Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе на европейском спотовом рынке цены упали ниже 106 долл./т. Спрос на поставки в июле отсутствовал.
Газовые котировки на хабе TTF (контракты «на день вперед») по итогам недели показали отрицательную динамику и составили 393 долл./1000 м3 (-10 долл./1000 м3 за неделю). Запасы угля на терминалах ARA впервые за два года опустились ниже отметки в 5 млн т. и составили 4.96 млн т. (-0.28 млн т. к 19.06.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 также опустился ниже 106 долл./т. на фоне общего негативного тренда. Южноафриканский ж/д оператор Transnet перенес ежегодные ремонтные работы на с 9-18 июля на последнюю неделю месяца в связи с необходимостью нарастить запасы материала на терминале Richards Bay. Запасы угля в порту снизились до 2.4 млн т. (на 100 тыс. т. меньше аналогичного периода прошлого года). Частые сходы поездов, поломки, кража кабеля и сломанные ж/д пути ограничивают регулярность поставок в порт. По расчетам компании Exxaro, при сохранении текущих темпов по итогам года RBCT перевалит 46.7 млн т. угля, что будет еще ниже прошлогоднего двадцатилетнего минимума в 47.2 млн т.
На прошедшей неделе основные поставки из Richards Bay осуществлялись в Индию (около 680 тыс. т.), кроме того, небольшие объемы были поставлены в Пакистан и Мозамбик.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1.27 долл. /т. до 120.22-121.63 долл./т. по причине накопления высокого уровня запасов материала на складах, низкого спроса со стороны химической и металлургической промышленности, а также продолжающимися ливневыми дождями в восточных и центральных провинциях. Повышение уровня воды в реках привело к росту гидрогенерации, что негативно сказалось на генерации на основе угля.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросли до 15.03 млн т. (+0.38 млн т. за неделю), запасы в 9 крупнейших портах составили 27.18 млн т. (+0.13 млн т. к 19.06.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался без изменений на уровне 93.00 долл./т. Ряд индонезийских производителей выполнили план по долгосрочным контрактам с начала года на 80%, что позволяет им в настоящий момент держать цену. Также некоторую поддержку спотовому рынку оказывает снижение добычи и нарушенная логистика поставок в порты из-за продолжающихся дождей в ряде районов Южного Калимантана и на Суматре. При этом на рынке индонезийского материала наблюдается рост спрэда меду ценами спроса и предложения.
С другой стороны, высокие запасы угля в Китае и Индии приводят к ограниченному спросу со стороны потребителей. В части регионов Индии начинается сезон дождей, что поставит на паузу многие инфраструктурные проекты и снизит спрос со стороны металлургов и производителей цемента, а также приведет к росту гидрогенерации.
Индексы высококалорийного австралийского угля 6000 в течение недели колебались в районе 131–132 долл./т. на фоне слабого спроса со стороны азиатских стран. Превышающие средние сезонные показатели температуры в Японии и других частях Азии в сочетании с накопленными запасами на угольных электростанциях удерживают покупателей от заключения срочных сделок.
Кроме того, давление на рынок угля оказывают сравнительно низкие цены на СПГ. Цены с поставкой в Японию и Южную Корею в августе-октябре снизились до 12.45–12.60 долл./МБТЕ (-0.3 долл./МБТЕ за неделю) на фоне невысокого спроса. По данным участников рынка, азиатские покупатели СПГ могут легко пополнить запасы на спотовом рынке по низким ценам или забрать перенаправленные грузы Европы, где наблюдается избыток предложения.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 239.00 долл./т. Котировки PCI опустились в район 185 долл./т. Спрос со стороны Японии на спотовые поставки премиального металлургического угля HCC остается невысоким, так как потребители обеспечены поставками по долгосрочным контрактам. Кроме того, спрос на сталь в стране остается низким из-за слабого положения автомобильного сектора и сложностей на экспортном рынке, где все труднее конкурировать с китайскими производителями стали. Между тем, индийские потребители ожидают дальнейшего снижения цен, аргументируя это достаточным количеством материала, предлагаемого на спотовом рынке, с одной стороны, и затишьем в сталелитейном секторе во время муссонов с другой. Спрос со стороны Китая также ограничен благодаря доступности монгольского материала в качестве альтернативы.
На рынке угля PCI поддержку ценам оказывает ограниченное предложение материала со стороны Австралии и России. Кроме того, часть потребителей вынуждена переориентироваться на австралийский уголь из-за сложностей в проведении платежей за российский материал.
Экспорт российского угля через Иран оказался нерентабельным
Российское правительство планирует использовать международный транспортный коридор Север-Юг (МТК) для экспорта угля с целью разгрузить Восточный полигон. При этом подобные поставки остаются экономически нецелесообразными из-за высоких транспортных издержек и недостаточной пропускной способности имеющейся инфраструктуры.
В июне этого года пробную партию угля в объеме менее 10 тыс. т. отгрузила компания Сибуглемет. Восточный маршрут по МТК из Кузбасса по ж/д через Казахстан-Туркмению до экспортного порт Ирана (Бендер Аббас) составляет чуть менее 6800 км. Однако комплексные транспортные расходы превышают 200 долл./т. даже без учета фрахта до Индии, что делает экспорт убыточным на фоне низких цен на международном рынке.
При этом маршрут по западному направлению через Азербайджан остается невозможным, поскольку строительство недостающего ж/д участка Астара-Решт (192 км) будет продолжаться до 2028 г., а транскаспийское направление ограничено мелководностью портов в Каспийском море и дефицитом флота.
Экспорт по МТК также осложняется тем, что ширина колеи в Иране составляет 1435 мм (в России 1520 мм) и не позволяет обеспечить бесшовное ж/д сообщение. Кроме того, железные дороги Ирана в основном представляют собой однопутные неэлектрифицированные ветки.
Ввиду лимитирующих факторов увеличение объемов поставок угля по МТК в среднесрочной перспективе представляется маловероятным, в связи с чем предложение российского материала на экспортном рынке будет по-прежнему сдерживаться ограниченной пропускной способностью инфраструктуры Восточного полигона и других направлений, а также высокими ж/д тарифами и растущей себестоимостью. Дополнительное давление на российских поставщиков продолжают оказывают санкции и низкие котировки угля.
Совокупный российский экспорт в январе-мае текущего года сократился до 80.6 млн т. (-9.6 млн т. или -10.6% к январю-маю 2023 г.), при этом экспорт через южные порты упал на 55.6% до 5.9 млн т. (причина – высокие ставки перевалки в Тамани), через северо-западные порты – на 11.5% до 23.3 млн т.
Владелец Сибантрацита рассматривает покупку порта в Приморском крае
Группа Сибантрацит рассматривает возможность приобретения угольного порта Вера на Дальнем Востоке. На данный момент у Сибантрацита нет собственного порта и выхода на Тихоокеанско-Азиатский рынок, и компания экспортирует свою продукцию через порты Северо-Запада и Юга. Использование портов Северо-Запада и Юга делает транспортировку угля более дорогой в случае поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые в настоящее время являются основным рынком сбыта для российских поставщиков угля. При поставках на рынок АТР фрахтовые ставки из дальневосточных портов значительно ниже, чем из портов европейской части России.
Сибантрацит – один из крупнейших поставщиков угля из России на мировой рынок. В прошлом году общий объем экспорта угля составил 22,5 млн т., что составляет более 10% от общего российского экспорта угля. Разрезы предприятия расположены в Новосибирской области и Кузбассе.
Угольный порт Вера является одним из крупнейших портов на Дальнем Востоке. В 2023 году порт перевалил 7,5 млн т. угля или около 7% от перевалки российского угля в портах Дальнего Востока.
На данный момент Порт Вера находится под управлением УК Эльгауголь, которая занимается строительством собственного угольного терминала на берегу Охотского моря. Через порт Вера переваливается уголь Огоджи и Эльги (Эльгауголь).
Coal center analytics (CCA)В начале текущего года возникают проблемы с продажей добываемых на Дальнем Востоке углеводородов за рубеж. При этом все еще не решен вопрос о принадлежности доли одного из крупных в прошлом акционеров сахалинского шельфового проекта. В угледобыче планируется увеличение объемов производства, тем не менее существует ряд ограничений для роста экспорта.
Нефть
В прошлом месяце правительство РФ скорректировало требования к потенциальному покупателю доли в шельфовом нефтегазовом проекте «Сахалин-2»[1]. Согласно ним, претендент должен обладать опытом международной торговли сжиженным природным газом, тогда как прежде такое условие не было предусмотрено. Кроме того, претендент должен иметь действующие договоры поставки СПГ со сроком действия более пяти лет. Также от покупателя, помимо опыта эксплуатации завода по производству СПГ с объемом производства более 4 млн тонн в год и суммарно накопленного объема производства около 40 млн тонн, требуется иметь опыт продаж подобных объемов. Из документа исключено требование о наличии действующих договоров фрахтования судов-газовозов с общим объемом грузовместимости более 4 млн куб. м.
Еще в апреле прошлого года правительство разрешило ПАО «НОВАТЭК» приобрести долю в 27,5% в операторе проекта – ООО «Сахалинская энергия». Ранее она принадлежала британско-нидерландской Shell. На сегодняшний день сделка все еще не закрыта. При этом «НОВАТЭК» соответствует установленным правительством критериям для потенциального покупателя. Исключение требования по судам-газовозам связано с проблемами, которые «НОВАТЭК» испытывает в настоящее время в вопросе поставок танкеров ледового класса[2]. ООО «Сахалинская энергия» тем временем сократило производство СПГ с 11,5 млн тонн в 2022 г. до 10 млн тонн в 2023 г. Суточная производительность завода по производству СПГ в рамках проекта составляет около 32 тыс. тонн.
В этих условиях «Сахалинская энергия» рассчитывает реализовать СПГ на китайском рынке. Китайским покупателям предлагается заключить контракт на 12 партий СПГ в год (около 1 млн тонн) на срок 3-5 лет (начиная с августа текущего года). Объявлен соответствующий тендер. Цена будет привязана к цене на нефть Brent, и при ее стоимости в 83 доллара за баррель может составить 356 долларов за 1 тыс. куб. м.
В целом в 2023 г. «Сахалин-2» экспортировал 10,2 млн тонн СПГ, включая почти 6 млн тонн в Японию, 2,58 млн тонн в Китай, 1,65 млн тонн в Республику Корея. При этом до 90% партий реализуются по долгосрочным контрактам. Японские предприятия, прежде выступавшие основными покупателями СПГ с сахалинского проекта, не были приглашены для участия в объявленном новом тендере.
Кроме того, у Shell, несмотря на выход из проекта, сохраняется offtake-контракт на получение до 1 млн тонн СПГ в год с «Сахалина-2» до 2028 г. После фактического прекращения участия Shell в проекте данный объем продавался на спотовом рынке. Намерение «Сахалинской энергии» законтрактовать сопоставимый объем газа с покупателями в КНР (на долгосрочной основе) может быть следствием снижения спотовых цен на газ.
Следует отметить, что в феврале Госдумой в третьем чтении был принят, а Советом Федерации одобрен законопроект, вносящий поправки в Налоговый кодекс РФ и выводящий ряд компаний из-под повышенного НДПИ на газ[3]. В том числе от повышенного НДПИ освобождены объемы газа, которые будут получены Россией в рамках проекта «Сахалин-2» в счет роялти для реализации его потребителям.
Индия продолжает снижать закупки российской нефти, добываемой на востоке страны. Потенциальным покупателем данных объемов может стать Китай. Отгрузки нефти Sokol (премиальная марка, «Сахалин-1») в Индию прекратились в конце прошлого года на фоне разногласий сторон по поводу условий контракта с государственной индийской компанией Indian Oil. Часть нефти проекта «Сахалин-1», изначально предназначавшаяся для поставки в Индию, в феврале была перенаправлена в КНР. Танкеры Viktor Titov и Viktor Konetsky доставили партии нефти в китайские порты провинции Шаньдун и порт Тяньцзинь.
Китай приобрел два груза Sokol со скидкой по отношению к нефти сорта Brent в 1 доллар за баррель. Прежде Sokol торговался на азиатском рынке с премией к Brent. Цены на Sokol в Де-Кастри (Хабаровский край) тогда могли находиться на уровне 65-68 долларов за баррель (выше ценового потолка, но дешевле сорта ВСТО). Всего в КНР было поставлено пять партий нефти Sokol, что стало наиболее высоким показателем экспорта данного сорта в Китай с марта 2021 г.
Часть поставок все же была направлена в Индию. Танкер Jaguar разгрузился в индийском порту Вадинар, груз предназначался для НПЗ Nayara Energy, наиболее крупным акционером которого является «Роснефть». Танкер Seagull направлен в порт Мумбаи для поставки на завод BPCL (Bharat Petroleum). Танкер Rani проследовал в направлении Вишакхапатнама, где расположен НПЗ дочерней структуры ONGC (акционер «Сахалина-1», имеет 20%). Индия также снижает закупки нефти сорта ВСТО (также премиальный), в то время как его поставки китайским покупателям в данном случае могут увеличиться.
При этом приостановка поставок нефти Sokol компенсировалась увеличением прокачки по нефтепроводу ВСТО («Восточная Сибирь – Тихий океан») в КНР. Еженедельный объем поставок составил 3,5 млн баррелей в сутки (рост на 365 тыс. баррелей в сутки).
В макрорегионе действуют угольные проекты, увеличивающие объемы добычи. При этом для экспортных поставок существуют инфраструктурные ограничения. В феврале президент РФ В.Путин поручил главе правительства М.Мишустину и главе ОАО «РЖД» О.Белозерову принять меры по обеспечению вывоза угольной продукции на экспорт из Кемеровской области, Бурятии, Хакасии, Якутии, Тувы и Иркутской области в восточном направлении в объемах, определенных соглашениями между «РЖД» и главами регионов. Напомним, что объемы, указанные в соглашениях «РЖД» с регионами, получают право на проезд на восток прежде, чем большинство других грузов.
Объемы вывоза по соглашениям с регионами на 2023 г. не раскрывались. По предварительным данным, квота на 2023 г. составляла 93,7 млн тонн, в том числе на Кузбасс приходилось 53,1 млн тонн, на Якутию – 26 млн тонн, на Бурятию – 8,1 млн тонн, на Хакасию – 6,1 млн тонн, а на Туву – 0,4 млн тонн. Тем не менее вывоз по квотам из Кузбасса фактически был ниже и составил 52,7 млн тонн. В текущем году квота увеличена на 6%. Так, из Кемеровской области планируется вывезти 54,1 млн тонн, из Якутии – 26,3 млн тонн, из Бурятии – 8,5 млн тонн, из Хакасии – 6,5 млн тонн, из Иркутской области – 3,3 млн тонн, из Тувы – 0,65 млн тонн.
Несмотря на то, что азиатские рынки сбыта в настоящее время не являются убыточными, отмечается снижение стоимости угля при экспорте через порты Дальнего Востока – на 10% по сравнению с четвертым кварталом 2023 г. и примерно на треть по сравнению с четвертым кварталом 2022 г. Ожидается дальнейшее уменьшение цен из-за сокращения спроса и введения в январе импортных пошлин на российский уголь в Китае. Кроме того, с 1 марта правительство РФ вновь ввело курсовые экспортные пошлины на вывоз угля – от 4% до 7% в зависимости от курса (нулевая при курсе менее 80 рублей за доллар). Мера будет действовать до 28 февраля 2025 г.[4] Минфин в феврале также предлагал установить плоскую надбавку к ставкам НДПИ на уголь в размере 380 рублей на тонну[5].
Рост угледобычи продолжает фиксироваться на Чукотке. В январе текущего года добыча угля в регионе выросла на 9% по сравнению с январем 2023 г., составив 124 тыс. тонн. Добычу каменного угля осуществляет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal). За отчетный период на месторождении Фандюшкинское поле недропользователь получил 120,6 тыс. тонн. Результат ОАО «Шахта Угольная» составил 3,4 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении.
В Амурской области ООО «УК «Эльга» планирует в 2028 г. запустить обогатительный комплекс на Огоджинском угольном месторождении (Селемджинский район)[6]. Производительность комплекса должна составить 32 млн тонн угля в год. Намечено начало строительства первой фабрики производительностью 2 млн тонн, ее ввод в эксплуатацию должен состояться в 2025 г. До 2028 г. в состав комплекса войдут еще шесть обогатительных фабрик (производительность каждой – 5 млн тонн угля в год).
В рамках проекта продолжается строительство железной дороги от Огоджинского месторождения до станции Февральск на БАМе. Протяженность первой очереди должна составить 72 км, к настоящему времени проложено 27,6 км железнодорожного полотна. Окончание работ намечено на сентябрь 2024 г., пусконаладочные работы предполагается начать в конце 2024 г.[7]
В 2023 г. на Огоджинском месторождении было добыто 1,4 млн тонн угля, что в три раза превысило результат 2022 г. Суммарные запасы месторождения оцениваются в 1,5 млрд тонн угля. Перевалку угля месторождения планировалось проводить в порту Вера[8] в Приморском крае (мыс Открытый, в 130 км от Владивостока). Но структуры А.Авдоляна намерены продать данный портовый актив.
Тем временем на Сахалине ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) в феврале начало испытания магистрального угольного конвейера, соединяющего Солнцевский угольный разрез (Углегорский район) и морской порт Шахтерск. Весной текущего года планируется завершить пусконаладочные работы всего конвейера. Его протяженность составляет 23 км, с помощью него предполагается снизить негативное воздействие на экологию и нагрузку на автодорожную сеть при перевозке угля в порт.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на шельфе Сахалина. Японские корпорации Mitsui и Mitsubishi получили в «Сахалинской энергии» доли в 12,5% и 10% соответственно.
[2] В текущем году «НОВАТЭК» может получить от одного до трех танкеров класса Arc7 с южнокорейской верфи Hanwha Ocean (бывшая DSME). Еще часть танкеров не может быть поставлена из-за санкций. Танкеры с судоверфи «Звезда» в текущем году поставлены не будут.
[3] Повышение налога введено с 1 января 2024 г. в целях изъятия в бюджет дополнительных доходов, полученных газодобывающими компаниями от индексации тарифов на газ. Формула расчета учитывает совокупный объем реализации газа в месяце, предшествующем налоговому периоду, на территории конкретного субъекта РФ (за исключением определенных категорий организаций и населения). Первоначально действие закона не распространялось только на газ, поставляемый населению, котельным и ТЭЦ, а также на предприятия, которые ведут переработку попутного нефтяного газа.
[4] Ранее курсовая экспортная пошлина на уголь вводилась с 1 октября 2023 г., в конце декабря 2023 г. уголь был освобожден от нее.
[5] Для компенсации выпадающих доходов бюджета от отмены экспортной пошлины.
[6] ООО «Огоджинская угольная компания».
[7] Строительство ведет новосибирская компания ООО «ТехВэб» А.Будникова.
[8] Мощность перевалки – 9 млн тонн, в 2023 г. было перевалено 7,3 млн тонн.
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены пробивали вверх уровень 120 долл./т., но не сумев закрепиться, к концу недели откатились ниже 110 долл./т. на фоне спекулятивной распродажи контрактов на бумажном рынке и увеличения волатильности на рынке газа.
Газовые котировки на хабе TTF обновили локальный максимум, достигнув 432 долл./1000 м3, однако позже просели до 374 долл./1000 м3 (-3 долл./1000 м3 к 29.05.2024 г.), что обусловлено опасениями полного прекращения поставок газа из России, незапланированной остановкой работы завода Nyhamna по переработке норвежского газа в Северном море, а также одновременным увеличением запасов газа в европейских подземных хранилищах. Запасы угля на терминалах ARA остались на уровне 5.2 млн т. (без изменений к 29.05.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 110 долл./т. в связи с ограниченным спросом в Индии, где проводились выборы. Давление на котировки также оказывает небольшое увеличение складских запасов на терминале RBCT и политическая неопределенность в связи с выборами в ЮАР, в результате которых старейшая партия Африканский национальный конгресс (АНК) потеряла большинство впервые за 30 лет, при этом АНК должна создать коалицию с другой партией, а действующий президент страны Сирил Рамафоса, возможно, будет вынужден уйти в отставку. В связи с этим представители крупного бизнеса заявили, что в случае коалиции АНК с партией, выступающей за национализацию активов и введение новых налогов, соглашения с правительством будут разорваны.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao скорректировались чуть ниже 123 долл./т. из-за увеличения гидрогенерации в результате обильных дождей (в южных и восточных провинциях страны), которые, как ожидается, продлятся до начала июля. При этом Национальный климатический центр КНР заявил, что в июне начал формироваться эффект Ла-Нинья, который принесет больше дождей в северную часть страны.
Энергетический комитет Китая заявил, что тепловая генерация в стране упала на 9.4% с начала года и потребление угля сократилось на 10.3%.
Кроме того, на крупных шахтах цены были понижены на фоне возобновления эксплуатации небольших шахт, остановленных ранее в связи с нарушением техники безопасности.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.20 млн т. до 14.4 млн т., потребление угля выросло с 765 тыс. т. до 770 тыс. т. в сутки, запасы в 9 крупнейших портах составили 25.3 млн т. (-0.3 млн т. к 29.05.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел до 94.5 долл./т. (-1.5 долл./т. к 29.05.2024 г.), по причине стабильного предложения, а также ограниченного спроса в Индии, где в мае увеличилась внутренняя добыча (+10% к маю 2023 г.), и в Китае, где наблюдается рост гидрогенерации.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 140 долл./т. в связи с ухудшением фундаментальных факторов, включая спрос в КНР и странах АТР. Кроме того, США нарастили экспорт угля по сравнению с прошлой неделей до 0.9 млн т., или на 23%, составляя конкуренцию австралийскому материалу. Однако некоторые австралийские поставщики не стремятся снижать цены и ожидают, что антироссийские санкции приведут к росту спроса со стороны потребителей в южном регионе Китая.
Индекс австралийского металлургического угля HCC подрос выше 255 долл./т. на ожиданиях ухудшения предложения на июль. Котировки американского угля также укрепились в связи с прогнозом ограниченного предложения низколетучего материала.
Кроме того, результаты выборов в Индии с победой партии Моди говорят о продолжении курса с увеличением мощностей сталелитейной отрасли и развитием инфраструктуры, при этом на прошлой неделе агентство ICRA повысило прогноз роста внутреннего спроса на сталь с 7% до 10%. В связи с окончанием политического процесса индийские металлургические предприятия могут на следующей неделе начать пополнять запасы угля. Позитивным фактором также является пакет стимулирующих мер, ранее принятый властями КНР для поддержания сектора недвижимости и способствующий улучшению конъюнктуры на рынке стали.
Налог на добычу угля вновь повышается
Минфин предложил увеличить налоги на добычу угля и других полезных ископаемых с 2025 г. Новый законопроект был представлен на рассмотрение Госдумы 3 июня. Данной инициативой правительство стремится компенсировать выпадающие доходы от отмены экспортной пошлины, однако увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль чревато снижением добычи и инвестиций, а также дальнейшим сокращением экспорта.
Согласно законопроекту, для энергетических и коксующихся углей предлагается установить дополнительную надбавку к ставке НДПИ в размере 10% от превышения цен в морских портах Дальнего Востока. Пороговая цена для энергетического угля установлена в 100 долл./т. на базисе FOB Восточный 5500 ккал, для коксующегося — 140 долл./т.
На фоне падения цен на международном рынке, роста себестоимости и транспортных расходов экспортеры уже сталкиваются с отрицательной рентабельностью по большинству направлений. За последние годы налоговая нагрузка на угольщиков увеличивалась неоднократно. В 2023 году НДПИ повышался для антрацита, коксующегося и энергетического угля до 380 руб./т., а осенью того же года и в начале 2024 г. весь угольный экспорт облагался пошлиной в размере 4–7% с привязкой к курсу USD/RUB.
Дополнительное повышение НДПИ вызывает опасения с учетом регулярного повышения тарифов РЖД, увеличения себестоимости, ставок фрахта и перевалки, а также падения индексов на международном угольном рынке. Кроме того, давление на российские компании, добывающие энергетический уголь, во 2 квартале 2024 г. окажет коэффициент-дефлятор к ставке НДПИ, который был повышен до 0.906, или на 8% к 1 кварталу 2024 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-мая 2024 г. снизилась до 86.8 млн т. (-4.8 млн т. или -5.3% к январю-маю 2023 г.). Экспортные ж/д отгрузки в январе-мае текущего года упали до 78.8 млн т. (-10.5 млн т. или -11.8% к январю-маю 2023 г.).
Прибыль российских угольных компаний в январе-марте упала на 97%
Прибыль российских угольных компаний по итогам 1 квартала 2024 г. составила 47.7 млрд рублей (-120.2 млрд руб. или -71.5% к 1 кварталу 2023 г.), однако убытки увеличились почти в 3 раза до 43 млрд руб. Таким образом, сальдированная прибыль (за вычетом убытков) упала в 33 раза до 4.7 млрд руб. (-148.8 млрд руб. или -97% к 1 кварталу 2023 г.).
При этом доля убыточных компаний увеличилась до 50% против 39% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.), что обусловлено падением цен на мировом рынке и кратным увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, введенные экспортные пошлины, растущие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Таким образом, в случае сохранения текущей тенденции экспорт российского угля в 2024 г. сократится на 50 млн т., в 2025 г. при сохранении санкционного режима против СУЭК, Мечела и Сибантрацита на рынок не попадет почти 65 млн т. угля.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-мая 2024 г. снизилась до 86.8 млн т. (-4.8 млн т. или -5.3% к январю-маю 2023 г.). Экспортные ж/д отгрузки в январе-мае текущего года упали до 78.8 млн т. (-10.5 млн т. или -11.8% к январю-маю 2023 г.).
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены двигались в диапазоне 108-112 долл./т. на фоне продолжающейся волатильности на рынке газа. Факторами, препятствующими более уверенному укреплению котировок, остаются высокие складские запасы и нестабильный спрос. Кроме того, на рынок оказывает давление увеличение поставок со стороны Колумбии в связи с представленным законопроектом об отказе от экспорта в Израиль из-за ситуации в Газе.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 391 долл./1000 м3
(+17 долл./1000 м3 к 05.06.2024 г.), что обусловлено опасениями полного прекращения поставок газа из России в Европу, при этом немецкий импортер газа Uniper решил расторгнуть долгосрочные контракты с компанией Газпром после решения арбитражного суда. По некоторым оценкам, увеличения потребления угля стоит ожидать в случае значительного роста цен на газ. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до
5.3 млн т. (+0.1 млн т. или +2% к 05.06.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 продолжает находиться ниже уровня 110 долл./т. по причине ограниченного спроса в Индии, где в результате обильных дождей и снижения температуры запасы энергетического угля на электростанциях увеличились на 1%. Давление на цены также оказывает рост предложения и политическая неопределенность в связи с выборами в ЮАР.
Участники рынка ожидают, что по итогам 1 полугодия 2024 г. экспорт южноафриканского угля через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) вырастет на 11% благодаря улучшения ж/д перевозок по сети Transnet и составит 26.1 млн т. (+2.5 млн т. к 1 полугодию 2023 г.). Таким образом, в 2024 г. поставки через RBCT могут подняться до 52 млн т. (+5 млн т. к 2023 г.). В январе-мае текущего года основными импортерами южноафриканского угля стали такие страны, как Индия (9.5 млн т.), Южная Корея (2.9 млн т.), Вьетнам (2 млн т.) и Пакистан (1.2 млн т.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались без изменений на уровне 123 долл./т. на фоне сниженной активности в связи с национальным праздником с 8 по 10 июня (Фестиваль драконьих лодок). Поддержку оказывали такие факторы, как резкий рост температуры в северных регионах страны до 40-42С°, увеличение потребления материала производителями электроэнергии и сохранение цен угольными компаниями без изменений. При этом давление продолжали оказывать растущие запасы на складах электростанций и в портах, а также понижение закупочных цен со стороны потребителей в некоторых регионах, включая Гуандун и Шаньдун.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.2 млн т. до 14.6 млн т., потребление угля выросло с 770 тыс. до 787 тыс. т. в сутки, запасы в 9 крупнейших портах составили 26.0 млн т. (+0.7 млн т. к 05.06.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел до 93.7 долл./т. (-0.8 долл./т. к 05.06.2024 г.) в связи с достаточным предложением и ограниченным спросом в Индии. Кроме того, китайские потребители стремятся отложить даты погрузки в рамках долгосрочных контрактов в связи с избытком материала в южной части КНР.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 135 долл./т. ввиду ухудшения фундаментальных факторов, включая спрос в КНР и странах АТР. Покупатели отмечают, что им пришлось перенаправить 4 судна Capesize с южной части страны на реку Янцзы, поскольку только там остались свободные мощности на складах и возможность реализовать австралийский материал. В 2023 г. был зафиксирован лишь один подобный случай, поскольку это удорожает логистику.
Министерство финансов Австралии прогнозирует, что экспорт угля из штата Квинсленд увеличится на 8.25% в 2025 финансовом году после роста на 2.5% в 2024 финансовом году (подходит к концу
30 июня), что будет обеспечено за счет развития инфраструктуры.
Индекс австралийского металлургического угля HCC удерживался выше 255 долл./т. на ожиданиях ухудшения предложения и восстановления спроса в Индии после подтвердившейся победы Моди на выборах. Росту цены также способствовала покупка JFE Steel партии 80 тыс. т. с отгрузкой в начале июля, при этом цены предложения в течение недели превышали 260 долл. т. FOB Australia.
США расширяют санкции против российской угольной отрасли
Минфин США продолжает расширять блокирующие санкции против российских угольных компаний. В SDN-List в июне 2024 г. добавлены: Эльга, Коулстар и Угольная компания Разрез Майрыхский. Ранее в санкционный список попали: СУЭК, Мечел и Сибантрацит.
Блокирующие санкции против компании Эльга включают связанные с ней добывающие, обогатительные, транспортные и портовые активы.
Компания Эльгауголь, входящая в Эльгу владеет лицензией на пользование недрами Эльгинского месторождения. Запасы месторождения по классификации JORC достигают 2.2 млрд т. коксующегося угля.
В 2023 г. добыча Эльги выросла до 22.7 млн т. (+2.2 млн т. или +10.5% к 2022 г.). В январе-мае 2024 г. компании удалось нарастить производство до 10.6 млн т. (+2.3 млн т. или +28.3%).
Включение Эльги в санкционный список США добавит компании сложностей с реализацией Эльгинского проекта, касающихся как добычи и экспорта, так и в части строительства железной дороги к строящемуся компанией порту Чумикан на Дальнем Востоке.
Санкции, относящиеся к холдингу Коулстар, распространяются на угольный разрез Богатырь (Новосибирская область), проекты морских терминалов Аврора и Коулстар на Дальнем востоке и логистические компании Коулстар Транс. В 2024 г. планировалось начать разработку угольного разреза, запасы которого оцениваются в 300 млн т. высококачественных антрацитов, прогнозные ресурсы — в 2.4 млрд т.
Разрез Майрыхский (ранее контролировался Коулстар) в 2023 г. сократил добычу до 2.0 млн т. (-0.8 млн т. или -29% к 2022 г.). Промышленные запасы энергетического угля компании составляют 220 млн т. Мощности по добычи угля превышают 4 млн т. в год. Разрез Майрыхский владеет лицензиями на разведку и добычу на Бейском каменноугольном месторождении, запасы которого оцениваются в 5 млрд т.
Сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. из-за санкций, с учетом объемов СУЭК, Мечела, Сибантрацита, Эльги, Коулстар и Майрыхского разреза составит около 60 млн т. При сохранении санкционного режима в 2025 г. на рынок не попадет около 80-90 млн т. угля.
Таким образом, под санкции США с начала 2024 г. попало 30% российского угольного экспорта, что ведет к дисбалансу мирового спроса и предложения на высококачественный уголь как энергетический, так и металлургический, включая PCI и антрацит. Выпавшие объемы высококачественного российского угля и металлургического материала будет невозможно заменить на рынке, так как продукция из Индонезии, Южной Африки и Колумбии несопоставима по качеству, а возможности наращивания производства в Австралии ограничены, что может подстегнуть вверх ключевые индексы, рассчитываемые на основе материала 6000 ккал/кг, а также цены на коксующийся уголь, PCI и антрацит.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали препятствует наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, где логистика наиболее благоприятна для поставок на рынок АТР из-за низкого фрахта. Сочетание низких текущих цен с высокими расходами на железнодорожную перевозку и ставками перевалки в портах, делают экспортные поставки нерентабельными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
ЕС стал закупать уголь в полтора раза дороже после санкций против России
По данным европейской таможни, в 1 квартале 2024 г. стоимость импортного угля для стран ЕС выросла в 1.5 раза до 184 евро/т. против 120 евро/т. в 2021 г. (до объявления антироссийских санкций).
В январе-марте 2024 г. среднемесячные расходы стран ЕС на уголь составили 1.1 млрд евро (+9%) к 2021 г. При этом объем поставок упал на 29% до 5.85 млн т./месяц. В 2021 г. средний месячный объем закупок угля странами Евросоюза составлял 8.24 млн т.
Таким образом, средняя цена 1 т угля увеличилась в 1.5 раза. В то же время на мировых рынках средняя стоимость за 2021 г. была на уровне 117 евро/т. в сравнении со 122 евро/т. в конце марта 2024 г.
Приведенная динамика объясняется изменением направлением поставок: в 2021 году основным поставщиком угля в ЕС была Россия с долей в 45%, в 2024 г. большая часть экспорта приходилась на Австралию (36%) и США (35%).
В рамках пятого пакета санкций Евросоюз ввел эмбарго на поставки российского угля в адрес европейских грузополучателей, которое вступило в силу с августа 2022 г.
На европейском рынке котировки энергетического угля ушли ниже уровня поддержки 110 долл./т. Давление сохраняется из-за ограниченного спроса, падения цен на газ и электроэнергию, а также стабильных запасов на складах ARA. Стоимость электроэнергии в Германии упала за неделю почти на 70% на фоне резкого увеличения солнечной и ветрогенерации. На спотовом рынке электроэнергия подешевела с 265 евро/МВт до 86-87 евро/МВт. Кроме того, доля ВИЭ в структуре энергобаланса Германии за этот же период выросла с 50% до 73%, а доля ископаемого топлива упала с 50% до 27%.
Газовые котировки на хабе TTF опустились до 443.99 долл./1000 м3 (-40.52 долл./1000 м3 к 11.12.2024 г.). Поставки газа остаются стабильными, что также связано с ограниченным спросом на СПГ в странах АТР. Запасы угля на терминалах ARA незначительно сократились до 3.75 млн т. (-0.14 млн т. к 11.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 103-105 долл./т. ввиду негативной динамики на европейском рынке, а также увеличения запасов на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) и ограниченного спроса со стороны Индии. В результате временного закрытия границ с Мозамбиком, на границе и в порту Мапуто скопилось большое количество грузовиков с сырьем, в связи с этим отгрузки еще не нормализовались. По словам властей, ситуация из-за протестов негативно отразится на показателях экспортных отгрузок Мапуто в декабре 2024 г. - январе 2025 г.
Благодаря увеличению ж/д отгрузок в 4 квартале ожидается, что экспорт южноафриканского угля через терминал RBCT составит по итогам 2024 г.
52.4 млн т. (+5.2 млн т. или +11% к уровню 2023 г.). Хотя этот показатель остается значительно ниже среднегодовых 70 млн т. в 2013-2020 гг. В октябре-ноябре месячная отгрузка в адрес RBCT увеличилась до 5 млн т. против 4.1 млн т. в январе-сентябре 2024 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 3 долл./т. до 110 долл./т., что обусловлено ограниченным спросом. Разница в цене на спотовом рынке и по долгосрочным контрактам сокращается, что приводит к ослаблению интереса генерирующих компаний к спотовому рынку. Компания Shenhua вновь понизила цены на сторонний уголь, что стало четвёртым снижением за последний месяц. Кроме того, ввиду негативных ожиданий, некоторые трейдеры стремились распродать свои объемы как можно скорее, что привело к сокращению запасов на складах. Некоторые участники рынка прогнозируют, что дно в котировках материала 5500 ккал/кг NAR находится на уровне 104 долл./т. FOB Qinhuangdao.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.48 млн т. до 13.91 млн т., запасы в 9 крупнейших портах уменьшились до 27.65 млн т. (-1.18 млн т. к 11.12.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR просел ниже 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR потеряла 0.5 долл./т. до 50.5 долл./т. на фоне высокого предложения и сдержанного спроса на спотовом рынке. При этом обильные дожди в Южном Калимантане и Суматре, отразившиеся на добыче и перевалке, не оказали ценам поддержку.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 обвалился ниже 123 долл./т., что объясняется низким спросом со стороны ключевых стран-потребителей. Южная Корея сокращает закупки австралийского энергетического угля по причине его дороговизны по сравнению с материалом из других стран, при этом ожидается, что данный тренд будет продолжаться и в 2025 г.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 205 долл./т. Несмотря на слабый покупательский интерес со стороны китайских потребителей в преддверии новогодних праздников, некоторый спрос наблюдался в южной части Китая, что оказало поддержку котировкам премиальных марок.
В порту Gladstone, штат Квинсленд, произошла 24-часовая забастовка работников порта из-за многомесячного разногласия с работодателем в отношении 8-часового рабочего дня. Данная инициатива негативно отразилась на отгрузках металлургического угля, однако оценка потерянного объема еще не была произведена.
Добыча угля в Кузбассе по итогам 2024 г. снизится до 196 млн т. (-18.2 млн т. или -8.4% к 2023 г.), сообщил губернатор региона.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе опустилась до 214.2 млн т. (-9,4 млн т. или -4.2% к 2022 г.). Таким образом, объем сокращения производства за 2024 г. в два раза превысит снижение добычи в прошлом году.
В январе-ноябре 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 180.3 млн т. (-15.6 млн т. или -8.0% к январю-ноябрю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Экспорт из Кузбасса за 11 месяцев 2024 г. упал до 92.0 млн т. (-12.5 млн т. или -11.9% к аналогичному периоду 2023 г.).
В 2024 г. экспортные поставки из Кузбасса оценочно составят около 100 млн т. (-13.8 млн т. или -12.1%).
Санкции и продолжающаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с растущими затратами и логистическими ограничениями, продолжат оказывать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.
Заместитель губернатора Кузбасса сообщил, что из-за снижения экспорта цена угля на внутреннем рынке в 2024 году уже выросла на 10% и ограничение экспортных поставок еще больше подтолкнет цены вверх.
Фактически, внутренний рынок угля субсидировался за счет экспортных поставок. Экспорт дает возможность сдерживать цены на уголь для внутрироссийского потребления. Этот уголь с относительно стабильной ценой закрывает нужды энергетики и ЖКХ. Поэтому цена электроэнергии, тепла и других коммунальных услуг для населения ниже, чем стоимость их производства. Очевидно, что снижение экспорта приведет к росту стоимости угля на внутреннем рынке, что увеличит расходы всех бюджетов.
Увеличение себестоимости и логистических расходов на фоне падения мировых цен привело к росту убытков. Доля убыточных компаний увеличилась составляет более 50%.
В Кузбассе в угольной отрасли работают более 150 угольных предприятий, где заняты свыше 90 тыс. человек. Предприятия отрасли являются градообразующими для большей части городов Кемеровской области, при этом налоги от угольной отрасли формируют основную доходную часть в бюджете региона.
В связи с нестабильностью в угольной отрасли в Кузбассе прекратили добычу 3 разреза и 2 шахты. С октября 2024 г. деятельность была остановлена на разрезах Задубровский Новый и Евтинский Новый, а также Сибкоул. В связи с этим под сокращение и увольнение попали около 600 человек.
Ранее компания Южный Кузбасс (входит в Мечел) приостановила работу шахты Ольжерасская-Новая до апреля 2025 г. Также выемку остановила шахта Инская, столкнувшаяся с банкротством и невозможностью найти инвестора.
Негативная динамика обусловлена ухудшением экспортных возможностей в результате санкций, падения цен на продукцию, высокого ж/д тарифа и других издержек, а также дефицита провозной способности ж/д инфраструктуры на Восточном полигоне.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-ноября 2024 г. упала до 180.3 млн т. (-15.6 млн т. или -8.0% к январю-ноябрю 2023 г.). Экспорт кузбасского угля сократился до 92.0 млн т., или на 11.9% по сравнению с 2023 г.
На европейском рынке продолжилось снижение угольных котировок до уровня 110 долл./т. Давление сохраняется ввиду ограниченного спроса, падения цен на газ и стабильных запасов на складах ARA, в результате чего цены на уголь скорректировались вниз за последние 3 недели на 13% от 12-месячного максимума.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 484.51 долл./1000 м3 (-28.40 долл./1000 м3 к 04.12.2024 г.) после роста неделей ранее, обусловленного максимальными темпами отбора газа в декабре с 2022 г. Однако поставки газа остаются стабильными, что также связано с ограниченным спросом на СПГ в странах АТР. Запасы угля на терминалах ARA незначительно увеличились до 3.89 млн т. (+0.03 млн т. к 04.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустились ниже 106 долл./т. из-за нисходящего движения на европейском рынке и ограниченного спроса со стороны Индии, где наблюдается увеличение складских запасов местного материала ввиду сезонного сокращения генерации и увеличения отгрузок. Граница с Мозамбиком была вновь закрыта, поскольку автоперевозки южноафриканского угля в порт Мапуто оказались под угрозой из-за возобновившихся протестов в Мозамбике.
Южноафриканская компания Thungela Resources прогнозирует увеличение экспортных продаж по итогам 2024 г. на 5% до 12.5 млн т. (+ 0.6 млн т. к 2023 г.) благодаря улучшению ж/д отправок в адрес терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1 долл./т. до 113 долл./т. в связи с ограниченным спросом на спотовом рынке. Кроме того, компания Shenhua, значительно опустила закупочные цены для сторонних поставщиков в провинции Inner Mongolia и в порту Huanghua после сообщений о рекордном месячном импорте угля в ноябре. Многие добывающие компании также уменьшили цены. При этом ожидается, что добыча в стране будет сохраняться на высоком уровне и продолжит оказывать давление на спотовый рынок, которое может превысить прогнозы. Кроме того, ввиду негативных ожиданий на следующие несколько недель, некоторые трейдеры стремятся распродать свои запасы как можно скорее, несмотря на прогноз падения температуры на 6-8℃ на следующей неделе.
Энергетический комитет КНР обнародовал обращение в адрес генерирующих компаний с требованием значительно сократить цены на уголь более низкого качества. Производители могут отреагировать повышением качества с помощью обогащения до 5500 ккал/кг.
Запасы угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС уменьшились до 14.39 млн т. (-0.10 млн т. к 04.12.2024 г.), в то время как в 9 крупнейших портах они составили 28.83 млн т. (-1.29 млн т. к 04.12.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался ниже 94 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR потеряла 1 долл./т. до 51 долл./т. на фоне сдержанного спроса на спотовом рынке со стороны стран АТР, где складские запасы остаются на высоком уровне. При этом обильные дожди в Южном Калимантане, отразившиеся на добыче и перевалке, не смогли оказать ценам поддержку.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 130 долл./т., продолжив нисходящий тренд. Китайские электростанции воздерживаются от покупок в ожидании дальнейшего падения цен, несмотря на снижение фрахтовых ставок и стабилизацию курса юаня. Спрос в Японии также не увеличивается из-за смещения фокуса в сторону газовой и атомной генерации.
Индекс австралийского металлургического угля HCC немного укрепился до 204 долл./т. ввиду ограниченного предложения на спотовом рынке, особенно с отгрузками в январе 2025 г., а также небольшого увеличения спроса со стороны Индии и Юго-Восточной Азии.
На рынке КНР потребители придерживались выжидательной позиции из-за неопределенности в отношении цен на внутреннем рынке на 1 квартал 2025 г. и результатов Центральной экономической рабочей конференции, где власти в закрытом режиме согласуют основные направления экономической политики КНР на ближайший год. При этом по итогам прошедшего заседания Политбюро власти объявили, что Народный банк Китая продолжит смягчать денежно-кредитную политику, а также будут увеличены бюджетные расходы и усилия по стабилизации рынка недвижимости, включая новые меры поддержки внутреннего спроса.
Экспорт российского угля в Китай в январе–октябре 2024 г. упал до 77.0 млн т. (-9.0 млн т. или -10.5% к январю-октябрю 2023 г.).
При этом за 10 месяцев 2024 г. общий импорт угля Китаем вырос до 436.0 млн т. (+51.0 млн т. или +13.2% к аналогичному периоду прошлого года).
Доля России в угольном импорте Китая в январе-октябре 2024 г. сократилась на 4.6% до 17.7%. В прошлом году в январе-октябре она составляла 22.3%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Россия является вторым по величине экспортером угля в Китай после Индонезии. Далее следуют Монголия и Австралия. За 10 месяцев 2024 г. всем перечисленным странам удалось нарастить объемы поставок в Китай, в особенности, Австралии, чей экспорт увеличился на
25 млн т. или почти на 63%. Таким образом, из-за логистических сложностей и высоких транспортных расходов, выпадающие объемы российского угля на китайском рынке замещаются поставками стран-конкурентов.