Поделиться
Маршруты выстраиваются в коридор
Поделиться

Как ВЭФ двигает транспортную и логистическую революцию на Дальнем Востоке

Разворот на Восток внешнеторгового трафика – как экспорта, так и импорта – привел к перераспределению грузопотоков. При этом возросший спрос на восточное направление обнажил комплекс проблем для российского транспорта. Тема логистики, которая обеспечивает торговые связи с АТР, стала одной из ведущих в повестке Восточного экономического форума.

Фото: shutterstock.com/Goga Shutter

Инвестиции в логистику

Как идет процесс расширения пропускной способности восточного направления, достаточно ли на рынке организационно-технологических решений для обеспечения растущего товарооборота с АТР, возможно ли сбалансировать контейнерный импорт и экспорт, насколько важно повысить эффективную работу логистических маршрутов с учетом запроса российской экономики – это лишь некоторая часть вопросов, активно обсуждаемых участниками последних форумов.

Лейтмотивом на ВЭФ стал тезис о необходимости опережающего развития современной транспортно-логистической сети. Действительно, инфраструктура поначалу оказалась не готова к резкой переориентации грузопотока в сторону Дальнего Востока. К примеру, отмечает директор по логистике и аналитике ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин, ранее существенная доля контейнерного потока проходила по европейской части России. В силу небольших расстояний активно задействовался автомобильный парк.

Возросшая необходимость направлять грузы через Дальний Восток, задействовав более протяженную схему доставки, увеличила востребованность железнодорожного транспорта. Как следствие, выросла нагрузка, при этом не только на магистральную инфраструктуру Восточного полигона, но и специализированные терминалы, в том числе в центральных регионах страны. На тот момент у большинства контейнерных операторов отсутствовала внятная программа развития.

В дальнейшем подходы изменились, и в последние годы инвестированы существенные средства в логистику. Развиваются портовые мощности (за последние десять лет грузооборот стивидоров Дальневосточного бассейна вырос почти на 40%), запущены новые сервисы из портов Дальнего Востока в Юго-Восточную Азию, в первую очередь в Китай и Вьетнам, а также Индию, Шри-Ланку, другие страны.

 *по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП)

В ряде субъектов ДФО появляются тыловые терминалы, работающие по принципу сухого порта. В частности, подобные объекты создают в районе приморского города Артем, на перекрестке грузовых сообщений, такие игроки, как «ФинИнвест», «Акваресурсы», «ТрансКонтейнер».

«Транспортная и терминально-складская инфраструктура будет способствовать интенсивному развитию и повышению качества рынка логистических услуг, увеличению скорости доставки грузов в контейнерах по сети российских железных дорог и снижению логистических издержек», – заявил генеральный директор ООО «ФинИнвест» Александр Кахидзе.

Новый БАМ

Одновременно завершается второй этап модернизации БАМа и Транссиба с целевой провозной способностью 180 млн тонн ежегодно. Правительством РФ утверждены целевые показатели третьего этапа развития Восточного полигона – сперва до 210 млн тонн, в последующем – до 270 млн тонн.

Фото: shutterstock.com/Andrei Stepanov

В настоящее время снижается инвестпрограмма РЖД, но важно не останавливать модернизацию железных дорог на востоке страны. Российским экспортерам следует дать гарантирующие объемы отправок в сторону существующих погранпереходов в ДФО, подчеркивает первый зампред правительства Иркутской области Руслан Ситников.

«Наши угольщики не могут пробиться на ближайший пункт пропуска Забайкальск. Тариф намного дешевле, и он более-менее выгодный», – свидетельствует он.

В целом пограничные пункты на российско-китайской границе стабильно демонстрируют рост трафика. Так, за счет вложений в инфраструктуру и усовершенствование технологий перевозки пропускная способность автомобильных переходов с Китаем за последние четыре года выросла почти вдвое, сообщает Росгранстрой. Вместе с тем потребности бизнеса в возможностях пунктов пропуска растут не меньшими темпами.

Речная альтернатива

Помимо модернизации существующих транспортных коридоров, профессиональное сообщество не оставляет без внимания перспективы развития альтернативных маршрутов.

Так, ожидается, что импульс к увеличению экспортно-импортных грузоперевозок с Китаем могут дать речные перевозки по Амуру. С этой целью планируется создать мультимодальные логистические центры в Хабаровске, Нижнеленинском, Благовещенске, Джалинде. При участии Росморречфлота и регионов созданы рабочие группы для проработки этого проекта.

Хабаровский речпорт уже имеет опыт в организации мультимодальных перевозок, а гарантированные глубины судового хода Амура позволяют в период навигации беспрепятственно обеспечивать проход судов класса река-море от Татарского пролива, что расширяет границы водных сообщений.

Железные дороги Якутии рассчитывают, что к концу 2025-го – началу 2026 года заработает смешанный погранпереход Джалинда – Мохэ. Его открытие важно для диверсификации каналов экспорта, в первую очередь для якутского угля, который сегодня направляется более дальним маршрутом через порты Приморья и Хабаровского края.

Вместе с тем есть грузовая база из КНР – удобрения, изделия из пластмассы, резины, каучука, оборудование, стройматериалы, пищевая продукция, одежда и обувь, что дает основу для формирования нового меридионального транспортного коридора Китай – Джалинда – Сковородино – Нерюнгри – Нижний Бестях (с переключением перевозок на водный транспорт) – Северный ледовитый океан.

Север станет ближе

Продолжает расти интерес китайских перевозчиков к арктическим маршрутам. Несколько компаний направили контейнеровозы через Северный морской путь, рассчитывая сократить сроки доставки грузов между Азией и Европой.

Фото: shutterstock.com/knyazev vasily

Сегодня навигация по Арктике длится четыре-пять месяцев. В ближайшие годы «Росатом» намерен обеспечить круглогодичное судоходство, но опять же здесь важно инфраструктурное развитие.

«Международная морская логистика развивается по пути увеличения дедвейта грузовых судов. Это означает, что для развития транспортного коридора необходима система глубоководных портов со специализированными терминалами. Первостепенная задача – это развитие портов для действующих арктических проектов – Сабетта, Диксон, Певек, Дудинка», – рассказал представитель по вопросам развития Арктики «Росатома» Владимир Панов.

Текст: Павел Усов Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Как меняется логистика на Дальнем Востоке

Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» рассказал EastRussia о текущей ситуации с входящим грузооборотом в ДФО.

Читать полностью
Поделиться
Логистика на Дальнем Востоке: потенциал и текущие вызовы

Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии», рассказал EastRussia, что привлекает игроков логистического рынка в ДФО и с какими сложностями им приходится здесь справляться.

Читать полностью
Поделиться
ВЭФ: от витрины намерений к инструменту развития

Восточный экономический форум впервые состоялся в 2015 году. За десять лет своей деятельности ВЭФ не только стал ключевой платформой для обсуждения вопросов развития Дальнего Востока, отношений России с глобальным Югом и Тихоокеанской Азией, но и поспособствовал реализации сотен инвестиционных проектов.

Читать полностью
Поделиться
От обсуждений — к миллиардам инвестиций

Одним из эффективных инструментов развития Дальнего Востока стал Восточный экономический форум. За годы его проведения было создано 16 территорий опережающего развития, свободный порт Владивосток и другие преференциальные режимы, работа которых обсуждалась в рамках ВЭФ. На их старте казалось, что золотой дождь инвестиций обрушится на Дальний Восток мгновенно. В реальности все было сложнее и куда интереснее. Директор «Востокгосплана» Михаил Кузнецов рассказал, как регион искал баланс между государственными вливаниями и привлечением частного капитала, и почему путь к зрелой экономике занимает годы.

Читать полностью
Поделиться
Рыбный опт на Дальнем Востоке: цифровизация против складского дефицита

Дефицит холодильных мощностей остро ощущается во всех ключевых центрах рыбного промысла Дальнего Востока — Владивостоке, Находке, Петропавловске-Камчатском. Пиковые объемы вылова сталкиваются с перегруженными портами, очередями на выгрузку и ростом издержек, что усложняет покупку и продажу рыбы оптом. Как отмечает предприниматель из Владивостока и генеральный директор Fishplace.ru Юлия Беликова, все больше компаний находят решение в цифровизации: онлайн-платформы позволяют заранее видеть свободные холодильные мощности, бронировать их и выстраивать логистику.

Читать полностью
Поделиться
Дальнобойщик должен знать границу

Опубликованное в начале ноября по итогам 30-й регулярной встречи глав правительств России и КНР совместное коммюнике декларирует дальнейшее развитие российско-китайских автоперевозок, упрощение их административных процедур и расширение номенклатуры перемещаемой через границу продукции. О том, что внешнеторговые направления крайне востребованы экономикой, свидетельствует динамика работы автомобильных пунктов пропуска. В то же время российская сторона опасается экспансии китайских перевозчиков. Чтобы предупредить негативные последствия, отрасль формирует предложения по защите отечественного рынка.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке осуществляется модернизация аэропортовой инфраструктуры, в том числе рассматривается реализация ранее переносившихся проектов, таких как строительство нового аэропорта Иркутска за пределами города. Также планируется реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. При этом поиск источников финансирования и соблюдение сроков работ остаются основными проблемными моментами в отрасли. В сфере развития железнодорожного транспорта реализация частной инициативы позволила рассчитывать на увеличение отправки угольных экспортных грузов в восточном направлении. Тем не менее частные инвестиции в подобные проекты могут быть рентабельными только при наличии высокодоходных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Контейнеры вернутся? Дальний Восток с надеждой на подъем грузооборота

Несмотря на продолжающееся сокращение контейнерных перевозок, со следующего года участники транспортного рынка ожидают поступательного роста. В то же время успех в логистике будет зависеть от сопутствующих факторов. В их числе – не только макроэкономические тренды, но также аспекты тарифной политики и инфраструктурного развития.   

Читать полностью
Поделиться
Контейнерный маятник качнулся

Тема развития логистики – один из лейтмотивов Восточного экономического форума и фактически каждый раз перед очередным ВЭФ происходящие события в отрасли дают пищу для новых обсуждений. В нынешнем случае тональность дискуссии может задать проблематика, связанная с падением внешнеторгового трафика. Контейнерооборот портов Дальнего Востока после бурного роста предыдущих лет пошел на спад: с начала 2025 года трафик через них сократился почти на 11% к прошлогоднему уровню. Одна из причин – снижение активности российских импортеров. Именно ввоз контейнеров с импортом был главным драйвером роста морских перевозок в Дальневосточном бассейне в последние несколько лет.

Читать полностью
Поделиться
Маршруты выстраиваются в коридор

Разворот на Восток внешнеторгового трафика – как экспорта, так и импорта – привел к перераспределению грузопотоков. При этом возросший спрос на восточное направление обнажил комплекс проблем для российского транспорта. Тема логистики, которая обеспечивает торговые связи с АТР, стала одной из ведущих в повестке Восточного экономического форума.

Читать полностью
Поделиться
Находкинский морской рыбный порт — ключ к успешным морским и железнодорожным перевозкам

Находкинский морской рыбный порт — это спектр возможностей для тех, кто стремится к успеху в области морских, железнодорожных перевозок и торговли скоропортящейся продукции.

Читать полностью
Поделиться
Риски логистики на Дальнем Востоке

Дальний Восток сегодня — это главный логистический коридор между Китаем и Россией. Регион обладает стратегическим географическим положением, портовой и транспортной инфраструктурой и большими перспективами роста. Однако вместе с возможностями дальневосточные маршруты несут ряд существенных рисков: от перегрузок и задержек в портах до климатических вызовов и проблем с безопасностью грузов. Какие факторы на пути грузов помогут компаниям рассчитать риски и выстроить более устойчивые цепочки поставок, рассказал Александр Гаврилов, руководитель развития партнерской сети «Яндекс Магистрали».

Читать полностью
Поделиться
Как сегодня развивается логистическая инфраструктура Дальнего Востока

Дальний Восток хоть и максимально отдален от центральной части России, но с точки зрения логистики является важным транспортным узлом. И дело не только в соседстве со странами Азии. Именно здесь встречаются морские, воздушные, железнодорожные и автомобильные потоки, в том числе внутрироссийские и импортно-экспортные. Поэтому модернизация транспортной инфраструктуры в регионе отражается на всей отрасли. О том, какие изменения происходят на Дальнем Востоке сейчас рассказал Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии».

Читать полностью
Поделиться
Дорога за льготами

Доля транспортно-логистических услуг в структуре ВРП Дальнего Востока в настоящее время занимает более 10%, уступая позиции только добыче полезных ископаемых. При этом отрасль остается инвестиционно привлекательной. За последние годы в ДФО осуществлено около 200 проектов в сфере транспорта и логистики, часть из которых реализуется в рамках преференциальных режимов. В то же время резиденты указывают на возникающие избыточные требования со стороны госорганов и необходимость нормативного регулирования вопросов, тормозящих развитие.

Читать полностью
Больше материалов