Анализ строительной отрасли ДФО: льготная ипотека и новые проекты
На Дальнем Востоке продолжается заметный рост жилищного строительства, на что оказывают влияние условия льготной ипотеки. В том числе проекты в регионах реализуют крупные федеральные девелоперы. Предполагается продолжать создавать новые производства строительных материалов, ориентированные на потребление внутри ДФО.
По объемам работ, выполненных в сфере строительства (таблица 1) в январе-июле текущего года наибольший прирост относительно аналогичного периода прошлого года на Дальнем Востоке, демонстрируют Хабаровский край (+37,7%), Еврейская АО (+29,8%) и Приморский край (+19,2%). При этом в целом по ДФО прирост составил только 1,9%, поскольку в большинстве регионов динамика была отрицательной – в частности, в Сахалинской области, Забайкальском крае, Магаданской области, Бурятии, Чукотском АО и Амурской области.
В то же время в денежном отношении (таблица 2) лидерство по объемам строительных работ за семь месяцев года принадлежит Якутии (более 178 млрд рублей), далее следуют Амурская область (свыше 144 млрд рублей), Иркутская область (более 134 млрд рублей) и Хабаровский край (свыше 127 млрд рублей).
В жилищном строительстве на Дальнем Востоке в январе-июле введено 2,7 млн кв. м жилья, что на 21% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Лидерами роста (таблица 3) в январе-июле 2024 г. стали Еврейская АО (+51,8%), Магаданская область (+42,8%) и Якутия (+41,9%). При этом на Чукотке и в Магаданской области в целом объемы строительства крайне невелики – 3,6 тыс. кв. м и 4,9 тыс. кв. м соответственно. Отрицательную динамику в жилищном строительстве демонстрируют Сахалинская область (снижение индекса до 98,6%) и Камчатский край (94,9%).
Наибольшие объемы нового жилья за восемь месяцев года (таблица 4) введены в Иркутской области (978,9 тыс. кв. м), Приморском крае (803,1 тыс. кв. м), Якутии (452,8 тыс. кв. м) и Бурятии (452,9 тыс. кв. м). При этом Приморье и Якутия являются лидерами по объемам одобренных льготных жилищных кредитов в ДФО. Запуск новых проектов жилищного строительства за семь месяцев года в ДФО вырос на 11% относительно аналогичного периода прошлого года – до 1,9 млн кв. м новых проектов. К 6 сентября на этапе строительства находились порядка 6,8 млн кв. м в новостройках.
В качестве основного стимула развития жилищного строительства в макрорегионе правительство РФ видит сохранение льготной дальневосточной и арктической ипотеки на уровне 2%. Что касается арендного жилья, то летом регионам Дальнего Востока был выделен дополнительный лимит квартир в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО» - Сахалинской области предоставлен дополнительный лимит на 400 квартир (всего – 1 721 квартира), Забайкальскому краю – 262 квартиры (всего – 1 089). Напомним, что в целом предполагается построить в ДФО не менее 10 тыс. арендных квартир, на что правительством выделено 87 млрд рублей. На сегодняшний день подписаны договоры на строительство 7,5 тыс. квартир. Уже построены и переданы для сдачи в аренду 42 квартиры в Приморском крае (ЖК «Айвазовский» во Владивостоке), 40 квартир в Чукотском АО (ЖК «Ягодный» в Анадыре) и 24 квартиры в Якутии (микрорайон «Марха» в Якутске).
ВТБ в сентябре открыл кредитную линию на 4,5 млрд рублей владивостокскому специализированному застройщику «Группа»[1] на возведение жилого комплекса во Владивостоке на площади 100 тыс. кв. м в микрорайоне «Зеленый угол»[2] (Ленинский район Владивостока). В рамках первой очереди строится жилой дом на 699 квартир общей площадью 37,5 тыс. кв. м. Сдача дома в эксплуатацию запланирована на четвертый квартал 2027 г. Среди завершенных проектов «СЗ «Групп» в Приморье – коттеджные поселки «Белый парус» и «Парк Де-Фриз».
В июне ВТБ открыл финансирование на 1,1 млрд рублей для строительства первой очереди жилого комплекса «Эколэнд» в Хабаровске (микрорайон Березовка[3], Краснофлотский район в северной части города). Проект реализует ООО «СЗ БМК-Девелопмент»[4]. Предполагается построить четыре дома общей площадью 12,6 тыс. кв. м. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на четвертый квартал 2025 г.
Со своей стороны, банк ДОМ.РФ профинансировал на сумму около 1,3 млрд рублей благовещенскую группу компаний «САР» для строительства третьего и четвертого этапов ЖК «Современник» в селе Чигири Благовещенского района Амурской области (в 10 км от Благовещенска). Общая площадь проекта составит более 15 тыс. кв. м, включая 9 тыс. кв. м жилой площади. Первый и второй этапы комплекса были введены в 2023 г.
На предоставленные ДОМ.РФ кредитные средства в Амурской области, помимо «Современника» (161 квартира), также строятся крупный ЖК «Зея парк» (11,7 тыс. квартир, группа «ПИК») и ЖК «Европейский квартал» (226 квартир, АО «СЗ Благовещенскстрой»).
Следует отметить, что у ДОМ.РФ также есть собственные проекты в регионах. Так, в сентябре стало известно, что ДОМ.РФ создаст социальную инфраструктуру (поликлинику, спортивный комплекс) в рамках проекта жилого комплекса «ДОМ на Востоке» во Владивостоке (район бухты Патрокл, Первомайский район города). Проект реализует компания «ДОМ.РФ Девелопмент». Ведется строительство третьей очереди жилого комплекса, рассчитанного на 314 квартир и 153 машино-места на подземной парковке. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на третий квартал 2027 г. Полностью проект планируется реализовать к 2030 г.
Тем временем группа компаний DARS Д.Рябова из Ульяновска до 2030 г. намерена реализовать в Хабаровске два новых проекта комплексного строительства и благоустройства с объемом инвестиций порядка 19 млрд рублей. В августе девелопер завершил сделку по приобретению хабаровской компании ООО «СЗ «Атлант 27», получив право на строительство жилого комплекса «На семи холмах» (в границах улиц Совхозная и Трехгорная). Проект предполагает возведение 150,65 тыс. кв м жилья на площади 13,4 га. Также в партнерстве с ДОМ.РФ DARS рассчитывает построить жилой комплекс таунхаусов объемом около 35 тыс. кв. м в районе улицы Связная.
Наконец, крупный федеральный девелопер «Самолет» (ООО «Самолет Регионы») в марте учредил компанию ООО «СЗ Проект-С-71», летом выигравшую торги на комплексное развитие территории в районе улиц Трехгорная и Карьерная в Хабаровске. Застройщик за 120 месяцев должен разработать и утвердить планировку территории, построить 49 тыс. жилых и 1 тыс. нежилых кв. м, детский сад на 230 мест, благоустроить территорию. Еще одна дочерняя компания «Самолета», ООО «СЗ Проект-С-47», в январе подписала соглашение с властями Забайкальского края о возведении 238 тыс. кв. м жилья до 2033 г. в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Чите (ТОР «Забайкалье»). Первая очередь должна быть введена не позднее декабря 2026 г. Объем инвестиций составит 27,2 млрд рублей.
В рамках преференциальных экономических режимов Дальнего Востока появляются новые производства строительных материалов, ориентированные как на жилищное, так и промышленное строительство. В рамках ТОР «Приморье» в Надеждинском районе осенью запущено производство полимерных труб группы «Полипластик» М.Гориловского, включающее четыре линии, выпускающие трубы различного диаметра (от 20 до 1200 мм) для тепловых, газовых, водопроводных и канализационных сетей, электрозащиты. После выхода на проектную мощность завод должен выпускать свыше 35 тыс. тонн продукции в год (на такой объем предприятие предполагается вывести в течение ближайших пяти лет).
При этом в компании заявили о дальнейших планах по увеличению мощностей по выпуску трубной продукции в Дальневосточном ФО к 2030 г. до 57,5 тыс. тонн. Таким образом, на сегодняшний день у «Полипластика» действуют две производственные площадки на Дальнем Востоке – Хабаровский трубный завод мощностью 22,5 тыс. тонн в год и запущенный сейчас Приморский завод полимерных труб текущей мощностью 11 тыс. тонн в год.
В ТОР «Хабаровск» ООО «Дальневосточный завод полиэтиленовых труб»[5] рассчитывает запустить первую очередь нового завода, в который было инвестировано 150 млн рублей. В первом цехе предполагается открыть две линии по производству полиэтиленовых труб диаметром от 50 мм до 500 мм. Общая производительность должна составить 3-3,5 тыс. тонн в год. В целом проект рассчитан на четыре очереди с общим объемом инвестиций в 350 млн рублей. Запуск второй очереди намечен на сентябрь 2025 г.
ООО «Специализированный застройщик Речной порт «Якутск» (ГК «Старвей» Ф.Любашевского[6]) планирует инвестировать 350 млн рублей в создание производства инертных материалов для строительства дорог в Якутии в рамках ТОР «Якутия». Инвестпроект предполагает строительство асфальто-бетонного завода, дробильного комплекса, а также нового речного причала и складских площадок. Производственная мощность завода должна составить 90 тыс. тонн щебня и 220 тыс. куб. м асфальта в год.
ООО «Дальневосточный завод строительных материалов»[7] (ДВ СЗМ) в августе получило заем на 47 млн рублей от Фонда развития промышленности Хабаровского края на создание новой производственной линии для изготовления сухих строительных смесей. Предприятие производит до 700 тонн продукции в месяц, модернизировав производство, оно рассчитывает выйти на 100 тонн смесей в сутки.
Наконец, резидент СПВ уссурийская компания «МДКОР»[8] планирует в 2028 г. запустить в Уссурийске завод железобетонных конструкций мощностью 130 тыс. тонн продукции в год. Предполагается, что завод будет состоять из пяти цехов, складской территории, железнодорожного тупика, собственной котельной. Начало строительных работ намечено на первый квартал 2025 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-июль 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,3 |
Сибирский федеральный округ |
106,9 |
Иркутская область |
97,2 |
Дальневосточный федеральный округ |
101,9 |
Хабаровский край |
137,7 |
Еврейская авт. область |
129,8 |
Приморский край |
119,2 |
Камчатский край |
113,9 |
Республика Саха (Якутия) |
105,0 |
Сахалинская область |
99,6 |
Забайкальский край |
98,4 |
Магаданская область |
85,7 |
Республика Бурятия |
84,2 |
Чукотский авт. округ |
83,3 |
Амурская область |
78,2 |
Таблица 2. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-июль 2024 года, млн рублей.
Регион |
|
Российская Федерация |
7 865 692,3 |
Сибирский федеральный округ |
882 182,2 |
Иркутская область |
134 557,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
731 998,2 |
Республика Саха (Якутия) |
178 098,2 |
Амурская область |
144 099,8 |
Хабаровский край |
127 673,4 |
Приморский край |
97 447,5 |
Сахалинская область |
58 682,9 |
Забайкальский край |
38 036,5 |
Республика Бурятия |
26 932,2 |
Магаданская область |
17 819,4 |
Камчатский край |
16 927,8 |
Еврейская авт. область |
13 755,4 |
Чукотский авт. округ |
12 525,1 |
Таблица 3. Строительство жилых домов, январь-июль 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,4 |
Сибирский федеральный округ |
103,0 |
Иркутская область |
110,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
121,0 |
Еврейская авт. область |
151,8 |
Магаданская область |
142,8 |
Республика Саха (Якутия) |
141,9 |
Забайкальский край |
137,4 |
Республика Бурятия |
136,1 |
Чукотский авт. округ |
120,6 |
Приморский край |
117,4 |
Амурская область |
109,6 |
Хабаровский край |
102,0 |
Сахалинская область |
98,6 |
Камчатский край |
94,9 |
Таблица 4. Строительство жилых домов, январь-июль 2024 года, тыс. кв. м общей площади жилых помещений
Регион |
|
Российская Федерация, млн. кв. м |
62,1 |
Сибирский федеральный округ |
5 744,3 |
Иркутская область |
978,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
2 759,4 |
Приморский край |
803,1 |
Республика Саха (Якутия) |
452,8 |
Республика Бурятия |
415,2 |
Забайкальский край |
299,3 |
Амурская область |
275,5 |
Хабаровский край |
266,7 |
Сахалинская область |
169,4 |
Камчатский край |
45,7 |
Еврейская авт. область |
23,1 |
Магаданская область |
4,9 |
Чукотский авт. округ |
3,6 |
[1] Владивосток, учредители – Е.Де и М.Матузный.
[2] Микрорайон расположен на месте теплиц ликвидированного совхоза «Приморье».
[3] Бывший поселок городского типа, в северо-восточной части города возле Ореховой сопки.
[4] Хабаровск, владелец – А.Кулакевич.
[5] Владельцы – А.Коваленко, Д.Коган.
[6] Президент нефтесервисной ГК «Интегра». СЗ Речной порт «Якутск» строит в Якутии жилой комплекс «Ленские высоты» с объемом инвестиций 50,3 млрд рублей.
[7] Владелец – А.Дрантиев.
[8] Учредители – А.Викол, Е.Хон.
Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина ШамсутдиноваНа Дальнем Востоке продолжается заметный рост жилищного строительства, на что оказывают влияние условия льготной ипотеки. В том числе проекты в регионах реализуют крупные федеральные девелоперы. Предполагается продолжать создавать новые производства строительных материалов, ориентированные на потребление внутри ДФО.
По объемам работ, выполненных в сфере строительства (таблица 1) в январе-июле текущего года наибольший прирост относительно аналогичного периода прошлого года на Дальнем Востоке, демонстрируют Хабаровский край (+37,7%), Еврейская АО (+29,8%) и Приморский край (+19,2%). При этом в целом по ДФО прирост составил только 1,9%, поскольку в большинстве регионов динамика была отрицательной – в частности, в Сахалинской области, Забайкальском крае, Магаданской области, Бурятии, Чукотском АО и Амурской области.
В то же время в денежном отношении (таблица 2) лидерство по объемам строительных работ за семь месяцев года принадлежит Якутии (более 178 млрд рублей), далее следуют Амурская область (свыше 144 млрд рублей), Иркутская область (более 134 млрд рублей) и Хабаровский край (свыше 127 млрд рублей).
В жилищном строительстве на Дальнем Востоке в январе-июле введено 2,7 млн кв. м жилья, что на 21% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Лидерами роста (таблица 3) в январе-июле 2024 г. стали Еврейская АО (+51,8%), Магаданская область (+42,8%) и Якутия (+41,9%). При этом на Чукотке и в Магаданской области в целом объемы строительства крайне невелики – 3,6 тыс. кв. м и 4,9 тыс. кв. м соответственно. Отрицательную динамику в жилищном строительстве демонстрируют Сахалинская область (снижение индекса до 98,6%) и Камчатский край (94,9%).
Наибольшие объемы нового жилья за восемь месяцев года (таблица 4) введены в Иркутской области (978,9 тыс. кв. м), Приморском крае (803,1 тыс. кв. м), Якутии (452,8 тыс. кв. м) и Бурятии (452,9 тыс. кв. м). При этом Приморье и Якутия являются лидерами по объемам одобренных льготных жилищных кредитов в ДФО. Запуск новых проектов жилищного строительства за семь месяцев года в ДФО вырос на 11% относительно аналогичного периода прошлого года – до 1,9 млн кв. м новых проектов. К 6 сентября на этапе строительства находились порядка 6,8 млн кв. м в новостройках.
В качестве основного стимула развития жилищного строительства в макрорегионе правительство РФ видит сохранение льготной дальневосточной и арктической ипотеки на уровне 2%. Что касается арендного жилья, то летом регионам Дальнего Востока был выделен дополнительный лимит квартир в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО» - Сахалинской области предоставлен дополнительный лимит на 400 квартир (всего – 1 721 квартира), Забайкальскому краю – 262 квартиры (всего – 1 089). Напомним, что в целом предполагается построить в ДФО не менее 10 тыс. арендных квартир, на что правительством выделено 87 млрд рублей. На сегодняшний день подписаны договоры на строительство 7,5 тыс. квартир. Уже построены и переданы для сдачи в аренду 42 квартиры в Приморском крае (ЖК «Айвазовский» во Владивостоке), 40 квартир в Чукотском АО (ЖК «Ягодный» в Анадыре) и 24 квартиры в Якутии (микрорайон «Марха» в Якутске).
ВТБ в сентябре открыл кредитную линию на 4,5 млрд рублей владивостокскому специализированному застройщику «Группа»[1] на возведение жилого комплекса во Владивостоке на площади 100 тыс. кв. м в микрорайоне «Зеленый угол»[2] (Ленинский район Владивостока). В рамках первой очереди строится жилой дом на 699 квартир общей площадью 37,5 тыс. кв. м. Сдача дома в эксплуатацию запланирована на четвертый квартал 2027 г. Среди завершенных проектов «СЗ «Групп» в Приморье – коттеджные поселки «Белый парус» и «Парк Де-Фриз».
В июне ВТБ открыл финансирование на 1,1 млрд рублей для строительства первой очереди жилого комплекса «Эколэнд» в Хабаровске (микрорайон Березовка[3], Краснофлотский район в северной части города). Проект реализует ООО «СЗ БМК-Девелопмент»[4]. Предполагается построить четыре дома общей площадью 12,6 тыс. кв. м. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на четвертый квартал 2025 г.
Со своей стороны, банк ДОМ.РФ профинансировал на сумму около 1,3 млрд рублей благовещенскую группу компаний «САР» для строительства третьего и четвертого этапов ЖК «Современник» в селе Чигири Благовещенского района Амурской области (в 10 км от Благовещенска). Общая площадь проекта составит более 15 тыс. кв. м, включая 9 тыс. кв. м жилой площади. Первый и второй этапы комплекса были введены в 2023 г.
На предоставленные ДОМ.РФ кредитные средства в Амурской области, помимо «Современника» (161 квартира), также строятся крупный ЖК «Зея парк» (11,7 тыс. квартир, группа «ПИК») и ЖК «Европейский квартал» (226 квартир, АО «СЗ Благовещенскстрой»).
Следует отметить, что у ДОМ.РФ также есть собственные проекты в регионах. Так, в сентябре стало известно, что ДОМ.РФ создаст социальную инфраструктуру (поликлинику, спортивный комплекс) в рамках проекта жилого комплекса «ДОМ на Востоке» во Владивостоке (район бухты Патрокл, Первомайский район города). Проект реализует компания «ДОМ.РФ Девелопмент». Ведется строительство третьей очереди жилого комплекса, рассчитанного на 314 квартир и 153 машино-места на подземной парковке. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на третий квартал 2027 г. Полностью проект планируется реализовать к 2030 г.
Тем временем группа компаний DARS Д.Рябова из Ульяновска до 2030 г. намерена реализовать в Хабаровске два новых проекта комплексного строительства и благоустройства с объемом инвестиций порядка 19 млрд рублей. В августе девелопер завершил сделку по приобретению хабаровской компании ООО «СЗ «Атлант 27», получив право на строительство жилого комплекса «На семи холмах» (в границах улиц Совхозная и Трехгорная). Проект предполагает возведение 150,65 тыс. кв м жилья на площади 13,4 га. Также в партнерстве с ДОМ.РФ DARS рассчитывает построить жилой комплекс таунхаусов объемом около 35 тыс. кв. м в районе улицы Связная.
Наконец, крупный федеральный девелопер «Самолет» (ООО «Самолет Регионы») в марте учредил компанию ООО «СЗ Проект-С-71», летом выигравшую торги на комплексное развитие территории в районе улиц Трехгорная и Карьерная в Хабаровске. Застройщик за 120 месяцев должен разработать и утвердить планировку территории, построить 49 тыс. жилых и 1 тыс. нежилых кв. м, детский сад на 230 мест, благоустроить территорию. Еще одна дочерняя компания «Самолета», ООО «СЗ Проект-С-47», в январе подписала соглашение с властями Забайкальского края о возведении 238 тыс. кв. м жилья до 2033 г. в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Чите (ТОР «Забайкалье»). Первая очередь должна быть введена не позднее декабря 2026 г. Объем инвестиций составит 27,2 млрд рублей.
В рамках преференциальных экономических режимов Дальнего Востока появляются новые производства строительных материалов, ориентированные как на жилищное, так и промышленное строительство. В рамках ТОР «Приморье» в Надеждинском районе осенью запущено производство полимерных труб группы «Полипластик» М.Гориловского, включающее четыре линии, выпускающие трубы различного диаметра (от 20 до 1200 мм) для тепловых, газовых, водопроводных и канализационных сетей, электрозащиты. После выхода на проектную мощность завод должен выпускать свыше 35 тыс. тонн продукции в год (на такой объем предприятие предполагается вывести в течение ближайших пяти лет).
При этом в компании заявили о дальнейших планах по увеличению мощностей по выпуску трубной продукции в Дальневосточном ФО к 2030 г. до 57,5 тыс. тонн. Таким образом, на сегодняшний день у «Полипластика» действуют две производственные площадки на Дальнем Востоке – Хабаровский трубный завод мощностью 22,5 тыс. тонн в год и запущенный сейчас Приморский завод полимерных труб текущей мощностью 11 тыс. тонн в год.
В ТОР «Хабаровск» ООО «Дальневосточный завод полиэтиленовых труб»[5] рассчитывает запустить первую очередь нового завода, в который было инвестировано 150 млн рублей. В первом цехе предполагается открыть две линии по производству полиэтиленовых труб диаметром от 50 мм до 500 мм. Общая производительность должна составить 3-3,5 тыс. тонн в год. В целом проект рассчитан на четыре очереди с общим объемом инвестиций в 350 млн рублей. Запуск второй очереди намечен на сентябрь 2025 г.
ООО «Специализированный застройщик Речной порт «Якутск» (ГК «Старвей» Ф.Любашевского[6]) планирует инвестировать 350 млн рублей в создание производства инертных материалов для строительства дорог в Якутии в рамках ТОР «Якутия». Инвестпроект предполагает строительство асфальто-бетонного завода, дробильного комплекса, а также нового речного причала и складских площадок. Производственная мощность завода должна составить 90 тыс. тонн щебня и 220 тыс. куб. м асфальта в год.
ООО «Дальневосточный завод строительных материалов»[7] (ДВ СЗМ) в августе получило заем на 47 млн рублей от Фонда развития промышленности Хабаровского края на создание новой производственной линии для изготовления сухих строительных смесей. Предприятие производит до 700 тонн продукции в месяц, модернизировав производство, оно рассчитывает выйти на 100 тонн смесей в сутки.
Наконец, резидент СПВ уссурийская компания «МДКОР»[8] планирует в 2028 г. запустить в Уссурийске завод железобетонных конструкций мощностью 130 тыс. тонн продукции в год. Предполагается, что завод будет состоять из пяти цехов, складской территории, железнодорожного тупика, собственной котельной. Начало строительных работ намечено на первый квартал 2025 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-июль 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,3 |
Сибирский федеральный округ |
106,9 |
Иркутская область |
97,2 |
Дальневосточный федеральный округ |
101,9 |
Хабаровский край |
137,7 |
Еврейская авт. область |
129,8 |
Приморский край |
119,2 |
Камчатский край |
113,9 |
Республика Саха (Якутия) |
105,0 |
Сахалинская область |
99,6 |
Забайкальский край |
98,4 |
Магаданская область |
85,7 |
Республика Бурятия |
84,2 |
Чукотский авт. округ |
83,3 |
Амурская область |
78,2 |
Таблица 2. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-июль 2024 года, млн рублей.
Регион |
|
Российская Федерация |
7 865 692,3 |
Сибирский федеральный округ |
882 182,2 |
Иркутская область |
134 557,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
731 998,2 |
Республика Саха (Якутия) |
178 098,2 |
Амурская область |
144 099,8 |
Хабаровский край |
127 673,4 |
Приморский край |
97 447,5 |
Сахалинская область |
58 682,9 |
Забайкальский край |
38 036,5 |
Республика Бурятия |
26 932,2 |
Магаданская область |
17 819,4 |
Камчатский край |
16 927,8 |
Еврейская авт. область |
13 755,4 |
Чукотский авт. округ |
12 525,1 |
Таблица 3. Строительство жилых домов, январь-июль 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,4 |
Сибирский федеральный округ |
103,0 |
Иркутская область |
110,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
121,0 |
Еврейская авт. область |
151,8 |
Магаданская область |
142,8 |
Республика Саха (Якутия) |
141,9 |
Забайкальский край |
137,4 |
Республика Бурятия |
136,1 |
Чукотский авт. округ |
120,6 |
Приморский край |
117,4 |
Амурская область |
109,6 |
Хабаровский край |
102,0 |
Сахалинская область |
98,6 |
Камчатский край |
94,9 |
Таблица 4. Строительство жилых домов, январь-июль 2024 года, тыс. кв. м общей площади жилых помещений
Регион |
|
Российская Федерация, млн. кв. м |
62,1 |
Сибирский федеральный округ |
5 744,3 |
Иркутская область |
978,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
2 759,4 |
Приморский край |
803,1 |
Республика Саха (Якутия) |
452,8 |
Республика Бурятия |
415,2 |
Забайкальский край |
299,3 |
Амурская область |
275,5 |
Хабаровский край |
266,7 |
Сахалинская область |
169,4 |
Камчатский край |
45,7 |
Еврейская авт. область |
23,1 |
Магаданская область |
4,9 |
Чукотский авт. округ |
3,6 |
[1] Владивосток, учредители – Е.Де и М.Матузный.
[2] Микрорайон расположен на месте теплиц ликвидированного совхоза «Приморье».
[3] Бывший поселок городского типа, в северо-восточной части города возле Ореховой сопки.
[4] Хабаровск, владелец – А.Кулакевич.
[5] Владельцы – А.Коваленко, Д.Коган.
[6] Президент нефтесервисной ГК «Интегра». СЗ Речной порт «Якутск» строит в Якутии жилой комплекс «Ленские высоты» с объемом инвестиций 50,3 млрд рублей.
[7] Владелец – А.Дрантиев.
[8] Учредители – А.Викол, Е.Хон.
В рамках реализуемых на сегодняшний день крупных проектов гражданского самолетостроения проблемой являются частые переносы сроков и увеличение стоимости строительства, на которое влияют замена комплектующих и ограниченные возможности некоторых предприятий. В связи с этим авиакомпании могут пересматривать свои планы по закупке самолетов.
Госкорпорация «Ростех» и Минпромторг РФ в текущем году приняли решение о переносе сроков начала поставки пассажирских самолетов с комплектующими российского производства. Так, сертификация ближнемагистрального SJ-100 (производственный центр ПАО «Яковлев» (ОАК) в Комсомольске-на-Амуре) перенесена с 2023 г. на 2025 г. Первые поставки должны состояться в 2026 г. Предполагается выпустить 142 лайнера. Выпуск первых среднемагистральных МС-21-310 (на Иркутском авиационном заводе, филиал ПАО «Яковлев») перемещен с 2024 г. на 2025 г. (270 единиц).
В связи с изменениями сроков группа консультантов «Сбербанка» и «Газпром нефти» по поручению правительства весной-летом 2024 г. провела внешний аудит на заводах «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК, «Ростех»). Аудиторы пришли к выводу, что заложенные комплексной программой развития авиаотрасли[1] планы по выпуску до 2030 г. около 1 тыс. гражданских авиалайнеров могут быть пересмотрены в сторону сокращения.
В соответствии с КПГА, поставки самолетов должны были начаться уже с 2023 г., при этом объем внутреннего и экспортного рынков до 2040 г. оценивался в 1,8 тыс. лайнеров. Объем капитальных затрат предполагался на уровне 1 трлн рублей, включая 284 млрд рублей средств ФНБ, 381 млрд рублей банковских кредитов, 123 млрд рублей средств участников инвестпроекта и 215 млрд рублей бюджетных средств. Тем не менее в мае текущего года Минпромторг одновременно с переносом начала поставок скорректировал и планируемое количество самолетов – до 994 штук.
По результатам аудита было заключено, что установленный объем поставок не соответствует коммерческому спросу, поскольку при запланированном производстве от 140 до 270 самолетов в год реальная потребность составляет 50-60 самолетов, а структура спроса смещена в сторону лайнеров МС-21. Планируемые экспортные поставки МС-21 оцениваются в 150-300 самолетов в год (для поставок в страны Азии, СНГ, Иран, Турцию и ОАЭ).
Обновленный ближнемагистральный лайнер SSJ 100 может оставаться востребованным преимущественно на региональных российских авиалиниях, где, в частности, новые самолеты потребуются для замены SSJ 100 (эксплуатируемая в настоящее время версия лайнера с преимущественно импортными комплектующими), для которых не выпускается комплектующих. Минпромторг рассчитывает, что сертификация двигателя ПД-8 для данного самолета начнется в начале 2025 г. и будет завершена до конца года.
Себестоимость первых SJ 100 к 2027 г. оценена аудиторами в 5,4 млрд рублей (63 млн долларов США), себестоимость МС-21 – почти в 9 млрд рублей (103 млн долларов). Для самолетов (SJ 100 и МС-21), которые будут поставлены «Аэрофлоту», правительством также установлена директивная стоимость (за такую стоимость самолет должен быть поставлен покупателю).
Разница между себестоимостью и директивной ценой для покупателя производителю покрывается из федерального бюджета. В начале 2023 г. она составляла до 2,4 млрд рублей для SJ 100 и до 3,2 млрд рублей для МС-21. На сегодня директивная стоимость МС-21 оценивается уже в 3,6 млрд рублей. Причиной роста стоимости стала замена американских двигателей производства Pratt & Whitney (до санкций стоили 800-900 млн рублей) на российские ПД-14, стоимость которых составляет около 1,8 млрд рублей. ПД-14 к настоящему времени уже сертифицирован.
Рост стоимости комплектующих изделий и увеличение расходов на оплату труда создают риски роста стоимости МС-21 на 30%, до 11,5 млрд рублей (разница с директивной стоимостью в таком случае вырастет до 8 млрд рублей). Это потребует из бюджета еще 4 трлн рублей компенсации для покрытия себестоимости проекта. Пока производитель лайнеров не определил условия и примерную стоимость поддержки летной годности самолетов, требуемых для точного расчета компенсации затрат на эксплуатацию.
Дополнительные риски для проекта МС-21 также несет дефицит мощностей у поставщиков комплектующих. По предварительным оценкам, они могут обеспечить поставки лишь для шести МС-21 и шести SJ 100 в год. По этой причине темп производства в количестве 36 МС-21 в год может быть достигнут только после 2029 г.
Из-за сдвига поставок группа «Аэрофлот» рассчитывает изменить параметры контракта[2] на закупку российских самолетов до 2030 г., отказавшись от 89 самолетов SJ 100 (авиакомпания является крупнейшим эксплуатантом данных лайнеров, авиапарк насчитывает 78 машин), а также 40 самолетов Ту-214, закупив при этом 339 единиц МС-21. Помимо «Аэрофлота», в 2027-32 гг. самолеты у ОАК намерена закупить «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Соответствующее соглашение подписано на полях ВЭФ в сентябре 2024 г. В том числе предполагается прибрести 132 самолета SJ 100.
До конца текущего года планируется начать летные сертификационные испытания обновленной версии пассажирского авиалайнера МС-21 с большей частью деталей и комплектующих российского производства. Программа летных испытаний для SJ 100 началась в июне текущего года в подмосковном аэропорту Жуковский. До конца 2025 г. на опытном образце предполагается выполнить свыше 200 испытательных полетов. При этом первый опытный образец выполняет полеты на французско-российских двигателях SaM146.
Производство девятиместного регионального многоцелевого самолета с турбовинтовым двигателем ЛМС-901 «Байкал» все еще отстает от графика. Напомним, что его сборка должна осуществляться в рамках ТОР «Хабаровск» - в начале года сообщалось о строительстве завода для сборки самолетов компанией «Спецавиатехника» (дочернее предприятие «Уральского завода гражданской авиации», УЗГА). Сообщалось, что строительно-монтажные работы по строительству производственного корпуса для сборки самолетов начнутся в июне 2025 г.
В соответствии с обновленной весной текущего года комплексной программой развития авиаотрасли до 2030 г., сроки выпуска на рынок самолетов «Байкал» перенесены с 2024 г. на 2025 г. Программа развития авиатранспортной отрасли предполагает производство 139 машин (прежний план – 154 самолета).
Президент РФ В.Путин потребовал дать разъяснения о ходе реализации проекта и переносе сроков, а также принять меры для запуска серийного производства самолетов в ближайшее время. При этом стоимость воздушного судна должна быть конкурентоспособной, а цена перелета – доступной. Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев подверг критике ход реализации проекта и предложил рассмотреть смену подрядчика. Он также отметил высокую стоимость строительства одного самолета. Со своей стороны глава Минпромторга А.Алиханов заявил о нецелесообразности пересмотра договорных отношений с производителем, отметив, что смена подрядчика только увеличит срок создания самолета, в том числе повлечет судебные разбирательства и штрафы. В Минпромторге и Минтрансе заявили, что соблюдение сроков находится на особом контроле ведомств.
Первый вице-премьер Д.Мантуров отметил, что перенос сроков создания самолета «Байкал» связан с необходимостью замены двигателя (на российский ВК-800, производитель – АО «УЗГА»[3]) и винта (сертификация должна завершиться к концу 2025 г.) после возникновения проблем с импортом. Он отметил, что поставки самолетов авиакомпаниям могут таким образом начаться не ранее 2026 г.
Напомним, что на местных авиалиниях «Байкал» должен заменить самолеты Ан-2. Разработчиком является «Байкал Инжиниринг» (дочернее предприятие АО «Уральский завод гражданской авиации»), в 2019 г. выигравший тендер Минпромторга. По условиям конкурса, цена самолета должна быть не выше 120 млн рублей. Тем не менее в октябре 2023 г. его стоимость выросла до 178 млн рублей, а уже в августе текущего года, по предварительным данным, составила 455 млн рублей.
При этом еще одной проблемой проекта является требуемая длина посадочной полосы – «Байкал» рассчитан на посадку на полосе длиной не менее 1 050 м. Ю.Трутнев заявил, что подобных полос на Дальнем Востоке насчитывается немного (в макрорегионе 33 ВПП, длина которых превышает 1 тыс. м).
Напомним, что в прошлом году авиакомпания «Аврора» и «Уральский завод гражданской авиации» подписали соглашение о поставке 95 самолетов «Байкал», которые должны пополнить авиапарк компании в 2026-30 гг. через схему лизинга с участием ГТЛК.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] КПГА, утверждена правительством в 2022 г., разработана Минтрансом при участии Минпромторга.
[2] Согласно подписанному на ВЭФ-2023 соглашению, до 2030 г. группа «Аэрофлот» должна была получить в лизинг 210 самолетов МС-21, 89 локализованных SJ 100 и 40 Ту-214. При этом «Аэрофлот» должен был получить первые шесть МС-21 в 2024 г., а начало поставок SJ 100 планировалось с конца 2023 г.
[3] Первоначально разрабатывался АО «ОДК-Климов» (Санкт-Петербург), в дальнейшем разработка передана АО «УЗГА».
Сельскохозяйственная сессия стала одной из самых насыщенных в повестке IX Восточного экономического форума. Участники обсудили проблемы агропромышленного комплекса и поделились предложениями, руководители сельхозпредприятий озвучили амбициозные планы на Дальнем Востоке.
Дальний Восток созрел
Все территориям ДФО необходимо не только увеличить самообеспеченность продуктами питания, но и раскрыть свой экспортный потенциал, отметила модератор, первый заместитель председателя правления АО «Россельхозбанк» Ирина Жачкина, открывая профильную сессию.
«По нашим оценкам, Дальний Восток уже выращивает 30% всей сои в Российской Федерации, достигнут уровень продбезопасности по зерну и бобовым, но задел по другим культурам остается ещё большой. Например, самообеспеченность молоком в ДФО составляет порядка 54%, мясом – ниже 50%, аналогично по овощам и бахчевым культурам. Категория фреш сегодня — это зона роста и развития», — сообщила Ирина Жачкина.
Дальний Восток имеет серьёзное конкурентное преимущество — границу с Китаем протяжённостью 700 километров. На территориях, прилегающих к приграничной зоне, проживает более 50 млн человек. Это ещё один стимул развернуть производство продукции категории фреш для экспорта восточным соседям.
Дискуссию символично открывал представитель бизнеса, генеральный директор ООО «Спорос» Денис Цесаренко. В Забайкальском крае он создал аграрное предприятие и семеноводческую компанию. Сейчас она углубленно занимается процессами селекции и работает с сортами, которые благодаря короткому периоду вегетации можно использовать на Севере, в Сибири и Центральной России.
Будущее аграрного комплекса предприниматель связывает с развитием семеноводства и поднятием залежных земель (бывшая пахота, брошенная на несколько лет).
«Наши земли в Забайкалье находятся в 100, 200 километрах от погранперехода. Соответственно, цены очень конкурентные. И этот потенциал далеко не исчерпан. В Забайкальском крае остаются сотни тысяч залежных земель, которые можно вовлекать в оборот и выращивать набор культур на экспорт в Китай. А урожайность, по нашим оценкам, не уступает центральной части России», — рассказал Денис Цесаренко.
В следующем году «Спорос» запустит новый проект в Хабаровском крае – молочную ферму и молокозавод. По словам докладчика, удалённость региона объективно не является барьером, и главный совет, который можно дать производителям, — не бояться расстояний.
Не пугает сложная логистика и компанию УК «Содружество». Сегодня это один из сильнейших федеральных игроков в секторе переработки масличных культур. Директор предприятия Павел Зарьков поделился амбициозными планами на Дальнем Востоке.
«В дополнение к производственным площадкам в Калининградской и Курской областях пришло время осваивать Дальний восток — по своему сырьевому потенциалу регион созрел для того, чтобы здесь можно было повторить такой же комплексный стратегический подход», — рассказал Павел Зарьков.
Компания реализует крупный проект в Амурской области, которая сегодня является одним из лидеров по валовому сбору масличных культур. Развитие планируется в пяти направлениях. «Первое — это перерабатывающий завод. Помимо завода мы так же находимся в процессе реализации двух агрологистических центров в Приморском крае и ЕАО, то есть проект в Амурской области направлен на весь Дальний Восток. Также в наших инвестиционных планах — увеличить парк вагонов-зерновозов и цистерн для доставки продукции на Урал и в Сибирь, потому что нужно решать проблемы логистики», — озвучил Павел Зарьков.
Кроме того, инвестор присматривается к возможным площадкам, где можно будет построить портовый специализированный терминал для экспорта масла. Сейчас единственный вариант — это поставки сухопутным путём либо в танк-контейнерах или флекситанках, что не совсем походит для объёмов конкретного производства.
«И пятое звено — работа над качеством продукции. Сою потребляют животноводческие хозяйства, которым нужен протеин, поэтому на Амурском форуме «АмурЭкспоФорум-2024» мы подписали соглашение с амурским НИИ и собираемся в этом направлении очень глубоко работать в качестве заказчика для производства семян с целевыми качественными характеристиками», — рассказал Павел Зарьков.
Также в планах компании – строительство жилья и целевое обучение работников. Ожидается, что с выходом на целевые мощности предприятие покроет 12-15% дальневосточного рынка в своём сегменте.
«Русагро» начинает поставки свинины в Китай
Продолжает дальневосточную экспансию и группа «Русагро», которая стала одним из первых крупных инвесторов в аграрно-промышленном комплексе Дальнего Востока. Здесь она реализует четыре направления бизнеса – масложировое, мясное, сахарное и растениеводческое.
На территории ТОР «Михайловская» инвестор развивает крупный мясной кластер и рассчитывает выйти на 75 тысяч тонн переработки свинины в год. Поставлять продукцию планируется не только на внутренний рынок, но и в Китай.
«Рассчитываем в этом году получить все необходимые разрешения для экспорта в КНР. В дальнейшем планируем поставлять на китайский рынок и комбикорма», — поделился планами заместитель генерального директора по корпоративному развитию ГК «Русагро» Александр Тарасов.
Развивается и растениеводческое направление группы. Сегодня из её земельного банка в 700 тысяч гектаров 100 тысяч сосредоточены в Приморье. «Климатические условия — это вопрос технологий», — подчеркнул докладчик. Решить его можно с помощью мелиоративных систем.
«При системном подходе к мелиорации можно получить определённый буст к производству культур, которые сегодня не так популярны на Дальнем Востоке, но раньше активно здесь выращивались», — отметил Александр Тарасов.
Хорошие ниши
От лица государственных органов выступил заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Андрей Разин. На Дальнем Востоке аграрный комплекс показывает уверенные результаты, акцентировал он. Так, ожидается, что к 2030 году производство масличных культур в регионе увеличится до 2,5 млн тонн в год. В приоритете – соя и кукуруза, но в ДФО растёт интерес и к нишевым культурам — например, лён набирает популярность, так как вырос спрос на льняное волокно.
«Лён и другие лубяные культуры вполне могут занять хорошую нишу в структуре севооборота дальневосточных регионов», — считает Андрей Разин.
Кроме того, Приморье — практически второй регион России по количеству площадей риса. Эти объёмы, уверен замминистра, можно увеличить ещё как минимум в два раза и ежегодно вводить дополнительно 15 тысяч гектаров.
С учетом открытия новых рынков, развития транспортной инфраструктуры увеличиваются возможности для экспорта. Открылись новые погранпереходы в Китай. Севморпуть должен стать ещё одним каналом движения товаров. Решаются проблемы железнодорожной инфраструктуры, которая сегодня испытывает огромную нагрузку в связи с поворотом на Восток.
«Хотим мы или нет, но ситуация заставляет очень быстро развиваться железнодорожные мощности. Ещё несколько лет, и решатся логистические проблемы», — заявил Андрей Разин.
Он также отметил, что Дальний Восток — единственный из регионов, где сохранена поддержка тепличного хозяйства в части субсидирования КАПЕКСов (капитальные затраты, которые компания инвестирует в расширение бизнеса). Производителям доступны льготные кредиты, увеличены сроки кредитования, что особенно важно при высокой ключевой ставке Центробанка.
Также в министерстве занимаются вопросами мелиорации, которые, по общим оценкам, без господдержки не решить. Прорабатывается возможность заключения концессионных соглашений в том числе для строительства и развития мелиоративных систем.
«Мы также решили вопрос с поставками в Китай свиноводческой продукции. Первые объёмы уже отправлены из центральной России. И в этой части восточные регионы нашей страны имеют большие преференции с точки зрения логистики», — рассказал замминистра.
Примечательно, что к Дальнему Востоку присматриваются и другие крупные федеральные игроки. Старший вице-президент группы агропредприятий «Ресурс» Дмитрий Антонов впервые посетил Восточный экономический форум. Сегодня компания является одним из крупнейших производителей мяса птицы, в России она занимает порядка 15% рынка и активно представлена за рубежом, в том числе покрывает до 10% импортного рынка Саудовской Аравии. Также «Ресурс» производит баранину, молоко и другую продукцию глубокой переработки.
«Дальний Восток мы всегда рассматривали как крупнейший географический хаб. С точки зрения развития бизнеса в ДФО сейчас изучаем рынок колбасных изделий и молочных продуктов. Пока стоит задача диверсифицироваться географически. Думаю, что приезд сюда делегации группы «Ресурс» позволит более чётко увидеть, что происходит в регионе и оценить те направления, где мы сможем реализоваться полностью. Возможно это будет и мясная переработка», — поделился Дмитрий Антонов.
Планы расширения на Дальнем Востоке озвучил и директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group Василий Пушкин.
«У «Пятёрочки» уже 200 магазинов на Дальнем Востоке, и планы расширения грандиозные. До 2026 года количество «пятёрочек» должно достигнуть практически 600. Планируется открыть еще 400 магазинов и развивать современный формат ритейла на территории», — рассказал докладчик.
При этом с точки зрения сельхозотрасли X5 Group испытывает проблемы работы с поставщиками, отметил он.
«Мы столкнулись с постепенным увеличением дефицита местной производимой продукции. Это касается большинства категорий товаров растениеводства и животноводства, в том числе яйца, мяса птицы и овощей. Практически по всем категориям сейчас испытываем дефицит в поставках от местных производителей», — сообщил Василий Пушкин.
X5 Group намерена внести свой вклад в развитие сельского хозяйства на Дальнем Востоке, где видит колоссальные возможности для товаропроизводителей. Причём по словам Василия Пушкина, зачастую это местные фермеры, которые сегодня не могут обеспечить качественного предложения с точки зрения массового потребления.
Поэтому X5 Group намерена выступить оператором для сбыта фермерской продукции и развивать в ДФО систему агроагрегаторов.
«Один из агроагрегаторов уже на днях мы запустим в Хабаровском крае. Он позволит работать с фермерами на местах по растениеводству, предоставляя им услуги по работе с сетями. Это и электронный документооборот, и фасовка товаров под требования сетей, и калибровка, то есть полный комплекс услуг», — сообщил Василий Пушкин.
Также компания готова контрактовать урожай и животноводческую продукцию наперед для обеспечения стабильных объёмов поставок. Сегодня ритейлер работает с более чем 3 тыс. субъектами малого и среднего предпринимательства в России. Эта цифра говорит сама за себя, подчеркнул Василий Пушкин. В то же время он не уточнил, сколько из этого количества приходится на Дальний Восток.
Важной информацией поделился заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков. Он затронул проблемы оленеводства. Хотя это довольно специфическая отрасль, она отражает ситуацию и в других направлениях сельского хозяйства, отметила Ирина Жачкина.
Докладчик подчеркнул необходимость развивать оленеводство не только как культурно-хозяйственный комплекс, но и отрасль, которая может обеспечить работой жителей территорий с суровым климатом и вносить свою лепту в обеспечение продовольственной безопасности.
«При дефиците говядины 40% в рационе россиян продукция оленеводства может его замещать. Перспективно и производство глубокой переработки от бадов до лекарственных средств», - рассказал Анатолий Широков.
Сегодня комитет занимаемся проработкой финансовых и управленческих решений, которые могут дать толчок северному оленеводству. При этом в отрасли есть серьёзные проблемы, и рентабельность предприятий по разведению оленей довольно низкая.
Отсутствует система современных убойных комплексов. Низкий уровень сырья из оленины связан с тем, что основная масса добывается путём тундрового забоя, при котором очень трудно сохранить санитарные свойства продукции.
«Проблема состоит в том, что оленеводство регулируется только законодательством регионов или муниципалитетов. Есть регионы с хорошим производством оленей, где не хватает пастбищ. А есть регионы, которые обладают пастбищным потенциалом, но производство там пришло в упадок. Это говорит о том, что отрасли необходимо регулирование на федеральном уровне. Одновременно акторами таких решений должны стать Минсельхоз и Минвостокразвития», — обозначил Анатолий Широков.
По его словам, требуется разработка специальных мероприятий по обеспечению роста качества поголовья и качественного забоя оленей. Нужно создавать современные забойные комплексы на исторически сложившихся перекрёстках маршрутов кочевок оленьих пастбищ с радиусом 100-200 километров рядом с опорными населёнными пунктами.
В ходе сессии участники выдвинули большое количество предложений. Павел Зарьков подчеркнул необходимость развития глубоководной терминальной инфраструктуры, которая позволит увеличить объёмы экспорта.
Генеральный директор ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат» Игорь Московцев отметил важность создания современных распределительных центров.
Денис Цесаренко считает, что агропромышленному комплексу требуются новые меры поддержки инвесторов. Также необходимо стимулировать релокацию ценных кадров на Дальний Восток. Нехватка человеческого капитала — одна из главных проблем производителей, и финансовая поддержка может стимулировать приток специалистов.
Павел Зарьков ратует за «более чёткий и явный сигнал в части мер господдержки по компенсации расходов на инфраструктуру». Начиная бизнес на Дальнем Востоке, менеджмент компании не ожидал, что капитальные затраты по этой статье окажутся столь велики.
Андрей Разин уверен, что в свете поворота на Восток аграрный сектор способен успешно справляться с вызовами.
«Сегодня мы точно видим, что регионы Востока находятся на треке дальнейшего роста. Я уверен, что пример таких сильных и мощных российских игроков для многих станет хорошим стимулом. Есть только один предрассудок — о том, что Дальний Восток дальний, на самом деле он не дальний, а действительно комфортный с точки зрения бизнеса», — заключил замминистра.
Отметим, что по официальным данным, урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность сельскохозяйственных животных в ДФО ниже средних значений по стране на 20–30%, а самообеспеченность овощами, молочной и мясной продукцией составила от 42 до 54% в 2023 году.
Состояние энергосистемы Дальнего Востока не отвечает сегодняшним темпам роста промышленности, что признавали многие участники Восточного экономического форума. В настоящее время идет разработка программы по развитию электроэнергетики в ДФО до 2050 года, которая должна учесть перспективный спрос на электроэнергию и мощность. При этом в энергобалансе возможны серьезные структурные изменения. В частности, «Росатом» предлагает сделать Дальний Восток новым центром развития атомной энергетики России.
Спрос догнал износ
Темпы потребления энергии на Дальнем Востоке растут быстрее среднероссийских – по данным, которые привёл Фёдор Опадчий, председатель правления АО «Системный оператор Единой энергетической системы» (СО ЕЭС), с начала года по сравнению к прошлому рост потребления в России составил 3,8%, по Дальнему Востоку 5,1%, а в отдельных регионах ещё выше — в Бурятии 8,8%, а в Забайкалье 7,5%. Неплохая динамика сложилась и в границах Хабаровской энергосистемы. За последние десять лет среднегодовой темп прироста потребления мощности здесь составил 2,2%, темп прироста потребления электроэнергии – 1,9%, уточнил Фёдор Опадчий.
Аналогичный тренд наблюдается в Якутии, где растет добыча полезных ископаемых. «Если раньше наша республика была энергоизбыточным регионом, то с 2021 года за счет бурного промышленного роста потребление начало превышать выработку электроэнергии. Новым проектам уже сейчас необходимо свыше 1 ГВт/ч электроэнергии для тех проектов, которые уже сегодня реализуются», – заявил глава региона Айсен Николаев.
Дефицит энергомощностей наблюдается почти по многим субъектам ДФО. Суммарно, по прогнозам СО ЕЭС, нехватка электроэнергии по федеральному округу к 2030 может составить 10,7 млрд кВт/ч. Для ее компенсации требуется построить 1,6 ГВт мощностей для выработки энергии.
Вместе с тем у действующих объектов генерации на Дальнем Востоке степень износа выше среднероссийского в 1,7 раза, проинформировал первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, а удельный расход условного топлива больше на 22%. Особенно сложное положение дел в локально изолированных энергосистемах и энергорайонах.
От состояния инфраструктуры зависит надежность энергоснабжения, на что влияет и непростая финансовая ситуация. Так, после присоединения в 2019 году Центрального и Западного энергорайонов Якутии к неценовой зоне оптового рынка, регулятором которого выступают федеральные органы, основная сетевая организация ПАО «Якутскэнерго» (входит в «РусГидро») стала недополучать выручку по причине перехода крупных промышленных потребителей на ОРЭМ и оплаты за передачу электрической энергии «Федеральной сетевой компании». За пять лет доля потребителей ФСК в республике увеличилась с 22 до 32%.
По словам Айсена Николаева, вследствие этого у «Якутскэнерго» наращиваются убытки. На сегодня они превышают 10 млрд руб. В результате региональная компания вынуждена сокращать инвестиционную и ремонтную программы, что чревато ростом отказов и аварий. «За эти годы в республике число аварийных ситуаций увеличилось почти в три раза: с 646 в 2020 году до 1123 в 2023-м. Износ сетевого хозяйства – с 50% до 57%. Отключение электроснабжения, когда на улице минус 50 или минус 60, – это прямая угроза не просто здоровью, но жизни людей», – резюмировал губернатор.
Источники разные нужны
У государства есть понимание того, какие технические решения позволят покрыть энергодефицит на Дальнем Востоке, отмечает Фёдор Опадчий. Эти планы отражены в разработанных проектах таких базовых документов, как Схема и программа развития электроэнергетических систем России на 2025-2030 годы и Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2042 года. Сегодня ведется разработка отдельной программы по развитию электроэнергетики Дальнего Востока на период до 2050 года.
Помимо планов по модернизации действующих объектов регионы инициируют крупные стройки. Так, в Якутии выступают за строительство Новоленской ТЭС мощностью 550 МВт, которая обеспечит потребности компаний при освоении месторождений Иркутской области, Бурятии, Ленского и Мирнинского районов Республики Саха. «Газпром» возведет Чульманскую газовую электростанцию на 330 МВт и два блока Нерюнгринской ГРЭС с двукратным увеличением мощности до 1ГВт. На севере Якутии запланировано создание Кючусского промышленного кластера, под потребности которого «Росатом» построит АЭС малой мощности.
В Хабаровском крае на 2027 год намечено строительство двух энергоблоков Хабаровской ТЭЦ-4 общей мощностью 410 МВт в рамках проекта по замещению мощностей Хабаровской ТЭЦ-1. Кроме того, проект Генсхемы размещения объектов энергетики (в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения) предусматривает создание в регионе новой ТЭС мощностью порядка 230 МВт к 2030 году, а также Нижне-Ниманской ГЭС мощностью 360 МВт – в 2037-м.
Гидрогенерация будет востребована не только в Хабаровском крае, уверен Айсен Николаев. Гидроэнергетические ресурсы Якутии сегодня составляют 60% потенциала Дальнего Востока, из которых освоено только 1,5%. В 2013 году на средства Инвестфонда РФ была спроектирована Канкунская ГЭС мощностью 1ГВт под программу комплексного развития Южной Якутии, предполагающей запуск Эльконского ГМК, Тарыннахского и Таежного ГОКов, Селигдарского горно-химического комбината. Теперь настало время вернуться к проекту.
Большие планы связаны с расширением в ДФО атомной генерации. Генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев представил на сессии ВЭФ-2024 «Новая энергия Дальнего Востока» план по созданию к 2042 году в Приморье, Якутии, Чукотке, Амурской области и Хабаровском крае шести АЭС с 12 энергоблоками суммарной установленной мощностью – 4,1 ГВт. Глава госкорпорации уточнил, что намерения могут измениться, поскольку проекты еще должны быть утверждены правительством РФ, а также пройти общественные слушания (стоит сказать, в Хабаровском крае АЭС мощностью 1,2 ГВт предлагается построить близ поселка Эворон в 2036 году. Идея атомной станции в регионе обсуждалась еще в советское время, и в конце 1980-х у нее было немало противников).
Объекты атомной энергетики капиталоемкие, но, по словам А. Лихачева, нельзя говорить только о модернизации существующих энергомощностей, надо смотреть шире, создавая «новый энергетический облик Дальнего Востока». «Дальневосточные регионы станут в полной мере атомными регионами. Это, конечно же, инфраструктура, и не только энергетическая. Это инфраструктура образования, это инфраструктура промышленных поставок совершенно нового уровня, строительного комплекса», – заявил А. Лихачев.
Глава Минэнерго РФ Сергей Цивилев считает необходимым развитие генерации во всех сегментах энергетики, включая атомную. При этом он призывает не забывать о возможностях угледобывающей отрасли. «Мы должны развивать угольную генерацию на территории Дальнего Востока и Сибири, потому что у нас большой запас угля, и его надо использовать», – сказал министр, в недавнем прошлом губернатор Кузбасса – главного углепогрузочного региона страны.
При строительстве генерирующих мощностей принято отталкиваться от CAPEX проекта, но более рациональным подходом, полагает С. Цивилёв, может стать анализ стоимости киловатт-часа на протяжении всего периода функционирования конкретной генерирующей системы. Энергообъекты также должны быть обеспечены ресурсами на весь срок своей деятельности, чтобы по прошествии времени не пришлось переводить их с одного вида первичных ресурсов на другой.
От тарифа до сумы
Безусловно, краеугольный вопрос – привлечение в отрасль инвестиционных ресурсов. «Я в компании десять лет работаю уже скоро, и все десять лет компания говорит на всех уровнях: коллеги, не хватает тарифа, необходимы какие-то варианты финансирования энергетики Дальнего Востока, – подчеркивает председатель правления, гендиректор ПАО «РусГидро» Виктор Хмарин. – Если мы не вкладываемся в модернизацию должным образом, к чему это в итоге приведёт? В начале пойдет рост аварийности, дальше пойдут веерные отключения, дальше – самые негативные последствия».
Холдинг неоднократно подымает проблематику, но к обращениям энергетиков относятся как к плачу Ярославны, сетует менеджер. Приходится слышать, что в бюджете нет денег, в тоже время дается понять, что поднимать тариф – непопулярная мера.
«Где взять деньги? Деньги взять в новом облике энергетики. Знать бы еще телефон этого нового облика, потому что мне как раз сейчас к зиме надо 11 млн тонн угля закупить, может быть, там я смогу найти помощь в этом», – иронизирует В. Хмарин.
В свою очередь в Минвостокразвития предлагают продлить действие надбавки для выравнивания энерготарифов в ДФО до среднероссийского уровня после 2028 года, но переформатировать механизм, предусматривающий адресацию средств, вырученных от потребителей первой и второй ценовых зон ОРЭМ, в дальневосточные объекты энергетики. Раньше, по сути, дотировалась старая генерация с низким коэффициентом полезного действия, признаёт Гаджимагомед Гусейнов.
«Это тоже ресурс – ежегодно 30 млрд руб. мы направляем на субсидирование. Давайте направим часть этих денег либо общий объем на модернизацию электроэнергетики на Дальнем Востоке, в том числе в изолированных территориях. То есть не будем субсидировать неэффективное», – пояснил замминистра.
О необходимости решения вопросов по тарифным источникам говорит и Айсен Николаев (в июле этого года назначен председателем комиссии Госсовета по направлению «Энергетика»). Возвращаясь к ситуации с «Якутэнерго», он не исключил, что убытки сетевой организации будут только расти (в настоящее время «РусГидро» изучает вопрос выделения электросетей из своих региональных активов).
В Якутии это ещё связано с высоким уровнем протяженности линий электропередач – около 30 тыс. км – на большую территорию обслуживания с низкой плотностью потребителей. «Компенсация данной особенности энергосистемы только за счёт регионального или муниципального бюджетов абсолютно бесперспективна», – подчеркнул глава республики.
Проблема в ближайшие годы коснется и других субъектов ДФО, в том числе Бурятию, ЕАО, Амурскую область, где заключаются договора последней мили с ФСК. В этих регионах наступят аналогичные проблемы, если вовремя не принять действенные меры, предупредил А. Николаев.
«Мы предлагаем комплексное решение: или возвращать базового потребителя, или компенсировать из бюджета накопленный убыток, распространить механизм выравнивания энерготарифов на территории неценовой и ценовой зоны. Есть и другие методы, но это надо обсуждать и не замалчивать», – заключил он.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- Председатель правительства Михаил Мишустин 11 июля 2024 года утвердил обновленную Стратегию развития минерально-сырьевой базы. Срок ее реализации продлен до 2050 года. Развитие минерально-сырьевой базы в регионах Дальнего Востока и Арктики находится под влиянием существующего состояния транспортной инфраструктуры. Транспортная отрасль является наиболее сложным, трудоемким и затратным звеном процесса разработки месторождений полезных ископаемых, доля которой в себестоимости добычи составляет 60-75%.
На территории Дальнего Востока и Арктической зоны РФ, можно выделить сотни значимых действующих, строящихся и планируемых проектов, которые определяют расположение точек генерации грузовой базы, вывоз сырья или продуктов обогащения, который осуществляется практически всеми видами транспорта. Необходима взаимоувязка проектов строительства транспортной инфраструктуры с возможностями природопользования и, в первую очередь, недропользования, поскольку горная промышленность для субъектов Дальнего Востока России и Арктики является одним из основных направлений в экономике.
Минерально-сырьевой потенциал нашей страны способен обеспечить все необходимые задачи национальной экономики и национальной безопасности, исходя из стратегических целей при любых сценариях развития мировой ситуации.
На Дальнем Востоке и Арктической зоне России транспорт и энергетика рассматриваются в качестве основных элементов социально-экономического развития территорий, являясь основой стратегии создания и эксплуатации минерально-сырьевой базы данных макрорегионов.
Стратегия развития Дальнего Востока базируется на формировании транспортно-энергетического каркаса. Регион характеризуется географическими преимуществами и перспективой реализации экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов по внутренним и международным транспортным коридорам. Особая значимость каркаса заключается не только в обеспечении грузопотоков в транспортно-логистических цепочках, но и в наполнении инфраструктурных зон в первую очередь проектами по недропользованию. Устойчивость экономики в последующих этапах развития региона связывается с ее индустриализацией.
Процесс индустриализации экономики региона, включающий как малоформатное производство, так и классические металлургические гиганты, предусматривает три этапа: I этап – создание каркаса, II этап – процесс наращивания каркаса внутренними элементами, III этап – освоение пространственно-сгруппированных месторождений различных по запасам и по специализации (узлы, комплексы, кластеры).
В качестве объединяющего центра может рассматриваться Хабаровский край с умеренно развитой инфраструктурой, но с очень высоким потенциалом ее формирования. В Хабаровском крае в последние годы начинает формироваться транспортно-энергетический каркас, который может служить реальной основой реализации других проектов.
К числу заявленных крупных инфраструктурных проектов относятся: железные дороги Эльга – мыс Манорский и Якутск – Магадан, широтная автодорога Амга – Усть-Мая – Аян, меридиональная автомобильная трасса Комсомольск-на-Амуре – Охотск – Магадан и другие. Они затрагивают интересы республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Амурской и Магаданской областей. Обсуждается также строительство автодорог Комсомольск-на-Амуре – Чегдомын, Селихино – Николаевск-на-Амуре, по левобережью Амура от Комсомольска-на-Амуре до поселка Октябрьский. Принципиально важным является строительство перерабатывающих производств. К их числу относятся гидрометаллургические комплексы по переработке упорных руд золота Покровского на одноименном месторождении, Амурского в городе Амурск, проектирование и строительство Тихоокеанского в Советской Гавани. Также намечены планы по строительству металлургических комплексов по переработке оловянных, медных и железных концентратов в Хабаровском крае.
В правительстве Хабаровского края рассматриваются вопросы строительства крупных энергетических объектов: Тугурской ПЭС с заводом по производству водорода, Ниманской ГЭС, Эворонской АЭС, Чегдомынской ГРЭС с кольцевыми ЛЭП для решения проблем энергетики.
В силу этого существует реальная необходимость формирования новых подходов к развитию региона. С горнодобывающей промышленностью связаны и взаимозависимы металлургия, машиностроение, строительство, энергетика, транспорт, другие отрасли промышленности. Горный комплекс может рассматриваться в качестве инициатора в новой индустриализации региона.
В 2024 г. в лесопромышленной сфере наблюдается позитивная динамика, сменившая спад прошлого года. Тем не менее ожидается сокращение рентабельности экспорта. В целлюлозной промышленности производители развивают существующие мощности. В то же время в лесозаготовке предпочтение отдается небольшим проектам, в том числе ориентированным на внутреннее потребление.
В российской лесопромышленной отрасли в текущем году отмечается незначительный рост производства пиломатериалов, пока недостаточный на фоне сокращения прошлого года. В частности, в январе-апреле текущего года рост составил 1,1% относительно аналогичного периода прошлого года, до 9,7 млн куб. м, а тем временем производство фанеры увеличилось на 14,5%, до 1,17 млн куб. м, производство древесно-стружечных плит – на 12,2% (до 3,9 млн куб. м), древесно-волокнистых плит – на 27% (до 247 млн кв. м), бумаги и картона – на 10,1%, до 3,5 млн тонн, целлюлозы – на 1,3%, до 2,8 млн тонн. Напомним, что в 2023 г. промышленное производство пиломатериалов в стране испытывало спад – на 4,5% по итогам года относительно 2022 г., до 38,9 млн куб. м. (при этом пиковый показатель в 2019 г. составил 44,4 млн куб. м, так что за последние пять лет производство сократилось на 5,5 млн куб. м).
Зато в первом полугодии текущего года выросли доходы государственного бюджета от использования лесов – на 10% относительно первого полугодия 2023 г., составив 38,5 млрд рублей. При этом наибольший объем средств в бюджет из всех российских регионов перечислили лесопользователи Иркутской области – 2,8 млрд рублей, что на 1% больше, чем за аналогичный период годом ранее. В пятерку регионов-лидеров по объему отчислений также вошла Якутия (пятый показатель), лесопользователи которой в январе-июне направили в госбюджет 1,6 млрд рублей. В число лидеров по приросту доходов от использования лесов в первом полугодии вошла Сахалинская область, где рост составил 59% относительно аналогичного периода прошлого года, до 380,8 млн рублей.
В Иркутской области на сегодняшний день реализуется несколько проектов в лесопромышленной отрасли. В Братске группа «Илим» реализует инвестиционный проект по реконструкции производства лиственной беленой целлюлозы, который предполагает увеличение производства на 162 тыс. тонн в год[1]. Проект рассчитан до 2026 г. Объем инвестиций составляет 12,4 млрд рублей. В 2025 г. «Илим» также планирует начать в Братске модернизацию производства картона с объемом инвестиций 3,9 млрд рублей. Напомним, что в текущем году был введен в эксплуатацию целлюлозно-картонный комбинат мощностью выпуска 630 тыс. тонн премиального крафтлайнера (особо прочный многослойный картон) в год в Усть-Илимске.
Компания ООО «ДеКом»[2] с 2015 г. реализует в Братске менее масштабный проект по созданию лесоперерабатывающего производства с объемом инвестиций 2,3 млрд рублей. На сегодняшний день реконструирована линия лесопиления, построены пеллетное производство и сушильный комплекс, завершается монтаж второй лесопильной линии для распиловки тонкомерной древесины, а также запущена котельная на 30 МВт, работает собственный лесопитомник.
Следует отметить, что в Иркутской области в начале текущего года отмечался рост отгрузок лесной продукции. По итогам января-апреля по железной дороге из региона было отгружено 2,2 млн тонн лесной продукции, что на 10,3% больше, чем за аналогичный период 2023 г. На экспорт по железной дороге за четыре месяца было отправлено 1,7 млн тонн продукции лесопромышленного комплекса, что на 1,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Продукция из древесины в том числе направлялась на экспорт, главным образом, в Китай (более 80% экспорта), осуществлялись поставки в Монголию и Японию. Основной объем экспортной продукции составили пиломатериалы.
Тем временем в Забайкальском крае по итогам января-апреля 2024 г. отчитались об экспорте в Китай около 25 тыс. куб. м лесоматериалов (23,9 тыс. куб. м пиломатериалов и 0,99 тыс. куб. м делового леса). В Бурятии с начала года к началу августа направили на экспорт более 33 тыс. куб. м лесоматериалов (главным образом пиломатериалов) в Китай и Монголию.
При этом рентабельность экспорта древесины в Китай (на него приходится 57,2% российского экспорта продукции ЛПК) снижается, поскольку цены на основной вид российской лесопродукции, пиломатериалы, во втором квартале текущего года сократились в КНР более чем на 15%, в то время как расходы на контейнерные перевозки выросли более чем на 25%. Также отгрузки по железной дороге ограничены пропускной способностью восточного направления.
Инвесторы при этом видят перспективы для развития проектов, направленных на внутренние поставки. Подконтрольное М.Сиволдаеву[3] ООО «Голубая лагуна» в июне приобрело камчатскую компанию ООО «Авир», специализирующуюся на заготовке древесины в Камчатском крае. В 2020 г. «Авир» заключил договор аренды участков на территории Атласовского лесничества сроком на десять лет. Данные участки разрешено использовать для заготовки древесины.
На камчатском рынке в настоящее время фиксируется дефицит древесины, в то же время ожидается рост потребности в пиломатериалах для жилищного строительства и развития туристической инфраструктуры. Возможности завоза древесины на Камчатку из других регионов ограничены, стоимость поставок на полуостров пиломатериалов остается высокой. При этом Камчатский край обеспечен собственными лесными ресурсами, площадь расчетной лесосеки (допустимый объем изъятия древесины) значительно превышает текущий объем заготовки.
Для развития лесозаготовительного предприятия на Камчатке потребуются инвестиции в инфраструктуру. Тем не менее более простым, не требующим технологичного оборудования вариантом организации производства является выпуск деревянных срубов. Также лесозаготовщик может сдавать сырье для переработки местным предприятиям. При этом экспортные перспективы для камчатской лесопромышленной отрасли связаны с развитием поставок продукции через незамерзающий морской порт Петропавловск-Камчатский.
Проблемой лесопромышленной отрасли в целом в настоящее время является дефицит лесозаготовительной техники, поскольку ее импорт затруднен на фоне санкций, а возможные альтернативы ограничены. Несмотря на то, что существующая техника ремонтируется, коэффициент технической готовности технологического парка существенно сократился – с 85-90% до 50%. Дефицит оборудования ведет к уменьшению объем заготавливаемого леса. Наибольшие проблемы с техникой испытывают небольшие подрядчики крупных компаний, работающие главным образов в отдаленных регионах – в Сибири и на Дальнем Востоке, как правило не располагающие собственными ремонтными подразделениями.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] На сегодняшний день филиал группы «Илим» в Братске выпускает ежегодно более 1 млн тонн целлюлозно-бумажной продукции в год.
[2] г. Братск, учредители – А.Падерин, В.Ковыляев.
[3] Бывший заместитель председателя правления группы «Ренова» В.Вексельберга, владеет компанией «Реам Менеджмент».