Тренды угольного рынка: рост в Европе, проблемы с экспортом в России
Угольные котировки на европейском рынке поднялись выше 120 долл./т. Поддержку ценам продолжают оказывать низкие складские запасы, рост стоимости электроэнергии, ожидаемое похолодание, а также волатильность цен на нефтегазовом рынке на фоне неопределенности в геополитической ситуации на Ближнем Востоке.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 435.05 долл./1000 м3 (-7.92 долл./1000 м3 к 02.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 09.10.2024 г. остались без изменений на уровне 3.60 млн т., что является минимумом за последние 2.5 года.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился до 110-113 долл./т. благодаря продолжающемуся росту европейского рынка и спросу в странах АТР. При этом отмечается некоторое замедление спроса со стороны Индии.
В рамках реформ с 1 октября текущего года компания Transnet была официально разделена на два юридических лица – ж/д оператор и управляющая компания. Данная инициатива была условием для выделения из бюджета 2.7 млрд долл. и также позволит сторонним операторам получить доступ к инфраструктуре.
Exxaro Resources планирует нарастить добычу угля в ЮАР до 50 млн т. в год в течение ближайших лет за счет развития шахты Matla. В 2024 г. Exxaro прогнозирует добычу на уровне 40.4 млн т. (-2.1 млн т. к 2023 г.), а экспорт в объеме 6.7 млн т. Представители отрасли отмечают, что себестоимость добычи в ЮАР остается высокой.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались на уровне
123 долл./т. после окончания празднования Золотой недели 7 октября. Торговая активность оказалась невысокой из-за ожиданий, что спрос будет постепенно сокращаться на протяжении ближайших недель, а добыча, наоборот, вырастет до многомесячных максимумов. Кроме того, благодаря высоким темпам импорта некоторые участники рынка ожидают, что закупки в преддверии зимы окажут местным котировкам ограниченную поддержку.
Комиссия по развитию и реформам КНР провела пресс-конференцию, отметив, что складские запасы угля на основных ТЭС превышают 200 млн т., что является историческим максимумом и может обеспечить потребности на 30 дней. При этом ожидания участников рынка не оправдались, поскольку тема новых экономических стимулов осталось в стороне.
Кроме того, ТЭС в северо-восточных провинциях уже запаслись углем в преддверии отопительного сезона, который начинается в середине октября.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 93 долл./т. (+1 долл./т. к 02.10.2024 г.), при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR выросла до 52 долл./т. (+1 долл./т. к 02.10.2024 г.). Индонезийские котировки на прошедшей неделе укрепились благодаря стабильному спросу со стороны Филиппин, Вьетнама и Китая, пополняющих зимние запасы.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил до 148-150 долл./т. за счет уверенного спроса в Японии и других странах АТР. Объем отгрузок в портах Австралии упал за неделю на 6% с 7.1 млн т. до 6.7 млн т., а очередь увеличилась с 50 до 63 судов, что обусловлено снижением мощностей в связи с техническим обслуживанием оборудования на некоторых терминалах в ожидании ноября, который характеризуется циклонами.
Японская компания Tohoku Electric Power заключила контракт с одним из австралийских экспортеров на поставку энергетического угля (6000 ккал/кг NAR) с 1 октября 2024 г. по 30 сентября 2025 г. При этом цена в контракте привязана к индексу, поскольку переговоры по бенчмарку, которые обычно завершаются к 1 октября, зашли в тупик.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил рост выше 205 долл/т. на фоне стимулирующих мер в Китае. Кроме того, работы на шахте Oaky Creek, принадлежащей компании Glencore, еще не возобновились. После несчастного случая на предприятии, спустя неделю расследование продолжается. Один из азиатских производителей кокса сообщил, что данное событие привело к задержке отгрузки материала с шахты Oaky Creek до конца ноября. В результате данного и ряда других инцидентов правительство понизило прогноз экспорта металлургического угля на июль 2024 – июнь 2025 г. на 6.4% до 161 млн т.
Японская Nippon Steel и Южнокорейская POSCO зафиксировали бенчмарк на уголь LV PCI на 3 квартал 2024 г. на уровне 175 долл./т. FOB с австралийской компанией Foxleigh, что на 6 долл./т. ниже бенчмарка 2 квартала. Участники рынка отмечают, что резкое падение котировок металлургического угля и относительная устойчивость рынка PCI осложнила переговоры, в результате чего стороны пришли к соглашению с задержкой.
РЖД планирует отказаться от вывоза угля из регионов
РЖД не планирует продлевать на 2025 г. соглашения с добывающими регионами о вывозе угля в восточном направлении с целью переориентации на более высокодоходные грузы. С данной инициативой монополия обратилась к президенту России с просьбой рассмотрения.
При этом РЖД готова сделать исключение, но только для Кузбасса и с условием, что соглашение будет касаться не только угля. В случае согласования объемы добычи и экспорта материала в следующем году существенно упадут, а также возникнет угроза остановки предприятий и социальных потрясений в регионах добычи на фоне падения бюджетных доходов.
Около 60% пропускной способности Восточного полигона задействовано для перевозки угля, что обусловлено соглашениями с ключевыми угледобывающими регионами. В рамках соглашения на 2024 г. РЖД обязалось вывезти на экспорт в восточном направлении из Кузбасса 54 млн т., Якутии 26.3 млн т., Бурятии 8.5 млн т., Хакасии 6.5 млн т., Иркутской области 3.3 млн т. и Тувы 0.65 млн т., что в совокупности составляет около 100 млн т. При этом регионы настаивают на необходимости увеличения квот в восточном направлении. Кузбасс предлагал договориться о гарантированной отправке на экспорт в 2025 г. не менее 68 млн т. угля.
Кроме того, того из-за проблем с вывозом и планируемым на 2025 г. резким увеличением ж/д тарифов на 22.7% главы трех регионов на прошедшей неделе обратились к председателю правительства местные власти просят вернуть понижающие коэффициенты и сохранить индексацию ж/д тарифов в рамках официальной инфляции. Обращение также обусловлено убытками угольщиков, продолжающимся падением цен на мировом рынке, ужесточением санкций, а также сокращением добычи и экспорта.
По некоторым оценкам, каждый 1 млн т. угля, который не будет вывезен по квотам на экспорт в восточном направлении, может стоить угольным компаниям до 12 млрд руб. недополученной выручки.
В январе-сентябре 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 14.5 млн т. до 140.8 млн т. (-9.3% к январю-сентябрю 2023 г.), из которых на восточное направление пришлось 85.5 млн т. или 61%.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-сентября 2024 г. упала до 146.9 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.).
Угольный терминал Эльга начнет перевалку угля в конце 2024 года
Угольный морской терминал Порт Эльга, строящийся на Дальнем Востоке (Хабаровский край), будет запущен в эксплуатацию и начнет перевалку угля в конце 2024 г. (изначально ввод планировался на 2025 г.).
Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т.
Порт Эльга является частью дальневосточного логистического кластера компании Эльгауголь, ведущей разработку Эльгинского месторождения.
На первом этапе терминал сможет переваливать 5 млн т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн т., 20 млн т. и 30 млн т./год.
В 2022 г. компания также приступила к строительству Тихоокеанской железной дороги (ТЖД) Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год. К 2027 году провозную способность ТЖД планируется нарастить до 50 млн т.
Протяженность ТЖД составит 531 км, развернутая длина с учетом разъездов и станций будет равна 626 км. С начала строительства в феврале 2022 г. проложено 488 км железной дороги (78% от ее общей протяженности). Также полностью готовы 14 станций и разъездов, в порту Эльга достроен первый причал.
В июне 2024 г. Минфин США, продолжающий расширять санкции против российских угольных компаний, добавил компанию Эльга в SDN-List. Блокирующие санкции включают связанные с компанией добывающие, обогатительные, транспортные и портовые активы.
Компания Эльгауголь, входящая в Эльгу владеет лицензией на пользование недрами Эльгинского месторождения. Запасы месторождения по классификации JORC достигают 2.2 млрд т. угля.
В 2023 г. добыча Эльгауголь выросла до 22.7 млн т. (+2.2 млн т. или +10.5% к 2022 г.). В январе-сентябре 2024 г. производство составило 19.9 млн т. (+4.7 млн т. или +30.9%).
Прибыль Распадской в январе-сентябре 2024 года упала в четыре раза
Чистая прибыль компании Распадская по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) за январь-сентябрь 2024 г. снизилась в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., составив 1.63 млрд руб. (6.4 млрд рублей годом ранее), сообщается в пресс-релизе компании.
Выручка за отчетный период сократилась до 13.5 млрд руб. против 20.75 млрд руб. в прошлом году. Валовая прибыль уменьшилась более чем в два раза до 4.28 млрд руб., прибыль от продаж также упала в три раза до 3.35 млрд руб.
Доналоговая прибыль компании за девять месяцев просела почти в четыре раза и составила 2.24 млрд руб.
В 2024 г. финансовые показатели Распадской резко ухудшились, что обусловлено падением цен на мировом рынке и ростом себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на российских угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Несмотря на то, что Минэнерго предложило продлить отмену экспортной пошлины на энергетический уголь до декабря 2024 г., пошлина на коксующийся уголь продолжает действовать.
ПАО Распадская один из крупнейших российских производителей и экспортеров коксующегося угля. В состав компании входят семь шахт, два разреза и три обогатительные фабрики в Кемеровской области, а также шахта в Туве. Общие запасы составляют 1.9 млрд т. угля.
В январе-сентябре 2024 г. добыча угля на предприятиях ПАО Распадская составила 13.2 млн т. (-1.0% к аналогичному периоду 2022 г.).
Coal center analytics (CCA)В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
В рамках шельфовых проектов наблюдается восстановление добычи газа, также «Сахалин-2» все еще избегает некоторых санкционных рисков. При этом основным приобретателем СПГ проекта становится КНР. Новые крупные СПГ-проекты, тем не менее, пока находятся под вопросом, в частности планы производства в Якутии. Рост угледобычи отмечается в Якутии и на Сахалине, где недропользователи в том числе намерены инвестировать в транспортную инфраструктуру. При этом пока цены на уголь на мировом рынке являются низкими, с учетом этого введенная для отрасли надбавка к НДПИ может в ближайшее время не оказывать существенного фискального давления.
Газодобыча
В сфере добычи углеводородов сахалинские шельфовые проекты продолжают действовать, при этом пока санкционные ограничения для одного из них остаются частично ослабленными. В июне Евросоюз освободил от соблюдения потолка цен на нефть шельфовый нефтегазовый проект «Сахалин-2» (оператор – ООО «Сахалинская энергия») еще на один год – до 28 июня 2025 г. Решение связано с интересами Японии - обеспечением потребностей энергетической безопасности этой страны.
Напомним, что японским компаниям Mitsui и Mitsubishi в сахалинском проекте принадлежит 12,5% и 10% соответственно. Механизм ценового потолка предусматривает, что проекты, имеющие важное значение для энергетической безопасности третьих стран, могут быть освобождены от соблюдения ограничений. Евросоюз также предоставил проекту «Сахалин-2» право на экспорт и передачу товаров, необходимых для ремонта приборов и аппаратуры, которые предназначены для измерения или контроля переменных характеристик жидкостей и газов.
Тем временем период постоянной добычи газа в рамках проекта «Сахалин-2» был продлен с 2028 г. до 2033 г. Центральная комиссия Роснедр в конце прошлого года поддержала соответствующий вариант разработки Лунского нефтегазоконденсатного месторождения, которое является основным источником сырья для производства сжиженного природного газа в рамках «Сахалина-2» . На втором месторождении проекта «Сахалин-2», Пильтун-Астохском, добывается преимущественно нефть. На Лунском месторождении на сегодняшний день добыто более половины его запасов природного газа. Мощность СПГ-производства составляет порядка 10 млн тонн СПГ в год (такой объем был выпущен в 2023 г., в 2022 г. производство составило 11,5 млн тонн).
За пять месяцев текущего года производство газа в рамках проекта «Сахалин-2» выросло на 3,6% относительно аналогичного периода 2023 г., до 7,3 млрд куб. м. При этом добыча в мае сохранилась на уровне мая прошлого года, 1,4 млрд куб. м. На шельфовом проекте «Сахалин-1» добыча газа в январе-мае текущего года увеличилась на 6,7% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,2 млрд куб. м. Однако в мае добыча в рамках проекта была ниже, чем в мае 2023 г. на 3%, составив 813 млн куб. м. Информация об объеме добычи нефти не раскрывалась.
Стоит отметить, что в последнее время наблюдается существенный рост поставок СПГ проекта «Сахалин-2» в Китай – в апреле текущего года они составили рекордные 440 тыс. тонн (рост на 3,4% относительно марта 2024 г. и на 39% относительно апреля прошлого года). В апреле Китай опередил по объемам поставок сахалинского СПГ традиционного основного импортера – Японию. В апреле поставки сахалинского СПГ японским потребителям снизились на 44% по сравнению с мартом 2024 г. и на 17% по сравнению с апрелем 2023 г., составив 319 тыс. тонн. Что касается поставок СПГ в Республику Корея, то в апреле они сохранились на уровне апреля прошлого года (127 тыс. тонн).
Тем временем предполагается начать геологоразведку на новых, но небольших нефтегазовых участках в Якутии. АК «АЛРОСА» и АО «Сахатранснефтегаз» в рамках совместного предприятия планируют осваивать перспективные нефтегазовые участки в республике – Улугурский и Эргеджейский.
Улугурский лицензионный участок (площадь 4 205 кв. км) находится на территории Ленского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти составляют 7,3 млн тонн, газа – 217,3 млрд куб. м. Эргеджейский лицензионный участок имеет площадь 3 181 кв. км и находится на территории Олёкминского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти оцениваются в 15 млн тонн, газа – в 78,3 млрд куб. м. К 2026 г. предполагается завершить поисковые работы и постановку запасов на государственный баланс. Инвестиционное решение по освоению месторождений должно быть принято после определения технологической схемы разработки месторождений и проработки оптимальных рынков сбыта сырья.
В то же время планируемый ранее в Якутии запуск крупнотоннажного производства СПГ мощностью 18 млн тонн в год (компания «Глобалтэк» ) в настоящее время не входит в число приоритетов. Глава Минвостокразвития А.Чекунков в марте текущего года заявил, что проект, вероятно, будет реализован в среднесрочной перспективе. В прошлом году ЯТЭК сообщала о продолжающихся поисках стратегического партнера для проекта.
Уголь
В угольной отрасли вызвавшим противоречия решением последнего времени стало повышение НДПИ. Правительство в рамках поправок ко второму и третьему чтению внесло корректировки, повысив минимальную цену отсечения, при превышении которой взимается надбавка к НДПИ. Законопроект об изменениях налоговой системы в июле был принят Госдумой в третьем чтении.
Для энергетического угля цена отсечения установлена на уровне 120 долларов за тонну в портах Дальнего Востока (в предыдущем варианте цена отсечения составляла 100 долларов). Предполагается к ставке НДПИ применять коэффициент КЭНРГ, учитывающий среднюю за налоговый период мировую цену на уголь (по индексу FOB Восточный NAR 5500) и средний курс доллара к рублю.
Для коксующегося угля предусмотрена цена отсечения в размере 167 долларов за тонну (прежний вариант – 140 долларов за тонну) и привязка НДПИ к цене в дальневосточных портах (ранее использовался индекс GX TSI FOB Australia Premium Coking Coal). Что касается антрацита и угольной смеси (PCI), то цена отсечения составит 135 долларов на тонну. При этом в формуле расчета НДПИ для данных видов угля будут учитываться цены в портах как Дальневосточного, так и Северо-Западного и Южного федеральных округов. Основным положительным изменением в принятом законопроекте для угольщиков стало именно повышение цены отсечения.
В настоящее время мировые цены на уголь остаются низкими, в связи с чем реальное повышение НДПИ в соответствии с новыми правилами в отрасли в ближайшие годы (до 2026 г.) маловероятно. В июне на наиболее популярном и востребованном восточном направлении стоимость энергетического угля составляла 90 долларов за тонну. В третьем и четвертом кварталах года в связи с подготовкой к отопительному сезону ожидается увеличение цен до 95-96 долларов за тонну.
Добыча угля на Дальнем Востоке тем временем растет в Якутии. По итогам первого полугодия 2024 г. объем производства твердого топлива в республике вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 19 млн тонн. План добычи на текущий год составляет 40 млн тонн угля. Напомним, что «Эльга», «Колмар» и «Якутуголь» являются основными угледобывающими компаниями Якутии, они ведут деятельность в Нерюнгринском районе.
При этом АО «Якутуголь» (ПАО «Мечел») в июле был заподозрен ФАС в злоупотреблении доминирующим положением на рынке и отказе заключать контракт на поставку угля на Нерюнгринскую ГРЭС (эксплуатант станции – АО «ДГК»). В «Дальневосточной генерирующей компании» сообщили, что оборудование станции было спроектировано для работы на угле Нерюнгринского месторождения, а приобретение угля других марок для поддержания работы ГРЭС может привести к снижению сроков эксплуатации оборудования электростанции. ФАС выдала предупреждение компании «Якутуголь», согласно которому недропользователь обязан рассмотреть заявки «ДГК» в течение месяца и поставить уголь при экономической и технической возможности. Компанию также обязали разработать и утвердить в ФАС торговую политику.
Со своей стороны в «Мечеле» сочли претензии ДГК необоснованными. В компании сообщили, что в 2024 г. по итогам закупочных процедур на Нерюнгринскую ГРЭС будет поставлено 736 тыс. тонн угля, в том числе 180 тыс. тонн было поставлено в первом квартале года, 400 тыс. тонн предстоит отгрузить по итогам второго и третьего кварталов и еще 156 тыс. тонн запланировано на четвертый квартал года.
«Колмар» в текущем году рассчитывает добыть 13,5 млн тонн угля – 5,4 млн тонн на ГОКе «Денисовский» и 8,1 млн на ГОКе «Инаглинский». В 2023 г. «Колмар» произвел 11,5 млн твердого топлива.
Тем временем угледобыча снижается в Чукотском АО. Объем добычи каменного угля в регионе по итогам января-мая 2024 г. составил 561 тыс. тонн, сократившись на 6% относительно аналогичного периода 2023 г. Добычу ведет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal Ltd, которая намерена продать актив, но пока не завершила процесс) в пределах Беринговского бассейна (месторождение Фандюшкинское поле в пределах участка Северный Амаам, Анадырский район).
В свою очередь ОАО «Шахта Угольная» за пять месяцев извлекло 18 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении, сократив в три раза объем добычи по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Уголь поставляется потребителям в округе – на Эгвекинотскую ГРЭС и объекты «Чукоткоммунхоза». В настоящее время в компании отмечают сокращение спроса со стороны потребителей.
На Сахалине между тем фиксируется рост экспорта угля. В апреле-мае текущего года (1 апреля – период начала навигации) объем угольных поставок вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,7 млн тонн. В 2023 г. с Сахалина на экспорт было поставлено 14,4 млн тонн твердого топлива, что на 23% больше, чем в 2022 г. Напомним, что «Восточная горнорудная компания» (ВГК) завершает в регионе строительство наиболее крупного в РФ магистрального угольного конвейера протяженностью 23 км, соединяющего Солнцевский угольный разрез и порт Шахтёрск. В июне было принято правительственное решение о выделении субсидии в размере 614,64 млн рублей на строительство конвейера. В 2023 г. объем добычи ВГК на Солнцевском разрезе составил 14,2 млн тонн, в 2024 г. планируется достичь объема добычи в 15,2 млн тонн.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Угольные котировки на европейском рынке укрепились до 114-115 долл./т. Поддержку ценам продолжает оказывать сокращение складских запасов, ожидаемое существенное похолодание, рост котировок газа на фоне эскалации конфликта между Израилем и Ливаном, а также между Россией и Украиной. Частичное давление оказало общее увеличение поставок из Колумбии в Европу и другие страны на 40%.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 431.76 долл./1000 м3 (+23.33 долл./1000 м3 к 18.09.2024 г.), несмотря на высокие запасы, что связано со снижением поставок норвежского газа из-за незапланированной остановки одного из предприятий. Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 25.09.2024 г. упали до 3.6 млн т. (-0.2 млн т. или -4.7% за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 вырос выше 107 долл./т. Котировки южноафриканского высококалорийного материала отскочили от 5-месячных минимумов благодаря улучшению спроса со стороны Индии ввиду привлекательности текущих цен и окончания сезона муссонов. Кроме того, в Индии за прошедшую неделю наблюдалось снижение возобновляемой генерации на 16% и рост угольной на 15%. Однако спрос со стороны производителей окатышей (DRI) или губчатого железа оказался ниже нормы, что связано с достаточными складскими запасами и возможным сокращением производства из-за низких цен на сталь.
Логистическая компания Grindrod планирует выкупить обратно у Vitol 35% долю в мозамбикском терминале Matola Coal Terminal за 77 млн долл. (Vitol приобрела эту долю в 2012 г. за 67.7 млн долл.). Grindrod намерен инвестировать 50-60 млн долл. с целью увеличения мощности терминала по перевалке угля и магнетита с текущих 7.5 млн т. в год до 12 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили расти, прибавив 3 долл./т. до 124 долл./т. Поддержку оказали такие факторы, как спрос в связи с пополнением запасов в преддверии национальных праздников 1-7 октября, снижение добычи из-за дождей, а также спрос в промышленном секторе.
Кроме того, центральный банк Китая объявил о новых мерах стимулирования, призванных ускорить развитие экономики и побороть кризис на рынке недвижимости. Меры направлены на достижение целевых 5% роста ВВП с помощью понижения процентных ставок, ослабления требований к банкам по обязательному резервированию, предоставления ликвидности для финансовых рынков и сектора недвижимости. Примечательно, что впервые за десятилетие столь серьезные меры были приняты в один день.
При этом некоторые участники рынка ожидают, что снижение потребления угля на электростанциях в краткосрочной перспективе продолжится в связи с замедлением спроса на электроэнергию в межсезонье.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 92.00 долл./т. (без изменений к 18.09.2024 г.). Цена низкокалорийного материала 4200 GAR укрепилась до 52 долл./т. (+1 долл./т. к 18.09.2024 г.) благодаря стабильному спросу на средне- и высококалорийный уголь со стороны Филиппин и Вьетнама, где отмечается высокое потребление электроэнергии. Производители также ожидают, что спрос на уголь будет улучшаться в Индии на фоне укрепления цен на губчатое железо. Предложение сохраняется на высоком уровне благодаря благоприятным погодным условиям, хотя погрузка на баржи оказалась затруднена в реках Mahakkam и Barito из-за низкого уровня воды.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил до 140 долл./т. в связи с оживлением спроса в странах АТР и смягчением монетарной политики в Китае.
Индекс австралийского металлургического угля HCC, после падения неделей ранее, резко поднялся почти до 190 долл./т. после объявления стимулирующих мер в КНР. Кроме того, китайские производители кокса провели второй раунд повышения цен на свою продукцию. Увеличение спроса на коксующийся уголь отмечалось не только в Китае, Индонезии и Индии, но и в странах Северо-Восточной Азии.
Однако некоторые участники рынка считают, что резкий рост бумажных контрактов на бирже Dalian Commodity Exchange, после объявления мер стимулирования, оказался чрезмерным и не отражает реальную ситуацию на физическом рынке.
Продолжающееся падение экспорта угля через терминал в Тамани, принадлежащий ОТЭКО, усилилось в августе 2024 г. Объем перевалки в августе 2024 г. упал до 0.97 млн т. в сравнении с 1.7 млн т. в июле этого года. При этом в январе-августе 2024 г. экспортные поставки OTЭКO через терминал обвалились до 7.7 млн т. (-9.6 млн т. или -55.4% к аналогичному периоду 2023 г.).
В августе РЖД согласовало заявки на доставку в порт по железной дороге 1.45 млн т. угля. Фактические поставки составили 0.97 млн т. На сентябрь РЖД согласовало перевозку в адрес терминала 1.36 млн т. угля (-6.2% к августу 2024 г.), фактические отгрузки предварительно оцениваются в 0.95 млн т. (в сравнении со среднемесячным объемом отгрузок в 2.5 млн т. в 2023 г.).
Падение объемов поставок в порты Юга России обусловлено интенсивным сезонным пассажирским потоком на маршруте, нехваткой поездов, а также активными строительными работами по развитию подходов к южным терминалам. Поставки угля в южные порты, включая порт Тамань, резко сокращаются. Из-за ж/д ограничений на терминалы попадет менее половины запланированных объемов, в связи с чем наличие угля в южных портах ограничено. В свою очередь, дефицит пропускной способности отражается в росте ставок перевалки.
Экспортные отгрузки из Тамани начала снижаться в конце 2023 г., когда ряд угледобывающих компаний, прекратил поставки в адрес терминала ОТЭКО из-за завышенных ставок перевалки на уровне около 40 долл./т. В мае тарифы под давлением Федеральной антимонопольной служба (ФАС) и экспортеров снизились, хотя и недостаточно, но перевалка стала постепенно восстанавливаться, однако тарифы вновь повысились. В августе этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело в отношении ОТЭКО, поскольку тарифы в Тамани были признаны экономически необоснованными. ФАС установила, что действия компании нарушили антимонопольное законодательство и ущемляют интересы потребителей, в связи с чем ОТЭКО грозит штраф. Размер штрафа за установление монопольной высокой цены может достигнуть 15% от выручки. Претензии регулятора обусловлены недостаточным обоснованием повышения тарифов. Учитывая, что угольные котировки на международном рынке упали до уровня 2015-2016 гг., ставка перевалки и железнодорожные тарифы должны соответствовать уровню тех лет, однако ставка ОТЭКО существенно превышает его и продолжает увеличиваться, в результате чего некоторые угольные компании снова приостанавливают отгрузки, увеличивая тем самым дефицит угля на мировом рынке.
Падение экспортных поставок связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада остаются убыточными, поэтому мощности инфраструктуры угольного терминала ОТЭКО, вероятнее всего, будут оставаться недозагруженными.
В январе-августе 2024 г. объемы перевалки российского и казахского угля в угольных портах России упали до 124.8 млн т. (-16.3 млн т. или -11.5% к январю-августу 2023 г.).
Убытки российских угольных компаний по итогам января-июля 2024 г. подскочили в 3.2 раза до 107.2 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 104.1 млрд рублей (-69.8% к январю-июлю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 3.1 млрд руб. против прибыли 316.1 млрд руб. в январе-июле 2023 г. Доля убыточных компаний увеличилась до 52% против 37% за аналогичный период прошлого года.
Последний раз совокупный убыток отрасли наблюдался только по итогам 2020 г. В размере 37.6 млрд руб. В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Несмотря на то, что Минэнерго предложило продлить отмену экспортной пошлины на энергетический уголь до декабря 2024 г., с сентября экспортеры вынуждены вновь ее оплачивать ввиду отсутствия подтверждающего документа. Кроме того, пошлина на коксующийся уголь продолжает действовать.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-августа 2024 г. упала до 132.3 млн т. (-10.1 млн т. или -7.1% к январю-августу 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 133.4 млн т. (-12.9 млн т. или -8.8% к январю-августу 2023 г.).
На европейском рынке угля цены скорректировались ниже 103-104 долл./т. Давление на индексы оказывает резкое падение котировок газа и нефти в результате введения высоких импортных пошлин со стороны США, а также окончание отопительного сезона в ЕС.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 380.98 долл./1000 м3 (-78.93 долл./1000 м3 к 02.04.2025 г.), достигнув 7-месячного минимума. Уровень заполнения хранилищ колеблется на уровне 34%. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 3.51 млн т. (-0.11 млн т. к 02.04.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000, после роста неделей ранее, опустился ниже 89 долл./т. вниз вслед за европейским рынком. Цены на среднекалорийный материал укрепились на фоне улучшения спроса со стороны индийских производителей губчатого железа на спотовые поставки и на контракты апреля-мая.
Компания Minergy из Ботсваны в своем отчете отметила, что в результате снижения цен на экспортном рынке некоторые небольшие компании и производители с высокой себестоимостью добычи сокращают отгрузки на экспорт и перенаправляют поставки на внутренний рынок. Из-за негативной динамики Minergy нарастила долговые обязательства.
По итогам недели цены на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao удерживались на уровне 93-94 долл./т., несмотря на негативный внешний фон после эскалации торговой войны между Китаем и США (объявление взаимных пошлин со стороны КНР на всю продукцию из США в размере 34% и дополнительного повышения тарифов Трампом до 104% на продукцию из Китая).
Поддержку рыночным настроениям оказало сокращение запасов на складах и инициатива государственного инвестиционного фонда Central Huijin Investment, который направил средства на покупку китайских акций и пообещал поддерживать рыночную стабильность. Кроме того, некоторые участники рынка полагают, что китайские власти близки к запуску нового раунда стимулирования экономики с целью подстегнуть потребление внутри страны и снизить зависимость от экспорта.
Большинство конечных потребителей отказываются оплачивать отгрузки от негосударственных компаний по месячным контрактам по фиксированной цене
770 RMB/т. (105.36 долл./т.) FOB Qinhuangdao 5500 ккал/кг. Таким образом, между генерирующими компаниями КНР и внутренними поставщиками угля продолжается спор в отношении долгосрочных контрактов, что привлекло внимание Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC).
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 29.72 млн т. (-1.04 млн т. к 02.04.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.51 млн т. (+0.01 млн т.), потребление – 760 тыс. т./сутки против 750 тыс. т./сутки неделей ранее.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 83 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 48 долл./т., продолжив двигаться вниз на фоне ограниченной торговой активности по причине празднования завершения поста (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр) до
8 апреля. Также отмечается низкий спрос со стороны Индии и Китая, где сохраняются темпы добычи и складские запасы остаются на высоком уровне. Продолжающиеся дожди на Суматре, негативно влияющие на транспортировку угля, не сумели оказать ощутимой поддержки рынку.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 просел ниже 95 долл./т., тогда как среднекалорийный уголь немного подорожал. Волатильность в ценах обусловлена геополитической неопределенностью и невысоким спросом в странах АТР.
Власти штата Квинсленд планируют пересмотреть цели предыдущего правительства по снижению выбросов парниковых газов, в результате чего срок эксплуатации угольных электростанций может продлиться, что должно положительно повлиять на энергетическую безопасность Австралии.
Индекс австралийского металлургического угля HCC подскочил до 177 долл./т. на опасениях сокращения предложения в связи с несколькими авариями на шахтах в конце марта и начале апреля. Кроме того, 9 апреля Трамп заморозил на 90 дней введение высоких пошлин против торговых партнеров.
Поддержку котировкам оказывает приостановка эксплуатации шахты Appin (South32) в штате Новый Южный Уэльс 6 апреля после взрыва, от которого пострадало 4 человека, и шахты Moranbah North (Anglo American) в штате Квинсленд, где 31 марта была остановлена добыча из-за превышения нормы концентрации окиси углерода. Несмотря на ожидания, компания Anglo American не смогла в оперативном порядке возобновить добычу. В настоящее время возможные потери объемов не озвучиваются.
Ж/д перевозки угля на экспорт в адрес терминала ОТЭКО в порту Тамань в 2024 г. упали вдвое до 11.6 млн т. (-14.0 млн т. или -54.75% к 2023 г). Несмотря на формальное улучшение показателей в 1 квартале 2025 г. до 4.4 млн т. (+3.0 или +211.6% к 1 кв. 2024 г.), реальные объемы остаются существенно ниже значений 2022-2023 гг.
Даже после существенного снижения ставок перевалки, которые по словам коммерческого директора терминала, сократились для отдельных грузоотправителей вдвое до 10.12 долл./т., отставание объемов ж/д отгрузок, в сравнении с первыми кварталами 2023 и 2022 годов (7.1 млн т. и 6.5 млн т. соответственно) по-прежнему критическое.
Основной причиной падения перевалки в 2024 г. стал отказ грузоотправителей от экспорта угля через терминал на фоне завышенных ставок перевалки, достигавших 42 долл./т. В течение нескольких месяцев отправки угля на терминал практически не осуществлялись. Поставки начали восстанавливаться после вмешательства Федеральной антимонопольной службы, которая обязала операторов порта снизить тарифы.
Однако даже после снижения ставок перевалки восстановление грузопотока оказалось ограниченным. По официальным заявлениям РЖД, в 2024 г. компания не вывезла почти 19 млн т. угля в порты Азово-Черноморского бассейна, объяснив это дисбалансом между заявками и возможностями инфраструктуры. Представители терминала ОТЭКО в марте 2025 г. подтвердили, что логистические ограничения РЖД остаются ключевым фактором недозагрузки мощностей порта. В 1 квартале 2025 г. терминал получил подтверждение лишь на 65-70% заявленных объемов. Проблемы с перевозками по сети РЖД, а также рост ж/д тарифов остаются системным фактором сдерживания российского экспорта угля.
Ситуация осложняется общим кризисом в угольной отрасли. На фоне санкций и падения мировых цен экспорт угля из РФ стал убыточным из-за высоких логистических издержек. Грузовой тариф для угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 г. вырос почти на 100%, в четыре раза превысив накопленную инфляцию за этот период. С 1 декабря
2024 г. тарифы дополнительно увеличены на 13.8%, с 1 января 2025 г. введена целевая надбавка 2%. Кроме того, понижающие коэффициенты для угля на дальность перевозки и на энергетический уголь, отмененные РЖД в 2022 г. как временная мера, до сих пор не восстановлены. За 2023–2024 гг. угольные компании переплатили по тарифам сверх инфляции более 200 млрд рублей.
Увеличение ж/д перевозок угля на экспорт в адрес Тамани в 1 квартале 2025 г. обусловлено исключительно эффектом низкой базы в 2024 г., тогда как по отношению к 2022-2023 гг. объемы продолжают оставаться в зоне критического недозавоза. Несмотря на официальные заявления о стабилизации отгрузок, текущий рост отражает лишь частичное возвращение грузопотока после кризисного 2024 г. При этом докризисные уровни, без снятия инфраструктурных ограничений и без корректировки тарифной политики, в текущих условиях остаются недостижимыми.
Восточная горнорудная компания (ВГК) планирует запуск магистрального угольного конвейера, который предназначен для транспортировки угля с Солнцевского разреза до порта Шахтерск (Сахалин). Ввод в эксплуатацию конвейера закрытого типа, состоящего из трех участков, запланирован на 2025 г.
Строительство угольного конвейера ведется с 2018 г., объем инвестиций оценивается более, чем в 22 млрд рублей. Угольный конвейер протяженностью 23 км (самый крупный в России) позволит увеличить объемы транспортировки угля с разреза в порт до 20 млн т. в год и отказаться от перевозки грузовым автотранспортом.
По итогам 2024 г. объемы добычи угля на Солнцевском разрезе составили 15.1 млн т. Это самый высокий результат предприятия с начала его работы.
Таким образом, негативная динамика добычи и экспорта в остальных регионах России частично нивелируется за счет роста показателей ВГК, поскольку добыча на Сахалине и транспортировка угля в порт не привязана к ограниченным мощностям железных дорог РЖД на Дальнем Востоке. Однако основной объем добычи и экспорта ВГК приходится на бурый уголь.
На мировом рынке угля в настоящее время складывается неблагоприятная конъюнктура, в связи с чем компании могут пересматривать производственные планы и инвестиционные программы. Хотя дальневосточные производители сталкиваются с меньшими затратами на логистику, преимущество в текущих условиях имеют компании, располагающие собственными портовыми и железнодорожными мощностями. Добыча шельфового газа в ДФО сохраняется на уровне прошлого года. В рамках газификации регионов и планов по увеличению экспорта создается новая газотранспортная инфраструктура.
В марте текущего года доходность экспорта угля в восточном направлении стала отрицательной. Так, нетбэк (чистая выручка экспортера за вычетом логистики) на кузбасский уголь (5500 ккал на кг) на условиях FOB Восточный к 30 марта сократился до 358 рублей за тонну (на 17,8% за неделю). Снижение происходит с начала года. Для энергетического угля калорийностью 6000 ккал на кг нетбэк на условиях FOB Восточный на конец марта оставался положительным – 568 рублей за тонну, но все же снижался (показатели на 30 марта на 10,6% меньше, чем неделей ранее).
В течение десяти месяцев 2024 г. цена на энергетический уголь калорийностью 6000 ккал на базисе FOB Дальний Восток находилась на уровне 100 долларов США за тонну, сократившись почти на 30% с начала 2023 г. В начале 2024 г. цена была на уровне 101 доллар за тонну, а в 2023 г. – 135 долларов за тонну. К середине марта 2025 г. цена на энергетические угли на базисе FOB Дальний Восток снизилась до 56-83 долларов за тонну в зависимости от калорийности. Цены на металлургический уголь сократились до 113-114 долларов за тонну в зависимости от марки.
На этом фоне в марте 2025 г. заметно упал экспорт угля из крупных портов. В частности, объемы угольного экспорта в портах Находка и Восточный снизились на 21% относительно марта 2024 г., до 3,7 млн тонн (суммарно). В то же время в годовом сопоставлении выросли поставки из других дальневосточных портов – Ванино, Посьет, Вера и Суходол (суммарно в марте из них экспортировано 3,9 млн тонн угля).
Спрос на энергетический уголь в КНР ослаб из-за значительных накопленных запасов и развития собственной добычи[1]. Спрос на коксующийся уголь сдерживают проблемы в секторе недвижимости КНР и связанное с этим сокращение объемов выплавки стали, а также возвращение на китайский рынок угля из Австралии. Кроме того, в Китае по-прежнему действует импортная пошлина на российский уголь в размере 3-6%.
В апреле-мае текущего года ожидается рост спроса на уголь со стороны Индии (в целом ожидается, что объем экспорта российского угля в данном направлении достигнет 40 млн тонн в год к 2030 г.). Но при этом Индия с начала текущего года ввела импортные квоты на коксующий уголь с содержанием золы менее 18% (будут действовать в течение первого полугодия). Они будут распространяться на импорт из 11 стран, включая Россию, и составят 710 тыс. тонн ежеквартально в первой половине 2025 г.
Дополнительные проблемы для предприятий угольного сектора, помимо сокращения спроса и снижения цен, создают платежи по процентам из-за высокой ключевой ставки Центробанка, рост стоимости добычи, на который влияет удорожание оборудования, комплектующих и запчастей для техники, увеличение стоимости оплаты труда. Также российским экспортерам приходится предоставлять покупателям на экспортных рынках дисконты, обусловленные риском вторичных санкций для контрагентов. По итогам 2024 г. сальдированный убыток российских угледобывающих предприятий составил 112,6 млрд рублей против прибыли в 2023 г. в размере 374,7 млрд рублей. Росстат оценил долю убыточных компаний угольной отрасли в 2024 г. в 53,3% (в 2023 г. она была оценена в 31,5%).
На Дальнем Востоке угольные компании все же несут более низкие логистические затраты при экспортных поставках через восточные порты. Более выгодными позициями обладает, в частности, компания «Эльгауголь» А.Авдоляна, располагающая собственной железнодорожной веткой (Тихоокеанская железная дорога введена в эксплуатацию в 2024 г.)[2] и портовыми мощностями (порт Эльга в Хабаровском крае). В феврале 2025 г. в компании объявили о запуске одиннадцатой обогатительной фабрики обогатительного комплекса «Эльгинский» в Якутии. Суммарная годовая мощность всех фабрик составляет 38,5 млн тонн концентрата. По итогам 2024 г. добыча на Эльгинском месторождении (Нерюнгринский район) выросла на 36,2% относительно 2023 г., до 28,6 млн тонн угля. Объемы обогащения составили 31,5 млн тонн. Другой якутский производитель угля, АО «ХК «Якутуголь» (группа «Мечел») за 2024 г. увеличил объем добычи на 1,4 млн тонн относительно 2023 г., до 4,5 млн тонн.
Снижение добычи угля фиксируется в Чукотском АО – как каменного (поставляется на экспорт), так и бурого (реализуется на внутреннем рынке региона). Компания «Берингпромуголь» в январе-феврале текущего года получила на месторождении Фандюшкинское поле 222,6 тыс. тонн каменного угля, на 3% сократив результат по сравнению с аналогичным периодом 2024 г. «Берингпромуголь» располагает собственными портовыми мощностями для экспортных отгрузок. Добывающее бурый уголь ОАО «Шахта Угольная» за два месяца года на Анадырском месторождении добыло 2,5 тыс. тонн твердого топлива, что на 70% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
Стоит отметить, что в январе-феврале 2025 г. погрузка добытого на Дальнем Востоке угля на железную дорогу (ДВЖД) снизилась – на 3,1% относительно аналогичного периода 2024 г., до 5,6 млн тонн. Отгрузки твердого топлива осуществлялись с Эльгинского месторождения, Нерюнгринского месторождения в Якутии, Ургальского месторождения в Хабаровском крае, Сугодинско-Огоджинского месторождения в Амурской области. В том числе с Эльгинского месторождения на ДВЖД за отчетный период было отгружено 2,9 млн тонн, с Ургальского месторождения (АО «Ургалуголь», СУЭК) отгрузка составила более 1,2 млн тонн, с Сугодинско-Огоджинского месторождения («Огоджинская угольная компания», «Эльга») отгружено свыше 276 тыс. тонн, с Нерюнгринского («Якутуголь», «Мечел») – 592,1 тыс. тонн. При этом объем угольного экспорта с Дальнего Востока за два месяца года вырос на 4,4% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,7 млн тонн (во многом этому способствовала работа частной Тихоокеанской железной дороги).
Тем временем в Приморском крае «Углеобогатительная фабрика разреза «Западный» рассчитывает построить углеобогатительный комплекс мощностью 924 тыс. тонн в год на территории Ильичевского каменноугольного месторождения Раздольненского каменноугольного бассейна (Октябрьский муниципальный округ), инвестировав 43,8 млн рублей. Уголь инвестор намерен поставлять на внутренний рынок (в частности, на Артёмовскую ТЭЦ) и на экспорт в Китай.
Участок «Западный фланг» Ильичевского месторождения в промышленную эксплуатацию запускала компания «ДВ Логистик» в 2019 г. (с объемом добычи 200 тыс. тонн в год). В 2002-12 гг. добычу каменного угля на месторождении вело ООО «Разрез Пореченский» (на соседнем участке – «Западный 1»), производя до 80 тыс. тонн в год. Прогнозные ресурсы угля на участке «Западный фланг» оцениваются в 1 млн тонн (категория Р2).
Что касается добычи природного газа на Дальнем Востоке, то по итогам января-февраля 2025 г. на шельфовых сахалинских проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» добыча сохранилась на уровне аналогичного периода 2024 г. За два месяца в рамках проекта «Сахалин-1» было добыто 1,6 млрд куб. м газа, в рамках проекта «Сахалин-2» - 2,94 млрд куб. м. Добыча в феврале также соответствует уровню февраля прошлого года – около 0,7 млрд куб. м на «Сахалин-1» и 1,4 млрд куб. м на «Сахалин-2».
Экспорт нефти через порт Козьмино (Приморский край), откуда отгружается премиальный сорт ВСТО из нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», по итогам 2024 г. вырос на 4,5% относительно 2023 г., до 44,7 млн тонн. На данном направлении основными покупателями являются Китай и Индия.
В сфере газификации регионов в марте текущего года «Газпром» ввел ряд объектов газовой инфраструктуры в Приморском и Хабаровском краях. Так, в Приморье были запущены газопровод-отвод и «ГРС-2 Владивосток», что создало условия для газификации всероссийского детского центра «Океан» во Владивостоке и более 2,6 тыс. домовладений в двух микрорайонах города, где возводится новое жилье – Пригород-1 и Пригород-2. От «ГРС-2 Владивосток» запланировано проведение газопровода-связки в целях повышения надежности газоснабжения абонентов Владивостокского городского округа.
В Нанайском районе Хабаровского края введены в эксплуатацию ГРС «Вознесенское» и межпоселковый газопровод, рассчитанные на газификацию нового Малмыжского горно-обогатительного комбината («Амур Минералс») в рамках ТОР «Хабаровск». Также в Хабаровском районе «Газпром» запустил ГРС «Калинка», с помощью нее предполагается газифицировать около 9,7 тыс. домовладений в селах Калинка, Сергеевка, Восточное, Малиновка, Князе-Волконское, Благодатное, Дружба и Некрасовка.
Кроме того, положительное заключение Главгосэкспертизы получил проект насосной станции на газопроводе «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» «КС-6 «Хабаровская» в Хабаровском крае (район им. Лазо). С помощью межрегиональной газотранспортной системы «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» протяженностью 1,8 тыс. км осуществляется доставка газа с шельфа Сахалина потребителям Хабаровского и Приморского краев, планируется осуществлять экспортные поставки в КНР (строится газопровод-отвод). «Газпром» также расширяет пропускную способность газопроводной магистрали за счет увеличения компрессорных мощностей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Добыча угля в Китае в 2025 г. может вырасти на 1,5% относительно 2024 г., до 4,82 млрд тонн, после роста на 0,8% в 2024 г. относительно 2023 г. Ожидается, что импорт угля в КНР в 2025 г. сократится на 1,9%, до 525 млн тонн.
[2] Протяженностью 531 км и пропускной способностью на первом этапе в 30 млн тонн в год.
На прошлой неделе цены на европейском рынке энергетического угля подскочили выше 106 долл./т., скорректировавшись к концу недели до 100 долл./т. Поддержку индексам оказывает сокращение предложения угля со стороны Колумбии, США и Казахстана. За неделю экспортные отгрузки энергетического материала из Колумбии сократились на 25%. Кроме того, в Германии наблюдался рост стоимости электроэнергии на фоне увеличения угольной генерации на 16%, а также падения солнечной и ветряной генерации на 38% и 42% соответственно.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 459.91 долл./1000 м3 (+6.12 долл./1000 м3 к 26.03.2025 г.). Уровень заполнения хранилищ колеблется на уровне 34%, и многие участники рынка считают маловероятным возобновление поставок газа из России. Запасы угля на терминалах ARA остались на уровне 3.62 млн т. (без изменений к 26.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 89 долл./т. вслед за укреплением европейского рынка. Тем не менее, снижение цен среднекалорийного материала продолжилось из-за ограниченного спроса в Индии, где складские запасы находятся на высоком уровне. При этом спрос со стороны индийских производителей губчатого железа улучшился благодаря росту цен на сталь.
Ж/д оператор Transnet достиг соглашения с профсоюзом South African Transport and Allied Workers Union (Satawu) по вопросу повышения заработных плат, однако вероятность забастовки сохраняется, поскольку спор с основным профсоюзом (United National Transport Union) продолжается.
На внутреннем рынке Китая цены стабилизировались на уровне 94 долл./т., хотя негативная динамика сохраняется из-за слабой активности покупателей, высоких складских запасов в портах и увеличения температур. Кроме того, конечные потребители сформировали достаточные объемы в преддверии продолжительных выходных дней в связи с праздником Цинмин (4 апреля).
Запасы в 9 крупнейших портах вновь сократились и составили 30.76 млн т. (-0.42 млн т. к 26.03.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.50 млн т. (-0.04 млн т.), потребление снизилось до 750 тыс. т./сутки против 777-780 тыс. т./сутки неделей ранее.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 83.50 долл./т. долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 48.95 долл./т. на фоне ограниченной торговой активности по причине празднования завершения поста (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр) до 8 апреля. Давление также оказывает ограниченный спрос в Индии и Китае. Кроме того, Колумбия усиливает конкуренцию за счет предлагаемых дисконтов.
В связи с недовольством участников рынка в отношении использования внутренних индонезийских индексов в экспортных контрактах правительство ослабило требования и временно позволило заключать сделки по фиксированным ценам или прибегать к котировкам независимых агентств.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 оставался стабильным на уровне 98 долл./т. Тем не менее, среднекалорийный материал продолжает демонстрировать слабость в связи с сокращением импорта со стороны стран АТР, несмотря на некоторое преимущество, полученное за счет неопределенности с поставками индонезийского угля в результате инициативы властей по использованию внутренних индексов.
Индекс австралийского металлургического угля HCC незначительно снизился до 169 долл./т. на фоне выжидательной позиции потребителей в преддверии объявления новых пошлин в США.
Некоторую поддержку котировкам может оказывать приостановка добычи 31 марта в шахте Moranbah North (Anglo American) в штате Квинсленд, где было зафиксировано превышение нормы концентрации окиси углерода, что послужило основанием для эвакуации рабочих. Компания не объявляла форс-мажорные обстоятельства и производство может возобновиться в ближайшее время.
Компания Whitehaven Coal подтвердила продажу 30% пакета акций в шахте Blackwater, которая расположена в Квинсленде и где добывается металлургический уголь, в пользу японских компаний Nippon Steel (20%) и JFE Steel Corporation (10%).
Без господдержки добыча и экспорт угля в РФ продолжат падать, кризис в отрасли усилится
Согласно оценкам Минэнерго, без оперативного вмешательства и при отсутствии господдержки добыча угля в стране в 2025 г. может обвалиться до 399.6 (-43.8 млн т. или -9.9% к 2024 г.), а экспорт просесть до 166.5 млн т. (-29.4 млн т. или -15% к 2024 г.).
Министр энергетики РФ Сергей Цивилев заявил о необходимости принятия срочных мер государственной поддержки угольной промышленности. Заявление прозвучало
1 апреля 2025 г., на стратегической сессии правительства по нефтяной и угольной отрасли, где Министерству энергетики было поручено в течение двух месяцев разработать предложения по стабилизации ситуации в угольной промышленности. Цивилев сообщил, что ведомство рассчитывает завершить подготовку мер в более сжатые сроки. На сессии премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул необходимость решения задач, касающихся логистики и снижения расходов компаний на перевозку угля.
Кризис в отрасли вызван падением экспортных цен на уголь и международными санкциями при одновременном росте расходов компаний на транспортировку.
Доля убыточных угольных компаний по итогам 2024 г. превысила 50%. Из-за кризисной ситуации в угольной отрасли в предбанкротном состоянии находится
27 российских угольных предприятий с общим объемом добычи 40 млн т. в год. Еще у 62 компаний с общей добычей
126 млн т. в год, убыток выше среднеотраслевого. В Кузбассе и Хакасии многие предприятия вынуждены снижать производственные планы и консервировать отдельные участки добычи.
Грузовой тариф для угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 гг. уже вырос почти на 100%, в 4 раза превысив накопленную инфляцию за данный период. С 1 декабря 2024 г. грузовые ж/д тарифы повышены еще на 13.8% в рамках плановой индексации на 2025 г. Дополнительно, с 1 января 2025 г. введена целевая надбавка в размере 2%.
Кроме того, в 2022 г. ОАО РЖД отменило понижающие коэффициенты к действующим тарифам для угля (на дальность и на энергетический уголь). Указанная мера позиционировалась как временная на фоне высоких угольных котировок на мировых рынках, однако так и не была отменена впоследствии, несмотря на кратное падение экспортных цен в 2023–2024 гг. В результате за этот период угольные компании переплатили по тарифу сверх инфляции более 200 млрд руб.
РЖД мотивировало настолько существенное повышение тарифа необходимостью обеспечить инвестиции на развитие ж/д инфраструктуры в восточном направлении. Однако общие объемы ж/д поставок на Восток по-прежнему существенно отстают от изначальных планов, а отгрузки угля из Кузбасса, Хакасия и Новосибирской области на Восток за 2022–2023 гг. были даже ниже показателей 2019–2020 гг.
Основной задачей поддержки отрасли министерство видит сохранение экспортных объемов и вывоз в восточном направлении не ниже прошлогоднего уровня. Также предлагается принять ряд мер для улучшения экономики поставок за рубеж, включая: мораторий на повышение тарифов РЖД до конца 2025 г., отмена ж/д монополией 10% индексации тарифа за порожний пробег вагонов, скидка 12.8% при перевозках на запад и субсидирование этого направления.
Угольный терминал Лавна введен в эксплуатацию на фоне профицита мощностей
В Мурманской области при участии Владимира Путина был запущен угольный терминал Лавна и осуществлена первая погрузка на судно.
Открытие терминала станет хорошим вкладом в повышение пропускной способности российских арктических портов и в создание дополнительных возможностей для угледобывающей промышленности.
Однако новый терминал увеличивает и без того профицитные мощности перевалки угля на фоне ограниченных провозных возможностей РЖД, несмотря на усиливающийся кризис в угольной отрасли, вызванный падением котировок на международном рынке и западными санкциями.
По итогам прошлого года экспорт через Усть-Лугу упал на 5.7% до 41.5 млн т. (-2.5 млн т.) и через Мурманск – на 19.3% до 12 млн т. (-2.9 млн т. к 2023 г.). В январе-феврале 2025 г. экспортные отгрузки продолжили сокращаться: через Усть-Лугу объем упал на 7.6% до 6.1 млн т. (-0.5 млн т.) и через Мурманск – на 29.3% до 1.7 млн т. (-0.7 млн т.) к январю-февралю 2024 г.
На начальном этапе мощность порта Лавна составит 18 млн т. угля в год, а в перспективе может вырасти до 24 млн т. в год.
В текущее время, в совладельцах порта числятся: ЦРПИ (60%), СДС-Уголь (25%), РЖД-Инфраструктурные проекты (10%) и ГТЛК (5%).