Президент Федерации рестораторов и отельеров России – о перспективах и проблемах сферы гостеприимства в ДФО
Дальний Восток с каждым годом привлекает все больше туристов, строятся отели, открываются рестораны. Однако уровень сервиса остается невысоким. Об основных перспективах и проблемах сферы гостеприимства в ДФО рассказал президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан факультета гостеприимства Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Игорь Бухаров.
Дальний Восток с каждым годом привлекает все больше туристов, строятся отели, открываются рестораны. Однако уровень сервиса остается невысоким. Об основных перспективах и проблемах сферы гостеприимства в ДФО рассказал президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан факультета гостеприимства Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Игорь Бухаров.
- Дальний Восток готов встречать туристов и ресторанов здесь хватает, но только для тех, кто готов платить. Цены здесь высокие, ведь часть продуктов откуда-то везется. Хотя здесь есть очень много продуктов, на которые стоит обратить внимание, которые нужно заготавливать. При этом есть и противоречия: например, на Дальнем Востоке добывают краба, но отправляют его в Китай, а в регионах его не найти, либо цены выше московских. Нет прибрежного лова. А ведь сюда заходит и лакедр, и тунец, здесь есть, на что посмотреть и что попробовать.
Еще один вопрос – цена. Люди готовы тратить деньги на Дальнем Востоке, но проехав по всему миру, они просят, чтобы уровень затрат соответствовал услугам, которые предоставляют отели и рестораны. А это проблема. Стоимость перелета, переезда, переплытия, перехода, трансфера и так далее очень дорогая. А ведь человеку еще нужно спать, но кому-то и в палатке будет комфортно, а кому-то нужно, чтобы все было в золоте. Поэтому когда спрашивают, почему люди останавливаются в гостевом доме, значит, просто их не удовлетворяет стоимость тех услуг, которые ему дают в гостинице со звездами, которые, по сути, нарисованы.
Но более глобальная проблема — это сезонность: гигантский наплыв в летний период и отсутствие туристов в период дождей и морозов. Людям нужно четко обозначить десять причин приехать именно сюда. Обычно говорят про красивую природу и хороших людей, но они есть везде. Нужна изюминка, нужно работать и креативить.
Для туристов из западной части России Дальний Восток — это что-то восточное, азиатское, поэтому нужно развивать это направление, делать зарисовки на тему юго-восточной Азии, но не с точки зрения интерьера, а именно еды. Но если мы говорим о туристах из Азии, то для них Дальний Восток — это запад, это Европа. Поэтому нужно делать симбиоз кухонь, обращать внимание на то, что важно для людей.
Важно и взаимоотношение между регионами, чтобы приехав, например, во Владивосток, можно было спокойно улететь на Сахалин или на Камчатку. Много вопросов, но смогут ли их решить туроператоры? Я думаю, нет. Поэтому нужна какая-то политическая воля, поддержка.
Перспективы у Дальнего Востока гигантские: есть что посмотреть, есть замечательные люди, есть продукты, из которых можно делать хорошую кухню, есть от чего получать удовольствие. Вопрос только в том, как это все запустить на полную катушку.
Дальний Восток в условиях пандемии хотят сделать одним из главных туристических мест в России. Одно из направлений — экотуризм, однако оно в ДФО, не особо развито. О проблемах этого направления и особенностях развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) рассказал член общественного совета при Минвостокразвития, управляющий директор EastRussia Леонид Агафонов.
– Многие эксперты считают, что основной проблемой, препятствующей эффективному функционированию сети ООПТ, является недостаточность финансирования мероприятий по защите и развитию системы ООПТ. Так ли это?
– Да, это так, и в первую очередь эта проблема касается ООПТ регионального значения, особенно в тех субъектах Российской Федерации, которые являются дотационными. У нас десятки таких ООПТ регионального значения, в которых турпоток суммарно исчисляется миллионами человек в год. Но отсутствие финансовой возможности порой не позволяет региональным ООПТ даже посчитать этот поток, уже не говорим о том, чтобы системно улучшать инфраструктуру и бороться с нарушителями. По сути, вся охрана во многих случаях сводится к ограничению видов использования земельных участков, запрету строительства. При этом отсутствует контроль за антропогенными нагрузками, да что там туристы, есть конкретные случаи, когда прямо внутри ООПТ базируются браконьеры.
– Частный бизнес не хочет вкладываться в развитие ООПТ. Как думаете, в чем причина и чем можно привлечь частных инвесторов?
– Это не совсем так. Частный бизнес, прежде всего, считает риски, сопоставляет необходимые инвестиции с планируемым заработком. Частный бизнес рискует своими деньгами и репутацией. И когда мы смотрим на условную полянку и фантазируем, как она могла бы быть востребована среди туристов, именно частный бизнес подсчитает справедливую стоимость строительства и эксплуатации, сезонность и простои, риски и издержки, переложит это все на единицу туристического продукта и сможет понять для сам для себя: стоит или не стоит. Поэтому я прекрасно понимаю частных инвесторов, которые скептически относятся к работе в удаленных и инфраструктурно слабых ООПТ: при всей магии и привлекательности места, нельзя строить бизнес-модель исключительно на иностранных богачах, время от времени залетающих вертолетами. Но если ООПТ доступна, в ней уже имеется стабильный туристический поток, финансовая модель «летает» – бизнес готов работать, таких примеров у нас в стране множество.
Конечно же, государство может повлиять на финансовую модель, предложив некие меры поддержки, компенсировав какую-то часть расходов. Но реальная поддержка состоит не в том, чтобы разделить бремя затрат с инвестором, а в том, чтобы за счет инфраструктурных решений сделать территорию более доступной и посещаемой.
– Какую пользу для местных жителей играет экотуризм?
– В регионах, где туризм слабо развит (а таких, согласитесь, у нас большинство), именно местные жители являются основными выгодоприобретателями от новых проектов в этой сфере. Согласитесь, развитие туризма отражается в разных сферах жизни, меняет облик городов и территорий. Для местных жителей туристические объекты – это новый вид досуга. И на нашем Дальнем Востоке, и в Арктической зоне именно местный рынок во многом позволяет стартовать новым проектам в области туризма. Здесь мы говорим в первую очередь о перемещениях граждан внутри региона, а также о турах выходного дня.
По мере развития туризма, если территория становится интересной для посетителей из других регионов России и из-за рубежа, эта отрасль может показать хорошую экономическую динамику. На этом этапе это новые рабочие места и прекрасная возможность для запуска своего собственного бизнеса. Благо, порог для входа на рынок достаточно низкий.
– Каким образом можно повысить уровень экологической сознательности общества?
– Увы, это долгий процесс. Во многом, как мне видится, уровень экологической сознательности зависит от качества жизни наших граждан. Только системно повышая качество жизни, занимаясь благоустройством городов и территорий, наглядно изменяя пространство вокруг наших граждан, повышая их комфорт и благосостояние, мы можем добиться понимания для тех идей, которые составляют в комплексе ту самую экологическую сознательность.
– Насколько остро стоит проблема управления земельными ресурсами ООПТ? Какие шаги нужно предпринять для ее решения?
– Системной проблемы не вижу. С точки зрения экологического туризма у нас есть невероятное количество перспективных для развития земельных участков, не находящихся под охраной законодательства. Особенно на Дальнем Востоке. С другой стороны, вопрос с использованием земли регулярно возникает, когда инициатива касается земель лесного фонда или земель обороны, последнее особенно актуально для регионов Дальнего Востока и Арктики. И здесь действительно требуется системный подход.
Одно из интересных решений – это программа «Дальневосточный гектар». Если вы не знали, программа позволяет гражданам РФ брать участки в лесном фонде и использовать их для постройки индивидуальных домов, под рекреацию и другие цели. Первые три года реализации программы уже показали, что это рабочий механизм, открывающий для многих желающих возможность реализации проектов в области экологического туризма.
– Каким образом всероссийский конкурс на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма в России, на ваш взгляд, поможет решить существующие проблемы отрасли?
– Агентство стратегических инициатив предложило прекрасную методологию, которая позволяет принципиально скорректировать подходы к развитию экологического туризма в регионах России. Именно принцип того, что с учетом понятной идеологии, на уровне конкретной карты, конкретных земельных участков и привязанных к ним инициатив, должны между собой договориться одновременно три ветви региональной власти (экономика, туризм и экология), муниципалитет, ООПТ и бизнес – такой подход в нынешних условиях является новаторским и прорывным. Уверен, что реальных победителей в конкурсе будет не десять, а гораздо больше. Каждый регион, который разберется в предлагаемой методике и вынесет для себя полезные принципы, сможет получить ощутимый эффект даже не войдя в федеральный топ.
– Как соблюсти баланс между консервацией и развитием?
– Чтобы соблюсти баланс между консервацией и развитием, должно быть управляемое развитие. Важно дистанцироваться от полярных мнений: «открыть все» или «не пущать никого». Чем более структурирована инициатива, тем четче можно прогнозировать последствия каждого отдельного шага. Управляемое развитие во многом касается и работы с общественным мнением. В этой области много стереотипов, вызванных, прежде всего, малым представлением о том, каким может быть современный экологический туризм, построенный на принципах устойчивого развития.
Вслед за признанными центрами туризма – Санкт-Петербургом, Калининградом, Крымом и Краснодарским краем – в этом году в борьбу за туриста вступили десятки других российских регионов. Многие из них уже смогли составить достойную конкуренцию грандам, а кроме того задали новый тренд, сделав поездки в отдаленные места модным движением. Сахалин оказался среди законодателей туристической моды во многом благодаря тому, что в регионе работа по привлечению турпотока ведется не первый год.
Ростуризм призывает россиян в условиях закрытия границ активнее посещать Дальний Восток. Не обходить стороной рекомендуют Якутию. Однако в путешествиях по республике есть свои тонкости. Подробнее о них — в материале EastRussia.
ЗИМА И ЭКЗОТИКА
Самым известным туристом Якутии можно смело назвать британского актера, мировую знаменитость Тома Харди. Он приезжал в республику в 2012 году со съемочной группой телеканала Discovery в Оймякон — самую холодную точку Земли. В телеинтервью он рассказывал, как нырял в проруби, парился в бане, назвал якутян гостеприимными и показывал амулет, который ему подарила шаманка.
Организовал его поездку основатель компании «ТС-Центр» Вячеслав Ипатьев. Начиная с 2000-х годов, он занимается предоставлением индивидуальных туров по Якутии и работает с журналистскими группами, которые снимают сюжеты о республике. В основном туристы желают окунуться в нетронутую дикую природу, испытать себя в поездке по знаменитой Колымской трассе, любоваться бесконечными просторами реки Лены или побывать в Тикси, созданном в эпоху освоения Северного морского пути в 30-е годы прошлого века.
«Иногда поступают тематические запросы, такие как участие в раскопках мамонтовых бивней, посещение производства АЛРОСА. Все едут за красивыми видами. Впечатляются нашими расстояниями, просторами, самобытной якутской культурой. Удивляются, что она сохранилась», — рассказывает Вячеслав Ипатьев, у которого 30-летний опыт работы в отрасли.
За это время его компания сопровождала туристов из разных стран и регионов России. Некоторые из них после первого визита захотели вернуться в Якутию вновь.
«Их на профессиональном языке называют репитерами. На моей памяти таких туристов несколько. Бельгийская пара сначала приезжала в Оймякон. Отмечу, что это очень богатые люди, основатели юридической компании с мировым именем. Затем они захотели поехать в Магадан. Через два года попросили организовать поездку по Магаданской трассе в Чукотку. Это очень сложный и опасный маршрут, требующий высокого уровня подготовки и высококлассных исполнителей. К сожалению, водитель, на которого можно было положиться, скончался. Было сложно найти новую кандидатуру, поэтому мы отказались от этой поездки. Теперь они просят, чтобы мы организовали им тур в Тикси по автозимнику. Хотят ощутить все прелести тяжелой трассы, почувствовать себя дальнобойщиками. Мы готовимся, считаем, постараемся в следующем году организовать», — рассказывает Вячеслав Ипатьев.
Второй турист, которого сопровождал «ТС-Центр» — 80-летний риелтор из Нью-Йорка. Он сначала проехал по трассе из Владивостока до Нерюнгри, побывал на Ленских столбах. Через два года компания организовала ему поездку до Магадана. Другой американец проехал автотуром от Якутска до Читы, а в следующем году — от Якутска до Магадана. В третий раз он съездил в Батагай Верхоянского района.
Самыми же первыми зарубежными посетителями Оймякона в 1999 году стали метеорологи из Германии, которые также через некоторое время возвращались в Якутию.
«Они измеряли наружную температуру в Оймяконе и Верхоянске. И именно тогда у меня родилась идея запустить проект "Покорители холода". Считаю, что у этого проекта большое будущее. Ведь люди едут к нам за впечатлениями, которые нигде больше не испытают», — отмечает Вячеслав Ипатьев.
Проект «Покорители холода» уже перешагнул границы республики: его поддержало Русское географическое общество, а участие в экспедиции на Полюс холода – это и вызов, и шанс для ведущих трэвел-журналистов и блогеров.
ПОПУЛЯРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Национальный парк «Ленские столбы». Это высокие отвесные скалы необычной формы, словно вырастающие из недр земли и протянувшиеся на десятки километров вдоль одного из берегов реки Лены. Внушает уважением и их высота: скалы достигают целых 100 метров! Причем они становятся все загадочнее и красивее с каждым годом благодаря особенностям местного климата. Находится национальный парк в 200 км от Якутска. Идеальный вариант знакомства с ними — водная прогулка на катере по Лене вдоль этих гигантов в летнее время (июнь-сентябрь), а зимой до Ленских столбов можно добраться прямо по льду реки на машине.
На территории парка туристы могут посетить питомник лесных бизонов «Усть-Буотама». Современных обитателей бизонария завезли из Канады, но сам процесс расселение лесных бизонов в республике связан с возрождением популяции этих животных на исторической родине. Именно в Якутии ученые нашли череп древнего бизона, жившего на этой территории 20-30 тыс. лет назад. Якутские бизоны вымерли примерно пять тыс. лет назад, а те, которые перебрались в Северную Америку, со временем разделились на два подвида: степные и лесные. Теперь лесные гиганты возвращаются в места обитания своих предков.
Еще одним уникальным памятником этого парка являются песчаные дюны – «Тукуланы». Они считаются настоящей экзотикой местной природы: пустыня в окружении якутской тайги. Смотрится впечатляюще! С одной стороны густой лес, с другой – шумная река, а посередине огромная песчаная дюна – идеальное место для фотосессий!
Полюс холода. Где же еще, как не в Якутии, можно побывать на настоящем Полюсе холода. И цель такой поездки не только сфотографироваться у соответствующего знака, но и ощутить на себе, что такое «шепот звезд» и снежное облако из воды, которую ты только что выплеснул из кружки, увидеть белоснежные просторы и проникнуться фразой «Сегодня только -35 градусов — настоящая жара».
Горы Кисилях. Это высокие скальные столбовидные останцы причудливой формы, образованные в результате выветривания, которые местные жители глубоко почитают и называют не иначе как «священные горы». Вокруг этих мест ходит множество легенд и мифов, но реальные истории таковы, что большинство из тех, кто посетил горы Кисилях — заряжаются сильнейшей энергетикой. Неудивительно, ведь от такой красоты просто дух захватывает. Добраться до «Северной Шамбалы» непросто — сначала необходимо из Якутска долететь до поселка Батагай, далее на машине, а потом еще и на моторной лодке.
РЫБАЛКА И ВИДЫ
Популярны у гостей республики круизы по реке Лене, сплавы по рекам Синяя, Амга, Кэтэмэ, Буотама и рыбалка на тайменя. Много лет организацией водных, рыболовных и пеших туров с восхождением на горы Кисилях занимается компания In Yakutia. Сплавиться по маршруту протяженностью в 390 км и порыбачить на хариуса и сига обойдется в 35 тыс. рублей.
Как рассказали в компании, у них немало клиентов, которые, попробовав более легкие тропы, решаются пройти сложные маршруты.
«К нам приезжают из Германии, Швейцарии, Кореи, Японии, Австралии, США. Многие туристы остаются под впечатлением, возвращаются на следующий год и приводят с собой своих единомышленников».
Услугами туроператора пользуются и местные жители. Якутянка Туйара Ноговицына в этом году впервые совершила пеший поход в горы, высотой 1 500 метров. Туристы потратили на маршрут пять дней и ночевали на высшей точке гор Кисилях, которые по якутским поверьям считаются священными.
«Горные пейзажи захватывают дух, воздух тягучий, а тишина оглушает. Стояла такая жара, что все обгорели. С удовольствием купались в горных ручьях с хрустально чистой водой», — рассказывает туристка.
Сплав по реке Синяя с посещением Синских скал, рыбалкой с продолжительностью пять-восемь дней стоит в зависимости от туроператора 23-35 тыс. рублей. В 37 тыс. рублей обойдется туристу полуторадневный речной круиз на Ленские Столбы, если он разместится в каюте-люкс, 35 600 рублей стоит четырехместная каюта.
Организацией круизов занимается «Ленатурфлот», дочернее предприятие компании с госучастием. В основном услугами пользуются иностранцы и туристы из других регионов России.
ТОМПОНСКИЕ ГОРЫ
В отличие от туроператоров, занимающихся въездным туризмом, некоторый рост наблюдается у организаторов туров выходного дня и локальных маршрутов. Жительница Якутска Вероника Мохначевская собиралась этой весной в Европу, но ее планам помешала пандемия коронавируса. Эту поездку пришлось отложить, зато удалось реализовать путешествие по родной республике. После него Вероника говорит, что теперь Томпонские горы в ее личном топе достопримечательностей занимают первое место.
«Раньше я была в Кобяйском улусе, ранней весной ездила на вездеходе по реке Синяя. Везде было очень красиво. Но в Томпо, конечно, лучше. Ходили на три водопада, которые мне напомнили Бали, прошлись по подвесному мосту, поднимались на горы, видели там горного барана, прятались от медведя», — Вероника Мохначевская.
В поездке туристов угощали, кроме традиционной еды, лосятиной и медвежатиной. Девушка говорит, что ей, как городской жительнице, было интересно пробовать аутентичную еду.
«Для желающих был сплав по реке Восточная Хандыга с очень бурным течением на перекатах. Было сложно немного, но это того стоило — прозрачная изумрудная вода, темные скалы и горы. Мне даже не верилось, что это реальность», — рассказывает Вероника.
Дарина Чудескина и Юлия Николаева начали заниматься туристическим бизнесом с этого сезона. По их словам, этому способствовали интерес к отрасли, желание развивать туризм в Якутии, падение рубля, закрытие границ и собственные способности.
«Изначально мы ориентировались на иностранных туристов. После закрытия границ переключились на внутренний туризм», — говорит Юлия, основатель компании Yakutia Explorers, которая занимается организацией рафтинга выходного дня.
Дарина водит желающих в пешие походы по окрестностям Якутска.
«Моя целевая аудитория — это молодежь. Я считаю, что людей сначала надо знакомить с классными местами, которые есть рядом. Ориентировалась по своим ощущениям — мы ходим с друзьями в походы, и они проходят неизменно в непринужденной, дружеской атмосфере. И когда узнала, что молодым часто не с кем выбираться на пешие экскурсии, а в группах других туроператоров превалируют возрастные туристы, решила, почему бы им не предложить свои услуги. За лето получилось собрать несколько классных компаний, легких на подъем. Организовали тематические вылазки, например, один раз провели ночь на Вилюйском тракте, слушая страшные истории у костра. К нам в основном приходят поодиночке, а после похода дружат. Некоторые сами начали выбираться на природу, что очень здорово».
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Недавно стало известно, что проект уникального туристического кластера «Лена», включающего объекты туристской инфраструктуры Хангаласского улуса и национальный парк «Ленские столбы», стал полуфиналистом конкурса Агентства стратегических инициатив. На территории кластера уже сейчас действует ряд турмаршрутов и объектов, предлагающих туристам свои услуги: арт-объект «Священный табун мифических лошадей», туристско-рекреационный кластер «Северная мозаика» с его гостевыми домиками и экскурсиями по окрестностям, где можно насладиться прекрасными видами на реку Лена, туркомплекс «Орто Дойду», включающий ресторан, самый северный в мире зоопарк, спортивно-развлекательный комплекс «Техтюр», настоящее чудо природы – нетающий ледник «Булуус», водопады «Курулуур», наскальные писаницы, объекты национального парка «Ленские столбы» и Синские столбы, покоряющие своей красотой каждого из приезжающих сюда.
Еще одна знаковая туристическая новость этого лета: промышленные компании совместно с Минпредом Якутии под кураторством Агентства стратегических инициатив разрабатывают маршруты промышленного туризма. В пилотном проекте примут участие «АЛРОСА», «Колмар», «Технопарк "Якутия"», Национальный концерн «Сахабулт», ювелирная компания «Киэргэ». Предприятия уже сейчас разрабатывают и в скором времени предложат туристам экскурсии, которые познакомят гостей республики с добычей полезных ископаемых и с изготовлением изделий народных промыслов.
Например, посетив «Сахабулт», можно познакомиться с полным циклом производства: заготовкой и переработкой пушнины, кожсырья, производством и реализацией шуб из соболя, унтов (национальной обуви из меха оленя), сувенирной продукции, якутских ножей. Алмазодобывающая компания «АЛРОСА», которая является крупнейшим в мире производителем алмазов в каратах (на ее долю приходится 26% мировой и около 90% российской добычи алмазов), имеет обширную сеть туристских ресурсов, в частности, историко-производственный музей, музей кимберлитов имени Саврасова, смотровую площадку, с которой открывается вид на кимберлитовую трубку «Мир», парк «Живые алмазы Якутии». В будущем компания будет рада показать гостям интерактивную площадку техники, добывающей алмазы, световую инсталляцию трубки «Мир» и пригласить на экскурсию-приключение с уникальным шансом стать участником геологоразведочной экспедиции.
Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии», рассказал EastRussia о текущей ситуации с транзитными перевозками через Дальний Восток, их дальнейших перспективах и развитии региона как большого логистического центра.
Одним из ключевых методов транспортировки товаров через Дальневосточный федеральный округ – как на импорт, так и на экспорт – остаются контейнерные перевозки. При этом высокое разнообразие транспортируемых грузов и их структура стабильны на протяжении последних лет.
Основу экспортируемых в страны Азиатско-Тихоокеанского региона товаров составляют нефть, газ, древесина и рыбные продукты. А значительная доля импорта приходится на транспортные средства и комплектующие из соседних стран – Китая, Южной Кореи, Японии (праворульные автомобили из последней особенно популярны у населения региона).
В целом высокий уровень автомобилизации, вызванный соседством с ключевыми производителями и экспортерами транспортных средств и автозапчастей, поддерживает в ДФО стабильный спрос на комплектующие для ремонта и обслуживания машин. В результате автозапчасти остаются одной из самых доставляемых через Дальний Восток категорий грузов – как на вход, так и на выход в другие регионы России.
Значительная доля товаров, поступающих в ДФО из-за рубежа, едет в Москву, Новосибирск и Екатеринбург. Около 22% из них составляют комплектующие для промышленного оборудования и автозапчасти.
ДФО стратегически важен для всей России, поскольку находится в непосредственной близости к ключевым азиатским рынкам – Китаю, Японии и Южной Корее. По нашим данным, в 2024 году наблюдалось повышение спроса на транспортировки грузов с Дальнего Востока в центральные регионы РФ – на 18% год к году. При этом, несмотря на стабильный товарооборот с этими странами и большой транзитный потенциал региона, есть и препятствия на пути к увеличению объемов международной торговли через него.
В частности, устаревание логистической инфраструктуры негативно влияет на пропускную способность ДФО и препятствует полноценной поддержке современных судов. Перегруженность многих пограничных переходов также снижает эффективность транзита. А большинство складов в регионе представлены старым советским фондом, и это существенно ограничивает их функциональность.
Чтобы в полной мере реализовать транзитный потенциал Дальнего Востока и обеспечить эффективную и бесперебойную транспортировку грузов через него, необходим комплексный подход к модернизации всех элементов транспортной инфраструктуры региона, включая порты, автомобильные и железные дороги. Также заметно повысить скорость и эффективность транспортировки и увеличить экономическую активность в регионе поможет создание современных логистических хабов.
Один из вариантов реализации этих задач – привлечение предпринимателей к инвестициям в проекты на Дальнем Востоке при помощи государства, создание для них благоприятных условий и потенциальных выгод, к примеру, налоговых льгот, субсидий и долгосрочных контрактов.
Максим Кузёма, председатель комитета по транспорту общественной организации «Деловая Россия», председатель комитета по транспорту межрегионального отделения «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО, председатель ассоциации национальных грузоперевозчиков и заместитель председателя общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, собственник «Первой Контейнерной Компании» поделился с EastRussia опасениями по поводу нововведений в сфере международных автоперевозок.
С 1 марта 2025 года вступит в силу постановление нашего правительства, которое разрешит водителям из сопредельных государств находиться на территории России до 7 дней. Это решение может привести к серьезным дисбалансам на рынке международных автоперевозок, особенно в контексте российско-китайских транспортных отношений. Уже сегодня складывается неблагоприятная тенденция: для въезда российского водителя в Китай требуется сложная процедура, включающая аккредитацию через АСМАП, получение визы и специального разрешения от китайской стороны. Однако китайская сторона выдает крайне ограниченное количество таких разрешений, что фактически блокирует доступ российских перевозчиков на китайский рынок. В то же время китайским водителям предоставляются упрощенные условия для въезда в Россию, включая возможность находиться на территории страны до 7 дней.
Китайские перевозчики уже активно рекламируют свои услуги по доставке грузов из Китая в Москву, Екатеринбург и другие регионы России. Их тарифы значительно ниже: если российская фура берет за перевозку 140–170 тысяч рублей, то китайская — всего 80–90 тысяч. Это связано с различиями в налогообложении, уровне заработной платы и государственной поддержке китайских перевозчиков. Например, китайские транспортные компании получают льготные кредиты под 2–3,5%, что делает их услуги более конкурентоспособными. У нас же другой подход: российские перевозчики вынуждены работать в более жестких условиях, что ставит их в заведомо проигрышное положение.
Разрешение китайским водителям свободно передвигаться по России в течение 7 дней создает угрозу для отечественных перевозчиков. Китайские фуры, работающие на своих номерах, не обязаны оформлять ОСАГО, не платят в систему «Платон» и часто перевозят грузы с превышением допустимой массы (30–35 тонн вместо разрешенных 20–22 тонн). Это не только разрушает дорожную инфраструктуру, но и лишает бюджет доходов, которые могли бы быть направлены на ее восстановление. Кроме того, в случае поломки или нарушения ПДД китайскими водителями возникают проблемы с коммуникацией и контролем. Российские инспекторы не могут эффективно взаимодействовать с водителями, не знающими русского языка, а камеры фиксации нарушений не распознают китайские номера. Отсутствие четких штрафных санкций за превышение сроков пребывания делает новые правила легко обходимыми.
Уже сейчас на границе очереди состоят преимущественно из китайских машин, а российские водители остаются без работы. Это приведет к сокращению доходов не только перевозчиков, но и смежных отраслей — механиков, бухгалтеров, логистов. У нас есть предложения по решению этой проблемы. Например, можно перенять опыт Беларуси, где грузы, пересекающие границу, обязаны перегружаться на местных перевозчиков. Это позволит сохранить рабочие места и увеличить доходы бюджета. Технически такая процедура занимает 2,5–3 часа и не создает значительных задержек.
Я уже направил обращения в Госдуму и Министерство транспорта с просьбой пересмотреть новые правила и ввести меры защиты для российских перевозчиков. Без оперативного вмешательства ситуация может привести к полному коллапсу отрасли. Необходимо ввести четкие штрафные санкции за нарушения со стороны иностранных перевозчиков, а также обязать их оформлять страховку и соблюдать российские нормы по нагрузке на ось.
Если не принять мер, к 2026 году российские перевозчики могут полностью потерять конкурентоспособность на рынке международных перевозок. Китайские водители, пользуясь упрощенными правилами, будут доминировать на маршрутах, ведущих вглубь России, что приведет к сокращению доходов отечественных компаний и росту социальной напряженности в отрасли. Ситуация требует немедленного вмешательства на государственном уровне, чтобы сохранить рабочие места и обеспечить справедливую конкуренцию на рынке транспортных услуг.
Недавно федеральный девелопер Unikey перенес запуск четырех проектов в Хабаровске и во Владивостоке на 2026 год. Пойти таким же путем готовы и другие компании – таких решений требует нынешнее положение на строительном рынке в ДФО. Чего ждать от застройщиков и как это скажется на стоимости квадратных метров, рассказала EastRussia управляющий партнер компании Unikey Айгуль Юсупова.
– Строительный рынок Дальнего Востока в 2025 году будет балансировать между вызовами и возможностями. Высокая ключевая ставка и инфляция продолжают давить на себестоимость строительства: дорожают материалы, рабочая сила, кредиты. Однако это не повод ожидать снижения цен. Напротив, девелоперы пересматривают планы: новые проекты запускаются только при острой необходимости — например, в рамках комплексного развития территории или при наличии уже освоенного финансирования. Это означает, что к 2026 году объем предложения на рынке снизится, а спрос, напротив, вырастет — как только ЦБ уменьшит ставку, и вклады в банках перестанут быть столь привлекательными.
Спрос на жилье в ДФО сохраняется. Льготная ипотека под 2% все еще работает, но логистика бьет по карману: доставка материалов из центра добавляет к себестоимости 15-20%. При этом цены в Якутии или на Сахалине уже входят в топ-10 по стране, а во Владивостоке средняя стоимость «квадрата» составляет 200 тыс. рублей. Однако важно учитывать, что стоимость квадратного метра значительно варьируется в зависимости от сегмента.
Получить льготную ипотеку в 2025 году стало сложнее. Если в 2023 году минимальный первоначальный взнос по дальневосточной ипотеке составлял 10%, а затем 20%, и кредиты одобряли практически каждому заемщику, то к концу 2024 года условия ужесточились. Сейчас, например, федеральные банки существенно ограничили доступ к программе: с первоначальным взносом 20% ипотеку выдает только ВТБ, а Сбербанк и Дом.рф требуют минимум 50%. Вместе с этим сокращается доля одобряемых заявок. Кроме того, застройщикам приходится самостоятельно субсидировать ставку по ипотеке, что увеличивает их затраты. Эти расходы девелоперы вынуждены закладывать в цену жилья. Все это в свою очередь сказывается на спросе на недвижимость в регионе.
Что делать застройщикам? Концентрироваться на точечных проектах, оптимизировать издержки, предлагать рассрочки и гибкие условия для покупателей. А покупателям не стоит надеяться на снижение цен: себестоимость строительства не позволяет этому случиться, а в 2026 году дефицит предложения на рынке лишь усилит рост цен.
2025 год станет периодом естественного отбора для рынка: слабые игроки уйдут, а сильные укрепят свои позиции. Однако Дальний Восток остается территорией роста: господдержка, преференции ТОР и СПВ, а также масштабные инфраструктурные проекты создают основу для развития. Да, застройщикам придется адаптироваться к новым условиям, но именно те, кто сумеет это сделать, будут определять будущее региона на ближайшие десятилетия.