Экспозиция «Улица Дальнего Востока» на каждом Восточном экономическом форуме способна удивить даже искушённых знатоков региона
«Бурятский гольф», натуральный воздух Колымы, динозавр и робот в ермолке, рассказывающий еврейские шутки, технологии, украшения, инвестпроекты и гастрономические изыски — всё чем богата каждая из дальневосточный территорий можно найти в эти дни на набережной острова Русский. На променад длинной в примерно километр может уйти несколько часов, а то и целый день: тут есть на что посмотреть, что послушать, что узнать, во что поиграть и приодеться, и, конечно же, чем порадовать вкусовые рецепторы. EastRussia зовёт на прогулку по «Улице Дальнего Востока 2024».
Попасть на «Улицу Дальнего Востока» можно с левого края, можно с правого, а можно зайти с центра, но мы начнём с Камчатки, чтобы сделать этот уникальный уголок нашей страны чуточку ближе.
Камчадалы в этом году очень много уделили внимания туризму. Это, вроде бы, никого удивить не должно, но есть одно «но»: регион недавно обзавёлся «Национальным туристическим маршрутом», поэтому в павильоне «Камчатка» можно задать вопросы туроператорам, которые являются партнерами этой программы.
— Нацмаршрут «Камчатка – здесь начинается Россия» объединяет самые популярные туристические локации края, — рассказывает Олеся Мечетина, заместитель директора АНО «Камчатский выставочный туристический центр». — Шестидневное путешествие организовано таким образом, чтобы турист успел познакомиться с нашей природой, историей, культурой и гастрономией, посетив основные точки притяжения полуострова. Цена фиксированная — в высокий сезон 99 тысяч рублей на человека, и 80 тысяч в низкий (низкий сезон на Камчатке начинается в сентябре – прим. автора).
Тем, кому Камчатка интереснее в плане вложения средств, в павильоне полуострова предлагают выбрать свой инвестиционный портфель: на интерактивной карте словно в эдаком маркетплейсе можно отобрать приглянувшиеся проекты и внести свою мега-лепту в развитие региона.
В целом «интерактив» можно считать ключевым словом для описания «начинки» едва ли не каждого регионального павильона. Большие экраны, изогнутые большие экраны, очень большие круговые экраны с подчас замысловатыми способами взаимодействия с ними стали обязательным атрибутом экспозиций. Тем приятнее, когда получается что-то потрогать или увидеть в живую. Например, сыграть в «бурятский гольф»! Не слышали про такой? А он есть. И сыграть в него можно в шаге от камчатского павильона, внезапно оказавшись в мини-Бурятии.
Бурятское название игры — «Талаан тобшо наадан». Два года назад на неё оформлен патент. Суть проста — надо попасть в раскрашенные разными цветами кости (бараньи лодыжки), находящиеся на разном удалении от игрока. Есть две разновидности игрового процесса: в «Талаан» нужно попасть одной костью во вторую, установленную на стойке (талаан), в варианте «Тобшо» — специальной битой, смахивающей на клюшку для гольфа, попасть деревянным цилиндром (тобшо) в мишень из нескольких костяшек. От того каким цветом вверх будут смотреть кости после попадания в них битка или снаряда зависит количество набранных очков.
И если уж разговор пошёл за кости, то умолчать про «hээр шаалга» никак нельзя, как, впрочем, пройти мимо демонстрации этой игры. В переводе на русский «hээр шаалга» — разбивание хребтовой кости голой рукой. Традиционное национальное соревнование пришло из глубины веков: быт бурят-монгол неразрывно связан с разведением крупного рогатого скота. Ломание костей одним ударом не только демонстрировало мощь и силу мужчины, но и имело сакральное значение.
Ломке «подлежат» кости коров, быков, лошадей, верблюдов. В Бурятии и Забайкалье проходят соревнования по «hээр шаалга», участвуют в них и девушки. Победитель может получить до миллиона рублей.
Как это выглядит нам показал ученик Бадмы Дондокова Тимур Шалбанов. Всё происходит стремительно — после короткой серии резких подготовительных движений руками, в одной из которых зажата кость, внезапно раздаётся треск и вот уже в воздухе летят обломки.
Тимур рассказывает, что занимается «костоломством» со школы. Для него это хобби — в обычной жизни он строит дома из дерева.
Внезапный мостик между древними традициями и современостью можно обнаружить внутри самого павильона «Бурятия». Как вам устройство под названием «Криптокотёл»? Молодые инноваторы из города Гусиноозёрск, что в Селенгинском районе, показывают, рассказывают, дают трогать устройство, которое майнит криптовалюту и обогревает жилище: тепло, выделяемое процессорами, нагревает воду или специальную жидкость, которую насос по шлангам разносит по помещению — в зависимости от кошелька и потребностей покупателя это может быть комната или целый дом.
— Есть у нас разные модели, начинается стоимость от 200 тысяч рублей и до 700, — рассказывает Булат Данилов, — Вот конкретно этот, за 200 тысяч на 3,5 киловатта обогреет помещение площадью 35-50 квадратных метров. Дому в 150 квадратов понадобится установка в 15 кВт. По опыту скажу, что у нас обычно берут на 7 киловатт котлы, потому что не все помещения необходимо прогревать до привычных 22 градусов – мансарды, например, крыльцо.
Просто так покинуть павильон «Бурятия» не выйдет: глаз цепляется за колоритные наряды, украшения, изделия мастеров. У кого-то, бесспорно, взор остановится на инвестпроектах, но, даже уже почти шагнув за порог, приходится остановиться — разве можно пройти мимо чаёв из трав, собранных на Байкале?
Согласно причудливой географии «Улицы Дальнего Востока» из Бурятии гость экспозиции попадает в Хабаровский край — «край китов и самолётов», как позиционирует себя регион. Здесь сделали ставку на технологии, причём с акцентом не только на привычных гигантов — авиационный и судостроительный заводы, но на небольшие компании, которые помогают крупным производствам решить вопрос импортозамещения: от контроллеров для беспилотников, до высокоточной механообработки, аппаратных комплексов измерительного оборудования и строительства полимерных корпусов для катеров. Любознательным техногикам здесь раздолье.
В соседнем павильоне — тоже от Хабаровского края — что-нибудь интересное для себя найдут и те, кого передовые технические решения не заставляют замереть от восхищения: местные продукты, деликатесы, сувениры, одежду.
Два шага дальше и вот уже в павильоне Приморского края предлагают обзавестись участком на острове Русский. Предложение ограничено — на всех островной территории не хватит.
Но чего хватит — так это места для инвестиционных инициатив и туристов.
— Если в прошлом году фишкой павильона была логистика и у нас были контейнеры, всё такое промышленное, то в этом году мы ушли именно в природную тематику, — рассказывает Валерия Парахонич, руководитель экспо-проектов организации-подрядчика по реализации павильона Приморского края. — Мы говорим о том, что Приморский край — это маяк на карте России, маяк, который светит странам Азиатско-Тихоокеанского региона, чтобы налаживать новые связи, контакты и взаимовыгодное сотрудничество.
На крыше нашего павильона установлен маяк, который светит в вечернее время на всю набережную. У нас много маяков в переносном смысле — инвестиционные проекты в каждой отрасли от спорта и логистики до промышленности.
И как же без местных «вкусняшек» — в двух шагах от маяка находится «Рыбный рынок», предлагающий проголодавшимся путникам блюда из рыбы и морепродуктов в стилистике различных кухонь.
Один из хитов — харумаки (хрустящие азиатские блинчики из рисового теста(рисовой бумаги) с начинкой из минтая и чиз-соусом.
В считанных метрах от Приморья путешественник по «Улице Дальнего Востока» найдёт островок Приамурья на приморской земле — павильон Амурской области. Подходы к нему стережёт динозавр. Точнее – амурозавр — аниматронный двуногий травоядный ящер из семейства «утконосых динозавров».
Первый этаж павильона Приамурья — о взаимодействии с Китаем. Выдержанный в красных тонах, он рассказывает посредством интерактивного (вот опять) инструментария о дружеских, культурных, финансовых и проектных связях области с соседями.
Экспозиция второго этажа повествует об успехах в освоении космоса — с этим региону помогает космодром Восточный, с которого в апреле стартовала тяжёлая ракета «Ангара-А5». Также здесь находятся инсталляции, информирующие о достижениях добывающей промышленности и сельского хозяйства.
Ещё несколько неспешных шагов и взгляд гуляющей публики притягивает сверкающий арт-объект — скульптура Жигжита Баясхаланова «У воды». Перетекающие линии служат маяком, указывающим путь в шатёр металлургической житницы Дальнего Востока — Забайкалья. Стены павильона испещрены обозначениями химических элементов, которыми богата эта земля. Впрочем, сразу за входом следует продолжение культурного начала — скульптурные композиции из металла, созданные талантом и мастерством Жигжита Баясхаланова и его коллеги по творческому цеху Даши Намдакова.
— Это, пожалуй, два самых известных у нас мастера в Забайкальском крае, — рассказывает Юлия Скорнякова, руководитель пресс-службы Министерства культуры Забайкальского края. — Это мастера с мировым именем, но очень разные по направлениям. Если Даши Намдаков, это этника, энергетика эпосов и легенд, то работы Жигжита — это уже что-то ближе к ювелирному исусству, кстати он мастер-оружейник. Его коллекция ножей объехала весь мир!
Через несколько десятков метров неутомимого покорителя дальневосточных пространств встретит один из туристических магнитов Сахалина — Анивский маяк. Конечно же уменьшенная копия.
Сделав шаг-другой, гость увидит другое видение этого же маяка — работу кисти, хотя точнее сказать аэрозольных балончиков с краской, сахалинского художника Константина Колупаева. Картины — а их будет несколько — мастер создаёт на глазах у зрителей, некоторым перепадает удача стать соавтором.
Внутри павильона Сахалинской области, атмосфера скорее деловая. Регион сообщает о своих последних достижениях.
— Добыча углеводородов — это основа экономики Сахалинской области, это единственное такое производство на всём Дальнем Востоке. Это первая в России морская добыча нефти и газа на шельфе с буровых платформ, и первый в России завод по производству сжиженого газа, — говорит Алексей Успенский, министр экономического развития Сахалинской области. — И будущее региона мы видим отчасти в наращивании переработки углеводородов, в производстве топлива, развитии газо- и нефтехимии. Но будущее энергетики — будущее энергетики — это переход на водородный энергоноситель, и Сахалин уже делает первые шаги в этом направлении: этим летом запущен водородный полигон, ведётся большая научная работа.
Помимо глобальных технологических и наукоёмких, но слабо осязаемых проектов, есть в сахалинском павильоне и экспонаты, для тех, кому нравится всё, что связано с полётами.
Сахалин — одна из базовых локаций единой дальневосточной компании и практически во всех школах есть дисциплины, связанные с авиацией. Поэтому в экспозиции много самых разных дронов — от тяжёлых транспортных, до детских.
В восторге будут дети и на подходах к павильону Еврейской автономии. Здесь их, впрочем, как и всех гостей, встречает Роза Абрамовна — приветственный робот, который здоровается, шутит и танцует, а ещё рассказывает интересности по ЕАО. Приглашает также внутрь экспозиции, там эстафету принимает её «сын» Моисей.
В этом году Еврейская автономная область отмечает 90-летие с момента основания, поэтому в интерьере и экспозиции множество отсылок к истории и культуре. Интерактивная «Живая газета» рассказывает о знаменитых выходцах и жителях регион, про их достижения и подвиги.
— Представлены также и действующие проекты, и потенциальные, — говорит Ирина Витютнева, начальник департамента экономики правительства ЕАО. — Основной упор делается на газификацию области, потому что глобальные новые возможности нашего региона связаны с этим процессом. Это и производство горячебрикетированного железа из руды, добытой здесь у нас, и завод минеральных удобрений, и новые энергетические проекты.
Чукотка встречает своих гостей гигантским расписным национальным мячом — когда-то такие же, но поменьше и кожаные, были символом солнца у коренных народов. Их использовали в ритуалах, а также играх, проводившихся в честь окончания полярной ночи, брачных обрядах. Сейчас такой мяч — одна из визитных карточек чукотской культуры.
Внутри павильона посетителей встречает… интерактивный экран. Он служит интерфейсом взаимодействия с искусственным интеллектом.
— Это «Мать Чукотки», которая может ответить о туристическом потенциале Чукотки, её природных достопримечательностях и маршрутах, — подсказывает Алёна Буйнова из Фонда развития туризма Чукотки. — Акцент сделан у нас на туризм и информацию об инвестиционных проектах — о них рассказывает инвестиционная карта Чукотки.
— В этом году наш павильон кардинально поменял свой внутренний облик, — рассказывает Пётр Бурнашев, заместитель постпреда Якутии по ДФО. — Если в прошлом году мы олицетворяли холодную и суровую якутскую зиму, то в этом году павильон оформлен в стиле сухого, жаркого, но короткого якутского лета. В центре павильона вы видите Алтан-Сэргэ, это наше сакральное сооружение — коновязный столб, который использовался для привязки коней с нашими предками. У нас он выполнен в интерактивной форме — когда вы к нему прикасаетесь и загадываете желание, он звучит — раздаются якутские мотивы и ваши желания исполняются.
Конечно же представлены и все крупные инвестпроекты республики, отдельная экспозиция посвящена строительству моста через Лену — туда в августе 2024 года прибыла техника и оборудование для возведения опор мостового перехода.
Вот путник подходит к финишу (а может и к началу — это как посмотреть) «Улицы Дальнего Востока» — павильону Магаданской области. Прозрачным намёком на удалённость и труднопроходимость этого региона служит вездеход «Бурлак». На нём экипаж исследователя и путешественника Богдана Булычева за 95 дней преодолел расстояние от Мурманска до Камчатки с заездом на Северный полюс. И это была только первая часть экспедиции «Россия 360», цель которой объехать на колёсном транспорте вдоль всей границы страны.
На фоне громадины «Бурлака» слегка теряется третий маяк «Улицы Дальнего Востока» — уменьшенная копия навигационной башни, указывающей путь кораблям в бухте Нагаева, на берегу которой раскинулся Магадан.
А вот чтобы подышать воздухом Колымы — в дальний путь собираться не нужно. Первое, что «бросается в нос» в павильоне — непривычный запах: сложный коктейль с явной нотой морской капусты
— Всё так! — подтверждает Анастасия Надеждина, куратор павильона. — У нас здесь аромамашина, которую мы заправляем натуральными, непосредственно из Магадана привезенными травяными эссенциями. И поэтому у нас здесь такой чудесный аромат, который кажется сначала достаточно специфичным, но это запахи нашего леса, нашей природы. Такой воздух у бухты Нагаева: море, ягель… мы стремимся погрузить каждого посетителя в атмосферу Магадана, дать возможность прочувствовать её.
— Экспозицию мы поделили на два основных смысловых блока, — продолжает Анастасия. — Первый посвящён развитию города, городской среды и самой Магаданской области. Мы рассказываем про современные комплексы, которые на уже построены на территории Магадана. Рассказываем про его развитие, показываем этнопарк «Дюкча» — уникальное место на территории России, в котором можно посетить, узнать про коренные народы, которые проживают на территории Магаданской области, узнать их культурные особенности приглашаем посетить этнофестивали, которые проходят на его территории.
Чтобы оценить все эти красоты вживую, всё же придётся отправится на Колыму. Но можно начать и с «Улицы Дальнего Востока».
Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».
Забегая вперёд – своей историей, самобытностью, потенциалом и уникальностью гордится каждая дальневосточная территория и делает это по праву. Любой посетитель регионального павильона – будь то инвестор, путешественник или просто любознательный гость узнает массу интересного о истории области или края, самобытности этой земли, её промышленном, туристическом потенциале и уникальной природе. В нашем репортаже мы постарались собрать «изюм» экспозиции этого года.
Дальше пойдёшь – сломаешь шаблон. Но не сразу – потому как «добропожалование» павильона Республики Саха(Якутия) традиционное – с национальным колоритом и радушием. Да и тот, кто ждёт рассказов про алмазы тоже не ошибётся. Но главным своим козырем регион считает цифровизацию.
Чукотка тоже озадачивает комбинацией традиций и футуристичности.
Добро пожаловать в филиал Еврейской автономной области. Предмет гордости самого маленького региона ДФО – площадь ЕАО чуть больше 36 тысяч квадратных километров – железнодорожный мост в Китай.
«Это единственный межгосударственный мостовой переход через Амур. Здесь планируется построить перевалочный комплекс нефте-газохимических продуктов, который даст мощный импульс развитию области», – объясняет Светлана Шевченко начальник отдела инвестиционной политики департамента экономики правительства ЕАО.
Сахалин зовёт в будущее: самый большой стенд показывает, как столица региона Южно-Сахалинск трансформируется, стремясь стать максимально комфортным для своих жителей. Это и те объекты, что уже воплощены в камень и металл, и те, которым ещё только предстоит появиться.
Из юрты на подходе к павильону Забайкалья выглядывает девушка-лебедь. Да, она существует, и это кукла. Её создатель – заслуженный художник России, народный художник Бурятии из большой творческой семьи, которая живет в Забайкалье, в селе Укурик.
«Наше село – деревня мастеров, – рассказывает Олеся Гилязова. – Нас там несколько семей, которые занимаются промыслами и рукоделием. Мы делаем кукол, шьём унты, утварь разную, юрты производим. Конечно куклы – это особенная наша гордость. Это музейные экспонаты, они выставляются на выставках, путешествуют по миру. Вот «Девушка-лебедь» побывала в 43 странах!
Мы работаем с натуральной кожей, деревом, металлом. Всю выделку, обработку материалов делаем сами, всё по традиционным технологиями. Единственная уступка современности – это полимерная кость – специальный пластик, из которого делаются головы кукол».
«Забайкалье – признанный центр добычи полезных ископаемых. Поэтому много места в экспозиции этого года мы уделили горному делу – это и стенд Быстринского ГОКа, который обогащает руду Быстринского месторождения золота, меди и железа. И, конечно, стенд «Удоканской меди». Кроме того, в павильоне собрана информация и по другим проектам – от зернового терминала, до мастер-планов Читы и Краснокаменска», - рассказал начальник отдела инвестиционной деятельности Корпорации развития Забайкальского края Денис Стрыгин.
Кому мало рассказов о металлах в подземных кладовых, может здесь же поработать с дамасской сталью. Мастер-класс по заточке ножей из проводит здесь Академия бурятского искусства Жигжита Баясхаланова, которая входит в Международную ассоциацию бурятских оружейников. «Почему опять Бурятия, если павильон Забайкалья?», – спросит пытливый читатель. Всё просто – школа Академии находится в Агинске. Это административный центр Агинского Бурятского округа, административно-территориальной единицы с особым статусом в Забайкальском крае.
По соседству с представительством Забайкалья – павильон Амурской области. В этом году он получил необычное обрамление – конструкции из труб, которые отсылают к реализуемым в регионе крупным проектам, связанным с переработкой газа - Амурскому газоперерабатывающему заводу в районе города Свободного — одно из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа, и Амурскому газохимическому комплексу: его запуск запланирован на 2024 год, комплекс будет производить полиэтилен и полипропилен различных товарных марок из этана, пропана и бутана, которые будут поступать с соседнего Амурского газоперерабатывающего завода. Предполагается, что предприятие станет самым мощным по производительности в России и одним из самых больших в мире предприятий по производству базовых полимеров.
Пальму логистического первенства у Приамурья оспаривает сосед по павильону, но не по географии – Приморский край. Контейнерная тематика встречает здесь гостей ещё снаружи, внутри же предлагают углубиться в обилие проектов, так или иначе связанных с грузоперевозкой, перевалкой, доставкой и прочими нюансами логистики.
«Это и серия проектов, связанных с развитием портовой инфраструктуры, это и целая сеть мультимодальных транспортно-логистических центров в городе Артёме, - рассказывает Ксения Некрасова, сотрудник Инвестиционного Агентства Приморского края – Ещё в нашем павильоне можно узнать о том, как проходит цифровая трансформация Приморского края. Наглядный пример – система, в которой аккумулируется информация обо всех происшествиях. Она призвана помочь органам власти оперативно реагировать на всё, что угрожает или только может угрожать нормальной жизни приморцев, работе самых разных структур и организаций. Все службы – полиция, скорая, МЧС, Гидромет, ЖКХ передают сюда информацию, при этом сама система оценивает насколько широко и какие именно госструктуры необходимо оповещать».
Павильон Хабаровского края в этом году самый большой из всех. Представительство «родины китов и самолётов» получило к VIII ВЭФу пристройку, целиком и полностью, посвященную изобразительному искусству.
Зал с высоким потолком и обилием цвета полностью отдан под экспозицию Дальневосточного художественного музея. На стенах работы европейских мастеров, включая Тициана, российских и советских художников. Конечно, это репродукции, но особенные.
«Это 12 репринтных полотен, повторяющих произведения, хранящиеся в Дальневосточном художественном музее. Это полотна, специально созданные для проекта «Близкое искусство». Он существует с 2008 года и его задача просветительская: мы создаём высококачественные копии, которые помогают жителям самых удалённых уголков нашего края показать те произведения, котоыре нельзя вывезти. Вот, например, известная работа Тициана из нашего собрания – «Ревека у колодца». Чтобы переместить оригинал нужны колоссальные усилия, средства, сложная организация. Но этот проект даёт жителям наших окраин прикоснуться к большому искусству».
Один из главных брендов республики – Байкал. И не найдётся человека, который бы устоял перед презентациями его красот. Но будто этого мало, очарованному гостю павильона предлагают путешествие в мир рукоделия бурятских мастеров.
«Мы хотим, чтобы каждый гость форума смог увезти с собой частичку Бурятии, – рассказывает Олеся Кондкова, сотрудница центра «Мой бизнес». – Среди наших мастеров, мало продажников, это творческие люди, и мы помогаем им с реализацией. Всё, что вы здесь видите сделано из материалов, которые встречаются только в Бурятии. Особенно нефрит – 90% всего нефрита в России добывают в Бурятии, а белый нефрит – только у нас».
Венчает променад – вполне ожидаемо – Камчатка. В этом году здесь решили сдвинуть акценты и стереть стереотип, мол, «Камчатка – это только про туризм». Сделавший шаг за порог камчатского павильона узнает, что это место для жизни, работы и отдыха.
«Мы решили отойти от концепции «На Камчатку людей привлекает только туризм», - говорит Ирина Еременко, заместитель директора Камчатского выставочно-туристического центра – Мы показываем Камчатку через людей, которым здесь комфортно жить, мы рассказываем о мастер-плане Петропавловска-Камчатского, который, кстати, одним из первых был утверждён нашим Президентом. В эту историю можно погрузиться, посмотрев видео или презентацию. А если хочется прикоснуться к работе на Камчатке – добро пожаловать в интерактивную игру «Охотоморская путина» - в ней можно почувствовать себя капитаном траулера!»
Туризм и отдых, конечно, не забыты. Специально для тех, кто думает, что стоимость пролёта на Камчатку примерно равна цене билета на Луну, здесь установили экран с возможностью проверки авиатарифа от разных перевозчиков. И да – их можно сразу купить. А если у вас есть тёплая компания от слова «корпорация», то MICE агентство полного цикла, которое для лёгкости запоминания называется PROSTOmice, сделает вам предложение, от которого очень сложно отказаться.
Добивает своих гостей камчатский павильон бубном. В буквальном смысле. Посетителям предлагается пройти квест, балансирующий на стыке традиций и шаманизма компьютерных технологий. Вместо джойстика – настоящий бубен, который становится проводником в прошлое и настоящее Камчатки.
И ошибается тот, кто думает, что на этом прогулка по улице Дальнего Востока заканчивается. Ведь здесь и Дом сокола, и павильоны КРДВ, корпорации Туризм.РФ, Минспорта, хоккейного клуба «Адмирал», Дом коренных народов Севера с выставкой «Душа России. Север». Ах, да – и фудкорт здесь тоже есть.
«Бурятский гольф», натуральный воздух Колымы, динозавр и робот в ермолке, рассказывающий еврейские шутки, технологии, украшения, инвестпроекты и гастрономические изыски — всё чем богата каждая из дальневосточный территорий можно найти в эти дни на набережной острова Русский. На променад длинной в примерно километр может уйти несколько часов, а то и целый день: тут есть на что посмотреть, что послушать, что узнать, во что поиграть и приодеться, и, конечно же, чем порадовать вкусовые рецепторы. EastRussia зовёт на прогулку по «Улице Дальнего Востока 2024».
Попасть на «Улицу Дальнего Востока» можно с левого края, можно с правого, а можно зайти с центра, но мы начнём с Камчатки, чтобы сделать этот уникальный уголок нашей страны чуточку ближе.
Камчадалы в этом году очень много уделили внимания туризму. Это, вроде бы, никого удивить не должно, но есть одно «но»: регион недавно обзавёлся «Национальным туристическим маршрутом», поэтому в павильоне «Камчатка» можно задать вопросы туроператорам, которые являются партнерами этой программы.
— Нацмаршрут «Камчатка – здесь начинается Россия» объединяет самые популярные туристические локации края, — рассказывает Олеся Мечетина, заместитель директора АНО «Камчатский выставочный туристический центр». — Шестидневное путешествие организовано таким образом, чтобы турист успел познакомиться с нашей природой, историей, культурой и гастрономией, посетив основные точки притяжения полуострова. Цена фиксированная — в высокий сезон 99 тысяч рублей на человека, и 80 тысяч в низкий (низкий сезон на Камчатке начинается в сентябре – прим. автора).
Тем, кому Камчатка интереснее в плане вложения средств, в павильоне полуострова предлагают выбрать свой инвестиционный портфель: на интерактивной карте словно в эдаком маркетплейсе можно отобрать приглянувшиеся проекты и внести свою мега-лепту в развитие региона.
В целом «интерактив» можно считать ключевым словом для описания «начинки» едва ли не каждого регионального павильона. Большие экраны, изогнутые большие экраны, очень большие круговые экраны с подчас замысловатыми способами взаимодействия с ними стали обязательным атрибутом экспозиций. Тем приятнее, когда получается что-то потрогать или увидеть в живую. Например, сыграть в «бурятский гольф»! Не слышали про такой? А он есть. И сыграть в него можно в шаге от камчатского павильона, внезапно оказавшись в мини-Бурятии.
Бурятское название игры — «Талаан тобшо наадан». Два года назад на неё оформлен патент. Суть проста — надо попасть в раскрашенные разными цветами кости (бараньи лодыжки), находящиеся на разном удалении от игрока. Есть две разновидности игрового процесса: в «Талаан» нужно попасть одной костью во вторую, установленную на стойке (талаан), в варианте «Тобшо» — специальной битой, смахивающей на клюшку для гольфа, попасть деревянным цилиндром (тобшо) в мишень из нескольких костяшек. От того каким цветом вверх будут смотреть кости после попадания в них битка или снаряда зависит количество набранных очков.
И если уж разговор пошёл за кости, то умолчать про «hээр шаалга» никак нельзя, как, впрочем, пройти мимо демонстрации этой игры. В переводе на русский «hээр шаалга» — разбивание хребтовой кости голой рукой. Традиционное национальное соревнование пришло из глубины веков: быт бурят-монгол неразрывно связан с разведением крупного рогатого скота. Ломание костей одним ударом не только демонстрировало мощь и силу мужчины, но и имело сакральное значение.
Ломке «подлежат» кости коров, быков, лошадей, верблюдов. В Бурятии и Забайкалье проходят соревнования по «hээр шаалга», участвуют в них и девушки. Победитель может получить до миллиона рублей.
Как это выглядит нам показал ученик Бадмы Дондокова Тимур Шалбанов. Всё происходит стремительно — после короткой серии резких подготовительных движений руками, в одной из которых зажата кость, внезапно раздаётся треск и вот уже в воздухе летят обломки.
Тимур рассказывает, что занимается «костоломством» со школы. Для него это хобби — в обычной жизни он строит дома из дерева.
Внезапный мостик между древними традициями и современостью можно обнаружить внутри самого павильона «Бурятия». Как вам устройство под названием «Криптокотёл»? Молодые инноваторы из города Гусиноозёрск, что в Селенгинском районе, показывают, рассказывают, дают трогать устройство, которое майнит криптовалюту и обогревает жилище: тепло, выделяемое процессорами, нагревает воду или специальную жидкость, которую насос по шлангам разносит по помещению — в зависимости от кошелька и потребностей покупателя это может быть комната или целый дом.
— Есть у нас разные модели, начинается стоимость от 200 тысяч рублей и до 700, — рассказывает Булат Данилов, — Вот конкретно этот, за 200 тысяч на 3,5 киловатта обогреет помещение площадью 35-50 квадратных метров. Дому в 150 квадратов понадобится установка в 15 кВт. По опыту скажу, что у нас обычно берут на 7 киловатт котлы, потому что не все помещения необходимо прогревать до привычных 22 градусов – мансарды, например, крыльцо.
Просто так покинуть павильон «Бурятия» не выйдет: глаз цепляется за колоритные наряды, украшения, изделия мастеров. У кого-то, бесспорно, взор остановится на инвестпроектах, но, даже уже почти шагнув за порог, приходится остановиться — разве можно пройти мимо чаёв из трав, собранных на Байкале?
Согласно причудливой географии «Улицы Дальнего Востока» из Бурятии гость экспозиции попадает в Хабаровский край — «край китов и самолётов», как позиционирует себя регион. Здесь сделали ставку на технологии, причём с акцентом не только на привычных гигантов — авиационный и судостроительный заводы, но на небольшие компании, которые помогают крупным производствам решить вопрос импортозамещения: от контроллеров для беспилотников, до высокоточной механообработки, аппаратных комплексов измерительного оборудования и строительства полимерных корпусов для катеров. Любознательным техногикам здесь раздолье.
В соседнем павильоне — тоже от Хабаровского края — что-нибудь интересное для себя найдут и те, кого передовые технические решения не заставляют замереть от восхищения: местные продукты, деликатесы, сувениры, одежду.
Два шага дальше и вот уже в павильоне Приморского края предлагают обзавестись участком на острове Русский. Предложение ограничено — на всех островной территории не хватит.
Но чего хватит — так это места для инвестиционных инициатив и туристов.
— Если в прошлом году фишкой павильона была логистика и у нас были контейнеры, всё такое промышленное, то в этом году мы ушли именно в природную тематику, — рассказывает Валерия Парахонич, руководитель экспо-проектов организации-подрядчика по реализации павильона Приморского края. — Мы говорим о том, что Приморский край — это маяк на карте России, маяк, который светит странам Азиатско-Тихоокеанского региона, чтобы налаживать новые связи, контакты и взаимовыгодное сотрудничество.
На крыше нашего павильона установлен маяк, который светит в вечернее время на всю набережную. У нас много маяков в переносном смысле — инвестиционные проекты в каждой отрасли от спорта и логистики до промышленности.
И как же без местных «вкусняшек» — в двух шагах от маяка находится «Рыбный рынок», предлагающий проголодавшимся путникам блюда из рыбы и морепродуктов в стилистике различных кухонь.
Один из хитов — харумаки (хрустящие азиатские блинчики из рисового теста(рисовой бумаги) с начинкой из минтая и чиз-соусом.
В считанных метрах от Приморья путешественник по «Улице Дальнего Востока» найдёт островок Приамурья на приморской земле — павильон Амурской области. Подходы к нему стережёт динозавр. Точнее – амурозавр — аниматронный двуногий травоядный ящер из семейства «утконосых динозавров».
Первый этаж павильона Приамурья — о взаимодействии с Китаем. Выдержанный в красных тонах, он рассказывает посредством интерактивного (вот опять) инструментария о дружеских, культурных, финансовых и проектных связях области с соседями.
Экспозиция второго этажа повествует об успехах в освоении космоса — с этим региону помогает космодром Восточный, с которого в апреле стартовала тяжёлая ракета «Ангара-А5». Также здесь находятся инсталляции, информирующие о достижениях добывающей промышленности и сельского хозяйства.
Ещё несколько неспешных шагов и взгляд гуляющей публики притягивает сверкающий арт-объект — скульптура Жигжита Баясхаланова «У воды». Перетекающие линии служат маяком, указывающим путь в шатёр металлургической житницы Дальнего Востока — Забайкалья. Стены павильона испещрены обозначениями химических элементов, которыми богата эта земля. Впрочем, сразу за входом следует продолжение культурного начала — скульптурные композиции из металла, созданные талантом и мастерством Жигжита Баясхаланова и его коллеги по творческому цеху Даши Намдакова.
— Это, пожалуй, два самых известных у нас мастера в Забайкальском крае, — рассказывает Юлия Скорнякова, руководитель пресс-службы Министерства культуры Забайкальского края. — Это мастера с мировым именем, но очень разные по направлениям. Если Даши Намдаков, это этника, энергетика эпосов и легенд, то работы Жигжита — это уже что-то ближе к ювелирному исусству, кстати он мастер-оружейник. Его коллекция ножей объехала весь мир!
Через несколько десятков метров неутомимого покорителя дальневосточных пространств встретит один из туристических магнитов Сахалина — Анивский маяк. Конечно же уменьшенная копия.
Сделав шаг-другой, гость увидит другое видение этого же маяка — работу кисти, хотя точнее сказать аэрозольных балончиков с краской, сахалинского художника Константина Колупаева. Картины — а их будет несколько — мастер создаёт на глазах у зрителей, некоторым перепадает удача стать соавтором.
Внутри павильона Сахалинской области, атмосфера скорее деловая. Регион сообщает о своих последних достижениях.
— Добыча углеводородов — это основа экономики Сахалинской области, это единственное такое производство на всём Дальнем Востоке. Это первая в России морская добыча нефти и газа на шельфе с буровых платформ, и первый в России завод по производству сжиженого газа, — говорит Алексей Успенский, министр экономического развития Сахалинской области. — И будущее региона мы видим отчасти в наращивании переработки углеводородов, в производстве топлива, развитии газо- и нефтехимии. Но будущее энергетики — будущее энергетики — это переход на водородный энергоноситель, и Сахалин уже делает первые шаги в этом направлении: этим летом запущен водородный полигон, ведётся большая научная работа.
Помимо глобальных технологических и наукоёмких, но слабо осязаемых проектов, есть в сахалинском павильоне и экспонаты, для тех, кому нравится всё, что связано с полётами.
Сахалин — одна из базовых локаций единой дальневосточной компании и практически во всех школах есть дисциплины, связанные с авиацией. Поэтому в экспозиции много самых разных дронов — от тяжёлых транспортных, до детских.
В восторге будут дети и на подходах к павильону Еврейской автономии. Здесь их, впрочем, как и всех гостей, встречает Роза Абрамовна — приветственный робот, который здоровается, шутит и танцует, а ещё рассказывает интересности по ЕАО. Приглашает также внутрь экспозиции, там эстафету принимает её «сын» Моисей.
В этом году Еврейская автономная область отмечает 90-летие с момента основания, поэтому в интерьере и экспозиции множество отсылок к истории и культуре. Интерактивная «Живая газета» рассказывает о знаменитых выходцах и жителях регион, про их достижения и подвиги.
— Представлены также и действующие проекты, и потенциальные, — говорит Ирина Витютнева, начальник департамента экономики правительства ЕАО. — Основной упор делается на газификацию области, потому что глобальные новые возможности нашего региона связаны с этим процессом. Это и производство горячебрикетированного железа из руды, добытой здесь у нас, и завод минеральных удобрений, и новые энергетические проекты.
Чукотка встречает своих гостей гигантским расписным национальным мячом — когда-то такие же, но поменьше и кожаные, были символом солнца у коренных народов. Их использовали в ритуалах, а также играх, проводившихся в честь окончания полярной ночи, брачных обрядах. Сейчас такой мяч — одна из визитных карточек чукотской культуры.
Внутри павильона посетителей встречает… интерактивный экран. Он служит интерфейсом взаимодействия с искусственным интеллектом.
— Это «Мать Чукотки», которая может ответить о туристическом потенциале Чукотки, её природных достопримечательностях и маршрутах, — подсказывает Алёна Буйнова из Фонда развития туризма Чукотки. — Акцент сделан у нас на туризм и информацию об инвестиционных проектах — о них рассказывает инвестиционная карта Чукотки.
— В этом году наш павильон кардинально поменял свой внутренний облик, — рассказывает Пётр Бурнашев, заместитель постпреда Якутии по ДФО. — Если в прошлом году мы олицетворяли холодную и суровую якутскую зиму, то в этом году павильон оформлен в стиле сухого, жаркого, но короткого якутского лета. В центре павильона вы видите Алтан-Сэргэ, это наше сакральное сооружение — коновязный столб, который использовался для привязки коней с нашими предками. У нас он выполнен в интерактивной форме — когда вы к нему прикасаетесь и загадываете желание, он звучит — раздаются якутские мотивы и ваши желания исполняются.
Конечно же представлены и все крупные инвестпроекты республики, отдельная экспозиция посвящена строительству моста через Лену — туда в августе 2024 года прибыла техника и оборудование для возведения опор мостового перехода.
Вот путник подходит к финишу (а может и к началу — это как посмотреть) «Улицы Дальнего Востока» — павильону Магаданской области. Прозрачным намёком на удалённость и труднопроходимость этого региона служит вездеход «Бурлак». На нём экипаж исследователя и путешественника Богдана Булычева за 95 дней преодолел расстояние от Мурманска до Камчатки с заездом на Северный полюс. И это была только первая часть экспедиции «Россия 360», цель которой объехать на колёсном транспорте вдоль всей границы страны.
На фоне громадины «Бурлака» слегка теряется третий маяк «Улицы Дальнего Востока» — уменьшенная копия навигационной башни, указывающей путь кораблям в бухте Нагаева, на берегу которой раскинулся Магадан.
А вот чтобы подышать воздухом Колымы — в дальний путь собираться не нужно. Первое, что «бросается в нос» в павильоне — непривычный запах: сложный коктейль с явной нотой морской капусты
— Всё так! — подтверждает Анастасия Надеждина, куратор павильона. — У нас здесь аромамашина, которую мы заправляем натуральными, непосредственно из Магадана привезенными травяными эссенциями. И поэтому у нас здесь такой чудесный аромат, который кажется сначала достаточно специфичным, но это запахи нашего леса, нашей природы. Такой воздух у бухты Нагаева: море, ягель… мы стремимся погрузить каждого посетителя в атмосферу Магадана, дать возможность прочувствовать её.
— Экспозицию мы поделили на два основных смысловых блока, — продолжает Анастасия. — Первый посвящён развитию города, городской среды и самой Магаданской области. Мы рассказываем про современные комплексы, которые на уже построены на территории Магадана. Рассказываем про его развитие, показываем этнопарк «Дюкча» — уникальное место на территории России, в котором можно посетить, узнать про коренные народы, которые проживают на территории Магаданской области, узнать их культурные особенности приглашаем посетить этнофестивали, которые проходят на его территории.
Чтобы оценить все эти красоты вживую, всё же придётся отправится на Колыму. Но можно начать и с «Улицы Дальнего Востока».
Суть всего проекта «Я так вижу! Два взгляда на другого человека» – показать, что первое, часто поверхностное впечатление часто бывает ошибочным. Напитавшись фоновой информацией, люди выстраивают стереотипы, которыми руководствуются, когда формируют своё мнение о человеке. «Диагноз» рождается уже только после того, как мы слышим «нерусское» имя или фамилию, или узнаём о преклонном возрасте человека. Об этом были первые две части «Я так вижу». (см материалы EastRussia «”Я так вижу!»”Национальный вопрос в историях и фотографиях» и «Старости бояться – на пенсию не ходить»). Финал проекта ломает стереотипы о детдомовцах.
Триггером для первого «Я так вижу» для организатора проекта Аллы Джан-Ша стала личная ситуация, когда её сыну Ильясу отказались сдавать квартиру в Санкт-Петербурге, мотивируя решение «неславянскостью» молодого человека. Тогда и родилась фотосерия с участием успешных хабаровчан, которым пришлось не раз сталкиваться с предубеждениями на национальной почве.
Героев для второй части проекта организаторы искали, устроив опрос в интернете. В одном из предложений прозвучал эйджизм – дискриминация по возрасту. В подтверждение, и (как бы странно это ни звучало) опровержение этого явления пожилые и очень активные хабаровчане рассказали свои истории, которые отразились в их портретах.
В этом же опросе многие отдали голоса за то, чтобы героями проекта сделать выпускников детских домов.
– По привычке всё проверять, я принялась читать прессу, – рассказывает Алла Джан-Ша, организатор и идейный вдохновитель проекта. – Там сплошь и рядом про то, что выпускники детских домов ничего не ценят, привыкли всё получать «даром», разрушают жильё, которое им выдаёт государство, не умеют создавать семьи, бросают своих детей, сдают их в детские дома, сами попадают в криминальные истории и, в итоге, в тюрьму. И я практически не нашла статей, о тех, кто вышел из стен детдома и добился успеха в жизни.
И когда мы стали подыскивать героев для этой фотосерии, случилась такая история: мне сказали, что человек, которого я хорошо знаю, с которым мы много разных проектов делали, актёр хабаровского ТЮЗа Виталий Альбеков, как раз бы подошёл, потому что он детдомовский. И у меня вырвалось: «Да ну нет!». И сразу же сама себя поймала на мысли, что я тоже в ловушке стереотипов и предубеждений. Мол, Виталий слишком хорош, слишком успешен, слишком… вобщем, он слишком крут для детдомовца, так что ли?!
В нынешней фотовыставке, которая объединила все три части проекта портреты и история Виталия Альбекова – первые, с которыми знакомится посетитель. Под опекой государства он пробыл почти с рождения, с коротким перерывом на пребывание в приемной семье, из которой его, впрочем, вернули. Вспоминает, что в детдоме много читал, был активным, и его даже отправили во всероссийский лагерь «Океан». Стал там популярен среди сверстников, но чуть позже узнали, что Виталий – детдомовский, и перестали общаться.
– Наверное, думали, что я буду драться или что-нибудь украду, – говорит Виталий. Сейчас он служит в театре, ведёт мероприятия, работает ди-джеем, счастливо женат.
– Моя история может и нетипичная, но она – не исключение из правил, – продолжает Виталий. – Мы держим связь друг с другом – я про своих «однокашников» говорю, с которыми вырос. Не у всех получилось добиться чего-то выдающегося, но я очень рад за наших выпускниц. В основном девочки вполне удачно устроились в жизни. Многие работают в салонах красоты, занимаются ногтями, вот этим всем… (улыбается), кто-то домохозяйки, мамы – одна из них уже четверых родила, представляете?! Есть и печальные истории, кто-то попал в тюрьму, но… нет, я не считаю свою историю исключением.
И когда я слышу, что детдомовцы такие, сякие, халявщики и тому подобное, я говорю – детдомовцы – это люди. Им сложнее в жизни, они, может, чаще ошибаются, но они люди.
Похожих историй в третей финальной части проекта «Я так вижу» – семь. Здесь и пожарный, и повар, и музыкант, и предприниматель. Отдельная история про работу над проектом. Неискушённому зрителю подумается, что мол, чего тут такого пришли – сфотографировали человека – нарядного, и «депрессивного», распечатали фотографии и вся недолга. Но в реальности всё куда сложнее. Первая задача, которую пришлось решать хабаровскому фотографу, мастеру портрета Уралу Гарееву – как сделать так, чтобы человек открылся.
– Тебе, как фотографу, необходимо в какой-то момент стать намного ближе человеку, чем обычные люди, – рассказывает Урал. – Тебе надо всмотреться, а редко кто спокойно переносит пристальное внимание. У человек меняется выражение лица, он чувствует, что ты пересекаешь границу, ему становится не по себе.
Второй момент – передать два разных состояния: «до и после». А герои ведь, это цельные люди, поэтому приходилось придумывать, искать художественные решения, чтобы визуально передать настроение.
Даже найти натуру для съёмок было не всегда просто. Изначально, да и по предыдущему опыту было понятно, что на одном энтузиазме проект не вытянуть. Чтобы его воплотить очень кстати пришлась поддержка Президентского фонда культурных инициатив, эксперты которого – уже в третий раз! – оценили замысел организаторов. И даже по окончанию фотосессии было много вопросов, главный из которых – где разместить выставку? Да, есть интернет, и у проекта давно есть сайт, на котором можно увидеть всех героев, узнать их истории, но впечатление от реальных фотопортретов совсем другое. В результате недолгих поисков приютом для экспозиции стал Хабаровский международный аэропорт.
– Меня все спрашивают: «Сколько это стоит?», «Как вы договорились?!». А я просто позвонила по телефону, сказала – я такая-то, такая-то у меня есть такой проект. Мне сказали: «Прикольно. А где можно посмотреть». Я прислала ссылку, пришлось немного подождать, но это понятно – это же аэропорт, тут высокие требования к безопасности, но в итоге мы получили приглашение – не по знакомству и бесплатно, потому что аэропорт позиционирует себя как городское пространство, и откликается на инициативы.
Успеть увидеть «живую» выставку можно до 26 декабря 2023 года на третьем этаже терминала внутренних авиалиний.
С 1 ноября в Московском метро курсирует седьмой в истории «Дальневосточный экспресс». Пассажиры брендированного поезда знакомятся с 11 регионами Дальнего Востока – с его жителями, возможностями для образования и развития карьеры, прорывными бизнес-проектами и, конечно, природными красотами. Специально для EastRussia об истории проекта рассказала его шеф-редактор Оксана Александрова.
Чтобы запустить «Дальневосточный экспресс», нужен не только машинист. Над проектом работает большая команда: представители Минвостокразвития России, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» и всех 11 регионов Дальневосточного федерального округа. Оператором комплекса мероприятий «Дни регионов Дальнего Востока в Москве» является НО «Фонд развития социальных инициатив». Исполнителем выступает команда редакторов и дизайнеров коммуникационного агентства PressPass, которую координирует шеф-редактор Оксана Александрова – человек, который знает, как 11 регионов ДФО умещаются в 10 вагонах поезда «Русич».
«Представьте, Дальневосточный федеральный округ – это около семи млн кв. км. И наша задача – показать ключевые особенности этого макрорегиона в одном поезде, печатный макет которого занимает площадь около 400 кв. метров. Задача непростая, но интересная», – говорит Оксана Александрова.
На реализацию проекта – от наработки идей до старта состава – требуется около семи месяцев. Режим работы довольно бодрый: разработка концепций, детальная проработка структуры состава, плотная коммуникация с регионами, чтобы собрать качественную фактуру, фотоконтент и найти героев, затем – редактура и верстка. Многоуровневое согласование готового макета идет сразу в нескольких часовых поясах, а в Московском метро уже выбирают состав под оклейку.
Обычно на старте производства «Дальневосточного экспресса» разрабатываются три-четыре концепции – с авторскими рисунками, с современной графикой, с разным подходом к структуре состава. Из них выбирается лучший вариант.
«В этом году мы вдохновились речью полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева на выставке "Россия" в Москве. Он рассказал о достижениях регионов ДФО за последние десять лет, о прорывном развитии и проектах будущего. В русле этого выступления была сформирована концепция брендирования "Развитие Дальнего Востока – национальный приоритет развития России"», – рассказала Оксана Александрова.
В 2013 году Владимир Путин назвал развитие Дальнего Востока приоритетным направлением. После этого началось прорывное развитие ДФО. За десять лет появились территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, преференциальный режим на Курилах, механизм снижения энерготарифов, заработала «дальневосточная ипотека» и программа «Гектар», появилась Единая дальневосточная авиакомпания. Также на Дальнем Востоке запустили 673 предприятия, в бюджеты разных уровней привлекли 3,4 трлн рублей инвестиций, Дальний Восток вышел на первое место в стране по темпам строительства жилья. Все эти достижения отмечены в новом «Дальневосточном экспрессе» – не только в цифрах и графиках, но и в реальных историях людей.
«Мы запустили уже седьмой по счету поезд, посвященный Дальнему Востоку, — отметила на церемонии запуска "Дальневосточного экспресса" заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева. — На протяжении семи лет концепция "Дальневосточного экспресса" менялась: были годы, когда мы раскрывали красоту и разнообразие регионов, отдельный год был посвящен гастрономическому многообразию Дальнего Востока. А в этом году поезд подводит итоги десятилетней работы по развитию всей этой макротерритории. За десять лет на Дальнем Востоке были созданы специальные преференциальные режимы, пересмотрены возможности для учебы и работы, расширены возможности для туризма. Этот поезд, с одной стороны подводит итоги и показывает, как сегодня трансформируется и динамично развивается территория, а с другой – показывает возможности для путешествий и отдыха на Дальнем Востоке, а также для учебы, работы и жизни в этом макрорегионе».
«История проекта началась в 2017 году. На старте проекта мы знакомили пассажиров с регионом – рассказывали, что такое Дальний Восток, где находятся эти города, что в них есть интересного. У нас огромная страна, поэтому иногда люди действительно путаются, например, при упоминании Республика Саха (Якутия) из-за созвучия думают о Сахалинской области, бывало и такое» – делится Оксана Александрова.
Первые составы напоминали энциклопедии на колесах. Каждый регион размещал свою визитку: информацию о столице, главных промышленных мощностях, коренных народах, достопримечательностях. Плюс много панелей было отведено под интересные факты о дальневосточных землях.
Сам состав, который брендируется, состоит из пяти сдвоенных вагонов. До 2018 года, когда в ДФО входило девять регионов, каждому из них в «Дальневосточном экспрессе» отводился отдельный вагон и был один общий – тематический.
«За эти годы было выпущено несколько тематических вагонов. Например, к юбилею Владимира Арсеньева мы делали спецвагон совместно с Музеем Арсеньева во Владивостоке; в следующий раз привлекали художника, чтобы все борта оформить рисунками для детей и познакомить самых маленьких пассажиров с Дальним Востоком в игровом формате. Свой вагон славы получили и «гектарщики», которые делились опытом реализации бизнес-планов на наделах, и крупные предприятия макрорегиона, которые представляли свои товары. Очень красиво был оформлен вагон о заповедной природе Дальнего Востока – мишки ловили рыбу на берегу Курильского озера. Но хитом, конечно, стал вагон-ресторан образца 2023 года, в нем были представлены рецепты главных блюд каждого региона, с сочными фотографиями и ссылкой на видео от шеф-повара», – вспоминает шеф-редактор проекта.
Арт-концепция тоже менялась из года в год – новые темы требовали соответствующего оформления со своими фишками и особенностями. А когда к ДФО присоединились Забайкалье и Бурятия, каждому региону отвели по половинке вагона и увеличили количество общих тематических бортов.
В этот раз у поезда абсолютно новая структура: от «регионального» разделения ушли.
«Мы немного переживали за то, что на этот раз каждый регион не получил своего отдельного места для презентации в поезде, но в результате можем абсолютно точно сказать, что "Дальневосточный экспресс" только выиграл, потому что мы добились самой главной цели – представили дальневосточные регионы как единое целое, как территорию, которая интенсивно развивается в едином ритме», – объяснила шеф-редактор проекта.
Судя по положительным откликам в день старта «Дальневосточного экспресса», концепция достижений Дальнего Востока понравилась и пассажирам.
Первый вагон «Дальневосточного экспресса» посвящен истории освоения дальневосточных земель и людям, которые не боялись отправляться к далеким берегам, открывать новые территории.
«Этих людей сегодня смело можно приравнять к героям, потому что они действительно совершали подвиги, их путешествия были сложными, с преодолениями и лишениями. Художник специально для "Дальневосточного экспресса" изобразил основателя Якутска Петра Бекетова, а также Семена Дежнева, который за 80 лет до Беринга прошел пролив между Чукоткой и Аляской, Геннадия Невельского и других первооткрывателей и важных для развития Дальнего Востока личностей», — подчеркнула Оксана Александрова.
Во всем составе акцент сделан на живые истории дальневосточников.
«Это очень интересные герои, например, супружеская пара, которая работает на космодроме Восточный в Приамурье, они проводили в космос уже шесть ракет. Люди делятся своими эмоциями от Дальнего Востока, и это, конечно, не может оставить равнодушным, потому что они искренно и с любовью говорят о том месте, где живут и работают».
Особое место в «Дальневосточном экспрессе» занимает блок «Сделано на Дальнем Востоке» – здесь представлены ключевые бренды ДФО – от дикоросов и красной икры до кораблей и самолетов.
«Мне кажется, это самый зрелищный вагон. Здесь и новая версия Суперджет 100, и вертолет Ми-8, и концептуальные наряды якутских дизайнеров, и самолет Байкал, производство которого запустят в ближайшее время. Коллаж собран на фоне камчатских пейзажей и панорамного вида на морской порт», – делится Оксана Александрова.
Представлен в «Дальневосточном экспрессе» и вагон «Дальний Восток для Победы». Здесь подробно рассказывается о вкладе регионов в Специальную военную операцию, о героях-дальневосточниках, о волонтерских движениях и программе «шефства» над муниципалитетами ДНР и ЛНР.
Пятый вагон целиком посвящен путешествиям. Крупные фотографии позволяют пассажирам почувствовать себя на вулканах Камчатке, на берегу Байкала, в степях Забайкалья и в чукотской тундре. Здесь можно спланировать свой тур на Дальний Восток, а также узнать про условия популярного конкурса «Дальний Восток – земля приключений».
В этом году изменения коснулись не только структуры состава, но и художественной концепции – во внешнем оформлении сосредоточились на крупных изображениях.
«Поезд едет довольно быстро, разглядеть маленькие детали можно не успеть. А крупные фотоколлажи видно сразу, в движении картинки словно оживают – ракета взлетает, брызги с каяка летят в лицо, балерина закручивает фуэте на фоне Байкала, самолет вырывается за пределы туннеля, северное сияние поражает своей магией, а камчатский краб – невероятными размерами. Не знаю, как вы, а я бы хотела уехать прямо из подземки – на Дальний Восток», – отмечает Оксана Александрова.
Первый «Дальневосточный экспресс» вышел на Таганско-Краснопресненскую линию Московского метрополитена 11 декабря 2017 года. После этого запускать брендированный поезд с восточным колоритом стало ежегодной традицией. Проследить историю развития проекта можно было на фотовыставке, которая сопровождала торжественный запуск «Дальневосточного экспресса – 2024». На кадрах видно, как вслед за мировыми тенденциями менялся и дизайн поезда. Можно проследить, как трансформировалась художественная идея – от мозаики из фотографий с дальневосточными достопримечательностями или панорамными видами природы до авторских рисунков и гигантских коллажей из символов ДФО. Неизменным остается одно – искренняя любовь к Дальнему Востоку.
«Признаюсь, есть одна тема, когда волнует всех и всегда, вне зависимости от времени года и порядкового номера поезда. Мы всей командой ждем новых встреч с любимыми регионами и ищем ответы на главный вопрос – зачем ехать на Дальний Восток. И каждый раз публикуем в поезде новые варианты. Здесь можно загорать, серфить, наблюдать за косатками и китами. Собирать фотоколлекцию маяков или испытать себя на прочность, встретив Новый год на полюсе холода. Летом обязательно отправляйтесь на рыбалку, зимой – на охоту за северным сиянием. И, конечно, в год юбилея БАМа, стоит проехать по легендарной магистрали, по пути увидеть Байкал, пройти по Чарским пескам. Ограничить в путешествии и активностях может только фантазия, а Дальний Восток – нет», – комментирует шеф-редактор.
Нынешний «Дальневосточный экспресс» будет курсировать по Арбатско-Покровской линии полгода – практически столько же времени, сколько ушло на создание проекта – от идеи до запуска. Этого времени точно хватит, чтобы изучить Дальний Восток в подробностях.
Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – Дальний Восток.
Хабаровск – крупнейший город Дальнего Востока – благодаря своему географическому положению является идеальным местом для начала путешествий по региону и всему Дальнему Востоку.
На сессии «Хабаровск – ворота Дальнего Востока», которая прошла в рамках III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» эксперты и игроки туристического рынка обсудили развитие дальневосточных межрегиональных туристических маршрутов для привлечения российских и китайских путешественников.
Хабаровский край исторически считается главными воротами для въезда на Дальний Восток как для туристов из соседних стран, так и для граждан России. До пандемии регион принимал и распределял основной̆ объем гостей из Китая по дальневосточным регионам, выступая транзитной «точкой входа». Хабаровск расположен на пересечении важных воздушных и железнодорожных маршрутов, что обеспечивает связь с другими регионами России и соседними государствами. Местные предприниматели активно сотрудничали со своими коллегами из других регионов, продвигая межрегиональные маршруты.
После вынужденной̆ паузы в международных обменах Хабаровский край возобновляет партнерские отношения с КНР: подписана серия значимых соглашений о развитии сети межрегиональных дальневосточных маршрутов со стартом из Хабаровска.
Теперь региональные туроператоры делают ставку на программы, повышающие продолжительность пребывания туристов, позволяющие превратить их из разовых гостей в постоянных и, соответственно, увеличивающие доходы туротрасли и региональных бюджетов.
Что сейчас может предложить Хабаровский край путешественникам и приезжим? Один из вариантов — туристская программа от компании «Заповедные места Татарского пролива», которая активна в регионе с 2016 года. Проект «Туристическая деревня Ларга» в Ванинском районе края на побережье Татарского пролива предполагает размещение со всеми удобствами в домиках. На территории есть баня и купели. Семидневный тур включает морские прогулки к острову Токи, где разводят потомство тюлени ларга. Помимо этого, в программу входит знакомство с коренными народами, изучение местной гастрономии, участие в шаманских ритуалах и национальных праздниках, морская и речная рыбалка на краба и тунца.
«Потенциал Хабаровского края очень высок – и мы стремимся помочь этот потенциал раскрыть. По ту сторону пролива находятся Сахалин и Курилы, а за ними Тихий океан – край земли. Сезон длится с середины мая до середины октября, но проект будет круглогодичным. На сегодня мы готовы принимать группы до 12 человек. В перспективе – больше. Готовы обеспечивать туристов программой “под ключ”, начиная от встречи в аэропорту, размещение, программа и до проводов в аэропорт», – рассказывает директор компании Дмитрий Ильин.
Все участники сессии сошлись во мнении, что турист не должен сам себе организовывать проживание и досуг. Гостям нравится, когда, приезжая, они не переживают, где будут жить, чем питаться, как развлекаться и перемещаться по разным локациям (которые тоже нужно подобрать). По опыту компании «ТТ-Трэвел», при выборе пакета услуг «мини», «средний» и «макси» 86% туристов предпочитают максимальный.
По словам заместителя генерального директора «ТТ-Трэвел» (экс-TUI) Александра Сирченко, после пандемии удалось заинтересовать туристов непривычными для них регионами благодаря чартерам. Он привел в пример Бурятию – чартеры на зимний Байкал стали популярнее, чем летние – подобного никогда не случалось с республикой зимой.
«Чартер – не панацея, а вершина взаимодействия федерального и регионального туристического бизнеса с федеральной властью. Параллельно включается механизм продвижения и раскрутки тех или иных регионов. Будущее за межрегиональными маршрутами. Трансграничные маршруты можно сделать – с Сахалина в Японию, из Владивостока в Северную Корею, из Хабаровск в Китай. Надо все развивать. Регионы Дальнего Востока и Арктики – это уникальные российские ресурсы, и мы обязаны сделать так, чтобы все захотели это увидеть», – считает Сирченко.
Генеральный директор туроператора «Камчатинтур» Ирина Седова вспоминает, что в 2000-е годы на Камчатку шёл большой поток из Японии, многих стран Европы, и компания вынуждена была формировать турпродукт, который захватывал бы несколько регионов ДФО – и туристы, прилетая из Хабаровска на Камчатку, летели во Владивосток, Иркутск. Это было востребовано, но сложно и дорого. Сейчас сделать такой – и более качественный продукт – стало проще за счет большого количества надежных партнеров в регионах.
«Сейчас основной турпоток составляют российские туристы. Добраться на Камчатку можно только на самолете из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Хабаровска, Владивостока, Южно-Сахалинска, и с недавних пор с Чукотки. Дальневосточное кольцо мы можем хорошо замкнуть. Туризм на Камчатке – это обязательно экологический туризм, это уникальность. Тут главное – природа, а не дороги и гостиницы, хотя это тоже появляется. Камчатку можно посещать круглый год – сезон стал растягиваться, активно стали работать и в “мёртвые” месяцы. С конца июня и до середины сентября доступны все маршруты. Мы делаем совместные туры с Сахалином», – рассказывает она.
Интерес к Сахалину и Курилам со стороны и российских туристов, и гостей из стран АТР и других настолько высок в настоящее время, что регион вынужден смотреть на туристов с осторожностью. Об этом говорит замминистра туризма Сахалинской области Наталья Пахолкова. По е` словам, потоками туристов обмениваться важно в рамках взаимодействия, но делать это нужно осторожно.
«Мы хотим сохранить уникальность территории. Сахалин и Курилы уникальны как и другие дальневосточные регионы, но новых туристических локаций у нас нет. Мы должны сохранить то, что имеем. Мы уже задыхаемся от туристов и зимой, и летом. Очень аккуратно сегодня смотрим на продвижение региона – ресурсы природные, рекреационные, человеческие – не безграничны», – предупреждает она.
Китайcкие предприниматели видят большой туристический потенциал в регионах Дальнего Востока и в России в целом. Лин Луньян,директор международной туристической компании «Хайвай» (Фуюань), работающей уже 27 лет, уверен, что китайских гостей на туристическом рынке ДФО очень мало, и планирует наращивать присутствие здесь своих клиентов. По его словам, китайских путешественников очень привлекают Сахалин, Камчатка и Байкал. Им также важен патриотический и культурный туризм. Он уверен, что странам надо наращивать сотрудничество в сфере туризма.
«Для Китая тоже важны российские туристы. В КНР туризм очень безопасный: можно ездить беспрепятственно, не опасаясь за свое пребывание. Российский Дальний Восток действительно интересен, и мы должны использовать географическое преимущество для развития наших отношений. Однако к сожалению, цены на перелеты из Хабаровска в другие города дальневосточного региона гораздо выше, чем цены из Владивостока. Хотел бы предложить российской стороне подключиться к решению вопроса», – сказал Лин Луньян.
В числе других предложений китайской стороны на сессии – организация обмена молодежными делегациями, усиление сотрудничества между туристическими ассоциациями двух стран, эскалация пропагандирования российских туров в КНР с адаптацией для китайских туристов. Также он отметил, что для жителей КНР очень интересны российские продукты питания. Помимо этого, представитель китайской турфирмы отметил важность развития острова Большой Уссурийский, который находится рядом с Хабаровском и разделен между Россией и Китаем.
Участники сессии сошлись во мнении, что идея кооперации между туркомпаниями в рамках макрорегиона, между региональными и федеральными туристическими компаниями, а также между общественными организациями, властью и бизнесом – это необходимые компоненты для создания и продвижения межрегиональных маршрутов, которые, в свою очередь, занимают существенное место на туристической карте Дальнего Востока.
Только в первой половине этого года дальневосточные регионы приняли 1,8 млн туристов. Представители отрасли все чаще заявляют о том, что для поддержки и наращивания турпотока необходимо улучшать инфраструктуру в регионах. Об экономических факторах развития сферы гостеприимства в ДФО на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» EastRussia рассказал вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.
— Отельеры и рестораторы на Дальнем Востоке всегда готовы к приему туристов, ведь это их основная специализация. Другой вопрос, готово ли достаточное количество качественной инфраструктуры? Тут ответ, как мне кажется, повисает в воздухе. И это не связано с какими-то региональными проблемами, это связано с общефедеральной достаточно серьезной бедой. Потому что гостиничный бизнес долгие годы был экономически не очень интересен, а это несет за собой целый ряд факторов. Во-первых, в таком положении бизнес проигрывает ряду отраслей с точки зрения привлекательности в моменте, сроков окупаемости, рентабельности чистых активов. А во-вторых, у государства нет каких-то серьезных поддерживающих, мотивирующих программ, задач и историй, которые бы выгружали в бизнес.
Раньше после падения железного занавеса людям было прикольно поехать и посмотреть мир. И его не просто посмотрели, а задержались на этом и привыкли. При этом основная платежеспособная часть аудитории вывозила свои деньги для отдыха, оздоровления, культурного туризма за рубеж. Поэтому мотивации создавать качественную инфраструктуру внутри страны как будто бы не было либо её было недостаточно. Сейчас пандемия и СВО привели к тому, что мотивация стала совсем другой. Государство начало создавать условия для развития отрасли, страна в этом плане сделала серьёзный шаг. Еще есть резервы, но в целом отношение к инвестициям в отели достаточно серьёзно поменялось в стране.
Но при этом есть одна сложность, очень большая и очень серьёзная. Для того чтобы построить гостиничный комплекс, нужно в среднем не менее трёх лет – за полгода такую задачу не решить. Да, есть модульные отели, есть быстровозводимые конструкции, есть глэмпинги, но, во-первых, они не меняют ситуацию, например, связанную с городскими потоками, потому что, как правило, строятся в курортных и загородных локациях, а во-вторых, это достаточно небольшие комплексы, не обладающие достаточной инфраструктурой, чтобы всерьез влиять на изменения туристических потоков, поведение гостей и прочее.
На мой взгляд, сейчас на многих территориях, и на Дальнем Востоке в том числе, предприниматели заинтересованы в развитии туризма, в строительстве отелей, просто им не хватает диалогов, обратной связи, понимания этого бизнеса. И еще одна важная причина – время, ведь, к сожалению, все это происходит долго.
Инвесторы готовы вкладываться в проекты на Дальнем Востоке, просто здесь стоит вопрос конкуренции за рынок капиталов. У человека есть выбор – инвестировать в офисный центр, например, в гостиницу, в торговый центр или в жильё. Это вопрос его выбора с точки зрения финансовой модели, и это очень важно понимать. Для развития отрасли, для инвестиций и вложений должны быть экономические предпосылки. Если они созданы и находятся на высоком уровне, то все получится.