Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось снижение котировок ниже 140 долл./т. В начале недели произошел резкий скачок цен на фоне неожиданного решения ОПЕК+ о сокращении добычи, однако после этого индексы откатились назад. Давление на котировки оказали растущие запасы на складах ARA, прогноз роста температуры, низкие цены на газ, а также приближающиеся длинные пасхальные выходные в Европе.
Газовые котировки на хабе TTF составили 510 долл./1000 м3 (+30 долл./1000 м3 к 29.03.2023 г.). В ЕС завершился отопительный сезон с рекордными остатками запасов топлива в подземных хранилищах газа на уровне 60.4 млрд м3, что более чем в 2 раза выше, чем в 2022 г. Уровень заполненности хранилищ составил 55.6%. Такие показатели обусловлены теплой зимой, снижением спроса со стороны промышленных производств, стабильными поставки СПГ и высоким уровнем ветрогенерации.
Запасы угля на складах ARA, находились на уровне 6.9 млн т. (+0.1 млн т. к 29.03.2023 г.).
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 130 долл./т. в связи со снижением спроса в Европе. Поддержку среднекалорийному углю 5500 на уровне 115 долл./т. оказали устойчивые закупки со стороны Индии, где потребители пополняют запасы на май-июнь.
Экспорт южноафриканского материала через RBCT в 1 квартале 2023 г. сократился до 11 млн т. (-2.7 млн т. или -19% к январю-марту 2022 г.), поскольку на участке North Corridor сохраняется ряд проблем (от нехватки локомотивной тяги до кражи кабелей и забастовок).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили снижаться до 157 долл./т. (-1 долл./т. к уровню прошлой недели) на фоне невысокого спроса со стороны производителей энергии и промышленных предприятий. Дополнительное давление оказывает сокращение спроса на отопление в северных регионах и снижение цен со стороны некоторых угольных компаний. Также негативным фактором для котировок является увеличение совокупных запасов на складах 9 крупнейших северных портов в КНР, которые выросли до 27.6 млн т. (+0.7 млн т.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 120 долл./т. (+0.7 долл./т. к 29.03.2023 г., цена низкокалорийного материала 4200 снизилась до 71.5 долл./т. (-1.5 долл./т. к 29.03.2023 г.). Котировки двигались разнонаправленно на фоне невысокой активности на рынке индонезийского материала в связи с празднованием Рамадана (22 марта–21 апреля). Поддержку ценам на высококалорийный материал оказал спрос со стороны КНР, где недавно индонезийские поставщики выиграли тендер на поставку угля 6000 NAR в адрес электростанции в провинции Guangxi.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 подскочили до 199 долл./т. при этом котировки среднекалорийного материала продолжают снижаться.
Отраслевое министерство Австралии пересмотрело прогноз стоимости угля в сторону понижения и ожидает, что средняя спотовая цена на материал 6000 должна составить 212 долл./т. в 2023 г. и 169 долл./т. FOB в 2024 г. Основным риском для котировок австралийские чиновники считают рецессию в мировой экономике, сопровождающуюся падением промышленного производства и спроса на электроэнергию.
Индексы австралийского металлургического угля продолжили падать, снизившись до уровня 290 долл./т. на фоне роста предложения и снижения цен на сталь в Китае. Большинство потребителей заняли выжидательную позицию в ожидании продолжения нисходящего тренда.
Южнокорейская POSCO и японская Nippon Steel согласовали с австралийской компанией Foxleigh бенчмарк Low Vol PCI на 1 квартал 2023 г. на уровне 269.5 долл./т. FOB (+23.5 долл./т. или +9.55% к 4 кварталу 2022 г.).
Листвяжная возобновляет работу спустя 1.5 года после трагедии
Шахта Листвяжная в Кузбассе возобновила горные работы спустя почти 1.5 года после аварии. Предприятие приступило к подготовке введения в эксплуатацию новой лавы.
фото: «СДС-Уголь»
В марте 2023 г. было проведено комплексное обследование шахты с участием всех отраслевых ведомств, министерств и администрации, в результате которого участники комиссии отметили соответствие горных выработок и рабочих мест шахты требованиям промышленной безопасности и охраны труда. Комиссия также подтвердила готовность предприятия к подготовительным работам по проведению горных выработок, локализации аварии и ликвидации ее последствий.
В прошлом году Листвяжная также получила положительные заключения экспертизы промышленной безопасности и согласовала план развития горных работ на 2023 г.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет. В результате аварии на шахте погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
АО РЖД начало строительство железной дороги к порту Лавна
В Мурманской области начались работы по строительству железной дороги к порту Лавна. Запуск движения по новому участку запланирован на декабрь 2023 г.
фото: ТГ-канал «Телеграмма РЖД
Общая протяженность железной дороги от станции Выходной до станции Лавна составит почти 50 км. Провозная способность подходов к Мурманску в 2024 г. увеличится до 45 млн т./год, включая 18 млн т./год к угольному терминалу Лавна.
В феврале 2023 г. строительство порта Лавны было завершено почти на 60%, в связи с чем ввод в эксплуатацию угольного терминала ожидается в установленные сроки – 29 декабря 2023 г.
10 февраля Государственная комиссия по развитию Арктики признала проект угольного терминала приоритетным для финансирования. Реализация строительства ж/д инфраструктуры осуществляется за счет государственных средств.
Порт Лавна является одним из транспортных узлов на маршруте Северного морского пути и является составной частью проекта Комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ), который реализуется в соответствии с государственной программой РФ. Основной целью МТУ является создание круглогодично действующего глубоковод-ного морского хаба по переработке нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор Север — Юг.
В текущее время, в совладельцах порта числятся ЦРПИ (60%), СДС-Уголь (25%), РЖД-Инфраструктурные проекты (10%) и ГТЛК (5%).
Пять угольных шахт в Кузбассе приостановили добычу
За прошедшую неделю Ростехнадзор составил 15 протоколов о нарушении требований к безопасности (включая превышение допустимой концентрации метана и пылевзрывоопасное состояние горных выработок), в соответствии с которыми на 5 шахтах в Кузбассе добыча угля была приостановлена и на 4 шахтах введены ограничения.
Таким образом, временно приостановила производство шахта Южная компании Черниговец, шахта Березовская компании Северный Кузбасс, шахта им. 7 Ноября-Новая компании СУЭК-Кузбасс, шахта Костромовская компании ММК-Уголь, шахта имени Кирова компании СУЭК-Кузбасс.
Кроме того, работа и эксплуатация оборудования была ограничена на неопределенный срок на шахтоучастке Октябрьский угольной компании Сила Сибири, шахте им. С.Д. Тихова, шахте Сибирская и шахте Чертинская-Коксовая компании ММК-Уголь.
Также регулятор выявил многочисленные нарушения требований промышленной безопасности на разрезе Кузнецкий Южный. Юридическое лицо и 8 должностных лиц предприятия привлечены к административной ответственности.
Начиная с ноября 2021 г. после взрыва на шахте Листвяжная Ростехнадзор инициировал массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, которые привели к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе в 2022 - начале 2023 гг.
Современное аналитическое агентство (CAA)Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
В течение прошедшей недели наблюдалось разнонаправленное движение европейских котировок энергетического угля, укрепившихся выше 135 долл./т. В первой половине недели поддержку индексам оказывали новости о проблемах с ядерным реактором Penly во Франции, забастовки профсоюзов, которые привели к задержке барж на Рейне, а также данные о снижении экспорта угля из Колумбии. После этого падение котировок газа и нефти на фоне нестабильности банковского сектора в США и Европе, а также прогнозы по росту ветрогенерации в Германии начали оказывать давление на угольные цены.
Запасы угля на терминалах ARA с прошедшей недели существенно не изменились и составили 6.7 млн. т.
Динамика индексов южноафриканского угля 6000 повторяла движение европейских цен. В итоге котировкам удалось закрепиться на уровне выше 130 долл./т. Индийские производители губчатого железа ведут переговоры по поставкам южноафриканского материала 5500 и 4800 NAR в марте-апреле. Тем не менее заключение сделок сдерживается из-за разницы в ценах спроса и предложения, составляющей порядка 5 долл./т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подорожали на 3 долл./т. до 164 долл./т. При этом ряд потребителей высказывает мнение, что рост добычи в связи с отменой ограничений после завершения Национального конгресса в совокупности с сезонным снижением спроса может привести к избытку предложения, несмотря на увеличение спроса со стороны неэнергетического сектора. Поддержку котировкам может оказать рост спроса со стороны цементной промышленности (на которую приходится около 6-7% потребления энергетического угля), а также предстоящие технические работы на ж/д линии Daqin, запланированные на период с 6 апреля по 5 мая.
После снятия запрета на импорт австралийского угля все большее количество китайских потребителей подписывают контракты с австралийскими компаниями на поставку материала
5500 NAR в марте-июне. Трейдинговые компании заявляют, что, начиная с февраля 2023 г. китайские потребители забронировали поставки энергетического материала в объеме 4 млн. т. Эксперты говорят о по крайней мере 10 млн. т., которые могут быть поставлены до конца 2023 г.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 121 долл./т. (-4 долл./т.
к 08.03.2023 г.). Тем не менее, цены могут начать укрепляться, так как китайские и индийские потребители начали пополнять запасы накануне мусульманского празднования Рамадана (22 марта–21 апреля), в течение которого экспорт из Индонезии замедлится. Индийские клиенты в основном фокусируются на среднекалорийном материале, который будет использован для блендирования.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 опустились ниже 170 долл./т. В текущее время китайские потребители проявляют интерес к среднекалорийному материалу 5500. Сделки на апрельские отгрузки проходят на уровне
120-125 долл./т. FOB, при этом фрахтовые ставки на суда Capesize по маршруту Newcastle–Zhoushan за неделю выросли до 13-15 долл./т. В результате австралийский материал с поставкой в Китай оценивается на уровне 133-140 долл./т. CFR, что примерно на 30 долл./т. дешевле цен FOB Qinhuangdao.
Индексы австралийского металлургического угля упали ниже 350 долл./т. из-за опасений участников рынка о снижении спроса на фоне ухудшения мировой макроэкономической ситуации.
Добыча угля в Якутии может вырасти до 80 млн т к 2030 году
Министерство промышленности сообщила о планах увеличения добычи угля в Якутии до 80 млн. т. к 2030 г. В 2022 г. объем добываемого угля в регионе вырос до 38.6 млн. т. (+7.6 млн. т. или +25% к 2021 г.).
разрез Восточный
фото: Эльгауголь
Ключевыми добывающими компаниями в Якутии, на долю которых приходится около 97% являются: Эльгауголь (52%), Колмар (32%) и Якутуголь (13%).
В 2022 г. добыча на предприятиях указанных компаний составила:
Согласно планам Эльгауголь и Колмар, к 2025 г. компании планируют нарастить объемы продукции до 45 млн. т. и до 20 млн. т. соответственно. Кроме того, с 2022 г. реализуется проект угольного разреза мощностью 6.5 млн. т. в год компании Антрацитинвестпроект на Сыллахском угольном месторождении. По своей перспективности Сыллахское месторождение считается 2-м в Южной Якутии после Эльгинского. С 2023 г. ожидается наращивание добычи компании Долгучан до более 1 млн. т в год.
Масштабные инвестиции в добывающие мощности Якутии и их дальнейшее развитие при текущих темпах роста позволят региону выйти на объем добычи в 80 млн. т. к 2030 г., по мнению Министерства.
Помимо увеличения производства, в регионе отмечается рост обогатительных мощностей. Кроме того, активно ведется строительство железнодорожной ветки от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до поселка Чумикан на побережье Охотского моря, где также строится морской порт Эльга мощностью 30 млн. т. в год.
В 2022 г. финансирование геологоразведки в Якутии увеличилось в 2 раза до 50 млрд. руб. За счет собственных средств недропользователей были изучены и подготовлены к промышленному освоению 149 участков. В 2023-2025 гг. геологоразведочные работы планируется провести за счет федерального бюджета на 12 площадях с оценкой запасов углеводородов и твердых полезных ископаемых.
Согласно Министерству промышленности, в 2023 году в Якутии планируется добыть 45 млн. т. угля (+17% к показателям 2022 г).
Берингпромуголь планирует нарастить добычу угля до 2 млн т в 2024 году
Угольная компания Берингпромуголь планирует нарастить добычу до 2 млн. т. угля в 2024 г. Добыча осуществляется на месторождении Фандюшкинское поле. Уголь экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Алькатваамское месторождение на Чукотке
фото: Бернингпромуголь
В 2022 г. добыча Берингпромуголь выросла до 1.52 млн. т. (+0.47 млн. т. или +45% к 2021 г.). Перевалка угля через порт Беринговский достигла исторического рекорда в 1.1 млн. т. (+0.2 млн. т. или +18% к 2021 г.).
Также в 2022 г. компания завершила строительство обогатительной фабрики с передовой технологией замкнутого цикла мощностью 800 тыс. т. в год. Ввод в эксплуатацию запланирован на август 2023 г.
Для увеличения мощностей перевалки до 2 млн. т. угля в год, Берингпромуголь осуществляет реконструкцию морского порта Беринговский, после которой терминал сможет ежегодно принимать до 85 судов.
Порт Беринговский расположен в бухте Угольная в северной части Берингова моря на юго-западном берегу Анадырского залива и является рейдовым портом. Рейд доступен для захода судов с любой осадкой. Погрузка морских судов происходит на внешнем рейде портовыми перегрузочными средствами.
В 2023 г. Берингпромуголь также планирует начать добывать уголь на месторождении Звонкое, где сосредоточены большие запасы угля, использующегося в коксохимической промышленности.
ООО Берингпромуголь является дочерней компанией австралийской Tigers Realm Coal Limited, TIG, которая продолжает владеть российскими активами на Чукотке.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдался преимущественно негативный тренд, в результате которого котировки опустились ниже 135 долл./т. Среди факторов давления на цены: неопределенность в глобальном финансовом секторе, падение цен на газ и электроэнергию, а также прогнозы стабильной ветрогенерации и температур выше средних сезонных значений. Кратковременный отскок цен вверх почти на 10 долл./т. во вторник 21 марта участники рынка связали с ослаблением страхов относительно банковского кризиса в США, а также тендерной активностью в Турции и Марокко.
Запасы угля на терминалах ARA увеличились на 8% до 7.2 млн т.
Индексы южноафриканского угля 6000 просели ниже уровня в 130 долл./т. По мнению участников рынка, роста цен на южноафриканский материал в краткосрочной перспективе не ожидается. Сокращение предложения высококалорийного угля компенсируется низким спросом со стороны европейских потребителей, накопивших достаточное количество запасов. Индийские производители губчатого железа ожидают дальнейшего ослабления котировок на среднекалорийный уголь 5500 ккал/кг до 95-100 долл./т. FOB Richards Bay с текущего уровня в 110-115 долл./т. Заключение новых сделок откладывается, так как ранее забронированные поставки позволяют закрыть потребности до мая.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 3 долл./т., снизившись до 161 долл./т. на фоне невысокого спроса и достаточного предложения. Многие производители опускают цены вслед за увеличением объемов добычи, которое последовало после окончания Национального конгресса и отмены ограничений.
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 119 долл./т. (-1.5 долл./т. к 15.03.2023 г.). Активность на рынке индонезийского угля уменьшается. С одной стороны, это связано с начинающимся месяцем празднования Рамадана (22 марта – 21 апреля), с другой стороны, китайские потребители снижают объемы закупок или даже отменяют тендеры, ссылаясь на высокие цены. Спрос со стороны Индии остается стабильным.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 поднялись выше 175 долл./т. на фоне готовящихся переговоров между Glencore и японской энергетической компанией Tohoku Electric по бенчмарку на следующий финансовый год, начинающийся 1 апреля. По данным участников рынка, начальное предложение Glencore будет находиться на уровне 250 долл./т. FOB, японские потребители будут отталкиваться от текущих спотовых котировок около 180 долл./т. FOB.
Продолжившееся падение котировок австралийского металлургического угля ниже 340 долл./т. некоторые участники рынка связывали с избытком предложения. Китайские потребители заняли выжидательную позицию на фоне снижения цен и роста добычи на внутреннем рынке.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 7.4% в январе-феврале 2023 года
В январе-феврале 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 35.2 млн т. угля (-2.8 млн т. или -7.4% к январю-февралю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 11.3 млн т. (+0.7 млн т. или +6.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 23.9 млн т. (-3.5 млн т. или -12.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 22.8 млн т. (-2.3 млн т. или -9.2%), производство подземным способом составило 12.4 млн т. (-0.5 млн т. или -3.9%).
В январе-феврале 2023 г. потребителям было поставлено 30.1 млн т. угля
(-0.1 млн т. или -0.3% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 20.1 млн т. (+0.6 млн т. или +3.1%), российским металлургическим компаниям 4.9 млн т. (-0.3 млн т. или -5.8%), местным угольным электростанциям 3.1 млн т. (без изменений к двум месяцам прошлого года).
По состоянию на 1 марта 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.7 млн т. (+3.5 млн т. или +20.3% к 1 марта 2022 г.). Рост запасов в Кузбассе продолжился в 2023 г. на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось восстановление котировок выше 145 долл./т. после снижения неделей ранее. Укрепление цен обусловлено падением температуры в Европе, сокращением ветрогенерации, а также ослаблением опасений относительно банковского кризиса в США.
Температуры почти во всех странах ЕС в первой половине недели оказались ниже климатической нормы. Газовые котировки на хабе TTF поднялись до 480 долл./1000 м3 (+35 долл./1000 м3 к 22.03.2023 г.). Европейские страны резко увеличили отбор газа из подземных хранилищ и 28 марта этот показатель достиг рекордных дневных значений за последние пять лет.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 133 долл./т. вслед за европейским энергетическим рынком. Дополнительную поддержку оказал устойчивый спрос со стороны Индии. Некоторые участники рынка ожидают уменьшения объемов предложения южноафриканского высококалорийного угля в связи с логистическими сложностями экспорта из ЮАР.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao просели на 3 долл./т., составив 158 долл./т. На внутреннем рынке КНР продолжилось снижение цен, обусловленное невысоким спросом и увеличением объема добычи и предложения. Дополнительное давление на котировки оказывает рост гидрогенерации и инициатива властей в отношении нулевой импортной пошлины на уголь.
Угольные компании в провинции Shaanxi наращивают производство за счет перезапуска ряда шахт, которые раньше были законсервированы в связи с рисками обрушения или нарушения экологических норм. В регионе Shenmu компания Shenmu Energy получила распоряжение увеличить добычу и поставки на 10 млн т. с 5 законсервированных ранее шахт. При этом годовая добыча может увеличиться на 30-40 млн т., если все 17 подобных объектов будут запущены. Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.3 млн т. (+0.4 млн т.), запасы на складах 9 крупнейших северных портов в КНР – до 26.9 млн т. (+0.3 млн т.).
При этом с целью обеспечения энергетической безопасности Китайские власти продлили нулевую импортную пошлину на уголь до конца 2023 г. (импортная пошлина на уголь была отменена с середины 2022 г. до 31 марта 2023 г.) и теперь она коснется остальных стран-экспортеров. Ожидается, что данная инициатива может сделать российский материал более привлекательным для китайских потребителей по сравнению с австралийским углем.
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 119.3 долл./т. (+0.3 долл./т. к 22.03.2023 г.) из-за невысокой активности на рынке индонезийского материала, связанной с празднованием Рамадана (22 марта–21 апреля).
Объемы экспорта индонезийского угля подскочили до 113 млн т. за первые 2 месяца 2023 г. (+20 млн т. или +21% к январю-февралю 2022 г.), что обусловлено высокими ценами, улучшением ситуации с оборудованием и трудовыми ресурсами, а также эмбарго на экспорт в январе 2022 г.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 поднялся выше 175 долл./т. на фоне продолжающихся переговоров между Glencore и японской энергетической компанией Tohoku Electric по поставкам высококалорийного угля 6322 ккал/кг GAR на следующий финансовый год. По некоторым ожиданиям, стороны могут достигнуть договоренности к 1 апреля и бенчмарк составит около 200 долл./т. FOB.
Котировки австралийского металлургического угля упали до 310.00 долл./т., что связано с ростом предложения и выжидательной позицией большинства потребителей по причине отсутствия улучшений конъюнктуры на рынке стали и снижением цен на спотовом рынке австралийскими трейдерами.
Австралийская компания, ведущая добычу в Hunter Valley, согласовала с японскими металлургическими компаниями бенчмарк на уголь semi-soft на 1 квартал 2023 г. на уровне 267.95 долл./т. FOB или 85% от цены prime hard coking coal (315.22 долл./т. FOB). Таким образом, новая цена на semi-soft превысила бенчмарк предыдущего квартала на 16.5% (230 долл./т. FOB).
Минэнерго РФ прогнозирует сохранение добычи угля в 2023 году на уровне 2022 года
Несмотря на снижение добычи угля в начале 2023 г., Минэнерго прогнозирует сохранение в 2023 г. производства на уровне 2022 г., сообщил министр энергетики Николай Шульгинов в ходе заседания коллегии министерства.
По данным Росстата, в январе 2023 г. добыча угля в России снизилась до 34.9 млн т. (-1.8% к январю 2022 г. и -19.3% к декабрю 2022 г.
В 2022 г. добыча угля в России составила 443.6 млн т. (+1.3 млн т. или +0.3% к 2021 г.). Российский экспорт угля по итогам 2022 г. снизился до 209.7 млн т. (-15.3 млн т. или -6.8% к 2021 г.), поставки на внутренний рынок выросли до 172.42 млн т. (+12.2% к 2021 г.).
Китай продлил нулевую пошлину на импорт угля до конца 2023 года
Китай объявил о продлении действующей нулевой пошлины на импорт угля до конца 2023 г., что должно благоприятно отразиться на российских поставках в страну.
Продление нулевых импортных пошлин было объявлено на исполнительном заседании Госсовета 24 марта 2023 г. вместе с рядом решений о пролонгации или усовершенствовании действующих временных льготных налоговых политик с целью снижения нагрузки на различные отрасли промышленности.
В апреле 2022 г. Китай отменил пошлины на импорт угля всех видов и любого происхождения на период с 1 мая 2022 г. по 31 марта 2023 г. в рамках мер по обеспечению безопасности энергоснабжения в стране.
Ранее импортный налог на энергетический уголь взимался в размере 6%, а на металлургический материал, бурый уголь и антрацит составлял 3%, при этом поставки из Индонезии, Филиппин и Австралии были освобождены от уплаты по торговым соглашениям. Фактически, тарифы применялись к монгольскому, российскому, канадскому и американскому углю, в то время как небольшие объемы угля из Южной Африки и Колумбии, которые удавалось продавать в Китай, также облагались импортным налогом.
В конце 2022 г. правительство КНР утверждало, что Китай возобновит импортные тарифы с 1 апреля 2023 г. в целях сдерживание импорта из-за ослабления внутреннего спроса. Таким образом текущее продление нулевой импортной пошлины свидетельствует об изменившемся отношении к импорту в целом.
Китайские политики заявили, что в ближайшие месяцы КНР будет импортировать как можно больше угля и готов предоставить широкие возможности для импорта энергетического материала, готовясь к экономическому росту и пытаясь предотвратить проблемы, связанные с ожидаемым падением гидрогенерации из-за вероятной засухи этим летом.
Впервые уголь будет экспортирован из Кузбасса в Китай по Енисею и СМП
В навигацию 2023 г. планируется впервые организовать экспериментальную отправку партии угля в 30 тыс. т. из Кузбасса по реке Енисей и Северному морскому пути (СМП). Перевалка будет осуществляться в Красноярске и Лесосибирске. Далее груз проследует в порт Усть-Порт Енисейского залива, где будет перегружен на морские суда и отправлен в Китай.
В феврале 2023 г. Минтранс России предложил использовать инфраструктуру портов Красноярск и Лесосибирск для пилотных отправок угля по внутренним рекам. Этот вариант был разработан для решения логистических проблем Восточного полигона, а также как возможность увеличить грузопоток по Северному морскому пути.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах.
В январе-феврале 2023 г. угольные компании Кузбасса добыли 35.2 млн т. угля (-2.8 млн т. или -7.4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).алогичным периодом прошлого года).
На европейском рынке угля индексы поднялись выше 100 долл./т. на новостях о возможном сокращении компанией Glencore добычи на шахте Cerrejon в Колумбии на 5-10 млн т. в 2025 г. Тем не менее, давление на цены продолжает оказывать падение газовых котировок, а также стабильный уровень запасов на складах ARA на фоне окончания отопительного сезона и увеличения доли возобновляемой генерации.
Еврокомиссия согласовала план стоимостью 5 млрд евро, направленный на декарбонизацию производства стали с помощью водорода. При этом на прошлой неделе компания Thyssenkrupp отметила, что ее собственный проект производству стали с данной технологией, остается экономически нецелесообразным. Компания RWE заявила о сокращении капитальных расходов на 25% в течение 5 лет ввиду политический и экономической неопределенности. К 2030 г. RWE планирует закрыть все свои буроугольные электростанции.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 453.79 долл./1000 м3 (-39.46 долл./1000 м3 к 19.03.2025 г.) после договоренности США и России о прекращении огня в Черном море и по объектам энергетической инфраструктуры. Запасы угля на терминалах ARA незначительно снизились до 3.62 млн т. (-0.02 млн т. к 19.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 отскочил вверх от 4-летнего минимума до 88 долл./т., что также обусловлено сокращением предложения ввиду низких цен. Среднекалорийный материал подешевел ниже 74 долл./т. из-за ограниченного спроса в Индии, где складские запасы увеличиваются благодаря росту внутреннего предложения и ж/д перевозок. Запасы угля на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) остаются без изменений на уровне 3.79 млн т.
По итогам марта ожидается рост экспорта через RBCT на 27% до 4.80 млн т. (+1.03 млн т. к февралю 2025 г.). Однако в апреле прогнозируется снижение перевалки до 4.5 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились до 94 долл./т. На китайском внутреннем рынке сохраняется негативная динамика из-за слабой активности покупателей, высоких складских запасов в портах и увеличения температур. Некоторые трейдеры отмечают, что загрузка электростанций в провинции Jiangsu (где температура достигла 34°C, на 19°C превысив норму) упала до 30% и может послужить причиной для их остановки, что приведет к сокращению спроса на уголь.
При этом некоторые участники рынка прогнозируют укрепление цен в ожидании сокращения объемов импорта до мая. Кроме того, некоторые потребители планируют увеличить запасы в преддверии начала обслуживания на ж/д линии Daqin.
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 31.18 млн т. (-0.22 млн т. к 19.03.2025 г.), отступив от исторического максимума. Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.54 млн т. (+0.10 млн т.), потребление стабилизи-ровалось в диапазоне 777-780 тыс. т./ сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 84.3 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 49.3 долл./т. после того, как правительство скорректировало индексы HBA в сторону понижения на вторую половину марта. Кроме того, участники рынка отмечают сокращение спроса на среднекалорийный индонезийский материал ввиду наличия более дешевой альтернативы из ЮАР. Спрос со стороны Индии ограничен, поскольку на индийских ТЭС запасы превышают средний показатель за последние 5 лет.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался почти до 95 долл./т. после резкого падения неделей ранее. Среднекалорийный уголь продолжает дешеветь в связи с сокращения импорта со стороны Китая, который снизил совокупный импорт австралийского материала в феврале на 43% до 4.4 млн т. по сравнению с январем 2025 г. JERA и J-Power рассматривают планы о сокращении угольной генерации в апреле, мае, сентябре и октябре в связи с укреплением доллара и увеличением атомной генерации.
Индекс австралийского металлургического угля HCC немного укрепился до 170 долл./т. на фоне улучшения ситуации со спросом со стороны стран АТР, включая Индию, где наблюдается некоторый рост цен на сталь в результате введения импортных пошлин. Поддержку также оказывает стабилизация цен на внутреннем рынке КНР. При этом профицит предложения на спотовом рынке все еще сохраняется.
В 2024-2025 гг. российская угольная отрасль столкнулась с беспрецедентным кризисом. 27 предприятий с общим объемом добычи 40 млн т. находятся в зоне риска, при этом 126 млн т. угля добывается убыточными компаниями. В Кузбассе доля убыточных компаний выросла с 34.8% в 2023 г. до 57.3% в 2024 г. В Хакасии убыточными стали 50% предприятий (в 2023 г. убытков не было). Налоговые поступления от угледобывающих компаний в Кузбассе сократились на 53% (на 47.4 млрд руб.). В Хакасии налоговые поступления снизились в три раза (до 2.2 млрд руб.).
По состояния на март 2025 г. задолженность по зарплате в угольной отрасли Кузбасса составила 347.1 млн руб. Девять предприятий приостановили деятельность, еще 20 находятся в зоне риска. В условиях падения мировых цен на уголь рентабельность добычи остается ниже себестоимости. Дальневосточные маршруты перегружены, а западные и южные направления требуют масштабных инвестиций в логистику.
Резкое ухудшение финансовых показателей отрасли, остановка предприятий и рост социальной напряженности в угледобывающих регионах потребовало незамедлительного реагирования как со стороны бизнеса, так и государства.
• снижение рентабельности экспорта из-за логистических издержек, санкций и низких мировых цен;
• логистический коллапс (высокая доля транспортных расходов до 50% в цене угля, дефицит ж/д мощностей и несбалансированность тарифной политики РЖД);
• укрепление курса рубля на фоне падения мировых цен, увеличивающее долю себестоимости и ж/д тарифа;
• финансовые ограничения (высокая ключевая ставка и дефицит оборотных средств);
• налоговая нагрузка (НДПИ, страховые взносы);
• сокращение экспортных рынков и сложности с международными платежами.
Для спасения отрасли Минэнерго России разработала антикризисную программу для угольщиков с мерами поддержки, включающую следующие направления:
Поддержка экспорта (ж/д тарифы)
• мораторий на повышение тарифов РЖД до конца 2025 г.;
• скидка 12.8% на перевозки в западном направлении;
• отмена индексации тарифа за порожний пробег (-10%);
• долгосрочное тарифное регулирование («инфляция минус 0.1%» до 2035 г.).
• отсрочки по кредитам (на 6–24 месяца), субсидирование процентных ставок (компенсация 2/3 ключевой ставки), пополнение оборотных средств под 10% годовых, а также специальные меры поддержки от ВЭБ.РФ.
• отсрочка уплаты налогов и страховых взносов на 12 месяцев, корректировка налогового вычета по НДПИ.
• взаимодействие с Китаем и Индией на правительственном уровне для отмены импортных пошлин на российский уголь, упрощения расчетов между банками этих стран и России.
Поддержка моногородов
• введение льготного заемного финансирования и софинансирование социальных и инфраструктурных проектов.
По мнению Минэнерго, потери от снижения добычи могут превысить объем субсидий на поддержку экспорта более чем в два раза. Реализация предложенных мер может помочь стабилизировать отрасль, сохранить рабочие места и доходы регионов. Для сохранения конкурентоспособности российских угледобывающих компаний критически важно внедрение долгосрочных тарифных механизмов, налоговых льгот и субсидий на логистику.
Сальдированный убыток российских угольных компаний в январе 2025 г. составил 6.2 млрд руб. против прибыли 9.7 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 53.3% против 47.6% за аналогичный период прошлого года.
Таким образом, в 2025 г. негативная динамика в угольной отрасли усиливается на фоне падения цен на мировом рынке и резкого увеличения себестоимости. Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Убытки российских угольных компаний по итогам 2024 г. составили 112.6 млрд рублей против прибыли 374.7 млрд рублей годом ранее.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Поскольку санкции охватывают более 50% экспортного объема это приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
В связи с этим прогноз по добыче угля в России на 2025 г. может быть пересмотрен в сторону снижения, хотя ранее Минэнерго ожидало сохранения добычи на уровне 2024 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-февраля 2025 г. упала до 33.6 млн т. (-0.8 млн т. или -2.4% к январю-февралю 2024 г.). Совокупный экспорт российского угля за этот период сократился до 29.8 млн т. (-0.2 млн т. или -0.5% к январю-февралю 2024 г.).
На европейском рынке энергетического угля цены скорректировались ниже 98 долл./т. Давление на котировки оказывает стабильный и достаточный уровень запасов на складах ARA, а также окончание отопительного сезона, при этом рост газовых котировок на фоне активного отбора газа ограничивает негативную динамику на угольном рынке.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 493.25 долл./1000 м3 (+22.61 долл./1000 м3 к 12.03.2025 г.). Запасы в хранилищах Европы снизились на 2% и составили 34%, что обусловлено активным отбором газа. Кроме того, министр энергетики Германии исключил вероятность восстановления работы Северных потоков в случае урегулирования конфликта между Россией и Украиной. Запасы угля на терминалах ARA остались практически без изменений на уровне 3.64 млн т. (-0.05 млн т. к 12.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 вернулись к минимуму февраля 2021 г., опустившись ниже 87 долл./т. на фоне низкого спроса в Индии, где складские запасы остаются на высоком уровне. Запасы угля на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) увеличились незначительно до 3.79 млн т. (+0.09 млн т. к 12.03.2025 г.).
Южноафриканская угольная компания Exxaro столкнулась с невозможностью осуществлять погрузку в вагоны на своей основной шахте из-за размытия путей на ветке Waterberg. По некоторым оценкам, ремонт данной ветки займет 4-6 недель, однако, это не должно оказать существенного влияния на рынок.
Exxaro отчиталась о росте отгрузок по итогам 2024 г. через экспортный терминал Maputo в Мозамбике и отметила, что будет продолжать активно использовать данный маршрут, несмотря на рост транспортных расходов.
Компания Thungela заявила, что даже если оператору Transnet удастся улучшить ситуацию на ж/д сети, экспортные отгрузки энергетического угля компании в 2025 г. могут сократиться на 6% и составить около 12.8 млн т. против 13.6. млн т. в 2024 г. на фоне растущей себестоимости производства.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились до 96 долл./т. в связи со слабой активности покупателей и высокими складскими запасами в портах. Давление также сохраняется из-за понижения цен со стороны поставщиков, стремящихся избавиться от избыточных запасов, и приближением окончания отопительного сезона, которое приведет к уменьшению спроса в северных регионах КНР на 1 млн т./сутки. Многие участники рынка полагают, что сокращение запасов будет происходить медленно из-за уменьшения спроса и сезонного роста возобновляемой генерации.
Запасы в 9 крупнейших портах вернулись к историческому максимуму на уровне 31.40 млн т. (+0.11 млн т. к 12.03.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.44 млн т. (+0.25 млн т.), потребление сократилось с 788 тыс. т./сутки до 780 тыс. т./сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 84.8 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR укрепилась до 49.8 долл./т. Неопределенность из-за применения внутренних индонезийских ценовых индексов (HBA) сохраняется. Однако правительство скорректировало индексы HBA в сторону понижения на вторую половину марта, и участники рынка ожидают восстановления спроса, которое уже наблюдается в низкокалорийном материале.
Ассоциация добывающих компаний Индонезии выступила против повышения налога на добычу угля на 1%, которое приведет к увеличению себестоимости производства. Ассоциация отметила в своем обращении к правительству, что текущая ситуация на рынке неблагоприятна для увеличения налоговой нагрузки.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 резко упал ниже 94 долл./т. в рамках нисходящего тренда, который наблюдается на австралийском рынке с 4 квартала 2024 г. на фоне сокращения импорта со стороны Японии и Южной Кореи. В феврале импорт из Австралии также уменьшил Вьетнам, отдавая предпочтение другим экспортерам, включая Индонезию. Кроме того, на прошедшей неделе экспортеры США нарастили на 12% поставки энергетического угля в адрес Японии, Индии и других стран.
Индекс австралийского металлургического угля HCC опустился ниже 170 долл./т. в связи с избыточным предложением и недостаточным спросом, поскольку потребители ожидают дальнейшего снижения цен. Со стороны Китая отмечается увеличение запросов, однако потребители не спешат ввиду противоречивых сигналов на внутреннем рынке КНР, включая возможное понижение цен производителями кокса и стали.
Падение добычи в Кузбассе в 2024 г. до 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.) продолжилось в первые два месяца 2025 г.
По данным Министерства угольной промышленности Кузбасса, в январе-феврале 2025 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 33.6 млн т. (-0.8 млн т. или -2.4% к январю-февралю 2024 г.). К предыдущему месяцу февральский показатель добычи снизился на 0.4 млн т. или 2.4%.
Экспортные поставки из Кузбасса в январе-феврале 2025 г. составили 18.3 млн т. (+1.2 млн т. или +7.1% к январю-февралю 2024 г.). При этом экспорт в феврале 2025 г. упал на 1.3 млн т. или 13.3% к январю этого года.
В 2024 г. экспорт из Кузбасса опустился до 102.0 млн т. (-11.8 млн т. или -10.4% к 2023 г.).
ОАО РЖД по итогам января-февраля 2025 г. отстает на 2% от зафиксированных в соглашении с Кузбассом объёмов вывоза угля на экспорт в восточном направлении, сообщил губернатор региона. В 2024 г. семь регионов имели соглашение с РЖД по вывозу угля в восточном направлении, в то время как на 2025 г. ж/д оператор подписал такое соглашение только с Кузбассом.
Санкции и продолжающаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с растущими затратами и логистическими ограничениями, продолжат оказывать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2025 гг.
Из-за снижения экспорта цена угля на внутреннем рынке в 2024 году уже выросла на 10% и ограничение экспортных поставок еще больше подтолкнет цены вверх.
Увеличение себестоимости и логистических расходов на фоне падения мировых цен привело к росту убытков. Доля убыточных компаний составляет более 50%.
По данным Министерства, в 2024 г. в регионе прекратили деятельность три шахты и шесть разрезов.
В январе-феврале 2025 года Кузбасс недополучил 8.3 млрд рублей из-за снижения добычи и экспорта угля. Бюджет региона в 2024 г. недополучил 70.6 млрд рублей, а по итогам 2025 г. дефицит ожидается на уровне 16.2 млрд рублей, или почти 7%.
Негативная динамика обусловлена кризисом в угольной отрасли на фоне санкций, падения международных котировок и резкого роста ж/д тарифов, в результате чего более 53% угольных предприятий страны закончили 2024 г. с убытками в размере 112.6 млрд рублей против прибыли 374.7 млрд рублей годом ранее.
В Кузбассе работают более 150 угольных предприятий, на которые приходится более 50% добычи всего российского угля. Предприятия отрасли являются градообразующими, а налоги формируют основную доходную часть в бюджете области.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где производится высококачественный материал, в январе-феврале 2025 г. составила 33.4 млн т. (-0.7 млн т. или -2.2% к январю-февралю 2024 г.). В 2024 г. показатель упал до 198.6 млн т. (-15.2 млн т. или -7.1% к 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля сократился до 195.0 млн т. (-17.1 млн т. или -8.1% к 2023 г.).
На европейском рынке угля продолжилось укрепление индексов выше 98 долл./т. Поддержку ценам оказал рост газовых котировок на фоне геополитической неопределенности, а также сокращение запасов на складах ARA. Кроме того, поставки из Колумбии оказались под угрозой из-за диверсии на ж/д линии, ведущей от разреза Cerrejon до экспортного терминала в Puerto Bolivar. Восстановительные работы ведутся, однако сроки окончания ремонта пока неизвестны.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 470.64 долл./1000 м3 (+15.60 долл./1000 м3 к 05.03.2025 г.). Кроме того, запасы в хранилищах Европы продолжили снижаться до 36%, что обусловлено активным отбором газа. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 3.69 млн т. (-0.11 млн т. или -2.4% к 05.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 скорректировался вверх выше 88 долл./т. после достижения 4-летнего минимума. При этом среднекалорийный материал подешевел в связи с низким спросом со стороны Индии, где складские запасы остаются на высоком уровне.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet ответил отказом на требование профсоюза повысить зарплаты на 10% и предложил лишь 5%, в связи с чем ожидается забастовка, которая приведет к остановке перевозок угля в экспортном направлении. В настоящий момент задействован двухнедельный перерыв, по истечении которого стороны должны в последний раз попытаться прийти к соглашению. Компания Grindrod заявила, что занимается ремонтом 13 локомотивов из Сьерра-Леоне и вскоре запустит их на сети Transnet в рамках программы участия частных инвесторов в ж/д инфраструктуре.
Добывающая компания Exxaro Resources предупредила акционеров, что прибыль по итогам 2024 г. упала на 44% из-за снижения цен на уголь. Показатель EBITDA ожидается на уровне 0.52-0.62 млрд долл., что на 16-30% ниже по сравнению с 2023 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao незначительно подросли выше 97 долл./т. в связи с невысокой активностью покупателей, которые по-прежнему полагают, что снижение котировок продолжится благодаря высоким складским запасам в портах. При этом некоторую поддержку рынку оказывает проведение технического обслуживания не некоторых шахтах, что приводит к ограничению предложения. Однако давление сохраняется в связи с приближением окончания отопительного сезона в северных регионах КНР в середине марта.
Запасы в 9 крупнейших портах остаются вблизи исторического максимума на уровне 31.29 млн т. (-0.11 млн т. к 05.03.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.19 млн т. (+0.05 млн т.), потребление сократилось с 817 тыс. т. до 788 тыс. т./сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR поднялся до 85.50 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR укрепилась до 49.50 долл./т. на фоне умеренного спроса в Китае. Участники рынка по-прежнему сталкиваются с неопределенностью из-за применения внутренних индонезийских ценовых индексов, которые имеют более высокие уровни по сравнению с международными.
Индонезийское правительство рассматривает возможность поднять налог на добычу угля на 1%, что приведет к увеличению себестоимости производства.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил выше отметки 100 долл./т. после достижения 4-летнего минимума Частичную поддержку также оказал циклон Alfred, из-за которого некоторые порты были вынуждены временно прекратить погрузочные работы.
Индекс австралийского металлургического угля HCC обвалился ниже 180 долл./т. из-за избыточного предложения и низкого спроса. Интерес со стороны индонезийских покупателей сократился, а китайские потребители все больше переориентируются на местный уголь.
Низкий спрос подтверждается недавней перепродажей китайскими и другими азиатскими конечными потребителями нескольких партий американского угля, который уже находился в пути. В связи с этим некоторые трейдеры отказались от поставок коксующегося материала премиальных марок.
Девять угольных компаний Кузбасса приостановили добычу
На девяти угледобывающих предприятиях Кузбасса приостановлена производственная деятельность.
Добычу угля остановили 3 шахты и 6 разрезов:
• шахта Инская;
• шахта Ольжерасская-Новая (Мечел);
• шахта Талдинская-Западная-2 (СУЭК);
• разрез Бунгурский;
• разрез 8 марта (Энергоснаб);
• разрез Сибкоул;
• разрез Задубровский Новый;
• разрез Евтинский Новый;
• разрез Киселёвский (МелТэк).
Причиной приостановки предприятий стала сложная ситуация на угольном рынке из-за санкций, падения цен и невозможности доставить требуемые объемы через Восточный полигон в страны АТР.
В результате кризисной ситуации компании вынуждены сокращать объемы добычи, инвестиции, а в некоторых случаях и приостанавливать добычу. Высокие ж/д тарифы и повышенная ключевая ставка также оказались серьезным вызовом для угольной отрасли.
Общая задолженность по заработной плате в угольной отрасли Кузбасса достигла 347 млн рублей перед 852 работниками.
В январе-феврале 2025 г. предприятия региона добыли 33.4 млн т. (-0.7 млн т. или -2.2% к январю-февралю 2024 г.). По итогам 2024 г. добыча угля в Кузбассе упала до 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.).
Эльгауголь запустила 11 обогатительных фабрик
Угольная компания Эльгауголь ввела в эксплуатацию все запланированные обогатительные фабрики на Эльгинском месторождении в Якутии. Совокупная мощность всех 11 фабрик составляет 38.5 млн т. в год (+7 млн т. или +22.2% к 2024 г.).
Эльгинский угольный проект включает в себя месторождение коксующегося угля, а также терминал, расположенный в 30 км от посёлка Чумикан, мощностью 30 млн т. в год и способный принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т. Также компания в прошлом году запустила первый грузовой состав с углем по частной железной дороге протяженностью 531 км, соединяющей месторождение с экспортным терминалом.
В 2024 г. Эльгауголь добыла 28.6 млн т. угля (+7.2 млн т. или 33.3% к 2023 г.). По итогам января-февраля 2025 г. добыча составила 5.6 млн т. (+1.9 млн т. или +66.7% к январю-февралю 2024 г.). Рост производства не имеет прямой корреляции с объемом экспорта, поскольку месторождения в регионе характеризуются труднообогатимыми углями, которые при переработке на обогатительных фабриках теряют до 50% объема.
США отменили исключения для энергетических сделок с российскими санкционными банками
Дональд Трамп не продлил действие лицензии 8L Министерства финансов США, позволявшей иностранным компаниям проводить платежи за российские энергоресурсы через некоторые банки, находящиеся под санкциями. Лицензия утратила силу 12 марта 2025 г.
Эта лицензия была исключением из санкционного режима, давая возможность зарубежным контрагентам проводить расчеты с такими российскими финансовыми учреждениями, как Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк и Центральный банк России для оплаты поставок нефти, газа и угля.
Кроме того, на фоне отказа от продления лицензии Трамп также принял меры по расширению экспорта американского сжиженного природного газа. В январе 2025 года он отменил введенный при предыдущей администрации запрет на выдачу новых лицензий на поставки СПГ в страны, не имеющие соглашений о свободной торговле с США.
Решение осложнит торговые расчеты за российские энергоресурсы, особенно для стран, которые ранее пользовались этим механизмом, и может спровоцировать рост цен на нефть, газ и уголь, поскольку альтернативные способы расчетов сложнее и дороже. Также возможны изменения в цепочках поставок и рост стоимости транзакций.
Таким образом, с 13 марта 2025 г. любые платежи за российские энергоресурсы через санкционные банки стали невозможны, что может повлиять на международные энергетические рынки.