Президент Ассоциации по поддержке развития глэмпингов – о главных условиях для продвижения отдыха на природе без отказа от благ цивилизации в ДФО
Глэмпинги становятся все более популярным видом отдыха на Дальнем Востоке. Модульные домики с видом на горную реку, море или горы притягивают и местных жителей, и гостей из других регионов страны. О развитии этого направления и его главных проблемах рассказала президент Ассоциации по поддержке развития глэмпингов Жанна Кира.
– Первоочередная проблема для развития глэмпинга на Дальнем Востоке — это создание банка территорий. Потому что если предприниматель, который планирует строить глэмпинг, ошибется с участком — это 100-процентный проигрыш. Должны быть выявлены территории, на которых можно организовывать глэмпинг, а правительство должно помочь в части организации сети снабжения и коммуникаций, особенно электричества. Также должны быть территории с возможностью организации сезонных и круглогодичных глэмпингов. Ведь это разные лоты по инвестициям: если сезонный глэмпинг можно открыть, например, за 20-25 млн рублей, то круглогодичный – минимум за 150 млн.
Банк территорий должны создавать местные отделения по туризму. Инвесторам должны предлагать лоты с условиями, что это не просто земля, а участок, к которому за указанную сумму можно протянуть электричество, организовать охранные зоны. Например, в Татарстане сделали банк территорий в виде электронной платформы. Можно зайти и посмотреть, в какие территории и на каких условиях можно инвестировать.
Конечно же, нужно помогать предпринимателям. Есть потрясающий опыт опять же в Татарстане, где дирекция по развитию природных территорий помогает предпринимателям в части перевода земель в нужное назначение, к примеру, из сельхозземель в рекреацию, в части сопровождения в госорганы, в организации МСП. Я в нескольких регионах, как предприниматель, делала проекты для глэмпингов. Часть средств на проекты выделяет государство, а предприниматель оплачивает только разработку финансового плана, маркетинговую стратегию.
Ну и, конечно, для развития глэмпингов нужна помощь в выделении грантов. До 2028 года есть федеральные гранты для предпринимателей, Дальний Восток должен обязательно забрать часть этих средств.
Еще одна помощь для уже существующих проектов – это налаживание трафика, маркетинговая стратегия. К примеру, в Московской области год назад везде висели баннеры с рекламой глэмпинга. Это ротация. По этому примеру можно установить стенд в аэропорту и показывать глэмпинги, расположенные на территории Сахалина, Камчатки, Курильских островов. И это также помощь, еще один кейс для поддержки глэмпингов и предпринимателей. Большая часть туристов, приезжающая на Дальний Восток — из Москвы и Петербурга. Поэтому и рекламу дальневосточных территорий нужно делать именно в городах, откуда идет основной поток туристов.
Сейчас развитие глэмпинга стало катализатором развития модульного производства. У нас есть несколько фабрик, которые делают модульные домики, но их немного, они не удовлетворяют спрос. Если кто-то организует на Сахалине или во Владивостоке производство модулей для глэмпинга, то будет прекрасно, ведь это не только формат B2B – для отелей, но и может быть и B2C, в том числе. Конечно, сложно привозить стройматериалы, но если их производство будет налажено на месте, то будет замечательно, потому что эти домики необходимо постоянно обслуживать – в выигрыше будут все.
«ВИГВАМЫ» У ОКЕАНА
Посмотрите налево – здесь катит волны открытый Тихий океан. Взгляните направо – перед вами «фотообои» с вулканами Корякский, Авачинский и Козельский. Компания «Камчатка-Глэмпинг» (GlampStory) второе лето ставит шатры на вулканическом песке Халактырского пляжа. В глэмпинг Вячеслава и Алису Баташовых привел спортивный туризм: однажды им надоело спать в отсыревших спальниках, умываться в ручье и готовить на костре. В 2017 супруги стали туроператорами, взяли кредит через Камчатский государственный Фонд поддержки предпринимательства, вложили около трех млн рублей. Агентство по туризму Камчатского края помогло оформить разрешение на некапитальное строительство в 1,5 км от местного визит-центра.
Фото: GlampStory
«Первые шатры я заказывал в Пекине. Это брезент с влагостойкой пропиткой, мембранный, дышащий. Тент из плотного хлопка, — рассказывает директор ООО «Камчатка-Глэмпинг» Вячеслав Баташов. — Шесть шатров на 10 м2 каждый стоят на деревянных настилах. Пока мы может принять максимум 18 человек. Из внутреннего убранства — по две кровати с матрасами и качественным постельным бельем, столики и тумбы. Вопрос с электричеством еще решается, пока освещаем гирляндами и фонариками на тропинках. "Питаемся" от генератора, тут на Халактырском пляже у всех автономка, ЛЭП нет. А в будущем году купим солнечные панели».
Снять шатер на сутки можно за шесть-восемь тыс., в эту сумму входит завтрак. За отдельную плату можно получить полный пансион. Магазинов и асфальтовых дорог на Халактырском пляже нет, автобусы сюда не ходят. Можно доехать на своем авто, или на общественном транспорте — сначала до села Долиновка, и оттуда около пяти км пешком.
Фото: GlampStory (Камчатский край)
«У нас есть отдельная кухня с газовой печкой и штатный повар, есть вода, раковины. Гостей кормим в большом шатре столовой. На завтрак подаем, например, яичницу с гребешком, красиво сервируем. Также готовим камчатское меню: уху, стейки из лосося, тельное, шурпу, салат из папоротника, чаи местные из иван-чая и шиповника. Посуда стеклянная или керамическая, никакого пластика. Еще один шатер мы отвели под лаундж, там есть дровяной камин, диванчики. В лагере также есть душевая с горячей водой. Биотуалеты — в отдельном шатре. Также мы построили сарай, потому что я не люблю металлические контейнеры, которые понаставили по всему пляжу. Это колхоз.У нас будут шлагбаум и красивый заборчик», — делится планами Вячеслав Баташов.
У океана свежо даже в разгар лета, в жару вода прогревается лишь до 15 градусов. Но организаторы глэмпинга нашли выход.
«Наша фишка — банный чан!», — говорит директор GlampStory. — Это емкость на две тыс. литров с печкой под ней, с костром, вода забирается прямо из океана, греется до температуры 40 градусов, и в нем могут отдыхать до пяти человек».
Фото: GlampStory (Камчатский край)
Шатры GlampStory отапливает газовыми керамическими обогревателями.
«Мы обкладываем обогреватели кирпичами, а сверху кладем металлическую сетку, чтобы ничего не упало, под нее ставим жаропрочный щит. Баллон стоит снаружи, а печка внутри. Пробовали другие варианты, но из-за влажности и песка обогреватели выходили из строя. Рядом мы планируем поставить маленькие огнетушители. Расстояние между шатрами — восемь метров», — добавляет Вячеслав Баташов.
GlampStory предлагает также конные прогулки, экскурсии по Камчатке, сапы и серфинг. Но туристические услуги пока не востребованы: большинство клиентов — местные. Также гостей в шатрах селят другие турфирмы со своей программой.
В этом сезоне шатры у океана принимали гостей до середины сентября. В следующем пляжный кемпинг-бутик откроется в начале лета. Отель-палатки на Халактырском пляже есть и у компании Кam.Trend_Relax. Сон, напоенный терпким ветром и шумом Тихого океана, и звездное небо без городской иллюминации обходятся гостям в пять-шесть тыс. рублей за двух- и четырехместные шатры. «Номера» обогреваются дровяными печами, освещаются фонариками. Из дополнительных услуг — кедровая баня-бочка с парной, откуда можно нырнуть в прохладные волны Тихого, что буквально в полусотне метров, и романтический ужин по-камчатски в «пузыре» — прозрачном шаре со свечами и негромкой музыкой.
Шатры и геокупола на Камчатке можно встретить и у фирм Quiksilver, Snowave, но их сервис больше «заточен» под серфинг.
Фото: GlampStory (Камчатский край)
ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
С тихоокеанских просторов – в таежные дебри. Glamping Park-Hotel открылся летом 2019-го в национальном парке Анюйский. Добраться туда можно из Хабаровска (350 км) или Комсомольска-на-Амуре (300 км) на автомобиле. К гламурному кемпингу главу компании «Заповедные места» привела горная рыбалка с ночевками в палатках, в старых кордонах и землянках, где можно укрыться от непогоды. В один из промозглых вечеров Дмитрий Ильин и сотоварищи задумались о комфортном туризме.
«Мы обратились в объединенную дирекцию государственных природных заповедников и национальных парков "Заповедное Приамурье", получили "добро", зарегистрировали юрлицо, вошли в реестр туроператоров и заключили договор с нацпарком «"Анюйский", — вспоминает глава компании «Заповедные места» Дмитрий Ильин. — Искали легковозводимые некапитальные конструкции, и нашли завод по изготовлению геокуполов. В их основе — металлический каркас, обтягивает ткань ПВХ. Остановили выбор на французском материале ПВХ: это белоснежная водо- и грязеотталкивающая ткань, пожаробезопасная, она не выцветает, а ее мембранный слой позволяет материалу дышать. Общие вложения в проект составили пять млн рублей».
Пять футуристичных геокуполов размером с однокомнатную квартиру (28 м2) предприниматели собрали на берегу Анюя. Рядом лес, но берег хорошо продувается, потому редкий комар долетит до середины лагеря. А если и преуспеет, то угодит в углекислотную ловушку от насекомых. В некотором смысле, в изоляции оказываются и гости: в глэмпинг-парке нет ни телефонной связи, ни интернета.
«Поначалу мы страдали по этому поводу, а потом поняли, что это — преимущество, — уверен Дмитрий Ильин. —Гости рады, что на время оказываются оторваны от мира. В десяти км от глэмпинга есть сотовые вышки одного мобильного оператора, но для звонка к ним нужно подъехать. Свет в лагере есть, пока "питаемся" от дизель-генератора, в будущем году планируем солнечные батареи. Расстояние между геокуполами — шесть метров, гости не мешают друг другу».
В каждой полусфере стоят по три кровати с подушками, матрасами и постельным бельем, два кресла, журнальный столик, полки, вешалки, коврики и т.д. Есть душ и бочка-баня на дровах, а крепкие духом могут искупаться в прозрачной горной реке. Отдых не бюджетный, но многих путешественников уже не заманишь обратно в брезентовую палатку.
Фото: Glamping Park-Hotel (Хабаровский край). Алексей Суворов
«Мы берем 6,5 тыс. рублей в сутки при одноместном размещении, восемь тыс. рублей — при двухместном. В эту сумму входит трехразовое питание. У нас свой повар, авторская кухня. Можно ставить дополнительное спальное место в виде удобной евро-раскладушки, — рассказывает Дмитрий Ильин. — Из активностей мы организуем 4-часовую прогулку на моторной лодке по Анюю с пикником. Еще у нас есть рыболовные приключения, сдаем в аренду снаряжение, отдельная плата идет за рекреационный лов в нацпарке. Рыбалка хоть и спортивная — поймал-отпустил — но приготовить дары реки ,сделать уху, пожарить рыбку на косе — у нас разрешено. Также есть экскурсия на скалы Надге. На моторке идем по реке к началу восхождения. Там отдыхаем, фотографируемся, наслаждаемся видами на Анюй с высоты птичьего полета».
Фото: Glamping Park-Hotel (Хабаровский край). Алексей Суворов
Glamping Park-Hotel приобрел купола в «утепленной» комплектации с прицелом на холодный сезон, потому, скорее всего, парк будет работать на Анюе круглый год. Уже есть запрос на новогодние каникулы. С глэмпингом гости смогут дополнить экзотику дикой природы домашним уютом, без столпотворения в магазинах, грохота салютов и «голубых огоньков» по телевизору.
ГЛЭМПИНГ У ЛЕНЫ И ДРУГИЕ
Якутия не отстает от общедальневосточного тренда: на берегу реки Лены тоже появился кемпинг повышенной комфортности. Глэмпинг-парк «Берег легенд» можно найти в 1,5 часах езды от Якутска (106 км), неподалеку от села Булгунняхтах Хангаласского улуса. Шесть тканевых сафари-тентов на деревянном каркасе приняли первых гостей в июле 2019-го. В шатрах традиционный для отдыха в таком стиле текстиль, красивая стеклянная посуда. Готовят туристы пока сами — на газовых плитах и мангале. В следующем сезоне, когда сюда протянут электричество, их заботы возьмет на себя повар. В лагере работают теплый душ и туалет. Для защиты от злых якутских комаров на каждом шатре есть сетка.
Фото: "Берег легенд", республика Саха (Якутия)
«Мы вложили в проект три млн рублей, — рассказывает директор глэмпинг-парка «Берег легенд», индивидуальный предприниматель Мария Борисова. — Место уникально: здесь шикарная рыбалка, напротив течет горная речка Буотама, рядом песчаные дюны Тукуланы. Кроме того, за дополнительную плату мы организуем экскурсию к легендарным Ленским столбам. Зимой здесь можно насладиться подледным ловом. Кроме того, наш парк — площадка для выездных мероприятий, таких как знаменитый якутский фестиваль «Полевая кухня».
В марте 2019-го о создании всероссийской сети глэмпингов заявил крупнейший оператор в сфере активного туризма — компания Russia Discovery. В предварительном списке есть Чукотка и Сахалин. Шатры на острове Сахалин в рамках горнолыжного курорта «Горный воздух» собирается поставить и компания «Топ Глэмпинг». В Приморском крае люксовые шатры с видом на море и частным пляжем компании Surf Vamp Swell уже открыты на острове Русском. В этом же направлении работает «Lamp camp» вблизи Рисовой Пади (Хасанский район Приморского края). Колышки к этой теме подбивают бизнесмены практически всех дальневосточных субъектов. Эксперты прогнозируют нише взрывной рост, с постепенным «подтягиванием» российских глэмпингов к международным стандартам и традиционной философии глэмпинга. Сфера привлекает туристов достойным сервисом, инвесторов — быстрыми развертыванием и окупаемостью, и упрощенной процедурой оформления бумаг на уголки нетронутой, в том числе, инфраструктурой, природы.
Фото: "Lamp camp" (Приморский край). Елена Вертянкина
Из истории.
Глэмпинг (англ. glamour + camping, кемпинг с уровнем отеля) начали активно внедрять в Великобритании в 2005 году, а три года назад понятие закрепилось в Оксфордском словаре. Хотя у самых первых глэмпингов — королевский бэкграунд. Палаточные городки повышенной комфортности с мебелью, ванными и поварами возводили для высокопоставленных особ — царей и императоров, когда те отправлялись в путешествия или завоевательные походы. Первый глэмпинг приписывают королю Шотландии Джеймсу Пятому (XVI век). А самые дорогие шатры — с изысканной кухней, роскошной отделкой и винными фонтанами — ставили на правительственном «саммите» во Франции в 1520 году. Шатры азиатских армий тоже имели мало общего с обычной туристической аскезой. В прошлом временные палаточные поселения несли и градообразующий потенциал, сейчас же они, наоборот, стали одним из способов сбежать из больших городов, - хотя бы на время.
Среднестатистический россиянин уверен, что Арктика – это всегда серо и холодно, работать там толком негде, отдыхать – тем более и добраться туда практически нереально. Да, есть белые медведи и северное сияние… но в целом овчинка выделки не стоит. Впрочем, мифы и стереотипы о пятой части территории Российской Федерации постепенно отступают стараниями органов власти, туроператоров и энтузиастов региона. Медленно, но верно образ российской Арктики начинает обретать новые черты в сознании россиян. Приключение, дух первопроходцев-открывателей, преодоления себя и сурового пространства и экзотика – таков стремительно развивающийся бренд Арктики, которая становится доступнее по мере активного развития главного морского транспортного коридора Арктики – Северного морского пути.
Чукотка как яркий самобытный представитель российской Арктики может предложить туристу необыкновенное природное великолепие, но в части индустрии гостеприимства регион находится в процессе становления. Есть уже и гостиницы и глэмпинги, рестораны, строятся горнолыжные курорты, однако их пока недостаточно для массового туриста. Причем не стоит забывать, что гости, приезжающие на Чукотку – не новички-путешественники. Дальний Восток и Арктика получает туристов, которые побывали во многих странах мира и регионах России, и которым есть, с чем сравнивать. Провести свой первый отпуск на Крайнем Севере решаются не многие.
Врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов отмечает, что такой туризм сопряжен с логистическими и инфраструктурными сложностями, однако свою весомую лепту вносит и суровый климат, и непредсказуемая погода.
«Едущий сюда человек имеет определенную авантюрную жилку – иначе он поехал бы в более комфортную территорию. Сюда человек едет за приключениями. И природа ему их предоставляет. Люди едут и для того, чтобы прикоснуться к другому образу жизни, к другой ментальности. Нам важно, чтобы впечатления от великолепной природы не испортили инфраструктурные моменты. Чукотка отличается от других регионов и именно такие отличия люди хотят видеть, а наша задача – это показывать», – считает глава округа.
Владислав Кузнецов также предложил создать региональный бренд на основе переменчивой погоды – разработать альтернативные маршруты для туристов, которые из-за нелетной погоды или шторма не смогли попасть в те локации, которые планировали. Компенсировать неудобства от непогоды, предлагая не менее интересные направления.
В Якутии, например, туристов привлекают турами по наблюдению за северным сиянием, рыбалкой и охотой, активными экстрим-турами, программами по местам кочевья коренных народов, круизами на теплоходе до самого северного порта России – поселка Тикси и не только.
В Мурманской области туристы тоже могут понаблюдать за северным сиянием, за китами, заняться фридайвинг, или посетить различные событийные мероприятия, гастротуры с локальным колоритом и многое другое.
Замначальника комитета по туризму Мурманской области Марина Кошелева отметила, что из существующих 121 проекта, развивающегося в Арктике, 74 проекта приходятся на Мурманскую область, причем 90% – в сфере туризма.
«Арктика – сейчас это экзотика, она везде звучит. Люди хотят ехать, растут инвестиции. Каждый имеет право на отдых. И наша задача реализовать право граждан отдыхать на Севере!», – добавила она.
Все арктические территории по-своему уникальны, но, безусловно, имеют ряд различий. Объединяют их идентичные проблемы – главной точкой преткновения является инфраструктура, вернее сложности в ее возведении. Непростая логистика удорожает стройматериалы, к тому же и строительный сезон очень короткий – 2-3 месяца.
Замглавы Минвостокразвития Павел Волков напомнил, что вся территория АЗРФ является преференциальным режимом.
«Арктика требует особого подхода к регулированию, особенно это важно для эффективного привлечения инвесторов и компаний, которые смогли бы создать условия для продвижения туристической отрасли. В Арктике сегодня действуют преференции, которые позволяют реализовать свой проект с наименьшими рисками. Программа "Арктический гектар" также используется в целях туризма. Турист должен быть готов к форс-мажору, и принимающая сторона должна быть готова чем-то его занять. То, что мы видим, нужно пропагандировать и показывать. Вместе с этим необходимо работать над качеством предоставления туристических услуг», – добавил он.
Участники мероприятия пришли к выводу, что необходимо активнее обмениваться практиками регионов, отдельно отметив возможности круизного туризма и активного использования малой авиации. Общее мнение: у туризма в Арктике – большое будущее.
Приморье – популярное среди дальневосточников курортное направление. Влекомые морским бризом и свежими морепродуктами едут сюда и жители других регионов РФ. Почти все гостиницы, апартаменты и хостелы забронированы в Приморье до конца сентября. Прирост загрузки средств размещения уже в мае 2022 составил 80-90% к маю прошлого года. Модульные отели могут стать спасением для желающих посетить Владивосток и окрестности в высокий сезон.
Гостиницы модульного формата предполагают наличие комфортных утепленных комнат, полного комплекта коммуникаций: от водопровода до интернета, можно выбрать любую отделку и дизайн помещений. Скорость возведения такой гостиницы – один-два месяца. Конструкция разборная, и при желании ее можно легко переместить или изменить конфигурацию. Существуют отдельные готовые модули и модульные детали.
Весомым преимуществом при возведении таких строений является то, что собственнику не нужно получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию (что занимает немало времени) – за все отвечает завод-изготовитель, равно как и за соответствие своей продукции СанПиНам и требованиям пожарной безопасности.
Как рассказал EastRussia глава агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский, по соглашению с Ростуризмом до конца года в регионе должно появиться 14 модульных отелей – емкостью в общей сложности в 243 номера. Определят получателей поддержки посредством конкурса.
«Субсидирование смогут получить проекты, которые подразумевают одновременную установку не менее десяти жилых модулей. Финансовая поддержка в этом случае компенсирует 50% затрат на каждый модуль, но не более 1,5 млн рублей. По итогам конкурса предприниматели получат деньги в течение полутора месяцев. Реализовать свой проект они должны до конца текущего года. Прием заявок – до 15 июля. В Приморье пока модульных отелей нет, здесь больше популярны глэмпинги. Для всего Дальнего Востока модульные отели – редкость. Надеемся, что в следующем году новые отели примут отдыхающих в высокий сезон», – рассказал он.
Арсений Крепский, руководитель агентства по туризму Приморского края
фото: Иван Дякин (Правительство Приморского края)
Заявки на участие в конкурсе на получение субсидии для возведения модульных отелей могут подавать предприниматели, зарегистрированные в Приморье. Модульная гостиница – конструкция круглогодичная. Как правило, бизнес стремится разместить гостиницы в пляжных местах в Хасанском, Лазовском районе, Владивостоке, Ливадии, но есть и проекты в Михайловском и Шкотовском районах, где можно зимой заниматься лыжным спортом.
Поставщика модульных панелей предприниматель может выбрать сам, также, как и конкретное место для его размещения. Главное – иметь земельный участок и разрешение на установку капитальных нестационарных объектов, и соответственно, на работу предприятий, предоставляющих услуги размещения. Можно строить базу отдыха с нуля, а можно обновить номерной фонд на уже имеющейся базе.
«За счет того, что модули круглогодичные – бизнес может начать получать прибыль практически сразу. Но не стоит забывать, что нужна инфраструктура. Мы говорим о модульном отеле – а это услуги размещения, предполагающие наличие пункта общественного питания, административного корпуса с ресепшеном, парковки, детской и спортивной площадки, – это бизнес должен создавать за свой счет. Гостям должно быть комфортно: санузел, условия для душа, обязателен кондиционер и оборудованная кухонная зона, мебель. Уровень комфорта мы закладывали на три звезды», – уточняет Арсений Крепский.
Он добавил, что за повышение уровня комфорта агентство при определении получателей субсидий дает дополнительные баллы – победит та заявка, условия которой предполагают максимум удобств для потребителя. Будет проверяться и эффективность работы: построившие модульную гостиницу предприниматели должны будут предоставлять финансовую отчетность в определенный период.
Правила участия в конкурсе, порядок предоставления субсидии на создание модульных отелей, а также форма заявки и перечень необходимых документов размещены на сайте правительства Приморья. Предпринимателям-отельерам потребуются сопроводительное и гарантийное письмо, характеристика проекта, бизнес план со сметой. Стоит отметить, что требования смягчены – допускается наличие налоговой задолженности у предприятия.
Правительство России в апреле выделило из резервного фонда четыре млрд рублей на быстровозводимые отели в 19 российских регионах. Отдыхающие получат 2,5 тыс. номеров.
Больше всего средств направили в Краснодарский край — 500 млн рублей, 450 млн рублей — в Крым и Севастополь, 350 млн рублей – для Тверской области. Приморье и Бурятия получили по 300 млн рублей. Третий дальневосточный получатель – Камчатка – получила на эти цели 100 млн рублей. Деньги поступили также на Алтай, в Дагестан, Карелию, Северную Осетию, Калмыкию, Татарстан, Удмуртию, Иркутскую, Мурманскую, Тульскую, Ярославскую и Кемеровскую области.
В Бурятии запланировано ввести в эксплуатацию не менее 15 модульных некапитальных отелей с номерным фондом около 200 мест. Большинство желающих возводить модульные гостиницы – на побережье Байкала.
На Камчатке в этом году появится модульная гостиница более чем на 60 номеров. Туроператор, который работает в сфере экстремального туризма, сможет нарастить свои номерные мощности.
Ростуризм должен заключить соглашения о предоставлении бюджетам регионов субсидий, а доклад об использовании этих средств представить в правительство до 15 февраля 2023 года.
Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии», рассказал EastRussia о текущей ситуации с транзитными перевозками через Дальний Восток, их дальнейших перспективах и развитии региона как большого логистического центра.
Одним из ключевых методов транспортировки товаров через Дальневосточный федеральный округ – как на импорт, так и на экспорт – остаются контейнерные перевозки. При этом высокое разнообразие транспортируемых грузов и их структура стабильны на протяжении последних лет.
Основу экспортируемых в страны Азиатско-Тихоокеанского региона товаров составляют нефть, газ, древесина и рыбные продукты. А значительная доля импорта приходится на транспортные средства и комплектующие из соседних стран – Китая, Южной Кореи, Японии (праворульные автомобили из последней особенно популярны у населения региона).
В целом высокий уровень автомобилизации, вызванный соседством с ключевыми производителями и экспортерами транспортных средств и автозапчастей, поддерживает в ДФО стабильный спрос на комплектующие для ремонта и обслуживания машин. В результате автозапчасти остаются одной из самых доставляемых через Дальний Восток категорий грузов – как на вход, так и на выход в другие регионы России.
Значительная доля товаров, поступающих в ДФО из-за рубежа, едет в Москву, Новосибирск и Екатеринбург. Около 22% из них составляют комплектующие для промышленного оборудования и автозапчасти.
ДФО стратегически важен для всей России, поскольку находится в непосредственной близости к ключевым азиатским рынкам – Китаю, Японии и Южной Корее. По нашим данным, в 2024 году наблюдалось повышение спроса на транспортировки грузов с Дальнего Востока в центральные регионы РФ – на 18% год к году. При этом, несмотря на стабильный товарооборот с этими странами и большой транзитный потенциал региона, есть и препятствия на пути к увеличению объемов международной торговли через него.
В частности, устаревание логистической инфраструктуры негативно влияет на пропускную способность ДФО и препятствует полноценной поддержке современных судов. Перегруженность многих пограничных переходов также снижает эффективность транзита. А большинство складов в регионе представлены старым советским фондом, и это существенно ограничивает их функциональность.
Чтобы в полной мере реализовать транзитный потенциал Дальнего Востока и обеспечить эффективную и бесперебойную транспортировку грузов через него, необходим комплексный подход к модернизации всех элементов транспортной инфраструктуры региона, включая порты, автомобильные и железные дороги. Также заметно повысить скорость и эффективность транспортировки и увеличить экономическую активность в регионе поможет создание современных логистических хабов.
Один из вариантов реализации этих задач – привлечение предпринимателей к инвестициям в проекты на Дальнем Востоке при помощи государства, создание для них благоприятных условий и потенциальных выгод, к примеру, налоговых льгот, субсидий и долгосрочных контрактов.
Максим Кузёма, председатель комитета по транспорту общественной организации «Деловая Россия», председатель комитета по транспорту межрегионального отделения «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО, председатель ассоциации национальных грузоперевозчиков и заместитель председателя общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, собственник «Первой Контейнерной Компании» поделился с EastRussia опасениями по поводу нововведений в сфере международных автоперевозок.
С 1 марта 2025 года вступит в силу постановление нашего правительства, которое разрешит водителям из сопредельных государств находиться на территории России до 7 дней. Это решение может привести к серьезным дисбалансам на рынке международных автоперевозок, особенно в контексте российско-китайских транспортных отношений. Уже сегодня складывается неблагоприятная тенденция: для въезда российского водителя в Китай требуется сложная процедура, включающая аккредитацию через АСМАП, получение визы и специального разрешения от китайской стороны. Однако китайская сторона выдает крайне ограниченное количество таких разрешений, что фактически блокирует доступ российских перевозчиков на китайский рынок. В то же время китайским водителям предоставляются упрощенные условия для въезда в Россию, включая возможность находиться на территории страны до 7 дней.
Китайские перевозчики уже активно рекламируют свои услуги по доставке грузов из Китая в Москву, Екатеринбург и другие регионы России. Их тарифы значительно ниже: если российская фура берет за перевозку 140–170 тысяч рублей, то китайская — всего 80–90 тысяч. Это связано с различиями в налогообложении, уровне заработной платы и государственной поддержке китайских перевозчиков. Например, китайские транспортные компании получают льготные кредиты под 2–3,5%, что делает их услуги более конкурентоспособными. У нас же другой подход: российские перевозчики вынуждены работать в более жестких условиях, что ставит их в заведомо проигрышное положение.
Разрешение китайским водителям свободно передвигаться по России в течение 7 дней создает угрозу для отечественных перевозчиков. Китайские фуры, работающие на своих номерах, не обязаны оформлять ОСАГО, не платят в систему «Платон» и часто перевозят грузы с превышением допустимой массы (30–35 тонн вместо разрешенных 20–22 тонн). Это не только разрушает дорожную инфраструктуру, но и лишает бюджет доходов, которые могли бы быть направлены на ее восстановление. Кроме того, в случае поломки или нарушения ПДД китайскими водителями возникают проблемы с коммуникацией и контролем. Российские инспекторы не могут эффективно взаимодействовать с водителями, не знающими русского языка, а камеры фиксации нарушений не распознают китайские номера. Отсутствие четких штрафных санкций за превышение сроков пребывания делает новые правила легко обходимыми.
Уже сейчас на границе очереди состоят преимущественно из китайских машин, а российские водители остаются без работы. Это приведет к сокращению доходов не только перевозчиков, но и смежных отраслей — механиков, бухгалтеров, логистов. У нас есть предложения по решению этой проблемы. Например, можно перенять опыт Беларуси, где грузы, пересекающие границу, обязаны перегружаться на местных перевозчиков. Это позволит сохранить рабочие места и увеличить доходы бюджета. Технически такая процедура занимает 2,5–3 часа и не создает значительных задержек.
Я уже направил обращения в Госдуму и Министерство транспорта с просьбой пересмотреть новые правила и ввести меры защиты для российских перевозчиков. Без оперативного вмешательства ситуация может привести к полному коллапсу отрасли. Необходимо ввести четкие штрафные санкции за нарушения со стороны иностранных перевозчиков, а также обязать их оформлять страховку и соблюдать российские нормы по нагрузке на ось.
Если не принять мер, к 2026 году российские перевозчики могут полностью потерять конкурентоспособность на рынке международных перевозок. Китайские водители, пользуясь упрощенными правилами, будут доминировать на маршрутах, ведущих вглубь России, что приведет к сокращению доходов отечественных компаний и росту социальной напряженности в отрасли. Ситуация требует немедленного вмешательства на государственном уровне, чтобы сохранить рабочие места и обеспечить справедливую конкуренцию на рынке транспортных услуг.
Недавно федеральный девелопер Unikey перенес запуск четырех проектов в Хабаровске и во Владивостоке на 2026 год. Пойти таким же путем готовы и другие компании – таких решений требует нынешнее положение на строительном рынке в ДФО. Чего ждать от застройщиков и как это скажется на стоимости квадратных метров, рассказала EastRussia управляющий партнер компании Unikey Айгуль Юсупова.
– Строительный рынок Дальнего Востока в 2025 году будет балансировать между вызовами и возможностями. Высокая ключевая ставка и инфляция продолжают давить на себестоимость строительства: дорожают материалы, рабочая сила, кредиты. Однако это не повод ожидать снижения цен. Напротив, девелоперы пересматривают планы: новые проекты запускаются только при острой необходимости — например, в рамках комплексного развития территории или при наличии уже освоенного финансирования. Это означает, что к 2026 году объем предложения на рынке снизится, а спрос, напротив, вырастет — как только ЦБ уменьшит ставку, и вклады в банках перестанут быть столь привлекательными.
Спрос на жилье в ДФО сохраняется. Льготная ипотека под 2% все еще работает, но логистика бьет по карману: доставка материалов из центра добавляет к себестоимости 15-20%. При этом цены в Якутии или на Сахалине уже входят в топ-10 по стране, а во Владивостоке средняя стоимость «квадрата» составляет 200 тыс. рублей. Однако важно учитывать, что стоимость квадратного метра значительно варьируется в зависимости от сегмента.
Получить льготную ипотеку в 2025 году стало сложнее. Если в 2023 году минимальный первоначальный взнос по дальневосточной ипотеке составлял 10%, а затем 20%, и кредиты одобряли практически каждому заемщику, то к концу 2024 года условия ужесточились. Сейчас, например, федеральные банки существенно ограничили доступ к программе: с первоначальным взносом 20% ипотеку выдает только ВТБ, а Сбербанк и Дом.рф требуют минимум 50%. Вместе с этим сокращается доля одобряемых заявок. Кроме того, застройщикам приходится самостоятельно субсидировать ставку по ипотеке, что увеличивает их затраты. Эти расходы девелоперы вынуждены закладывать в цену жилья. Все это в свою очередь сказывается на спросе на недвижимость в регионе.
Что делать застройщикам? Концентрироваться на точечных проектах, оптимизировать издержки, предлагать рассрочки и гибкие условия для покупателей. А покупателям не стоит надеяться на снижение цен: себестоимость строительства не позволяет этому случиться, а в 2026 году дефицит предложения на рынке лишь усилит рост цен.
2025 год станет периодом естественного отбора для рынка: слабые игроки уйдут, а сильные укрепят свои позиции. Однако Дальний Восток остается территорией роста: господдержка, преференции ТОР и СПВ, а также масштабные инфраструктурные проекты создают основу для развития. Да, застройщикам придется адаптироваться к новым условиям, но именно те, кто сумеет это сделать, будут определять будущее региона на ближайшие десятилетия.