Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор авиастроения ДФО — весна 2025
Поделиться

Авиастроение Дальнего Востока: планов много

На дальневосточных предприятиях отрасли планируется проведение работ по модернизации и расширению мощностей для выпуска самолетов гражданской авиации – МС-21 и SJ-100. Серийный выпуск самолетов с российскими комплектующими ранее был отложен на более поздний срок, но в компаниях заявляют об успешном прохождении летных испытаний, позволяющих начать поставки в установленные на текущий момент сроки. Тем не менее проблемным проектом остается легкий самолет «Байкал», который планируется широко использовать в малой авиации. Разработчики воздушного судна сообщают о продолжающихся работах в рамках проекта на фоне информации о его возможном закрытии.

Двигатель ПД-8 на SJ-100. фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Финансовый недолет

Авиастроительная отрасль в России в настоящее время испытывает ряд трудностей. Финансирование производства самолетов и вертолетов из федерального бюджета на 2025 г. планируется существенно сократить. Так, федеральный проект «Производство самолетов и вертолетов» получит на 22,4 млрд рублей меньше, чем планировалось в действующем федеральном бюджете (101,2 млрд рублей). Комитет по промышленности Госдумы выдал положительное заключение на законопроект о соответствующих поправках к федеральному бюджету на 2025 г. В свою очередь, в рамках госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ» федеральный проект в случае принятия законопроекта получит только 12,8 млрд рублей из ранее предусмотренных 54,7 млрд рублей. Сокращение финансирования госпрограммы «Развитие авиационной промышленности» составит 9,6 млрд рублей (из предусмотренных 46,5 млрд рублей). Главным образом, предполагается сократить субсидии лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на закупку воздушных судов, а также субсидии авиакомпаниям на компенсацию части затрат, связанных с обслуживанием воздушных судов. Сумма такого сокращения может составить 8,5 млрд рублей.

Сокращение субсидий связано с переносом сроков и сокращением объемов Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли, разработанной Минтрансом при участии Минпромторга (утверждена правительством в июне 2022 г.). Объем капитальных затрат в ее рамках оценивался в 1 трлн рублей, включая 284 млрд рублей средств ФНБ, 381 млрд рублей банковских кредитов, 123 млрд рублей средств участников инвестпроекта, 215 млрд рублей бюджетных средств. Изначально поставки самолетов в рамках программы планировалось начать с 2023 г., но в мае 2024 г. Минпромторг перенес сроки начала поставок на 2025 г. Первый вице-премьер Д.Мантуров заявлял о возможности корректировки программы.

В заключении комитета Госдумы сокращение бюджета отрасли в 2025 г. связывают с высокой ключевой ставкой ЦБ, отмечая, что она негативно влияет на проекты с долгим сроком реализации и продолжительным циклом производства продукции. Проблемами отрасли также являются нестабильность поставок комплектующих, незавершенность опытно-конструкторских работ. В госкорпорации «Ростех», тем не менее, заявляют о сохранении неизменными своих планов по поставкам самолетов. В 2026 г. планируется начать поставки пассажирских самолетов SJ-100 и МС-21.

Изделие требует доработки

Минпромторг намерен выделить 14,2 млрд рублей на опытно-конструкторские работы по улучшению двигателя ПД-14, который будет устанавливаться на самолеты МС-21. В частности, планируется усовершенствовать силовую установку для более эффективного расхода топлива, снижения веса и уменьшения шума двигателя. Также средства должны быть направлены на повышение ремонтной технологичности самого двигателя и деталей к нему. Согласно текущим планам, в 2025 г. авиакомпаниям должны быть переданы девять МС-21-310 (базовая версия самолета), в 2026 г. – 31 самолет, в 2029 г. ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21 в год. В феврале «Объединённая двигателестроительная корпорация» передала Иркутскому авиационному заводу (филиал ПАО «Яковлев») партию новых двигателей ПД-14 с российскими комплектующими для сборки лайнеров МС-21.

МС-21 с отечественными двигателями ПД-14 фото Объединенная авиастроительная корпораация

В марте «Яковлев» получил новый, расширенный сертификат одобрения производственной организации №ФАВТ-И-11, что предполагает одобрение серийного производства МС-21. При этом Комсомольскому-на-Амуре авиационному заводу в Хабаровском крае был передан объем изготовления 16 обшивок отсека фюзеляжа лайнера МС-21. Ранее эту часть комплектующих для самолета производили на заводе «Авиастар» в Ульяновске. Глава Минпромторга А.Алиханов в марте сообщал, что первые сертификационные полеты МС-21 с российскими комплектующими планируется начать в июне-июле 2025 г.

Следует отметить, что на Иркутском авиационном заводе к 2030 г. планируется реализовать проект технической модернизации для обеспечения серийного выпуска МС-21 в количестве 36 самолетов в год. В том числе запланированы капитальное строительство новых и реконструкция имеющихся производственных помещений, участков, корпусов, организация дополнительных складских площадей и техническое переоснащение завода.

SJ-100

В конце апреля в Комсомольске-на-Амуре совершил первый полет третий опытный образец SJ-100 (SSJ-100 с российскими комплектующими) с двигателями ПД-8. Сертификационные испытания лайнера планируется завершить в 2025 г., начать поставки – с 2026 г. Первый полет SJ-100 с ПД-8 был совершен 17 марта, самолет провел в воздухе 40 минут на скорости 500 км/ч и высоте 3000 м. Всего до 2030 г. предполагается выпустить 142 самолета. Ранее начать осуществлять поставки SJ-100 предполагалось в 2023 г.

Полет SJ-100 с двигателями ПД-8. фото: Объединенная авиастроительная корпорация

В Комсомольске-на-Амуре ПАО «Яковлев» планирует построить логистический центр со сборочным участком двигателей для SJ-100, а также центр специализации по сборке дверей и люков гражданских авиалайнеров МС-21, SJ-100, Ил-114, Ту-214.

«Байкал», подтвердите вашу позицию

Неопределенной остается ситуация вокруг проекта легкого многоцелевого турбовинтового самолета «Байкал» (ЛМС-91). 14 мая вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев заявил, что проект не развивается, в связи с чем самолет не будет выпущен. Он сообщил, что Минпромторг вместо реализации проекта «Байкала» предлагает ремоторизировать самолеты Ан-2. Его слова опровергли в Минпромторге и «Уральском заводе гражданской авиации» (УЗГА). В апреле 2025 г. с «Уральским заводом гражданской авиации» был подписан контракт на доработку самолета на общую сумму 10,1 млрд рублей.

Технический директор УЗГА В.Шорохов отметил, что программа по созданию самолета «Байкал» выполняется в соответствии с графиком, установленным госконтрактом, а также сообщил, что уже создано два летных образца. По его словам, в настоящий момент ведется производство третьего летного образца с двигателем ВК-800 с выходом на испытания в конце текущего года. Сертифицировать самолет планируется в 2026 г. В начале текущего года на территории опережающего развития (ТОР) «Хабаровск» в Комсомольске-на-Амуре началось строительство завода по производству «Байкала», рассчитанного на 20 самолетов в год. До 2030 г., согласно обновленным весной 2024 г. планам Минпромторга, объем поставок «Байкалов» должен составит 139 самолетов.

Самолет «Байкал». фото: Уральский завод гражданской авиации

В конце марта в УЗГА сообщали, что основная работа в рамках проекта сосредоточена на работах по замене импортной силовой установки[2] ЛМС-901 «Байкал» на российский двигатель ВК-800 и воздушный винт АВ-901 и получении сертификата типа (сертификат, подтверждающий соответствие воздушного судна действующим требованиям летной годности, установленным национальным воздушным законодательством).

Следует отметить, что связи с текущими задачами произошли изменения и в руководстве УЗГА. В начале текущего года совет директоров УЗГА возглавил М.Погосян – в прошлом ректор МАИ (2016-25 гг.), президент ОАК (2011-15 гг.), гендиректор ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» (2003-07 гг.), генеральный конструктор РСК МиГ (2009-11 гг.). В УЗГА М.Погосян стал курировать гражданские проекты и вопросы финансирования. Прежде совет директоров УЗГА возглавлял В.Бадеха, с ноября прошлого года он руководит ОАК и ПАО «Яковлев». Уход М.Погосяна из ОАК сопровождался критикой проекта Sukhoi Superjet со стороны правительства в связи с высокой стоимостью, низким уровнем локализации и проблемами с эксплуатацией. В то же время в пользу его управленческого опыта в сфере гражданского самолетостроения свидетельствует выход SSJ-100 на рынок и его применение в российской авиации.

текст: Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор сельского хозяйства ДФО — зима 2025

На Дальнем Востоке в большинстве регионов отмечается спад сельскохозяйственного производства. В то же время в отдельных субъектах в текущем году наблюдается рост объемов сбора урожая зерновых и зернобобовых, в том числе за счет расширения посевных площадей, а также увеличение объемов выпуска продукции в сфере животноводства и рост экспорта.

Читать полностью
Поделиться
Перспективы построения карьеры в промышленном секторе Хабаровского края

Несмотря на эпоху цифровизации, именно промышленность сегодня открывает тысячи перспективных вакансий. О ключевых возможностях трудоустройства рассказала директор Кадрового центра Хабаровского края Елена Даниленко.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор горнодобычи ДФО — зима 2025

В ряде дальневосточных регионов наблюдается рост золотодобычи. В перспективе на увеличение показателей производства драгметалла могут повлиять новые проекты и развитие действующих предприятий. В отрасли правительством готовится к введению ряд ограничений, которые, в первую очередь, коснутся добычи на россыпях. Дополнительное внимание предполагается уделять разработке месторождений редких и редкоземельных металлов, которые требуют существенных затрат, в том числе на инфраструктуру.

Читать полностью
Поделиться
Судостроение расправит паруса

На Дальнем Востоке сегодня сосредоточено 12% судоремонтных мощностей страны, и на макрорегион, по сведениям Минпромторга России, приходится порядка 8% от общего объема отраслевого производства. В условиях острой потребности страны в новом флоте различного назначения и класса у ДФО есть возможность увеличить если не долю, то физический объем исполняемых заказов. Однако успех в немалой степени зависит от того, насколько эффективно будет задействован потенциал судостроительных предприятий, сегодня имеющих разную загрузку, и поставлена на экономические рельсы межрегиональная кооперация.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор рыбной промышленности ДФО — осень 2025

Итоги вылова лососевых рыб на Дальнем Востоке в текущем году превышают прошлогодние показатели и прогнозные значения, но все же являются меньшими по сравнению с предшествующими рекордными по объемам добычи годами. Представителей отрасли беспокоит ряд проблем, для решения которых рыбопромышленники рассчитывают на поддержку государства. На этом фоне происходят крупные судебные разбирательства и смена собственников важных предприятий.

Читать полностью
Поделиться
Рыбный опт на Дальнем Востоке: цифровизация против складского дефицита

Дефицит холодильных мощностей остро ощущается во всех ключевых центрах рыбного промысла Дальнего Востока — Владивостоке, Находке, Петропавловске-Камчатском. Пиковые объемы вылова сталкиваются с перегруженными портами, очередями на выгрузку и ростом издержек, что усложняет покупку и продажу рыбы оптом. Как отмечает предприниматель из Владивостока и генеральный директор Fishplace.ru Юлия Беликова, все больше компаний находят решение в цифровизации: онлайн-платформы позволяют заранее видеть свободные холодильные мощности, бронировать их и выстраивать логистику.

Читать полностью
Поделиться
Трамп, сенат и промышленность: лоббизм или здравый смысл в американской политике?

Президент США Дональд Трамп усиливает контроль над экологическим регулятором: в Сенат внесена кандидатура Дугласа Трутмана на пост главы EPA, что обострило конфликт между Белым домом, демократами и индустрией. Крупнейшие автопроизводители публично раскритиковали запрет на хризотил в тормозных накладках и требуют ревизии норм, указывая на удар по цепочкам поставок и себестоимости. На кону — границы экологического регулирования и конкурентоспособность реального сектора от химии и нефти до автопрома. Команда Трампа сигнализирует возможную «ревизию 30 лет» решений EPA, способную изменить баланс сил в Вашингтоне и правила игры для бизнеса.

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточную энергетику подводят к новой генерации

В этом году новые исторические максимумы потребления электрической мощности достигнуты в энергосистемах Амурской области, Приморья, Забайкалья, Бурятии, Хабаровского края. Экономическое развитие региона сопровождается ростом спроса на электроэнергию, который к 2031 году может возрасти на 30%. При этом энергетикам предстоит вывести часть старых энергомощностей из эксплуатации. С учетом тренда стоит задача построить нужное количество генерирующих объектов, для чего важно мотивировать инвесторов, усматривающих сегодня немало рисков при создании новой генерации.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор сельского хозяйства ДФО — осень 2025

Основные агропромышленные регионы Дальнего Востока по итогам текущего года рассчитывают нарастить урожаи сельскохозяйственных культур, в том числе благодаря увеличившимся площадям посевов. Планируется расширять предприятия в сфере животноводства и овощеводства, повышая уровень самообеспеченности дальневосточных субъектов собственной продукцией.

Читать полностью
Поделиться
Со своей целлюлозой

В ходе парламентских слушаний об актуализации стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года от правительства Хабаровского края поступило предложение о создании на Дальнем Востоке целлюлозно-бумажного комбината. По мысли региона, сегодня это может рассматриваться как антикризисная мера с учетом накопившихся производственно-экономических проблем в отрасли. Однако идея не нашла отклика у федеральных органов власти, а сами представители целлюлозно-бумажной промышленности указывают на то, что сегодня им приходится работать в убыток.

Читать полностью
Больше материалов