Подвиги прошлых лет иногда удивительно перекликаются с современностью – на помощь туристам, отрезанных от большой земли, пришел военный корабль, носящий имя героя советско-японской войны.
Август 2023-го россиянам, и в особенности дальневосточникам, запомнится паводками катастрофической силы, которые затопили сотни домов и нарушили транспортное сообщение в Приморье. Отдыхающих на пляжах юга Дальнего Востока, оказавшихся заложниками стихии в курортной Андреевке, пришлось эвакуировать военным морякам – их вывезли на борту большого десантного корабля «Николай Вилков». Герой, в честь которого назван корабль, 78 лет назад погиб в боях за острова Курильской гряды – Николай Вилков совершил подвиг, за который получил звание «Герой Советского Союза». В дни окончания военных действий на Дальнем Востоке в сентябре 1945-го мы вспоминаем дальневосточных героев.
По рождению Николай Вилков дальневосточником не был, он им стал, когда очутился на Камчатке. Свой трудовой путь, родившийся в 1918 году в далекой от Дальнего Востока Ивановской области юноша, начал, конечно же, текстильщиком – на фабрике «Парижская коммуна».
Затем был речной техникум и работа на речных судах: сначала на Волге, потом на Енисее, затем на Ангаре, где он дослужился до помощника капитана парохода «Максим Горький». В 1939 году Николай Вилков перешел в военно-морской флот. Служил на Петропавловской военно-морской базе Тихоокеанского флота.
Когда началась советско-японская война, Вилков числился боцманом плавбазы «Север» в звании старшина первой статьи. Война эта была скоротечной, но кровопролитной. Особенно сложно было штурмовать Курильские острова, которые японцы сильно укрепили - десант высаживался прямо в море, многие попросту не доплывали, а кто выбирался на сушу, попадал под шквальный огонь противника. Причем, не только пулеметов, но и танков «Ха-го», «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха», которые до сих пор можно встретить на острове Шумшу.
18 августа десант, в составе которого был и Николай Вилков, штурмовал укрепленные позиции японцев на Шумшу: здесь располагалась пехотная бригада, крепостной артиллерийский полк и до 60 танков.
В итоге восемь японских танков были подбиты, десант двинулся вглубь острова на высоту 171, но его остановил кинжальный огонь двухамбразурного дзота, которые, кстати, стоят на острове до сих пор. Вилков и матрос Петр Ильичев подползли к дзоту и попытались забросать его гранатами, но это не помогло. Тогда они повторили подвиг, который уже не раз свершался на полях Великой Отечественной и советско-японской войн – закрыли амбразуру своими телами: Вилков бросился на правую амбразуру, Ильичев – на левую.
Их похоронили здесь же, на высоте 171.
К 1945-ому о подвигах Гастелло и Матросова знали практически все: фронтовые газеты сделали свое дело, неделей ранее появился свой – «дальневосточный Матросов» – Николай Голубков, который на второй день советско-японской войны закрыл собой амбразуру японского дзота в китайском городе Фуюань, его освобождала Краснознаменная Амурская флотилия. Должен был такой герой появиться и на Курилах, в итоге их оказалось двое.
Кстати, изначально Ильичеву не было присвоено вообще никакого звания. Его подвиг много позже «раскопал» журналист Александр Гритченко, который со слов очевидцев восстановил детали того боя и написал книгу «Путь к подвигу». Благодаря его стараниям, в 1958 году подвиг матроса признали на официальном уровне и присвоили Ильичеву звание «Герой СССР».
Николаю Вилкову звание Героя Советского Союза дали практически сразу же - 14 сентября 1945 года, ему также вручили Орден Ленина и «Золотую звезду». Мемориальные доски в его честь установлены в городах, где он успел «отметиться»: Наволоках, где родился, Нижнем Новгороде, где учился в речном техникуме, Иркутске, где бороздил Ангару, Петропавловске-Камчатском и Вилючинске, где служил.
Но, пожалуй, самое значимое увековечивание памяти для моряка – это корабль, названный в его честь.
Большой десантный корабль «Николай Вилков» «появился на свет» тоже далеко от Дальнего Востока – на заводе «Янтарь» в Калининграде. Всего было построено четыре корабля этой серии, «Николай Вилков» ее замкнул. Кстати, свое имя корабль получил еще на стапелях. Построили его в рекордные сроки – за два года, уже в начале 70-х он отправился нести службу на Тихоокеанском флоте.
Практически сразу начались дальние походы: Индийский океан, Эфиопия, Персидский залив, Вьетнам, Окинава. Были даже боевые столкновения: на рейде Адена БДК обстреляли из пулеметов, пришлось выгнать на аппарель танки, а в Южно-Китайском районе ночью пираты приняли военный корабль за гражданский сухогруз (он действительно на него похож, так как за основу проекта был взят «мирный» сухогруз) и пытались автоматной очередью остановить его. Каким же было удивление пиратов, когда по ним был открыт ответный огонь из зенитной корабельной артустановки.
Сегодня «Николай Вилков» постоянно участвует в учениях от Приморья до Чукотки. А иногда, как сейчас, оказывает помощь и гражданскому населению.
Но были и другие «Николаи Вилковы» на воде – два речных труженика на Ангаре, названные в его честь, но их уже давно списали. Или, к примеру, рыболовный траулер, где капитаном был его друг, тоже Герой, но социалистического труда, Константин Числов. Он служил на Камчатке вместе в Вилковым, вместе из Авачинской бухты отправились штурмовать Курилы.
Позже, не раз проходя Первым курильским проливом, Числов выходил на капитанский мостик и в бинокль рассматривал Шумшу – остров, где в братской могиле остался его друг и боевой товарищ. Примечательно, что в капитаны судна, названного в честь его друга, Числов попросился сам. Тогда он уже командовал «передовиком» рыболовного промысла – траулером «Соликамск», но решил перейти на «отстающего», на «Николая Вилкова». Через девять месяцев Числов вывел экипаж судна в лидеры.
Позже Числов пригласил мать Николая побывать на борту траулера, названного в честь его сына, выслал е денег на дорогу. Женщина, несмотря на преклонный возраст, приехала на полуостров. И все время крестилась и молилась за рыбаков, хотя это и было не принято в Советском Союзе.
Алексей ЕлашМитрофан Кузьмич (или как в те времена говорили Козьмич) Курбатов – легенда Верхнеудинска (так до 1934 года называлась нынешняя столица Бурятии Улан-Удэ): почетный гражданин, купец I гильдии, городской голова (по-нынешнему мэр) в 1816-1819 годах.
Отец Митрофана владел стеклоделательной фабрикой под Верхнеудинском, так что будущий выдающийся купец, можно сказать, с детства вкусил «азы капитализма» в конце XVIII века был купцом III гильдии, в 1810 году повысил свой статус, перейдя во вторую гильдию. Еще через 22 года достиг высшей торговой иерархии и до середины столетия считался «Кяхтинским купцом первой гильдии с капиталом в 15 тысяч рублей серебром».
Купцы I гильдии (их еще называли «первостатейные») имели самые широкие права в торговле, в том числе внешней (в случае с Бурятией это была торговля с Китаем через Кяхту), для этого они могли иметь иностранный флот. Также они могли заводить фабрики и заводы (кроме винокуренных и соляных – на это была государственная монополия), заниматься золотопромышленностью и хлебопашеством. Примечательно, что из «первостатейных» можно было «вылететь» в случае, если уменьшился капитал.
Зарабатывал на жизнь и на бутерброд с маслом винным откупом, выделкой и продажей кож, торговлей с Китаем. Причем, торговал масштабно - в 1826 году отправил по Московскому тракту аж целых 100 возов с китайскими товарами.
Заработав солидный капитал (но не переставая зарабатывать!), Митрофан Курбатов, как и полагалось купцам того времени, «ударился» в политику и меценатство. В 1816 году его избирают городским головой Верхнеудинска. Первым делом он начал строить плотину (их до сих пор строят и перестраивают в Улан-Удэ), так как город, расположенный между реками Уда и Селенга, часто топило. Ее остатки до сих пор можно увидеть на городском пляже.
Пробыл городским головой Курбатов по нынешним меркам недолго, всего лишь три года. Под занавес своего градоначальства он соорудил плавучий мост через Уду, который стоял на лодках и карбасах (это такой вид небольшого парусно-гребного судна), просуществовало чудо инженерной мысли около двадцати лет, за что благодарные горожане в 1822 году наградили его золотой медалью на Аннинской ленте с лаконичной надписью «За полезное», а в 1834 году присвоили звание «Почетный гражданин города».
Вообще, за ним прослыла молва, что он «генератор идей и главный исполнитель общественно-полезных дел». Примечательно, что Митрофан не имел систематического образования, он - самоучка, но это не мешало быть ему «человеком интеллигентным»: увлекался минералогией, имел уникальную коллекцию образцов камней Забайкалья, выполнял поручения департамента мануфактур и внутренней торговли (готовил торговую статистику по Забайкалью), также был постоянным корреспондентом Географического общества, а затем и одним из первых членов Сибирского его отделения.
Дела семейные
Жил Митрофан, как и подобает человеку его статуса, на широкую ногу. Самый красивый и богатый дом в Верхнеудинске был у Курбатовых, построен по «образцовому проекту», двухэтажный. Сегодня это памятник архитектуры, правда, его значительно перестроили. Находится по адресу ул. Ленина, 27.
Дoм Kypбaтoвa, нaши дни. Russianstock.ru, Зopиктo Дaгбaeв
Супругой Курбатова стала дочь тульского купца Авдотья, в браке у них родились сыновья Апполон и Арефий. Про младшего мало что известно, судя по всему, он рано умер. А вот Апполон, конечно же, тоже стал купцом, а заодно и почетным жителем Верхнеудинска.
Долгие годы дом Курбатовых, расположенный на Арбате, был центром культурной жизни Верхнеудинска. Здесь останавливался декабрист Александр Николаевич Муравьев, который в дороге узнал, что ему изменили место ссылки с Якутска на Верхнеудинск. В дальнейшем Курбатовы приняли живое участие в судьбе Муравьева во время его пребывания в Бурятии. Гостили у них и другие «декабристы»: Бестужевы, Оболенский, Пущин, Горбачевский, Кюхельбекеры. Вообще, Курбатов прослыл гостеприимным хозяином. Вот, что говорил о нём Дмитрий Давыдов, поэт, автор песни «Славное море, священный Байкал».
«В нашем маленьком городе можно иногда столкнуться с человеком, приметным во всех отношениях. Скромность не позволяет мне назвать всеми любимою купца, отличавшегося светлым умом и добрым, благородным сердцем. Зашедши к нему в дом, забываешь, что живешь в Забайкалье. Тут и радушие, и откровенность, и журналы и газеты».
Верхнеудинская ярмарка
С 80-х годов XVII века в Верхнеудинске стали проводить ярмарки. Одну – зимой, когда замерзал Байкал, так как по льду товары доставлять было удобнее и быстрее, другую по осени. Учитывая, что город находился на пересечении торговых путей из Китая, то очень быстро верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей за Байкалом. Она настолько была значимой, что даже нашла свое отражение на гербе города: «на золотом поле Меркуриев жезл и рог изобилия в знак того, что в городе происходит знатный торг и условия о торге». С этой же ярмарки доставлялись товары на Амур, хлеб в Читинскую область и Нерчинский край.
В 20-х годах XIX века для складирования товаров Курбатов решил построить Гостиный двор. Строил не один, ему принадлежала лишь четверть акций, но было ясно – предприятие выгодное. Очень быстро вокруг Гостиного двора образовалась Базарная площадь (теперь это самый центр города). Торговые ряды Курбатова сохранились до сих пор, только поменяли профиль – теперь это поликлиника и травмпункт (ул. Куйбышева, 18, имеют статус памятника архитектуры).
Гостиные ряды Верхнеудинска
Вообще, в те годы вести бизнес вскладчину, на паях было делом привычным. Так, Митрофан Курбатов в партнерстве с московским купцом Гуляевым, баргузинским купцом Иваном Черных и суздальским купцом Невзоровым построил мыловаренный и стекольный заводы.
Курбатов XXI века
Кстати, Курбатова можно встретить и сегодня, если отправитесь в гастрономический тур по столице Бурятии: местные гиды предлагают туристам посетить те самые «Гостиные ряды», где гостей под аккомпанемент баяна встречает сам Митрофан Курбатов. Далее все, как любил самый известный купец Верхнеудинска – богатый стол и щедрые угощенья.
Вообще, возвращение к истокам и – обязательно – «местного розлива», это новый тренд регионального туризма: в Хабаровске вам предложат прогуляться там, где японцы обстреливали в 1920 году центральную часть города, во Владивостоке проведут по «миллионке», в Благовещенске расскажут, как китайцы переплывали Амур, когда их выдворяли из России.
Теперь мы с вами знаем и про Курбатова в Верхнеудинске.
Родился Иосиф Либерберг 27 октября 1899 года в Староконстантинове Волынской губернии (сейчас это Житомирская область Украины). Папа – приказчик, мама Роза – корсетница, то есть мастер по изготовлению корсетов. Иося был четвёртым ребёнком в семье. После четвертого класса семья переехала в Винницу, а затем отец нашел работу в Киеве и Либерберги поселились в пригороде (в то время евреям запрещалось жить в самом Киеве).
Вскоре и Иосиф стал работать в Киеве, давая частные уроки. На заработанные деньги он оплачивал свое обучение в частной гимназии, которую окончил в 1917 году. Затем Либерберг поступает в Киевский университет на историко-филологический факультет, который не закончил - увлекся революционной деятельностью. От политической борьбы Иосиф довольно быстро перешел к революционной: добровольно вступил в Красную Армию и отправился «бить Петлюру». Затем вербовал еврейскую молодежь в армию, после чего ушел в подполье на полтавщине.
В 1920 году Иосиф женился на Надежде Гольдштейн - дочери сахарозаводчика, через год у них родилась дочь Тамара. С обретением семьи в жизни Иосифа наступает, пожалуй, самый спокойный период – он преподает историю революционного движения Западной Европы в Высшей военно-политической школе в Киеве, затем работает в Киевском институте народного хозяйства: читает лекции на русском, украинском и еврейском языках. В 1926 году и вовсе случился расцвет – Либерберга утверждают заведующим кафедрой еврейской культуры Академии наук Украины. Воспользовавшись этим, Иосиф превращает кафедру в самый большой в Советской России центр исследований идиша.
Дальше – больше. Либерберг создает институт еврейской пролетарской культуры, в начале 30-х годов прошлого века именно это заведение занимается вопросами создания будущей Еврейской автономии на Дальнем Востоке. Причем, с 1932 года – непосредственно на месте: в будущей ЕАО, куда, кстати, пытался перевести и институт. Логично, что вскоре Либерберг при поддержке «всесоюзного старосты» Михаила Калинина назначается председателем организационного комитета Еврейской автономной области, а затем – в конце 1934 года - и председателем облисполкома.
Шумная Тихонькая
На новом месте Иосиф Израйлевич разворачивает широкую деятельность.
Он добивается положительного решения вопроса о переселении евреев из-за рубежа – в те годы многие приехали из Аргентины. Благодаря личным знакомствам, «перетягивает» в Биробиджан многих ученых, писателей и поэтов из числа евреев. По его инициативе идиш в ЕАО становится официальным языком наряду с русским.
А еще много строит: обувная, трикотажная и швейная фабрики, ремонтно-механический и кирпичные заводы, обозный завод (будущий завод «Дальсельмаш»), артель «Металлист» (будущий завод силовых трансформаторов), жилье для переселенцев.
Артель «Колесо революции»
Денег на все не хватало, и Либерберг выбивает в Москве разрешение на привлечение товарных займов из-за рубежа. Тогда охотно откликнулись многочисленные международные еврейские организации, в том числе «Джойнт» (American Jewish Joint Distribution Committee - «Американский еврейский объединенный распределительный комитет»), «Амбиджан» (American Committee for the Settlement of Jews in Birobidjan – «Американский комитет по поселению иностранных евреев в Биробиджане») и ИКОР (Organization for Jewish Colonization in Russia – «Американская организация помощи еврейскому землеустройству в СССР»). При их финансовой помощи в Биробиджане были построены многие деревянные двухэтажные дома с двумя подъездами, рассчитанные на шестнадцать квартир, которые почему-то называли «голландскими».
Строительство новой улицы в Биробиджане
Строительство жилых домов велось как индивидуальным образом, так и ведомственным. Каждый желающий мог самостоятельно построить себе дом, а крупное промышленное предприятие было просто обязано строить дома для своих работников. Именно так были построены «Дом писателей», «Дом врачей», «Хлебозаводской дом» и многое другие.
58-ая «расстрельная»
Реализовать все задуманное Либерберг не успел. В августе 1936 года его вызвали в Москву, чтобы выступить на совещании с докладом об успехах развития региона. Прибыв в столицу поездом 20 августа и заселившись в «Метрополь», вечером того же дня он был арестован НКВД и доставлен в комендатуру административно-хозяйственного управления НКВД СССР. Там его продержали неделю, после чего перевезли в спецкорпус Киевской тюрьмы.
По одной из версий, под 58-ю «расстрельную» статью Либерберга подвел Лазарь Каганович. Будучи нарком путей сообщения, он в январе 1936 года приехал в область с инспекцией. Ему не понравилось, как его встретили и еще больше был недоволен тем, что руководитель региона жаловался на Москву – мол, недостаточно помощи из центра молодой автономии, из-за чего евреи, недавно приехавшие из-за рубежа, требуют вернуть их обратно.
2 сентября состоялся первый допрос, где ему наконец-то объявили, в чем обвиняют: участие в контрреволюционной троцкистско-террористической организации, члены которой убили Кирова.
Через неделю информация «докатилась» до Биробиджана и Либерберга сняли со всех постов и исключили из состава членов ВЦИК. Впрочем, сам Иосиф Израйлевич был уверен, что «случилась чудовищная ошибка» и вскоре все встанет на свои места, поэтому категорически отвергал все обвинения. Хватило его на 1,5 месяца, с середины октября он стал давать признательные показания, чем фактически подписал себе приговор. Впрочем, сам он надеялся, что на суде сможет защитить себя – об этом Иосиф говорил своей супруге Надежде, которая, узнав об аресте мужа, тайно с дочкой выехала из Биробиджана в Киев и добилась с ним встречи в тюрьме.
Но защитить себя на суде, который состоялся 9 марта, Либерберг не смог. Закрытое заседание длилось буквально 10 минут: Либерберга Иосифа Израилевича приговорили к высшей мере уголовного наказания — расстрелу. Приговор обжалованию не подлежал и был приведен в исполнение в этот же день.
Родственникам сказали, что он умер в 1938 году, отбывая наказание. Семье тоже досталось: Надежду Либерберг 27 декабря 1937 года осудили как члена семьи изменника Родины. Ей дали восемь лет исправительно-трудовых лагерей, свой срок Надежда отбывала в казахстанском Акмолинске. Дочь Тамара в эти годы жила в Киеве, а когда началась война уехала, вышла замуж за однокурсника из Донецка, до самой своей смерти в 1992 году она преподавала физику в педагогическом институте Житомира – родном городе отца.
В 1956 году Иосифа Либерберга оправдали, но его имя замалчивалось до конца 90-х годов. Лишь в 2014 году историческая справедливость была восстановлена: Иосифу Израйлевичу Либербергу посмертно было присвоено звание «Почетный гражданин Еврейской автономной области», а на здании мэрии Биробиджана, в котором находился в тридцатые годы облисполком, была установлена мемориальная доска.
Он уехал из «города у моря», будучи шестилетним мальчиком, но его все равно называют «самым известным выходцем из Владивостока», потому что он вернулся, уже покинув этот свет – приз его имени вручается победителям кинофестиваля «Меридианы Тихого», который проходит во Владивостоке.
Журналистка и поэтесса из Хабаровска Дарья Уланова на протяжении шести лет возвращает городу память о его забытых жительницах. Она изучает архивы, открытые источники, книги, находит в них «спрятанную» информацию о заслуженных хабаровчанках, а после – составляет краткую и емкую биографическую справку, с фотографией и публикует в Интернете.
Проект «Памятник землячке» рассказывает жителям Хабаровска о тех женщинах, которые двигали в этом городе медицину и образование, культуру и искусство, науку, предпринимательство и благотворительность. Парадокс, но женщин, которые совершили прорыв, почему-то забывают… И главная задача проекта «Памятник землячке» – отвоевать их имена у забвения.
— Дарья, неужели женщин, которые внесли серьезный вклад в развитие Хабаровска, забывают? В это трудно поверить…
— Мне тоже было сложно, но, к сожалению, это так. Оказывается, первые воспоминания о Хабаровске написала женщина. Первый профессиональный театр создала женщина. И первый кукольный тоже. Первая операция на открытом сердце — женщина, первый микрохирург уха — женщина, первая женская гимназия — ну кто же ещё. Эпидемиолог Лия Верета изобрела противоклещевой иммуноглобулин, который спасает от энцефалита, искусствовед Клавдия Белобородова почти в одиночку возродила искусство коренных малочисленных народов Севера, жена приамурского губернатора Варвара Духовская, оказывается, дважды обогнула Земной шар! Всё это я знаю сейчас, когда перелопатила гору источников. А когда проект «Памятник землячке» только зарождался, я находилась в неведении. Я узнавала о новых и новых персонах и была в шоке от того, какие достойные женщины жили на территории Хабаровского края и какой значимый вклад внесли в его развитие. И не понимала почему об этом так мало говорится.
— А как родился проект?
— Проект родился случайно. Мы с приятельницами как-то придумали сделать фото с женским памятником в городе и поняли… что в Хабаровске его просто нет! Мультяшных персонажей на городских прудах и Февронию на набережной не считаем. Но нам очень нужна была тогда фотография с женским памятником – мы задумали сделать необычный календарь. Из ситуации вышли нестандартно: выпилили силуэт из фанеры и фотографировались.
Эта «фанерная дама» позже и стала символом проекта. После того, как мы закрыли гештальт, и все же сделали фото для календаря с женским памятником, я начала ресёрч. Поскольку я работаю с информацией, мне было интересно найти что-то про наших землячек, которые жили в этом городе и совершали открытия. Так один восторг сменялся другим и меня затянуло. Я увидела в этом миссию – передавать информацию дальше, доносить до широкой общественности, «заражать» интересом к нашей истории. Хочу отметить, что на начальном этапе, да и до сих пор, меня поддерживал муж. Кто знает существовал бы этот проект, если бы не он.
— Что происходит с проектом сейчас, что в него входит?
— Проект просветительский, поэтому в первую очередь это социальные сети. Там публикуется информация, которую мне удалось найти о женщинах. Информацию я собираю сама, но подписчики тоже могут предложить кандидатуру. В паблике во ВКонтакте и телеграм-канале я размещаю краткие биографии, прикрепляю фото, если его удалось найти. За шесть лет я написала биографическую справку о 40 хабаровчанках, которые внесли весомый вклад в развитие города. Постепенно из онлайна я стала переходить в оффлайн. В 2019 году мне пришло в голову, что неплохо бы организовать прогулки, что-то вроде экскурсий.
Для этого мне пришлось даже пройти обучение в школе экскурсоводов. Я очень надеюсь в этом году сделать четвёртый прогулочный маршрут, давно его обещала. У меня есть подписчики, которые были прям на всех мероприятиях, и им нужно что-то новое. Очень мотивирует. Также в рамках проекта проводятся лекционы и онлайн-встречи. Все это я провожу за донаты.
Удивительно, но послушать про выдающихся хабаровчанок интересно не только тем, кто живет в этом городе. Онлайн подключаются из других регионов и даже из-за рубежа. Лекционы слушают во Владивостоке, Уфе, Питере, Москве, Литве, Сербии и, по-моему, один раз подключались из США. И мы продолжаем развиваться, добавляем новые рубрики. Вот буквально на днях попробовали новый формат — историческое чаепитие.
— Когда проект выйдет за рамки просвещения и на смену «фанерной даме» придет настоящий памятник?
— Установка первого женского памятника в Хабаровске – это масштабная цель, которая стоит у проекта. Когда все начиналось, я ради интереса посчитала и выяснилось, что в столице Хабаровского края больше 20 мужских памятников, а женских – 0. Учитывая просветительскую работу, которая велась все эти годы, можно с уверенностью сказать, что хабаровчане готовы к появлению в городе нового монумента.
Голосование за первый памятник женщине шло очень активно. В списке было 11 кандидаток. Со внушительным отрывом победила Лия Верета, которая вместе с командой создала иммуноглобулин против клещевого энцефалита. Сейчас мы занимаемся поиском и согласованием места. Стоимость изготовления ростового монумента — около двух миллионов рублей. Это без разработки эскиза, транспортировки и подготовки площадки. Приятно, что многие интересуются и даже предлагают помощь.
— Шесть лет для проекта – это серьезный срок. Что поменялось за это время?
— Просветительский проект «Памятник землячке» работает как круги на воде, которые расходятся от камешка, который мы бросили. Побывал школьник на экскурсии, заинтересовался, рассказал одноклассникам или родителям какой-то факт – это уже победа. Например, что Зинаида Савченко – единственная на Дальнем Востоке женщина, которая работала капитаном речных судов. Есть библиотеки, которые хотят делать встречи и занятия про хабаровских женщин. Совсем недавно, насколько я знаю, проект обсуждали на заседании городского союза женщин.
История каждой женщины вдохновляет и даёт силы, помогает верить в себя! Это в том числе стимул для молодежи не уезжать, потому что они будут понимать: если останутся и сотворят что-то великое здесь, то их тоже будут помнить и называть в их честь улицы, ставить памятники. Важно помнить о наших землячках, потому что это восстановление исторической справедливости.
В 2025 году страна отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. К этому знаковому юбилею и в ответ на многочисленные просьбы коммуникационное агентство PressPass переиздает настольную стратегическую игру «Аляска - Сибирь. Секретный аэродром», посвященную подвигу советских летчиков во время Великой Отечественной войны.
Игра создавалась в сотрудничестве с Музейным центром «Наследие Чукотки» и задумывалась как возможность познакомить подростков с малоизвестными фактами героической эпохи. В ее основе лежит история воздушной трассы Аляска – Сибирь, информация о которой оставалась засекреченной вплоть до 90-х годов. Даже сегодня этот удивительный эпизод отечественной истории известен немногим.
Игрокам предстоит повторить маршруты военных летчиков Советского Союза, которые в 1942–1945 годах перегоняли истребители, бомбардировщики и транспортные самолеты из Фэрбанкса, что на Аляске до Красноярска. Происходило это в рамках договора между США и СССР по так называемому ленд-лизу: программе экономической и военной помощи в борьбе с фашизмом. Военная техника, продовольствие и прочие грузы поставлялись по трем основным маршрутам: через Баренцево море, по сухопутному коридору через Среднюю Азию и Дальний Восток. Воздушная трасса Аляска – Сибирь соединяла две страны через Аляску и Чукотку. Американские пилоты перегоняли технику через территорию США, а в Фэрбанксе эстафету принимали советские летчики. Далее маршрут пролегал через воздушное пространство Колымы, Якутии и Сибири и завершался в Красноярске.
9 октября 1941 года было принято секретное постановление о формировании воздушной трассы. К июню 1942 года СССР и США подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу. И уже осенью 1942 года по Алсибу полетели первые самолеты: бомбардировщики Б-25 «Митчелл», бомбардировщики-торпедоносцы А-20 «Бостон», истребители П-39 «Аэрокобра» и П-63 «Кингкобра», транспортные самолёты Си-47 «Дуглас», учебно-тренировочные самолёты Т-6 «Тексан» и гидросамолёты «Каталина».
Всего за 10 месяцев вдоль будущей воздушной трассы была создана сеть из 11 аэродромов, которые строились с нуля. Возводились также метеостанции, создавались узлы связи, уточнялись полетные карты
— Создание военной стратегической «настолки» стало для нас по-настоящему увлекательным опытом, — рассказывает Александра Агафонова, одна из разработчиков и тестировщиков игры. — В ходе работы разгорались жаркие споры: участники команды предлагали разные идеи, несколько раз полностью перерабатывали механику. «Не хочется делать очередную “бродилку”», — говорили одни. «Пусть ход определяет не кубик», — предлагали другие. В итоге родилась такая концепция: пусть игроки сражаются не друг с другом, а со стихией — погодными условиями.
Механика получилась совершенно уникальной. В основе стратегии лежит тактическое планирование: игроку предстоит грамотно выбирать последовательность перегонки самолетов из своего звена. Например, транспортный «Дуглас» может пролететь всю игровую карту за один раз, но ему необходимо выполнить важную миссию — доставить груз в определенные населенные пункты. А вот маленький истребитель «Аэрокобра» может преодолевать только короткие расстояния и сильнее зависит от погодных условий. Поэтому прежде чем сделать ход, игрок сверяется с метеосводкой, которая обновляется каждый раунд, а также проверяет, есть ли свободные посадочные площадки на ближайших аэродромах. Посадка — это всегда риск. Удалось ли самолёту приземлиться, в игре решает бросок кубика.
— Правила игры достаточно простые, — продолжает Александра, — но вместе с тем заставляют думать комплексно, учитывать множество факторов. Например, есть ограничения по вместимости аэродромов, так на запасном аэродроме может сесть только один самолет. И если он занят, игроку приходится выбирать другой, но тут надо учитывать расстояние до него, и, конечно же погоду. Нужный аэродром может оказаться в зоне неблагоприятных метеоусловий, и, в худшем случае, самолет может отправиться в исходную точку.
Как «работает» погода? Карта поделена на метеозоны по шкале от 2 до 6, и чем выше число, тем сложнее ситуация. Если аэродром вне этих зон — отличные новости! Можно садиться без проблем. Но если цель оказалась в зоне с плохой погодой, придется довериться судьбе и бросить кубик. Чтобы посадка прошла успешно, нужно выбросить число, равное или больше номера зоны.
Например, игрок решил приземлиться в зоне 4 («ливень»). Если на кубике выпало 4, 5 или 6 — посадка удалась! А вот если 1, 2 или 3 — увы, придётся вернуться в Фэрбанкс и попробовать еще раз.
Игра основана на реальных исторических событиях. Разработчики консультировались с детскими психологами, историками, специалистами в области авиации. Приглашенный эксперт помогал воссоздать обстановку военных лет, собирая крупицы информации об «Алсибе» — даже сегодня этих данных очень мало.
В комплект игры вошла историческая брошюра, рассказывающая об эпохе, героях-летчиках, их подвигах, трагических и удивительных случаях. На игровой карте и коробке среди нарисованных персонажей есть образ летчика с Чукотки. Его прототипом стал Тимофей Елков — кавалер ордена Красного Знамени, один из первых комсомольцев Уэлена и первый военный пилот чукотского происхождения. Он героически погиб в воздушном бою на Карельском перешейке в июне 1944 года. В память о нем в поселке Угольные Копи установлен памятник.
Или вот другой реальный случай: в декабре 1942 года летчик Дьяков, перегонявший американский истребитель, совершил вынужденную посадку в районе Верхоянского хребта. Температура -40! Ему удалось найти кое-какие припасы в охотничьих зимовьях, затем еду ему сбрасывали с самолетов. В итоге после 34 дней в глухой тайге его нашли местные жители и вывезли на оленьих упряжках в «цивилизацию», самолет пришлось бросить.
— Когда игра, как мы думали, уже была готова, мы предложили поиграть в нее мальчишкам, — вспоминает Александра. — И они смогли ее улучшить! Точнее их замечания. Нашим юным тестировщикам показалось мало интриги и секретов. Поэтому пришлось вводить в игру систему радиограмм с засекреченными приказами и экстренными заданиями. Эти нововведения сделали процесс еще более динамичным, а финал — по-настоящему непредсказуемым.
В числе первых покупателей игры премьерного издания оказались – к удивлению разработчиков — реальные авиаторы: пилоты и авиаконструкторы. Экземпляры того тиража разлетелись моментально, и теперь к выходу в свет готовится ещё один выпуск. Будущим игрокам предлагается стать соучастниками процесса издания игры — стартовал сбор средств на краудфандинговой платформе. Здесь можно оформить предзаказ и получить игру дешевле, чем она будет в рознице, можно внести небольшую сумму и получить сувениры, связанные с игрой.
— Почему краудфандинг? Потому что мы любим пользоваться этим инструментом, — поясняет Александра. — У нас там лояльная аудитория, и плюс краудфандинг дает людям, которые ищут какие-то интересные проекты, поучаствовать в них, поддержать. Кроме того, мы издательство небольшое, и, хотя мы любим создавать игры — у нас есть и другие, например про шпиона на БАМе — это не основная наш деятельность, поэтому нам нужно стороннее финансирование.
За время войны по Алсибу военные летчики доставили около 8 000 боевых машин, которые внесли важный вклад в победу над врагом. 115 пилотов погибли во время этих перелетов. Память об их подвиге теперь живет и в проекте «Аляска – Сибирь. Секретный аэродром».
— После выхода игры мы получили мощную обратную связь, — рассказывает Александра. — Одни признавались, что они впервые услышали о существовании Алсиба, о его героях, другие заново открыли для себя географию дальневосточных рубежей нашей страны, а некоторые писали о том, что хотели бы посетить эти места славы лично. Такие отзывы для нас лучшая награда. Это значит, что нам удалось пробудить интерес к героическому прошлому нашей страны, протянуть ту самую нить памяти в наши дни.
На Камчатке существует портал, с помощью которого можно переместиться как в прошлое рыбацкой жизни полуострова, так и в будущее промышленного рыболовства. И находится этот портал в музее истории АО «Океанрыбфлот». Мы побеседовали с его руководителем Михаилом Рудько и узнали, какой посыл вкладывает одна из крупнейших и старейших рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний России в создание корпоративного музея.
– Михаил, о чём ваш музей?
– Идея создания музея в 2017 году пришла генеральному директору «Океанрыбфлота» Евгению Новоселову. Непосредственная работа над ним началась летом 2020 года, а открытие музея состоялось в апреле 2022 года. Собрали команду быстро, всё как-то легко складывалось. От старта работы над проектом до открытия прошли всего 1 год и 9 месяцев. Основной идеей была передача знаний о традициях нашей компании, которая успешно работает уже 56 лет, чтобы сохранить память о тех людях, которые своими руками строили и развивали рыбную промышленность на Дальнем Востоке. А также показать труд тех, кто по сей день выходит в море в составе промысловых экспедиций.
– Хотелось бы подробностей о ваших экспозициях...
– Мы стремились включить в концепцию музея образы, значимые для Камчатки и её жителей: суровую природу, флот, богатые морские ресурсы и людей, чья жизнь тесно связана с океаном. Мы хотели показать, как жизнь и работа на краю континента, в суровых условиях океана, формируют уникальные навыки и характер у целых поколений людей.
Используя современные технологии, мы стараемся передать этот опыт максимально ярко и доступно. И интерьер, и экстерьер музея мы выполнили в едином ключе. Цвета, выбранные для оформления музея, отсылают к природной среде нашего края: белый – цвет снега и морской пены, черный – вулканическая лава и песок океанических пляжей, синий – цвет неба и океана.
Перед входом в музей устроена аванплощадь с мощением гранитной брусчаткой и встроенной подсветкой, символизирующей Млечный путь, издавна служивший верным ориентиром морякам. Полукруглый козырек волной укрывает входную нишу. Между внутренним и внешним слоями фасадов устроена декоративная динамическая подсветка – от белого до темно-синего, создающая эффект накатывающей волны.
Площадь музея составляет чуть более 300 метров, это три связанных между собой зала. У нас есть 20 контактных экспонатов, 19 мультимедийных проекторов, три интерактивных сенсорных стола, четыре интерактивные инсталляции с использованием лазерного сенсора и четыре зоны с информационными стендами. Есть у нас и предметы быта и обихода моряков-рыбаков – компас, секстант, судовой хронометр, иллюминатор, кухтыли и другое.
Мы хотели сделать музей таким местом, где традиции и инновации встречаются, создавая уникальное пространство для знакомства с историей и культурой рыбной промышленности Камчатки. Надеюсь, у нас получилось достичь этой цели.
– Какой самый интересный экспонат, на ваш взгляд?
– Наверное, это самый древний из наших контактных экспонатов – адмиралтейский якорь с судна времен эпохи Просвещения. Найден в Авачинской бухте.
Наши краеведы выделяют две версии его появления здесь: якорь остался после боя с англо-французской эскадрой в 1854 году, и вторая – его утратили британские, японские или американские браконьеры, промышлявшие тут в то же время. Возраст это фактурного якоря составляет 150-170 лет, длиной два метра, весом около 260 кг.
Из интерактивных экспонатов могу отметить виртуальную экскурсию на новый супертраулер компании – «Георгий Мещеряков», который в марте 2023 года был признан мировым лидером в номинации «Лучшее судно-завод» по версии Baird Maritime – одного из ведущих мировых издательств в области судостроения, флота и рыбной промышленности. Стоя перед большим панорамным экраном, можно «пройти» по всем палубам и помещениям и посмотреть, в каких условиях трудятся люди. Разворачивая камеру на 360 градусов, есть возможность получить полный эффект присутствия.
Также, один из самых впечатляющих экспонатов лично для меня — это интерактивная карта морей и океанов, где флот нашей компании когда-либо вел промысел. Эта инсталляция наглядно демонстрирует, какой масштаб охватывала работа «Океанрыбфлота»: от Антарктиды до обеих Америк, Гавайских остров, Канады, Аляски, Антарктиды, Индийского океана и других уголков Земли. Когда видишь, насколько широки и разнообразны были маршруты и задачи наших судов, то понимаешь какой огромный путь был пройден и какой вклад в развитие океанического рыболовства внесли наши люди.
– Как организована работа музея – нужно заранее записаться на экскурсию или можно зайти просто так, с улицы?
– Чтобы оптимизировать потоки, мы просим людей предварительно записаться. Экскурсия длится около 50 минут. В зависимости от сезонности количество временных слотов для организованных экскурсий с сопровождением гида варьируется от трех до семи в день. В оставшееся время мы предлагаем гостям самостоятельное изучение экспозиции. Ажиотаж бывает летом, в высокий сезон в дождливую погоду. Все те, кто планировал полететь или поплыть куда-то, но не смог из-за погоды, приходят в музеи. Первый наш турсезон стал серьезным вызовом, и именно поэтому мы пришли к формуле: группа из 15 человек и предварительная запись. С июля по сентябрь у нас, в основном, туристы, а в межсезонье приходят местные жители семьями, парами, в одиночку – с аудиогидом. Всего с момента открытия мы приняли около 25 тысяч гостей, в том числе: туристы, местные, школьники, студенты, сотрудники и ветераны компании, соискатели, деловые партнёры, пенсионеры и многие другие.
Руководство уделяет большое внимание работе с подрастающим поколением – поэтому организованные группы школьников и студентов ходят к нам каждую неделю бесплатно. Недавно запустили большую профориентационную программу, которая рассчитана на месяц для одной группы школьников, в составе которой входят ученики 8-х – 11-х классов. Они приходят в музей для встречи с нашими спикерами: сотрудниками и ветеранами компании, представителями вузов и приглашенными гостями. Ребята участвуют в командных играх, анкетировании, беседах, мы вывозим их на наши производственные объекты, проводим экскурсии на корабли. Так мы стараемся создать связку с теми, кто заинтересован в работе в отрасли и в «Океанрыбфлоте» в частности – мы хотим помочь им делать первые шаги в большую рыбалку, начиная со школы.
– Что рассказывают гостям ваши экскурсоводы?
– Мы рассказываем о развитии океанического рыболовства на Камчатке на примере нашей компании, успешно функционирующей уже более полувека. При этом у нас, в том числе, работают занятые в туристической отрасли гиды-экскурсоводы, обладающие и краеведческими знаниями. В идеале, мы хотели бы, чтобы каждый посетитель увидел существующую здесь глубокую связь между человеком и морем, насколько она сильно влияет на местную жизнь.
Ведь в некотором смысле наш музей показывает не только достижения отечественной рыбопромышленной отрасли, но и сам дух хозяйствования на полуострове. Целые поколения десятилетиями использовали морские ресурсы, приспосабливаясь к сложным условиям, развивали промысел и флот. Это позволяет по-новому взглянуть на рыбную промышленность и понять ее значимость не только с точки зрения экономики Камчатки, но и в качестве важного элемента культурного наследия региона.
– В прошлом году музей высоко отметили в Национальной премии «Корпоративный музей». Это было ожидаемо для вас?
– Мы получили теплый прием от коллег из профессионального сообщества. Но, признаться, на такой успех не рассчитывали – среди конкурентов были такие гиганты как «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», РЖД и многие другие. Наш музей удостоен первого места в номинации «Лучший мультимедийный музейный проект», а также диплома II степени в номинации «Открытие года». Это очень приятно. Кроме того, команда архитекторов, создавшая наш музей, по сей день продолжает получать высокие оценки различных всероссийских и международных архитектурных конкурсов. Так, например, в прошлом году музей вошел в ТОП-100 проектов России, реализованных с 2020 по 2023 годы, которые выбирались из 400 заявок.
– Какие проекты планируете реализовать в рамках музея в ближайшем будущем?
– В первую очередь хотим масштабировать профориентационный проект – хотим сделать наш музей образовательным центром для тех, кто хочет испытать себя в морской профессии. Также нам важно обновление мультимедийного контента нашего музея – если мы хотим поддерживать интерес гостей, то должны делать выставки более увлекательными и информативными. Будем обновлять экспозицию уже в ближайшее время. И третье – хотим стать более открытыми для взаимодействия с местным сообществом, планируем проведение массовых мероприятий на нашей площадке.