Поделиться
Пульс угля — 12 августа: угольная промышленность в моменте
Поделиться

Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.

автор/источник фото: Hunter So/unsplash.com

Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе в Европе цены закрепились в диапазоне 122-124 долл./т. Поддержку котировкам оказал рост энергетических рынков на фоне эскалации на Ближнем Востоке и атаки Украины на Курскую область, где расположена газоизмерительная станция Суджа, через которую до сих пор транзитом российский газ поступает в Европу. Кроме того, в Германии отмечается резкий рост угольной генерации, укрепление цен на электроэнергию и падение объемов ветрогенерации до годового минимума.

Тематическое фото. источник: CAA

Газовые котировки на хабе TTF подскочили еще на 10% до 436.27 долл./1000 м3 (+37.69 долл./1000 м3 к 31.07.2024 г.), достигнув максимума с декабря 2023 г. на фоне конфликтов, а также технического обслуживания газовой инфраструктуры. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 5.33 млн т. (+0.24 млн т. или +5% к 31.07.2024 г.).

Индекс южноафриканского угля 6000 держался на уровне 115-116 долл./т. благодаря продолжающемуся росту европейского рынка и спросу со стороны Индии. Также на сети Transnet проходило 10-дневное техобслуживание, которое завершилось на день позже в связи с воровством кабеля. Запасы на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) сократились с 3.6 млн т. до 3.3 млн т.

Transnet понизил прогноз по ж/д погрузке угля на 10% до 54 млн т. на финансовый год, оканчивающийся 31 марта, что связано с воровством кабеля и сходом вагонов с рельс. При этом экспорт через терминал RBCT, как ожидается, составит 33.6 млн т. в январе-августе 2024 г. (+3% к январю-августу 2023 г.).

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao незначительно скорректировались вниз до 119.5 долл./т. на ожиданиях ухудшения спроса. Многие поставщики угля прогнозируют снижение рынка в середине августа, когда потребление в большинстве регионов может сократиться в результате ослабления жары. Генерирующие компании ожидают еще большей коррекции в ближайшие недели ввиду падения спроса на спотовом рынке. Некоторые игроки занимают выжидательную позицию, надеясь на восстановление котировок, учитывая, что темпы спотовых поставок в порты замедлились, поскольку цены FOB оказались на 7-17 долл./т. ниже цен FCA и логистических затрат.

Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.14 млн т. до 13.83 млн т., запасы угля в 9 крупнейших портах составили 25.23 млн т. (+0.21 млн т. к 31.07.2024 г.).

Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался практически без изменений, составив 90.7 долл./т. Негативные настроения частично нивелируется ограниченным предложением из-за неблагоприятных погодных условий. Однако некоторые участники рынка ожидают скорого улучшения ситуации с предложением, особенно в Восточном Калимантане. Отдельные индонезийские производители рассчитывают, что Китай будет наращивать импорт в конце сентября в связи с необходимостью пополнения запасов в преддверии зимы.

Высококалорийный австралийский уголь 6000 поднялся выше 146 долл./т. на фоне стабильного спроса со стороны стран АТР и сокращения предложения колумбийского материала в связи с продолжающимися ливнями в стране.

Кроме того, рост цен поддерживает падающий экспорт российского угля ввиду инфраструктурных ограничений и высокой себестоимости.

Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 215 долл./т., что обусловлено увеличением предложения, достаточными запасами на складах потребителей и невысоким спросом. Китайские производители ускорили темпы сокращения производства стали и чугуна из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке (суточный объем выпуска уменьшился на 7-8% к 20.07.2024 г.), при этом не менее 10 заводов запланировали на август проведение техобслуживания доменных печей. С учетом сохраняющихся негативных фундаментальных факторов участники рынка ожидают дальнейшего снижения котировок металлургического угля. 

Glencore отказалась выделять в отдельную компанию угольный бизнес после приобретения 77% доли канадского производителя металлургического угля Elk Valley Resources. Решение, которое поддержали 95% акционеров Glencore, было принято в связи с необходимостью сохранения активов, генерирующих денежный поток, для финансирования растущего бизнеса в сфере производства металлов, включая медь. 

Возобновление поставок российского угля в Азию по Севморпути

После трехлетнего перерыва экспортеры возобновили поставки российского угля по Севморпути (СМП) в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) из балтийских портов.

Тематическое фото. авторство/источник: Норникель/CAA

В июле из Усть-Луги в китайский порт Caofeidian отправилось судно Адмирал Шмидт класса Babycape дедвейтом 106 тыс. т. – первая партия угля по данному маршруту с 2021 г.

Поставки из России по СМП становятся актуальнее на фоне возросших рисков в Красном море из-за атак йеменских хуситов, в результате которых в июне судно Transworld Navigator было повреждено, а сухогруз Tutor, перевозивший российский уголь, затонул.

Дополнительными факторами в пользу СМП выступают высокие ставки перевалки в Тамани и загруженность российской ж/д инфраструктуры.

Стоимость фрахта из Усть-Луги по СМП до КНР оценивается в 43–45 долл./т. При этом срок доставки составляет 35 дней против 45-47 дней через Суэцкий канал. Таким образом, СМП оказывается дешевле на
5-6 долл./т., короче и безопаснее Суэцкого канала, поэтому поставки могут продолжиться (См. Таблицу 1).

Таблица 1 Расстояние и длительность пути от Усть-Луги до Китая (Бохайский залив)

Маршрут

Расстояние, (тыс. км)

Количество дней

СМП

18.7

35-36

Суэцкий канал

26.2

45-47

Мыс Доброй Надежды

34.8

55-60

 

Несмотря на ограниченный период навигации без ледокольной проводки
(с июля по октябрь), плюсами СМП по сравнению с Суэцким каналом также является отсутствие платы за проход судна и отсутствие очереди. Маршрут вокруг мыса Доброй Надежды оказывается наиболее длительным и дорогостоящим (на 6-7 долл/т. дороже СМП).

В 2023 году по СМП было перевезено 36.2 млн т. грузов, в 2024 г. объем ожидается на уровне 40 млн т., из которых основную долю займут нефть и газ. Прогнозируется увеличение объемов перевозки угля по СМП к 2030-м годам, в том числе, за счет освоения месторождений на севере России.

Coal center analytics (CCA) Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор ТЭК ДФО — весна 2024

В начале текущего года возникают проблемы с продажей добываемых на Дальнем Востоке углеводородов за рубеж. При этом все еще не решен вопрос о принадлежности доли одного из крупных в прошлом акционеров сахалинского шельфового проекта. В угледобыче планируется увеличение объемов производства, тем не менее существует ряд ограничений для роста экспорта.

Читать полностью
Поделиться
Шахтерам светит тяжелый год

В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 8 июля: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 9 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 2 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 26 августа: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Контейнерные зигзаги на восточных рубежах: почему стопорится трансграничная логистика

Проблемы с движением поездов в условиях инфраструктурных ограничений Восточного полигона привели к очередному логистическому кризису. На этот раз образовалась напряженная ситуация с доставкой контейнерных грузов из Китая. Причина не только в недостатке инфраструктуры, но и в усиливающемся дисбалансе между входящим и исходящим потоками: импорт контейнеров значительно превышает экспорт, что накладывает отпечаток на работу транспорта. Судя по всему, это далеко не последний вызов для логистов и грузовладельцев.

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 19 августа: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 12 августа: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 5 августа: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 2 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 29 июля: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор ТЭК ДФО — лето 2024

В рамках шельфовых проектов наблюдается восстановление добычи газа, также «Сахалин-2» все еще избегает некоторых санкционных рисков. При этом основным приобретателем СПГ проекта становится КНР. Новые крупные СПГ-проекты, тем не менее, пока находятся под вопросом, в частности планы производства в Якутии. Рост угледобычи отмечается в Якутии и на Сахалине, где недропользователи в том числе намерены инвестировать в транспортную инфраструктуру. При этом пока цены на уголь на мировом рынке являются низкими, с учетом этого введенная для отрасли надбавка к НДПИ может в ближайшее время не оказывать существенного фискального давления.

Читать полностью
Больше материалов