Количество пользователей якутской метасреды «Обращайся» резко выросло на фоне нестабильной работы мессенджеров Telegram и WhatsApp
В конце января в Якутии четверо суток по всей республике фиксировались сбои в работе популярных мессенджеров. Одно из объяснений отсылало к профилактическим работам Роскомнадзора, но как бы там ни было на самом деле, этот сбой сыграл на руку якутским разработчикам приложения «Обращайся» — число скачиваний программы выросло кратно.
EastRussia неоднократно рассказывало о проекте в своих материалах. На этот раз мы решили выяснить, как разработчики справились с резко возросшим трафиком и каким образом планируют развивать проект дальше. Об этом нам рассказал генеральный директор IT-компании «Сахавизион» Петр Бурцев.
– Наше приложение уже установлено на примерно 30 тысячах устройств. Когда начались сбои с мессенджерами, мы переживали, что не выдержит система, технически не выдержит. У нас были десятки тысяч запросов, но система прекрасно справилась с нагрузкой, мы не увидели «бутылочного горлышка», система прекрасно справилась со всеми задачами, – рассказывает Петр Бурцев.
Когда легли «буржуйские» программы для общения, жители Якутии смогли и дальше совершать привычные действия: запрашивать информацию, получать ответы и даже продавать.
– Когда была блокировка иностранных мессенджеров, мы прекрасно работали: сотрудники, у которых в кабинетах установлен корпоративный мессенджер, цифровая почта, между собой общались, был обмен документами, рабочие процессы не остановились, продолжался приём обращений от людей, – рассказывает Петр. – У нас цифровые кабинеты установлены практически по всей территории республики и люди, которые живут в труднодоступных районах, у них всегда есть возможность обратиться в органы местного самоуправления, получить справку, оформить документы. Муниципальные образования и бизнес, зарегистрированные в нашей системе, не почувствовали сбоев.
«Обращайся» это не совсем мессенджер. Изначально, по сути, это была система электронного документооборота с возможностью общения с клиентами для тех компаний и структур, внутри которых запрещено пользоваться иностранными электронными продуктами.
– Уникальность нашего корпоративного мессенджера на стороне организаций и бизнеса в том, что мы набираем название компании, и у нас появляется весь список зарегистрированных работников и мы выбираем нужного, – делится Петр Бурцев.
Вскоре общение вышло за рамки внутрикорпоративного – люди захотели общаться не только по профессиональным вопросам. Собственно, этому и было посвящено большинство запросов от пользователей «Обращайся» – хотим мессенджер!
– Люди хотят мессенджер, чтобы общаться между собой. Любая система работает, когда есть коммуникация. Поэтому мы решили сосредоточиться на мессенджере, – рассказывает о планах Петр Бурцев. – В середине марта мы должны выпустить аналог таких мессенджеров, как WhatsApp и Telegram в рамках нашего приложения «Обращайся».
Кроме того, в ближайших планах – увеличение мощности сервера и масштабирование на все регионы ДФО.
— Мы готовы выходить за пределы республики, нас выбрали в акселераторе ФРИИ «Спринт» Минцифры. В апреле мы должны выйти на уровень Дальневосточного федерального округа, сейчас проходим интенсивное обучение. Мы также внесены в реестр программного обеспечения России как импортозамещающие отечественные разработки.
Так что не исключено, в этом году в смартфонах дальневосточников появится еще один ярлык приложения — синяя волна на белом фоне. Это и есть «Обращайся».
Алексей ЕлашИнициатор разработки, гендиректор IT-компании «Сахавизион» Пётр Бурцев рассказал EastRussia о достоинствах приложения и метасреды, а также о том, на что пошлось пойти, чтобы разработка состоялась, почему нет пути назад, и кому метасреда «Обращайся» будет интересна особенно (спойлер – всем).
– Пётр Васильевич, как появилась метасреда «Обращайся»? Что это такое вообще?
– Начну с небольшого отступления: последние 11 лет я работаю в «Агентстве правового содействия органам местного самоуправления» РС(Я), которое оказывает правовую поддержку администрациям поселений, районов, где нет штатных юристов. То есть такой юридический аутсорс. В последние полтора года активно начался процесс цифровизации и автоматизации органов местного самоуправления, разработка автоматизированных информационных систем для муниципалитетов, чтобы им было удобно работать, чтобы вся информация была в одном месте, чтобы без лишних проволочек готовились необходимые документы для граждан, для надзорных органов, чтобы на руках всегда были нормативно-правовые акты.
Собственно к идее создания метасреды «Обращайся» подтолкнул опыт работы в «Агентстве правового содействия» и наработок с органами местного самоуправления. Некоторые вещи мы практически напрямую внесли в метасреду, используя те инструменты и механизмы, которые сейчас актуальны для граждан – соцсети, мессенджеры, обращение в бизнес- и госструктуры, а также электронное взаимодействие.
Сначала мы – «Сахавизион» занялись разработкой более узкого продукта – «Кабинета муниципального служащего». Как раз началась пандемия, онлайн-совещания, но надо сказать, что пандемия не сильно оказала влияние на нашу работу: мы уже к тому времени использовали многие дистанционные способы ведения работы из-за наших больших расстояний – те же видеозвонки и тому подобное. Но пандемия ускорила процесс улучшения инструментов удалённого взаимодействия, подтолкнула к их разработке. В итоге мы пришли к идее такого виртуального кабинета, где бы все собрались, среды, в которой находились бы и граждане, и органы власти, и бизнес. Сразу было понятно, что это должен быть простой инструмент, интуитивно понятный и мы разработали механику всего этого процесса, а сейчас ведём доработку и развитие нашей метасреды.
– Но есть ведь соцсети, в которых и бизнес, и власть и уж тем более граждане имеют свои аккаунты, представительства… Вы собираетесь с ними конкурировать?
– Соцсети – это замечательно. Вот даже «ВКонтакте» - наша, отечественная. Но у неё другая концепция. Отличие нашей платформы в том, что она включает в себя иные инструменты и её архитектура выстроена так, что она быстрее соединяет ведомства, граждан, бизнес и общественные организации. Её функционал заключается в обработке взаимодействий и при этом наша платформа является каналом коммуникации – и с «ВК», и с «Госуслугами».
Вот на «Госуслуги» человек заходит, чтобы получить те или иные регламентированные государственные услуги – паспорт поменять, участок зарегистрировать, штраф заплатить… При этом у гражданина есть вроде бы информация о том, КАК это сделать, но нет единого источника этой информации, где можно было бы всё посмотреть. Вот пример – надо записать ребёнка в детский сад, но гражданин не знает на какой сайт зайти, какие документы нужны, как заявление правильно написать. Ему надо прийти в управление образования, встретиться со специалистом, который скажет: «Заходите на сайт «Госуслуги», выберите такую-то вкладку, отсканируйте такие-то документы, прикрепите их и отправьте, рассмотрение продлится столько-то дней…». И вот ту коммуникацию, которая нужна этому гражданину для того, чтобы попасть на «Госуслуги», он получит в метасреде «Обращайся». Здесь можно сделать онлайн-запрос у подведомственной организации и получить ссылку, разъяснение по всем шагам процедуры записи ребенка в детский сад.
Сейчас обращения граждан через интернет часто отправляются в «никуда». Человек выбрал министерство социальной защиты, например, написал туда обращение, оттуда оно пошло или по ведомствам, или в район вернулось, проходит время, человек уже успевает иногда сходить к специалисту и решить свой вопрос, прежде чем получит ответ на своё обращение.
– Получается такой предварительный шлюз?
– Да-да! Это одна из целей и задач метасреды. Заполнить промежуток, облегчить первый контакт, создать канал коммуникации со структурами и государственными, и иными, которые необходимы в конкретном случае. Поэтому мы не конкуренты «ВК», мы не конкуренты «Госуслугам» и другим информационным системам. Мы помогаем гражданам в первую очередь, чтобы они получили доступ к нужным им источникам.
– В «Обращайся» уже много не только граждан-пользователей и органов власти, и тех же детских садов, но и представителей бизнеса, предприятий. Чем метасреда интересна для предпринимателей?
– Для бизнеса здесь вообще идеальные условия. Есть сразу несколько направлений электронного взаимодействия, начиная от коммерческих предложений и рекламы, заканчивая получением информации о торгах и закупках. Можно использовать свой канал и как маркетплейс!
Бизнесу мы предлагаем так называемый цифровой кабинет, который для предпринимателя, руководителя будет обладать такой же ценностью, как калькулятор для бухгалтера, как привычный и необходимый нам всем смартфон или компьютер. Это «цифровой двойник» можно сказать кабинета, из которого ведется управление каналом, выставляются посты, предложения товаров и услуг, отсюда же осуществляется купля-продажа с использованием интегрированной платежной системой «ЮKassa». Отсюда же можно вести рекламную компанию, писать коммерческие письма, адресно работать с конкретными потенциальными клиентами. А организации, например школа, может сделать ценовой запрос. Например, школе нужны принтеры – директор делает рассылку по профильным компаниям, получает ответ и выбирает себе того контрагента, который предложит лучшие условия.
– Как вы намерены поддерживать стабильность функционирования метасреды? Недавние сбои в одном из достаточно популярных мессенджеров вызвал волну миграции на другие сервисы.
- У нас есть конечно соответствующие технические службы, программисты, свои сервера, которые находятся на территории Российской федерации. Все технологиии, применяемые нами, отвечают требованиям Минцифры. Более того – метасреда «Обращайся» использует исключительно импортозамещённые инструменты. Это полностью российское программное обеспечение, которое имеет возможность интеграции через API со всеми сервисами и программами для работы органов местного самоуправления. Мы проходим сейчас сертификацию по этому поводу и в ближайшее время мы получим от Минцифры документальное подтверждение того, что мы создали исключительно российский продукт.
Ещё мы ведём разработку полностью отечественного приложения видеоконференцсвязи, и рассчитываем, что оно будет готово уже к декабрю.
– А как велась разработка? Вы получали пользовались какими-то льготами?
– Нет, вся разработка велась на собственные средства и кредиты. Вложили всё что было – я заложил квартиру, машину. Мы как выпущенная стрела – пути назад нет. Но мы стали резидентом технопарка «Якутия», нам дают там помещение, и мы надеемся на более пристальное внимание со стороны государства, тем более, что наша метасреда, не подменяя «Госуслуги» и не конкурируя с ними, помогает власти осуществлять свои полномочия и устанавливать контакт с гражданами, взаимодействовать с ними. Господдержка бы нам очень пригодилась и в плане финансирования, и в плане продвижения.
– Что у вас с пользователями? Любой программный продукт, тем более соцсеть, метасреда останутся лишь пустой оболочкой, если не наполнится пользователями. Как у вас с этим обстоят дела?
– Начну с того, что уже сейчас приложение доступно для скачивания в App Store, RuStore, Galaxy Store, AppGalery (Huawei Store) и проходит модерацию на попадание в Google Play. Также его можно установить, скачав с сайта, на котором есть подробные инструкции по организации собственного канала.
По пользователям у нас очень хорошая динамика, при том, что мы не ведём рекламную компанию и не собираемся это делать в будущем. Да - мы не будем завлекать пользователей, убеждать их скачать наше приложение. Потому что по нашей задумке эту работу будут вести ведомства, министерства, бизнес – те структуры, которые обоснуются в метасреде и будут иметь здесь свои «цифровые кабинеты». Приведу пример – вот есть у человека небольшой бизнес, кафе, скажем. И ему, когда он установит наше приложение, больше ничего не надо будет – не надо создавать сайт, не надо будет создавать собственное приложение, чтобы привлекать клиентов. Он сможет использовать наше приложение как своё, работать со своими клиентами, которые будут подписываться на его канал, информировать их об акциях, предложениях и тп. А пользователь – обычный гражданин – будет видеть в своей ленте сразу всю информацию от всех организаций, на которые подписан.
Что же до конкретного числа пользователей, то буквально за неделю после нашей презентационной пресс-конференции, которая состоялась 18 октября 2022, у нас появилось больше тысячи пользователей и 200 запросов от администраций различного уровня на создание каналов. Всего в Якутии 443 муниципальных образований. Мы рассчитываем, что они все в скором времени обзаведутся собственными цифровыми представительствами в «Обращайся». По нашим оценкам, каждый такой аккаунт приводит в метасреду как минимум 500 пользователей, т.е. мы думаем, что уже в ближайшем будущем у нас будет не меньше четверти миллиона пользователей, которым важно взаимодействие именно с госструктурами и организациями. Каждый бизнес-канал приведет около тысячи пользователей, считают наши аналитики. До Нового года, думаю, мы будем иметь в числе своих пользователей всю Якутию, но останавливаться на этом не намерены. Наш продукт имеет абсолютно все возможности для использования по всей стране, и мы хотим показать всей России на что способен Дальний Восток!
Инициатор разработки, гендиректор IT-компании «Сахавизион» Пётр Бурцев рассказал EastRussia чего удалось добиться за год, какой функционал уже доступен пользователям метасреды и что появится в ближайшее время.
– Год – это ощутимый срок для инновационного продукта. Мы намного продвинулись с момента нашей встречи, я бы сказал процентов на 80. Это касается всех аспектов – и количества обращений, и расширения функционала. Увеличилось и количество пользователей, причём надо отметить активность бизнеса – мы приросли бизнес-структурами и количественно, и качественно: среди наших пользователей появились крупные предприятия – Мегафон, Газпромбанк, нефтяная компания «Туймаада нефть», «Полярные авиалинии», сеть канцтоваров «Азбука», сеть сувенирных товаров «Камелек».
Само приложение стало работать стабильнее. Сейчас у нас основной упор ведётся на его возможностях как корпоративного мессенджера. Уникальность состоит в том, что пользователь получает возможность связаться с любым сотрудником организации, подключённой к метасреде «Обращайся». Идентификация людей происходит по месту работы. И это, пожалуй, коренное отличие от других мессенджеров, представленных на рынке. В нашей системе поисковик находит пользователей по должности и организации.
Скажем вам нужно решить вопрос, и вы находите нужную организацию – государственное ведомство, орган местной власти или бизнес. Поисковик показывает вам список всех сотрудников и вы обращаетесь напрямую к тому, кто может решить ваш вопрос.
Добавили мы функционал цифровой почты – она отличается от прочих способов электронного взаимодействия тем, что не нужно вводить какой-то электронный адрес, узнавать этот адрес – например email конкретного человека. Нам не нужен адрес – сообщение, файлы можно сразу отправить участнику метасреды.
– Но, чтобы обеспечить такую связь, надо чтобы все организации, которые только существуют, были бы участниками метасреды «Обращайся»?
– Именно так. И мы над этим работаем – над созданием всеобъемлющего пула организаций. Пока в масштабе Республики, но с течением времени, надеюсь, мы эту задачу выполним. Наша главная концепция – создать глобальное сообщество. Сообщество самых разных организаций и людей – от государственных до общественных и бизнеса, включая публичных деятелей – лидеров мнений, общественников, блогеров. Такое сообщество, в котором бы люди, с помощью разнообразных инструментов могли общаться, продвигать свой бизнес, свой контент, инициативы, акции, оповещать своих соседей, односельчан, единомышленников. Чтобы и конкретный человек, и организация могли общаться с другими организациями, заказывать товары, услуги и тому подобное.
Чтобы это организовать мы строим «Обращайся» на основе браузерных цифровых кабинетов. Они имеют разное наполнение в зависимости от нужд и характера пользователя – ведь обычному человеку не нужны многие вещи, крайне необходимые, скажем, муниципальному органу. Например, для организаций есть и возможность ведения архива, и системы отчетности, организованы каналы внутренней коммуникации и каналы связи с другими организациями.
Главная наша гордость это микротендер. Это такое рабочее его название. Это не торговая площадка, которая требует какой-то аккредитации, но это площадка, где можно размещать запросы и коммерческие предложения – такая платформа товаров и услуг. Заказчик может запрашивать различные предложения, выбирать из них и делать заказ. Для поставщика такая система удобна тем, что это короткие прямые заказы, которые он может обслужить и потратить на это минимум усилий и времени. Это не подмена госзакупок. Это решение насущных вопросов, удовлетворение потребностей, не требующих аукциона и соответствующего оформления документов. Например, купить компьютер, картридж, бумагу. Это решение текущих вопросов.
Здесь бизнес может с помощью фото, мультимедиа подробно описать своих товары и услуги, прорекламировать себя подробно. Эта механика сейчас уже начала работать. У нас зарегистрированы 300 муниципальных образований. Они размещают свои вопросы – это может быть изготовление вывесок, баннеров, или вот недавно был запрос на утилизацию автомобилей. Зарегистрированный в системе бизнес видит эти заявки и предлагает свои возможности, назначает цену, клиент – муниципальное образование – сравнивает предложения и делает выбор. Не надо никуда звонить, слать email, искать адрес электронной почты, номер телефона – всё происходить в нашей среде.
Кроме того мы сейчас активно тестируем и уже в ближайшее время запустим видеоконференцсвязь – планируем подключить этот функционал в сентябре. Ещё мы приступили к обучению собственной нейросети – она сможет писать отчеты, статьи, письма заполнять формы справок, то есть станет реальным помощником государственного и муниципального служащего, облегчит жизнь офисным работникам. Плюс мы хотим интегрировать нашу метасреду с популярными мессенджерами и соцсетями с Telegram, Вконтакте, с «Одноклассниками», чтобы можно было продвигать свой контент сразу и там, работать со всей базой клиентов.
– Механизм оплаты услуг и товаров уже интегрирован в «Обращайся»?
– Да, мы встроили платёжную систему ЮKassa – это разработка Сбера, которая имеет механизм «Безопасная сделка», когда деньги покупателя замораживаются и переводятся продавцу, только когда тот предоставляет товар или услугу.
Конечно же участники метасреды «Обращайся» могут между собой договориться о других способах оплаты, включая и выставление счетов, и даже оплату наличными.
– Вы вот только что произнесли слово «безопасность». Какими средствами вы располагаете, чтобы обеспечить безопасность работы внутри вашей метасреды? Ведь её участники делятся весьма чувствительными данными.
– Что касается безопасности приложения, могу сказать, что в январе этого года мы зарегистрировали свои наработки в реестре программного обеспечения Российской Федерации. А чтобы туда попасть, надо пройти очень серьёзную проверку – только по времени она заняла полгода. То есть мы – полностью проверенный, полностью отечественный продукт, который выполняет все требования закона по защите данных. Наши сервера находятся только в России. Благодаря тому, что мы получили аккредитацию, мы становимся востребованными со стороны органов местной власти. Потому что по 149 ФЗ органам местного самоуправления, органам государственной власти запрещено использовать иностранные мессенджеры и другие разработки при оказании муниципальных услуг и выполнения государственных заданий.
Конечно же у нас постоянно ведётся мониторинг и учения по отражению сетевых атак, попыток взлома, DDoS-атак. Мы периодически проводим тестирования в поисках узких мест и уязвимостей, постоянно совершенствуя работу нашей системы. Можем смело утверждать, что готовы к любым нагрузкам и испытаниям.
– Сколько у вас сейчас пользователей – физических лиц, организаций?
– Метасредой «Обращайся» сейчас пользуются около 500 организаций и более 12 тысяч физических лиц. Числа может и не поражают воображение, но при этом мы вообще никакой рекламной деятельности не ведём. От слова «совсем»! Информация и сама метасреда распространяется органически – идёт от человека к человеку, от организации к организации. Это наша сознательная позиция, мы хотим убедиться, что наша система действительно полезная вещь, что её полезность продиктована насущными потребностями наших сограждан, организаций, бизнеса без влияния на неё маркетинговых действий, рекламы и пиара.
Мы за естественный рост ещё и потому, что любой проект растёт, нуждается в корректировках, оптимизации. Когда мы делаем это без резких движений, необходимости справляться с бесконтрольным наплывом пользователей, мы можем гарантировать качество, продуманность и глубокую проработку наших решений.
– Но всё же, насколько я помню, у вас вполне серьёзные амбиции есть в части масштабирования проекта: как в плане увеличения количества пользователей, так и в плане расширения их географии.
– Да, мы не собираемся ограничиваться только Якутией. И, собственно, у нас уже есть пользователи из самых разных уголков страны. Один из них, например, – это аккредитованная организация из Санкт-Петербурга, которая разрабатывает навигационные паспорта, паспорта вертолётных площадок. Очень, к слову, важная для нашей Республики работа – вертолётные площадки при наших расстояниях имеют жизненно-важную функцию.
При этом мы завязываем контакты с другими регионами – буквально на днях я по телефону общался с заместителем главы посёлка в Бурятии. Он очень заинтересовался как раз по тому, что модель, которую мы здесь сделали, это оптимальное решение задач муниципалитета. Что в Якутии, что в Бурятии, что в Тверской области у местной власти одинаковые боли – это работа с населением, это одинаковые по сути задачи взаимодействия с другими организациями будь то властные структуры или бизнес. К «Обращайся», кстати, подключилось больше половины всех муниципалитетов Якутии. Запустили пилотно наш продукт во всех управах Якутска, все пригороды Якутска подключились к нашей системе – сейчас проводим обучение, и скоро они начнут работать в полную силу.
Думаем и о масштабировании за пределами России. Недавно были в Казахстане по линии экспортного центра. Получили хорошие отзывы и высокие оценки от коллег из Казахстана. Они особенно отметили ключевое отличие и преимущество нашей системы, которая заключатся в том, что человек может наблюдать за тем «КАК» и «КТО» решает его вопрос, его проблему: будь то обращение в органы власти, или к бизнесу, в любую в общем-то организацию. Человек контролирует своё обращение.
Ведь что мы видим сейчас? Да у госорганов, у многих бизнес-организаций есть формы обратной связи. Человек пишет туда письмо и… оно часто будто проваливается в черную дыру. Человек ждёт положенный по закону срок, и всё это время он в неведении. Он вообще знает занимается ли кто-то его вопросом. А в «Обращайся» он получает уведомление, что его запрос приняли в работу, он видит, что его обращение получили, что оно в обработке, человек может уточнения какие-то сделать, ему могут уточняющие вопросы задать, попросить какие-то документы – всё происходит прозрачно для того, кто обратился.
Но, конечно, в первую очередь мы делаем ставку на развитие внутри России. Подготовили презентацию, поедем на Восточный экономический форум вместе с нашим IT-парком. С этого момента начнём продвижение по Дальневосточному федеральному округу, сейчас готовим информационные, методический материалы, чтобы наши потенциальные будущие пользователи смогли оценить все плюсы «Обращайся».
– Что ж, до встречи на восьмом ВЭФе!
Убедившись на собственном опыте, как сложно управлять бизнес-процессами, разработчики СМАРТ ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) создали программный продукт, помогающий сократить издержки, повысить эффективность и увеличить прибыль предприятий малого, среднего и микробизнеса. О том как создавалась система, почему и кому она пригодится EastRussia рассказал глава компании Артем Петухов.
– Артем, расскажите о своей компании: вы работаете только над автоматизацией бизнеса или есть другие направления?
– Наша компания Смарт Юнит была основана в Якутске в 2012 году. С этого же года мы стали резидентом технопарка «Якутия». На старте нас было двое, мы прошли путь от программиста и руководителя проектов в ведущих российских компаниях до собственного бизнеса. Занимались хардваром (аппаратной составляющей — прим. авт.), но поняли, что это очень затратно и сконцентрировались на софте. Проектов у нас очень много – например, мы создали систему противодействия лесным пожарам, техногенным пожарам, логистическую схему северного завоза, систему мониторинга авиационных двигателей, которую презентовали президенту Владимиру Путину этим летом и получили очень высокую оценку от него. Сейчас расширяем и углубляем ERP-систему.
– Что такое ERP-система простыми словами?
– На самом деле это не так сложно, как может показаться. ERP-система – это комплексная система управления предприятием. Экосистемное решение, которое позволяет автоматизировать все основные направления деятельности компании: управление проектами, производством, командой, заказами, продажами, организует складской учет, финансовую аналитику, документооборот. Все, что нужно предприятию, мы автоматизируем. На рынке сейчас много разных решений: CRM-системы – для управления продажами, есть системы для бухгалтерии, для документооборота, но все они разрозненные, неудобно пользоваться большим количеством систем. Мы как раз пошли в сторону максимальной интеграции, чтобы человек использовал всего одну систему автоматизации в работе.
– Как работает система автоматизации на примере конкретного предприятия?
– Есть очень хороший кейс – наш клиент Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина. Они используют все модули системы. Как все работает: поступает заказ на печать буклетов или календарей – тут же продажник формирует заказ онлайн, в момент его формирования он может посчитать стоимость заказа и проверить наличие материалов. Раньше, чтобы этот заказ исполнить, сотруднику типографии нужно было вначале сходить на склад, уточнить, есть ли в достаточном количестве краска, бумага, потом сходить в цех и узнать, свободно ли оборудование. Теперь он это все может сделать в режиме онлайн. После того как принимает заказ, он переводит его в статус производства – и начинается работа. Начальник производственного цеха может отследить работу на каждой стадии. В момент передачи готовой продукции на склад коммерческий отдел видит, что все готово и заказ можно отгружать клиенту. В блоке финансовой аналитики учитывается, сколько материалов израсходовано, сколько времени потрачено, сколько брака.
– Насколько повысилась эффективность типографии с использованием автоматизации?
– Производительность у них выросла на 46%, а прямая экономия составила шесть млн рублей в год. Ежегодная экономии сырья выросла до 12%. Эффект очень классный. Раньше у них главной проблемой была коллективная ответственность – никто не хотел брать на себя вину за брак, например. Теперь все прозрачно, каждый наряд закреплен за определенным человеком. Люди стали более ответственно относиться к своей работе.
– Много ли у вас клиентов и интересантов?
– Клиентов пока немного. Реальные продажи систем мы только начинаем – около 15 клиентов по этому направлению. Планируем выход на иностранные рынки параллельно с российским. Есть уже тестовые запуски в ЕС, Индии и Китае. С госорганами начали работать – у правительства Якутии тоже есть потребность в части управления проектами и финансовой аналитики.
– Для каких предприятий полезен ваш продукт? Доступен ли он для предприятий малого и микробизнеса?
– Стоит отметить, что крупнейшие системы класса ERP – такие как SAP, AXAPTA, ORACLE (ушедшие из России) могут позволить себе использовать только такие гиганты как Газпром, РЖД, АЛРОСА. А средние, малые компании и тем более микробизнес никогда этого не смогут – слишком дорого. Мы поняли, что эту нишу мы можем занять и создали доступные системы ERP-класса непосредственно для среднего бизнеса, МСП и микро. Кстати, для микробизнеса у нас есть бесплатный тариф с полным функционалом. Небольшие предприятия могут всю жизнь сидеть на бесплатном тарифе. Это наша маленькая дань небольшим предприятиям, ведь мы и сами начинали как микро бизнес – нас было двое – и мы знаем, как тяжело маленьким компаниям приходится на старте. Сейчас такое время – даже самые маленькие предприятия должны заниматься анализом. Например, если Газпром потеряет 500 млн рублей – им будет неприятно, но не критично, а если маленькое предприятие потеряет 500 тыс. – для них это будет катастрофа. Очень важно считать доходы, расходы, понимать ценообразование. При использовании ERP все это считается автоматически.
– В какой момент предприятию лучше прибегнуть к ERP-системе? С нуля или в процессе деятельности?
– Это не принципиально. Можно запускать систему и с нуля, и в процессе. Тут главная идея в том, чтобы система работала не для руководителя или продажника, а для всех сотрудников. Повышается эффективность за счет того, что происходит быстрый обмен данными между направлениями, и эти данные абсолютно точные.
– А сами вы в своей деятельности используете свою разработку?
– На самом деле мы и стали первыми своими клиентами – около семи лет назад мы создали систему управления проектами, перебрав до этого все, что было доступно на рынке. Сделали свою первую версию, позже показали ее типографии, им понравилось. По их запросам мы добавляли разные модули. Создали систему и поняли, что имеем отличный продукт. Решили его масштабировать. Мы вложили в проект много денег и сил, и теперь делаем на него большую ставку.
– Сколько человек работает в Смарт Юнит?
– У нас в штате 35 человек. Мы сторонники маленьких, но эффективных команд. Например, ВКонтакте разработали десять человек, в Телеграмме работают около 30 человек. Количество не всегда переходит в качество. Сейчас наша команда занимается разработкой новых модулей системы – эйчар, модуль закупок, маркетинг и ремонты оборудования.
– В Якутии очень сильный ИТ-кластер. Как у вас складываются отношения с конкурентами?
– В Якутии конкуренции в ИТ-сфере нет, мы все друг друга знаем и дружим. Рынок огромный и про конкуренцию говорить не приходится. Скорее – о дефиците ИТ-компаний. Работы много – всем хватает.
Андрей Насонкин, выпускник ДВФУ, работает в своей alma mater ассистентом преподавателя, преподаёт программирование и разработку игр на Unity (Unity — кроссплатформенная среда разработки компьютерных игр – прим ред.), а в свободное время занимается созданием игр вместе со своей командой. В интервью EastRussia рассказал, о начале своего пути в геймдеве (GameDev, от английского games development — «разработка игр» — процесс создания игры: от разработки и дизайна до выпуска на рынок).
— Андрей, для вас и для вашей команды создание игр — это ещё хобби или уже источник дохода?
— По большей части это хобби, но мы хотим сделать это нашей основной работой. Сейчас ищем гранты, инвесторов и финансирование, чтобы полностью сосредоточиться на разработке игр.
— Когда возникла идея заниматься играми? У вас есть какой-то бренд? Сколько вас?
— Нас сейчас 10 человек. Назвали мы себя «Shiza Games» Началось всё примерно пять лет назад, когда мы учились на бакалавриате: мы участвовали в хакатоне — это был геймджем, где за 48 часов нужно было создать игру на определенную тему. Игра-победитель получала приз. Тогда я впервые собрал команду из четырех человек, и, хотя мы ничего не выиграли, это дало нам много опыта и положительных эмоций. После этого мы решили продолжить. За все время мы участвовали примерно в пятнадцати подобных мероприятиях, и нам это до сих пор нравится.
— Когда появилась первая игра, которой вы гордитесь, которую «не стыдно людям показать»?
— Это было во время второго джема, когда мы победили. Тема была «duality» — двойственность, и мы сделали игру про робота с магнитной пушкой. Робот мог либо притягиваться, либо отталкиваться от объектов, в зависимости от полярности. Эта игра до сих пор выглядит достойно, и её не стыдно показать. Мы тогда участвовали в Global Game Jam — этот проект проводится по всему миру, а в ДВФУ была организована локальная площадка для студентов. Мы победили на локальном уровне и получили приз — поездку в Санкт-Петербург на игровое мероприятие. Это нас очень вдохновило.
— На кого вы учились по специальности?
— В моём дипломе написано «Прикладная информатика в компьютерном дизайне». Это направление включает в себя множество дисциплин: от веб-дизайна и программирования до работы с графикой и офисными программами. Мы изучали и C#, и JavaScript, и многие другие вещи.
— Ваша команда — это ваши однокурсники?
— В основном это мои бывшие одногруппники, но есть также несколько ребят с младших курсов и пара знакомых. Все мы учились по одной специальности. У нас есть и художники, но они тоже с факультета прикладной информатики.
— Можно ли вас назвать стартапом?
— Пока мы не зарегистрированы как юридическое лицо, но в будущем хотим это сделать, чтобы участвовать в конкурсах и государственных программах поддержки. Сейчас мы скорее стартап-команда без юридического статуса.
— Правильно ли я понимаю, что вы делали игры для Яндекса и Республики Алтай?
— Это не был заказ. Мы выиграли грант на поездку на Алтай, где за неделю должны были сделать игру. Мы победили на хакатоне и отправились в экспедицию, где создали игру про Алтай. Позже мы выложили её на платформе Яндекс.Игры.
— Игра про Алтай на Яндексе и другая игра — про викингов, они обе там?
— Да, обе игры выложены на Яндекс.Игры. Игра про викингов называется «The Way of Survival». Мы начали её разрабатывать на проекте ASAP Games School и продолжили в рамках акселератора B8. Мы прошли в топ-10 из 60 команд, я ездил в Якутию для защиты проекта. Опыт был отличный, но призовое место мы не заняли.
— И что говорят метрики? Игра уже приносит доход?
— Мы выложили игру на прошлой неделе, и пока в неё поиграло около 250 человек. Среднее время игры — пять минут, что меньше, чем мы ожидали. Некоторые игроки заходят, но быстро выходят, возможно, из-за долгой загрузки. Планируем оптимизировать игру, чтобы улучшить эти показатели.
Доход есть, но… такой… Мы вставили немного рекламы, и за первую неделю заработали 800 рублей. Конечно, это небольшие деньги, но всё начинается с малого. Вообще геймдев — это не только разработка игры, но и её продвижение. Мы недавно начали работать с метриками, анализировать их и строить гипотезы, чтобы улучшить игру и привлечь больше игроков.
— Во Владивостоке наверняка есть другие команды, которые занимаются играми и уже набили руку, почему бы не пойти к ним за опытом?
— Да, есть, например Game Forest — студия, которая занимается играми типа «три в ряд». Можно было бы пойти туда, чтобы понять, как это работает изнутри, но мне хочется пройти этот путь самостоятельно. Их направление больше на массовую аудиторию, а мы хотим делать инди-игры, которые нам самим нравятся. Например, жанра Rogue-lite.
— Что за жанр?
— Rogue-lite — это поджанр Rogue-like. Rogue-like — игры с высокой сложностью, пошаговыми действиями, перманентной смертью и процедурно генерируемыми уровнями, а в Rogue-lite более динамичный, экшн-ориентированный геймплей. Прогресс частично сохраняется между игровыми сессиями, что делает игру более доступной, чем Rogue-like.
— И вы хотите делать исключительно свои игры?
— Да, нам интересно создавать что-то свое: у нас есть идея, мы ее реализуем, зарабатываем деньги и делаем продукт, который, по нашему мнению, будет хорошей игрой.
— Сколько же денег нужно команде, чтобы сделать полноценный игровой проект?
— Мы рассчитывали, что нужно 15 миллионов рублей и полтора года на разработку. Мы взяли зарплаты ниже среднего: 60-80 тысяч для художников и программистов — и это значительно ниже рынка. У нас 10 человек: это около 800 тысяч рублей в месяц на зарплаты, плюс 1,2 миллиона на аутсорс для музыки и других задач.
— Но пока этих денег нет, какие планы на будущее?
— Мы планируем собрать метрики по «The Way of Survival» в течение месяца, выпустить обновления и отправить проект издателям. Надеемся получить обратную связь, чтобы понять, доделывать ли этот проект или переходить к следующему.
Сейчас главная цель — выйти на коммерческий рынок и заработать деньги. Может на этой игре или это будет следующий проект, а может быть и частный заказ. Нужно найти финансирование, так как на одной мотивации уже тяжело тянуться.
КОНТЕКСТ
Сфера обработки данных стремительно развивается в Китае, становясь движущей силой роста экономики и цифровых преобразований страны.
По информации Государственным управлением данных Китая (ГУД), в прошлом году объем данных, созданных в стране, составил 32 зеттабайта, что сопоставимо с объемом цифрового контента более чем 10 миллионов национальных библиотек.
Возникшая благодаря применению информационных технологий индустрия обработки данных представляет собой комплексное направление, включающее множество цифровых операций, таких как сбор, хранение, обработка, управление данными, их использование, распространение и осуществление транзакций.
Когда концепция «больших данных», некогда воспринимавшаяся как абстрактная, начала активно внедряться в бизнес-процессы, это предоставило компаниям широкие возможности для улучшения эффективности и расширения рыночного присутствия.
В 2023 году объем китайского рынка баз данных превысил 52 миллиарда юаней (примерно 7,28 миллиарда долларов США), а к 2028 году прогнозируется его рост до 93,03 миллиарда юаней.
В 2022 году объем рынка транзакций данных составил 87,68 миллиарда юаней, что составляет 13,4% от мирового рынка данных. Согласно прогнозам, к 2030 году этот показатель превысит 500 миллиардов юаней.
Александр Еременко, профессор Академии цифровой трансформации, преподаватель Восточного института ДВФУ рассказал EastRussia как обстоят дела в отрасли в РФ и прокомментировал китайские успехи.
В конце мая на Дальний Восток с официальным визитом заглянул российский производитель электроники — компания Fplus, которая занимается выпуском различной продукции: от смартфонов до серверов. Передовая группа посетила Хабаровск, чтобы «людей посмотреть», но, в первую очередь, «себя показать». Корреспондент EastRussia отправился на презентацию-встречу.
Импортозамещение полным ходом
— Наверняка же видели гаджеты, которыми проводники поездов пользуются при проверке электронных билетов? — вопросом на вопрос о том, что производит Fplus, отвечает мне представитель компании.
— Вчера только в поезд садился, видел, конечно же, — отвечаю я. В ответ слышу:
— Наша продукция! Помимо РЖД, из известных обывателю компаний нашей продукцией также пользуется «Аэрофлот», взамен IPad`ов.
Еще в 2018 году в компании задумались об импортозамещении IT-оборудования. К весне позапрошлого года появился собственный бренд Fplus, а сегодня уже три десятка продуктов включены в реестр Минпромторга. Это означает, что продукцию Fplus — наряду с другой «реестровой» — могут приобретать госкомпании и корпоративные заказчики, взамен импортного оборудования.
«Сегодня мы — крупный федеральный IT-холдинг, у которого есть собственное производство, дистрибуция, розница, логистика. В нашей компании работают свыше двух тысяч сотрудников. В 2022 году в рейтинге крупнейших IT-компаний России мы заняли первое место», — рассказала в ходе презентации руководитель региональных продаж Fplus Анастасия Никовская.
У Fplus самая широкая линейка IT-оборудования среди российских производителей, в Подмосковье у компании собственный завод на 25 тыс. кв. метров, где производят мониторы, ноутбуки, серверы, принтеры — в общем, все то, что принято называть «железом».
При этом заказчик может выбирать не просто разрозненное оборудование, а готовое решение «под ключ». К примеру, на предприятии есть сотрудники. которые работают, как говорится, «в поле»: сегодня в офисе, завтра — на удаленном объекте, при этом им необходимо полноценное рабочее место. Пожалуйста, берите программно-аппаратный комплекс на основе планшета Fplus T1100-RUS. Это российский планшет на отечественной операционной системе с набором необходимых для работы программ, в том числе офисным пакетом и мессенджерами.
Сервер – наше все
Отдельная гордость Fplus — серверный портфель. Буквально на днях компания выпустила новинку - сервер «Буран», который предназначен для задач, требующих максимальной производительности: на таких машинах обрабатывают данные провайдеры сотовой связи и интернета, транспортные компании, банки и важнейшие госсистемы, например, всем известные «Госуслуги».
Ведущий менеджер отдела технической поддержки Вячеслав Кугуенко, кажется, может рассказывать о серверах часами: как разрабатывали, что улучшили, какой результат в итоге получили. К примеру, сервер «Спутник» уже 1,5 года успешно продается по всей стране. Присутствующие на презентации в зале IT-специалисты задают специфические вопросы о технических характеристиках, сервисе и скорости реакции Fplus на возникающие запросы.
«Важно, что оборудование мы производим самостоятельно, обеспечиваем его сервисную поддержку и обслуживание, а значит заказчики избавлены от рисков, которые им грозят при выборе оборудования, ввезенного по непонятным схемам параллельного импорта», — резюмирует Вячеслав Кугуенко.
Главное — безопасность
За чашкой кофе разговариваем с представителями компании, они отмечают, что пока в нашей стране еще не все пользователи осознали неизбежность импортозамещения.
«Пока инфраструктурное и офисное оборудование работает, никто об этом попросту не задумывается. Но рано или поздно ему требуется обслуживание или замена, и вот тогда начинаются поиски альтернативы. А у нас такая альтернатива уже есть, причем наши решения не уступают зарубежным аналогам», — говорит собеседник.
Понятное дело, что «железо» не может работать само по себе, для этого необходимо программное обеспечение. Fplus активно сотрудничает с ведущими отечественными разработчиками ПО. В компании считают, что каждый должен заниматься своим делом: производитель — аппаратной частью, разработчик — софтом, и уже совместно работать над их совместимостью. Одной из таких точек соприкосновения является мобильная операционная система «Аврора», которая используется на смартфонах и планшетах Fplus. Именно эта ОС установлена в тех самых гаджетах, которыми пользуются проводники пассажирских вагонов РЖД, о которых мы рассказывали выше.
«Сейчас мы делаем упор на защищенности и безопасности мобильных устройств, но конечно же не забываем и об удобстве пользователей. Для того, чтобы смартфоном было комфортно пользоваться, у него должны быть не только современные технические характеристики, но и большое количество привычных приложений. В будущем отечественные смартфоны станут обычным делом, но для этого необходимо время. Ведь работой над ними российские производители и разработчики занялись не так давно», — отметил представитель Fplus.
Клиенты всякие важны
Сегодня на Дальнем Востоке реализуется большое количество проектов, в первую очередь, инфраструктурных — в области горноперерабатывающей промышленности, энергетики, нефти и газа, а также традиционные производства для ДФО — рыба и лес.
«На кого вы рассчитываете в первую очередь на дальневосточном рынке? Кто может стать вашим клиентом?», — спрашиваю я.
«Мы готовы работать со всеми: госсектором, транспортными компаниями, производственными предприятиями. Кого-то отдельно не выделяем, но очень хотим узнать потребности клиента, чтобы предложить ему уже существующие продукты или разработать новые под конкретные задачи. Главная же цель на сегодня — заявить о себе, чтобы клиент, когда ему понадобится техническое перевооружение, знал, что надо обращаться к нам или к нашим партнерам», — рассказали в Fplus.
Первый шаг сделан. Через несколько дней Fplus расскажет о себе во Владивостоке.