Президент Дальневосточной региональной ассоциации туризма Ирина Кушнарева о том, сможет ли ДФО стать альтернативой Черноморскому побережью
Произошедшая в декабре 2024 года экологическая катастрофа на Черноморском побережье заставляет туристов задумываться о смене локации для летнего отдыха. Одной из альтернатив многие называют Дальний Восток. Сможет ли он стать заменой излюбленному месту отдыха многих россиян? Своим мнением по этому поводу с EastRussia поделилась президент Дальневосточной региональной ассоциации туризма Ирина Кушнарева.
– После катастрофы на Черноморском побережье отдыхающие по логике должны переориентироваться на Дальний Восток и в Приморье в частности. Но пока мы не ощущаем повального бронирования. Приморские базы всегда заявляют, что у них ажиотаж, а потом оказывается, что все там хорошо и можно забронировать номер или домик. Также высокого спроса может не быть из-за того, что сейчас февраль, и бронировать что-то рановато. Посмотрим, что будет в апреле.
Сложно сказать, можно ли назвать Дальний Восток альтернативой Черноморскому побережью, потому что он другой. С одной стороны у нас не такое выгодное расположение, а с другой – у нас море пахнет морем, у нас совершенно другой воздух и другие морепродукты, есть точки притяжения и другие аспекты, которые могут перевесить выбор в сторону Дальнего Востока. Сейчас в сердцах россиян разжигают большой интерес к посещению Дальнего Востока: Хабаровского и Приморского краев, Сахалина, Камчатки и других регионов. Поэтому интерес к этой территории растет.
Но прогнозировать, как сложится летний туристический сезон, сложно, потому что до сих пор люди бронируют поездки на Черное море, не хотят от него отказываться и говорят, что купаться не будут, но хоть воздухом подышат.
Также не стоит забывать, что сейчас открываются чартерные программы, и я думаю, что в связи с этим будет большой поток туристов в Китай, многие вспомнят про морской отдых в КНР. Плюс Таиланд и Вьетнам никто не отменял. Летом всегда большой спрос на пляжный отдых, и необязательно отдыхать в Приморье. А кто-то успевает отдохнуть и там, и там.
Если спрос на отдых на Дальнем Востоке и в Приморье в частности все-таки будет высоким, то могут возникнуть проблемы с размещением – потому что действительно хороших баз отдыха не так много, а гостиницы уже выкуплены под иностранных туристов. Китайцы тоже путешествуют по России, летом большим потоком едут во Владивосток. Гостиницы уже сейчас просят предоплату, потому что спрос есть.
Что касается инфраструктуры, то на Дальнем Востоке все есть. Я могу сказать, что некоторые районы на Черноморском побережье отстают от нас на много лет. А у нас еще есть, что показать туристам – много интересных, красивых мест. Есть места, где можно отдохнуть, есть места, где можно вкусно поесть. И даже наши китайские партнеры говорят о том, что у нас очень вкусно готовят в ресторанах.
Дальний Восток отличается от Черноморского побережья, он другой, и если туристы хотят увидеть что-то новое, открыть для себя новые места – добро пожаловать!
Только в первой половине этого года дальневосточные регионы приняли 1,8 млн туристов. Представители отрасли все чаще заявляют о том, что для поддержки и наращивания турпотока необходимо улучшать инфраструктуру в регионах. Об экономических факторах развития сферы гостеприимства в ДФО на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» EastRussia рассказал вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.
— Отельеры и рестораторы на Дальнем Востоке всегда готовы к приему туристов, ведь это их основная специализация. Другой вопрос, готово ли достаточное количество качественной инфраструктуры? Тут ответ, как мне кажется, повисает в воздухе. И это не связано с какими-то региональными проблемами, это связано с общефедеральной достаточно серьезной бедой. Потому что гостиничный бизнес долгие годы был экономически не очень интересен, а это несет за собой целый ряд факторов. Во-первых, в таком положении бизнес проигрывает ряду отраслей с точки зрения привлекательности в моменте, сроков окупаемости, рентабельности чистых активов. А во-вторых, у государства нет каких-то серьезных поддерживающих, мотивирующих программ, задач и историй, которые бы выгружали в бизнес.
Раньше после падения железного занавеса людям было прикольно поехать и посмотреть мир. И его не просто посмотрели, а задержались на этом и привыкли. При этом основная платежеспособная часть аудитории вывозила свои деньги для отдыха, оздоровления, культурного туризма за рубеж. Поэтому мотивации создавать качественную инфраструктуру внутри страны как будто бы не было либо её было недостаточно. Сейчас пандемия и СВО привели к тому, что мотивация стала совсем другой. Государство начало создавать условия для развития отрасли, страна в этом плане сделала серьёзный шаг. Еще есть резервы, но в целом отношение к инвестициям в отели достаточно серьёзно поменялось в стране.
Но при этом есть одна сложность, очень большая и очень серьёзная. Для того чтобы построить гостиничный комплекс, нужно в среднем не менее трёх лет – за полгода такую задачу не решить. Да, есть модульные отели, есть быстровозводимые конструкции, есть глэмпинги, но, во-первых, они не меняют ситуацию, например, связанную с городскими потоками, потому что, как правило, строятся в курортных и загородных локациях, а во-вторых, это достаточно небольшие комплексы, не обладающие достаточной инфраструктурой, чтобы всерьез влиять на изменения туристических потоков, поведение гостей и прочее.
На мой взгляд, сейчас на многих территориях, и на Дальнем Востоке в том числе, предприниматели заинтересованы в развитии туризма, в строительстве отелей, просто им не хватает диалогов, обратной связи, понимания этого бизнеса. И еще одна важная причина – время, ведь, к сожалению, все это происходит долго.
Инвесторы готовы вкладываться в проекты на Дальнем Востоке, просто здесь стоит вопрос конкуренции за рынок капиталов. У человека есть выбор – инвестировать в офисный центр, например, в гостиницу, в торговый центр или в жильё. Это вопрос его выбора с точки зрения финансовой модели, и это очень важно понимать. Для развития отрасли, для инвестиций и вложений должны быть экономические предпосылки. Если они созданы и находятся на высоком уровне, то все получится.Дальний Восток намерен активнее привлекать иностранных туристов. Основной акцент сделают на гостях из Китая, однако потенциал есть и у привлечения в регион жителей Ближнего Востока, Латинской Америки и Беларуси.
По итогам прошлого года в тройку лидеров на Дальнем Востоке по притоку туристов вошли Приморье, Хабаровский край и Бурятия. Хабаровский край в 2023 году посетили 1,1 млн человек. Гостей привлекают Хабаровск с его архитектурой, музеями, выставками и магазинами, а также горная рыбалка и Шантары.
В будущем точками притяжения туристов в регион намерены сделать самую протяженную на Дальнем Востоке набережную, российскую часть острова Большой Уссурийский, горнолыжный комплекс «Хехцир».
«Мы вышли на китайский рынок через китайские туристические сети, напрямую адаптировали наш продукт на китайских туристов. Они увидели в своих соцсетях Хабаровск и поехали к нам. Собственно, турист, который отправился с рюкзаком на Шантары, узнал о них из китайских соцсетей», — отметила Екатерина Пунтус.
Как сообщил генеральный директор туроператора «Интурист» Александр Мусихин, интересы иностранных туристов в России смещаются из Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе в сторону Дальнего Востока. Так, в прошлом году компания отправила группу аргентинцев от Санкт-Петербурга по Транссибу до Владивостока. И сейчас интерес к ДФО растет.
«Я думаю, что направление Дальнего Востока мы будем предлагать в странах Ближнего Востока и в Латинской Америке, где интерес достаточно большой. Проблема только в транспортной логистике, потому что основные полетные программы осуществляются через Москву. Поэтому туры в любом случае будут комбинированными», — прокомментировал Александр Мусихин.
Еще один туристический коридор на Дальний Восток намерены открыть из Беларуси. Там знают о ДФО и многие готовы ехать в регионы на краю России, как в экзотические.
«Все в Беларуси слышали бренды — Дальний Восток, Амур, Японское и Охотское моря, Камчатка. Об этом знают все. Но не все знают, где это. Емкость нашего рынка достаточно большая – в стране почти девять млн человек, один млн выездных туристов с хорошим чеком. Людей интересует не только море и отдых, но и детокс, путешествия, природный туризм. Дальний Восток для белоруссов – это экзотика. Ресурсы у людей есть, деньги есть», — рассказал председатель правления союза туристической индустрии Республики Беларусь Филипп Гулый.
По его словам, для привлечения белорусских туристов сейчас не достаточно одного агрегатора отелей, поскольку люди не знают, куда ехать, где селиться, что конкретно смотреть и посещать, где развлекаться. Нужны новые электронные площадки, которые помогут с выбором, бронированием и покупкой. Филипп Гулый предложил сконцентрироваться на образовательных турах для родителей с детьми. При этом поездки, по мнению Гулого, должны быть дополнены природными и историческими составляющими.
«Наши люди способны сюда ехать, но едут пока что единицы. Нет смысла делать турпоток из Беларуси массовым, этого не нужно, пускай он будет высокомаржинальным – достаточно состоятельных, богатых людей, крупных корпораций, которые могут провести свой отпуск в этом брендированном дальневосточном далеком и экзотическом для нас крае», — отметил Филипп Гулый.
Участники форума сошлись во мнении, что для привлечения иностранных туристов на Дальнем Востоке необходимо развивать номерной фонд, поскольку сейчас мест размещения недостаточно, также нужно продвигать туры по Дальнему Востоку, т.к. о них мало известно. Для этого нужны федеральные туроператоры, которые предложат поездки в своих филиалах на западе России и в представительствах в других странах.
Все чаще эксперты заявляют о том, что Дальнему Востоку нужны осознанные туристы, которые знают, куда они едут и с каким трепетом нужно относиться к этой территории. Директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» рассказал EastRussia, какие туристы нужны ДФО, и что макрорегион готов дать гостям взамен.
- Дальнему Востоку нужен массовый турист, но как некая часть турпотока. Этот поток должен быть разнообразным: индивидуальные туры, малые группы, массовые потоки на постоянной основе. У Дальнего Востока все для этого есть: объекты показа, территории, куда массовые потоки пустить невозможно из-за экологических и природоохранных ограничений, и городская среда – крупные города и поселки, Как пример – Хабаровск. Не просто так его называют европейской столицей Дальнего Востока, причем называют его так не россияне, а иностранцы.
У туриста, который собирается куда-то ехать, основная задача – переключиться. Он на положительных эмоциях, у него множество ожиданий, он хочет чего-то неожиданного, чего-то яркого, чего-то, что оставило бы в его памяти определенный след. Дальний Восток – как раз одно из тех мест, где турист точно все это получит. Да, сюда очень сложно заманить туриста, но и сложно представить, что человек, который здесь побывал, не получил ярких впечатлений. Я таких случаев не припомню.
Когда мы по государственной программе впервые привезли на Дальний Восток детские группы с запада России, они, стоя на берегу Амура, были поражены, и говорили о том, что увидели окраину Родины. Они были очень удивлены, что это еще не окраина, что до нее еще лететь и летать. Такие примеры говорят о том эмоционально-психологическом, с положительной точки зрения шоке, которые люди испытывают, когда приезжают сюда. Они понимают, что города на Дальнем Востоке не стоят посреди глухой тайги, что по улицам не ходят медведи. Они видят современные улицы, здания, архитектуру и все, что соответствует современному городу в мировом смысле. У многих в этом плане мировоззрение перестраивается.
Сегодня все знают о российском Дальнем Востоке, постоянно слышат о нем, но когда видят его сами, то уже по-другому к нему относятся, ведь эта территория оставляет самые положительные ощущения.
Дальний Восток в 2023 году стал лидером среди макрорегионов России по притоку туристов. В этом году гостей меньше не становится, однако есть факторы, которые сдерживают развитие отрасли. О главных из них на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» EastRussia рассказал вице-президент АТОР, заместитель гендиректора по взаимодействию с органами власти и коммуникациям «ТТ-Трэвел» (бренд FUN&SUN) Александр Сирченко.
- Чартерная программа создала на Дальнем Востоке пик сотрудничества между региональными и федеральными туроператорами, органами власти и бизнесом. Но только чартерами развитие туризма не ограничивается, поэтому мы работаем и на блоках мест, и продаем индивидуальные туры. Чартеры – не панацея от всех бед, и я не раз об этом говорил. Туризм способен развиваться и делать это успешно на основе любой другой перевозки, в зависимости от специфики региона – не только авиационной, но и железнодорожной или даже автобусной.
Дальний Восток без сомнения очень интересен с точки зрения туризма. Главный вопрос — как его продвигать. По моему мнению, в первую очередь нужно создавать уникальный туристский продукт, который будет привлекательным и будет обладать высокими качественными характеристиками. Речь здесь о качественных услугах, качественной инфраструктуре. Эти характеристики уже являются элементом продвижения, потому что у хорошо собранного и упакованного турпродукта будет большее преимущество перед другими.
На форуме задели вопрос, почему отельеры или авиакомпании идут навстречу федеральным, а не региональным туроператорам. А все потому, что возможностей у федерального туроператора значительно больше – информационных, маркетинговых, финансовых. К примеру, чтобы поставить чартер в регион, нужна значительная сумма в качестве депозита. Авиакомпания не полетит, не получив его, а для маленького регионального туроператора такой депозит неподъемен. Точно так же с отелями. Маленький бизнес обеспечивает загрузку отеля на 5-10%, а федеральный туроператор способен выкупить все места и предоставить отельерам более выгодные условия. Такие нюансы тоже влияют на качество турпродукта.
Я сторонник межрегиональных маршрутов, иногда даже трансграничных. Ведь интересно, например, прилетая во Владивосток или в Хабаровск, отправиться дальше в Китай, или прилетая на Сахалин, отправиться в Японию. А сейчас появилась возможность из Владивостока отправиться в Северную Корею — на самолете или на поезде. Межрегиональные и трансграничные маршруты интересны разнообразием впечатлений. В этом их главное преимущество. Да, по цене они дороже, чем посещение
одного региона, но полученные впечатления все компенсируют. К тому же в таких поездках можно совместить посещение природных достопримечательностей с архитектурными, культурными и гастрономическими. Но здесь многое зависит от специфики самого региона, потому что страна у нас большая и не всегда можно успешно реализовать межрегиональные маршруты.
Увидеть огромный хвост кита, бьющий по морской глади, или подплыть к такому гиганту на расстояние вытянутой руки мечтают миллионы, но воплотить мечту в жизнь получается у немногих. Один из счастливчиков – фотограф из Москвы Валентин Морозов. Поездка на Шантарские острова в Хабаровском крае позволила ему увидеть морских исполинов и победить в конкурсе «Дальний Восток – земля приключений» в номинации «Лучшее путешествие с морским животным». В интервью EastRussia победитель рассказал о приключениях в бухте Врангеля и о составляющих успешного видео.
– Валентин, вы уже бывали на Дальнем Востоке или поездка на Шантары была первой?
– Я бывал на Дальнем Востоке: на Курильских островах, в Забайкальском крае, в Якутске, посещал Южный Сахалин.
– Получается, вы опытный путешественник по Дальнему Востоку.
– Можно и так сказать, но мне кажется, что мало опыта. Просто есть некоторые города в списке посещенных.
– А на Шантары вы ехали именно к китам?
– Да, все верно. Меня впечатлило то, что есть такое место на Дальнем Востоке, где обитают киты, где можно с ними поплавать на сапе.
– Путешествие на Шантары – удовольствие не из дешевых. Полученные впечатления, эмоции окупили поездку?
– На 100% окупили. Я вначале думал о том, что поездка на Шантарские острова – это дорого, но уже давно понял, что за эмоции надо платить – они инвестируются в будущее, остаются с тобой на протяжении всей жизни. Вот поэтому я точно могу сказать, что это того стоит. Да, конечно, отчасти это дорогая поездка, но она точно окупается эмоциями.
– А походные условия проживания и сложная дорога не смазывают впечатления? Не было желания плюнуть на все и уехать домой?
– Нет, на самом деле я привык к таким условиям, потому что я и в пешие туры ходил на десять дней, и на поезде десять дней ездил. Поэтому для меня такие походные условия, как на Шантарах – комфортные. Хочется иногда какого-то социального детокса, в таких путешествиях его получаешь. Иногда такого хочется, но максимум на месяц. Если больше, то не знаю, как проживу в таких условиях.
– В ролике вы говорите, что сложнее всего было спать в палатке во время шторма. А что еще доставляло неудобства, с чем приходилось бороться?
– На самом деле мне хотелось выйти еще куда-то дальше, не находиться в одном и том же месте, в одной бухте. Хотелось поменять локации, но из-за того, что была непогода, было невозможно выбраться и переместиться на более далекое расстояние. Еще одна сложность для меня – морская болезнь. Когда мы перемещались из одной бухты в другую, я боролся с ней. Ни у кого больше в команде ее не было, только у меня, поэтому все внимание было направлено на меня. А мне наоборот не хотелось, что на меня смотрели.
– Судя по тому, как вы бодро выглядите в ролике, получилось справиться с морской болезнью и ее последствиями.
– В первый раз, когда мы пять часов перемещались, это было сложно, я ехал с закрытыми глазами. Мы все время шли по морю медленно, и я справился с морской болезнью просто каким-то чудом.
– Видимо удача вам сопутствует, ведь вам еще и с погодой повезло. Бывает, что из-за туманов, из-за непогоды ни китов, ни моря не видно.
– Где-то за две недели до нашего приезда на Шантарах был сильнейший шторм, у туристов палатки снесло. Я подписан на одного блогера, и он публиковал видео снесенных палаток. Туристов тогда переместили в домики, они спали на кухне и, конечно, не ходили к китам. А нам реально с погодными условиями повезло. Вообще погода прекрасна в разных состояниях – и когда очень дерзкая и величественна, и когда спокойная.
– Увидеть китов – у многих мечта детства. А как в вашем случае?
– Не могу сказать, что это была прямо мечта детства, потому что мне казалось, что это нереально, что это какая-то сказка. Я знаю, что это есть, но я не думал, что сам смогу оказаться на месте людей с фотографий, где они плавают на сапах рядом с огромными китами. Когда я увидел в интернете такое фото, то сразу поставил себе цель – поплавать рядом с китами, увидеть их вживую.
– Каково, когда они проплывают на расстоянии вытянутой руки?
– Это оказалось страшно. Когда увидел размер кита под собой, у меня немножко тревога случилась. Все эмоции увеличились в десять раз уже после поездки, когда я начал осознавать, что со мной произошло: кит проплыл подо мной, я увидел, как он прыгает, видел то, что многие никогда в жизни не видели. Это настоящее вау. До сих пор не верится, что это было со мной.
– Вы видели китов не единожды, потом, наверное, уже не так было страшно?
– Да, киты появлялись каждый день, и было, действительно, уже не так страшно.
– Видео снимали по профессиональной привычке или специально для конкурса?
– О конкурсе я не знал, мне прислали ссылку где-то за неделю до его начала. И я подумал, что сниму видео. Я по профессии фотограф, но у меня есть оборудование и для видеосъемки: дрон, экшн-камера. Это мое хобби, но я не увлекался съемкой видео с путешествий. Но в этот раз решил организовать видеосъемку для конкурса.
– Вы называете свой дрон «Везунчик». Все ли ему удалось снять, что вы хотели? Повезло ли ему?
– Перед путешествием на Шантары у меня была поездка во Владивосток. Я был в бухте на острове Русский, и, представляете, разбил свой дрон в первый же день поездки. Сломались две лопасти, но, слава богу, что во Владивостоке нашелся мужчина, который мне продал другие лопасти. Просто не представляю, что бы я делал в бухте без дрона, потому что с берега видно китов, но с высоты птичьего полета они вообще по-другому смотрятся. Я специально назвал дрон «Везунчиком», чтобы он точно никогда не разбился, но, к сожалению, произошел такой случай.
– Но все равно повезло, что нашлись другие лопасти.
– Да, конечно. Мне все привезли, и буквально через пять часов у меня уже все было новенькое.
– Ваш ролик сопровождается закадровым текстом. Порой написать его – самое сложное во всем фильме. Как вы справлялись с этой задачей?
– Сквозь слезы и страдания (смеется). Я столько раз пытался собрать все мысли в текст, посидеть, перечитать, переписать, понять, что я хочу рассказать. Вы сделали правильный акцент на этом, потому что на текст я потратил, мне кажется, больше всего усилий.
– Победа в конкурсе была неожиданной или чувствовали, что должны занять первое место в своей номинации?
– Я смотрел ролики других участников и понимал, что вижу качественный материал, что другие авторы могут победить со своими путешествиями. Я верил в то, что меня заметят с таким путешествием, потому что мало таких видео, где вокруг тебя столько китов. И самое забавное, что в бухте я был с группой из Хабаровска, и там была супружеская пара, которая рассказала мне, что участвует в конкурсе про видео о путешествии на Дальнем Востоке.
– Часто люди говорят, что не хотят участвовать в этом конкурсе, потому что побеждают в нем участники, у которых есть видео с дрона, у кого техника профессиональная. Как считаете, только ли это залог успеха?
– Я считаю, что можно выиграть за счет эмоций, за счет интересного рассказа, за счет локации, потому что если у тебя путешествие, например, на вулкан, то это уже более выигрышно. Техника даст картинку, но может не дать никакого смысла. Недостаточно просто красиво что-то показать, важна начинка, суть. Техника – это бонус, а эмоции – точно шанс на победу. Даже сейчас я понимаю, что если бы переснимал ролик, то больше давал бы эмоций и каких-то рассказов, историй.
– Не хотите снова попробовать свои силы в следующем году?
– К сожалению, призерам нельзя участвовать в следующем сезоне конкурса.
– А если бы была возможность, приняли бы снова участие, может в другой номинации?
– Да, конечно. Вообще я бы с радостью посетил Дальний Восток зимой. Обязательно хочу побывать на Камчатке и на Чукотке. Мне многие говорят, что на Чукотке сурово, но меня это и привлекает больше всего. Хочется застать сложную погоду, посмотреть на это все. И очень хочу в Магадан, там такие красоты. Меня все это привлекает. Хочется отправиться в экспедицию по Дальнему Востоку, снимать ее. Я после участия в этом конкурсе увидел смысл в создании видеороликов про путешествия, потому что путешествую уже очень давно, но почему-то ленюсь или смущаюсь записывать ролики, говорить в них, делиться информацией, эмоциями, опять же. А теперь понимаю, что все это не зря, это дает свой отклик. Думаю, что нахожусь на правильном пути. Я рад, что сейчас все силы направлены на Дальний Восток, на его популяризацию, на его доступность.
– Валентин, дайте совет тем, кто, может быть, хотел участвовать в конкурсе, но засомневался и передумал.
– Советую обязательно участвовать в этом конкурсе, потому что, как говорится, лучше пожалеть, что попробовал, чем жалеть, что не попробовал. Мне еще нравится фраза о том, что лучшие кадры сняты на наши глаза, но я считаю, что все надо записывать на видео, делать фото, потому что через несколько лет это приносит безумные приятные эмоции и воспоминания о прожитых годах. И со временем эти эмоции увеличиваются в несколько раз. Я смотрю на предыдущие поездки, вспоминаю их благодаря каким-то кадрам, потому что память стирает какие-то фрагменты, вспоминаю, какие эмоции я переживал в этот момент. Поэтому настоятельно рекомендую записывать, снимать, делиться получившимся на конкурсе «Дальний Восток – земля приключений». Появится новое окружение, люди с общими интересами, возможно, вы найдете новых друзей, с которыми будете в дальнейшем путешествовать. Мне поездка на Шантары подарила друзей, с которыми я продолжаю общаться. Ведите архивы жизни, чтобы потом однажды сесть, пересмотреть их и сказать, что это все было не зря. И обязательно нужно делиться этими архивами, чтобы и других вдохновить, и показать, как прекрасна природа, как прекрасен мир.
Беседой с Дианой Абазовой из Амурска — обладательницей первого места конкурса «Дальний Восток — Земля приключений» в номинации «Лучшее детское путешествие» —EastRussia начинает серию интервью с победителями этого творческого состязания.
На суд жюри «Дальний Восток — Земля приключений» в 2024 году любители путешествий прислали 664 фильма. Это в три раза больше, чем в дебютном 2022-ом. Участники боролись за главный приз в три млн рублей. Его получил москвич Илья Большаков за путешествие на потухший вулкан Креницына на Курилах.
12-летняя школьница и начинающий блогер Диана Абазова из Амурска рассказала EastRussia, в чем секрет ее успеха и какие «фишки» нужно использовать в съемке, чтобы стать лучшим, и правда ли, что на горе Маглой есть призраки.
– Диана, поход на гору Маглой это твой первый поход? Можешь рассказать, как это было?
– Путешествие на гору Маглой, которая считается священной у нанайцев, мы совершили вместе с мамой. Это был мой первый поход, и я рада, что он был с мамой. В 2023 году она ходила одна на гору Сюмнюр, так сказать, на разведку. Меня она с собой не взяла. Говорит, ей надо было убедиться, что для ребенка это безопасно. Я, конечно, тогда очень огорчилась. И вот, когда она вернулась и стала делиться впечатлениями, я сказала: «Все, на следующий год мы идем вместе!». Так и вышло. У нас в Амурске есть Татьяна Кирилова, она очень любит горы, особенно Эльбрус, и водит экскурсии. Мы записались в ее группу. Снаряжения у нас не было особо, поэтому с миру по нитке собирали. У нашей семьи много друзей, и когда мама бросила клич, с нами поделились палаткой, спальником, рюкзаками. Все, что было нужно, привезли прямо домой.
— Обычно в твоем возрасте стремятся быть самостоятельными и отдалиться от родителей…
— Ой, это точно не про нас. Мама мой самый лучший друг. У нас хорошие взаимоотношения, поэтому болезнью подростков «я взрослая» я не заболела. Вообще я хочу сказать, что это путешествие сплотило нас с мамой еще больше. Я увидела ее с новой стороны. Восхищение вызвало то, как она легко может перестроиться с комфортной городской жизни на суровую походную и чувствовать себя при это хорошо.
Наталья Абазова, мама Дианы
– В этом походе я увидела свою дочь с новой стороны. Она мне всегда предлагала помощь, поддерживала и переживала за меня. Это очень трогательно. Мы и до этого были сплоченные, но сейчас появилось еще одно общее приятное воспоминание. Я поддерживаю своего ребенка во всех начинаниях. У нас дом заставлен оборудованием для съемки: штативы, кольцевые лампы, какие-то подсветки, шнуры. Кто-то, возможно, ругался бы, а я, наоборот, поощряю, что она снимает и монтирует. Мне кажется, что детям нужно давать больше свободы.
— А когда ты шла в поход ты знала, что будешь снимать ролик для конкурса «Земля приключений»?
— Нет, я даже не знала, что есть номинация «Лучшее детское путешествие». Я просто поставила себе творческую задачу – снять длинное горизонтальное видео, мини-фильм о путешествии. Знаете, такой вызов самой себе. Я увлекаюсь видеосъемкой и делаю в основном короткие вертикальные ролики, например, для Тик-Ток. Длинными видеороликами не занималась никогда и мне хотелось попробовать себя в этом жанре. Я написала сценарий. Планировала части своего видео, что буду говорить и когда, сколько примерно секунд будет длиться каждая часть, писала слова, которые буду говорить. Но снять все четко по плану не получилось. Ожидание и реальность немного не совпали. Приходилось импровизировать. Режиссерская находка, когда я стою у подножия горы Маглой, а потом вместе со зрителем при помощи монтажа быстро «спускаюсь» вниз, родилась на месте. И вот когда ролик был готов, наша хорошая знакомая рассказала о конкурсе, что, оказывается, там есть номинация для детей. Я отправила и забыла. Изначально я снимала для ВК и Youtube, чтобы родственники и одноклассники могли зайти и посмотреть. Но, к сожалению, цифры там оставляют желать лучшего: около сотни. Я немного расстраивалась из-за этого, ведь столько труда вложено в мини-фильм. Когда раздался звонок, и в трубке сказали о приглашении в Москву на церемонию награждения, я честно скажу, подумала, что это какой-то прикол.
— Одним из самых ярких моментов ролика стал тот, где ты говоришь про привидение. Ты действительно что-то такое почувствовала или это было по сценарию?
– Я в мистику не верю. Но многие в группе говорили, что им кажется будто кто-то возле них ходит. Моя мама говорила, что когда она ночью выходила из палатки и подходила к костру, то ей казалось будто сзади кто-то стоит и дышит. Раньше гора Маглой считалась шаманской. Только шаманы могли на нее взбираться и проводить там обряды, поэтому у этого места сильная энергетика, там происходят разные странности. И еще по легенде там ходит призрак погибшего члена экипажа самолета, обломки которого до сих пор на горе. Хоть я ничего такого не чувствовала, но не вставить этот момент фильм не могла. Это очень важная часть.
– Как тебя встречал родной город после возвращения из Москвы?
— Возвращение в родной Амурск с победой из Москвы произвело фурор в школе. Но только среди учителей. Они все так сильно радовались! А у одноклассников самый первый вопрос: сколько денег выиграла? Отвечаю как есть – 75 тыс. рублей. В общем, у них радость больше за деньги. На эти деньги я купила iPhone 16. Старому телефону уже лет шесть, он уже сильно тормозил и там память перегружена. Какой новый ролик на него сниму, пока не знаю. Возможно, когда мы поедем отдыхать летом, я что-то сниму.
— Диана, а ты уже решила кем хочешь стать когда вырастешь?
— Мне столько всего хочется и нравится! Хочу стать моделью, актрисой, архитектором. Я занимаюсь профессионально в художественной школе уже семь лет. Раньше ходила на танцы, а сейчас у меня две спортивных секции. Это чир спорт, в нем я уже три года, и карате, где я с конца прошлого года. Уже сдала на оранжевый пояс.
Мама говорит, что я целеустремленная и упорная, а мне, наоборот, кажется, что я занижаю свою самооценку. Если я что-то сделала, то я часто недовольна результатом. Для меня это хорошо, потому что я стараюсь каждый раз сделать еще лучше, преодолеть себя.
Конкурс «Дальний Восток – Земля приключений» будет продолжен и в 2025 году. Об этом полпред ДФО Юрий Трутнев рассказал в интервью телеканалу «Россия-24». А это значит, что начинать съемку можно уже сейчас. О начале приема заявок будет объявлено дополнительно.