В Бурятии создают уникальный паломнический тур по сакральным и святым местам
Бурятский общественник, предприниматель Эрдэни Дымчиков стал автором идеи и создателем первого в России паломнического тура, включающего в себя сразу 21 экскурсию по дацанам и святым местам Бурятии. Уникальность необычного туристического маршрута состоит в том, что паломникам или обычным туристам расскажут не только о достопримечательностях конкретного места, но и преподадут азы истории и философии буддизма. Каждому прошедшему весь цикл экскурсий дадут специальную грамоту, свидетельствующую, что человек прошел «Ехэ гороо».
Автор идеи – улан-удэнец Эрдэни Дымчиков – рассказал «EastRussia», как появилась задумка.
— Я очень люблю путешествовать. Много раз был в Монголии, два раза посетил Тибет. А затем, после Тибета, я посетил святые места в Бурятии: съездил в Баргузинский, Селенгинский, Кяхтинский, Тункинский районы. И обнаружил, что у нас, оказывается, очень много святых мест и дацанов, о которых даже я, человек очень много ездивший по республике, ничего не знал. Это очень красивые, намоленные, сакральные места со своей историей, легендами и даже чудесами, которые происходят по сей день. Поэтому возникла идея — открыть туристическую компанию, которая бы специализировалась на сакральных местах и дацанах нашей республики, — объясняет Эрдэни.
Так появилась туристическая организация «БайкалБуддаТур», директором которой стал Эрдэни Дымчиков. Он объяснил, почему тур «Ехэ Гороо» (в переводе с бурятского «большой обход святого места по часовой стрелке» — паломнический путь) состоит именно из 21 направления.
— 21 — это священное число в буддизме. Хочу подчеркнуть, что мы этот проект делаем совместно с буддийской традиционной сангхой, в частности с буддийским университетом «Даши Чойнхорлин». Суть проекта заключается в том, что мы предлагаем жителям Бурятии и гостям республики проехаться по нашим святым местам. И в каждом туре будет определенная тематическая лекция. История места, история дацана и плюс определенная часть буддийской философии. Человек, прошедший все направления, получит грамоту, что он прошел «Ехэ Гороо». Это значит, что вы побывали во всех святых местах нашей республики, поклонились им и изучили. То есть не просто человек приехал, посмотрел и уехал, а еще и вникнул в философию буддизма. Соответственно, после прохождения всех экскурсий паломник станет знатоком буддизма. Проект в основном направлен на верующих людей, это наша основная аудитория. Ведь не секрет, что многие считают себя буддистами, даже не понимая, что конкретно скрывается под этим термином, — отметил бизнесмен.
Основная трудность заключается в том, что прохождение «Ехэ Гороо» - процесс не быстрый. За один раз преодолеть многодневные туры, длительные 500-800-километровые поездки невозможно. Процесс может затянуться даже на год и более. Поэтому есть более упрощенная версия проекта – «Алтын гороо» (в переводе с бурятского «Золотой путь»). В рамках этого тура можно посетить самые основные и знаковые места республики — это порядка 10 святых мест.
Немаловажно, что оба проекта будут существовать в круглогодичном формате:
— В чем преимущество нашего проекта? В Бурятии туристический сезон длится всего 4 месяца: два летом — июль, август и два зимой — февраль, март. В основном все привязано к посещению Байкала. Два летних месяца, когда вода прогрелась и можно купаться, и два месяца зимой — когда лед встал и по Байкалу можно ездить на машинах и кататься на коньках. Остальные 8 месяцев у нас тишина. А наш проект может работать круглый год.
Что касается стоимости участия в экскурсиях, то здесь опять-таки развилка: есть предложения с демократичными ценами для самых неприхотливых путешественников и варианты для тех, кто любит комфорт высшего уровня. В зависимости от стоимости гостиниц, класса автомобиля или автобуса и других факторов цена путевок будет разной.
Для индивидуальных заказов есть еще и предложения о посещении лучших лекарей, костоправов, шаманов и лам республики. Кто-то стремится попасть на прием к тем, кто может помочь со здоровьем, другие — хотят задать жизненно важные для себя вопросы и получить на них ответы.
— Для местных жителей цена поездки будет начинаться от 2000 рублей, для приезжих — туры от 5 дней будут стоить от 30 тысяч рублей, включая проживание, — примерно оценивает Эрдэни.
По словам автора проекта, у большинства паломников есть с собой буддийские чётки. И уже в дороге путешественники читают мантры. Каждому члену экспедиции выдают специальные путеводители стилизованных под старинные книги буддийских лам. Кстати, в путеводителе также символично ровно 21 страница текста. Задача паломника получить печать на каждой из страниц книжки. Затем он получит и сертификат о прохождении паломнического тура.
Пока были только пробные заезды, проект все еще в разработке. Ориентировочно осенью он уже будет готов полностью.
Как объясняет Эрдэни, его коммерческой организации никаких субсидий не выделялось, зато есть всецелая информационная поддержка. Активно помогает в реализации проекта Минтуризма республики, преподаватели ВСГИК, Буддийский университет «Даши Чойнхорлин».
Ректор буддийского университета геше (высшая степень учёности в буддизме, которая соотносится со званием доктора буддистской философии – прим. авт.) Дымбрыл Дашибалданов считает проект «Ехэ Гороо» в первую очередь просветительским и очень важным для Бурятии.
— Бурятия — центр буддизма, поэтому этот проект для нас так важен. Мы помогаем Эрдэни, предоставляем лекторов, которые могут доступным языком и интересно рассказать об основах буддизма. Это серьезный просветительский проект. Но мы понимаем, что он отчасти и развлекательный тоже. Сейчас люди мало куда могут поехать путешествовать, и хорошо, что внутри страны есть такие интересные маршруты. Республика будет рада встречать как паломников, так и обычных туристов со всей России, — отметил геше Дымбрыл Дашибалданов.
Лариса Базарова, кандидат географических наук, доцент ВСГИК, сейчас занимается профессиональной подготовкой экскурсоводов. Эксперт, считает, что для проекта «Ехэ Гороо» нужно выучить «особенных» гидов, которые будут специализироваться именно на данной тематике.
— У нас достаточно приличный опыт разработки разного рода туров, туристских программ, экскурсионных программ. И в этом плане ВСГИК видит в этом проекте свою помощь в двух ипостасях. Во-первых, консультирование при подготовке самого туристского продукта. И, во-вторых, подготовка конкретных кадров. По своим масштабам это достаточно глобальный проект для Республики Бурятия, поскольку мы ожидаем как наших паломников, так и приезжих со всего мира. На пике реализации проекта возможна ситуация, когда одновременно могут проводиться до 12-13 экскурсий по разным маршрутам. Поэтому Эрдэни обратился к нам, чтобы мы ему помогли в подготовке кадров. Ему нужен не просто экскурсовод или сопровождающий, а человек, погруженный в тему буддизма, знающий основы его философии, культуры. Типовой гид в данном случае не подойдет. Нужно разбираться в ритуалах, молитвах, правилах, принимать участие вместе с паломниками в хуралах. Не обязательно быть при этом буддистом, но знать все тонкости гид просто обязан — считает Лариса Базарова.
Обители буддийской мудрости
Что же увидят паломники? Они посетят, к примеру, знаменитый старинный Тамчинский дацан в Селенгинском районе республики. Он основан в середине XVIII в. — это один из первых буддийских храмов России. С 1809 по 1938 годы здесь находилась резиденция Хамбо лам. История монастыря берет начало в 1741 году, когда на берегу речки Темник была установлена специальная юрта из войлока. В дальнейшем в местности Тамча, на юго-западном берегу Гусиного озера был воздвигнут деревянный храм, ставший одним из первых буддийских сооружений в Бурятии. К середине XIX в. здесь сложилась сильная монастырская религиозно-философская школа. Качество образования соответствовало стандартам, принятым в Тибете и Монголии того времени.
К началу XX в. дацан превратился в большой поселок, на территории которого находилось свыше 300 домов, 22 дугана и служило более 1000 лам. При дацане существовала единственная разрешенная царским правительством школа хувараков. Гусиноозерский дацан оставался важным центром развития буддизма вплоть до 1930-х годов. Это был один из немногих монастырей Забайкалья, где практиковалось проведение буддийских мистерий Цам. Одну из последних мистерий Цам в конце 1920-х гг. режиссер Всеволод Пудовкин снял для художественного фильма «Потомок Чингисхана». В 1938 г. дацан был закрыт, имущество разграблено. К счастью, дацан не был полностью уничтожен: до нашего времени сохранились два его храма — главный Цогчен-дуган («место всеобщего собрания») и Чойра (факультет философии). Сейчас они имеют статус памятников культового зодчества XVIII-XIX вв. федерального значения.
В 1991 г. в связи с торжествами, посвященными 250-летию официального признания буддизма в России, Гусиноозерский дацан посетил и освятил Далай-лама XIV.
Также паломники смогут посетить Санагинский дацан в Закаменском районе Бурятии.
Недавно возле него торжественно открыли статую, посвященную бодхисаттве Авалокитешвары (Арьяа Баала). 41-метровый монумент стал самым большим изображением буддийского божества в России. Статуя располагается на склоне горы на территории Парка религиозно-познавательного туризма «Арьяа Баала», автор скульптуры заслуженный художник РФ Юрий Мандаганов. На церемонию открытия приезжали паломники и туристы из разных регионов России, а также из Монголии.
Авалокитешвара, или Арьяа Баала — воплощение бесконечного сострадания всех Будд. Мантра Божества является самой известной в народе — «Ом мани бадме хум». По преданию Aвaлoкитeшвapa дaл вeликий oбeт выcлyшaть мoлитвы вcex cyщecтв, oбpaтившиxcя к нeмy в чacы cтpaдaний. Он также дaл oбeт oткaзaтьcя oт coбcтвeннoй cyщнocти Бyдды дo тex пop, пoкa нe пoмoжeт дocтигнyть ниpвaны кaждoмy cyщecтву — таким образом он стал Бодхисаттвой. Именно поэтому в Санагинский дацан зачастую приезжают даже те, кто уже потерял надежду на чудо. По мнению паломников, это место является местом силы, и здесь молитвы верующих точно слышат небеса.
Паломников ждут и в Баргузинском районе республики — где находится чудесным образом проявившийся на скале лик богини Янжимы. Сюда приезжают те, кто хочет найти вторую половинку или завести долгожданного ребенка.
Легенда гласит, что когда-то Янжима жила вместе с сестрой у подножия Баргузинского хребта. Она так проникновенно пела, что от ее прекрасного голоса все вокруг оживало. А если девушка ходила в гости к семьям, то у них рождалось много детей. Согласно преданию, однажды Янжима и ее сестра вознеслись в Нирвану и превратились в дакинь — небесных принцесс. Но Янжима решила вернуться на землю, потому что ей хотелось помогать людям. Для этого она оставила на камне свое изображение.
Сегодня к буддийской святыне стекаются паломники со всей России. Люди просят, чтобы Янжима помогла создать семью и познать материнство. Нередко об этом молятся даже те, кому поставили официальный диагноз — бесплодие. Мечтающие о замужестве привозят с собой бусы и другие украшения, желающие забеременеть — приносят игрушки, как правило, куколок и пупсов. Подношения оставляют в специальном месте. После этого паломнику нужно обойти с хадаком (хадак — шелковый шарф — прим. авт.) вокруг скалы по часовой стрелке, читая специальную мантру.
И, конечно же, в Иволгинском дацане паломников ждет встреча с чудом, удивившим весь мир — нетленным телом Пандидо Хамбо Ламы XII Даши-Доржо Итигэлова. Известный религиозный деятель, живший в начале XX века, очень много сделал для развития буддизма. По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него специальную молитву для умерших людей. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву, после чего ученики подхватили её. Именно так, находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану.
В 2002 г. наступил срок, объявленный ламой. Останки эксгумировали. Люди, вскрывшие захоронение, почувствовали приятный запах. Очевидцы тех событий были удивлены: тело, пролежавшее в земле 75 лет, выглядело «как если бы это был живой человек». С тех пор нетленные останки Хамбо Ламы находятся в Иволгинском дацане. Тысячи паломников приходят со своими просьбами к ламе, который, словно живой, сидит в позе лотоса в специальном стеклянном кубе.
В 2004 году сотрудник Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ профессор Виктор Звягинцев исследовал тело ламы. И констатировал: суставы умершего человека не потеряли своей подвижности, кожа осталась эластичной. Помимо всего прочего стало очевидно, что бальзамирования тела не делалось, а ведь это могло хотя бы как-то объяснить отсутствие трупного запаха.
Отлично сохранились глаза, брови, ресницы, зубы и волосы. Словом, ученые признают, что современная наука не в состоянии объяснить феномен Даши-Доржо Итигэлова. Буддисты же верят, что лама победил смерть.
Эрдэни Дымчиков утверждает, что посещение таких мест дает благодать не только верующим, но и абсолютно всем путешественникам. По его словам, посещение сильных, энергетически заряженных мест обязательно отразится на судьбе и ваших повседневных делах. Открываются все дороги, заканчиваются тупики, а душа словно «распахивается».
— Святые места очень сильны энергетически. Каждое место имеет свою энергетику и историю. И, находясь в святых местах, вы, во-первых, подпитываетесь этой энергией. Во-вторых, это в принципе благое дело находиться в таких местах и молиться, потому что там очень сильные духи, которые обязательно помогут обратившимся к ним.
У каждого человека есть свои сокровенные желания. И Бурятия как раз славится тем, что у многих приехавших в республику, исполняются самые заветные мечты. Взять только одну богиню Янжиму. Уже есть сотни, а может, и тысячи случаев, когда бездетные мамы или пары приезжали просить ребенка, после безутешного приговора врачей, и Янжима удовлетворяла их просьбу. Если ты молишься и просишь что-то от чистого сердца и с искренней верой, то все получится, — уверен Эрдэни, который по мере выстраивания проекта «Ехэ гороо» выучился на гида и уже прошел аттестацию. Теперь он вместе с другими знатоками буддийских ритуалов будет рассказывать паломникам о местах силы Бурятии.
Наталья СоболеваЧетыре месяца назад улан-удэнка Майя Султумова открыла магазин одежды «Гоёшуултаяа», что в переводе с бурятского означает «для модниц и модников». Это первый в Бурятии магазин, где есть самый большой ассортимент одежды с элементами национального колорита. При этом, если раньше считалось, что бурятские национальные наряды принято надевать лишь на традиционные праздники, или, к примеру, для выступлений на сцене, то сейчас предприниматель создала уникальную коллекцию одежды под личным брендом, которую можно носить каждый день – как на работу или учебу, так и для отдыха в дорогом ресторане.
Всё сама — это про Майю Султумову. Придумать образ — сама, сшить — сама, дизайн и ремонт помещения бутика — тоже сама. В магазине, как и в одежде, всё продумано до мелочей. При входе взгляд сразу выхватывает белый электрокамин, уютные мягкие кресла. Пол выложен плиткой, узор которой отсылает к волнам Байкала, на стенах — картины бурятских художников. В соседнем помещении есть даже мини-кухня для того, чтобы приготовить чай и перекус для посетителей. И все эта роскошь — в необычном для магазинов одежды месте — на автовокзале Улан-Удэ.
— Мы целенаправленно открыли магазин здесь, сюда со всех бурятских районов приезжают сельчане и уезжают отсюда же. Всю эту обстановку, красоту делали для всех жителей республики. Чтобы люди сюда заходили и видели, прикасались, чувствовали красоту. Мы встречаем посетителей бурятскими приветствиями, прощаемся также – это наше внутреннее правило. Когда люди заходят, мы приглашаем присесть, отдохнуть. Наливаем гостям чай, угощаем. Здесь они ощущают, что никуда торопиться не надо, а можно насладиться моментом. Отдохнуть, примерить самые разные наряды, пофотографироваться. Я не делю покупателей на городских и сельских, богатых и бедных. Хочется, чтобы каждая девушка или женщина могла позволить себе купить любую вещь в нашем магазине, — говорит Майя Султумова.
Качественной, недорогой одежды ей и самой много лет не хватало в Улан-Удэ. Поход по магазинам за новыми нарядами оборачивался скорее расстройством, чем удовольствием.
— Особенно после эпидемии короновируса пришло осознание, что в магазинах стали продавать одежду либо неоправданно дорогую, либо из материалов очень плохого качества. Сначала я владельцам ателье предлагала: почему бы вам не открыть при ателье свой магазин, чтобы там продавать сшитые вами наряды? Ведь очевидно же, что дефицит хорошей одежды в Бурятии налицо. Никто не захотел. Многие ателье, наоборот, стали закрываться, став неликвидными, ведь индивидуальный пошив стоит дорого. Тогда я решила — а почему я сама не могу это сделать? Пошла и купила себе машинки, огромные столы, помещение у меня уже было тогда, так появился мой швейный цех, в котором я работала поначалу одна. Соответственно потом понадобился магазин, чтобы реализовать свою продукцию, — рассказывает владелица модного бутика.
Качественные ткани бизнесмен покупала на заказ, ткани, пуговицы, фурнитуру искала в других регионах.
Не быть как все
За плечами у Майи Султумовой обучение по специальности «портной верхней одежды» в лицее, затем экономический факультет в вузе. А еще порядка 30 лет предпринимательского опыта. Начинала она с киосков, павильонов, потом 20 лет владела популярным в городе кафе. По ее словам, она ни на минуту не сомневалась, что в том, что и этот новый бизнес у неё тоже получится. Тем более что тяга ко всему прекрасному и к красивым нарядам у неё была с самого детства. Ей удавалось заметно выделяться из толпы даже, когда она училась в советской школе, когда была вынуждена одеваться, как все: коричневое платье, воротничок и белый фартук.
— Я из многодетной семьи, нас было четверо детей, я старшая. Родители работали на заводе. Мы жили небогато. Но папа с мамой у меня всегда были очень красивыми. Папа был похож на артиста, носил стильные шляпы, на него оглядывались прохожие. Мама тоже обожала красивые причёски, носила модную обувь и платья. Видимо, глядя на них, я тоже всегда тянулась к красивому. Не могла одеваться в серое или черное. Какие-то элементы одежды должны были быть всегда, чтобы выделяться. Перешивала мамину одежду для себя. Переделала и школьный наряд. Сделала себе большой красивый воротничок, лямки от фартука отрезала и перешила, получилось красиво, модно, не как у всех, — вспоминает Майя.
И сегодня для создания коллекции под личным брендом ««Гоёшуултаяа» дизайнер-швея использовала как цвета яркие, так и нежные пастельные оттенки. Никакой серости. Но главное отличия коллекции мастерицы – национальные мотивы и смешение стилей.
— Смешение стилей я тоже приветствую. Так, например, у меня в коллекции есть спортивная одежда, которую я называю «спорт-шик». С виду это обычный спортивный костюм, но национальные элементы делают его особенно стильным, нарядным, хотя он по-прежнему остается повседневной одеждой. В таком костюме можно как сходить в спортзал, так и отдохнуть с друзьями в кафе.
Если раньше наряды с бурятским орнаментом носили только бабушки из глубинки, или артисты для выступлений, то сейчас, в том числе благодаря Майе Султумовой, появляется новая повседневная одежда с буддийскими узорами и бурятской символикой. Покупать вещи, подчеркивающие национальную идентичность, становится популярным в Бурятии явлением.
— В целом, мы шьем самые разные наряды для всех возрастов: мужские и женские спортивные костюмы, брючные костюмы, платья, футболки, куртки, сумки и т.д. Есть даже конверты для выписки из роддома. В одежде много буддийских узоров. Буддизм — часть Бурятии, и мне это близко. Ткани наши — торгон (монгольский шелк. — прим. ред.), тесьма, пуговицы расписные. Мы сейчас должны возрождать свою культуру, чтобы она не исчезла. Поэтому мне важен национальный колорит в одежде. Мне кажется, сейчас идёт возрождение национального самосознания, — уверена Майя Султумова. — Если раньше для молодежи было почему-то стыдно говорить на бурятском, то теперь многие наоборот стремятся к этому, записываются на курсы бурятского языка. Надо сохранять культуру. Кто если не мы? Если я хоть на какую-то частичку буду причастна к этому возрождению, то для меня это дороже всех денег!
Особенно ценным для предпринимателя стало появление новой тенденции — вслед за юными девушками в ее магазин потянулись и парни, которые тоже хотят носить одежду с национальными узорами.
— Молодёжь любит нашу одежду. В том числе покупают не только буряты, но и русские. Когда я вижу покупателей-парней, которые ищут себе что-то этническое, но не могут найти то, что им нравится, то у меня к ним особое отношение. Я знаю, что женщины могут надеть любой наряд в любом месте, а то, что ко мне потянулась молодежь и парни — для меня это особенно ценно. Если они не могут подобрать для себя подходящий наряд, мы предлагаем им пошив изделия на их вкус, — поясняет Майя Султумова.
Как выяснилось за четыре месяца работы, расположить магазин на автовокзале, оказалось правильной идеей. Сюда стекаются не только жители районов Бурятии, но и иногородние туристы, которые хотят уехать на Байкал или посетить другие достопримечательности республики.
— Покупают у меня одежду приезжие из Москвы, Иркутска, Сочи, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов. Летом мы ожидаем большое число приезжих. Готовим к продаже не только одежду, но и сувениры, — делится модельер.
Возможно уже скоро аналогичный магазин откроетя в Иркутске. Жители города по соседству весьма заинтересовались новинкой и тоже хотят одеваться в «Гоёшуултаяа».
Уроженец Швейцарии 53-летний Лукас Акерманн объездил полмира: искал место, где будет счастлив и где может заняться новым, интересным делом. И именно в далекой и непривычно холодной для иностранца Бурятии он вдруг почувствовал себя дома. За несколько лет жизни в республике он успел построить большой дом, обзавестись новыми друзьями и построить успешный бизнес.
Впервые приехав на Дальний Восток, Лукас изучил Бурятию досконально. Далеко не каждый местный житель знает ее также хорошо, как приезжий из Швейцарим:
— Я начинал изучать республику с немецким путеводителем, исследовал все достопримечательности, побывал в каждом районе. Все туристы предпочитают ездить на Байкал, и я его тоже очень люблю. Но также мне очень нравится бывать в Баргузинской долине. Нравятся Бичурский, Кяхтинский, Джидинский районы. Там много красивых пейзажей и много исторических мест. К примеру, места, где бывал Чингисхан. Есть много интересных зданий.
Я хорошо изучил этот регион. И как-то раз подумал, что хочу здесь жить. А еще мне так понравилась Бурятия, что я бы хотел рассказать о ней всему миру и показать всем. Потому что про эту республику не знают ни в Европе, ни в Москве. Я оформил все документы, организовал турфирму. Теперь занимаюсь экологическим туризмом, являюсь личным гидом-водителем для моих гостей, — рассказывает иностранец.
Параллельно с туризмом Лукас поначалу хотел заняться еще и фермерством. Закупил поросят, чтобы делать для жителей республики вкусные, натуральные мясопродукты. Но вскоре понял, что такую идею осуществить будет сложно. Делать такие продукты очень затратно, а значит и цены нужно сделать высокими. Но потребители платить двойную цену пусть и за хороший продукт не захотели. Дело пришлось свернуть.
А вот с туристическим бизнесом все в порядке. Круглый год Лукас возит туристов по Бурятии, показывает и рассказывает все то, что сам недавно узнал об этом крае. Многие клиенты появляются у него благодаря сарафанному радио. Удивительно, что большая часть его туристов — это сами жители республики, которые только вместе со швейцарским гидом впервые посещают те места малой родины, где ни разу раньше не бывали.
Швейцарцу часто задают вопрос — почему он уехал из благополучной европейской страны в небогатую Бурятию, в то время как многие стремятся покинуть республику в поисках лучшей жизни и зарплаты.
— Я жил в Люцерне, был заместителем управляющего мастерской в известном транспортном предприятии, работал и механиком тоже. Ремонтировал большие грузовики. Получал 6 тысяч долларов в месяц. Но вы зря думаете, что это большая сумма. Большая часть уходит на аренду квартиры, налоги, страховки, еду. В Швейцарии все очень дорого. Да, многие там становятся зацикленными на деньгах, стараются, как можно больше заработать. Для меня богатство и счастье заключается в других вещах. В Бурятии жизнь намного спокойнее, размереннее, мне это нравится. Много свободного пространства, много воздуха, красивая природа, приятные люди. Вот это богатство, — уверен иностранец.
Но есть вещи, к которым привыкнуть иностранцу было сложно. Так, например, в его пригородном поселке Тулунжа часто отключают свет. Для швейцарца поначалу это было шоком, он признался, что не помнит, чтобы в его родном Люцерне электричества не было хотя бы пары минут. Отдельная проблема – ностальгия по настоящему швейцарскому сыру. Вопрос удалось решить с помощью друзей, которые регулярно посылают ему сыр в посылках. Да и на местном рынке он нашел точку, где есть сыр более или менее хорошего качества.
Решилась сама собой и проблема непростых российских дорог. Его компания «Поехали-Тур» даже имеет свой девиз «Мы едем туда, куда другие не смогут». Лукас помогает доставлять туристов в самые дикие, непроходимые места республики. Помогает в этом огромный грузопассажирский КАМАЗ, в котором есть 33 удобных места.
— Я уже привык к дорогам. С КАМАЗом это комфортно. Я еду туда, куда другие не могут. Тем более, что много желающих попасть в дикие, непроходимые места по лесной дороге. Есть много локаций, куда обычные автобусы или «микрики» проехать не смогут. А я могу ездить везде и в любой сезон, — уверяет бизнесмен. — Ночуем мы в отелях или кемпингах, как пожелают туристы.
Давнюю мечту о покупке дома на колесах пришлось оставить в прошлом — покупать такую машину сейчас дорого и невыгодно. После всем известных политических событий иностранцев, желающих приехать к Лукасу, заметно поубавилось. Но даже несмотря на то, что теперь прямых рейсов нет и добираться иностранцам приходится намного дольше и дороже, отдельные смельчаки все-таки есть.
— Недавно на швейцарском телевидении прошел репортаж про меня. Люди стали звонить, интересоваться. В этом году ко мне приедут две группы из Швейцарии — в августе и сентябре. Самая большая проблема сейчас, что больше нет прямых рейсов. У людей уходит больше времени и денег на дорогу. Жаль, конечно. Но зато теперь я стал заниматься внутренним туризмом: возить в туры россиян и самих жителей Бурятии. Мне это нравится, — улыбается Лукас.
По словам иностранца, до сих пор он не перестает удивляться и открывать для себя новые и новые уголки республики, которые его восхищают:
— Каждый год новые открытия. Еще много мест есть здесь, которые я не знаю. Я узнал многие достопримечательности, места силы, это все очень интересно. Мне кажется, здесь находится сильная часть мира. Мои туристы говорят, что тоже чувствуют в местах силы что-то необыкновенное. Недавно у меня был тур в Гусиху, это недалеко от посёлка Усть-Баргузин, мы там ночевали. Там есть горячий источник, это тайное место в тайге, остров. Замечательное место, где не ловит связь, нет суеты. Там очень мирно, тихо и очень красиво.
Зимой собрать в тур желающих намного сложнее, чем летом. Но швейцарец уверяет, что доходов ему на жизнь хватает:
— Мне хватает, нормально. Мне мало надо, я не хочу быть олигархом. Поэтому я доволен тем, что у меня есть.
Судя по отзывам, многие туристы ценят гида-иностранца не только за интересные туры, но и за умение создавать дружескую, теплую атмосферу. Люди признаются, что создается впечатление, что они едут в путешествие с давно знакомым другом. Бизнесмен о жителях Бурятии тоже отзывается тепло:
— Мне кажется, что люди здесь более открытые, теплые, доброжелательные, чем в Швейцарии. Жители республики очень приятные в общении, всегда готовы помочь. Мне это очень нравится. Я уже решил, что никуда отсюда не уеду, Бурятия — это теперь моя вторая родина, — заключает Лукас.
Попадают в Дуннин через одноименный погранпереход. С российской стороны это пункт пропуска «Полтавка» на самом коротком пути из Владивостока в Суйфэньхэ. Отсюда до Мекки потребительского приграничного туризма 63 километра. До Дуннина всего 12. Но в него россияне чаще всего даже и не заезжают. Между тем он и ближе, и значительно больше, и ухоженнее. Его гостей ждут, процитирую Чехова, «благорастворение воздухов и изобилие плодов земных». А еще – сильные впечатления.
Среди пассажиров большого автобуса, по отработанному алгоритму подхватывающего туристов в нескольких точках Владивостока, на железнодорожном вокзале Уссурийска и у самой «колючки», курс на Дуннин держит обычно пара человек. Как правило, на китайской стороне местные гиды сразу же пересаживают их в легковушки и отвозят в гостиницу. Остальные туристы под командой «капитаны»-руководителя едут дальше в автобусе, в состав группы «дуннинцы» вольются на обратном пути.
Такое превращение в самостоятельных путешественников прекрасно по многим причинам. И в первую очередь это экономия времени. Тур в Дуннин трехдневный. И если при выезде из Владивостока в пять утра заселение в номер, к примеру, в Мишане, лишь начинается сильно после обеда, то в Дуннине в 11 часов туристы уже осматривают город. По дороге назад «родной» автобус забирает их из отеля около полудня. Таким образом экскурсантам принадлежат почти двое из двух с половиной суток поездки.
— Российских туристов селят тут в три гостиницы, две в центре, а одна у моста через Суйфун на пути к новым городским микрорайонам, — рассказала гид-переводчик Вэй Кан, которая выбрала себе русское имя Вика по созвучию с родными именем и фамилией, у нее, как и у многих китайцев в этом регионе, солидная доля корейских генов. – Но от нее на рынок, улицу с ресторанами и кафе, в брендовые магазины легко дойти пешком. Или проехать на автобусе, мимо отеля проходят несколько, и у всех есть остановка в центре.
«Дуннин» в переводе означает «восточное спокойствие». Это имя очень подходит небольшому по китайским меркам 200-тысячному городу. Дуннин очень ухоженный и зеленый. И даже, не побоюсь неожиданного для провинциального приграничья слова, экоориентированный. По всему городу, в местах, где много людей, у достопримечательностей оборудованы благоустроенные туалеты. Урны многосоставные – для раздельного сбора мусора. Рядом с ними отдельно стоят регулярно очищаемые пепельницы.
Кусты фигурно подстрижены, много газонов, есть и классического типа скульптуры животных, и современные фигурки – тигренок и малыш-леопард, похожие на наших Тига и Лео. И рядом рассказ, что звери под охраной. Улицы просторные и чистые, на тротуарах есть место для пешеходов.
Электротранспорта вообще много. У женщин особенно популярны мини-машинки мультяшного вида, у мужчин – мини-грузовички.
Автобусные остановки заметны, схемы в них понятные. На дорогах не гоняют и позволяют пешеходам переходить их без особого соблюдения ПДД. Никто никуда не торопится. Пенсионеры на улицах играют в карты и танцуют по вечерам. Одна особо продвинутая группа у модного спорткомплекса даже выдала проходочку под …лезгинку.
Все без исключения названия на дорожных указателях и вывесках магазинов продублированы на русском. Причем единообразно. Но русских практически нет.
Дуннин, несмотря на общую продвинутость, очень консервативен в сфере питания. К примеру, даже с подсказкой гида удалось найти только одну точку продажи кофе (за исключением KFC, но там этот напиток, как говорится, такой себе). Правда, рассчитаться за капучино помогли добрые люди – наличку в современной кофейне не берут, весь процесс от выбора напитка и топингов до оплаты идет через мессенджеры. А вот на рынке при виде купюр и монеток никто не морщится, хотя электронные платежи тоже в ходу.
— Дуннин богатый, потому что живет сельским хозяйством, — выдала парадоксальную для дальневосточников сентенцию Вика, пояснив, что все дело тут в почве. – Сельхозугодья здесь расположены вблизи лавового поля Удаляньчи и образовавшего его щитового вулкана Лаохэйшань, а сам город практически находится в кальдере. Здесь много рек, тепло, и все очень хорошо растет. На весь Китай Дуннин славится прекрасным вкусом своих черных грибов муэр, по ним здесь собираются конференции и проводятся выставки.
Муэр тут выращивают в теплицах, которые стоят на рисовых полях. Такое соседство и вулканическая почва и обеспечивают насыщенность вкуса. Да, рис здесь тоже растят в теплицах, и переносят на поля, сначала свернув грядки в рулоны, а потом развернув их, как при укладке покрытия на футбольном поле. И дуннинский сорт риса также очень известен. И местная черника - тоже тепличное растение. Каждый кустик живет в отдельном горшке, почва в котором покрыта мелким щебнем, чтобы ягоды были чистыми.
На улице кафе и ресторанов заведения группируются по блюдам. Друг рядом с другом работают малатанные, лапшичные, пельменные, хого-самоварные… Порции отличаются гигантизмом, а овощей в блюдах даже больше, чем обычно. Сказывается локальный сельхозуклон. Но за время короткого тура поесть в кафе получится разве что один раз. Местные едят с продуктового рынка, и их пример очень заразителен: товар там свежий, недорогой и абсолютно понятный россиянам по вкусу.
— Наши любимые продукты - лепешки с начинками, свинина, приготовленная на гриле-карусели, тогда мясо нежное, а шкурка хрустит. Еще печеные яйца, печеный батат, корейские салаты, и, конечно, ягоды, овощи и фрукты, — перечисляет Вика. — А еще у нас рынке продают хулу, тыкву-горлянку во всех видах, высушенную (солонки и прочие сосуды) или из бумаги (украшения для дома, особенно к празднику урожая), или серьги, подвески, брелоки, амулеты в виде горлянок. По фэнь-шую это символ здоровья и благополучия.
Солидные учреждения охраняют статуи львов (особенно их много на улице банков) и собачки Фу Дог. Удачу приносят слоны, такие стоят у входа в самую дорогую гостиницу города – «Хэпберн». Для ее жильцов бесплатно посещение бассейна и спа-центра, входящих в гостиничный комплекс.
Впрочем, туда можно прийти и с улицы, цены обычные. А вот позавтракать в ресторане получится только у гостей отеля, и число восторженных отзывов о поваре на сайте только растет. Постояльцев много, сюда едут со всего Китая.
Рядом с городом находится подземный форт Дуннин, один из центров 170-километровой системы укреплений, которую японские оккупанты построили в Китае для вторжения на территорию СССР. Ее называли «восточной линией Мажино». Строительство началось в 1934 году, и, по информации историков, после его окончания японские власти расстреляли более 100 тысяч китайских рабочих: из опасения, что те передадут чертежи крепости партизанам.
— Здесь размещались более 10 укрепленных блиндажей, которые предусматривали как проведение совместных крупномасштабных военных действий, так и единичных вылазок. Комплексное укрепление по площади охватывало более четырех квадратных километров, где располагалось 45 долговременных оборонительных укреплений, 400 артиллерийских и пехотных блоков, 84 бункера и 10 взлетно-посадочных полос, — пишет историк-исследователь Цзе Ли.
Общая площадь подземных помещений укрепрайона насчитывает около 236 тысяч квадратных метров. Внутри горы Шенхуншань (третий нижний ярус находился на глубине 80 метров) были расположены казармы, склады, госпитали, бани, псарня и даже железная дорога. В сентябре 1945 грандиозный подземный форт сопротивлялся еще две недели после того, как Япония объявила о безоговорочной капитуляции. Бой за Дуннинскую крепость считается последним сражением второй мировой войны.
В сражениях за форт Дуннин и освобождение города погибло более полутора тысяч советских солдат и офицеров. 18 октября 2005 года у крепости был открыт мемориальный комплекс с обелиском в честь советских воинов, музеем выставкой танков, боевых машин, авиатехники. Тогда строительство мемориала было объявлено важнейшей народной стройкой уезда и он был сооружен в рекордные сроки - всего за несколько месяцев. Его стоимость, по некоторым данным составляет 2,5 млн долларов США.
На входе в музейный комплекс — 30-метровый памятник советским воинам, со скульптурой воина с автоматом в поднятой руке. У основания надпись: «Вечная слава героям Советской армии, павшим в войне за освобождение Китая от японских милитаристов». Неподалеку — памятник Герою Советского Союза Александру Фирсову, который геройски погиб в боях за город Дуннин. А вот музейные экспозиции сейчас закрыты, к юбилею ведутся большие реставрационные работы.
Несмотря на это, на парковке у барельефа, рассказывающего о строительстве укрепрайона и сражении за него, почти нет свободных мест. Номера у машин из самых разных провинций – из Хэйлунцзяна и ближнего Ляонина, Шаньдуна, Аньхоя, есть и пара столичных. В будний день безо всякого экскурсовода тонкая цепочка людей тянется по ступеням в гору ко входу в крепость. Пожилая китаянке в смешной шляпке замирает, разглядывая барельеф, и смахивает слезинку. У наших соседей хорошая память.
В регионах Дальнего Востока за начавшийся летний сезон ожидается прирост туристического потока. Тем не менее пока отрасль только возвращается к допандемийным показателям. Планируется расширять предложение дальневосточных туров, в том числе в сфере круизного туризма. Также предполагается обновление и создание новой инфраструктуры в пределах особо охраняемых природных территорий. В связи с необходимостью создания дополнительных средств размещения, в том числе на охраняемых территориях, где запрещено капитальное строительство, запланировано увеличение количества проектов, предполагающих возведение модульных отелей.
Среди дальневосточных регионов лидерство по объему туристического потока сохраняет Приморский край, хотя в начале текущего года в регионе фиксировалось снижение показателей посещения. В крае рассчитывают на прирост турпотока в летний сезон. В январе-марте 2025 г. в Приморье было совершено 298,6 тыс. туристических поездок, что на 6,9% меньше, чем за аналогичный период 2024 г. и на 12,4% меньше, чем в январе-марте 2023 г. В целом в текущем году регион планирует принять более 4 млн туристов, что будет соответствовать уровню допандемийного 2019 г.
В то же время в Приморском крае региональное правительство отчиталось о росте количества посещений санаториев региона в начале текущего года. В январе-апреле количество посетителей приморских санаториев составило 11,5 тыс. человек, что стало наиболее высоким показателем в ДФО. Тем не менее в годовом сопоставлении количество отдыхающих в оздоровительных учреждениях Приморья все же снизилось на 10%.
В целом за первые четыре месяца текущего года санатории Дальневосточного ФО приняли 45,8 тыс. гостей, что на 13,9% меньше, чем за аналогичный период 2024 г. Второе место после Приморского края по количеству отдыхающих в санаториях в ДФО с большим отставанием занял Забайкальский край (6,1 тыс. человек, резкое снижение на 32,6%). Санатории Бурятии и Сахалинской области приняли в январе-апреле по 5 тыс. человек (в Бурятии показатель снизился на 43%, а вот на Сахалине зафиксирован рост на 4,4%).
В регионах на этом сложном фоне продолжается разработка новых туристических программ и маршрутов. В частности, в Магаданской области летом был запущен обзорный маршрут на вертолетах Ми-38. Он включает пролет над Магаданом, полуостровом Старицкого, бухтами Нагаева, Светлая, Батарейная, Весёлая, Гертнера. В Камчатском крае с началом туристического сезона увеличилось количество предложений, предполагающих организацию рыбалки во время лососевой путины. В стоимость туров включены проживание в коттеджах, питание, а также лицензия на рыбалку с правом забрать рыбу.
В Чукотском АО на ноябрь 2025 г. намечен запуск нового туристического комплекса «Какомэй» на территории Анадырского лимана (в 20 км от Анадыря, у подножия горы Дионисия), включающего ресторан и спа-комплекс (компания ООО «Север 87»[1]).
Объем инвестиций в проект оценивается в 35,8 млн рублей. На территории комплекса планируется организация мастер-классов традиционных ремесел народов Крайнего Севера и проведение национальных праздников.
В Приморском крае к 2029 г. планируется создать новую особо охраняемую природную территорию регионального значения (ООПТ), которая объединит северо-восток полуострова Муравьёва-Амурского и остров Русский. В состав ООПТ также должны войти Владивостокская крепость и Ботанический сад ДВО РАН. Работы по созданию парка планируется начать в 2027 г., на территории предусмотрен ряд мероприятий по созданию туристической инфраструктуры, включая обустройство культурно-познавательной зоны, входных групп, создание смотровых площадок, мест отдыха, строительство павильонов для выставок, благоустройство природных зон, пешеходных троп и мест временных остановок. Кроме того, в парке предполагается предусмотреть территорию для спорта с беговыми дорожками, велосипедными маршрутами и площадками для активного отдыха, построить визит-центры, сервисы для туристов и пункты оказания первой медицинской помощи. Планируется также отреставрировать включенные в территорию парка участки Владивостокской крепости.
Кроме того, на территории острова Русский запланировано создание новой 6-километровой велосипедной дорожки, который продолжит проложенную в 2024 г. туристическую велотропу. Новая велосипедная трасса продлится от поворота на мыс Ахлёстышева до конечной точки – Университетского проспекта. Работы предполагается завершить к 1 ноября 2025 г. На протяжении всего маршрута запланирована установка малых архитектурных форм и павильонов для отдыха, а также памятного знака «Нулевой километр велодорог России».
На зиму 2025-26 гг. запланировано открытие горнолыжного курорта «Арсеньев» рядом с одноименным приморским городом. Стоимость проекта ранее оценивалась в 9,6 млрд рублей. На курорте смонтирована одна канатная дорога протяженностью 1 тыс. 570 м, монтаж второй (1 тыс. 522 м) продолжается. Инвестором выступает ООО «Приморье Спортотельинвест»[2].
Между тем в Хабаровском крае в июне статус особо охраняемой природной территории получил природный комплекс «Скальные обнажения на реке Нилан» на 0,6 га (район им. Полины Осипенко). На территории произрастают редкие виды растений и обитают более 200 видов животных, 16 из которых включены в Красные книги РФ и Хабаровского края.
В целях реализации проекта «Тропы Дальнего Востока» в рамках единой президентской субсидии в текущем году предусмотрено выделение 1,7 млрд рублей на создание 18 туристических троп общей протяженностью 124 км. Проекты предполагают строительство визит-центров, обустройство зон отдыха, смотровых площадок, пунктов проката. В том числе четыре тропы предполагается создать в Камчатском крае, три – в Забайкальском крае, по две – в Бурятии, Приморском крае, Хабаровском крае, по одной – в Амурской и Магаданской областях, Чукотском АО.
Кроме того, на Дальнем Востоке предполагается создание единого оператора морских круизных судов и маршрутов – АО «Русская круизная компания». Соответствующее соглашение было подписано руководителем Росморречфлота А.Тарасенко (бывший врио губернатора Приморского края и бывший глава правительства Якутии), гендиректором ФГУП «Росморпорт» С.Пылиным и председателем совета директоров московского АО «КС - Стратегический альянс» К.Шубским в конце июня.
Предполагается, что учредителями компании-оператора станут ФГУП «Росморпорт» и «КС – Стратегический альянс», а Росморречфлот выступит координатором проекта. Компания-оператор должна заняться организацией морских круизов, приобретением круизных речных судов и управлением ими, формированием полного пакета туристических услуг. Согласно планам, новые дальневосточные круизные маршруты должны охватить Сахалин, Курильские острова, Камчатку.
Что касается строительства новых средств размещения в регионах, то губернатор Хабаровского края Д.Демешин в апреле подписал конкурсную заявку в Минэкономразвития РФ, подразумевающую реализацию 33 проектов по созданию глэмпингов в крае с общим объемом финансирования почти 3 млрд рублей. Он также поручил краевому правительству организовать в регионе производство модулей для создания 1,8 тыс. глэмпингов. Туристические глэмпинг-парки, в частности, планируется разместить на приграничном острове Большой Уссурийский. Утвержденные правительством РФ в апреле правила предоставления субсидий на создание модульных гостиниц предполагают финансирование из федерального бюджета в 2025-27 гг. в размере 15 млрд рублей (на все регионы).
В июне департамент развития туризма Минэкономразвития РФ одобрил предоставление Иркутской области субсидии из федерального бюджета на создание модульных некапитальных средств размещения в 2025-27 гг. Общий объем субсидии составляет 537,7 млн рублей, в том числе в 2025 г. регион получит 105,4 млн рублей, в 2026 г. - 325,7 млн рублей, в 2027 г. - 106,6 млн рублей. Субсидия представляется по итогам конкурсного отбора инвестиционных проектов и предназначена для их софинансирования в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство». В Иркутской области центром были поддержаны 12 инвестиционных проектов по строительству модульных отелей.
В свою очередь в Камчатском крае ООО «ГК Максутова»[3] рассчитывает к 2029 г. построить в Петропавловске-Камчатском гостиницу категории 4 звезды на 173 номера в рамках СПВ, инвестировав более 4,5 млрд рублей. На территории отеля также планируется разместить ресторан, конференц-зал и спа-центр.
Следует отметить, что Приморский край и Иркутская область были включены в число регионов, где с 1 сентября 2025 г. начнется реализация федерального эксперимента по легализации деятельности гостевых домов. Соответствующий законопроект в конце мая был принят парламентом и подписан президентом РФ В.Путиным. Владельцам гостевых домов предстоит зарегистрировать объект в реестре классифицированных средств размещения и получить идентификационный номер. Закон также вводит юридическое понятие гостевого дома (тип средства размещения, представляющий собой индивидуальный жилой дом или часть индивидуального жилого дома, комнаты в котором используются для предоставления услуг гостевого дома). Эксперимент продлится в регионах до 31 декабря 2027 г.
Действующее законодательство затрудняло деятельность гостевых домов, но не запрещало ее напрямую. Так, в 2019 г. вступил в силу закон, ограничивающий размещение хостелов в жилых помещениях многоквартирных домов, а ранее, в 2018 г., были приняты поправки, запрещающие предоставление гостиничных услуг при отсутствии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Учредители – А.Сидоровский, П.Ларцын.
[2] Москва, бенефициарами являются Н.Шленцов (бывший гендиректор ООО «Юниверсити Плаза» в Сочи), ООО «Дом.РФ Капитал».
[3] Петропавловск-Камчатский, принадлежит ООО «Стройинвест» (Москва), подконтрольному закрытому комбинированному ПИФ «Развитие и рост» (находится под управлением УК «Открытие»).
Аэропортовая инфраструктура Дальнего Востока преображается с каждым годом. Последние годы — это череда знаменательных открытий. В 2019 году открылся аэропорт Хабаровска, в 2023 — Южно-Сахалинска, в 2024 — сразу в двух городах, Улан-Удэ и Магадане. В 2025 году пришел черед Камчатского края: весной первые рейсы принял новый терминал аэропорта Елизово. Событие чрезвычайно примечательное, ведь он не только дал возможность людям получить долгожданные сервисы, но и сам по себе не похож ни на один другой аэропорт России и напоминает настоящий арт-объект. Корреспондент EastRussia побывал на Камчатке и готов поделиться впечатлениями от самого необычного аэропорта страны.
Старое здание аэропорта было построено еще в 60-е годы прошлого века, и, несмотря на свою долгую надежную службу, его моральное и техническое устаревание было неизбежным. Те, кто в последние годы прилетал и улетал из старого терминала, должны помнить и длинные очереди на регистрацию, которые начинаются еще на парковке, и неудобный досмотр, и низкие давящие потолки, и автобусы в любую погоду, и, конечно же, получение багажа в отдельной пристройке, прозванной в народе «теплицей». Поэтому перевод рейсов в новый авиационный терминал стал для полуострова действительно долгожданным событием.
Новый терминал надежнее, комфортнее и намного просторнее. Для изготовления основного каркаса здания использовано девять тыс. тонн металла и почти 30 тыс. кубометров бетона высоких марок, его несущие колонны рассчитаны на 10-балльную сейсмическую активность. Площадь зон для обслуживания пассажиров выросла в пять раз, а пропускная способность сектора внутренних перелетов выросла с 360 до 687 пассажиров в час. Но это не предел. В терминале предусмотрена зона для обслуживания международных рейсов, когда она будет введена – вместе с ней обновленный аэропорт Елизово сможет обслуживать до 1 145 пассажиров в час.
Невозможно не упомянуть и телетрапы. Впервые на Камчатке аэропорт оснащен «рукавами», которые позволяют пассажирам переходить из здания терминала в самолет и обратно без выхода на улицу. Таким сервисом смогут пользоваться пассажиры среднемагистральных и дальнемагистральных рейсов: всего для их комфорта сегодня установлены пять телетрапов, а в дальнейшем их число может быть увеличено до восьми.
Но это — цифры. Этот аэропорт надо видеть, потому что он один из самых красивых в России. Уникальный дизайн отражается во внешнем облике и в каждой детали.
Планировка аэропорта отличается от традиционных и привычных многим — современный терминал Елизово теперь относится к аэропортам кругового типа.
Одно из самых неожиданных архитектурных решений, которое очень привлекает внимание и вызывает много обсуждений буквально всех посетителей, — это центр, сердце аэропорта. В рукотворной кальдере вулкана (именно этот образ заложен в форме аэропорта) расположился белый купол конгресс-холла. Он напоминает и обычное яйцо, и символ возрождения, и шапочку льда, возникающую из озера на вершине вулкана Горелый. В будущем купол станет центром притяжения камчатцев — здесь будут проходить выставки и мероприятия. Кстати, функциональным будет и пространство вокруг холла — здесь расположится пруд, который зимой будет превращаться в каток под открытым небом. Такого варианта использования территории аэропорта, пожалуй, нет больше нигде в мире.
Форма купола повторяется и в других частях терминала.
Пребывание внутри ощущается как посещение современного музея или выставочной галереи, а панорама домашних вулканов вокруг – Корякского, Авачинского и Козельского — как полотно самого талантливого мастера в мире: камчатской природы.
Предыдущий терминал как будто защищался от непогоды, поэтому мест для того, чтобы любоваться вулканами, там особо не было. В новом же терминале огромные панорамные окна расположены по всему периметру аэропорта, поэтому фантастические виды гарантированы везде, и не только на вулканы, но и на летное поле. Теперь в зоне регистрации встречающие могут наблюдать, как торжественно воздушные судна плывут к зданию терминала.
Фото: EastRussia
Цветовая гамма — еще один очень смелый ход, который отличает Камчатку от любого другого аэропорта страны. Терминал, который внешне напоминает космическую станцию на далекой планете из ретро-комиксов или старых фильмов, изнутри максимально уютный за счет теплых земляных оттенков: лавы, терракоты, глины. В противовес прохладным цветам авиационного алюминия аэропорт Елизово изнутри выглядит как кусочек марсианских, но при этом очень домашних пейзажей. Решение очень необычное, но находиться в таких интерьерах действительно комфортно.
Отличается аэропорт не только дизайном, но и сервисами. Уже сейчас по пути до зоны регистрации пассажиров можно закупиться местными камчатскими сувенирами или прикупить что-то в дорогу.
Зона регистрации — одно из самых заметных обновлений для всех, кто часто летал по Камчатке и в соседние регионы. В старом терминале, несмотря на обновления, очереди в час-пик на регистрацию могли заканчиваться снаружи здания, почти у парковок. Сегодня такой проблемы нет: новый терминал Елизово оснащен 15 стойками регистрации внутренних рейсов и 15 стойками для международных перелетов. Это большой задел на будущее.
Отдельно стоит отметить самостоятельную сдачу багажа — когда пассажиры после онлайн-регистрации могут сами сдать свой багаж, не обращаясь к сотрудникам аэропорта. Для этого необходимы отдельные системы, и сегодня они постепенно внедряются по всему миру. В основном пока что это удел крупнейших авиационных хабов, но теперь она есть и на Камчатке. Аэропорт Елизово — в одном ряду с московскими Шереметьево, Домодедово и екатеринбургским Кольцово.
На Камчатке была внедрена разработка «Аэропортов Регионов» (оператора аэропорта Елизово) под названием BAGS ID. Выглядит она следующим образом: пассажир сканирует штрих-код посадочного талона и размещает свой багаж в специальный белый куб, оснащенный весами и камерами.
Система сама взвешивает багаж, с помощью машинного зрения определяет его размеры и сверяет с выбранным тарифом перевозки. Если все сходится, если все параметры находятся в рамках установленных авиакомпанией и тарифом билета норм, то киоск выдает три электронных бирки и специальную метку. Пассажир размещает их на багаже, относит на стойку сдачи багажа — и все, дальше можно идти любоваться вулканами с высоты третьего этажа.
Аэропорт еще не проработал и пары месяцев, поэтому готовы еще не все его зоны, но можно не сомневаться: его ждет большое будущее. В дальнейшем на первом этаже также откроется гастромаркет, появятся новые рестораны и кафе. А туристический сегмент всей Камчатки с нетерпением ждет запуска нового 5-звездочного отеля OKOTAN со SPA-центром, который займет большую часть второго этажа аэропорта Елизово.
Сегодня при запросе «автотуры в Китай» почти все ссылки в интернете посвящены желающим купить китайский автомобиль. Однако путешественников сильно интересует другой вопрос – можно ли уже совершить самостоятельную поездку из России в Китай на своей машине. Корреспондент издания EAST RUSSIA исследовал вопрос.
Хорошие новости – это возможно, плохие – пока это возможно только в теории. Тому есть две причины: отсутствует соответствующее межправительственное соглашение и 90% российских автомобильных пунктов пропуска не готовы принимать легковые автомобили для пересечения границы с Китаем.
С Китайской Народной Республикой граничат пять субъектов Российской Федерации: Приморский край, Хабаровский и Забайкальский края, Амурская область и ЕАО. Однако, по информации Дальневосточного таможенного управления легковые автомобили могут наземным путем пересекать границу с Китаем лишь через пункты пропуска в Читинской и Амурской областях.
«До пандемии действовало межправительственное соглашение, которое позволяло осуществлять трансграничные поездки физическим лицам. Группа туристов подавала список, на границе оформлялся въезд в Китай в рамках безвизового режима и временный ввоз автомобиля через международные пункты автомобильного пропуска (МАПП) Соловьевск и Забайкальск. Но сегодня туристы могут достаточно просто ездить на своем автомобиле только в Монгольскую республику», – сообщили EastRussia в пресс-службе управления Читинской таможни.
Подобные межправительственные договоренности между Россией и Китаем пока не достигнуты. Как стало известно ранее изданию Федерал Пресс, МИД России направил китайской стороне проект дополнительного соглашения, которое разрешит физическим лицам проезжать через пункты пропуска в Приморье на личных легковых автомобилях вместимостью до 8 человек. Документ на рассмотрении.
А пока все на уровне взаимных автопробегов, в ходе которых профильные ведомства приграничных территорий стараются заново изучить все нюансы организации самостоятельных автопутешествий.
1 мая 2024 года впервые в послепандемийное время был совершен автопробег китайских машин через Суйфэньхэ (МАПП Пограничный) из таких провинций, как Шаньдун, Внутренняя Монголия, Цзилинь, Ляонин и Хэйлунцзян. Автопробег длился 5 дней и дал свои плоды: уже сегодня во Владивостоке можно очень часто встретить китайских граждан за рулем своих автомобилей, вероятно не в рамках автопробегов. Тем временем китайская туристическая фирма «Кайсян» (г. Суйфэньхэ) планирует организовать еще 9 автопробегов в ближайшее время.
30 апреля 2025 года встречный международный автопробег совершила российская делегация в составе 10 автомобилей. За четыре дня российские автотуристы на собственных автомобилях посетили Суйфэньхэ и Муданьцзян и оценили качество дорог провинции Хэйлунцзян, сообщается в ТГ-канале Visit China. С российской стороны организатором выступила турфирма «Приморавтотранс-тур».
«На данный момент автомобильные поездки возможны только в формате организованного автопробега в составе согласованной делегации. Необходимо собрать большой пакет документов, получить согласование с китайской и российской стороны, согласовать маршрут. Других вариантов путешествовать в Китай на своем автомобиле нет», – рассказал представитель компании «Приморавтотранс-тур».
При этом практикуется еще один любопытный способ, о котором говорят разные источники. Если вкратце, то пока организованная туристическая группа пересекает границу на автобусе, путешествуя в рамках безвизового режима, параллельно границу переходит автовоз, на котором границу пересекают те самые легковые автомобили туристов, на законном основании – таможенной декларации о временном ввозе. Турист приезжает в Китай, при поддержке турфирмы получает временные водительские права китайского образца и временную регистрацию автомобиля, получает номерной знак и может сесть за руль. Говорят, такой способ работает в разных регионах ДФО, но официально его рекомендовать не можем.
Итак, если мы хотим путешествовать по Китаю, то на правительственном уровне необходимо решение двух основных вопросов: межправительственное соглашение по регулированию трансграничных путешествий между Россией и Китаем, а также готовность автомобильных пунктов пропуска принимать автомобильных туристов. Известно, что в Приморье по крайней мере по последнему пункту работа ведется: к концу 2025 года должна завершиться реконструкция МАПП «Пограничный», МАПП «Краскино», МАПП «Турий рог».
А пока обычному русскому туристу можно попробовать взять автомобиль в Китае в аренду. Но для этого предстоит решить очередную задачу: оформить китайское водительское удостоверение в местном ГАИ.
В Китае ни российское водительское удостоверение (ВУ), ни даже международное (МВУ) не имеют юридической силы. Несмотря на то, что Китай подписал Венскую конвенцию, согласно которой страны унифицируют свои ПДД, в Поднебесной не так просто соблюдать дорожные правила: требуется пройти специальный инструктаж или даже экзамен для получения временного водительского удостоверения.
В апреле этого года стало известно, что Минтранс и МВД России обсуждают с китайскими властями взаимное признание водительских прав для индивидуальных поездок граждан на легковых автомобилях, но пока все иностранцы оформляют временные водительские удостоверения.
По отзывам многих русских экспатов в Китае, иностранцы делают это в Китае повсеместно. В Пекине оформить временное ВУ можно в международном аэропорту Дасин. Время оформления займет 30 минут. Такой документ даст право управления только арендованным авто. Иностранцы, в том числе русские, достаточно просто получают водительские документы в Шанхае, Гуанчжоу, Шеньчжене.
Для путешественников в приграничные территории мы оставили ссылки на адреса местных ГАИ в городах Суйфэньхэ (найти на карте) и Хэйхэ (найти на карте). Для того, чтобы найти такое место в другом китайском городе, можно показать водителю такси 车辆管理所. Как правило, оформление занимает пару часов.
Временное водительское удостоверение оформляется либо на 3, либо на 12 месяцев, потому коридор действия визы должен быть соответствующим. Однако сами туристы говорят, что в приграничных территориях китайские турфирмы оформляют временные водительские удостоверения на 7 дней за 15 юаней — для туристов, которые приехали в рамках безвизового режима.
При подаче заявления в китайское ГАИ при себе нужно иметь российское водительское удостоверение категории «В» и загранпаспорт, а также копии этих документов в двух экземплярах. Фотографии так же, как и медицинский досмотр делают в ГАИ. В некоторых местах медосмотр требуется только людям старше 70 лет.
Также в ГАИ необходимо будет предоставить перевод этих документов, нотариально заверенный в Китае или перевод с апостилем (последний можно сделать в России, он действует за границей, стоимость его выше, чем обычного нотариально заверенного перевода). Если вы заверяете перевод в Китае, нужно найти нотариальные бюро公证处, которые есть в любом китайском городе. В среднем заявление рассматривается от 3 до 6 дней. Потребуется также оплатить пошлину.
В городах Суйфэньхэ и Хэйхэ есть например частное бюро EGONGZHENG, где заявление можно подать онлайн через сайт. Физически они находятся по адресу в г. Хэйхэ 黑河市爱辉区魁星路391号 и в г. Суйфэньхэ 黑龙江省绥芬河市行政服务中心二楼大厅 (рабочее время с понедельника по пятницу с 8:30 до 11:30 и с 13:30 до 17:00).
Также в г. Суйфэньхэ по адресу 绥芬河市北山新区中福街38号(行政服务中心406室) находится нотариальное бюро, подведомственное государству.
Арендовать машину в Китае за наличные средства можно. Однако для удобства пребывания в Поднебесной лучше оформить банковскую карту. Так как российские карты в Китае не действуют, можно оформить международную карту банков стран СНГ (сегодня эту услугу может оказать, например, Газпромбанк или частные посредники). Эмпирическим путем доказано, что есть возможность оформить карту в китайском банке. В некоторых случаях могут потребовать основание для открытия счет, например, рабочую/учебную визу или адрес временной регистрации, но зачастую этого не происходит. Чаще весомым аргументом может стать желание привязать карту к приложениям WeChat и AliPay – сегодня именно так оплачивает все товары и услуги весь Китай.
Заявление на открытие счета заполняется в банке на месте. Вам понадобится загранпаспорт с визой, наличные деньги, чтобы внести первый депозит на счет (в некоторых банках требуется минимальный депозит), китайский номер телефона.
В Китае три основных мобильных оператора: China Mobile (中国移动), China Unicom (中国联通), China Telecom (中国电信). Офисы продаж обычно легко найти по крупным вывескам. На месте вам предложат выбрать подходящий тариф в зависимости от того, что вам важнее: звонки или интернет. Китайский телефонный номер позволит вам всегда иметь доступ в Интернет (для использования многих привычных приложений вам понадобиться заранее скачать на телефон VPN), а также на него оформляется банковская карта в китайском банке.
Безусловно, нужно ответственно отнестись к вопросу вождения в Китае и изучить правила дорожного движения. В Китае сильно развита система видеонаблюдения, потому за рулем вы будете нести полную ответственность как водитель. Для проверки своих знаний можно скачать приложение Driving in China или пройти тестирование на сайте (такие вопросы могут встретиться на китайском экзамене по вождению).
С временными китайскими водительскими правами беспрепятственно можно арендовать машину в любом городе. Для аренды нужно иметь при себе загранпаспорт с визой и в качестве депозита оставить данные своей банковской (кредитной) карты. Депозит часто начинается с 500 юаней. При аренде автомобиля рекомендуется на месте приобрести полную страховку ответственности, включая страхование ответственности третьих лиц.
К слову, для водителей в Китае действует приложение, где вы сможете пользоваться услугами дорожной полиции. Приложение «交管12123» подходит, чтобы просматривать штрафы и, что важно оплачивать их онлайн, а также арендовать автомобиль, оформить заявку на замену водительского удостоверения, получить бонусные баллы и так далее. Но оно только на китайском языке, потому здесь предстоит заручиться поддержкой переводчика.
Любое путешествие – это всегда маленькое исследование, потому отправляясь в путешествие, будь то приграничные территории или крупные города, можно заодно взять с собой водительское удостоверение и поставить перед собой цель исследовать этот вопрос самостоятельно. Тем более, если для туризма вы выбрали такую дружелюбную для российского туриста страну, как Китай.