Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Из Якутии с киноприветом

В Якутии разработали систему распространения видеоконтента для кинотеатров «Extra Cinema», которая может стать альтернативой импортной системе дистрибуции фильмов в кинотеатрах.

«Кино – в массы! Каждому районному центру кинотеатр!», – вспомнил советские плакаты руководитель Якутской республиканской киносети Петр Чиряев и за три года создал отечественный аналог кинопроектора для кинозалов, который работает с защищённым видеофайлом. Импортозамещенная разработка стоит в разы дешевле иностранной техники, которая оценивается в четыре-пять млн рублей. Проект будет сначала запущен в Якутии и затем тиражирован в другие регионы России. В настоящее время кинопроектор проходит пилотную апробацию в десяти населенных пунктах республики. На приобретение оборудования муниципальным учреждениям выделяют средства из бюджета Якутии. Проект, разработанный на базе технопарка «Якутия», официально запустят 27 августа ко Дню российского кино. Как шла разработка, как именно работает новая система в интервью EastRussia рассказал его автор Петр Чиряев.

Из Якутии с киноприветом
Фото: Петр Чиряев


Пётр Чиряев, директор Якутской республиканской киносети, автор проекта Extra Cinema

– Что из себя представляет ваш проект – аналог кинопроектора для кинозалов?

– Благодаря проекту «Extra Cinema» смотреть кино на большом экране смогут жители даже самого маленького и отдаленного села. Причем затраты на организацию кинопроката существенно снижаются. Проектор планируем выпускать в двух версиях. Первая модель идет в WUXGA разрешении (плотность пикселей такая же, как и в 2К), он имеет яркость в 6000 ANSI Lm, 100000:1 контрастности, и дает изображение до десяти метров в ширину. Этого достаточно чтобы, закрыть потребность практически любого дома культуры. Вторую модель мы выпустим в ближайшее время в формате 4К – она будет ориентирована на небольшие премиальные залы с экранами до шести метров и там, где сиденья стоят ближе, чем в стандартных домах культуры. Дело в том, что, когда вы смотрите изображение на экране кинозала с расстояния десять метров, вы не отличите 2К от 4К, а как правило в большинстве кинотеатров стоят проекторы 2К. Другое дело, когда вы смотрите на экран с близкого расстояния. Уникальность кинопроектора в его сервере. Он работает в связке с цифровой платформой, которая автоматически отслеживает стоимость авторских прав и отправляет отчисления, обеспечивает безопасность от несанкционированного доступа к контенту. Также платформа имеет свою билетную систему с функциями бронирования и реализации билетов, и ведения отчетности перед правообладателями и органами власти.

– Как он работает?

Технически это проектор со встроенным видеосервером, сервер работает со своим файлом, он зашифрован и его не сможет прочесть никакое другое устройство. Это обеспечивает защиту от пиратства. Доступ к файлу с фильмом имеет организация, владеющая проектором. Файл попадает на платформу непосредственно от правообладателя. Все эти действа юридически закрепляются договорами так же на платформе. Раньше файлы или DVD-диски отправляли в районные дома культуры для показа кино, но случались инциденты, когда сотрудники домов культуры копировали киноновинки и выкладывали в сеть. Теперь такое прекратилось.

– Создавая что-то новое, всегда работаешь на лучший результат, закладываешь более высокие показатели, чтобы усовершенствовать проект. В чем преимущества вашего аналога кинопроектора?

– Расписание сеансов можно составлять по собственному желанию, можно отслеживать каждую продажу, каждый показ как со стороны демонстратора, так и от правообладателя – все отчеты попадают в ЕАИС. Сейчас кинопрокат организован очень сложным образом. Есть целые цепочки прав: автор, производитель, прокатчик, дистрибьютор, логисты, киносети, демонстраторы, билетные системы, интернет-ресурсы, продающие билеты, банки, получающие эквайринг и в конце где-то за всю цепочку заплативший и купивший право просмотра зритель. Мы упростили всю эту цепочку посредников. Ведь фильм — это идея, история, рассказанная режиссером, и любой режиссер мечтает, чтобы его творение попало на большие экраны. Но наличие на рынке огромного количества посредников лишает возможности (особенно мелких и региональных студий) довести фильм до зрителя, и лишает возможности заработка. С нашей системой любой производитель сможет напрямую закинуть свой фильм в библиотеку, и, если местное население заинтересовано в этом фильме – оно его получит. Это гибрид онлайн и офлайн просмотра.

– Почему решили развивать именно это направление, как возникла идея создания?

– Мои друзья снимали кино, показы шли только в Якутске, а их расходы едва окупали доходы. Так как я всегда занимался мультимедиа-техникой, они попросили придумать что-то для показа кино на всей территории республики. Решили делать сеть. Деятельностью в кинопрокате я занимаюсь почти десять лет. Когда открывал первый свой кинотеатр я понял, что для сельской местности – это не бизнес. И создал первую в стране киносеть в форме НКО – так проще работать с муниципалитетами. При поддержке Фонда кино мы кинофицировали почти все райцентры. Остались Арктические территории с крайне низкой плотностью населения, в которых существующий DCP формат не приживется никак. Параллельно с открытием кинозалов в DCP формате в райцентрах, мы начали показывать якутское кино и в селах, отправляли шифрованные файлы с фильмами которые можно было открыть лишь на одном компьютере дома культуры. Однако программной защиты от пиратства недостаточно, защита должна быть так же и на уровне «железа». И тогда я обратился к своим японским коллегам с просьбой произвести доступный по стоимости проектор со встроенным сервером. В 2020 году они создали прототип, однако пандемия заморозила проект, а потом сильно просел рынок электроники, и японцы отказались работать дальше. А введение санкций подтолкнуло меня начать производство и сборку проекторов у нас в технопарке «Якутия».

Что нам мешает там показывать наше кино в поселковых домах культуры? Там есть все условия. Во времена пленки люди всей деревней пару раз в месяц могли собраться в ДК. Мы в век цифровых технологий в эти деревни можем в один клик доставить кино. Существующая модель кинопоказа основана на западных технологиях – есть DCI лицензия, которая стоит очень дорого доступна далеко не всем. Существуют очень жесткие условия проката, невыполнимые в селах. Например, каждый фильм нужно показывать в 4-5 сеансов в течении 3-4 недель. А для села с маленьким населением это не имеет смысла. Жители нашей республики очень любят кино. Раньше наши производили фильмов брали под мышки обычный мультимедиа-проектор и ездили по деревенским домам культуры, показывали свои фильмы. Теперь это невозможно в связи с ужесточением законодательства по контрольно-кассовой технике, бланков строгой отчетности и с введением законов по ЕАИС.

– Какова стоимость создания кинопроектора и в какую сумму он обойдется потребителю?

– Насчет стоимости создания: это заняло три года моей жизни, огромного количества переговоров, выпуска нескольких опытных образцов в нескольких странах, сотен если не тысяч часов работы команды программистов. Финансированием разработок пока что занимаемся мы сами. Стоимость проекторов: первая партия у нас вышла по цене 650 тыс. рублей за проектор, его надо оснастить билетно-кассовой системой, необходимой коммутацией, если нет в зале экрана и звука, соответственно и ими, это все индивидуально.

– В Якутии планируют запуска кинозалы с новыми проекторами в конце сентября. Уже появились интересанты из других регионов РФ?

– Интересующихся из других регионов много, все ждут старта пилота в Якутии. Как и все ИТ-продукты мы должны потратить какое-то время на опытную апробацию и при необходимости внести какие-то правки – это совершенно нормальный путь любого стартапа. В целом закономерно, что такие проекты рождаются в Якутии, мы по праву считаемся кинорегионом и только у нас есть свое кино, которое так любит и с нетерпением ждет наш зритель.