Поделиться
Острову нужна инфраструктура
Поделиться

Эксперты: Большой Уссурийский не сможет развиваться без дороги и погранперехода

Появление инфраструктуры на острове Большой Уссурийский в Хабаровске позволит активно развивать эту территорию и реализовывать различные проекты на российской и китайской сторонах. Какие объекты необходимы  для того, чтобы  остров стал востребованным логистическим звеном между Хабаровском и сопредельным китайским городом Фуюань, обсудили участники сессии «Остров возможностей: новый этап развития Большого Уссурийского», прошедшей в рамках Восточного экономического форума.

Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края

Китай впереди

Россия и КНР утвердили план мероприятий по реализации единой концепции развития острова. Запустить грузопассажирское сообщение между двумя странами планируется в 2028 году. Сейчас стороны создают приграничную инфраструктуру и пункт пропуска. Китай в этом плане опережает Россию.

«Откровенно скажу, что мы догоняем наших китайских друзей. Но в этом году удалось переломить ситуацию – насыпь под будущий пункт пропуска готова на 100%. Это 560 тыс. кубометров скальника. На площадке днем и ночью работает более 150 единиц техники. Ускоряем строительство и развитие дороги. Ее мы построим в конце будущего года», – сообщил губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин.

 Дмитрий Демешин. Фото: Росконгресс/Алексей Александронок

Китай планирует уже в этом году сдать пассажирскую часть погранперехода, а в 2026 году – грузовую часть. Власти Хабаровского края понимают, что не успеют нагнать по срокам китайских коллег, поэтому намерены организовать временную схему работы погранперехода для пассажиров. Его строительство завершится в 2027 году, а по временной схеме туристов начнут пропускать раньше этого срока.

«Росгранстрой обещает завершить к следующему году только проектирование. Нас не устраивают эти сроки, и мы поднимаем этот вопрос перед Росгранстроем, чтобы они ускорялись и летом следующего года уже заходили в активную фазу строительства», — заявил губернатор.

Для отдыха и культуры

На острове построят Парк Дружбы народов, где откроют гостиницы, рестораны, зоны рекреации. Также на Большом Уссурийском появится филиал национального центра «Россия» и инновационный технопарк. Он станет стартовым проектом для запуска совместных технологических разработок в рамках международной ТОР.

Туризм станет основным направлением сотрудничества России и Китая. По словам Дмитрия Демешина, в 2024 году приграничный Фуюань посетило почти два млн гостей из Хабаровского края, а из северных районов провинции Хэйлунцзян в регион приехали 17 млн туристов. Общие расходы путешественников достигли девяти млрд юаней. Власти Хабаровского края намерены привлекать гостей из других территорий Китая. Точками притяжения для них должны стать горнолыжный курорт «Хехцир», объединенная набережная, финансово-деловой центр «Хабаровск-Сити» и комплекс «Броско-Волна». Большой Уссурийский станет входной точкой для их посещения.

Проект развития острова Большой Уссурийский. Изображение: пресс-служба правительства Хабаровского края

«Мы в первую очередь видим развитие острова в туристическом и культурном направлениях. За этим последует развитие технологических проектов, может быть, подключится промышленность с продукцией с высокой добавленной стоимостью и большим участием науки. Но первостепенная задача, о которой договаривались лидеры наших стран – усиление культурного взаимодействия наших народов», — рассказал заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Виталий Алтабаев.

На двух языках

Основным направлением развития острова станет рекреация и туризм, однако, по словам Дмитрия Демешина, там также можно развивать образование, например, открыть совместные учреждения, где будут обучать на русском и китайском языках.

Директор Института стран Азии и Африки МГУ имени Ломоносова Алексей Маслов считает, что остров может стать весьма благоприятной территорией для развития научного и научно-образовательного сотрудничества, но с целым рядом оговорок. Прежде всего, необходимы квалифицированные кадры, научно-технические лаборатории, программа подготовки магистратуры.

«Необходимо учитывать негативный опыт, потому что за последние пять лет стартовало шесть-семь совместных российско-китайских проектов университетов, но реализован только один. Поэтому есть проблемы. В этом смысле сочетание налогового режима на Большом Уссурийском, трансграничной территории, господдержки на федеральном уровне позволяют решить очень много проблем. Предполагаю, что как раз на базе научно-образовательного кластера могут выстраиваться и другие инфраструктуры: туристическая, медицинская и другие», — отметил Алексей Маслов.

 Алексей Маслов. Фото: Росконгресс/Алексей Александронок

Природный вопрос

По словам директора Всероссийского научно-исследовательского института охраны окружающей среды Александра Закондырина, приоритет при развитии Большого Уссурийского будет отдан охране окружающей среды. Чтобы это произошло на практике, нужна совместная оценка ситуации и местные исследования, а также оценка будущих проектов, чтобы оценивать антропогенную нагрузку на территорию.

Необходимо учитывать и природные факторы. Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Иван Зуенко напомнил участникам сессии о наводнении 2013 года, когда большая часть острова ушла под воду. Он призвал при развитии Большого Уссурийского помнить об этом и о болотистых почвах, иначе природа испортит все планы.

«Территорию Большого Уссурийского острова можно рассматривать не только как большой естественный мост, но и как большой естественный шлюз. Здесь может быть создана трансграничная зона экономического развития. Более подходящей локации для нее, чем Большой Уссурийский, нет, даже забор не нужен – река выполняет его функции. Но нужно понимать, какие проекты там будут реализованы. Если ставка делается на туризм, то у проектов должна быть фишка, они должны отличаться от проектов в Хабаровске или в Фуйюане. Только тогда это будет реальное развитие, а не номинальное», – подчеркнул Иван Зуенко.

текст: Ксения Мурина Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Планы на Большой Уссурийский — кратко

19–20 мая 2025 в Хабаровске прошел первый Российско-Китайский форум. Представители бизнеса и власти обсудили перспективы совместного освоения Большого Уссурийского острова и развитие трансграничного сотрудничества.

Читать полностью
Поделиться
Большой Уссурийский вызов

Развитие Большого Уссурийского острова, разделенного между Россией и Китаем, выходит на новую фазу. На первом Российско-Китайском форуме в Хабаровске обсуждались планы создания здесь уникального формата сотрудничества — от высокотехнологичных производств до туристических кластеров. Однако даже при политической воле двух государств реализация задуманного требует активных решений, новых подходов и баланса между экономикой, интересами бизнеса и экологией.

Читать полностью
Поделиться
Большой Уссурийский 3.0

На III Всероссийском туристическом форуме в Хабаровске представители бизнеса и власти во время сессии «Большой Уссурийский: стратегический остров для развития российско-китайских отношений» обсудили перспективы развития этой территории, заострив внимание на сроках создания погранперехода и транспортной инфраструктуры, а также на нерешённых вопросах с защитой острова от наводнений и остром дефиците туристических мощностей, который появится с ростом турпотока с китайской стороны.

Читать полностью
Поделиться
«Развивая Большой Уссурийский, главное – не тянуть одеяло на себя»

По задумке российских властей остров Большой Уссурийский должен стать одним из ключевых центров экономического взаимодействия России и Китая. Для запуска амбициозного проекта на российской стороне острова намерены построить грузопассажирский пункт пропуск, о котором говорят уже несколько лет. О том, почему для развития острова необходимо взаимодействие власти, общественности и бизнеса, рассказал член правления, председатель Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Мазунин.

Читать полностью
Поделиться
Якутия и провинции Китая: новые точки роста межрегионального сотрудничества

На фоне стремительного укрепления российско-китайских отношений именно межрегиональный формат становится ключевым драйвером сотрудничества. Республика Саха (Якутия) и провинции КНР формируют плотную сеть экономических, инфраструктурных и гуманитарных связей, которые постепенно выходят за пределы традиционной торговли сырьём и превращаются в устойчивую систему кооперации.

Географическая близость, взаимодополняемость экономик и гибкие механизмы взаимодействия создают основу для развития индустриальных проектов, логистических маршрутов, инновационных решений и культурных инициатив. Эти темы стали центральными на сессии VI Северного форума по устойчивому развитию «Якутия и провинции Китая: точки роста экономического сотрудничества», где участники обсудили перспективы межрегионального партнёрства.

Читать полностью
Поделиться
Национальная система ценовых индикаторов: взгляд изнутри

Эксперт East Russia Юлия Беликова – участник закрытых совещаний Центробанка и основатель цифровой платформы Fishplace − делится мнением о том, как новый закон «Об администраторах финансовых и товарных индикаторов», задающий правила работы с национальными ценовыми ориентирами, меняет правила игры для бизнеса и государства.

Читать полностью
Поделиться
Острову нужна инфраструктура

Появление инфраструктуры на острове Большой Уссурийский в Хабаровске позволит активно развивать эту территорию и реализовывать различные проекты на российской и китайской сторонах. Какие объекты необходимы  для того, чтобы  остров стал востребованным логистическим звеном между Хабаровском и сопредельным китайским городом Фуюань, обсудили участники сессии «Остров возможностей: новый этап развития Большого Уссурийского», прошедшей в рамках Восточного экономического форума.

Читать полностью
Поделиться
Мы – можем!

За прошедшие десять лет Восточный экономический форум стал ключевым инструментом комплексной трансформации Дальнего Востока. С участием государства в регионах ДФО реализуется около трех тыс. инвестиционных проектов, совокупный объем заявленных инвестиций превышает десять трлн рублей, половина из которых уже вложена, запущено порядка одной тыс. новых предприятий. Однако важнее становится качество жизни дальневосточников. О последнем десятилетии, ставшем поворотными для макрорегиона, рассуждает журналист, востоковед Сергей Агафонов.

Читать полностью
Поделиться
Макрополитический успех ВЭФ

В 2025 году Восточный экономический форум пройдет в десятый раз, участие в нем примут представители 70 стран и территорий. Почему проведение ВЭФ в условиях санкций и давления – стопроцентный успех, рассказал руководитель приморской лаборатории ИЭИ ДВО Российской академии наук, экономист Максим Кривелевич.

Читать полностью
Поделиться
Цыденов: «Наша главная задача – это народосбережение и народопреумножение»

В Улан-Удэ прошло открытое совещание «Наша Бурятия». В первом его блоке руководители министерств и других государственных ведомств подвели итоги и обсудили актуальные вопросы развития республики. Во второй части представители власти вместе с экспертами, отраслевиками и бизнес-сообществом представили свои идеи и проекты, которые в будущем могут послужить улучшению качества жизни населения и дадут новый импульс экономике региона.

Читать полностью
Поделиться
Международный диктат большинства: зачем нужен БРИКС?

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор социальной сферы ДФО — осень 2024

Чтобы преодолеть негативных социальные и демографические тенденции на Дальнем Востоке предпринимается расширение и продление действующих мер поддержки. В округе существуют масштабные планы по развитию системы образования, в том числе высшего и среднего специального, тем не менее, реализация части проектов сталкивается с увеличением сроков и проблемой выбора концессионера.

Читать полностью
Поделиться
Креативная экономика сама себя не построит?

Поддержать, но не зарегулировать — развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке обсудили на ВЭФ-2024. Профильная сессия получила название «Креативный каркас – 2030».

Читать полностью
Поделиться
«Дальний Восток нуждается в собственной производственной строительной базе»

Дальний Восток уже несколько лет является лидером в России по темпам развития строительной отрасли. Однако показатели в сфере могли быть еще выше, если не ряд проблем. Об основных факторах, сдерживающих развитие отрасли, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.

Читать полностью
Больше материалов