Эвенки из Якутии, Забайкалья, Бурятии, Амурской и Иркутской областей отметили Межрегиональный день оленевода
Село Чара. Самый север Забайкальского края, почти у границы с Якутией. В начале марте здесь еще довольно холодно, однако люди хоть и поеживаются, но продолжают пристально следить за мистическим камланием шамана вокруг вздымающегося в небеса большого костра. Начинается самая зрелищная часть Межрегионального дня оленевода в Каларском округе Забайкальского края...
В селе Чара впервые прошел Межрегиональный день оленевода, который приурочили к 65-летию со дня рождения эвенкийского общественного деятеля Республики Саха (Якутия) Арсентия Николаева.
На праздник приехали эвенки из пяти регионов: Забайкальского края, Республики Саха, Бурятии, Амурской и Иркутской областей. Организаторами выступили ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии и Севера Забайкалья, Ассоциация эвенков Якутии, администрации Каларского округа и Тянского наслега Олекминского улуса Якутии.
Торжество, объединившее оленеводов сразу из нескольких регионов, стало возможным в том числе благодаря компании Nordgold, которая на постоянной основе поддерживает местные сообщества. Именно благодаря финансовой помощи компании Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) смогла сформировать призовой фонд, решить организационные вопросы и организовать трансфер участников.
«Тянский национальный наслег граничит с Забайкальским краем. И Межрегиональный день оленевода дал старт дальнейшему развитию отношений между нашими оленеводами. В состав большой делегации из Якутии вошли депутаты Ил Тумэн, представители министерства сельского хозяйства Якутии, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха, глава Олекминского района, жители села Тяня, республиканский ансамбль «Гиркилэн». Мы этот праздник ждали два года. В его проведении нам помогали наши спонсоры - промышленные компании. Среди них – компания Nordgold. Она откликнулась одной из первых и оказала помощь в формировании призового фонда, решении организационных вопросов, покрытии транспортных расходов участников из Якутии», - сказал глава Тянского национального наслега Якутии Алексей Николаев.
В первый день в Каларском историко-краеведческом музее состоялся круглый стол, где обсуждали развитие территорий природопользования, сохранение эвенкийского языка, восстановление поголовья северных оленей.
Участие в обсуждении приняли также представители компании Nordgold – исполнительный директор рудников Гросс и Таборный Рамазан Насрулаев, директор по обеспечению бизнеса Максим Огурцов и руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Александр Бурмистров.
Когда серьезные вопросы обсудили, пришло время для отдыха. В местном доме культуры состоялся яркий, самобытный праздничный концерт, там же можно было посмотреть богатую выставку декоративно-прикладного искусства малочисленных народов Севера. Свои работы на ней представляли и эвенкийские мастера из якутского села Тяня. Однако самая зрелищная часть праздника ждала гостей и участников во второй день. Началась она с мистического и загадочного шаманского обряда очищения и кормления огня.
На стадионе озера Лябич организаторы устроили настоящий эвенкийский фестиваль. Главное его событие – невероятно зрелищные заезды на оленях, в которых приняли участие не только мужчины, но и женщины. Выносливые животные, умелые наездники, искрящийся снег, неподдельный азарт и нешуточная борьба. На кону – целых три снегохода «Буран», предоставленных кочевой родовой общиной «Тяня».
На озере прошли соревнования по метанию топора и аркана, перетягиванию палки, прыжки через нарты и конкурс «Урикит» по обустройству кочевого стойбища. Культура эвенков очень богата, в том числе и на развлечения, в которых всегда выделялись самые ловкие, сильные и быстрые.
«Мы очень рады, что первый Межрегиональный день оленевода состоялся, и мы очень гордимся тем, что внесли свой вклад в это важное для эвенкийского народа пяти регионов событие. Отрадно было видеть десятки радостных лиц участников, гостей праздника, собравшихся на Каларской земле. Очень важно сохранить традиции, культуру, язык эвенков, и компания Nordgold продолжит работать в этом направлении», - сказал руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Nordgold Александр Бурмистров.
В Олекминском районе на юго-западе республики Nordgold работает с 2007 года. На протяжении этого времени компания играет важнейшую роль в жизни региона, инвестируя не только в создание рабочих мест и сохранение экобаланса, но также в развитие инфраструктуры и поддержку социально значимых проектов в сфере здравоохранения, науки и культуры. Сегодня у Nordgold уже три актива в регионе: действующие рудники Таборный и Гросс, а также проект Токко, старт добычи на котором запланирован на 2024 год.
Кластер Гросс, администрации Олекминского района и Тянского национального наслега, а также коренная родовая община Тяня на протяжении более 10 лет регулярно заключают соглашения о социально-экономическом партнерстве и сотрудничестве, в рамках которых компания оказывает целевую финансовую помощь. С 2009 по 2022 годы Nordgold выделила по этим программам 75 миллионов рублей. Администрации района и наслега за счет этих средств финансировали строительство и ремонт социальных объектов и жилого фонда, благоустройство площадей и дорог, проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, приобретение техники и транспорта для нужд поселений. Сельскохозяйственный кооператив Тяня на выделяемые деньги приобретает продукты питания и горюче-смазочные материалы для оленеводов, а с доставкой их на стойбища вездеходами и вертолетами помогает Гросс.
Поддержка, которую Nordgold оказывает жителям региона, гораздо шире, чем предусмотрено ежегодными соглашениями. Только за 2022 год предприятия кластера дополнительно направили на благотворительность более 27 млн рублей.
Nordgold старается непрерывно создавать экономические и социальные возможности в регионах присутствия и местных сообществах, системно реализуя проекты, которые приносят пользу и расширяют экономические возможности местных сообществ в Якутии. И эта работа будет продолжаться.
все фото в тексте - пресс-служба Nordgold
Много-много солнца и морозы, которые ударили в ночь перед фестивалем унтов, высоченное голубое небо и смеющиеся покупатели: русские и буряты, которые 16 октября, пришли на площадь Ленина в Чите не просто так. Всё это Забайкалье с его напитанным веками смешением культур, вплетённых друг в друга и в природные ритмы. Всё это пятый юбилейный фестиваль унтов.
— Мы уже на площади! — рапортует мне в трубку одна из коллег-журналисток, которая приехала на площадку почти на час раньше нужного: продажи у длинных рядов, уставленных унтами всех цветов, с огромными толстыми войлочными подошвами для вахтовиков и аккуратными белыми носочками женских моделей должны были начаться в 11 утра, в 12 часов планировалось открытие.
Час разницы на морозе в Забайкалье — это критично. Тем более после резкого похолодания с сухим морозом, которое пришло ночью. Табло на читинских остановках показывало минус 20 градусов. Но напугал ли мороз мастеров, приехавших из разных уголков Забайкальского края и Бурятии соревноваться в своём умении?
Конечно, нет. Уже в половине одиннадцатого утра тут была суета: выставлялись модели — важно было поставить их так, чтобы бисер на голяшках, пришитый затейливыми узорами, блестел ярче, а голенища мужских пар пленяли потенциальных покупателей суровостью и теплотой.
Булату Цыденжапову чуть больше тридцати лет. С раннего детства он любил сидеть рядом с отцом, который шил унты и тем самым дарил людям тепло. Семья жила в славящемся мастерами по производству унтов селе Укурик Хилокского района в Забайкалье.
— Самостоятельно заниматься пошивом я начал в восьмом классе, когда начал обеспечивать себя, — рассказывает Булат.
Он вспоминает, что это ремесло было любимым делом не только у его отца, но и у дедушки. Секреты качественной работы здесь, как и во многих ремесленных династиях, передаются из поколения в поколение. Окончив школу, он выучился на железнодорожника, проработал три года, а потом решил: всё, хватит.
— Не потому что на железной дороге тяжело работать, я работы не боюсь. просто понял, что не моё это, и всё, — чуть улыбается мужчина.
— Все верха делают женщины, мне помогает жена. У бурят рукоделие в крови, я не знаю ни одной семьи, где бы руками что-нибудь не делали. Детям стоит только подсказать, подтолкнуть к делу, и всё. Весь верх: орнамент, подклад, а также сборка на жене, а наколотку, формировку: задники (внутренняя или промежуточная деталь верха обуви, которая располагается в пяточной части над каблуком и поддерживает форму изделия. Придаёт обуви жёсткость и помогает сохранить форму), ранты (полоска кожи, резины или пластика, проходящая по периметру подошвы обуви), войлок, подошву, обточку и подгон делаю я. Цена унтов зависит от стоимости камуса, войлока и всего остального. Всё суммируется, добавляется стоимость работы. Камус везут родственники и друзья, которые занимаются разведением оленей — это, как и пошив унтов, тоже семейное дело.
— Он всё время шьёт, шьёт, работает — трудится круглыми днями. Бывает, и ночью работает, — говорит про мужа Дарима Цыденжапова.
Сейчас семья живёт в городе Улан-Удэ, столице Бурятии, но свои корни, село Укурик, Булат помнит очень хорошо. Как и то, что главное в удобстве будущих унтов зависит от сырья — камуса — и от рук мастера.
При этом и у «женской», и у «мужской» частей пошива есть свои секреты и особенности.
— Больше всего я люблю собирать камус, совмещать по цветам. Вот, например, этот. Он со своей «родинкой», особенный, — Дарима Цыденжапова берёт в руки удивительной красоты унт, в окрасе которого снежно-белый цвет плавно, как будто кто-то аккуратно мешает молочную пену кисточкой, переходит в кофейный. — Самое главное, чтобы сборка была ровной, чтобы нигде ничего не торчало, чтобы переходы между цветами были плавными, а передняя часть — гладкой. Вот, например, эти. Точь-в-точь таких вторых вы не найдёте. Как придумывается рисунок? Сначала мы делаем трафареты. потом из кожвинила всё это вырезаем, клеим и прошиваем на машинке. А вышивку орнамента мы делаем на машинке с помощью компьютера.
Орнамент — единственное, что в производстве унтов в Забайкалье и Бурятии может делаться автоматизированно, всё остальное: набивка, просушка, работа по размеру будущих унтов и многое другое — исключительно ручная работа.
— Можно ли унты подбирать по сезону: осенью носить одни, а с наступлением холодов —- те, что теплее? — спрашиваю Булата.
Он внимательно смотрит на меня, как будто удивляясь вопросу.
— Нет, они одеваются только в морозы от минус двадцати до минус семидесяти градусов. Это очень тёплая обувь. У меня сколько друзей на вахту ездит, и все говорят, что без унтов на вахте делать нечего, они просто спасаются унтами.
Даши-Цырен Балбыров шьёт унты 40 лет, начал это делать ещё в школе в 7 классе. Он тоже из села Укурик.
— До пятидесяти градусов, — кивает он на мужские унты с толстенной подошвой, — спокойно выдержат.
На одну пару унтов у мастера уходит от одной недели работы. Высокие мужские стоят в Забайкалье от 35-40 тысяч рублей, женские унты — от 30 тысяч, цены на аккуратные полуботинки из камуса начинаются от 25 тысяч.
Сыновья в этом деле занимаются выкройками и вырезанием подошв.
— Если ребёнок не захочет что-то делать, насильно же не заставишь. Моим 15 и 16 лет, они помогают. Стараемся их стимулировать: чем больше и лучше поработал, тем больше «стимула» получил. И нас также в детстве «стимулировали», - посмеивается он на морозе.
Даши-Цырен рассказывает, что раньше в Читинской области, которая стала частью Забайкальского края, Укурик был одним из редких сёл со столькими мастерами по унтам. Шили в основном массивные лётные унты, которые очень быстро разбирались военными, чабанами и всеми теми мужчинами, кто работал на холоде, а таких в области было большинство.
— Верх у них был из натуральной овчины, а внизу они были кожаные. Это были в основном мужские унты. Только после, через какое-то время, у нас стали шить из камуса и появились женские, Даши-Цырен говорит мастер, который до сих пор живёт в родном селе и уезжать оттуда не планирует.
Соелма Цибикжапова вспоминает, что, когда была маленькой, унты шила её бабушка. Они тогда были в основном собачьи.
— Мы занимаемся этим из поколения в поколение. Унты шили наши бабушки, наши родители: мои и мужа. Мы все с одной деревни, из Укурика, а сейчас живём в Бурятии. Если считать наш род по мастерам, то я Даши-Цырен это четвёртое поколение тех, кто унты шьёт. Моим родителям сейчас по 67-68 лет, и они тоже занимаются этим с детства. Мы им говорим, что сейчас уже нужно отдыхать, а они всё равно работают, делают уже для себя, — говорит мастер.
Она вспоминает, что помогать старшим начала с десяти лет: детям сначала доверяли распарывать полушубки из овчины, из которых шили подклад для унтов, потом разрешили вырезать его, затем научили набивать изделие на лекала, крючковать и «садить» украшения.
— Чем мы были старше, тем больше нам доверяли родители. Мне очень нравится Все свои изделия я привезти не смогла, много работ ушло в Монголию, с которой мы сотрудничаем. Создавать и придумывать модели я очень люблю. Из камуса северного оленя мы стараемся создавать именно новое, делать модели унтов и ботинок, очень любимых сейчас молодёжью. Я и две моих помощницы называем себя дизайнерами. Помощниц я набирала сама, и у нас производством занимается целая команда из 15 человек. В месяц мы производим около 500 пар, каждую из которых в мастерской делают 2-3 дня.
Соелма берёт в руку полуботинок с рисунком, которого я не видела нигде на этом фестивале, и я тут же начинаю жалеть, что пришла на фестиваль, выложив банковскую карту и не запомнив пароль для перевода.
Обладателем Гран-при пятого юбилейного фестиваля унтов стал Батор Аюров из Улан-Удэ — ему уже вечером, когда после покупателей ряды товаров изрядно опустели, приз вручали на сцене.
Лучшим мастером женского дизайна унтов стала его землячка Жанна Цыбикова, за лучший дизайн мужских унтов наградили Зинаиду Очирову, а лучшим мастером дизайна детских унтов стала жительница Читы Марина Гундарева.
Не обошли награды и героев этого материала: Даши-Цырен Балбыров стал обладателем награды за лучшую семейную мастерскую, а Соелма Цибикжапова получила специальный приз фестиваля — сертификат на 10 тысяч рублей на проживание в лэнд-арт парке «Тужи».
Но не это главное.
В морозном дыхании поздней забайкальской осени, которая уже так похожа на суровеющую зиму, в этот день так отчётливо чувствовалась сила передаваемого из поколения в поколение мастерства, которым владели люди, жившие на этой земле много лет назад и сумевшие передать это умение своим потомкам. Маленькие дети в домах до сих пор берут в руки иголки, чтобы согреть теплом своей работы сотни лётчиков, чабанов, пасущих на склонах овец, работников горнорудной отрасли, водителей, золотодобытчиков и многих, многих других. И главное в этом фестивале, конечно, то, что эта игра в тонких детских пальцах с каждым годом будет держаться всё крепче и увереннее, будет жить, как и традиция этого ремесла.
Земля родилась из камня, который уронил в воду летящий гусь. Над этой землей взошли три солнца, и жгли они землю нещадно, так, что всему живому негде было укрыться. Тогда первый человек — охотник Хадо — стал стрелять по ним из лука. Два солнца упали вниз. Вода кипела — горой стала, гора кипела — рекой стала, и осталось на небе одно солнце, с тех пор всё на Земле начало расти и цвести.
Так рассказывает о сотворении мира древняя нанайская легенда. Ну а мы — отправляемся туда, где по-прежнему светят три солнца, но не обжигают, а согревают своим теплом — на берега бескрайнего Нанайского моря.
Нанайским морем местные жители называют озеро Болонь в Амурском районе Хабаровского края. Считается, что здешний народ обитает в кратере давно потухшего вулкана. Уже на въезде привлекают внимание характерные пористые камни вулканического происхождения. На этих берегах, вдали от городов, лежит ожерелье национальных поселков — колыбель древней культуры. Люди здесь жили даже не сотни — больше десяти тысяч лет назад! Как слои лавы — пласты времени застывали на склонах сопок, сохранив свой отпечаток до наших дней. В начале этого пути мы не могли предположить, что поездка на открытие нового Дома культуры станет настоящей этнографической экспедицией.
И вот из-за мыса выглядывает Ачан — национальное нанайское село. Эта скала — как врата в поселок. Здесь рыбаки проводят обряды перед лососевой путиной — и мы, чужаки, учтиво поприветствуем каменного стража.
Белая и пушистая рыба
Древние камни помнят зарю жизни, когда человек стал творцом. Помнят это и руки мастеров.
— Вот это у нас кета. А это — щука, — мастерица Раиса Ходжер протягивает нам лоскутки выделанной рыбьей кожи. — Чувствуете? Разные — и по толщине, и на ощупь. Но мягонькие и ворсистые, как замша, светлый-светлый пушок. Я помню, как мама моя из рыбьей кожи шила отцу рукавички-верхонки. По сей день лучше материала для этого нету!
Раиса в Ачане преподает декоративно-прикладное искусство. Девушки учились вышивать с детства, вместе с мамой создавали свой главный — свадебный халат.
— А вот видите? Халат сшит из лоскуточков. Мама собирала для своей дочки у богатых семей кусочки дорогих тканей. И сшивала, чтобы дочка жила богато. А узоры дочка вышивала, мама учила ее.
— Получается, пока не научишься шить и вышивать — замуж не выйдешь? — спрашиваю я. Раиса смеется.
— Выходит, так! Вот эти узоры, вышитые на спине — это знаки защиты. От дурного глаза, от болезней. А вот на подоле видите дерево? Птички на нем — это души будущих детей. Говорят, по сей день такой наряд питает хозяйку энергией. Силой нашей родной земли Ачанской.
Связь времен — главная задача нового Дома культуры. Дома, с большой буквы, где живет искусство предков.
Есть в коллекции местных мастериц и сшитый из рыбьей кожи халат, которому без малого сто лет. Здесь реликвии, доставшиеся от предков, наконец, обрели свой дом — их расположили в музее, которому есть, чем удивить гостей.
— Ценность этого халата не только в вышивке, но и в рисунках. Все краски делались из природных ингредиентов. Чтобы, например, получить красный цвет — мастерица брала красные цветы и икру кеты. Черный — это уголь из очага, — рассказывает председатель организации малочисленных народов Севера Амурского района Полина Павловна Ходжер.
Есть в музее и настоящий костюм шамана села. Пояс и часть аксессуаров он расписывал сам. После его смерти обрядовые вещи передала музею его жена. Но до сих пор не все их можно размещать для показа.
— Только шаман может снять табу и заклинания, которые могут быть на этих вещах. Просто взять и вывесить их мы не можем, а наш нынешний шаман говорит, что еще не время! — рассказывает Полина Павловна.
От этих слов мурашки пробегают по коже. Здесь по-прежнему сильны верования предков, и местные жители — у которых, кстати, есть смартфоны и прочие атрибуты современности — воспринимают их так же естественно, как солнце или воду.
Три Солнца Ачана
В самом начале мы, наверно, смутили вас, сказав, что Ачан согревают три солнца. Но это так. Нигде прежде нам не встречалось, чтобы в крошечном селе, где наберется от силы пятьсот жителей, этнокультурные объединения жили десятилетиями, передавая свой опыт из поколения в поколение, охватывая буквально каждую семью.
Это песенно-танцевальный коллектив «Сиун», что в переводе с нанайского — «Солнце». образовался в 1958 году в соседнем селе Болонь. Собирали друзей и ездили с концертами по рыбацким станам.
…В зале гаснет свет. За кулисами — волнение. Ребята и девчата кладут свои руки на ладонь балетмейстера Веры Киле. «Ни пуха ни пера!» — примерно так можно перевести с нанайского фразу, которую они произносят хором и устремляются на сцену. Под мелодичный перелив старинной нанайской песни, плавный, как перекаты волн, расправляют белоснежные пернатые крылья аисты, летящие над Амуром. Магия костюмов и движений будто погружает во времена, когда человек не отделял себя от природы, жил в ней, как ее дитя, и рядом с ним жили звери, птицы и мистические существа из старинных легенд…
— Все эти движения — старинные, — рассказывает Вера за кулисами. — Мы брали их у бабушек, дедушек. Детей чарует это, как нас когда-то. Им даже было не важно, где и как: наш прежний клуб сгорел еще в девяностые, с тех пор целые поколения занимались во временном помещении, летом — на улице. Теперь у них — свой танцкласс, сцена, они это заслужили и гордятся этим, наверно, за все поколения своей семьи! Они наследуют свою культуру, язык. Нанайский у нас преподают в школе до девятого класса. Но самое интересное – что с возрастом нам самим хочется разговаривать по-нанайски. Я не знаю, откуда у меня эти слова берутся — из ветра, из воздуха, из земли предков? И вот у нас у всех здесь так!
Наверное, потому, что связь времен здесь по-прежнему сильна. Все наряды ансамбля вышиты вручную, каждый узор выверяют в соответствии с канонами, ребята знают их значение и могут буквально читать их, как книгу!
Почти полвека руководила ансамблем Нина Павловна Гейкер, ею был создан детский ансамбль-спутник «Тасима» («Лепешечка») — третье солнце Ачана. Со старинными песнями и танцами они объездили полмира: от Таиланда до Франции, лауреаты международных конкурсов и премий. Черно-белый портрет Нины Гейкер теперь встречает гостей на входе в клуб. Она застала начало его строительства — это была ее мечта, но в день открытия рядом с участниками ее нет.
Душа России
Для меня Нина Гейкер стала проводником в нанайскую культуру. Лауреат правительственной премии «Душа России», знаток национальной культуры, она воплощала на сцене обрядовые вещи, никогда не переходя ведомую лишь местным тонкую грань, за которой «табу»… А я запомнила ее такой: на своей кухне, она строгала талу из свежего карася – свою любимую. И напевала. Голос «дочери Амура» не раз звучал на гастролях за океаном, но нигде его не услышишь вот так — сердцем — как в Ачане.
— Карась зимой очень вкусный, он сладенький! – говорила она. — Из сазана, из карася нашего амурского — такая вот тала, свеженькая, живая — самая лучшая!
Как многие на родной земле, она знала секреты блюд, в которых рыба — главный кормилец народов Амура — используется практически полностью. Это дань уважения. Простые, при этом такие особенные и глубоко местные, эти рецепты из глубины веков передаются от матери к дочери. Впрочем, рассказывала она, весточки из прошлого здесь получают нередко, просто вскапывая огород.
— Попадались украшения. Женские, помню. Стрелы, куски кувшина — 12 века до нашей эры. У нас Окладников в 70-х годах проводил раскопки. Я помню, мы в школе учились, нас возили прям к археологам, и мы были у них на раскопках.
Впервые Ачан упоминается в документах более чем трехсотлетней давности. По одной из версий, именно здесь в 50-е годы 17 века остановились на зимовку русские казаки и основали тот самый Ачанский острог, который упоминается в сообщениях первых русских землепроходцев. И возможно именно в этих местах, где находимся мы сейчас, стоял и смотрел в бескрайние дали этого озера Ерофей Хабаров. Ученые спорят до сих пор, но, как бы то ни было, местные жители все еще находят в прибрежной линии следы той самой эпохи — колечки кольчуг, наконечники стрел и обломки лат.
Именно Алексей Окладников в одном из национальных сел Приамурья обнаружил скульптурку — крошечное изображение женщины. В историю мирового искусства она вошла под именем Кондонская Венера. Еще две, найденные чуть позже, хранятся в музее Комсомольска-на-Амуре.
Как смотрит на нас из тьмы веков скульптурка Венеры, так и сегодня, взглядом с бровями вразлет, — поколение нынешних детей Амура.
Конечно же, они знают: то, что сохранили сквозь столетия, для их современников — экзотика, но охотно делятся ею. Попросите любого ребенка в Ачане спеть что-то «из местного» — споёт обязательно!
Ну а я до сих пор, путешествуя по Амуру и глядя на его бескрайнюю искрящуюся гладь, слышу голос Нины Гейкер. Откуда-то из глубины не то волн, не то неба, не то веков доносится ее «Колыбельная». Послушайте, и вы поймете, о чем я! Так может петь только Душа России.
Связующая нить
…Те, кто прервался и послушал — поймут, как остро хочется это сохранить, и как это необходимо для небольшого нанайского народа. Чтобы уникальная культура не затерялась в потоке быстротечного времени. Все меняется: раньше ребятишки слушали и взахлеб пересказывали сказителей, теперь — смотрят ролики в интернете. Народ жил промыслами и ремеслами — теперь, чтобы жить хорошо, нужна работа.
Ачану повезло с «соседями»: на другом берегу его кормильца Амура крупная добывающая компания строит фабрику. Появилась и работа, и те, кто заинтересовался сохранением самобытного наследия коренных народов. Когда по национальному проекту «Культура» в селе начали строить новый клуб, они взяли на себя его оформление и оснащение. Мебель, оборудование, видеостена в концертном зале, которая помогает дополнять выступления национальных ансамблей современными эффектами — это и есть та самая связь времен, сохранить которую стремятся в Ачане. Как из рожденной икринки малёк лосося начинает из этих мест свое путешествие в мировой океан, чтобы спустя четыре года вернуться к истокам и принести потомство, — так со стены на стену перетекает традиционный узор, выверенный до мелочей.
— Это действительно уникальный проект, над которым трудиться было очень интересно: оформление современное, но при этом несущее глубокий исторический смысл, благодаря этому с первых шагов достигается максимальный эмоциональный эффект! — рассказывает заместитель генерального директора по социальной политике ООО «Амур Минералс» Елена Свищ. — Ты понимаешь, что здесь живет душа России, мнгогонациональной, яркой, где связь времен — это сила, которую впитывают будущие поколения.
Укрепить эту силу помогают всесторонне: это спортивный инвентарь для северного многоборья, ежемесячная поддержка в покупке реквизита, уличная сценическая площадка, построенная к 370-летию села, оборудование детского сада. Ведь это здорово, когда в детском саду крохотного поселка, где люди живут вдалеке от большого мира - осознанно, на земле предков, — есть то, чего нет во многих городах.
…Из этого культурно-исторического «гнезда» под названием Ачан вылетел и «Аист над Амуром» —фестиваль народного творчества коренных малочисленных народов Севера. Проводят его с 1996 года в национальных селах Амурского района.
Звуки бубна, как и сотни лет назад, призывают жителей обширного озера Болонь собраться вместе. Это национальные песни, танцы и, конечно же, легенды, которые здесь не утратили значения. Их, вместе с родным языком, всякий, кто рожден на этой земле — как говорят местные — впитывает корнями. Нить времен продолжает виться над бескрайним Нанайским морем.
Село Чара. Самый север Забайкальского края, почти у границы с Якутией. В начале марте здесь еще довольно холодно, однако люди хоть и поеживаются, но продолжают пристально следить за мистическим камланием шамана вокруг вздымающегося в небеса большого костра. Начинается самая зрелищная часть Межрегионального дня оленевода в Каларском округе Забайкальского края...
В селе Чара впервые прошел Межрегиональный день оленевода, который приурочили к 65-летию со дня рождения эвенкийского общественного деятеля Республики Саха (Якутия) Арсентия Николаева.
На праздник приехали эвенки из пяти регионов: Забайкальского края, Республики Саха, Бурятии, Амурской и Иркутской областей. Организаторами выступили ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии и Севера Забайкалья, Ассоциация эвенков Якутии, администрации Каларского округа и Тянского наслега Олекминского улуса Якутии.
Торжество, объединившее оленеводов сразу из нескольких регионов, стало возможным в том числе благодаря компании Nordgold, которая на постоянной основе поддерживает местные сообщества. Именно благодаря финансовой помощи компании Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) смогла сформировать призовой фонд, решить организационные вопросы и организовать трансфер участников.
«Тянский национальный наслег граничит с Забайкальским краем. И Межрегиональный день оленевода дал старт дальнейшему развитию отношений между нашими оленеводами. В состав большой делегации из Якутии вошли депутаты Ил Тумэн, представители министерства сельского хозяйства Якутии, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха, глава Олекминского района, жители села Тяня, республиканский ансамбль «Гиркилэн». Мы этот праздник ждали два года. В его проведении нам помогали наши спонсоры - промышленные компании. Среди них – компания Nordgold. Она откликнулась одной из первых и оказала помощь в формировании призового фонда, решении организационных вопросов, покрытии транспортных расходов участников из Якутии», - сказал глава Тянского национального наслега Якутии Алексей Николаев.
В первый день в Каларском историко-краеведческом музее состоялся круглый стол, где обсуждали развитие территорий природопользования, сохранение эвенкийского языка, восстановление поголовья северных оленей.
Участие в обсуждении приняли также представители компании Nordgold – исполнительный директор рудников Гросс и Таборный Рамазан Насрулаев, директор по обеспечению бизнеса Максим Огурцов и руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Александр Бурмистров.
Когда серьезные вопросы обсудили, пришло время для отдыха. В местном доме культуры состоялся яркий, самобытный праздничный концерт, там же можно было посмотреть богатую выставку декоративно-прикладного искусства малочисленных народов Севера. Свои работы на ней представляли и эвенкийские мастера из якутского села Тяня. Однако самая зрелищная часть праздника ждала гостей и участников во второй день. Началась она с мистического и загадочного шаманского обряда очищения и кормления огня.
На стадионе озера Лябич организаторы устроили настоящий эвенкийский фестиваль. Главное его событие – невероятно зрелищные заезды на оленях, в которых приняли участие не только мужчины, но и женщины. Выносливые животные, умелые наездники, искрящийся снег, неподдельный азарт и нешуточная борьба. На кону – целых три снегохода «Буран», предоставленных кочевой родовой общиной «Тяня».
На озере прошли соревнования по метанию топора и аркана, перетягиванию палки, прыжки через нарты и конкурс «Урикит» по обустройству кочевого стойбища. Культура эвенков очень богата, в том числе и на развлечения, в которых всегда выделялись самые ловкие, сильные и быстрые.
«Мы очень рады, что первый Межрегиональный день оленевода состоялся, и мы очень гордимся тем, что внесли свой вклад в это важное для эвенкийского народа пяти регионов событие. Отрадно было видеть десятки радостных лиц участников, гостей праздника, собравшихся на Каларской земле. Очень важно сохранить традиции, культуру, язык эвенков, и компания Nordgold продолжит работать в этом направлении», - сказал руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Nordgold Александр Бурмистров.
В Олекминском районе на юго-западе республики Nordgold работает с 2007 года. На протяжении этого времени компания играет важнейшую роль в жизни региона, инвестируя не только в создание рабочих мест и сохранение экобаланса, но также в развитие инфраструктуры и поддержку социально значимых проектов в сфере здравоохранения, науки и культуры. Сегодня у Nordgold уже три актива в регионе: действующие рудники Таборный и Гросс, а также проект Токко, старт добычи на котором запланирован на 2024 год.
Кластер Гросс, администрации Олекминского района и Тянского национального наслега, а также коренная родовая община Тяня на протяжении более 10 лет регулярно заключают соглашения о социально-экономическом партнерстве и сотрудничестве, в рамках которых компания оказывает целевую финансовую помощь. С 2009 по 2022 годы Nordgold выделила по этим программам 75 миллионов рублей. Администрации района и наслега за счет этих средств финансировали строительство и ремонт социальных объектов и жилого фонда, благоустройство площадей и дорог, проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, приобретение техники и транспорта для нужд поселений. Сельскохозяйственный кооператив Тяня на выделяемые деньги приобретает продукты питания и горюче-смазочные материалы для оленеводов, а с доставкой их на стойбища вездеходами и вертолетами помогает Гросс.
Поддержка, которую Nordgold оказывает жителям региона, гораздо шире, чем предусмотрено ежегодными соглашениями. Только за 2022 год предприятия кластера дополнительно направили на благотворительность более 27 млн рублей.
Nordgold старается непрерывно создавать экономические и социальные возможности в регионах присутствия и местных сообществах, системно реализуя проекты, которые приносят пользу и расширяют экономические возможности местных сообществ в Якутии. И эта работа будет продолжаться.
все фото в тексте - пресс-служба Nordgold
Село Чара. Самый север Забайкальского края, почти у границы с Якутией. В начале марте здесь еще довольно холодно, однако люди хоть и поеживаются, но продолжают пристально следить за мистическим камланием шамана вокруг вздымающегося в небеса большого костра. Начинается самая зрелищная часть Межрегионального дня оленевода в Каларском округе Забайкальского края...
В селе Чара впервые прошел Межрегиональный день оленевода, который приурочили к 65-летию со дня рождения эвенкийского общественного деятеля Республики Саха (Якутия) Арсентия Николаева.
На праздник приехали эвенки из пяти регионов: Забайкальского края, Республики Саха, Бурятии, Амурской и Иркутской областей. Организаторами выступили ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии и Севера Забайкалья, Ассоциация эвенков Якутии, администрации Каларского округа и Тянского наслега Олекминского улуса Якутии.
Торжество, объединившее оленеводов сразу из нескольких регионов, стало возможным в том числе благодаря компании Nordgold, которая на постоянной основе поддерживает местные сообщества. Именно благодаря финансовой помощи компании Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) смогла сформировать призовой фонд, решить организационные вопросы и организовать трансфер участников.
«Тянский национальный наслег граничит с Забайкальским краем. И Межрегиональный день оленевода дал старт дальнейшему развитию отношений между нашими оленеводами. В состав большой делегации из Якутии вошли депутаты Ил Тумэн, представители министерства сельского хозяйства Якутии, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха, глава Олекминского района, жители села Тяня, республиканский ансамбль «Гиркилэн». Мы этот праздник ждали два года. В его проведении нам помогали наши спонсоры - промышленные компании. Среди них – компания Nordgold. Она откликнулась одной из первых и оказала помощь в формировании призового фонда, решении организационных вопросов, покрытии транспортных расходов участников из Якутии», - сказал глава Тянского национального наслега Якутии Алексей Николаев.
В первый день в Каларском историко-краеведческом музее состоялся круглый стол, где обсуждали развитие территорий природопользования, сохранение эвенкийского языка, восстановление поголовья северных оленей.
Участие в обсуждении приняли также представители компании Nordgold – исполнительный директор рудников Гросс и Таборный Рамазан Насрулаев, директор по обеспечению бизнеса Максим Огурцов и руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Александр Бурмистров.
Когда серьезные вопросы обсудили, пришло время для отдыха. В местном доме культуры состоялся яркий, самобытный праздничный концерт, там же можно было посмотреть богатую выставку декоративно-прикладного искусства малочисленных народов Севера. Свои работы на ней представляли и эвенкийские мастера из якутского села Тяня. Однако самая зрелищная часть праздника ждала гостей и участников во второй день. Началась она с мистического и загадочного шаманского обряда очищения и кормления огня.
На стадионе озера Лябич организаторы устроили настоящий эвенкийский фестиваль. Главное его событие – невероятно зрелищные заезды на оленях, в которых приняли участие не только мужчины, но и женщины. Выносливые животные, умелые наездники, искрящийся снег, неподдельный азарт и нешуточная борьба. На кону – целых три снегохода «Буран», предоставленных кочевой родовой общиной «Тяня».
На озере прошли соревнования по метанию топора и аркана, перетягиванию палки, прыжки через нарты и конкурс «Урикит» по обустройству кочевого стойбища. Культура эвенков очень богата, в том числе и на развлечения, в которых всегда выделялись самые ловкие, сильные и быстрые.
«Мы очень рады, что первый Межрегиональный день оленевода состоялся, и мы очень гордимся тем, что внесли свой вклад в это важное для эвенкийского народа пяти регионов событие. Отрадно было видеть десятки радостных лиц участников, гостей праздника, собравшихся на Каларской земле. Очень важно сохранить традиции, культуру, язык эвенков, и компания Nordgold продолжит работать в этом направлении», - сказал руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Nordgold Александр Бурмистров.
В Олекминском районе на юго-западе республики Nordgold работает с 2007 года. На протяжении этого времени компания играет важнейшую роль в жизни региона, инвестируя не только в создание рабочих мест и сохранение экобаланса, но также в развитие инфраструктуры и поддержку социально значимых проектов в сфере здравоохранения, науки и культуры. Сегодня у Nordgold уже три актива в регионе: действующие рудники Таборный и Гросс, а также проект Токко, старт добычи на котором запланирован на 2024 год.
Кластер Гросс, администрации Олекминского района и Тянского национального наслега, а также коренная родовая община Тяня на протяжении более 10 лет регулярно заключают соглашения о социально-экономическом партнерстве и сотрудничестве, в рамках которых компания оказывает целевую финансовую помощь. С 2009 по 2022 годы Nordgold выделила по этим программам 75 миллионов рублей. Администрации района и наслега за счет этих средств финансировали строительство и ремонт социальных объектов и жилого фонда, благоустройство площадей и дорог, проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, приобретение техники и транспорта для нужд поселений. Сельскохозяйственный кооператив Тяня на выделяемые деньги приобретает продукты питания и горюче-смазочные материалы для оленеводов, а с доставкой их на стойбища вездеходами и вертолетами помогает Гросс.
Поддержка, которую Nordgold оказывает жителям региона, гораздо шире, чем предусмотрено ежегодными соглашениями. Только за 2022 год предприятия кластера дополнительно направили на благотворительность более 27 млн рублей.
Nordgold старается непрерывно создавать экономические и социальные возможности в регионах присутствия и местных сообществах, системно реализуя проекты, которые приносят пользу и расширяют экономические возможности местных сообществ в Якутии. И эта работа будет продолжаться.
все фото в тексте - пресс-служба Nordgold
Село Чара. Самый север Забайкальского края, почти у границы с Якутией. В начале марте здесь еще довольно холодно, однако люди хоть и поеживаются, но продолжают пристально следить за мистическим камланием шамана вокруг вздымающегося в небеса большого костра. Начинается самая зрелищная часть Межрегионального дня оленевода в Каларском округе Забайкальского края...
В селе Чара впервые прошел Межрегиональный день оленевода, который приурочили к 65-летию со дня рождения эвенкийского общественного деятеля Республики Саха (Якутия) Арсентия Николаева.
На праздник приехали эвенки из пяти регионов: Забайкальского края, Республики Саха, Бурятии, Амурской и Иркутской областей. Организаторами выступили ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии и Севера Забайкалья, Ассоциация эвенков Якутии, администрации Каларского округа и Тянского наслега Олекминского улуса Якутии.
Торжество, объединившее оленеводов сразу из нескольких регионов, стало возможным в том числе благодаря компании Nordgold, которая на постоянной основе поддерживает местные сообщества. Именно благодаря финансовой помощи компании Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) смогла сформировать призовой фонд, решить организационные вопросы и организовать трансфер участников.
«Тянский национальный наслег граничит с Забайкальским краем. И Межрегиональный день оленевода дал старт дальнейшему развитию отношений между нашими оленеводами. В состав большой делегации из Якутии вошли депутаты Ил Тумэн, представители министерства сельского хозяйства Якутии, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха, глава Олекминского района, жители села Тяня, республиканский ансамбль «Гиркилэн». Мы этот праздник ждали два года. В его проведении нам помогали наши спонсоры - промышленные компании. Среди них – компания Nordgold. Она откликнулась одной из первых и оказала помощь в формировании призового фонда, решении организационных вопросов, покрытии транспортных расходов участников из Якутии», - сказал глава Тянского национального наслега Якутии Алексей Николаев.
В первый день в Каларском историко-краеведческом музее состоялся круглый стол, где обсуждали развитие территорий природопользования, сохранение эвенкийского языка, восстановление поголовья северных оленей.
Участие в обсуждении приняли также представители компании Nordgold – исполнительный директор рудников Гросс и Таборный Рамазан Насрулаев, директор по обеспечению бизнеса Максим Огурцов и руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Александр Бурмистров.
Когда серьезные вопросы обсудили, пришло время для отдыха. В местном доме культуры состоялся яркий, самобытный праздничный концерт, там же можно было посмотреть богатую выставку декоративно-прикладного искусства малочисленных народов Севера. Свои работы на ней представляли и эвенкийские мастера из якутского села Тяня. Однако самая зрелищная часть праздника ждала гостей и участников во второй день. Началась она с мистического и загадочного шаманского обряда очищения и кормления огня.
На стадионе озера Лябич организаторы устроили настоящий эвенкийский фестиваль. Главное его событие – невероятно зрелищные заезды на оленях, в которых приняли участие не только мужчины, но и женщины. Выносливые животные, умелые наездники, искрящийся снег, неподдельный азарт и нешуточная борьба. На кону – целых три снегохода «Буран», предоставленных кочевой родовой общиной «Тяня».
На озере прошли соревнования по метанию топора и аркана, перетягиванию палки, прыжки через нарты и конкурс «Урикит» по обустройству кочевого стойбища. Культура эвенков очень богата, в том числе и на развлечения, в которых всегда выделялись самые ловкие, сильные и быстрые.
«Мы очень рады, что первый Межрегиональный день оленевода состоялся, и мы очень гордимся тем, что внесли свой вклад в это важное для эвенкийского народа пяти регионов событие. Отрадно было видеть десятки радостных лиц участников, гостей праздника, собравшихся на Каларской земле. Очень важно сохранить традиции, культуру, язык эвенков, и компания Nordgold продолжит работать в этом направлении», - сказал руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Nordgold Александр Бурмистров.
В Олекминском районе на юго-западе республики Nordgold работает с 2007 года. На протяжении этого времени компания играет важнейшую роль в жизни региона, инвестируя не только в создание рабочих мест и сохранение экобаланса, но также в развитие инфраструктуры и поддержку социально значимых проектов в сфере здравоохранения, науки и культуры. Сегодня у Nordgold уже три актива в регионе: действующие рудники Таборный и Гросс, а также проект Токко, старт добычи на котором запланирован на 2024 год.
Кластер Гросс, администрации Олекминского района и Тянского национального наслега, а также коренная родовая община Тяня на протяжении более 10 лет регулярно заключают соглашения о социально-экономическом партнерстве и сотрудничестве, в рамках которых компания оказывает целевую финансовую помощь. С 2009 по 2022 годы Nordgold выделила по этим программам 75 миллионов рублей. Администрации района и наслега за счет этих средств финансировали строительство и ремонт социальных объектов и жилого фонда, благоустройство площадей и дорог, проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, приобретение техники и транспорта для нужд поселений. Сельскохозяйственный кооператив Тяня на выделяемые деньги приобретает продукты питания и горюче-смазочные материалы для оленеводов, а с доставкой их на стойбища вездеходами и вертолетами помогает Гросс.
Поддержка, которую Nordgold оказывает жителям региона, гораздо шире, чем предусмотрено ежегодными соглашениями. Только за 2022 год предприятия кластера дополнительно направили на благотворительность более 27 млн рублей.
Nordgold старается непрерывно создавать экономические и социальные возможности в регионах присутствия и местных сообществах, системно реализуя проекты, которые приносят пользу и расширяют экономические возможности местных сообществ в Якутии. И эта работа будет продолжаться.
все фото в тексте - пресс-служба Nordgold
Хабаровск стал первым городом на Дальнем Востоке, где появились иммерсивные ужины: сочетание театральной постановки и гастрономического представления. Поклонники таких событий увидели уже третью постановку.
Иммерсивный ужин – это интерактивный формат подачи блюд, сопровождаемый театрализованным представлением, во время которого создается эффект полного погружения в сюжет, а гость становится зрителем и участником постановки.
Подобные ужины уже не первый год проводят в разных ресторанах России, однако на Дальнем Востоке такой формат был совсем не популярен. Первыми открыть его любителям театра и высокой кухни решили в хабаровском ресторане «Парус».
«Я много путешествую, люблю открывать для себя новое. И мне было очень грустно, что на Дальнем Востоке нет формата иммерсивных ужинов. Поэтому однажды в разговоре с управляющим рестораном я предложила организовать такое мероприятие, подготовила небольшой сценарий. Мы поставили спектакль «Ослепленный шедевром», он всех впечатлил, и мы решили периодически проводить такие мероприятия», — рассказала сценарист и режиссёр иммерсивных ужинов Анастасия Кравчук.
Премьера состоялась в конце 2023 года. С того времени в ресторане представили уже три театрализованных постановки с гастрономическим сопровождением – каждая со своим сценарием, своей непередаваемой атмосферой, музыкальным сопровождением и актерским составом. Последний спектакль «Его список» гостям показали 15 и 16 ноября. На этот раз зрители увидели историю молодой пары, недовольной своими отношениями, и опытного «ловеласа», который оказывается не тем, за кого себя выдает, и показывает цену настоящей любви. Для многих гостей вечера финал истории оказался настоящим открытием и откровением.
«Когда ты работаешь на сцене, в любом случае есть условная четвертая стена – зритель наблюдает за действием со стороны, из зала. А здесь границы рушатся, мы сами находимся среди людей, максимально близко видим их реакции, можем обращаться со своим текстом к ним, переглядываться. Во время кульминации многие аж вздохнули от неожиданности развития сюжета. Мы получаем живую реакцию, и это очень здорово», — поделился впечатлениями актер Артур Рубцов.
На подготовку такого ужина уходит больше трех месяцев: написание сценария, подбор актеров, репетиции, подробная разработка гастрономического аккомпанемента. Каждая новая постановка сопровождается своим неповторимым сетом из пяти блюд, которых нет в основном меню ресторана.
«Подготовка к премьере идет параллельно у актеров и у поваров. На то, чтобы разработать блюда, уделить внимание всем тонкостям и придумать подачу нужно около месяца, не меньше. При этом трудится большая команда поваров. Например, на последнем иммерсивном ужине работали десять человек: шесть на заготовках и четверо на подаче», — отметил шеф-повар Роман Горячев.
Каждый раз названия блюд держат в строжайшем секрете от гостей – они не должны быть готовы к определенному вкусу. Зрители наслаждаются спектаклем, а в паузах пробуют блюда – неожиданность подачи делает вкус интереснее и насыщеннее.
«Режиссер объясняет мне действия, а я в них вписываю кулинарное событие, чтобы оно подходило по эмоциональным восприятиям. Мы подаем блюда, когда во время спектакля происходят эмоциональные всплески, ведь когда человек выражает эмоции, идет выброс адреналина, эндорфина, в этот момент хорошо работают рецепторы, вкус усиливается. Поэтому под каждое действие подаётся определенное блюдо», — объяснил шеф-повар Роман Горячев.
На каждом таком ужине гостям предлагают сет из пяти блюд: стартер, салат, горячее, закуску и десерт. При этом каждое угощение приготовлено в стиле дальневосточной кухни и с использованием местных продуктов.
В спектакле задействованы профессиональные актеры, а гости ресторана становятся не просто зрителями, а полноценными участниками постановки. Реплики актеров не теряются в гуле разговоров и в перестуке вилок – каждый гость старается вести себя как можно тише, чтобы не нарушить атмосферу, не потерять нить повествования и не пропустить ни одного слова героев спектакля. При этом все могут спокойно насладиться блюдами, поскольку на время дегустации театральное действие приостанавливается.
«Сейчас современный театр перемещается на разные площадки и одной из таких территорий становится ресторан. И здесь, в казалось бы самом парадоксальном или не очень подходящем для этого месте, происходит погружение. Человек расслабившись, не ожидая увидеть такое, вдруг становится частью спектакля, начинает что-то понимать и испытывать. В отличие от классического театра, здесь другое восприятие, сразу получаешь близкую и живую реакцию людей, сидящих напротив. Постмодернизм — это поиск какого-то нового смысла в уже известных вещах. И вот здесь как раз-таки он и возникает – из-за непривычной формы и из-за неожиданных реакций раскрывается по-новому важный для современных людей смысл», — отметил актер Сергей Мартынов.
Поскольку на подготовку каждой театрально-гастрономической постановки уходит много времени, проводить подобные ужины часто – очень сложно. Однако у желающих посетить подобное событие будет шанс сделать это в ближайшее время – очередной иммерсивный ужин состоится в преддверии Нового года.
«Мое желание – проводить такие иммерсивные ужины каждый месяц, хотя бы по одному спектаклю. Но не все люди понимают такое действие, нужно дать время, чтобы они привыкли, узнали, что это такое. Кто-то приходит впервые, а кто-то уже сравнивает с московскими ресторанами, где проводят подобные мероприятия. Хотелось бы, чтобы о нас узнала вся страна, и чтобы Запад обратил внимание на Дальний Восток и сказал, что мы тоже умеем делать классные вещи», — отметил Роман Горячев.