Основные позиции мастер-плана Хабаровска представили общественности мэр города Сергей Кравчук и губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв.
После череды обсуждений мастер-плана Хабаровска в районах, на предприятиях, в организациях, бизнес-объединениях и творческих союзах, активисты внесли в него более 2000 предложений. Финальную версию документа, объём которого превысил 700 страниц, мэр Хабаровска Сергей Кравчук представил на расширенном заседании Общественной палаты города. Доработанный вариант мастер-плана губернатор края Михаил Дегтярёв презентует во время VIII Восточного экономического форума президенту России Владимиру Путину.
Вряд ли найдётся житель России не слышавший это слово – «мастер-план», но редкий россиянин когда-нибудь его – мастер-план – видел. Широкое внимание термин привлек после Урбанистического форума 2018 года, когда заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин заявил: «…мы не будем больше делать генплан, мы будем делать мастер-план…». Но на Дальнем Востоке особое любопытство к мастер-планам появилось в 2021 году – особенно у жителей тех 26-ти городов, где они разрабатываются по поручению Президента страны Владимира Путина.
Сначала было очень много просто сообщений, потом в новостях стали появлялись отдельные эскизы, и вот на VII Восточном экономическом форуме первые мастер-планы Петропавловска-Камчатского, Улан-Удэ и Магадана. Хабаровск тогда в список не попал, но надо помнить, что мастер-план – это не шаблон, а индивидуальный рецепт. Чем больше в городе жителей, чем сложнее его инфраструктура и ещё целый набор факторов – тем больше времени занимает разработка стратегии, призванной глубоко изменить не только облик, но и саму сущность того или иного городского образования.
«Каким будет город, в котором живу я, и будут жить мои дети и внуки?» – равнодушным этот вопрос вряд ли кого-то может оставить. Очевидно поэтому в день презентации мастер-плана Хабаровска очень сложно было найти место в актовом зале городского дворца культуры.
Предваряя выступление мэра, губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв отметил: «К работе были привлечены лучшие специалисты страны – инженеры, архитекторы, социологи, экономисты. Наши проекты (Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре – прим. EastRussia) готовит ведущая в России проектная компания "КБ Стрелка". В рамках разработки мастер-планов были проведен целый рад социологических исследований, стратегических сессий среди экспертов и представителей общественности.
На сегодняшний день объем проекта мастер-плана развития Хабаровска составляет 700 страниц. Горизонт планирования реализации мастер-плана 7 лет. Предварительный объем средств для его реализации – 1 триллион рублей».
На что же пойдут эти колоссальные средства? Общий ответ – «на создание комфортной среды» вряд ли кого-то удовлетворит, поэтому пройдёмся по порядку.
«Основная цель мастер-плана, – подчеркивает Сергей Кравчук, – сделать город успешным, удобным и узнаваемым. В удобном городе все повседневные блага у горожан находятся под рукой, на расстоянии 15-ти минутной пешеходной доступности от дома. Такую доступность обеспечит создание Центров городской жизни.
Районы города превратятся в самодостаточные многофункциональные территории, с благоустроенными парками и скверами. Помимо новой застройки в районах будут созданы места приложения труда и объекты комфортной, разнообразной городской среды.
Всего в мастер-плане запланировано создание 11-ти таких центров городской жизни: Северный – База КАФ, Большая – Вяземская, Южный, Березовка, Красная речка, поселок Горького, а также районы новой застройки: Ореховая сопка, Городская гавань, Дальневосточный квартал».
Развитие каждого из этих центров имеет своё собственное, индивидуальное наполнение. Самые объёмные трансформации ждут исторический центр, «Красную линию» и набережную. Здесь возникнут и абсолютно новые объекты – комплекс речного вокзала, полностью новое здание Дальневосточного художественного музея, и будут улучшены уже имеющиеся зоны отдыха и прогулок – Амурский и Уссурийский бульвары.
Центр городской жизни «Северный – База КАФ» получит новое содержание благодаря строительству Межвузовского кампуса на базе Тихоокеанского государственного университета. Причем вся социальная инфраструктура кампуса от спортзалов до кафе и магазинов будут доступны не только студентам, но и горожанам, и туристам.
Появится и абсолютно новый район «Городская гавань». Акватория Амура в этом районе после очистки станет удобной для купания и яхтинга. Дамба превратится в променад, а по берегам вырастут новые кварталы жилой и общественно-деловой застройки.
В поселке имени Горького и на Красной речке будут модернизированы объекты спортивной и досуговой инфраструктуры. Уже существующие центры притяжения – Дом Культуры и Центр работы с населением получат новое наполнение как по содержанию, так и по оформлению прилегающей территории.
Головная боль не только Хабаровска, но и, кажется, любого российского города – транспортное сообщение. Этому аспекту – особое внимание. Все центры городской жизни свяжет между собой улично-дорожная сеть, насыщенная маршрутами общественного транспорта и безопасная для всех видов перемещения. В городе планируется строительство 10-ти новых транспортных развязок, создание 31–ой новой уличной связи и 22-х пешеходных переходов.
Триллион рублей, который на всё это потребуется – не должен пугать, а вдохновлять. К тому же, это не окончательная оценка, а предварительная. Отвечая на вопрос корреспондента EastRussia, Сергей Кравчук пояснил, что она может трансформироваться. «Сумма может вырасти, она будет расти в зависимости от многих факторов, от того какие объекты будут появляться. Финансирование будет комбинированным это и федеральные средства, это вложения частных инвесторов. Конечно же и деньги из местного бюджета будут выделяться, и из бюджета Хабаровского края. Очень серьёзно высказался наш бизнес, который говорит: «Да, мы готовы участвовать в этих инвестиционных проектах».
Выбор конкретных финансовых инструментов для реализации мастер-плана будет сделан в зависимости от необходимого объёма финансирования, типа объекта, условий его дальнейшего использования. Одним из популярных решений в части привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты стала концессия. Как одна из форм государственно-частного партнерства, она оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области государственно-частного партнёрства. Причины популярности концессии кроются в упрощенной регуляторике в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм самой концессии. Есть и другие инструменты - инфраструктурные бюджетные кредиты или специальные казначейские кредиты – они выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Так что задача найти и эффективно распорядиться триллионом рублей вряд ли станет камнем преткновения на пути воплощения всех замыслов мастер-плана Хабаровска.
Сейчас мы становимся свидетелями третьей волны урбанизации Дальнего Востока. И она будет совсем другой. Если раньше отправной точкой для появления «жизни» в этом суровом регионе служили исключительно интересы государства: «Надо застолбить за собой землю!», «Надо сберечь промышленность и дать отпор врагу!», «Даёшь стране металл и уголь!», то сейчас цели и устремления госаппарата отталкиваются от интереса человека. Того человека, который здесь живёт и того человека, который захочет сюда приехать и переселиться насовсем.
Алексей ЗбарскийНа сессии «Новая жизнь дальневосточных городов: стратегии развития» VII Восточного экономического форума губернаторы Камчатского края, Магаданской области и Республики Бурятия представили лучшие мастер-планы развития столиц территорий. Участники мероприятия также обсудили системные вызовы для городов Дальнего Востока с точки зрения населения, бизнеса и управления.
Ранее на полях ВЭФ-2022 в присутствии заместителя председателя Правительства РФ – полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева прошло подписание трех соглашений о сотрудничестве в целях реализации мероприятий, предусмотренных мастер-планами Петропавловск-Камчатской агломерации, Магадана и Улан-Удэ на принципах государственно-частного партнерства до 2025 года. Соглашения были заключены между Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, ВЭБ.РФ и регионами.
Разработка мастер-планов 25 городов Дальнего Востока ведется по поручению президента РФ Владимира Путина. Это административные центры, города с населением свыше 50 тыс. человек, а также Северобайкальск и Тында. Помимо Минвостокразвития России и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики в проекте участвуют три института развития – ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ и АСИ, а также более 10 планировочных команд. По словам Юрия Трутнева, главные задачи мастер-планов – это создание комфортных условий для жизни людей на Дальнем Востоке, раскрытие уникальных природных преимуществ, уменьшение разрыва между качеством жизни центральных регионов и Дальнего Востока.
Сегодня в активной проработке находятся мастер-планы 13 городов и четырех городских агломераций. Как рассказал на сессии «Новая жизнь дальневосточных городов: стратегии развития» министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, самыми эффективными по итогам конкурсного отбора были признаны мастер-планы Петропавловска-Камчатского, Улан-Удэ и Магадана. Документы оценивались по четырем критериям: это миссия города (как город видит себя сейчас и через 30 лет), второй критерий – план развития города, третий – экономический аспект, четвертый – приоритетные проекты.
– Мы планируем расширять меры поддержки. Это инфраструктурные инвестиции, льготные капиталы, инструменты государственно-частного партнерства. За последний год были запущены программы «Дальневосточный квартал» и «Дальневосточная концессия», которые также будут способствовать реализации мастер-планов городов ДФО, – отметил Алексей Чекунков.
Мастер-план Петропавловск-Камчатской агломерации объединяет проекты по благоустройству краевой столицы и города Елизово. В рамках первого этапа планируется реализовать проекты по созданию нового облика Петропавловска-Камчатского. По словам губернатора Камчатского края Владимира Солодова, цель мастер-плана – создать такой город, который будет максимально органично встроен в уникальную природу региона и для которого эта природа не будет препятствием в развитии.
фрагмент презентации мастер-плана Петропавловска-Камчатского
Но не менее важной составляющей развития города является создание возможностей занятости местного населения.
– Мы уверены, что появление рабочих мест базируется на развитии уже действующих отраслей и их трансформации, переосмыслении. Для полуострова, конечно, такими отраслями являются туризм, рыбопереработка, судостроение, судоремонт и энергетика, – рассказал глава региона.
Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов считает, что мастер-план Улан-Удэ – это залог динамичного развития города. Благодаря нему будет простимулировано большое количество внебюджетных инвестиций, созданы инфраструктурный и транспортный каркасы, получит развитие жилищное строительство. Особое внимание в мастер-плане уделено таким объектам, как особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», КРТ «Батарейка» и «Белый лебедь».
фрагмент мастер-плана агломерации Улан-Удэ
изображение: «КБ Стрелка»
Столица Колымы – не просто суровый край, но и центр богатого ресурсами региона с развитой горнодобывающей и рыбной отраслями. По словам губернатора Магаданской области Сергея Носова, растущая экономика области позволяет ежегодно создавать порядка 1,5 тыс. новых рабочих мест. Несмотря на это, в регионе сохраняется отток населения: уезжают молодежь и квалифицированные кадры.
– Людям нужны перспективы, не только связанные с рабочими местами, но и с комфортными условиями проживания. До конца 2022 года будет введено 14 объектов из мастер-плана. К быстрым победам, которые уже оценили жители города, можно отнести «Морской фасад Магадана». Он включает в себя 13 проектов, четыре из которых уже реализованы и еще столько же находятся в активной стадии реализации. В высокой стадии готовности спортивный комплекс «Президентский», аэровокзальный комплекс, проект комплексной застройки «Гороховое поле», – рассказал Сергей Носов.
фрагмент мастер-плана Магадана
изображение: «КБ Стрелка»
Власти Магадана делают ставку на возрождение рыбной отрасли. Так, уже запущен проект по созданию индустриального парка «Рыбный порт Магадана», планируется ввод завода по производству фармакологических препаратов из морских биоресурсов.
Профессор московской школы управления «Сколково» Андрей Волков считает, что одной из проблем большого макрорегиона является отток перспективных молодых людей, за которыми часто уезжают и их семьи, что порождает проблему кадров. Именно поэтому, по мнению Волкова, дальневосточным городам при составлении мастер-планов нужно обратить внимание на внешний облик своих университетов.
О мастер-плане Владивостока рассказал глава города Константин Шестаков. Он подчеркнул, что в плане сформулированы городские мечты, которые носят прикладной характер и которые можно реализовать в конкретные сроки с осязаемым результатом и экономической отдачей. И в первую очередь акцент нужно делать на историческом центре, привлекательном для иностранного туриста.
Между тем, председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов отметил, что плюсом мастер-планов дальневосточных городов, безусловно, является их публичность.
– Мастер-план – это документ, в котором региональная и муниципальная власть публично берут на себя обязательства, из которых не смогут просто так выйти. К мастер-планам нужно обращаться каждый год, смотреть, что сделано, что нужно выполнить, и помнить, что без участия горожан – это просто чистый лист бумаги, – отметил Игорь Шувалов.
В свою очередь, генеральный директор ДОМ.РФ Виталий Мутко считает, что три вещи – комплексность, понятность и конкретность мастер-планирования – позволяют называть этот инструмент развития городов одним из наиболее эффективных. Главной же задачей остается обеспечение реализации мастер-планов по всем ключевым направлениям и закрепление понятия мастер-планирования в законодательстве. При этом ДОМ.РФ уже разработал более 30 мастер-планов и документов стратегического развития российских городов и агломераций, и треть из них предназначена для городов Дальнего Востока.
– Всего при нашем участии разработано 10 мастер-планов ключевых территорий Дальнего Востока. В работу над проектами на территории ДФО мы вложили около 1 млрд рублей собственных средств, – рассказал Виталий Мутко.
В заключении встречи помощник президента РФ Максим Орешкин обозначил главную задачу по реализации мастер-планов дальневосточных городов – это ежегодный отчет по ним на Восточном экономическом форуме.
– Мастер-планы не должны оставаться просто словами на бумаге. Они должны нести за собой конкретную реализацию, демонстрировать перспективы на несколько десятков лет вперед как для жителей региона, так и для бизнеса, – подытожил Максим Орешкин.
Мастер-планы разрабатываются для 25 дальневосточных городов – это 11 региональных центров, девять городов с численностью населения свыше 50 тыс. жителей, три города – менее 50 тыс. жителей, две столицы БАМа. На сегодня все мастер-планы готовы к воплощению.
Работы пройдут в городах Петропавловск-Камчатский, Елизово, Чита, Краснокаменск, Улан-Удэ, Южно-Сахалинск, Корсаков, Тында, Северобайкальск, Магадан, Анадырь, Якутск, Нерюнгри, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Свободный, Белогорск, Владивосток, Артем, Большой Камень, Находка, Уссурийск, Арсеньев, Биробиджан. Новые стройки начнут запускать уже в 2024 году и должны завершиться до 2030 года. В декабре 2023 года завершено первое мероприятие в столице Камчатки: благоустроена смотровая площадка на сопке Петровской. Первый мастер-план утвердили в сентябре 2022 года для Петропавловска-Камчатского.
Мастер-план – это не только развитие территории, это – инструмент, который предполагает комплексный подход и включает в себя архитектурные решения, социальные, экономические, экологические и культурные аспекты. Кроме того, он помогает найти баланс между интересами жителей, властей и бизнеса.
Общий объем финансирования проектов мастер-планов составляет 4,4 трлн рублей, из которых 2,2 трлн будут выделены из федерального бюджета, остальное – из внебюджетных источников. В общей сложности запланировано 835 мероприятий – это более двух тыс. проектов.
В ходе сессии глава Якутии Айсен Николаев представил опыт развития городов республики на основе мастер-планов. В Якутии уже разработано и утверждено 11 мастер-планов городов и поселков, включая арктические населенные пункты, еще десять находятся в разработке. Самые значимые из них – мастер-планы Якутска и Нерюнгри. Они утверждены на уровне правительства РФ на общую сумму 562 млрд рублей, основная часть которых – это федеральные деньги и внебюджетные средства.
«Огромный объем работы предстоит. В Якутске одной из главных задач стоит полная ликвидация аварийного жилья, признанного таким до сентября 2023 года, строительство нового инновационного центра нашей столицы, появление Ленского моста, Арктического центра эпоса, кинопавильона полного цикла. В Нерюнгри главная задача – наряду с созданием новых общественных пространств, внедрением энергоэффективных технологий – создание новой системы здравоохранения. С этого года начнется строительство школ в Якутске, а в Нерюнгри уже идет реконструкция объектов здравоохранения», – рассказал Айсен Николаев.
Начавшаяся реализация мероприятий всестороннего развития территорий привела власти к выводу: без четкого контроля и руководства не обойтись. Глава Якутии отметил, что в республике сформированы необходимые условия для решения этих задач: в марте прошлого года открыт проектный офис для реализации ключевых мероприятий в рамках мастер-планов, создан оперативный штаб по строительству и реконструкции объектов, которые включены в мастер-планы Якутска и Нерюнгри, работает ситуационный центр главы республики. Это нивелирует бюрократические проволочки, синхронизирует решения органов власти и подрядчиков.
Подобные рычаги управления создаются и в других дальневосточных регионах. Глава Якутии предложил создать оперативный штат на уровне полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, который будет контролировать реализацию мастер-планов. Он добавил, что необходима цифровая управленческая платформа для мониторинга реализации мастер-планов с учетом лучших практик и проблем.
Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов рассказал, что в регионе разработаны два мастер-плана: для Улан-Удэ и Северобайкальска.
«Они появились не с нуля, реализация мастер-планов – это большой, комплексный проект, требующий включения множества ответственных институтов. Это и транспорт, и экономика, и система образования, и бизнес. Уже сегодня в Улан-Удэ реализуется флагманский проект мастер-плана – преобразование центра города, куда вложено четыре млрд рублей только на городскую инфраструктуру ЖКХ. Подписано концессионное соглашение о строительстве театра «Байкал», национального музея республики – сумма 10 млрд рублей. Принципиально важно для успешной реализации проекта создавать единый центр управления, и у нас в республике такая структура уже есть», – рассказал Алексей Цыденов.
С тем, что необходимо создать курирующие мастер-планы органы, согласился и представитель девелоперов – управляющий партнер по сегменту «Регионы» ФСК Алексей Алмазов. Также он указал на проблему нехватки кадров.
«Госрегулирование мастер-планов необходимо. Это – открытый живой документ, который будет развиваться и изменяться во времени. Должна быть возможность внесения изменений без бюрократических проволочек. При реализации мастер-планов группа компаний “ФСК” столкнулась с большой проблемой нехватки кадров. Все хотят запускать комплексные программы развития, но специалистов на весь ДФО не хватает – соответственно, растут расходы на персонал, что влечет удорожание проектов», – добавил он.
Участники совещания согласились, что проектное управление помогает в реализации намеченных задач. Важно, чтобы и бизнес, и жители принимали участие в реализации мастер-плана после его принятия. Также необходимо сформировать систему подготовки экспертных кадров, которые могли бы транслировать опыт управления городскими проектами.Первый резидент реализуемого проекта города-спутника Владивостока — группа компаний «DNS Девелопмент» — начал строительство домов поселения, о котором появляется все больше подробностей. Как сегодня эксперты оценивают идею развития «большого Владивостока», выясняло EastRussia.
«Еще в 1973 году, когда мы составляли очередной генеральный план Владивостока, было понятно, что город, расположенный на окончании полуострова Муравьева-Амурского, эффективно развиваться не сможет, — вспоминает бывший главный архитектор дальневосточной столицы Валентин Аникеев. — И для развития Владивостока было предложено присоединить к нему бывший сельский район, который сегодня называется Надеждинским, а также территории города Артема, чтобы он вышел за пределы полуострова на земли, прилегающие к Амурскому и Уссурийскому заливам. С тех пор эта идея оставалась в повестке».
Как и многие города, ограниченные территориально, Владивосток задыхается от дорожных заторов и уплотнительной застройки. Административные функции, портовые мощности, деловая и общественная инфраструктура сосредоточены на полуострове Муравьева-Амурского, где, по словам Валентина Аникеева, можно разместить немногим больше 600 тыс. жителей. И даже остров Русский в составе Владивостокской агломерации не решает этой проблемы.
«Еще в 70-е были произведены расчеты на 660 тыс., на 820 тыс. и даже на 1,2 млн населения Владивостока. Сегодня мы вернулись к этой идее, но планируется не расширять город, а создать его спутник на 80 тыс. человек. Потом эти территории можно объединить в единую Владивостокскую агломерацию, присоединив к ней Артем, а в дальнейшем и Большой Камень», — комментирует архитектор.
На VI Восточном экономическом форуме в 2021 году министерство России по развитию Дальнего Востока и Арктики, «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ), корпорация развития «ВЭБ.РФ» и правительство Приморского края подписали соглашение о создании города-спутника в Надеждинском районе. Проект реализуется в границах ТОР «Приморье» (бывшая ТОР «Надеждинская»), где сегодня насчитывается 117 предприятий-резидентов, создающих почти 18 тыс. рабочих мест, и этим людям надо где-то жить. Для сравнения: в 2022 году в ТОР «Приморье» числились 87 резидентов, фактически за два года рост превысил 20%.
По предварительным данным, проект города-спутника рассчитан на 80 тыс. человек — это порядка 13% жителей Владивостока. И чтобы сделать его жизнеспособным, нужны рабочие места, благоприятная городская среда и доступное по цене жилье.
Как сообщил генеральный директор КРДВ Николай Запрягаев, в рамках проекта планируется построить более двух млн квадратных метров жилой и коммерческой недвижимости.
На 2024 запланировано проектирование пилотных объектов, в частности, парковой зоны в районе бухты Де-Фриз с местами отдыха для горожан, инфраструктуры будущей набережной вдоль Амурского залива. Первым стартует строительство набережной со смотровой площадкой Де-Фриз, также предусмотрены объекты общегородской инфраструктуры с зонами притяжения, в том числе коммерческие объекты и гостиницы, спортивные объекты.
Вести проект создания города-спутника Владивостока будет Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) совместно с консорциумом инвесторов под управлением Минвостокразвития России. Состав консорциума в настоящий момент определяется.
К масштабным градостроительным планам уже примкнул первый инвестор — ООО СЗ «ДНС СИТИ» (входит в ГК «DNS Девелопмент»). Компания реализует с поддержкой государства проекты в Надеждинском районе Приморья: и в области логистики в режиме свободного порта Владивосток (индустриально-логистический комплекс Авиаполис «Янковский»), и комплексного жилищного строительства на площадях ТОР «Приморье» (жилой комплекс «Формат», коттеджный поселок «Новый Де-Фриз», а сейчас уже строят «DNS Сити»), и производства — Домостроительный комбинат «Приморье».
Сооснователь ДНС Дмитрий Алексеев известен как меценат, построивший один из самых больших современных парков во Владивостоке — «Нагорный» (ДНС вложила в проект более 300 млн рублей). Идеей «большого Владивостока» он грезил всегда и в своих интервью приводил примеры Ванкувера, который построили «среди леса» по принципу «сначала люди – потом экономика».
На этот раз Дмитрий Алексеев отказался от комментариев нашему агентству, отметив, что пока не может в контексте спутника говорить о строительстве, которое уже началось в рамках первой очереди. Впрочем уже известно, что «DNS Сити» задействует 125 гектаров, где построит 650 тыс. квадратных метров жилья, а также объекты торговой, развлекательной, деловой и социальной инфраструктуры, включая школы почти и детские сады. Работы продвигаются в темпе «этаж одной секции — около 10 квартир — в неделю». А первый дом планируют сдать уже в 2024 году.
Член Союза Архитекторов России и градостроительного совета Владивостока Кирилл Солгалов рассказывает, что «DNS Сити» является составной частью города-спутника. При этом, как следует из комментария эксперта, проект не предусматривает реализации «кавалерийским наскоком» и будет развиваться поэтапно.
«Ожидается, что интенсивное строительство начнется после 2030 года», — сообщил Кирилл Солгалов.
Ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев соглашается, что сама тенденция движения населения с полуострова на север, в Надеждинский район, очевидна. При этом остро стоит вопрос, где должен размещаться центр управления территорией. Вынести административные и деловые функции из исторической части города – это правильное решение для развития Владивостокской агломерации, уверен эксперт. Как в перспективе – и перенос портовых мощностей. А исторический центр следует оставить туристам.
И здесь мы подходим к вопросу о сценарии развития города спутника, который еще предстоит написать, включая экономическую и социальную модели.
Эксперты обращают внимание, что города-спутники популярны в Юго-Восточной Азии, где они представляют большой интерес для мигрантов. Рассуждая с практической точки зрения, глава агентства недвижимости «Метры» Владимир Закурко полагает, что спутник Владивостока может заинтересовать переселенцев из постсоветского пространства при доступной цене «квадрата». Возможность выгодно купить жилье большой площади, которое для многих недоступно в большом городе — важное преимущество городов-спутников по всему миру.
В то же время федеральный эксперт, архитектор по развитию городов и агломераций, архитектор и градостроитель Илья Заливухин считает, что здесь нужна имиджевая история с архитектурными доминантами, возможно, сопоставимыми даже со знаменитым «Лахта Центром», башней «Газпрома» в Санкт-Петербурге. Такие имиджевые объекты становятся дополнительными центрами городской агломерации.
«А что касается стоимости и качества жилья, это не должна быть застройка для бедных или богатых. И если жилье стоит ниже рынка, его потребительские характеристики не должны страдать», — говорит он.
Реализовать проект планируется частично на условиях концессии, с привлечением частных инвестиций и средств федерального бюджета. Всего, по последним данным, под проект предполагается привлечь 1,24 трлн рублей инвестиций.
Для населения восточных регионов России авиация традиционно играет стратегическую роль, и было бы странно, если этот вид транспорта не нашел отражения в стратегиях пространственного развития городов. Мастер-планом Северобайкальска предусмотрена реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Нижнеангарск, Тынды – ремонт местного аэровокзала и привокзальной площади. Решается вопрос о восстановлении полноценной работы авиаузла в Советской Гавани (Май-Гатка). Кроме того, по программе специальных казначейских кредитов более 700 млн руб. пойдет на новую взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием в аэропорту Южно-Сахалинск. Развитие аэродрома повысит регулярность и безопасность полетов, а также обеспечит рост пассажиропотока, ожидаемый после открытия нового терминала на 5 млн пассажиров в год.
Не останется без внимания и прибрежно-портовая инфраструктура. В Северобайкальске намечен капитальный ремонт двух причалов. Стоит сказать, Восточно-Сибирское речное пароходство с поступлением нового флота намерено возродить маршрут, связывающий этот город с Иркутском.
В Находке запланирована реконструкция пассажирского причала №19 в морском порту с проведением дноуглубительных работ. Это может привлечь дополнительный турпоток, создав предпосылки для развития круизного туризма. В настоящее время износ причальной стенки, к которой могут пришвартовываться пассажирские суда, превышает 70%.
Большой проект в области портового хозяйства запланирован в рамках мастер-плана Южно-Сахалинской агломерации, точнее в Корсакове. В местном торговом порту должен появиться новый контейнерный терминал, будут также реконструированы гидротехнические сооружения.
Наземное метро выйдет к храму
Если говорить о железнодорожном транспорте, то наиболее амбициозным выглядит проект городской электрички или легкого метро во Владивостоке. В столице Приморья планируется расширить движение пригородных электропоездов за счет создания новых посадочных платформ: например, в районе стадиона «Динамо», мыса Кунгасный, остановочного пункта Третья Рабочая. Совместно с местной администрацией решается вопрос о продлении маршрутной сети от станции Владивосток до остановочного пункта «Казанский храм» (район Эгершельда). С РЖД и компанией «Экспресс Приморья» сформирована рабочая группа.
«Достигли договоренности по разработке профильным железнодорожным институтом вариантов размещения пассажирских платформ и дополнительных путей для запуска, а также возможного включения части работ в инвестиционную программу компании», – сообщил мэр Владивосток Константин Шестаков.
Городская электричка призвана стать системообразующим проектом в области общественного транспорта города. Это разгрузит автомобильные дороги в сторону центра города, сделает маршруты более удобными для пассажиров. Во Владивостоке необходим такой вид транспорта, который гарантированно доставит вас из точки А в точку Б вне зависимости от ситуации с дорожным трафиком, чрезвычайными ситуациями погодного характера, и по доступной цене, подчеркивает мэр.
Трамвай желаний
Практически ни один из мастер-планов не обходится без намерений по реконструкции и расширению улично-дорожной сети. Например, к 2025 году в Хабаровске будет приведено к нормативному состоянию 85 дорог. Что касается общественного транспорта, мастер-план краевого центра предполагает к 2030 году замену 550 автобусов, троллейбусов и трамваев. Проект обновления муниципального парка сегодня оценивается в 9,7 млрд руб.
Ряд городов в первую очередь делает ставку на развитие электротранспорта. В Чите появится троллейбусная линия между центром города и районом КСК, в Улан-Удэ запланирован серьезный объем ремонта инфраструктуры для работы трамваев и приобретения нового подвижного состава. Во Владивостоке запланирована реновация трамвайной линии от улицы Сахалинской до Баляева, а также запуск троллейбусов с автономным ходом в районе Снеговой Пади. Впервые запустить движение трамваев предполагается в Благовещенске. Этот маршрут свяжет Северный микрорайон, Лазурный берег и Золотую милю.
Стимулом для развития городского электротранспорта сегодня служит реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги», проекта «Чистый воздух», льготной лизинговой программы ГТЛК. К этому направлению подключены ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ, которые предоставляют финансирование на возвратной основе по льготной процентной ставке.
Для решения транспортных задач в городах целесообразно задействовать механизм инфраструктурных облигаций, говорит вице-президент ООО «Центр экономики и инфраструктуры» Евгений Алексеев. Данный инструмент, как правило, применяется в целях привлечения финансирования в развитие ЖКХ и жилищного строительства.
Есть несколько вариантов участия в проектах с использованием инфраструктурных облигаций. Это может быть концессионное соглашение, причем концессионером вправе выступить как государственная, так и частная компания, уточнил эксперт.
Привлечение новых источников финансирования вполне оправдано, когда развитие транспортной сети планируется в привязке к расширению жилфонда, убежден эксперт. «То есть надо обосновать это улучшение качеством проживания жителей, которые получат эту инфраструктуру», – пояснил Евгений Алексеев.
Городу и бизнесу
По мнению члена совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде Дениса Гусева, градостроительные решения в городах ДФО необходимо гармонично сочетать с планами по выстраиванию новых логистических связей с соседними регионами и странами, c развитием транспортно-логистических коммуникаций. Это, по мнению сенатора, должно придать импульс появлению новых производств.
Некоторые города уже взяли данный подход на вооружение. В частности, уникальное географическое положение, как одно из преимуществ Благовещенска, отражено в мастер-плане областного центра. От этого будут зависеть перспективы динамичного развития российско-китайских торгово-экономических отношений, убеждены в правительстве региона. Планируется, что столица Амурской области к 2030 году станет экспортно-импортным хабом, туристическим и образовательным центром, располагающим к тому же удобными транспортными коммуникациями.
Развитие логистики позволит решать и внутренние задачи. К примеру, создание логистического центра со строительством новых складских помещений в пригороде Южно-Сахалинска отчасти продиктовано намерениями перенести за город промышленные объекты и склады, а на их месте построить жилые микрорайоны и соцобъекты. С другой стороны, это можно рассматривать как решение в свете потребностей местной экономики и населения. Так, одна из площадок отводится под логистический центр для продовольственных товаров и сельхозпродукции, что должно нивелировать негативные колебания в случае возникновения диспропорции между спросом и предложением на региональном рынке продовольствия.
О необходимости развития складской логистики на Дальнем Востоке свидетельствуют представители бизнеса, но это положение при содействии местных властей они готовы исправить сами, и градостроительные решения, закрепленные мастер-планом, в этой связи будут подспорьем.
«Если говорить про наши текущие потребности, видим, что в Хабаровске очень сложно со складскими помещениями, на данный момент пока не можем найти ничего толкового. Рынка [складской логистики] как такового здесь нет», – рассказал начальник управления по взаимодействию с региональными органами власти X5 Group (в группу, в частности, входят торговые сети «Пятерочка», «Перекресток») Павел Шумов.
Тем не менее в третьем квартале 2025 года ритейлер намерен открыть в Хабаровске первый распределительный центр для работы по ДФО. Сейчас компания находится в процессе подбора площадки.
Вопрос привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты, в первую очередь социальной направленности, не теряет своей значимости. Активизировать участие частного капитала призваны концессионные механизмы. И дополнительно к существующим схемам концессий к реализации предлагаются новые формы партнерства с инвесторами, которые позволят расширить возможности финансового обеспечения строек или предложат альтернативные, но также эффективные методы привлечения инвестиций в инфраструктуру.
Концессия, как одна из форм государственно-частного партнерства оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области ГЧП.
«Причина популярности очевидна – регуляторика в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм концессии», – рассказывает директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Александр Киревнин.
Концессионные соглашения стали развиваться гораздо успешнее нежели предшествующие формы ГЧП, поскольку они позволяют более гибко использовать бюджетные средства, утверждает представитель Минэкономразвития. При этом подавляющая часть таких контрактов заключается на местном уровне без привлечения федеральных властей.
По данным Министерства экономического развития, в 2022 году в стране заключено свыше 3,9 тыс. концессионных соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Общий объем инвестиционных обязательств достиг 3,4 трлн руб., из которых 2,4 трлн – внебюджетные инвестиции.
«Хочется отметить высокий уровень проработанности данных соглашений, только 4% расторгаются впоследствии по решению суда – процент достаточно низкий», – свидетельствует Александр Киревнин.
Несмотря на положительную динамику в области развития концессий (с 2019 по 2021 годы происходил рост объема законтрактованных инвестиций на 20-30% ежегодно), эксперты указывают на различного рода риски для частного капитала, в том числе связанные с инфляцией. Повышение затрат на строительные материалы, прочие ресурсы началось в 2021 году, в 2022-2023 годах они росли еще более активными темпами. Кроме того, концедент, например субъект РФ, сегодня вправе согласиться с увеличением стоимости проекта, а завтра передумать – данное положение не является строго регламентирующим. Между тем такую проблематику целесообразно учитывать на протяжении всего срока действия концессии, отмечает член правления ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков. «В частности, в своих проектах мы предлагаем применять инструмент динамического ценообразования, где мы формируем цену в базовом уровне проекта и дальше индексируем в соответствии с индексом Минстроя РФ», – сообщил он.
В ситуации высокой волатильности экономики инвестор нередко оказывается в минусе. «По разным причинам очень мало инвесторов, которые пришли в инфраструктурные проекты и в конечном счете вышли с положительным результатом», – говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.
Для привлечения средств в инфраструктурные проекты нужны дешевые деньги с длительным возвратом, что не всегда реально найти, а тарифная политика несовершенна. В частности, утверждает президент ООО «Группа Полипластик» Лев Гориловский, обновить объекты водоснабжения и водоотведения по обычным концессионным механизмам пока не получается, потому что не хватает возможности тарифа, а перекладывать целиком финансовое бремя на население невозможно.
«К примеру, вы взяли в аренду водоканал, поработали несколько лет. Тарифов вам не дали, чтобы выровнять ситуацию, и у вас компания входит в банкротство по налоговым платежам или еще по каким-либо обязательствам», – указывает Леонид Казинец.
С другой стороны, нормативная база относительно концессий не всегда учитывает интересы местных властей. Так, согласно законодательству, предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта капитального строительства.
«Если концедент считает, что ему, например по строительству школ, выгодно здесь и сейчас привлекать внебюджетные средства, опережающим образом финансировать такую бесплатную для пользователей образовательных услуг инфраструктуру, то это его право. И он не должен быть ограничен в этом праве на уровне федерального закона, – убежден первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. – Возможно какой-нибудь регион или муниципалитет, который сегодня испытывает существенный дефицит в доходах бюджета, чтобы профинансировать тот объем необходимых школ и детсадов, которые нужны для того, чтобы его люди не утекали в другие регионы, он сейчас примет такое решение в расчете на то, что у него в последующем будет достаточно доходов, чтобы расплатиться в рассрочку с бизнесом, который расходы на себя сейчас примет».
В то же время форматы партнерства с инвесторами не стоят на месте. Государство переходит к иным формам поддержки, нежели создание объектов за счет федеральной адресной инвестпрограммы или прямых субсидий, говорит генеральный директор ООО «Управляющая компания Фонда развития территорий» Наиль Сайфуллин. Предусмотрен ряд инструментов возвратного финансирования инфраструктурных проектов в пользу застройщиков, ресурсоснабжающих компаний и т.д.
Самыми емкими с точки зрения капитала сейчас видятся инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Федеральным центром было принято решение до 2025 года направить в российские регионы 1 трлн руб. на проекты, которые утверждаются на штабе правительственной комиссии по региональному развитию. Они должны отвечать ряду условий, в том числе по привлекаемым внебюджетным источникам. Ожидается, что на 1 трлн руб. государственных ассигнований до 2036 года будет привлечено 10,5 трлн прочих средств.
В продолжение действующей программы ИБК в этом году запущен механизм специальных казначейских кредитов (СКК; оператором программы выступает Фонд развития территорий). СКК выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Помимо реструктуризации бюджетных кредитов и уменьшения задолженности регионов, в него входят замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление ИБК, а также выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Полигоном для адаптации нового механизма финансового обеспечения вполне может стать Дальний Восток. По данным на начало августа, штаб правкомиссии по региональному развитию одобрил заявки 11 субъектов ДФО для предоставления СКК на развитие городов. На реализацию 116 проектов, предусмотренных мастер-планами развития дальневосточных территорий, запланировано около 30 млрд руб. На эти средства будут построены новые детские сады и школы, отремонтированы системы жизнеобеспечения городов, закуплен новый транспорт, облагорожены городские пространства.
Как отметил исполнительный директор Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики по социальному развитию Гасан Гасанбалаев, инструмент специальных казначейских кредитов поможет эффективно запустить новые строительные проекты в рамках работы по мастер-планам, подготовить проектно-сметную документацию уже в 2023 году.