Камчатский мастер декоративного искусства продвигает родной край через предметное творчество
Далина Болотина, 41 год. Родилась в Петропавловске-Камчатском. В юности с семьей переехала в Сочи, но вернулась на Камчатку – потянуло обратно. Замужем, есть 17-летняя дочь Арианна. Закончила Дальневосточную академию физкультуры и спорта, камчатский филиал. В течение 13 лет работала тренером по фитнесу, йоге, различным направлениям танцев. В настоящее время – популярный на Камчатке мастер декоративно-прикладного искусства.
– Далина, твои огромные панно с очертаниями Камчатки – мой фаворит. Но начинала ты, явно, не с них. С чего все началось?
– Как только появился массовый интернет на Камчатке, в начале 2000-х, я открыла для себя изготовление косметики и большую часть своих средств тратила на материалы. Мастерила по ночам – свечи, мыло, разные сувениры, – а днем преподавала в спортивных секциях, спала по два часа в сутки, но так кайфовала от всего этого! Я так ждала, когда закончатся тренировки, чтобы вернуться домой и начать творить. Всем моим друзьям мои работы нравились, меня подталкивали к открытию магазина, поддерживали. Я открыла магазин, где продавала свой хэнд-мэйд. Вскоре поняла, что это совсем никому не нужно. Если за неделю приходило два-три человека – то хорошо, да и они только смотрели, как в музее. У меня было такое разочарование... Хотелось, конечно, бросить, но я брала себя в руки.
– Как ты справилась?
– Я не могла себе позволить сдаться. Одна женщина попросила меня поработать с ее дочерью, научить рукоделию. Я стала ее обучать, и, со временем ко мне выстроилась огромная очередь на мастер-классы. За два дня я могла заработать на этом около 60 тыс. рублей – это было 11 лет назад. Магазин был пуст, а мастер-классы выстрелили. Сейчас мы постоянно загружены работой.
– Всегда ли у тебя была тяга к творчеству или это случилось «по щелчку»?
– Резкий щелчок. Мои родители очень творческие люди, но у меня не было никакой тяги ни к рисованию, ни к поделкам каким-то. Я всегда была очень активная, не сидела на месте – с ранних лет занималась танцами, но мне не нравилось, как нас там учили, я хотела ставить танцы сама. И первые постановки начала делать в шесть лет, а в восемь уже выступала со своими номерами. А если б мне кто-то сказал, что через какое-то время я буду сидеть на одном месте неподвижно, часами, я бы, мягко говоря, не поверила. Но спустя время творчество украло мое сердце, и я решила завершить тренерскую деятельность. Когда я решила бросить тренировки, мне было стыдно признаваться себе, что я не хочу их вести, а хочу лишь заниматься творчеством. Однажды я прилетела из отпуска и решила, что с преподаванием покончено и настало время полностью отдать себя любимому делу. Свой настоящий путь я начала 11 лет назад. Безумно люблю наш край. Безумно люблю то, чем занимаюсь. Я нашла себя и безмерно счастлива. Понадобилось восемь лет, чтобы меня признали, полюбили, чтобы мои работы были почти в каждом доме на Камчатке.
– Где ты всему обучалась?
– Сначала было тяжело, но я не сдавалась, стремилась к новым знаниям, хотела всегда развиваться, овладевать новыми техниками, постоянно училась. Я влюблялась в какую-то технику, в мастера и прилетала в разные города России на мастер-классы. Пробовала я очень много разных техник – декупаж, скульптурная живопись, ботанический барельеф, марморирование, редизайн мебели, обжиг древесины и многое другое. Все эти техники я применяю. Сейчас у меня много работ, но сердца людей покорили работы с камчатской тематикой. Я, как житель Камчатского края, всегда задавалась вопросом, что же привезти в подарок с Камчатки близким и друзьям, кроме рыбы и икры. Раньше из сувениров привезти было особо нечего. И мне пришла идея создать работы именно для таких целей. Теперь они популярны по всему миру, не только по России и Камчатке. Большинство тех, кто их покупает – это местные жители и те, кто переезжает, и хочет забрать с собой кусочек Камчатки. Везут панно, часы. В месяц мы производим только часов от 50 до 100 штук. Также производим зеркала, брелоки, кожаные обложки с камчатской тематикой, менажницы, подносы – всего не перечислить. С каждым разом я что-то привношу в работы новое, не повторяю того, что было пять лет назад. Делать одно и то же неинтересно.
– Я так понимаю, ты выросла из масштабов студии и стала заниматься более глобальными вещами?
– Сувениры, предметы интерьера – это все прекрасно, но нужно масштабироваться. Я решила продолжить бить в эту точку и создавать уже предметы мебели. Два года назад я обучилась столярному делу в Волгограде. Сейчас я лишний раз платье себе не куплю, но зато покупаю шлифовальную машинку, или фрезерный станок, или погружную пилу, сейчас присматриваю себе ЧПУ-установку. Студия продолжает работать, и сейчас развивается цех, где мы производим мебель и предметы мебели из ценных пород дерева и эпоксидной смолы. Есть план выйти на дальневосточный рынок, а потом на российский. Мы производим и маленькие столики, и огромные трехметровые столы, люстры из дерева, входные или межкомнатные двери, подоконники, барные стойки, стеллажи и многое другое. Тему Камчатки я и в мебели я пытаюсь сохранить. В цеху мы также начали давать мастер-классы – люди могут прийти и сами сделать себе, скажем, дверь.
– Девушка-столяр? Прекрасно! Муж помогает в работе?
– Он гордится мной. Дима всегда ездил со мной по разным городам, где я обучалась. Помогает, конечно: что-то привезти-отвезти, поддерживает меня и – не мешает.
– Что влияет на твое вдохновение?
– Вдохновение я черпаю в нашей невероятной камчатской природе. Это находит свое отражение в работах. Также новые идеи приходят часто в поездках. Я много путешествую и оттуда приезжаю всегда с новыми идеями. Мое вдохновение ответило мне признанием. Признание – это ведь не только, когда люди говорят, что им нравится, но это еще и доход. Теперь я понимаю, что люди меня оценили, что им это нужно. Я благодарна каждому человеку, который пришел ко мне и оценил мое творчество.
- Что для тебя творчество?
- Это смысл моей жизни.
Юлия БородинаКогда у туриста на Камчатке экскурсия выпадает на его день рождения, в подарочном пакете от одной из турфирм он обязательно получает пластиковый брелок в форме полуострова. Его сделали в «Плавильне». Может быть, сотрудники, может быть, детсадовцы или школьники, а может, эковолонтеры или такие же путешественники, как сам турист. Брелки – первая продукция мастерской по переработке пластика. Сейчас ассортимент расширяется, но сырье для изделий остаётся прежним – пластмассовые крышечки от бутылок из-под напитков и бытовой химии.
Идею «Плавильни» Рита Матвеева привезла из Питера. Переехав к мужу Камчатку, она не нашла в Петропавловске привычной для себя инфраструктуры по сортировке отходов. Но не стала рассуждать об отсталости отдаленной территории, требовать от мэрии навести порядок или устраивать забастовки, как Грета Тунберг. Просто придумала собственный экоориентированный бизнес.
Рита в Санкт-Петербурге часто ходила на тематические выставки-ярмарки, и на одной из них познакомилась с ребятами из петербуржской компании «99 Recycle», которые занимаются переработкой пластика и созданием для этого машин. Девушка была впечатлена – оказывается, из вторсырья можно действительно делать что-то красивое и полезное, и не где-то там, на заводах, в огромных масштабах, а самому.
– На заводах обычно, когда продукция из «вторички», то новые изделия не на 100 процентов сделаны из вторсырья, его чаще всего 20-30 процентов, а остальное – первичная фракция. А тут именно 100% переработка. Мне показалось это очень здорово, и утилитарно, и можно прямо здесь и сейчас брать и что-то новое создавать, – рассказывает Рита Матвеева.
Когда Рита озвучивала идею своему мужу, ей казалось, что это нереально осуществить, что все очень сложно. Но супруг проявил стратегическое мышление. Ребята сели, разложили все по полочкам, и Алексей сказал: «Вообще-то, Рит, все возможно. Давай подумаем вместе, какие шаги для этого нам нужно сделать». И все начало выстраиваться.
Сначала Матвеевы запустили проект по сбору средств на отечественной краудфандинговой платформе «Планета» – в коротком ролике Рита рассказывала, что ей недостаточно инфраструктуры для сортировки отходов и хотелось больше просвещения в этой области. Клип «завирусился» в социальных сетях Камчатки, и это помогло им заявить о своей идее. Запросили 600 тысяч рублей, собрали половину.
– Если ты первый раз подаешься на краудфандинг, то 600 тысяч - слишком объемная сумма, – объясняет Рита. – Но того, что мы собрали, хватило стартануть. А еще краудфандинг для нас был хорошей пиар-компанией и позволил прощупать свою целевую аудиторию, понять, что люди на нашу идею откликаются, хотят сдавать пластик, разделять мусор, но они просто не знают, как начать.
Потом Алексей и Рита с подачи камчатских друзей открыли для себя «Мой бизнес», национальный онлайн-портал для предпринимателей. В Петропавловске работает его региональный центр. Как молодые и начинающие они могли взять субсидию на сумму миллион рублей – на закупку оборудования. Когда получили деньги, закупили станки у «99 Recycle». | Камчатский региональный Центр «Мой бизнес» оказывает поддержку для достижения целей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». |
– Пока оборудование шло из Питера, мы стали думать, где брать вторсырье. Начали копать в этом направлении и поняли, что необходимо создать какую-то систему говорит Рита Матвеева. - Мы заказали в Москве десять баков для сбора крышек, прозрачных коробок где-то метр высотой, емкостью 6,5 кг каждый. Почему в Москве? Потому что на Камчатке это все стоит очень дорого.
Восемь баков Леша и Рита установили в Петропавловске-Камчатском, один отвезли в Вилючинск, еще один недавно передали в Кроноцкий заповедник. За счет этих баков «Плавильня» получила постоянный приток сырья. Первые месяцы эти баки набирались очень-очень вяло. Первый полный вообще собрали только спустя месяца четыре после того, как его установили. Сейчас на это уходит месяц или два
– Раньше я ходила как сектантка, предлагала: «Мы молодой начинающий проект по переработке пластика «Плавильня», давайте мы установим у вас такой короб». И все говорили: «Ну, ребята, присылайте ваши предложения на почту, мы подумаем». Сейчас, спустя год, когда горожане постоянно сдают крышечки, многие предприниматели уже сами к нам приходят и просят: «Дайте нам бак, мы тоже хотим вместе с вами собирать», – улыбается Рита.
К проекту присоединились многие петропавловские школы и детские сады. Они сами устанавливают у себя емкости – обычные коробки – для сбора крышек и передают их в мастерскую на переработку. Поддержали «Плавильню» и различные городские магазины, где продается сувенирная продукция, такие, как «Хэлло, Камчатка», который, к слову, делает просветительские раскраски для детей на камчатскую тематику.
Собранные крышечки поступают на сортировку. На нее Матвеевы привлекают волонтеров. Сырье разделяется по цвету и по маркировке, по типу пластика: на крышки идет либо «2», либо «5» (в 1988 году Обществом Пластмассовой Промышленности была разработана система маркировки для всех видов пластика и идентификационные коды. Маркировка пластика состоит из трёх стрелок в форме треугольника, внутри которых находится число, обозначающая тип пластика – прим. ред). Плюс сырье проходит дополнительную обработку, где-то нужно убрать подложку, где-то удалить наклейку с QR-кодом. Потом крышки моют – просто в стиральной машинке. Банки от бытовой химии (их принимают у горожан в «Плавильне») – в посудомоечной.
– Здорово наблюдать, как и у людей начинают меняться привычки, - продолжает Рита Матвеева. – Каждый раз, как они нам приносят вторсырье, оно становится все более качественным. То есть если по первости нам несли вообще все подряд, сейчас люди, которые постоянно нам приносят банки, например, от бытовой химии, все наклеечки отдирают, моют, прямо образцово-показательное вторсырье.
В «Плавильне» начинали с сувенирной продукции – тот самый брелок в форме полуострова Камчатка, а сейчас активно разрабатывают графическое направление: планшеты для листов А4, блокноты, картхолдеры, кошельки, обложки для паспортов, различную плитку, настенные часы.
– Мы хотим показать на самом деле таким образом, что пластик сам по себе не так плох, вся проблема в том, как мы его используем, – обозначают свою позицию Матвеевы. – Пользуясь пластиковой бутылкой один раз, потом отправляем ее на свалку, и она будет там несколько сотен лет разлагаться. Или мы, например, перерабатываем ее и делаем какие-то новые вещи – тогда пластик уже становится очень даже полезным материалом.
Об этом Рита и Леша неутомимо рассказывают всем, кто хочет послушать. Помимо производства продукции они занимаемся также эколого-просветительской деятельностью в области раздельного сбора и переработки. К ним приходят как семьями, так и школьными группами, старшими группами детского сада, некоторые туркомпании даже организуют в «Плавильню» экскурсии для экотуристов.
– Мастер-классы по переработке пластика состоят из теории и практики. Каждый сам себе создает изделие и забирает его домой. То есть таким образом дети, приходя к нам, видят – вот я принес две пластиковых крышечки, которые мог бы выкинуть, а из них тут сделал довольно простым путем что-то полезное и ценное для себя. И мы надеемся, что, некоторым образом, это тоже формирует экологическую культуру, – рассказывает Рита.
Мастерская также принимала пластик у населения за деньги. Небольшие – 50 рублей за килограмм. Это тоже работает именно на детей. Взрослым это не суперинтересно – насобирал за несколько месяцев пакет пластика, получил за него 100 рублей – я на дорогу, возможно, больше потратил. А детей это очень здорово стимулирует. Ребенок видит, что то, что он принес, стоит денег, а значит, это действительно уже не мусор, а вторсырье.
Пока прием временно приостановлен, но будет возобновлен позже в формате ежемесячных акций. (За новостями можно следить в социальных сетях «Плавильни»). А пока ребята привлекли небольшой региональный грант и закупили на него еще 20 баков для сбора крышечек, чтобы установить их в различных школах. В «Плавильне» стараются поощрять горожан, которые сдают пластик. Кому-то заплатить, кому-то подарить что-то из новинок переработки. К тому же с некоторых пор мастерская вошла в региональную систему социальной лояльности «Камбалл» - начисляет баллы за волонтерство и посещение мастер-классов. Так этот кейс тоже работает. |
«Камбалл» В рамках камчатской программы социальных сервисов жители получает баллы за активность, а накопленные тратит на скидки и услуги от партнеров: проход на гору, скидку в спортивном магазине или на образовательных курсах и много другое. |
Дословно
Мастерская «Плавильня»
– Мы зашли в эту историю как социальные предприниматели. Стартовый капитал – миллион на станки – полтора года назад, тогда цены были ниже, сейчас примерно в полтора раза дороже. Есть идеи работать по схеме В2В (би ту би) с экоориентированными компаниями. Хотим расширять инфраструктуру, чтобы больше пластика было у нас. И больше возможности у людей его сдавать.
Мы открыты. Принимаем волонтеров – накормим, напоим, работой загрузим, здорово проведем время. И мы открыты для поиска сотрудников тоже. Тех, кому это интересно, кто тоже горит, хочет просвещать, например, говорить об этом или что-то делать руками. У нас много разных вакансий, начиная от мастера заканчивая дизайнером и педагогом. Приходите на мастер-классы. Пишите на сайт или в соцсетях.
Дарья Шпиленок, руководитель проекта «Школа защитников природы» ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» – Несколько лет назад Рита Матвеева переехала на Камчатку с идеей, а теперь любой желающий может прийти в «Плавильню» на мастер-класс и сделать себе сувенир из того, что могло бы оказаться на свалке. Здорово? Очень! «Плавильня» – это очень классный пример, который является для меня очень вдохновляющим, и я уверена, что для многих тоже. Может быть, когда-нибудь кого-то это вдохновит на создание своих проектов, похожих или других.
Александр Петровец, 40 лет. Родился в Петропавловске-Камчатском, вырос и закончил школу в поселке Палана на севере полуострова. Вернувшись в Петропавловск для продолжения учебы, остался жить там. Закончил Российский государственный университет туризма и сервиса по специальности «Прикладная информатика в сервисе». Создатель ансамбля «Банго-Банго» – национальные корякские танцы и брейкданс. Женат, двое дочерей. Официально работает учителем технологии в школе – обучает детей основам видеосъемки и монтажа (четыре урока в месяц – путешествовать успевает). Два года назад посвятил себя блогингу и путешествиям.
– Блогинг и путешествия – это твоя основная деятельность?
– Я веду свой канал 7-8 лет. Долго ничего не получалось, но канал потихоньку рос и буквально два года назад стрельнул – я начал активно путешествовать: Сахалин, Курилы, Магадан, конечно, Камчатка, сейчас Таймыр добавился. Основная соцсеть – YouTube (50 тыс. подписчиков), также работаю в TikTok (30 тыс.), в запрещённом сейчас в России Instagram (10 тыс.), являюсь резидентом самого крупного сообщества блогеров России – Insight People (продюсерский центр, обладающий крупнейшей в стране сетью региональных блогерских студий полного цикла). Я вхожу в 30-ку топовых российских блогеров в этом клубе. Мой доход сейчас полностью обеспечивает видеоблог.
– Расскажи поподробнее о формате работы, о контенте.
– Я снимаю большие фильмы по 45 минут - по часу. Есть два основных направления – туризм и истории о людях. Начал я с путешествий по Камчатке, в своих видео рассказываю о красивых местах, как туда добраться и сколько это стоит – в основном для туристов. Дальше я начал покорять Сахалин, принцип тот же – рассказывать, куда можно поехать. После трех фильмов я уже как бы перерос самого себя и начал уже снимать фильмы не просто про путешествия, а про жизнь людей на отдаленных территориях. Например, я был на севере Сахалина в городе Оха – там никаких достопримечательностей, туда туристы не поедут. Я решил тут показать все через людей, как живут и может даже выживают в таких далеких от цивилизации городах. Я попал в город-призрак Нефтегорск. Там в 94 году произошло сильное землетрясение, погибли две тысячи человек, весь город стерло с лица земли. На острове Кунашир я также рассказывал про красивые туристические места, но также и про жизнь людей через их истории. В Магаданской области тоже есть свои города-призраки – Карамкен, где жило шесть тыс. человек, а сейчас 18. Я не лезу в политику, не призываю власти обратить на них внимание, не говорю, что все плохо. Люди просто рассказывают все как есть, а я транслирую это. Я был сейчас в камчатской глубинке – Хаилино, там 300 человек живет, там просто ужасные условия, но люди добрые, отзывчивые, камеры не боятся. Там далеко не туристический маршрут, туда никто не поедет. Возможно, моя миссия – показать, как живут люди в отдаленных селах и городах.
Это про людей, а про путешествия – в прошлом году стал победителем проекта «Такие места» на телеканале «Пятница». В TikTok у меня есть видео, набравшее 2,5 млн просмотров, называется «Я с Камчатки». В VK есть проект «Путешествуй со мной». Сейчас на меня вышли Яндекс Дзен, хотят сотрудничать, развивать блог о туризме хотят – пригласили в поездку на Алтай. Про Сахалин снял уже десять фильмов. Сейчас я вернулся с острова Итуруп, снимал там пять дней – очень красивые места.
Да много всего про путешествия, я за лето успел побывать дважды в Санкт-Петербурге, дважды во Владивостоке, на Сахалине, в Москве, Красноярске, Магадане, Норильске и по Камчатке ездил – это все связано с блогерской темой.
– Какое из направлений приносит больше просмотров?
– Больше просмотров там, где про людей. Из фильмов самые большие просмотры набрал фильм «Углегорск», который я снял летом – почти 350 тыс. просмотров. Путешествую я за счет рекламы. Это как входной билет для зрителя в кинотеатр под названием YouTube -канал.
– Изначально сам вкладывался?
– Есть человек, который поверил в меня и финансирует. Видео очень затратные. У него конечно и своя выгода в этом есть – он владелец базы отдыха, довольно далеко от Южно-Сахалинска. После выхода моего видео о его бизнесе, к нему повалили туристы. На вопрос откуда узнали о базе отдыха, они отвечают, что посмотрели у Петровца. Даже машину в прокат просят, на которой я ездил. После этого он предложил вместе развивать туризм в регионе.
– У тебя есть съемочная группа, как ты работаешь?
– Я все делаю сам. Есть камеры, штатив, микрофоны. Сам себя записываю, сам монтирую видео, сценарий придумываю, договариваюсь о съемках и строю маршрут тоже сам. Езжу один. Многие думают так: блогер приехал, сфотографировал, выложил и получил деньги. Но это ошибочно. Мне, например, для того, чтобы поехать на вулкан на Камчатке, надо встать в пять утра, в шесть сидеть в вахтовке, ехать четыре часа, потом забираться него, мерзнуть, потом тот же путь обратно и монтаж – это очень большой труд.
– Ты побывал во многих местах Дальнего Востока, России и мира. Смог бы уехать с Камчатки навсегда?
– Это частый вопрос, и я всегда отвечаю, что Камчатка всегда будет моим домом, куда я с радостью буду возвращаться. Говорят, что дома и стены помогают. Вот так и есть. Когда у меня кто-то спрашивает, откуда я родом – с гордостью отвечаю, что с Камчатки и начинаю хвастаться – у нас вулканы, гейзеры, медведи. Ничто не сравнится с Камчаткой, но сидеть на одном месте я не могу. Мне надо путешествовать.
– Сколько времени в году ты бываешь дома?
– Два года я путешествую и приезжаю домой на неделю-две. В это время я готовлюсь к следующей поездке и монтирую отснятый материал.
– Как жена относится к такой бурной твоей деятельности?
– Ревностно, конечно. Как-то раз жена позвонила и сообщила, что младшая дочь у нее поинтересовалась, сколько ей будет лет, когда папа домой вернется. Вот скоро поеду на Алтай, потом в Подмосковье, дальше в планах Анадырь, опять Сахалин, Таймыр, но далеко вперед не заглядываю.
– Есть какая-то глобальная цель, к которой ты хочешь прийти, скажем, через пять лет?
– Я 20 лет занимаюсь танцами, и у меня есть авторский проект «В поисках танцев». У нас на Камчатке живут коренные народы – коряки, эвены, ительмены – они соседствуют друг с другом, но у них разный быт, культура, язык. Когда люди видят, что человек танцует с бубном – они уверены, что это коряк. Я хочу донести, что это не обязательно так. Они разительно отличаются друг от друга. У меня идея – рассказать не только о малочисленных народах Камчатки, а показывать культуру народов мира через танец. Показать в каких красивых местах они живут, через танец рассказать о традициях, музыкальных инструментах, обычаях и обрядах. Это – мое самое сокровенное, пилотную серию проект я уже выпустил. Но пока не хватает времени на это, из-за того, что нужно сосредоточиться на путешествиях, а этому проекту нужно реально отдать все внимание.
Полуостров с населением 311,7 тыс. человек сумел принять за 2022 год поток туристов в 300 тыс. человек. А к 2030 году в крае нацелены на прием гостей в количестве 1 млн человек. Такие данные представили в министерстве туризма Камчатского края в преддверии февральского форума «Дальний Восток – зима открытий». Эксперты считают прогнозы оптимистичными, но небезосновательными.
Ожидаемый турпоток по итогам года превысит результат предыдущего на 50 тыс. человек, считает глава Минтуризма региона Владимир Русанов.
«Мы превзошли доковидные показатели 2019 года. Несмотря на то, что рост номерного фонда незначительный за последние два года – большой рост мы ждем в ближайшие два-три года – мы все-равно видим значительный прирост туристического потока, направления все перегружены», – добавил министр.
Камчатский выставочный туристический центр представил свое видение магнитов, притянувших гостей из разных регионов страны на Камчатку. Глава центра Александр Журавлев назвал три основных достижения туриндустрии региона в 2022 году:
– начало строительства дороги к горнолыжному курорту-парку «Три вулкана» (туристский проект, объединяющий различные достопримечательности Камчатки и позволяющий развивать бальнеологический, горнолыжный, горный и круизный туризм; включает в себя сопку Горячая, вулканы Вилючинский и Мутновский, бухту Вилючинская);
– развитие зимнего фестиваля «Берингия», который вырос в серию мероприятий для всех муниципальных районов полуострова (помимо традиционной знаменитой гонки на собачьих упряжках теперь включает фестиваль по ловле корюшки, детскую гонку «Дюлин», пятидневную гонку вокруг домашних вулканов Avacha Race, деловой форум, выставку «Сказочная Камчатка» и не только);
– грантовая поддержка турбизнеса для обустройства десяти пляжей, 16 кемпингов (что особенно актуально в условиях недостатка коллективных средств размещения в регионе), для приобретения спортивного туристического оборудования (сапы, каяки, сноуборды и пр.) для 26 организаций, а также на создание двух модульных отелей.
Камчатский край в этом году получил грант от Ростуризма (ныне упраздненного) 286 млн рублей. На эти средства регион смог привлечь около 300 млн рублей частных инвестиций. Минтуризма Камчатки рассчитывает, что неосвоенные в этом году средства поддержки перейдут на следующий год, так как по объективным причинам бизнес не успел подготовить необходимые документы.
Не забывают на Камчатке и о местных жителях – в крае более 12 лет реализуется программа социальных туров. Региональные турфирмы получают субсидии на организацию поездок по точкам притяжения для туристов с камчатской пропиской. Так, устраиваются бесплатные экскурсии для победителей олимпиад и творческих конкурсов, детей-сирот, многодетных семей, инвалидов, ветеранов ВОВ, выпускников школ, а в 2020 году программу расширили для медицинских работников, работающих с коронавирусными больными. В социальных турах приняло участие уже более десяти тыс. человек, в 2022 году – более 600.
Заместитель руководителя Ассоциации туриндустрии Камчатки Елена Лассаль отметила, что фактические данные ассоциация представит в феврале 2023 года на форуме, а пока есть результаты опроса: более 60% респондентов отметили, что туристов в этом году на Камчатке стало больше, причем турист помолодел – тут гостят люди от 35 до 50 лет. В основном, приезжали из Москвы – около 70%. Большинство опрошенных считают, что отдохнуть на полуострове можно за сумму, не превышающую 100 тыс. рублей, чуть больше трети считает, что все-таки – до 200 тыс. рублей, а примерно каждый десятый уверен, что людям хватает на отдых меньше 50 тыс. рублей.
«Основные направления, которые посещают туристы на Камчатке: 80% высказались за Южную группу вулканов – Мутновский, Вилючинский, Горелый. На втором месте – морские прогулки к острову Старичков и в бухту Русская, на третьем – Авачинский перевал с посещением горы Верблюд. Примерно треть респондентов заявили о посещении Долины гейзеров», – отметила она.
Елена Лассаль добавила, что среди главных проблем, обозначенных приезжающими туристами, – дефицит номерного фонда, нехватка мест на вертолетные экскурсии, отсутствие инфраструктуры на турмаршрутах, лицензированного маломерного флота и недостаток квалифицированных кадров – экскурсоводов и инструкторов-проводников.
Существующие проблемы, озвученные турсообществом, несколько объемнее – однако опять же, первым номером – слабая инфраструктура на турмаршрутах, где нет туалетов, раздевалок, мусорных баков, а также монополия на лицензии по добычи ВБР, трудности с подъездом к базам отдыха из-за работы дорожной техники и разработки карьеров вблизи туробъектов (неприятное новшество 2022 года). Кроме того, в поселке Паратунка отсутствует развлекательная составляющая – нет приличного общепита, мест отдыха, музеев. Также профессионалы жалуются на закрытие дороги к Вилючинской группе вулканов и Авачинскому перевалу (самым популярным направлениям, согласно исследованию).
По данным правительства Камчатского края, на Дальнем Востоке в 2021 году побывало 3,2 млн туристов, а в первом полугодии 2022 года приехало 1,9 млн человек. На первом месте по приему гостей – Приморский край (20%). На втором месте – Хабаровский край (17%), на третьем – Республика Бурятия (13%). Большинство туристов, приезжающих на Дальний Восток, предпочитают культурно-познавательный туризм, лечебно-оздоровительный отдых, тройку предпочтений закрывает круизный туризм. С 2016 по 2021 годы оборот общественного питания Дальнем Востоке вырос на 47% (на 3% больше, чем по России в целом). В 2021 году на Дальнем Востоке работало 2 283 гостиницы, хостела и прочих коллективных средств размещения – это 8% от их числа в России. В целом, увеличение туристического потока на Дальнем Востоке на конец сентября этого года составило 38%. За последние три года значительно вырос турпоток на Камчатку, Байкал и в Приморский край.
О чем говорит нанайский орнамент, как рыбья кожа превращается в ткань, береста — в тарелку для горячего супа, и почему у нанайских кукол нет глаз? Секреты нанайских мастериц, их истории стали основой серии роликов «Тайны ремесел Приамурья», которую сняли хабаровские документалисты. В одной из поездок компанию съемочной группе составила корреспондент EastRussia.
Чтобы добраться до села Джари нужно пересечь Троицкое: два населенных пункта на берегу Амура практически слились в одно целое. Их разделяет только табличка с коротким названием одного из древнейших нанайских поселений. Археологические находки утверждают, что люди на этой земле жили со времен неолита. Несмотря на рассыпанные по селу офисы маркетплейсов и филиалы сетевых магазинов, национальная культура держится здесь устойчиво: большинство местных жителей до сих пор помнят каково это — зимой носить ботинки из рыбьей кожи.
В путь длинной 200 км съемочная группа из Хабаровска отправилась, чтобы встретиться с редчайшим специалистом — Валентиной Бельды. Она один из немногих оставшихся мастеров по работе с рыбьей кожей. Ее легендарные халаты из рыбьей кожи приобрели известность далеко за пределами Хабаровского края и даже страны. Пока за окном автомобиля мелькают столбики, отсчитывающие километры, расспрашиваю Яну Коробицыну — режиссера серии роликов «Тайны ремесел Приамурья» — зачем она это делает.
«Есть общее представление о культуре народов Приамурья — нанайцев, ульчей, удэгейцев. Ну узоры волнообразные, ну халаты из рыбьей кожи носили. Но это все сложно представить в реальности, понять, как они это все делали, для чего и насколько это было сложно. Подробного, наглядного, современного материала нет. А хочется показать богатство и философию культуры, которая развивалась здесь задолго до нашего появления на этой земле. И развивается до сих пор! Развиваются технологии, развиваются и творческие методы», — делится Яна.
По сравнению со «столичным» Троицким (Троицкое – районный центр Нанайского района – прим. ред), Джари — кажется совсем небольшим. Перед встречей с мастерицей удается спуститься к реке. Нам везет: берег полон людей — сегодня рыбный день. Ловля здесь сменяется отдыхом, поочередно, день через день. Незнакомцев с камерами встречают с интересом: когда узнают к кому приехали, радуются: Валентина Бельды — здесь легенда.
Валентина Бельды с рыбьей кожей начала работать в 40. Как она сама любит говорить: «с возрастом ощутила, что кровь зовет». Когда женщина захотела освоить древнее ремесло, оказалось, что в Хабаровском крае осталась всего одна мастерица. Выделывать рыбью кожу — тяжелый труд. И когда бытовая необходимость отпала, им мало, кто хотел заниматься.
Снять кожу, очистить от жира, постирать и обработать в растворе, высушить, затем снять чешую и — самое тяжелое: промять, довести до состояния ткани. Все это занимает не один день, а если изделие большое, то и не одну неделю или даже месяц и год. Но оказалось, что для мастерицы кожа сома дороже ее личного времени.
«Начала я с маленьких изделий: сувениры начала делать. В детстве я видела, как мои бабушка и дедушка носили олочи, обувь. Я призадумалась: мои дети и внуки не видели этого. И мне стало жалко эту кожу, например, большого сома на какие-то чехлы тратить. Я подумала, что надо показать, какую одежду носили наши предки. И я перешла на традиционную одежду», — рассказывает Валентина Бельды.
Еще одной мастерицей, согласившейся передать секреты ремесел своего народа, стала известная дальневосточная художница Елена Киле. Около 30 лет назад ее приняли в Международное объединение художников ЮНЕСКО. Ее работы хранятся в государственных и частных коллекциях шести стран мира, в том числе США и Японии.
«Нанайская кукла "Акоан" больше чем игрушка. Это пособие по взрослению. Играя, девочки усваивали правила, они представляли, как они бы хотели жить, когда повзрослеют. А игрушек из рыбьих костей у меня была коллекция. Армия медведей из лобных костей сома и арсенал бабочек из плавников амура», — поделилась Елена Киле.
Рядом с разбросанной берестой разных оттенков и размеров, Елена чувствует в своей стихии. Перерыв во время съемок — время выпить кофе. Ложки под рукой не оказалось — мастерица незаметно для всех вырезает ее из обрезков материала. Незапланированный мастер-класс по изготовлению чайной ложечки из бересты ускользнул от камер, но не от удивленных глаз съемочной группы.
«Береста — удивительный материал. Теплый и на взгляд, и на ощупь. В доме, где много бересты, приятно находится», — поделилась Елена Киле.
И Елена Киле и Валентина Бельды стремятся поделиться мастерством, чтобы сохранить свою культуру. Валентина ведет кружок в Межпоселенческом центре нанайской культуры, надеясь, что в ком-то все-таки проснется тяга заниматься традиционным ремеслом.
«А кто после меня будет шить? Вот веду кружок и учу. Может не сейчас, но потом вспомнят. По крайней мере я навык даю. Главное, чтобы дело предков не ушло», — поделилась Валентина Бельды.
«Нанайская культура — это мой воздух, моя еда, мои мозги. Все нанайское, так как я выходец из нанайского народа — для меня дорого. И я точно знаю, что когда люди понимают культуру друг друга, то они понимают друг друга. Ради этого и стоит знакомиться с особенностями разных народов», — поделилась Елена Киле.
Уже создано шесть роликов о ремеслах Приамурья. Все можно посмотреть в группе «Арт-отдел» в социальной сети ВКонтакте. Ролики создаются при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Кроме съемочной группы, тайны ремесел впитывают педагоги хабаровского Дома культуры имени Горького. В рамках проекта «По следам шамана» они учатся вышивать, кроить ткань и выделывать рыбью кожу, чтобы потом передать знания своим ученицам, вместе сшить коллекцию одежды и поставить спектакль с национальной хореографией.
Съемочные часы для меня пролетели как пара минут, на обратном пути, перегруженные впечатлениями все больше молчали. И когда в ночном небе световое марево огней Хабаровска, пришла мысль: «А ведь это было путешествие во времени!». Делюсь с Яной.
«Так и есть! Мы словно побывали в другом мире, в котором смешивается древнее и современное. Через в целом цивилизационно устроенный быт виднеется национальное, привычное, старинное этническое. Снимая ролики, мы не знаем, насколько широкой аудитории они будут интересны. Однако хочется передать суть и философию народа, которое воплощается через их ремесло. Народа, с которым мы живем по соседству, на одной земле. И если не рассказывать об этом, то никто об этом и не узнает».
Более 60 скульпторов из 10 стран мира сошлись в творческом состязании на 27-м международном конкурсе снежных фигур в Харбине, а победил коллектив, которому сначала отказали в участии — «сборная» художников из Хабаровска и Благовещенска: преподаватель Хабаровского краевого колледжа искусств Павел Барсуков, его дочь Стефания, художник и скульптор из столицы Приамурья Алексей Сидоров с супругой Еленой. О чём их работа и как она создавалась в интервью EastRussia рассказал Павел Барсуков.
— Павел, обычно команды строятся по географическому признаку, как так получилось, что хабаровчане и благовещенцы оказались в одной упряжке?
— Команда родилась спонтанно. Сначала нам обоим — мне и Алексею, пришли отказы на наши заявки об участии в конкурсе. Но потом ситуация развернулась таким образом, что освободилось место и нас пригласили. Вот тогда мы и решили объединиться.
— И как вы определились с темой?
— Честно говоря, когда мы узнали, что участвуем, времени было мало и я предложил взять за основу свою картину, которую написал еще в 2021 году. Она про отношения между мужчиной и женщиной.
Немного нервничали — работа достаточно провокационная. Плюс были опасения, что не все поймут абстракцию. Но все переживания оказались напрасными.
Достаточно простыми символами всё показано, можно без переводчика понять. Это сила выразительности формы сработала. Пластика, символизм, Чистая абстракция, ничего конкретного нет. Но всем всё понятно.
— Сколько времени ушло, как работалось?
— Так как это состязание, то с технической точки зрения все были в равных условиях: у каждой команды была снежная глыба: три на три метра. Работали по 10 часов три дня — с 9 утра до семи вечера с перерывом на обед.
— Могу судить только по фотографиям, но ваша фотография удивляет сложным объемным решением…
— Работа получилась динамичная и в тоже время воздушная, ведь внутри мы тоже работали, не только снаружи. Во многом идею удалось воплотить, благодаря качественному снегу. Поверьте, нам есть с чем сравнить. Так однажды у нас работа просто обрушилась из-за не очень качественного сырья.
Международный конкурс снежных скульптур проходит в рамках Харбинского международного фестиваля снежных и ледяных скульптур, который является одним из крупнейших в мире фестивалей льда и снега, наряду с японским фестивалем снега в Саппоро и канадским зимним карнавалом в Квебеке.
С начала января ледяные и снежные скульптуры можно увидеть по всему Харбину, но основные мероприятия фестиваля проходят на трех главных площадках с различными экспозициями:
Ледяной и снежный мир Харбина — красочный «Ледяной Диснейленд».
Остров Солнца — экспозиция снежной скульптуры.
Парк Чжаолинь — фестиваль ледяных фонарей.
Хабаровский край не только родина китов и самолётов, но и кузница талантливых аниматоров. Здесь уже третий год подряд проводится единственный в ДФО фестиваль анимационного кино «Анимур», на который свои работы присылают студии со всего мира. При этом анимация считается одним из самых трудоёмких видов креативных индустрий, ведь для того, чтобы оживить одного персонажа нужно много людей. Почему этот вид киноискусства популярен в регионе, как он развивается и станет ли «Анимур» одной из точек притяжения событийного туризма — выясняло EastRussia.
В Хабаровском крае работают две студии анимации «Мечталёт» (Хабаровск) и «Зеленые камнеежки» (Комсомольск-на-Амуре). Об уровне их мастерства говорит тот факт, что у комсомольчан в 2025 году на стриминговую платформу выйдет сериал для подростков про инопланетян «Абдукция» и его увидят по всей стране. «Мечталёт», который был основан в 2018 году, имеет в своем арсенале мультфильм для детей про тайную жизнь детских рюкзачков «Спина к спине». Он вышел в 2020 году и уже известен далеко за пределами Хабаровска. Так, например, с этого года он выходит на государственном телеканале Македонии — Macedonian Radio Television.
Легендарный «Союзмультфильм» уже давно дружит с «Мечталётом», консультирует по проектам и обдумывает более плотное сотрудничество. В этом году генеральным партнёром фестиваля «Анимур» стал как раз-таки «Союзмультфильм». Ключевые специалисты студии лично прилетели в Хабаровск.
— Очень приятно, что анимация развивается именно здесь такими большими темпами, как нам кажется. Для «Союзмультфильма» это важно, потому что это помогает развитию всей анимационной индустрии. Пока она очень небольшая. И для того, чтобы развиваться и создавать конкурентоспособную продукцию не только в России, но и на международных рынках, мы должны растить саму индустрию, — рассказала креативный директор студии «Союзмультфильм» Мария Савиных.
По мнению московских экспертов, дальневосточная анимация уникальна в своем роде, так как она сочетает в себе традиционную советскую мультипликацию и восточное художественное влияние. К слову, многие аниматоры – фанаты аниме и с этого начался их путь в этот вид искусства.
11 января 2024 года в ходе рабочей поездки в Хабаровский край Президент России Владимир Путин посетил «Мечталёт», после чего поручил Минкультуры России рассмотреть возможность оказания содействия студии, а Правительству России — поддержать «Анимационный кластер Хабаровского края».
В этом году на «Анимуре» на больших экранах хабаровского кинотеатра «Гигант» экранах показали 195 фильмов из 27 стран мира. Фестиваль завоевал доверие творческой среде и привезти из Хабаровска «Мультоскар» в виде дракона стало престижным.
Гран-при фестиваля досталось работе «Руслан и Людмила» российского режиссера Матвея Лашко. По сюжету новоиспеченные жених и невеста борются с врагами прямо во время свадьбы. К слову, старославянский сеттинг очень популярен в последнее время у аниматоров. Эксперты объясняют это возрастающим интересом к своим корням и истории.
В этом году «фишкой» фестиваля «Анимур» стало голосование народного жюри и тут выбор пал на якутский анимационный фильм «Мунха». Республика славится не только кинематографом, но и анимацией. Во многом раскрыться талантам помогает господдержка региона — открыт креативный кластер «Квартал труда» с льготными условиями для резидентов, есть указ Главы об увеличении количества минут анимации. С другой стороны, есть просто живой интерес к этому у творческих ребят, поскольку надо как-то выразить себя, и анимация (как и кино) — это один из способов. Так в анимацию приходят ребята со школьной скамьи.
— У нас есть частный благотворительный фонд «Синет Спарк», у которого есть грант «Сахавуд» для киношников. Мы от нашей студии подавались туда в 2022 году, и были, по-моему, чуть ли не единственной анимацией. Когда мы пришли на питчинг в 2023 году, уже было 7 проектов по анимации, самых разных — от хорроров и арт-хауса и до сказок, от любительского уровня до профессионального. Мне кажется, это отлично демонстрирует рост заинтересованности, — говорит Анна Борисова, зам директора анимационной студии «Тундра».
Главный зритель «Анимура» — молодёжь. На показы, лекции и мастер-классы приходило так много интересующихся, что некоторым порой приходилось сидеть на ступеньках. Хабаровские школьники целенаправленно выбирают профессии, связанные с анимационным искусством. Тренд стал настолько явным, что в этом году на базе Хабаровского краевого колледжа искусств открылась школа креативных индустрий. Это образовательный центр, в котором в том числе есть студии создания анимации и 3D графики.
Кроме того, в рамках «Анимура» киностудия «Союзмультфильм» и Тихоокеанский государственный университет заключили меморандум о сотрудничестве в сфере подготовки кадров для анимационной индустрии. Это значит, что студентов будут обучать анимации, в стенах вуза будут проходить конференции, семинары, мастер-классы. Самые талантливые смогут проходить стажировки на киностудии «Союзмультфильм».
Также есть идея создать программу культурного обмена с Китаем, международные кросс-стажировки, но этот вопрос пока прорабатывается.
Но одно дело овладеть инструментарием и профессиональными навыками аниматора, нужны ещё креативные идеи, которые лягут в основу сюжета. И, кажется, с этим у хабаровчан проблем нет. На прошедшем «Анимуре» состоялся «НЕпитчинг» (денег там не давали, в остальном все было по-настоящему). Авторы за четыре минуты рассказывали московским экспертам из «Союзмультфильма» о своих проектах и получали обратную связь. Например, театральный режиссер Евгений Давыденко хочет сделать весёлый и добрый мультсериал о семейке Гоблинсов. Девушки-студентки из студии «След» создают проект «Инконнект», который расскажет младшим школьникам про интернет 2000-х. Никита Сличный из «Мечталёта» задумался над созданием сериала на тему Древней Руси «В ѣдь и Рат» в стиле приключенческого экшена.
Эксперты отметили, что многие проекты хабаровчан отвечают потребностям рынка. Как рассказали представители «Союзмультфильма», в тренде сейчас технологически развитое кино с большим количеством графики спецэффектов. Плюс появился зрительский запрос на 3D-анимацию и сериалы для подростков. Кстати, студия из Комсомольска-на-Амуре сейчас занимается созданием такого сериала. Он посвящен теме пришельцев и различных конспирологических теорий и носит название «Абдукция». К слову, продуктом уже заинтересовалась популярная стриминговая платформа и в 2025 году сериал увидит весь мир.
Если говорить о поддержке, то её пока не так много как хотелось бы, но она есть и это главное. Например, студии «Зеленые камнеежки» предоставили помещение в Доме молодежи для работы и обучения школьников.
— Нам помог очень Дом Молодежи. Нам предоставили помещение с социальной арендой, плюс идет мощная информационная поддержка, благодаря которой наш бренд стал сильным и узнаваемым. Кроме того, нас финансово поддерживают поклонники нашего творчества. Нас очень выручают донаты, — говорит руководитель студии анимации «Зеленые камнеежки» Марина Небожатко.
Аниматоры в Хабаровском крае уверены, что все изменится к лучшему. Как показывает практика, если автор серьезно «заряжен», верит в свой проект, то он рано или поздно находит деньги и нужных людей для воплощения своего проекта в жизнь. Хабаровчане намерены представлять свои проекты на питчингах и подаваться на гранты, чтобы получить финансирование. Кстати сделать это на Дальнем Востоке будет проще — 20 ноября в краевом центре откроется филиал Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) и многие вопросы, связанные с грантовой поддержкой, можно будет решать быстрее.
В «Анимуре» 2024 приняли участие более 7,5 тысячи человек, включая жителей и гостей региона. Как говорят в краевом минтуризма, благодаря фестивалю растет туристическая привлекательность Хабаровска и края в целом. Это видно даже по числу заявок: если на первый «Анимур» прислали 1,2 тыс. заявок, то в 2024 году их уже 2,3 тыс.
– Мы провели небольшую аналитику, которая показывает прирост заявок и расширение географии в жюри. Это для нас является приятным показателем. В качестве инструмента мы используем геотаргетинг, плюс к нам стекаются данные, которые озвучивают туристы по границе, с какой они прибыли в город, – отметила начальник отдела медиа-сопровождения туристического-информационного центра Ксения Кузнецова.
В качестве поддержки дальневосточным аниматорам готовы предоставить площадку визит-центра Амурский утёс. Если, конечно, авторы заинтересованы в том, чтобы другие зрители увидели их работы. Показ мультфильмов от студий края в одной из главных достопримечательностей Хабаровска будет работать на усиление туристического магнита под названием «Анимур».
Те, кто был на фестивале впервые, наверняка расскажут впечатления друзьям и единомышленникам. Не исключено, что это замотивирует приехать в Хабаровск новых гостей, как это сделал генеральный продюсер Всероссийского фестиваля анимационного кино в Альметьевске Розалин Каримов.
– Я приехал как друг фестиваля, преодолел путь в 10 тыс. километров. «Анимур» – это самый крайний фестиваль России. Мы разместим посты в наших социальных сетях, чтобы привлечь к нему внимание. Возможно, кто-то на следующий год захочет приехать лично, – поделился Розалин Каримов.