Как малые сельские предприятия в Приморском крае становятся объектами агротуризма.
Лазовский район Приморья живет морем и тайгой. И никого не удивляет, что в фермерских хозяйствах там наряду с картошкой и овощами выращивают и саженцы дальневосточных деревьев, и кустарников, и лекарственные травы. Однако прибыль от этих культур не так велика, как хотелось бы местным аграриям. Все чаще они прибегают к проверенному способу – расширению спектра деятельности.
Диверсификация экзотики
В 2018 году семья с говорящей фамилией Флоря зарегистрировала неподалеку от поселка Лазо лесопитомник «Земледар». На семи семейных гектарах растут в основном эндемики, по большей части декоративные. Это хвойные и лиственные кусты и деревья - кедр корейский, разные виды пихт, боярышники, яблони, груши. А еще есть травы и женьшень. Оранжереи с ним занимают примерно 1,5 га, и каждый год их площади увеличивают. А под пологом леса тоже размещены около 1,5 га женьшеня.
– Теплицы мы используем как маточники, под пологом леса условия, приближенные к природным, – рассказывает растениевод и ландшафтный дизайнер Анна Флоря. – Хотя корню жизни лучше в лесу, но там его могут объедать дикие животные, повреждать насекомые. В оранжереях мы стараемся все обезопасить. Женьшень и выращиваем из семян, и высаживаем корни, им теперь от 10 до 15 лет. Раньше семенной фонд покупали – сейчас свой. Вот уже третий год мы изготавливаем продукцию на своем корне.
На первом месте – мед с женьшенем. Затем – сухая настойка для самостоятельного приготовления, это высушенный корень в бутылке, который можно залить водой либо спиртом по приложенной инструкции. Еще одно направление – травяные сборы, фиточаи на основе различных собранных и выращенных трав. Основной делают на базе иван-чая, с ягодами шиповника и боярки, часто используют лист элеутерококка, на всей продукции написаны рецепты. И, разумеется, в продажу идут саженцы.
Женьшень дает предприятию примерно половину прибыли. Увеличить доходность от него хотят тремя путями - расширением площадей, поставками на фармпредприятия (в нынешнем году планируют выйти на одно такое во Владивостоке) и привлечением туристов. С этого июля питомник проводит экскурсии для тех, кто хочет увидеть, как растет целебный эндемик и пройти по женьшеневой тропе. Есть шанс, что самым заинтересованным позволят самим выкопать для себя корень. Это еще обсуждается –женьшень из земли извлекают долго.
Пока турпоток тормозит стихия – один за другим Приморский край накрывают тайфуны. В соседней с «Земледаром» мараловодческой «Заповедной долине» к этому относятся спокойно: август в Лазовском районе всегда не сезон, в это время дальневосточники стараются поехать на море. Туристов – пеших – здесь ждут в сентябре–октябре. Отёл на ферме прошел, панты срезаны. В этом году их общий вес составил около 250 килограммов. Но в плюс «Заповедная долина» не вышла.
– У нас еще не вполне рентабельная структура стада, – говорит гендиректор питомника Александр Арнаут. – Деньги приносят панты, это основное направление хозяйства. А это самцы. На сегодняшний день у нас в хозяйстве самцов, которые шли под срезку в 2023 году, 56 голов из общего количества в 300. На следующий год прибавление – 19 голов: если не выбракуем кого-то, не будет падежа. Думаю, еще года три, и у нас структура стада поменяется, и можно будет говорить о рентабельности.
Из пантов в питомнике делают настойки на меду. Реализуют в основном в Приморском крае, сотрудничают с музеем трепанга во Владивостоке, есть точка продаж в Находке, недавно такую и открыли в Санкт-Петербурге. Но главный сбыт – на ферме. Еще деньги приносят экскурсии и сдача домиков туристам. База отдыха появилась тут в прошлом году. Ее доля в бюджете «Долины» – 50 процентов. Столько же дают панты и мясо (изредка, при выбраковке). Пока совокупный доход окупает примерно 70 процентов затрат.
В 2022-ом ферма уже была близка к самоокупаемости, но сентябрьский тайфун размыл дороги и туристический сезон не состоялся. И «Заповедная долина» разработала новый проект – пантовые ванны. Причем не сезонные, а круглогодичные. Подала заявку в Минсельхоз РФ на грант по агротуризму. Краевой этап она прошла, рассмотрение в Москве назначено на сентябрь. Если проект одобрят, финансирование придет в феврале. В мае оттает земля, в июне все будет отстроено, и в июле можно будет запускаться.
Шаг за шагом
«Земледару» тоже оказало помощь государство – Министерство туризма РФ. Оно выделило растениеводам субсидию, на которую и была создана женьшеневая тропа и разработан новый турмаршрут. Система поддержки в сфере вообще развита широко: туристический мастер-план макрорегиона «Дальний Восток» включает в себя развитие инфраструктуры в каждом субъекте федерации. Та же «Заповедная долина» в 2021-ом получила десятимиллионный грант, выиграв конкурс регионального департамента туризма.
– Нам очень сильно помогают администрация Приморского края и Лазовского района. Руководство с большим пониманием относится, - рассказывает Александр Арнаут. – В 2021-ом мы направили средства на гостевые домики. А в 2022 году тоже по линии туризма получили субсидию на возмещение затрат. У нас было благоустройство территории, входной зоны. Мы сделали там столики для посетителей, это еще не кафе, но место, где гостям можно посидеть и съесть то, что привезли с собой.
Непосредственную отдачу от туризма получает район – в первую очередь как новые рабочие места. В «Заповедной долине», к примеру, семь постоянных работников (те, кто ухаживает за животными, администратор на базе отдыха) и 15-20 – выполняющих временные работы. Это экскурсоводы, как правило, молодежь, в летнее время школьники, в остальное - студенты, выпускники школ и вузов. Школьники работают и на заготовке веников. Если стартует проект пантовых ванн, почасовую работу получит и врач-терапевт.
– Поселок наш таежный, живем вдалеке от больших городов. Все в основном занимаются огородами, растениеводством, саженцами теми же. И мы решили все это как-то использовать для создания новых рабочих мест и привлечения молодежи. В будущем планируем сотрудничать с различными сельхозинститутами, чтобы студентов на практику присылали, - рассуждает Анна Флоря. – Развивать район мы хотим. Чтобы не отток людей шел из нашего поселка, а наоборот, чтобы ехали к нам и отдыхать, и работать.
Министр сельского хозяйства Приморского края Андрей Бронц:
– Сельский туризм в Приморье – достаточно новое направление. Так, к настоящему моменту в министерство сельского хозяйства Приморского края за поддержкой обращались семь крестьянско-фермерских хозяйств.
Министерство разработало порядок предоставления грантов «Агротуризм» в форме субсидий на развитие сельского туризма в Приморском крае, и в марте 2023 года правительство региона его утвердило. Этот грант предоставляется однократно. Он может быть направлен на приобретение или строительство средств размещений туристов, развлекательной инфраструктуры сельского туризма, подключения к электрическим, водо-, газо- и теплосетям, приобретение и монтаж оборудования.
Отбор претендентов и утверждение размера гранта осуществляет Минсельхоз России. В 2023 году грант «Агротуризм» получили два сельхозтоваропроизводителя: ИП ГКФХ Пахомова Е.В. «Сыр от альпийских козочек» (сумма гранта – около 9,6 миллиона рублей) и КФХ Юрченко А.Б. «Клевое местечко» (1,4 миллиона рублей).
Когда в январе 2023-го губернатор ЕАО подарил полпреду Президента в ДФО зерна кофе, собранные с деревьев, выращенных в столице Еврейской автономной области, многие восприняли это как незатейливую PR-акцию. Но предприниматель из Биробиджана, чей кофе был презентован Трутневу, решил обеспечить себя собственным сырьём безо всякой медийной поддержки, хотя теперь и благодарен за бесплатную рекламу. Вкусовые качества зёрен первого урожая получили высокую оценку эксперта, и теперь «плантации» решено увеличить. Корреспондент EastRussia отправился в Биро-Би-Жанейро или Хитроград, как сами называют свой город жители Биробиджана, отведать местного «американо» и за историей о кофе по-биробиджански.
Научный эксперимент
Если въезжать в Биробиджан со стороны Хабаровска, то одно из первых заведений, которое вы встретите – это «Кофейня 13». Ее владелец – 33-летний Александр Романов - личность в небольшом городе с некоторых пор довольно известная: EastRussia, местные СМИ и паблики в соцсетях после того, как кофе по-биробиджански попробовал курирующий Дальний Восток вице-премьер Юрий Трутнев, наперебой стали рассказывать о его «научном эксперименте».
Фото: «Кофейня 13»
А началось все с того, что Александр для антуража решил поставить в одном из своих заведений кофейное дерево, купленное в местном тепличном хозяйстве. Когда оно дало плоды удивились, и поставили ещё одно дерево, потом другое. Когда зерна собрали и вручную приготовили кофе, получилось граммов 500. Привезли «урожай» в Хабаровск на оценку Q-грейдеру (Q-грейдер – сертифицированный специалист, который определяет качество кофе) Олегу Кустову.
Кофейное дерево
– Как сейчас помню: идет такой Олег к нам, явно скептически настроенный к «биробиджанскому кофе», но, когда сделал первый каппинг, у него глаза расширились. И не только он, все, кто присутствовал на дегустаци, дали высокую оценку, - вспоминает Александр Романов.
Было решено: эксперименту быть! Кофейные деревья расставили во всех кофейнях, дома тоже пустого места не осталось. Первый урожай определили как «Арабика», правда, при этом у ягоды были замечены те или иные мутации: к примеру, кофейное зерно обычно состоит из двух половинок, а здесь одна или три.
Кофейные зерна
– Дерево меняется в новых условиях и по вкусу получается уникальная история, - рассуждает Александр Романов.
Объемы собственного – биробиджанского - кофе стали расти, последний раз собрали два килограмма. Пили сами, угощали других. В коммерческую историю предприятия по выращиванию кофе Александр не сильно верит. Говорит, что создать плантацию в условиях Дальнего Востока вряд ли получится, слишком сложно достичь нужной влажности в 70%.
- Хотя в китайцев три года назад, когда они начали выращивать кофе, тоже никто не верил. Теперь же они сильно «поджали» бразильцев, - размышляет Александр.
«Моя маленькая Колумбия»
Александр все же решил построить теплицу, где будет выращивать кофейные деревья. Региональные власти проект поддержали, обеспечив условно бесплатным теплом – «обраткой» от двух муниципальных котельных.
Комплекс общей площадью тысяча квадратных метров будет готов уже в конце апреля, оранжерея будет небольшой - на 40 «квадратов». Там же откроется новая – пятая по счету – кофейня, а также цех прожарки кофе, спортзал, который могут бесплатно посещать дети в возрасте до 18 лет, и бесплатная репетиционная база с необходимым набором инструментов и аппаратуры для местных музыкантов. Но об этих проектах – отдельный разговор.
– Хочу приходить в теплицу и пить кофе в окружении кофейных деревьев. Пусть это будет «моя маленькая Колумбия», - мечтает Александр.
В теплице будут созданы необходимые условия: температура, свет (кофе не любит прямой свет), влажность.
«Неламповый кофе»
Кофейные деревья разместятся не только в новой оранжерее, но и… на подоконниках бюджетных организаций, ими заменят фикусы и прочие растения. Все же Александр – предприниматель и планирует хоть как-то капитализировать свой «научный эксперимент». Когда число деревьев дойдет до 300, то можно будет собирать пару мешков зерен, обрабатывать их и продавать микролотами на кофейной бирже, как некий «эксклюзив с Дальнего Востока».
- Есть такие лоты, где цена за килограмм кофе может доходить до 50 тысяч рублей. Ведь тот же бразильский кофе обрабатывается в промышленных масштабах, у него нет душевного, кропотливого ручного труда. Мы же обрабатываем вручную, так что наш кофе – «ламповый», - рассказывает Александр Романов.
«Хитрый кофе»
Летом в Биробиджане будут высаживать кофейные деревья прямо на улице, но это уже больше имиджевая история. Пока же Александр проводит в городе кофейный фестиваль «Давай займемся кофе», за плечами организация двух чемпионатов для бариста.
– Я хочу связать два слова: кофе и Биробиджан, поэтому мы стремимся к статусу «Биробиджан – кофейная столица». Думаю, что мы «влетаем» в кофейную повестку, - говорит Александр.
Кстати, отмечает он, в городе увеличились так называемые «офисные продажи», когда кофе покупают в офис. Да и в кофейни люди стали заходить чаще.
Мы, увы, попробовать «кофе по-биробиджански» не смогли - попросту не хватило, партии пока слишком маленькие.
Пятница, 13-е
Напоследок спрашиваю его про название кофеен: почему «Кофейня 13»?
– Это личная история. У меня двое сыновей родились в пятницу, 13-го. Если лечу в самолете, то обязательно 13-й ряд достается. Покупаю машину – в номере по-любому число 13 есть. Поэтому, когда встал вопрос про название для кофейни, то подумал про 13, в ней же есть что-то про суеверие, в суеверии есть про кофе, вот и связалось, - рассказывает Александр.
В Хабаровском каре работает около 300 производителей пищевой и перерабатывающей промышленности. Несмотря на сложности последнего года с закупкой сырья и логистикой, компании наращивают объёмы производства и выпускают на рынок новые виды продукции. По информации краевого минсельхоза, за 2022 местный ассортимент пополнили почти сотней новинок. Но есть и проблемы: среди них сложность с получением льготных кредитов, которые нужны для модернизации предприятий.
Компания «Лесные продукты» на дальневосточном рынке более 20 лет, в ассортименте – более 50 видов продукции: сиропы и десерты на основе натуральных ягод, солёный папоротник, мёд с добавками. В прошлом году компания разработала рецептуру и выпустила в продажу новые виды сиропов. Насыщенные витаминами концентраты шиповника, черной смородины и облепихи, по задумке технологов, должны помочь хабаровчанам быстрее справиться с осенне-зимними вирусными заболеваниями.
Производственная линия по выпуску сиропов «Лесные продукты»
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
– ОРВИ не дремлет, и мы хотим помочь большим и маленьким жителям края, – говорит Элла Пекина, главный технолог компании «Лесные продукты». — Посоветовались с Роспотребнадзором, получили «добро». При составлении рецепта уточнили рекомендации ВОЗ, ведь переизбыток витаминов, может быть даже опаснее, чем их недостаток. Решили внести в состав не больше 30% от суточной нормы. Мы пока выпустили 2 вида сиропов: шиповник с облепихой и витаминами группы В и витамином С, и шиповник с черной смородиной и витамином С. Витамины водорастворимые, не накапливаются в организме. Премикс витаминов группы В, в который входят никотинамид (В3), пиридоксин (В6), тиамин (В1) и пантотеновая кислота (В5) мы получаем из Москвы, его производит компания «Бифилайф». Аскорбинку доставляют из Нижнего Новгорода. Процесс разработки и оформления новых сиропов занял полгода, недавно мы прошли сертификацию в Барнауле, сейчас имеем право сами декларировать свой товар. Он идет в магазины как обычная пищевая продукция.
Директор предприятия говорит, что при составлении рецептуры ориентировались на школьников и дошкольников. Чтобы продукция поступала в образовательные учреждения и детские сады, советовались с министерством образования края. Пока новинки отгружают небольшими партиями в торговые сети. Через месяц планируют витаминизировать и плодово-ягодные десерты.
– Хотелось бы охватить более широкий спектр социальных учреждений края, — говорит Евгений Хрустов. – Объединить бы усилия наших органов управления, наших социальных объектов, ну и нас собственно. С детскими садами мы работаем по прямым контрактам уже порядка 5 лет. Из наших сиропов там делают морсы для малышей. В прошлом году ситуация была тяжёлая – на закупку сахара брали займ 3 миллиона в Фонде развития промышленности на пополнение оборотных средств. Сахар тогда в марте подскочил до 85 рублей, с 53, как было зимой 2022 года. Это, конечно, был определённый шок, ведь мы в России сахар сами производим, и тут такие цены. Из-за импортозамещения пришлось кое-где скорректировать рецепты. Например, мы раньше при производстве десертов работали на каррагинане корейском, это желирующее вещество, выработано на основе морепродуктов. В связи с тем, что поставки из Кореи стали затруднены, мы перешли на российский желатин. Вкус продукта практически не изменился. Сейчас ситуация немного стабилизировалась, сахар по 70 рублей оптом покупаем. Но обстановка на рынке остаётся напряжённой, потому что инфляция только сейчас, наверное, докатилась до нас. Кроме того, некоторые позиции привязаны у нас всё равно к курсу евро и доллару, например, упаковка часто измеряется в таких валютах. Поэтому цены приходятся повышать.
Евгений Хрустов, директор компании «Лесные продукты»
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Кроме сиропов «Лесные продукты» выпускают натуральный мёд, в том числе с разными добавками. Сырьё закупают у пчеловодов, очищают и слегка нагревают. На фасовочной линии разливают мёд в упаковку. За смену здесь могут произвести больше 4 тысяч банок. Но предприятие работает всего лишь на 25% от полной производственной мощности. Директор говорит, что вместо 4-х бригад посменно трудится одна, которая переходит из цеха в цех. Если бы торговые сети больше уделяли внимание продукции местного производителя, можно было бы работать на склад и принять на работу ещё людей.
– Вот, например, наш папоротник солёный не хотят брать в некоторые торговые сети, — продолжает директор предприятия. — Говорят, что очень дорого, и требуют снизить цену, или в отказ. При этом торговую надбавку сбавлять не собираются. Но это натуральный продукт, и мы считаем, что в конечном итоге решать должен потребитель – нужен ему такой товар или нет – иметь право выбора и голосовать рублём.
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
О сложностях, которые мешают развиваться, рассказывают и другие производители Хабаровска. Компания «Дальневосточная продукция» сегодня единственная на Дальнем Востоке производит макаронные изделия. Запустились в 2020 году, начинали с 4 тонн в месяц, сейчас выпускают порядка 120 тонн 12-ти наименований. Но это предельная мощность, говорит директор Татьяна Ивачева. Чтобы производить больше, нужно ставить ещё одну технологическую линию.
– У нас есть запрос на поставки в торговые сети региона, — говорит Татьяна Ивачева. — Мы уже сотрудничаем с ритейлерами «Спар», «Амбар». Планируем заходить в «Пятёрочку». Наши макароны по прямым договорам компании поставляют в школы и детские сады. В прошлом году мы отгрузили 500 килограммов в помощь мобилизованным в зону СВО. Хотели больше, но линия сломалась, весь декабрь практически простояли, и в январе еще неделю. Так что новое оборудование нужно и для того, чтобы подстраховаться, и объёмы, которые от нас хотят получать, закрыть. Но есть сложности с банками.
Фасовочный участок компании «Дальневосточная продукция»
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Предприятие «Дальневосточная продукция» имеет право получить льготный займ как сельхозтоваропроизводитель по линии минсельхоза. Но на деле банки не спешат выдавать 12 миллионов рублей под 4-5% годовых.
– Обращались и в банки, и в ФРП – получаем отказы, – продолжает Ивачева. — В прошлом году направляли запросы, и в этом продолжаем надеяться. Банки рассматривают отчетность прошлых периодов, когда мы начинали, объемы были не такие большие, как сейчас, а то, что у нас сейчас - не учитывают, нужно за несколько лет подать документы с высокими цифрами по продажам. Не доверяют, получается. Хотят в залог деньги, но мы ведь и не просили бы их, если бы они у нас были. Но работать продолжаем, сейчас опять подали заявку в «Россельхозбанк», предоставили документы. С фондом развития промышленности не получилось, потому что они дают от 20 миллионов рублей под 1%, допустим, в лизинг, а нам надо меньше, мы до таких сумм ещё не доросли. Да и документы у них проверяют по полгода. Но мы решаем вопрос. Мука сильно поднялась в цене – с 25 до 28 рублей за килограмм, закупаем оптом. Чтобы пополнить оборотные средства, закупить сырьё и упаковку мы в 2022 году обратились за финансовой помощью в фонд поддержки малого предпринимательства. И благодаря этому мы взяли ещё 2 транспортёра. Загрузочный - который будет у нас в упаковщик ссыпать, и второй - разгрузочный, для выгрузки уже готовых пакетов, на стол, чтобы упаковщик мог наклеивать этикетки.
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Сейчас компания «Дальневосточная продукция» подала заявку в центр «Мой бизнес». Там обещали помочь с продвижением – оплатят рекламу на телевидении. В скором времени для предприятия изготовят видеоролик. Кроме того, Татьяна Ивачева обратилась в администрацию города, там в рамках конкурса можно субсидировать часть затрат на основные средства и на оплату электроэнергии.
Хабаровский край должен выйти на полное самообеспечение овощами к 2026 году. Но пока потребность в картофеле в регионе закрыта примерно на 70%, в свёкле, морковке, огурцах и томатах – примерно на 45%. При этом порядка 80% овощной продукции, которая регулярно попадает на стол жителей региона, выращена на полях местных личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств. Крупные компании отчего-то не стремятся занять эту нишу. Поэтому в краевом министерстве сельского хозяйства делают ставку на мелкие и средние сельхозпредприятия. Привлекают к делу и начинающих аграриев – они могут получить от трех до пяти миллионов рублей в рамках гранта «Агростартап».
Крестьянско-фермерское хозяйство Татьяны Огай знают в Хабаровске многие. Больше 20 лет семейное предприятие выращивает на продажу овощную и цветочную рассаду, огурцы, перцы, баклажаны и томаты. Свежие овощи продают на ярмарке выходного дня. Петунью и тагетис у растениеводов заказывают предприятия для украшения клумб перед офисами или магазинами. Работа в теплицах практически ни на миг не прекращается. К новому сезону фермеры начинают готовится еще не полностью расторговавшись тем, что вырастили.
— У меня в семье 6 детей, — говорит глава крестьянско-фермерского хозяйства Татьяна Огай. — И все приучены к труду с малолетства. Недавно младший сын звонил, говорит – мама, а не нужно ли чем помочь? Вроде, пора уже, сезон начинается. Приехать на выходных? Внучка маленькая, ещё в школу не ходит, тоже с нами. Раньше всё в телефоне сидела и расстраивалась, когда батарейка садилась – баба, у меня там Тик-ток, ты не понимаешь! А теперь летом – баба, я пойду, погуляю? Семья растёт, каждый при деле. Марина, дочка приёмная, в 2021 году взяла грант «Агростартап». У неё своё КФХ, но мы всё делаем вместе.
Татьяна Огай
В селе Ильинка у КФХ Огай три теплицы. Каждый год Татьяна Львовна вместе с мужем Евгением Жатовым высаживают в них около миллиона семян. За всходами присматривают, как за малыми детьми: дважды в день поливают, защищают от сорняков, которые могут легко заглушить нежные ростки. Подросшую и окрепшую рассаду переселяют в открытый грунт. Но Хабаровский край – всё-таки зона рискованного земледелия. И напрасно рисковать фермеры не хотят. Потому на средства, полученные приёмной дочерью Мариной Андреевой в 2021 году, поставили ещё 4 теплицы – уже в селе Некрасовка. Здесь будут под крышей на грядках доращивать рассаду, а после – собирать урожай. Первый выход огурцов сорта «Миг» в этом году планируют снять уже в конце апреля.
— Мы раньше для доращивания рассады, для того, чтобы посадить картошку, арендовали землю, — продолжает Татьяна Огай. — Участки брали каждый год у разных собственников, что, согласитесь, неудобно, ведь там нельзя обосноваться, есть сложности по хозяйственной части. У чужих людей не распланируешь участок так, как тебе надо, на длительный срок. А в 2021 году мы выиграли тендер в региональном министерстве сельского хозяйства, по которому получили землю – около 9 гектаров в долгосрочную аренду в Некрасовке. Марине, как начинающему фермеру, дали грант - 3 миллиона рублей на установку теплиц. Плюс наше софинансирование – порядка 400 тысяч – и мы закупили материалы, наняли людей для установки. Честно скажу – едва успели до этого бешенного повышения цен на стройматериалы. Тем, кто не подсуетился сразу, тяжело пришлось: смета была рассчитана по одним прайсам, а расходники на 30-40% подскочили, а где-то и в несколько раз! Мы в прошлом году уже успели новые теплицы испытать. Сделали их по корейской технологии, они всесезонные, в каждой со временем поставим печку, чтобы и зимой можно было работать. Каркас обтянули очень крепкой плёнкой российского изготовления, производитель говорит, что её хватит на 10 лет, но я очень сомневаюсь. Кстати, с некоторыми отечественными компаниями работать ещё хуже, чем с китайскими. Те всегда норовят обхитрить, надуть – не докладывают в заказ чего-то, но, если их уличить – всё восполняют. А вот российский производитель плёнки заявляет, что её в рулоне 100 метров, а по факту там 95. И на вопрос – как же так – заявляет – она при нагреве растянется.
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства Хабаровского края
В теплице + 5, кое-где встречаются прошлогодние вездесущие одуванчики и пожухлая ботва. Мы идём с Татьяной Львовной по уже оттаявшей земле. На улице морозно, а здесь уже пахнет весной. На грядках много снега. Фермер объясняет: так проще напоить землю. Она в парнике должна быть влажной, проливать – долго и дорого, а растаявший снег хорошо подготовит почву к рыхлению.
Новые теплицы перезимовали неплохо, говорит фермер. Выдержали и сильные ветра, и снеговую нагрузку. Сейчас их нужно уберечь от мартовских снегопадов – липкий тяжёлый снег, если его не счищать вовремя, может повалить конструкцию.
— Круглые теплицы, если они большой площади, вот как у нас – 50 на 80 метров – могут и не выдержать, — говорит Евгений Жатов. — У нас в селе Ильинка один парник пострадал в зиму. Хорошо, что здесь мы сделали скатную крышу. Ну, не совсем домиком, но всё же под углом, и снег с неё легко сходит. Ну и мы ещё помогаем – смастерили вот такую «швабру», ею и убираем то, что выпало.
В прошлом году, по словам аграриев, они собрали неплохой урожай – 12 тонн огурцов и порядка 3 тонн томатов. В этом рассчитывают получить не меньше.
— Огурцы сеяли и ранние, и поздние – мы успели за них цену хорошую взять, — делится Татьяна Огай. — А потому что теплицы – это стабильный урожай. В открытом грунте или дождями зальёт, или ветер сильный – может поломать побеги, и заморозки среди лета могут случиться – а что вы хотите – Хабаровский край. А в теплице мы можем печку затопить, если холодно и проветрить, если жарко. В общем, знаем, что всё под контролем, мы свой урожай возьмём. У меня ещё двое детей тоже в этом году хотят податься на «Агростартап», у них зарегистрированы свои КФХ. Если оба пройдут по конкурсу – поставим ещё 8 теплиц. И у хабаровчан будет возможность покупать не китайские, а местные, свежие натуральные овощи. Скоро мы уже начнём пахать в новых теплицах, в марте температура если на улице будет минус 5 градусов, то в теплице уже будет плюс 20-25 – самое то для пахоты. Огурцы ранних сортов растут всего 40 дней. Поэтому в апреле уже будем хрустеть своими зелёненькими.
Традиционная краевая поддержка начинающих сельхозпроизводителей «Агростартап» предоставляется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Средства можно потратить на покупку земельных участков, сельскохозяйственных животных, техники, семян, необходимого для аграриев оборудования. Можно получить грант и построить или модернизировать помещения для хранения и переработки сельхозпродукции. Неопытным фермерам выдают от 3 миллионов рублей – на развитие растениеводства, и до 5 миллионов – если человек решил разводить коз или крупный рогатый скот. Для семейных ферм, которые давно работают «на земле», предусмотрены другие суммы – один грант может составлять порядка 30 миллионов рублей.
— За 3 последних года поддержка на «Агростартап» выделялась в размере 30 миллионов ежегодно, — говорит Андрей Романченко, заместитель министра сельского хозяйства Хабаровского края, начальник управления развития сельских территорий, малых форм хозяйствования и кооперации. — Её получили 30 человек. Одни, как Марина Андреева, поставили теплицы, другие купили трактора и другую технику, третьи завели коров. Создано 14 постоянных рабочих мест.
Обычно заявки на конкурс грантов «Агростартап» принимают в марте-апреле. И деньги фермеры получают в мае-июне. Но в этом году краевой минсельхоз объявил приём заявок с 10 по 28 февраля. Это позволит выдать средства до 1 апреля, чтобы аграрии смогли инвестировать гранты в посевную этого года. Тех, кто хочет начать свой сельхозбизнес, но пока даже не знает, с чего начать, ждут на Ленина, 4 кабинет 803. Здесь будущих сельхозпроизводителей проконсультируют и помогут оформить заявку на грант – совершенно бесплатно.
Сахалинские любители активного туризма создали сайт, на котором собирают проверенные треки для пеших походов, автомобильных поездок и водных путешествий с акцентом на регионы Дальнего Востока и Сибири. Впрочем, география этими территориями не ограничивается — есть подробные треки и по Кавказу, Мурманской области, Центральной России. В базе уже более 3 000 маршрутов с подробным описанием и фотографиями. И за доступ к ним платить не нужно. Руководитель проекта Иван Запорожец рассказал EastRussia, как пришел к этой идее, как все работает, и почему привычные онлайн-навигаторы пасуют перед «ИдиЛесом».
— Иван, расскажите о себе.
— Меня зовут Иван Запорожец. Мне 38 лет, я предприниматель и программист. Родился я в Приморском крае, в городе Дальнегорск. И меня воспитывали краеведы. У меня было два деда: один меня учил природу любить, а другой учил меня на природе выживать. А поскольку Дальнегорск — это такой город инженеров, я рос в абсолютно инженерной среде, и я вырос инженером-программистом и туристом.
Когда я приехал на Сахалин, я обратил внимание, что здесь нет такого ресурса со всеми тропами, и как программист и турист, я создал такой ресурс.
Я не из тех профессиональных туристов, которые были воспитаны в клубной среде, ходят многодневки, зимой, с ночевкой… Я больше турист выходного дня. Могу зимой, но максимум это день. То есть порядка 15 часов на маршруте.
Я хожу в среднем где-то раз в месяц. Могу один, могу с друзьями, могу просто с попутчиками, которых даже не знаю, могу с каким-нибудь клубом. Маршруты хожу разной сложности — и с серьезной физнагрузкой, и просто погулять.
— Как рождался проект «Иди лесом»?
— Проект начался в 2013 году: у меня была фирма по разработке сайтов, которая в тот момент закрывалась и нужна была новая идея. Решил создать приложение для походников. Само приложение быстро сделать не получилось, поэтому для начала просто создали каталог маршрутов.
И вот в апреле где-то 2014 года мы сделали пост на местном форуме, что делаем такой-то сайт, называется он так-то, в тому моменту уже купили доменное имя и сделали заглушку на сайте, где можно было оставить адрес своей электронной почты. Дескать, когда сайт откроется, мы вас оповестим. И можно было с этого сайта рассказать о проекте своим друзьям.
На форуме поднялась большая буча, что ни в коем случае никто с вами никогда не поделится никакими маршрутами и вообще не смейте открывать этот сайт. Эта ситуация привлекла большое внимание СМИ, про нас сняли несколько сюжетов, написали в местных газетах, и в итоге у нас появилась большая база адресов заинтересованных людей.
— А противники чем мотивировали свою позицию?
— Это были, как я их называю, радикальные туристы: они очень сильно переживали, что, когда пойдет большой поток туристов, красивые места будут вытоптаны, замусорены. Поэтому они, как любители природы, говорили, что мы с вами не поделимся, и никто из наших знакомых с вами тоже не поделится такой информацией. Другие просто угрожали.
— Забегая вперед — они оказались правы?
— Вот живой пример на Сахалине: раньше местные жители знали всего несколько туристических мест, куда можно было отправиться на выходные. Одной такой локацией были полянки на «Лягушке». Место так называется —«Лягушка». И эти полянки были вытоптаны очень сильно. Но вот прошло 10 лет и сейчас поток туристов распределился в другие места, нагрузка на «Лягушку» радикально снизилась.
То есть — появилось в информационном пространстве большое количество других мест, где можно проводить выходные. И люди стали ездить в разные места. А раньше на «Лягушке» целый километр был полностью заставлен машинами и людьми. Сейчас там трава выросла прям в рост человеческий, там уже нет полянок. То есть, когда люди получают доступ к большому количеству мест, трафик распределяется, кто-то сюда едет, кто-то сюда, соответственно, нагрузка на природу снижается в конкретных местах.
— Как это работает? Ваш сайт, ваш проект?
— Это работает так: человек скачивает с сайта маршрут и закачивает на устройство — телефон или навигатор. Важный момент: когда человек отправляется в какое-то дикое место там зачастую нет сотовой связи и обычные онлайн-навигаторы бесполезны. А когда человек идет по тропе, бывает такое, что тропа просто в один момент раздваивается, и ты не понимаешь: тебе направо идти или налево идти, указателей в лесу нет.
Для того, чтобы чувствовать себя на тропе безопасно, идти в правильном направлении, люди скачивают себе маршруты. Устанавливают любую, им удобную программу с оффлайн-картами, которые работают без интернета.
С нашего сайта они скачивают нитку маршрута — трек. Это набор точек, который ведет в конкретное место. Это маршрут, которым кто-то уже прошел и поделился с другими. И вот походе, туристы открывают эту карту и видят, что, допустим, когда они подошли к развилке, то им идти прямо, а не направо.
— И где можно погулять по трекам с вашего сайта?
— Мы начали с Сахалина, потом добавили Приморье, Хабаровский край… И сейчас у нас, получается, около 3 000 опубликованных маршрутов, основное их количество по Дальнему Востоку и Сибири, но есть много регионов по стране — по Мурманской области, например, по Кавказу — мы постоянно пополняем, актуализируем нашу базу.
— Чем вы отличаетесь от других таких-же проектов?
— Во-первых, мы собираем информацию в одном месте. Туристической информации много, но она разбросана по разным площадкам. К тому же карты Google, Яндекс, любые карты в телефоне — там есть OSM-треки в виде пунктирных линий и этой информацией можно пользоваться.
Но ей может пользоваться только опытный человек, который понимает, что маршрут идет здесь, и это означает, что его ждут какие-то препятствия, и что это, например, маршрут пеший, а не автомобильный. Обычный человек, глядя на карту туристическую, не сможет понять: можно сегодня туда на его машине до точки старта доехать или нет, сегодня надо брать гетры после дождя или нет, какие там препятствия, а туда можно с детьми или нет, то есть там информация есть, но она не полная.
Там нет ни фотографий, она не категоризирована. Обычному человеку сложно разобраться, просто глядя на треки.
Да, есть сайты, которые специализируются на маркированных маршрутах: они публикуют только такие, на которых развешаны ленточки или стоят указатели. Есть сайты, которые специализируются, на том, что выкачивают из общего пространства какой-то объем маршрутов, уже опубликованных на разных сайтах, и он у них размазан по всей стране.
К примеру, у них может быть 10 тысяч маршрутов, но наполнение каждого региона достаточно низкое. Мы идем от региона к региону, и поэтому, если брать какую-нибудь территорию в отдельности, у нас самая большая плотность маршрутов на регион. Вот Сахалин или Приморье — у нас на здесь по 500−600 маршрутов. На Камчатке у нас в работе маршруты, но уже есть по примерно 50 горячим источникам, о которых информации вообще нигде нету.
Наша суперсила в том, что мы умеем из умов опытных туристов вытаскивать информацию о маршрутах и местах, о которых никогда, нигде не было публикации. То есть люди ходят между собой, фотками делятся, но как туда дойти мало кто знает. А мы умеем вот в общее пространство эту информацию вытащить.
И мы стараемся поддерживать актуальность информации о маршрутах, потому что они постоянно меняются. У нас в определенной степени это получается благодаря сообществу: люди отписываются под каждым маршрутом, мол, я был там в таком-то месяце, там дорога была в таком состоянии. Или вот этот трек, который вы опубликовали неправильный, вот правильный трек. И у нас есть фотографии, комментарии участников, которые там были, и список людей, которые там были.
— Что ещё предлагает ваш сайт?
— У нас есть раздел «Попутчики». Отправляясь в незнакомое место, можно найти компанию, в то числе людей, которые там уже были. Это упрощает людям жизнь, скажем так.
— А сами туры организовываете, водите людей по маршрутам?
— Нет, мы не занимаемся организацией туров, не продаем туры, не водим сами. Наша задача собрать информацию и дать ее большему количеству людей, самостоятельным туристам.
У нас есть премиум-подписка, которая даёт возможность воспользоваться некоторыми «плюшками»: скачивание треков в разных форматах, редактирование и создание своих треков, возможность копировать чужие треки себе, распечатка карт, прокладывание маршрута, скачивание pdf-версий маршрутов. При этом доступ ко всем маршрутам, опубликованным на сайте — бесплатный.
ТОП-3 ЛОКАЦИЙ САХАЛИНА ОТ ИВАНА ЗАПОРОЖЦА
Горный хребет состоящий двух сопок Владимировской и Жданко — он протяженностью в одну сторону или 5 или 7 километров, но очень трудоемкий для неподготовленного человека, потому что ты сначала поднимаешься на 400 метров вверх, потом спускаешься на 200 метров вниз, потом поднимаешься на 300 метров вверх, потом спускаешься на 200 метров вниз и потом еще поднимаешься там на 300 или 400 метров вверх. По факту ты в одну сторону идешь туда 3 часа, обратно 4 часа вот, но это невероятной красоты место.
Рядом есть Буруны, там тропа проходит хребет немножко стороной, переваливает через него и выходит на море. Это старинная японская дорога, для лошадей спроектированная. И когда спускаешься к морю, с правой стороны ты видишь невероятной красоты хребет, а с левой стороны ты видишь здоровенный широкий 15-метровый водопад. Это такой вид, который бывает только на картинках в каких-нибудь супертуристических местах, а это у тебя вот здесь под боком. И там стоят разные кекуры (столбовидные скалы — прим. ред), есть чем заняться там — очень красивая долина между морем и хребтом.
Третье место для меня, наверное, пик Чехова. Просто потому, что это был мой первый маршрут на Сахалине, и я постоянно по нему хожу несколько раз в год.
— Ваш проект вырос из хобби. Таким он и остаётся?
— Много лет это было хобби, мы учились работать с сообществом, учились делать интерфейс, который будет максимально быстро людям давать нужную информацию. Сейчас это уже компания, которая состоит из 10 человек. У нас есть инвесторы. Сейчас мы продолжаем привлекать инвестиции.
Наша задача создать такую цифровую туристическую компанию, которая базируется на двух китах. Первый — это самостоятельные туристы, которым нужна информация о маршрутах, которым просто достаточно каталога качественной туристической информации для путешествий.
И второй кит, который мы будем развивать, это аудитория, которую мы называем неопытные любители. Это большая часть нашего российского общества. Люди, которые очень сильно хотят путешествовать, но им нужен помощник, который поможет им пройти по маршруту, который подскажет, какую обувь надевать, какую одежду брать, какую еду с собой брать.
И мы будем развивать для этих людей сервисную модель по типу советского клубного туризма.
— Получается ли зарабатывать на проекте, он самоокупаемый? Как обстоят дела?
— Проект сейчас убыточный, нам надо несколько лет, чтобы выйти в точку безубыточности, поэтому мы привлекаем инвестиции, чтобы нарастить и базу знаний, и базу людей, которые пользуются сайтом.
Наша задача делать из проекта качественный, удобный продукт для массового потребителя, чтобы каждый человек мог на выходные с семьей, с друзьями отправиться в красивое туристическое место. Не в торговый центр идти, не дома штаны просиживать. Есть люди, которые любят активный отдых, и мы хотим, чтобы они использовали «ИдиЛесом» как входную точку, чтобы добраться до какого-то красивого места. Мы зарабатываем на подписке, рекламе, ну и пока это так и останется.
— Как вы убеждаете инвесторов? Как мне кажется, активных туристов в разы меньше, чем тех же «пакетников», а инвесторы без перспективы не вложатся.
— Как мы разговариваем с инвесторами? Здесь вот что интересно. Самые большие деньги в отраслях зарабатывают те компании, которые создают инновации.
Инновации — это когда что-то элитарное или доступное малому количеству людей, становится доступно большой массе людей. Активный туризм до сих пор остается сильно элитарной штукой. Он доступен или сильно опытным людям, или людям с хорошим бюджетом, достатком. Я натыкался на информацию от Сбера, которая говорит, что в России 20 миллионов человек в возрасте 25−55 лет готовы заниматься активны туризмом.
Большая часть людей хочет, чтобы за них решили все туристические задачи, как им дойти, как доехать, что надо с собой брать, как это все упаковать, как пройти по маршруту.
Есть небольшая часть, которая на все эти вопросы сама находит ответы. Мы их называем опытными любителями. В туризме давно не было инноваций, а мы нашли такую маленькую заковыку, которая мешает этим инновациям. И наша инновация в чем заключается? В том, чтобы в общественное пространство вытащить туристическую информацию.
Когда есть туристическая информация, доступная в виде путеводителей, когда она актуальная, она снимает в головах людей большое количество барьеров. Кстати, «ИдиЛесом» это не только про походы — это маршруты и для тех, кто любит ходить пешком и для тех кто любит автопутешествия, есть у нас и водные маршруты — сплавы, например.
И люди, которые раньше не отправлялись в красивые места, теперь отправляются, потому что они знают, что рядом с домом есть красивые места, они могут посмотреть, где они находятся, могут посмотреть, как туда добраться, на какой машине можно доехать и могут найти себе попутчика. В этом наша инновация. Мы выпускаем на рынок туристический дикий туризм новых 20 миллионов человек.
Потому что на выходных ездить куда-то очень легко. Ты открыл телефон, вот тебе список, выбрал место, скачал карту и отправился в путешествие. Ну вот два действия, две минуты. Раньше это было недоступно, потому что информации не было в одном месте. Но мы сделали то, чего до нас не было. Информацию максимально большого количества категоризировали, снабдили фотографиями, треками и опубликовали в одном месте.
Человек сейчас тратит не неделю на поиск информации, а час или минуты. И в 2025 году мы уже выпустим свое приложение, которое будет работать как такая офлайн-карта.
На фоне роста туристического потока в ряде дальневосточных регионов сохраняется дефицит средств размещения, а также задерживается реализация крупных отраслевых проектов. На части наиболее востребованных у туристов территорий вводится туристический налог, призванный увеличить финансирование для создания необходимой инфраструктуры. Тем не менее представители отрасли опасаются роста цен, отмечая менее выгодные условия для недорогих отелей. На федеральном уровне рассматриваются возможности развития круизного направления туризма.
В регионах Дальнего Востока подводят итоги туристического сезона текущего года, отмечая при этом рост показателей, после падения в период пандемии. Рост туристического потока фиксируется в Иркутской области. По итогам летнего сезона текущего года регион посетили около 800 тыс. человек, что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам всего текущего года регион рассчитывает принять около 1,8 млн туристов.
Приморский край демонстрирует существенный прирост числа посещений иностранными гражданами – в январе-сентябре 2024 г. регион посетили 374,8 тыс. иностранцев (в качестве туристов, по делам бизнеса и учебы, с частными приглашениями), что на 15% больше, чем за аналогичный период допандемийного 2019 г. В основном рост обеспечили граждане КНР, на них пришлось 95,7% всех визитов. Также край посетили 3,5 тыс. граждан Республики Корея, 2,7 тыс. граждан Японии. В Якутии по итогам восьми месяцев 2024 г. туристический поток вырос на 52% относительно аналогичного периода 2023 г., составив 226 тыс. человек.
При этом в Приморском крае наблюдается дефицит средств размещения – он оценивается примерно в 13,3 тыс. номеров (при турпотоке в 3,8 млн человек в 2023 г.). По итогам прошлого года номерной фонд Приморья составлял 62,2 тыс. средств размещения. Во Владивостоке планируется построить два многофункциональных комплекса с гостиничными номерами в районе проспекта 100-летия Владивостока на месте снесенного торгового центра «Максим». Ожидается, что один (более крупный) из комплексов будет включать до 1,6 тыс. гостиничных номеров, 51 тыс. кв м. офисов и до 10 тыс. кв. м торговых площадей. Объекты предполагается возвести к 2030 г.
Стоит отметить, что за первое полугодие 2024 г. интегрированный развлекательный курорт «Приморье» посетили 365,5 тыс. человек, что на 50 тыс. человек больше, чем за первое полугодие 2023 г. В том числе 26,6 тыс. посетителей составили иностранцы (рост на 28%). Тем не менее более 80% посетителей игорной зоны по-прежнему приходится на российских туристов (такая ситуация сложилась в период пандемии). 6,3% посещений ИРК приходится на Узбекистан, 5,8% - на страны АТР (преимущественно Юго-Восточная Азия).
В Приморье откладываются сроки реализации проекта тематического парка развлечений на острове Русский во Владивостоке ООО «Восток Парк Резортс» (инвестор – группа компаний «Мантера»). В ГК «Мантера» основной проблемой называют удорожание кредитов, увеличивающее срок окупаемости. Ранее объем инвестиций в проект был оценен в 32 млрд рублей, ориентировочный срок реализации определен до 2030 г. За счет мер господдержки планировалось подведение к границам парка развлечений транспортной и инженерной инфраструктуры.
Между тем масштабные туристические проекты (музейные и развлекательные комплексы) планируется реализовывать в Хабаровском крае. Тем не менее пока они находятся в стадии обсуждения и разработки документации. В ноябре на заседании градостроительного совета Хабаровска была утверждена архитектурная концепция нового здания Дальневосточного художественного музея на набережной Амура. Его возведение должно начаться в 2025 г. компанией АО «Бамтоннельстрой-Мост». Основой экспозиции в новом здании должны стать коллекции Дальневосточного художественного музея Хабаровска, открытого в 1931 г. В новом здании предполагается разместить мастерские реставрации, залы проведения массовых научных и образовательных мероприятий.
Также власти Хабаровского края рассматривают возможность реализации проекта создания парка развлечений с музеями и крытыми аттракционами. В настоящее время регион объявил поиск инвестора, комплекс на 25 га планируется возвести за три года, объем инвестиций оценивается в не менее чем 3,5 млрд рублей. Тем не менее в краевом правительстве не уточняют место размещения парка.
Власти регионов вводят туристический налог для посещения отдельных территорий. С 1 января 2025 г. туристический налог начнет действовать в четырех муниципалитетах Приморского края – во Владивостокском, Уссурийском городских округах, Хасанском муниципальном округе, Надеждинском районе. В Минтуризма края выбрали данные территории, исходя из наиболее существенного роста нагрузки на существующую инфраструктуру. Депутаты местных дум в конце октября поддержали нововведение. Утвердить планы предстоит каждому муниципалитету в отдельности.
В дальнейшем налог будет зачисляться в бюджет муниципалитета и должен направляться исключительно на проектирование, строительство, реконструкцию, содержание туристической инфраструктуры. Во Владивостоке установлена ставка налога в 1% от налоговой базы в 2025 г., постепенно ее будут повышать до 5% к 2029 г.[1] Схожие ставки предполагается ввести и в остальных муниципалитетах. Туристический налог будут платить не отдельные граждане, а компании и индивидуальные предприниматели, оказывающие гостиничные услуги.
В таких условиях ожидается рост стоимости размещения – как минимум на сумму налога. Минимальный порог платы составит 100 рублей в сутки, как предусмотрено в Налоговом кодексе РФ. Таким образом, ожидается, что повышение цен затронет в первую очередь недорогие гостиницы и хостелы, поскольку, чтобы налог составил ровно 100 рублей, при ставке 1% за номер нужно заплатить 10 тыс. рублей в день. При плате 4-8 тыс. рублей за номер ставка налога в 1% составила бы 40-80 рублей в день, но предприниматель в данном случае все равно заплатит 100 рублей. В связи с этим в Российском союзе туриндустрии предлагали отменить минимальную планку налога, отмечая, что она ставит гостиницы в неравные условия. Также в союзе сочли непродуманным распространение налога на все средства размещения, включая санатории, где до 70% стоимости составляют медицинские услуги в составе путевки.
В Иркутской области решение о введении туристического налога в ноябре приняла городская дума Усолья-Сибирского. Налог будет введен с 1 января 2025 г. Его минимальная сумма составит 100 рублей в сутки. Взиматься туристический налог будет с гостей города, временно проживающих в аккредитованных гостиницах. В расположенном на берегу реки Ангара в 70 км от Иркутска Усолье-Сибирском находится курорт «Усолье» для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, нервной системы.
Стоит отметить, что власти Иркутской области в 2024 г. ввели субсидии регионального бюджета на развитие туристической инфраструктуры. В частности, 29 млн рублей в текущем году получат 13 проектов – средства будут направлены на приобретение туристического снаряжения для организации пунктов проката в поселке Большое Голоустное, городах Байкальск, Ангарск, в Братском районе, на организацию круглогодичной работы бассейна в санатории «Курорт Русь» в Усть-Илимске, на создание причальной инфраструктуры в байкальских поселках Листвянка и Хужир.
В конце ноября за введение туристического налога проголосовали депутаты городской думы Якутска – он будет взиматься только с приезжающих в регион граждан. Помимо Якутска, туристический налог в Якутии с 1 января вводится в Олёкминске.
Тем временем Росморречфлот совместно с ФГУП «Росморпорт» разработали программу развития морского круизного туризма в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В ведомствах обсуждают возможность приобретения в лизинг морского круизного судна для работы в Дальневосточном бассейне и привлечение инвесторов, а также создание компании – единого оператора федеральной сети морских круизных маршрутов. В частности, предполагается организовать круизы из Владивостока в Петропавловск-Камчатский (с апреля по октябрь) с заходами в порты Сахалина и Курильских островов, а также запустить международные круизные маршруты из Владивостока в КНР, Вьетнам, Камбоджу, КНДР.
Проблемой для развития круизного направления в настоящее время является дефицит судов. На сегодняшний день используются бывшие суда Дальневосточного регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института («Профессор Хромов» и «Профессор Шокальский»)[2], имеющие ледовый класс. При этом данные суда отличаются низкой вместимостью (до 50 человек), что в том числе влияет на стоимость морских туров (от 700 тыс. рублей на двоих человек).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] 2% в 2026 г., 3% - в 2027 г. 4% - в 2028 г., 5% - в 2029 г.
[2] Используются для круизных путешествий на Камчатку, Чукотку, Курильские острова, Командорские острова, остров Врангеля, по Охотскому морю.
В представлении пассажиров советского времени начальник вокзала представал личностью почти мифологической и всемогущей — особенно в период отпусков, когда дефицит билетов становился непреодолимым препятствием на пути к отдыху. Суровый, властный, убелённый сединами железнодорожник — таким сходу рисуется стереотипный портрет начальника вокзала. Может где-то так и есть, но не в Тынде. Перво-наперво надо понимать, что начальник вокзала и начальник станции разные должности с разными зонами ответственности. Где-то этот функционал выполняет один человек, но часто это разные люди. Начальник станции отвечает за организацию движения, техническую сторону перевозок, а начальник вокзала — обеспечивает комфорт и безопасность пассажирам. Юлии Манжуре — хозяйке одного и самых красивых и необычных в архитектурном плане вокзалов БАМа, а может и Дальнего Востока или даже всей России — хорошо знакомы обе ипостаси, но сейчас её главная забота сделать так, чтобы вокзал воспринимался как уютное и комфортное место, а не как «проходной двор».
В 2024-м — в год 50-летия БАМа — внимание к вокзалу Тынды было особенным — в город съехались строители магистрали со всей страны. В конце октября здесь же состоялись финальные мероприятия штаб-форума «БАМ туристический», во время которых и удалось познакомиться с «Хозяйкой белой птицы» — так поименовал Юлию Манжура автор одной из публикаций в местных СМИ.
— Родилась я в Волгоградской области, а на БАМ приехала к родителям. В какой-то момент — это было в 90-х — они решили перебраться сюда. Я жила одно время с бабушкой, приехала сюда на каникулы и осталась.
— Сюда — это в Тынду?
— Нет в Хани, это притрассовый посёлок, 9 часов от Тынды. Там есть станция, рядом с которой, кстати, самая высокая точка всей Байкало-Амурской магистрали. Мама устроилась оператором в станционном техническом отделе, отец в участок ИССО — (ИССО — искусственные сооружения: мосты, переходы. прим. авт.). Они до сих пор так и работают.
Я первый раз приехала в 16 лет, как раз в техникуме училась и приехала просто на лето. Выхожу с поезда, думаю: «Что я тут буду делать всё лето?!». Весь посёлок как наш двор! Мама сказала: «Ты ещё не захочешь уезжать!». Так и случилось, мне на самом деле понравилось — природа просто шикарная, летом это вообще просто загляденье! Река, сопки, багульник цветёт, красота непередаваемая!
— А дальше?
— А дальше закончила техникум, устроилась сначала в магазин, но пригласили на железную дорогу, я стала техником на Новочарской дистанции пути. В мои обязанности входили замеры — у меня был двухпутный участок 23 километра Хани-Олонгдо — ходила измеряла боковой износ рельса, после замены рельсов их маркировала, инструктажи проводила, вся документация была на мне.
— И что, вот пешком каждый день? В любую погоду?
— Нет, замеры не каждый день, но регулярно. Очень часто ходить приходилось и да — в любую погоду. Привозили нас на место на рабочем поезде, а потом уже все по своим участкам шли. Параллельно училась — первое образование было экономическое, потом железнодорожный техникум закончила попутно, чуть позже ДВГУПС (Дальневосточный университет путей сообщения — прим. авт.) в Хабаровске.
После декретного отпуска предложили должность дежурной по станции Мурурин — это Восточно-Сибирская дорога. Очень интересный разъезд — это двухпутка и там как раз у меня был участок перевала.
Потом мне предложили должность дежурной по станции Хани — это уже Дальневосточная железная дорога. Посёлок Хани, это вообще очень интересный такой посёлочек, стык двух дорог — Восточно-Сибирской и Дальневосточной. Сам посёлок относится к Якутии, администрация в Нерюнгри, а недалеко от него сходятся границы Забайкальского края, Амурской области и Республики Саха. У нас часть монтёров пути работает на Восточно-Сибирской дороге, часть — на Дальневосточной, а Хани — это стыковка.
— Вот закончилась учёба, стали начальником станции, а что делает начальник станции?
— О! Работа очень интересная, движение это прям моё! Что делает начальник станции? Всё аккумулирует — и работу ПЧ, ШЧ, РЦС, ЭЧ…
— Эмм… вот эти все буквы…
— (смеётся) ПЧ — путейская часть, это те, кто обслуживают путь, ШЧ — это централизация и блокировка — это светофоры, РЦС — это связь…
— Сколько людей было в подчинении там?
— Человек, наверное, 20 именно, движенцев, но плюсом еще начальнику станции подчиняются все остальные структуры. Чем, кстати, начальник станции, и отличается, от начальника вокзала. Поэтому, когда мне предложили перейти и стать начальником вокзала, я задумалась — в принципе в железнодорожной иерархии начальник станции выше, так как координирует больше структур.
— И вот в 2022-м Вы стали начальником вокзала столицы БАМа… Работы стало меньше?
— Меньше не стало, она стала другая, другая специфика. У начальника вокзала больше клиентоориентированности. Надо удовлетворять потребности пассажиров, гостей. Плюс, чтобы всё работало, везде лампочки горели. Начальник станции отвечает за поезда, а я отвечаю за вокзал, за платформы, за привокзальную площадь, за благоустройство. Тут совсем другое и очень интересно. Тут больше творческая работа, больше возможностей себя проявить: концерт, например можно устроить, тематические мероприятия организовать.
— И каково это быть хозяйкой вокзала? Это как домуправом быть?
— Это только на первый взгляд чисто хозяйственная работа и рутины здесь нет. Каждый день что-то бывает интересное. Вот БАМ-50 мы готовили — это до такой степени был процесс творческий, интересный и энергозатратный. Сейчас «БАМ туристический», потом поезд Деда Мороза придёт, мы постоянно к чему-то готовимся, на перспективу. Плюс еще какие-то проекты попутно еще рассматриваем для себя, чтобы развивать сервис, услуги.
— Какая была первая идея, помимо, так сказать должностных обязанностей, мол «А давайте сделаем…»
— Озеленение! Мы такие клумбы обустроили, такие цветники! Малые архитектурные формы… Но по правде сказать — я уже готовый вокзал взяла, за это Марине Валентиновне, предыдущему начальнику вокзала спасибо. Детская игровая комната уже была, много уже чего было.
Вы же посмотрите, как у нас внутри! Картины, часть оформления ещё со времён постройки вокзала, огромное количество интерактивных информационных панелей — тут и про историю БАМа можно узнать, и про то, как он сегодня развивается, можно работу себе найти — есть специальный режим, показывает, где, на каких станциях какие есть вакансии, требования, зарплата… Есть интерактивные стойки связи, с помощью которых можно себе маршрут путешествия построить, билеты купить.
Маломобильным пассажирам у нас особое внимание: в любую точку можно подъехать на коляске, сурдопереводчик в режиме онлайн, помогаем с посадкой на поезд — и всё это круглосуточно доступно!
Я хочу, чтобы всем было комфортно. Всем. Вообще без разницы. Вот зашел ко мне человек на вокзал, и он должен себя почувствовать комфортно. Нужно ему сесть, например, зарядиться — вот вам, пожалуйста, скамейка с подзарядкой. Нужно вещи оставить? Вот автоматические камеры хранения. Нужно вам перекусить — вот кафе. Надо отдохнуть, поспать — вот мини-гостиница, можно на несколько часов номер снять.
Безопасность опять же — везде видеонаблюдение, кроме того, сотрудники ЛОВД и службы безопасности за всем наблюдают, обходы территории постоянные делают. Я сама хожу, смотрю — это регламентом прописано, слежу, чтобы не развивались конфликтные ситуации. Совсем без них не обходится, люди разные, бывает приезжают уже раздражённые и моя задача, и всех наших сотрудников на месте тут же урегулировать конфликт, чтобы он не перерос в какую-то серьёзную ситуацию.
Мой опыт уже подсказывает, что если пассажир чем-то недоволен, нужно найти ту точку, где его обидели, где ему не понравилось. Был такой случай: приехала женщина, уже на взводе. Спрашиваю: «Что случилось?». Оказывается, устала с дороги, сосед храпел, и вот накопилось, и она уже готова вылить негатив, невзирая ни на что. Иногда беседа на месте помогает, иногда приглашаю чаю выпить, прошу рассказать, что да как. В общем и психологом приходится быть!
Есть у нас и такая специфика, что большой поток тех, кто едет на вахту, с вахты, тут тоже надо быть начеку, иногда прям нянчится с этими мужиками приходится.
— Вас послушать, так уже и стремиться не к чему. Всё есть, где отдохнуть, как время провести…
— Ну нет! Планов громадное количество! Я когда проходила обучение в корпоративном университете, надо было написать эссе, и я выбрала тему про развитие туризма в Тынде. Ведь хочется, люди сюда приезжали не просто транзитом, а именно к нам.
Вот в эссе я эту тему раскрывала, как я вижу развитие туризма в Тынде. Естественно, это экскурсии нужны и начинать можно с экскурсии по самому вокзалу, потому что нам есть что показать, рассказать не только пассажирам, для которых вокзал это просто транзитная точка, и которые волей-неволей всё могут здесь осмотреть, но и тем, кто целенаправленно в Тынду приехал. Наш вокзал уже снаружи производит колоссальное впечатление!
Мы можем учебный центр железной дороги показать, можем повезти в музей истории БАМа, по городу, у нас есть эвенкийская деревня, можно подумать про вариант с экскурсией в депо, оно у нас самое большое на Дальнем Востоке! Надо просто всё это оформить и развивать, чтобы Тында стала одним из пунктов туристического маршрута.
Мы уже проводим экскурсии, как правило для школьников, ну и по запросу тоже. Я сама провожу такие экскурсии, когда есть время, но хочется, чтобы это было системно. Мы подумываем над тем, чтобы сделать аудиогид. Вот пришёл человек на вокзал, скачал аудиогид и прошёлся по маршруту и узнал его про его историю, его особенности, что, где находится.
Ещё хочется, и надеюсь это получится реализовать, совместить вокзал и автостанцию, чтобы усилить зону притяжения вокзала, и чтобы людям было удобнее — приехал в Тынду пассажир на поезде, скажем, из Красноярска и пересел в автобус нужного направления — в Благовещенск, например. Сейчас работаю над тем, чтобы автобусная остановка у нас появилась тёплая, надеюсь получится.
Я вообще считаю, что вокзал — это ворота нашего города. Всё начинается с вокзала! Вот человек вышел из вагона на платформу — всё платформа это уже вокзал! И впечатление у нашего пассажира — у нашего гостя, или нашего горожанина, который куда-то отправляется должно быть уровня «Ого!». Каждый должен изумиться, должен почувствовать нашу любовь, что мы стараемся именно для них. Не для себя, чтобы галочку поставить, а вот чтобы пассажир вышел с вагона, зашел на вокзал, и ахнул!