Президент Федерации рестораторов и отельеров России – о перспективах и проблемах сферы гостеприимства в ДФО
Дальний Восток с каждым годом привлекает все больше туристов, строятся отели, открываются рестораны. Однако уровень сервиса остается невысоким. Об основных перспективах и проблемах сферы гостеприимства в ДФО рассказал президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан факультета гостеприимства Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Игорь Бухаров.
Дальний Восток с каждым годом привлекает все больше туристов, строятся отели, открываются рестораны. Однако уровень сервиса остается невысоким. Об основных перспективах и проблемах сферы гостеприимства в ДФО рассказал президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан факультета гостеприимства Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Игорь Бухаров.
- Дальний Восток готов встречать туристов и ресторанов здесь хватает, но только для тех, кто готов платить. Цены здесь высокие, ведь часть продуктов откуда-то везется. Хотя здесь есть очень много продуктов, на которые стоит обратить внимание, которые нужно заготавливать. При этом есть и противоречия: например, на Дальнем Востоке добывают краба, но отправляют его в Китай, а в регионах его не найти, либо цены выше московских. Нет прибрежного лова. А ведь сюда заходит и лакедр, и тунец, здесь есть, на что посмотреть и что попробовать.
Еще один вопрос – цена. Люди готовы тратить деньги на Дальнем Востоке, но проехав по всему миру, они просят, чтобы уровень затрат соответствовал услугам, которые предоставляют отели и рестораны. А это проблема. Стоимость перелета, переезда, переплытия, перехода, трансфера и так далее очень дорогая. А ведь человеку еще нужно спать, но кому-то и в палатке будет комфортно, а кому-то нужно, чтобы все было в золоте. Поэтому когда спрашивают, почему люди останавливаются в гостевом доме, значит, просто их не удовлетворяет стоимость тех услуг, которые ему дают в гостинице со звездами, которые, по сути, нарисованы.
Но более глобальная проблема — это сезонность: гигантский наплыв в летний период и отсутствие туристов в период дождей и морозов. Людям нужно четко обозначить десять причин приехать именно сюда. Обычно говорят про красивую природу и хороших людей, но они есть везде. Нужна изюминка, нужно работать и креативить.
Для туристов из западной части России Дальний Восток — это что-то восточное, азиатское, поэтому нужно развивать это направление, делать зарисовки на тему юго-восточной Азии, но не с точки зрения интерьера, а именно еды. Но если мы говорим о туристах из Азии, то для них Дальний Восток — это запад, это Европа. Поэтому нужно делать симбиоз кухонь, обращать внимание на то, что важно для людей.
Важно и взаимоотношение между регионами, чтобы приехав, например, во Владивосток, можно было спокойно улететь на Сахалин или на Камчатку. Много вопросов, но смогут ли их решить туроператоры? Я думаю, нет. Поэтому нужна какая-то политическая воля, поддержка.
Перспективы у Дальнего Востока гигантские: есть что посмотреть, есть замечательные люди, есть продукты, из которых можно делать хорошую кухню, есть от чего получать удовольствие. Вопрос только в том, как это все запустить на полную катушку.
Дальний Восток в условиях пандемии хотят сделать одним из главных туристических мест в России. Одно из направлений — экотуризм, однако оно в ДФО, не особо развито. О проблемах этого направления и особенностях развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) рассказал член общественного совета при Минвостокразвития, управляющий директор EastRussia Леонид Агафонов.
– Многие эксперты считают, что основной проблемой, препятствующей эффективному функционированию сети ООПТ, является недостаточность финансирования мероприятий по защите и развитию системы ООПТ. Так ли это?
– Да, это так, и в первую очередь эта проблема касается ООПТ регионального значения, особенно в тех субъектах Российской Федерации, которые являются дотационными. У нас десятки таких ООПТ регионального значения, в которых турпоток суммарно исчисляется миллионами человек в год. Но отсутствие финансовой возможности порой не позволяет региональным ООПТ даже посчитать этот поток, уже не говорим о том, чтобы системно улучшать инфраструктуру и бороться с нарушителями. По сути, вся охрана во многих случаях сводится к ограничению видов использования земельных участков, запрету строительства. При этом отсутствует контроль за антропогенными нагрузками, да что там туристы, есть конкретные случаи, когда прямо внутри ООПТ базируются браконьеры.
– Частный бизнес не хочет вкладываться в развитие ООПТ. Как думаете, в чем причина и чем можно привлечь частных инвесторов?
– Это не совсем так. Частный бизнес, прежде всего, считает риски, сопоставляет необходимые инвестиции с планируемым заработком. Частный бизнес рискует своими деньгами и репутацией. И когда мы смотрим на условную полянку и фантазируем, как она могла бы быть востребована среди туристов, именно частный бизнес подсчитает справедливую стоимость строительства и эксплуатации, сезонность и простои, риски и издержки, переложит это все на единицу туристического продукта и сможет понять для сам для себя: стоит или не стоит. Поэтому я прекрасно понимаю частных инвесторов, которые скептически относятся к работе в удаленных и инфраструктурно слабых ООПТ: при всей магии и привлекательности места, нельзя строить бизнес-модель исключительно на иностранных богачах, время от времени залетающих вертолетами. Но если ООПТ доступна, в ней уже имеется стабильный туристический поток, финансовая модель «летает» – бизнес готов работать, таких примеров у нас в стране множество.
Конечно же, государство может повлиять на финансовую модель, предложив некие меры поддержки, компенсировав какую-то часть расходов. Но реальная поддержка состоит не в том, чтобы разделить бремя затрат с инвестором, а в том, чтобы за счет инфраструктурных решений сделать территорию более доступной и посещаемой.
– Какую пользу для местных жителей играет экотуризм?
– В регионах, где туризм слабо развит (а таких, согласитесь, у нас большинство), именно местные жители являются основными выгодоприобретателями от новых проектов в этой сфере. Согласитесь, развитие туризма отражается в разных сферах жизни, меняет облик городов и территорий. Для местных жителей туристические объекты – это новый вид досуга. И на нашем Дальнем Востоке, и в Арктической зоне именно местный рынок во многом позволяет стартовать новым проектам в области туризма. Здесь мы говорим в первую очередь о перемещениях граждан внутри региона, а также о турах выходного дня.
По мере развития туризма, если территория становится интересной для посетителей из других регионов России и из-за рубежа, эта отрасль может показать хорошую экономическую динамику. На этом этапе это новые рабочие места и прекрасная возможность для запуска своего собственного бизнеса. Благо, порог для входа на рынок достаточно низкий.
– Каким образом можно повысить уровень экологической сознательности общества?
– Увы, это долгий процесс. Во многом, как мне видится, уровень экологической сознательности зависит от качества жизни наших граждан. Только системно повышая качество жизни, занимаясь благоустройством городов и территорий, наглядно изменяя пространство вокруг наших граждан, повышая их комфорт и благосостояние, мы можем добиться понимания для тех идей, которые составляют в комплексе ту самую экологическую сознательность.
– Насколько остро стоит проблема управления земельными ресурсами ООПТ? Какие шаги нужно предпринять для ее решения?
– Системной проблемы не вижу. С точки зрения экологического туризма у нас есть невероятное количество перспективных для развития земельных участков, не находящихся под охраной законодательства. Особенно на Дальнем Востоке. С другой стороны, вопрос с использованием земли регулярно возникает, когда инициатива касается земель лесного фонда или земель обороны, последнее особенно актуально для регионов Дальнего Востока и Арктики. И здесь действительно требуется системный подход.
Одно из интересных решений – это программа «Дальневосточный гектар». Если вы не знали, программа позволяет гражданам РФ брать участки в лесном фонде и использовать их для постройки индивидуальных домов, под рекреацию и другие цели. Первые три года реализации программы уже показали, что это рабочий механизм, открывающий для многих желающих возможность реализации проектов в области экологического туризма.
– Каким образом всероссийский конкурс на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма в России, на ваш взгляд, поможет решить существующие проблемы отрасли?
– Агентство стратегических инициатив предложило прекрасную методологию, которая позволяет принципиально скорректировать подходы к развитию экологического туризма в регионах России. Именно принцип того, что с учетом понятной идеологии, на уровне конкретной карты, конкретных земельных участков и привязанных к ним инициатив, должны между собой договориться одновременно три ветви региональной власти (экономика, туризм и экология), муниципалитет, ООПТ и бизнес – такой подход в нынешних условиях является новаторским и прорывным. Уверен, что реальных победителей в конкурсе будет не десять, а гораздо больше. Каждый регион, который разберется в предлагаемой методике и вынесет для себя полезные принципы, сможет получить ощутимый эффект даже не войдя в федеральный топ.
– Как соблюсти баланс между консервацией и развитием?
– Чтобы соблюсти баланс между консервацией и развитием, должно быть управляемое развитие. Важно дистанцироваться от полярных мнений: «открыть все» или «не пущать никого». Чем более структурирована инициатива, тем четче можно прогнозировать последствия каждого отдельного шага. Управляемое развитие во многом касается и работы с общественным мнением. В этой области много стереотипов, вызванных, прежде всего, малым представлением о том, каким может быть современный экологический туризм, построенный на принципах устойчивого развития.
Вслед за признанными центрами туризма – Санкт-Петербургом, Калининградом, Крымом и Краснодарским краем – в этом году в борьбу за туриста вступили десятки других российских регионов. Многие из них уже смогли составить достойную конкуренцию грандам, а кроме того задали новый тренд, сделав поездки в отдаленные места модным движением. Сахалин оказался среди законодателей туристической моды во многом благодаря тому, что в регионе работа по привлечению турпотока ведется не первый год.
Ростуризм призывает россиян в условиях закрытия границ активнее посещать Дальний Восток. Не обходить стороной рекомендуют Якутию. Однако в путешествиях по республике есть свои тонкости. Подробнее о них — в материале EastRussia.
ЗИМА И ЭКЗОТИКА
Самым известным туристом Якутии можно смело назвать британского актера, мировую знаменитость Тома Харди. Он приезжал в республику в 2012 году со съемочной группой телеканала Discovery в Оймякон — самую холодную точку Земли. В телеинтервью он рассказывал, как нырял в проруби, парился в бане, назвал якутян гостеприимными и показывал амулет, который ему подарила шаманка.
Организовал его поездку основатель компании «ТС-Центр» Вячеслав Ипатьев. Начиная с 2000-х годов, он занимается предоставлением индивидуальных туров по Якутии и работает с журналистскими группами, которые снимают сюжеты о республике. В основном туристы желают окунуться в нетронутую дикую природу, испытать себя в поездке по знаменитой Колымской трассе, любоваться бесконечными просторами реки Лены или побывать в Тикси, созданном в эпоху освоения Северного морского пути в 30-е годы прошлого века.
«Иногда поступают тематические запросы, такие как участие в раскопках мамонтовых бивней, посещение производства АЛРОСА. Все едут за красивыми видами. Впечатляются нашими расстояниями, просторами, самобытной якутской культурой. Удивляются, что она сохранилась», — рассказывает Вячеслав Ипатьев, у которого 30-летний опыт работы в отрасли.
За это время его компания сопровождала туристов из разных стран и регионов России. Некоторые из них после первого визита захотели вернуться в Якутию вновь.
«Их на профессиональном языке называют репитерами. На моей памяти таких туристов несколько. Бельгийская пара сначала приезжала в Оймякон. Отмечу, что это очень богатые люди, основатели юридической компании с мировым именем. Затем они захотели поехать в Магадан. Через два года попросили организовать поездку по Магаданской трассе в Чукотку. Это очень сложный и опасный маршрут, требующий высокого уровня подготовки и высококлассных исполнителей. К сожалению, водитель, на которого можно было положиться, скончался. Было сложно найти новую кандидатуру, поэтому мы отказались от этой поездки. Теперь они просят, чтобы мы организовали им тур в Тикси по автозимнику. Хотят ощутить все прелести тяжелой трассы, почувствовать себя дальнобойщиками. Мы готовимся, считаем, постараемся в следующем году организовать», — рассказывает Вячеслав Ипатьев.
Второй турист, которого сопровождал «ТС-Центр» — 80-летний риелтор из Нью-Йорка. Он сначала проехал по трассе из Владивостока до Нерюнгри, побывал на Ленских столбах. Через два года компания организовала ему поездку до Магадана. Другой американец проехал автотуром от Якутска до Читы, а в следующем году — от Якутска до Магадана. В третий раз он съездил в Батагай Верхоянского района.
Самыми же первыми зарубежными посетителями Оймякона в 1999 году стали метеорологи из Германии, которые также через некоторое время возвращались в Якутию.
«Они измеряли наружную температуру в Оймяконе и Верхоянске. И именно тогда у меня родилась идея запустить проект "Покорители холода". Считаю, что у этого проекта большое будущее. Ведь люди едут к нам за впечатлениями, которые нигде больше не испытают», — отмечает Вячеслав Ипатьев.
Проект «Покорители холода» уже перешагнул границы республики: его поддержало Русское географическое общество, а участие в экспедиции на Полюс холода – это и вызов, и шанс для ведущих трэвел-журналистов и блогеров.
ПОПУЛЯРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Национальный парк «Ленские столбы». Это высокие отвесные скалы необычной формы, словно вырастающие из недр земли и протянувшиеся на десятки километров вдоль одного из берегов реки Лены. Внушает уважением и их высота: скалы достигают целых 100 метров! Причем они становятся все загадочнее и красивее с каждым годом благодаря особенностям местного климата. Находится национальный парк в 200 км от Якутска. Идеальный вариант знакомства с ними — водная прогулка на катере по Лене вдоль этих гигантов в летнее время (июнь-сентябрь), а зимой до Ленских столбов можно добраться прямо по льду реки на машине.
На территории парка туристы могут посетить питомник лесных бизонов «Усть-Буотама». Современных обитателей бизонария завезли из Канады, но сам процесс расселение лесных бизонов в республике связан с возрождением популяции этих животных на исторической родине. Именно в Якутии ученые нашли череп древнего бизона, жившего на этой территории 20-30 тыс. лет назад. Якутские бизоны вымерли примерно пять тыс. лет назад, а те, которые перебрались в Северную Америку, со временем разделились на два подвида: степные и лесные. Теперь лесные гиганты возвращаются в места обитания своих предков.
Еще одним уникальным памятником этого парка являются песчаные дюны – «Тукуланы». Они считаются настоящей экзотикой местной природы: пустыня в окружении якутской тайги. Смотрится впечатляюще! С одной стороны густой лес, с другой – шумная река, а посередине огромная песчаная дюна – идеальное место для фотосессий!
Полюс холода. Где же еще, как не в Якутии, можно побывать на настоящем Полюсе холода. И цель такой поездки не только сфотографироваться у соответствующего знака, но и ощутить на себе, что такое «шепот звезд» и снежное облако из воды, которую ты только что выплеснул из кружки, увидеть белоснежные просторы и проникнуться фразой «Сегодня только -35 градусов — настоящая жара».
Горы Кисилях. Это высокие скальные столбовидные останцы причудливой формы, образованные в результате выветривания, которые местные жители глубоко почитают и называют не иначе как «священные горы». Вокруг этих мест ходит множество легенд и мифов, но реальные истории таковы, что большинство из тех, кто посетил горы Кисилях — заряжаются сильнейшей энергетикой. Неудивительно, ведь от такой красоты просто дух захватывает. Добраться до «Северной Шамбалы» непросто — сначала необходимо из Якутска долететь до поселка Батагай, далее на машине, а потом еще и на моторной лодке.
РЫБАЛКА И ВИДЫ
Популярны у гостей республики круизы по реке Лене, сплавы по рекам Синяя, Амга, Кэтэмэ, Буотама и рыбалка на тайменя. Много лет организацией водных, рыболовных и пеших туров с восхождением на горы Кисилях занимается компания In Yakutia. Сплавиться по маршруту протяженностью в 390 км и порыбачить на хариуса и сига обойдется в 35 тыс. рублей.
Как рассказали в компании, у них немало клиентов, которые, попробовав более легкие тропы, решаются пройти сложные маршруты.
«К нам приезжают из Германии, Швейцарии, Кореи, Японии, Австралии, США. Многие туристы остаются под впечатлением, возвращаются на следующий год и приводят с собой своих единомышленников».
Услугами туроператора пользуются и местные жители. Якутянка Туйара Ноговицына в этом году впервые совершила пеший поход в горы, высотой 1 500 метров. Туристы потратили на маршрут пять дней и ночевали на высшей точке гор Кисилях, которые по якутским поверьям считаются священными.
«Горные пейзажи захватывают дух, воздух тягучий, а тишина оглушает. Стояла такая жара, что все обгорели. С удовольствием купались в горных ручьях с хрустально чистой водой», — рассказывает туристка.
Сплав по реке Синяя с посещением Синских скал, рыбалкой с продолжительностью пять-восемь дней стоит в зависимости от туроператора 23-35 тыс. рублей. В 37 тыс. рублей обойдется туристу полуторадневный речной круиз на Ленские Столбы, если он разместится в каюте-люкс, 35 600 рублей стоит четырехместная каюта.
Организацией круизов занимается «Ленатурфлот», дочернее предприятие компании с госучастием. В основном услугами пользуются иностранцы и туристы из других регионов России.
ТОМПОНСКИЕ ГОРЫ
В отличие от туроператоров, занимающихся въездным туризмом, некоторый рост наблюдается у организаторов туров выходного дня и локальных маршрутов. Жительница Якутска Вероника Мохначевская собиралась этой весной в Европу, но ее планам помешала пандемия коронавируса. Эту поездку пришлось отложить, зато удалось реализовать путешествие по родной республике. После него Вероника говорит, что теперь Томпонские горы в ее личном топе достопримечательностей занимают первое место.
«Раньше я была в Кобяйском улусе, ранней весной ездила на вездеходе по реке Синяя. Везде было очень красиво. Но в Томпо, конечно, лучше. Ходили на три водопада, которые мне напомнили Бали, прошлись по подвесному мосту, поднимались на горы, видели там горного барана, прятались от медведя», — Вероника Мохначевская.
В поездке туристов угощали, кроме традиционной еды, лосятиной и медвежатиной. Девушка говорит, что ей, как городской жительнице, было интересно пробовать аутентичную еду.
«Для желающих был сплав по реке Восточная Хандыга с очень бурным течением на перекатах. Было сложно немного, но это того стоило — прозрачная изумрудная вода, темные скалы и горы. Мне даже не верилось, что это реальность», — рассказывает Вероника.
Дарина Чудескина и Юлия Николаева начали заниматься туристическим бизнесом с этого сезона. По их словам, этому способствовали интерес к отрасли, желание развивать туризм в Якутии, падение рубля, закрытие границ и собственные способности.
«Изначально мы ориентировались на иностранных туристов. После закрытия границ переключились на внутренний туризм», — говорит Юлия, основатель компании Yakutia Explorers, которая занимается организацией рафтинга выходного дня.
Дарина водит желающих в пешие походы по окрестностям Якутска.
«Моя целевая аудитория — это молодежь. Я считаю, что людей сначала надо знакомить с классными местами, которые есть рядом. Ориентировалась по своим ощущениям — мы ходим с друзьями в походы, и они проходят неизменно в непринужденной, дружеской атмосфере. И когда узнала, что молодым часто не с кем выбираться на пешие экскурсии, а в группах других туроператоров превалируют возрастные туристы, решила, почему бы им не предложить свои услуги. За лето получилось собрать несколько классных компаний, легких на подъем. Организовали тематические вылазки, например, один раз провели ночь на Вилюйском тракте, слушая страшные истории у костра. К нам в основном приходят поодиночке, а после похода дружат. Некоторые сами начали выбираться на природу, что очень здорово».
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Недавно стало известно, что проект уникального туристического кластера «Лена», включающего объекты туристской инфраструктуры Хангаласского улуса и национальный парк «Ленские столбы», стал полуфиналистом конкурса Агентства стратегических инициатив. На территории кластера уже сейчас действует ряд турмаршрутов и объектов, предлагающих туристам свои услуги: арт-объект «Священный табун мифических лошадей», туристско-рекреационный кластер «Северная мозаика» с его гостевыми домиками и экскурсиями по окрестностям, где можно насладиться прекрасными видами на реку Лена, туркомплекс «Орто Дойду», включающий ресторан, самый северный в мире зоопарк, спортивно-развлекательный комплекс «Техтюр», настоящее чудо природы – нетающий ледник «Булуус», водопады «Курулуур», наскальные писаницы, объекты национального парка «Ленские столбы» и Синские столбы, покоряющие своей красотой каждого из приезжающих сюда.
Еще одна знаковая туристическая новость этого лета: промышленные компании совместно с Минпредом Якутии под кураторством Агентства стратегических инициатив разрабатывают маршруты промышленного туризма. В пилотном проекте примут участие «АЛРОСА», «Колмар», «Технопарк "Якутия"», Национальный концерн «Сахабулт», ювелирная компания «Киэргэ». Предприятия уже сейчас разрабатывают и в скором времени предложат туристам экскурсии, которые познакомят гостей республики с добычей полезных ископаемых и с изготовлением изделий народных промыслов.
Например, посетив «Сахабулт», можно познакомиться с полным циклом производства: заготовкой и переработкой пушнины, кожсырья, производством и реализацией шуб из соболя, унтов (национальной обуви из меха оленя), сувенирной продукции, якутских ножей. Алмазодобывающая компания «АЛРОСА», которая является крупнейшим в мире производителем алмазов в каратах (на ее долю приходится 26% мировой и около 90% российской добычи алмазов), имеет обширную сеть туристских ресурсов, в частности, историко-производственный музей, музей кимберлитов имени Саврасова, смотровую площадку, с которой открывается вид на кимберлитовую трубку «Мир», парк «Живые алмазы Якутии». В будущем компания будет рада показать гостям интерактивную площадку техники, добывающей алмазы, световую инсталляцию трубки «Мир» и пригласить на экскурсию-приключение с уникальным шансом стать участником геологоразведочной экспедиции.
Российские банки резко повысили размер первоначального взноса по ипотеке, при этом льготная ипотека на новостройки отменена. Все это сказалось на строительном рынке, в том числе на Дальнем Востоке. О том, что ждет отрасль в новых экономических реалиях, как будут вести себя застройщики и что будет с ценами на жилье, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.
– Сейчас девелоперы проходят период адаптации к новым экономическим условиям. Я говорю об отмене льготной ипотеки на новостройки, повышении размера первоначального взноса по всем действующим программам, в целом более высоким требованиям банков к заемщикам. Это приводит к снижению емкости рынка, к которой мы привыкли за последние годы, делает потенциального покупателя более щепетильным при выборе жилого комплекса для покупки квартиры. Процесс принятия решения и выхода на сделку стал дольше.
В целом, все девелоперы сейчас фиксируют некоторое замедление темпов продаж. В будущем это приведет к тому, что застройщики будут вынуждены очень внимательно оценить портфель проектов, планируемых к запуску, чтобы сбалансировать прогнозируемые темпы продаж и скорость строительства.
Относиться к этому можно по-разному. Многолетний опыт доказывает, что такие кризисные ситуации позволяют бизнесу мобилизоваться, избавиться от ненужного и выйти на новый уровень – эволюционировать. Я считаю, в девелопменте эта эволюция приведет к тому, что на рынке появится больше привлекательного продукта, подходящего под актуальные потребности самых разных клиентов. Все мы понимаем, что многое сейчас в строительной сфере зависит от покупательской способности.
Обязательно нужно учитывать, как разогналась отрасль за последние годы. Прямо сейчас в Приморье ведется строительство более трех млн кв. метров жилья. Это рекордные для региона показатели, которые говорят о том, что на рынке развернется серьезная и бескомпромиссная борьба за каждого клиента. Причем, потенциальному покупателю уже недостаточно просто добротно построенного ЖК в удобной локации – такой выбор у приморцев сейчас действительно есть. Новый запрос заключается в том, что клиент хочет видеть разнообразную, сбалансированную, эстетичную городскую среду за порогом своего подъезда, причем в масштабе целого района. Поэтому наиболее привлекательными станут проекты, где, помимо жилья, создают новую инфраструктуру со школами, садами, магазинами, местами для прогулок и отдыха, занятий спортом и т.д. Рынок на этот запрос начинает реагировать. Если некоторое время назад мы были чуть ли не единственным девелопером, который в своих проектах – поселок «Новый Де-Фриз», ЖК «Формат», а теперь и в DNS Сити – сразу предусматривал создание всей этой инфраструктуры, то сейчас принципы комплексного подхода к развитию территории действительно становится трендом в нашем регионе. Уже анонсирована подготовка к запуску таких комплексных проектов во Владивостоке, и все участники отрасли будут следить за их реализацией. По нашему опыту «первопроходцев» могу сказать, что это не простой, но, на мой взгляд, самый верный путь развития жилищного строительства.
Если говорить о параметрах девелоперского продукта, то следующий год будет посвящен поиску баланса. Все это время мы наблюдали настоящую «гонку вооружений» с точки зрения наполнения различными опциями жилых комплексов. Девелоперы стремились перещеголять конкурентов: зарядки для телефона в лавочках на улице, сады на кровле, фонтаны во дворе и многое другое. Интересно, что на Дальнем Востоке этот тренд начался несколько позднее по сравнению с центральной Россией. Повлияло то, что в регион зашли федеральные девелоперы, которые привнесли свои стандарты качества и новые форматы. Одновременно с этим произошел запуск интересных проектов региональных застройщиков. В комплексе все это положительно сказалось на качестве и параметрах ЖК, которые сейчас представлены на рынке: если еще три-четыре года назад клиента можно было удивить закрытыми дворами без машин и современными детскими и спортивными площадками, то теперь это база.
Однако в новых экономических условиях разнообразные «фишки» все же придется пересмотреть. С одной стороны необычные атрибуты делают ЖК ярким и привлекательным, но с другой – более дорогим. Подобные продуктовые решения девелоперы будут пропускать через сито реальных потребностей и ценностей покупателя. Останется и даже улучшится то, что по-настоящему важно, а от избыточных элементов будут избавляться.
Если рассуждать о том, что ждет отрасль в целом, то, очевидно, что девелоперам придется научиться зарабатывать не только по привычной относительно простой схеме «построил – продал», а искать другие способы взаимодействия с потребителями: предлагать клиентам рассрочку, лизинг, аренду. Другими словами, необходимо будет «включать голову», креативить еще больше и еще качественнее.
Если говорить про Дальневосточный федеральный округ, то здесь строительная отрасль находится в более выгодных условиях благодаря «дальневосточной ипотеке», за счет чего сильных изменений или потрясений удается избежать. Для понимания значимости этого инструмента для местного рынка приведу статистику: в наших проектах ЖК «Формат» и DNS Сити – 60% сделок проходят по программе ДВ-ипотеки.
В будущем на Дальнем Востоке и в Приморском крае, в частности, будут выигрывать в конкуренции девелоперы с ликвидными продуктами, подходящими под условия льготной ипотеки, но предлагающие достойный продуманный продукт. При этом одним из ключевых факторов успеха на рынке станет наличие разнообразной квартирографии, удовлетворяющей потребностям всех категорий покупателей. К примеру, в своих проектах – «Формат» и «DNS Сити» – мы обеспечили широкий ассортимент квартир – от 23 до 104 кв. метров, и все варианты отделки: черновую, предчистовую, квартиры с готовым ремонтом. Плюс в «DNS Сити» вывели на рынок двухуровневые квартиры с потолками пять метров и большими витражными окнами.
Если говорить о стоимости жилья, то серьезных скачков, думаю, не будет. Да, отдельные застройщики будут предлагать скидки, но долго это не продлится, поскольку работать себе в убыток никто не будет. Соответственно рынок вернется к борьбе за клиента на поле качества продукта.
Группа экспертов из разных сфер туристической отрасли проехала по БАМовским локациям на поезде, участвуя по пути в мероприятиях форум-штаба «БАМ туристический». Круглые столы, обсуждения и встречи прошли в Братске, Усть-Куте, Северобайкальске, Новой Чаре, Тынде. Своими впечатлениями от поездки и предложениями по развитию туризма на БАМе с EastRussia поделилась Ирина Булыгина, заместитель председателя-начальник отдела маркетинга и продвижения комитета по туризму Мурманской области.
Прежде всего, я хочу отметить, что «БАМ туристический» — это очень важный и одновременно сложный турмаршрут, потому что он объединяет сразу шесть регионов, которые различаются по своим ресурсам, логистике, готовности принятия турпотоков, поэтому предстоит большая работа по разработке концепции, содержательному наполнению и коллаборации регионов-участников в процессе создания целостного турпродукта.
Очень важно, чтобы все участники проекта были заинтересованы в его реализации и обладали определенными компетенциями, поэтому важно оказывать муниципалитетам консультационную поддержку, делать перекрестные презентации туроператоров регионов-участников, ездить друг к другу с целью обмена опытом.
Бамовский маршрут имеет ряд существенных преимуществ:
1. Поскольку объединяющей темой маршрута является легендарная Байкало-Амурская магистраль, то в турпродукте можно совместить две самые дорогостоящие услуги: проживание и перевозку. Это позволяет туристу за сравнительно небольшой временной промежуток увидеть большое количество территорий и их достопримечательностей. Регионам же, в свою очередь, это даст возможность на какое-то время сгладить нехватку отелей и предприятий питания на маршруте.
2. Второе преимущество маршрута состоит в том, что он, по сути, представляет собой конструктор впечатлений и его возможно комбинировать в разных вариациях: можно начать из Братска, а можно – из Благовещенска, можно пройти часть, а можно - полностью. Ещё один плюс конструктора — разнообразие природных и культурно-исторических ресурсов, ландшафтов, промышленных предприятий и регионального колорита.
3. А еще я предлагаю всем участвующим в разработке и реализации маршрутов стать основоположниками романтического туризма. Сюда, на стройку века, приезжали настоящие романтики по комсомольской путевке. Можно и сейчас привлекать сюда романтиков и мечтателей по БАМовской путевке и предлагать им какой-то интересный общественно-полезный труд на благо развития маршрута и включенных в его реализацию регионов. Это может быть и помощь в создании рекламы БАМа туристического, и экологическое волонтерство, и творческая деятельность. Сто лет тому назад был прекрасный опыт, когда на север, в труднодоступные регионы, люди приезжали для того, чтобы принести какую-то пользу этому региону. У них были специальные туристские книжки, в которых отмечалось, что они посетили и что полезного сделали для местного населения. Каждый делал, что умел: могли чему-то научить — учили, умели электричество провести делали — ремонтировали проводку, в благоустройстве помогали. БАМ туристический — это прекрасная возможность предложить туристам больше, чем путешествие, наполнить его смыслом созидания и сибирской романтики.
Резюмируя, хочу подчеркнуть, что плюсов у проекта «БАМ туристический» много, минусов я не вижу, вижу только точки роста. И я убеждена этот маршрут достоин того, чтобы пополнить список национальных маршрутов, потому что он включает сразу несколько регионов, в которых туристы узнают о настоящих трудовых подвигах нашего старшего поколения, а ведь это имеет ещё и огромную воспитательную ценность. Желаю успехов в реализации этого принципиально нового туристского маршрута.
«…За последние десятилетия в континентальном Китае появилось несколько элитных вузов, которые стремятся стать исследовательскими университетами мирового класса. В качестве примера можно назвать открывшийся в 2011 году Южный научно-технологический университет (SUSTech), основанный в 2013 году Шанхайский технический университет и Вестлейкский институт перспективных исследований (WIAS), открытый в 2016 году.
Эти три элитных вуза были созданы практически без вмешательства центрального правительства и в отсутствие финансирования из центрального бюджета, что принципиально отличает их от остальных китайских университетов.
Можно выделить три основных сходства с точки зрения стратегии их развития. Во-первых, все они хотят стать небольшими исследовательскими университетами мирового класса и специализироваться в области естественных наук и инженерного дела. Во-вторых, все они развиваются по модели американских исследовательских университетов […]. Однако, в отличие от американских частных исследовательских университетов, новые китайские университеты испытывают большее влияние со стороны местного правительства. В-третьих, все три новых вуза используют альтернативные модели обучения и управления. Однако диапазон возможностей, которыми обладают SUSTech и Шанхайский технический университет, ограничен тем, что они получают государственное финансирование, и в последние пять лет SUSTech приблизился к остальным китайским университетам в вопросах правил приема абитуриентов…».
«Внедрение экспериментальных моделей управления в университетах является не просто эффективной практикой, а необходимостью в современном мире. Когда вузы функционируют с большей гибкостью и не полностью зависят от общенациональной системы образования, они способны быстрее адаптироваться к стремительно меняющимся требованиям общества и рынка труда. Ярким примером служит "китайская модель", где культура поэтапного внедрения масштабных изменений методом проб и ошибок стала одним из ключевых факторов успеха страны. Архитектор китайских реформ Дэн Сяопин описывал этот подход метафорой: "переходить реку, нащупывая камни". Это означает, что самые смелые реформы сначала пилотируются в отдельных регионах, чтобы затем выбрать наиболее успешные практики и масштабировать их на всю страну.
Создание университетов, которые сами определяют свою стратегию развития, привлекают ресурсы и формулируют критерии для приема абитуриентов, переводит вузы в проактивную, субъектную позицию. Обычно университеты, за исключением самых передовых, являются инертными и бюрократизированными структурами. Делегирование ответственности и расширение автономии позволяют им отходить от приказного, ручного управления и стимулируют искать пути к инновациям. Такие инициативы в духе низовой демократии – еще одна важная составляющая "китайской модели" развития. Мы привыкли считать китайскую систему управления жесткой и абсолютно вертикально ориентированной, но это является верным лишь отчасти. Жесткость в одних вопросах гармонично сочетается с гибкостью в других: в допустимых рамках поощряется конкуренция и инициатива "снизу", что высвобождает продуктивные силы в обществе. Таким образом, автономия и инициатива позволяют достигать стратегических целей развития, которые ставит государство.
Несмотря на то, что объективные условия в России и Китае различаются, особенно в части качества и объема рыночной среды, подобные практики уже начинают реализовываться и в нашей стране. В рамках федеральной программы "Приоритет-2030" университеты перешли в позицию, когда ресурсы не приходят "сверху" сами, а их нужно добиваться в конкурентной среде на основе ежегодных результатов развития. Это стимулирует университеты повышать эффективность и внедрять новые подходы в своей работе. Например, университеты-участники программы "Передовые инженерные школы" (ПИШ) создают экспериментальные модели, где пилотируются новые подходы для сотрудничества с реальным сектором: от управления ресурсами до образовательных практик. Дальневосточный федеральный университет является участником обеих программ. И, конечно же, о кардинальных результатах на уровне всей системы образования говорить пока рано, ведь такие проекты реализуют в долгосрочной перспективе. Однако, безусловно можно констатировать, что российские университеты сегодня меняют логику своего развития и ведут свою деятельность более осознанно, становятся субъектными.
Субъектность развивает ответственность за свои действия, а ответственность становится ключевым фактором успеха в развитии университетов. Когда вузы сами определяют свои цели, они более осознанно подходят к своему развитию и лучше реагируют на вызовы времени. Осознанные университеты способны быстрее внедрять инновации, адаптироваться к меняющимся условиям и готовить специалистов, востребованных на рынке труда. Это особенно важно в эпоху четвертой промышленной революции, когда технологии меняются с невероятной скоростью, и система образования должна успевать за этими изменениями».