Поделиться
Хабаровчан зовут на разгрузку приморских портов
Поделиться

Организация перевалки контейнеров в порту Ванино стала бы подспорьем в решении проблемы затора с импортом в Приморье

Перегруженность терминалов Приморского края контейнерными грузами заставляет искать дополнительные каналы ввоза импорта в Россию через Дальний Восток. В этой ситуации предлагается повышать роль сухопутных пунктов пропуска, но они требуют соответствующего развития, на что нужно время и инвестиции. Сравнительно результативным решением здесь и сейчас видится переключение части контейнерного трафика на порты Хабаровского края.

Бухта Ванина - порт Ванино. фото: пресс-служба правительства Хабаровского края

Забит открытый порт Владивосток

На сегодня почти треть контейнерооборота российских стивидоров приходится на Владивосток. Основной массив потока идет через причалы Владивостокского морского торгового порта: за 7 месяцев ПАО «ВМТП» переработано 493,4 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте). Хотя это в сравнении с прошлогодним результатом на 2% меньше, непосредственно в июле компания обновила исторический максимум, обработав более 79 тыс. TEU, что почти на 8 тыс. TEU или 11% больше показателей аналогичного месяца 2023 года.

Кроме того, увеличивают перевалку контейнеров другие стивидоры портового узла. В частности, контейнерооборот ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» в январе-июле составил 229,6 тыс. TEU (+8% к уровню 2023 года), ООО «Владивостокский морской порт Первомайский» – 97,4 тыс. TEU (+35%), ООО «Пасифик Лоджистик» – 93,4 тыс. TEU (+11%).

Универсальный терминал ВМТП. фото: пресс-служба ВМТП

Однако при растущем трафике порт не избежал затоварки. EastRussia уже писала о том, что нынешнем летом произошло серьезное скопление контейнеров на специализированных терминалах Приморья. В настоящий момент, сообщил на ВЭФ-2024 вице-президент по линейно-логистическому дивизиону FESCO Герман Маслов, ВМТП загружен более чем на 100%.

О том, что терминалы Владивостокского и Находкинского узла (включая порт Восточный) в настоящий момент перегружены, свидетельствуют и в Федеральной таможенной службе (ФТС). Как считает заместитель руководителя ФТС Владимир Ивин, для ввоза импорта в контейнерах через Дальний Восток нужно шире задействовать возможности сухопутных погранпереходов. Если с начала года через порт Владивосток в страну ввезено 277,2 тыс. контейнеров с импортными товарами, через Восточный и Находку – 138,7 тыс., то через пункт пропуска Забайкальск – лишь 68,7 тыс., привел он в сравнение.

Причем потенциал для обеспечения роста у пограничной станции Забайкальск имеется. «Проводили эксперимент, своего рода стресс-тест, когда в определенный период было вдвое увеличено количество контейнерных поездов. Мы без проблем справились с оформлением этого объема. Когда было в 2,5 раза больше, чем нынешний объем, уже провозных мощностей железной дороги перестало хватать, и было понятно, что это предел. Тем не менее в два раза мы могли бы увеличить оформление контейнеров через Забайкальск», – говорит замглавы ФТС.

Кроме того, в ДФО есть погранпереходы, где контейнерных грузов проходит крайне мало. Так, через железнодорожный погранпереход Тунцзян – Нижнеленинское перевозки с импортом составили всего 3,8 тыс. контейнеров, Хуньчунь – Махалино (Камышовая) – 1,5 тыс., Суйфэньхэ – Гродеково – 3,8 тыс. 

Простор для творчества

Мощности у сухопутных пунктов пропуска для обслуживания увеличивающегося контейнерного потока пока не столь существенны, поэтому есть потребность активно инвестировать в их развитие.

Нужно также расшивать подходы, ведущие к ним. По словам Германа Маслова, сейчас наметился вектор на строительство новых перегрузочных мощностей в Приморье, что вызывает сомнение в их целесообразности. «Мы можем построить еще несколько терминалов рядом, тем не менее железная дорога, к сожалению, от этого больше не станет», – пояснил менеджер.

К решению проблемы на инфраструктуре общего пользования разумно привлекать бизнес, но пока в этом вопросе не устранены сдерживающие факторы. Например, средства в расширение погранпереходов на условиях государственно-частного партнерства готовы вкладывать банки. «Такие проекты характеризуются, с одной стороны, безусловно высокой капиталоемкостью, с другой, значительной зависимостью от того уровня трафика, который удастся получить от реализации проекта», – отмечает вице-президент ООО «ГПБ-Инфраструктурный холдинг» Валентин Мурашов.

Когда подобные стройки рассматриваются на условиях ГЧП, с точки зрения концессионных схем, публичная сторона (это может быть не только представитель государства) зачастую выступает гарантом будущей загрузки создаваемого объекта. Данный подход позволяет частному инвестору быть уверенным в возвратности своих инвестиций.

«Когда говорим о железнодорожной логистике Восточного полигона, такая схема не работает. Ни один публичный партнер – ни регион, ни грузоотправитель, ни оператор – не может гарантировать эту загрузку. Соответственно уровень риска проекта резко возрастает, что не позволяет его финансировать в нужном объеме, проект начинает буксовать. Здесь нам видится решение в том, чтобы повысить уровень прозрачности, повысить уровень понимания, каким объемом трафика может быть загружен тот или иной объект логистической инфраструктуры», – объяснил В. Мурашов.

Грузовой состав на перегоне Слюдянка-1 - Слюдянка-2. фото РЖД

Проект, который затрагивает инфраструктуру общего пользования, требует нестандартной финансово-экономической модели, что должно стать результатом целого творческого процесса, отмечали ранее в ВЭБ.РФ. Здесь особая трудоемкость – структуризация проектов со всеми заинтересованными сторонами. Если заранее определить на федеральном уровне, в том числе совместно с РЖД, те точки и те механизмы, которые государству и экономике нужны действительно как единое принятое решение, то эти проекты могли быть реализованы. Причем имущественный вопрос может быть не столь принципиален: для концессионера главное получать доход от эксплуатации объекта инвестирования, указывали в Сбербанке. 

Ванино в помощь

Нынешние проблемы в приморских портах объяснимы низкими пропускными способностями железнодорожной инфраструктуры и организацией движения по лимитирующим направлениям, говорит директор по логистике и аналитике ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин. Чтобы Восточный полигон работал нормально, многое зависит от морских портов, стивидорных компаний, в свою очередь заявил советник президента РФ Игорь Левитин.

Он напомнил, что целевой задачей III этапа модернизации БАМа и Транссиба является достижение провозной способности в экспортном сообщении до 270 млн т ежегодно. Из этого объема примерно 100 млн т будет адресовано в направлении терминалов Ванинского узла. Причем львиная доля грузопотока придется на насыпные грузы.

«А там вообще нет контейнерных перевозок. Значит, полувагоны из Ванино пойдут порожними обратно, их нечем будет грузить. Мы опять как бы делаем нерациональный пробег по железной дороге. Почему не идут контейнерные перевозки из Ванино?», – подчеркнул И. Левитин.

Порт Ванино. фото: пресс-служба правительства Хабаровского края

Вопрос актуален не только с точки зрения будущего трафика. Если сегодня в адрес Ванинского порта перенаправить часть контейнеризированного импорта, а на припортовой станции внедрить технологию погрузки контейнеров в полувагоны, контейнерные грузы, уходя по БАМу, частично разгрузят перегруженные мощности во Владивостоке, отмечает советник президента. Варианты организации отправок контейнеров из Ванинского порта он предложил рассмотреть на заседании штаба, действующего при зампреде правительства РФ Виталии Савельеве.

Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов, выступая на ВЭФ, не дал четкого ответа по поводу вывоза контейнеров из Ванино, но отметил, что компанию волнует ситуация, когда после выгрузки с этого припортового узла уходит масса порожних вагонов.

Стоит напомнить, когда только стартовала программа развития Восточного полигона, высказывалась идея, в том числе представителями РЖД, о том, чтобы в будущем ориентировать на БАМ, главным образом, тяжелые поезда, например, с углем, рудой, нефтепродуктами и т.п., а более легкие и высокомаржинальные перевозки, как контейнерные, оставить за Транссибом.

В настоящий момент FESCO прорабатывает вариант судозаходов контейнерного флота в Ванино, проинформировал Герман Маслов. «У нас есть опыт работы с портом Ванино. Когда был коллапс 2022 года, линии туда уже заходили. На том этапе это были не наши линии, тем не менее у порта Ванино есть опыт работы там и опыт работы с железной дорогой», – рассказал он.

Действительно, Ванинский морской торговый порт, являющийся универсальным, когда-то на регулярной основе работал с контейнерами, и в последний период, несмотря на активно поступающие насыпные грузы, периодически возобновлял их перевалку. Как правило, это происходило в тот момент, когда становилось хуже с логистикой в Приморском крае. Кроме того, на станции Ванино осуществлялись сдвоенные операции. В частности, полувагоны, приходившие в порт с экспортным углем, затем загружались импортным глиноземом, что сокращало подсыл порожних вагонов-минераловозов и давало некоторый резерв пропускной способности на лимитированном участке Комсомольск – Советская Гавань.

Организацию ввоза импорта в контейнерах через Хабаровский край поддержали в таможне. «Здесь готовы применить технологии для помощи запуска этого процесса, потому что понятно, что там, может быть, нет мест для погрузки, может, в Совгавань что-то [придется] отвести. Но всё под таможенным контролем организуем, проблем не возникнет», – заверил Владимир Ивин.

Тем не менее в FESCO считают, что у Приморья еще есть потенциал для обеспечения прироста контейнерного трафика. Сейчас ВМТП перегружен, но тыловые терминалы вокруг Владивостока загружены только на 51%, согласно данным РЖД, уточнил Г. Маслов.

По его мнению, напрашивается простое решение по устранению заторов в портах Владивосток и Восточный – это переориентация грузопотоков и входящего подвижного состава на те локации, которые отлично могут работать как с фитинговыми платформами, так и с полувагонами. Железнодорожный способ вывоза импорта должен быть приоритетным, но этот ресурс необходимо правильно использовать, считает вице-президент FESCO.

текст: Павел Усов Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Замостить Лену: уникальные технологии и миллиардные выгоды строительства Ленского моста

По подсчетам экспертов, ввод Ленского моста в эксплуатацию не только решит сезонные проблемы с транспортным сообщением Якутии, но и принесет экономике республики дополнительно свыше четверти триллиона рублей в течение 20 лет. О том, какие уникальные технологии будут применены при строительстве моста, социальном и экономическом эффекте Ленского моста — в материале East Russia.

Читать полностью
Поделиться
«Портал» на Дальний Восток появился в московском метро

С 1 ноября в Московском метро курсирует седьмой в истории «Дальневосточный экспресс». Пассажиры брендированного поезда знакомятся с 11 регионами Дальнего Востока – с его жителями, возможностями для образования и развития карьеры, прорывными бизнес-проектами и, конечно, природными красотами. Специально для EastRussia об истории проекта рассказала его шеф-редактор Оксана Александрова.

Читать полностью
Поделиться
Байкало-Амурский локомотив

В перечне поручений главы государства, сформированном по итогам сентябрьского совещания по вопросам развития инфраструктуры ДФО, отдельное внимание уделено организации перевозок по Восточному полигону. Сегодня одной из приоритетных мер по увеличению грузопотока в условиях ограниченной пропускной способности железных дорог является расширение практики вождения поездов повышенного веса. Но чтобы провозить больше грузов, эксплуатационникам нужен мощный и надежный локомотив. О том, как шла в последние годы работа над созданием локомотивной техники для БАМа, – в обзоре EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Что ждет логистику в Приморье: тренды и тенденции рынка сегодня

Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали», рассказывает об основных вызовах и тенденциях, которые определяют развитие логистической отрасли края. Как бизнес адаптируется к сложным климатическим условиям региона, какие технологии внедряются для повышения эффективности и безопасности грузоперевозок, а также какие перспективы открываются перед логистикой Приморья в будущем.

Читать полностью
Поделиться
Хабаровский общественный транспорт: от конки до электробуса

Этим летом по улицам Хабаровска начали курсировать новые автобусы, работающие на газомоторном топливе. Они пошли по муниципальному маршруту № 1, который связывает два вокзала: железнодорожный и речной. Кстати, именно «единичка» стала одним из первых регулярных маршрутов общественного транспорта в Хабаровске. Случилось это ровно 100 лет назад. При этом лишь недавно из автобусов, трамваев и троллейбусов краевого центра исчезли кондукторы, взимавшие плату за проезд. Им на смену пришли современные технологии, позволяющие экономить не только перевозчикам, но и пассажирам.

Читать полностью
Поделиться
Мостам не хватает поддержки

На автодорогах России насчитывается порядка 6 тыс. мостов в аварийном состоянии. Не менее 1/6 из этого количества относится к дорожной сети в Дальневосточном федеральном округе. EastRussia разбиралась, насколько регионы могут побороть эту проблему.

Читать полностью
Поделиться
На арендованном автомобиле по Дальнему Востоку

О том, что может предложить сервис аренды автомобилей RexRent путешественникам Дальнего Востока, рассказал генеральный директор компании Евгений Мелехин в интервью EastRussia на III Всероссийском туристическом форуме, состоявшемся в Хабаровске.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистики ДФО — осень 2024

Дефицит провозных мощностей Восточного региона предполагается устранять за счет технологических решений. При этом из-за дисбаланса экспортных и импортных потоков вновь возникает проблема поставок контейнеров по железной дороге. На фоне роста экспорта в восточном направлении и его сохраняющейся рентабельности увеличивается количество проектов, которые предполагается реализовать в сфере создания приграничной логистической инфраструктуры и развития портовых мощностей.

Читать полностью
Поделиться
Хабаровчан зовут на разгрузку приморских портов

Перегруженность терминалов Приморского края контейнерными грузами заставляет искать дополнительные каналы ввоза импорта в Россию через Дальний Восток. В этой ситуации предлагается повышать роль сухопутных пунктов пропуска, но они требуют соответствующего развития, на что нужно время и инвестиции. Сравнительно результативным решением здесь и сейчас видится переключение части контейнерного трафика на порты Хабаровского края.

Читать полностью
Поделиться
Как хабаровским компаниям снизить расходы на транспортную логистику

Экономическая и политическая ситуация последних лет заметно сказалась на всем российском бизнесе. Одна из наиболее «пострадавших» сфер — логистика. Компаниям пришлось в срочном порядке перестраивать логистические маршруты и налаживать связи с новыми партнерами. Ускорить эти процессы призвана повсеместная цифровизация, которая поддерживается на государственном уровне. Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали», рассказал, как цифровизация и другие меры помогут хабаровским компаниям снизить расходы на транспортную логистику.

Читать полностью
Больше материалов