Поделиться
Миллионы в отвал: бизнес не спешит перерабатывать золошлаковые отходы
Поделиться

Почему на Дальнем Востоке буксует переработка отходов ТЭС

На фоне усиливающегося запроса на устойчивое развитие и ресурсосбережение, тема переработки золошлаковых отходов (ЗШО) постепенно выходит за пределы исключительно экспертного интереса. Но, несмотря на федеральные инициативы, госпрограммы и даже эпизодические запросы со стороны инвесторов, на практике переработка золы и шлака в регионах Дальнего Востока почти не двигается. Почему так происходит, и что может сдвинуть ситуацию — в материале East Russia.

Золошлаковый отвал. фото: АО «СГК-Новосибирск»

Миллионы тонн золошлаков — в никуда

«Золошлаки — это не мусор, а ресурс. Их переработка должна рассматриваться не как обременительная обязанность, а как часть цепочки создания добавленной стоимости», — говорит доктор экономических наук, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики экономического факультета МГУ Сергей Никоноров. По его словам, золошлаки содержат ценные компоненты, которые можно использовать в строительстве, металлургии, сельском хозяйстве и при рекультивации нарушенных территорий.

Однако в реальности миллионы тонн золы и шлака продолжают складироваться в отвалах, занимая сотни гектаров и создавая нагрузку на окружающую среду. Только в 2023 году, по данным Минэнерго, на российских ТЭС образовалось более 15 млн тонн ЗШО. Из них утилизировано — менее 40%.

Тематическое фото. автор/источник: VladaKg03/Shutterstock

Наибольший вклад в накопление золы дают угольные станции, расположенные в восточной части страны. Например, Нерюнгринская ГРЭС в Якутии, работающая с 1979 года, накопила на своих отвалах миллионы тонн отходов. На части золоотвалов происходит самопроизвольное тление, выбросы вредных веществ в атмосферу, загрязнение почвы и водоёмов.

Вопрос утилизации ЗШО стоит на повестке и на федеральном уровне. По словам председателя комиссии Госсовета по направлению «Энергетика», главы Якутии Айсена Николаева, к 2045 году суммарный объем золошлаков в России может превысить 2 млрд тонн, если не принять дополнительные меры. «Накопленный объем золошлаков в стране оценивается в 1,5 млрд тонн и занимает площадь свыше 28 тыс. га. Ежегодно образуется порядка 18 млн тонн отходов, но вовлекается в хозяйственный оборот лишь около 27%», — заявил он на заседании комиссии.

Согласно обновленной Энергетической стратегии РФ, к 2030 году доля утилизации ЗШО должна составить 40%, к 2035 году — 50%, а к 2050 году — 90%. В июне 2022 года правительство утвердило комплексный план по утилизации отходов V класса опасности, образующихся при сжигании угля и торфа. Как отметил Николаев, технологии для глубокой переработки уже существуют и активно применяются в международной практике, а в 18 регионах России, включая Якутию, реализуются проекты с участием «Русатом инфраструктурные решения» (предприятие Росатома).

Технологии есть, но не работают

Тем не менее, на местах результаты пока скромные. «Мы видим типичную ситуацию: золошлаки есть, технологии переработки есть, но спроса нет», — объясняет заведующий лабораторией комплексного использования углей Института горного дела Севера СО РАН, кандидат технических наук Валерий Михеев. По его словам, основная причина — отсутствие стабильного рынка сбыта: стройкомпании, дорожники и аграрии не готовы использовать золошлаки без госгарантий, понятной нормативной базы и финансовых стимулов.

В 2022 году золошлаки получили официальный статус вторичных материальных ресурсов. Был принят закон № 343-ФЗ, изменивший законодательство в части обращения с отходами угольной генерации. Также утверждён ряд стандартов, в том числе ГОСТ 25100-2020, где золошлаки определяются как техногенные грунты. Однако в регионах эти меры пока не сработали.

По словам эксперта, переработкой ЗШО в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке занимаются единичные предприятия. Причины — низкая маржинальность, высокая влажность золы, удалённость объектов переработки от потребителей, нехватка подготовленных кадров и оборудования.

«Есть технологии, которые позволяют из золы получать бетон, теплоизоляционные материалы, геополимеры, строительные блоки, использовать её как компонент для дорожных оснований и мелиорантов. Но это требует вложений, логистики, сертификации, а главное — уверенности в том, что эти продукты кто-то купит», — говорит эксперт.

Применение ЗШМ в основании земляного полотна позволяет создать прочное и стабильное основание дорожной конструкции. фото: АО «СГК-Новосибирск»

Сложности есть и на стороне нормативного регулирования. До сих пор не утверждён ряд важных ГОСТов и кодов в ОКПД 2, нет чётких рекомендаций по применению золы в дорожном строительстве, отсутствует классификация по качеству ЗШО в зависимости от состава угля и режима сжигания. Некоторые компании, по словам специалистов, опасаются проверок со стороны надзорных органов при попытке внедрить переработку отходов.

«Бизнес работает в условиях двойных стандартов: с одной стороны, его стимулируют к утилизации, с другой — наказывают, если переработка якобы не соответствует экологическим требованиям. В результате проще и дешевле продолжать отваливать», — отмечает Никоноров.

Тем не менее, единичные позитивные примеры есть. Так, Артёмовская ТЭЦ направила около 273 тыс. тонн золы на рекультивацию угольного карьера. В других регионах зола применяется для укрепления обочин и строительных подушек в дорожной отрасли. «Сибирская генерирующая компания» планирует к 2035 году довести объёмы переработки до 2,5 млн тонн в год.

«Чтобы изменить ситуацию, нужно в первую очередь зафиксировать понятие „побочный продукт угольной генерации“ на уровне законодательства. Тогда появится возможность интегрировать золошлаки в промышленную кооперацию — например, в рамках строительных контрактов по госзакупкам», — считает Никоноров.

Он также отмечает необходимость создания федерального института компетенций, который занимался бы продвижением решений по переработке ЗШО, выработкой рекомендаций для бизнеса и экспертизы проектов на предмет экологической и экономической целесообразности.

«Золошлаки — один из немногих видов отходов, которые можно и нужно превращать в актив. Но это требует межотраслевого взаимодействия, политической воли и снятия административных барьеров. Пока же мы видим типичную инерционную модель: никто не хочет быть первым», — резюмирует экономист.

текст: Дмитрий Иванов Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Золе закон не писан: что тормозит использование золошлаков в РФ

Ежегодно угольные тепловые электростанции в России вырабатывают 18 млн т золошлаков. Между тем только 20% золошлаковых отходов (ЗШО) вовлекается в хозяйственный оборот от годового объема отходов. Для сравнения, в КНР доля утилизации в настоящее время составляет более 70%. Китайский опыт может быть полезен для участников рынка, в то же время для системного вовлечения ЗШО важны не только современные технологии переработки, но и развитие правоприменительной практики.

Читать полностью
Поделиться
Перспективы построения карьеры в промышленном секторе Хабаровского края

Несмотря на эпоху цифровизации, именно промышленность сегодня открывает тысячи перспективных вакансий. О ключевых возможностях трудоустройства рассказала директор Кадрового центра Хабаровского края Елена Даниленко.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор горнодобычи ДФО — зима 2025

В ряде дальневосточных регионов наблюдается рост золотодобычи. В перспективе на увеличение показателей производства драгметалла могут повлиять новые проекты и развитие действующих предприятий. В отрасли правительством готовится к введению ряд ограничений, которые, в первую очередь, коснутся добычи на россыпях. Дополнительное внимание предполагается уделять разработке месторождений редких и редкоземельных металлов, которые требуют существенных затрат, в том числе на инфраструктуру.

Читать полностью
Поделиться
Судостроение расправит паруса

На Дальнем Востоке сегодня сосредоточено 12% судоремонтных мощностей страны, и на макрорегион, по сведениям Минпромторга России, приходится порядка 8% от общего объема отраслевого производства. В условиях острой потребности страны в новом флоте различного назначения и класса у ДФО есть возможность увеличить если не долю, то физический объем исполняемых заказов. Однако успех в немалой степени зависит от того, насколько эффективно будет задействован потенциал судостроительных предприятий, сегодня имеющих разную загрузку, и поставлена на экономические рельсы межрегиональная кооперация.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор рыбной промышленности ДФО — осень 2025

Итоги вылова лососевых рыб на Дальнем Востоке в текущем году превышают прошлогодние показатели и прогнозные значения, но все же являются меньшими по сравнению с предшествующими рекордными по объемам добычи годами. Представителей отрасли беспокоит ряд проблем, для решения которых рыбопромышленники рассчитывают на поддержку государства. На этом фоне происходят крупные судебные разбирательства и смена собственников важных предприятий.

Читать полностью
Поделиться
Рыбный опт на Дальнем Востоке: цифровизация против складского дефицита

Дефицит холодильных мощностей остро ощущается во всех ключевых центрах рыбного промысла Дальнего Востока — Владивостоке, Находке, Петропавловске-Камчатском. Пиковые объемы вылова сталкиваются с перегруженными портами, очередями на выгрузку и ростом издержек, что усложняет покупку и продажу рыбы оптом. Как отмечает предприниматель из Владивостока и генеральный директор Fishplace.ru Юлия Беликова, все больше компаний находят решение в цифровизации: онлайн-платформы позволяют заранее видеть свободные холодильные мощности, бронировать их и выстраивать логистику.

Читать полностью
Поделиться
Трамп, сенат и промышленность: лоббизм или здравый смысл в американской политике?

Президент США Дональд Трамп усиливает контроль над экологическим регулятором: в Сенат внесена кандидатура Дугласа Трутмана на пост главы EPA, что обострило конфликт между Белым домом, демократами и индустрией. Крупнейшие автопроизводители публично раскритиковали запрет на хризотил в тормозных накладках и требуют ревизии норм, указывая на удар по цепочкам поставок и себестоимости. На кону — границы экологического регулирования и конкурентоспособность реального сектора от химии и нефти до автопрома. Команда Трампа сигнализирует возможную «ревизию 30 лет» решений EPA, способную изменить баланс сил в Вашингтоне и правила игры для бизнеса.

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточную энергетику подводят к новой генерации

В этом году новые исторические максимумы потребления электрической мощности достигнуты в энергосистемах Амурской области, Приморья, Забайкалья, Бурятии, Хабаровского края. Экономическое развитие региона сопровождается ростом спроса на электроэнергию, который к 2031 году может возрасти на 30%. При этом энергетикам предстоит вывести часть старых энергомощностей из эксплуатации. С учетом тренда стоит задача построить нужное количество генерирующих объектов, для чего важно мотивировать инвесторов, усматривающих сегодня немало рисков при создании новой генерации.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор сельского хозяйства ДФО — осень 2025

Основные агропромышленные регионы Дальнего Востока по итогам текущего года рассчитывают нарастить урожаи сельскохозяйственных культур, в том числе благодаря увеличившимся площадям посевов. Планируется расширять предприятия в сфере животноводства и овощеводства, повышая уровень самообеспеченности дальневосточных субъектов собственной продукцией.

Читать полностью
Поделиться
Со своей целлюлозой

В ходе парламентских слушаний об актуализации стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года от правительства Хабаровского края поступило предложение о создании на Дальнем Востоке целлюлозно-бумажного комбината. По мысли региона, сегодня это может рассматриваться как антикризисная мера с учетом накопившихся производственно-экономических проблем в отрасли. Однако идея не нашла отклика у федеральных органов власти, а сами представители целлюлозно-бумажной промышленности указывают на то, что сегодня им приходится работать в убыток.

Читать полностью
Поделиться
Роботы на CIIF-2025: взгляд эксперта из Владивостока

В Шанхае прошла 25-я Китайская международная промышленная выставка (CIIF-2025). Площадка продемонстрировала, что уже сегодня роботы трудятся на самых различных производствах: от полировки металла и складской логистики до стоматологии и подводных работ. При этом скорость, точность и грузоподъёмность роботов намного превосходят как самого человека, так и многие уже привычные нам технические устройства. Андрей Безносенко, руководитель компании «Сертприм Роботикс» (г. Владивосток) посетил CIIF-2025. В авторской колонке для «East Russia» эксперт делится своими наблюдениями с выставки и анализирует мировые тенденции в сфере промышленной робототехники.

Читать полностью
Больше материалов