Хабаровский край активно продвигает туры на Шантарские острова, где можно понаблюдать за огромными серыми китами. Стоит такой тур недешево, но очередь из желающих туда попасть не уменьшается – допуск в природную локацию регулируется учеными-биологами и строго ограничен.
EastRussia задала вопросы белорусскому видеоблогеру Артему Рындевичу, автору проекта «Едзем», который побывал на Шантарах и сделал полуторачасовой репортаж об этом уникальном уголке Земли.
– Давно увидел у блогеров, в частности, у Димы Куликова (известный дальневосточный блогер-путешественник из Хабаровска, мы рассказывали о нем – EastRussia), видел красивые кадры, где люди катаются на sup`ах рядом с китами – что-то нетипичное и удивительное. Для меня было шоком, что это в России находится. И я захотел посетить это место. Это стало моей мечтой. К тому же, мало, кто снимал Шантары, хотелось быть в рядах первых. И вот в сентябре 2022 года это случилось.
– 99% живущих на Дальнем Востоке никогда на Шантарах не были и вряд ли будут по причине дороговизны тура. У вас это был рекламный тур?
– Нет, я сам все оплачивал. Без учета перелета до Хабаровска тур на одного обходится в 250 тысяч рублей. Конечно, для путешествий по России это дорого. Но я бы не сравнивал это ни с чем, потому что это уникальный опыт. Туда попасть может ограниченное количество людей, потому что это регулируется биологами, которые там находятся. И такая цена – она регулирует количество людей, которые могут туда попасть. И это хорошо, потому что если будет больше людей, то для китов это не совсем приемлемо.
Конечно, для людей, живущих в России, это кажется какой-то запредельной стоимостью. Но сервис там хороший. Не отельные условия, но они там и не нужны. Для таких диких условий все супер комфортно, команда очень крутая там работает – мы ездили с «Far East expedition» - повар, база, столовая…
– Да, я видел ролик. А это стандартный хронометраж для выпуска? Или про Шантары решили побольше рассказать? Просто 1,5 часа это много…
– Обычно час-полтора. Но в случае с Шантарами мы максимально сокращали, потому что материала было часов на пять. Столько всего хотелось рассказать! Я в подобных местах не бывал. Это что-то инопланетное, другое, такое вряд ли можно где-то встретить. Хотя я много, где бывал: и в Азии, и в Штатах, но таких мест я не встречал. По пейзажам чем-то похоже на Аляску, Камчатку, но нет аналогов.
– Вы не один катаетесь?
– Изначально начинал путешествовать по Белоруссии с друзьями. Сейчас тоже всегда с собой кого-то беру, в большинстве случаев с девушкой путешествую – так веселее и интереснее, и контент разнообразнее.
– А на Дальнем Востоке где еще были?
– Нигде. Про Камчатку могу по кадрам лишь судить. Сейчас изучаю, куда ехать.
– С чем можно сравнить поездку на Шантары? С каким направлением?
Я в подобных местах не бывал. Это что-то инопланетное, другое, такое вряд ли можно где-то встретить. Хотя я много, где бывал: и в Азии, и в Штатах, но таких мест я не встречал. По пейзажам чем-то похоже на Аляску, Камчатку, но нет аналогов.
– Китов-то увидели в том объеме, как хотели?
– Китов увидели – и это уже хорошо, потому что мы попали в тайфун и вообще могли их не встретить, потому что в такую погоду они не приходят. Но мы сами острова толком не посетили, там каждый остров сильно отличается от другого по пейзажам, по флоре, по фауне. Да и в целом туда хочется возвращаться снова и снова. Об этом, кстати, говорили те, кто там был со мной уже не в первый раз.
– Тем, кому еще только предстоит поехать на Шантары, что посоветуете?
– Я бы посоветовал, в первую очередь, ничего не ожидать. Понятно, что едут увидеть китов, но много больше эффект будет от самой поездки, так как оттуда уже другим человеком возвращаешься. Ехать с открытой душой, там можно сильно «наполниться».
Если говорить о практических вещах, то одежду нужно брать на два сезона, обязательно теплую непромокаемую, потому что погода суровая.
– Какая следующая точка?
– Не хочется «палиться» перед аудиторией, но я Камчатку в этом году точно сниму. Возможно, еще Чукотка.В интервью EastRussia министр туризма Хабаровского края Екатерина Пунтус рассказала о ключевых событиях в локальной туриндустрии, новых локациях, авиационных и железнодорожных маршрутах, а также о том, как реализуется проект горнолыжного и рекреационного комплекса «Хехцир» и о том, что ждёт туристическую жемчужину региона – Шантарские острова.
– Туристы едут активно и это главное. Да, пока мы не дотягиваем чуть-чуть до «допандемийных» показателей, но именно чуть-чуть. В 2019 году к нам приехали 570 тысяч туристов, а сейчас на конец года – 550 тысяч. Это я говорю про внутренний туризм. Иностранцы едут, поменялся, конечно, их состав, мы сейчас анализируем, откуда конкретно они прибыли, но уже можно сказать, что в этом году к нам приехали три тысячи туристов из-за рубежа. Дальнее это зарубежье, или ближнее, повторюсь, мы сейчас определяем, а что касается чисел, то в 2019 Хабаровский край посетили шесть тысяч иностранцев. Проседание есть, но мы все ждём, что обстановка изменится к лучшему.
Кстати буквально накануне о возможном оживлении туристических связей с Южной Кореей шла речь во время визита в Хабаровск генконсула Республики Корея Ха Бён Кю. Он отметил возобновление паромного сообщения с Приморьем и выразил согласие с тем, что необходимо восстанавливать прямое авиасообщение Хабаровском и городами Южной Кореи. Кстати у корейцев большой запрос к так называемому некропольному туризму в Хабаровском крае – к местам захоронения родственников.
– Правильно ли я понимаю, что тем, кто до нас добрался, в гостиницах тесно не было? Как у нас дела с номерным фондом? Было где жить приезжим?
– Где жить, конечно же было! В периоды проведения мероприятий различных – форумов, совещаний федерального масштаба – загрузка гостиниц у нас была 100% - что в Хабаровске, что в Комсомольске, например, в дни Инженерного форума. Средняя загрузка по году – 45%, но для наших широт это очень приличный показатель. Краснодарскому краю мы в этом отношении не конкуренты. Пока.
– Какие из событий этого года стали для туротрасли края знаковыми?
– Ключевым отраслевым мероприятием стал, конечно же, форум «Открой Дальний Восток», который в сентябре прошёл в Хабаровске. Отзывы, отклики о нём потрясающие! Сразу после его окончания к нам приехали съёмочные группы сразу нескольких телекомпаний – от РенТВ до «Моя планета». Сначала на сам форум мы приглашали их представителей – редакторов, ведущих. Они так впечатлились увиденным и услышанным, что захотели непременно рассказать и показть своей аудитории: и о природных красотах, и возможностях их посетить. Информация о Хабаровском крае, о возможностях провести здесь время интересно и с пользой разлетелась по всей стране. Уже только ради этого стоило организовать такой форум. Наш китолёт стал настоящим хитом!
изображение: министерство туризма Хабаровского края
Мы заключили два соглашения. Казалось бы – и что тут такого? Но это ключевые соглашения для всей туротрасли Хабаровского края – одно из них с туроператором федерального масштаба Fun&Sun, другое – с федеральной ассоциацией отельеров. Когда организации такого уровня заходят в регион, это свидетельствует о том, что наш рынок им интересен, но и заставляет держать высокую планку по качеству оказания услуг. Репутация этих туристических гигантов не терпит компромиссов – всё должно быть на высочайшем уровне.
Сейчас с Fun&Sun мы прорабатываем возможности организации региональных туров по Дальнему Востоку, в перспективе и работа по зарубежным направлениям.
Ещё одно позитивное последствие форума – возросшая активность бизнеса. Нас накрыло волной запросов по организации новых глэмпингов, другой туристической инфраструктуры, по возмещению затрат, где что можно сделать/построить, где нельзя.
– Появились ли новые объекты туристические, инфраструктурные?
– У нас открываются новые базы отдыха, глэмпинга – вот, например с сентября заработал экопарк-глэмпинг «Шале на воде» – в окрестностях Хабаровска, у подножия Хехцира. В районе имени Лазо 31 декабря откроетя база «Заимка Узалы» - очень стильный проект, домики со всеми удобствами, с кухнями – на реке Хор. Некоторые проекты расширяются – например в «Беловодье» - также в окрестностях Хабаровска – появится полноценная гостиница.
Из инфраструктурных объектов можно назвать капитальный ремонт дороги к экопарку «Воронеж» и горнолыжному комплексу «Снеговик». Теперь автомобилистам намного проще туда добраться и нет нужды опасаться за свои машины. Дорога европейского качества. На нее потратили почти 180 млн рублей – большая часть 144 миллиона – федеральные деньги по программе Ростуризма.
Идёт масштабное строительство новой базы в районе Петропавловского озера – там появится комплекс «Хутор Петропавловка». Проект частный, занимается им наш известный путешественник, краевед Игорь Борисович Ольховский. Здесь будут восемь домов для проживания, пять бань-бочек; четыре японские бани (фурако); зоны барбекю; отдельно-стоящие беседки. В день отдохнуть здесь смогут порядка 200 человек.
Из крупных ожидаемых проектов можно и нужно назвать уникальный для всего Дальнего Востока комплекс «Волна», который объединит в себе аквапарк, спа, гостиницу, а также фудкорт и торговый центр. Его открытия мы ждём к концу 2023 года
– В этом году много говорилось про будущий магнит Хабаровского края – комплекс «Хехцир». На какой стадии проект находится сейчас? Не превратится ли он в «долгострой» с вечными – завтра, завтра?
– Не превратится. Некоторые трансформации проект претерпевает, конечно, но конечная цель остаётся неизменной – в 2028 году все локации этого мега-комплекса должны принимать гостей. Некоторые заработают раньше – ввод в эксплуатацию разных участков будет идти постепенно.
фрагмент презентации проектной компании «Новый проект»
Из свежих новостей – мы отказались от механизма концессии, и сейчас планируем реализовывать этот проект совместно с госкорпорацией Туризм.РФ. Это по-прежнему будет краевой проект, концепция остаётся неизменной, но с корпорацией Туризм.РФ нам будет проще привлекать финансирование, в том числе на федеральные на инфраструктурные объекты – на дорогу, сети итп. И вместе же с Туризм.РФ мы продолжаем поиск якорного инвестора, либо инвесторов, каждый из которых будет реализовывать конкретный слот проекта. По нашим оценкам общий объём инвестиций – это 17 млрд рублей.
Мы проделали уже большую работу по оформлению территории под будущий комплекс. На финальной стадии оформление вывода участка в 360 га из зеленой зоны. Это позволит начать изыскания и проектирование. Пакет документов принят Рослесхозом на рассмотрение, до конца года ожидаем положительное решение. В процессе было много сложностей, как это часто бывает с земельными вопросами, но нам удалось остаться в запланированных сроках.
– Что в этом году предложит жителям и гостям края предложит действующий «магнит» -горнолыжный комплекс «Холдоми»? Ведётся ли работа по оптимизации логистики? Можно ли, скажем, туристу переночевать в Комсомольске сесть в шаттл, который его отвезёт прямо к подъёмнику?
– Принципиально предложение Холдоми не изменилось – как и на любом солидном горнолыжном курорте, турист найдёт здесь катание на лыжах, сноубордах, обучение для взрослых, обучение для детей, рестораны, водно-оздоровительные процедуры. Вместимость гостиничного комплекса 250 мест.
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
Новинки касаются скорее логистики и организации визитов на Холдоми. В кооперации с РЖД мы запустили «Лыжную стрелу» в Холдоми! Причем «Стрела» хоть и одна, но из двух точек «выстреливает» - из Хабаровска и Владивостока. Если коротко, то это мультимодальная история – за 11 500 рублей из Хабаровска и за 15 тыс. из Владивостока турист едет на поезде до Комсомольска-на-Амуре. Там он пересаживается в ожидающий его автобус-шаттл, который идёт прямиком на «Холдоми». Там турист проводит три дня с двумя ночёвками, катается, отдыхает, а затем шаттл везёт его на вокзал, и затем поездом - домой. В стоимость входит и проезд, и проживание! Спрос просто потрясающий на эти туры. Кстати всего в России только три таких «Стрелы» - в Сочи и в Хибинах, а также у нас в Хабаровском крае
– А если кому-то не удалось попасть в гостиницу «Холдоми», если человек живёт в Комсомольске – нет ли специального шаттла для таких туристов? Понятно, что есть междугородний автобус, есть такси, но – вот специальный шаттл, который бы объезжал гостиницы Комсомольска-на-Амуре, собирал лыжников-сноубордистов и вёз их на «покатушки»?
– Мы проговариваем и такой сценарий. Такой шаттл в высокий лыжный сезон очень нужен, но есть нюансы в организации такого маршрута, мы работаем над этим. Сейчас туда ходит рейсовый автобус, так что добраться из Комсомольска до лыжной трассы особого труда не составит.
– Что можно сказать про выездной туризм? Летом после Вашего визита во Вьетнам в местных СМИ появлялась информация о возможных полётах во Вьетнам из Хабаровска – каковы перспективы на этом направлении? Каковы вообще перспективы международного авиасообщения из Хабаровска?
– С Вьетнамом ситуация получилась сложная – наши среднемагистральные лайнеры туда не долетают из Хабаровска. Нужны дальнемагистральные, а это значит подключать туроператоров федерального масштаба – с одним из них мы уже ведём работу.
Заинтересованность есть огромная и с нашей стороны, и со стороны Вьетнама, однако геополитическая ситуация, опасения вьетнамской стороны попасть под вторичные санкции – это, конечно, сильно осложняет процесс. Тем не менее, работа в этом направлении не останавливается, практически в ежедневном режиме у меня связь с коллегами из Вьетнама. Там очень ждут наших туристов. Дальневосточники и жители Хабаровского края составляли внушительную часть российских туристов, приезжавших во Вьетнам на отдых. Мы надеемся в ближайшее время организовать пробный полёт туда, но … не хотелось бы пока раскрывать все детали.
По остальным направлениям – активно полетели наши земляки в Таиланд. Четыре прямых рейса в неделю организовали два больших туроператора: Pegas Touristik и Anex Tour.
Открылось из Хабаровска и авиасообщение с Китаем, но, увы, пока не туристическое – воспользоваться этим перелётом могут граждане КНР и россияне, обладатели некоторого вида виз – рабочих, учебных итп.
С 15 декабря мы открываем авиасообщение с Казахстаном. Помимо того, что путешествие туда само по себе может подарить незабываемые впечатления, это направление можно использовать как транзитное на пути в Индию, Дубай, Турцию… Широчайшая палитра открывается для туристов одним словом.
– Возвращаясь к местным «местам силы» - какие перспективы у, пожалуй, самого знакового туристического аттракциона Хабаровского края – Шантарских островов? Как будет развиваться это направление, есть ли данные по количеству туристов, которое киты и нетронутая природа архипелага смогут вынести, не испытывая негативных последствий?
– Шантары, это, конечно отдельная история. Они пользуются невероятным спросом, особенно у приезжих из Москвы, Санкт-Петербурга. Это такая экзотика, сравниться с которой мало что может. И тут сразу несколько принципиальных моментов, и первый из них – массового туризма там быть не может. Сколько людей могут туда попасть в каждый год так, чтобы не навредить китам и природе Шантар определяют учёные. От года к году эти цифры разнятся, но речь точно не о десятках тысячах человек в год. Полторы, две тысячи, а может и меньше – это зависит от множества факторов.
фото: Бахт Мавланов, «Дальневосточные экспедиции»
Второй момент – это туроператоры, турфирмы, которые организуют туда туры, обустраивают на Шантарах свои базы. И к большинству из них у нас, как у министерства, много вопросов по соблюдению всех правил и норм, которые гарантируют безопасный отдых – как для туристов, так и для природы. Вопросов у нас нет к ООО «Экскурсии к китам», а также к ООО «Дальневосточные экспедиции». Они работают в связке с учёными, выполняют их рекомендации и требования, обустроили свои базы с соблюдением всех требований законодательства. С остальными – а их восемь, но количество год от года меняется – мы, повторюсь, ведём работу, кого-то выводим из «серой зоны», кому то помогаем устранить недостатки в качестве оказания услуг и работе персонала.
– А как выглядит логистика поездки и сам тур на Шантары? На какой бюджет рассчитывать?
– Точкой входа для туристов желающих посетить побережье Николаевского района и острова Шантарского архипелага является аэропорт имени Невельского в Хабаровске. Отсюда регулярным рейсом турист летит в Николаевск-на-Амуре, оттуда автотранспортом – на побережье Николаевского района. Далее пассажирскими яхтами, катамаранами морского класса туристов доставляют к местам базирования туристических городков.
В зависимости от выбранного туристического оператора проживание может быть как в домиках, так и в глэмпингах или палаточных городках. Туристические группы постоянно сопровождают опытные гиды-проводники и капитаны. Во время морской прогулки можно увидеть китов, косаток, тюленей, медведей и великое множество уникальных птиц - белоплечих орланов, топорков. На острове Большой Шантар можно назначить встречу с работниками метеостанции, которые проведут экскурсию и расскажут о своей работе. Тут же можно увидеть экспонаты музея под открытым небом - оборудование завода по переработке китового жира, действовавшего еще в начале прошлого века до запрета охоты на кита.
фото: Бахт Мавланов, «Дальневосточные экспедиции»
Стоимость такого тура составляет порядка 170 тысяч рублей у туроператора. Есть варианты с вертолётной заброской прямо из Хабаровска – время в полете 4-6 часов с для посадкой дозаправки – их цена уже в разы выше – в районе 500 тыс. рублей, но это информация, как говорится, для того, чтобы «иметь представление». Конкретные суммы и детали – это всё сообщит туроператор.
Тур на Шантары, как и в любой труднодоступный уголок природы, не может быть дешёвым. Если вам обещают большие скидки, то следует насторожиться – экономия, как правило, достигается за счёт безопасности, за счёт отказа от санитарных требований, за счёт использования ненадёжных способов доставки. Всех, кто планирует свой отдых на Шантарах, мы призываем быть внимательными и обещаем проконсультировать, если есть вопросы.
– Как восстанавливается турбизнес после пандемии?
– По поручению губернатора Михаила Владимировича Дегтярева объем субсидий, выделяемых турбизнесу края на возмещение фактических затрат, в 2023 году повысится более чем в три раза: с 6 до 20 миллионов рублей.
Напомню, что конкурс по предоставлению субсидий проводится ежегодно. Благодаря этой поддержке предприниматели могут частично компенсировать средства, направленные на ремонт номерного фонда, изготовление и установку указателей, обустройство глэмпингов, покупку специального туристического снаряжения и обрудования.
Итоги конкурса-2022 планируем подвести до 15 декабря, а довести деньги до победителей до конца года. В этот раз на получение субсидии претендуют 22 предпринимателя, у них будет возможность возместить до 85% понесенных затрат.
– Все ли туристические места Хабаровского края Вы уже посетили лично?
– Признаюсь – не все. Уж очень огромен Хабаровский край, так и хочется сказать – он бескрайний! Я в должности чуть больше года и ближайшую округу, конечно уже объездила - Бикинский район, район имени Лазо, Нанайский – ближнюю округу уже всю практически освоила. Это ведь легко сказать – «район», а сколько сейчас везде глэмпингов, своих локальных туристических точек притяжения, достопримечательностей, а ведь бумажную работу никто не отменял! Пока не удалось объездить северные территории, но они стоят в плане на следующий год.
остров Токи
фото: EastRussia
И раз уж заговорили про краевые маршруты, хочу напомнить про инициативу нашего губернатора «Отдыхаем в крае». Она подразумевает скидки для жителей Хабаровского края, которым интересен внутренний туризм, которые хотят узнать и увидеть собственный регион. Турбизнес активно подключился к этому проекту – сейчас уже 51 организация – базы отдыха, глэмпинги, горнолыжные комплексы, отели, операторы предоставляет свои продукты по сниженным ценам. В аккаунтах министерства туризма Хабаровского края в соцсетях еженедельно публикуются актуальные предложения – на ближайшие выходные, на предстоящую неделю. Есть предложения с дальним горизонтом планирования, есть и для спонтанных поездок. Основной прицел, конечно, на ближнюю перспективу – каникулы, праздничные дни, выходные, но есть у нас и участники проекта – например лагерь в Дуссе-Алине, которые сейчас готовят программу в рамках проекта «Отдыхаем в крае» уже и на следующий год. Это туристический лагерь, с организацией походов различных уровней сложности – от пяти до десяти дней.
Повторюсь – подписывайтесь на наши аккаунты, вы будете в курсе всех самых интересных маршрутов, экскурсий, скидок и специальных предложений. Призываю всех путешествовать по нашему удивительному краю, он столько сюрпризов ещё готов раскрыть – и для гостей из других регионов, и для тех, кто здесь живёт и думает, что уже всё видел!
Попасть на Шантарские острова, увидеть гренландских китов, поплавать рядом с ними — мечта многих. А для биологов, которые изучают их охотоморскую популяцию – это работа. Каждый год специалисты приезжают в Хабаровский край из Москвы, поселяются в лагере близ бухты Врангеля и собирают материал для будущих исследований. О том, как они проходят и что удалось узнать в ходе последней экспедиции EastRussia рассказала Милена Морозова, ведущий инженер Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, руководитель работ по изучению гренландского кита в Охотском море.
Гренландских китов, которых летом можно встретить возле Шантар, учёные относят к обособленной охотоморской популяции. Она изучена сравнительно слабо и находится под угрозой исчезновения: в ней насчитывается всего около 400 особей. Поэтому биологи пристально наблюдают за ними, описывают их — уже больше 300 китов имеет карточку-паспорт — и проводят мероприятия по сохранению вида: в основном это снижение стресс-факторов для млекопитающих.
Что известно на данный момент? Что киты облюбовали именно Шантары и бухту Врангеля из-за спа-процедур — они счёсывают старую кожу о гранитные валуны на дне. Эти киты относятся к усатым (есть ещё зубатые и это главные враги китов – косатки, которые их едят). Усы — тонкие, но прочные, их длина может превышать четыре метра.
Китовый ус являлся раньше для китобоев одним из главных трофеев — до изобретения пластмассы он выполнял её функции. Прочный, гибкий и эластичный он подходил для изготовления пружин для часов, корсетов, спиц зонтов, ребер жесткости шляп, париков. Китовый ус применялся в сетках для кроватей, из него делали сетки экипажей и оконные решётки. Отходы предприятий по обработке китового уса шли на обивку кресел и диванов. Уважающая себя и гостей хозяйка пользовалась ситом и решетом из китового уса, также изготавливали прочные сети и удилища для ловли рыбы. Спрос на китовый ус был так велик, что продажа одного только китового уса покрывала расходы на снаряжение целой экспедиции.
Стоимость килограмма уса доходила до 40 рублей золотом. С одного кита можно было получить его до полутонны, а это уже 20 000 рублей по ценам XIX века. Считается, что за время активной добычи — до начала XX века— в шантарских водах было уничтожено больше 18 000 гренландцев.
Китобои со всего света «прописались» в районе Шантарских островов и нещадно убивали млекопитающих также ради жира и мяса и уса. Ежедневно добывали до 50-70 особей. Для сравнения — до китобойного промысла здешняя популяция насчитывала порядка шести тысяч. китов. Именно поэтому гренландские киты сейчас такие пугливые, несмотря на свои огромные размеры.
Поскольку млекопитающее весит до 100 тонн ему нужно много корма! Особь может потреблять ежедневно до 1,8 тонн пищи. В длину животное достигает порядка 18 метров – это шестиэтажный дом. При этом треть тела занимает голова. А ныряют на глубину киты обычно до 300 метров. Каждый в школе бежал на такую дистанцию и на это уходило больше минуты.
Гренландский кит живёт до 200 лет и больше. В представлении многих туристов — кит мудрое создание, и погладить его, значит прикоснуться к тайнам Вселенной, но трогать китов категорически нельзя.
— Нельзя гладить, потому что любое взаимодействие потенциально опасно для здоровья как животного, так и человека. К тому же, погладить гренландского кита — это незаконно. На любое взаимодействие с краснокнижными видами необходимо получать разрешение в Росприроднадзоре, — объясняет Милена Морозова.
Как не повторяются человеческие отпечатки пальцев, так и каждый «рисунок» на хвосте гренландского кита — уникален. Кроме того, с возрастом киты седеют. Чем старше кит, тем у него белее хвост, и тем больше у него шрамов: его кусают косатки, он ранится об лёд, может запутаться в обрывках сетей, якорных канатах, орудиях лова.
Туристы любят делать эффектные снимки с хвостом кита и большая удача поймать этот кадр на закате. Кстати, такие фотографии годятся не только для сбора лайков в социальных сетях, но и могут помочь ученым! Если вы засняли гренландского кита, Милена и её команда из ИПЭЭ РАН будут благодарны снимкам. Передача файлов возможна только через почту/соц.сети.
Есть также пример автономной загрузки фото на помощь учёным, он сделан для горбачей: happywhale.com. Это международная программа. На этот сайт можно загрузить фото хвоста, координаты встречи и узнать о миграциях этого кита. Как показывает практика, это интересно и туристам, и учёным. В России же сделали приложение для регистрации встреч морских млекопитающих. «Зачекинь кита и Ко.» — его при помощи краудфандинга создали представители сахалинского клуба помощи морским животным «Бумеранг». В этом приложении также можно найти определитель морских мелкопитающих и инструкции по взаимодействию с ними.
Ученые Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН хотели бы мобильное приложение именно для охотморских гренландских китов, но пока его нет. Просто не нашелся ещё тот энтузиаст, который сможет взяться за разработку. Хотя материал для наполнения приложения уже давно готов: хвосты каждой особи сфотографированы и описаны.
В этом году учёным удалось впервые провести целенаправленные поиски гренландских китов в Пенжинской губе в заливе Шелихова и встретить около 15 китов. Генетический анализ собранных биопсий китов позволит понять их «прописку» – встречались ли они ученым ранее, насколько обособленной является данная группировка. Кроме того, у биологов появилось более чёткое понимание, в какое время и где держатся киты на севере Охотского моря — это позволит им в дальнейшей работе спланировать работы из стационарного лагеря в непосредственной близости и провести необходимые изыскания.
В том числе благодаря его умению учёные наконец выяснили, куда именно уплывают зимовать киты с Шантар. Ранее исследований на эту тему не было. Конкретную локацию биологи пока не афишируют, но уже сейчас можно с уверенностью говорить — раскрыта ещё одна тайна из жизни китов.
Есть ещё один способ следить за китами во льдах — акустические буи. Киты поют, «разговаривают». По нескольким буям можно понять, где находятся эти особи, сколько их. Но такой метод сложен в реализации: от получения разрешений, логистики по установке, до обработки полученного материала.
В следующей — пятой экспедиции — учёные первым делом займутся пересчётом, проверят уже известных китов. Возможно, в базе данных будет пополнение и паспортов станет ещё больше. Во-вторых, по словам Милены Морозовой, интересно изучить социальные связи млекопитающих. Всегда считалось, что усатые киты — одиночки, но, в этой экспедиции, например, участники наблюдали ситуацию, когда косатки загнали кита на мелководье, а кит поменьше подплыл и толкнул мордой своего собрата в сторону моря. Есть ли между млекопитающими взаимовыручка это ещё предстоит выяснить.
Наводнение – одна из главных природных опасностей, присущая регионам Дальнего Востока. И если с последствиями стихии борются спасатели, экологи, власти разных уровней, то обширной работой по предупреждению негативных воздействий занимаются гидрологи-прогнозисты. Насколько успешно удаётся справляться с этой задачей, мы расспросили Людмилу Аргян — ведущего гидролога отдела гидрологии Камчатского гидрометцентра ФГБУ «Камчатское УГМС», руководителя группы речных и гидрологических прогнозов, работающей в этой должности в камчатском Гидрометцентре почти 20 лет.
Главная задача гидролога-прогнозиста — своевременно обеспечить прогнозом о повышении уровня воды в реках органы власти, МЧС и население, так, чтобы были приняты решения для минимизации ущерба. В своей работе специалист использует данные о гидрологическом режиме рек и озер, климатических условиях, рельефе местности, опирается на результаты многолетних наблюдений и измерений. Гидрологи-прогнозисты на Камчатке активно сотрудничают с местными органами власти, МЧС, гидрометеорологическими службами российских регионов и другими организациями.
– Людмила, с чего начинается рабочий день гидролога-прогнозиста?
– Рабочий день начинается с получения информации с гидрологических постов, поступающей через автоматизированную службу передачи данных. Мы ее декодируем, проверяем, в летний период составляем ежедневный гидрологический бюллетень, в зимний период составляем еженедельный бюллетень и отправляем в ЦУКС МЧС России по Камчатскому краю, Гидрометцентр России и в департамент Росгидромета по ДФО. В случае угрозы возникновения опасных гидрологических явлений на реках мы оперативно составляем и направляем штормовые предупреждения органам власти всех уровней, МЧС, а также службам ЖКХ, энергетики, дорожным службам.
– Насколько серьезна проблема затоплений в регионе и насколько сильно Камчатка страдает от этого в сравнении с другими регионами ДФО?
– На Камчатке, в сравнении с другими регионами Дальнего востока и центральной России, реки относятся к средним и малым водным объектам, соответственно и ущерб от негативного воздействия паводковых вод не соизмерим с тем ущербом, который наблюдается, допустим при паводке на реке Амур. Но для региона в целом это большой ущерб. У нас в регионе, при моей работе случались экстремально высокие уровни воды: половодье 2013 года на реке Камчатка – затопило всю центральную часть. На всей протяженности реки мы отмечали затопление населенных пунктов, перемывание дорог, размыв берегов и мостовых опор. Вода поднялась выше нормы на 3-4 метра. Также очень высокое половодье было в 2020 году в бассейне реки Пенжина – там уровни достигли экстремальных значений – до 11 метров.
– Какие конкретные параметры гидрологических явлений вы прогнозируете и насколько процентов оказываются точны ваши прогнозы?
– Мы прогнозируем сроки вскрытия и замерзания рек, высоту и сроки прохождения максимальных уровней весенне-летнего половодья. С середины мая по октябрь выпускаем краткосрочные — до пяти суток, среднесрочные — до десяти суток и долгосрочные — от 10 суток до 1 месяца гидрологические прогнозы характерных уровней воды.
В течение всего зимнего периода, который начинается с переходом температуры воздуха через ноль градусов осенью и заканчивается с переходом через ноль в сторону повышения весной, наблюдаем за снежным покровом. Смотрим высоту снежного покрова, его залегание, структуру, сколько воды в снеге накопилось. В связи с тем, что для рек Камчатского края характерен неустойчивый ледовый покров, наблюдения за температурным режимом рек производятся круглый год. Все наблюдаемые параметры сравниваются с нормами. Оправдываемость прогнозов за последние пять лет составляет около 95%.
– Сколько длится паводкоопасный сезон на Камчатке?
– Паводковый сезон на Камчатке длится с мая по октябрь – начало ноября. В весенне-летнее половодье, когда идет активное снеготаяние, под большой угрозой находятся практически все районы Камчатского края. Дождевые паводки у нас большую угрозу, в основном, несут юго-западным районам, которые расположены в тундровой зоне. В период продолжительных дождей тундра напитывается водой и уровень воды в реках значительно повышается. Плюс рядом грунтовые воды. Мы не ведем наблюдение и изучение за грунтовыми водами, хотя это очень важно. На Камчатке это проблема. Это необходимо, так как регион развивается – идет активное строительство и нужно учитывать все факторы в совокупности.
– Вы получаете данные из всех уголков полуострова? Сколько рек Камчатке вы охватываете мониторингом?
– Мы охватываем практически всю территорию полуострова. Конечно, есть отдаленные уголки Камчатки, которые мы не можем охватить. А рек на полуострове – тысячи, их невозможно сосчитать. Самыми крупными считаются река Камчатка – наиболее протяженная – и река Пенжина – крупнейшая по объему стока. В своих наблюдениях мы делаем акцент на тех реках, которые протекают вблизи населенных пунктов и представляют опасность народному хозяйству. Их мониторят круглосуточно. На Камчатке около 70 гидропостов, подведомственных ФГБУ «Камчатское УГМС», где ведется мониторинг. На некоторых из них установлены автоматические гидрологические комплексы (АГК), где данные передаются с дискретностью в 10 минут.
– Достаточно ли специалистов-гидрологов на Камчатке и в целом на Дальнем Востоке?
– На Камчатке, как и по ДФО, и по России, не хватает узких специалистов. Гидрологи очень нужны. И работа это очень интересная. Мало того, что гидролог – сама по себе профессия редкая, так она еще и подразделяется на еще более узкие специальности: гидролог- прогнозист, гидролог-методист, гидролог-русловик, есть гидрологи по изучению дна и т.д. К сожалению, в связи с низкой оплатой труда молодежь не очень-то хочет идти в нашу структуру. Если не решить проблему с заработной платой, то притока молодых кадров не будет и профессия сойдет на нет. А автоматикой тут человека не заменить!
Приборы тоже нуждаются в обслуживании, в правильной установке, также необходима регулярная их поверка. Гидрологи находят себя в других сферах: в Минприроды, Росприроднадзоре, Роспотребнадзоре, да и в других структурах тоже наверняка есть.
– Есть ли какие-то народные приметы, по которым можно определить, например, скорое половодье?
– Мы с приметами не работаем. У нас строго научный подход. Однако я часто общаюсь с людьми, которые живут в отдаленных труднодоступных поселках, коренными жителями Камчатки. Вот они точно знают, когда река вскроется, когда замерзнет, и с какой сопки будет больший сток воды. Но всегда ждут от нас прогнозов. Если у меня при выпуске прогноза есть какие-то сомнения – я могу с ними проконсультироваться, в особенности с людьми с отдаленных уголков Пенжинского и Олюторского районов. Мы все учитываем.
Отдельно хочу сказать, что мы ведем наблюдения очень аккуратно, в природу не вмешиваемся. Мы против того, чтобы в пользование выдавали земли в пойменной части рек, где строительство категорически запрещено.Во время профильной сессии IX Восточного экономического форума «Туристический Дальний Восток: инвестиции от впечатлений» эксперты обсудили новые подходы к решению туристической привлекательности Дальнего Востока. Участники дискуссии отметили рост потока туристов в ДФО, однако доля путешествий в целом по России даже не достигает 5%.
В 2023 году турпоток на Дальний Восток вырос почти на треть по сравнению с 2022 годом и составил 6,3 млн туристов. В Минвостокразвития РФ рассчитывают, что к 2030 году показатель увеличится в полтора раза. Оживлению турсферы макрорегиона помогает приток иностранных гостей — этому способствует открытие прямого авиасообщения с КНР и введение единых электронных виз. Действующее широкое меню поддержки для инвесторов (СПВ, ТОР, АЗРФ, особая экономическая зона) также значительно повышают лояльность иностранцев. На этом сделал акцент модератор сессии Павел Волков, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
На Дальнем Востоке государство поддерживает почти 300 инвестиционных проектов в сфере туризма — это горнолыжные курорты, отели, СПА-центры, баз отдыха и глэмпинги на общую сумму более 180 млрд рублей. В Приморском крае, на Камчатке и на Байкале создаются новые крупные курорты. На федеральном уровне внедряются новые инициативы — «Тропы Дальнего Востока». На прошлогоднем ВЭФ президент России Владимир Путин поручил при разработке и реализации программы развития туристских троп обратить особое внимание на создание их на территории ДФО.
Регионы РФ представили 60 проектов на общую сумму 3,9 млрд рублей и общей протяженностью троп почти 420 км. К реализации были отобраны 18 проектов, для которых потребуется 1,7 млрд рублей из федерального бюджета. На Дальнем Востоке будет создано и обустроено 118,2 км таких маршрутов. Так, на Камчатке к 2030 году появятся тропы «Тайна голубых озер», «Авачинский перевал», «Водопад Вилючинский», «Халактырский пляж». Четыре тропы будут созданы в Забайкалье — «Сухотино», «Тужи», «Ундугун» и «Эко-курорт Кука».
Скульптуры Даши Намдакова, который занимается развитием ленд-арт-парка «Тужи» в Забайкалье, украсят новый туристический маршрут, победивший в конкурсе на строительство экотроп и получивший грантовую поддержку в размере 240 млн рублей. Намдаков предложил создать ассоциацию по созданию художественных точек притяжения для Дальнего Востока и призвал к соблюдению принципа — развивать территорию, не нарушая экологию.
Александр Тертычный, генеральный директор компании «Антерра», развивающей сеть хилинг-отелей и термальных комплексов, считает, что на Дальнем Востоке много красивых мест, которые и не нужно продавать. Он убеждён, что одна из главных потребностей современного человека — растворяться в природе. Сейчас «Антерра» занимается развитием проекта «Байкальская гавань» в Бурятии.
Посыл поддержал известный российский путешественник Алексей Карахан.
«Увеличение количества туристов – не очень хорошо для Дальнего Востока и не этим нужно мерить привлекательность региона. Вот на Алтае слишком много туристов – они все там вытаптывают. И еще — зачем создавать новые точки притяжения, когда есть уже существующие. Нужно больше помогать малым проектам туризма. Вместо этого там строят мегапроекты. Надо строить там, где отдыхают сами местные. И давать в первую очередь возможность им хорошо отдыхать, а мы, приезжающие в ДФО, — подстроимся. Местные все тропы уже проложили до нас — там только таблички и туалеты поставить», — считает он.
Необходимость развития большой и малой логистики, транспортной доступности, привлечение персонала и квалифицированных гидов сплетается на Дальнем Востоке с нехваткой средств размещения. Однако бизнесу можно не бояться вкладывать деньги в туризм на Дальнем Востоке, считает замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.
«Деньги на льготное кредитование заложены. Сегодня 21 гостиница строится в ДФО по льготной ставке. Номерной фонд увеличится на 4,5 тыс. Всего в регионе сейчас работает 60 тыс. номеров. Президент Владимир Путин поручил осенью провести новый отбор по модульным гостиницам сразу на три года. Поэтому настраиваю регионы на то, чтобы готовили проекты на 2025, 2026, 2027 годы. На всю страну 15 млрд рублей предусмотрено, будет федеральный конкурс. Единая региональная субсидия тоже работает. Часть эффекта от повышения импортных пошлин направим на развитие туризма. Оптимистично смотрим в будущее туротрасли, особенно в ДФО», — отметил он.
Вахруков добавил, что в прошлом году туристов, размещенных в гостиницах макрорегина стало больше на 17%, в этом году за первое полугодие — еще плюс 12%.
В ходе сессии бизнес высказал предложение, которое поможет еще больше «не бояться инвестировать в туризм на Дальнем Востоке»: Александр Тертычный высказался за создание единого окна корпорации Туризм.РФ и банков, чтоб меньше было бюрократических проволочек для инвесторов в плане получения кредитов на развитие турбизнеса. В Минвостокразвития пообещали обсудить это предложение для ускорения запуска проектов.
Директор проектного офиса по туризму Ассоциации «Центральный федеральный округ» Станислав Аристов предложил организовать презентацию гостиниц, образовательных кампусов и площадок для трудоустройства иностранной молодежи через кооперацию с транспортными хабами — Владивосток, Хабаровск, Москва. Он полагает, что если детям иностранцев на уровне школы показать красоты и возможности обучения в России и на Дальнем Востоке в частности, — они впечатлятся, и, возможно, приедут учиться и работать здесь, а потом останутся жить.
«Таким образом через инструменты развития туризма и загрузки коллективных средств размещения мы предлагаем решить задачу по увеличению числа иностранных студентов. В майском указе президента России говорится о необходимости увеличить количество иностранных студентов в вузах РФ до 500 тыс. человек. Для этого нужен 1 млн абитуриентов, соответственно 2 млн иностранных выпускников должны знать о том, что можно учиться в России. Значит, более четырех млн школьников должны иметь возможность познакомиться с нашей страной», — говорит Аристов.
Подводя итоги мероприятия, участники отметили огромный туристический потенциал Дальнего Востока как для внутреннего рынка, так и в части привлечения гостей из АТР. Однако реализации этого потенциала пока мешает дефицит инфраструктуры, неразвитость транспортной сети, недостаточный номерной фонд и нехватка персонала, чтобы привлечь который необходимо повышать лояльность дальневосточников к работе в отрасли туризма.
Озеро Буссе — одно из красивейших мест на юге Сахалина и едва ли не самая популярная природная достопримечательность острова. Известность по всей России и за ее пределами водоем получил благодаря гидробионту, который обитает в уникальной смеси пресной и соленой вод — устрицам. Сахалинский деликатес — крупный, сочный, с богатым многослойным вкусом — затмевает по качеству аналоги с приморских и черноморских ферм, а для его выращивания практически не нужно вложений. Островная устрица размножается в естественных условиях, но шансов на выживание у моллюска все меньше. В деталях назревающей экологической катастрофы разбиралась редакция EastRussia.ru.
«Если вы любите устрицы — вам точно пора на Сахалин! Здесь эти моллюски достигают гигантских размеров. При этом в отличие от тех же французских островные устрицы — дикие, а не выращенные в специальных садках. На Сахалине есть уникальное озеро Буссе. Хотя правильнее будет назвать его лагуной: водоем соединяется с Охотским морем и вода в нем — соленая. В озере обитают мидии, крабы, морские ежи, гребешки, креветки, а также множество рыб: горбуша, сельдь, кета, корюшка. Главное лакомство лагуны — гигантская сахалинская устрица. Но ее вылов на территории Буссе строго запрещен. Раковины сахалинской устрицы достигают размеров в 20 см, а вес доходит до полутора килограммов (в среднем — 500 г). Для сравнения: средний вес европейской устрицы — 200 г, размер — 12 см», — так Сахалинский туристско-информационный центр привлекает гостей островного региона на озеро Буссе.
Аналогичную информацию, но уже в формате инструктажа путешественникам на берегу водоема рассказывают гиды, прежде чем отправить очередной катамаран на «банку» — высокий участок дна, где каждый год вырастают тысячи раковин неправильной формы. Собрать их руками несложно: с этим справляется даже ребенок. Вот только азарт добычи у туристов, как и у экскурсоводов, совсем не детский.
В летний сезон десятки турфирм организуют минимум по две групповых поездки в день на озеро Буссе, и каждый гость собирает минимум 10 устриц. После возвращения на берег гиды организуют дегустацию: приезжие съедают по одному-два моллюска в сыром виде под бокал вина, еще пару штук запекают на костре. Весь остальной улов бросают на берегу (вывозить его нельзя), после чего группа возвращается в Южно-Сахалинск. Одна делегация оставляет у озера минимум 50 собственноручно добытых устриц, а в день таких визитов бывает до 20 — не менее тысячи моллюсков в сутки люди вынимают из воды ради того, чтобы ощутить ту самую радость от улова. Назад, на «банку» деликатес, разумеется, не возвращают — его продают желающим через приватные группы и чаты, где круглогодично идет бойкая торговля нелегально добытой рыбой и морепродуктами. Стоимость килограмма устриц с доставкой на адрес начинается в 2024 году от 450 рублей, с самовывозом от склада — чуть дешевле. Добавьте к этому среднюю стоимость поездки на Буссе (от 7 тысяч рублей с человека), и можно представить, сколько в сезон зарабатывают туристические бюро на несложном маршруте.
видео: ТГ-канал Рыбаки ДВНа Сахалине сезон сбора и, как следствие, туристического ажиотажа, продолжается с мая по октябрь. Представить и примерно посчитать масштабы одной только любительской добычи деликатеса на озере Буссе несложно — летний поток гостей региона к этому уголку природы в Корсаковском районе уже несколько лет переваливает за 100 тысяч человек. Востребованность гастрономического маршрута с каждым годом только растет, а ведь есть еще и браконьерская ловля: кроме устриц, нелегалы вылавливают в акватории такие морепродукты как гребешок, дальневосточный трепанг, креветка. Ежегодно региональное ПУ ФСБ задерживает десятки нарушителей с огромными объемами незаконных грузов. Но даже угроза реального срока не пугает преступников: браконьерство на Буссе продолжается. Как следствие, популяция устриц снижается — об этом сообщают ученые СахНИРО. За 10 лет, по данным экспертов, примерная численность моллюсков по площади акватории сократилась в 10 раз — с примерно 200 тонн до 20, и продолжает уменьшаться. Устричные «банки» практически пусты, найти деликатес можно на глубине от 3 до 5 метров — туда придется нырять.
Научно-исследовательские работы по изучению численности устрицы в лагуне Буссе проходят каждый год. Для того, чтобы определить размеры популяции, ученые используют методику площадного учета. Сотрудники СахНИРО собирают моллюсков с участка определенного размера (в квадратных метрах), пересчитывают их, взвешивают, а потом умножают на общую обитаемую площадь лагуны. Руководитель Сахалинского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («СахНИРО») Николай Колпаков, отвечая на запрос EastRussia.ru, озвучил мнение ученого сообщества: не только нелегальные добытчики морского деликатеса приложили руку к резкому уменьшению популяции устриц.
«По нашим данным уменьшение размерно-массового состава устрицы прослеживается в течение последних десяти лет. Считаем, что такая ситуация сложилась в результате изъятия крупных и средних по размеру моллюсков в ходе неконтролируемого любительского лова и браконьерства», — подчеркнул Николай Колпаков.
К «неконтролируемому любительскому лову», как обозначил его ученый, ежегодно прикладывают руку и местные жители: помимо туристов с материка, на озеро Буссе летом съезжаются сотни сахалинцев с палатками. Свежие устрицы давно стали для отдыхающих островитян приятным дополнением к традиционному шашлыку и вечерним посиделкам у костра. Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, регламентированные приказом Минсельхоза России от 06.05.2022 № 285 в редакции от 10.03.2023 г., разрешают жителям Сахалина добывать ежесуточно не более 50 устриц на человека, но в пересчете на поток желающих попасть на Буссе и это количество кажется слишком большим. А если суммировать масштабы так называемой личной ловли с теми объемами, которые туристы вынимают с «банки», общий урон уникальной лагуне становится катастрофическим. И ученые, и министерство по туризму Сахалинской области понимают это, но ограничены в действиях.
«Туристы после дегустации улов не забирают. А вот жители Сахалина порой полные багажники машин загружают устрицами. Конечно, это наносит колоссальный ущерб», — отметил министр по туризму Сахалинской области Артем Лазарев.
Попытку ограничить объем любительской добычи морепродуктов на озере Буссе власти островного региона пытались предпринять в 2023 году. Сахалино-Курильское территориальное управление Росрыболовства заявило к торгам весь водоем с площадью участка для выращивания объектов аквакультуры 3940 гектаров, оценив его почти в 31 млн рублей. Фактически лагуну хотели передать в частные руки для развития плантанции морских гидробионтов и роста их воспроизводства. При этом в рамках аукциона заявили требования к минимальным объемам взращенных морепродуктов — не менее 59,1 тонны для пастбищной аквакультуры и от 27,5 тысячи тонн индустриальной. Такую планку просто необходимо было обеспечить охраной и строгим контролем за любительским ловом.
Победителю торгов обещали договор на 25-летнее пользование участком и, судя по всему, желающие развивать марикультурную ферму на Сахалине были. Однако в дело вмешалась прокуратура, а потом экологи и простые жители подхватили эстафету возмущений — островитяне боялись, что передача озера Буссе в частные руки закроет доступ к нему для обычных посетителей. Правительству региона пришлось спешно организовать медийную кампанию и убеждать население в том, что лагуна останется открытой для посещения, а бизнес-проект по воспроизводству марикультуры нужен и полезен. Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области выпустила несколько заявлений в поддержку этой идеи, апеллируя к ее экономической выгоде (в том числе для Корсаковского района). К слову, тогда же звучали и обещания обеспечить более комфортный отдых туристам.
«Мы видим растущий интерес со стороны туристов и рыбаков, но запасы озера не безграничны. Было проведено большое научное исследование, посвященное изучению состояния запасов биоресурсов и возможности возобновления аквакультурной деятельности. В результате, согласно заключению науки, состояние некоторых биоресурсов, обитающих в озере, находится на низком уровне, а вот заниматься поддержанием запаса на аквакультурных участках необходимо. Действительно, если ничего не делать, то запаса ресурсов озера хватит еще не более чем на 2-3 года. И если мы хотим, чтобы жемчужина Сахалина радовала нас, туристов и рыбаков долгие годы, необходимо и поддержание состояние запасов, и создание условий для туристов и рыбаков. Развитие территорий сёл Берегового и Муравьево заключается не только и не столько в аквакультурном хозяйстве, а в создании развитой туристической зоны, где жители Сахалина и гости могут комфортно проводить время и пробовать наши сахалинские деликатесы. Инвестирование в туризм — перспективная история, и особо, конечно, значимы инвестиции именно в Корсаковский городской округ. Мы очень надеемся, что такие проекты позволят изыскать дополнительное финансирование и на асфальтированную дорогу, которую так давно ждут корсаковцы, жители сёл Новиково и Озерское. Создание аквакультурного участка — это только возможность выращивать на нем объекты, а вот возможность их собирать наступит не ранее чем через четыре года. Отмечу, что для туристов и рыбаков ничего не изменится, также будет возможность для отдыха и рыбалки, в рамках существующих Правил», — заявлял в СМИ еще год назад председатель Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов.
Тем не менее, торги за право заключения договора пользования рыбоводным участком в лагуне озера Буссе свернули. Спустя год аукцион попробовали провести еще раз: организатором теперь значилось Федеральное агентство по рыболовству, название территории скрылось за безликим номером СООМ-409, а цену существенно снизили (до 24, 4 млн рублей). Но попытка заключить договор с бизнесом вновь потерпела неудачу — на площадке «Торги России» и этот аукцион числится как отмененный.
Сегодня о защите озера Буссе с его уникальным естественным микроклиматом, подходящим для воспроизводства марикультур, в открытую продолжают говорить ученые СахНИРО. Они предлагают в 10 раз снизить разрешенный объем добычи устриц — до 5 штук на человека в сутки. Эксперты уже направили предложения о внесении изменений в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в Минсельхоз РФ, а также вынесли на обсуждение в региональном сообществе профильных специалистов. Но такая корректировка — явно не быстрый процесс, на нее могут уйти годы. У лагуны Буссе их просто может не быть.
Свою кампанию по защите озера Буссе от варварских набегов любителей устриц развернули и юные островитяне. Воспитанники детского эколагеря «Родник» даже сняли социальный ролик, посвященный бережному отношению к природе — его распространяют в социальных сетях.
«Мы никогда раньше не ходили с детьми в район села Муравьево в выходной день — как раз из тех соображений, что не хотим встречать толпы чужих людей. Но то, что мы увидели, дало нам понять, насколько проблема, о которой мы говорим сейчас, актуальна. На Буссе не просто толпы, там полчища. Последствия подобных скоплений, думаю, объяснять не нужно. С другой стороны, всё чудесно. Эти дети не задали мне ни одного вопроса вроде „зачем это нужно“ или „в чем вообще проблема“. Они изначально осознают, что происходит, и спрашивают только одно: что можно сделать. Это означает, что мы — все мы — делаем всё правильно. И я горжусь этими детьми, „Родником“, и знаю, кто мог бы нами гордиться. Мы не против развития туризма. Мы против варварского, бездумного, чрезмерного истребления биоресурсов Буссе и связанных с этим последствий: загрязнения берегов и акватории», — прокомментировал один из вожатых «Родника» в официальном Telegram-канале эколагеря.
Ребята также установили собственноручно изготовленный аншлаг на берегу водоема. «Не убивайте озеро Буссе! Вас слишком много — оно одно!» — надпись, которая должна была в очередной раз привлечь внимание властей к проблеме, которую осознают даже дети. Но конструкция прожила лишь сутки — ее снесли неизвестные. Подавляющему большинству жителей и гостей Сахалина в целом все равно, что устричная популяция на озере Буссе будет снижаться с риском совсем исчезнуть. А те немногие, кому не наплевать, явно не хотят видеть столь яркий упрек к собственной совести, приезжая на максимально доступную дегустацию символа элитной жизни.
Когда материал был уже готов к публикации, обозначилась возможность того, что ситуация всё же изменится. На встрече жителей Корсаковского региона с губернатором области одна из участниц обратилась к Валерию Лимаренко.
— У меня вопрос по поводу озера Буссе. Очень бы хотелось закрыть его полностью, вообще от всех посещений. Я как турист, вернее, как житель Сахалинской области, наблюдаю за последние 4 года полную выгребку биоресурсов из него именно гастротурами. Но я не пойму, почему идёт доступ для гастротуров и разрешается это всё вылавливать?
— Обсуждаем эту тему сейчас. Я думаю, что в этом году мы какое-то решение примем, как раз соответствующее вашему ожиданию, — ответил губернатор. Комментируя этот диалог в своём ТГ-канале, Валерий Лимаренко написал. «Я понимаю обеспокоенность местных жителей. И сегодня мы уже думаем над этим вопросом совместно с ассоциацией рыбаков. Хотим найти компромисс, чтобы все было цивилизованно. Думаю, уже в этом году придем к решению, которое устроит всех».
- В этом году форум «Дальний Восток – зима открытий» пройдет под новым названием: «Форум устойчивого развития туризма». Скажите, пожалуйста, что отражает новое название форума?
- Новое название форума отражает основной спектр тем, на котором из года в год фокусируется наш форум. Объединяя регионы Дальнего Востока и Арктики для обмена опытом, мы в первую очередь сконцентрированы вокруг поиска таких подходов к развитию туризма, которые закладывают долгосрочный баланс между сохранностью природных комплексов, интересами отраслевого бизнеса и местного населения. Именно поэтому у нас на первый план выходят темы с экологическим туризмом и экопросвещением, профориентацией и кадровым обеспечением отрасли, поиском корректных подходов к этнокультурному туризму и так далее. Эти темы не ограничены Дальним Востоком и нашими арктическими регионами, мы видим, что к их обсуждению подтягиваются коллеги со всей страны.
Статистика показывает, что туризм в «удаленные» регионы – на Дальний Восток и в Арктику – растет опережающими темпами. Тем важнее системно и методично обмениваться опытом, отслеживать все возможные риски и угрозы, совместными усилиями находить решения, выносить их на межрегиональный и федеральный уровень.
Для Камчатского края Форум устойчивого развития туризма «Путешествуй!» – одна из двух ключевых дискуссионных площадок, которые традиционно проводятся на полуострове. Каждое лето мы также проводим уже ставший международным форум «Экосистема», посвященный формированию и консолидации молодежных предложений в сфере экологии для дальнейшего внедрения в общероссийскую практику. Мы призываем всех заинтересованных участников присоединиться к работе этих дискуссионных площадок, чтобы выработать наиболее гармоничные подходы и практики в социально-экономическом развитии регионов.
- Пленарная сессия форума будет посвящена теме глобальной доступности туризма в интересах экономики, региона и человека, развития въездного и внутреннего туризма с учетом «зеленой повестки». Как вы считаете, какие наиболее перспективные возможности предстоит реализовать региону?
- Доступность – безусловно, ключевой вызов для развития туризма на Камчатке. Та поддержка, которую регион получает в виде «плоских» тарифов «Аэрофлота» и ряда субсидируемых рейсов, выполняемых другими авиакомпаниями, является неоценимым фактором для туристической сферы. Но есть и другая сторона доступности, выраженная в стоимости и сроках любого строительства в регионе, в наличии и стоимости привлечения квалифицированных кадров и так далее. И это проблемы не только Камчатки – с такими же проблемами сталкиваются коллеги на половине территории нашей страны. Многие ограничения удается преодолевать благодаря системному вниманию со стороны федерального центра, комплексной работе мер поддержки бизнеса. Но чем дальше мы двигаемся, тем важнее оперативно реагировать на любые возникающие вопросы, быть чуткими к проблемам бизнеса, находить приемлемые и рациональные решения по каждой ситуации.
Сегодня перед Камчаткой стоит амбициозная задача – защитить статус одного из лучших мест в мире для инвестиций в туристической сфере. Мы заявили этот тезис на Восточном экономическом форуме 2023 года, представив бизнесу подготовленные инвестиционные площадки и проработанные меры поддержки. На фоне пандемийных ограничений мы смогли полностью переориентировать туристическую сферу на внутренний рынок, не допустив количественных просадок, наоборот, получив динамичный прирост инвестиций и оборота бизнеса в сфере туризма. Сегодня, когда иностранный турист возвращается в страну, нам необходимо конвертировать въездной туризм в качественный скачок в развитии отрасли, не допустив вытеснения сегмента отечественных туристов. Об этом мы говорим нашим инвесторам, призывая их вкладываться в новую инфраструктуру региона.
- Какие новые инициативы и инвестиционные проекты вы планируете реализовать в 2024 году в рамках развития мультиформатного туристического предложения в регионе? Расскажите, какие виды туризма вы предлагаете туристам?
- Приоритеты на 2024 год у нас такие же, как и прежде: поддерживая инициативы бизнеса, добиваться развития туристической инфраструктуры в регионе, преодолевать сезонные ограничения, увеличивать емкость предложения для туристов без ущерба для наших природных комплексов. Ключевые события предстоящего года для нас – долгожданный запуск крупной пятизвездочной гостиницы в центре Петропавловска-Камчатского и ввод в эксплуатацию нового терминала аэропорта Елизово. Ожидаем старт строительных работ в рамках крупнейшего инвестиционного проекта в регионе – кластера «Три вулкана». Поддерживаем инициативы бизнеса в строительстве десятков малых и средних туристических объектов на полуострове; сформировали инвестиционные лоты и предлагаем выгодные земельные участки новым игрокам.
Что касается видов туризма – у нас продолжают набирать популярность морские прогулки и круизы, мы ожидаем активизацию бизнеса на этом направлении, в том числе в связке с круизами по Курильским островам. Благодаря мероприятиям Зимнего фестиваля «Берингия» мы смогли обратить внимание туристов на уникальный зимний сезон на Камчатке, активно балансируем сезонность. Растет семейный сегмент, развивается самодеятельный туризм, когда гости самостоятельно бронируют авиаперелет и гостиницу и собирают для себя программу на месте, покупая у туроператоров однодневные экскурсии.
- Камчатка – это полуостров. Как вы планируете осуществлять поручение Президента по развитию автомобильного туризма в условиях сложной доступности? Какая, на ваш взгляд, перспектива развития данного направления: будет ли это внутренний (региональный) продукт или будет активное привлечение автотуристов со всей России?
- Камчатка не связана автомобильными дорогами с соседними регионами, это делает практически невозможным посещение нашего региона туристами на личном автотранспорте. Но вместе с тем, Камчатка – один из самых автомобилизированных регионов нашей страны, и уж чего, а дефицита автолюбителей и автомобилей у нас нет. Для гостей из других регионов у нас действуют предприятия автопроката, и я уверен, что по мере развития интереса к теме автотуризма, их автопарк и предложение будет только расширяться.
Тем более, что уже в ближайшие два года на Камчатке станет доступной для автолюбителей первая в стране полноценная автомобильная дорога общего пользования, построенная специально в интересах развития туризма. Я говорю о подъездной дороге к кластеру «Три вулкана», которая возводится в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Это совершенно уникальная и красивейшая дорога, которая пройдет по широко известной Паратунской долине к самому подножию Вилючинского вулкана.
К концу года мы ожидаем появление асфальтированной дороги на Халактырский пляж к Тихому океану – популярному месту притяжения как гостей полуострова, так и местных жителей.
Добраться до центральных районов Камчатки теперь можно гораздо комфортнее и быстрее благодаря появлению асфальтированой автотрассы Петропавловск-Камчатский – Мильково. Кроме того, появилась дорога к уникальному туристическому объекту «Соколиный центр» – самому крупному репродуктивному центру краснокнижных птиц в мире.
Мы ждем автотуристов со всей страны. Пусть вся сеть комфортных для автотуризма дорог у нас составляет немногим более одной тысячи километров, но на всем протяжении этих дорог у нас есть невероятно красивые виды, вулканы, термальные источники и другие достопримечательности.
_______________________________________________________________
Материал опубликован в Дайджесте РТФ «Путешествуй!»