Впервые за 10 лет после введения должности уполномоченного по защите прав предпринимателей Хабаровского края на этот пост заступит новый кандидат
Олег Герасимов стал первым назначенцем на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в год её учреждения: в 2014-м. 10 лет — предельный срок нахождения на этом посту и поэтому 30 января 2024-го — в день согласования кандидатуры преемника — он последний раз выступил перед депутатам Законодательной думы Хабаровского края в качестве бизнес-омбудсмена.
В отчёте о проделанной работе за год значится, что в 2023 аппарат уполномоченного 2023 году рассмотрел 425 обращений, удалось помочь полностью или частично 40 процентам заявителей. Примерно такая же картина была и в прошлом году, и в позапрошлом: 398 предпринимателей обратились за помощью к омбудсмену в 2021-м, и 419 — в 2022-м. Чаще всего бизнес-сообщество просит оказать содействие в получении поддержки для преодоления трудностей вызванных сначала пандемией коронавируса, а затем санкционного давления, на втором месте земельно-имущественные споры, на третьем — гражданско-правовые.
Помимо работы по индивидуальным запросам и решения конкретных конфликтных ситуаций, аппарат бизнес-уполномоченного призван следить за ситуацией и настроениями в предпринимательской среде. Регулярные опросы позволяют получать достоверную информацию «из первых рук».
— В 2023 году число респондентов, сохранивших свои позиции в бизнесе, составило 60%, что на 13% выше, чем в 22 году и на 15% выше, чем в 2021 году, — рассказал Олег Герасимов. — При этом количество опрошенных, заявивших об ухудшении своего положения уменьшилось по сравнению с предыдущим периодом на 5% и на 7,5% процентов относительно позапрошлого года. По сравнению с 2022 годом предприниматели смотрят в будущее с большей надеждой: на конец 2023 года число респондентов, верящих в улучшение ситуации, увеличилось по сравнению с предыдущим периодом на 7%, заметно уменьшилось число ответов о негативном влиянии происходящих событий на состояние бизнеса.
Один из параметров постоянного мониторинга — административное давление. В 2021 году 34,7% опрошенных предпринимателей утверждали, что она увеличилась, в 2022-м так считали 33%, а в 2023-м уже 25,2%. При этом с 5 до 17% выросло количество тех, кто ощутил снижение этой самой административной нагрузки.
— Лидером антирейтинга ведомств, создающих максимальные административные барьеры, в 2023 году с большим отрывом стала Федеральная налоговая служба, на втором месте Роспотребнадзор, на 3 МВД России и Ростехнадзор, — отметил бизнес-омбудсмен.
Также традиционно общественный совет уполномоченного формулирует системные проблемы бизнеса Хабаровского края для включения в доклад Борисам Титова Президенту. По итогам 2023 года федеральному бизнес омбудсмену направлены следующие проблемы — первая и главная: дефицит квалифицированных кадров у субъектов МСП. На втором месте — высокие тарифы по страховым взносам. Третью ступеньку пьедестала проблем занимает двойная административная ответственность: за одно и то же правонарушение — имеется ввиду назначение наказания юридическому лицу и виновному должностному лицу. Замыкает список болевых точек отсутствие у самозанятых возможности получения государственной поддержки в виде бесплатной юридической помощи.
— Некоторые из этих проблем проблемы звучат в докладах уполномоченных ДФО уже не первый год, — подчеркнул Олег Герасимов. — Их решение находится в основном на федеральном уровне. Вместе с тем без поддержки краевых властей вопросы не удаётся сдвинуть с мёртвой точки. При этом, как и в 2022 году, опрошенные предприниматели считают необходимым для улучшения инвестиционного климата снизить налоговую нагрузку, усовершенствовать систему информирования о действующих программах поддержки предпринимательства и снизить требования к участникам госзакупок.
Вот такое наследство примет Андрей Веретенников — будущий защитник прав предпринимателей Хабаровского края.
Его кандидатуру предложил губернатор региона, но, прежде чем под соответствующим распоряжение появится его подпись, предложенную кандидатуру должны утвердить депутаты Законодательной думы Хабаровского края. Многим из них Андрей Веретенников знаком — с прошлого год он является советником губернатора Хабаровского края по предпринимательству. Ранее он занимал во властных структурах разного уровня должности, так или иначе связанные со взаимодействием с бизнесом, и возглавлял разнообразные деловые объединения, включая Совет по предпринимательству и Ассоциацию рестораторов Хабаровского края. Заслуги Веретенникова перед бизнесом на внеочередном заседании Думы народным избранникам представила первый заместитель председателя Правительства Хабаровского края Мария Авилова.
— С 2017 года по 2022 год Андрей Николаевич возглавлял Совет по предпринимательству улучшению инвестиционного климата в Хабаровском крае, одновременно с 2019 по 2022 год. был председателем Городского совета по предпринимательству при мэре Хабаровска — напомнила Мария Авилова. — Этот период характеризовался наиболее сложным этапом, когда мы все столкнулись с ковидными ограничениями, и по сути своей нам пришлось заново выстраивать бизнес-сообщество в новых условиях ведения бизнеса. Благодаря вовлечённости Андрея Николаевича, его огромному опыту, умению находить эффективные решения, бизнес получил необходимую поддержку, смог развиваться дальше. Совместными усилиями Совета по предпринимательству и правительства края удалось не допустить резкого снижения деловой активности и обеспечить быстрое восстановление сферы малого и среднего бизнеса.
Кто бы после такой характеристики проголосовал против? Кандидатура Андрея Веретенникова была согласована единогласно. Отвечая на вопрос корреспондента EastRussia о первоочередных планах, будущий бизнес-омбудсмен Хабаровского края сказал:
— Есть большая глобальная задача: аппарат бизнес-уполномоченного должен стать неким дополнительным институтом развития предпринимательства, в том числе экономики на территории края. Благодаря наличию людей в аппарате бизнес-омбудсмена нужно организовать работу во взаимодействии с экономическим блоком правительства региона, с отраслевыми министерствами, муниципалитетами и главное, в том числе с Законодательной Думой Хабаровского края именно в рамках развития этой самой экономики. Я говорю о объединении бизнес-сообщества, ассоциаций, бизнес-объединений и самое главное предпринимателей с большим количеством сотрудников, которые, собственно, являются такими флагманами развития отраслей. На сегодняшний момент эта работа велась, но у меня есть возможность благодаря опыту, образованию и наработанной уже какой-то практике эту работу довести, наверное, в хорошем смысле для совершенства.
Алексей ЗбарскийНакануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- В послании Федеральному Собранию РФ 29 февраля 2024 года президент России Владимир Путин отметил, что «большая многодетная семья должна стать нормой, философией жизни общества, ориентиром всей государственной стратегии». Такие семьи воспитывают детей в духе патриотизма, любви к труду и своей Родине. Однако для этого у них должна быть прочная финансовая основа, обеспечивающая их независимость и самостоятельность, что может быть достигнуто лишь через поддержку и развитие семейного предпринимательства. Именно общее семейное дело является той самой уникальной семейной ценностью, которая сплачивает всех членов семьи в устойчивый и развивающийся коллектив единомышленников всех возрастов.
Торгово-промышленная палата РФ с 2018 года ведет системную работу по развитию семейного предпринимательства, реализуя ряд специальных проектов и инициатив в этой сфере, включая подготовку будущих наследников семейного дела.
В дореволюционной России семейными династиями предпринимателей активно развивалась экономика и социальная сфера регионов – строились больницы, школы, музеи, театры, дома престарелых и т.д.
В настоящее время, по экспертной оценке, вклад семейного бизнеса в экономику России значителен:
- 99% фермерской продукции выращено семейными сельхозкомпаниями;
- 95% частных школ в России основаны семейными предпринимателями;
- 90% антивирусных продуктов в IT созданы семейными компаниями;
- 80% частных гостиниц и 60% предприятий общественного питания – это семейный бизнес;
- 75% российской косметики создано на производствах, которыми руководят родственники;
- 50% всего хлеба в России выпекают семейные пекарни.
Заинтересованность государства в поддержке и развитии семейного предпринимательства заключается в том, что это наиболее устойчивый сегмент национальной экономики, участвующий в реализации множества социально-экономических задач – от демографии до экономики, от социальной сферы до подготовки кадров. Вот только несколько самых привлекательных характеристик семейного бизнеса: стремление к самореализации, общие цели и планы, любовь к своему делу, вовлеченность членов семьи из разных поколений, нацеленность на долгосрочную работу, готовность к инвестициям, поддержка сотрудников, благоприятная внутренняя культура, социальное развитие, ориентация на качество и соответствие запросам конкретного сообщества.
У семейных компаний есть возможность решить многие проблемы многодетности: финансовая независимость от государства, материальное стимулирование, гибкий график работы, возможность решать домашние дела в удобное время, возможность привлекать детей к труду с самого раннего возраста; крепкая связь поколений и естественное наставничество. Дети из семейных компаний, получив высшее образование, возвращаются к себе на родину, чтобы продолжать семейное дело и создавать свои многодетные семьи, формируя, таким образом, настоящие бизнес-династии. Семейные компании открываются на десятилетия, они нацелены на долгосрочное развитие. Создавая фамильные бренды, семейные компании продвигают не только себя, но и свои регионы, и страну в целом.
Также привлекательность семейного бизнеса для экономики объясняется тем, что такие компании менее готовы к рискам, поскольку работают на себя и свою семью. Меньший риск компаний – больше стабильности экономике и персоналу, больше уверенности в работе и, соответственно, желания расти и развиваться. Помимо этого, семейный бизнес больше заботится о среде, в которой он работает, что соответствует современным тенденциям устойчивого развития.
Преимуществ у семейного бизнеса много, но для долгосрочного развития и полноценной реализации имеющегося потенциала этого сектора экономики необходима благоприятная деловая среда, инструменты и меры поддержки. А для этого нужно закрепить на законодательном уровне РФ понятие «семейное предпринимательство». Законодательство по семейному предпринимательству постепенно формируется, уже в 9 субъектах РФ приняты местные законы, определяющие статус семейных компаний, в их числе и два региона ДФО – это Республика Саха (Якутия) и Камчатский край, где приняты поправки в региональные Законы «О развитии малого и среднего предпринимательства». Принятие на законодательном уровне понятия «семейное предпринимательство» позволит решить многие вопросы, остро стоящие на повестке Дальнего Востока. Это закрепление молодого трудоспособного населения в местах проживания, это повышение рождаемости, развитие наставничества и семейных династий, развитие и расширение производств на местах, а это пополнение бюджетов различных уровней.
Олег Герасимов стал первым назначенцем на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в год её учреждения: в 2014-м. 10 лет — предельный срок нахождения на этом посту и поэтому 30 января 2024-го — в день согласования кандидатуры преемника — он последний раз выступил перед депутатам Законодательной думы Хабаровского края в качестве бизнес-омбудсмена.
В отчёте о проделанной работе за год значится, что в 2023 аппарат уполномоченного 2023 году рассмотрел 425 обращений, удалось помочь полностью или частично 40 процентам заявителей. Примерно такая же картина была и в прошлом году, и в позапрошлом: 398 предпринимателей обратились за помощью к омбудсмену в 2021-м, и 419 — в 2022-м. Чаще всего бизнес-сообщество просит оказать содействие в получении поддержки для преодоления трудностей вызванных сначала пандемией коронавируса, а затем санкционного давления, на втором месте земельно-имущественные споры, на третьем — гражданско-правовые.
Помимо работы по индивидуальным запросам и решения конкретных конфликтных ситуаций, аппарат бизнес-уполномоченного призван следить за ситуацией и настроениями в предпринимательской среде. Регулярные опросы позволяют получать достоверную информацию «из первых рук».
— В 2023 году число респондентов, сохранивших свои позиции в бизнесе, составило 60%, что на 13% выше, чем в 22 году и на 15% выше, чем в 2021 году, — рассказал Олег Герасимов. — При этом количество опрошенных, заявивших об ухудшении своего положения уменьшилось по сравнению с предыдущим периодом на 5% и на 7,5% процентов относительно позапрошлого года. По сравнению с 2022 годом предприниматели смотрят в будущее с большей надеждой: на конец 2023 года число респондентов, верящих в улучшение ситуации, увеличилось по сравнению с предыдущим периодом на 7%, заметно уменьшилось число ответов о негативном влиянии происходящих событий на состояние бизнеса.
Один из параметров постоянного мониторинга — административное давление. В 2021 году 34,7% опрошенных предпринимателей утверждали, что она увеличилась, в 2022-м так считали 33%, а в 2023-м уже 25,2%. При этом с 5 до 17% выросло количество тех, кто ощутил снижение этой самой административной нагрузки.
— Лидером антирейтинга ведомств, создающих максимальные административные барьеры, в 2023 году с большим отрывом стала Федеральная налоговая служба, на втором месте Роспотребнадзор, на 3 МВД России и Ростехнадзор, — отметил бизнес-омбудсмен.
Также традиционно общественный совет уполномоченного формулирует системные проблемы бизнеса Хабаровского края для включения в доклад Борисам Титова Президенту. По итогам 2023 года федеральному бизнес омбудсмену направлены следующие проблемы — первая и главная: дефицит квалифицированных кадров у субъектов МСП. На втором месте — высокие тарифы по страховым взносам. Третью ступеньку пьедестала проблем занимает двойная административная ответственность: за одно и то же правонарушение — имеется ввиду назначение наказания юридическому лицу и виновному должностному лицу. Замыкает список болевых точек отсутствие у самозанятых возможности получения государственной поддержки в виде бесплатной юридической помощи.
— Некоторые из этих проблем проблемы звучат в докладах уполномоченных ДФО уже не первый год, — подчеркнул Олег Герасимов. — Их решение находится в основном на федеральном уровне. Вместе с тем без поддержки краевых властей вопросы не удаётся сдвинуть с мёртвой точки. При этом, как и в 2022 году, опрошенные предприниматели считают необходимым для улучшения инвестиционного климата снизить налоговую нагрузку, усовершенствовать систему информирования о действующих программах поддержки предпринимательства и снизить требования к участникам госзакупок.
Вот такое наследство примет Андрей Веретенников — будущий защитник прав предпринимателей Хабаровского края.
Его кандидатуру предложил губернатор региона, но, прежде чем под соответствующим распоряжение появится его подпись, предложенную кандидатуру должны утвердить депутаты Законодательной думы Хабаровского края. Многим из них Андрей Веретенников знаком — с прошлого год он является советником губернатора Хабаровского края по предпринимательству. Ранее он занимал во властных структурах разного уровня должности, так или иначе связанные со взаимодействием с бизнесом, и возглавлял разнообразные деловые объединения, включая Совет по предпринимательству и Ассоциацию рестораторов Хабаровского края. Заслуги Веретенникова перед бизнесом на внеочередном заседании Думы народным избранникам представила первый заместитель председателя Правительства Хабаровского края Мария Авилова.
— С 2017 года по 2022 год Андрей Николаевич возглавлял Совет по предпринимательству улучшению инвестиционного климата в Хабаровском крае, одновременно с 2019 по 2022 год. был председателем Городского совета по предпринимательству при мэре Хабаровска — напомнила Мария Авилова. — Этот период характеризовался наиболее сложным этапом, когда мы все столкнулись с ковидными ограничениями, и по сути своей нам пришлось заново выстраивать бизнес-сообщество в новых условиях ведения бизнеса. Благодаря вовлечённости Андрея Николаевича, его огромному опыту, умению находить эффективные решения, бизнес получил необходимую поддержку, смог развиваться дальше. Совместными усилиями Совета по предпринимательству и правительства края удалось не допустить резкого снижения деловой активности и обеспечить быстрое восстановление сферы малого и среднего бизнеса.
Кто бы после такой характеристики проголосовал против? Кандидатура Андрея Веретенникова была согласована единогласно. Отвечая на вопрос корреспондента EastRussia о первоочередных планах, будущий бизнес-омбудсмен Хабаровского края сказал:
— Есть большая глобальная задача: аппарат бизнес-уполномоченного должен стать неким дополнительным институтом развития предпринимательства, в том числе экономики на территории края. Благодаря наличию людей в аппарате бизнес-омбудсмена нужно организовать работу во взаимодействии с экономическим блоком правительства региона, с отраслевыми министерствами, муниципалитетами и главное, в том числе с Законодательной Думой Хабаровского края именно в рамках развития этой самой экономики. Я говорю о объединении бизнес-сообщества, ассоциаций, бизнес-объединений и самое главное предпринимателей с большим количеством сотрудников, которые, собственно, являются такими флагманами развития отраслей. На сегодняшний момент эта работа велась, но у меня есть возможность благодаря опыту, образованию и наработанной уже какой-то практике эту работу довести, наверное, в хорошем смысле для совершенства.
От предложений платного продвижения владельцы семейного бизнеса «Стирай-Город» Мария и Евгений Масловы вежливо отказываются: «сарафанное радио» сполна обеспечивает загрузкой четыре их прачечных. Поначалу проект задумывался как прачечные самообслуживания, но дело пошло со скрипом. Пришлось нанимать персонал и по мере развития бизнеса выкристаллизовалась тенденция: самые надёжные сотрудники – возрастные.
Имея три четверти работников из числа пенсионеров, за победу в номинации «Лучший проект в сфере обеспечения занятости, вовлечения в социально активную деятельность лиц, нуждающихся в социальном сопровождении» Масловы особенно и не боролись – подали документы и… благополучно забыли. Поэтому звонок от организаторов конкурса из Москвы показался Марии подозрительным.
– Честно говоря, когда мне позвонили и пригасили в Санкт-Петербург, я подумала, что это шутка, – рассказывает Мария. – Документы мы подали ещё год назад, из Хабаровска на всероссийский уровень никто никогда не проходил, награждение на региональном уровне прошло ещё полгода назад – у меня есть статуэтка прекрасная… а тут звонят и говорят: «Вы победили в конкурсе, нужны ваши паспортные данные!». Я подумала, что сейчас будут разводить на деньги или что-то в этом духе. Оказалось – нет, мы победили и в финале!
Во время рассказа Мария то и дело смеётся, вспоминая, как девушка из колл-центра посетовала, на то, что очень сложно с дальневосточниками созвониться и договориться. У наших земляков уже на уровне рефлекса выработалась реакция на номера телефонов с кодом не домашнего региона – «Звонят мошенники!».
Мы стоим в подвальном помещении, в одной из прачечных «Стирай-Город». На вешалках ждут своих хозяев постиранные пуховики, на полках разложены менее габаритные заказы. Нашей беседе аккомпанирует гул стиральных машинок, перемежаемый их же писком, когда стирка заканчивается. Мария по случаю интервью в стильном светло-бежевом костюме. Обычный рабочий наряд, конечно, много проще – джинсы-майка, но то ли эффектный образ, то ли взволнованный голос собеседницы погружают в торжественность церемонии награждения, которая состоялась в Ельцинской библиотеке.
– Это было в первый день Петербургского международного экономического форума. Большущий зал, были приглашены оперные певцы, звучала живая музыка, всё было очень красиво, – вспоминает Мария. – Тут мы узнали, что стали призёрами, для меня это было очень значимо. Вообще было много номинаций и победителей – и по работе с инвалидами, и по созданию особой среды, кто-то собирал вещи, кто-то создал школу футбола для детей. Абсолютно разные люди и проекты. Но, как мне кажется, помимо того, что для победы нужно быть социальным предпринимателем, нужно быть хорошим человеком. Помимо создания рабочих мест, жюри надо было зацепить чем-то ещё… Уж не знаю, чем конкретно зацепили мы, но впервые за пять лет существования конкурса мы стали первыми представителями Хабаровского края в его финале.
К тому, чтобы в приеме на работу отдавать предпочтение людям старшего возраста, в «Стирай-Городе» пришли не сразу. Когда стало понятно, что модель с прачечными самообслуживания не работает и нужны не просто администраторы, но такие сотрудники, которые своими руками положат вещи в стиральную машину, брали всех. Брали иногда и из желания поддержать, и из жалости – так было с человеком, искавшим работу после освобождения из колонии. Брали разных людей, но в молодых быстро разочаровались: им то маникюр мешает, то время не подходит, то жарко, то холодно, или «пахнет». «Золотым» возрастом в итоге стали предпенсионеры и те, кто уже вышел на пенсию.
– Эти женщины приходят и начинают работать – пахнет-не пахнет, ногти – не ногти, стоит и работает – рассказывает Мария. – При этом круг обязанностей у наших фей самый широкий. Плюс для клиента – он работает с одним человеком: пришёл, сдал вещи конкретному сотруднику, обговорил с ним все нюансы, и этот же сотрудник постирает, посушит, погладит и выдаст. То есть заказчик имеет прямой контакт с исполнителем и гарантированную обратную связь, в отличие от больших прачечных или химчисток, где многоэтапность, где один принял, другой отвез, третий заложил в машинку.
Для нас плюс в таких сотрудниках в том, что это люди с большим жизненным опытом, с ними легко договориться, они очень благодарные и ответственные, они друг друга подменяют без проблем. Мы работаем уже девятый год, в жизни у всех происходят разные события – радостные и не очень, но они всегда находят возможность подменить коллегу. Не уверена, что в молодом коллективе кто-то готов делать такие сверхусилия.
Статус социального предпринимателя – не присваивается автоматически. Его надо заслужить и ежегодно подтверждать.
– Всего существует четыре категории социальных предпринимателей, – рассказывает Екатерина Чабан, руководитель центра «Мой бизнес» Хабаровского края. – Это те, кто работает с гражданами из социально незащищенных слоёв населения: либо их трудоустраивает, либо для них производит продукцию, либо у них продукцию закупает. Плюс ещё есть категория с определённым перечнем ОКВЭД, как правило, это работа с детьми, дошкольное образование, развивающая деятельность.
Те, кто помогает другим, и сами заслуживают поддержки. В Хабаровском крае социальные предприниматели могут рассчитывать на целый комплекс мероприятий, которые облегчат ведение своего дела. Так в центре «Мой бизнес» к их услугам бесплатные консультации и тренинги. Кроме того, тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения в 2022 году снизили ставку налога с 6% до 3% - для выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы», и с 15% до 8% для налогоплательщиков, выбравших «доходы минус расходы». Этот режим действует и в 2023 году, причем решением губернатора Хабаровского края он продлен до 2025 года. Плюс, занесённым в реестр социальных предпринимателей доступна грантовая поддержка от 100 тыс. до полумиллиона рублей на развитие бизнеса.
Перед деловыми кругами Китая и РФ возникают все новые вызовы, которые влияют на развитие экономического сотрудничества, производственной кооперации. Растущие издержки бизнеса, в том числе в свете дефицита кадров, снижают конкурентоспособность России, делая ее для китайских партнеров менее привлекательной в сравнении с другими соседними государствами. На этом фоне возникает еще один негативный для партнерства фактор, связанный с ужесточением в РФ миграционной политики. Выходом пока видится активное масштабирование бизнеса через особые экономические зоны.
Темпы роста торговли между Россией и Китаем продолжают замедляться. В январе-ноябре товарооборот между странами, согласно данным Главного таможенного управления КНР, увеличился на 2,1% к прошлогоднему уровню и достиг $222,8 млрд. Для сравнения, за 11 месяцев 2023 года рост к предыдущему периоду составлял 26,7%.
Тем не менее Россия занимает седьмое место в товарообороте Китая (к тому же организуется реэкспорт через третьи страны), и это остается значительным фактором с учетом роли Поднебесной, как ведущего игрока мировой экономики.
Тем временем на российском рынке продолжают развиваться крупные китайские корпорации. В их числе эксперты выделяют концерн Great Wall Motor, запустивший завод двигателей Haval в Тульской области, производителя строительной техники Sany, участника создания таких объектов, как линии Московского метрополитена, трасса М-12 (Москва – Казань), судостроительный комплекс «Звезда», China Railway Construction Corp. Особого внимания заслуживает коллаборация «Газпрома» с Китайской национальной нефтегазовой (China National Petroleum Corp.), Китайской национальной трубопроводной корпорацией (PipeChina) по проектированию и строительству трансграничного участка газопровода через реку Уссури в направлении Дальнереченск – Хулинь.
Логично, что весомая часть интересов китайских инвесторов сосредоточена в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди значимых инвестпроектов – Амурский газоперерабатывающий завод, фабрика по переработке древесины Russia Forest Products, конвейерная система через Амур для перевалки сыпучих грузов, перегрузочные комплексы для нефтехимии, нефтепродуктов, сжиженного газа в Нижнеленинском и Советской Гавани.
Конечно, нельзя забывать о сложностях, с которыми вследствие санкционных ограничений столкнулись партнеры. «Из-за санкций многие китайские компании, особенно имеющие филиалы в Европе и Америке, ушли с российского рынка. Но для частных компаний малого и среднего масштаба есть шанс», – убежден заместитель генерального директора «СиАрСиСи Рус» (российского филиала China Railway Construction Corp.) Чжан Баохуа.
По итогам девятого заседания Российско-китайского консультационного комитета предпринимателей, состоявшегося этим летом, заявлено, что предпринимателями РФ и Китая обсуждается более 80 совместных проектов на общую сумму 18 трлн руб. В то же время улучшение инвестиционного климата требует комплексного подхода, говорят представители делового сообщества. В России встречаются привлекательные предложения для инвесторов, как, например, аренда в индустриальном парке 1 га за 1 руб. в месяц, но изменения в миграционной политике могут свести на нет эти усилия, заявил на состоявшемся в декабре Национальном промышленном форуме председатель Санкт-Петербургского филиала Союза китайских предпринимателей в России Чэнь Чжиган.
По его словам, для запуска инвестпроектов важны дешевые кредиты, но ставка ЦБ в России уже достигла 21%, тогда как в КНР можно привлечь средства под 6% годовых. Для организации производств нужны рабочие руки, но их в РФ сейчас не хватает. Возможно пригласить людей из-за рубежа, однако вследствие ужесточения требований миграционного законодательства это делать стало проблематично.
«Политика сегодня отталкивает дешевые длинные деньги и дешевую рабочую силу», – резюмирует господин Чэнь.
Действительно, соглашается Чжан Баохуа, китайский специалист сегодня стоит дорого, а привлечь рабочие руки из СНГ в Россию становится тяжело. По признанию менеджера, последние годы «СиАрСиСи Рус» не имеет прибыли. В РФ сильно возросли издержки в связи с удорожанием трудовых ресурсов, материалов, сопутствующих услуг и т.п. К тому же негативный эффект несет волатильный курс рубля на валютном рынке. «Я считаю, это является одним из ключевых барьеров для китайской компании, которая планирует выйти на российский рынок», – полагает Чжан Баохуа.
Как результат, в настоящее время немало инвесторов из КНР рассматривают локации для своих производств в странах Центральной Азии, где издержки гораздо меньше, чем в России.
И все же потенциал у соседних стран остается весомым в части промышленной кооперации, убежден представитель «СиАрСиСи Рус». Хорошие шансы есть с точки зрения выпуска оборудования для сельского хозяйства (хотя сегодня, уточнил менеджер, мало российских компаний из этого сегмента машиностроения желают выйти на рынок Китая), а также для горнодобывающей отрасли.
Перспективы есть у сотрудничества в сфере цифровой экономики. Как сообщил председатель совета директоров ПАО «КИФА» Сунь Тяньшу, основатель российско-китайской В2В-платформы цифровой торговли, компания содействует в выходе на российский рынок представителей высокотехнологичного бизнеса КНР. В планах – продолжать совместное развитие в области IT-технологий.
При этом большие возможности сулит сфера креативной индустрии, которая в товарообороте и обмене услуг между странами выходит на четвертое место после энергетики, сельского хозяйства, промышленности. Ее роль может стать более заметной, поскольку поставки сырьевой группы товаров из РФ в Поднебесную подходят к своему пределу, считают некоторые эксперты. «Мы это уже видим, но пока это тяжело признать. Китайский спрос на российское сырье падает не просто так. Китаю российское сырье, в том числе и уголь, просто [в дополнительных объемах] не нужно», – говорит главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
В любом случае китайским предпринимателям нужно располагать большей информацией о России, о том, как правильно вести бизнес в РФ. Здесь пока недостает общения, высказал мнение глава представительства Китайского комитета содействия международной торговле и Китайской палаты международной торговли Гао Ци.
Актуальным остается вопрос снятия непониманий из-за различия культур и деловых традиций. «Китайский бизнес ведет переговоры с европейскими, американскими клиентами даже без непосредственной встречи, может по электронной почте решить любой вопрос. Но с российскими клиентами не получается», – сетует Чжан Баохуа.
Инструментами реализации совместных проектов в последние годы активно служат территории со специальными условиями администрирования и различного рода преференциями. Стоит сказать, китайские компании участвуют в 200 промышленных зонах по всему миру, из них 40 расположены в России. Процесс масштабирования продолжается. К примеру, в ПОЭЗ «Ульяновск» появится совместное предприятие по производству средств автоматизации обрабатывающих центров и высокоточных станков, а логистический центр имени Дэн Сяопина в ОЭЗ «Алабуга» имеет возможность стать одной из главных точек входа китайских товаров на российский рынок.
На Дальнем Востоке большие ожидания связываются с международными ТОР. В настоящее время дорабатывается соответствующий законопроект, который планируется принять в следующем году, определяется порядок создания и функционирования таких территорий, а также требования, предъявляемые к резидентам и реализуемым инвестпроектам, плюс набор преференций, в том числе по привлечению иностранной рабочей силы.
Как известно, первые международные ТОР должны разместиться в районе Владивостока («Западная») и Благовещенска («Ровное»), поселка Нижнеленинское и на Большом Уссурийском острове.
Одновременно прорабатываются возможности организации площадок для обеспечения ВЭД за границей. Как рассказал замдиректора департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга РФ Артур Галиуллин, в рамках нового нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» формируется федеральная программа «Создание зарубежной инфраструктуры», которая позволит российскому бизнесу создавать точки индустриального присутствия за рубежом. Такая возможность предусматривается и в КНР, проинформировал чиновник.
Как рассказал вице-президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей (МКПП) Максим Белопотапов, с Китаем достигнуты договоренности об открытии российского производственного кластера на острове Хайнань (является свободной экономической зоной), в том числе для создания совместных проектов в области высоких технологий.
Фактически Хайнань – это крупный парк, где сосредоточены основные китайские игроки в сфере индустрии, отмечает представитель МКПП. «При высоком уровне поддержки китайского парка есть уникальная возможность взаимодействовать с этими компаниями. Мы можем предложить им свои проекты, они могут предложить нам свои. Здесь имеется отстроенная инфраструктура, удобно создавать стартапы. Нам интересно, чтобы был бизнес с обоих сторон: чтобы был не только выход для наших российских талантов или технологий, но чтобы был и вход», – пояснил он.
Кроме того, Хайнань рассматривается как площадка для развития бизнеса с другими странами юго-восточной Азии, например, Индонезией, Малайзией, Сингапуром. Еще одним стимулом, говорит Максим Белопотапов, может служить действующий на острове безвизовый режим для 54 государств, включая Россию, на срок до 30 дней.
По задумке российских властей остров Большой Уссурийский должен стать одним из ключевых центров экономического взаимодействия России и Китая. Для запуска амбициозного проекта на российской стороне острова намерены построить грузопассажирский пункт пропуск, о котором говорят уже несколько лет. О том, почему для развития острова необходимо взаимодействие власти, общественности и бизнеса, рассказал член правления, председатель Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Мазунин.
– Создана единая концепция развития острова Большой Уссурийский, есть определенные направления работы: туристическое, рекреационное, сервисное. Индустриального развития там не подразумевается, и это всем понятно. Даже обработка грузов, мультимодальные проекты будут осуществляться на материковой части. Сейчас больше стоит вопрос не направлений развития острова, а самой реализации концепции. Мы уже писали в Минвостокразвития о том, что нужна точная программа по развитию острова, которая будет содержать конкретные мероприятия со сроками, ответственными лицами, источниками финансирования.
Сегодня на региональном уровне очень мало обсуждений подобных вещей с экспертным и деловым сообществом, зачастую процессы закрыты. Не было обсуждения того же мастер-плана Хабаровска, который делается для людей, для создания благоприятной среды в Хабаровске и на Большом Уссурийском тоже. А ведь это можно назвать Хабаровской агломерацией по аналогии с Владивостокской. В перспективе Хабаровск может стать миллионником, тем более что на правительственном уровне стоит задача – создать миллионники в регионах, в том числе на Дальнем Востоке.
Конечно, открытие грузопассажирского пункта пропуска станет катализатором всех процессов, в том числе развития туризма, привлечения бизнеса, инвесторов из других территорий России и иностранных капиталов. Но здесь опять же нужно понимать, как это можно реализовать, какие потенциальные инвестпроекты уже есть, какие вошли в мастер-план Хабаровска. Мастер-план по развитию Большого Уссурийского острова Корпорация развития Дальнего Востока должна подготовить к июлю следующего года. Если это будут делать только сами московские специалисты, если они будут рассказывать, как и где нам жить, то это, наверное, будет неправильно. Нужно приблизить работу сюда. Президент давно говорит, что федеральные министерства и ведомства должны переехать на восток страны. Я считаю, что хотя бы для обсуждений они должны чаще приезжать на Дальний Восток, проводить форсайт-сессии, стратегические сессии, просто рабочие группы.
Я вошел в специальную рабочую группу по развитию Большого Уссурийского острова, как раз, там можно было бы участвовать, предлагать инициативы. Потому что пока непонятно, какую часть острова планируется защитить береговыми укрепительными сооружениями. А ведь именно там будет определена территория под застройку будущих объектов. Я понимаю, что это дорогостоящие мероприятия, инфраструктурные затраты, тем более в условиях сегодняшнего времени, но можно, рассмотреть и государственно-частное партнерство.
Полпред президента Юрий Трутнев сказал, что своих капиталов достаточно, и мы сможем самостоятельно все сделать. И действительно, российский капитал сегодня имеет возможности развивать на своей территории инфраструктуру, создавать инвестпроекты и делать это без привлечения иностранных вложений. Но нужно разработать финансовые модели для развития транспортной, инженерной и другой инфраструктуры. Тогда бизнесу будут понятны правила игры.
Также нужно просчитывать вложения в создание инфраструктуры, которые вернутся в виде будущих налогов. Ведь, с одной стороны, государство вкладывает деньги в создание инженерной, дорожной инфраструктуры, а с другой – создает инвестиционную привлекательность для проектов, в которые вкладывается частный инвестор. Он же создает налоговую базу и рабочие места.
Конечно, здесь нужно подключать, в том числе, и науку, чтобы ученые просчитали все цифры – не только затраты, но и будущие доходы. Когда строили БАМ, многие говорили, что это дорога в никуда, слишком затратная стройка. А сегодня, мы понимаем, что БАМа даже после реконструкции не хватает. Жизнь развернула все на восток. Такие моменты нужно обсуждать и просчитывать. Не надо бояться больших расходов, надо бояться малых доходов. Сначала государство и другие институты развития инвестируют, создают условия, вкладывают деньги в инфраструктуру и снижают риски для бизнеса, тем самым привлекая частые инвестиции, а потом эти деньги возвращаются в казну в виде налогов. Пускай не в среднесрочной перспективе, но возвращаются.
Мы десять лет ждали развития Большого Уссурийского острова. Мост построили в 2013 году, было поручение президента о создании туристической рекреационной зоны, но ничего до сих пор не создано, хотя за это время можно было пассажирский пункт пропуска открыть. Туристический обмен бы уже пошел, в дальнейшем проект было бы проще развивать. Но разные финансовые группы в этом не заинтересованы. Я знаю, что предпринимаются различные меры, чтобы проект как можно позже заработал, потому что он повлияет на транспортные и туристические потоки.
Важна концентрация экспертного сообщества, органов власти, бизнеса, нужно понимать, кто возьмет на себя инфраструктурные затраты. Ведь если говорить об увеличении турпотока в Хабаровский край из Китая, то нам нужно понимать, что потребуется в 100 раз больше номеров в гостиницах, мест в ресторанах и заведениях общепита. А это инвестиционный цикл, который занимает несколько лет. Уже сегодня с открытием этих новых мест мы опаздываем.
Есть проект пассажирских круизов по Амуру. Это тоже ниша, это туристическое предложение для гостей, прибывших на Большой Уссурийский. В национальном проекте есть планы по увеличению въездного туризма в три раза, доли туризма во внутреннем валовом продукте – до 5%. У нас есть прекрасная возможность перевыполнить эти показатели за счет появления грузопассажирского пункта пропуска на Большом Уссурийском. Но здесь главное – не тянуть одеяло на себя, а разровнять его и действовать вместе: обсудить направления, внести предложения, нащупать проблемные точки и найти точки роста, налаживать диалог между бизнес-сообществом и властью. Этот проект даст хороший толчок для развития города и региона, поэтому мы должны всем миром навалиться, и своими идеями, энергией двигать его вперед и получать от него эффекты.
Стратегическая сессия «Формирование предложений в новую стратегию МСП, с целью повышения эффективности и модернизации отраслей экономики России и Дальнего Востока» претендовала на то, чтобы стать одним из якорных событий VI Дальневосточного форума предпринимателей. Заявка на это содержится в самом названии мероприятия. Если сбор предложений бизнес-сообщества по улучшению и упрощению деятельности субъектов МСП в различных отраслях можно назвать стратегическим подходом, то свою своей цели встреча достигла.
Осветляя будущее
Обрисовывая текущее положение и значимость МСП в Хабаровском крае (а при всей «дальневосточности» форума на стратсессии присутствовали только бизнесмены, представители власти и науки только из этой территории), министр экономического развития региона Виктор Калашников отметил, что вклад местных субъектов МСП в экономику составляет примерно четверть регионального продукта: при ожидаемом в этом году суммарном ВРП в один триллион рублей по предварительным оценкам 250 млрд придётся на организации и предпринимателей из разряда «малый/средний бизнес».
Малый бизнес в регионе сегодня — это более 50 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей, 80 тысяч самозанятых. В прошлом году в крае зарегистрировано почти 8 тысяч новых компаний.
«Есть очень такое сильное движение, и рост просто неизбежен с точки зрения базисов экономического роста, — подчеркнул Виктор Калашников. — В крае создана целая инфраструктура поддержки МСП, она за годы выстраивалась, она переформатировалась уже в определённую экосистему: ресурсом одного окна у нас выступает Центр мой бизнес на базе краевого агентства содействия предпринимательству. Клиентура постоянно измеряется тысячами предпринимателей. Мы перешли совместно с корпорацией МСП, Российским институтом содействия предпринимательства на цифровую платформу…
… особых проблем на предстоящие 3−4 года правительство Хабаровского края не видит. Есть мощные инвестиции, они неизбежно будут давать отдачу. Важно, чтобы структура экономики была сбалансирована, чтобы малый и средний бизнес был в большей степени встроен именно в такие операции, о чём и говорит Хартия импортозамещения и технологического промышленного суверенитета».
«Хартия промышленного технологического суверенитета и импортозамещения», о которой говорит Виктор Калашников — это инициатива врио Хабаровского края Дмитрия Демешина, выдвинутая им в июне 2024 года. Она предполагает усиление кооперационных связей внутри региона, объединение крупных промышленных предприятий с малым и средним бизнесом с тем, чтобы способствовать решению кадровых вопросов, запуску местного технологического перевооружения взамен разрушенных западом импортных цепочек. На конец августа 2024 к Хартии присоединились уже более 120 крупных и малых предприятий.
Кстати, выступая на пленарном заседании форума предпринимателей, Дмитрий Демешин сказал, обращаясь к представителям делового сообщества: «Думайте, как мы будем претворять в жизнь ваши интересы».
И предприниматели ответили
Получая по очереди слово, бизнес-леди и бизнесмены стали рассказывать, чего не хватает им и их коллегам по отрасли. Это были сплошь дельные замечания и предложения. Так президент Дальневосточной ассоциации туризма и директор турфирмы Ирина Кушнарёва указала на неготовность Хабаровска к предстоящему наплыву туристов из КНР, который ожидается после открытия пункта пропуска на Большом Уссурийском острове — если сейчас из сопредельной страны в Хабаровск приезжает порядка 50 тыс. человек в год, после открытия «новых ворот» турпоток по оценкам экспертов должен вырасти до двух миллионов.
— Инвестиционный процесс занимает много времени, мы уже запаздываем в строительстве гостиниц, ресторанов, точек притяжения туристов и в общем создании инфраструктуры, — подчеркнула она. — Если в 2026-м году планируется всё-таки открытие перехода, то мы к нему не готовы.
Представила Ирина Кушнарёва и перечень предложений: от создания рабочей группы с участием властей и бизнеса, до объявления международного конкурса архитекторов, проектировщиков, урбанистов на лучший проект застройки острова и разработки условий для участия потенциальных инвесторов по созданию и проектов и общей инфраструктуры в кооперации с Минвостокразвития.
Каждый следующий спикер обрисовывал конкретную проблемную ситуацию в своей отрасли и также представлял предложения по их разрешению. Владелец бизнеса по добыче и глубокой переработке торфа указал на необходимость устранения как локальных узких мест — создания транспортной инфраструктуры для вывоза торфа, так и на задачи федерального уровня — присвоить продукции из торфа высокого передела другой код ОКВЭД вместо существующего, т.к. сейчас она всё равно считается сырьём, соответственно при экспортном оформлении облагается повышенными сборами.
Ольга Булкова, председатель Союза рыболовецких кооперативов-колхозов Хабаровского края «Крайрыбакколхозсоюз» рассказала про сложности предпринимателей, занимающихся аквакультурой в части аренды участков для этой деятельности. Представитель компании, которая устанавливает тепловые насосы, попросил поддержки организациям и гражданам, планирующим использовать альтернативные источники тепловой энергии. Организатор бизнеса по разведению женьшеня, сообщил о проблемах с размещением плантаций на землях лесного фонда и трудностях с мелиорацией… и так далее, и так далее.
Все описания проблем финализировались предложениями по их исправлению, причём у многих ситуаций был некий «общий знаменатель», почти каждый спикер сообщал, что ситуация не новая, о ней докладывалось на встречах, совещаниях, форумах различного уровня.
Что делать?
Поставить если не точку, то запятую в обсуждении, модератор стратсессии, председатель Хабаровского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Мазунин предложил представителям научной мысли. Своим видением поделился доцент кафедры менеджмента и государственного управления Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС Александр Медведев. Он, кстати, привёл данные, несколько диссонирующие с настроением, которое в начале встречи задал Виктор Калашников. Со слов учёного, по данным «Опоры России» семь субъектов ДФО «просели» по приросту юридических лиц и индивидуальных предпринимателей относительно 2022 года. В процентном отношении аутсайдерами стали Сахалинская область — минус 2,1%, Хабаровский край и ЕАО по 1,1%. По количественному показателю анти-лидером стал Хабаровский край — минус 564 участника. Тут, впрочем, надо заметить, что идти в «рост» по количеству субъектов МСП после достигнутых высот становится с каждым годом сложнее и этот показатель не является однозначным мерилом успеха в работе государства с МСП.
«На сегодняшний день единственный объективный показатель уровня развития МСП — это доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП страны. К концу 24-го года было запланировано 32,5%, но вышли на показатель 21%. Причём, обращаем внимание, что базовое значение, с которым начинали планировать в 2022 году было 20,3% ВВП», — сообщил Александр Медведев.
Учёный оговорился, что в условиях кризиса, пандемии и сложности мировой ситуации эти показатели говорят о стабильном положении, т.к. не происходит их резкого снижения.
Решением, по мнению Александра Медведева, может стать «принятие системных мер поддержки бизнеса, использовать творческий подход при формировании системного налогообложения». Для Хабаровского края это могли бы быть два подхода.
«Первое: определить минимальную критическую массу постатейных расходов бюджета Хабаровского края на поддержку сектора СМП, ниже которой опускаться нельзя. Второе: сформировать вертикальную и горизонтальную структуру администрирования сферы МСП в системе исполнительной власти Хабаровского края — курирующий вице-губернатор, вице-премьер, курирующий заместитель министра в профильных министерствах и т.п. Такая политика в других регионах Российской Федерации есть, и она работает эффективно».
При этом в Хабаровском крае есть структура, которая курирует МСП — собственно министерство экономического развития региона во главе с Виктором Калашниковым, и если уж вклад местного бизнеса в ВРП 25% (что выше среднероссийского), то делается это небезуспешно.
Как рассказала EastRussia директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления Нина Поличка, ещё 11 лет назад в Законе о предпринимательстве Хабаровского края отраслевой подход к развитию МСП был прописан как принцип, потому что для развития МСП нужно понимать специфичность их деятельности в каждой конкретной сфере.
«Мы тогда же при Шпорте (губернатор Хабаровского края с 2009 по 2018 – прим. ред) добились того, что каждое министерство себе в полномочия вписало развитие малого и среднего предпринимательства в установленной сфере деятельности. К сожалению, с тех пор мы не смогли это добиться, чтобы они стали это делать».
Как констатация общей симптоматики встречи прозвучало замечание депутата Госдумы от Хабаровского края Бориса Гладких. Описывая ситуацию в транспортной отрасли, когда при поддержке краевой власти были взяты в лизинг автобусы для предпринимателей региона, он отметил: «Мы поддержали ради малый и средний бизнес, а о долгосрочной перспективе мы не думаем. Стратегии нет, целеполагания нет. На сегодняшний день мы работаем именно в таком ключе, когда получили, использовали, а дальше 5−10 лет мы не видим направления».
И своеобразный диагноз поставила Ирина Зикунова, председатель Законодательной Думы Хабаровского края: «Есть важное стратегическое обстоятельство, которое мы должны принять во внимание. Надо понимать, что определенного потолка развития мы достигли здесь [в развитии МСП], и в силу того же самого кадрового фактора, наверное, мы не сможем очень сильно развертывать этот сектор по количественным показателям, по наращиванию числа субъектов предпринимательства, по наращиванию того трудового ресурса, который вовлечён там в оборот. Из этого следует очень простой вывод, что развиваться нужно по направлениям приоритезации и некоторого фокусирования. То есть мы должны ответить на вопрос, а каковы приоритеты развития в малом и среднем бизнесе для того, чтобы не растрясти эти ресурсы, стремясь объять необъятное».