдут на следующий год, так как по объективным причинам бизнес не успел подготовить необходимые документы.
Не забывают на Камчатке и о местных жителях – в крае более 12 лет реализуется программа социальных туров. Региональные турфирмы получают субсидии на организацию поездок по точкам притяжения для туристов с камчатской пропиской. Так, устраиваются бесплатные экскурсии для победителей олимпиад и творческих конкурсов, детей-сирот, многодетных семей, инвалидов, ветеранов ВОВ, выпускников школ, а в 2020 году программу расширили для медицинских работников, работающих с коронавирусными больными. В социальных турах приняло участие уже более десяти тыс. человек, в 2022 году – более 600.
Заместитель руководителя Ассоциации туриндустрии Камчатки Елена Лассаль отметила, что фактические данные ассоциация представит в феврале 2023 года на форуме, а пока есть результаты опроса: более 60% респондентов отметили, что туристов в этом году на Камчатке стало больше, причем турист помолодел – тут гостят люди от 35 до 50 лет. В основном, приезжали из Москвы – около 70%. Большинство опрошенных считают, что отдохнуть на полуострове можно за сумму, не превышающую 100 тыс. рублей, чуть больше трети считает, что все-таки – до 200 тыс. рублей, а примерно каждый десятый уверен, что людям хватает на отдых меньше 50 тыс. рублей.
«Основные направления, которые посещают туристы на Камчатке: 80% высказались за Южную группу вулканов – Мутновский, Вилючинский, Горелый. На втором месте – морские прогулки к острову Старичков и в бухту Русская, на третьем – Авачинский перевал с посещением горы Верблюд. Примерно треть респондентов заявили о посещении Долины гейзеров», – отметила она.
Елена Лассаль добавила, что среди главных проблем, обозначенных приезжающими туристами, – дефицит номерного фонда, нехватка мест на вертолетные экскурсии, отсутствие инфраструктуры на турмаршрутах, лицензированного маломерного флота и недостаток квалифицированных кадров – экскурсоводов и инструкторов-проводников.
Существующие проблемы, озвученные турсообществом, несколько объемнее – однако опять же, первым номером – слабая инфраструктура на турмаршрутах, где нет туалетов, раздевалок, мусорных баков, а также монополия на лицензии по добычи ВБР, трудности с подъездом к базам отдыха из-за работы дорожной техники и разработки карьеров вблизи туробъектов (неприятное новшество 2022 года). Кроме того, в поселке Паратунка отсутствует развлекательная составляющая – нет приличного общепита, мест отдыха, музеев. Также профессионалы жалуются на закрытие дороги к Вилючинской группе вулканов и Авачинскому перевалу (самым популярным направлениям, согласно исследованию).
По данным правительства Камчатского края, на Дальнем Востоке в 2021 году побывало 3,2 млн туристов, а в первом полугодии 2022 года приехало 1,9 млн человек. На первом месте по приему гостей – Приморский край (20%). На втором месте – Хабаровский край (17%), на третьем – Республика Бурятия (13%). Большинство туристов, приезжающих на Дальний Восток, предпочитают культурно-познавательный туризм, лечебно-оздоровительный отдых, тройку предпочтений закрывает круизный туризм. С 2016 по 2021 годы оборот общественного питания Дальнем Востоке вырос на 47% (на 3% больше, чем по России в целом). В 2021 году на Дальнем Востоке работало 2 283 гостиницы, хостела и прочих коллективных средств размещения – это 8% от их числа в России. В целом, увеличение туристического потока на Дальнем Востоке на конец сентября этого года составило 38%. За последние три года значительно вырос турпоток на Камчатку, Байкал и в Приморский край.
Небольшая рыбка, неожиданно ярко пахнущая свежим огурцом или арбузом, с чуть сладковатым вкусом. Это – дальневосточная корюшка, ставшая на востоке России неоспоримым территориальным кулинарным брендом.
Ловится корюшка весело, и на удочку с берега, и со льда. Сам процесс ловли вызывает не только неудержимый азарт, но и небывалое слюноотделение. Вынутая из воды, рыба тут же распространяет вокруг себя такой сногсшибательный аромат огурца, что ее хочется съесть тут же.
Фото: Матвей Матвеев
Многие так и делают: приезжают на место ловли с газовой горелкой, сковородкой, горстью муки и бутылкой растительного масла; 10 минут – и вкуснейшая хрустящая закуска готова.Корюшка всего сантиметров 10-12 в длину, поэтому незаметно умять горку жареной рыбы даже без хлеба и гарнира – обычное дело. На Дальнем Востоке для этого процесса существует специальная поговорка: «естся как семечки» – то есть незаметно и много.
В Приморье ходу также «писуч» – это совсем мелкая рыбешка, которую чаще всего вялят, она поедается вприкуску вместо чипсов или соленых орешков, хороша к пиву или даже со сладким чаем.
Принято также сдабривать поедание корюшки стопкой водки, если не каждый раз при жарке, то при открытии сезона ловли – в декабре – точно. Жареная корюшка присутствует на столах дальневосточников всю зиму. Новогодние праздники не обходятся без большой тарелки свежевыловленной хрустящей рыбки, потому что именно на январь приходится самый пик подледной рыбалки.
Фото: Матвей Матвеев
Кто попробовал дальневосточную корюшку знают, что она сильно отличается от своей родни – балтийской корюшки. И по вкусу и вообще по ментальному осознанию процесса. На Дальнем Востоке ты вступаешь в тесное сотрудничество с дикой природой: эта необходимость переносить сильные морозы и пронизывающие ветра, изучать миграцию рыбы и в зависимости от этого выбирать места для ловли, отслеживать прогнозы погоды. Всё это – часть культуры дальневосточника, его быта, традиций. Здесь не стоит вопрос, рыбачить или нет. Здесь он ставится иначе: когда и где?
В разгар сезона рыбалка на корюшку во Владивостоке, на Сахалине или в Магадане приобретает характер всеобщего паломничества. Тысячи людей «молятся» морскому богу рыбалки, долгие часы просиживая на льду на своих рыбацких ящиках. Поза рыбака поистине символична, она напоминает позу монаха: голова рыбака и взгляд опущены вниз, в лунку, спина согнута в поклонении, лишь рука с «самодуром» производит ритмичные движения, приманивая рыбку на крючок.
Фото: Матвей Матвеев
Ради зимней ловли дальневосточник способен на многое. Самая высокая цена, которую готов предложить рыбак за корюшку – это своя жизнь. Да, да, и это не преувеличение. Когда лёд в бухтах только устанавливается, жаждущие нового сезона рыбаки выезжают на лёд на своих авто, порой, забывая о личной безопасности. Это самая горячая пора для сотрудников МЧС – когда лёд встаёт и когда он сходит. В новостях практически ежедневно появляются известия об ушедших под лёд машинах, о дрейфующих на льдинах рыбаках. Не обходится и без жертв. Машины рыбаков, попавшие в морскую воду, потом «всплывают» при продаже, получая прозвище «утопленников».
Несмотря на призывы МЧС не выезжать и не выходить на лёд, из года в год картина повторяется. Чувство рыбы на крючке – иррационально. Рыбаки и сами не могут объяснить, какая сила манит их на рыбалку, ведь и они понимают, что ради нескольких «хвостов» не стоит рисковать жизнью.
В сезон корюшки сахалинские соцсети пестрят кадрами экстремальной эвакуации. Хит сезона 2022 года – преодоление пятиметровой трещины на снегоходе.
Такая эвакуация – отнюдь не из ряда вон выходящее событие – в следующем видео рыбаки демонстрируют изрядную сноровку и изобретательность, чтобы помочь тем, у кого навык езды по воде еще не доведён до совершенства.
Видео ТГ-канал Fishing island Sakhalin
Возможно симптомы «корюшки головного мозга» у сахалинцев оттого более явные, что именно здесь ловят самую крупную корюшку на Дальнем Востоке – «зубатку». Она может достигать 35 сантиметров в длину. (редакция просит не рассматривать это утверждение как попытку розжига межрыбацкой розни)
Видео ТГ-канал Fishing island Sakhalin
– Это не объяснить словами. Тонкая леска, чувствительная снасть, высокой степени сонастройка [с рыбой – прим.авт.]. Это доставляет наслаждение – вот эта поклёвка, чувство рыбы на кончиках пальцев. Рыбалка – это очень интимно. Мы говорим так: “Мы едем не за рыбой, мы едем на рыбалку", – поделился своим сокровенным Дмитрий Сокур, много лет занимающийся именно зимней рыбалкой.
Зимняя рыбалка – это вообще отдельная тема и общность людей. Во Владивостоке, когда говорят «рыбаки», подразумевают именно рыбаков на корюшку, ну еще на навагу. Чаще всего «рыбак» звучит как диагноз. Имеется в виду особый характер, человек готовый на авантюру, способный на самые экстремальные поступки.
Фото: Матвей Матвеев
Немало поговорок из речи рыбаков перетекло к обычному человеку. Например, характеристика человека простоватого, бесхитростного звучит у рыбака так: «ведётся, как корюшка на поролон» (излюбленная наживка для корюшки – поролон, имитация криля – прим.авт.).
Фото: Матвей Матвеев
Осознать феномен рыбалки на корюшку пытался дальневосточный писатель Василий Авченко. В своей книге «Кристалл в прозрачной оправе. Рассказы о воде и камнях» (16+) он писал:
«С какого-то времени потребность не в частой, но в регулярной рыбалке появилась – или проявилась – и у меня. В этой потребности есть что-то важное для так называемого современного человека. Она демонстрирует неявную, но прочную связь с чем-то огромным и не очень познаваемым: природа? космос? бог? Ту связь, которая долго была мне, городскому ребёнку, неочевидна. Теперь я точно знаю, что она есть. Рыбалка – чуть ли не единственное, что связывает меня, живущего химерами и условностями, с Настоящим», – пишет Василий.
Фестиваль собрал любителей исторических реконструкций из многих дальневосточных регионов, а благодаря участникам из Казахстана он вправе именоваться международным. Организаторы устроили гостям путешествие в широком диапазоне времён – от Средневековья до Афганской войны. Корреспондент EastRussia погрузился в историю вместе с семьёй.
Лососевая путина 2024 года на Дальнем Востоке завершилась с худшим за 20 лет результатом. Это сказалось на ценах не только на рыбу, но и на красную икру. Одно из главных блюд новогоднего стола многим россиянам оказалось не по карману. Почему так произошло и чего ждать дальше, рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Вылов лососей в 2024 году стал самым низким за последние 20 лет. Низкие уловы совпали со скачком издержек лососевых предприятий. Все это поставило производителей в очень сложную ситуацию – просто повысить цены на продукцию для них сейчас не выход.
«В стабильной экономической ситуации снижение объема предложения для производителя компенсируется увеличением цены. И его экономические показатели, его выручка, прибыльность драматически не меняются. Но за четыре последних года в производственные затраты в лососевом сегменте выросли в полтора раза. Главным образом роль сыграл рост затрат на оплату труда, потому что колоссальную роль в добыче играет ручной малоквалифицированный труд. Из-за значительного роста производственных затрат произошло стремительное увеличение кредиторской задолженности: за семь лет задолженность добытчиков лососей перед банками выросла с пяти млрд рублей до 110 млрд. Это очень огромный рост, и это означает, что ежегодно во втором квартале предприятия берут большие кредиты, чтобы подготовиться к путине», — сообщил на пресс-конференции в ТАСС Герман Зверев.
Похожая ситуация складывается у добытчиков лосося на Аляске. Там экономический доход, который лососевые предприятия получили в этом году – самый низкий с 1975 года. Глава ВАРПЭ отмечает, что плохие подходы лососей – это такая глобальная тенденция, которая заставляет задуматься о выработке единых подходов к управлению рыболовством.
Существенное снижение вылова в этом году случилось и у добытчиков трески. За 10 лет объем добычи трески в мире сократился более чем в два раза. В 2014 году мировой вылов этого вида рыбы составлял 1 840 000 тонн, а в этом году – чуть больше 800 000. Свою негативную лепту вносят сложности с поставками рыбы в Европу, трудности с расчетами и экспортная пошлина.
«Также на экономику наших предприятий негативно повлияли не совсем выверенные формулировки законодательства, которые регулируют работу береговых заводов по производству трески. Поэтому мы в текущем году, к сожалению, не смогли получить адекватную нашей доле вылова ценовую премию», – рассказал Зверев.
Низкий улов лососевых повлиял и на продажи красной икры. В ноябре розничные цены на нее составляли семь-восемь тыс. рублей за килограмм, сейчас ценник еще выше. Однако, по словам президента ВАРПЭ, такие цифры вполне адекватные и нужно привыкать к новым ценникам.
«Есть такие расхожие оксюмороны: горячий снег, живой труп, правдивый лжец. Выражение «дешевая икра» – из этого же разряда. Лососевая икра даже в Советское время была качественной, но весьма дорогой: 140-граммовая баночка в начале 80-х годов стоила 4 рубля 20 копеек, а килограмм икры – 30 рублей, и это при среднемесячной зарплате 100-110 рублей. Получается, что килограмм обходился в треть месячной зарплаты, и при этом ее было не достать», — объяснил Герман Зверев.
По его словам, сейчас даже с учетом скачка цен, произошедшего из-за самой плохой за 20 лет лососевые путины, розничная стоимость красной икры для потребителя колеблется от 8,5 тыс. до 9,5 тыс. рублей за килограмм – 11% от средней зарплаты.
Герман Зверев отмечает, что три-пять лет назад в России существовало искаженное ценообразование на лососевую икру, из-за чего стоимость деликатеса представлялась доступной. Связано это с теневой добычей. Не менее 10% на рынке представляла браконьерская икра – 1000-1500 тонн.
«Эта икра, которую воровали у будущих поколений, безжалостно уничтожая рыбу, оставляя могильники на берегах камчатских рек. Эта икра поступала в торговлю и снижала уровень цены. Значительная часть икры реализовывалась фирмами-однодневками. Это еще не менее 10-15%. Еще один поток – это некачественная икра, которую реализовывали сомнительные производители. В этом году начался процесс маркировки икры. В ходе этого проекта уже зарегистрировались не менее 70 производителей икры, которых раньше не было вообще, их не существовало», — сообщил глава ВАРПЭ.
По его словам, сейчас рынок красной икры стал приходить в норму, но ситуацию в этом году усугубила плохая путина, из-за чего цены оказались значительно выше прошлогодних. По прогнозу ВАРПЭ, в 2025 году ситуация выровняется, дальнейшего повышения цен не произойдет.
При покупке красной икры Герман Зверев посоветовал выбирать розничные магазины с хорошей репутацией. Если же потребитель решил приобрести деликатес через Интернет-сервисы, то лучше доверять тем, кто давно работает на рынке и не заманивает суперскидками.
Стабильным остается крабовый промысел. Однако экономическое состояние в этом секторе не самое радужное – оно показывает, что ряд игроков рынка и регуляторы слишком оптимистично оценивали доходность этого бизнеса. В 2024 году цены на крабы на экспортных рынках снижались, доходность существенно уменьшалась. Герман Зверев отметил, что если экспортная пошлина сохранится в 2025 году, то состояние этого сегмента будет особенно тяжелым.
«Крабовые добытчики – самые закредитованные добытчики в нашей стране. Свыше 600 млрд рублей они должны банкам, причем значительную часть этой суммы они должны будут выплатить в следующем году. Плюс на горбу у них висят обязательства по строительству краболов – это тоже серьезные издержки», – подчеркнул президент ВАРПЭ.
По прогнозам на 2025 год, есть неплохие природные основания по вылову. Рыбодобытчики рассчитывают, что объем добычи лососевых будет больше, чем в нынешнем году. По их оптимистичным оценкам, он составит 250-320 тыс. тонн.
С экономической точки зрения у ВАРПЭ есть два сценария: инерционный, основанный на том, что вылов будет таким, как его прогнозируют, при этом не произойдет резкой эскалации ключевой ставки, новых шоковых запретов или санкций, не будет продлена экспортная пошлина; и шоковый вариант, основанный на том, что все эти факторы произойдут.
«Возникнут новые дополнительные ограничения на экспорт, останется экспортная пошлина, ключевая ставка будет расти, и в этом случае шоковый вариант приведет к резкому снижению выручки и к торможению прибыли. В инерционном варианте в секторе рыбодобычи мы прогнозируем размер выручки порядка 750 млрд рублей, а в секторе рыбопереработки – порядка 450 млрд рублей. В случае шокового варианта мы считаем, что выручка останется примерно на уровне текущего года», – подытожил Герман Зверев.
Российские банки резко повысили размер первоначального взноса по ипотеке, при этом льготная ипотека на новостройки отменена. Все это сказалось на строительном рынке, в том числе на Дальнем Востоке. О том, что ждет отрасль в новых экономических реалиях, как будут вести себя застройщики и что будет с ценами на жилье, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.
– Сейчас девелоперы проходят период адаптации к новым экономическим условиям. Я говорю об отмене льготной ипотеки на новостройки, повышении размера первоначального взноса по всем действующим программам, в целом более высоким требованиям банков к заемщикам. Это приводит к снижению емкости рынка, к которой мы привыкли за последние годы, делает потенциального покупателя более щепетильным при выборе жилого комплекса для покупки квартиры. Процесс принятия решения и выхода на сделку стал дольше.
В целом, все девелоперы сейчас фиксируют некоторое замедление темпов продаж. В будущем это приведет к тому, что застройщики будут вынуждены очень внимательно оценить портфель проектов, планируемых к запуску, чтобы сбалансировать прогнозируемые темпы продаж и скорость строительства.
Относиться к этому можно по-разному. Многолетний опыт доказывает, что такие кризисные ситуации позволяют бизнесу мобилизоваться, избавиться от ненужного и выйти на новый уровень – эволюционировать. Я считаю, в девелопменте эта эволюция приведет к тому, что на рынке появится больше привлекательного продукта, подходящего под актуальные потребности самых разных клиентов. Все мы понимаем, что многое сейчас в строительной сфере зависит от покупательской способности.
Обязательно нужно учитывать, как разогналась отрасль за последние годы. Прямо сейчас в Приморье ведется строительство более трех млн кв. метров жилья. Это рекордные для региона показатели, которые говорят о том, что на рынке развернется серьезная и бескомпромиссная борьба за каждого клиента. Причем, потенциальному покупателю уже недостаточно просто добротно построенного ЖК в удобной локации – такой выбор у приморцев сейчас действительно есть. Новый запрос заключается в том, что клиент хочет видеть разнообразную, сбалансированную, эстетичную городскую среду за порогом своего подъезда, причем в масштабе целого района. Поэтому наиболее привлекательными станут проекты, где, помимо жилья, создают новую инфраструктуру со школами, садами, магазинами, местами для прогулок и отдыха, занятий спортом и т.д. Рынок на этот запрос начинает реагировать. Если некоторое время назад мы были чуть ли не единственным девелопером, который в своих проектах – поселок «Новый Де-Фриз», ЖК «Формат», а теперь и в DNS Сити – сразу предусматривал создание всей этой инфраструктуры, то сейчас принципы комплексного подхода к развитию территории действительно становится трендом в нашем регионе. Уже анонсирована подготовка к запуску таких комплексных проектов во Владивостоке, и все участники отрасли будут следить за их реализацией. По нашему опыту «первопроходцев» могу сказать, что это не простой, но, на мой взгляд, самый верный путь развития жилищного строительства.
Если говорить о параметрах девелоперского продукта, то следующий год будет посвящен поиску баланса. Все это время мы наблюдали настоящую «гонку вооружений» с точки зрения наполнения различными опциями жилых комплексов. Девелоперы стремились перещеголять конкурентов: зарядки для телефона в лавочках на улице, сады на кровле, фонтаны во дворе и многое другое. Интересно, что на Дальнем Востоке этот тренд начался несколько позднее по сравнению с центральной Россией. Повлияло то, что в регион зашли федеральные девелоперы, которые привнесли свои стандарты качества и новые форматы. Одновременно с этим произошел запуск интересных проектов региональных застройщиков. В комплексе все это положительно сказалось на качестве и параметрах ЖК, которые сейчас представлены на рынке: если еще три-четыре года назад клиента можно было удивить закрытыми дворами без машин и современными детскими и спортивными площадками, то теперь это база.
Однако в новых экономических условиях разнообразные «фишки» все же придется пересмотреть. С одной стороны необычные атрибуты делают ЖК ярким и привлекательным, но с другой – более дорогим. Подобные продуктовые решения девелоперы будут пропускать через сито реальных потребностей и ценностей покупателя. Останется и даже улучшится то, что по-настоящему важно, а от избыточных элементов будут избавляться.
Если рассуждать о том, что ждет отрасль в целом, то, очевидно, что девелоперам придется научиться зарабатывать не только по привычной относительно простой схеме «построил – продал», а искать другие способы взаимодействия с потребителями: предлагать клиентам рассрочку, лизинг, аренду. Другими словами, необходимо будет «включать голову», креативить еще больше и еще качественнее.
Если говорить про Дальневосточный федеральный округ, то здесь строительная отрасль находится в более выгодных условиях благодаря «дальневосточной ипотеке», за счет чего сильных изменений или потрясений удается избежать. Для понимания значимости этого инструмента для местного рынка приведу статистику: в наших проектах ЖК «Формат» и DNS Сити – 60% сделок проходят по программе ДВ-ипотеки.
В будущем на Дальнем Востоке и в Приморском крае, в частности, будут выигрывать в конкуренции девелоперы с ликвидными продуктами, подходящими под условия льготной ипотеки, но предлагающие достойный продуманный продукт. При этом одним из ключевых факторов успеха на рынке станет наличие разнообразной квартирографии, удовлетворяющей потребностям всех категорий покупателей. К примеру, в своих проектах – «Формат» и «DNS Сити» – мы обеспечили широкий ассортимент квартир – от 23 до 104 кв. метров, и все варианты отделки: черновую, предчистовую, квартиры с готовым ремонтом. Плюс в «DNS Сити» вывели на рынок двухуровневые квартиры с потолками пять метров и большими витражными окнами.
Если говорить о стоимости жилья, то серьезных скачков, думаю, не будет. Да, отдельные застройщики будут предлагать скидки, но долго это не продлится, поскольку работать себе в убыток никто не будет. Соответственно рынок вернется к борьбе за клиента на поле качества продукта.
С 1 ноября в Московском метро курсирует седьмой в истории «Дальневосточный экспресс». Пассажиры брендированного поезда знакомятся с 11 регионами Дальнего Востока – с его жителями, возможностями для образования и развития карьеры, прорывными бизнес-проектами и, конечно, природными красотами. Специально для EastRussia об истории проекта рассказала его шеф-редактор Оксана Александрова.
Чтобы запустить «Дальневосточный экспресс», нужен не только машинист. Над проектом работает большая команда: представители Минвостокразвития России, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» и всех 11 регионов Дальневосточного федерального округа. Оператором комплекса мероприятий «Дни регионов Дальнего Востока в Москве» является НО «Фонд развития социальных инициатив». Исполнителем выступает команда редакторов и дизайнеров коммуникационного агентства PressPass, которую координирует шеф-редактор Оксана Александрова – человек, который знает, как 11 регионов ДФО умещаются в 10 вагонах поезда «Русич».
«Представьте, Дальневосточный федеральный округ – это около семи млн кв. км. И наша задача – показать ключевые особенности этого макрорегиона в одном поезде, печатный макет которого занимает площадь около 400 кв. метров. Задача непростая, но интересная», – говорит Оксана Александрова.
На реализацию проекта – от наработки идей до старта состава – требуется около семи месяцев. Режим работы довольно бодрый: разработка концепций, детальная проработка структуры состава, плотная коммуникация с регионами, чтобы собрать качественную фактуру, фотоконтент и найти героев, затем – редактура и верстка. Многоуровневое согласование готового макета идет сразу в нескольких часовых поясах, а в Московском метро уже выбирают состав под оклейку.
Обычно на старте производства «Дальневосточного экспресса» разрабатываются три-четыре концепции – с авторскими рисунками, с современной графикой, с разным подходом к структуре состава. Из них выбирается лучший вариант.
«В этом году мы вдохновились речью полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева на выставке "Россия" в Москве. Он рассказал о достижениях регионов ДФО за последние десять лет, о прорывном развитии и проектах будущего. В русле этого выступления была сформирована концепция брендирования "Развитие Дальнего Востока – национальный приоритет развития России"», – рассказала Оксана Александрова.
В 2013 году Владимир Путин назвал развитие Дальнего Востока приоритетным направлением. После этого началось прорывное развитие ДФО. За десять лет появились территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, преференциальный режим на Курилах, механизм снижения энерготарифов, заработала «дальневосточная ипотека» и программа «Гектар», появилась Единая дальневосточная авиакомпания. Также на Дальнем Востоке запустили 673 предприятия, в бюджеты разных уровней привлекли 3,4 трлн рублей инвестиций, Дальний Восток вышел на первое место в стране по темпам строительства жилья. Все эти достижения отмечены в новом «Дальневосточном экспрессе» – не только в цифрах и графиках, но и в реальных историях людей.
«Мы запустили уже седьмой по счету поезд, посвященный Дальнему Востоку, — отметила на церемонии запуска "Дальневосточного экспресса" заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева. — На протяжении семи лет концепция "Дальневосточного экспресса" менялась: были годы, когда мы раскрывали красоту и разнообразие регионов, отдельный год был посвящен гастрономическому многообразию Дальнего Востока. А в этом году поезд подводит итоги десятилетней работы по развитию всей этой макротерритории. За десять лет на Дальнем Востоке были созданы специальные преференциальные режимы, пересмотрены возможности для учебы и работы, расширены возможности для туризма. Этот поезд, с одной стороны подводит итоги и показывает, как сегодня трансформируется и динамично развивается территория, а с другой – показывает возможности для путешествий и отдыха на Дальнем Востоке, а также для учебы, работы и жизни в этом макрорегионе».
«История проекта началась в 2017 году. На старте проекта мы знакомили пассажиров с регионом – рассказывали, что такое Дальний Восток, где находятся эти города, что в них есть интересного. У нас огромная страна, поэтому иногда люди действительно путаются, например, при упоминании Республика Саха (Якутия) из-за созвучия думают о Сахалинской области, бывало и такое» – делится Оксана Александрова.
Первые составы напоминали энциклопедии на колесах. Каждый регион размещал свою визитку: информацию о столице, главных промышленных мощностях, коренных народах, достопримечательностях. Плюс много панелей было отведено под интересные факты о дальневосточных землях.
Сам состав, который брендируется, состоит из пяти сдвоенных вагонов. До 2018 года, когда в ДФО входило девять регионов, каждому из них в «Дальневосточном экспрессе» отводился отдельный вагон и был один общий – тематический.
«За эти годы было выпущено несколько тематических вагонов. Например, к юбилею Владимира Арсеньева мы делали спецвагон совместно с Музеем Арсеньева во Владивостоке; в следующий раз привлекали художника, чтобы все борта оформить рисунками для детей и познакомить самых маленьких пассажиров с Дальним Востоком в игровом формате. Свой вагон славы получили и «гектарщики», которые делились опытом реализации бизнес-планов на наделах, и крупные предприятия макрорегиона, которые представляли свои товары. Очень красиво был оформлен вагон о заповедной природе Дальнего Востока – мишки ловили рыбу на берегу Курильского озера. Но хитом, конечно, стал вагон-ресторан образца 2023 года, в нем были представлены рецепты главных блюд каждого региона, с сочными фотографиями и ссылкой на видео от шеф-повара», – вспоминает шеф-редактор проекта.
Арт-концепция тоже менялась из года в год – новые темы требовали соответствующего оформления со своими фишками и особенностями. А когда к ДФО присоединились Забайкалье и Бурятия, каждому региону отвели по половинке вагона и увеличили количество общих тематических бортов.
В этот раз у поезда абсолютно новая структура: от «регионального» разделения ушли.
«Мы немного переживали за то, что на этот раз каждый регион не получил своего отдельного места для презентации в поезде, но в результате можем абсолютно точно сказать, что "Дальневосточный экспресс" только выиграл, потому что мы добились самой главной цели – представили дальневосточные регионы как единое целое, как территорию, которая интенсивно развивается в едином ритме», – объяснила шеф-редактор проекта.
Судя по положительным откликам в день старта «Дальневосточного экспресса», концепция достижений Дальнего Востока понравилась и пассажирам.
Первый вагон «Дальневосточного экспресса» посвящен истории освоения дальневосточных земель и людям, которые не боялись отправляться к далеким берегам, открывать новые территории.
«Этих людей сегодня смело можно приравнять к героям, потому что они действительно совершали подвиги, их путешествия были сложными, с преодолениями и лишениями. Художник специально для "Дальневосточного экспресса" изобразил основателя Якутска Петра Бекетова, а также Семена Дежнева, который за 80 лет до Беринга прошел пролив между Чукоткой и Аляской, Геннадия Невельского и других первооткрывателей и важных для развития Дальнего Востока личностей», — подчеркнула Оксана Александрова.
Во всем составе акцент сделан на живые истории дальневосточников.
«Это очень интересные герои, например, супружеская пара, которая работает на космодроме Восточный в Приамурье, они проводили в космос уже шесть ракет. Люди делятся своими эмоциями от Дальнего Востока, и это, конечно, не может оставить равнодушным, потому что они искренно и с любовью говорят о том месте, где живут и работают».
Особое место в «Дальневосточном экспрессе» занимает блок «Сделано на Дальнем Востоке» – здесь представлены ключевые бренды ДФО – от дикоросов и красной икры до кораблей и самолетов.
«Мне кажется, это самый зрелищный вагон. Здесь и новая версия Суперджет 100, и вертолет Ми-8, и концептуальные наряды якутских дизайнеров, и самолет Байкал, производство которого запустят в ближайшее время. Коллаж собран на фоне камчатских пейзажей и панорамного вида на морской порт», – делится Оксана Александрова.
Представлен в «Дальневосточном экспрессе» и вагон «Дальний Восток для Победы». Здесь подробно рассказывается о вкладе регионов в Специальную военную операцию, о героях-дальневосточниках, о волонтерских движениях и программе «шефства» над муниципалитетами ДНР и ЛНР.
Пятый вагон целиком посвящен путешествиям. Крупные фотографии позволяют пассажирам почувствовать себя на вулканах Камчатке, на берегу Байкала, в степях Забайкалья и в чукотской тундре. Здесь можно спланировать свой тур на Дальний Восток, а также узнать про условия популярного конкурса «Дальний Восток – земля приключений».
В этом году изменения коснулись не только структуры состава, но и художественной концепции – во внешнем оформлении сосредоточились на крупных изображениях.
«Поезд едет довольно быстро, разглядеть маленькие детали можно не успеть. А крупные фотоколлажи видно сразу, в движении картинки словно оживают – ракета взлетает, брызги с каяка летят в лицо, балерина закручивает фуэте на фоне Байкала, самолет вырывается за пределы туннеля, северное сияние поражает своей магией, а камчатский краб – невероятными размерами. Не знаю, как вы, а я бы хотела уехать прямо из подземки – на Дальний Восток», – отмечает Оксана Александрова.
Первый «Дальневосточный экспресс» вышел на Таганско-Краснопресненскую линию Московского метрополитена 11 декабря 2017 года. После этого запускать брендированный поезд с восточным колоритом стало ежегодной традицией. Проследить историю развития проекта можно было на фотовыставке, которая сопровождала торжественный запуск «Дальневосточного экспресса – 2024». На кадрах видно, как вслед за мировыми тенденциями менялся и дизайн поезда. Можно проследить, как трансформировалась художественная идея – от мозаики из фотографий с дальневосточными достопримечательностями или панорамными видами природы до авторских рисунков и гигантских коллажей из символов ДФО. Неизменным остается одно – искренняя любовь к Дальнему Востоку.
«Признаюсь, есть одна тема, когда волнует всех и всегда, вне зависимости от времени года и порядкового номера поезда. Мы всей командой ждем новых встреч с любимыми регионами и ищем ответы на главный вопрос – зачем ехать на Дальний Восток. И каждый раз публикуем в поезде новые варианты. Здесь можно загорать, серфить, наблюдать за косатками и китами. Собирать фотоколлекцию маяков или испытать себя на прочность, встретив Новый год на полюсе холода. Летом обязательно отправляйтесь на рыбалку, зимой – на охоту за северным сиянием. И, конечно, в год юбилея БАМа, стоит проехать по легендарной магистрали, по пути увидеть Байкал, пройти по Чарским пескам. Ограничить в путешествии и активностях может только фантазия, а Дальний Восток – нет», – комментирует шеф-редактор.
Нынешний «Дальневосточный экспресс» будет курсировать по Арбатско-Покровской линии полгода – практически столько же времени, сколько ушло на создание проекта – от идеи до запуска. Этого времени точно хватит, чтобы изучить Дальний Восток в подробностях.
Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – Дальний Восток.