Строительство рыбопромыслового флота сдвигается вправо
Реализация первого этапа программы квоты под киль, начавшегося в 2017 году, обнажила целый ряд проблем, с которыми столкнулись отечественные верфи. Это привело к систематическому переносу сдачи флота. Из 105 кораблей (64 рыболовных и 41 краболовных) к настоящему времени сдано 27 (16 рыболовных и 11 краболовных). Период постройки увеличен – с пяти до семи лет – по 57 промысловым судам. Однако увеличение сроков строительства – это лишь одна из необходимых мер. Судостроителям, которые находятся в непростом экономическом положении, сегодня нужна дополнительная господдержка.
Сроки давно горят
Увеличение предельных сроков строительства флота под квоты – логичный шаг, комментирует президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев. Задержки в постройке составляют минимум полгода. Ситуацию усугубили санкции, которые в ряде случаев потребовали полного или частичного перепроектирования уже законтрактованных судов, поиска альтернативных поставщиков комплектующих.
Вместе с тем есть случаи, когда заказчики уже отказываются от контрактов. Так, на «Верфи братьев Нобель» в Рыбинске (входит в концерн «Калашников») в свое время был размещен заказ на постройку трех среднетоннажных промысловых судов для камчатского ООО «РПЗ "Сокра"». «Сейчас у рыбоперерабатывающей компании поменялся собственник, и, насколько знаю, он эти проекты реализовывать не планирует», – сообщил министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский.
Возникли проблемы у «Северной верфи» (входит в ОСК) по строительству четырех морозильных траулеров-процессоров проекта 170701 для группы «Норебо». Эти суда предназначались для лова минтая и сельди в Охотском и Беринговом морях.
В настоящий момент происходит юридическое расторжение договорных обязательств, уточнил директор департамента гражданского судостроения АО «ОСК» Алексей Надыршин. По его словам, в отведенные сроки, оговариваемые контрактом, реализовать данные суда оказалось невозможно, рыбопромышленник решил выйти из этого проекта и рассматривает создание траулеров в рамках второго этапа инвестквот. Впрочем, в Росрыболовстве проинформировали, что официального извещения о расторжении договора к ним еще не поступало.
В то же время имеется прецедент, когда крупный заказчик берет на себя постройку флота. На Камчатке таким путем пошел Рыболовецкий колхоз им. Ленина. Подконтрольное ему ООО «НПЦ “Торсиотест”» в Петропавловске-Камчатском намерено выпустить шесть малых рыболовных сейнеров типа «Нельма» (МРС-150) проекта 04130. Два из них на сегодняшний день рыбаки получили.
«Предприятие планирует сдать суда вовремя, потому что строит само», – пояснил Андрей Здетоветский.
Флот растет в цене
Действительно, прекращение деловых связей с западными поставщиками судового комплектующего стало серьезным вызовом для российских судостроителей.
«Там, где должны были получить из недружественных стран силовое и рыбоперерабатывающее оборудование, происходит замена на альтернативное, в том числе из дружественных государств. Идет [взаимодействие] с нашими машиностроителями по выпуску двигателей, они пытаются подойти к этому снаряду. Мы понимаем, это долго, и они информируют нас, что это долго и нет необходимых мощностей. Пока ставим силовые установки иностранные», – рассказал президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.
На ход исполнения заказов влияет также непростое финансово-экономическое положение верфей. Тем более проекты промысловых судов сильно подорожали. «На момент заключения [контрактов по строительству] они были недешевы – 120-150% от мировой цены, – обращает внимание замглавы Росрыболовства Василий Соколов. – То, что не сразу стали строиться, а с большим лагом, привело к тому, что сейчас это другие цены». К сведению, средняя стоимость краболова, по данным ВАРПЭ, составляет 1,5-1,8 млрд руб.
В проблемах с реализацией заказов дальневосточные предприятия не стали исключением. Так, на Находкинском судоремонтном заводе (НСРЗ) в высокой степени готовности – свыше 90% – находятся два краболова, хотя работа по их завершению затормозилась (предполагается, что они все же будут переданы рыбакам в третьем квартале этого года).
Ранее в ВАРПЭ сообщали, что была остановлена программа возмещения затрат на строительство краболовных судов на верфях ДФО. Помимо этого, дальневосточные судостроители должны были получить дополнительную господдержку, которая не доведена в полном объеме.
«Вышло постановление, как поднять производство на Дальнем Востоке. На первичном этапе оно было обеспечено средствами, потому что не было большого объема сданных судов. Дальше возникла некая пауза: то есть суда стали сдаваться, а финансирование обеспечено не было», – свидетельствует директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза РФ Евгений Кац.
Судостроителям доплатят
К ситуации подключилась прокуратура, у которой возникли вопросы с финансированием и ценообразованием по программе инвестквот. «Еще в прошлом году мы провели комплексную проверку по Объединенной судостроительной корпорации. Непосредственно отметили, что изначально стоимость кораблей была не проработана, принималась абы как, не сработали ни внутризаводские системы контроля за ценообразованием на суда, ни корпоративные: все проекты являлись крупными сделками, проходили через ОСК», – рассказал представитель Генпрокуратуры РФ Артем Синявский, добавив, что по НСРЗ, который не входит в Объединенную судостроительную корпорацию, вопрос будет изучен отдельно.
Под проверку попадут и разработчики судового оборудования, которым государство выделяет деньги по линии НИОКР. «Посмотрим, кто отстает. Нужно обеспечить дисциплину не только судостроителей, но и производителей агрегатов и силовых установок», – заявил Артем Синявский.
Тем временем Центр технологии судостроения и судоремонта провел экспертизу по состоянию дел при строительстве промыслового флота. Определена сумма в 21,5 млрд руб. для дофинансирования верфей, которая должна быть обеспечена по линии Минсельхоза и Минпромторга.
Средства будут выделяться в течение 2024-2027 годов, уточнили в Министерстве промышленности и торговли, причем первые 9,2 млрд руб. – в этом.
«Минпромторг 4,6 млрд руб. уже изыскал, правовой акт подготовил, внес в правительство, сейчас ожидается его выпуск. Ориентировочный срок доведения средств – к октябрю. Оставшиеся 4,6 млрд будут доведены к концу ноября-началу декабря», – сообщил замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Микаил Ибрагимов.
Также утвержден размер льгот по дальневосточным предприятиям. У верфей региона определена потребность в 6,4 млрд руб., из которых 3,2 млрд руб. выделено. По оставшейся сумме решение в настоящий момент согласовывается с Минфином. Доведение финансирования до судостроителей ожидается в ближайшие два-три месяца, пообещал Микаил Ибрагимов.
По итогам 2024 года отечественные производители намерены передать рыбакам 19 судов, из которых на сегодняшний момент сдано семь. В Минпромторге заверили, что рисков по сдаче этого флота не видят.
Однако процесс исполнения заказов рыбаков зачастую непрозрачный, указывает Андрей Здетоветский, и перенос сроков постройки влияет на бизнес промысловиков. «Увеличение ключевой ставки и сегодняшняя задержка производства [флота] все более и более сложно отражаются на финансово-экономической стабильности [рыболовецких] предприятий», – подчеркивает министр рыбного хозяйства Камчатки.
Павел УсовНа Дальнем Востоке планируется формировать производственные кластеры в сфере судостроения и судоремонта, включающие в том числе предприятия по выпуску комплектующих. Кроме того, в макрорегионе предполагается развивать направление композитного судостроения. Тем не менее часть крупных старых верфей нуждается в модернизации и дополнительных инвестициях, рассматривается возможность их специализации для определенных типов судов.
Приморские горизонты
В Приморском крае предполагается создать судостроительный кластер. Наиболее крупным отраслевым предприятием региона и Дальнего Востока в целом является судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне (консорциум АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк»[1]), который должен стать ключевым участником планируемого кластера. В 2023 г. на «Звезду» пришлось 22,9% всего тоннажа сданных в РФ судов[2]
(второе место после предприятий «Объединенной судостроительной корпорации»). Также в приморский кластер должны войти компании, специализирующиеся на производстве сопутствующих компонентов и оборудования, ремонте.
О намерении вхождения в кластер, помимо «Звезды», заявили компании «Кораблестроение и композиты»[3] (строительство морских яхт, катамаранов, маломерных судов), «Дальзавод»[4], Славянский судоремонтный завод[5], Приморский металлургический завод, «ВРК Сапфир»[6], завод «Варяг», «Дальприбор», «Бриз ПАМП»[7]. В краевом правительстве рассчитывают, что объединение позволит предприятиям снизить логистические издержки и гарантировать реализацию продукции.
Портфель заказов ССК «Звезда» включает порядка 60 судов. На воду к настоящему времени спущены 13 судов, включая четыре танкера типа «Афрамакс» общим дедвейтом 450 тыс. тонн, строятся 23 судна. Суммарный дедвейт заказов составляет более 3 млн тонн. В том числе «Роснефть», заключив со «Звездой» эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на новую морскую технику и суда на мощностях верфи, заказала 26 судов.
В текущем году или в 2025 г. на ССК «Звезда» могут быть сданы два танкера-газовоза. Хотя суда спущены на воду, на сроки сдачи может негативно повлиять ужесточение санкций – верфь в феврале текущего года была включена в SDN-list США. Для «НОВАТЭКа» на верфи строятся 15 танкеров повышенного ледового класса Arc7. При этом южнокорейская компания Samsung Heavy Industries в конце 2023 г. прекратила производство блоков и оборудования для 10 из 15 СПГ-судов, строящихся на «Звезде».
Напомним, что для нужд судостроительного комплекса до 2030 г. в Большом Камне (бухта Суходол) планируется построить и ввести в эксплуатацию Приморский металлургический завод. Производительность предприятия должна составить 1,5 млн тонн в год. Оно будет включать две очереди – сталепрокатное производство (прокатный стан 5000) и трубопрокатное производство (трубный стан). Предполагается, что основной продукцией завода будет стальной, в том числе крупноформатный, листовой прокат (до 4,2 м шириной и до 24 м длиной), а также трубы большого диаметра для магистральных нефте- и газопроводов в объеме 200-220 тыс. тонн в год.
Объем инвестиций в создание завода оценивается в 160 млрд рублей (по информации, озвученной в декабре прошлого года властями региона), тогда как в 2020 г. глава «Роснефти» И.Сечин оценивал его стоимость в 2,2 млрд долларов (или 198 млрд рублей по курсу доллара на 19 декабря 2023 г.). Проектирование металлургического завода началось в конце 2021 г. Учредителем компании ОО «Приморский металлургический завод» (ПМЗ) выступает консорциум «Современные технологии судостроения» (СТС), владеющий «Звездой».
Камчатский судоремонтный кластер
Тем временем в Камчатском крае запланировано создание судоремонтного кластера. Он может быть запущен во втором квартале 2026 г. ВЭБ.РФ примет участие в финансировании проекта. Ожидается, что ежегодно кластер будет обслуживать 33 доковых и 120 надводных ремонтов. Общая стоимость реализации проекта оценивается в 3 млрд рублей. Госкорпорацией ВЭБ.РФ выделены первые 331 млн рублей. Проект входит в мастер-план развития Петропавловска-Камчатского.
Стоит отметить, что в прошлом году в Камчатском крае было впервые построено рыболовное судно – сейнер «Апача» проекта МРС-150 для «Рыболовецкого колхоза им. Ленина». Объем инвестиций в строительство превысил 1,23 млрд рублей, судно построено компанией «Торсиотест»[8] (Петропавловск-Камчатский). Судно является головным из шести заказанных сейнеров для данного рыбопромышленного предприятия.
Региональные и маломерные
В регионах существует несколько проектов создания некрупных производств маломерных судов. В Корсакове Сахалинской области в текущем году предполагается начать строительство верфи композитного судостроения. Реализацией данного проекта намерен заняться композитный дивизион госкорпорации «Росатом» — «Юматекс».
Объем инвестиций в проект оценивается в 7 млрд рублей. Верфь в Корсакове вошла в число проектов, которые получат финансирование корпорации ВЭБ.РФ. Ожидается, что предприятие начнет выпуск продукции в 2025 г., а на 2028 г. намечен выход на проектную мощность (выпуск до 50 судов в год). Предприятие должно производить суда с корпусами из композитных материалов – моторные и парусные прогулочные катамараны, скоростные катера, пассажирские и туристические катамараны, рассчитанные на 50-150 человек, рыболовные суда.
Также резидент ТОР «Хабаровск», ООО «ФПИ»[9], в Хабаровском крае в феврале приступил к реализации проекта по созданию завода по производству судов из композитных материалов. Его заявленные мощности несколько уступают корсаковскому проекту на Сахалине. На предприятии планируется выпускать не менее шести коммерческих и 12 частных судов в год (прогулочные, спортивные суда, лодки). В проект предполагается инвестировать более 90 млн рублей. Запуск производства и выпуск первой продукции намечен на 2026 г., выход на проектную мощность — на первый квартал 2027 г.
При этом, хотя композитные материалы считаются более безопасными, чем стальные, устойчивы к коррозии металла, легче, позволяют брать больше грузов (при аналогичном стальным водоизмещении) и экономичней по расходу топлива, их широкое применение не предусмотрено для холодного климата. В частности, композитные суда не имеют ледового класса, поскольку нормативная база российского судостроения создана под стальное производство. Композитным судостроением в России занимается «Средне-Невский судостроительный завод» (СНСЗ) в Санкт-Петербурге, входящий в ОСК.
В Надеждинском районе Приморского края планируется организовать небольшое производство маломерных судов — катеров, яхт, прогулочных лодок. Проект в статусе резидента ТОР «Приморье» реализует ООО «Русская судостроительная компания»[10]. Объем инвестиций составляет 15,6 млн рублей. На предприятии также планируется осуществлять гарантийное и техническое обслуживание, замену комплектующих, ремонт корпусов и двигателей.
В январе текущего года указом президента РФ в собственность Якутии были переданы ранее находившиеся в федеральной собственности акции АО «Жатайская судоверфь». Условием для передачи стало обязательство властей республики принять меры по завершению в 2024 г. первого этапа реализации инвестиционного проекта по созданию модернизированной Жатайской судостроительной верфи. Якутское правительство и руководство верфи письменно гарантировали, что обеспечат финансирование объекта в полном объеме, проконтролируют привлечение внебюджетных средств и проследят за ходом завершения реализации инвестпроекта. После этого глава республики А.Николаев поручил ускорить завершение первого этапа строительства. Передачу акций в собственность Якутии федеральное правительство должно обеспечить в 12-месячный срок, а в 15-месячный срок – обеспечить согласование условий соглашения между РФ, Якутией и АО «Жатайская судоверфь» о его развитии.
По состоянию на конец 2023 г. верфь была готова на 64,4%. На объекте осуществлялись внутренняя отделка помещений, бетонирование полов, смонтированы ворота и электроосвещение. На первый этап проекта было выделено более 5,7 млрд рублей – в т.ч. около 4,1 млрд рублей из федерального бюджета, 750 млн рублей из регионального. На предприятии предполагается строить до десяти речных и морских судов ежегодно.
На фоне санкционных ограничений сдвигаются сроки сдачи рыбопромышленных судов, которые строятся в рамках программы инвестиционных квот на добычу водных биоресурсов. В проекты строительства судов требуется внесение изменений в связи с необходимостью поиска аналогов оборудования или увеличения срока поставок, возросших затрат на логистику. В связи с этим срок строительства краболовов в рамках программы инвестиционных квот, проданных в рамках первого этапа аукционов, планируется продлить с пяти до семи лет. Подготовлен соответствующий проект изменений в постановление правительства №1191 от 22 июля 2023 г. Ранее в Росрыболовстве заявляли об ожиданиях по завершению строительства всех строящихся в рамках первого этапа инвестквот 105 судов (построены 22 судна).
Кроме того, в феврале текущего года постановлением правительства был скорректирован перечень этапов строительства судов, которые должны быть локализованы в России. Из материалов российского производства должен быть сформирован корпус судна, в РФ должна осуществляться разработка необходимых для строительства конструкторских и технологических документов. Новый порядок касается уже спроектированных и строящихся на российских верфях судов в рамках первого этапа программы инвестиционных квот.
В декабре прошлого года на «Находкинском судоремонтном заводе» было спущено на воду краболовное судно — шестое для ГК «Антей» в рамках инвестквот. В целом на НСРЗ заложено восемь краболовов для «Антея». В конце марта текущего года «Восточная верфь» («Амурский судостроительный завод», ОСК) во Владивостоке спустила на воду краболов «Пума», построенный по программе инвестквот для компании «Восход». Ранее по сходным проектам на верфи уже было построено четыре краболовных судна. Предприятие также строит еще четыре краболова для группы компаний «Сигма Марин Технолоджи».
Напомним, что в октябре прошлого года «Амурский судостроительный завод» (АСЗ. Комсомольск-на-Амуре) стал единоличным управляющим органом «Восточной верфи», а Минпромторг приостановил права акционеров (основной акционер и бывший владелец предприятия Г.Лазарев являлся основным акционером с долей 29%, еще 5,75% принадлежало А.Мирошниченко[11]).
При этом «Восточная верфь», наряду с Амурским и Хабаровским судостроительными заводами, относится к числу неэффективных верфей «Объединенной судостроительной корпорации». Согласно одобренной правительством в начале текущего года стратегии дальнейшего развития ОСК, дальневосточные верфи компании могут быть специализированы на определенном типе судов, что должно обеспечить серийность производства. В ОСК при этом подчеркивали, что намерены сохранить все дальневосточные производства, нуждающиеся в модернизации. Тем не менее в корпорации не уточняли подробностей плана относительно данных производств.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Современные технологии судостроения».
[2] В 2023 г. «Звезда» передала заказчику ПАО «Совкомфлот» танкер «Восточный проспект», состоялась церемония спуска на воду первого танкера-челнока ледового класса Arc6 «Валентин Пикуль» и танкера-газовоза СПГ класса Arc7 «Сергей Витте».
[3] Учредитель – В.Зуев, также владеющий ООО «Кают-компания», которое специализируется на ресторанной деятельности.
[4] Владивосток, учредитель – А.Колобов.
[5] Подконтролен депутату приморского Заксобрания Д.Текиеву.
[6] Большой Камень, принадлежит сингапурской компании «Риг Ресерч Пте. Лтд».
[7] Владивосток, учредители – И.Семенов, В.Поречин.
[8] Учредитель – Ю.Херсонский.
[9] Учредитель – Б.Мавланов, также владеющий туристическими компаниями «Дальневосточные экспедиции», «Центр путешествий ДВ», «Центр морских путешествий».
[10] Владелец – И.Пронович, у которого ранее уже был проект по строительству маломерного флота – ООО «Производственное объединение алюминиевые лодки» (на данный момент находится в состоянии ликвидации). И.Пронович является совладельцем ООО «Элкор» (село Прохладное в Надеждинском районе), специализацией которого заявлено производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры.
[11] Другие владельцы акций не раскрывались, но ранее по 5,5% и 5,9% были у И.Мирошниченко и О.Мирошниченко соответственно. Кроме того, 15,36% акций принадлежали АО «Тихоокеанская электротехническая компания».
В минувшем году выросли доходы федерального бюджета от использования лесов. При этом часть дальневосточных регионов продемонстрировала высокие значения данного показателя, заняв лидирующие позиции в стране. Кроме того, ряд субъектов ДФО демонстрирует улучшение ситуации в сфере лесовосстановления. При этом возникают проблемы, связанные с эффективным ведением лесного хозяйства. В частности, в настоящее время наблюдается необходимость пересмотра распределения полномочий по лесоустройству.
По данным Рослесхоза, в 2024 г. в федеральный бюджет от использования лесов поступило в целом на 7,9% больше доходов, чем в 2023 г. – 54,2 млрд рублей (прирост на 4 млрд рублей). В том числе от дальневосточных регионов в бюджет поступило 10,7 млрд рублей (102,4% от плана).
Лидерами среди регионов по объему поступлений в федеральный бюджет[1] от отрасли стали Иркутская область (4,4 млрд рублей), Ханты-Мансийский АО (4,1 млрд рублей), Якутия (3,4 млрд рублей), Красноярский край (3,2 млрд рублей) и Ленинградская область (2,7 млрд рублей). В этих субъектах заключено наибольшее количество договоров аренды и купли-продажи лесных насаждений. В ДФО в числе регионов-лидеров по лесным доходам вошли уже упомянутая Якутия (3,4 млрд рублей), а также Хабаровский край (2,2 млрд рублей) и Магаданская область (1,1 млрд рублей).
При этом в Рослесхозе отметили, что в число регионов, где не были выполнены поставленные целевые показатели по получению прибыли от леса и перечислению ее в федеральный бюджет, вошел Хабаровский край. В ведомстве не приводили точных цифр, но сообщили о намерении в текущем году проводить в данном регионе мониторинг своевременности принятия мер по исполнению прогноза доходов.
По объему заготовленной древесины лидером в стране является Иркутская область. В 2024 г. в регионе было заготовлено 27,6 млн куб. м древесины (35,6% от расчетной лесосеки), в том числе по договорам аренды лесных участков заготовлено 26,9 млн куб. м.
В 2024 г. предприятия лесного комплекса Иркутской области произвели 2,6 млн тонн целлюлозы и картона, 4,4 млн куб. м пиломатериалов, 148 тыс. тонн биотоплива. Более 80% продукции направлено на экспорт в страны АТР. В 2024 г., согласно данным по отгрузке лесных грузов Восточно-Сибирской железной дорогой (ВСЖД), основная доля лесного экспорта из Иркутской области приходилась на целлюлозно-бумажную продукцию (42,2%) и пиломатериалы (51,4%). Основными потребителями являются КНР, Япония, Республика Корея, а также страны СНГ.
Дискуссии в настоящее время вызывают вопросы организации работ по лесоустройству[2] (таксации) в регионах. В апреле губернатор Приморского края О.Кожемяко обратился к президенту РФ В.Путину с просьбой демонополизировать процесс лесоустройства на арендованных лесных участках, что предполагает ограничение полномочий Рослесинфорга (подведомственного Рослесхозу) и допуск сторонних коммерческих организаций к проведению данных работ. По данным властей Приморского края, в регионе Рослесинфорг должен провести работы в лесах на площади 300 тыс. га, при этом ведомство в настоящее время не справляется с обязательствами. Функции контроля качества и приемки лесоустроительных работ предлагается закрепить за Рослесхозом, Рослесинфоргом и органами исполнительной власти регионов.
Следует отметить, что до внесения соответствующих изменений в Лесной кодекс в 2022 г. доля участия Рослесинфорга в лесоустроительных работах в Приморье не превышала 20%. Тогда в Приморском крае (до 2022 г.) лесоустройство проводилось на территории от 500 тыс. до 1 млн га[3]. О.Кожемяко отметил, что на сегодняшний день ситуация изменилась, и лесоустроительные работы в крае существенно сократились – запрос на проведение работ на арендованных участках превышает 400 тыс. га. Власти края опасаются, что такая ситуация несет риски сокращения объемов заготовки древесины и постепенного истощения лесных ресурсов.
Власти края отмечают, что регион, располагая 3% лесов Дальневосточного ФО, осуществляет переработку 30% всей лесной продукции округа. Объем инвестиций в отрасль в последние четыре года в Приморье составил 13 млрд рублей, в том числе увеличено финансирование полномочий по лесному хозяйству и повышена заработная плата работникам отрасли (лесникам и лесопожарным).
В ходе своего визита в регион в мае вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев обсуждал проблему с краевыми властями и отметил, что прежним руководством филиала Рослесинфорга в Приморском крае[4] было заключено 19 договоров с арендаторами лесов на проведение лесоустройства на площади 330 тыс. га, и по ним были просрочены обязательства, денежные средства израсходованы, сформирован неустранимый кассовый разрыв. Кроме обязательств перед бизнесом, с 2020 г. сформировалась задолженность Рослесинфорга перед краем по контракту на устройство лесов в сельской местности на площади 50 тыс. га. Также Ю.Трутнев заявил, что работы по таксации, выполненные по госзаданию 2023 г. в Уссурийском лесничестве на площади 127 тыс. га, требуют полного пересмотра и масштабной корректировки.
Приморский филиал Рослесинфорга в свою очередь ведет работу по выполнению просроченных обязательств и государственного задания в 2024-25 гг. за счет текущей хозяйственно-финансовой деятельности, испытывая также дефицит инженеров-таксаторов и финансовых средств. В филиале заявляют о принимаемых мерах по самостоятельному решению проблемы – договоренностях с арендаторами лесных участков о продлении сроков исполнения договоров, найме новых сотрудников из других регионов.
Тем не менее Ю.Трутнев полагает, что масштаб проблемы с лесоустройством в Приморье требует вмешательства федерального центра. Он поручил Минприроды РФ проработать и представить предложения по дистанционному учету лесного хозяйства. Он также заявил о необходимости проведения анализа данного направления в целом, в том числе, чтобы оценить эффективность принятых ранее решений по централизации и монополизации полномочий по лесоустройству.
В прошлом году в регионах Дальнего Востока план по восстановлению лесов был перевыполнен на 105,7% (работы проводились на площади в 424,7 тыс. га). Лидерами по лесовосстановлению в округе стали Якутия (203,6 тыс. га), Хабаровский край (77,2 тыс. га), Забайкальский край (51,2 тыс. га). В то же время Минприроды РФ в марте отчиталось, что по итогам 2024 г. объем просроченных обязательств по компенсационному лесовосстановлению в стране в целом сократился на 64% относительно 2023 г. Наибольшая часть просроченных обязательств по лесовосстановлению в 2024 г. пришлась на Архангельскую область (2,1 тыс. га), Камчатский край (2 тыс. га) и Сахалинскую область (1,3 тыс. га). В целом на начало 2025 г. объем просроченных обязательств в РФ составил 11 тыс. га.
В Иркутской области в текущем году планируется выполнить мероприятия по лесовосстановлению на площади 122,6 тыс. га. На данные цели из регионального бюджета направлено более 70 млн рублей (в рамках регионального проекта «Сохранение лесов» нацпроекта «Экологическое благополучие»). С начала текущего года в регионе заготовлено 4,2 тонн семян лесных растений, к концу года показатель планируется довести до 7,6 тонны. Кроме того, в области запланированы мероприятия по агротехническому уходу за лесными культурами на площади 50 тыс. га и лесоводственный уход[5] за лесными культурами на 2 тыс. га. В настоящее время общий запас лесных семян в Иркутской области составляет 27,7 тонны, в том числе 21,6 тонны семян сосны обыкновенной, 5,01 тонн семян сосны кедровой сибирской, 570 кг семян лиственницы и 540 кг семян ели.
Потребность лесопользователей Иркутской области в лесных семенах в 2025 г. оценивается в 4,64 тонны. В регионе действует 47 питомников, из них 18 питомников выращивают сеянцы с закрытой корневой системой. Общая производственная мощность иркутских лесопитомников в 2024 г. составила 76,6 млн штук сеянцев в том числе с закрытой корневой системой - 53,9 млн штук.
В Хабаровском крае в текущем году планируется вырастить более 13,5 млн саженцев для лесовосстановления, в том числе для замещения леса, уничтоженного пожарами. На территории края саженцы выращивают в 65 теплицах, еще две теплицы планируется запустить в промышленную эксплуатацию в текущем году, две – в 2027 г.
На территории Приморского края компания-резидент СПВ ООО «Мир леса»[6] рассчитывает построить лесопитомник – в Артёмовском городском округе. В рамках него предстоит возвести шесть теплиц для культивации 1,5-2 млн саженцев лиственницы. Инвесторы отмечают, что лиственница выбрана в силу того, что является самым быстрорастущим видом хвойных – товарные саженцы можно получить в течение двух лет. Объем инвестиций оценивается в более чем 33 млн рублей.
Тем временем в 2025 г. правительством РФ в федеральном бюджете предусмотрено увеличение финансирования лесного хозяйства субъектам Дальнего Востока. Дальневосточным регионам на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений из федерального бюджета в 2025 г. будет направлено 14,5 млрд рублей, что на 21,2% больше, чем в 2023 г. Общий объем финансовых средств из федерального бюджета на развитие лесного хозяйства в стране в 2025 г. составит 62,5 млрд рублей, что на 10% больше, чем в 2024 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Основной источник доходов от использования лесов – заготовка древесины. По данному виду лесопользования в федеральный бюджет поступило 26 млрд рублей, что на 9,5% больше, чем годом ранее. В большинстве случаев доходы от использования лесов поступают в бюджет по договорам аренды лесных участков, заключаемым с юридическими и физическими лицами.
[2] Создание условий сохранения лесов и рационального лесопользования. Предполагает сбор актуальной и достоверной информации о лесах и лесных ресурсах, их местоположении и состоянии. Получаемые сведения используются для планирования работ, направленных на защиту лесов и лесоразведение, ведение государственного лесного реестра и оценку лесов, обеспечение их многоцелевого и неистощимого использования.
[3] По данным сенатора от региона Л.Талабаевой, до 2022 г. в крае услуги по лесоустройству оказывали арендаторам лесных участков порядка 19 частных организаций.
[4] С сентября 2024 г. Приморский филиал Рослесинфорга возглавил О.Грущенко, сменив в должности Е.Верхотурову. Ранее он был заместителем директора департамента лесного хозяйства Рослесхоза по ДФО.
[5] Мероприятия, направленные на удаление нежелательной поросли второстепенных древесных и кустарниковых пород, а также на регулирование густоты стояния главной культивируемой породы.
В ряде дальневосточных регионов наблюдается увеличение объемов добычи золота на фоне роста мировых цен на драгметалл. Дальнейший рост производства связан с реализацией ряда отраслевых проектов по разработке золоторудных и полиметаллических месторождений. В проекты по добыче золота также намерена инвестировать алмазодобывающая компания «АЛРОСА», консервирующая ряд менее рентабельных алмазных активов в период кризиса отрасли. Также на Дальнем Востоке предполагается реализовать несколько проектов в сфере добычи редких металлов.
На фоне роста мировых цен на золото (более чем на 26% с начала года по состоянию на конец апреля, до более чем 3 400 долларов США за унцию) в России отмечается увеличение объемов производства драгметалла – по итогам первого квартала 2021 г. рост составил 5,3% относительно аналогичного периода 2024 г.[1]
В части дальневосточных регионов подведены итоги добычи золота в первом квартале 2025 г. Недропользователи Магаданской области в январе-марте 2025 г. произвели 9,9 тонн золота, на 27% увеличив результат по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Добычу рудного драгметалла осуществляли «Полюс Магадан», «Павлик», «Серебро Магадана» («Полиметалл»), «Сусуманзолото», «Арбат». В апреле ООО «Дражник» («Сусуманзолото») добыло в регионе первые в текущем старательском сезоне 5,1 кг россыпного золота на участках в долине реки Берелех.
В Якутии объем добычи золота в первом квартале 2025 г. составил 12 тонн, увеличившись на 26% относительно аналогичного периода 2024 г. Добычу золота в республике ведут компании «Нордголд» (кластер «Гросс»), «Полюс Алдан» (ПАО «Полюс»), «ЮВГК» (Нежданинское месторождение), ПАО «Селигдар», ПАО «Высочайший» и группа «Поиск Золото».
Недропользователи Амурской области увеличили золотодобычу после падения, фиксируемого в течение предыдущих отчетных периодов. В январе-марте текущего года было произведено 2,8 тонн золота, что на 7,2% больше, чем за аналогичный период 2024 г. Основной объем добычи обеспечили предприятия группы компаний «Атлас Майнинг». Так, на Покровском руднике выпущено 1 181 кг драгметалла, что почти в четыре раза больше, чем в первом квартале 2024 г. На Маломырском, Албынском и Эльгинском рудниках в совокупности производство составило 1 127 кг золота. Кроме того, в регионе ООО «Березитовый рудник» (Nordgold) и АО «Прииск Соловьёвский» добыли совокупно 490 кг золота.
В Камчатском крае за первый квартал 2025 г. произведено 1 884 кг золота, что на 20,4% меньше, чем за аналогичный период 2024 г. Добычу вели АО «ТСГ Асача», АО «Аметистовое», АО «Камчатское Золото» (активы Highland Gold) и АО «СиГМА» (ООО «Золотой Актив»). По данным краевого Минприроды, ТСГ «Асача» за первый квартал года сократила производственный результат на 52%, «Аметистовое» - на 4%, а «Камчатское Золото» - на 28,5% относительно аналогичного периода прошлого года.
Производство серебра на Камчатке в январе-марте, напротив, увеличилось – на 12,7% относительно аналогичного периода 2024 г., составив 3,579 тонн, благодаря добыче компаний «Аметистовое» и «СиГМА».
В регионах планируется реализация новых проектов по разработке золоторудных и полиметаллических месторождений. В апреле инвесторы объявили о начале активного этапа строительства Баимского горно-обогатительного комбината в Чукотском АО (Билибинский район). Известно, что госкорпорация «ВЭБ.РФ» совместно с коммерческими банками направит 1 трлн рублей на строительство ГОКа. На сегодняшний день уже построены первая очередь вахтового поселка на 1,2 тыс. человек, взлетно-посадочная площадка, внутриплощадочные дороги и транспортный центр в городе Билибино, продолжается создание внешних объектов инфраструктуры, включая автодороги, порт, линии электропередачи протяженностью более 400 км до месторождения. Промышленная эксплуатация ГОКа проектной мощностью около 70 млн тонн медной руды в год должна начаться в 2029 г.
«Полиметалл» в апреле ввел в промышленную эксплуатацию вторую линию Амурского гидрометаллургического комбината (АГМК-2) в Хабаровском крае. Общий объем производства АГМК благодаря запуску второй линии увеличивается в два раза – до 25-30 тонн золота в год. АГМК-2 рассчитан на переработку золотосодержащих концентратов любой сложности, в том числе дважды упорных руд. Так, АГМК-2 будет перерабатывать концентрат с месторождений Нежданинское (Якутия), Майское (Чукотский АО) и Ведуга (Красноярский край). Общий объем инвестиций в проект АГМК-2 составляет более 60 млрд рублей. АГМК пока остается единственным в РФ комплексом переработки упорных золотосульфидных концентратов методом автоклавного окисления.
Также в Хабаровском крае Highland Gold В.Свиблова в 2027 г. рассчитывает начать работы на месторождении Благодатное, которое расположено вблизи основного актива компании в Хабаровском крае – месторождения Белая Гора (Николаевский район). Минеральные ресурсы Благодатного оцениваются в 777 тыс. унций золота.
Между тем в марте «Россети» начали строительство подстанции 220 кВ «Полиметалл» для электроснабжения золоторудного месторождения Албазино (ООО «Ресурсы Албазино», АО «Полиметалл») в районе им. Полины Осипенко в Хабаровском крае. Стоимость работ оценивается в 3,7 млрд рублей. Прежде рудники открытых и подземных горных работ, обогатительную фабрику обеспечивали электроэнергией дизельные генераторы.
В Камчатском крае «Быстринская горная компания» намерена в 2026 г. запустить горно-обогатительный комбинат на золоторудном месторождении Кумроч (Усть-Камчатский район) и вывести его на проектную мощность в течение последующих двух лет. Мощность предприятия должна составить 4 тонны золота в год. Компания ведет проектные и строительные работы по созданию инфраструктуры, геологоразведочные исследования на месторождении.
В Якутии компания ООО «Янзолото» (группа «РИК») рассчитывает осенью 2026 г. начать горные работы на участке «Ручей Средний Оночалах» (Усть-Майский район). В декабре прошлого года компания стала владельцем трех лицензий на освоение месторождений Оночалахское (рудное золото), Уот-Юрях (россыпное) и Средний Оночалах (россыпное). В текущем году должны начаться подготовительные работы, в том числе предстоит оценить состояние окружающей среды, провести топографическую съемку и геологоразведочные работы, а также приступить к строительству вахтового поселка.
При этом холдинг «Селигдар» (подконтролен совладельцам группы «Русские фонды» К.Бейриту и С.Васильеву) в апреле отказался от развития месторождения рудного золота на участке Школьный в республике (Алданский район), объяснив решение отсутствием экономической целесообразности его разработки. Владеющее лицензией на геологическое изучение участка ООО «Двадцать третья концессионная компания» будет ликвидировано. «Селигдар» приобрел 51% данной компании в 2021 г., планируя таким образом расширить ресурсную базу вблизи действующего в том же районе ГРК «Рябиновый».
Следует отметить, что по количеству инвестиционных проектов в сфере золотодобычи[2] в стране лидером по итогам 2024 г. стала Якутия. На долю республики приходится 10,6% всех инициатив в данном секторе промышленности. Далее следуют Магаданская область (9,7%), Красноярский край (9,2%), Хабаровский край (8,7%) и Забайкальский край (7,6%).
В сфере алмазодобычи АК «АЛРОСА» в марте приступила к проектированию подземного рудника «Юбилейный» Айхальского ГОКа в Якутии (Мирнинский район) в рамках первого этапа инвестиционного проекта перехода на подземную добычу на активе. К горным работам компания намерена приступить к 2032 г. Объемы производства на новом руднике должны составить 2,3 млн карат и 1,8 млн тонн руды.
На пике добычи в 2013-18 гг. «Юбилейная» обеспечивала четверть всей добычи «АЛРОСА», но к 2021 г. общий вклад актива в производство компании сократился до 16%. На сегодняшний день отработка трубки «Юбилейная» ведется открытым способом. Производительность карьера составляет 5,2 млн тонн руды в год. Открытые работы на карьере «Юбилейный» предполагается вести до 2034 г. Балансовые запасы для открытой и подземной отработки учитываются в количестве 105,89 млн карат алмазов (категории А+В+С1), 11,81 млн карат алмазов (категория С2). Забалансовые запасы составляют 28,45 млн карат.
Следует отметить, что Минприроды РФ по итогам геологоразведочных работ 2025 г. ожидает прироста прогнозных ресурсов алмазов в России в размере более 157 млн карат. В 2024 г. в рамках федерального проекта «Геология – возрождение легенды» начались работы на Менда-Барылайском и Линденском участках в Якутии, а в текущем году – еще на двух участках, Восточно-Оленекском и Келимярском. В Якутии сосредоточено более 80% запасов природных алмазов в РФ. Производственный план «АЛРОСА» на 2025 г. составляет 29 млн карат (по итогам 2024 г. добыто 33 млн карат).
В руководстве компании сообщили об ожиданиях восстановления рынка алмазов не ранее 2027 г. Напомним, что в связи с этим «АЛРОСА» с 1 апреля приступила к временной консервации добычи на россыпных месторождениях алмазов в долине реки Анабар – Хара-Мас и Очуос (входят в «Алмазы Анабара»). С 15 июня также планируется завершить работы по добыче алмазов на карьерах «Заполярный» и «Магнитный» Верхне-Мунского месторождения. План по совокупной добыче на всех консервируемых объектах на 2025 г. составлял менее 1 млн карат (3% от общего объема производства). В компании отмечают, что временная приостановка проводится в режиме горячей консервации и предполагает поддержку инфраструктуры объектов для сохранения оперативного ввода в строй после восстановления мирового алмазного рынка.
При этом АО «Алмазы Анабара» инвестирует в добычу золота. В текущем году компания ведет геологоразведочные работы в пределах Дегдеканского месторождения в Магаданской области. На месторождении планируется построить золотоизвлекательную фабрику производительностью до 5 тонн золота в год. Старт добычи запланирован на 2028 г., запуск фабрики в эксплуатацию намечен на 2030 г. Разведанные запасы оцениваются в 100 тонн золота, в том числе балансовые запасы (С1+С2) – 38 тонн.
Что касается развития добычи редких металлов, то инвесторы в ближайшие годы рассчитывают приступить к реализации нескольких проектов. На текущий год намечен запуск разработки Ермаковского месторождения флюорит-бериллиевых руд в Бурятии (Кижингинский район) компании ООО «Ермаковское»[3] В.Свиблова. Объем инвестиций в проведение научных и проектных работ, создание объектов горно-обогатительного комбината и энергетической инфраструктуры оценивается в 6,4 млрд рублей. Начало добычи намечено на 2027 г. Балансовые запасы месторождения оцениваются в 1,4 млн тонн руды с содержанием 0,8% бериллия и 19% флюорита (категории С1+С2). На сегодняшний день крупнейшими поставщиками бериллия на мировой рынок являются КНР, США и Казахстан. Ермаковское месторождение прежде уже разрабатывалось – с 1979 г. в течение десяти лет работы на нем вел Забайкальский горно-обогатительный комбинат, но с 1989 г. месторождение законсервировано.
Между тем в Сахалинской области ООО «Институт вулканологии» все же рассчитывает реализовать проект «Русский рений» на острове Итуруп (вулкан Кудрявый), начав добычу рения[4] до 2027 г. Запасы данного месторождения оцениваются в 36,7 тонн. Инвесторы ведут работы по созданию опытно-промышленной установки. В перспективе предполагается выпускать концентрат на Итурупе, а затем перерабатывать его на материке (предположительно, при участии завода «Красцветмет»). Еще в марте текущего года инвестор сообщал о возможном закрытии проекта из-за отсутствия поддержки со стороны Минпромторга РФ в части проведения НИОКР. Тогда же правительство Сахалинской области предлагало исключить финансирование проекта из внебюджетных источников на 950 млн рублей в 2025 г.
В России рений относится к группе дефицитных металлов. При этом на сегодняшний день вулкан Кудрявый является единственным в мире промышленным месторождением рения - он содержится в фумарольных вулканических газах (высокотемпературные газовые выбросы) вулкана. Таким образом, месторождение является возобновляемым. Проблемами для развития проекта являются отсутствие инфраструктуры, а также технические сложности из-за выбросов сернистых соединений и высокой температуры на территории месторождения.
[1] Абсолютных значений по выпуску драгметалла в стране не приводится.
[2] По данным электронной торговой площадки «ТендерПро», анализировавшей инвестиционную активность в отрасли в 2024 г.
[3] Структуры В.Свиблова приобрели компанию в марте 2024 г., выкупив ее у Foxra Holdings LTD и Rebra Investments LTD, подконтрольных ГК «Метрополь» М.Слипенчука.
[4] Редкий металл, обладает свойством сохранять свои размеры при нагревании, востребован в различных отраслях промышленности, включая авиастроение, энергетику и химическую промышленность. Источником рения в основном (80%) являются молибденовые и медно-молибденовые руды порфировых месторождений, из них рений извлекают исключительно как попутный компонент (содержание - 0,01 до 1,0 г/т). Такие производства сосредоточены в Чили, Казахстане, Польше, Германии.
Эффективность высокотехнологичных производств, в том числе в свете распространения креативных отраслей, технологий больших данных и искусственного интеллекта, невозможна без наращивания научного и образовательного потенциала. Но кооперация между наукой и реальным сектором экономики на Дальнем Востоке развита пока слабо.
Впрочем, запрос на проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок растет, поскольку отечественной промышленности все больше приходится опираться на внутренние ресурсы.
Научно‑технологическое развитие Дальневосточного федерального округа сегодня находится на недостаточном уровне, обращает внимание член комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сахамин Афанасьев. По итогам 2023 года ни один из дальневосточных субъектов не вошел в число регионов-лидеров соответствующего национального рейтинга. Кроме того, в ДФО за последние 10 лет наблюдается сокращение сотрудников, занимающихся научными исследованиями. Если в 2015 году их насчитывалось 15,4 тыс. человек, то в 2023-м – 13,1 тыс.
Счетной палатой РФ, в том числе с точки зрения научного сопровождения, проводилась оценка реализуемых на Дальнем Востоке 32 федеральных госпрограмм, рассказала аудитор Наталья Трунова. Реализация 19 из них, в том числе «Развитие образования», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие авиационной промышленности», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», «Развитие энергетики», признана не в полной мере эффективной. Аудитор назвала и положительные примеры – по программам «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», «Научно-технологическое развитие РФ».
Кооперация науки и реального сектора экономики – задача нетривиальная. По словам Натальи Труновой, разработки научных организаций, университетов возможно применять в производствах, осуществляющих деятельность в режиме территорий опережающего развития, однако этой кооперации практически нет.
«Единичные случаи, например, в ТОР «Приморская» всем известная компания «Арника» – это биотехнологии. Наверное, такие крупицы по пальцам можно перечислить, массового характера это не носит. Это не значит, что нужно посыпать голову пеплом, сказать, что все не удалось. Этим процессом нужно заниматься», – настаивает аудитор Счетной палаты.
«К сожалению, ФОИВы нас, по сути, почти не видят. Хотя мы к ним приходим – берите наши разработки, мы готовы их внедрять и на их основе создавать самые современные средства, которые развивали бы экономику Дальнего Востока, экономику России», – сетует вице-президент Российской академии наук – председатель ДВО РАН Юрий Кульчин.
К примеру, специалисты разрабатывают уникальные сорбенты, в том числе для ликвидации розливов нефти. С просьбой тиражировать такие решения ученые обращались в Минпромторг, однако получили отзыв, что это не актуально, утверждает Юрий Кульчин. «Это было два года назад. Сейчас, когда у нас [экологическая] проблема на юге (в Черном море – прим. ред.), где можно было использовать эти сорбенты, их просто нет. Мы готовы закрыть эту проблему полностью», – заверил академик.
Бизнесу, делающему ставку на высокие технологии, не обойтись без научного сопровождения и опытных разработок. На государственном уровне для поддержки вузов принята программа «Приоритет-2030», в которой специально для Дальнего Востока выделен отдельный трек, отметил Сахамин Афанасьев. Университеты, получившие из бюджета дополнительную помощь, смогут не только выйти на новый образовательный уровень, но и стать заметными научно-технологическими центрами ДФО, считает сенатор.
В рамках этой программы уже формируются проекты с ключевыми индустриальными партнерами, рассказала заместитель проректора ДВФУ по научной работе Светлана Гончарова. В их числе – «Газпром» (объемов заказов на НИОКР в 2028-2030 годах оценивается в 500 млн руб.; темы научных работ затрагивают композиционные материалы, резинотехнические изделия, подводную робототехнику), «Газпромнефть» (450 млн руб.; арктические материалы и технологии), «Роснефть» (390 млн руб.; упрочнение льда, судостроение, катализаторы), «Ростех» (350 млн руб.; аддитивные технологии, спецпокрытия), «Сибур» (310 млн руб.; термопластические материалы, резинотехнические изделия), «Объединенная металлургическая компания» (270 млн руб.; коррозийностойкие биметаллы и трубы) и др.
«В части фокусировки научной политики мы до 2030 года определили три стратегических технологических проекта. А именно – научно-производственные технологии мирового океана, шельфа и Арктики; биоэкономика, здоровьесбережение; интеграционная платформа искусственного интеллекта. В рамках каждого проекта сформированы продуктовые консорциумы с участием академических и индустриальных партнеров из России и АТР», – уточнила Светлана Гончарова.
Флагманом наукоемких производств региона призван стать создаваемый на острове Русский одноименный инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ). Этот комплекс с особым преференциальным режимом объединит ученых, инженеров, предпринимателей для становления целого кластера, ориентированного на рынки АТР, заявил Сахамин Афанасьев.
Совокупная площадь ИНТЦ «Русский» превышает 113 тыс. кв. м. Более 70% помещений центра планируется отвести под инновационные производства компаний, которые будут арендовать площадки по льготной ставке.
В пилотном режиме центр планируется запустить осенью 2025 года. В настоящий момент, сообщила гендиректор Фонда развития ИНТЦ Елена Харисова, идет взаимодействие с его будущими резидентами, кто уже дал принципиальное согласие на участие в данном кластере, и теми, кто проявляет к этому интерес.
Среди главных направлений деятельности ИНТЦ «Русский» – освоение ресурсов мирового океана, развитие биофармацевтики, биотехнологий.
В общем-то это те направления, где дальневосточные ученые сохраняют сильные позиции. В частности, в области фармацевтики на основе активных соединений, встречающихся у водных биоресурсов, разработаны такие действенные препараты, как гистохром, коллагеназа и т.п.
«Гистохром делается из морского ежа. Если у человека обширный инфаркт миокарда, и в течение двух часов дать ему препарат, рубца на сердце не остается. Есть интересное направление, связанное с глазными препаратами на его основе», – говорит Юрий Кульчин.
Кроме того, проведены исследования, которые показали, что из актиний и морской губки можно получать новые типы антибиотиков.
Чтобы поставить дело на поток, необходима производственная база. «Нужно создание биотехнологического центра. Цена вопроса минимальна. Порядка 200 млн руб. надо вложить с тем, чтобы мы могли такие препараты делать, и нужна еще фармфабрика. Гидробионты – самое лучшее, что может быть в мире, потому что у нас уникальная вода, условия», – убежден академик.
Прорывных решений возможно достичь и по технике подводных исследований. Дальневосточники разработали более 20 типов подводных аппаратов, которые обладают искусственным интеллектом, проинформировал руководитель ДВО РАН. Если дальше развивать это направление, открывается мировой рынок, оцениваемый в $4 млрд ежегодно.
На Сахалине во главе угла ставят наукоемкие проекты, связанные с отраслями, которые традиционно играют ведущую роль в экономике регионе. Это, прежде всего, энергетика, говорит замминистра цифрового и технологического развития Сахалинской области Сергей Коцуконь. Здесь большие ожидания связаны с идеей водородного кластера.
Для получения водорода будет создана электролизная станция с системой подготовки деионизированной воды. В числе проектов, имеющих широкое практическое значение – энергообеспечение изолированных вышек сотовой связи, распределенная генерация энергии в труднодоступных поселениях, наземный транспорт и даже научно-исследовательское судно на базе водородных топливных элементов.
Кроме того, на Сахалине заработала авиакомпания «Аврора – беспилотные авиационные системы» (дочка «Авроры»). В конце марта впервые на Дальнем Востоке беспилотник совершил межрегиональный перелет. Он вылетел из аэропорта Оха, преодолел Татарский пролив и приземлился в Николаевске-на-Амуре. Полет прошел по расписанию в воздушном пространстве, используемом другими воздушными судами, с выполнением всех авиационных правил.
«Уже выполняем системно сценарий применения БПЛА в регионе. Это системная работа, которая у нас строится уже достаточно плотно», – сказал Сергей Коцуконь.
Как сообщили в авиакомпании «Аврора», на днях «Аврора – БАС» получила сертификат эксплуатанта. Это ведет к дальнейшим инновациям в части применения беспилотников в народном хозяйстве.
«Признание регулятором авиационной отрасли готовности «Авроры – БАС» для работы в воздушном пространстве, используемом и гражданскими воздушными судами, открывает для нас возможность коммерческого использования беспилотных воздушных судов и развития перспективных проектов в ДФО», – прокомментировал генеральный директор «Аврора – БАС» Дмитрий Третьяков.
На мировом рынке угля в настоящее время складывается неблагоприятная конъюнктура, в связи с чем компании могут пересматривать производственные планы и инвестиционные программы. Хотя дальневосточные производители сталкиваются с меньшими затратами на логистику, преимущество в текущих условиях имеют компании, располагающие собственными портовыми и железнодорожными мощностями. Добыча шельфового газа в ДФО сохраняется на уровне прошлого года. В рамках газификации регионов и планов по увеличению экспорта создается новая газотранспортная инфраструктура.
В марте текущего года доходность экспорта угля в восточном направлении стала отрицательной. Так, нетбэк (чистая выручка экспортера за вычетом логистики) на кузбасский уголь (5500 ккал на кг) на условиях FOB Восточный к 30 марта сократился до 358 рублей за тонну (на 17,8% за неделю). Снижение происходит с начала года. Для энергетического угля калорийностью 6000 ккал на кг нетбэк на условиях FOB Восточный на конец марта оставался положительным – 568 рублей за тонну, но все же снижался (показатели на 30 марта на 10,6% меньше, чем неделей ранее).
В течение десяти месяцев 2024 г. цена на энергетический уголь калорийностью 6000 ккал на базисе FOB Дальний Восток находилась на уровне 100 долларов США за тонну, сократившись почти на 30% с начала 2023 г. В начале 2024 г. цена была на уровне 101 доллар за тонну, а в 2023 г. – 135 долларов за тонну. К середине марта 2025 г. цена на энергетические угли на базисе FOB Дальний Восток снизилась до 56-83 долларов за тонну в зависимости от калорийности. Цены на металлургический уголь сократились до 113-114 долларов за тонну в зависимости от марки.
На этом фоне в марте 2025 г. заметно упал экспорт угля из крупных портов. В частности, объемы угольного экспорта в портах Находка и Восточный снизились на 21% относительно марта 2024 г., до 3,7 млн тонн (суммарно). В то же время в годовом сопоставлении выросли поставки из других дальневосточных портов – Ванино, Посьет, Вера и Суходол (суммарно в марте из них экспортировано 3,9 млн тонн угля).
Спрос на энергетический уголь в КНР ослаб из-за значительных накопленных запасов и развития собственной добычи[1]. Спрос на коксующийся уголь сдерживают проблемы в секторе недвижимости КНР и связанное с этим сокращение объемов выплавки стали, а также возвращение на китайский рынок угля из Австралии. Кроме того, в Китае по-прежнему действует импортная пошлина на российский уголь в размере 3-6%.
В апреле-мае текущего года ожидается рост спроса на уголь со стороны Индии (в целом ожидается, что объем экспорта российского угля в данном направлении достигнет 40 млн тонн в год к 2030 г.). Но при этом Индия с начала текущего года ввела импортные квоты на коксующий уголь с содержанием золы менее 18% (будут действовать в течение первого полугодия). Они будут распространяться на импорт из 11 стран, включая Россию, и составят 710 тыс. тонн ежеквартально в первой половине 2025 г.
Дополнительные проблемы для предприятий угольного сектора, помимо сокращения спроса и снижения цен, создают платежи по процентам из-за высокой ключевой ставки Центробанка, рост стоимости добычи, на который влияет удорожание оборудования, комплектующих и запчастей для техники, увеличение стоимости оплаты труда. Также российским экспортерам приходится предоставлять покупателям на экспортных рынках дисконты, обусловленные риском вторичных санкций для контрагентов. По итогам 2024 г. сальдированный убыток российских угледобывающих предприятий составил 112,6 млрд рублей против прибыли в 2023 г. в размере 374,7 млрд рублей. Росстат оценил долю убыточных компаний угольной отрасли в 2024 г. в 53,3% (в 2023 г. она была оценена в 31,5%).
На Дальнем Востоке угольные компании все же несут более низкие логистические затраты при экспортных поставках через восточные порты. Более выгодными позициями обладает, в частности, компания «Эльгауголь» А.Авдоляна, располагающая собственной железнодорожной веткой (Тихоокеанская железная дорога введена в эксплуатацию в 2024 г.)[2] и портовыми мощностями (порт Эльга в Хабаровском крае). В феврале 2025 г. в компании объявили о запуске одиннадцатой обогатительной фабрики обогатительного комплекса «Эльгинский» в Якутии. Суммарная годовая мощность всех фабрик составляет 38,5 млн тонн концентрата. По итогам 2024 г. добыча на Эльгинском месторождении (Нерюнгринский район) выросла на 36,2% относительно 2023 г., до 28,6 млн тонн угля. Объемы обогащения составили 31,5 млн тонн. Другой якутский производитель угля, АО «ХК «Якутуголь» (группа «Мечел») за 2024 г. увеличил объем добычи на 1,4 млн тонн относительно 2023 г., до 4,5 млн тонн.
Снижение добычи угля фиксируется в Чукотском АО – как каменного (поставляется на экспорт), так и бурого (реализуется на внутреннем рынке региона). Компания «Берингпромуголь» в январе-феврале текущего года получила на месторождении Фандюшкинское поле 222,6 тыс. тонн каменного угля, на 3% сократив результат по сравнению с аналогичным периодом 2024 г. «Берингпромуголь» располагает собственными портовыми мощностями для экспортных отгрузок. Добывающее бурый уголь ОАО «Шахта Угольная» за два месяца года на Анадырском месторождении добыло 2,5 тыс. тонн твердого топлива, что на 70% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
Стоит отметить, что в январе-феврале 2025 г. погрузка добытого на Дальнем Востоке угля на железную дорогу (ДВЖД) снизилась – на 3,1% относительно аналогичного периода 2024 г., до 5,6 млн тонн. Отгрузки твердого топлива осуществлялись с Эльгинского месторождения, Нерюнгринского месторождения в Якутии, Ургальского месторождения в Хабаровском крае, Сугодинско-Огоджинского месторождения в Амурской области. В том числе с Эльгинского месторождения на ДВЖД за отчетный период было отгружено 2,9 млн тонн, с Ургальского месторождения (АО «Ургалуголь», СУЭК) отгрузка составила более 1,2 млн тонн, с Сугодинско-Огоджинского месторождения («Огоджинская угольная компания», «Эльга») отгружено свыше 276 тыс. тонн, с Нерюнгринского («Якутуголь», «Мечел») – 592,1 тыс. тонн. При этом объем угольного экспорта с Дальнего Востока за два месяца года вырос на 4,4% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,7 млн тонн (во многом этому способствовала работа частной Тихоокеанской железной дороги).
Тем временем в Приморском крае «Углеобогатительная фабрика разреза «Западный» рассчитывает построить углеобогатительный комплекс мощностью 924 тыс. тонн в год на территории Ильичевского каменноугольного месторождения Раздольненского каменноугольного бассейна (Октябрьский муниципальный округ), инвестировав 43,8 млн рублей. Уголь инвестор намерен поставлять на внутренний рынок (в частности, на Артёмовскую ТЭЦ) и на экспорт в Китай.
Участок «Западный фланг» Ильичевского месторождения в промышленную эксплуатацию запускала компания «ДВ Логистик» в 2019 г. (с объемом добычи 200 тыс. тонн в год). В 2002-12 гг. добычу каменного угля на месторождении вело ООО «Разрез Пореченский» (на соседнем участке – «Западный 1»), производя до 80 тыс. тонн в год. Прогнозные ресурсы угля на участке «Западный фланг» оцениваются в 1 млн тонн (категория Р2).
Что касается добычи природного газа на Дальнем Востоке, то по итогам января-февраля 2025 г. на шельфовых сахалинских проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» добыча сохранилась на уровне аналогичного периода 2024 г. За два месяца в рамках проекта «Сахалин-1» было добыто 1,6 млрд куб. м газа, в рамках проекта «Сахалин-2» - 2,94 млрд куб. м. Добыча в феврале также соответствует уровню февраля прошлого года – около 0,7 млрд куб. м на «Сахалин-1» и 1,4 млрд куб. м на «Сахалин-2».
Экспорт нефти через порт Козьмино (Приморский край), откуда отгружается премиальный сорт ВСТО из нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», по итогам 2024 г. вырос на 4,5% относительно 2023 г., до 44,7 млн тонн. На данном направлении основными покупателями являются Китай и Индия.
В сфере газификации регионов в марте текущего года «Газпром» ввел ряд объектов газовой инфраструктуры в Приморском и Хабаровском краях. Так, в Приморье были запущены газопровод-отвод и «ГРС-2 Владивосток», что создало условия для газификации всероссийского детского центра «Океан» во Владивостоке и более 2,6 тыс. домовладений в двух микрорайонах города, где возводится новое жилье – Пригород-1 и Пригород-2. От «ГРС-2 Владивосток» запланировано проведение газопровода-связки в целях повышения надежности газоснабжения абонентов Владивостокского городского округа.
В Нанайском районе Хабаровского края введены в эксплуатацию ГРС «Вознесенское» и межпоселковый газопровод, рассчитанные на газификацию нового Малмыжского горно-обогатительного комбината («Амур Минералс») в рамках ТОР «Хабаровск». Также в Хабаровском районе «Газпром» запустил ГРС «Калинка», с помощью нее предполагается газифицировать около 9,7 тыс. домовладений в селах Калинка, Сергеевка, Восточное, Малиновка, Князе-Волконское, Благодатное, Дружба и Некрасовка.
Кроме того, положительное заключение Главгосэкспертизы получил проект насосной станции на газопроводе «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» «КС-6 «Хабаровская» в Хабаровском крае (район им. Лазо). С помощью межрегиональной газотранспортной системы «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» протяженностью 1,8 тыс. км осуществляется доставка газа с шельфа Сахалина потребителям Хабаровского и Приморского краев, планируется осуществлять экспортные поставки в КНР (строится газопровод-отвод). «Газпром» также расширяет пропускную способность газопроводной магистрали за счет увеличения компрессорных мощностей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Добыча угля в Китае в 2025 г. может вырасти на 1,5% относительно 2024 г., до 4,82 млрд тонн, после роста на 0,8% в 2024 г. относительно 2023 г. Ожидается, что импорт угля в КНР в 2025 г. сократится на 1,9%, до 525 млн тонн.
[2] Протяженностью 531 км и пропускной способностью на первом этапе в 30 млн тонн в год.
Треть рыбопромышленных компаний Приморского края считают нехватку квалифицированных кадров главным препятствием для развития рыбохозяйственного комплекса. Однако немногие понимают, что кадровые проблемы можно решать не только с помощью классических HR-инструментов, но и путем использования цифровых платформ. Информационные технологии, вопреки распространенным страхам, не лишают сотрудников работы, а освобождают персонал от рутины и дают компаниям возможность расширить регионы присутствия без увеличения штата. О том, как сервисы онлайн торговли помогают повысить эффективность сотрудников и снизить остроту кадрового голода – в материале эксперта East Russia и основателя проекта Fishplace Юлии Беликовой.
С июня 2024 года в структуре Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья действует рабочая группа по цифровой трансформации рыбной отрасли. Ее задача – создание условий для эффективной реализации «Стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года», утвержденного Правительством РФ в ноябре 2023 года.
Деятельность рабочей группы началась с выявления ключевых проблем в развитии рыбохозяйственного сектора. Опрос 40 компаний рыбной отрасли показал, что 32,5% респондентов считают нехватку квалифицированных кадров главной проблемой, осложняющей ведение бизнеса и развитие компаний. Оказалось, что руководители предприятий вынуждены откладывать планы по модернизации производственных и управленческих процессов, занимаясь решением кадровых проблем.
Кадровый голод в рыбной отрасли существует не один десяток лет. Проблема привела к тому, что порой на некоторых крупных предприятиях Приморья большинство специалистов являются приезжими из других регионов или из-за рубежа.
В разговоре о кадровых проблемах большинство экспертов делает акцент на рабочих специальностях: рыбаках, мотористах, рыбообработчиках. Да, эти сотрудники обеспечивают важные производственные процессы. Однако рыбная отрасль – это еще и контроль качества, продажа, транспортировка, хранение продукции. Эти операции осуществляют высококвалифицированные специалисты: технологи, логисты, менеджеры по продажам. Именно они формируют прибыльность и рентабельность компаний. Спрос на данные категории специалистов только растет. Только за 2024 году нехватка технологов увеличилась на 30%, превысив средний темп прироста кадрового дефицита по отрасли, который составил 20%. К 2030 году рыбохозяйственный сектор будет нуждаться в 25-30 тысячах высококвалифицированных кадров.
Сегодня работодатели вынуждены «хантить» кадры друг у друга, порой используя не самые честные методы. Проведенные рабочей группой исследования, показали, что практика «переманивания» сотрудников в такой узкой профессиональной области как рыбодобыча и рыбопереработка, действительно существует и негативно сказывается на стабильности отрасли. HR-менеджеры порой ведут переговоры с кандидатами втайне от нынешнего работодателя. Инструментами переманивания специалистов являются более высокая зарплата, бонусы, предложения карьерного роста. С другой стороны, специалисты по продажам, владея информацией о клиентской базе компании и зная о дефиците кадров на рынке, порой необоснованно требуют повышения заработной платы или выстраивают собственный бизнес с клиентами в обход работодателя.
Сегодня правительство уже внедряет цифровые инструменты для решения кадровых проблем. В апреле 2023 года Президент России поручил использовать технологии автоматизации для устранения кадрового голода, тем самым высвободив внутренние кадровые резервы. В 2025 году инициатива нашла отражение в национальном проекте «Кадры», призванном качественно и оперативно готовить сотрудников под потребности работодателей. Однако эксперты и бизнес-сообщество считают, что госпрограмма не в полной мере учитывает потребности рыбной отрасли.
Так, нацпроект основан на исследовании Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, которое объединяет сельское, лесное и рыбное хозяйство в одну группу специальностей. Представители рыбохозяйственного сектора считают такое обобщение несправедливым, поскольку структура производства и система подготовки кадров в сельском хозяйстве, лесном комплексе и рыбной отрасли принципиально различаются. Кроме того, исследование относит объединенную группу специальностей к числу профессий с максимальным избытком молодых специалистов. Согласно документу, на каждое рабочее место здесь приходится 2,6 выпускника вузов. Как итог – исследование исключает рыболовство из числа отраслей первоочередного решения кадровых проблем.
Таким образом, ожидать исчерпывающего решения кадровых проблем руками государства - не лучшее решение для компаний рыбной отрасли. Эффект национального проекта «Кадры» для рыбохозяйственного сектора станет ощутим спустя годы, а может быть, и десятилетия.
Тем не менее, сегодня уже созданы и функционируют цифровые инструменты, которые позволяют промысловым и торговым компаниям оптимизировать многие бизнес-процессы и решить некоторые кадровые проблемы за счет высвобождения внутренних резервов. Одним из таких решений являются онлайн платформы оптовой торговли, которые автоматизируют рутинные процессы, снижают нагрузку на персонал, повышают точность и скорость принятия управленческих решений. Здесь важно понимать, что автоматизация – это не массовые сокращения, а изменение структуры занятости. Сотрудники переходят от монотонной работы к управлению процессами, аналитике и стратегическому планированию. Компании не отказываются от людей, а перераспределяют их потенциал, повышая ценность каждого специалиста. Рассмотрим лишь некоторые примеры того, как электронные торговые площадки способны решить кадровые проблемы предприятий рыбной отрасли:
1. Цифровые платформы онлайн-торговли рыбой меняют традиционный подход к бизнесу, объединяя продавцов и покупателей на одной площадке. Автоматизация сделок, заказов и логистики позволяет освободить сотрудников отделов логистики и продаж от выполнения таких «ручных» операций как составление договоров, обзвон потенциальных клиентов или расчет стоимости доставки груза. В результате эффективность отдельного работника кратно возрастает, а собственник получает возможность масштабировать бизнес без привлечения дополнительных кадров.
2. Некоторые торговые площадки обладают функционалом CRM-систем. Этот инструмент позволяет сократить число сотрудников, занимающихся обработкой документов и управлением заказами. Автоматизированные системы берут на себя рутинные операции, позволяя сотрудникам сосредоточиться на задачах, где человеческий опыт незаменим: аналитика, развитии бизнеса, работа с крупными клиентами.
3. Ряд онлайн площадок позволяет управлять цепочками поставок и складскими операциями, тем самым автоматизируя контроль запасов, сокращая издержки и предотвращая сбои в поставках. В результате один цифровой сервис способен оптимизировать работу десятков кладовщиков и диспетчеров, снижая нагрузку и уменьшая риски ошибок.
Онлайн платформы оптовой торговли позволяют автоматизировать целый комплекс бизнес-процессов, высвободив кадровый потенциал для решения более сложных и творческих задач. Уже существует практика оптимизации отделов логистики и продаж, которые ранее занимались оформлением сделок и организацией доставки товаров вручную. Функционал CRM-систем способствует уменьшению числа работников, занятых документацией и управлением заказами. «Оцифровка» цепочек поставок и складских операций снижает нагрузку на кладовщиков и диспетчеров. При этом сокращение монотонных функций не ведет к сокращению штата, а, напротив, повышает эффективность сотрудников и дает возможность повышать квалификацию персонала.
Подводя итог: кадровый вопрос остается одной из основных проблем рыбной отрасли. Эффект принимаемых государством мер, скорее всего, станет ощутим не ранее, чем через несколько лет. Однако производственные и торговые компании уже сейчас могут оптимизировать бизнес-процессы и мобилизовать внутренние резервы за счет внедрения современных цифровых инструментов.