Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На европейском рынке энергетического угля на прошедшей неделе цены отскочили вверх после падения, вновь приблизившись к уровню 130 долл./т., при этом на энергетический рынок в целом продолжают оказывать влияние такие негативные фундаментальные факторы, как заполненные газовые хранилища в ЕС, снижение цен на электроэнергию и температуры выше нормы. В ходе прошедшей конференции Coaltrans в Мадриде было заявлено, что в результате сокращения поставок российского газа спрос на уголь в Европе после 2023 г. окажется на 20 млн т. выше, чем ожидалось ранее.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 504.0 долл./1000 м3 (-27.2 долл./1000 м3 к 01.11.2023 г.) в связи с тем, что хранилища в ЕС оказались полностью заполнены, а Норвегия увеличила трубопроводные поставки.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 120 долл./т. на фоне общего падения цен на энергетическом рынке ЕС и ограниченного спроса со стороны Индии, где замедляется активность в строительном секторе.
Южноафриканский апелляционный суд вынес в пользу государства решение по вопросу приобретения семьей Гупта акций Optimum Coal Mine и Optimum Coal Terminal. Таким образом, активы стоимостью 219 млн долл. будут национализированы.
Transnet назначила менеджера по инфраструктуре с целью привлечения частных инвестиций и развития ж/д сети. Данный шаг был позитивно воспринят Советом по полезным ископаемым ЮАР.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 5 долл./т. до 130 долл./т. из-за продолжающегося увеличения запасов на складах и ограниченного спроса.
Комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) выпустила рекомендации по заключению долгосрочных контрактов на 2024 г., при этом конкретные объемы не были обозначены, в отличии от 2023 г. (2.90 млрд т.) и 2022 г. (2.60 млрд т.). Однако добывающие компании будут обязаны заключать долгосрочные контракты на 80% объемов угля (без изменений к 2023 г.), а электростанции – на 80% вместо 105% в 2023 г., что должно способствовать увеличению объемов и активности на спотовом рынке, а также приводить к росту волатильности котировок.
Запасы на складах порта Qinhuangdao увеличились до 6.2 млн т., совокупные запасы в 9 крупнейших портах выросли до 28.8 млн т. (+0.2 млн т. и +1.8 млн т. соответственно к 01.11.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился на 3 долл./т. до 95 долл./т., оставаясь под давлением сократившейся покупательской активности. Кроме того, правительство продвигается к согласованию заявок на увеличение квот на добычу, что будет способствовать увеличению предложения.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился до уровня 120 долл./т. по причине ограниченного спроса со стороны Индии, а также стран Северо-Восточной Азии, где ожидается теплая зима. Кроме того, Колумбия на прошедшей неделе нарастила свои поставки в страны АТР на 8%.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC резко упали ниже 310 долл./т., несмотря на сохраняющийся спрос в Индии и Юго-Восточной Азии, в результате чего покупатели заняли выжидательную позицию в надежде на дальнейшую коррекцию вниз. Давление на котировки оказало увеличение предложения, снижение цен на сталь и рассмотрение индийскими покупателями поставок угля из США.
Компания BHP Mitsubishi Alliance (BMA) завершила 3-летний проект по замене судопогрузочной машины на австралийском терминале Hay Point Coal Terminal (HPCT), где отгружается на экспорт металлургический уголь из штата Квинсленд, что позволит увеличить мощность перевалки и улучшить возможности терминала по обработке судов в непогоду.
Инвестиции Китая в угольный конвейер через Амур составят 685 млн долларов
Китайская компания Сюань Юань планирует инвестировать около 685 млн долл. в строительство конвейерной системы перевалки российского угля через реку Амур для экспорта в Китай.
По данным представителей Ассоциации импорта угля в КНР, рассматриваются различные варианты строительства объекта и участия в проекте китайской компании. Проект предусматривает как строительство конвейера через реку Амур с меньшим объемом инвестиций, так и создание транспортировочной конвейерной системы от угольного разреза. Таким образом, окончательная сумма вложений будет зависеть от расстояния и условий.
Конвейерная система будет создана на базе угольного терминала, расположенного в Амурской области. Конкретная площадка будет определена совместно с Правительством региона. В Китае, на территории городского округа Хэйхэ провинции Хэйлунцзян будет создана необходимая инфраструктура для приема груза.
Объем перевалки угля составит 15 млн т. в год. При этом существует возможность для дальнейшего увеличения до 70 млн т. К строительству планируется приступить в 2024 г.
Соглашение о сотрудничестве в части реализации инвестпроекта, предусматривающего развитие импорта российского угля, было подписано в ходе Восточного экономического форума в 2022 г. между Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, Центром развития портовой инфраструктуры и корпорацией Сюань Юань. Предполагается, что российско-китайское сотрудничество в угольной отрасли будет включать совместную добычу угля, его транспортировку и реализацию инвестиционных проектов.
По итогам января-октября 2023 г. экспорт российского угля через погранпереходы с Китаем составил 11.1 млн т. (+4.6 млн т. или +72.2% к аналогичному периоду
2022 г.).
Угольный терминал Лавна будет запущен в декабре 2023 года
В декабре 2023 г. начнутся ж/д отгрузки в адрес порта Лавна, строящегося в Мурманскому области. Ввод в эксплуатацию самого угольного терминала ожидается в установленные сроки – 29 декабря 2023 г.
В 2024 г. Лавна планирует выйти на перевалочную мощность в 4 млн т. угля в год, после 2025 г. нарастить объем до 18 млн т.
Порт Лавна имеет выход в нейтральные воды, а также является одним из транспортных узлов на маршруте Северного морского пути и составной частью проекта Комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ), который реализуется в соответствии с государственной программой РФ. Основной целью МТУ является создание круглогодично действующего глубоководного морского хаба по перевалке угля, минеральных удобрений, а также переработке нефтеналивных грузов, интегрированного в международный транспортный коридор Север — Юг.
В текущее время, в совладельцах порта числятся: ЦРПИ (60%), СДС-Уголь (25%), РЖД-Инфраструктурные проекты (10%) и ГТЛК (5%).
Coal center analytics (CCA)Перспективы отрасли связывают с увеличением производства цветных металлов, в том числе благодаря уже действующим проектам и новым лицензиям. Кроме того, сохраняются планы по реализации проектов в сфере добычи редкоземельных металлов.
Золото
Ряд горнодобывающих регионов ДФО продолжает демонстрировать снижение производства золота. В Магаданской области в первом полугодии текущего года объем добычи золота составил 18,5 тонн – 14,2 тонн рудного драгметалла и 4,3 тонны – россыпного. Добыча серебра за отчетный период в регионе достигла 268,2 тонн[1].
Недропользователи Иркутской области за январь-июнь текущего года добыли 8 963,2 кг золота, что на 12% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В регионе на 9% снизилась добыча рудного драгметалла, до 6 991,6 кг, и на 20% – добыча россыпного золота, до 1 971,6 кг. Так, снижение производства по рудному золоту продемонстрировали предприятия АО «Полюс Вернинское», ПАО «Высочайший» и ООО ГРК «Угахан» (принадлежит «Высочайшему»). На россыпях существенное снижение добычи наблюдается у ЗАО «Артель старателей «Витим» и ПАО «Лензолото».
Спад добычи золота наблюдается и в Приамурье. По итогам первого полугодия текущего года добыча снизилась на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 7 759,7 кг. В том числе было добыто 5 948,7 кг рудного золота, что на 6% меньше, чем за первое полугодие 2022 г. Добыча россыпного золота в регионе сохраняется на уровне аналогичного периода прошлого года – 1 811 кг.
Добычу рудного драгметалла в регионе вели пять недропользователей. ООО «Маломырский рудник» увеличило добычу на 25% - до 2 250 кг. Между тем АО «Покровский рудник» сократило объем производства на 27% - до 1 701 кг. Также снизило производство ООО «ТЭМИ» - на 10%, до 897 кг. Все указанные предприятия являются дочерними структурами компании «Атлас Майнинг» (УГМК). Компания «Прииск Соловьевский» выпустила 621 кг рудного драгметалла, продемонстрировав рост на 31%, но в то же время на 8% снизила добычу на россыпях, до 618 кг.
В то же время небольшой рост золотодобычи в первом полугодии произошел на Чукотке, где добыча золота увеличилась на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., до 10,2 тонны. Производство серебра в регионе за отчетный период также выросло – на 10%, до 53,2 тонн.
В частности, в округе АО «Рудник Каральвеем» (входит в УК «Золотые проекты» Л.Леваева) в июле приступило к этапу общественных слушаний в рамках реализации проекта по расширению золотоизвлекательной фабрики на Каральвеемском золоторудном месторождении (Билибинский район). Проект предусматривает разработку глубоких горизонтов и флангов месторождения, в частности, флангов «Безымянный», «Промоина» и «Встречный» (предполагается отработка подземным способом). После расширения ЗИФ мощность фабрики должна вырасти до 500 тыс. тонн руды в год (порядка 2,5 тонн золота). В 2022 г. на Каральвееме было произведено 1 726,43 кг золота, что на 7,7% больше, чем в 2021 г. Общие запасы и ресурсы Каральвеема составляют около 59 тонн золота.
Между тем развитие новых золоторудных проектов намечено в Хабаровском крае. Компания «Амур Золото» (дочернее предприятие шведской Kopy Goldfields, подконтрольно М.Бажаеву) планирует в третьем квартале текущего года ввести в эксплуатацию горно-обогатительный комбинат на месторождении Малютка (Аяно-Майский район), с производственной мощностью 1,2 тонн золота в год. Объем инвестиций в проект к концу прошлого года достиг 18,8 млн долларов США. На полную мощность объект планируется вывести в 2024 г. В первом квартале текущего года на месторождении было добыто 77,86 тыс. тонн руды, производство драгметалла должно быть запущено в текущем году. Запасы месторождения оцениваются в 711,3 тыс. унций золота.
Кроме того, ПАО «Полюс» планирует в Хабаровском крае после 2028 г. начать производство на золоторудном месторождении Чульбаткан (район им. Полины Осипенко). Пока на месторождении продолжаются геологоразведочные работы. Добычу драгметалла предполагается осуществлять методом кучного выщелачивания. Согласно предварительному технико-экономическому обоснованию, ожидаемый объем производства в течение семи лет отработки составит около 2 млн унций золота. Напомним, что «Полюс» выкупил Чульбаткан у Highland Gold Mining[2] за 140 млн долларов летом 2022 г. Запасы месторождения оцениваются в 2 964 тыс. унций золота.
В Якутии компания АО «Золото Селигдара» (ПАО «Селигдар») в июле приступила к строительству золотоизвлекательной фабрики на золоторудном месторождении Хвойное (Алданский район, Нижнеякокитское рудное поле). На объекте начались подготовительные работы для заливки фундамента будущей фабрики.
Для разработки месторождения планируется возвести производственный комплекс «Хвойный», включающий сооружения и оборудование, предназначенные для добычи, транспортировки руды и извлечения из нее металлов. ЗИФ будет рассчитана на переработку 3 млн тонн руды в год, планируемая производительность фабрики составляет 2,5 тонны золота в год. Запуск предприятия намечен на 2025 г. Балансовые запасы золота Хвойного составляют 16,8 тонн (С1+С2).
Напомним, что в 2022 г. «Селигдар» достиг рекордных за время работы холдинга показателей добычи – всего было произведено 7,5 тонн, что на 5,6% больше, чем в 2021 г. В первом квартале текущего года холдинг произвел 777 кг золота, что на 13% превысило показатель аналогичного периода 2022 г. (также был установлен рекордный для мая показатель ежедневной добычи – более 30 кг).
Также в республике этап буровых работ завершился на месторождении Кючус (Усть-Янский и Верхоянский районы). Проект освоения месторождения реализует совместное предприятие ПАО «Селигдар» и ООО «РТ-Развитие бизнеса» «Ростеха» – ООО «Белое Золото». Всего пробурено более 300 скважин общим объемом более 110 тыс. погонных метров.
На месторождении до 2024 г. планируется проводить геологоразведочные работы, вести отбор технологической пробы, разработку технологического регламента, изыскания. На 2025-26 гг. запланировано проектирование ГОКа и создание инфраструктуры. В 2026-28 гг. предполагается строить горно-обогатительный комбинат. Запуск предприятия должен быть проведен в два этапа – в режиме пусконаладочных работ в декабре 2027 г. и ввод в промышленную эксплуатацию с выходом на проектные показатели в 2029-30 гг. Балансовые запасы Кючуса по категориям С1+С2 составляют 175 тонн золота (со средним содержанием драгметалла 7-9 грамм на тонну).
Законопроект о легализации старательской деятельности, несмотря на противоречия, поддерживается правительством и может быть принят. В середине июля он был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что в течение первых трех лет законопроект будет применяться в пилотном режиме на Дальнем Востоке и на сухопутных территориях Арктики. При этом глава Минвостокразвития А.Чекунков отметил, что во втором чтении будет предусмотрено внедрение закона только на двух пилотных территориях – в Магаданской области и Забайкальском крае. По истечении трех лет закон будет введен и в других регионах.
В соответствии с законопроектом, гражданину РФ для получения возможности добывать золото потребуется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) и подать заявку на получение лицензии. Индивидуальные предприниматели с помощью специальной онлайн-системы смогут получать в безвозмездное пользование старательские участки площадью не более 10 га на три года с возможностью продления еще на три года. Старательская деятельность должна осуществляться в пределах старательского участка, на глубине, не превышающей 5 метров. При этом под запретом находится применение взрывных работ, загрязняющих и экологически опасных веществ, использование химических способов добычи золота, оборудования мощностью более 5 кВт (за исключением транспортных средств разрешенной максимальной массой до 3 500 кг).
Помимо того, ИП не сможет привлекать к работам более десяти наемных сотрудников. Совокупное количество добытого золота в химически чистом виде не должно превышать 30 кг (за весь срок деятельности). Правительство также намерено установить для частных старателей требования к комплексу мероприятий по восстановлению добычного участка и части водного объекта. После окончания работ или срока аренды золотодобытчик должен будет провести на участке восстановительные работы и подать декларацию с их перечнем. В случае нарушения со старателем должен быть расторгнут договор безвозмездного пользования с последующим запретом на получение нового участка. Лицензионные участки для ИП будут определять власти каждого отдельного региона. В Минприроды Магаданской области уже сообщали о подготовке и согласовании с Роснедрами площади предполагаемых старательских участков в Сусуманском городском округе.
Против законопроекта выступают в Якутии. Представители Государственного собрания Якутии на парламентских слушаниях в конце июня (на тему «О совершенствовании правового регулирования старательской деятельности в РФ») отказались поддерживать проект закона в представленной редакции. По их мнению, принятие закона грозит нанесением вреда месторождениям полезных ископаемых, загрязнением окружающей среды, развитием конфликтов с недропользователями, а также ростом уровня преступности.
В частности, председатель комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Госсобрания Якутии С.Афанасьев («Единая Россия») указывал, что удаленность территорий добычи негативно повлияет на возможность контроля за недропользователями со стороны надзорных органов и сделает невозможным процесс учета объема добываемого золота, количества используемого оборудования и ведения работ с учетом норм природоохранного законодательства. По этой причине законопроект нуждается в доработке. Кроме того, в республике недовольны налоговой базой законопроекта, так как налоги, уплачиваемые старателями, будут поступать в бюджеты регионов, в которых они зарегистрированы, а не в бюджеты регионов, где находятся участки недр.
Цветные металлы
Что касается добычи цветных металлов на Дальнем Востоке, то рост производства меди демонстрирует Хабаровский край, хотя в целом объем добычи данного металла в регионе является небольшим. По итогам января-мая текущего года в крае было выпущено 4,032 тыс. тонн меди, что в десять раз больше, чем за аналогичный период 2022 г. По итогам года в крае планируется произвести 7,6 тыс. тонн меди. Увеличение производственных показателей связано с запуском опытно-эксплуатационной стадии медно-оловянного ГОКа на базе хвостохранилища Солнечного ГОКа[3] (Солнечный район).
Проект реализует компания ООО «Геопроминвест»[4] – комбинат был запущен в тестовом режиме в мае прошлого года в рамках ТОР «Комсомольск». Его выход на полную мощность запланирован в 2024 г. – тогда комбинат должен начать перерабатывать до 2 млн тонн горной массы в год. Концентраты предполагается экспортировать в КНР, Японию и Республику Корея. Техногенное месторождение содержит порядка 30 млн тонн отходов обогащения полезных ископаемых. Запасы в отвалах составляют 130 тыс. тонн меди и 57 тыс. тонн олова. Объем инвестиций в ГОК оценивается в 2 млрд рублей.
Также рост добычи цветных металлов наблюдается на Колыме. В январе-июне объем производства цветных металлов достиг в регионе 8 786 тонн, увеличившись более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. За отчетный период было добыто 4 220,6 тонн свинца, 4 155,3 тонн цинка, 410 тонн меди. Цветные металлы добываются АО «Серебро Магадана» («Полиметалл») на месторождениях Дукат и Перевальное (Омсукчанский муниципальный округ).
При этом поисковые работы на медь в Магаданской области ведут компании из Свердловской области, осваивающие новые активы в регионе – «Уральская горно-металлургическая компания» и «Русская медная компания». Ресурсный потенциал Магаданской области по меди (Ольский медно-порфировый кластер) оценивается в 23,5 млн тонн. Кроме того, в 2022 г. инвестиционное соглашение с Корпорацией развития Магаданской области[5] заключило АО «Колымская горнорудная компания»[6], намеревающееся вести в регионе геологоразведку месторождений меди на территории Приохотской перспективной площади (Ольский городской округ).
Тем временем Highland Gold (в лице ООО «Култуминское») рассчитывает в конце 2025 г. вывести на проектную мощность первую очередь комбината на Култуминском полиметаллическом месторождении в Забайкальском крае (Газимуро-Заводский район). Завершить строительство предполагается в 2024 г.
Проект включает строительство горно-обогатительного комбината мощностью до 13 млн тонн руды в год (достижение проектной мощности – к 2029 г.). Объем инвестиций оценивается в 72 млрд рублей. Запасы Култуминского месторождения (C1+C2) составляют 125,38 тонны золота, 977,7 тонны серебра, 632,8 тыс. тонн меди и 24,4 млн тонн железа. Прогнозные запасы золота в пределах месторождения по категории P1 оцениваются в 134,6 тонны, серебра – в 977,7 тонны, меди – в 487,08 тыс. тонн, а железа – в 6 млн тонн.
В конце третьего квартала текущего года в Забайкалье должен состояться запуск первой очереди ГМК «Удокан» (Каларский муниципальный округ). К 2028 г. планируется запуск второй очереди предприятия. Компания «Удоканская медь» (USM Holdings А.Усманова) на сегодняшний день подготовила технико-экономическое обоснование второй очереди. Ее производительность должна составить 24-28 млн тонн руды в год. Напомним, что выход на проектную мощность первой очереди (15 млн тонн) намечен на 2024 г. Предприятие должно ежегодно производить до 150 тыс. тонн меди в катодах и сульфидном концентрате. Первая и вторая очереди в целом должны обеспечить переработку около 40 млн тонн руды и производство около 400 тыс. тонн меди.
Кроме того, еще одно выпускающее медь крупное забайкальское предприятие – Быстринский ГОК («Норникель», ООО «ГРК «Быстринское», Газимуро-Заводский район) планирует увеличить мощность производства с действующих 10 млн[7] до 15 млн тонн руды в год за счет запуска в 2024 г. участка измельчения высокого давления (что позволит начать перерабатывать окисленные руды).
К 2026 г. на комбинате предполагается построить еще одну обогатительную фабрику для переработки окисленной руды и производства флотоконцентрата, мощность которой составит 2,7 млн тонн. Также в компании сообщают о планах к 2030 г. запустить на месторождении два карьера – на участках Малый медный чайник и Южно-Рождественский, а в дальнейшем построить еще одну линию существующей фабрики (проект «Быстра-2»). Ее мощность переработки может составить 5 млн тонн руды в год (в таком случае общая мощность предприятия достигнет 20 млн тонн в год). Пока готовится техническое задание по данному проекту, и до конца текущего года планируется принять инвестиционное решение относительно окупаемости линии. При этом сроки реализации проекта «Быстра-2» не определены.
В рамках освоения Баимской медно-порфировой площади в Чукотском АО Главгосэкспертиза РФ в июле выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проектно-сметной документации на разработку месторождения россыпного золота Ручей Егдэгкыч (правый приток реки Баимка). Отработка запасов лицензионного участка предусмотрена проектом по строительству горно-обогатительного комбината на золоторудном месторождении Песчанка. Освоение месторождения ведет ООО «ГДК Баимская» (недавно перешла казахстанской компании Trianon Limited с теми же владельцами).
Пока что «ГДК Баимская» намерена предварительно разработать россыпное месторождение Ручей Егдэгкыч для подготовки территории хвостохранилища Баимского ГОКа. Планируется, что после отработки запасов на Егдэгкыче и рекультивации на месте данного объекта будет построено хвостохранилище нового ГОКа. По месторождению Егдэгкыч учтены забалансовые запасы для открытой и подземной отработки в количестве 714 кг золота.
Ожидается, что основной комбинат на Баимском месторождении будет запущен к 2027 г., а в 2028 г. выйдет на проектную мощность. Срок его эксплуатации оценивается в более чем 20 лет. Среднегодовое производство меди в рамках проекта должно составить 300 тысяч тонн, золота – 490 тысяч унций в течение первых десяти полных лет эксплуатации. Инвестиции в разработку оцениваются в 8,5 млрд долларов.
В сфере добычи редкоземельных металлов компания «Техноинвест Альянс»[8] рассчитывает в 2027 г. запустить два предприятия в рамках проекта освоения Зашихинского месторождения редкоземельных металлов в Иркутской области (Нижнеудинский район). В регионе предполагается построить Зашихинский ГОК, в то время как в Забайкальском крае данный инвестор запланировал создание Краснокаменского химико-металлургического завода (г. Краснокаменск) по переработке концентратов редких металлов. Запасы Зашихинского месторождения оцениваются в 34,5 млн тонн руды, с содержанием порядка 105 тыс. тонн пентаоксида ниобия и 8,5 тыс. тонн пентаоксида тантала.
На Краснокаменском химико-металлургическом заводе должна осуществляться переработка концентратов для получения оксида тантала и ниобия. Инвестиции в создание Краснокаменского ХМЗ оцениваются в 10 млрд рублей. Запустить предприятие предполагается в 2027 г.
Кроме того, в забайкальском Краснокаменске ООО «ТриАркМайнинг» (подконтрольно группе ИСТ, «Полиметаллу» и председателю совета директоров «Восточной горнорудной компании» О.Мисевре) сохраняет планы по строительству гидрометаллургического комбината для переработки руды Томторского месторождения в Якутии (Оленекский район), в целях получения ниобиевой продукции и редкоземельных металлов. Соответствующее соглашение было заключено компанией с правительством Забайкалья на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в июне. В проект планируется инвестировать 100 млрд рублей.
Перерабатывающая мощность Краснокаменского ГМК должна составить 160 тыс. тонн в год. Предприятие сможет ежегодно выпускать до 10 тыс. тонн пентаоксида ниобия, до 3,5 тыс. тонн оксида празеодима и до 2,5 тыс. тонн оксидов среднетяжелой группы редкоземельных металлов[9]. Запуск предприятия намечен на 2028 г. При этом добыча на Томторском месторождении неоднократно переносилась и до сих пор не запущена. В настоящее время установленным сроком начала добычи является 2028 г.
Также на территории Иркутской области Роснедра рассматривают возможности добычи лития[10] на Ковыктинском газоконденсатном месторождении (Жигаловский и Казачинско-Ленский районы). Она может начаться к 2026 г. Стоит напомнить, что в феврале прошлого года «Газпром», «Иркутская нефтяная компания» (ИНК) и Минпромторг подписали трехсторонний план мероприятий по реализации проекта добычи и переработки пластовых рассолов Ковыкты. Месторождение на сегодняшний день считается наиболее подготовленным и перспективным для переработки из литийсодержащих месторождений в РФ (всего в стране разведано 17 таких месторождений, но добыча не ведется). К настоящему времени «Газпром» завершил технико-экономическую оценку проекта добычи соединений лития из рассолов месторождения.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В регионе не отчитывались о динамике за первое полугодие, но известно, что в январе-мае недропользователи Колымы произвели 12,9 тонн золота, сократив показатель на 6% по отношению к аналогичному периоду 2022 г. В частности, было произведено 11,5 тонн рудного драгметалла и 1,4 тонны россыпного. Производство серебра в регионе за пять месяцев снизилось на 23%, до 218,3 тонн.
[2] В свою очередь HGM выкупила месторождение у канадской компании Kinross Gold, владевшей лицензией с 2020 г.
[3] Хвостохранилище было введено в эксплуатацию в 1969 г., оно входило в состав Центральной обогатительной фабрики (ЦОФ), прекратившей свое существование в 2001 г.
Хвостохранилище формировалось за счет переработки руды, поступавшей в основном с Фестивального месторождения и частично с Перевального и Придорожного месторождений (небольшие объемы – с Октябрьского месторождения).
[4] Владелец – хабаровский предприниматель С.Попов.
[5] Глава Корпорации развития Магаданской области Д.Морозов прежде выступал в качестве делового партнера А.Чайки – они были владельцами долей в ООО «Энерго-строй».
[6] Ее генеральным директором и бенефициаром является А.Чайка – сын бывшего генпрокурора РФ, полпреда президента в Северо-Кавказском ФО Ю.Чайки.
[7] Около 70 тыс. тонн меди, 9 тонн золота, 2,1 млн тонн железорудного концентрата в год.
[8] Учредители – Э.Задорожный, Д.Мейксон. Долей в проекте с 2011 г. также владеет ОАО «Первоуральский новотрубный завод» (ПНТЗ, входит в группу ЧТПЗ, доставшуюся Трубной металлургической компании, связанной с Д.Пумпянским).
[9] К среднетяжелым редкоземельным элементам относятся иттрий, европий, гадолиний, диспрозий, эрбий.
[10] Мировой спрос на литий в последние годы быстро растет. В 2012-22 гг. спрос на него вырос в три раза, по данным Международного энергетического агентства.
На европейском рынке угля на прошедшей неделе продолжилось укрепление цен выше 145 долл./т. на фоне роста котировок газа и нефти в результате обострения вооруженного конфликта на Ближнем Востоке. Поддержку ценам также оказало заметное сокращение запасов на складах ARA, несмотря на увеличение поставок, что свидетельствует о росте потребления.
Цены на газ на хабе TTF поднялись до 542.4 долл./1000 м3 (+33.6 долл./1000 м3 к 11.10.2023 г.), что обусловлено перебоями в работе нескольких месторождений в Норвегии, геополитической ситуацией и прекращением добычи на месторождении Tamar в Израиле.
Совокупные запасы на складах ARA упали до 6.7 млн т. (-0.5 млн или -6.4% к 11.10.2023 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 продолжает находиться на уровне 135 долл./т., что обусловлено ростом энергетического рынка в Европе и стабильным спросом со стороны Индии.
Власти ЮАР провели операцию по выявлению и пресечению деятельности группировки, которая сыграла существенную роль в энергетическом кризисе сраны, поскольку занималась подменой угля, оправляемого в адрес электростанций Eskom, на менее качественный с целью отправки более качественного материала на экспорт.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao скорректировались вниз на 2 долл./т. до 142 долл./т. Давление на котировки оказало увеличение добычи и запасов в портах страны. Кроме того, участники рынка ожидают снижения цен в результате возобновления полноценной работы ж/д линии Daqin 18 октября и обращения властей к крупнейших компаниям с указанием нарастить добычу для обеспечения достаточных запасов в преддверии зимнего периода.
Добыча угля в Китае по итогам сентября достигла 393 млн т. (+11 млн т. или +2.8% к августу 2023 г.). При этом суточный показатель составил 13.1 млн т. (+0.8 млн т. или +6.2% к августу 2023 г.). Данный рост произошел несмотря на ограничение и приостановку производства на некоторых предприятиях после ряда несчастных случаев.
Запасы на складах порта Qinhuangdao сократились с 5.2 млн т. до 5.0 млн т., однако совокупные запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 24.6 млн т. (+0.6 млн т. к 11.10.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подрос до 98 долл./т. (+2 долл./т.) в связи с неопределенностью по одобрению заявок на увеличение квот на добычу для индонезийских компаний.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 140 долл./т. вследствие коррекции после недавнего роста.
Рост цен на австралийский металлургический уголь HCC приостановился. Котировки упали до
345 долл./т., несмотря на ограниченному предложению. При этом отдельные участники рынка высказывают опасения по поводу стабильности текущих цен, учитывая возможное ограничение производства кокса в КНР в связи с отрицательной маржинальностью.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 1.4% в январе-сентябре 2023 года
В январе-сентябре 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 160.2 млн т. угля (-2.3 млн т. или -1.4% к январю-сентябрю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 49.9 млн т. (+1.5 млн т. или +3.1%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 110.3 млн т. (-3.8 млн т. или -3.3%).
Открытым способом угольные компании добыли 107.6 млн т. (-1.0 млн т. или -0.9%), производство подземным способом составило 52.6 млн т. (-1.3 млн т. или -2.4%).
В январе-сентябре 2023 г. потребителям было поставлено 130.4 млн т. угля (-2.2 млн т. или -1.7% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе:
• на экспорт 85.3 млн т. (-2.8 млн т. или -3.2%);
• российским металлургическим компаниям 24.9 млн т. (+0.8 млн т. или +3.3%);
• местным угольным электростанциям 13.1 млн т. (+0.4 млн т. или +3.1%).
По состоянию на 1 октября 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 21.1 млн т. (+2.1 млн т. или +11.1% к 1 октября 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
Экспортная перевалка угля в Порту Эльга начнется в начале 2025 году
Угольный морской терминал Порт Эльга, строящийся на Дальнем Востоке (Хабаровский край), будет запущен в эксплуатацию в начале 2025 г. Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т.
Порт Эльга является частью дальневосточного логистического кластера компании ЭЛСИ, также ведущей разработку Эльгинского месторождения.
На первом этапе терминал сможет переваливать 5 млн т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн т., 20 млн т. и 30 млн т. в год. В 2022 г. компания также приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год.
ЭЛСИ (УК Эльга-Сибантрацит) была образована в августе 2022 г. путем объединения угольных активов компании Эльгауголь и Сибантрацит.
По итогам января-сентября 2023 г. добыча ЭЛСИ увеличилась до 34.7 млн т. (+1.6 млн т. или +4.9% к январю-сентябрю 2022 г.).
Первая очередь морского угольного терминала на Таймыре будет запущена в 2024 оду
Компания Северная звезда, входящая в холдинг AEON, планирует ввести в эксплуатацию первую очередь морского угольного терминала в 2024 г. Его строительство ведется в рамках проекта по освоению Сырадасайского месторождения на Таймыре (Красноярский край), стоимость которого составит более 45 млрд руб.
В апреле 2023 г. компания заявляла об активном строительстве терминала Енисей в порту Диксон. В результате реализации первого этапа причального комплекса планировалось до конца 2023 г. отгрузить более 0.5 млн т. Ведущиеся работы по дноуглублению позволят терминалу обрабатывать суда дедвейтом до 100 тыс. т.
Сырадасайское месторождение является одним из крупнейших месторождений угля в мире и расположено в 110 км юго-восточнее поселка Диксон в северной части Красноярского края. Ресурсы месторождения оцениваются в 5 млрд т.
Проект освоения включает в себя создание угольного разреза мощностью 5 млн т. в год на первом этапе и 10 млн т. в год на втором, строительство обогатительной фабрики и создание необходимой инфраструктуры. Навигация по вывозу угля с месторождения возможна круглогодично по Северному морскому пути при обеспечении проводки судов ледокольным флотом.
На европейском рынке на прошедшей неделе цены на уголь резко укрепились до 142-144 долл./т. на фоне роста котировок газа из-за опасений срыва поставок в результате вооруженного конфликта на Ближнем Востоке.
Цены на газ на хабе TTF подскочили до 508.8 долл./1000 м3 (+98.2 долл./1000 м3 к 04.10.2023 г.) после временного прекращения добычи на одном из крупнейших месторождений Израиля (Tamar).
Совокупные запасы на складах ARA оставались практически без изменений на уровне 7.2 млн т.
Индекс южноафриканского угля 6000 вырос до уровня 135 долл./т. Бумажные контракты также подорожали. Повышательное движение котировок обусловлено укреплением энергетического рынка в Европе, возобновлением торговой активности в КНР и спросом со стороны Индии и Пакистана.
Правительство ЮАР приняло решение отложить вывод из эксплуатации некоторых угольных электростанций Eskom до 2023 г., что будет способствовать стабильному спросу на материал на внутреннем рынке и стимулировать инвестиции и развитие угольной отрасли. В прошлом году на Eskom пришлось 110 млн т. угля или почти 50% совокупного объема добычи ЮАР.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 7 долл./т. до 144 долл./т. После окончания праздников в КНР восходящее движение котировок продолжилось на ожиданиях сокращения предложения в связи с ужесточением проверок безопасности на шахтах. За последние 10 дней в провинции Shanxi произошло не менее 10 инцидентов и власти в нескольких регионах заявили о том, что шахты, где зафиксированы существенные проблемы с техникой безопасности, могут быть полностью закрыты. Кроме того, поддержку ценам оказывает увеличение производственной активности в потребительских отраслях, включая цементную, химическую и сталелитейную промышленность.
Запасы на складах порта Qinhuangdao сократились до 5.2 млн т. по сравнению с 5.4 млн т., зафиксированных в преддверии праздничной недели по случаю Дня образования КНР.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подрос до 96 долл./т. (+1 долл./т.), поддерживаемый спросом со стороны Индии и КНР, а также опасениями по поводу предложения.
Более 100 индонезийских компаний могут не получить разрешение на увеличение квот по добыче угля, в связи с чем у них не будет возможности нарастить производство до конца 2023 г., поскольку они уже выбрали свои лимиты. За 8 месяцев 2023 г. добыча в Индонезии составила 514 млн т. (+63 млн т. или +14% к январю-августу 2022 г.). При текущих темпах добычи по итогам 2023 г. объем может составить 772 млн т. против 695 млн т. в 2022 г. Однако некоторые компании уже сообщают, что уже в октябре будут вынуждены остановить производство. Кроме того, власти ввели дополнительные сборы за перевалку угля с судна на судно в порту Muara Berau, в связи с чем около 20 горнодобывающих компаний инициировали протест, который может привести к снижению отгрузок.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 140 долл./т., оставаясь под давлением на фоне недостаточного спроса на спотовом рынке, при этом цены на среднекалорийный материал остаются устойчивыми.
Высокий спрос со стороны потребителей в Индии и странах АТР, а также ограниченное предложение способствуют укреплению цен на австралийский металлургический уголь HCC выше 365 долл./т. Некоторые участники рынка отмечают, что задержки с отгрузкой достигают 30-50 дней в связи с увеличением очередей из судов в австралийском порту DBCT.
Укреплению цен также способствуют растущие котировки в КНР, где проверки на шахтах в связи несчастными случаями вызывают опасения по поводу сокращения предложения.
Перспективы роста ж/д мощностей Восточного полигона до 2035 года
В связи с текущей сменой вектора экспортных направлений участники рынка пытаются оценить возможности увеличения пропускных мощностей российских железных дорог на Восточном полигоне, ограниченная провозная способность которых препятствует наращиванию экспорта в страны АТР.
Расширение Восточного полигона реализуется в три этапа. Первый этап уже завершен в 2021 г. на уровне 144 млн т., второй этап предусматривает расширение до 180 млн т. в 2024 г. Предварительные параметры третьего этапа (пока не утверждены) предполагают увеличение провозной способности Восточного полигона до 210 млн т. к 2031 г., а также включают развитие мощностей полигона до 255 млн т. к 2035 г.
Таким образом поставки из угля из Кузбасса к 2035 г. могут вырасти до 71.4 млн т. (+18.3 млн т. или +34.5% к 2022 г.), отгрузки из прочих регионов оцениваются в 183.6 млн т. (+79.5 млн т. или +76.4% к 2022 г.). Суммарное увеличение объемов перевозки угля к 2035 г. составит 97.8 млн т. или 62.2%.
Тем не менее, согласно индикативному прогнозу Минтранса и РЖД, даже в случае увеличения железнодорожной пропускной способности Восточного полигона (БАМ и Транссиб) до максимальных показателей, эквивалентных 255 млн т. в 2035 гг., спрос на грузовые перевозки будет значительно выше проектных значений.
Заявляемые в настоящее время угольными компаниями планы отгрузок на 2030-2035 гг., по некоторым оценкам, превышают ожидаемые показатели развития БАМа и Транссиба на порядка 50%.
Для Кузбасса дополнительным направлением, альтернативным Восточному полигону, могли бы стать порты юга и северо-запада, но Тамань из-за узких мест на сети РЖД в настоящее время загружена на треть, а растущая транспортная составляющая, включая ж/д тарифы, и риски препятствуют увеличению экспорта из портов Балтийского и Баренцева морей.
Кроме того, реальное планирование в среднесрочной перспективе будет зависеть от международного положения и ситуации на мировых рынках угля.
Ж/д тарифы повысятся с 1 декабря 2023 г.
ФАС России предлагает повысить железнодорожные грузовые тарифы с 1 декабря 2023 г. Согласно проекту опубликованного документа, индексация без учета надбавок должна составить 7.6% с 1 декабря 2023 г., 5.2% с 1 января 2025 г. и 4.8% - с 1 января 2026 г.
Также предполагается ряд тарифных надбавок: на капитальный ремонт инфраструктуры с 5% до 7%, на обеспечение транспортной безопасности в размере 1% с 1 декабря 2023 г. по 31 декабря 2024 г. и в размере 2% с 1 января 2025 г. по 31 декабря 2025 г.
Таким образом, с декабря 2023 г. для грузоотправителей тариф станет на 10.74% дороже, чем в январе-ноябре 2023 г., при условии, что в 2024 г. не будет дополнительных повышений. Рост на 10.74% представляет собой самое высокое повышение с кризисного 2008 г., когда тарифы подскочили на 21.2%. При этом в январе 2024 г. к декабрю 2022 г. рост составит почти 22%.
Дополнительное давление на горнодобывающие компании оказывает повышение тарифов на транспортировку угля, введенное с 1 июня 2022 г. и в 2023 г. и ставшее результатом отмены до 31 декабря 2024 г. понижающих коэффициентов за экспортные перевозки железнодорожным транспортом.
На европейском рынке угля цены укрепились выше 110 долл./т. на росте газовых индексов. Волатильность угольных котировок увеличилась вслед за колебаниями на рынке газа и нефти на фоне новых санкций против энергетического сектора России. При этом в Германии доля ВИЭ в структуре энергобаланса выросла до 81% против 63% неделей ранее. Тем не менее, в 1 квартале 2025 г. в Германии прогнозируется небольшое увеличение потребление угля из-за дороговизны газа.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 499.37 долл./1000 м3 (+19.95 долл./1000 м3 к 08.01.2025 г.). Запасы газа в подземных хранилищах (ПХГ) ЕС опустились до 64%. Поставки российского трубопроводного газа в Европу продолжают осуществляться через Турецкий поток, транзит через Украину с начала года был остановлен. Запасов в ПХГ на фоне высоких темпов отбора, по некоторым оценкам, осталось на 70 дней. Запасы угля на терминалах ARA незначительно сократились до 4.31 млн т. (-0.05 млн т. 08.01.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал до уровня 95-97 долл./т., опустившись ниже отметки 100 долл./т. впервые за 10 месяцев на фоне стабильного предложения. Среднекалорийный материал также подешевел, поскольку спрос в Индии остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей и падения цен на губчатое железо.
По итогам ноября 2024 г. экспорт угля из ЮАР через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) достиг двухлетнего максимума, составив 6.81 млн т. (+15% к ноябрю 2023 г.), что обусловлено улучшением ситуации с ж/д транспортировкой на сети Transnet.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao оставались на уровне прошлой недели в 107 долл./т. из-за сокращения спроса в преддверии Китайского нового года, поскольку многие конечные потребители достигли целей по складским запасам. Кроме того, промышленное производство замедляется, а государственные угольные компании будут иметь лишь непродолжительный перерыв в добыче во время праздников. Также в КНР прогнозируется потепление, что также будет способствовать сокращению потребления угля и сохранению складских запасов на высоком уровне.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились до 13.76 млн т. (+0.12 млн т.), запасы в 9 крупнейших портах составили 25.32 млн т. (-0.18 млн т. к 08.01.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался до 90 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась ниже 49 долл./т. из-за недостаточного спроса на спотовом рынке на 1 квартал 2025 г., что вызывает опасения у индонезийских экспортеров, учитывая их планы по увеличению добычи. При этом продолжающиеся ливни на Суматре и в Калимантане продолжают негативно сказывать на отгрузках. Тем не менее отдельные поставщики отмечают больший интерес к низкокалорийному материалу со стороны некоторых потребителей в Индии и Юго-Восточной Азии.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал до 110 долл./т. Тренд на снижение котировок австралийского материала продолжается по причине слабого спроса и высокой конкуренции со стороны других стран-экспортеров, в результате чего спотовые цены на высококалорийный уголь достигли минимума за последние 3.5 года.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил снижаться, опустившись до 192 долл./т. ввиду невысокой активности на рынке. Давление также оказывает неопределенность в связи с возможным введением Индией протекционистских мер в виде квот на импорт кокса для защиты внутренних производителей. В КНР ожидается дальнейшее снижение внутренних цен на коксующийся уголь и кокс из-за негативных фундаментальных факторов в сталелитейной отрасли.
Участники рынка отмечают, что многие крупные покупатели PCI в юго-восточной части Китая обеспечены запасами в достаточной мере, в связи с чем некоторые российские поставщики рассматривают возможность перенаправить спотовые поставки в Индию.
На прошедшей неделе США внесли в санкционный список еще несколько крупных российских угольных компаний: Кузбассразрезуголь (КРУ) и Русский уголь. С учетом прошлогодних рестрикций против ряда юрлиц, включая СУЭК, Эльгауголь, Сибантрацит и Мечел, под санкции попали почти все крупные российские угольные компании.
Объемы ж/д перевозок угля на экспорт из России по итогам 2024 г. упали до 178.1 млн т. (-18.0 млн т. или -9.2% к 2023 г.). В 2024 г. году санкции США охватили более 50% экспортного объема, что привело к активному снижению отгрузок российских угля. С учетом новых санкций, под ограничение попадает почти 80% российского экспорта, в результате чего произойдет еще большее сокращение поставок в 2025 г.
Блокирующие санкции против российских угольных компаний ведут к дисбалансу мирового спроса и предложения на высококачественный уголь как энергетический, так и металлургический, включая PCI и антрацит. Выпавшие объемы высококачественного российского угля и металлургического материала будет невозможно заменить на рынке, так как продукция из Индонезии, Южной Африки и Колумбии несопоставима по качеству, а возможности наращивания производства в Австралии ограничены, что может подстегнуть вверх ключевые индексы, рассчитываемые на основе материала 6000 ккал/кг, а также цены на коксующийся уголь, PCI и антрацит.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали препятствует наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, где логистика наиболее благоприятна для поставок на рынок АТР из-за низкого фрахта. Сочетание низких текущих цен с высокими расходами на железнодорожную перевозку и ставками перевалки в портах, делают экспортные поставки нерентабельными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 2024 г. упала до 198.6 млн т. (-15.2 млн т. или -7.1% к 2023 г.).
Китайская компания намерена выкупить 100% обанкротившегося добывающего предприятия Шахта Инская.
Шахта Инская ведет в Кузбассе добычу премиального низкозольного угля марки Д. Полученный концентрат, используется в качестве сырья для полукоксования и ферросплавных заводов. Потенциальные новые инвесторы, планировавшие вложить средства в модернизацию, отказались от своих намерений в связи с рисками, в том числе связанными с отсутствием квот на вывоз угля в восточном направлении.
Шахта Инская введена в эксплуатацию в 2011 г. Запасы по состоянию на 1 января 2023 г. составляли 98 млн т.
Для многих поставщиков текущий уровень цен и расходы делают экспорт угля убыточным. Российские угольные компании несут потери и вынуждены сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, наряду с лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках, а также западные санкции, оказывают давление на российскую угольную отрасль.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 2024 г. упала до 198.6 млн т. (-15.2 млн т. или -7.1% к 2023 г.). Объемы ж/д перевозок российского угля на экспорт в 2024 г. сократились до 178.1 млн т. (-18.0 млн т. или -9.2% к 2023 г.).
На европейском рынке цены с начала года опустились ниже 105 долл./т. Давление на котировки оказали такие факторы, как ограниченный спрос, снижение цен на газ и электроэнергию, а также увеличение запасов на складах ARA.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 479.42 долл./1000 м3 (-46.66 долл./1000 м3 к 02.01.2025 г.). При этом поставки газа в Европу со стороны Норвегии замедлились, а хранилища в странах ЕС заполнены на 70%. Запасы угля на терминалах ARA увеличились за две недели до 4.36 млн т. (+0.15 млн т. или +4% к 25.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 100 долл./т. на фоне нисходящего движения на европейском рынке. Среднекалорийный материал также подешевел, поскольку спрос в Индии и странах АТР остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей. Кроме того, запасы на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) находятся на комфортном уровне и превышают 4 млн т.
Добывающие компании в ЮАР и Мозамбике ожидают, что на их экспортных операциях негативно отразятся протесты в преддверии инаугурации нового президента Мозамбика, которая состоится 15 января 2025 г. Лидером протестов будет выступать проигравший выборы оппозиционер.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet опубликовал документ (Network Statement) в рамках инфраструктурной реформы и допуска к сети сторонних операторов. Кроме того, была представлена дифференцированная тарифная политика. Доступ к North Corridor, ведущему к терминалу RBCT, ожидается в апреле.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились до 107 долл./т. на снижении предложения из-за сокращения добычи на небольших шахтах в преддверии Китайского нового года, что обусловлено усилением мер безопасности. Некоторые конечные потребители в северных регионах накапливают запасы в связи с предстоящими праздниками. Компания Shenhua повысила цены для сторонних поставщиков с целью стимулирования отгрузок.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились незначительно до 13.76 млн т., запасы в 9 крупнейших портах составили 25.50 млн т. (+0.37 млн т. к 02.01.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался вниз до 91 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 49 долл./т. по причине невысокого спроса в связи с рыночной неопределенностью в краткосрочной перспективе. При этом спрос на низкокалорийный материал выше, поскольку, по некоторым оценкам, он выгоднее трейдерам с финансовой точки зрения, чем средне- или высококалорийный уголь.
Проливные дожди негативно отразились на погрузке в Южном Калимантане. Ливни также частично парализовали дорожную транспортировку угля в добывающих регионах. Сезон дождей в Индонезии обычно усиливается в декабре и достигает пика в середине января, в связи с чем ожидается, что неблагоприятные погодные условия будут отражаться на погрузке и в следующем месяце.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 продолжил нисходящий тренд ниже 117 долл./т., что связано с низким спросом со стороны ключевых стран-потребителей, а также увеличением конкуренции со стороны Колумбии, Монголии и других стран-экспортеров.
Индекс австралийского металлургического угля HCC составил 196 долл./т., снизившись ввиду невысокой активности на рынке и увеличения предложения. При этом рост спроса со стороны Индии оказался ниже ожиданий. Некоторые производители стали рассматривают возможности перепродажи угля. В КНР цены на кокс были вновь понижены, что продолжает оказывать давление на рынок.
Некоторые азиатские потребители в Юго-Восточной Азии также рассматривают покупку угля из США на условиях CFR с целью избежания волатильности на рынке FOB.
В 2024 г. впервые за много лет российские угольные компании столкнулись с полномасштабным кризисом. В результате совокупности факторов отрасль оказалась в крайне сложном положении, выход из которого пока не просматривается.
Цены на уголь на мировом рынке существенно снизились несмотря на то, что спрос на уголь в мире в 2024 г. продолжил расти и по оценкам МЭА обновит исторический максимум на уровне
7.25 млрд т. При этом введенное после начала СВО на Украине в 2022 г. эмбарго на поставки российского угля в Евросоюз привел к переориентации поставок на Азию, а железнодорожные тарифы продолжили увеличиваться.
Влияние негативных факторов в 2024 г. усилилось. На дисконты к международным бенчмаркам наложился резкий рост затрат ж/д перевозки, включая отмену скидок, а также рост тарифов на перевалку на терминале ОТЭКО в Тамани, который привел к обвалу экспорта через него зимой и весной 2024 г.
Кроме того, в 2024 г. добавились привязанные к курсу доллара экспортные пошлины и импортные пошлины Китая, который стал одним из основных рынков сбыта для российских угольщиков. В течение года США внесли целый ряд угольных компаний РФ в санкционный список (SDN), предполагающий наиболее жесткие блокирующие санкции, что усложнило международные расчеты и выход на международные рынки.
В 2024 г. усугубились традиционные проблемы с пропускной способностью сети РЖД. Работу железных дорог замедляла нехватка локомотивных бригад наряду с инфраструктурными ограничениями на БАМе и Транссибе на фоне продолжающейся переориентации грузовой базы в восточном направлении. При этом РЖД также не справлялась с грузопотоком в южном и северо-западном направлениях.
Все эти факторы обусловили падение экспорта угля и крайне негативно сказались на финансовых показателях отрасли. Доля убыточных компаний превысила 53%, а сальдированный убыток по итогам января-октября 2024 г. составил 84.8 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. В последний раз подобная ситуация наблюдалась в 2020 г., в разгар пандемии коронавируса.
В отдельные периоды 2024 г. компании были вынуждены экспортировать уголь в убыток или с нулевой рентабельностью, а также сокращать инвестиции.
При этом государство воздержалось от каких-либо мер поддержки отрасли, за исключением отмены действия экспортных пошлин, что нивелируется ростом тарифов РЖД на 2025 г. на 13.8%. Кроме того, в 2025 г. РЖД обеспечит вывоз 54.1 млн т. угля из Кузбасса, однако из других угольных регионов сырье будет вывозиться на общих условиях.
Сход 39 полувагонов с углем произошел 6 января 2025 г. в Хабаровском крае на частной Тихоокеанской железной дороге, соединяющей Эльгинское каменноугольное месторождение и порт Эльга. Размер ущерба и обстоятельства происшествия устанавливаются, пострадавших нет.
Дорога протяженностью 530 км (полная длина со всеми разъездами – 626 км), построенная компанией Эльгауголь, была запущена в ноябре 2024 г. с целью вывоза угля с месторождения, расположенного в Якутии. Провозная способность Тихоокеанской железной дороги в 2025 г. должна составить 30 млн т. в год., а после завершения второго этапа в 1 квартале 2027 г. – до 50 млн т.
Добыча Эльгауголь по итогам 2024 г., по предварительным данным, составила 28.1 млн т. (+6.8 млн т. к 2023 г.). Однако компания добывает труднообогатимые угли, которые при переработке на обогатительных фабриках теряют до 50% объема.
На европейском рынке цены скорректировались выше 111 долл./т. после продолжительного снижения. Поддержку котировкам оказал рост цен на газ и электроэнергию. Кроме того, поставки колумбийского энергетического угля за неделю сократились на 38%, в том числе в адрес стран ЕС.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 494.23 долл./1000 м3 (+50.24 долл./1000 м3 к 18.12.2024 г.). В конце года истекает договор о транзите российского газа через Украину. На данный момент власти Украины и России не планируют его продлевать. Опасения у участников рынка также вызвали угрозы Катара, одного из крупнейших экспортеров СПГ, прекратить поставки в Европу из-за нового европейского законодательства, предусматривающего наказание за несоблюдение требований по сокращению выбросов углерода. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до
4.21 млн. т. (+0.46 млн. т. или +12% к 18.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился выше 105-106 долл./т. на фоне отскока на европейском рынке. Однако среднекалорийный материал подешевел, поскольку спрос в Индии и странах АТР остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 3 долл./т. до 107 долл./т., что обусловлено ограниченным спросом в промышленном секторе и температурой выше нормы. Высокое предложение и пессимистичные прогнозы в отношении потребления также негативно сказываются на рыночных настроениях. В связи с этим добывающие компании понижали цены на 1.4-4.2 долл./т., чтобы простимулировать продажи.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.48 млн. т. до
13.91 млн. т., запасы в 9 крупнейших портах уменьшились до 27.18 млн. т.
(-0.47 млн. т. к 18.12.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR удерживался ниже 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR потеряла 0.5 долл./т. до 50 долл./т. на фоне низкой торговой активности на спотовом рынке в преддверии рождественских праздников. Давление на рынок также оказывает нисходящий тренд в Китае.
При этом проливные дожди негативно отразились на погрузке в Южном Калимантане. Ливни также частично парализовали дорожную транспортировку угля в добывающих регионах. Сезон дождей в Индонезии обычно усиливается в декабре и достигает пика в середине января, в связи с чем ожидается, что неблагоприятные погодные условия будут отражаться на погрузке и в следующем месяце.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 находился ниже 123 долл./т. Нисходящий тренд в котировках австралийского материала продолжился по причине низкого спроса со стороны ключевых стран-потребителей.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 195 долл./т. FOB Australia. В КНР, где также наблюдается падение котировок, спрос остается слабым, в связи с чем китайские производители кокса вновь планируют понижать цены на свою продукцию. Покупатели предпочитаются придерживаться выжидательной позиции ввиду продолжающегося нисходящего тренда.
Кроме того, согласно обновленным данным, вероятность формирования явления Ла-Нинья снизилась, в связи с чем риск нарушения поставок из Австралии уменьшился. Власти Австралии пересмотрели прогноз по экспорту металлургического угля в финансовом 2024/2025 г. (заканчивается 30 июня) в сторону увеличения на 2 млн. т. до 163 млн. т.
Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает, что добыча энергетического и металлургического угля в России и его экспорт продолжат снижаться в 2025–2027 гг. Согласно прогнозу, негативный тренд будет продолжаться, пока не улучшится конъюнктура рынка и не заработают меры господдержки.
По оценке МЭА, добыча угля в России в 2024 г. снизится на 3% к уровню прошлого года и составит 427 млн. т. При этом прогноз не принимает во внимание то, что добыча в Кузбассе, основном угольном регионе страны, где добывается высококачественный уголь, существенно падает, а рост добычи происходит главным образом за счет непремиальных марок. Добыча к Кузбассе по итогам 2024 г. упадет до 196 млн. т. (-18.2 млн. т. или -8.4% к 2023 г.), а экспорт до 100 млн. т. (-13.8 млн. т. или -12.1% к 2023 г.).
МЭА также ожидает, что совокупный экспорт российского угля сократится на 6% до 199 млн. т. Однако, по предварительным данным, данный показатель упадет на 8.1% и составит 196 млн. т. (-16.0 млн. т. или -7.5% к 2023 г.).
В 2025 г., как ожидает МЭА, добыча снизится на 3% до 416 млн. т., а экспорт – на 7% до 185 млн. т. По итогам 2026 г. добыча оценивается на уровне 416 млн. т., экспорт – 180 млн. т. В 2027 г. добыча ожидается на уровне 412 млн. т. (энергетического угля – 305 млн. т., металлургического – 106 млн. т.), экспорт – 178 млн. т. Падение добычи за 3 года по сравнению с 2024 годом составит 3.5%, экспорта – 10.6%.
Таким образом, поставки на экспорт высококачественного российского угля, включая PCI, продолжат сокращаться в ближайшие годы.
Негативный прогноз обусловлен сложностями с экспортом угля в связи с антироссийскими санкциями, а также высокими транспортными издержками, проблемами с логистикой и низкой рентабельностью поставок за рубеж из-за дисконтов к рыночным бенчмаркам.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-октября 2024 г. подскочили в 4.4 раза до 216.9 млрд. рублей, превысив прибыль, которая составила
132.1 млрд. рублей (-70.3% к январю-октябрю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 84.8 млрд. руб. против прибыли более 316 млрд. руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 53.4% против 35% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд. руб. (-426 млрд. руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-ноября 2024 г. упала до
180.7 млн. т. (-14.8 млн. т. или -7.6% к январю-ноябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 179.9 млн. т.
(-15.8 млн. т. или -8.1% к январю-ноябрю 2023 г.).