Рок-движение на Дальнем Востоке находит в себе силы развиваться вопреки пространству и времени
В 90-х в последние выходные марта хабаровский «политен» (тогда Политехнический институт, а ныне – Тихоокеанский государственный университет) превращался в одну большую концертно-тусовочную площадку: в актовом зале проходил Дальневосточный фестиваль рок и альтернативной музыки «Весенний драйв». В отсутствии интернета и других доступных сегодня каналов связи, для музыкантов и публики это был чуть ли не единственный шанс встретиться, поиграть и послушать. В «нулевых» «Весенний драйв» закончился, на смену ему пришли всевозможные фестивали в разных городах Дальнего Востока, но ничего постоянного так и не появилось.
Сегодня ситуация несколько изменилась: только в Хабаровске стали проходить три постоянных фестиваля: «Старпорт» (в 2024 году состоится во второй раз) в здании бывшего аэровокзала, «Рок над Амуром» на открытой площадке перед ареной «Ерофей» и Maxi Rock fest, который начинался еще в 2011 и был реанимирован в прошлом году.
Площадкой нынешнему — пятому — Maxi Rock’у по традиции стал бар Crossroads. За три дня на его сцене выступили 19 команд со всего Дальнего Востока: от Улан-Удэ до Петропавловска-Камчатского. Это, кстати, главное требование для участников фестиваля — группа должна быть дальневосточной. Отбирали участников в течение нескольких месяцев путем народного голосования и экспертного мнения жюри.
Корреспондент EastRussia в первый день фестиваля узнал у организаторов и музыкантов — что движет ими в сторону Хабаровска (и других подобных площадок) во времена электронных площадок, соцсетей и iTunes?
Громко – не значит «хорошо»
Открыть фестиваль выпало молодым — во всех смыслах — исполнителям: группе «Процесс 2.0» из Хабаровска. Немного понервничав, настраивают инструменты, подбадривают сами себя. Впрочем, организаторы сразу обозначили их: новички.
С первых аккордов становится ясно: парням еще необходимо поработать над звуком/исполнением и другими артистическими атрибутами. И понять самое главное: громко — не значит «хорошо».
Спускаюсь в гримерку, чтобы пообщаться с музыкантами: Даниил Потемкин, вокал, Влад Кононенко, бас, Дмитрий Кононенко, соло-гитара.
Ребята между собой обсуждают свое выступление, которое, как оказалось, аж третье на их счету.
— Опыт, в первую очередь, получили, — в один голос говорят музыканты. — Молодой группе сложно попасть на какие-либо концерты, потому что «старички» везде, а тут (на Maxi Rock – ER) молодых зовут, это здорово. Но на таких площадках мы и набираем аудиторию. А еще осознали все свои ошибки, самый главный вывод — репетировать и еще раз репетировать, сыгранность нужна.
Вспоминается хабаровская группа «Мраморный морж» - парням было по 15-16 лет, когда они первый раз выступали на публике в клубе «Т-34». На тот концерт жарким июльским летом они пришли вместе с родителями, а потом ребята уехали в Москву, где одно время успешно сотрудничали с лейблом «Легкие».
Организаторы фестиваля: Макс Малков, Виктор Бодров (оба – радиостанция «Восток России»), Денис Рублевский (группа The Starkillers, которая, кстати, выросла из таких вот фестивалей – сегодня этот коллектив из Хабаровска один из немногих дальневосточных может позволить себе полноценное сольное турне по всей стране. EastRussia расскажет о группе, как только музыканты вернутся с гастролей) и Константин Коротков.
Один из организаторов фестиваля — Макс Малков — подчеркивает: движ, в том числе, и задуман для того, чтобы дать возможность заявить о себе начинающим группам.
— Музыканты должны выступать перед публикой, а на деле по всему ДФО далеко не у всех есть шанс выступать. К примеру, в Благовещенске есть свой какой-то фестиваль, но группы из этого города к нам едут с удовольствием: здесь площадки другого уровня, возможностей и аудитории больше, для групп это важно, — рассказывает Максим Малков.
В первый фестивальный день из Благовещенска была группа «КрахЪ». Свой стиль определяют как «анархоролл». Группа не первый день на сцене, имеет своего слушателя. На фестивали вроде MaxiRock`a приезжают ради аудитории.
— Это то, что нам самим интересно. Это не заработок. Сыграем здесь, кому-то понравится, 10-20 человек к нам присоединится, вот и весь результат, — размышляет гитарист Ярослав Румянцев.
— Мне интересен живой контакт с публикой. Обмен энергией. Нам в кайф покататься, поиграть. Общение с людьми, знакомство. Потом к нам приезжают другие группы, — поделился вокалист Данил Буйницкий.
На фестиваль музыканты приезжают за свой счет (к примеру, перелет Петропавловск-Камчатский – Хабаровск - Петропавловск-Камчатский на одного человека обойдется в 32 тыс. рублей), гонорар за выступление не получают, организаторы оплачивают лишь сутки проживания. Но коллективы это не останавливает: в этом году на Maxi Rock было подано свыше 90 заявок. Причина банальна — по всему Дальнему Востоку не так много площадок для выступления.
Справка: Среди постоянных музыкальных фестивалей, которые проводятся на Дальнем Востоке, музыканты выделяют «VRox» (проходит в дни проведения Восточного экономического форума во Владивостоке, одно время идейным его вдохновителем был Илья Лагутенко), два фестиваля в Хабаровске (помимо Maxi Rock) – «Рок над Амуром» (проводится за бюджетные средства, с привлечением хедлайнеров типа Вячеслав Бутусов, «Пикник», Чиж и Ко, но также и с участием молодых коллективов со всей страны) и «Старпорт», и «Крылья» на Сахалине (в этом году на острове появится еще одна площадка).
Что касается раскрутки через интернет, соцсети и другие электронные сервисы, то по мнению организаторов фестиваля, это не всегда действенный метод.
— На такой PR тоже нужен определенный талант и финансы. Группа может быть хорошая, а подписчиков мало. А на таких фестивалях музыканты общаются между собой, знакомятся. Потом ездят в другие города с ответными концертами. Это движуха, — рассказал Макс Малков.
— Продвигать себя на электронных площадках — очень тяжёлая задача, — подтверждает лидер группы Chthonic Suffering Дмитрий Ерыкалов. — Большинство дальневосточных групп выкладывают свой материал самостоятельно, без привлечения лейблов и т.д. Работа со студиями, реклама и т.д. стоят немалых денег, многие группы пока просто не могут себе этого позволить. Со временем, достигнув определённой репутации и успеха, коллективы упираются в потолок и тогда уже возникает необходимость привлечения сторонних людей и организаций в продвижении музыки. А сейчас популярность группы на электронных площадках в какой-то степени прямо пропорциональна количеству аудитории, которую удаётся привлечь на концертах.
Мы — группа молодая можно сказать: собрались в конце 2020 года под именем Three stripes jackets. Было множество смен состава, в настоящий момент оригинальных участников группы не осталось. Актуальный стиль музыки можно охарактеризовать как смесь Hardcore и Death metal. Наша аудитория достаточно разношёрстная, начиная с достаточно закрытой локальной хардкор-тусовки, заканчивая широким слушателем, любящим разные направления тяжёлой музыки.
В фестивалях участвуем в первую очередь для самореализации. По сути возможность выступить на концерте — это возможность поделиться с публикой своим творчеством, получить обратную связь, убедиться, что то, что мы делаем в кайф не только нам самим.
Кстати, на сцену Дмитрий вышел на костылях и напичканный металлом в буквальном смысле: пару недель назад получил сложный перелом ноги, но и такая травма — не повод отказаться от участия в MaxiRock'e. Это, пожалуй, самое показательное доказательство востребованности рок-фестов.
Алексей Елаш
- Илья, к вопросу о терминах. «Дальний Восток» или «Тихоокеанская Россия» - как вам больше нравится? А 15-20 лет назад как вы идентифицировали свой край?
- Дальний Восток - понятие гораздо более широкое. Оно известно на протяжении нескольких веков и определяло территории земного шара, которые находились «дальше», чем современные Ближний Восток и Средняя Азия. Тихоокеанская Россия - более детальное определение в мировом масштабе. Мне так кажется. И Приморский край - ее южная часть. И тут идентификация остается прежней, как и 20 лет назад.
- Владивосток вчера, сегодня, завтра - что для вас самое главное в развитии города? Что хорошего отметите из того, что приходит? Из того, что, наоборот, остается? С чем жаль расставаться?
- Мечта. Главное, что всегда остается, - это мечта. О том, как можно было бы обустроить город, разумно оценивая его положение и ресурсы.
- Насколько тщательно вы следите за общественно-политической повесткой? Свободный порт Владивосток - насколько, например, эта тема вам интересна?
- Может, новую песню напишете? Вот, свежеоткрытый остров Яя уже нашел у вас отражение - в клипе «Витамины».
- Я не перестаю писать песни. И большинство из них действительно связаны с Владивостоком, Тихим океаном и азиатскими культурными движениями. Просто людям со стороны этого иногда не видно. У них еще неподготовленное восприятие тихоокеанской реальности. Но я продолжаю свою культпросветработу.
- Есть попытки классифицировать и создать такую сущность как «современная дальневосточная русская культура»? Как бы вы ее описали? Кого бы назвали?
- Илья, вы по специальности востоковед. Расскажите о вашей первой поездке в Поднебесную. Что вас больше всего впечатлило? Были ли какие-то стереотипы, которые не оправдались?
- Это был конец 1980-х годов. Я работал переводчиком делегации приморского здравоохранения, и мы, по сути, открыли дорогу для сотрудничества специалистов традиционной китайской медицины со специалистами нашей городской больницы. Хотя я помню и столичных бизнесменов, подсмеивающихся над китайскими реалиями и предлагавших продать скамейки из горпарков СССР для производства палочек для еды. Через 20 лет поводов для смеха особо не осталось, как и скамеек в парках.
- Насколько китайская культура совпадает с вашим внутренним пониманием восточной культуры сегодня?
- Она не может совпасть. Но она дополняет мои представления о сегодняшнем дне на земном шаре.
- Наверняка китайская философия как-то повлияла на ваше написание песен? Как вас воспринимает публика в странах Азии?
- Не больше, чем лекции по истории КПСС. Хотя и то, и другое помогает общению, например, с китайскими предпринимателями. За последние пять лет ситуация на рынке азиатского рок-н-ролла очень поменялась. Это связано с формированием нового поколения творческой молодежи, открытой к экспериментам с несвойственными им исторически музыкальными форматами, и также выросшей аудиторией, обладающей интересом и финансовыми возможностями в поддержке этих жанров. Публика еще имеет определенное любопытство к «заграничным штучкам», но попытки российских артистов, в том числе и меня лично, наладить контакты, можно пересчитать по пальцам и все это абсолютно штучные эксперименты, которые пока не имеют никаких шансов вырасти в индустрию «культурного экспорта».
- В 2015 году «Мумий Тролль» представит фильм о парусном барке «Седов». Что
это за история?
- Это история о группе из приморского города, которая отправляется в морское путешествие по миру, для того чтобы рассказать о себе и своем городе. Это не документальный фильм, скорее всего, это жанр музыкальной драмы.
- Третий год подряд вы проводите во Владивостоке фестиваль так далеко от Москвы. В чем фишка?
Есть наука о самодеятельных фестивальных движениях, и я изучал их на собственном опыте последние пятнадцать лет. Так вот, органичнее всего подобные культурные инициативы развиваются в компактных городах, близких к разным культурным международным центрам. В течение нескольких лет подобные мероприятия положительно сказываются и на общем экономическом фоне. У нас есть уникальный шанс поставить Владивосток на мировую культурную карту. Но конкуренция очень высока.
- Вы говорили, что очень хотите побывать в космосе. Следите за стройкой
космодрома Восточный?
- Пока только слышу в прессе о финансовых скандалах, связанных со строительством космодрома, боюсь, так еще долго никуда не полетим.
- Слышали, что вы открываете бар «Мумий Тролль» в Москве. Что будет изюминкой, кроме названия?
- Это наше тихоокеанское музыкальное посольство. Мы планируем знакомить москвичей с музыкой всего Дальнего Востока.
Военные оркестры – это заразно, это затягивает. Корреспондент EastRussia дал себя увлечь бурному потоку оркестровой музыки виртуозно исполненной людьми в форме.
В 70-е Хабаровск славился джазовым фестивалем. В 90-е и двухтысячные «гремел» дальневосточный фестиваль рок и альтернативной музыки, для краткости именуемый «Вязанкин фест» - по фамилии его идейного вдохновителя и бессменного организатора Юрия Вязанкина.
А потом наступило затишье, пока в 2012 году генерал-лейтенант Валерий Халилов, погибший в авиакатастрофе в 2016-м, не предложил провести в Хабаровске военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны». Вообще-то, идея не нова – у нас в стране есть «Спасская башня», который проходит на Красной площади в Москве, но для Дальнего Востока «Амурские волны» быстро стали событием: май, отличная погода, сочная первая зелень, день рождения Хабаровска – что еще нужно?
Концерт на пл. Славы
За 10 лет в Хабаровске побывали разные коллективы: из Шотландии, КНДР, Беларуси, Монголии, Казахстана, Китая и других стран, не говоря уже о российских коллективах. В этом году фестиваль сохранил приставку "международный" за счёт оркестра из Беларуси и танцоров из Китая. В течение недели образцово-показательный оркестр Вооруженных Сил Республики Беларусь и еще 11 коллективов (более 650 музыкантов!) выступали на различных площадках Хабаровска: Краевой музыкальный театр, ОДОРА, дворец «Русь» (к слову, южная окраина города), «Ерофей» и «Платинум» арены, парк «Динамо», Комсомольская и площадь Славы. В принципе, любой желающий мог насладиться музыкой. Причем, бесплатно. В этом еще одна «фишка» «Амурских волн» - зритель может успеть познакомиться с коллективами, полюбить их и уже смотреть/слушать своих «любимчиков» во время парада-дефиле по главной улице Хабаровска – Муравьева-Амурского в завершающий день фестиваля.
Выступление в парке "Динамо"
Лично я отправился знакомиться с участниками «Амурских волн» в «Ерофей»-арену. Открывало концерт трио, состоящее из девушки-скрипачки, парня с гитарой и басиста популярной хабаровской группы «The Starkillers».
Рейдерский захват вальса
Открывали концертный день фестиваля исполнением вальса «Амурские волны». Про него, кстати, интересно написал известный приморский автор Василий Авченко в своей книге «Кристалл в прозрачной оправе»:
…на юге Дальнего Востока когда-то было принято все нарекать «амурским» или «уссурийским». Сильнее всего от этого пострадал окрещенный столь опрометчиво Амурский залив. Когда капельмейстер 11-го Восточно-Сибирского полка Макс Кюсс во Владивостоке, тоскуя от несчастной любви к чужой жене Вере Кириленко, написал свой знаменитый вальс, он назвал его «Залива Амурского волны». Потом, когда Кюсса уже убили в Одессе фашисты, вальс переименовали в «Амурские волны», и появились слова, окончательно разорвавшие связь вальса и Владивостока: «Плавно Амур свои волны несет…». Так произошел рейдерский захват вальса хабаровчанами.
Еще песней на местную тематику порадовал оркестр Восточного военного округа, не просто исполнивший «На границе тучи ходят хмуро», а еще и спевший ее! Эту песню, помнится, я учил в армии, чтобы потом исполнять ее по дороге в столовую. А так как часть была маленькая и до столовой идти было неприлично близко, то пели мы максимум 1,5 куплета.
Под исполнение оркестра штаба ВВО танцевали студенты местных «культурных» учебных заведений, в том числе и китайцы.
«Танцующий» дирижер
Дебютантами юбилейного фестиваля стал военный оркестр Тюменского высшего военно-инженерного командного училища им. маршала А. И. Прошлякова с «танцующим» дирижером. Парни исполнили чистый джаз и сорвали овации. Именно они и стали моими «любимчиками» в этот раз.
"Танцующий дирижер" из Тюмени
Большим составом, около 50 человек, прилетели в Хабаровск музыканты, представляющий Петропавловск-Камчатский – оркестр штаба войск и сил на Северо-Востоке РФ. Неискушенные в морской тематике «речные» хабаровчане не сразу признают в них морских офицеров из-за парадной формы черного цвета.
Камчатцы оказались по-северному сдержанными и отыграли вполне традиционную программу.
Музыканты из Читы приехали с поддержкой в лице роты почетного караула. Последние пустились в пляс, причем были и народные танцы, которые исполнял тандем в расшитых огненно-красных рубахах.
Запомнилось выступление «почетников» еще и тем, что с одного из военных в середине выступления слетела фуражка и зал гадал: улучит момент и поднимает или не придаст значения? Музыкант проявил выдержку и не дрогнул.
Военную тематику разбавили гости из Якутии - дебютанты фестиваля духовой оркестр «Lena river brass» государственной филармонии Республики Саха (Якутия) имени Галины Кривошапко. В этом году в республике широко отмечают 100-летие со дня образования ЯАССР, поэтому якутяне всячески старались показать себя во всей красе: тут вам и национальные костюмы у всех участников фестиваля, и национальные танцы, но публику покорил один человек – мастер игры на хомусе в костюме шамана.
«Lena river brass»
После военная тематика была продолжена и на сцене появился сводный оркестр ВДВ, состоящий из музыкантов из Улан-Удэ, Уссурийска и Хабаровска. Обрамлением их музыкального запала стало шоу с битьем кирпичей, рукопашным боем, стрельбой и песнями под гитару из серии «Никто, кроме нас».
Преемственность – еще одна особенность «Амурских волн», поэтому среди участников всегда есть детские коллективы. Сводный хор из 150-ти юных музыкантов из Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре исполнил песню «Пусть всегда будет солнце», которая несколько выбивалась из военного репертуара.
Кстати, в первый день проведения фестиваля на Комсомольской площади прошел большой концерт с участием детских коллективов, где из 12 ансамблей четыре впервые принимали участие в «Амурских волнах».
Люди в белом
Их зрители практически всегда узнают безошибочно, говоря с неким придыханием: морячки! Это оркестр штаба Тихоокеанского флота из соседнего Владивостока – постоянные участники фестиваля. Обычно они выстраиваются в букву V, которая символизирует их город, и исполняют, в том числе, песни из репертуара группы «Мумий Тролль».
В этот раз тихоокеанцы больше играли мировые шлягеры, а зрители играли в эдакую «Угадай мелодию», помогая себе программой Shazam.
Моряки-тихоокеанцы
После гостей свою программу представили «местные» - оркестр национальной гвардии Восточного округа. Им помогал ансамбль барабанщиц и группа «Гранд триумф» из Дальневосточного юридического института (его по старой памяти по-прежнему называют «школа милиции»).
Белорусы отличались визуально, уж больно на гусаров похожи. Запомнились еще и тем, что, исполняя мелодию из «бондианы», надели солнцезащитные очки. Но покорили всех песней про Хабаровск, судя по всему, написанной специально для участия в фестивале (по крайней мере, раньше я ее не слышал).
Завершил программу оркестр центральный военный оркестр МО РФ, постоянный участник фестиваля «Спасская башня» - эдакий эталон военного оркестра.
Что касается других площадок, то, пожалуй, самым душевным стали выступления в парке «Динамо». Только представьте: солнце, зелень, выходные, летняя сцена и никаких заборов, отгораживающих публику от музыкантов, как это происходит на площади Славы.
Конечно, в парке выступали не все коллективы и в усеченном составе, но это только придавало камерности. Первые ряды скамеек заблаговременно заняли бабушки, может быть, оттого и репертуар был более советским. Зато благодарный зритель старательно хлопал и подпевал.
В ожидании оркестров, люди заняли остановки
Кульминацией же фестиваля стал парад-дефиле по центральной улице Хабаровска - Муравьева-Амурского в воскресенье, когда город отмечал свой день рождения. Для этого улицу на полдня сделали пешеходной, предусмотрительно перегородив «пересекающие» улицы техникой коммунальных служб.
Участники «Амурских волн» больше часа шли от площади им. Ленина до Комсомольской площади, исполняя свой репертуар. При этом каждые два квартала они останавливались, чтобы порадовать публику небольшим музыкальным аттракционом – перестроениями, трюками и песнями. При этом коллективы расставили так, чтобы они не мешали друг другу, а зрители могли или идти вслед за своими «любимчиками», или ждать, когда к их перекрестку подойдет следующий оркестр.
Завершился парад-дефиле, да и сам фестиваль там же, где и начинался - большим концертом на Комсомольской площади.
Кстати, практически со всех площадок велась он-лайн трансляция, которую, как было озвучено, посмотрели 50 тысяч человек, но тут все же важен эффект присутствия. Что же касается в целом фестиваля «Амурские волны», то это именно то, что и нужно региону для развития событийного туризма, которого так не хватает. Да и просто для хорошего весеннего настроения.
С недавних пор в Биробиджане, а затем и по всей Еврейской автономной области, стали появляться всевозможные, как это принято сейчас говорить, «стрит-арты» - объекты уличного искусства: граффити, рисунки, малые архитектурные формы…
Руки – в буквальном смысле – к этому приложили сами жители Биробиджана и ЕАО. Один из зачинщиков – Александр Романов: в прошлом рок-музыкант, сейчас владелец сети «Кофейня 13», чья инициатива в итоге вылилась в создание благотворительного фонда «Территория комфорта» ЕАО.
В ТГ-канале фонда «Территория комфорта» этот снимок подписали: «Пожалуй, наша лучшая награда»
Фото: фонд «Территория комфорта»
Рок – это сила!
Все началось с желания Александра интегрировать рок-культуру и в целом музыку в культуру города: простимулировать музыкантов, чтобы проводились рок-концерты и фестивали. И даже если они отсюда уедут, считает он, – ничего страшного, будут прославлять своей музыкой и умением Биробиджан за его пределами. Хотя, конечно, мечтает, чтобы люди не уезжали отсюда.
Александр Романов
– Почему люди уезжают? Потому что они ходят по улице грустные. Если они будут улыбаться, то все будет «ок», значит, им хорошо, - улыбается Александр.
Сам Александр прошел и через репетиции в гаражах, и через самодельные медиаторы. Когда-то играл в металл-группе «Vault 7».
– Помните маргарин «Рама» в пластиковых коробочках? Тако вот, мы из крышечек медиаторы делали, - рассказывает мне Александр Романов.
Александру 33, в Биробиджан он переехал в 2014 году из самого южного города Хабаровского края – Бикина. Так тут и остался, прикипел. Был организатором фестивалей «Виски, рок, борода» и различных концертов в Биробиджане, арт-директором музыкального клуба «Music Hall Birobidzhan». Одним словом, прошел все эти медные трубы…
– У нас в городе 14 полноценных групп, но им негде репетировать, даже за деньги, - сетует Александр.
Тогда-то и вспомнили про опыт Швеции, где в каждом городке власти открыли бесплатные репетиционные точки для музыкантов: приходи, репетируй, записывайся. Проект в Швеции, кстати, как говорится, «стрельнул» - тогда появилась целая плеяда интересных команд (среди них – один из моих любимых rap-core коллективов «Clawfinger», которые ради такого дела перебрались из Норвегии в Швецию прим. автора).
– В гаражах таланты может и рождаются, но там же они и губятся, - размышляет Александр. – Поэтому мы решили создавать бесплатные репетиционные точки. Более того, мы создаем полный цикл: репточка, инструменты, возможность выступать.
«Интегрировать» музыку в культуру города Александр и сотоварищи начали как раз с муралов. Первым появился «Горшок» из группы «Король и шут». Это любимая группа не только Александра, но и его друга – нынешнего мэра Биробиджана, который, как только садится в личную машину, включает «КиШ».
Мурал с «Горшком»
Большим плюсом для ЕАО стало «омоложение» глав районов и городов, считает Александр. Это современные руководители, которые понимают, что если увязнуть в бюрократизме, то это будет путь в никуда, молодежь потеряется. Им близка аксиома: «Дайте возможность развиваться и получите большую отдачу».
Забористое «заборное» искусство
«Картинки на заборах и фасадах» не все восприняли однозначно. Когда в центре города появился Горшенев, то, рассказывает Александр, пришли казаки, которые хотели закрасить его, против выступил и архиепископ Ефрем. В результате пришли к компромиссу – рисунок остаётся, но от проведения торжественного открытия объекта стрит-арта и посвящённого этому концерта отказались.
Вскоре рядом с «Горшком» появились Высоцкий, Бодров-младший и Шолом-Алейхем – местный поэт. Получился эдакий комплексный портрет.
Мурал с Бодровым-мл.
В этом году проект поддержали местные депутаты . Так появились портреты Королева, Гагарина, Цоя, Яшина и Попова. Автор – художник из соседнего Хабаровска Дмитрий Комолов. Снова появились критики: «Черты лица не те! Пушкина давайте нарисуем!»
– Окей! Делайте! – парирует Александр Романов. – Мы для того, собственно, все это и затеяли, чтобы пробудить горожан. Подтолкнуть их к конкретным действиям.
От плоскости к объёму
После муралов фонд переключился на малые архитектурные формы: невзрачные урны отделали деревом, вдоль главного променада Биробиджана – улицы Пионерской – установили лавочки, заказали уличные двухметровые скульптуры «Козы» – одного из главных символов любителей рок-музыки всех времен и народов: сжатый кулак с выставленными вперед указательным пальцем и мизинцем. На очереди многочисленные бетонные блоки и шкафы связи, которые общественники хотят превратить в полноценные арт-объекты.
Фото: «Территория комфорта»
Также общественники хотят развесить по городу 100 репродукций картин дальневосточных и русских художников: в рамке, багете, как в музее.
Еще один глобальный проект – стела «Биробиджан» на въезде в город. Выглядит она, мягко говоря, «не очень», хотя и привлекает редких туристов – не часто встретишь в нашей стране дублирующие надписи на идише.
Напоследок спрашиваю Александра насчет финансов, ведь он все-таки предприниматель, до мецената еще далеко.
– Есть два типа предпринимателей: для одних цель – это деньги, для других деньги – это средства. Я второй тип, для меня деньги – это средство реализации своих идей, так что легализуем стрит-арт! Всем, кто здесь живёт, всем, кто сюда приезжает, я говорю – любите Биробиджан так, как любим его мы!
В 90-х в последние выходные марта хабаровский «политен» (тогда Политехнический институт, а ныне – Тихоокеанский государственный университет) превращался в одну большую концертно-тусовочную площадку: в актовом зале проходил Дальневосточный фестиваль рок и альтернативной музыки «Весенний драйв». В отсутствии интернета и других доступных сегодня каналов связи, для музыкантов и публики это был чуть ли не единственный шанс встретиться, поиграть и послушать. В «нулевых» «Весенний драйв» закончился, на смену ему пришли всевозможные фестивали в разных городах Дальнего Востока, но ничего постоянного так и не появилось.
Сегодня ситуация несколько изменилась: только в Хабаровске стали проходить три постоянных фестиваля: «Старпорт» (в 2024 году состоится во второй раз) в здании бывшего аэровокзала, «Рок над Амуром» на открытой площадке перед ареной «Ерофей» и Maxi Rock fest, который начинался еще в 2011 и был реанимирован в прошлом году.
Площадкой нынешнему — пятому — Maxi Rock’у по традиции стал бар Crossroads. За три дня на его сцене выступили 19 команд со всего Дальнего Востока: от Улан-Удэ до Петропавловска-Камчатского. Это, кстати, главное требование для участников фестиваля — группа должна быть дальневосточной. Отбирали участников в течение нескольких месяцев путем народного голосования и экспертного мнения жюри.
Корреспондент EastRussia в первый день фестиваля узнал у организаторов и музыкантов — что движет ими в сторону Хабаровска (и других подобных площадок) во времена электронных площадок, соцсетей и iTunes?
Громко – не значит «хорошо»
Открыть фестиваль выпало молодым — во всех смыслах — исполнителям: группе «Процесс 2.0» из Хабаровска. Немного понервничав, настраивают инструменты, подбадривают сами себя. Впрочем, организаторы сразу обозначили их: новички.
С первых аккордов становится ясно: парням еще необходимо поработать над звуком/исполнением и другими артистическими атрибутами. И понять самое главное: громко — не значит «хорошо».
Спускаюсь в гримерку, чтобы пообщаться с музыкантами: Даниил Потемкин, вокал, Влад Кононенко, бас, Дмитрий Кононенко, соло-гитара.
Ребята между собой обсуждают свое выступление, которое, как оказалось, аж третье на их счету.
— Опыт, в первую очередь, получили, — в один голос говорят музыканты. — Молодой группе сложно попасть на какие-либо концерты, потому что «старички» везде, а тут (на Maxi Rock – ER) молодых зовут, это здорово. Но на таких площадках мы и набираем аудиторию. А еще осознали все свои ошибки, самый главный вывод — репетировать и еще раз репетировать, сыгранность нужна.
Вспоминается хабаровская группа «Мраморный морж» - парням было по 15-16 лет, когда они первый раз выступали на публике в клубе «Т-34». На тот концерт жарким июльским летом они пришли вместе с родителями, а потом ребята уехали в Москву, где одно время успешно сотрудничали с лейблом «Легкие».
Организаторы фестиваля: Макс Малков, Виктор Бодров (оба – радиостанция «Восток России»), Денис Рублевский (группа The Starkillers, которая, кстати, выросла из таких вот фестивалей – сегодня этот коллектив из Хабаровска один из немногих дальневосточных может позволить себе полноценное сольное турне по всей стране. EastRussia расскажет о группе, как только музыканты вернутся с гастролей) и Константин Коротков.
Один из организаторов фестиваля — Макс Малков — подчеркивает: движ, в том числе, и задуман для того, чтобы дать возможность заявить о себе начинающим группам.
— Музыканты должны выступать перед публикой, а на деле по всему ДФО далеко не у всех есть шанс выступать. К примеру, в Благовещенске есть свой какой-то фестиваль, но группы из этого города к нам едут с удовольствием: здесь площадки другого уровня, возможностей и аудитории больше, для групп это важно, — рассказывает Максим Малков.
В первый фестивальный день из Благовещенска была группа «КрахЪ». Свой стиль определяют как «анархоролл». Группа не первый день на сцене, имеет своего слушателя. На фестивали вроде MaxiRock`a приезжают ради аудитории.
— Это то, что нам самим интересно. Это не заработок. Сыграем здесь, кому-то понравится, 10-20 человек к нам присоединится, вот и весь результат, — размышляет гитарист Ярослав Румянцев.
— Мне интересен живой контакт с публикой. Обмен энергией. Нам в кайф покататься, поиграть. Общение с людьми, знакомство. Потом к нам приезжают другие группы, — поделился вокалист Данил Буйницкий.
На фестиваль музыканты приезжают за свой счет (к примеру, перелет Петропавловск-Камчатский – Хабаровск - Петропавловск-Камчатский на одного человека обойдется в 32 тыс. рублей), гонорар за выступление не получают, организаторы оплачивают лишь сутки проживания. Но коллективы это не останавливает: в этом году на Maxi Rock было подано свыше 90 заявок. Причина банальна — по всему Дальнему Востоку не так много площадок для выступления.
Справка: Среди постоянных музыкальных фестивалей, которые проводятся на Дальнем Востоке, музыканты выделяют «VRox» (проходит в дни проведения Восточного экономического форума во Владивостоке, одно время идейным его вдохновителем был Илья Лагутенко), два фестиваля в Хабаровске (помимо Maxi Rock) – «Рок над Амуром» (проводится за бюджетные средства, с привлечением хедлайнеров типа Вячеслав Бутусов, «Пикник», Чиж и Ко, но также и с участием молодых коллективов со всей страны) и «Старпорт», и «Крылья» на Сахалине (в этом году на острове появится еще одна площадка).
Что касается раскрутки через интернет, соцсети и другие электронные сервисы, то по мнению организаторов фестиваля, это не всегда действенный метод.
— На такой PR тоже нужен определенный талант и финансы. Группа может быть хорошая, а подписчиков мало. А на таких фестивалях музыканты общаются между собой, знакомятся. Потом ездят в другие города с ответными концертами. Это движуха, — рассказал Макс Малков.
— Продвигать себя на электронных площадках — очень тяжёлая задача, — подтверждает лидер группы Chthonic Suffering Дмитрий Ерыкалов. — Большинство дальневосточных групп выкладывают свой материал самостоятельно, без привлечения лейблов и т.д. Работа со студиями, реклама и т.д. стоят немалых денег, многие группы пока просто не могут себе этого позволить. Со временем, достигнув определённой репутации и успеха, коллективы упираются в потолок и тогда уже возникает необходимость привлечения сторонних людей и организаций в продвижении музыки. А сейчас популярность группы на электронных площадках в какой-то степени прямо пропорциональна количеству аудитории, которую удаётся привлечь на концертах.
Мы — группа молодая можно сказать: собрались в конце 2020 года под именем Three stripes jackets. Было множество смен состава, в настоящий момент оригинальных участников группы не осталось. Актуальный стиль музыки можно охарактеризовать как смесь Hardcore и Death metal. Наша аудитория достаточно разношёрстная, начиная с достаточно закрытой локальной хардкор-тусовки, заканчивая широким слушателем, любящим разные направления тяжёлой музыки.
В фестивалях участвуем в первую очередь для самореализации. По сути возможность выступить на концерте — это возможность поделиться с публикой своим творчеством, получить обратную связь, убедиться, что то, что мы делаем в кайф не только нам самим.
Кстати, на сцену Дмитрий вышел на костылях и напичканный металлом в буквальном смысле: пару недель назад получил сложный перелом ноги, но и такая травма — не повод отказаться от участия в MaxiRock'e. Это, пожалуй, самое показательное доказательство востребованности рок-фестов.
Премьера Симфонии №1 «Космос» авторства Петра Дранги с участием нейросети состоялась на Приморской сцене Мариинского театра в рамках культурной программы VIII Восточного экономического форума 10 сентября. «Я бы хотел, чтобы наше взаимодействие с искусственным интеллектом происходило во благо, эти слова есть и в самой симфонии… Это ни в коем случае не соревнование и не соперничество, а именно сотрудничество… Искусственный интеллект – не замена человека, а его друг и помощник», – прокомментировал композитор Петр Дранга.
Нейросеть, визуализированная на авансцене в образе техно-матрешки с инсталлированной колонкой, сочиняла мелодию параллельно со звучанием оркестра, дополняя тем самым авторскую музыку. Тембр для нее выбрали довольно монотонный, чтобы на фоне богатой оркестровой палитры, с которой по звучанию ничто не может конкурировать, четко прослеживалась мелодия, то есть главная мысль и работа ИИ.
«В Сбере много внимания уделяется развитию искусственного интеллекта, это одно из самых топовых и перспективных направлений. Мы использовали нейросеть SymFormer, показали ей партитуры Петра и обучили ее. То есть нейросеть в режиме реального времени импровизировала на основе той информации, что она получила», – пояснил главный эксперт по технологиям, руководитель управления экспериментальных систем машинного обучения Сбера Алексей Минин.
Так как ИИ перерабатывал и генерировал композиторский текст здесь и сейчас, то финальную версию симфонии впервые слышали не только зрители, но и музыканты, и сам автор. На каждом следующем выступлении техно-матрешка будет сочинять новую партию, а значит, звучание никогда не повторится.
Руководитель дирекции творческих проектов Фонда Росконгресс Екатерина Иванова отметила: «С моей точки зрения, наш с вами совместный эксперимент вполне удался. Мы еще раз показали, что мы не только страна, музыку и искусство которой всегда очень любили и уважали в мире, но мы и высокотехнологичная страна. Концерт, зрителем которого мы стали сегодня, действительно, первый в мире».
После выступления Петр Дранга оценил творчество искусственного интеллекта на пятерку: «Как соавтор он мне понравился, думаю, я с ним не раз зажгу». Интересно, что бы ему ответила нейросеть.
О том, что может предложить сервис аренды автомобилей RexRent путешественникам Дальнего Востока, рассказал генеральный директор компании Евгений Мелехин в интервью EastRussia на III Всероссийском туристическом форуме, состоявшемся в Хабаровске.
— Ранее мы были подразделением компании Avis — прокатного холдинга мирового масштаба. Avis покинула российский рынок, а мы продолжили работу и произвели ребрендинг. Поэтому одна из основных целей сегодня — повышение узнаваемости бренда RexRent. Условия работы компании и сервис не изменились и имеют много преимуществ, судя по обратной связи, поступающей от наших клиентов.
Мы позиционируем себя как VIP-сервис, особенно в секторе работы с юридическими лицами. Широкий спектр услуг и действительно высокий уровень обслуживания не характерен большинству конкурентных компаний. Если говорить в целом про бренд RexRent, то мы одна из крупнейших федеральных сетей в России, имеющая представительства в 20 городах.
RexRent на 100% белая компания. Одно юридическое лицо, все прозрачно и открыто с правовой точки зрения. Кстати, на одной из сессий форума обсуждали, что в туристической отрасли преобладает наличный расчет, затрудняющий белую бухгалтерию и отчетность. Поэтому государство стремится к безналичной системе платежей в сфере туристических услуг. Мы, вероятно, одни из первых, кто ведет бизнес абсолютно прозрачно, показывая 100% официальных доходов. Для RexRent не составит труда перевести все сервисы на безналичную форму оплату, ведь мы и раньше работали честно в правовом поле и к нашим клиентам
Еще одним глобальным отличием нашей компании от игроков конкурентного рынка является качество и количество единиц автопарка. На текущий момент число автомобилей перешагнуло двухтысячный рубеж. Машины находятся в эксплуатации не более двух лет: 95% составляют автомобили не старше двух лет с пробегом менее 60 тыс. км. Есть небольшое количество автомобилей, произведенных более двух лет назад, но их пробег не превышает 20−30 тыс. км.
Мы предлагаем три базовых продукта: краткосрочная аренда, подписка сроком от одного до 24 месяцев и операционная аренда продолжительностью от двух до пяти лет. Есть еще два смежных продукта: аренда с услугами водителя и предоставление подменного автомобиля.
— Что-то изменилось в бизнес-процессах после ухода Avis?
— Безусловно, перемены были неизбежны. Avis забрал свою платформу, свою систему управления. Команда, которая осталась в России, адаптировалась к новым реалиям, перестроила все процессы. Пока всё не на 100% автоматизировано, но мы работаем над этим. И это будет только отечественный софт.
Мы готовим выход нового сайта в ближайшее время. Юридические лица и агенты-партнеры получат доступ к личным кабинетам на базе сайта. Параллельно идут работы по внедрению цифрового управления. Это очень важные изменения, которые существенно модернизируют внутреннюю автоматизацию.
— Вы сказали, что уже выступаете одним из крупнейших игроков на рынке. Что дальше? Планируете расширяться или удерживать существующую долю, оптимизируя все процессы?
— Да, мы уже в числе крупнейших федеральных игроков, но этого недостаточно для того, чтобы развиваться. Просто удерживать долю также недостаточно. По планам бюджетной бизнес-модели в ближайшие 2−3 года стремимся к значительному приросту. Это будет экспансия в регионы. В частности, на Дальний Восток. Планируем расширятся, увеличивая численность городов до десяти в год. Работать будем поэтапно, анализируя потребности рынка.
— В сетевых СМИ много говорят о том, что каршеринг убивает классические схемы аренды автомобилей. Что Вы на это скажете?
— На самом деле каршеринг нам помогает. Современные услуги каршеринга, проката электросамокатов, велосипедов показывают потребителю, что проще взять технику в аренду, чем покупать. Наши сограждане в большинстве случаев считали так: «Если я плачу, я должен что-то получить в итоге». Но аренда самоката не подразумевает того, что он станет собственностью клиента. Поэтому сейчас очень хорошо развивается финансовый лизинг. К примеру, в Европе уже давно развит операционный лизинг. И популярность аренды автомобилей продолжает расти.
Со временем и мы к этому придем. Поэтому и каршеринг, и операторы СИМов (средств индивидуальной мобильности) помогают прививать культуру аренды, временного пользования техникой в России. Это плюс и для нас — спрос на услуги аренды ежегодно растет.
В каршеринге есть три крупных игрока, которые представлены в городах-миллионниках: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Казань… В менее населенных городах каршеринг развит слабо, если существует вообще. Это легко объяснить необходимостью колоссальных вложений. С точки зрения бизнеса каршеринг — дорогое удовольствие: срок окупаемости приближается к 10 годам. А первые представители этого бизнеса появились около 10 лет назад, поэтому только сейчас начинают чувствовать себя более-менее уверенно.
Скажу больше, что у нас есть совместный проект с одним из таких участников рынка: он является агрегатором, а мы — официальным партнером. Предоставляем машины в аренду на срок от одного дня до двух лет под его торговой маркой. Иными словами, это классическая краткосрочная аренда и подписка, но под брендом каршеринговой компании. Они все больше и больше уходят в агрегацию — это проще, меньше инвестиций. Вкладывают преимущественно в автоматизацию, а не в обслуживание, поэтому наша компания как раз может предоставить высокий уровень сервиса рынку, формирую синергию совместно с партнерами. Выигрывают все!
— Где на Дальнем Востоке вы представлены, куда собираетесь в ближайшее время зайти? Какова, по-вашему, специфика дальневосточного рынка?
— Дальний Восток сейчас имеет колоссальный потенциал роста и развития. Государство уделяет огромнейшее внимание этим регионам. Существующие маршруты наземного общественного транспорта не обеспечивают оптимальное сообщение между населёнными пунктами. Для нас это прекрасная почва для развития.
Если говорить о дальнейшей географии и внедрении в другие города… мы ожидаем, что вернемся в Хабаровск. Сейчас офис компании RexRent расположен только во Владивостоке, но мы планируем открыть представительства в Хабаровске, в Благовещенске. На этих территориях уже есть наши клиенты. В данный момент занимаемся анализом спроса и предложения тематического рынка. Анализируем целесообразность присутствия на Камчатке и на Сахалине. Но пока это только наблюдения, планирование и расчеты.
Надо просчитать экономическую сторону. Она состоит не только из стоимости автомобилей. Сюда необходимо включить расходы на доставку и обслуживание. Кроме прочего, необходимо организовать качественное ТО, шиномонтаж, мойки и так далее. Здесь много факторов – составляющих стратегического планирования. Поэтому в планах на ближайший год зайти только в три-четыре региона. Но RexRent однозначно будет подстраиваться под запросы туриндустрии.
Мы посетили приехали на III Всероссийский туристический форум в Хабаровске, чтобы познакомиться, чтобы о нас узнали. Сегодня выступили коллеги от маркетплейсов, компании из туриндустрии. Очевидно, что на маркетплейсах мы должны присутствовать. Человек ищет тур и сразу задает вопрос: как куда добраться? Сначала поездом, автобусом, самолетом. А дальше появляемся мы и даем возможность комфортного перемещения по Дальнему Востоку.
— Ваш парк примерно на 80% это китайские автомобили. Почему так и как они себя показывают?
— Всё очевидно. С 2021 года прекратились поставки многих европейских и японских брендов. Мы начали закупать китайские марки. Нам необходимо, чтобы автомобиль обязательно был новым. Напомню: наши машины не старше двух лет. Также важно обслуживание автомобиля у официального дилера, чтобы все было застраховано, действовали гарантии. Мы в прямом партнерстве с импортерами. Они слышат обратную связь от россиян, оперативно подстраиваются и через три-пять лет (по моим прогнозам) займут российский рынок. И займут так плотно, что места для других игроков практически не останется.
— Цены на машины взлетели и приземляться не собираются. Утильсбор тоже повышается. Как это отражается на ценообразовании? Не станет ли аренда автомобиля роскошью?
— Конечно же уровень цен оказывает влияние, ведь бесплатных денег не бывает. На покупку автомобилей оформляются кредитные линии по плавающей ставке. Хеджированные риски, как правило, дороже. Мы пока на плавающей ставке. Ожидаем, что в следующем году инфляция стабилизируется, ключевая ставка уменьшится, а мы сможем снизить цены.
Если говорить про стоимость рынка и прогнозируемые изменения, то мы пока в ожидании… Важно отслеживать динамику рыночной стоимости, чтобы максимально выгодно реализовать фонд. В целом понятно, что не будет какого-то ажиотажа, а мы будем подстраиваться по текущие реалии.
— Вы уже затронули вопросы сервиса. Опыт у вас богатый. Что сервис сможет предложить в следующей ситуации? На Дальнем Востоке у арендатора что-то произошло с автомобилем. Да еще и зимой. Например, машина утром не заводится в связи с экстремальными минусовыми температурами. Или возникла непредвиденная поломка на местности, где отсутствует мобильная связь… Таких участков на дорогах здесь все еще очень много.
— Если речь идет о «заморозке» или поломке в зоне действия мобильных сетей — один звонок, и наши сотрудники выдвинутся в указанную точку. В зависимости от ситуации, помогут запустить двигатель или предоставят подменную машину. Но таких инцидентов возникает крайне мало, ведь все автомобили новые и проходят обслуживание по регламенту. Новый автомобиль — однолетний, двухлетний не показывает проблем с аккумулятором, маслом. Нехарактерны ему и дефекты двигателя. Новая машина — залог безопасности и гарантии, что клиент доберется в пункт назначения.
Даже непредвиденная ситуация в отдалении от представительства RexRent не будет поводом для волнения — практически в каждом городе есть наши партнеры. Мы представлены на Дальнем Востоке с 2012 года, взаимодействуем с партнерскими сервисами, дилерами, которые постоянно на связи. Они могут предоставить эвакуатор, оказать необходимую помощь в тех случаях, когда рядом нет наших специалистов.
Даже если чрезвычайная ситуация случилась в совершенной глухомани, найдется выход. Все автомобили оборудованы системой помощи ГЛОНАСС, которая и в автоматическом режиме передаст сигнал бедствия. К примеру, если произошло серьезное ДТП, и водитель не сможет сообщить о случившемся.
— Продолжим тему дальних поездок… На вашем сайте я не нашел ни одного предложения кемпера, дома на колесах. А ведь это глобальный тренд, не только дальневосточный. Как так?
— Что ж, смотрите: дело в том, что политика компании была всегда совершенно четкой: мы работаем только с новыми машинами до достижения определенного пробега или двухлетнего возраста. Только представленные в России марки и так далее… Но в случае, если нынешняя экономическая обстановка потребует других решений, мы проявим гибкость и сможем изменить концепцию.
Если аренда автодомов и прицепов будет востребована, RexRent однозначно займет эту нишу. У нас есть партнер, который помогает в этом направлении. Сможем предложить эти услуги в коллаборации с ним.
У нас были партнеры, которые брали в долгосрочную аренду автомобили с жилыми модулями. Если не ошибаюсь, в Мурманске. Мы предоставляли оборудованные прицепы для проживания работников, обслуживающих дальние объекты. Это была разовая кампания, никак не связанная с туризмом. Но опыт работы с «домами на колесах» мы приобрели.
К сожалению, новых автодомов, кемперов, прицепов на нашем рынке не так много. И это серьезная проблема. Производство есть, но оно скорее штучное. Самые активные производители выпускают около 100 моделей в год. И массового завоза в Россию из того же Китая пока нет, что обусловлено проблемами сертификации и т.п. Да и сам рынок все же маленький, но мы следим за ним и будем подстраиваться под эту историю и подхватывать её.
Как бы то ни было, мы уверены, что RexRent, будет расширять географию посредством освоения дальневосточных территорий.