Министр туризма Камчатского края Владимир Русанов – о важности внедрения цифровых технологий в деятельность местного турбизнеса
Ежегодно Камчатку посещают около 300 тыс. туристов, причем самостоятельных путешественников становится все больше. Такие гости бронируют жилье заранее, а свой отдых начинают формировать уже после прилета на полуостров, находясь в отеле. Эти изменения диктуют свои правила — необходимо внедрять электронные торговые площадки по продаже туристических продуктов и услуг. О важности цифровизации туристической отрасли рассказал министр туризма Камчатского края Владимир Русанов.
- Камчатский край стал первым регионом, который заговорил о важности внедрения цифровых технологий в операционной деятельности местного турбизнеса. Как вы пришли к этому решению, чем оно продиктовано?
- Цифровая революция в данный момент постепенно происходит во всех российских регионах, в том числе дальневосточных. Но цифровизация, когда сферы услуг перешли в электронные платформы, произошла в городах-миллионниках, в столице намного раньше. Поэтому большинство путешествующих туристов как раз и приходятся на долю таких больших городов. Мы видим важность оцифровки услуг, потому что в больших городах люди уже привыкли к таким сервисам: заказу еды, бронированию отелей или мест в ресторанах, каршерингу. Мы поняли: чтобы путешественникам было удобно, нужно оцифровывать туристические услуги. И так оказалось, что мы действительно начали это делать одними из первых в России.
Важно понимать, что готовых решений по оплате туристических продуктов в России на данный момент нет. Существуют всем известные электронные торговые площадки, но именно в сфере туризма подобного продукта не существует. Да, появились сервисы по бронированию гостиниц. Но если отмотать на несколько десятилетий назад, то становится понятно, за счет чего у нас сейчас все хорошо с бронированием отелей. Потому что всем известная система бронирования номеров давным-давно зашла в Россию, делались очень большие инвестиции в продвижение сервиса электронного бронирования, его популяризацию и внедрение. Создавались различные программы по обучению работы персонала отелей с этой системой, а для потенциальных туристов проводились масштабные рекламные кампании. Благодаря этому сфера гостеприимства очень хорошо развилась. Даже когда эта система бронирования ушла из страны, то рынок моментально заняли наши компании и сделали это довольно успешно. Но вот чтобы купить турпродукт, такого нет. Мы стали изучать причины, почему данное направление не вызывает интереса у наших туроператоров и, как нам кажется, поняли в чем дело. Сейчас в этом направлении активно работаем.
- Каковы результаты? Есть ли уже какой-то эффект?
- Эффект пока небольшой, но весной этого года на нашем всероссийском туристическом форуме, который проходил в феврале на Камчатке, мы увидели, что у наших туристических операторов действительно появился интерес. Еще несколько лет назад такого не было. Наши туристические операторы, наши представители сферы гостеприимства увидели в этом перспективы, и пошли нам навстречу в развитии цифровизации.
- Камчатка большая, есть много разных интересных локаций и бывают турпакеты с большими предложениями. Удается ли «упаковать» такие сложные турпродукты?
- Сейчас на нашем сайте visitkamchatka.ru есть несколько таких продуктов. Конечно, пока на это расходуется очень много сил, потому что в целом туристический рынок Камчатки еще к этому не готов – наши основные туристические продукты очень сильно зависят от погоды. В момент, когда погода неожиданно меняется, текущие цифровые инструменты нашего туристического бизнеса не позволяют тут же быстро и гибко делать другие предложения клиентам. Поэтому одна из главных стратегических задач – сделать цифровые инструменты, которые позволят и туристу, и туроператору оперативно менять заранее купленную туристическую программу с какими-то доплатами, апгрейдами или иными инструментами. Конечно, мы понимаем, что это колоссальная работа, и мы только в самом начале этого пути.
- Как вы считаете, господдержка повлияет на ускорение цифровизации туруслуг?
- Вопрос господдержки пока открытый. Мы понимаем, когда государство берет на себя часть рисков предпринимателей, то это, с одной стороны, может содействовать ускорению развития, но с другой стороны, мы иногда сталкиваемся и с тем, что когда государство берет на себя риски бизнеса, то некоторые предприниматели, относятся к этой помощи довольно халатно. То есть, когда предприниматель тратит свои деньги, он знает их цену, а когда это деньги государства, то ощущение их ценности снижается. Поэтому возникает вопрос – тратить деньги на господдержку предпринимателей и на оцифровку их продуктов или все-таки направить эти деньги на совершенствование маркетплейса, чтобы его инструменты были намного более полезны и удобны как для предпринимателей, так и для туристов.
- К какому варианту вы склоняетесь?
- По моему мнению, ставку нужно делать на второй вариант.
беседовала Ксения МурзинаГотов ли полуостров к нашествию гостей, только ли турист с тугим кошельком сможет увидеть Долину гейзеров, сколько стоит туда экскурсия, что с безопасностью полётов и новыми маршрутами – своими ожиданиями на новый туристический сезон с EastRussia поделился Виктор Сиротин, генеральный директор частной авиакомпании «Витязь-Аэро».
Виктор Сиротин, гендиректор компании Витязь-Аэро
фото: Фёдор Борисов
– Виктор Петрович, во время недавнего визита Юрия Трутнева на Камчатку очередной раз поднималась тема увеличения туристического потока, о чартерах из Москвы… Как вы оцениваете вероятность того, что это случится? И если вдруг произойдёт – что может предложить «Витязь-Аэро» уже сейчас и есть ли резервы?
– Мы как компания в целом ориентированы как раз на туристов, на наш взгляд туризм – это будущее камчатской экономики. Юрий Петрович прав, говоря о том, что поток туристов надо наращивать. «Витязь-Аэро» обладает необходимыми мощностями, чтобы перевезти всех без исключения туристов, сколько бы их не было. Однако надо понимать, что у большинства мест, куда они хотят попасть – у той же Долины гейзеров – есть ограничения по приему людей извне. Нельзя привезти туда одновременно 100 человек и организовать их пребывание там в соответствии с возможностями инфраструктуры, требованиями безопасности, экологии и так далее.
Такая же ситуация на Курильском озере – крупнейшем нерестилище дикого лосося. Там тоже есть ограничения по одновременному пребыванию туристов. И это касается всех «маст хэв»-направлений, куда хочет попасть каждый турист, приехавший на Камчатку. Мы-то можем доставить, повторюсь, любое практически количество пассажиров, но в конечной точке путешествия их не смогут принять. Мы перевозим ежегодно 12 000 туристов, и это количество мы можем значительно увеличить.
– А если там всё же смогут обрабатывать больше туристов? Поступит, например, команда сверху – нарастить мощности, принимать по 100 человек одновременно?
– Команду, конечно, отдать можно, но вот пример – есть комната, в которой могут находиться максимум 40 человек. И вот поступает команда вместить в этой комнате 100 человек. И что будет?
Ведь Долина гейзеров – это туристические тропы, которые проходят между гейзерами, фумарольными полями, гид рассказывает про каждое место. И поместить на эту тропу большее количество людей физически невозможно.
фото: Фёдор Борисов
Плюс позиция учёных, которые считают, что сохранение памятников природы в первозданном виде важнее зарабатывания денег. И вот пример – с 15 мая по 31 июня в Долине гейзеров месячник тишины. Туда может прилетать не более двух вертолётов в день, которые привезут туда максимум 40 человек. Зачем нужен месячник тишины? Потому что там теплая земля и там медведи продолжают свой род. Чтобы их не пугать, чтобы не было опасности для туристов – их туда просто не пускают. И вот у нас остаются июль, август, сентябрь – представляете, что будет, если в этот срок туда приедут 100 тысяч человек?! Поэтому ещё раз – мы готовы возить, но не ценой уничтожения уникальной природы.
– Что с другими маршрутами?
– Начиная с 2016-го, мы ежегодно разрабатываем и предлагаем новые маршруты – и вертолётные, и вертолётно-пешеходные. Делаем промо-туры для туристических компаний местных, показываем им, убеждаем продавать эти маршруты, чтобы разгрузить Долину гейзеров, Курильское озеро. В ответ слышим: «Всё замечательно, всё прекрасно, но мы хотим гейзеры». На всех выставках мы делаем специальные стенды, мы пытаемся продвигать что-то кроме Долины, и всего того, что есть уже раскрученного на Камчатке. Но одной компании, даже такой как мы, не под силу переломить существующий тренд. Здесь нужна и административная поддержка, и создание стимулов для туристов, это сложно, дорого и этим надо заниматься очень плотно. Мы пытаемся подключить к этому процессу коллег по индустрии, но… все хотят уже на готовое, гарантированно сулящее загрузку и прибыль. Вот есть Долина гейзеров, она продаётся, вот и замечательно. Зачем делать что-то ещё?
Тем не менее, увеличивать туристический поток надо. Будет больше туристов – туркомпании задумаются над тем, чтобы разрабатывать и предлагать новые маршруты, потому что ограничения по Долине гейзеров, Курильскому озеру – они не исчезнут.
– Есть ли понимание – приедут ли зарубежные гости в нынешней ситуации, когда отношение ряда западных стран к России резко изменилось?
– Иностранцы по большому счету перестали приезжать с началом пандемии. До 2019 года зарубежные гости составляли примерно 25% в нашем пассажиропотоке, но сейчас их немного. Они есть, они будут, но основную погоду делают всё же наши российские туристы. Пропали те европейцы, американцы, канадцы, которых главным образом интересовала охота, рыбалка, но в то же время появился российский турист, который замещает выбывших иностранцев. В общем количественном выражении поток туристов остался примерно таким же, как и был.
– Приходится ли «Витязь-Аэро» менять свои планы на развитие, техническое перевооружение из-за антироссийских санкций?
– У нас весь парк отечественный. Есть несколько зарубежных компонентов в наших вертолётах, холдинг «Вертолёты России» о них знает, им уже найдена замена, так что в этом отношении у нас проблем не предвидится. Есть определённое неудобство с импортозамещением масел, которые применяются в авиации, но это не критичная ситуация. Да, растут цены на запчасти, на техжидкости – стоимость запчастей поднялась уже примерно на 18%, но главное, что весь вертолёт состоит именно из российских деталей и узлов и будет летать независимо от поставок из-за рубежа.
– Скажется ли каким-то образом модернизация аэропорта Елизово на деятельности «Витязь-Аэро». Какова вообще наземная инфраструктура «Витязь-Аэро»?
– Если только косвенно. Проблема расширения и обновления аэропорта назрела давным-давно. Пропускная способность действующего терминала крайне низкая. Порой очереди на улице стоят! Поэтому мы только за строительство нового терминала, это поднимет рейтинг и региона в целом, и большее количество туристов будет к нам приезжать, то есть и наше предприятие получит новых клиентов. Но напрямую на деятельности «Витязь-Аэро» реконструкция аэропорта Елизово не скажется.
Что касается нашей наземной инфраструктуры, то у нас по Камчатке шесть посадочных площадок. Это самая крупная сеть после федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» - у них что-то около 15. Наши очень удачно распределены по территории Камчатского края – от центра до самого юга. Они все с аэровокзалами, с возможностью техобслуживания вертолётов, они там постоянно базируются.
– Росавиация временно отзывала сертификат эксплуатанта «Витязь-Аэро». Что было сделано, чтобы его восстановить?
– Да. Ограничение действия сертификата эксплуатанта Росавиация ввела 13 августа. Катастрофа на Курильском озере произошла 12 августа. Комиссия начала работать 14 августа. За те полгода, что действовало ограничение, сделано очень много. Вместе с коллегами с Росавиации мы проанализировали каждый шаг, каждую операцию, вообще всё, что связано с безопасностью полётов. Мы пересмотрели действовавшие алгоритмы по правилам производства полётов, подготовки членов экипажа, по расшифровке полётной информации, по выявлению недостатков. Всё руководство системы управления безопасностью полётов, весь руководящий состав вплоть до начальников смен заново обучен по системе качества менеджмента по ISO9001:2015.
фото: Фёдор Борисов
Мы поменяли подходы к оценке рисков, которые существуют. Мы понимаем, что тогда не увидели риск, которые присутствовал и привёл к катастрофе. Тут надо еще отметить, что у того командира воздушного судна шесть лет не было ни одного нарушения по лётной деятельности! Мы не просто переписали инструкции и издали новые приказы. Мы полностью перестроили систему безопасности полётов, сделали её более современной, организовали фильтры, которые нам помогают выявлять возможные недостатки, превентивных мер стало намного больше.
Мы в марте возобновили полёты, наш парк весь загружен, нас горячо встречали наши пассажиры – жители отдалённых посёлков. С транспарантами, воздушными шарами встречали!
– Вертолетные прогулки, экскурсии - дорогое удовольствие. Предпринимает ли «Витязь-Аэро» какие-то меры, чтобы сделать их доступнее? Есть способы снизить цену, удешевить? Входит ли в итоговую цену, которую оплачивает турист, «маржа за впечатления»?
– Для нас «маржа за впечатления» - это количество туристов! Не стоит думать, что вертолетные или другие авиационные перевозками высокодоходный бизнес. И да он дорогой, если делать всё с соблюдением регламентов. Пространства для ценового маневра крайне мало, что можем – мы делаем. Приведу такой пример – начиная с 2016-го и по 2021-ый год, мы поднимали стоимость экскурсии до Долины Гейзеров на тысячу рублей ежегодно. Мы это делали для того, чтобы у туристов оставалась возможность туда съездить. Но мы не можем сдерживать глобальный рост цен на всё – в этом году мы вынужденно подняли цену на экскурсию на пять тысяч и сейчас одному туристу экскурсия обойдётся в 52 тысячи. Это шестичасовая экскурсия, с трансфером, с питанием, три посадки – Долина гейзеров, кальдера вулкана Узон, и Налычевская долина. С курильского направления это – озеро Курильское с катанием на лодках, кратер вулкана Ксудач, и Ходуткинские горячие источники.
- А короткие маршруты вы предлагаете, чтобы не 50 тысяч, а ощутимо меньше?
– Да, предлагаем, конечно. Есть маршруты в пределах 35 тысяч – без посещения заповедников, потому что львиную долю стоимости экскурсии составляет цена билета в заповедник.
- Есть ли возможность «просто полетать», домашние вулканы, например, посмотреть?
- Есть и такие предложения у нас, конечно же, но они не пользуются популярностью. У нас была авиакомпания «Камчатка» - сейчас она объявила о прекращении деятельности: они предлагали такие полёты на самолёте Cessna. Мы были этому очень рады – туристический поток разбавлялся, у людей появился выбор. Мы были в тесном контакте с «Камчаткой», они собирались перебазироваться на нашу взлетно-посадочную полосу, которую мы введём в эксплуатацию этим летом. Но, увы, производитель— Cessna aircraft company — отказался поставлять уже заказанные «Камчаткой» самолёты из-за событий на Украине. И теперь это направление свернулось, а мы продолжаем предлагать такие полёты, хотя на самолёте они, конечно, дешевле. До 2019 года японские туристы часто брали такие облётные маршруты. Но это, как я уже говорил, работа туристических компаний – если туркомпания захочет продать такой облёт, она его продаст.
фото: Фёдор Борисов
– Вы строите свою взлетно-посадочную полосу? Можно поподробнее? У вас есть планы по организации самолётных экскурсий, перевозок?
– Мы в августе уже рассчитываем ввести нашу ВПП в эксплуатацию. Рассматриваем варианты сотрудничества с теми перевозчиками, которым она может быть нужна. Мы планировали заниматься самолётами, но сейчас эти планы, как и прочие инвестиционные программы, мы поставили на паузу, пока полностью не восстановим то состояние компании, те показатели, которые мы имели до пандемии. Мы рассчитывали работать с самолётами L-410, смотрели и на ТВС-2ДТС – тот, что сейчас все знают как «Байкал». Мы смотрим только на российский авиапром, но на сегодняшний момент приобретать в России из такого класса самолётов нечего.
- Чего вы ждёте от этого сезона?
- Мы с оптимизмом смотрим на грядущий сезон. Мы уверены, что туристов будет много, средств размещения на Камчатке становится всё больше, а это долгое время было тоже одним из сдерживающих факторов. Надеемся, что и качество этих мест размещения, инфраструктура туристическая будет на высоте, так, чтобы о пребывании на Камчатке только позитивные отзывы были. Мы примем всех туристов, отвезём куда они захотят качественно, безопасно, чтобы они вернулись домой полные впечатлений с фотографиями на фоне наших красот и наших раскрашенных вертолётов, чтобы это им запомнилось на всю жизнь!
В Российской академии народного хозяйства (РАНХиГС) недавно завершилась обучающая программа «Управленческое мастерство. Развитие региональных команд». Участвовали в ней и представители Камчатки. Итогом работы команды стал комплексный проект развития туризма в регионе. О нём EastRussia беседует с Николаем Пегиным, генеральным директором акционерного общества «Корпорация развития Камчатского края».
— Николай Анатольевич, в конце августа принято решение о создании на Камчатке одной из территорий опережающего развития в ДФО. В чем именно и как вы собираетесь «работать на опережение»?
Хабаровск – крупнейший город Дальнего Востока – благодаря своему географическому положению является идеальным местом для начала путешествий по региону и всему Дальнему Востоку.
На сессии «Хабаровск – ворота Дальнего Востока», которая прошла в рамках III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» эксперты и игроки туристического рынка обсудили развитие дальневосточных межрегиональных туристических маршрутов для привлечения российских и китайских путешественников.
Хабаровский край исторически считается главными воротами для въезда на Дальний Восток как для туристов из соседних стран, так и для граждан России. До пандемии регион принимал и распределял основной̆ объем гостей из Китая по дальневосточным регионам, выступая транзитной «точкой входа». Хабаровск расположен на пересечении важных воздушных и железнодорожных маршрутов, что обеспечивает связь с другими регионами России и соседними государствами. Местные предприниматели активно сотрудничали со своими коллегами из других регионов, продвигая межрегиональные маршруты.
После вынужденной̆ паузы в международных обменах Хабаровский край возобновляет партнерские отношения с КНР: подписана серия значимых соглашений о развитии сети межрегиональных дальневосточных маршрутов со стартом из Хабаровска.
Теперь региональные туроператоры делают ставку на программы, повышающие продолжительность пребывания туристов, позволяющие превратить их из разовых гостей в постоянных и, соответственно, увеличивающие доходы туротрасли и региональных бюджетов.
Что сейчас может предложить Хабаровский край путешественникам и приезжим? Один из вариантов — туристская программа от компании «Заповедные места Татарского пролива», которая активна в регионе с 2016 года. Проект «Туристическая деревня Ларга» в Ванинском районе края на побережье Татарского пролива предполагает размещение со всеми удобствами в домиках. На территории есть баня и купели. Семидневный тур включает морские прогулки к острову Токи, где разводят потомство тюлени ларга. Помимо этого, в программу входит знакомство с коренными народами, изучение местной гастрономии, участие в шаманских ритуалах и национальных праздниках, морская и речная рыбалка на краба и тунца.
«Потенциал Хабаровского края очень высок – и мы стремимся помочь этот потенциал раскрыть. По ту сторону пролива находятся Сахалин и Курилы, а за ними Тихий океан – край земли. Сезон длится с середины мая до середины октября, но проект будет круглогодичным. На сегодня мы готовы принимать группы до 12 человек. В перспективе – больше. Готовы обеспечивать туристов программой “под ключ”, начиная от встречи в аэропорту, размещение, программа и до проводов в аэропорт», – рассказывает директор компании Дмитрий Ильин.
Все участники сессии сошлись во мнении, что турист не должен сам себе организовывать проживание и досуг. Гостям нравится, когда, приезжая, они не переживают, где будут жить, чем питаться, как развлекаться и перемещаться по разным локациям (которые тоже нужно подобрать). По опыту компании «ТТ-Трэвел», при выборе пакета услуг «мини», «средний» и «макси» 86% туристов предпочитают максимальный.
По словам заместителя генерального директора «ТТ-Трэвел» (экс-TUI) Александра Сирченко, после пандемии удалось заинтересовать туристов непривычными для них регионами благодаря чартерам. Он привел в пример Бурятию – чартеры на зимний Байкал стали популярнее, чем летние – подобного никогда не случалось с республикой зимой.
«Чартер – не панацея, а вершина взаимодействия федерального и регионального туристического бизнеса с федеральной властью. Параллельно включается механизм продвижения и раскрутки тех или иных регионов. Будущее за межрегиональными маршрутами. Трансграничные маршруты можно сделать – с Сахалина в Японию, из Владивостока в Северную Корею, из Хабаровск в Китай. Надо все развивать. Регионы Дальнего Востока и Арктики – это уникальные российские ресурсы, и мы обязаны сделать так, чтобы все захотели это увидеть», – считает Сирченко.
Генеральный директор туроператора «Камчатинтур» Ирина Седова вспоминает, что в 2000-е годы на Камчатку шёл большой поток из Японии, многих стран Европы, и компания вынуждена была формировать турпродукт, который захватывал бы несколько регионов ДФО – и туристы, прилетая из Хабаровска на Камчатку, летели во Владивосток, Иркутск. Это было востребовано, но сложно и дорого. Сейчас сделать такой – и более качественный продукт – стало проще за счет большого количества надежных партнеров в регионах.
«Сейчас основной турпоток составляют российские туристы. Добраться на Камчатку можно только на самолете из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Хабаровска, Владивостока, Южно-Сахалинска, и с недавних пор с Чукотки. Дальневосточное кольцо мы можем хорошо замкнуть. Туризм на Камчатке – это обязательно экологический туризм, это уникальность. Тут главное – природа, а не дороги и гостиницы, хотя это тоже появляется. Камчатку можно посещать круглый год – сезон стал растягиваться, активно стали работать и в “мёртвые” месяцы. С конца июня и до середины сентября доступны все маршруты. Мы делаем совместные туры с Сахалином», – рассказывает она.
Интерес к Сахалину и Курилам со стороны и российских туристов, и гостей из стран АТР и других настолько высок в настоящее время, что регион вынужден смотреть на туристов с осторожностью. Об этом говорит замминистра туризма Сахалинской области Наталья Пахолкова. По е` словам, потоками туристов обмениваться важно в рамках взаимодействия, но делать это нужно осторожно.
«Мы хотим сохранить уникальность территории. Сахалин и Курилы уникальны как и другие дальневосточные регионы, но новых туристических локаций у нас нет. Мы должны сохранить то, что имеем. Мы уже задыхаемся от туристов и зимой, и летом. Очень аккуратно сегодня смотрим на продвижение региона – ресурсы природные, рекреационные, человеческие – не безграничны», – предупреждает она.
Китайcкие предприниматели видят большой туристический потенциал в регионах Дальнего Востока и в России в целом. Лин Луньян,директор международной туристической компании «Хайвай» (Фуюань), работающей уже 27 лет, уверен, что китайских гостей на туристическом рынке ДФО очень мало, и планирует наращивать присутствие здесь своих клиентов. По его словам, китайских путешественников очень привлекают Сахалин, Камчатка и Байкал. Им также важен патриотический и культурный туризм. Он уверен, что странам надо наращивать сотрудничество в сфере туризма.
«Для Китая тоже важны российские туристы. В КНР туризм очень безопасный: можно ездить беспрепятственно, не опасаясь за свое пребывание. Российский Дальний Восток действительно интересен, и мы должны использовать географическое преимущество для развития наших отношений. Однако к сожалению, цены на перелеты из Хабаровска в другие города дальневосточного региона гораздо выше, чем цены из Владивостока. Хотел бы предложить российской стороне подключиться к решению вопроса», – сказал Лин Луньян.
В числе других предложений китайской стороны на сессии – организация обмена молодежными делегациями, усиление сотрудничества между туристическими ассоциациями двух стран, эскалация пропагандирования российских туров в КНР с адаптацией для китайских туристов. Также он отметил, что для жителей КНР очень интересны российские продукты питания. Помимо этого, представитель китайской турфирмы отметил важность развития острова Большой Уссурийский, который находится рядом с Хабаровском и разделен между Россией и Китаем.
Участники сессии сошлись во мнении, что идея кооперации между туркомпаниями в рамках макрорегиона, между региональными и федеральными туристическими компаниями, а также между общественными организациями, властью и бизнесом – это необходимые компоненты для создания и продвижения межрегиональных маршрутов, которые, в свою очередь, занимают существенное место на туристической карте Дальнего Востока.
На III Всероссийском туристическом форуме в Хабаровске представители бизнеса и власти во время сессии «Большой Уссурийский: стратегический остров для развития российско-китайских отношений» обсудили перспективы развития этой территории, заострив внимание на сроках создания погранперехода и транспортной инфраструктуры, а также на нерешённых вопросах с защитой острова от наводнений и остром дефиците туристических мощностей, который появится с ростом турпотока с китайской стороны.
Развитие острова Большой Уссурийский имеет свою долгую историю с большими ожиданиями и не увенчавшимися успехами. Однако события последних пяти лет ускорили интеграционные процессы России на Востоке, развитие о. Большой Уссурийский получило «новую жизнь».
В мае 2024 года, в ходе визита Президента РФ Владимира Путина в КНР, подписана единая концепция развития острова (документ не обнародован, сведения, содержащиеся в нём, имеют характер ограничительного распространения). Во время IX Восточного экономического форума Президент поставил задачу – запустить совместный с КНР проект в 2025 году. Однако, несмотря на высокий уровень контроля со стороны государства, а также международный характер, сохраняется неясность с развитием ключевых отраслей и сроками готовности запланированных проектов.
Для лучшего понимания вопроса и важности протекающих социальных, экономических и политических вопросов, необходимо обратиться к исторической справке, отражающей политический курс нашего государства «Поворот на Восток» и конкретные инициативы связанные с реализацией принципа «Один остров – две страны».
Историческая справка:
В 1860 году по итогам подписания между Российской и Цинской империями «Пекинского договора» установлена восточная граница между Россией и Китаем. В 1920-1930-е годы Большой Уссурийский вместе с соседним островом Тарабаровым и окружающими их мелкими островами использовали для защиты Дальневосточных рубежей СССР от расширяющегося в Маньчжурии военного присутствия милитаристской Японии.
4 октября 2008 года по окончании демаркации российско-китайской границы часть острова Большого Уссурийского был официально передан Китаю. Обе стороны полностью урегулировали все пограничные вопросы и перешли к двухстороннему сотрудничеству по развитию острова.
Концепции развития о. Большой Уссурийский
Первый проект развития о. Большой Уссурийский разработан в 2006 Санкт-Петербургским институтом урбанистики. Ключевые проекты этого плана: строительство транзитной автомобильной и железной дорог с западной стороны (через Большой Уссурийский остров). Сам остров предлагалось застроить одноэтажными зданиями (создать коттеджный поселок премиум сегмента), а также организовать зону объектов свободной торговли и высокотехнологичного производства.
В 2010 году Правительство Хабаровского края опубликовало Концепцию проекта «Комплексное развитие острова Большой Уссурийский (2010-2016 годы)». Новый документ предусматривал комплексный подход с проведением финансовой аналитики и детализации проектов. Концепция основывалась на 3 этапах: создание деловой, рекреационной и жилой зоны. Ключевыми проектами плана являлись: конноспортивный клуб, парк аттракционов с возрастными зонами, этнографические и национальные деревни, гостиничный комплекс, торгово-развлекательный и культурный центр, логистический центр, бизнес–центр, Восточноазиатский центр делового сотрудничества.
Китайская часть острова и близлежащие к нему территории постепенно развивались, реализуя туристические и экологические проекты. К 2013 г. был построен туристический комплекс «Восточный полюс Китая» знаменующий тот факт, что остров считается самой восточной точкой КНР. В комплекс вошли «Площадь Солнца», гостиница, «этнографическая деревня», в которую специально переселили несколько нанайских семей. В 2017 году на китайской части Большого Уссурийского создан Хэйлунцзянский национальный природный заповедник «Хэйсяцзыдао», который, согласно китайским источникам, посетило уже свыше 6 млн. туристов.
На III Всероссийском туристическом форуме в Хабаровске представители бизнеса и власти во время сессии «Большой Уссурийский: стратегический остров для развития российско-китайских отношений» обсудили перспективы развития этой территории.
И.о. министра экономического развития Хабаровского края Валентина Филоненко отметила:
«В прошлом году в Шанхае, в ходе заседания рабочей российско-китайской группы были утверждены координаты размещения пунктов пропуска на российской и китайской стороне.
Что касается Российской части острова, с точки зрения государственных инвестиций работа разбита на три блока: 1) непосредственно строительство подъездной автодороги к пункту пропуска от моста через амурскую протоку 2) строительство инфраструктуры включающее в себя создание насыпной площадки и проектирование пункта пропуска 3) возведение непосредственно самого пункта пропуска».
В первую очередь государственная повестка рассматривает открытие пункта пропуска и создание транспортной инфраструктуры, а затем уже развитие рекреационной составляющей острова. При этом Валентина Филоненко опровергла информацию о поступлении 500 миллионов рублей на строительство подъездной дороги к пункту пропуска — ранее информация о первом транше публиковалась в СМИ. Она уточнила: «Выделение денежных средств на строительство пункта пропуска заложено в национальный проект "Транспорт" на период 2025-2030 года. С учётом бюрократических издержек, физическое строительство первого этапа (дороги) запланировано на апрель-май 2025 года».
В дальнейшем, информация по строительству дороги уточнилась в ходе совещания губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина с главой с Роставтодора Романом Новиковым в г. Москве. В ходе совещания стало известно, что проект подъездной дороги в 4,15 км уже прошёл госэкспертизу, а строительство будет осуществлять федеральное дорожное агентство Росавтодор. По предварительным оценкам, грузооборот через пункт пропуска оценивается в 1,3 млн. тонн, а турпоток – от 1,5 до 2 млн человек в год. При этом по оценкам экспертов, пропускная способность моста, связывающего Большой Уссурийский с материковой частью РФ, составит до 500 автотранспортных средств в сутки.
«Мы понимаем, что часть груза, скорее всего, будет идти в транзит, но часть будет оставаться в Хабаровском крае, в самом Хабаровске, — указал Максим Кузема, председатель ассоциации «Национальная Ассоциация Грузоперевозчиков», — и этот груз нужно будет обрабатывать. Поэтому на сегодняшний момент уже сейчас нужно подумать о том, чтобы распределить грамотно транспортные потоки по Хабаровску, по краю, и подготовить складскую, транспортную инфраструктуру, чтобы этот груз у нас здесь не устроил коллапс».
О развитии инфраструктуры на территории о. Большой Уссурийский, а также экономических проектах рассказал и.о. директора «КРДВ Хабаровск» Иван Середин:
«В этом году, в ходе прибытия в Хабаровский край министра по развитию Дальнего Востока и Арктики, состоялось совещание с заинтересованными лицами. На повестке совещания, были выдвинуты задачи по разработке мастер-плана развития о. Большой Уссурийский, создание ТОР на территории острова. Разработку мастер-план осуществит консалтинговая компания “Стрелка”. Планируется, что в 2025 году он будет выведен на утверждение. Документ предусматривает создание парка дружбы, строительство логистического центра, зоны конгрессно-выставочной деятельности, а также зоны дьюти-фри.
Что же касается создания ТОР на острове, мы уже вышли на этап согласования проекта с Правительством РФ. Скорее всего, под ТОР подпадет не только территория о. Большой Уссурийский, но и прилегающие к нему территории»
С учётом имеющихся намерений и предложенных инициатив, без ответа остаются критично важные вопросы.
Во-первых, соотношение реальных сроков открытия пункта пропуска с нашей и китайской стороны. Что касается российской части острова, то на текущий момент известно, что проект Минтранса РФ предусматривает ввод в эксплуатацию погранперехода в 2029 году. В свою очередь, Президентом РФ стоит задача открыть пункт пропуска к 2026-2027 году. В свою очередь, китайская сторона заявляет, что на их территории пункт пропуска появится в 2026 году и физически они уже приступают к его строительству в апреле-мае 2025 года. При этом в интервью EastRussia министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков обозначил, что погранпереход должен заработать в 2026 году.
Во-вторых, сохраняется неопределённость в части создание условий для участия бизнеса в развитии острова, с учётом его возможных подтоплений. На сегодняшний день на территории острова Большой Уссурийский неподтопляемыми считаются территория бывшего военного городка и часть сельскохозяйственной территории. Ранее рассматривался вопрос о строительстве дамбы, однако из-за высокой стоимости от проекта отказались. Председатель межрегионального отделения объединения «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО Денис Грось отметил:
«Если не фантазировать сейчас, что мы за три года решим вопрос с подъёмом уровня основной территории острова или с гидрозащитой, исключающей её подтопление, то, наверное, самое логичное решение — это вынос основных логистических мощностей на территорию коренного берега, то есть на “материковую” часть». Пока что, в проекте развития острова планируется обеспечить защиту от подтоплений только территорию пограничного пункта пропуска.
В-третьих, спикеры отметили неготовность инфраструктуры Хабаровского края к существенному увеличению товарного и туристического потоков, прогнозируемых с запуском погранперехода. Вопрос требует глубокого анализа, ведь речь идёт не только о создании логистических центров и обеспечении номерного фонда, но и подготовке кадров во всех отраслях.
Важный аспект, на котором заострили внимание участники сессии — соотношение грузового потока через остров, с позицией КНР по использованию китайской части острова в качестве заповедника с фокусом на экологическом туризме. С учётом перехода политики КНР к восстановлению экологии на территории страны, насколько будет готов Китай к загрузке нового пункта пропуска грузовыми и товарными потоками.
«Территория китайской части острова развивается как парк водно-болотистых угодий, потому что они помогают сохранять самое большое разнообразие пернатых. Чтобы сохранить эту экосреду власти КНР делают упор на безуглеродное, максимально щадящее для природы освоение острова», — отметила Валентина Филоненко.
В целом же современный подход государственных органов и бизнес среды к развитию острова сохранил многие элементы предыдущих планов и проектов. С учётом важности реализации данного проекта, а также его контроля на высоком уровне и межгосударственного характера, с уверенностью можно говорить, что Большой Уссурийский наконец-то получит свое долгожданное развитие.
Яркие изображения на фасадах домов столицы Камчатского края стали активно появляться с 2020 года, когда появился фестиваль «Авача стрит-арт». Художники рисуют на домах и сражаются за звание лучшего по результатам голосования жителей. Так за четыре года появилось уже 78 полотен на многоэтажках. Все они посвящены истории полуострова, жизни коренных малочисленных народов, флоре и фауне.
EastRussia расспросила одного из самых опытных художников Сурена Давтяна, как рисуют муралы и как изображения помогают привлечь в регион туристов.
— Сурен, расскажи, пожалуйста, чем мурал отличается от граффити?
— Мурал — это рисунок на фасаде дома, от привычного и понятного большинству слова граффити отличается, масштабами. Мурал — это всегда большое изображение, а граффити может считаться даже незначительных размеров надпись, выполненная баллончиком.
— Как наносят изображение на дом?
— В основном, с проектора. Вечером, когда стемнеет, напротив фасада ставится проектор и изображение с него выводится на дом. Масштаб эскиза, который ты сделал в планшете или на ноутбуке, увеличивается в размерах в десятки раз. Дальше художник работает на высоте: переносит картинку, делает полосы, линии. На следующий день рисуешь, опираясь на намётки, которые ты для себя сделал. Но проектор не всегда можно поставить. У меня было такое – мешало дерево. Тогда приходится делить фасад на мелкие квадратики и рисовать по схеме, но этот вариант более энергозатратный.
— Сколько у тебя муралов на Дальнем Востоке?
— Я не считаю, но на вскидку могу сказать, что масштабных работ по Дальнему Востоку порядка десяти штук. Это не только Камчатка, но и Магадан. В этом году впервые работал там. Нарисовал на четырёхэтажном здании комикс. О той работе у меня осталось приятное воспоминание и оно связано с местными жителями. Бабушка лет 70 сказала, что знает про меня, так как читала статьи и видела репортаж. И спросила можно ли сфотографировать меня за работой. Я сказал: «Хорошо». Она меня сфоткала и ушла, а примерно через час вернулась обратно. В руках она держала распечатанные фотографии с моим свежим портретом. Одну из них она подарила мне. На обратной стороне была подпись с приятными пожеланиями от семьи. А на другой фотографии она попросила меня расписаться, чтобы подарить потом внуку. Это было для меня ценно и очень приятно.
— А какая вообще география твоих муралов?
— В Испании я рисовал, в Италии рисовал, в Канаде, в США был, в Москве рисовал. География не скажу, что суперобширная, какой могла бы быть, но достаточно богатая.
— Ты бы хотел переехать с Камчатки?
— Я родился Ереване и прилетел на Камчатку, когда мне было 6 месяцев. Вырос и выучился в Петропавловске-Камчатском. У меня был период, когда я покинул Камчатку — в 2015 году я уехал и жил два года в Москве, потом по году в Канаде и Америке. Путешествовал, рисовал. В 2019 вернулся. Так сложились обстоятельства – нужно было помочь родителям. И к этому времени меня уже тянуло домой. В творческом плане, что в столице, что заграницей среда позволяет отлично развиваться, но люди… ты общаешься и нет такого взаимопонимания как здесь. Как говорится, мы росли на разных мультиках.
— Кто ты по образованию?
— Я учился на мореходном факультете КамчатГТУ. По диплому я специалист по электрооборудованию судов. Но никогда не работал по этой профессии — не моё. Вместе с тем у меня есть художественное образование. Родители видели, что я постоянно рисовал динозавров, животных и поэтому и отдали меня в художественную школу.
— Расскажи про эскизы к муралам? Ты придумываешь их сам?
— Смотря какое ТЗ. Оно бывает строгое. Например, нужно, нарисовать именно шикшу. Либо более свободно ставится задача: например, изобразить народы Камчатки и тут ты уже выбираешь, что они делают. Либо сидят у костра, либо бьют в бубен, сколько их. Это ты уже решаешь сам и всё зависит от твоей фантазии.
— А эскизы рисуешь самостоятельно или с помощью искусственного интеллекта?
— Сам рисую конечно. Я не очень люблю подобными вещами пользоваться, потому что это уже не искусство. Когда делает ИИ, то это всегда видно. У такого изображения есть определенная стилистика исполнения картинок на выходе. Если человек может рисовать многогранно, то ИИ, по крайней мере, сейчас так не может. Но все может измениться уже через три-пять лет.
— Как ты думаешь, реально ли привлечь туристов на Камчатку с помощью муралов?
— Я думаю, это уже стало туристической «фишкой». По-моему, в прошлом году приезжали девочки-путешественницы из Москвы и попросили меня провести им экскурсию. Это был такой тур по граффити Петропавловска-Камчатского. Мы ездили по адресам, где были муралы, и я рассказывал, что они означают рисунки, как я их делал.
— А что еще можно добавить к уже существующей туристической «фишке»?
— Было бы классно, если бы у нас какие-то конкретные районы посвятили граффити. По типу как приезжаешь в Москву — в Одинцово, и ты знаешь, что там есть район, где есть около 50 домов и на каждом из них нанесены определенные муралы, которые рисовали художники со всей России. Ты приходишь, как в галерею и смотришь. У нас муралы разбросаны по всему городу. Хотя в этом тоже есть смысл, ведь туристу нужно заморочиться, чтобы поискать их. Это целый квест и это интересно.