Обещания Президента, сделанные во время общения с дальневосточными бизнесменами и жителями Чукотки, обрели форму поручений Правительству РФ
Более 30 вопросов, предложений, обращений выслушал Владимир Путин во время своей недавней поездки на Дальний Восток от жителей Чукотки и представителей бизнеса из различных регионов ДФО. Некоторые из них были решены оперативно, другие требуют проработки и анализа. Самые важные и чувствительные запросы Президент обсудил с членами Правительства РФ на специальном совещании.
EastRussia приводит список поручений Владимира Путина, отправной точкой для которых стали обращения дальневосточников.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Дмитрий Богданов, Чукотка): распространить на Чукотку меру поддержки многодетных семей, практикуемую в Приморском крае, когда семьям, в которых родился третий ребёнок, помогают погасить ипотеку до одного миллиона рублей.
РЕШЕНИЕ: внести изменения в правила программы поддержки многодетных семей и распространить «ипотечную» поддержку не только на Чукотку, но и на другие регионы Дальнего Востока, где рождаемость в многодетных семьях ниже среднего по округу. Помимо Приморья и Чукотки это также Хабаровский край, Еврейская автономная область, Камчатка, Амурская и Магаданская области.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Валентина Дориева, «Бурятский клинический госпиталь»): распространить режим отсрочки льгот по страховым взносам на тех, кто стал резидентом до 1 января 2023 года. Сейчас для птаких компаний льготный период начинается с даты вступления в ТОР, а основная нагрузка на бизнес ложится после ввода объекта в эксплуатацию, в то время как на этапе строительства данная льгота приносит меньше пользы, поскольку основной персонал ещё не нанят
РЕШЕНИЕ: предоставить отсрочку льгот по страховым взносам резидентам ТОР, получившим данный статус с 1 января 2020 года, на период строительства.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Вадим Филатов, сооснователь, заместитель директора «Первой экспедиционной компании»): разработать меры поддержки для строительства складских комплексов на территории, прилегающей к международным пунктам пропуска.
РЕШЕНИЕ: задействовать механизм территорий опережающего развития на определённых земельных участках возле пунктов пропуска. Инвесторы в создании новых транспортно-логистических мощностей на таких участках получат все льготы резидентов ТОР, в том числе поддержку в создании необходимой инфраструктуры.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Никита Яковлев, «Технониколь» Хабаровск): организация региональной логистики, сокращение плеча для экспорта продукции хабаровских производителей, т.к. существующие погранпереходы в регионе сезонные.
РЕШЕНИЕ: ускорить работу по созданию нового пункта пропуска на острове Большой Уссурийский и сопряжённого с ним транспортно-логистического узла в Хабаровске. Как можно быстрее преодолеть бюрократические проблемы в решении этого вопроса.
ВОПРОС (Михаил Тюменцев, Чукотка): возможно ли внести поправки, дополнения в законодательство о возможности использования материнского капитала на приобретение автомобиля?
РЕШЕНИЕ: Расширена программу льготного автокредитования на семьи с детьми из Дальневосточного федерального округа, подразумевающая 25% скидку при покупке автомобиля, произведенного на территории России. Материнский капитал на покупку автомобиля использовать нельзя.
ПРОБЛЕМА (Евгений Стадников, компания «РТЦ» — производитель аэродромной техники, Хабаровск): несогласованность законных актов в части оформления и регистрации самоходных машин, работающих на территории аэропортов.
РЕШЕНИЕ: скорректировать нормативную базу Минтранса с 1 марта 2024 года и обеспечить эксплуатацию самоходной техники в пределах аэропортов. Также внести в законодательство изменения, позволяющие регистрировать в Гостехнадзоре машины, выезжающие на дороги общего пользования.
ПРОБЛЕМА (Анастасия Меньщикова, «Кунашир Тур»): из-за несовершенства инфраструктуры аэродрома Южно-Курильска и неспособностью работать в сложных метеоусловиях в пик туристического сезона приходиться отменять порядка 45 процентов рейсов.
РЕШЕНИЕ: к 2025 году аэродром Южно-Курильска будет оснащён оснастим светосигнальным оборудованием по первой категории захода на посадку, что позволит принимать воздушные суда в сложных метеоусловиях. Финансирование работ предусмотрено Госкорпорацией по организации воздушного движения Росавиации.
ПРОБЛЕМА (Надежда Ефимова, Чукотка): сложности — особенно в межсезонье — при переправе через Анадырский лиман на берег, на котором находится аэропорт Анадыря.
РЕШЕНИЕ: Выделены 120 млн рублей на приобретение 5 аэролодок-амфибий, срок поставки – август 2024. Дано поручение проработать возможные варианты организации мостового перехода через Анадырский лиман.
ВОПРОС (Татьяна Дворцова, Чукотка): Можно ли ввести изменения в правила распределения региональной субсидии на развитие туризма и исключить критерий количества имеющегося номерного фонда, чтобы избежать зависимости, когда небольшой регион, номерного фонда нет, небольшая субсидия и, соответственно, нет возможности развивать поток и номерной фонд.
РЕШЕНИЕ: За счет поступлений от повышения импортных пошлин на вино из недружественных стран установить минимальный размер субсидий, не менее 30 миллионов рублей на регион. Такую поддержку получат 17 регионов по стране. На Дальнем Востоке это — Магаданская область, Еврейская АО и Чукотка.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Александр Сапожников, гендиректор «Русский краб», Владивосток): нужно снизить стоимость доставки рыбы с Дальнего Востока в Центральную Россию. Возьмём такой пример: довезти одну тонну рыбы в Европу с Дальнего Востока стоит 50 долларов. Такую же рыбу довезти в центр Европейской части России стоит 150–180 долларов.
РЕШЕНИЕ: поручение Росрыболовству и Минфину найти финансирование на расширение меры по субсидированию транспортировки минтая на лососевые и сардину иваси.
ВОПРОС (Мария Оросова, врач, акушер-гинеколог Чукотской окружной больницы): возможно ли прикрепить Чукотку к ближайшим перинатальным центрам таких городов, как Владивосток или Хабаровск, т.к. из-за малочисленности населения, сложной логистики и дефицита кадров создание в регионе подобных медицинских центров является нецелесообразным?
РЕШЕНИЕ: 1) закреплены и уже работают в учреждения Чукотки персональные кураторы из числа Федерального центра акушерства и гинекологии; 2) отработана маршрутизация внутри региона, и дополнительные механизмы доставки пациенток в учреждения третьего уровня; 3) консультанты из созданных уже сегодня дистанционных консультативных центров и кураторы региона будут осуществлять телемедицинские обходы непосредственно для пациенток с тяжёлой патологией из группы высокого риска.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Наталья Африканова, действующий врач, хозяйка двух клиник, Бурятия): Можно ли уравнять, хотя бы в части страховой пенсии, сотрудников частных клиник и сотрудников государственных учреждений? У врачей, медсестёр, санитарок нет возможности получить льготную пенсию, потому что Пенсионный фонд не считает время, которое сотрудник работает в частной клинике, за рабочий стаж.
РЕШЕНИЕ: поручение Минздраву проработать вопрос с экспертным сообществом, с медицинским экспертным сообществом и выработать сбалансированные решения таким образом, чтобы и вопросы социальной справедливости были соблюдены, и чтобы все решения в этой сфере соответствовали действующему в России закону.
Помимо этих конкретных решений в работу по профильным ведомствам и комитетам отправятся ситуации, которые высветили в своих вопросах представители «Деловой России». Так Президент поддержал позицию координатора «Деловой России» на Дальнем Востоке Дениса Грося, который сделал обратил внимание на инициативу Минфина, которая, по его мнению, существенно уменьшает возможности льготных дальневосточных режимов — согласно предложению ведомства с 1 января 2025 года новым резидентам ТОР объём предоставляемых льгот не должен превышать объёмы капитальных вложений и средств на НИОКР (подробнее см. материал EastRussia «Льготы раздора»).
— Вы правы, безусловно. Сохранение правил игры, как Вы сказали, стабильность – действительно мать инвестиций, — отмети Президент. — Люди, когда строят планы, бизнес-планы, конечно, должны исходить из того, что ситуация стабильная. …Здесь нужно быть очень аккуратным, чтобы не навредить. Экономия нужна государственных ресурсов, это правда, лишних денег никогда не бывает, но здесь очень важно сохранить этот режим в целом, не ухудшать его. Обязательно посмотрим на это, обязательно с коллегами ещё пообсуждаем.
— Очень порадовало, что Президент страны сказал о необходимости ещё раз проработать этот вопрос, — сказал Денис Грось, отвечая на вопрос корреспондента EastRussia. — Крайне важно сохранить имеющиеся правила игры, особенно, потому что ведение деятельности здесь на Дальнем Востоке существенно отличаются от того, что имеется в Центральной России, не говоря уже о том, что есть у наших соседей в Южно-Азиатском регионе. Операционную эффективность мы можем поддерживать как раз благодаря льготам по страховым взносам на фонд отплаты труда, но их Минфин тоже собирается ограничить объёмом капвложений. При этом многие проекты на Дальнем Востоке не были бы вообще реализованы, если бы не территории опережающего развития.
Ещё одну тему, касающуюся большого количества предпринимателей и не только дальневосточных, затронула сопредседатель межрегионального отделения по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области «Деловой России» Эльвира Кускова: с 2020 года удвоилось количество компаний, оказавшихся в реестре недобросовестных поставщиков. Причём многие попали туда по независящим от них обстоятельствам — сначала обрушились логистические цепочки из-за пандемии коронавирусной инфекции, затем произошло глобальное переформатирование поставок из-за санкций недружественных стран. В результате затянулись сроки поставок, некоторые сделки были полностью сорваны и компании не смогли выполнить обязательства перед контрагентами.
— В итоге получилось, что предприниматели, которые ранее хорошо работали и великолепно себя ранее зарекомендовали на госконтрактах, были таким твёрдым плечом для госзаказа и для госкорпораций, вдруг оказались в этом реестре, — пояснила Эльвира Кускова в беседе с корреспондентом EastRussia. — Без вины виноватыми оказались. И мой вопрос прозвучал именно таким образом, чтобы доработать критерии внесения в реестр недобросовестных поставщиков, чтобы туда не попадали поставщики по независящим от них обстоятельствам. Владимир Владимирович ответил, что да, они просчитают, проработают этот вопрос. Он отметил, что это очень тонкая грань, но проблема действительно назрела и нужно сохранить доброе имя тех, кто действительно умеет хорошо работать в рамках государственных контрактов, тем более в новых реалиях.
Владимир Путин 18 июня посетил Якутию. Визит планировался на январь и должен был стать частью президентской кампании, но не состоялся из-за непогоды. Корреспондент East Russia о главных моментах президентской поездки.
Приоритетный округ
В ходе рабочей поездки в Якутию Владимир Путин вновь обозначил приоритетность развития Дальнего Востока «на весь XXI век без всякого преувеличения». Президент обратил внимание на темпы роста экономики ДФО, которые превышают среднероссийские. Глава государства отметил необходимость дальнейшего развития инфраструктуры: поддержку получит Восточный полигон, будет развиваться судостроительный кластер. Владимир Путин дал также понять, что власти держат в уме строительство моста на Сахалин, однако сейчас в центре внимания главы государства строительство моста через Лену: президент накануне поездки в Якутию обсудил финансирование объекта с министром финансов Андреем Силуановым. Ожидается, что благодаря возведению этого перехода валовый продукт в республике вырастет на 3%, а прямые затраты бюджета снизятся на 4,7 млрд рублей.
Глава Якутии Айсен Николаев попросил поддержки в реконструкции двух аэропортов — Усть-Куйги и Ленска. В рамках действующего комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до конца 2024 года в Якутии выполняется реконструкция 14 аэропортовых комплексов. Весной 2020 года власти региона сообщали, что финансирование 10 аэропортов, в том числе в Ленске и Усть-Куйге, программой не предусмотрено.
Кадры наше все
Привлечение кадров в регион останется в приоритете, что гарантирует сохранение социальных программ, в том числе дальневосточной ипотеки. В частности, на встрече с молодыми специалистами президент заверил, что запланированное в рамках оптимизации налоговой системы повышение НДФЛ не будет распространяться на северные надбавки.
Кадры определяют будущее Дальнего Востока, подчеркнул Владимир Путин. Президент отметил, что доля молодежи на Дальнем Востоке немного выше — 27% против 25%— чем в среднем по стране. «Это, в общем, хорошая тенденция, говорит о том, что привлекательность региона возрастает. И понятно, потому что он, конечно, мощный, красивый, огромный и перспективный, очень перспективный», — сказал Владимир Путин.
Вузовское сообщество с воодушевлением встретило поддержку главой государства идеи о выделении стипендий для выпускников школ Дальнего Востока. «Это послужит для молодежи хорошим стимулом оставаться и получать в регионе высшее образование и в дальнейшем работать. Это создаст дополнительный стимул для развития высшего образования и качества человеческого капитала на Дальнем Востоке», - отметила ректор АГИКИ Саргылана Игнатьева.
Владимир Путин также поддержал строительство межвузовского кампуса в Якутске. Новый объект обеспечит инфраструктуру для подготовки приоритетных кадров для развития Дальнего Востока и Арктики в рамках деятельности СВФУ, АГИКИ и АГАТУ.
«Уверена, что появление кампуса обеспечит высокотехнологичную научно-образовательную среду в регионе. С учетом планов развития АГИКИ в рамках программы развития АГИКИ по программе “Приоритет-2030” кампус предоставит возможности для развития нашего вуза, позволит наладить условия для экосистемного подхода в подготовке кадров, комфортное проживание, творческую самореализацию и получение качественного обучения на базе высококлассных мастерских, учебных аудиторий и общежития», — считает Саргылана Игнатьева.
В вузовском сообществе видят дополнительные стимулы для развития сферы образования учреждение Минвостокразвития РФ по поручению Президента РФ именных стипендий для выпускников школ всех регионов России, получивших 100 баллов по одному и более предметам ЕГЭ или являющихся победителями и призерами всероссийских олимпиад и поступивших в вузы Дальнего Востока. Это позволит и дальше закреплять кадры на Дальнем Востоке.
Талантливый и креативный народ
Из представленных президенту проектов становится ясно, что Якутия претендует на лидерство не только в сырьевом секторе, но и в креативной экономике. Главе государства показали выставку творческой и IT-индустрии. Владимир Путин высоко оценил таланты и мастерство народов Якутии, а также подчеркнул преданность людей традиционной культуре.
«Владимир Владимирович не раз отмечал, что Якутия обладает одной из лучших практик по развитию творческих индустрий. Поэтому первым делом мы представили сердце креативной экономики нашей республики — креативный кластер "Квартал Труда". <…> Владимир Владимирович высоко оценил все проекты и отметил, что в Якутии действительно живут талантливые, креативные люди», — рассказал глава Якутии Айсен Николаев.
В экспозиции, с которой ознакомился глава государства, представлены стенды нескольких инновационных проектов. В частности, это анализатор медицинских снимков Sciberia, действующий на базе искусственного интеллекта, система мониторинга авиадвигателей «Хорус», анимационная студия «Тундра».
Разработки якутских инноваторов направлены и на сферу безопасности, поддержку СВО. С началом специальной военной операции резиденты технопарка «Якутия» адаптировали свои разработки под нужды военнослужащих. Эти проекты получили поддержку ТОР «Патриотический», который был создан по поручению вице-премьера-полпреда Президента в ДФО Юрия Трутнева.
Среди разработок — энергосберегающие укрывные изделия из инновационных комбинированных материалов «Хоту Тент», универсальные отопительные печи для обогрева и приготовления пищи в армейских палатках, бесшумный и невидимый для тепловизоров транспорт, беспилотник на радиоуправлении и другие изобретения.
Символично, что рабочая поездка президента завершилась посещением Высшей школы музыки. Её ученики подарили Владимиру Путину его портрет. Глава государства на нем изображен на синем фоне, на полотне также оставлена подпись: «Президенту России Владимиру Путину с благодарностью от учащихся Высшей школы музыки Якутии».
Более 30 вопросов, предложений, обращений выслушал Владимир Путин во время своей недавней поездки на Дальний Восток от жителей Чукотки и представителей бизнеса из различных регионов ДФО. Некоторые из них были решены оперативно, другие требуют проработки и анализа. Самые важные и чувствительные запросы Президент обсудил с членами Правительства РФ на специальном совещании.
EastRussia приводит список поручений Владимира Путина, отправной точкой для которых стали обращения дальневосточников.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Дмитрий Богданов, Чукотка): распространить на Чукотку меру поддержки многодетных семей, практикуемую в Приморском крае, когда семьям, в которых родился третий ребёнок, помогают погасить ипотеку до одного миллиона рублей.
РЕШЕНИЕ: внести изменения в правила программы поддержки многодетных семей и распространить «ипотечную» поддержку не только на Чукотку, но и на другие регионы Дальнего Востока, где рождаемость в многодетных семьях ниже среднего по округу. Помимо Приморья и Чукотки это также Хабаровский край, Еврейская автономная область, Камчатка, Амурская и Магаданская области.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Валентина Дориева, «Бурятский клинический госпиталь»): распространить режим отсрочки льгот по страховым взносам на тех, кто стал резидентом до 1 января 2023 года. Сейчас для птаких компаний льготный период начинается с даты вступления в ТОР, а основная нагрузка на бизнес ложится после ввода объекта в эксплуатацию, в то время как на этапе строительства данная льгота приносит меньше пользы, поскольку основной персонал ещё не нанят
РЕШЕНИЕ: предоставить отсрочку льгот по страховым взносам резидентам ТОР, получившим данный статус с 1 января 2020 года, на период строительства.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Вадим Филатов, сооснователь, заместитель директора «Первой экспедиционной компании»): разработать меры поддержки для строительства складских комплексов на территории, прилегающей к международным пунктам пропуска.
РЕШЕНИЕ: задействовать механизм территорий опережающего развития на определённых земельных участках возле пунктов пропуска. Инвесторы в создании новых транспортно-логистических мощностей на таких участках получат все льготы резидентов ТОР, в том числе поддержку в создании необходимой инфраструктуры.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Никита Яковлев, «Технониколь» Хабаровск): организация региональной логистики, сокращение плеча для экспорта продукции хабаровских производителей, т.к. существующие погранпереходы в регионе сезонные.
РЕШЕНИЕ: ускорить работу по созданию нового пункта пропуска на острове Большой Уссурийский и сопряжённого с ним транспортно-логистического узла в Хабаровске. Как можно быстрее преодолеть бюрократические проблемы в решении этого вопроса.
ВОПРОС (Михаил Тюменцев, Чукотка): возможно ли внести поправки, дополнения в законодательство о возможности использования материнского капитала на приобретение автомобиля?
РЕШЕНИЕ: Расширена программу льготного автокредитования на семьи с детьми из Дальневосточного федерального округа, подразумевающая 25% скидку при покупке автомобиля, произведенного на территории России. Материнский капитал на покупку автомобиля использовать нельзя.
ПРОБЛЕМА (Евгений Стадников, компания «РТЦ» — производитель аэродромной техники, Хабаровск): несогласованность законных актов в части оформления и регистрации самоходных машин, работающих на территории аэропортов.
РЕШЕНИЕ: скорректировать нормативную базу Минтранса с 1 марта 2024 года и обеспечить эксплуатацию самоходной техники в пределах аэропортов. Также внести в законодательство изменения, позволяющие регистрировать в Гостехнадзоре машины, выезжающие на дороги общего пользования.
ПРОБЛЕМА (Анастасия Меньщикова, «Кунашир Тур»): из-за несовершенства инфраструктуры аэродрома Южно-Курильска и неспособностью работать в сложных метеоусловиях в пик туристического сезона приходиться отменять порядка 45 процентов рейсов.
РЕШЕНИЕ: к 2025 году аэродром Южно-Курильска будет оснащён оснастим светосигнальным оборудованием по первой категории захода на посадку, что позволит принимать воздушные суда в сложных метеоусловиях. Финансирование работ предусмотрено Госкорпорацией по организации воздушного движения Росавиации.
ПРОБЛЕМА (Надежда Ефимова, Чукотка): сложности — особенно в межсезонье — при переправе через Анадырский лиман на берег, на котором находится аэропорт Анадыря.
РЕШЕНИЕ: Выделены 120 млн рублей на приобретение 5 аэролодок-амфибий, срок поставки – август 2024. Дано поручение проработать возможные варианты организации мостового перехода через Анадырский лиман.
ВОПРОС (Татьяна Дворцова, Чукотка): Можно ли ввести изменения в правила распределения региональной субсидии на развитие туризма и исключить критерий количества имеющегося номерного фонда, чтобы избежать зависимости, когда небольшой регион, номерного фонда нет, небольшая субсидия и, соответственно, нет возможности развивать поток и номерной фонд.
РЕШЕНИЕ: За счет поступлений от повышения импортных пошлин на вино из недружественных стран установить минимальный размер субсидий, не менее 30 миллионов рублей на регион. Такую поддержку получат 17 регионов по стране. На Дальнем Востоке это — Магаданская область, Еврейская АО и Чукотка.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Александр Сапожников, гендиректор «Русский краб», Владивосток): нужно снизить стоимость доставки рыбы с Дальнего Востока в Центральную Россию. Возьмём такой пример: довезти одну тонну рыбы в Европу с Дальнего Востока стоит 50 долларов. Такую же рыбу довезти в центр Европейской части России стоит 150–180 долларов.
РЕШЕНИЕ: поручение Росрыболовству и Минфину найти финансирование на расширение меры по субсидированию транспортировки минтая на лососевые и сардину иваси.
ВОПРОС (Мария Оросова, врач, акушер-гинеколог Чукотской окружной больницы): возможно ли прикрепить Чукотку к ближайшим перинатальным центрам таких городов, как Владивосток или Хабаровск, т.к. из-за малочисленности населения, сложной логистики и дефицита кадров создание в регионе подобных медицинских центров является нецелесообразным?
РЕШЕНИЕ: 1) закреплены и уже работают в учреждения Чукотки персональные кураторы из числа Федерального центра акушерства и гинекологии; 2) отработана маршрутизация внутри региона, и дополнительные механизмы доставки пациенток в учреждения третьего уровня; 3) консультанты из созданных уже сегодня дистанционных консультативных центров и кураторы региона будут осуществлять телемедицинские обходы непосредственно для пациенток с тяжёлой патологией из группы высокого риска.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Наталья Африканова, действующий врач, хозяйка двух клиник, Бурятия): Можно ли уравнять, хотя бы в части страховой пенсии, сотрудников частных клиник и сотрудников государственных учреждений? У врачей, медсестёр, санитарок нет возможности получить льготную пенсию, потому что Пенсионный фонд не считает время, которое сотрудник работает в частной клинике, за рабочий стаж.
РЕШЕНИЕ: поручение Минздраву проработать вопрос с экспертным сообществом, с медицинским экспертным сообществом и выработать сбалансированные решения таким образом, чтобы и вопросы социальной справедливости были соблюдены, и чтобы все решения в этой сфере соответствовали действующему в России закону.
Помимо этих конкретных решений в работу по профильным ведомствам и комитетам отправятся ситуации, которые высветили в своих вопросах представители «Деловой России». Так Президент поддержал позицию координатора «Деловой России» на Дальнем Востоке Дениса Грося, который сделал обратил внимание на инициативу Минфина, которая, по его мнению, существенно уменьшает возможности льготных дальневосточных режимов — согласно предложению ведомства с 1 января 2025 года новым резидентам ТОР объём предоставляемых льгот не должен превышать объёмы капитальных вложений и средств на НИОКР (подробнее см. материал EastRussia «Льготы раздора»).
— Вы правы, безусловно. Сохранение правил игры, как Вы сказали, стабильность – действительно мать инвестиций, — отмети Президент. — Люди, когда строят планы, бизнес-планы, конечно, должны исходить из того, что ситуация стабильная. …Здесь нужно быть очень аккуратным, чтобы не навредить. Экономия нужна государственных ресурсов, это правда, лишних денег никогда не бывает, но здесь очень важно сохранить этот режим в целом, не ухудшать его. Обязательно посмотрим на это, обязательно с коллегами ещё пообсуждаем.
— Очень порадовало, что Президент страны сказал о необходимости ещё раз проработать этот вопрос, — сказал Денис Грось, отвечая на вопрос корреспондента EastRussia. — Крайне важно сохранить имеющиеся правила игры, особенно, потому что ведение деятельности здесь на Дальнем Востоке существенно отличаются от того, что имеется в Центральной России, не говоря уже о том, что есть у наших соседей в Южно-Азиатском регионе. Операционную эффективность мы можем поддерживать как раз благодаря льготам по страховым взносам на фонд отплаты труда, но их Минфин тоже собирается ограничить объёмом капвложений. При этом многие проекты на Дальнем Востоке не были бы вообще реализованы, если бы не территории опережающего развития.
Ещё одну тему, касающуюся большого количества предпринимателей и не только дальневосточных, затронула сопредседатель межрегионального отделения по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области «Деловой России» Эльвира Кускова: с 2020 года удвоилось количество компаний, оказавшихся в реестре недобросовестных поставщиков. Причём многие попали туда по независящим от них обстоятельствам — сначала обрушились логистические цепочки из-за пандемии коронавирусной инфекции, затем произошло глобальное переформатирование поставок из-за санкций недружественных стран. В результате затянулись сроки поставок, некоторые сделки были полностью сорваны и компании не смогли выполнить обязательства перед контрагентами.
— В итоге получилось, что предприниматели, которые ранее хорошо работали и великолепно себя ранее зарекомендовали на госконтрактах, были таким твёрдым плечом для госзаказа и для госкорпораций, вдруг оказались в этом реестре, — пояснила Эльвира Кускова в беседе с корреспондентом EastRussia. — Без вины виноватыми оказались. И мой вопрос прозвучал именно таким образом, чтобы доработать критерии внесения в реестр недобросовестных поставщиков, чтобы туда не попадали поставщики по независящим от них обстоятельствам. Владимир Владимирович ответил, что да, они просчитают, проработают этот вопрос. Он отметил, что это очень тонкая грань, но проблема действительно назрела и нужно сохранить доброе имя тех, кто действительно умеет хорошо работать в рамках государственных контрактов, тем более в новых реалиях.
Главная елка Приморья ждет гостей на Площади Борцов революции. Здесь же в новогодние каникулы состоятся самые массовые гуляния. В праздничной программе конкурсы, концерты, фейерверки.
А еще во Владивостоке на линию курсирует праздничный трамвай. Нарядный вагон с украшенной елкой будет ходить по маршруту № 6 до 7 января.
На Камчатке от фейерверка отказались. Зарядиться новогодним настроением в центре Петропавловска-Камчатского можно на новогоднем фуд-корте. Шатры с продукцией от камчатских предпринимателей расположились на площади у стелы «Город воинской славы». Там же можно заглянуть в резиденцию Деда Мороза. Работать фуд-корт будет каждый день до 8 января включительно.
В столице Хабаровского края, по традиции, в центре города установили две елки. Одна из них находится в парке «Динамо».
Как рассказали EastRussia в администрации города, в этом году парк сияет ярче прежнего, гирлянд стало еще больше, а камзол знаменитого Гулливера украсили светодиодами. Кроме елки на главной аллее в парке можно полюбоваться работами участников традиционного конкурса ледовых скульптур «Амурский хрусталь».
Вторая елка расположена на площади Ленина. В этом году убранство площади выдержано в классическом стиле. Здесь установлены более 20 арт-объектов и 20-метровая ель. Для детей оборудовали три горки. Тут же с 1 по 8 января можно посмотреть парад сказочных персонажей и посетить фестиваль-ярмарку «Амурфест.Зима». А еще можно сфотографироваться и поиграть с символом Хабаровского края – китолетом. «Час с Китолетом» пройдет 4 и 6 января с 15.00 до 16.00.
Главную елку Колымы на Театральной площади Магадана по традиции открывал парад Дедов Морозов. Тут программа праздничных мероприятий столицы Магаданской области.
В Биробиджане елка установлена на центральной площади города. Там расположились фигуры с иллюминацией: русские тройки с каретой и санями и пухлые снегири. Но главный элемент украшения – это гигантская арка с минорой. В ней одновременно горят 36 тыс. лампочек.
Сказка пришла и в центр Южно-Сахалинска. Елка и шатер установлены на главной площади у Дома Правительства. На оформление ушло 4 км гирлянд! Местные жители загадывают тут желания.
В Благовещенске новогодняя ель украшена игрушками и пятиконечной звездой, от которой лучами расходится гирлянда. Также площадь украсили светящимися арками, одна из которых напоминает полумесяц со звездой.
Вечером 31 декабря небо над Амуром озарит новогодний салют. Как сообщили EastRussia в правительстве Амурской области, запускать фейерверк будут в Китае, в районе острова Большой Хэйхэ. Посмотреть его можно 31 декабря, в 20:00-20:30 по амурскому времени. Кроме того, на главной телебашне Приамурья появится яркая фраза «С Новым годом!» на двух языках.
Последний день уходящего года столица Чукотки – Анадырь оказалась во власти циклона. Порывы ветра достигают 35 – 40 м/с. Но елка на главной площади выполнена с учетом климатических особенностей, хорошо укреплена, поэтому пурга не должна испортить праздник жителям и гостям округа.
Новогодняя елка на главной площади Якутска — площади Ленина — открылась одной из первых в стране. Церемония проходила с участием Хранителя мирового холода Чысхаана. Кстати, площадь Ленина открылась в этом году после реконструкции, работы шли почти год.
В Чите главная елка Забайкалья встречает гостей на площади Ленина. Здесь обустроили целый ледовый городок — с двумя катками — для взрослых и детей, горками и аттракционами.
Места проката коньков, мастер-классы, концертные программы, спектакли и даже спортивные активности по всему Забайкалью можно найти на интерактивной карте сайта «Культура 75». Она поможет запланировать новогодние выходные для всей семьи.
Главную ель Бурятии поставили на Площади Советов в Улан-Удэ. Традиционный ледовый городок заселили герои сказок Пушкина — среди двадцати восьми ледяных скульптур леший, русалка, кот ученый, старик со своей золотой рыбкой, три девицы под окном и другие персонажи.
Для детей также построены четыре безопасных ледяных горки: две большие и две для совсем маленьких гостей.
Всех с Новым 2025-ым!!!!
Лососевая путина 2024 года на Дальнем Востоке завершилась с худшим за 20 лет результатом. Это сказалось на ценах не только на рыбу, но и на красную икру. Одно из главных блюд новогоднего стола многим россиянам оказалось не по карману. Почему так произошло и чего ждать дальше, рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Вылов лососей в 2024 году стал самым низким за последние 20 лет. Низкие уловы совпали со скачком издержек лососевых предприятий. Все это поставило производителей в очень сложную ситуацию – просто повысить цены на продукцию для них сейчас не выход.
«В стабильной экономической ситуации снижение объема предложения для производителя компенсируется увеличением цены. И его экономические показатели, его выручка, прибыльность драматически не меняются. Но за четыре последних года в производственные затраты в лососевом сегменте выросли в полтора раза. Главным образом роль сыграл рост затрат на оплату труда, потому что колоссальную роль в добыче играет ручной малоквалифицированный труд. Из-за значительного роста производственных затрат произошло стремительное увеличение кредиторской задолженности: за семь лет задолженность добытчиков лососей перед банками выросла с пяти млрд рублей до 110 млрд. Это очень огромный рост, и это означает, что ежегодно во втором квартале предприятия берут большие кредиты, чтобы подготовиться к путине», — сообщил на пресс-конференции в ТАСС Герман Зверев.
Похожая ситуация складывается у добытчиков лосося на Аляске. Там экономический доход, который лососевые предприятия получили в этом году – самый низкий с 1975 года. Глава ВАРПЭ отмечает, что плохие подходы лососей – это такая глобальная тенденция, которая заставляет задуматься о выработке единых подходов к управлению рыболовством.
Существенное снижение вылова в этом году случилось и у добытчиков трески. За 10 лет объем добычи трески в мире сократился более чем в два раза. В 2014 году мировой вылов этого вида рыбы составлял 1 840 000 тонн, а в этом году – чуть больше 800 000. Свою негативную лепту вносят сложности с поставками рыбы в Европу, трудности с расчетами и экспортная пошлина.
«Также на экономику наших предприятий негативно повлияли не совсем выверенные формулировки законодательства, которые регулируют работу береговых заводов по производству трески. Поэтому мы в текущем году, к сожалению, не смогли получить адекватную нашей доле вылова ценовую премию», – рассказал Зверев.
Низкий улов лососевых повлиял и на продажи красной икры. В ноябре розничные цены на нее составляли семь-восемь тыс. рублей за килограмм, сейчас ценник еще выше. Однако, по словам президента ВАРПЭ, такие цифры вполне адекватные и нужно привыкать к новым ценникам.
«Есть такие расхожие оксюмороны: горячий снег, живой труп, правдивый лжец. Выражение «дешевая икра» – из этого же разряда. Лососевая икра даже в Советское время была качественной, но весьма дорогой: 140-граммовая баночка в начале 80-х годов стоила 4 рубля 20 копеек, а килограмм икры – 30 рублей, и это при среднемесячной зарплате 100-110 рублей. Получается, что килограмм обходился в треть месячной зарплаты, и при этом ее было не достать», — объяснил Герман Зверев.
По его словам, сейчас даже с учетом скачка цен, произошедшего из-за самой плохой за 20 лет лососевые путины, розничная стоимость красной икры для потребителя колеблется от 8,5 тыс. до 9,5 тыс. рублей за килограмм – 11% от средней зарплаты.
Герман Зверев отмечает, что три-пять лет назад в России существовало искаженное ценообразование на лососевую икру, из-за чего стоимость деликатеса представлялась доступной. Связано это с теневой добычей. Не менее 10% на рынке представляла браконьерская икра – 1000-1500 тонн.
«Эта икра, которую воровали у будущих поколений, безжалостно уничтожая рыбу, оставляя могильники на берегах камчатских рек. Эта икра поступала в торговлю и снижала уровень цены. Значительная часть икры реализовывалась фирмами-однодневками. Это еще не менее 10-15%. Еще один поток – это некачественная икра, которую реализовывали сомнительные производители. В этом году начался процесс маркировки икры. В ходе этого проекта уже зарегистрировались не менее 70 производителей икры, которых раньше не было вообще, их не существовало», — сообщил глава ВАРПЭ.
По его словам, сейчас рынок красной икры стал приходить в норму, но ситуацию в этом году усугубила плохая путина, из-за чего цены оказались значительно выше прошлогодних. По прогнозу ВАРПЭ, в 2025 году ситуация выровняется, дальнейшего повышения цен не произойдет.
При покупке красной икры Герман Зверев посоветовал выбирать розничные магазины с хорошей репутацией. Если же потребитель решил приобрести деликатес через Интернет-сервисы, то лучше доверять тем, кто давно работает на рынке и не заманивает суперскидками.
Стабильным остается крабовый промысел. Однако экономическое состояние в этом секторе не самое радужное – оно показывает, что ряд игроков рынка и регуляторы слишком оптимистично оценивали доходность этого бизнеса. В 2024 году цены на крабы на экспортных рынках снижались, доходность существенно уменьшалась. Герман Зверев отметил, что если экспортная пошлина сохранится в 2025 году, то состояние этого сегмента будет особенно тяжелым.
«Крабовые добытчики – самые закредитованные добытчики в нашей стране. Свыше 600 млрд рублей они должны банкам, причем значительную часть этой суммы они должны будут выплатить в следующем году. Плюс на горбу у них висят обязательства по строительству краболов – это тоже серьезные издержки», – подчеркнул президент ВАРПЭ.
По прогнозам на 2025 год, есть неплохие природные основания по вылову. Рыбодобытчики рассчитывают, что объем добычи лососевых будет больше, чем в нынешнем году. По их оптимистичным оценкам, он составит 250-320 тыс. тонн.
С экономической точки зрения у ВАРПЭ есть два сценария: инерционный, основанный на том, что вылов будет таким, как его прогнозируют, при этом не произойдет резкой эскалации ключевой ставки, новых шоковых запретов или санкций, не будет продлена экспортная пошлина; и шоковый вариант, основанный на том, что все эти факторы произойдут.
«Возникнут новые дополнительные ограничения на экспорт, останется экспортная пошлина, ключевая ставка будет расти, и в этом случае шоковый вариант приведет к резкому снижению выручки и к торможению прибыли. В инерционном варианте в секторе рыбодобычи мы прогнозируем размер выручки порядка 750 млрд рублей, а в секторе рыбопереработки – порядка 450 млрд рублей. В случае шокового варианта мы считаем, что выручка останется примерно на уровне текущего года», – подытожил Герман Зверев.
Российские банки резко повысили размер первоначального взноса по ипотеке, при этом льготная ипотека на новостройки отменена. Все это сказалось на строительном рынке, в том числе на Дальнем Востоке. О том, что ждет отрасль в новых экономических реалиях, как будут вести себя застройщики и что будет с ценами на жилье, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.
– Сейчас девелоперы проходят период адаптации к новым экономическим условиям. Я говорю об отмене льготной ипотеки на новостройки, повышении размера первоначального взноса по всем действующим программам, в целом более высоким требованиям банков к заемщикам. Это приводит к снижению емкости рынка, к которой мы привыкли за последние годы, делает потенциального покупателя более щепетильным при выборе жилого комплекса для покупки квартиры. Процесс принятия решения и выхода на сделку стал дольше.
В целом, все девелоперы сейчас фиксируют некоторое замедление темпов продаж. В будущем это приведет к тому, что застройщики будут вынуждены очень внимательно оценить портфель проектов, планируемых к запуску, чтобы сбалансировать прогнозируемые темпы продаж и скорость строительства.
Относиться к этому можно по-разному. Многолетний опыт доказывает, что такие кризисные ситуации позволяют бизнесу мобилизоваться, избавиться от ненужного и выйти на новый уровень – эволюционировать. Я считаю, в девелопменте эта эволюция приведет к тому, что на рынке появится больше привлекательного продукта, подходящего под актуальные потребности самых разных клиентов. Все мы понимаем, что многое сейчас в строительной сфере зависит от покупательской способности.
Обязательно нужно учитывать, как разогналась отрасль за последние годы. Прямо сейчас в Приморье ведется строительство более трех млн кв. метров жилья. Это рекордные для региона показатели, которые говорят о том, что на рынке развернется серьезная и бескомпромиссная борьба за каждого клиента. Причем, потенциальному покупателю уже недостаточно просто добротно построенного ЖК в удобной локации – такой выбор у приморцев сейчас действительно есть. Новый запрос заключается в том, что клиент хочет видеть разнообразную, сбалансированную, эстетичную городскую среду за порогом своего подъезда, причем в масштабе целого района. Поэтому наиболее привлекательными станут проекты, где, помимо жилья, создают новую инфраструктуру со школами, садами, магазинами, местами для прогулок и отдыха, занятий спортом и т.д. Рынок на этот запрос начинает реагировать. Если некоторое время назад мы были чуть ли не единственным девелопером, который в своих проектах – поселок «Новый Де-Фриз», ЖК «Формат», а теперь и в DNS Сити – сразу предусматривал создание всей этой инфраструктуры, то сейчас принципы комплексного подхода к развитию территории действительно становится трендом в нашем регионе. Уже анонсирована подготовка к запуску таких комплексных проектов во Владивостоке, и все участники отрасли будут следить за их реализацией. По нашему опыту «первопроходцев» могу сказать, что это не простой, но, на мой взгляд, самый верный путь развития жилищного строительства.
Если говорить о параметрах девелоперского продукта, то следующий год будет посвящен поиску баланса. Все это время мы наблюдали настоящую «гонку вооружений» с точки зрения наполнения различными опциями жилых комплексов. Девелоперы стремились перещеголять конкурентов: зарядки для телефона в лавочках на улице, сады на кровле, фонтаны во дворе и многое другое. Интересно, что на Дальнем Востоке этот тренд начался несколько позднее по сравнению с центральной Россией. Повлияло то, что в регион зашли федеральные девелоперы, которые привнесли свои стандарты качества и новые форматы. Одновременно с этим произошел запуск интересных проектов региональных застройщиков. В комплексе все это положительно сказалось на качестве и параметрах ЖК, которые сейчас представлены на рынке: если еще три-четыре года назад клиента можно было удивить закрытыми дворами без машин и современными детскими и спортивными площадками, то теперь это база.
Однако в новых экономических условиях разнообразные «фишки» все же придется пересмотреть. С одной стороны необычные атрибуты делают ЖК ярким и привлекательным, но с другой – более дорогим. Подобные продуктовые решения девелоперы будут пропускать через сито реальных потребностей и ценностей покупателя. Останется и даже улучшится то, что по-настоящему важно, а от избыточных элементов будут избавляться.
Если рассуждать о том, что ждет отрасль в целом, то, очевидно, что девелоперам придется научиться зарабатывать не только по привычной относительно простой схеме «построил – продал», а искать другие способы взаимодействия с потребителями: предлагать клиентам рассрочку, лизинг, аренду. Другими словами, необходимо будет «включать голову», креативить еще больше и еще качественнее.
Если говорить про Дальневосточный федеральный округ, то здесь строительная отрасль находится в более выгодных условиях благодаря «дальневосточной ипотеке», за счет чего сильных изменений или потрясений удается избежать. Для понимания значимости этого инструмента для местного рынка приведу статистику: в наших проектах ЖК «Формат» и DNS Сити – 60% сделок проходят по программе ДВ-ипотеки.
В будущем на Дальнем Востоке и в Приморском крае, в частности, будут выигрывать в конкуренции девелоперы с ликвидными продуктами, подходящими под условия льготной ипотеки, но предлагающие достойный продуманный продукт. При этом одним из ключевых факторов успеха на рынке станет наличие разнообразной квартирографии, удовлетворяющей потребностям всех категорий покупателей. К примеру, в своих проектах – «Формат» и «DNS Сити» – мы обеспечили широкий ассортимент квартир – от 23 до 104 кв. метров, и все варианты отделки: черновую, предчистовую, квартиры с готовым ремонтом. Плюс в «DNS Сити» вывели на рынок двухуровневые квартиры с потолками пять метров и большими витражными окнами.
Если говорить о стоимости жилья, то серьезных скачков, думаю, не будет. Да, отдельные застройщики будут предлагать скидки, но долго это не продлится, поскольку работать себе в убыток никто не будет. Соответственно рынок вернется к борьбе за клиента на поле качества продукта.
С 1 ноября в Московском метро курсирует седьмой в истории «Дальневосточный экспресс». Пассажиры брендированного поезда знакомятся с 11 регионами Дальнего Востока – с его жителями, возможностями для образования и развития карьеры, прорывными бизнес-проектами и, конечно, природными красотами. Специально для EastRussia об истории проекта рассказала его шеф-редактор Оксана Александрова.
Чтобы запустить «Дальневосточный экспресс», нужен не только машинист. Над проектом работает большая команда: представители Минвостокразвития России, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» и всех 11 регионов Дальневосточного федерального округа. Оператором комплекса мероприятий «Дни регионов Дальнего Востока в Москве» является НО «Фонд развития социальных инициатив». Исполнителем выступает команда редакторов и дизайнеров коммуникационного агентства PressPass, которую координирует шеф-редактор Оксана Александрова – человек, который знает, как 11 регионов ДФО умещаются в 10 вагонах поезда «Русич».
«Представьте, Дальневосточный федеральный округ – это около семи млн кв. км. И наша задача – показать ключевые особенности этого макрорегиона в одном поезде, печатный макет которого занимает площадь около 400 кв. метров. Задача непростая, но интересная», – говорит Оксана Александрова.
На реализацию проекта – от наработки идей до старта состава – требуется около семи месяцев. Режим работы довольно бодрый: разработка концепций, детальная проработка структуры состава, плотная коммуникация с регионами, чтобы собрать качественную фактуру, фотоконтент и найти героев, затем – редактура и верстка. Многоуровневое согласование готового макета идет сразу в нескольких часовых поясах, а в Московском метро уже выбирают состав под оклейку.
Обычно на старте производства «Дальневосточного экспресса» разрабатываются три-четыре концепции – с авторскими рисунками, с современной графикой, с разным подходом к структуре состава. Из них выбирается лучший вариант.
«В этом году мы вдохновились речью полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева на выставке "Россия" в Москве. Он рассказал о достижениях регионов ДФО за последние десять лет, о прорывном развитии и проектах будущего. В русле этого выступления была сформирована концепция брендирования "Развитие Дальнего Востока – национальный приоритет развития России"», – рассказала Оксана Александрова.
В 2013 году Владимир Путин назвал развитие Дальнего Востока приоритетным направлением. После этого началось прорывное развитие ДФО. За десять лет появились территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, преференциальный режим на Курилах, механизм снижения энерготарифов, заработала «дальневосточная ипотека» и программа «Гектар», появилась Единая дальневосточная авиакомпания. Также на Дальнем Востоке запустили 673 предприятия, в бюджеты разных уровней привлекли 3,4 трлн рублей инвестиций, Дальний Восток вышел на первое место в стране по темпам строительства жилья. Все эти достижения отмечены в новом «Дальневосточном экспрессе» – не только в цифрах и графиках, но и в реальных историях людей.
«Мы запустили уже седьмой по счету поезд, посвященный Дальнему Востоку, — отметила на церемонии запуска "Дальневосточного экспресса" заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева. — На протяжении семи лет концепция "Дальневосточного экспресса" менялась: были годы, когда мы раскрывали красоту и разнообразие регионов, отдельный год был посвящен гастрономическому многообразию Дальнего Востока. А в этом году поезд подводит итоги десятилетней работы по развитию всей этой макротерритории. За десять лет на Дальнем Востоке были созданы специальные преференциальные режимы, пересмотрены возможности для учебы и работы, расширены возможности для туризма. Этот поезд, с одной стороны подводит итоги и показывает, как сегодня трансформируется и динамично развивается территория, а с другой – показывает возможности для путешествий и отдыха на Дальнем Востоке, а также для учебы, работы и жизни в этом макрорегионе».
«История проекта началась в 2017 году. На старте проекта мы знакомили пассажиров с регионом – рассказывали, что такое Дальний Восток, где находятся эти города, что в них есть интересного. У нас огромная страна, поэтому иногда люди действительно путаются, например, при упоминании Республика Саха (Якутия) из-за созвучия думают о Сахалинской области, бывало и такое» – делится Оксана Александрова.
Первые составы напоминали энциклопедии на колесах. Каждый регион размещал свою визитку: информацию о столице, главных промышленных мощностях, коренных народах, достопримечательностях. Плюс много панелей было отведено под интересные факты о дальневосточных землях.
Сам состав, который брендируется, состоит из пяти сдвоенных вагонов. До 2018 года, когда в ДФО входило девять регионов, каждому из них в «Дальневосточном экспрессе» отводился отдельный вагон и был один общий – тематический.
«За эти годы было выпущено несколько тематических вагонов. Например, к юбилею Владимира Арсеньева мы делали спецвагон совместно с Музеем Арсеньева во Владивостоке; в следующий раз привлекали художника, чтобы все борта оформить рисунками для детей и познакомить самых маленьких пассажиров с Дальним Востоком в игровом формате. Свой вагон славы получили и «гектарщики», которые делились опытом реализации бизнес-планов на наделах, и крупные предприятия макрорегиона, которые представляли свои товары. Очень красиво был оформлен вагон о заповедной природе Дальнего Востока – мишки ловили рыбу на берегу Курильского озера. Но хитом, конечно, стал вагон-ресторан образца 2023 года, в нем были представлены рецепты главных блюд каждого региона, с сочными фотографиями и ссылкой на видео от шеф-повара», – вспоминает шеф-редактор проекта.
Арт-концепция тоже менялась из года в год – новые темы требовали соответствующего оформления со своими фишками и особенностями. А когда к ДФО присоединились Забайкалье и Бурятия, каждому региону отвели по половинке вагона и увеличили количество общих тематических бортов.
В этот раз у поезда абсолютно новая структура: от «регионального» разделения ушли.
«Мы немного переживали за то, что на этот раз каждый регион не получил своего отдельного места для презентации в поезде, но в результате можем абсолютно точно сказать, что "Дальневосточный экспресс" только выиграл, потому что мы добились самой главной цели – представили дальневосточные регионы как единое целое, как территорию, которая интенсивно развивается в едином ритме», – объяснила шеф-редактор проекта.
Судя по положительным откликам в день старта «Дальневосточного экспресса», концепция достижений Дальнего Востока понравилась и пассажирам.
Первый вагон «Дальневосточного экспресса» посвящен истории освоения дальневосточных земель и людям, которые не боялись отправляться к далеким берегам, открывать новые территории.
«Этих людей сегодня смело можно приравнять к героям, потому что они действительно совершали подвиги, их путешествия были сложными, с преодолениями и лишениями. Художник специально для "Дальневосточного экспресса" изобразил основателя Якутска Петра Бекетова, а также Семена Дежнева, который за 80 лет до Беринга прошел пролив между Чукоткой и Аляской, Геннадия Невельского и других первооткрывателей и важных для развития Дальнего Востока личностей», — подчеркнула Оксана Александрова.
Во всем составе акцент сделан на живые истории дальневосточников.
«Это очень интересные герои, например, супружеская пара, которая работает на космодроме Восточный в Приамурье, они проводили в космос уже шесть ракет. Люди делятся своими эмоциями от Дальнего Востока, и это, конечно, не может оставить равнодушным, потому что они искренно и с любовью говорят о том месте, где живут и работают».
Особое место в «Дальневосточном экспрессе» занимает блок «Сделано на Дальнем Востоке» – здесь представлены ключевые бренды ДФО – от дикоросов и красной икры до кораблей и самолетов.
«Мне кажется, это самый зрелищный вагон. Здесь и новая версия Суперджет 100, и вертолет Ми-8, и концептуальные наряды якутских дизайнеров, и самолет Байкал, производство которого запустят в ближайшее время. Коллаж собран на фоне камчатских пейзажей и панорамного вида на морской порт», – делится Оксана Александрова.
Представлен в «Дальневосточном экспрессе» и вагон «Дальний Восток для Победы». Здесь подробно рассказывается о вкладе регионов в Специальную военную операцию, о героях-дальневосточниках, о волонтерских движениях и программе «шефства» над муниципалитетами ДНР и ЛНР.
Пятый вагон целиком посвящен путешествиям. Крупные фотографии позволяют пассажирам почувствовать себя на вулканах Камчатке, на берегу Байкала, в степях Забайкалья и в чукотской тундре. Здесь можно спланировать свой тур на Дальний Восток, а также узнать про условия популярного конкурса «Дальний Восток – земля приключений».
В этом году изменения коснулись не только структуры состава, но и художественной концепции – во внешнем оформлении сосредоточились на крупных изображениях.
«Поезд едет довольно быстро, разглядеть маленькие детали можно не успеть. А крупные фотоколлажи видно сразу, в движении картинки словно оживают – ракета взлетает, брызги с каяка летят в лицо, балерина закручивает фуэте на фоне Байкала, самолет вырывается за пределы туннеля, северное сияние поражает своей магией, а камчатский краб – невероятными размерами. Не знаю, как вы, а я бы хотела уехать прямо из подземки – на Дальний Восток», – отмечает Оксана Александрова.
Первый «Дальневосточный экспресс» вышел на Таганско-Краснопресненскую линию Московского метрополитена 11 декабря 2017 года. После этого запускать брендированный поезд с восточным колоритом стало ежегодной традицией. Проследить историю развития проекта можно было на фотовыставке, которая сопровождала торжественный запуск «Дальневосточного экспресса – 2024». На кадрах видно, как вслед за мировыми тенденциями менялся и дизайн поезда. Можно проследить, как трансформировалась художественная идея – от мозаики из фотографий с дальневосточными достопримечательностями или панорамными видами природы до авторских рисунков и гигантских коллажей из символов ДФО. Неизменным остается одно – искренняя любовь к Дальнему Востоку.
«Признаюсь, есть одна тема, когда волнует всех и всегда, вне зависимости от времени года и порядкового номера поезда. Мы всей командой ждем новых встреч с любимыми регионами и ищем ответы на главный вопрос – зачем ехать на Дальний Восток. И каждый раз публикуем в поезде новые варианты. Здесь можно загорать, серфить, наблюдать за косатками и китами. Собирать фотоколлекцию маяков или испытать себя на прочность, встретив Новый год на полюсе холода. Летом обязательно отправляйтесь на рыбалку, зимой – на охоту за северным сиянием. И, конечно, в год юбилея БАМа, стоит проехать по легендарной магистрали, по пути увидеть Байкал, пройти по Чарским пескам. Ограничить в путешествии и активностях может только фантазия, а Дальний Восток – нет», – комментирует шеф-редактор.
Нынешний «Дальневосточный экспресс» будет курсировать по Арбатско-Покровской линии полгода – практически столько же времени, сколько ушло на создание проекта – от идеи до запуска. Этого времени точно хватит, чтобы изучить Дальний Восток в подробностях.
Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – Дальний Восток.