Незаслуженно воспринимаемый как опасный материал, хризотил даёт возможность предприимчивым людям возможность открыть успешный бизнес
Автомобильный рынок в России переживает ситуацию «затянувшегося шторма». Одни автопроизводители уходят, другие — открывают производства и собираются выпускать ранее незнакомые потребителю модели. Параллельно растет «серый импорт», вносящий все больше разнообразия на дороги и трепет перед зарубежным «инженерным гением» в сердца работников сервисов. Также остается открытым вопрос запчастей. «В России выгодно производить расходники — щётки, колодки, фильтры, тяги. Что касается автомобилей, то на отечественном оборудовании мы сможем собрать только «копейку», да и то, если оно осталось», — отметил в интервью РБК основатель и владелец ООО «БИГ Фильтр» Борис Бейлин. По его словам, около 50–70% рынка автозапчастей было иностранным, так что с уходом многих компаний появились значимые пробелы. Правда, эту ситуацию можно трактовать и обратно — на освободившееся место могут расширить свое производство те, кто раньше отставал в конкурентной гонке. Сейчас мы рассмотрим кейс производства хризотиловых накладок на тормозные колодки в России.
На данный момент хризотиловые накладки на тормозные колодки в легковом и грузовом транспорте применяются в основном на территории Российской Федерации и стран ОДКБ, а также встречаются в государствах Юго-Восточной Азии. Причина такой географии кроется в недавней истории автомобильной промышленности. До 1980-х годов большинство накладок на тормозные колодки производилось из асбеста. Это коммерческое название группы волокнистых минералов, отличающихся высокой стойкостью к температурным нагрузкам, трению и механическим повреждениям. Существует два вида асбеста — амфиболовый и хризотиловый, существенно различающихся по своему воздействию на организм человека. Для накладок на тормозные колодки, которые, собственно, входят в непосредственное соприкосновение с тормозным диском, лучше материала, чем асбестовое волокно, было не придумать, и потому его применяли почти в каждом автомобиле. Правда, всего за несколько лет крупнейшие автомобильные концерны на Западе отказались от асбеста. Почему?
Как уже отмечено, существует два вида асбеста. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат с содержанием железа, который обеспечивает его устойчивость к кислоте. Именно из-за этого амфиболовый асбест, попадая в легкие человека, остается там навсегда — клетки-уборщики легких, альвеолярные макрофаги, не могут его растворить. Это провоцирует тяжелые заболевания. А вот хризотиловый асбест представляет собой гидросиликат магния и устойчивостью к кислоте не обладает. Он выводится из организма человека за короткий срок. В последней четверти XX века в Европе началась массовая информационная кампания против применения асбеста, который связывали с заболеваемостью у людей.
Главный подвох крылся в деталях — люди болели именно из-за амфиболового асбеста, широко применявшегося в Европе, а вот хризотил, традиционно добывавшийся в Канаде и СССР, такую статистику не показал. На эту тему есть исследование «Воздействие асбеста и искусственных волокон в производстве и риск рака легких: исследование методом случай-контроль в Европе», опубликованное в 2006 году. В России хризотил разрешено применять в промышленности в рамках норм контролируемого использования, и на его основе выпускают более 300 видов промышленной продукции.
Причина запрета асбеста в Европе довольно тривиальна — к борьбе против использования амфиболов сразу же подключились политики и производители синтетических волокон, что в результате дало полный запрет всех видов асбеста (не импортировать же хризотил из России!), и суровые нормы в отношении автопроизводителей. С тех пор согласно евро-нормам накладки на тормозные колодки производят из того или иного вида синтетического волокна, что кратно увеличивает их стоимость. При этом кампания против асбеста (уже только хризотилового) в тормозных системах не остановилась — было оказано давление на крупных японских и корейских производителей, вынужденных придерживаться «мировых» стандартов.
Тормозной путь длиной в 30 лет
В результате «антиасбестового» шторма Россия устояла. Страны Таможенного союза продолжили использование хризотиловых накладок на тормозные колодки: многочисленные отечественные и международные исследования доказали безопасность хризотилового волокна при контролируемом использовании. Тут можно упомянуть работу «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок» профессора Дэниса Паустенбаха, который на большом статистическом массиве исследования здоровья механиков, работавших с хризотиловыми накладками, не выявил никаких следов негативного влияния. Более того, он отметил, что при высоких температурных нагрузках хризотиловое волокно в фрикционных изделиях превращается в форстерит, отличающийся по своим свойствам от минеральных волокон.
Поскольку устанавливать хризотиловые накладки на новые автомобили было нельзя, они ушли на рынок «аналогов» брендированных запчастей, где и просуществовали до сегодняшнего дня. С уходом западных товаров с российского рынка, вакуум на рынке накладок на тормозные колодки стал быстро заполняться отечественными производствами. Неожиданный, но приятный факт — хризотиловые накладки на тормозные колодки обладают лучшими дискосберегающими свойствами по сравнению со своими стальными и синтетическими аналогами, а также более долгим сроком службы. Благодаря развитой хризотиловой промышленности в России, фрикционные материалы на основе «горного льна» обладают куда большей доступностью, чем их синтетические аналоги, а при учете общего роста цен на комплектующие, и вовсе становятся одним из немногих бюджетных вариантов.
Постепенное возвращение к хризотиловым накладкам на тормозные колодки можно рассматривать как позитивное явление. Отдельно стоит подчеркнуть, что отставание на рынке было обусловлено не более низкими эксплуатационными свойствами отечественных тормозных колодок, а внешнеэкономическим давлением со стороны Европы. Пока у нас существовали официальные сервисы с жесткими условиями гарантии, контролируемые зарубежными нормами производства и т.п., более выгодный для потребителя хризотил искусственно сдерживался данными факторами. Теперь же, когда отечественный рынок освободился от внешнего диктата, потребитель сам обратится в сторону доступных, экономичных и эффективных решений.
Российская хризотилцементная промышленность в последние годы претерпела существенную трансформацию, как и весь комплекс производства в стране. Несмотря на вызовы времени, промышленность развивается — это касается множества секторов, в том числе и строительства. В современной реальности как никогда стала актуальной отечественная продукция, способная решить масштабные задачи. В этом аспекте хризотилцементная отрасль играет все большую роль.
С момента появления хризотилцементной продукции прошло уже более 100 лет. Самым известным ее представителем является всем знакомый шифер, изобретенный австрийским инженером Людвигом Гатчеком в 1900 году. Всего за несколько лет материал буквально «взорвал» рынок строительных материалов — прочный, долговечный, простой в производстве и чрезвычайно эффективный, он быстро сменил привычную черепицу и сланец. В Российской империи шифер также стал набирать популярность, тем более что с 1889 года велась активная разработка Баженовского месторождения хризотилового асбеста.
В России шифер производят из хризотила, воды и цемента. Кстати, тут важно указать на особенности терминологии. Дело в том, что упомянутый хризотил является одной из разновидностей асбеста. В ХХ веке асбест широко использовался во всем мире, однако в определенный момент выяснилось, что амфиболовый асбест (другая разновидность минерала) вреден для здоровья человека. В Европе, где активно использовался именно амфиболовый асбест, началась массовая кампания, направленная против минерала. На самом деле вреден только амфиболовый асбест, а хризотил – безопасен при контролируемом использовании. Сегодня весь асбест, используемый в мире в гражданских целях – именно хризотиловый асбест.
С начала XX века технологии изменились до неузнаваемости, сама же потребность в хризотиле возросла многократно. На месте скромного карьера, где основной рабочей силой были руки местных крестьян, вырос гигантский завод по добыче и обработке хризотилового волокна, а его побратим разрабатывает Киембаевское месторождение в Оренбургской области. Рядом с каждым из огромных ГОКов выросло по городу, а заводы по выпуску хризотилцементной продукции появились во многих регионах страны. Почему?
Хризотиловое волокно имеет ряд уникальных эксплуатационных свойств, совокупность которых недостижима ни в одном из синтетических аналогов. В первую очередь, это прочность и устойчивость к воздействию высоких температур. Хризотил не горит, не плавится, не выделяет вредные пары при нагреве, не проводит электричество. При воздействии температур более 1500 С, что превышает температуру горения авиационного керосина, он становится хрупким, но так и не загорается, а на разрыв он прочнее многих марок стали. Вся продукция на его основе имеет класс «НГ», то есть «негорючий». Это означает, что материал не горит при любых условиях.
Долгие годы хризотилцементная продукция была одним из основных видов строительных материалов в России. Всем знакомые шифер, трубы для водопровода и канализации, теплоизоляционные материалы и многое другое знакомы нам всем еще с детства. Благодаря низкой себестоимости производства и уникальной совокупности полезных свойств, хризотилцемент широко использовался в СССР. Впрочем, у него был один существенный недостаток — как и другие товары, производимые в социалистическом лагере, товары из хризотил-асбеста были практичны и полезны, но не всегда эстетичны. Когда рынок постсоветского пространства столкнулся с западными товарами, привычный серый шифер значительно проигрывал во внешнем виде. Это стало звоночком для руководства заводов — назрела необходимость перемен.
К 2022 году можно сказать, что хризотилцементная отрасль начала уверенно захватывать рынок. И дело тут в ограничениях со стороны Запада в импорте, рост цен или логистические трудности. Усвоив урок из 1990-х, хризотилцементные заводы сделали ставку на интенсивное расширение линейки продукции. Сегодня на рынке присутствует множество видов цветного шифера с самыми различными покрытиями и текстурами. По желанию заказчика его могут покрыть несколькими слоями краски и лака, а могут и окрасить «в массе», причем цвет можно выбрать самостоятельно из каталога. Помимо классического волнового кровельного материала, некоторые заводы выпускают его в форме «римской черепицы», а другие проводят автоклавирование продукции, повышая её прочностные характеристики.
Помимо кровельных материалов, из хризотилцемента делают трубы, фасадные панели, сайдинг, плоский огнеупорный лист и еще более 300 видов продукции. Все они долговечные (служат около 30 лет), устойчивые к механическим повреждениям, воздействию неблагоприятных погодных условий и перепадам температур, а также не горят. Производители усвоили уроки прошлого, так что строительные материалы из хризотилцемента отличаются не только эксплуатационными характеристиками, но и разнообразием внешнего вида – имеют различную текстуру и цвет, а некоторые заводы выпускают настоящие муралы с яркими картинами. Это оценили и за рубежом — в Казахстане активно приобретают цветные фасадные панели для облицовки многоэтажных зданий.
Вслед за трансформацией производства в хризотилцементной отрасли изменился и характер спроса на продукцию. Сегодня хризотилцементная продукция активно используется при строительстве современных жилых комплексов по всей стране, в частном домостроении и оформлении зданий офисных центров. Яркие краски в сочетании с надежностью и долговечностью снова вывели хризотиловую промышленность в топ по странам СНГ, вернув внимание аудитории. Дополнительный плюс — 100% импортозамещенность хризотилцементной отрасли, что обеспечивает достаточное количество продукции по всей стране.
Помимо частных компаний, хризотилцемент активно используется в программах капитального ремонта и ремонте инфраструктуры страны. Не секрет, что в последние годы все чаще идет разговор о комплексной модернизации системы ЖКХ в России, и компании-подрядчики выбирают для этих целей именно хризотил.
В ряде регионов планируется реализовать новые проекты золотодобычи, увеличив тем самым объемы производства драгметалла. Также предполагается осваивать полиметаллические месторождения, в том числе для расширения возможностей экспорта и наращивания поставок на внутренний рынок. Сфера алмазодобычи переживает спад под влиянием негативной рыночной конъюнктуры и санкций.
В текущем году регионы-лидеры добычи золота и серебра увеличивают производство драгметалла. В то же время некоторые предприятия на Дальнем Востоке демонстрируют спад производственных показателей, что касается в первую очередь Амурской области.
Недропользователи Магаданской области в январе-сентябре 2024 г. увеличили объем добычи золота на 10,8% относительно аналогичного периода прошлого года, до 41,5 тонн – 27,3 тонны рудного золота и 14,2 тонны россыпного. Кроме того, в регионе за отчетный период произведено 322,3 тонны серебра.
Добычу рудного золота на Колыме вели АО ЗРК «Павлик» (ИК «Арлан»), АО «Сусуманзолото» (УГМК), АО «Серебро Магадана» и ООО «Омолонская золоторудная компания» («Полиметалл», «Мангазея Майнинг»), АО «Полюс Магадан» (ПАО «Полюс»). Производство серебра в регионе осуществляют дочерние предприятия компании «Полиметалл» - АО «Серебро Магадана» (рудники «Дукат», «Лунное», «Перевальное») и ООО «Омолонская золоторудная компания», а также ООО «Агат» и СП ЗАО «Омсукчанская ГГК».
В этом же регионе АК «АЛРОСА» намерена инвестировать 24 млрд рублей в освоение золоторудного месторождения Дегдекан в Тенькинском муниципальном округе, построив на месторождении золотоизвлекательную фабрику производительностью до 5 тонн золота в год. Начало добычи намечено на 2028 г. Для разработки Дегдеканского месторождения «АЛРОСА» выкупила 100% ООО «Магаданское геологоразведочное предприятие», которое ранее принадлежало АО «Полюс Красноярск». Разведанные запасы месторождения оцениваются в 100 тонн золота, в том числе балансовые запасы – в 38 тонн.
В Якутии в январе-сентябре текущего года было произведено 37,8 тонн золота (соответствует уровню аналогичного периода прошлого года). Производство осуществляли предприятия холдинга «Селигдар» (месторождения Лунное, Рябиновое, Ясная поляна, Самолазовское, Нижнеякокитское рудное поле), «Полюс Алдан» (Куранахское рудное поле), «Нерюнгри-Металлик» (месторождение Гросс, Nordgold), ПАО «Высочайший» (Большой Куранах, Дражное) и АО «Полиметалл» (Нежданинское месторождение).
В республике за отчетный период на 60% вырос объем добычи серебра, составив 273 тонны (второй показатель в РФ после Магаданской области). Добычу серебра ведут ООО «Прогноз-Серебро» на месторождении Прогноз (Верхоянский район), АО «ЮВГК» («Полиметалл») на Нежданинском месторождении (Томпонский район) и ООО «ГеоПроМайнинг Верхне-Менкече» на месторождении Верхне-Менкече (Томпонский район).
АО «Полиметалл» («Мангазея Майнинг» С.Янчукова) планирует инвестировать до 2035 г. 26,1 млрд рублей в освоение якутских месторождений Прогноз (лидер по объемам добычи серебра в республике) и Агылкинское. В том числе на развитие месторождения серебра Прогноз (Верхоянский район) предполагается направить 14,1 млрд рублей. В настоящее время на месторождении ведется опытно-промышленная добыча с переработкой руды на Нежданинском ГОКе. Ресурсы месторождения оцениваются в 292 млн унций серебра.
Лицензия на Агылкинское медно-вольфрамовое месторождение (Томпонский район) с 2023 г. принадлежит входящему в «Полиметалл» АО «Серебро Магадана». Запасы и прогнозные ресурсы месторождения оценены в 3 965 кг золота, 46,6 тонн серебра и 90,8 тыс. тонн трехокиси вольфрама, месторождение содержит запасы меди, висмута, селена, теллура и олова. В его освоение планируется вложить 12 млрд рублей. Тем не менее «Полиметаллу» предстоит подтвердить запасы месторождений.
Между тем ПАО «Высочайший» рассчитывает направить 12 млрд рублей на создание нового золотодобывающего предприятия на золоторудном месторождении Малтан в Оймяконском районе. На полях ВЭФ в сентябре компания и КРДВ подписали соглашение о реализации проекта. Инвестор намерен также построить автомобильную дорогу «ГОК «Малтан» – ЗИФ «Тарын» (42 км) и ЛЭП «ГОК «Малтан» - Нелькан» (20 км). Малтанская площадь находится в 35 км от Тарынского ГОКа «Высочайшего» в связи с чем инфраструктуру Тарынского ГОКа предполагается использовать для освоения Малтана. Балансовые запасы Малтанской площади составляют 6,7 тонн рудного золота, 1,8 тонн россыпного. Прогнозные ресурсы оцениваются в 85,1 тонн драгметалла.
В Амурской области в январе-сентябре 2024 г. объем золотодобычи сократился на 9,5% относительно аналогичного периода 2023 г., до 14,03 тонн. Добыча рудного драгметалла снизилась на 14,7%, составив 8,19 тонн, а добыча россыпного золота – на 0,9%, до 5,83 тонн. Основной объем золота произвели предприятия ГК «Атлас Майнинг» (УГМК) - «Маломырский рудник» добыл 3,4 тонн драгметалла, что на 1,6% меньше, чем за аналогичный период годом ранее, «Покровский рудник» - 2,38 тонн, сократив результат на 18,6%. Рост зафиксирован у «Албынского рудника» - на 14,9%, до 277 кг. АО «ТЭМИ» уменьшило производство в 2,6 раза, до 532 кг.
Входящее в Nordgold АО «Березитовый рудник» за девять месяцев года выпустило 624 кг золота, что на 6,1% меньше, чем за аналогичный период 2023 г. Результат АО «Прииск Соловьёвский» составил 978,7 кг рудного драгметалла и 1,55 тонны россыпного (снижение на россыпях на 7,5%). Крупными производителями россыпного золота в Приамурье также являются ООО «Маристый» (571,5 кг, рост на 51,6%), ООО «Хэргу» (381,5 кг, рост на 1,6%) и ООО «Россзолото» (303 кг, снижение на 1,6%).
Результат золотодобывающих предприятий Камчатского края по итогам января-сентября 2024 г. составил 7 943 кг золота, что на 17,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На россыпных месторождениях добыто 59,4 кг драгметалла (соответствует прошлогоднему уровню добычи). Добычу рудного золота в регионе ведут АО «ТСГ Асача», АО «Аметистовое», АО «Камчатское Золото» (активы Highland Gold) и АО «СиГМА» (входит в ООО «Золотой Актив»).
В частности, «ТСГ Асача» за отчетный период увеличило производственный показатель на 21,7%, «Камчатское Золото» - на 20,8%. Напротив, АО «Аметистовое» в годовом сопоставлении сократило производство на 16,1%. Добычу на россыпях в крае вели ООО «Дальстрой» (на россыпи Камешковая) и ООО «Камчатнедра» (в пределах ручья Каменистый). Напомним, что в 2021 г. Минприроды РФ ввело ограничения на освоение участков россыпного золота в южной и центральной частях Камчатского края (основные запасы россыпного золота сосредоточены в северной части полуострова).
Производство серебра на Камчатке в январе-сентябре сократилось на 4,9% относительно аналогичного периода прошлого года, составив 13,119 тонн. Выпуск серебра осуществляют ООО «ТСГ Асача», АО «Аметистовое» (снизило производство на 39%), АО «Камчатское Золото» (Highland Gold) и АО «СиГМА» (ООО «Золотой Актив»).
Новые проекты в сфере золотодобычи планируется реализовать в Иркутской области и Забайкальском крае. ПАО «Высочайший» в сентябре 2025 г. рассчитывает запустить Светловский горно-обогатительный комбинат в Иркутской области (Бодайбинский район). Производственная мощность комбината должна составить 3,5 млн тонн руды в год с выпуском до 3,1 тонны золота. Отработку месторождения недропользователь намерен осуществлять в течение десяти лет, инвестировав в проект 17 млрд рублей (создание объектов инфраструктуры перерабатывающего комплекса, вахтового поселка). Запасы Светловского месторождения утверждены в объеме 49 тонн золота. Запуск нового предприятия должен увеличить совокупный объем переработки всех предприятий «Высочайшего» до 14 млн тонн руды (в настоящее время – 10,5 млн тонн) и достичь ежегодного объема производства золота до 400 тыс. унций (по итогам 2023 г. объем производства предприятий «Высочайшего» составил 258 тыс. унций).
В сентябре в Бодайбинском районе ПАО «Полюс» произвело первый слиток золота (весом 15 кг) из руды крупного месторождения Сухой Лог[1]. Опытно-промышленная разработка карьера была запущена в начале 2024 г. С начала года добыто свыше 8 млн тонн руды. К 2028 г. на месторождении планируется построить первую очередь золотоизвлекательной фабрики производительностью 33,2 млн тонн руды с выпуском 2,3 млн унций драгметалла в год. Запасы Сухого Лога оцениваются в 40 млн унций золота и 540 млн тонн руды. В январе-июне добыча руды на месторождении составила 4 172 тыс. тонн, она поставляется для переработки на Вернинскую ЗИФ. До конца текущего года «Полюс» должен представить технико-экономическое обоснование по проекту освоения Сухого Лога.
Росприроднадзор в сентябре выдал положительное заключение по проекту расширения горно-обогатительного комплекса «Невский» компании ООО «Друза»[2] (Бодайбинский район). В рамках проекта недропользователь должен расширить мощность ГОКа с действующих 1,3 млн тонн до 4,4 млн тонн руды в год. После реализации первого этапа проекта комбинат выйдет на мощность переработки до 2,85 млн тонн руды в год (2,4 тонн золота и 330 кг серебра), а после второго этапа расширения на фабрике планируется производить до 3,7 тонн золота и 0,5 тонн серебра ежегодно. Золоторудное месторождение Невское является основным активом «Друзы», компании также принадлежат месторождения россыпного золота на реке Большой Догалдын и на реке Чаянгро.
Между тем компания с китайским капиталом «Хуатай» рассчитывает инвестировать 113 млрд рублей в проект освоения Березовского железорудного месторождения в Забайкальском крае (Нерчинско-Заводский район). Ежегодная мощность производства должна составить 10 млн тонн в год. Пока работы на месторождении не ведутся, кроме того, не определены их точные сроки.
Напомним, что проектом разработки Березовского месторождения в 2006-17 гг. занималась китайская компания «ГПК Лунэн». По условиям лицензии, она должна была еще в 2008 г. приступить к строительству ГОКа мощностью 5 млн тонн руды в год. Тем не менее работы начались только в 2014 г., а до 2017 г. на месторождении было добыто всего 370 тыс. тонн руды. В марте 2019 г. лицензия перешла к «ГРК «Хуатай», которая владела долей в компании «Лунэн», но добыча на месторождении так и не началась. Ресурсы железных руд на месторождении были оценены в 200 млн тонн (категория Р1).
Что касается освоения полиметаллических месторождений, то новые проекты планируются к реализации в ряде регионов, они ориентированы как на экспорт, так и на внутреннее потребление. Nordgold рассчитывает реализовать в Якутии проект освоения свинцово-цинкового Сарданинского рудного узла[3] (Усть-Майский район, в пределах Аллах-Юньского горнопромышленного района), заключив соглашение с КРДВ на ВЭФ в сентябре текущего года. Проект предусматривает разработку месторождения Сардана и строительство предприятия по выпуску цинкового концентрата. Согласно предварительным оценкам, объем инвестиций в создание производства превысит 20 млрд рублей. Балансовые запасы Сарданы составляют 592 тыс. тонн свинца и 1,9 млн тонн цинка. На участке учтены прогнозные ресурсы германия (1 420 тонн) и кадмия (9,5 тыс. тонн), востребованных в промышленности (производство аккумуляторов, полупроводников, солнечных батарей, атомная энергетика, медицина), а также серебра (679 тонн).
Между тем в сентябре в Бурятии был запущен Озёрный горно-обогатительный комбинат ООО «Озёрное» В.Свиблова («Озёрная горнорудная компания») на одноименном месторождении (его строительство велось с 2019 г.). Выход запущенного ГОКа на проектную мощность в 6 млн тонн руды в год запланирован на лето 2025 г. Ежегодный объем выпуска продукции должен составить 600 тыс. тонн цинкового и 82 тыс. свинцового концентрата. Объем инвестиций в строительство превысил 100 млрд рублей. Балансовые запасы Озёрного месторождения составляют 135 млн руды с 8,3 млн тонн цинка, 1,56 млн тонн свинца и 4 671 тонн серебра.
На Куранахском месторождении титаномагниевых руд в Амурской области (Тындинский район) «Байкало-Амурская горнорудная корпорация» (БАГК) планирует производить к 2025 г. 1 млн тонн титаномагнетитового концентрата и до 150-180 тыс. тонн ильменитового концентрата в год. Инвестор занимается восстановлением и модернизацией производства на бывшем Олёкминском руднике в рамках ТОР «Амурская». Объем инвестиций в проект оценивается в более чем 4,1 млрд рублей. В текущем году производство ильменитового концентрата на предприятии достигло 8 тыс. тонн в месяц, до конца года предполагается увеличить показатель до 15 тыс. тонн в месяц. По итогам 2023 г. произведено около 1 млн тонн титаномагнетитового концентрата и около 100 тыс. тонн ильменитового концентрата, производство которого и предполагается нарастить. Ильменитовый концентрат планируется поставлять на внутренний рынок (в качестве сырья для производства металлического титана), тогда как железорудный концентрат с 2022 г. поставляется на экспорт в КНР.
Также в Приамурье АО «Кун-Маньё» (Highland Gold Mining) и КРДВ в сентябре заключили соглашение о реализации инвестиционного проекта по разработке медно-никелевого месторождения Кун-Маньё (Зейский район, ТОР «Амурская»). Проектом предусмотрено строительство предприятия по переработке руды с получением никелевого концентрата мощностью 7 млн тонн руды в год. Запуск ГОКа должен состояться до 2029 г. Объем инвестиций в проект оценивается в 116,8 млрд рублей. Запасы месторождения составляют 1,1 млн тонн никеля и 304 тыс. тонн меди.
В Забайкальском крае ООО «ГРК «Солонеченское»[4] планирует к 2027 г. запустить предприятие по производству товарного сурьмяного концентрата мощностью более 9 тыс. тонн в год на Солонеченском сурьмяном месторождении (Газимуро-Заводский район). Объем инвестиций оценивается в 1,7 млрд рублей. Балансовые запасы месторождения составляют 62,9 тыс. тонн сурьмы (категории С1+С2) и порядка 1,4 тонн золота.
Месторождение должно стать крупным для отрасли в РФ, поскольку в стране производится ежегодно около 9-12 тыс. тонн сурьмы в сурьмяном концентрате. В частности, на сегодняшний день продукцию из сурьмы выпускают компании «Звезда» (входит в «ГеоПроМайнинг», на Сентачанском золотосурьмяном месторождении в Верхоянском районе Якутии) и «Сарылах-Сурьма» («ГеоПроМайнинг», на золотосурьмяном месторождении Сарылах в Оймяконском районе Якутии), Новоангарский ГОК[5] (на Удерейском месторождении в Красноярском крае). По объемам запасов сурьмы Сентачан находится на первом месте в стране, второе – у Сарылаха.
В Хабаровском крае отмечается снижение производства олова – ПАО «Русолово» (ПАО «Селигдар») на своих рудниках за девять месяцев текущего года сократило объем выпуска на 22% относительно аналогичного периода 2023 г., до 1 751 тонн, что в компании объясняют снижением содержания металла в руде. «Русолово» также снизило в регионе выпуск вольфрама – до 50 тонн (с 88 тонн за аналогичный период годом ранее). Тем не менее компания отчиталась о росте производства меди на 65%, до 1 435 тонн.
Тем временем сохраняются планы по развитию добычи лития в Иркутской области. «Иркутская нефтяная компания» (ИНК) осенью открыла новое месторождение лития в пределах участка недр Ярактинского нефтегазоконденсатного месторождения (Усть-Кутский и Катангский районы). На баланс поставлены запасы рассола лития в количестве 17 тыс. куб. м в сутки (по категориям C1+C2), содержание лития в рассоле составляет от 169 до 383 мг на 1 литр. Еще в 2021 г. в ИНК сообщали о планах добычи 1 тыс. тонн солей лития в год на Ярактинском месторождении в 2024-25 гг. Кроме того, в 2022 г. компания подписала с «Газпромом» и Минпромторгом дорожную карту добычи лития на Ковыктинском газоконденсатном месторождении с запуском в эксплуатацию в 2024-25 гг. Тем не менее сроки реализации данных планов сдвигаются.
В сфере алмазодобычи АК «АЛРОСА» по итогам первого полугодия 2024 г. отчиталась о снижении в годовом выражении выручки от продаж на 5% относительно аналогичного периода 2023 г., до 179,468 млрд рублей. Чистая прибыль компании за отчетный период сократилась на 35%, до 36,626 млрд рублей.
При этом эксперты отрасли прогнозируют сокращение поставок алмазов из России за 2024 г. на 17% по сравнению с 2023 г., до 3,19 млрд долларов США[6]. По итогам 2023 г. экспортные поставки российских алмазов уже сократились на 12% относительно 2022 г., до 32,4 млн карат, а стоимость поставок снизилась на 7,7%, составив 3,7 млрд долларов. На ситуацию на рынке в том числе влияет снижение спроса в КНР (в пользу золота в ювелирной индустрии), конкуренция с синтетическими камнями. На фоне слабого мирового спроса на бриллианты, сокращаются закупки алмазов предприятиями по огранке в Индии.
«АЛРОСА» с 2022 г. находится под санкциями США, в текущем году санкционные ограничения в отношении российских алмазов были расширены. Так, с 1 сентября вступили в силу ограничения на импорт алмазов из РФ весом от 0,5 карата в страны G7 и Евросоюз. Ввоз алмазов от 1 карата в страны G7 и ЕС запрещен с 1 марта 2024 г. Запрет распространяется на драгоценные камни, которые были добыты, извлечены, произведены полностью или частично на территории России.
Тем не менее вопрос о вводе системы отслеживания страны происхождения необработанных и ограненных природных алмазов отложен до 1 марта 2025 г. На сегодняшний день проверка происхождения алмазов поручена финансовому управлению Бельгии в Международном алмазном центре в Антверпене. Стоит отметить, что камни российского или неподтвержденного происхождения, которые до 1 января 2024 г. находились за пределами России (в третьих странах или на территории стран G7 и ЕС), из ограничений исключаются и могут быть легализованы на рынке.
В качестве мер по поддержке экспорта в сентябре текущего года государственные структуры, в соответствии с указом президента РФ, получили право на экспорт (с 1 декабря) природных алмазов и бриллиантов из государственных фондов драгоценных металлов и камней российских регионов. Прежде исключительным правом на экспорт алмазов и бриллиантов обладало только АО «Алмазювелирэкспорт». Новые правила разрешают проводить поставки через государственные унитарные предприятия или госучреждения, уполномоченные органы власти регионов.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Вернинское месторождение в Иркутской области было законсервировано со второго полугодия 2024 г. для переработки руды Сухого Лога, проект освоения которого является приоритетным для «Полюса». В первом полугодии 2024 г. добыча на Вернинском месторождении сократилась на 11%, составив 125,5 тыс. унций.
[2] Иркутск, владельцы – Н.Слепнев, Владимир Слепнев, Виталий Слепнев.
[3] В июле текущего года ООО «Нордголд Развитие» стало владельцем ООО «Якутский газоперерабатывающий комплекс», владеющего лицензией на разработку месторождения Сардана.
[4] Принадлежит кипрской «Акино Инвестментс Лимитед».
[5] Принадлежит красноярскому ООО «ГМК «Сплав» (учредители – ООО «Меркурий Майнинг», ООО «Гудмаш», С.Хетагуров, В.Гуриев).
[6] Прогнозный объем поставок в натуральном выражении не уточняется.
На сокращение уловов в Дальневосточном бассейне в текущем году влияют результаты лососевой путины, существенно отстающей от плановых показателей. Тем не менее регионы продолжают экспортировать рыбопродукцию – в страны Азии, Европы и Африки. При этом для увеличения поставок не внутренний рынок и предотвращения роста цен предлагается рассмотреть дополнительные меры поддержки и способы перевозки, в частности, Северный морской путь.
К 8 октября текущего года уловы российских рыбаков оказались на 10% выше прошлогоднего показателя за аналогичный период, достигнув 3,9 млн тонн. Дальневосточный бассейн традиционно обеспечивает большую часть добычи в России – 3 млн тонн. В том числе на Дальнем Востоке добыто 1,7 млн тонн минтая (рост на 5,3 тыс. тонн относительно аналогичного периода 2023 г.), более 332 тыс. тонн тихоокеанской сельди (рост на 48,1 тыс. тонн к уровню аналогичного периода прошлого года), 304 тыс. тонн сардины иваси (рост на 62,6 тыс. тонн), а также 93,2 тыс. тонн трески, 56,1 тыс. тонн камбалы. К 30 сентября рыбные холодильники в Приморском крае были загружены на 50%, в терминалах находилось 57,5 тыс. тонн свежемороженой рыбной продукции.
Основным фактором, повлиявшим на снижение общего объема добычи рыбной продукции в текущем году, стали результаты лососевой путины. По состоянию на начало октября на Дальнем Востоке добыто 229,6 тыс. тонн лососей при плановом прогнозе в 320 тыс. тонн. Фактические уловы отстают от плановых на 28,3%. К середине октября (когда сезон вылова завершается) уловы достигли 231,9 тыс. тонн (отставание от прогноза на 27,5%).
К началу октября наибольшее отклонение от прогноза среди основных видов промысловых лососей на Дальнем Востоке продемонстрировала кета – добыто 48,8 тыс. тонн, что на 44,5% меньше прогноза. Уловы горбуши составили 136,2 тыс. тонн (на 29,4% меньше прогноза). Прирост по сравнению с прогнозом зафиксирован по добыче нерки – добыто 35,9 тыс. тонн (прирост на 30,2%), в основном за счет Камчатско-Курильской зоны. На Камчатский край приходится основная доля улова лососевых – 130,7 тыс. тонн (57% от общего улова, при этом в регионе добыто только 71% от прогнозируемого вылова на год). На Сахалине к началу октября добыто 48,1 тыс. тонн (21% от общего улова), в Хабаровском крае – 39,6 тыс. тонн (17,2% от общего улова). На Камчатке основу вылова составила горбуша (74,7 тыс. тонн), нерки добыто 34,1 тыс. тонн, кеты – 14,5 тыс. тонн, кижуча – 6,9 тыс. тонн, чавычи – 321 тонна, симы – 10 тонн.
Низкие уловы повлияли на оптовую стоимость лососевых – по состоянию на 16 сентября оптовая цена горбуши (самый распространенный вид лососевых) составляла 285 рублей за кг против 155 рублей в сентябре прошлого года (в октябре текущего года цена горбуши достигла 300 рублей за кг), кета в сентябре подорожала до 420 рублей в сравнении с 375 рублями за кг в сентябре 2023 г. (в октябре цена выросла до 460 рублей), стоимость нерки достигла 700 рублей за кг вместо 540 рублей в сентябре прошлого года. Оптовые цены на красную икру в августе достигли 4,8 тыс. рублей за кг, увеличившись на 50% относительно аналогичного периода прошлого года. По итогам текущего года ожидается снижение общего объема производства красной икры до 11-13 тыс. тонн (с 24 тыс. тонн в 2023 г.)[1].
При этом по прогнозу Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) небольшие подходы лососевых ожидаются еще в течение ближайших 5-7 лет. В Ассоциации обеспокоены тем, что одна из наиболее неудачных путин последних десятилетий прошла перед масштабной кампанией по перезаключению договоров на рыболовные участки, на которых компании добывают лососей.
Напомним, что по предложенному Минсельхозом механизму платы за пользование рыболовными участками, предоставляется возможность продолжать добычу водных биоресурсов на протяжении еще 20 лет, без проведения аукционов. Пролонгация договоров на последующие 20 лет будет возможна только после внесения платы за пользование водными биологическими ресурсами на 40 лет вперед. Сумма разбивается на три платежа, выплатить которые рыбаки должны в течение двух лет[2]. Стоимость перезаключения договора рассчитывается из средних уловов за предыдущие четыре года (которые были рекордными), также введен повышенный коэффициент для добычи анадромных рыб (в том числе тихоокеанских лососей) – плата на такие участки увеличена в два раза.
В связи с этим депутаты парламента Камчатского края в сентябре направили в правительство РФ обращение, указывающее, что новый порядок взимания платы за рыболовные участки (введен в августе) грозит банкротством большого числа рыболовецких предприятий региона. По подсчетам камчатских депутатов, совокупный планируемый размер платежа рыбопользователей составляет 130 млрд рублей (что соответствует размеру годовой прибыли за шесть лет), для его выплаты предпринимателям придется привлекать кредиты. Депутаты предложили пересмотреть принятое решение, введя плату в размере 100% ставки сбора за водные биоресурсы за 20 лет либо предоставление длительной (от 10 лет) рассрочки платежа для добросовестных пользователей лососевых участков.
Что касается экспорта, то к 2 октября из Приморского края и Сахалинской области на экспорт было оформлено 15,7 тыс. партий рыбы и морепродуктов общим весом 1,03 млн тонн. В том числе по данным Приморского межрегионального управления Россельхознадзора с Камчатки к 1 ноября было экспортировано 2 122 партии рыбы общим весом свыше 84 тыс. тонн[3].
Наибольший объем экспорта рыбопродукции из ДФО приходится на Китай (713,9 тыс. тонн), Республику Корея (281,6 тыс. тонн), Японию (13,8 тыс. тонн), Нигерию (9,4 тыс. тонн) и Таиланд (4 тыс. тонн). Кроме того, в 2024 г. в число импортеров рыбной продукции с Дальнего Востока входят Германия (3 тыс. тонн), Израиль, Польша, Дания, Кот-д’Ивуар, Того. Известно, что в Израиль экспортированы партии кальмара, кеты, сельди и филе минтая, в Польшу – кеты, в Данию – трески. Наиболее востребованными у импортеров видами продукции являются минтай, треска и живой краб.
Стоит отметить, что рабочая группа Росрыболовства в сентябре одобрила исключение ряда видов переработанной рыбной продукции из-под действия экспортной таможенной пошлины на рыбопродукцию (4-7% в зависимости от курса рубля, установленного Центробанком[4]). К такой продукции относятся фарш сурими и филе минтая, а также дальневосточная сардина-иваси. Минтай и иваси входят в число наиболее массовых по объемам добычи видов рыб в РФ.
Добыча крабов (камчатского, синего, равношипого и крабов-стригунов бэрди и опилио) по состоянию на 15 сентября в Камчатском крае и Чукотском АО достигла 15,9 тыс. тонн. Из них 15 тыс. тонн добыто в рамках инвестиционных квот. Общий объем вылова снизился на 2,2 тыс. тонн (на 12,2%) относительно аналогичного периода 2023 г. (тогда вылов составил 18 тыс. тонн).
При этом Минсельхоз предлагает ограничить добычу краба в Западно-Камчатской подзоне в 2025 г. Соответствующий проект приказа ведомства проходит процедуру антикоррупционной экспертизы. Предполагается с 1 января по 15 сентября 2025 г. допускать добычу краба в данной подзоне только в научно-исследовательских и контрольных целях. Аналогичные ограничения на вылов вводились в подзоне в 2023 г. – с 1 января по 15 сентября. В Западно-Камчатской подзоне добывается пятая часть всего улова камчатского краба (3,6 тыс. тонн в текущем году). Ограничения могут быть связаны с сокращением популяции краба.
По итогам января-августа текущего года через Приморский край в Китай было экспортировано 1 019 партий дальневосточного краба общим весом 21,526 тыс. тонн, что на 13,3% больше, чем за аналогичный период годом ранее. В структуре экспорта крабов в Китай преобладают стригун-опилио (9,622 тыс. тонн), синий краб (5,266 тыс. тонн), камчатский краб (3,910 тыс. тонн) и стригун-бэрди (1,925 тыс. тонн). В Южную Корею по итогам первого полугодия 2024 г. поставлено 9,4 тыс. тонн различных видов краба на общую сумму 177 млн долларов.
Тем временем в августе Росрыболовство реализовало на аукционе квоты добычи краба волосатого четырехугольного в подзоне Приморье – доли размерами 8,560% и 29,425%. Победителями стали хабаровские ООО «Комсомольскрыбпром»[5] (меньшая квота за 95,8 млн рублей) и ООО «Восточно-промысловая компания»[6] (квота за 495,1 млн рублей).
В связи с ростом цен на дальневосточную рыбу на фоне низких уловов Минвостокразвития прорабатывает альтернативные пути ее поставок в другие регионы России. В том числе рассматривается организация поставок по Северному морскому пути (СМП) в Архангельск, Мурманск, Санкт-Петербург и далее в Москву. На сегодняшний день отсутствуют специальные меры перевозки рыбы по СМП, с 2022 г. субсидируются только каботажные перевозки в целом (на данные цели из федерального бюджета ежегодно выделяется 560 млн рублей). Меры предназначены для компенсации перевозчикам недополученных доходов из-за льготных тарифов. Ежегодный объем транспортировки рыбной продукции по СМП не превышает 20-30 тыс. тонн, так как в зимний период стоимость доставки увеличивается из-за ледокольного сопровождения. Кроме того, для перевозки рыбы по СМП требуются дорогостоящие морозильные контейнеры, которыми располагает ограниченный круг перевозчиков. Такие условия ограничивают рентабельность развития поставок рыбы по Севморпути. В Минвостокразвития предлагают выбрать механизм субсидирования перевозок рыбы из расчета на 1 кг перевезенной по СМП продукции (в пользу единого логистического оператора или же всех участников рынка, занимающихся транспортировкой).
Стоимость доставки рыбы из Владивостока в Москву по состоянию на октябрь составляла 23-25 рублей за кг, за год данный показатель практически не изменился. Сенатор от Приморского края Л.Талабаева отметила, что основными проблемами для транспортировки рыбы по СМП являются отсутствие единого оператора и субсидий. На сегодняшний день поставки рыбы в стране осуществляются преимущественно по железной дороге. За январь-сентябрь текущего года было перевезено 521,8 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, что даже на 2,1% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
Между тем в правительстве Приморского края обеспокоены введением маркировки на рыбные консервы, полагая, что меру лучше отложить до 1 декабря 2025 г. Ранее представители отрасли обращались с соответствующей просьбой в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов региона (министр – К.Степанов). Они отмечали необходимость до введения требования по маркировке консервов оценить результаты маркировки икры, включая влияние на формирование рыночной стоимости икры и ее доступности на внутреннем рынке. Краевое ведомство обратилось с соответствующим запросом в Минприроды РФ. На сегодняшний день маркировку консервной продукции планируется ввести с 1 декабря 2024 г.
В федеральном Минприроды не видят серьезных препятствий и затруднений для введения маркировки. Рыбопромышленный холдинг «Доброфлот» А.Ефремова уже внедрил маркировку, но при этом руководство предприятия оценивает меру как сложную для реализации организационно и финансово. А.Ефремов оценивает рост отпускной стоимости продукции после введения этой меры приблизительно в 3-4%. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Г.Мартынов отметил, что с учетом возникающих сложностей продление срока для обязательного введения маркировки является целесообразным.
Ранее в РФ была введена обязательная маркировка красной и черной икры – с 1 мая 2024 г. Для реализации товара на российском рынке требуется нанести на упаковку QR-код, зарегистрированный в системе «Честный знак», а также внести информацию о продукте в систему мониторинга. При этом регистрация продукта не обязательна, если добытчик-производитель отправляет товар на экспорт без посредников, аналогичное правило будет действовать и при маркировке консервов.
Тем временем действующий в Камчатском крае эксперимент по ограничению вывоза красной икры в багаже (действует с 1 ноября 2022 г.) планируется распространить на Хабаровский край и Чукотский АО. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму в октябре текущего года. Также предполагается продлить его сроки – завершить эксперимент 1 августа 2027 г. (вместо 1 августа 2025 г.). С начала проведения эксперимента до 1 октября текущего года на Камчатке проконтролированы перевозки 395,2 тонн икры без маркировки в багаже и ручной клади авиапассажиров. До эксперимента из региона ежегодно вывозилось более 500 тонн красной икры. Напомним, что целью ввода ограничений являлась борьба с вывозом продукции браконьерами под видом продукции для личного употребления. Авиапассажирам разрешено перевозить с Камчатки не более 10 кг красной икры без сопроводительных документов и маркировок.
Компании по-прежнему строят инфраструктуру и промысловые суда в рамках программы инвестиционных квот. В частности, «Дальневосточная краболовная компания» (ДВКК) намерена создать логистический комплекс в Приморском крае, в городе Большой Камень[7], на территории в 20,57 тыс. кв. м. В октябре прошлого года «ДВКК» приобрела на аукционах по продаже квот на добычу краба квоты на 15,2 млрд рублей (на 15 лет) – компания получила два лота по 11,11% в Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах. На аукционе компания подавала заявки на 21 лот (Росрыболовство выставило на аукцион 27 лотов), но выиграла только два по 11,11% в Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах. ДВКК обязалась построить два крупных логистических комплекса в местах вылова.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В 2022 г. произведено 9,6 тыс. тонн красной икры.
[2] 40% при заключении договора, 30% в течение одного года после заключения договора, 30% в течение двух лет после заключения договора.
[3] 67 482,7 тонн – в КНР, 8 871,8 тонн – в Японию, 6,9 тыс. тонн – в Республику Корея.
[4] При 80 рублях за доллар США и ниже она будет нулевой.
[5] Учредители – А.Ро, А.Гутников, А.Милованов.
[6] Учредитель – Д.Фукалова.
[7] Поскольку компания является резидентом СПВ, данная территория будет исключена из границ ТОР «Большой Камень».
Законопроект о международных территориях опережающего развития проходит второе чтение в Государственной думе. Инициатива предусматривает новые виды льгот для иностранного бизнеса, но, в то же время, обязует предпринимателей производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Обозреватель East Russia разбирался в особенностях и перспективах нового преференциального режима.
Законодательная инициатива о международных территориях опережающего развития (МТОР) поступила в Государственную Думу в конце 2023 года и сегодня находится во втором чтении. Новый преференциальный режим будет введён путём внесения поправок в законы «О территориях опережающего развития в РФ», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Налоговый кодекс. Президент Владимир Путин заявил о необходимости ускорения создания международных территорий опережающего развития. Он дал поручение кабмину и Госдуме ускорить работу над законопроектом по созданию МТОР.
Согласно законопроекту, МТОР – это территория опережающего развития (ТОР), создаваемая для реализации инвестиционных проектов совместно с иностранными партнёрами в пределах в Дальневосточного федерального округа (ДФО). Площадь МТОР составит не более 20 кв. км., что, согласно пояснительной записке к законопроекту, достаточно для размещения 10–20-ти промышленных комплексов.
Цели МТОР – создание благоприятных условий для международного сотрудничества и реализации совместных
с иностранными партнёрами инвестиционных проектов, а также стимулирование деятельности в сфере промышленности. Заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая, комментируя задачи введения нового преференциального режима, заявила, что «необходимо на уровне федерального закона создать условия, при которых МТОР создадут в лице Российской Федерации и наших дальневосточных регионов те субъекты, которые станут интересны иностранным инвесторам».
Законопроект предусматривает, что резиденты МТОР должны инвестировать в свои проекты не менее 500 млн рублей. При этом создаваемые предприятия должны выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Однако уже сейчас слышны заявления о том, что действие МТОР необходимо распространить и на транспортно-логистические проекты. Резиденты нового преференциального режима получат расширенные по сравнению с обычными ТОР льготы. Предполагается, что предприниматели будут на 10 лет освобождены от зачисляемой в федеральный бюджет части налога на прибыль, а также от транспортного налога.
Важным инструментом для инвестора является возможность «засекретить» сведения о своей деятельности будучи резидентом МТОР. «Думаю, что данная опция разработана из-за геополитической обстановки, – рассуждает исполнительный директор Союза резидентов преференциальных режимов Александр Головко, – и в первую очередь для того, чтобы крупные иностранные компании имели возможность вести бизнес в России, не опасаясь вторичных санкций».
В настоящее время законопроект находится на доработке в Государственной Думе, в связи с чем перечень льгот для резидентов МТОР может быть расширен. Недаром срок завершения приёма предложений по проекту переносился сначала с 15 февраля на 15 марта, а затем – и на 30 августа. Со слов главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, длительная работа над нормативным актом вызвана желанием властей сделать режим МТОР максимально привлекательными для иностранных инвесторов.
Согласно сообщениям «Востокгосплана» и заявлениям официальных лиц, в настоящее время рассматриваются 4 пилотные площадки МТОР: «Западная» в Приморском крае, «Ровная» в Амурской области, «Нижнеленинское» в ЕАО, «Остров Большой Уссурийский» в Хабаровском крае.
По словам Александра Головко, приоритетными площадками являются две из четырёх пилотных МТОР. «В данный момент идёт разговор о первоочередном запуске площадок в Приморье и Амурской области, – рассказывает Александр, – хотя мне, как жителю Хабаровского края, хотелось бы, чтобы первый режим МТОР появился в нашем регионе, как вариант, на острове Большой Уссурийский».
Александр Королёв, кандидат политических наук и заместитель директора Центра комплексных и европейских исследований Высшей школы экономики, считает идею создания МТОР разумной и перспективной. «В странах Азии есть масса примеров, когда запуск особых экономических зон значительно повышал конкурентоспособность региона и становился реально работающим механизмом», – рассуждает эксперт. Однако учёный предостерегает, что режим МТОР может препятствовать достижению технологического суверенитета. «Приход иностранных инвесторов в МТОР поможет увеличить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Однако данный факт может избавить отечественные компании от необходимости вести самостоятельные разработки технологий, что ещё больше отдалит нашу страну от достижения технологической независимости», — считает эксперт.
Артём Лукин, кандидат политических наук и профессор ДВФУ отмечает, что законопроект является далеко не первой попыткой привлечения зарубежного бизнеса в ДФО. «В 2014 году на Дальнем Востоке уже создавался режим ТОР, который, если кто-то забыл, был заявлен как инструмент привлечения иностранных инвесторов, – вспоминает эксперт. «Однако иностранные капиталовложения в дальневосточные ТОРы в существенных объёмах так и не пришли. Сейчас в лице МТОР разрабатывается новый преференциальный режим для инвесторов из-за рубежа. Однако почему он должен оказаться более успешным?» – задаётся вопросом учёный. «Проблема в том, что почти все секторы и участки экономики ДФО, да и России в целом, где можно получать хорошие гарантированные прибыли, уже поделены. Там действуют российские компании, преимущественно связанные с государством. Китайцев и других иностранцев туда просто так никто не пустит», – рассуждает эксперт. «Полагаю, что в каждом конкретном случае все будет решать оценка инвестором соотношения потенциальных прибылей и разнообразных рисков – рыночных, инфраструктурных, регуляторных, политических. Если мы сумеем минимизировать риски для инвесторов, то МТОР будут иметь гораздо больше шансов на успех. Однако решение этой задачи уже выходит далеко за рамки МТОР», – подытожил учёный.
Александр Головко считает, что МТОР, в первую очередь, будут интересны китайским компаниям, которые уже имеют какое-то отношение к российскому рынку или рассматривают возможность на него зайти. «Считаю, что новым преференциальным режимом воспользуется часть компаний из КНР, которые уже поставляют свою продукцию в Россию, – прогнозирует эксперт. «Более того, есть китайские инвесторы, которые ранее проявляли интерес к обычным ТОР, однако заходить в Россию боялись из-за угрозы попадания в санкционные списки», – поделился опытом Александр.
В конце октября завершился XVI саммит стран БРИКС, объединивший делегации более 35 стран и шести международных организаций. Основной повесткой саммита стала международная политика и выстраивание сотрудничества между странами-членами объединения, а также дискуссия о статусе его потенциальных участников. Также Россия выдвинула ряд экономических инициатив, в числе которых оказались создание инвестиционной платформы для поддержки развития стран-участниц и государств Глобального востока и юга, зерновой биржи, логистической платформы и многое другое. Эти амбициозные планы потребуют сосредоточения большого количества ресурсов и, казалось бы, неоправданно дороги. Зачем вообще нужен БРИКС при существующих международных институтах — ООН, G7 и других?
Сама идея создания БРИКС в 2009 году подразумевала формирование международного института, который в перспективе должен был стать альтернативой G7 (тогда еще бывшей G8), которое действовало исходя из интересов стран ЕС и США. Россия, в тот момент еще входившая в состав «Большой восьмерки», к тому времени уже вполне осознала необходимость перемен в сложившемся балансе сил. При учете того, что страны-участницы БРИКС и его партнеры занимают более 2/3 площади мира, а их совокупный ВВП превышает показатели G7, довольно логичным представляется создание представительства большинства населения планеты. Объединения родилось по инициативе нашей страны и изначально было направлено на решение экономических задач.
Как частный пример неравенства на международной арене, породившего БРИКС, можно рассмотреть историю применения хризотилового асбеста в мире. Дело в том, что до конца XX века в мире активно использовали асбест — волокнистый минерал, из которого производят более 300 видов промышленной продукции. Европа использовала в основном амфиболовый асбест, а Россия, Индия и Китай — хризотиловый.
В начале столетия ученые доказали, что амфиболовый асбест является причиной возникновения тяжелых заболеваний. Он обладает устойчивостью к кислоте, и не выводится из легких, со временем разрушая ткани и провоцируя болезни. Хризотил же не обладает устойчивостью к кислоте — он представляет собой гидросиликат магния, который альвеолярные макрофаги, клетки-уборщики легких, растворяют и выводят из организма за короткий срок.
Когда амфиболов не стало, страны ЕС столкнулись с проблемой — часть рынка опустела, но заполнить её синтетическими аналогами амфиболового асбеста было невозможно из-за их высокой себестоимости и сниженному по сравнению с оригиналом набору полезных свойств. Эту лакуну должны были заполнить канадский, бразильский и российский хризотил… И тут страны G7 решили запретить вообще все виды асбеста, чтобы не отдавать прибыли. Им удалось лишить Канаду производства хризотила и почти уничтожить его в Бразилии, в то время как Россия счастливо избегла этой судьбы. Частично помогла уже сформировавшаяся настороженность по отношению к «партнерам», не давшая провести поспешные реформы.
Сегодня именно наша страна снабжает Китай, Индию, Индонезию, Вьетнам, Шри-Ланку и многие другие страны доступным сырьем для массового производства кровельных материалов, водопроводных и канализационных труб, теплоизоляционных материалов и многого другого на основе хризотилового волокна. В то же самое время страны ЕС не оставляют попытки выдавить конкурентов с рынка, опираясь на подконтрольные международные организации. И у них получается, если речь идет об отдельных странах — в 2005 году в Египте запретили производство хризотилцементных труб, остановив масштабную кампанию по строительству водопровода для удаленных поселений. У страны в том положении, надо признать, просто не было инструментов для сопротивления этому давлению. Именно поэтому БРИКС является важным международным инструментом, который обеспечивает консолидацию стран, в которых живет большинство населения мира.
В торговых сетях ДФО отмечают рост цен на красную икру до 50-60% в этом году. Как поясняют эксперты, снижение вылова тихоокеанских лососей – не единственный фактор, влияющий на ценообразование. Почему дорожает любимый россиянами деликатес, и насколько это долгосрочный тренд, выясняло EastRussia.
На цены в этом году влияет сразу комплекс факторов, сообщили редакции в объединении производственных и перерабатывающих предприятий рыбного хозяйства «Рыбный Союз».
«Это, во-первых, снижение вылова тихоокеанских лососей, а соответственно, и производства икры. Во-вторых, рост себестоимости производства – из-за удорожания кредитных средств, топлива и увеличения фонда оплаты труда. В-третьих, на фоне снижения производства возникают ажиотажные настроения, что дополнительно двигает цену вверх. Четвертым важным фактором стала маркировка икры, которая впервые заработала с мая 2024 года. С одной стороны, это нововведение ожидаемо повлекло дополнительные затраты добросовестных производителей, с другой, способствует вымыванию с рынка неучтённой икры, которая обычно «придавливала» цены», — прокомментировали в организации.
Сегодня стоимость красной икры в широкой рознице бьёт рекорды, показал мониторинг агентства. Стоимость 95 г. превышает 400 рублей.
«В связи с дефицитом вылова горбуши, а также ввода обязательной маркировки на товар мы отмечаем рост цены на икру до 50-60% в текущем году. Соответственно, это влечёт за собой снижение спроса и продаж», — рассказал руководитель направления Рыбы и рыбная гастрономия торговой сети «Самбери» Владимир Назаров.
По его словам, на этом фоне активно развиваются изготовители имитированной и структурированной икры, но рынок Дальнего Востока не активно переключается на заменители всеми любимого лакомства.
В то же время дефицита товара ритейлеры не отмечают.
«Красная икра в торговой сети «Реми» Приморского и Хабаровского краёв представлена двумя владивостокскими производителями – икра лососёвая зернистая в жестяных банках по 90 и 95 г. от «Владрыбмарин» и «Рыбный мир» соответственно. В этом году улов лососёвых оказался низким, о чём свидетельствуют официальные отчёты. Как правило, в подобных реалиях рынок реагирует соответствующе — ростом цен на фоне дефицита продукции. Однако на данный момент мы не испытываем проблем с поставками данной категории товаров на полку нашей торговой сети. Дефицита нет», — сообщили в торговой сети «Реми».
Икра лососёвых видов рыб прибавила в стоимости три тысячи рублей за литр в этом году, рассказал представитель организации «Рыбное море». Цены варьируются в пределах 8-12 тысяч рублей литр.
По общим оценкам, рост себестоимости морского деликатеса – это долгосрочный тренд, который определяет комплекс факторов. Самым очевидным является «нерыбный год», отмечает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
«В 2024 году лососёвая путина была значительно меньше путины по добыче тихоокеанских лососей прошлого года. Если в прошлом году предприятия добыли 609 тысяч тонн, то в этом году общий объем вылова по Дальнему Востоку составил 231 тысячу тонн. Однако прошлогодний показатель стал одним из самых высоких за всю историю наблюдения тихоокеанских лососей, я бы сказал, аномально высоким. А за любым скачком следует снижение, наука это подтверждает и прогнозирует, так что результаты текущего года вполне ожидаемы. И если обратиться к статистике, 231 тысяча тонн выловленных тихоокеанских лососей подходит к средним показателям – в начале 2000-х мы фиксировали объёмы вылова и 200, и 180 тысяч тонн, 250 тысяч считалось уже неплохим результатам», - прокомментировал Георгий Мартынов.
Но не только уменьшением объёмов вылова объясняются высокие цены на икру и красную рыбу в этом году, акцентирует собеседник. Есть ещё несколько факторов, которые серьёзно влияют и в последующем будут влиять на формирование себестоимости продукции. Маркировка – один из них. К старту маркировки в мае 2024-го года производители и импортеры уже должны были зарегистрироваться в системе «Честный знак» и полностью настроить все процессы по оплате кодов, подаче сведений в систему маркировки, об обороте и выводу из оборота. Нововведение влечёт за собой затраты на установку аппаратуры, программного обеспечения, подготовку кадров и сопровождение движения товара в системе.
При этом в «Центр перспективных технологий» — оператор государственной системы маркировки «Честный знак» — приводит такие данные: «Маркировки всех видов икры осетровых и икры лососевых введена в России с 1 мая 2024 года. Стоимость одного кода фиксированная – 50 копеек за единицу продукции. При этом ни в одной из 24 товарных групп маркировка не отразилась на цене. После введения маркировки из тени вышла 71 компания, а в оборот выпущено практически 10 000 тонн маркированной икры».
Но и помимо маркировки есть ещё один важный фактор, влияющий на ценообразование. Это подготовка отрасли к перезаключению договоров аренды на промысловые участки.
«Предполагается, что это будет сделано в течение 2025-го года. Для того, чтобы заключить с государством договор на продление аренды участка по вылову тихоокеанских лососей, необходимо заплатить определённую сумму, которая рассчитывается по специальной формуле. Цифры получаются внушительные. Общий объём средств, которые надо будет выплатить за переоформление участков, подходит к 200 млрд рублей. Такую сумму арендаторы должны будут внести в течение нескольких лет — в течение трёх лет, как полагает правительство — за перезаключение договоров. Это, конечно, тоже влияет на ценообразование, потому что предприятия сейчас стоят перед выбором — либо каким-то образом изыскивать необходимые средства из личных финансов, либо кредитоваться в банках», — комментирует Георгий Мартынов.
Сегодня ставки кредитования для участников рынка достигают 23 процентов, отмечает он. Обслуживать такие кредиты сложно и рискованно. В целом, закредитованность российской рыбной отрасли оценивается в районе 1 трлн рублей. И показатель продолжает расти.
«Отрасль встала на инвестиционный путь развития, а это тоже увеличивает расходы предприятий рыбохозяйственного комплекса. Многие виды водных биологических ресурсов — минтай, сельдь, крабы и другие — распределяют через инвестаукционы. Не бывает монопредприятий, которые занимаются только кальмаром, минтаем или лососёвыми. Соответственно, эта финансовая нагрузка в том числе отражается на себестоимости красной икры и лососёвых видов, когда они поступают в продажу», — комментирует Георгий Мартынов.
В широкой рознице фиксируют снижение спроса на красную икру со стороны населения. В то же время от региона к региону ситуация отличается.
«На Камчатке продолжается рост турпотока. Это стимулирует спрос в том числе на красную икру, которая всегда считалась гастрономическим брендом края. Активно закупают икру и дальневосточный производители. Не отмечается снижения спроса со стороны тех наших клиентов, кто приобретает товар для перепродажи, а это основная часть. Стабильными остаются поставки в Москву, которая потребляет икру очень активно», — рассказала представитель одного из рыбоперерабатывающих заводов.
Отметим, что эксперты зафиксировали снижение спроса на красную икру в сентябре. В Москве показатель упал на 14%, по стране — на 8%. Такие данные приводит аналитический ресурс «Платформы ОФД» «Чек Индекс» (6+). «Осенью этого года в структуре розничных продаж красной икры снизилась доля более доступной горбуши, уступив место кете и другим более дорогим вариантам продукции», — сообщает источник. Красную икру вновь начали покупать объемами 250-350 грамм (в конце 2023-го и в начале 2024 года доминировал объем 300 – 500 грамм).