Ситуация на мировых угольных рынках, ценовые тренды и ожидания отрасли
Угольные котировки на европейском рынке по итогам недели продемонстрировали рост выше 125 долл./т. Поддержку ценам оказали такие факторы, как увеличение потребления, похолодание, подорожание газа и электроэнергии. Кроме того, маржинальность угольной генерации резко увеличилась до 54.35 евро/МВтч, тогда как неделей ранее она была отрицательной (-9.98 евро/МВтч). По требованию оператора RTE во Франции была вновь запущена угольная электростанция Emile Huchet мощностью 600 МВт, которая была остановлена в 2022 г. Предполагается, что данная электростанция будет использоваться в дни пиковой нагрузки.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 478.21 долл./1000 м3 (+28.04 долл./1000 м3 к 06.11.2024 г.). Темпы отбора превысили темпы поставок, что приводит к сокращению запасов в хранилищах ЕС. Опасения участников рынка также вызывает операция России по освобождению Курской области, где находится газоизмерительная станция Суджа.
Запасы угля на терминалах ARA остались без изменений на уровне 3.9 млн т. Учитывая текущие темпы потребления, данных запасов, предположительно, хватает почти на 3 месяца. Однако на складах находятся большие объемы высокосернистого материала из США, который необходимо смешивать с углем из других стран.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепились до 110-111 долл./т. Граница для поставок в Мозамбик и экспорта через порт Мапуто была открыта 09.11.2024 г. и власти сосредоточены на разрешении ситуации с образовавшейся 20-километровой пробкой. Однако представители порта предупредили, что беспорядки могут возобновиться в ближайшие дни, в результате чего поставки угля из ЮАР через Мапуто окажутся под угрозой, особенно те, которые осуществляются по автодороге. Портовому оператору Grindrod на прошлой неделе пришлось объявлять форм-мажор по всем отгрузкам.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 118 долл./т. Давление на котировки оказала теплая погода, а также прогноз, что температура будет превышать сезонную норму на 1-2 С°. Некоторые участники рынка уже не ожидают, что пополнение запасов перед зимой окажет ценам существенную поддержку. Кроме того, отмечается высокое предложение, значительно превышающее спрос. Перевозки по ж/д линии Daqin в октябре увеличились на 3% до 1.1 млн т./день, несмотря на техническое обслуживание. Некоторые поставщики понизили цены, однако это не особо помогло заинтересовать покупателей в связи с высокими запасами.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились до 15 млн т. (+0.2 млн т. к 06.11.2024 г.).
В Индонезии котировки двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился на 1 долл./т. до 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR осталась практически без изменений на уровне 52 долл./т. Невысокая активность на спотовом рынке связана со сдержанным спросом, обусловленным увеличением запасов на складах в КНР. Давление на котировки также оказывает укрепление доллара США.
Предложение сдерживается дождями, которые начались во многих добывающих регионах, при этом некоторые поставщики переориентируются на внутренних потребителей или намеренно ограничивают добычу с целью избежать перенасыщения рынка и давления на цены.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 142 долл./т. из-за сокращения спроса в странах АТР и увеличения конкуренции со стороны Колумбии, где завершилась блокада ж/д путей Cerrejon, соединяющих месторождение с экспортным терминалом Puerto Bolivar.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 206 долл./т. на фоне невысокого предложения и одобрения мер поддержки экономики Китая.
Власти КНР одобрили пакет мер на сумму 10 трлн. юаней (1.4 трлн. долл.) по поддержке ослабленной экономики страны, утвердив повышение потолка долга местных органов власти. Инициатива также направлена на стабилизацию экономики на фоне грядущей напряженности с США при Дональде Трампе, который обещал резко повысить торговые пошлины. Однако дополнительные меры по прямой стимуляции внутреннего спроса не были объявлены, что потенциально разочаровало участников рынка. При этом сентябрьские правительственные меры поддержки по денежно-кредитному стимулированию, которые включали снижение процентных ставок и поддержку фондовых рынков и рынков недвижимости, начали оказывать позитивное влияние на экономику.
В строящийся угольный терминал Эльга, который является конечной станцией Тихоокеанской железной дороги, прибыло первое балкерное судно. Также компания Эльга запустила первый грузовой состав из 20 полувагонов с углем по частной железной дороге протяженностью 531 км. Однако, по сообщениям участников рынка, во время движения произошел сход локомотива и 4 вагонов.
Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т. В зимнюю навигацию 2024‒2025 гг. планирует ледокольное сопровождение с помощью двух ледоколов. Порт является частью дальневосточного логистического кластера компании Эльга, ведущей разработку Эльгинского и Огоджинского месторождения.
По итогам января-октября 2024 г. добыча Эльги увеличилась до 19.9 млн т. (+4.7 млн т. или +30.9% к январю-октябрю 2023 г.).
Сибантрацит планирует в 2025 г. начать строительство углепогрузочной ж/д станции в Кузбассе с целью развития добывающих активов (Разрез Верхнетешский, Разрез Кузнецкий Южный и Разрез Малиновский). На первом этапе мощность станции составит 2 млн т. угля в год с возможностью дальнейшего увеличения.
Станция будет оборудована куполом и системой фильтрации воздуха, а ж/д пути будут закрыты пыле-шумозащитными экранами, чтобы предотвратить распространение угольной пыли.
Разрезы Кузнецкий Южный и Малиновский (пока не ведет добычу) вошли в состав группы в 2023 г. Общие запасы новых активов оцениваются в 490 млн т. металлургического угля.
В январе-октябре 2024 г. добыча Сибантрацита, попавшего под санкции США в мае текущего года, сократилась до 4.8 млн т. (-2.4 млн т. или -42.9% к январю-октябрю 2023 г.).
Coal center analytics (CCA)
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
В рамках шельфовых проектов наблюдается восстановление добычи газа, также «Сахалин-2» все еще избегает некоторых санкционных рисков. При этом основным приобретателем СПГ проекта становится КНР. Новые крупные СПГ-проекты, тем не менее, пока находятся под вопросом, в частности планы производства в Якутии. Рост угледобычи отмечается в Якутии и на Сахалине, где недропользователи в том числе намерены инвестировать в транспортную инфраструктуру. При этом пока цены на уголь на мировом рынке являются низкими, с учетом этого введенная для отрасли надбавка к НДПИ может в ближайшее время не оказывать существенного фискального давления.
Газодобыча
В сфере добычи углеводородов сахалинские шельфовые проекты продолжают действовать, при этом пока санкционные ограничения для одного из них остаются частично ослабленными. В июне Евросоюз освободил от соблюдения потолка цен на нефть шельфовый нефтегазовый проект «Сахалин-2» (оператор – ООО «Сахалинская энергия») еще на один год – до 28 июня 2025 г. Решение связано с интересами Японии - обеспечением потребностей энергетической безопасности этой страны.
Напомним, что японским компаниям Mitsui и Mitsubishi в сахалинском проекте принадлежит 12,5% и 10% соответственно. Механизм ценового потолка предусматривает, что проекты, имеющие важное значение для энергетической безопасности третьих стран, могут быть освобождены от соблюдения ограничений. Евросоюз также предоставил проекту «Сахалин-2» право на экспорт и передачу товаров, необходимых для ремонта приборов и аппаратуры, которые предназначены для измерения или контроля переменных характеристик жидкостей и газов.
Тем временем период постоянной добычи газа в рамках проекта «Сахалин-2» был продлен с 2028 г. до 2033 г. Центральная комиссия Роснедр в конце прошлого года поддержала соответствующий вариант разработки Лунского нефтегазоконденсатного месторождения, которое является основным источником сырья для производства сжиженного природного газа в рамках «Сахалина-2» . На втором месторождении проекта «Сахалин-2», Пильтун-Астохском, добывается преимущественно нефть. На Лунском месторождении на сегодняшний день добыто более половины его запасов природного газа. Мощность СПГ-производства составляет порядка 10 млн тонн СПГ в год (такой объем был выпущен в 2023 г., в 2022 г. производство составило 11,5 млн тонн).
За пять месяцев текущего года производство газа в рамках проекта «Сахалин-2» выросло на 3,6% относительно аналогичного периода 2023 г., до 7,3 млрд куб. м. При этом добыча в мае сохранилась на уровне мая прошлого года, 1,4 млрд куб. м. На шельфовом проекте «Сахалин-1» добыча газа в январе-мае текущего года увеличилась на 6,7% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,2 млрд куб. м. Однако в мае добыча в рамках проекта была ниже, чем в мае 2023 г. на 3%, составив 813 млн куб. м. Информация об объеме добычи нефти не раскрывалась.
Стоит отметить, что в последнее время наблюдается существенный рост поставок СПГ проекта «Сахалин-2» в Китай – в апреле текущего года они составили рекордные 440 тыс. тонн (рост на 3,4% относительно марта 2024 г. и на 39% относительно апреля прошлого года). В апреле Китай опередил по объемам поставок сахалинского СПГ традиционного основного импортера – Японию. В апреле поставки сахалинского СПГ японским потребителям снизились на 44% по сравнению с мартом 2024 г. и на 17% по сравнению с апрелем 2023 г., составив 319 тыс. тонн. Что касается поставок СПГ в Республику Корея, то в апреле они сохранились на уровне апреля прошлого года (127 тыс. тонн).
Тем временем предполагается начать геологоразведку на новых, но небольших нефтегазовых участках в Якутии. АК «АЛРОСА» и АО «Сахатранснефтегаз» в рамках совместного предприятия планируют осваивать перспективные нефтегазовые участки в республике – Улугурский и Эргеджейский.
Улугурский лицензионный участок (площадь 4 205 кв. км) находится на территории Ленского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти составляют 7,3 млн тонн, газа – 217,3 млрд куб. м. Эргеджейский лицензионный участок имеет площадь 3 181 кв. км и находится на территории Олёкминского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти оцениваются в 15 млн тонн, газа – в 78,3 млрд куб. м. К 2026 г. предполагается завершить поисковые работы и постановку запасов на государственный баланс. Инвестиционное решение по освоению месторождений должно быть принято после определения технологической схемы разработки месторождений и проработки оптимальных рынков сбыта сырья.
В то же время планируемый ранее в Якутии запуск крупнотоннажного производства СПГ мощностью 18 млн тонн в год (компания «Глобалтэк» ) в настоящее время не входит в число приоритетов. Глава Минвостокразвития А.Чекунков в марте текущего года заявил, что проект, вероятно, будет реализован в среднесрочной перспективе. В прошлом году ЯТЭК сообщала о продолжающихся поисках стратегического партнера для проекта.
Уголь
В угольной отрасли вызвавшим противоречия решением последнего времени стало повышение НДПИ. Правительство в рамках поправок ко второму и третьему чтению внесло корректировки, повысив минимальную цену отсечения, при превышении которой взимается надбавка к НДПИ. Законопроект об изменениях налоговой системы в июле был принят Госдумой в третьем чтении.
Для энергетического угля цена отсечения установлена на уровне 120 долларов за тонну в портах Дальнего Востока (в предыдущем варианте цена отсечения составляла 100 долларов). Предполагается к ставке НДПИ применять коэффициент КЭНРГ, учитывающий среднюю за налоговый период мировую цену на уголь (по индексу FOB Восточный NAR 5500) и средний курс доллара к рублю.
Для коксующегося угля предусмотрена цена отсечения в размере 167 долларов за тонну (прежний вариант – 140 долларов за тонну) и привязка НДПИ к цене в дальневосточных портах (ранее использовался индекс GX TSI FOB Australia Premium Coking Coal). Что касается антрацита и угольной смеси (PCI), то цена отсечения составит 135 долларов на тонну. При этом в формуле расчета НДПИ для данных видов угля будут учитываться цены в портах как Дальневосточного, так и Северо-Западного и Южного федеральных округов. Основным положительным изменением в принятом законопроекте для угольщиков стало именно повышение цены отсечения.
В настоящее время мировые цены на уголь остаются низкими, в связи с чем реальное повышение НДПИ в соответствии с новыми правилами в отрасли в ближайшие годы (до 2026 г.) маловероятно. В июне на наиболее популярном и востребованном восточном направлении стоимость энергетического угля составляла 90 долларов за тонну. В третьем и четвертом кварталах года в связи с подготовкой к отопительному сезону ожидается увеличение цен до 95-96 долларов за тонну.
Добыча угля на Дальнем Востоке тем временем растет в Якутии. По итогам первого полугодия 2024 г. объем производства твердого топлива в республике вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 19 млн тонн. План добычи на текущий год составляет 40 млн тонн угля. Напомним, что «Эльга», «Колмар» и «Якутуголь» являются основными угледобывающими компаниями Якутии, они ведут деятельность в Нерюнгринском районе.
При этом АО «Якутуголь» (ПАО «Мечел») в июле был заподозрен ФАС в злоупотреблении доминирующим положением на рынке и отказе заключать контракт на поставку угля на Нерюнгринскую ГРЭС (эксплуатант станции – АО «ДГК»). В «Дальневосточной генерирующей компании» сообщили, что оборудование станции было спроектировано для работы на угле Нерюнгринского месторождения, а приобретение угля других марок для поддержания работы ГРЭС может привести к снижению сроков эксплуатации оборудования электростанции. ФАС выдала предупреждение компании «Якутуголь», согласно которому недропользователь обязан рассмотреть заявки «ДГК» в течение месяца и поставить уголь при экономической и технической возможности. Компанию также обязали разработать и утвердить в ФАС торговую политику.
Со своей стороны в «Мечеле» сочли претензии ДГК необоснованными. В компании сообщили, что в 2024 г. по итогам закупочных процедур на Нерюнгринскую ГРЭС будет поставлено 736 тыс. тонн угля, в том числе 180 тыс. тонн было поставлено в первом квартале года, 400 тыс. тонн предстоит отгрузить по итогам второго и третьего кварталов и еще 156 тыс. тонн запланировано на четвертый квартал года.
«Колмар» в текущем году рассчитывает добыть 13,5 млн тонн угля – 5,4 млн тонн на ГОКе «Денисовский» и 8,1 млн на ГОКе «Инаглинский». В 2023 г. «Колмар» произвел 11,5 млн твердого топлива.
Тем временем угледобыча снижается в Чукотском АО. Объем добычи каменного угля в регионе по итогам января-мая 2024 г. составил 561 тыс. тонн, сократившись на 6% относительно аналогичного периода 2023 г. Добычу ведет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal Ltd, которая намерена продать актив, но пока не завершила процесс) в пределах Беринговского бассейна (месторождение Фандюшкинское поле в пределах участка Северный Амаам, Анадырский район).
В свою очередь ОАО «Шахта Угольная» за пять месяцев извлекло 18 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении, сократив в три раза объем добычи по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Уголь поставляется потребителям в округе – на Эгвекинотскую ГРЭС и объекты «Чукоткоммунхоза». В настоящее время в компании отмечают сокращение спроса со стороны потребителей.
На Сахалине между тем фиксируется рост экспорта угля. В апреле-мае текущего года (1 апреля – период начала навигации) объем угольных поставок вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,7 млн тонн. В 2023 г. с Сахалина на экспорт было поставлено 14,4 млн тонн твердого топлива, что на 23% больше, чем в 2022 г. Напомним, что «Восточная горнорудная компания» (ВГК) завершает в регионе строительство наиболее крупного в РФ магистрального угольного конвейера протяженностью 23 км, соединяющего Солнцевский угольный разрез и порт Шахтёрск. В июне было принято правительственное решение о выделении субсидии в размере 614,64 млн рублей на строительство конвейера. В 2023 г. объем добычи ВГК на Солнцевском разрезе составил 14,2 млн тонн, в 2024 г. планируется достичь объема добычи в 15,2 млн тонн.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Угольные котировки на европейском рынке на прошлой неделе двигались в диапазоне 119-122 долл./т. Поддержку индексам оказали высокие цены на природный газ, а также прогнозы существенного похолодания в ноябре. Угольная и газовая генерация в Европе увеличилась на фоне сокращения возобновляемой генерации и более холодной погоды, что привело к росту стоимости электроэнергии. Цены на электроэнергию в Германии подскочили с 84.97 евро/МВтч до 113.15 евро/МВтч. Доля ВИЭ в энергобалансе страны упала с 62% до 53%, тогда как доля генерации на ископаемом топливе выросла с 38% до 47%.
Газовые котировки на хабе TTF незначительно скорректировались вниз до 459.66 долл./1000 м3 (-1.00 долл./1000 м3 к 23.10.2024 г.). Частичное давление на котировки газа оказало предупреждение Goldman Sachs о возможном падении цен, если ЕС продолжит наращивать поставки газа из России. Запасы угля на терминалах ARA выросли до 4.10 млн т. (+0.28 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживался на уровне прошлой недели около 110 долл./т. Деловая активность снижается в преддверии праздников в Индии (31 октября отмечается Фестиваль Огней). При этом индийские производители губчатого железа заняли выжидательную позицию и через неделю планируют вернуться к покупкам материала на январь. Кроме того, 24 октября, циклон Дана обрушился на восточное побережье страны и повлиял на работу некоторых портов, включая Dhamra, Paradip и Haldia.
Запасы на складах терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT) достигли максимума с 2021 г. и составили 3.96 млн т. (+0.3 млн т. к 23.10.2024 г.). При этом экспортные отгрузки упали за неделю на 30% до 0.83 млн т. против среднего недельного значения в 2024 г. в объеме 0.95 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao составили 120 долл./т., практически не изменившись к уровню прошлой неделе. Поддержку котировкам оказывает остановка добычи некоторыми небольшими компаниями в связи с исчерпанием месячной квоты. Потребление угля на электростанциях в восьми прибрежных провинциях увеличилось с 1.87 млн т./день до 1.93 млн т./день.
При этом спрос остается ограниченным, и некоторые участники рынка ожидают падения цен FOB. До 5 ноября прогнозируется температура выше сезонной нормы на 1-3°С, а завершившееся техническое обслуживание ж/д линии Daqin приведет к увеличению складских запасов в портах в результате роста ж/д отгрузок до 1.20 млн т./день.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились до 14.72 млн т. (-0.15 млн т.), запасы угля в 9 крупнейших портах составили 25.63 млн т. (+0.58 млн т. к 23.10.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался до 93.6 долл./т. (-0.20 долл./т. к 23.10.2024 г.), низкокалорийный материал 4200 GAR осталась на уровне 52.3 долл./т. (без изменений к 23.10.2024 г.).
Котировки индонезийского угля находились под небольшим давлением из-за отсутствия значительного покупательского интереса на спотовом рынке, что связано с большими запасами угля у покупателей. Однако некоторые экспортеры не планируют увеличения предложения до конца года, поскольку не заинтересованы в дальнейшем падении цен.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос выше 145 долл./т. на фоне технического обслуживания терминалов в преддверии сезона циклонов (ноябрь-апрель). На терминале Abbot Point Coal Terminal (APCT) проводится обслуживание судопрогрузочной (СПМ) машины с 23 октября по 10 ноября, на терминале PWCS – техобслуживание СПМ с 31 октября по 2 ноября и на Hay Point Coal Terminal – обслуживание причалов с 24 октября по 7 ноября.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 205 долл./т. Поддержку котировкам оказывает активность китайских производителей стали, нарастивших производство в связи с улучшением ситуации с маржинальностью, которая еще в сентябре была отрицательной.
Компания Glencore заявила об увеличении производства металлургического угля на 113% до 11.1 млн т. по итогам января-сентября 2024 г. по сравнению с 5.2 млн т. за аналогичный период прошлого года, что обусловлено приобретением доли в канадской компании Elk Valley Resources у Teck Resources в размере 77% за 6.93 млрд долл. 11 июля 2024 г. Согласно прогнозам компании, по итогам 2024 г. добыча составит 19-21 млн т.
Из-за системных проблем с перевозками по сети РЖД падение экспорта российского угля усиливается. В январе-сентябре 2024 г. на экспорт было отгружено на 15.0 млн т. или на 9.3% меньше, чем в январе-сентябре 2023 г. Прогнозируется, что в 2025 г. негативный тренд продолжится.
В октябре 2024 зафиксировано максимальное снижение отгрузки на терминалы Северо-Запада и Юга. В отдельные сутки на Усть-Лужский ж/д узел отгрузка угля практически не производилась РЖД.
Прогноз отгрузки угля на Тамань в октябре 2024 г. составляет 0.8 млн т. (снижение на 1.2 млн т. или на 60% к уровню 2023 г.). Прогноз отгрузки угля в Усть-Лугу в октябре 2024 г. 2.1 млн т. (снижение на 0.7 млн т. или на 25% к уровню 2023 г.).
Срыв текущей отгрузки в адрес порта Тамань не связан с переговорами грузоотправителей с терминалом. Угольные компании договорились с терминалом по условиям перевалки еще в июне 2024 г. Текущие заявки по перевозке угля в адрес порта Тамань свидетельствуют о стабильном спросе на перевалку в Тамани.
Из-за недозавоза склады угля в портах погрузки близки к нулю, увеличивается простой судов на рейде в ожидании груза. В этой ситуации экспортеры вынуждены переносить обязательства по поставке перед покупателями на будущие периоды, что чревато риском потери ключевых оставшихся рынков для российских поставщиков угля, например рынка Турции, на котором российский уголь с 2022 г. смог успешно заместить основного поставщика - Колумбию.
С учетом срыва отгрузки по РЖД и невозможности экспортерами выполнить своевременно внешнеторговые обязательства по поставкам угля, сегодня наблюдаем обратный тренд - замещение российского угля колумбийским: в январе-августе 2024 г. доля российских поставщиков на турецком рынке снизилась с 71% в 2023 г. до 61% в январе-августе 2024 г.
Таким образом, российские экспортеры не смогут воспользоваться ростом цен на западном направлении в 4-м квартале(+27 долл./т. к минимальному уровню индекса API2 в 2024 г.: 118.3 долл./т. текущий уровень к 91.3 долл./т. в середине февраля 2024 г.), что приведет к еще большим убыткам отрасли в 2024 г.
Помимо этого, потеря доля на рынке Турции повлечет за собой увеличение убытков в последующие периоды. Из-за санкций и закрытия рынка Европы для российского угля, следующий «ближайший» рынок сбыта для отечественных экспортеров - Индия, куда фрахт на 20 долл./т. выше, чем до Турции из Усть-Луги.
В октябре зафиксировано рекордное количество брошенных груженых поездов с углем на сети РЖД, которая практически парализована. Некоторые груженные составы простаивают более месяца в ожидании движения.
Продолжается тренд по нехватке локомотивных бригад (неофициальная причина - простой локомотивов из-за недостаточного количества локомотивных бригад в связи с низкими зарплатами в РЖД).
В первую очередь снижается экспорт угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области: суммарно на 15 млн т. по итогам января-сентября 2024 г. (к январю-сентябрю 2023 г.). Незначительная положительная динамика наблюдается только по Якутии и Дальнему Востоку.
Отгрузки на экспорт из Кузбасса в сравнении с 2021 г. упали на 27 млн т. или на 16%.
Из 130 российских угледобывающих предприятий 64 убыточны (данные на август 2024 г.).
Убытки российских угольных компаний по итогам января-августа 2024 г. подскочили в 2.7 раза до 116.9 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 112.0 млрд рублей (-71.2% к январю-августу 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 4.9 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний увеличилась до 52% против 39% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-426 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости. По итогам года убыток отрасли прогнозируется на уровне 34.0 млрд руб. Последний раз совокупный аналогичный показатель наблюдался только в 2020 г., когда он составил 37.6 млрд руб.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Кроме того, продолжает действовать пошлина на коксующийся уголь.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-сентября 2024 г. упала до 147.0 млн т. (-13.0 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 148.1 млн т. (-15.7 млн т. или -9.6% к январю-сентябрю 2023 г.).
На европейском рынке угля цены укрепились выше 110 долл./т. на росте газовых индексов. Волатильность угольных котировок увеличилась вслед за колебаниями на рынке газа и нефти на фоне новых санкций против энергетического сектора России. При этом в Германии доля ВИЭ в структуре энергобаланса выросла до 81% против 63% неделей ранее. Тем не менее, в 1 квартале 2025 г. в Германии прогнозируется небольшое увеличение потребление угля из-за дороговизны газа.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 499.37 долл./1000 м3 (+19.95 долл./1000 м3 к 08.01.2025 г.). Запасы газа в подземных хранилищах (ПХГ) ЕС опустились до 64%. Поставки российского трубопроводного газа в Европу продолжают осуществляться через Турецкий поток, транзит через Украину с начала года был остановлен. Запасов в ПХГ на фоне высоких темпов отбора, по некоторым оценкам, осталось на 70 дней. Запасы угля на терминалах ARA незначительно сократились до 4.31 млн т. (-0.05 млн т. 08.01.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал до уровня 95-97 долл./т., опустившись ниже отметки 100 долл./т. впервые за 10 месяцев на фоне стабильного предложения. Среднекалорийный материал также подешевел, поскольку спрос в Индии остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей и падения цен на губчатое железо.
По итогам ноября 2024 г. экспорт угля из ЮАР через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) достиг двухлетнего максимума, составив 6.81 млн т. (+15% к ноябрю 2023 г.), что обусловлено улучшением ситуации с ж/д транспортировкой на сети Transnet.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao оставались на уровне прошлой недели в 107 долл./т. из-за сокращения спроса в преддверии Китайского нового года, поскольку многие конечные потребители достигли целей по складским запасам. Кроме того, промышленное производство замедляется, а государственные угольные компании будут иметь лишь непродолжительный перерыв в добыче во время праздников. Также в КНР прогнозируется потепление, что также будет способствовать сокращению потребления угля и сохранению складских запасов на высоком уровне.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились до 13.76 млн т. (+0.12 млн т.), запасы в 9 крупнейших портах составили 25.32 млн т. (-0.18 млн т. к 08.01.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался до 90 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась ниже 49 долл./т. из-за недостаточного спроса на спотовом рынке на 1 квартал 2025 г., что вызывает опасения у индонезийских экспортеров, учитывая их планы по увеличению добычи. При этом продолжающиеся ливни на Суматре и в Калимантане продолжают негативно сказывать на отгрузках. Тем не менее отдельные поставщики отмечают больший интерес к низкокалорийному материалу со стороны некоторых потребителей в Индии и Юго-Восточной Азии.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал до 110 долл./т. Тренд на снижение котировок австралийского материала продолжается по причине слабого спроса и высокой конкуренции со стороны других стран-экспортеров, в результате чего спотовые цены на высококалорийный уголь достигли минимума за последние 3.5 года.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил снижаться, опустившись до 192 долл./т. ввиду невысокой активности на рынке. Давление также оказывает неопределенность в связи с возможным введением Индией протекционистских мер в виде квот на импорт кокса для защиты внутренних производителей. В КНР ожидается дальнейшее снижение внутренних цен на коксующийся уголь и кокс из-за негативных фундаментальных факторов в сталелитейной отрасли.
Участники рынка отмечают, что многие крупные покупатели PCI в юго-восточной части Китая обеспечены запасами в достаточной мере, в связи с чем некоторые российские поставщики рассматривают возможность перенаправить спотовые поставки в Индию.
На прошедшей неделе США внесли в санкционный список еще несколько крупных российских угольных компаний: Кузбассразрезуголь (КРУ) и Русский уголь. С учетом прошлогодних рестрикций против ряда юрлиц, включая СУЭК, Эльгауголь, Сибантрацит и Мечел, под санкции попали почти все крупные российские угольные компании.
Объемы ж/д перевозок угля на экспорт из России по итогам 2024 г. упали до 178.1 млн т. (-18.0 млн т. или -9.2% к 2023 г.). В 2024 г. году санкции США охватили более 50% экспортного объема, что привело к активному снижению отгрузок российских угля. С учетом новых санкций, под ограничение попадает почти 80% российского экспорта, в результате чего произойдет еще большее сокращение поставок в 2025 г.
Блокирующие санкции против российских угольных компаний ведут к дисбалансу мирового спроса и предложения на высококачественный уголь как энергетический, так и металлургический, включая PCI и антрацит. Выпавшие объемы высококачественного российского угля и металлургического материала будет невозможно заменить на рынке, так как продукция из Индонезии, Южной Африки и Колумбии несопоставима по качеству, а возможности наращивания производства в Австралии ограничены, что может подстегнуть вверх ключевые индексы, рассчитываемые на основе материала 6000 ккал/кг, а также цены на коксующийся уголь, PCI и антрацит.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали препятствует наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, где логистика наиболее благоприятна для поставок на рынок АТР из-за низкого фрахта. Сочетание низких текущих цен с высокими расходами на железнодорожную перевозку и ставками перевалки в портах, делают экспортные поставки нерентабельными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 2024 г. упала до 198.6 млн т. (-15.2 млн т. или -7.1% к 2023 г.).
Китайская компания намерена выкупить 100% обанкротившегося добывающего предприятия Шахта Инская.
Шахта Инская ведет в Кузбассе добычу премиального низкозольного угля марки Д. Полученный концентрат, используется в качестве сырья для полукоксования и ферросплавных заводов. Потенциальные новые инвесторы, планировавшие вложить средства в модернизацию, отказались от своих намерений в связи с рисками, в том числе связанными с отсутствием квот на вывоз угля в восточном направлении.
Шахта Инская введена в эксплуатацию в 2011 г. Запасы по состоянию на 1 января 2023 г. составляли 98 млн т.
Для многих поставщиков текущий уровень цен и расходы делают экспорт угля убыточным. Российские угольные компании несут потери и вынуждены сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, наряду с лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках, а также западные санкции, оказывают давление на российскую угольную отрасль.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 2024 г. упала до 198.6 млн т. (-15.2 млн т. или -7.1% к 2023 г.). Объемы ж/д перевозок российского угля на экспорт в 2024 г. сократились до 178.1 млн т. (-18.0 млн т. или -9.2% к 2023 г.).
На европейском рынке цены с начала года опустились ниже 105 долл./т. Давление на котировки оказали такие факторы, как ограниченный спрос, снижение цен на газ и электроэнергию, а также увеличение запасов на складах ARA.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 479.42 долл./1000 м3 (-46.66 долл./1000 м3 к 02.01.2025 г.). При этом поставки газа в Европу со стороны Норвегии замедлились, а хранилища в странах ЕС заполнены на 70%. Запасы угля на терминалах ARA увеличились за две недели до 4.36 млн т. (+0.15 млн т. или +4% к 25.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 100 долл./т. на фоне нисходящего движения на европейском рынке. Среднекалорийный материал также подешевел, поскольку спрос в Индии и странах АТР остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей. Кроме того, запасы на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) находятся на комфортном уровне и превышают 4 млн т.
Добывающие компании в ЮАР и Мозамбике ожидают, что на их экспортных операциях негативно отразятся протесты в преддверии инаугурации нового президента Мозамбика, которая состоится 15 января 2025 г. Лидером протестов будет выступать проигравший выборы оппозиционер.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet опубликовал документ (Network Statement) в рамках инфраструктурной реформы и допуска к сети сторонних операторов. Кроме того, была представлена дифференцированная тарифная политика. Доступ к North Corridor, ведущему к терминалу RBCT, ожидается в апреле.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились до 107 долл./т. на снижении предложения из-за сокращения добычи на небольших шахтах в преддверии Китайского нового года, что обусловлено усилением мер безопасности. Некоторые конечные потребители в северных регионах накапливают запасы в связи с предстоящими праздниками. Компания Shenhua повысила цены для сторонних поставщиков с целью стимулирования отгрузок.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились незначительно до 13.76 млн т., запасы в 9 крупнейших портах составили 25.50 млн т. (+0.37 млн т. к 02.01.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался вниз до 91 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 49 долл./т. по причине невысокого спроса в связи с рыночной неопределенностью в краткосрочной перспективе. При этом спрос на низкокалорийный материал выше, поскольку, по некоторым оценкам, он выгоднее трейдерам с финансовой точки зрения, чем средне- или высококалорийный уголь.
Проливные дожди негативно отразились на погрузке в Южном Калимантане. Ливни также частично парализовали дорожную транспортировку угля в добывающих регионах. Сезон дождей в Индонезии обычно усиливается в декабре и достигает пика в середине января, в связи с чем ожидается, что неблагоприятные погодные условия будут отражаться на погрузке и в следующем месяце.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 продолжил нисходящий тренд ниже 117 долл./т., что связано с низким спросом со стороны ключевых стран-потребителей, а также увеличением конкуренции со стороны Колумбии, Монголии и других стран-экспортеров.
Индекс австралийского металлургического угля HCC составил 196 долл./т., снизившись ввиду невысокой активности на рынке и увеличения предложения. При этом рост спроса со стороны Индии оказался ниже ожиданий. Некоторые производители стали рассматривают возможности перепродажи угля. В КНР цены на кокс были вновь понижены, что продолжает оказывать давление на рынок.
Некоторые азиатские потребители в Юго-Восточной Азии также рассматривают покупку угля из США на условиях CFR с целью избежания волатильности на рынке FOB.
В 2024 г. впервые за много лет российские угольные компании столкнулись с полномасштабным кризисом. В результате совокупности факторов отрасль оказалась в крайне сложном положении, выход из которого пока не просматривается.
Цены на уголь на мировом рынке существенно снизились несмотря на то, что спрос на уголь в мире в 2024 г. продолжил расти и по оценкам МЭА обновит исторический максимум на уровне
7.25 млрд т. При этом введенное после начала СВО на Украине в 2022 г. эмбарго на поставки российского угля в Евросоюз привел к переориентации поставок на Азию, а железнодорожные тарифы продолжили увеличиваться.
Влияние негативных факторов в 2024 г. усилилось. На дисконты к международным бенчмаркам наложился резкий рост затрат ж/д перевозки, включая отмену скидок, а также рост тарифов на перевалку на терминале ОТЭКО в Тамани, который привел к обвалу экспорта через него зимой и весной 2024 г.
Кроме того, в 2024 г. добавились привязанные к курсу доллара экспортные пошлины и импортные пошлины Китая, который стал одним из основных рынков сбыта для российских угольщиков. В течение года США внесли целый ряд угольных компаний РФ в санкционный список (SDN), предполагающий наиболее жесткие блокирующие санкции, что усложнило международные расчеты и выход на международные рынки.
В 2024 г. усугубились традиционные проблемы с пропускной способностью сети РЖД. Работу железных дорог замедляла нехватка локомотивных бригад наряду с инфраструктурными ограничениями на БАМе и Транссибе на фоне продолжающейся переориентации грузовой базы в восточном направлении. При этом РЖД также не справлялась с грузопотоком в южном и северо-западном направлениях.
Все эти факторы обусловили падение экспорта угля и крайне негативно сказались на финансовых показателях отрасли. Доля убыточных компаний превысила 53%, а сальдированный убыток по итогам января-октября 2024 г. составил 84.8 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. В последний раз подобная ситуация наблюдалась в 2020 г., в разгар пандемии коронавируса.
В отдельные периоды 2024 г. компании были вынуждены экспортировать уголь в убыток или с нулевой рентабельностью, а также сокращать инвестиции.
При этом государство воздержалось от каких-либо мер поддержки отрасли, за исключением отмены действия экспортных пошлин, что нивелируется ростом тарифов РЖД на 2025 г. на 13.8%. Кроме того, в 2025 г. РЖД обеспечит вывоз 54.1 млн т. угля из Кузбасса, однако из других угольных регионов сырье будет вывозиться на общих условиях.
Сход 39 полувагонов с углем произошел 6 января 2025 г. в Хабаровском крае на частной Тихоокеанской железной дороге, соединяющей Эльгинское каменноугольное месторождение и порт Эльга. Размер ущерба и обстоятельства происшествия устанавливаются, пострадавших нет.
Дорога протяженностью 530 км (полная длина со всеми разъездами – 626 км), построенная компанией Эльгауголь, была запущена в ноябре 2024 г. с целью вывоза угля с месторождения, расположенного в Якутии. Провозная способность Тихоокеанской железной дороги в 2025 г. должна составить 30 млн т. в год., а после завершения второго этапа в 1 квартале 2027 г. – до 50 млн т.
Добыча Эльгауголь по итогам 2024 г., по предварительным данным, составила 28.1 млн т. (+6.8 млн т. к 2023 г.). Однако компания добывает труднообогатимые угли, которые при переработке на обогатительных фабриках теряют до 50% объема.
На европейском рынке цены скорректировались выше 111 долл./т. после продолжительного снижения. Поддержку котировкам оказал рост цен на газ и электроэнергию. Кроме того, поставки колумбийского энергетического угля за неделю сократились на 38%, в том числе в адрес стран ЕС.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 494.23 долл./1000 м3 (+50.24 долл./1000 м3 к 18.12.2024 г.). В конце года истекает договор о транзите российского газа через Украину. На данный момент власти Украины и России не планируют его продлевать. Опасения у участников рынка также вызвали угрозы Катара, одного из крупнейших экспортеров СПГ, прекратить поставки в Европу из-за нового европейского законодательства, предусматривающего наказание за несоблюдение требований по сокращению выбросов углерода. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до
4.21 млн. т. (+0.46 млн. т. или +12% к 18.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился выше 105-106 долл./т. на фоне отскока на европейском рынке. Однако среднекалорийный материал подешевел, поскольку спрос в Индии и странах АТР остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 3 долл./т. до 107 долл./т., что обусловлено ограниченным спросом в промышленном секторе и температурой выше нормы. Высокое предложение и пессимистичные прогнозы в отношении потребления также негативно сказываются на рыночных настроениях. В связи с этим добывающие компании понижали цены на 1.4-4.2 долл./т., чтобы простимулировать продажи.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.48 млн. т. до
13.91 млн. т., запасы в 9 крупнейших портах уменьшились до 27.18 млн. т.
(-0.47 млн. т. к 18.12.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR удерживался ниже 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR потеряла 0.5 долл./т. до 50 долл./т. на фоне низкой торговой активности на спотовом рынке в преддверии рождественских праздников. Давление на рынок также оказывает нисходящий тренд в Китае.
При этом проливные дожди негативно отразились на погрузке в Южном Калимантане. Ливни также частично парализовали дорожную транспортировку угля в добывающих регионах. Сезон дождей в Индонезии обычно усиливается в декабре и достигает пика в середине января, в связи с чем ожидается, что неблагоприятные погодные условия будут отражаться на погрузке и в следующем месяце.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 находился ниже 123 долл./т. Нисходящий тренд в котировках австралийского материала продолжился по причине низкого спроса со стороны ключевых стран-потребителей.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 195 долл./т. FOB Australia. В КНР, где также наблюдается падение котировок, спрос остается слабым, в связи с чем китайские производители кокса вновь планируют понижать цены на свою продукцию. Покупатели предпочитаются придерживаться выжидательной позиции ввиду продолжающегося нисходящего тренда.
Кроме того, согласно обновленным данным, вероятность формирования явления Ла-Нинья снизилась, в связи с чем риск нарушения поставок из Австралии уменьшился. Власти Австралии пересмотрели прогноз по экспорту металлургического угля в финансовом 2024/2025 г. (заканчивается 30 июня) в сторону увеличения на 2 млн. т. до 163 млн. т.
Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает, что добыча энергетического и металлургического угля в России и его экспорт продолжат снижаться в 2025–2027 гг. Согласно прогнозу, негативный тренд будет продолжаться, пока не улучшится конъюнктура рынка и не заработают меры господдержки.
По оценке МЭА, добыча угля в России в 2024 г. снизится на 3% к уровню прошлого года и составит 427 млн. т. При этом прогноз не принимает во внимание то, что добыча в Кузбассе, основном угольном регионе страны, где добывается высококачественный уголь, существенно падает, а рост добычи происходит главным образом за счет непремиальных марок. Добыча к Кузбассе по итогам 2024 г. упадет до 196 млн. т. (-18.2 млн. т. или -8.4% к 2023 г.), а экспорт до 100 млн. т. (-13.8 млн. т. или -12.1% к 2023 г.).
МЭА также ожидает, что совокупный экспорт российского угля сократится на 6% до 199 млн. т. Однако, по предварительным данным, данный показатель упадет на 8.1% и составит 196 млн. т. (-16.0 млн. т. или -7.5% к 2023 г.).
В 2025 г., как ожидает МЭА, добыча снизится на 3% до 416 млн. т., а экспорт – на 7% до 185 млн. т. По итогам 2026 г. добыча оценивается на уровне 416 млн. т., экспорт – 180 млн. т. В 2027 г. добыча ожидается на уровне 412 млн. т. (энергетического угля – 305 млн. т., металлургического – 106 млн. т.), экспорт – 178 млн. т. Падение добычи за 3 года по сравнению с 2024 годом составит 3.5%, экспорта – 10.6%.
Таким образом, поставки на экспорт высококачественного российского угля, включая PCI, продолжат сокращаться в ближайшие годы.
Негативный прогноз обусловлен сложностями с экспортом угля в связи с антироссийскими санкциями, а также высокими транспортными издержками, проблемами с логистикой и низкой рентабельностью поставок за рубеж из-за дисконтов к рыночным бенчмаркам.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-октября 2024 г. подскочили в 4.4 раза до 216.9 млрд. рублей, превысив прибыль, которая составила
132.1 млрд. рублей (-70.3% к январю-октябрю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 84.8 млрд. руб. против прибыли более 316 млрд. руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 53.4% против 35% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд. руб. (-426 млрд. руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-ноября 2024 г. упала до
180.7 млн. т. (-14.8 млн. т. или -7.6% к январю-ноябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 179.9 млн. т.
(-15.8 млн. т. или -8.1% к январю-ноябрю 2023 г.).