Президент Ассоциации по поддержке развития глэмпингов – о главных условиях для продвижения отдыха на природе без отказа от благ цивилизации в ДФО
Глэмпинги становятся все более популярным видом отдыха на Дальнем Востоке. Модульные домики с видом на горную реку, море или горы притягивают и местных жителей, и гостей из других регионов страны. О развитии этого направления и его главных проблемах рассказала президент Ассоциации по поддержке развития глэмпингов Жанна Кира.
– Первоочередная проблема для развития глэмпинга на Дальнем Востоке — это создание банка территорий. Потому что если предприниматель, который планирует строить глэмпинг, ошибется с участком — это 100-процентный проигрыш. Должны быть выявлены территории, на которых можно организовывать глэмпинг, а правительство должно помочь в части организации сети снабжения и коммуникаций, особенно электричества. Также должны быть территории с возможностью организации сезонных и круглогодичных глэмпингов. Ведь это разные лоты по инвестициям: если сезонный глэмпинг можно открыть, например, за 20-25 млн рублей, то круглогодичный – минимум за 150 млн.
Банк территорий должны создавать местные отделения по туризму. Инвесторам должны предлагать лоты с условиями, что это не просто земля, а участок, к которому за указанную сумму можно протянуть электричество, организовать охранные зоны. Например, в Татарстане сделали банк территорий в виде электронной платформы. Можно зайти и посмотреть, в какие территории и на каких условиях можно инвестировать.
Конечно же, нужно помогать предпринимателям. Есть потрясающий опыт опять же в Татарстане, где дирекция по развитию природных территорий помогает предпринимателям в части перевода земель в нужное назначение, к примеру, из сельхозземель в рекреацию, в части сопровождения в госорганы, в организации МСП. Я в нескольких регионах, как предприниматель, делала проекты для глэмпингов. Часть средств на проекты выделяет государство, а предприниматель оплачивает только разработку финансового плана, маркетинговую стратегию.
Ну и, конечно, для развития глэмпингов нужна помощь в выделении грантов. До 2028 года есть федеральные гранты для предпринимателей, Дальний Восток должен обязательно забрать часть этих средств.
Еще одна помощь для уже существующих проектов – это налаживание трафика, маркетинговая стратегия. К примеру, в Московской области год назад везде висели баннеры с рекламой глэмпинга. Это ротация. По этому примеру можно установить стенд в аэропорту и показывать глэмпинги, расположенные на территории Сахалина, Камчатки, Курильских островов. И это также помощь, еще один кейс для поддержки глэмпингов и предпринимателей. Большая часть туристов, приезжающая на Дальний Восток — из Москвы и Петербурга. Поэтому и рекламу дальневосточных территорий нужно делать именно в городах, откуда идет основной поток туристов.
Сейчас развитие глэмпинга стало катализатором развития модульного производства. У нас есть несколько фабрик, которые делают модульные домики, но их немного, они не удовлетворяют спрос. Если кто-то организует на Сахалине или во Владивостоке производство модулей для глэмпинга, то будет прекрасно, ведь это не только формат B2B – для отелей, но и может быть и B2C, в том числе. Конечно, сложно привозить стройматериалы, но если их производство будет налажено на месте, то будет замечательно, потому что эти домики необходимо постоянно обслуживать – в выигрыше будут все.
«ВИГВАМЫ» У ОКЕАНА
Посмотрите налево – здесь катит волны открытый Тихий океан. Взгляните направо – перед вами «фотообои» с вулканами Корякский, Авачинский и Козельский. Компания «Камчатка-Глэмпинг» (GlampStory) второе лето ставит шатры на вулканическом песке Халактырского пляжа. В глэмпинг Вячеслава и Алису Баташовых привел спортивный туризм: однажды им надоело спать в отсыревших спальниках, умываться в ручье и готовить на костре. В 2017 супруги стали туроператорами, взяли кредит через Камчатский государственный Фонд поддержки предпринимательства, вложили около трех млн рублей. Агентство по туризму Камчатского края помогло оформить разрешение на некапитальное строительство в 1,5 км от местного визит-центра.
Фото: GlampStory
«Первые шатры я заказывал в Пекине. Это брезент с влагостойкой пропиткой, мембранный, дышащий. Тент из плотного хлопка, — рассказывает директор ООО «Камчатка-Глэмпинг» Вячеслав Баташов. — Шесть шатров на 10 м2 каждый стоят на деревянных настилах. Пока мы может принять максимум 18 человек. Из внутреннего убранства — по две кровати с матрасами и качественным постельным бельем, столики и тумбы. Вопрос с электричеством еще решается, пока освещаем гирляндами и фонариками на тропинках. "Питаемся" от генератора, тут на Халактырском пляже у всех автономка, ЛЭП нет. А в будущем году купим солнечные панели».
Снять шатер на сутки можно за шесть-восемь тыс., в эту сумму входит завтрак. За отдельную плату можно получить полный пансион. Магазинов и асфальтовых дорог на Халактырском пляже нет, автобусы сюда не ходят. Можно доехать на своем авто, или на общественном транспорте — сначала до села Долиновка, и оттуда около пяти км пешком.
Фото: GlampStory (Камчатский край)
«У нас есть отдельная кухня с газовой печкой и штатный повар, есть вода, раковины. Гостей кормим в большом шатре столовой. На завтрак подаем, например, яичницу с гребешком, красиво сервируем. Также готовим камчатское меню: уху, стейки из лосося, тельное, шурпу, салат из папоротника, чаи местные из иван-чая и шиповника. Посуда стеклянная или керамическая, никакого пластика. Еще один шатер мы отвели под лаундж, там есть дровяной камин, диванчики. В лагере также есть душевая с горячей водой. Биотуалеты — в отдельном шатре. Также мы построили сарай, потому что я не люблю металлические контейнеры, которые понаставили по всему пляжу. Это колхоз.У нас будут шлагбаум и красивый заборчик», — делится планами Вячеслав Баташов.
У океана свежо даже в разгар лета, в жару вода прогревается лишь до 15 градусов. Но организаторы глэмпинга нашли выход.
«Наша фишка — банный чан!», — говорит директор GlampStory. — Это емкость на две тыс. литров с печкой под ней, с костром, вода забирается прямо из океана, греется до температуры 40 градусов, и в нем могут отдыхать до пяти человек».
Фото: GlampStory (Камчатский край)
Шатры GlampStory отапливает газовыми керамическими обогревателями.
«Мы обкладываем обогреватели кирпичами, а сверху кладем металлическую сетку, чтобы ничего не упало, под нее ставим жаропрочный щит. Баллон стоит снаружи, а печка внутри. Пробовали другие варианты, но из-за влажности и песка обогреватели выходили из строя. Рядом мы планируем поставить маленькие огнетушители. Расстояние между шатрами — восемь метров», — добавляет Вячеслав Баташов.
GlampStory предлагает также конные прогулки, экскурсии по Камчатке, сапы и серфинг. Но туристические услуги пока не востребованы: большинство клиентов — местные. Также гостей в шатрах селят другие турфирмы со своей программой.
В этом сезоне шатры у океана принимали гостей до середины сентября. В следующем пляжный кемпинг-бутик откроется в начале лета. Отель-палатки на Халактырском пляже есть и у компании Кam.Trend_Relax. Сон, напоенный терпким ветром и шумом Тихого океана, и звездное небо без городской иллюминации обходятся гостям в пять-шесть тыс. рублей за двух- и четырехместные шатры. «Номера» обогреваются дровяными печами, освещаются фонариками. Из дополнительных услуг — кедровая баня-бочка с парной, откуда можно нырнуть в прохладные волны Тихого, что буквально в полусотне метров, и романтический ужин по-камчатски в «пузыре» — прозрачном шаре со свечами и негромкой музыкой.
Шатры и геокупола на Камчатке можно встретить и у фирм Quiksilver, Snowave, но их сервис больше «заточен» под серфинг.
Фото: GlampStory (Камчатский край)
ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
С тихоокеанских просторов – в таежные дебри. Glamping Park-Hotel открылся летом 2019-го в национальном парке Анюйский. Добраться туда можно из Хабаровска (350 км) или Комсомольска-на-Амуре (300 км) на автомобиле. К гламурному кемпингу главу компании «Заповедные места» привела горная рыбалка с ночевками в палатках, в старых кордонах и землянках, где можно укрыться от непогоды. В один из промозглых вечеров Дмитрий Ильин и сотоварищи задумались о комфортном туризме.
«Мы обратились в объединенную дирекцию государственных природных заповедников и национальных парков "Заповедное Приамурье", получили "добро", зарегистрировали юрлицо, вошли в реестр туроператоров и заключили договор с нацпарком «"Анюйский", — вспоминает глава компании «Заповедные места» Дмитрий Ильин. — Искали легковозводимые некапитальные конструкции, и нашли завод по изготовлению геокуполов. В их основе — металлический каркас, обтягивает ткань ПВХ. Остановили выбор на французском материале ПВХ: это белоснежная водо- и грязеотталкивающая ткань, пожаробезопасная, она не выцветает, а ее мембранный слой позволяет материалу дышать. Общие вложения в проект составили пять млн рублей».
Пять футуристичных геокуполов размером с однокомнатную квартиру (28 м2) предприниматели собрали на берегу Анюя. Рядом лес, но берег хорошо продувается, потому редкий комар долетит до середины лагеря. А если и преуспеет, то угодит в углекислотную ловушку от насекомых. В некотором смысле, в изоляции оказываются и гости: в глэмпинг-парке нет ни телефонной связи, ни интернета.
«Поначалу мы страдали по этому поводу, а потом поняли, что это — преимущество, — уверен Дмитрий Ильин. —Гости рады, что на время оказываются оторваны от мира. В десяти км от глэмпинга есть сотовые вышки одного мобильного оператора, но для звонка к ним нужно подъехать. Свет в лагере есть, пока "питаемся" от дизель-генератора, в будущем году планируем солнечные батареи. Расстояние между геокуполами — шесть метров, гости не мешают друг другу».
В каждой полусфере стоят по три кровати с подушками, матрасами и постельным бельем, два кресла, журнальный столик, полки, вешалки, коврики и т.д. Есть душ и бочка-баня на дровах, а крепкие духом могут искупаться в прозрачной горной реке. Отдых не бюджетный, но многих путешественников уже не заманишь обратно в брезентовую палатку.
Фото: Glamping Park-Hotel (Хабаровский край). Алексей Суворов
«Мы берем 6,5 тыс. рублей в сутки при одноместном размещении, восемь тыс. рублей — при двухместном. В эту сумму входит трехразовое питание. У нас свой повар, авторская кухня. Можно ставить дополнительное спальное место в виде удобной евро-раскладушки, — рассказывает Дмитрий Ильин. — Из активностей мы организуем 4-часовую прогулку на моторной лодке по Анюю с пикником. Еще у нас есть рыболовные приключения, сдаем в аренду снаряжение, отдельная плата идет за рекреационный лов в нацпарке. Рыбалка хоть и спортивная — поймал-отпустил — но приготовить дары реки ,сделать уху, пожарить рыбку на косе — у нас разрешено. Также есть экскурсия на скалы Надге. На моторке идем по реке к началу восхождения. Там отдыхаем, фотографируемся, наслаждаемся видами на Анюй с высоты птичьего полета».
Фото: Glamping Park-Hotel (Хабаровский край). Алексей Суворов
Glamping Park-Hotel приобрел купола в «утепленной» комплектации с прицелом на холодный сезон, потому, скорее всего, парк будет работать на Анюе круглый год. Уже есть запрос на новогодние каникулы. С глэмпингом гости смогут дополнить экзотику дикой природы домашним уютом, без столпотворения в магазинах, грохота салютов и «голубых огоньков» по телевизору.
ГЛЭМПИНГ У ЛЕНЫ И ДРУГИЕ
Якутия не отстает от общедальневосточного тренда: на берегу реки Лены тоже появился кемпинг повышенной комфортности. Глэмпинг-парк «Берег легенд» можно найти в 1,5 часах езды от Якутска (106 км), неподалеку от села Булгунняхтах Хангаласского улуса. Шесть тканевых сафари-тентов на деревянном каркасе приняли первых гостей в июле 2019-го. В шатрах традиционный для отдыха в таком стиле текстиль, красивая стеклянная посуда. Готовят туристы пока сами — на газовых плитах и мангале. В следующем сезоне, когда сюда протянут электричество, их заботы возьмет на себя повар. В лагере работают теплый душ и туалет. Для защиты от злых якутских комаров на каждом шатре есть сетка.
Фото: "Берег легенд", республика Саха (Якутия)
«Мы вложили в проект три млн рублей, — рассказывает директор глэмпинг-парка «Берег легенд», индивидуальный предприниматель Мария Борисова. — Место уникально: здесь шикарная рыбалка, напротив течет горная речка Буотама, рядом песчаные дюны Тукуланы. Кроме того, за дополнительную плату мы организуем экскурсию к легендарным Ленским столбам. Зимой здесь можно насладиться подледным ловом. Кроме того, наш парк — площадка для выездных мероприятий, таких как знаменитый якутский фестиваль «Полевая кухня».
В марте 2019-го о создании всероссийской сети глэмпингов заявил крупнейший оператор в сфере активного туризма — компания Russia Discovery. В предварительном списке есть Чукотка и Сахалин. Шатры на острове Сахалин в рамках горнолыжного курорта «Горный воздух» собирается поставить и компания «Топ Глэмпинг». В Приморском крае люксовые шатры с видом на море и частным пляжем компании Surf Vamp Swell уже открыты на острове Русском. В этом же направлении работает «Lamp camp» вблизи Рисовой Пади (Хасанский район Приморского края). Колышки к этой теме подбивают бизнесмены практически всех дальневосточных субъектов. Эксперты прогнозируют нише взрывной рост, с постепенным «подтягиванием» российских глэмпингов к международным стандартам и традиционной философии глэмпинга. Сфера привлекает туристов достойным сервисом, инвесторов — быстрыми развертыванием и окупаемостью, и упрощенной процедурой оформления бумаг на уголки нетронутой, в том числе, инфраструктурой, природы.
Фото: "Lamp camp" (Приморский край). Елена Вертянкина
Из истории.
Глэмпинг (англ. glamour + camping, кемпинг с уровнем отеля) начали активно внедрять в Великобритании в 2005 году, а три года назад понятие закрепилось в Оксфордском словаре. Хотя у самых первых глэмпингов — королевский бэкграунд. Палаточные городки повышенной комфортности с мебелью, ванными и поварами возводили для высокопоставленных особ — царей и императоров, когда те отправлялись в путешествия или завоевательные походы. Первый глэмпинг приписывают королю Шотландии Джеймсу Пятому (XVI век). А самые дорогие шатры — с изысканной кухней, роскошной отделкой и винными фонтанами — ставили на правительственном «саммите» во Франции в 1520 году. Шатры азиатских армий тоже имели мало общего с обычной туристической аскезой. В прошлом временные палаточные поселения несли и градообразующий потенциал, сейчас же они, наоборот, стали одним из способов сбежать из больших городов, - хотя бы на время.
Среднестатистический россиянин уверен, что Арктика – это всегда серо и холодно, работать там толком негде, отдыхать – тем более и добраться туда практически нереально. Да, есть белые медведи и северное сияние… но в целом овчинка выделки не стоит. Впрочем, мифы и стереотипы о пятой части территории Российской Федерации постепенно отступают стараниями органов власти, туроператоров и энтузиастов региона. Медленно, но верно образ российской Арктики начинает обретать новые черты в сознании россиян. Приключение, дух первопроходцев-открывателей, преодоления себя и сурового пространства и экзотика – таков стремительно развивающийся бренд Арктики, которая становится доступнее по мере активного развития главного морского транспортного коридора Арктики – Северного морского пути.
Чукотка как яркий самобытный представитель российской Арктики может предложить туристу необыкновенное природное великолепие, но в части индустрии гостеприимства регион находится в процессе становления. Есть уже и гостиницы и глэмпинги, рестораны, строятся горнолыжные курорты, однако их пока недостаточно для массового туриста. Причем не стоит забывать, что гости, приезжающие на Чукотку – не новички-путешественники. Дальний Восток и Арктика получает туристов, которые побывали во многих странах мира и регионах России, и которым есть, с чем сравнивать. Провести свой первый отпуск на Крайнем Севере решаются не многие.
Врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов отмечает, что такой туризм сопряжен с логистическими и инфраструктурными сложностями, однако свою весомую лепту вносит и суровый климат, и непредсказуемая погода.
«Едущий сюда человек имеет определенную авантюрную жилку – иначе он поехал бы в более комфортную территорию. Сюда человек едет за приключениями. И природа ему их предоставляет. Люди едут и для того, чтобы прикоснуться к другому образу жизни, к другой ментальности. Нам важно, чтобы впечатления от великолепной природы не испортили инфраструктурные моменты. Чукотка отличается от других регионов и именно такие отличия люди хотят видеть, а наша задача – это показывать», – считает глава округа.
Владислав Кузнецов также предложил создать региональный бренд на основе переменчивой погоды – разработать альтернативные маршруты для туристов, которые из-за нелетной погоды или шторма не смогли попасть в те локации, которые планировали. Компенсировать неудобства от непогоды, предлагая не менее интересные направления.
В Якутии, например, туристов привлекают турами по наблюдению за северным сиянием, рыбалкой и охотой, активными экстрим-турами, программами по местам кочевья коренных народов, круизами на теплоходе до самого северного порта России – поселка Тикси и не только.
В Мурманской области туристы тоже могут понаблюдать за северным сиянием, за китами, заняться фридайвинг, или посетить различные событийные мероприятия, гастротуры с локальным колоритом и многое другое.
Замначальника комитета по туризму Мурманской области Марина Кошелева отметила, что из существующих 121 проекта, развивающегося в Арктике, 74 проекта приходятся на Мурманскую область, причем 90% – в сфере туризма.
«Арктика – сейчас это экзотика, она везде звучит. Люди хотят ехать, растут инвестиции. Каждый имеет право на отдых. И наша задача реализовать право граждан отдыхать на Севере!», – добавила она.
Все арктические территории по-своему уникальны, но, безусловно, имеют ряд различий. Объединяют их идентичные проблемы – главной точкой преткновения является инфраструктура, вернее сложности в ее возведении. Непростая логистика удорожает стройматериалы, к тому же и строительный сезон очень короткий – 2-3 месяца.
Замглавы Минвостокразвития Павел Волков напомнил, что вся территория АЗРФ является преференциальным режимом.
«Арктика требует особого подхода к регулированию, особенно это важно для эффективного привлечения инвесторов и компаний, которые смогли бы создать условия для продвижения туристической отрасли. В Арктике сегодня действуют преференции, которые позволяют реализовать свой проект с наименьшими рисками. Программа "Арктический гектар" также используется в целях туризма. Турист должен быть готов к форс-мажору, и принимающая сторона должна быть готова чем-то его занять. То, что мы видим, нужно пропагандировать и показывать. Вместе с этим необходимо работать над качеством предоставления туристических услуг», – добавил он.
Участники мероприятия пришли к выводу, что необходимо активнее обмениваться практиками регионов, отдельно отметив возможности круизного туризма и активного использования малой авиации. Общее мнение: у туризма в Арктике – большое будущее.
Приморье – популярное среди дальневосточников курортное направление. Влекомые морским бризом и свежими морепродуктами едут сюда и жители других регионов РФ. Почти все гостиницы, апартаменты и хостелы забронированы в Приморье до конца сентября. Прирост загрузки средств размещения уже в мае 2022 составил 80-90% к маю прошлого года. Модульные отели могут стать спасением для желающих посетить Владивосток и окрестности в высокий сезон.
Гостиницы модульного формата предполагают наличие комфортных утепленных комнат, полного комплекта коммуникаций: от водопровода до интернета, можно выбрать любую отделку и дизайн помещений. Скорость возведения такой гостиницы – один-два месяца. Конструкция разборная, и при желании ее можно легко переместить или изменить конфигурацию. Существуют отдельные готовые модули и модульные детали.
Весомым преимуществом при возведении таких строений является то, что собственнику не нужно получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию (что занимает немало времени) – за все отвечает завод-изготовитель, равно как и за соответствие своей продукции СанПиНам и требованиям пожарной безопасности.
Как рассказал EastRussia глава агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский, по соглашению с Ростуризмом до конца года в регионе должно появиться 14 модульных отелей – емкостью в общей сложности в 243 номера. Определят получателей поддержки посредством конкурса.
«Субсидирование смогут получить проекты, которые подразумевают одновременную установку не менее десяти жилых модулей. Финансовая поддержка в этом случае компенсирует 50% затрат на каждый модуль, но не более 1,5 млн рублей. По итогам конкурса предприниматели получат деньги в течение полутора месяцев. Реализовать свой проект они должны до конца текущего года. Прием заявок – до 15 июля. В Приморье пока модульных отелей нет, здесь больше популярны глэмпинги. Для всего Дальнего Востока модульные отели – редкость. Надеемся, что в следующем году новые отели примут отдыхающих в высокий сезон», – рассказал он.
Арсений Крепский, руководитель агентства по туризму Приморского края
фото: Иван Дякин (Правительство Приморского края)
Заявки на участие в конкурсе на получение субсидии для возведения модульных отелей могут подавать предприниматели, зарегистрированные в Приморье. Модульная гостиница – конструкция круглогодичная. Как правило, бизнес стремится разместить гостиницы в пляжных местах в Хасанском, Лазовском районе, Владивостоке, Ливадии, но есть и проекты в Михайловском и Шкотовском районах, где можно зимой заниматься лыжным спортом.
Поставщика модульных панелей предприниматель может выбрать сам, также, как и конкретное место для его размещения. Главное – иметь земельный участок и разрешение на установку капитальных нестационарных объектов, и соответственно, на работу предприятий, предоставляющих услуги размещения. Можно строить базу отдыха с нуля, а можно обновить номерной фонд на уже имеющейся базе.
«За счет того, что модули круглогодичные – бизнес может начать получать прибыль практически сразу. Но не стоит забывать, что нужна инфраструктура. Мы говорим о модульном отеле – а это услуги размещения, предполагающие наличие пункта общественного питания, административного корпуса с ресепшеном, парковки, детской и спортивной площадки, – это бизнес должен создавать за свой счет. Гостям должно быть комфортно: санузел, условия для душа, обязателен кондиционер и оборудованная кухонная зона, мебель. Уровень комфорта мы закладывали на три звезды», – уточняет Арсений Крепский.
Он добавил, что за повышение уровня комфорта агентство при определении получателей субсидий дает дополнительные баллы – победит та заявка, условия которой предполагают максимум удобств для потребителя. Будет проверяться и эффективность работы: построившие модульную гостиницу предприниматели должны будут предоставлять финансовую отчетность в определенный период.
Правила участия в конкурсе, порядок предоставления субсидии на создание модульных отелей, а также форма заявки и перечень необходимых документов размещены на сайте правительства Приморья. Предпринимателям-отельерам потребуются сопроводительное и гарантийное письмо, характеристика проекта, бизнес план со сметой. Стоит отметить, что требования смягчены – допускается наличие налоговой задолженности у предприятия.
Правительство России в апреле выделило из резервного фонда четыре млрд рублей на быстровозводимые отели в 19 российских регионах. Отдыхающие получат 2,5 тыс. номеров.
Больше всего средств направили в Краснодарский край — 500 млн рублей, 450 млн рублей — в Крым и Севастополь, 350 млн рублей – для Тверской области. Приморье и Бурятия получили по 300 млн рублей. Третий дальневосточный получатель – Камчатка – получила на эти цели 100 млн рублей. Деньги поступили также на Алтай, в Дагестан, Карелию, Северную Осетию, Калмыкию, Татарстан, Удмуртию, Иркутскую, Мурманскую, Тульскую, Ярославскую и Кемеровскую области.
В Бурятии запланировано ввести в эксплуатацию не менее 15 модульных некапитальных отелей с номерным фондом около 200 мест. Большинство желающих возводить модульные гостиницы – на побережье Байкала.
На Камчатке в этом году появится модульная гостиница более чем на 60 номеров. Туроператор, который работает в сфере экстремального туризма, сможет нарастить свои номерные мощности.
Ростуризм должен заключить соглашения о предоставлении бюджетам регионов субсидий, а доклад об использовании этих средств представить в правительство до 15 февраля 2023 года.
Группа экспертов из разных сфер туристической отрасли проехала по БАМовским локациям на поезде, участвуя по пути в мероприятиях форум-штаба «БАМ туристический». Круглые столы, обсуждения и встречи прошли в Братске, Усть-Куте, Северобайкальске, Новой Чаре, Тынде. Своими впечатлениями от поездки и предложениями по развитию туризма на БАМе с EastRussia поделилась Ирина Булыгина, заместитель председателя-начальник отдела маркетинга и продвижения комитета по туризму Мурманской области.
Прежде всего, я хочу отметить, что «БАМ туристический» — это очень важный и одновременно сложный турмаршрут, потому что он объединяет сразу шесть регионов, которые различаются по своим ресурсам, логистике, готовности принятия турпотоков, поэтому предстоит большая работа по разработке концепции, содержательному наполнению и коллаборации регионов-участников в процессе создания целостного турпродукта.
Очень важно, чтобы все участники проекта были заинтересованы в его реализации и обладали определенными компетенциями, поэтому важно оказывать муниципалитетам консультационную поддержку, делать перекрестные презентации туроператоров регионов-участников, ездить друг к другу с целью обмена опытом.
Бамовский маршрут имеет ряд существенных преимуществ:
1. Поскольку объединяющей темой маршрута является легендарная Байкало-Амурская магистраль, то в турпродукте можно совместить две самые дорогостоящие услуги: проживание и перевозку. Это позволяет туристу за сравнительно небольшой временной промежуток увидеть большое количество территорий и их достопримечательностей. Регионам же, в свою очередь, это даст возможность на какое-то время сгладить нехватку отелей и предприятий питания на маршруте.
2. Второе преимущество маршрута состоит в том, что он, по сути, представляет собой конструктор впечатлений и его возможно комбинировать в разных вариациях: можно начать из Братска, а можно – из Благовещенска, можно пройти часть, а можно - полностью. Ещё один плюс конструктора — разнообразие природных и культурно-исторических ресурсов, ландшафтов, промышленных предприятий и регионального колорита.
3. А еще я предлагаю всем участвующим в разработке и реализации маршрутов стать основоположниками романтического туризма. Сюда, на стройку века, приезжали настоящие романтики по комсомольской путевке. Можно и сейчас привлекать сюда романтиков и мечтателей по БАМовской путевке и предлагать им какой-то интересный общественно-полезный труд на благо развития маршрута и включенных в его реализацию регионов. Это может быть и помощь в создании рекламы БАМа туристического, и экологическое волонтерство, и творческая деятельность. Сто лет тому назад был прекрасный опыт, когда на север, в труднодоступные регионы, люди приезжали для того, чтобы принести какую-то пользу этому региону. У них были специальные туристские книжки, в которых отмечалось, что они посетили и что полезного сделали для местного населения. Каждый делал, что умел: могли чему-то научить — учили, умели электричество провести делали — ремонтировали проводку, в благоустройстве помогали. БАМ туристический — это прекрасная возможность предложить туристам больше, чем путешествие, наполнить его смыслом созидания и сибирской романтики.
Резюмируя, хочу подчеркнуть, что плюсов у проекта «БАМ туристический» много, минусов я не вижу, вижу только точки роста. И я убеждена этот маршрут достоин того, чтобы пополнить список национальных маршрутов, потому что он включает сразу несколько регионов, в которых туристы узнают о настоящих трудовых подвигах нашего старшего поколения, а ведь это имеет ещё и огромную воспитательную ценность. Желаю успехов в реализации этого принципиально нового туристского маршрута.
«…За последние десятилетия в континентальном Китае появилось несколько элитных вузов, которые стремятся стать исследовательскими университетами мирового класса. В качестве примера можно назвать открывшийся в 2011 году Южный научно-технологический университет (SUSTech), основанный в 2013 году Шанхайский технический университет и Вестлейкский институт перспективных исследований (WIAS), открытый в 2016 году.
Эти три элитных вуза были созданы практически без вмешательства центрального правительства и в отсутствие финансирования из центрального бюджета, что принципиально отличает их от остальных китайских университетов.
Можно выделить три основных сходства с точки зрения стратегии их развития. Во-первых, все они хотят стать небольшими исследовательскими университетами мирового класса и специализироваться в области естественных наук и инженерного дела. Во-вторых, все они развиваются по модели американских исследовательских университетов […]. Однако, в отличие от американских частных исследовательских университетов, новые китайские университеты испытывают большее влияние со стороны местного правительства. В-третьих, все три новых вуза используют альтернативные модели обучения и управления. Однако диапазон возможностей, которыми обладают SUSTech и Шанхайский технический университет, ограничен тем, что они получают государственное финансирование, и в последние пять лет SUSTech приблизился к остальным китайским университетам в вопросах правил приема абитуриентов…».
«Внедрение экспериментальных моделей управления в университетах является не просто эффективной практикой, а необходимостью в современном мире. Когда вузы функционируют с большей гибкостью и не полностью зависят от общенациональной системы образования, они способны быстрее адаптироваться к стремительно меняющимся требованиям общества и рынка труда. Ярким примером служит "китайская модель", где культура поэтапного внедрения масштабных изменений методом проб и ошибок стала одним из ключевых факторов успеха страны. Архитектор китайских реформ Дэн Сяопин описывал этот подход метафорой: "переходить реку, нащупывая камни". Это означает, что самые смелые реформы сначала пилотируются в отдельных регионах, чтобы затем выбрать наиболее успешные практики и масштабировать их на всю страну.
Создание университетов, которые сами определяют свою стратегию развития, привлекают ресурсы и формулируют критерии для приема абитуриентов, переводит вузы в проактивную, субъектную позицию. Обычно университеты, за исключением самых передовых, являются инертными и бюрократизированными структурами. Делегирование ответственности и расширение автономии позволяют им отходить от приказного, ручного управления и стимулируют искать пути к инновациям. Такие инициативы в духе низовой демократии – еще одна важная составляющая "китайской модели" развития. Мы привыкли считать китайскую систему управления жесткой и абсолютно вертикально ориентированной, но это является верным лишь отчасти. Жесткость в одних вопросах гармонично сочетается с гибкостью в других: в допустимых рамках поощряется конкуренция и инициатива "снизу", что высвобождает продуктивные силы в обществе. Таким образом, автономия и инициатива позволяют достигать стратегических целей развития, которые ставит государство.
Несмотря на то, что объективные условия в России и Китае различаются, особенно в части качества и объема рыночной среды, подобные практики уже начинают реализовываться и в нашей стране. В рамках федеральной программы "Приоритет-2030" университеты перешли в позицию, когда ресурсы не приходят "сверху" сами, а их нужно добиваться в конкурентной среде на основе ежегодных результатов развития. Это стимулирует университеты повышать эффективность и внедрять новые подходы в своей работе. Например, университеты-участники программы "Передовые инженерные школы" (ПИШ) создают экспериментальные модели, где пилотируются новые подходы для сотрудничества с реальным сектором: от управления ресурсами до образовательных практик. Дальневосточный федеральный университет является участником обеих программ. И, конечно же, о кардинальных результатах на уровне всей системы образования говорить пока рано, ведь такие проекты реализуют в долгосрочной перспективе. Однако, безусловно можно констатировать, что российские университеты сегодня меняют логику своего развития и ведут свою деятельность более осознанно, становятся субъектными.
Субъектность развивает ответственность за свои действия, а ответственность становится ключевым фактором успеха в развитии университетов. Когда вузы сами определяют свои цели, они более осознанно подходят к своему развитию и лучше реагируют на вызовы времени. Осознанные университеты способны быстрее внедрять инновации, адаптироваться к меняющимся условиям и готовить специалистов, востребованных на рынке труда. Это особенно важно в эпоху четвертой промышленной революции, когда технологии меняются с невероятной скоростью, и система образования должна успевать за этими изменениями».
Во время XIV Всероссийского съезда востоковедов, который прошел во Владивостоке, ведущие ученые этой научной отрасли выступили с лекциями перед студентами ДВФУ. В кооперации с пресс-службой университета EastRussia удалось расспросить доктора исторических наук, заместителя директора по научной работе Института востоковедения РАН (Москва) Валентина Головачева о роли востоковедения в происходящем процессе поворота России на Восток.
— Валентин Цуньлиевич, какие основные вызовы стоят перед современным востоковедением, китаеведением и что нужно сделать, чтобы их преодолеть?
— В плане функциональном – как сделать свою профессиональную работу по-настоящему нужной, отвечающей требованиям времени, востребованной и эффективной. В материальном плане основным вызовом остается недофинансирование, из-за чего ученые и преподаватели вузов вынуждены размениваться на подработки и отвлекаться от основной работы, требующей максимальной сосредоточенности и творческих усилий. Основным вызовом постсоветского периода остаются и кадры, то есть подготовка молодых специалистов и обеспечение должной преемственности между поколениями профессиональных востоковедов.
— И как преодолеть эти вызовы?
— Конечно, для этого надо усиливать государственную поддержку, разрабатывать новые действенные стратегии развития востоковедения и китаеведения. Нужно повышать авторитет преподавателей и улучшать условия их работы в вузах. Нужно возрождать и совершенствовать лучший опыт организации базового образования в вузах и расширять возможности для регулярных стажировок в изучаемых странах, привлекать молодежь в науку. От всех этих мер прямо зависит успех решения тех задач, которые стоят сегодня перед востоковедами.
— Что дает взаимодействие с зарубежными партнерами? Это «калибровка стандартов», это больше обмен опытом, или что-то еще?
— «Калибровка стандартов» или «сверка часов» позволяет обмениваться лучшим опытом и говорить с зарубежными коллегами на одном языке. Хотя у нас могут быть разные подходы и разные взгляды, мы должны уметь понимать друг друга и договариваться друг с другом. Лишь в этом случае может возникнуть эффект синергии, позволяющий синтезировать усилия всех сторон и решать общие проблемы гораздо более эффективно.
— С учетом нынешнего разворота России на Восток, какие отрасли видятся наиболее перспективными именно в востоковедении? Что в приоритете — экономика, политика, культура? И в части географии — фокус на Китай и Японию или какие-то другие ключевые страны?
— Настоящие востоковеды всегда «повернуты» на Восток, потому что это их судьба, это их жизнь и работа. Никуда им разворачиваться не нужно, просто нужны нормальные условия для профессиональной работы. Кроме того, мы живем в эпоху глобализации, когда уже исчезает любое искусственное противопоставление Востока и Запада. Сегодня Запад содержит в себе Восток, а Восток содержит в себе Запад. Они взаимодействуют и соприсутствуют друг в друге. Так называемые «люди Востока» и «люди Запада» живут теперь по всему миру, которому остается лишь одна возможность – развернуться лицом к самуму себе. Для России «поворот на Восток» тоже предполагает новый взгляд и на внешний мир, и на самих себя глазами друзей и партнеров. Реализация таких подходов невозможна без участия востоковедов. Что касается географии, то фокусы могут быть разными, но все страны – в том числе и Китай, и Япония — являются по-своему ключевыми.
— Какие именно отрасли сейчас особенно актуальны?
— Экономика, политика и культура – все это неотъемлемые стороны нашей жизни, которые одинаково приоритетны, а внимание к ним должно находиться в гармоничном балансе. Культура в широком смысле включает в себя и экономику, и политику. Поэтому знание культуры — это «волшебный ключ», который помогает решать любые проблемы. Безусловно, нам нужны востоковеды, имеющие компетенции в специальных областях знания, таких как право, экономика, финансы и так далее. К овладению этими специальностями можно идти через освоение «микро-компетенций», цель которых — выработать навыки овладения любыми компетенциями. Ведь хороший востоковед не должен быть «узким специалистом». Он должен быть многогранным, иметь способность адаптироваться и овладевать любыми компетенциями в нужное время, в нужном месте.
— Как по-вашему, что проще — востоковеду освоить финансы, право, политику и другие аспекты, или же политику, финансисту или правоведу проще освоить восточный язык и погрузиться в восточный менталитет?
— Думаю, оба пути одинаково трудны, потому что любой человек может стать профессионалом лишь в том случае, если посвящает своему делу всю жизнь. Чтобы стать хорошим востоковедом, нужно потратить на это свою жизнь. Чтобы стать хорошим экономистом или юристом, тоже нужно потратить на это всю жизнь. «Синтезировать» востоковедение с иными специальностями жизненно необходимо. Каждый путь к этому по-своему труден, поэтому не стоит противопоставлять их вообще. Я уверен, что хороший экономист вполне может стать хорошим востоковедом, и наоборот. У нас есть успешные востоковеды, имеющие специальности и ученые степени экономистов, юристов и даже биологов. А один коллега, уже будучи дважды доктором наук в области истории и политологии, готовится защитить третью докторскую диссертацию в области права. По-моему, это замечательный пример профессиональной универсальности! К этому нужно стремиться всем. Я тоже стремлюсь, по мере возможности, расширять свои профессиональные горизонты, хотя многого пока еще не достиг.
— Какие регионы наиболее перспективны сейчас в плане изучения? И можно ли вообще говорить о том, что есть более перспективные регионы на Востоке, а есть менее перспективные?
— Я уже сказал, что пространство со-развития охватывает сегодня весь мир. В последние десятилетия наибольшим спросом пользуется все, что связано с так называемым «китайским миром», который тоже стал теперь уже глобальным: китайские автомобили (кстати, очень хорошие) заполонили российские дороги и все быстрее завоевывают весь мир, как и всевозможные китайские гаджеты. Поэтому я думаю, что мы живем в таком глобальном мире, где потенциально перспективны все регионы.
— Сближение России и Китая, которое мы сейчас наблюдаем, дало что-то нашей науке? Появились ли новые источники литературы или возможность пользоваться недоступными ранее архивами?
— Конечно, у нас появились огромные новые возможности: во-первых, контактов с нашими коллегами, во-вторых, работы с архивами и доступа к научной литературе. Сегодня мы можем дистанционно и бесплатно или почти бесплатно пользоваться огромнейшими цифровыми базами научных данных, созданными в Китае. Китайцы в этом плане опережают нас, так как последовательно вкладывают в науку огромные средства. С другой стороны, имеются и барьеры, потому что не все документы и материалы архивов доступны для зарубежных ученых в Китае. И наши российские архивы тоже не всегда доступны для зарубежных коллег. Но есть и немало примеров успешного двустороннего сотрудничества, основанного на двустороннем информационном обмене.
— Всероссийский съезд востоковедов впервые за всю его историю — с 1997 года — проходит во Владивостоке. Это говорит о том, что Россия действительно развернулась на Восток? Ведь где, как не во Владивостоке, на Камчатке или на Сахалине проводить съезды востоковедов?
— Конечно, это важное событие и важный признак общего разворота на Восток. В целом XIV съезд востоковедов России подготовлен и проводится во Владивостоке на великолепном уровне! История общества востоковедов России началась не в 1997 году – оно было создано в 1900 году и воссоздано Е.М. Примаковым в 1979 году. Но этот съезд действительно проходит во Владивостоке впервые. Коллегам из западных районов нашей страны гораздо труднее доехать до Владивостока, но зато сюда удобно добираться из востоковедных центров Сибири и Дальнего Востока – Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Улан-Удэ, Читы, Благовещенска и Хабаровска. Думаю, что мы идем в правильном направлении, а первый съезд во Владивостоке свидетельствует и о растущем внимании к Востоку, и о готовности востоковедов нашей страны поддержать развитие востоковедения на Дальнем Востоке. Я убежден и надеюсь, что это первый, но далеко не последний съезд востоковедов во Владивостоке, что такие встречи будут снова проводиться и во Владивостоке, и в Хабаровске.
— Какую роль ДВФУ вы видите в этом процессе — в становлении востоковедения в том русле, которое сегодня так требуется России?
— ДВФУ может и должен играть ключевую роль. Мне кажется, что сегодня нашему университету (это, кстати, и моя Alma Mater) необходимо активнее усиливать связи с академической наукой, с Российской академией наук, в том числе и с Институтом востоковедения РАН, где я сегодня работаю. Наш институт уже второй год успешно сотрудничает в рамках проекта «Приоритет-2030» с МГИМО(у). Мы очень надеемся развивать подобное сотрудничество и с другими вузами, например, с ДВФУ!
— Вы говорите про науку, но государство хочет видеть прикладные решения: если это научные исследования, то они должны приносить практическую пользу и их можно было оперативно внедрить в бизнес-среду…
— Одной оперативности мало. У государства есть интересы краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. И эти интересы требуют четкой координации. Нельзя никоим образом продвигать прикладные исследования в ущерб фундаментальным исследованиям, так как прикладные исследования произрастают из фундаментальных. Бизнес может определять оперативную научную повестку, но наука может определять перспективы бизнеса на десятилетия вперед. В случае востоковедения мы обычно говорим не про фундаментальные, а про «классические» исследования, которые, даже если это не всем очевидно, исключительно важны и для бизнеса, который приходится вести в специфичной «восточной» среде. Все это мы очень хорошо видим на примере Китая, где современное руководство активно использует традиции, постоянно цитирует китайских классиков, обращается к примерам из древней китайской истории. Чтобы адекватно понимать смыслы, намерения и цели китайских партнеров, мы тоже должны хорошо знать и понимать китайскую историю и культуру. Такой подход необходим и для «поворота» России в отношении всех стран и регионов Востока.