Президент Ассоциации по поддержке развития глэмпингов – о главных условиях для продвижения отдыха на природе без отказа от благ цивилизации в ДФО
Глэмпинги становятся все более популярным видом отдыха на Дальнем Востоке. Модульные домики с видом на горную реку, море или горы притягивают и местных жителей, и гостей из других регионов страны. О развитии этого направления и его главных проблемах рассказала президент Ассоциации по поддержке развития глэмпингов Жанна Кира.
– Первоочередная проблема для развития глэмпинга на Дальнем Востоке — это создание банка территорий. Потому что если предприниматель, который планирует строить глэмпинг, ошибется с участком — это 100-процентный проигрыш. Должны быть выявлены территории, на которых можно организовывать глэмпинг, а правительство должно помочь в части организации сети снабжения и коммуникаций, особенно электричества. Также должны быть территории с возможностью организации сезонных и круглогодичных глэмпингов. Ведь это разные лоты по инвестициям: если сезонный глэмпинг можно открыть, например, за 20-25 млн рублей, то круглогодичный – минимум за 150 млн.
Банк территорий должны создавать местные отделения по туризму. Инвесторам должны предлагать лоты с условиями, что это не просто земля, а участок, к которому за указанную сумму можно протянуть электричество, организовать охранные зоны. Например, в Татарстане сделали банк территорий в виде электронной платформы. Можно зайти и посмотреть, в какие территории и на каких условиях можно инвестировать.
Конечно же, нужно помогать предпринимателям. Есть потрясающий опыт опять же в Татарстане, где дирекция по развитию природных территорий помогает предпринимателям в части перевода земель в нужное назначение, к примеру, из сельхозземель в рекреацию, в части сопровождения в госорганы, в организации МСП. Я в нескольких регионах, как предприниматель, делала проекты для глэмпингов. Часть средств на проекты выделяет государство, а предприниматель оплачивает только разработку финансового плана, маркетинговую стратегию.
Ну и, конечно, для развития глэмпингов нужна помощь в выделении грантов. До 2028 года есть федеральные гранты для предпринимателей, Дальний Восток должен обязательно забрать часть этих средств.
Еще одна помощь для уже существующих проектов – это налаживание трафика, маркетинговая стратегия. К примеру, в Московской области год назад везде висели баннеры с рекламой глэмпинга. Это ротация. По этому примеру можно установить стенд в аэропорту и показывать глэмпинги, расположенные на территории Сахалина, Камчатки, Курильских островов. И это также помощь, еще один кейс для поддержки глэмпингов и предпринимателей. Большая часть туристов, приезжающая на Дальний Восток — из Москвы и Петербурга. Поэтому и рекламу дальневосточных территорий нужно делать именно в городах, откуда идет основной поток туристов.
Сейчас развитие глэмпинга стало катализатором развития модульного производства. У нас есть несколько фабрик, которые делают модульные домики, но их немного, они не удовлетворяют спрос. Если кто-то организует на Сахалине или во Владивостоке производство модулей для глэмпинга, то будет прекрасно, ведь это не только формат B2B – для отелей, но и может быть и B2C, в том числе. Конечно, сложно привозить стройматериалы, но если их производство будет налажено на месте, то будет замечательно, потому что эти домики необходимо постоянно обслуживать – в выигрыше будут все.
«ВИГВАМЫ» У ОКЕАНА
Посмотрите налево – здесь катит волны открытый Тихий океан. Взгляните направо – перед вами «фотообои» с вулканами Корякский, Авачинский и Козельский. Компания «Камчатка-Глэмпинг» (GlampStory) второе лето ставит шатры на вулканическом песке Халактырского пляжа. В глэмпинг Вячеслава и Алису Баташовых привел спортивный туризм: однажды им надоело спать в отсыревших спальниках, умываться в ручье и готовить на костре. В 2017 супруги стали туроператорами, взяли кредит через Камчатский государственный Фонд поддержки предпринимательства, вложили около трех млн рублей. Агентство по туризму Камчатского края помогло оформить разрешение на некапитальное строительство в 1,5 км от местного визит-центра.
Фото: GlampStory
«Первые шатры я заказывал в Пекине. Это брезент с влагостойкой пропиткой, мембранный, дышащий. Тент из плотного хлопка, — рассказывает директор ООО «Камчатка-Глэмпинг» Вячеслав Баташов. — Шесть шатров на 10 м2 каждый стоят на деревянных настилах. Пока мы может принять максимум 18 человек. Из внутреннего убранства — по две кровати с матрасами и качественным постельным бельем, столики и тумбы. Вопрос с электричеством еще решается, пока освещаем гирляндами и фонариками на тропинках. "Питаемся" от генератора, тут на Халактырском пляже у всех автономка, ЛЭП нет. А в будущем году купим солнечные панели».
Снять шатер на сутки можно за шесть-восемь тыс., в эту сумму входит завтрак. За отдельную плату можно получить полный пансион. Магазинов и асфальтовых дорог на Халактырском пляже нет, автобусы сюда не ходят. Можно доехать на своем авто, или на общественном транспорте — сначала до села Долиновка, и оттуда около пяти км пешком.
Фото: GlampStory (Камчатский край)
«У нас есть отдельная кухня с газовой печкой и штатный повар, есть вода, раковины. Гостей кормим в большом шатре столовой. На завтрак подаем, например, яичницу с гребешком, красиво сервируем. Также готовим камчатское меню: уху, стейки из лосося, тельное, шурпу, салат из папоротника, чаи местные из иван-чая и шиповника. Посуда стеклянная или керамическая, никакого пластика. Еще один шатер мы отвели под лаундж, там есть дровяной камин, диванчики. В лагере также есть душевая с горячей водой. Биотуалеты — в отдельном шатре. Также мы построили сарай, потому что я не люблю металлические контейнеры, которые понаставили по всему пляжу. Это колхоз.У нас будут шлагбаум и красивый заборчик», — делится планами Вячеслав Баташов.
У океана свежо даже в разгар лета, в жару вода прогревается лишь до 15 градусов. Но организаторы глэмпинга нашли выход.
«Наша фишка — банный чан!», — говорит директор GlampStory. — Это емкость на две тыс. литров с печкой под ней, с костром, вода забирается прямо из океана, греется до температуры 40 градусов, и в нем могут отдыхать до пяти человек».
Фото: GlampStory (Камчатский край)
Шатры GlampStory отапливает газовыми керамическими обогревателями.
«Мы обкладываем обогреватели кирпичами, а сверху кладем металлическую сетку, чтобы ничего не упало, под нее ставим жаропрочный щит. Баллон стоит снаружи, а печка внутри. Пробовали другие варианты, но из-за влажности и песка обогреватели выходили из строя. Рядом мы планируем поставить маленькие огнетушители. Расстояние между шатрами — восемь метров», — добавляет Вячеслав Баташов.
GlampStory предлагает также конные прогулки, экскурсии по Камчатке, сапы и серфинг. Но туристические услуги пока не востребованы: большинство клиентов — местные. Также гостей в шатрах селят другие турфирмы со своей программой.
В этом сезоне шатры у океана принимали гостей до середины сентября. В следующем пляжный кемпинг-бутик откроется в начале лета. Отель-палатки на Халактырском пляже есть и у компании Кam.Trend_Relax. Сон, напоенный терпким ветром и шумом Тихого океана, и звездное небо без городской иллюминации обходятся гостям в пять-шесть тыс. рублей за двух- и четырехместные шатры. «Номера» обогреваются дровяными печами, освещаются фонариками. Из дополнительных услуг — кедровая баня-бочка с парной, откуда можно нырнуть в прохладные волны Тихого, что буквально в полусотне метров, и романтический ужин по-камчатски в «пузыре» — прозрачном шаре со свечами и негромкой музыкой.
Шатры и геокупола на Камчатке можно встретить и у фирм Quiksilver, Snowave, но их сервис больше «заточен» под серфинг.
Фото: GlampStory (Камчатский край)
ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
С тихоокеанских просторов – в таежные дебри. Glamping Park-Hotel открылся летом 2019-го в национальном парке Анюйский. Добраться туда можно из Хабаровска (350 км) или Комсомольска-на-Амуре (300 км) на автомобиле. К гламурному кемпингу главу компании «Заповедные места» привела горная рыбалка с ночевками в палатках, в старых кордонах и землянках, где можно укрыться от непогоды. В один из промозглых вечеров Дмитрий Ильин и сотоварищи задумались о комфортном туризме.
«Мы обратились в объединенную дирекцию государственных природных заповедников и национальных парков "Заповедное Приамурье", получили "добро", зарегистрировали юрлицо, вошли в реестр туроператоров и заключили договор с нацпарком «"Анюйский", — вспоминает глава компании «Заповедные места» Дмитрий Ильин. — Искали легковозводимые некапитальные конструкции, и нашли завод по изготовлению геокуполов. В их основе — металлический каркас, обтягивает ткань ПВХ. Остановили выбор на французском материале ПВХ: это белоснежная водо- и грязеотталкивающая ткань, пожаробезопасная, она не выцветает, а ее мембранный слой позволяет материалу дышать. Общие вложения в проект составили пять млн рублей».
Пять футуристичных геокуполов размером с однокомнатную квартиру (28 м2) предприниматели собрали на берегу Анюя. Рядом лес, но берег хорошо продувается, потому редкий комар долетит до середины лагеря. А если и преуспеет, то угодит в углекислотную ловушку от насекомых. В некотором смысле, в изоляции оказываются и гости: в глэмпинг-парке нет ни телефонной связи, ни интернета.
«Поначалу мы страдали по этому поводу, а потом поняли, что это — преимущество, — уверен Дмитрий Ильин. —Гости рады, что на время оказываются оторваны от мира. В десяти км от глэмпинга есть сотовые вышки одного мобильного оператора, но для звонка к ним нужно подъехать. Свет в лагере есть, пока "питаемся" от дизель-генератора, в будущем году планируем солнечные батареи. Расстояние между геокуполами — шесть метров, гости не мешают друг другу».
В каждой полусфере стоят по три кровати с подушками, матрасами и постельным бельем, два кресла, журнальный столик, полки, вешалки, коврики и т.д. Есть душ и бочка-баня на дровах, а крепкие духом могут искупаться в прозрачной горной реке. Отдых не бюджетный, но многих путешественников уже не заманишь обратно в брезентовую палатку.
Фото: Glamping Park-Hotel (Хабаровский край). Алексей Суворов
«Мы берем 6,5 тыс. рублей в сутки при одноместном размещении, восемь тыс. рублей — при двухместном. В эту сумму входит трехразовое питание. У нас свой повар, авторская кухня. Можно ставить дополнительное спальное место в виде удобной евро-раскладушки, — рассказывает Дмитрий Ильин. — Из активностей мы организуем 4-часовую прогулку на моторной лодке по Анюю с пикником. Еще у нас есть рыболовные приключения, сдаем в аренду снаряжение, отдельная плата идет за рекреационный лов в нацпарке. Рыбалка хоть и спортивная — поймал-отпустил — но приготовить дары реки ,сделать уху, пожарить рыбку на косе — у нас разрешено. Также есть экскурсия на скалы Надге. На моторке идем по реке к началу восхождения. Там отдыхаем, фотографируемся, наслаждаемся видами на Анюй с высоты птичьего полета».
Фото: Glamping Park-Hotel (Хабаровский край). Алексей Суворов
Glamping Park-Hotel приобрел купола в «утепленной» комплектации с прицелом на холодный сезон, потому, скорее всего, парк будет работать на Анюе круглый год. Уже есть запрос на новогодние каникулы. С глэмпингом гости смогут дополнить экзотику дикой природы домашним уютом, без столпотворения в магазинах, грохота салютов и «голубых огоньков» по телевизору.
ГЛЭМПИНГ У ЛЕНЫ И ДРУГИЕ
Якутия не отстает от общедальневосточного тренда: на берегу реки Лены тоже появился кемпинг повышенной комфортности. Глэмпинг-парк «Берег легенд» можно найти в 1,5 часах езды от Якутска (106 км), неподалеку от села Булгунняхтах Хангаласского улуса. Шесть тканевых сафари-тентов на деревянном каркасе приняли первых гостей в июле 2019-го. В шатрах традиционный для отдыха в таком стиле текстиль, красивая стеклянная посуда. Готовят туристы пока сами — на газовых плитах и мангале. В следующем сезоне, когда сюда протянут электричество, их заботы возьмет на себя повар. В лагере работают теплый душ и туалет. Для защиты от злых якутских комаров на каждом шатре есть сетка.
Фото: "Берег легенд", республика Саха (Якутия)
«Мы вложили в проект три млн рублей, — рассказывает директор глэмпинг-парка «Берег легенд», индивидуальный предприниматель Мария Борисова. — Место уникально: здесь шикарная рыбалка, напротив течет горная речка Буотама, рядом песчаные дюны Тукуланы. Кроме того, за дополнительную плату мы организуем экскурсию к легендарным Ленским столбам. Зимой здесь можно насладиться подледным ловом. Кроме того, наш парк — площадка для выездных мероприятий, таких как знаменитый якутский фестиваль «Полевая кухня».
В марте 2019-го о создании всероссийской сети глэмпингов заявил крупнейший оператор в сфере активного туризма — компания Russia Discovery. В предварительном списке есть Чукотка и Сахалин. Шатры на острове Сахалин в рамках горнолыжного курорта «Горный воздух» собирается поставить и компания «Топ Глэмпинг». В Приморском крае люксовые шатры с видом на море и частным пляжем компании Surf Vamp Swell уже открыты на острове Русском. В этом же направлении работает «Lamp camp» вблизи Рисовой Пади (Хасанский район Приморского края). Колышки к этой теме подбивают бизнесмены практически всех дальневосточных субъектов. Эксперты прогнозируют нише взрывной рост, с постепенным «подтягиванием» российских глэмпингов к международным стандартам и традиционной философии глэмпинга. Сфера привлекает туристов достойным сервисом, инвесторов — быстрыми развертыванием и окупаемостью, и упрощенной процедурой оформления бумаг на уголки нетронутой, в том числе, инфраструктурой, природы.
Фото: "Lamp camp" (Приморский край). Елена Вертянкина
Из истории.
Глэмпинг (англ. glamour + camping, кемпинг с уровнем отеля) начали активно внедрять в Великобритании в 2005 году, а три года назад понятие закрепилось в Оксфордском словаре. Хотя у самых первых глэмпингов — королевский бэкграунд. Палаточные городки повышенной комфортности с мебелью, ванными и поварами возводили для высокопоставленных особ — царей и императоров, когда те отправлялись в путешествия или завоевательные походы. Первый глэмпинг приписывают королю Шотландии Джеймсу Пятому (XVI век). А самые дорогие шатры — с изысканной кухней, роскошной отделкой и винными фонтанами — ставили на правительственном «саммите» во Франции в 1520 году. Шатры азиатских армий тоже имели мало общего с обычной туристической аскезой. В прошлом временные палаточные поселения несли и градообразующий потенциал, сейчас же они, наоборот, стали одним из способов сбежать из больших городов, - хотя бы на время.
Среднестатистический россиянин уверен, что Арктика – это всегда серо и холодно, работать там толком негде, отдыхать – тем более и добраться туда практически нереально. Да, есть белые медведи и северное сияние… но в целом овчинка выделки не стоит. Впрочем, мифы и стереотипы о пятой части территории Российской Федерации постепенно отступают стараниями органов власти, туроператоров и энтузиастов региона. Медленно, но верно образ российской Арктики начинает обретать новые черты в сознании россиян. Приключение, дух первопроходцев-открывателей, преодоления себя и сурового пространства и экзотика – таков стремительно развивающийся бренд Арктики, которая становится доступнее по мере активного развития главного морского транспортного коридора Арктики – Северного морского пути.
Чукотка как яркий самобытный представитель российской Арктики может предложить туристу необыкновенное природное великолепие, но в части индустрии гостеприимства регион находится в процессе становления. Есть уже и гостиницы и глэмпинги, рестораны, строятся горнолыжные курорты, однако их пока недостаточно для массового туриста. Причем не стоит забывать, что гости, приезжающие на Чукотку – не новички-путешественники. Дальний Восток и Арктика получает туристов, которые побывали во многих странах мира и регионах России, и которым есть, с чем сравнивать. Провести свой первый отпуск на Крайнем Севере решаются не многие.
Врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов отмечает, что такой туризм сопряжен с логистическими и инфраструктурными сложностями, однако свою весомую лепту вносит и суровый климат, и непредсказуемая погода.
«Едущий сюда человек имеет определенную авантюрную жилку – иначе он поехал бы в более комфортную территорию. Сюда человек едет за приключениями. И природа ему их предоставляет. Люди едут и для того, чтобы прикоснуться к другому образу жизни, к другой ментальности. Нам важно, чтобы впечатления от великолепной природы не испортили инфраструктурные моменты. Чукотка отличается от других регионов и именно такие отличия люди хотят видеть, а наша задача – это показывать», – считает глава округа.
Владислав Кузнецов также предложил создать региональный бренд на основе переменчивой погоды – разработать альтернативные маршруты для туристов, которые из-за нелетной погоды или шторма не смогли попасть в те локации, которые планировали. Компенсировать неудобства от непогоды, предлагая не менее интересные направления.
В Якутии, например, туристов привлекают турами по наблюдению за северным сиянием, рыбалкой и охотой, активными экстрим-турами, программами по местам кочевья коренных народов, круизами на теплоходе до самого северного порта России – поселка Тикси и не только.
В Мурманской области туристы тоже могут понаблюдать за северным сиянием, за китами, заняться фридайвинг, или посетить различные событийные мероприятия, гастротуры с локальным колоритом и многое другое.
Замначальника комитета по туризму Мурманской области Марина Кошелева отметила, что из существующих 121 проекта, развивающегося в Арктике, 74 проекта приходятся на Мурманскую область, причем 90% – в сфере туризма.
«Арктика – сейчас это экзотика, она везде звучит. Люди хотят ехать, растут инвестиции. Каждый имеет право на отдых. И наша задача реализовать право граждан отдыхать на Севере!», – добавила она.
Все арктические территории по-своему уникальны, но, безусловно, имеют ряд различий. Объединяют их идентичные проблемы – главной точкой преткновения является инфраструктура, вернее сложности в ее возведении. Непростая логистика удорожает стройматериалы, к тому же и строительный сезон очень короткий – 2-3 месяца.
Замглавы Минвостокразвития Павел Волков напомнил, что вся территория АЗРФ является преференциальным режимом.
«Арктика требует особого подхода к регулированию, особенно это важно для эффективного привлечения инвесторов и компаний, которые смогли бы создать условия для продвижения туристической отрасли. В Арктике сегодня действуют преференции, которые позволяют реализовать свой проект с наименьшими рисками. Программа "Арктический гектар" также используется в целях туризма. Турист должен быть готов к форс-мажору, и принимающая сторона должна быть готова чем-то его занять. То, что мы видим, нужно пропагандировать и показывать. Вместе с этим необходимо работать над качеством предоставления туристических услуг», – добавил он.
Участники мероприятия пришли к выводу, что необходимо активнее обмениваться практиками регионов, отдельно отметив возможности круизного туризма и активного использования малой авиации. Общее мнение: у туризма в Арктике – большое будущее.
Приморье – популярное среди дальневосточников курортное направление. Влекомые морским бризом и свежими морепродуктами едут сюда и жители других регионов РФ. Почти все гостиницы, апартаменты и хостелы забронированы в Приморье до конца сентября. Прирост загрузки средств размещения уже в мае 2022 составил 80-90% к маю прошлого года. Модульные отели могут стать спасением для желающих посетить Владивосток и окрестности в высокий сезон.
Гостиницы модульного формата предполагают наличие комфортных утепленных комнат, полного комплекта коммуникаций: от водопровода до интернета, можно выбрать любую отделку и дизайн помещений. Скорость возведения такой гостиницы – один-два месяца. Конструкция разборная, и при желании ее можно легко переместить или изменить конфигурацию. Существуют отдельные готовые модули и модульные детали.
Весомым преимуществом при возведении таких строений является то, что собственнику не нужно получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию (что занимает немало времени) – за все отвечает завод-изготовитель, равно как и за соответствие своей продукции СанПиНам и требованиям пожарной безопасности.
Как рассказал EastRussia глава агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский, по соглашению с Ростуризмом до конца года в регионе должно появиться 14 модульных отелей – емкостью в общей сложности в 243 номера. Определят получателей поддержки посредством конкурса.
«Субсидирование смогут получить проекты, которые подразумевают одновременную установку не менее десяти жилых модулей. Финансовая поддержка в этом случае компенсирует 50% затрат на каждый модуль, но не более 1,5 млн рублей. По итогам конкурса предприниматели получат деньги в течение полутора месяцев. Реализовать свой проект они должны до конца текущего года. Прием заявок – до 15 июля. В Приморье пока модульных отелей нет, здесь больше популярны глэмпинги. Для всего Дальнего Востока модульные отели – редкость. Надеемся, что в следующем году новые отели примут отдыхающих в высокий сезон», – рассказал он.
Арсений Крепский, руководитель агентства по туризму Приморского края
фото: Иван Дякин (Правительство Приморского края)
Заявки на участие в конкурсе на получение субсидии для возведения модульных отелей могут подавать предприниматели, зарегистрированные в Приморье. Модульная гостиница – конструкция круглогодичная. Как правило, бизнес стремится разместить гостиницы в пляжных местах в Хасанском, Лазовском районе, Владивостоке, Ливадии, но есть и проекты в Михайловском и Шкотовском районах, где можно зимой заниматься лыжным спортом.
Поставщика модульных панелей предприниматель может выбрать сам, также, как и конкретное место для его размещения. Главное – иметь земельный участок и разрешение на установку капитальных нестационарных объектов, и соответственно, на работу предприятий, предоставляющих услуги размещения. Можно строить базу отдыха с нуля, а можно обновить номерной фонд на уже имеющейся базе.
«За счет того, что модули круглогодичные – бизнес может начать получать прибыль практически сразу. Но не стоит забывать, что нужна инфраструктура. Мы говорим о модульном отеле – а это услуги размещения, предполагающие наличие пункта общественного питания, административного корпуса с ресепшеном, парковки, детской и спортивной площадки, – это бизнес должен создавать за свой счет. Гостям должно быть комфортно: санузел, условия для душа, обязателен кондиционер и оборудованная кухонная зона, мебель. Уровень комфорта мы закладывали на три звезды», – уточняет Арсений Крепский.
Он добавил, что за повышение уровня комфорта агентство при определении получателей субсидий дает дополнительные баллы – победит та заявка, условия которой предполагают максимум удобств для потребителя. Будет проверяться и эффективность работы: построившие модульную гостиницу предприниматели должны будут предоставлять финансовую отчетность в определенный период.
Правила участия в конкурсе, порядок предоставления субсидии на создание модульных отелей, а также форма заявки и перечень необходимых документов размещены на сайте правительства Приморья. Предпринимателям-отельерам потребуются сопроводительное и гарантийное письмо, характеристика проекта, бизнес план со сметой. Стоит отметить, что требования смягчены – допускается наличие налоговой задолженности у предприятия.
Правительство России в апреле выделило из резервного фонда четыре млрд рублей на быстровозводимые отели в 19 российских регионах. Отдыхающие получат 2,5 тыс. номеров.
Больше всего средств направили в Краснодарский край — 500 млн рублей, 450 млн рублей — в Крым и Севастополь, 350 млн рублей – для Тверской области. Приморье и Бурятия получили по 300 млн рублей. Третий дальневосточный получатель – Камчатка – получила на эти цели 100 млн рублей. Деньги поступили также на Алтай, в Дагестан, Карелию, Северную Осетию, Калмыкию, Татарстан, Удмуртию, Иркутскую, Мурманскую, Тульскую, Ярославскую и Кемеровскую области.
В Бурятии запланировано ввести в эксплуатацию не менее 15 модульных некапитальных отелей с номерным фондом около 200 мест. Большинство желающих возводить модульные гостиницы – на побережье Байкала.
На Камчатке в этом году появится модульная гостиница более чем на 60 номеров. Туроператор, который работает в сфере экстремального туризма, сможет нарастить свои номерные мощности.
Ростуризм должен заключить соглашения о предоставлении бюджетам регионов субсидий, а доклад об использовании этих средств представить в правительство до 15 февраля 2023 года.
Российские банки резко повысили размер первоначального взноса по ипотеке, при этом льготная ипотека на новостройки отменена. Все это сказалось на строительном рынке, в том числе на Дальнем Востоке. О том, что ждет отрасль в новых экономических реалиях, как будут вести себя застройщики и что будет с ценами на жилье, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.
– Сейчас девелоперы проходят период адаптации к новым экономическим условиям. Я говорю об отмене льготной ипотеки на новостройки, повышении размера первоначального взноса по всем действующим программам, в целом более высоким требованиям банков к заемщикам. Это приводит к снижению емкости рынка, к которой мы привыкли за последние годы, делает потенциального покупателя более щепетильным при выборе жилого комплекса для покупки квартиры. Процесс принятия решения и выхода на сделку стал дольше.
В целом, все девелоперы сейчас фиксируют некоторое замедление темпов продаж. В будущем это приведет к тому, что застройщики будут вынуждены очень внимательно оценить портфель проектов, планируемых к запуску, чтобы сбалансировать прогнозируемые темпы продаж и скорость строительства.
Относиться к этому можно по-разному. Многолетний опыт доказывает, что такие кризисные ситуации позволяют бизнесу мобилизоваться, избавиться от ненужного и выйти на новый уровень – эволюционировать. Я считаю, в девелопменте эта эволюция приведет к тому, что на рынке появится больше привлекательного продукта, подходящего под актуальные потребности самых разных клиентов. Все мы понимаем, что многое сейчас в строительной сфере зависит от покупательской способности.
Обязательно нужно учитывать, как разогналась отрасль за последние годы. Прямо сейчас в Приморье ведется строительство более трех млн кв. метров жилья. Это рекордные для региона показатели, которые говорят о том, что на рынке развернется серьезная и бескомпромиссная борьба за каждого клиента. Причем, потенциальному покупателю уже недостаточно просто добротно построенного ЖК в удобной локации – такой выбор у приморцев сейчас действительно есть. Новый запрос заключается в том, что клиент хочет видеть разнообразную, сбалансированную, эстетичную городскую среду за порогом своего подъезда, причем в масштабе целого района. Поэтому наиболее привлекательными станут проекты, где, помимо жилья, создают новую инфраструктуру со школами, садами, магазинами, местами для прогулок и отдыха, занятий спортом и т.д. Рынок на этот запрос начинает реагировать. Если некоторое время назад мы были чуть ли не единственным девелопером, который в своих проектах – поселок «Новый Де-Фриз», ЖК «Формат», а теперь и в DNS Сити – сразу предусматривал создание всей этой инфраструктуры, то сейчас принципы комплексного подхода к развитию территории действительно становится трендом в нашем регионе. Уже анонсирована подготовка к запуску таких комплексных проектов во Владивостоке, и все участники отрасли будут следить за их реализацией. По нашему опыту «первопроходцев» могу сказать, что это не простой, но, на мой взгляд, самый верный путь развития жилищного строительства.
Если говорить о параметрах девелоперского продукта, то следующий год будет посвящен поиску баланса. Все это время мы наблюдали настоящую «гонку вооружений» с точки зрения наполнения различными опциями жилых комплексов. Девелоперы стремились перещеголять конкурентов: зарядки для телефона в лавочках на улице, сады на кровле, фонтаны во дворе и многое другое. Интересно, что на Дальнем Востоке этот тренд начался несколько позднее по сравнению с центральной Россией. Повлияло то, что в регион зашли федеральные девелоперы, которые привнесли свои стандарты качества и новые форматы. Одновременно с этим произошел запуск интересных проектов региональных застройщиков. В комплексе все это положительно сказалось на качестве и параметрах ЖК, которые сейчас представлены на рынке: если еще три-четыре года назад клиента можно было удивить закрытыми дворами без машин и современными детскими и спортивными площадками, то теперь это база.
Однако в новых экономических условиях разнообразные «фишки» все же придется пересмотреть. С одной стороны необычные атрибуты делают ЖК ярким и привлекательным, но с другой – более дорогим. Подобные продуктовые решения девелоперы будут пропускать через сито реальных потребностей и ценностей покупателя. Останется и даже улучшится то, что по-настоящему важно, а от избыточных элементов будут избавляться.
Если рассуждать о том, что ждет отрасль в целом, то, очевидно, что девелоперам придется научиться зарабатывать не только по привычной относительно простой схеме «построил – продал», а искать другие способы взаимодействия с потребителями: предлагать клиентам рассрочку, лизинг, аренду. Другими словами, необходимо будет «включать голову», креативить еще больше и еще качественнее.
Если говорить про Дальневосточный федеральный округ, то здесь строительная отрасль находится в более выгодных условиях благодаря «дальневосточной ипотеке», за счет чего сильных изменений или потрясений удается избежать. Для понимания значимости этого инструмента для местного рынка приведу статистику: в наших проектах ЖК «Формат» и DNS Сити – 60% сделок проходят по программе ДВ-ипотеки.
В будущем на Дальнем Востоке и в Приморском крае, в частности, будут выигрывать в конкуренции девелоперы с ликвидными продуктами, подходящими под условия льготной ипотеки, но предлагающие достойный продуманный продукт. При этом одним из ключевых факторов успеха на рынке станет наличие разнообразной квартирографии, удовлетворяющей потребностям всех категорий покупателей. К примеру, в своих проектах – «Формат» и «DNS Сити» – мы обеспечили широкий ассортимент квартир – от 23 до 104 кв. метров, и все варианты отделки: черновую, предчистовую, квартиры с готовым ремонтом. Плюс в «DNS Сити» вывели на рынок двухуровневые квартиры с потолками пять метров и большими витражными окнами.
Если говорить о стоимости жилья, то серьезных скачков, думаю, не будет. Да, отдельные застройщики будут предлагать скидки, но долго это не продлится, поскольку работать себе в убыток никто не будет. Соответственно рынок вернется к борьбе за клиента на поле качества продукта.
Группа экспертов из разных сфер туристической отрасли проехала по БАМовским локациям на поезде, участвуя по пути в мероприятиях форум-штаба «БАМ туристический». Круглые столы, обсуждения и встречи прошли в Братске, Усть-Куте, Северобайкальске, Новой Чаре, Тынде. Своими впечатлениями от поездки и предложениями по развитию туризма на БАМе с EastRussia поделилась Ирина Булыгина, заместитель председателя-начальник отдела маркетинга и продвижения комитета по туризму Мурманской области.
Прежде всего, я хочу отметить, что «БАМ туристический» — это очень важный и одновременно сложный турмаршрут, потому что он объединяет сразу шесть регионов, которые различаются по своим ресурсам, логистике, готовности принятия турпотоков, поэтому предстоит большая работа по разработке концепции, содержательному наполнению и коллаборации регионов-участников в процессе создания целостного турпродукта.
Очень важно, чтобы все участники проекта были заинтересованы в его реализации и обладали определенными компетенциями, поэтому важно оказывать муниципалитетам консультационную поддержку, делать перекрестные презентации туроператоров регионов-участников, ездить друг к другу с целью обмена опытом.
Бамовский маршрут имеет ряд существенных преимуществ:
1. Поскольку объединяющей темой маршрута является легендарная Байкало-Амурская магистраль, то в турпродукте можно совместить две самые дорогостоящие услуги: проживание и перевозку. Это позволяет туристу за сравнительно небольшой временной промежуток увидеть большое количество территорий и их достопримечательностей. Регионам же, в свою очередь, это даст возможность на какое-то время сгладить нехватку отелей и предприятий питания на маршруте.
2. Второе преимущество маршрута состоит в том, что он, по сути, представляет собой конструктор впечатлений и его возможно комбинировать в разных вариациях: можно начать из Братска, а можно – из Благовещенска, можно пройти часть, а можно - полностью. Ещё один плюс конструктора — разнообразие природных и культурно-исторических ресурсов, ландшафтов, промышленных предприятий и регионального колорита.
3. А еще я предлагаю всем участвующим в разработке и реализации маршрутов стать основоположниками романтического туризма. Сюда, на стройку века, приезжали настоящие романтики по комсомольской путевке. Можно и сейчас привлекать сюда романтиков и мечтателей по БАМовской путевке и предлагать им какой-то интересный общественно-полезный труд на благо развития маршрута и включенных в его реализацию регионов. Это может быть и помощь в создании рекламы БАМа туристического, и экологическое волонтерство, и творческая деятельность. Сто лет тому назад был прекрасный опыт, когда на север, в труднодоступные регионы, люди приезжали для того, чтобы принести какую-то пользу этому региону. У них были специальные туристские книжки, в которых отмечалось, что они посетили и что полезного сделали для местного населения. Каждый делал, что умел: могли чему-то научить — учили, умели электричество провести делали — ремонтировали проводку, в благоустройстве помогали. БАМ туристический — это прекрасная возможность предложить туристам больше, чем путешествие, наполнить его смыслом созидания и сибирской романтики.
Резюмируя, хочу подчеркнуть, что плюсов у проекта «БАМ туристический» много, минусов я не вижу, вижу только точки роста. И я убеждена этот маршрут достоин того, чтобы пополнить список национальных маршрутов, потому что он включает сразу несколько регионов, в которых туристы узнают о настоящих трудовых подвигах нашего старшего поколения, а ведь это имеет ещё и огромную воспитательную ценность. Желаю успехов в реализации этого принципиально нового туристского маршрута.
«…За последние десятилетия в континентальном Китае появилось несколько элитных вузов, которые стремятся стать исследовательскими университетами мирового класса. В качестве примера можно назвать открывшийся в 2011 году Южный научно-технологический университет (SUSTech), основанный в 2013 году Шанхайский технический университет и Вестлейкский институт перспективных исследований (WIAS), открытый в 2016 году.
Эти три элитных вуза были созданы практически без вмешательства центрального правительства и в отсутствие финансирования из центрального бюджета, что принципиально отличает их от остальных китайских университетов.
Можно выделить три основных сходства с точки зрения стратегии их развития. Во-первых, все они хотят стать небольшими исследовательскими университетами мирового класса и специализироваться в области естественных наук и инженерного дела. Во-вторых, все они развиваются по модели американских исследовательских университетов […]. Однако, в отличие от американских частных исследовательских университетов, новые китайские университеты испытывают большее влияние со стороны местного правительства. В-третьих, все три новых вуза используют альтернативные модели обучения и управления. Однако диапазон возможностей, которыми обладают SUSTech и Шанхайский технический университет, ограничен тем, что они получают государственное финансирование, и в последние пять лет SUSTech приблизился к остальным китайским университетам в вопросах правил приема абитуриентов…».
«Внедрение экспериментальных моделей управления в университетах является не просто эффективной практикой, а необходимостью в современном мире. Когда вузы функционируют с большей гибкостью и не полностью зависят от общенациональной системы образования, они способны быстрее адаптироваться к стремительно меняющимся требованиям общества и рынка труда. Ярким примером служит "китайская модель", где культура поэтапного внедрения масштабных изменений методом проб и ошибок стала одним из ключевых факторов успеха страны. Архитектор китайских реформ Дэн Сяопин описывал этот подход метафорой: "переходить реку, нащупывая камни". Это означает, что самые смелые реформы сначала пилотируются в отдельных регионах, чтобы затем выбрать наиболее успешные практики и масштабировать их на всю страну.
Создание университетов, которые сами определяют свою стратегию развития, привлекают ресурсы и формулируют критерии для приема абитуриентов, переводит вузы в проактивную, субъектную позицию. Обычно университеты, за исключением самых передовых, являются инертными и бюрократизированными структурами. Делегирование ответственности и расширение автономии позволяют им отходить от приказного, ручного управления и стимулируют искать пути к инновациям. Такие инициативы в духе низовой демократии – еще одна важная составляющая "китайской модели" развития. Мы привыкли считать китайскую систему управления жесткой и абсолютно вертикально ориентированной, но это является верным лишь отчасти. Жесткость в одних вопросах гармонично сочетается с гибкостью в других: в допустимых рамках поощряется конкуренция и инициатива "снизу", что высвобождает продуктивные силы в обществе. Таким образом, автономия и инициатива позволяют достигать стратегических целей развития, которые ставит государство.
Несмотря на то, что объективные условия в России и Китае различаются, особенно в части качества и объема рыночной среды, подобные практики уже начинают реализовываться и в нашей стране. В рамках федеральной программы "Приоритет-2030" университеты перешли в позицию, когда ресурсы не приходят "сверху" сами, а их нужно добиваться в конкурентной среде на основе ежегодных результатов развития. Это стимулирует университеты повышать эффективность и внедрять новые подходы в своей работе. Например, университеты-участники программы "Передовые инженерные школы" (ПИШ) создают экспериментальные модели, где пилотируются новые подходы для сотрудничества с реальным сектором: от управления ресурсами до образовательных практик. Дальневосточный федеральный университет является участником обеих программ. И, конечно же, о кардинальных результатах на уровне всей системы образования говорить пока рано, ведь такие проекты реализуют в долгосрочной перспективе. Однако, безусловно можно констатировать, что российские университеты сегодня меняют логику своего развития и ведут свою деятельность более осознанно, становятся субъектными.
Субъектность развивает ответственность за свои действия, а ответственность становится ключевым фактором успеха в развитии университетов. Когда вузы сами определяют свои цели, они более осознанно подходят к своему развитию и лучше реагируют на вызовы времени. Осознанные университеты способны быстрее внедрять инновации, адаптироваться к меняющимся условиям и готовить специалистов, востребованных на рынке труда. Это особенно важно в эпоху четвертой промышленной революции, когда технологии меняются с невероятной скоростью, и система образования должна успевать за этими изменениями».