Тренды угольного рынка: рост в Европе, проблемы с экспортом в России
Угольные котировки на европейском рынке по итогам недели скорректировались ниже 118 долл./т. Основным драйвером снижения цен на энергетическом рынке стало заявление, сделанное в начале недели правительством Израиля, о том, что его войска не будут атаковать энергетические и ядерные объекты Ирана. Это уменьшило опасения участников рынка относительно возможных перебоев с поставками энергоносителей из стран Ближнего Востока.
Газовые котировки на хабе TTF составили 451 долл./1000 м3 (+9 долл./1000 м3 к 09.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA остаются стабильными, на уровне 3.54 млн т. (-0.03 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 откатился до уровня 110 долл./т. вслед за коррекцией европейского рынка.
Экспорт из южноафриканского угольного терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT) второй год подряд не поднимается выше уровня 50 млн т.
Спрос на южноафриканский материал со стороны индийских потребителей остается стабильным ввиду роста цен на горячебрикетированное железо и сталь. Кроме того, участники рынка ожидают роста спроса после праздников в конце октября (31 октября отмечается Фестиваль Огней Дивали - главный индуистский праздник).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 2 долл./т., опустившись до 121 долл./т.
В начале недели компания Shenhua снизила закупочные цены у сторонних производителей в регионе Внутренняя Монголия, а также цены FOB в портах отгрузки. Примеру Shenhua последовали другие производители угля. Снижение цен в крупнейших регионах добычи составило 0.7-2.8 долл./т.
В то же время ж/д Китая с начала октября увеличили количество маршрутов для перевозки материала. Аналогичные действия в прошлом году позволили за месяц нарастить запасы угля в крупнейших портах с 23 до 27 млн т. По состоянию на 15.10.2024 г. величина запасов составила 24.2 млн т.
Из-за достаточного объема предложения на рынке, а также в ожидании дальнейшего ослабления котировок потребители снижают торговую активность.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR оставался стабильным на уровне 93 долл./т., при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR выросла выше 52.5 долл./т. благодаря спросу со стороны китайских потребителей.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 понизился до 147-148 долл./т. FOB. Метеорологическое бюро Австралии опубликовало первый прогноз на сезон циклонов с ноября 2024 по апрель 2025 г., в котором предупреждает о повышенной вероятности интенсивных циклонов в этом сезоне из-за более теплой температуры океана. Ожидается, что в этом сезоне у побережья Квинсленда пройдут четыре циклона, которые могут негативно повлиять на судоходство из экспортных портов.
Индекс австралийского металлургического угля HCC превысили 210 долл./т. 16 октября, но затем 17 октября скорректировались вниз почти на 6 долл./т., растеряв весь недельный рост. Коррекция последовала после того, как на платформе globalCoal было выставлено предложение о поставке 70 тыс. т. угля марки Peak Downs или BMA PLV по цене 206 долл./т. FOB Australia. Резкое снижение котировок заставило индийских и китайских потребителей смотреть в сторону цен спроса на уровне 200-204 долл./т. FOB или занять выжидательную позицию.
Форвардные бумаги на ноябрь и декабрь на сингапурской бирже с середины недели потеряли по 7 долл./т., опустившись до 204 и 205 долл./т. FOB, в то время как фьючерсы на металлургический уголь на китайской Dalian Commodity Exchange рухнули на 8%. Цены на металлургический уголь в Китае скорректировались на фоне более слабых, чем ожидалось, мер по стимулированию рынка недвижимости.
В январе-сентябре 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 147.3 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
В сентябре 2024 г. добыча упала до 14.6 млн т. (-2.9 млн т. или -16.6% к сентябрю 2023 г.).
Добыча коксующегося материала за 9 месяцев 2024 г. составила 47.3 млн т. (-2.6 млн т. или -5.2%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 100.0 млн т. (-10.3 млн т. или -9.3%).
Открытым способом угольные компании добыли 100.1 млн т. (-7.5 млн т. или -7.0% к январю-сентябрю 2023 г.), производство подземным способом составило 47.2 млн т. (-5.4 млн т. или -10.3% к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 октября 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе составили 18.5 млн т. (-2.6 млн т. или -12.3% к 1 октября 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с логистическими ограничениями, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.
В 2023 году добыча угля в Кузбассе опустилась до 214.2 млн т. (-9,4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Экспорт российского угля в Индию в январе–августе 2024 г. упал до 19.2 млн т. (-0.5 млн т. или -2.5% к январю-августу 2023 г.).
При этом за 8 месяцев 2024 г. общий импорт угля Индией увеличился до 188.6 млн т. (+20.2 млн т. или +12% к аналогичному периоду прошлого года).
Доля России в угольном импорте Индии в январе-августе 2024 г. сократилась на 1.5% до 10.2%. В прошлом году в январе-августе она составляла 11.7%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Уголь является основным источником электроэнергии в Индии, обеспечивая около 75% генерации в стране. По состоянию на начало августа 2024 г. на стадии строительства в Индии находились угольные ТЭС общей мощностью около 30 ГВт. Это второй показатель в мире после Китая, где строится порядка 175 ГВт угольных электростанций.
Coal center analytics (CCA)В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
В рамках шельфовых проектов наблюдается восстановление добычи газа, также «Сахалин-2» все еще избегает некоторых санкционных рисков. При этом основным приобретателем СПГ проекта становится КНР. Новые крупные СПГ-проекты, тем не менее, пока находятся под вопросом, в частности планы производства в Якутии. Рост угледобычи отмечается в Якутии и на Сахалине, где недропользователи в том числе намерены инвестировать в транспортную инфраструктуру. При этом пока цены на уголь на мировом рынке являются низкими, с учетом этого введенная для отрасли надбавка к НДПИ может в ближайшее время не оказывать существенного фискального давления.
Газодобыча
В сфере добычи углеводородов сахалинские шельфовые проекты продолжают действовать, при этом пока санкционные ограничения для одного из них остаются частично ослабленными. В июне Евросоюз освободил от соблюдения потолка цен на нефть шельфовый нефтегазовый проект «Сахалин-2» (оператор – ООО «Сахалинская энергия») еще на один год – до 28 июня 2025 г. Решение связано с интересами Японии - обеспечением потребностей энергетической безопасности этой страны.
Напомним, что японским компаниям Mitsui и Mitsubishi в сахалинском проекте принадлежит 12,5% и 10% соответственно. Механизм ценового потолка предусматривает, что проекты, имеющие важное значение для энергетической безопасности третьих стран, могут быть освобождены от соблюдения ограничений. Евросоюз также предоставил проекту «Сахалин-2» право на экспорт и передачу товаров, необходимых для ремонта приборов и аппаратуры, которые предназначены для измерения или контроля переменных характеристик жидкостей и газов.
Тем временем период постоянной добычи газа в рамках проекта «Сахалин-2» был продлен с 2028 г. до 2033 г. Центральная комиссия Роснедр в конце прошлого года поддержала соответствующий вариант разработки Лунского нефтегазоконденсатного месторождения, которое является основным источником сырья для производства сжиженного природного газа в рамках «Сахалина-2» . На втором месторождении проекта «Сахалин-2», Пильтун-Астохском, добывается преимущественно нефть. На Лунском месторождении на сегодняшний день добыто более половины его запасов природного газа. Мощность СПГ-производства составляет порядка 10 млн тонн СПГ в год (такой объем был выпущен в 2023 г., в 2022 г. производство составило 11,5 млн тонн).
За пять месяцев текущего года производство газа в рамках проекта «Сахалин-2» выросло на 3,6% относительно аналогичного периода 2023 г., до 7,3 млрд куб. м. При этом добыча в мае сохранилась на уровне мая прошлого года, 1,4 млрд куб. м. На шельфовом проекте «Сахалин-1» добыча газа в январе-мае текущего года увеличилась на 6,7% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,2 млрд куб. м. Однако в мае добыча в рамках проекта была ниже, чем в мае 2023 г. на 3%, составив 813 млн куб. м. Информация об объеме добычи нефти не раскрывалась.
Стоит отметить, что в последнее время наблюдается существенный рост поставок СПГ проекта «Сахалин-2» в Китай – в апреле текущего года они составили рекордные 440 тыс. тонн (рост на 3,4% относительно марта 2024 г. и на 39% относительно апреля прошлого года). В апреле Китай опередил по объемам поставок сахалинского СПГ традиционного основного импортера – Японию. В апреле поставки сахалинского СПГ японским потребителям снизились на 44% по сравнению с мартом 2024 г. и на 17% по сравнению с апрелем 2023 г., составив 319 тыс. тонн. Что касается поставок СПГ в Республику Корея, то в апреле они сохранились на уровне апреля прошлого года (127 тыс. тонн).
Тем временем предполагается начать геологоразведку на новых, но небольших нефтегазовых участках в Якутии. АК «АЛРОСА» и АО «Сахатранснефтегаз» в рамках совместного предприятия планируют осваивать перспективные нефтегазовые участки в республике – Улугурский и Эргеджейский.
Улугурский лицензионный участок (площадь 4 205 кв. км) находится на территории Ленского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти составляют 7,3 млн тонн, газа – 217,3 млрд куб. м. Эргеджейский лицензионный участок имеет площадь 3 181 кв. км и находится на территории Олёкминского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти оцениваются в 15 млн тонн, газа – в 78,3 млрд куб. м. К 2026 г. предполагается завершить поисковые работы и постановку запасов на государственный баланс. Инвестиционное решение по освоению месторождений должно быть принято после определения технологической схемы разработки месторождений и проработки оптимальных рынков сбыта сырья.
В то же время планируемый ранее в Якутии запуск крупнотоннажного производства СПГ мощностью 18 млн тонн в год (компания «Глобалтэк» ) в настоящее время не входит в число приоритетов. Глава Минвостокразвития А.Чекунков в марте текущего года заявил, что проект, вероятно, будет реализован в среднесрочной перспективе. В прошлом году ЯТЭК сообщала о продолжающихся поисках стратегического партнера для проекта.
Уголь
В угольной отрасли вызвавшим противоречия решением последнего времени стало повышение НДПИ. Правительство в рамках поправок ко второму и третьему чтению внесло корректировки, повысив минимальную цену отсечения, при превышении которой взимается надбавка к НДПИ. Законопроект об изменениях налоговой системы в июле был принят Госдумой в третьем чтении.
Для энергетического угля цена отсечения установлена на уровне 120 долларов за тонну в портах Дальнего Востока (в предыдущем варианте цена отсечения составляла 100 долларов). Предполагается к ставке НДПИ применять коэффициент КЭНРГ, учитывающий среднюю за налоговый период мировую цену на уголь (по индексу FOB Восточный NAR 5500) и средний курс доллара к рублю.
Для коксующегося угля предусмотрена цена отсечения в размере 167 долларов за тонну (прежний вариант – 140 долларов за тонну) и привязка НДПИ к цене в дальневосточных портах (ранее использовался индекс GX TSI FOB Australia Premium Coking Coal). Что касается антрацита и угольной смеси (PCI), то цена отсечения составит 135 долларов на тонну. При этом в формуле расчета НДПИ для данных видов угля будут учитываться цены в портах как Дальневосточного, так и Северо-Западного и Южного федеральных округов. Основным положительным изменением в принятом законопроекте для угольщиков стало именно повышение цены отсечения.
В настоящее время мировые цены на уголь остаются низкими, в связи с чем реальное повышение НДПИ в соответствии с новыми правилами в отрасли в ближайшие годы (до 2026 г.) маловероятно. В июне на наиболее популярном и востребованном восточном направлении стоимость энергетического угля составляла 90 долларов за тонну. В третьем и четвертом кварталах года в связи с подготовкой к отопительному сезону ожидается увеличение цен до 95-96 долларов за тонну.
Добыча угля на Дальнем Востоке тем временем растет в Якутии. По итогам первого полугодия 2024 г. объем производства твердого топлива в республике вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 19 млн тонн. План добычи на текущий год составляет 40 млн тонн угля. Напомним, что «Эльга», «Колмар» и «Якутуголь» являются основными угледобывающими компаниями Якутии, они ведут деятельность в Нерюнгринском районе.
При этом АО «Якутуголь» (ПАО «Мечел») в июле был заподозрен ФАС в злоупотреблении доминирующим положением на рынке и отказе заключать контракт на поставку угля на Нерюнгринскую ГРЭС (эксплуатант станции – АО «ДГК»). В «Дальневосточной генерирующей компании» сообщили, что оборудование станции было спроектировано для работы на угле Нерюнгринского месторождения, а приобретение угля других марок для поддержания работы ГРЭС может привести к снижению сроков эксплуатации оборудования электростанции. ФАС выдала предупреждение компании «Якутуголь», согласно которому недропользователь обязан рассмотреть заявки «ДГК» в течение месяца и поставить уголь при экономической и технической возможности. Компанию также обязали разработать и утвердить в ФАС торговую политику.
Со своей стороны в «Мечеле» сочли претензии ДГК необоснованными. В компании сообщили, что в 2024 г. по итогам закупочных процедур на Нерюнгринскую ГРЭС будет поставлено 736 тыс. тонн угля, в том числе 180 тыс. тонн было поставлено в первом квартале года, 400 тыс. тонн предстоит отгрузить по итогам второго и третьего кварталов и еще 156 тыс. тонн запланировано на четвертый квартал года.
«Колмар» в текущем году рассчитывает добыть 13,5 млн тонн угля – 5,4 млн тонн на ГОКе «Денисовский» и 8,1 млн на ГОКе «Инаглинский». В 2023 г. «Колмар» произвел 11,5 млн твердого топлива.
Тем временем угледобыча снижается в Чукотском АО. Объем добычи каменного угля в регионе по итогам января-мая 2024 г. составил 561 тыс. тонн, сократившись на 6% относительно аналогичного периода 2023 г. Добычу ведет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal Ltd, которая намерена продать актив, но пока не завершила процесс) в пределах Беринговского бассейна (месторождение Фандюшкинское поле в пределах участка Северный Амаам, Анадырский район).
В свою очередь ОАО «Шахта Угольная» за пять месяцев извлекло 18 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении, сократив в три раза объем добычи по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Уголь поставляется потребителям в округе – на Эгвекинотскую ГРЭС и объекты «Чукоткоммунхоза». В настоящее время в компании отмечают сокращение спроса со стороны потребителей.
На Сахалине между тем фиксируется рост экспорта угля. В апреле-мае текущего года (1 апреля – период начала навигации) объем угольных поставок вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,7 млн тонн. В 2023 г. с Сахалина на экспорт было поставлено 14,4 млн тонн твердого топлива, что на 23% больше, чем в 2022 г. Напомним, что «Восточная горнорудная компания» (ВГК) завершает в регионе строительство наиболее крупного в РФ магистрального угольного конвейера протяженностью 23 км, соединяющего Солнцевский угольный разрез и порт Шахтёрск. В июне было принято правительственное решение о выделении субсидии в размере 614,64 млн рублей на строительство конвейера. В 2023 г. объем добычи ВГК на Солнцевском разрезе составил 14,2 млн тонн, в 2024 г. планируется достичь объема добычи в 15,2 млн тонн.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Угольные котировки на европейском рынке поднялись выше 120 долл./т. Поддержку ценам продолжают оказывать низкие складские запасы, рост стоимости электроэнергии, ожидаемое похолодание, а также волатильность цен на нефтегазовом рынке на фоне неопределенности в геополитической ситуации на Ближнем Востоке.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 435.05 долл./1000 м3 (-7.92 долл./1000 м3 к 02.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 09.10.2024 г. остались без изменений на уровне 3.60 млн т., что является минимумом за последние 2.5 года.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился до 110-113 долл./т. благодаря продолжающемуся росту европейского рынка и спросу в странах АТР. При этом отмечается некоторое замедление спроса со стороны Индии.
В рамках реформ с 1 октября текущего года компания Transnet была официально разделена на два юридических лица – ж/д оператор и управляющая компания. Данная инициатива была условием для выделения из бюджета 2.7 млрд долл. и также позволит сторонним операторам получить доступ к инфраструктуре.
Exxaro Resources планирует нарастить добычу угля в ЮАР до 50 млн т. в год в течение ближайших лет за счет развития шахты Matla. В 2024 г. Exxaro прогнозирует добычу на уровне 40.4 млн т. (-2.1 млн т. к 2023 г.), а экспорт в объеме 6.7 млн т. Представители отрасли отмечают, что себестоимость добычи в ЮАР остается высокой.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались на уровне
123 долл./т. после окончания празднования Золотой недели 7 октября. Торговая активность оказалась невысокой из-за ожиданий, что спрос будет постепенно сокращаться на протяжении ближайших недель, а добыча, наоборот, вырастет до многомесячных максимумов. Кроме того, благодаря высоким темпам импорта некоторые участники рынка ожидают, что закупки в преддверии зимы окажут местным котировкам ограниченную поддержку.
Комиссия по развитию и реформам КНР провела пресс-конференцию, отметив, что складские запасы угля на основных ТЭС превышают 200 млн т., что является историческим максимумом и может обеспечить потребности на 30 дней. При этом ожидания участников рынка не оправдались, поскольку тема новых экономических стимулов осталось в стороне.
Кроме того, ТЭС в северо-восточных провинциях уже запаслись углем в преддверии отопительного сезона, который начинается в середине октября.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 93 долл./т. (+1 долл./т. к 02.10.2024 г.), при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR выросла до 52 долл./т. (+1 долл./т. к 02.10.2024 г.). Индонезийские котировки на прошедшей неделе укрепились благодаря стабильному спросу со стороны Филиппин, Вьетнама и Китая, пополняющих зимние запасы.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил до 148-150 долл./т. за счет уверенного спроса в Японии и других странах АТР. Объем отгрузок в портах Австралии упал за неделю на 6% с 7.1 млн т. до 6.7 млн т., а очередь увеличилась с 50 до 63 судов, что обусловлено снижением мощностей в связи с техническим обслуживанием оборудования на некоторых терминалах в ожидании ноября, который характеризуется циклонами.
Японская компания Tohoku Electric Power заключила контракт с одним из австралийских экспортеров на поставку энергетического угля (6000 ккал/кг NAR) с 1 октября 2024 г. по 30 сентября 2025 г. При этом цена в контракте привязана к индексу, поскольку переговоры по бенчмарку, которые обычно завершаются к 1 октября, зашли в тупик.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил рост выше 205 долл/т. на фоне стимулирующих мер в Китае. Кроме того, работы на шахте Oaky Creek, принадлежащей компании Glencore, еще не возобновились. После несчастного случая на предприятии, спустя неделю расследование продолжается. Один из азиатских производителей кокса сообщил, что данное событие привело к задержке отгрузки материала с шахты Oaky Creek до конца ноября. В результате данного и ряда других инцидентов правительство понизило прогноз экспорта металлургического угля на июль 2024 – июнь 2025 г. на 6.4% до 161 млн т.
Японская Nippon Steel и Южнокорейская POSCO зафиксировали бенчмарк на уголь LV PCI на 3 квартал 2024 г. на уровне 175 долл./т. FOB с австралийской компанией Foxleigh, что на 6 долл./т. ниже бенчмарка 2 квартала. Участники рынка отмечают, что резкое падение котировок металлургического угля и относительная устойчивость рынка PCI осложнила переговоры, в результате чего стороны пришли к соглашению с задержкой.
РЖД планирует отказаться от вывоза угля из регионов
РЖД не планирует продлевать на 2025 г. соглашения с добывающими регионами о вывозе угля в восточном направлении с целью переориентации на более высокодоходные грузы. С данной инициативой монополия обратилась к президенту России с просьбой рассмотрения.
При этом РЖД готова сделать исключение, но только для Кузбасса и с условием, что соглашение будет касаться не только угля. В случае согласования объемы добычи и экспорта материала в следующем году существенно упадут, а также возникнет угроза остановки предприятий и социальных потрясений в регионах добычи на фоне падения бюджетных доходов.
Около 60% пропускной способности Восточного полигона задействовано для перевозки угля, что обусловлено соглашениями с ключевыми угледобывающими регионами. В рамках соглашения на 2024 г. РЖД обязалось вывезти на экспорт в восточном направлении из Кузбасса 54 млн т., Якутии 26.3 млн т., Бурятии 8.5 млн т., Хакасии 6.5 млн т., Иркутской области 3.3 млн т. и Тувы 0.65 млн т., что в совокупности составляет около 100 млн т. При этом регионы настаивают на необходимости увеличения квот в восточном направлении. Кузбасс предлагал договориться о гарантированной отправке на экспорт в 2025 г. не менее 68 млн т. угля.
Кроме того, того из-за проблем с вывозом и планируемым на 2025 г. резким увеличением ж/д тарифов на 22.7% главы трех регионов на прошедшей неделе обратились к председателю правительства местные власти просят вернуть понижающие коэффициенты и сохранить индексацию ж/д тарифов в рамках официальной инфляции. Обращение также обусловлено убытками угольщиков, продолжающимся падением цен на мировом рынке, ужесточением санкций, а также сокращением добычи и экспорта.
По некоторым оценкам, каждый 1 млн т. угля, который не будет вывезен по квотам на экспорт в восточном направлении, может стоить угольным компаниям до 12 млрд руб. недополученной выручки.
В январе-сентябре 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 14.5 млн т. до 140.8 млн т. (-9.3% к январю-сентябрю 2023 г.), из которых на восточное направление пришлось 85.5 млн т. или 61%.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-сентября 2024 г. упала до 146.9 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.).
Угольный терминал Эльга начнет перевалку угля в конце 2024 года
Угольный морской терминал Порт Эльга, строящийся на Дальнем Востоке (Хабаровский край), будет запущен в эксплуатацию и начнет перевалку угля в конце 2024 г. (изначально ввод планировался на 2025 г.).
Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т.
Порт Эльга является частью дальневосточного логистического кластера компании Эльгауголь, ведущей разработку Эльгинского месторождения.
На первом этапе терминал сможет переваливать 5 млн т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн т., 20 млн т. и 30 млн т./год.
В 2022 г. компания также приступила к строительству Тихоокеанской железной дороги (ТЖД) Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год. К 2027 году провозную способность ТЖД планируется нарастить до 50 млн т.
Протяженность ТЖД составит 531 км, развернутая длина с учетом разъездов и станций будет равна 626 км. С начала строительства в феврале 2022 г. проложено 488 км железной дороги (78% от ее общей протяженности). Также полностью готовы 14 станций и разъездов, в порту Эльга достроен первый причал.
В июне 2024 г. Минфин США, продолжающий расширять санкции против российских угольных компаний, добавил компанию Эльга в SDN-List. Блокирующие санкции включают связанные с компанией добывающие, обогатительные, транспортные и портовые активы.
Компания Эльгауголь, входящая в Эльгу владеет лицензией на пользование недрами Эльгинского месторождения. Запасы месторождения по классификации JORC достигают 2.2 млрд т. угля.
В 2023 г. добыча Эльгауголь выросла до 22.7 млн т. (+2.2 млн т. или +10.5% к 2022 г.). В январе-сентябре 2024 г. производство составило 19.9 млн т. (+4.7 млн т. или +30.9%).
Прибыль Распадской в январе-сентябре 2024 года упала в четыре раза
Чистая прибыль компании Распадская по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) за январь-сентябрь 2024 г. снизилась в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., составив 1.63 млрд руб. (6.4 млрд рублей годом ранее), сообщается в пресс-релизе компании.
Выручка за отчетный период сократилась до 13.5 млрд руб. против 20.75 млрд руб. в прошлом году. Валовая прибыль уменьшилась более чем в два раза до 4.28 млрд руб., прибыль от продаж также упала в три раза до 3.35 млрд руб.
Доналоговая прибыль компании за девять месяцев просела почти в четыре раза и составила 2.24 млрд руб.
В 2024 г. финансовые показатели Распадской резко ухудшились, что обусловлено падением цен на мировом рынке и ростом себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на российских угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Несмотря на то, что Минэнерго предложило продлить отмену экспортной пошлины на энергетический уголь до декабря 2024 г., пошлина на коксующийся уголь продолжает действовать.
ПАО Распадская один из крупнейших российских производителей и экспортеров коксующегося угля. В состав компании входят семь шахт, два разреза и три обогатительные фабрики в Кемеровской области, а также шахта в Туве. Общие запасы составляют 1.9 млрд т. угля.
В январе-сентябре 2024 г. добыча угля на предприятиях ПАО Распадская составила 13.2 млн т. (-1.0% к аналогичному периоду 2022 г.).
Угольные котировки на европейском рынке по итогам недели скорректировались ниже 118 долл./т. Основным драйвером снижения цен на энергетическом рынке стало заявление, сделанное в начале недели правительством Израиля, о том, что его войска не будут атаковать энергетические и ядерные объекты Ирана. Это уменьшило опасения участников рынка относительно возможных перебоев с поставками энергоносителей из стран Ближнего Востока.
Газовые котировки на хабе TTF составили 451 долл./1000 м3 (+9 долл./1000 м3 к 09.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA остаются стабильными, на уровне 3.54 млн т. (-0.03 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 откатился до уровня 110 долл./т. вслед за коррекцией европейского рынка.
Экспорт из южноафриканского угольного терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT) второй год подряд не поднимается выше уровня 50 млн т.
Спрос на южноафриканский материал со стороны индийских потребителей остается стабильным ввиду роста цен на горячебрикетированное железо и сталь. Кроме того, участники рынка ожидают роста спроса после праздников в конце октября (31 октября отмечается Фестиваль Огней Дивали - главный индуистский праздник).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 2 долл./т., опустившись до 121 долл./т.
В начале недели компания Shenhua снизила закупочные цены у сторонних производителей в регионе Внутренняя Монголия, а также цены FOB в портах отгрузки. Примеру Shenhua последовали другие производители угля. Снижение цен в крупнейших регионах добычи составило 0.7-2.8 долл./т.
В то же время ж/д Китая с начала октября увеличили количество маршрутов для перевозки материала. Аналогичные действия в прошлом году позволили за месяц нарастить запасы угля в крупнейших портах с 23 до 27 млн т. По состоянию на 15.10.2024 г. величина запасов составила 24.2 млн т.
Из-за достаточного объема предложения на рынке, а также в ожидании дальнейшего ослабления котировок потребители снижают торговую активность.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR оставался стабильным на уровне 93 долл./т., при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR выросла выше 52.5 долл./т. благодаря спросу со стороны китайских потребителей.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 понизился до 147-148 долл./т. FOB. Метеорологическое бюро Австралии опубликовало первый прогноз на сезон циклонов с ноября 2024 по апрель 2025 г., в котором предупреждает о повышенной вероятности интенсивных циклонов в этом сезоне из-за более теплой температуры океана. Ожидается, что в этом сезоне у побережья Квинсленда пройдут четыре циклона, которые могут негативно повлиять на судоходство из экспортных портов.
Индекс австралийского металлургического угля HCC превысили 210 долл./т. 16 октября, но затем 17 октября скорректировались вниз почти на 6 долл./т., растеряв весь недельный рост. Коррекция последовала после того, как на платформе globalCoal было выставлено предложение о поставке 70 тыс. т. угля марки Peak Downs или BMA PLV по цене 206 долл./т. FOB Australia. Резкое снижение котировок заставило индийских и китайских потребителей смотреть в сторону цен спроса на уровне 200-204 долл./т. FOB или занять выжидательную позицию.
Форвардные бумаги на ноябрь и декабрь на сингапурской бирже с середины недели потеряли по 7 долл./т., опустившись до 204 и 205 долл./т. FOB, в то время как фьючерсы на металлургический уголь на китайской Dalian Commodity Exchange рухнули на 8%. Цены на металлургический уголь в Китае скорректировались на фоне более слабых, чем ожидалось, мер по стимулированию рынка недвижимости.
В январе-сентябре 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 147.3 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
В сентябре 2024 г. добыча упала до 14.6 млн т. (-2.9 млн т. или -16.6% к сентябрю 2023 г.).
Добыча коксующегося материала за 9 месяцев 2024 г. составила 47.3 млн т. (-2.6 млн т. или -5.2%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 100.0 млн т. (-10.3 млн т. или -9.3%).
Открытым способом угольные компании добыли 100.1 млн т. (-7.5 млн т. или -7.0% к январю-сентябрю 2023 г.), производство подземным способом составило 47.2 млн т. (-5.4 млн т. или -10.3% к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 октября 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе составили 18.5 млн т. (-2.6 млн т. или -12.3% к 1 октября 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с логистическими ограничениями, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.
В 2023 году добыча угля в Кузбассе опустилась до 214.2 млн т. (-9,4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Экспорт российского угля в Индию в январе–августе 2024 г. упал до 19.2 млн т. (-0.5 млн т. или -2.5% к январю-августу 2023 г.).
При этом за 8 месяцев 2024 г. общий импорт угля Индией увеличился до 188.6 млн т. (+20.2 млн т. или +12% к аналогичному периоду прошлого года).
Доля России в угольном импорте Индии в январе-августе 2024 г. сократилась на 1.5% до 10.2%. В прошлом году в январе-августе она составляла 11.7%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Уголь является основным источником электроэнергии в Индии, обеспечивая около 75% генерации в стране. По состоянию на начало августа 2024 г. на стадии строительства в Индии находились угольные ТЭС общей мощностью около 30 ГВт. Это второй показатель в мире после Китая, где строится порядка 175 ГВт угольных электростанций.
Угольные котировки на европейском рынке поднялись выше 120 долл./т. Поддержку ценам продолжают оказывать низкие складские запасы, рост стоимости электроэнергии, ожидаемое похолодание, а также волатильность цен на нефтегазовом рынке на фоне неопределенности в геополитической ситуации на Ближнем Востоке.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 435.05 долл./1000 м3 (-7.92 долл./1000 м3 к 02.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 09.10.2024 г. остались без изменений на уровне 3.60 млн т., что является минимумом за последние 2.5 года.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился до 110-113 долл./т. благодаря продолжающемуся росту европейского рынка и спросу в странах АТР. При этом отмечается некоторое замедление спроса со стороны Индии.
В рамках реформ с 1 октября текущего года компания Transnet была официально разделена на два юридических лица – ж/д оператор и управляющая компания. Данная инициатива была условием для выделения из бюджета 2.7 млрд долл. и также позволит сторонним операторам получить доступ к инфраструктуре.
Exxaro Resources планирует нарастить добычу угля в ЮАР до 50 млн т. в год в течение ближайших лет за счет развития шахты Matla. В 2024 г. Exxaro прогнозирует добычу на уровне 40.4 млн т. (-2.1 млн т. к 2023 г.), а экспорт в объеме 6.7 млн т. Представители отрасли отмечают, что себестоимость добычи в ЮАР остается высокой.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались на уровне
123 долл./т. после окончания празднования Золотой недели 7 октября. Торговая активность оказалась невысокой из-за ожиданий, что спрос будет постепенно сокращаться на протяжении ближайших недель, а добыча, наоборот, вырастет до многомесячных максимумов. Кроме того, благодаря высоким темпам импорта некоторые участники рынка ожидают, что закупки в преддверии зимы окажут местным котировкам ограниченную поддержку.
Комиссия по развитию и реформам КНР провела пресс-конференцию, отметив, что складские запасы угля на основных ТЭС превышают 200 млн т., что является историческим максимумом и может обеспечить потребности на 30 дней. При этом ожидания участников рынка не оправдались, поскольку тема новых экономических стимулов осталось в стороне.
Кроме того, ТЭС в северо-восточных провинциях уже запаслись углем в преддверии отопительного сезона, который начинается в середине октября.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 93 долл./т. (+1 долл./т. к 02.10.2024 г.), при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR выросла до 52 долл./т. (+1 долл./т. к 02.10.2024 г.). Индонезийские котировки на прошедшей неделе укрепились благодаря стабильному спросу со стороны Филиппин, Вьетнама и Китая, пополняющих зимние запасы.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил до 148-150 долл./т. за счет уверенного спроса в Японии и других странах АТР. Объем отгрузок в портах Австралии упал за неделю на 6% с 7.1 млн т. до 6.7 млн т., а очередь увеличилась с 50 до 63 судов, что обусловлено снижением мощностей в связи с техническим обслуживанием оборудования на некоторых терминалах в ожидании ноября, который характеризуется циклонами.
Японская компания Tohoku Electric Power заключила контракт с одним из австралийских экспортеров на поставку энергетического угля (6000 ккал/кг NAR) с 1 октября 2024 г. по 30 сентября 2025 г. При этом цена в контракте привязана к индексу, поскольку переговоры по бенчмарку, которые обычно завершаются к 1 октября, зашли в тупик.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил рост выше 205 долл/т. на фоне стимулирующих мер в Китае. Кроме того, работы на шахте Oaky Creek, принадлежащей компании Glencore, еще не возобновились. После несчастного случая на предприятии, спустя неделю расследование продолжается. Один из азиатских производителей кокса сообщил, что данное событие привело к задержке отгрузки материала с шахты Oaky Creek до конца ноября. В результате данного и ряда других инцидентов правительство понизило прогноз экспорта металлургического угля на июль 2024 – июнь 2025 г. на 6.4% до 161 млн т.
Японская Nippon Steel и Южнокорейская POSCO зафиксировали бенчмарк на уголь LV PCI на 3 квартал 2024 г. на уровне 175 долл./т. FOB с австралийской компанией Foxleigh, что на 6 долл./т. ниже бенчмарка 2 квартала. Участники рынка отмечают, что резкое падение котировок металлургического угля и относительная устойчивость рынка PCI осложнила переговоры, в результате чего стороны пришли к соглашению с задержкой.
РЖД планирует отказаться от вывоза угля из регионов
РЖД не планирует продлевать на 2025 г. соглашения с добывающими регионами о вывозе угля в восточном направлении с целью переориентации на более высокодоходные грузы. С данной инициативой монополия обратилась к президенту России с просьбой рассмотрения.
При этом РЖД готова сделать исключение, но только для Кузбасса и с условием, что соглашение будет касаться не только угля. В случае согласования объемы добычи и экспорта материала в следующем году существенно упадут, а также возникнет угроза остановки предприятий и социальных потрясений в регионах добычи на фоне падения бюджетных доходов.
Около 60% пропускной способности Восточного полигона задействовано для перевозки угля, что обусловлено соглашениями с ключевыми угледобывающими регионами. В рамках соглашения на 2024 г. РЖД обязалось вывезти на экспорт в восточном направлении из Кузбасса 54 млн т., Якутии 26.3 млн т., Бурятии 8.5 млн т., Хакасии 6.5 млн т., Иркутской области 3.3 млн т. и Тувы 0.65 млн т., что в совокупности составляет около 100 млн т. При этом регионы настаивают на необходимости увеличения квот в восточном направлении. Кузбасс предлагал договориться о гарантированной отправке на экспорт в 2025 г. не менее 68 млн т. угля.
Кроме того, того из-за проблем с вывозом и планируемым на 2025 г. резким увеличением ж/д тарифов на 22.7% главы трех регионов на прошедшей неделе обратились к председателю правительства местные власти просят вернуть понижающие коэффициенты и сохранить индексацию ж/д тарифов в рамках официальной инфляции. Обращение также обусловлено убытками угольщиков, продолжающимся падением цен на мировом рынке, ужесточением санкций, а также сокращением добычи и экспорта.
По некоторым оценкам, каждый 1 млн т. угля, который не будет вывезен по квотам на экспорт в восточном направлении, может стоить угольным компаниям до 12 млрд руб. недополученной выручки.
В январе-сентябре 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 14.5 млн т. до 140.8 млн т. (-9.3% к январю-сентябрю 2023 г.), из которых на восточное направление пришлось 85.5 млн т. или 61%.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-сентября 2024 г. упала до 146.9 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.).
Угольный терминал Эльга начнет перевалку угля в конце 2024 года
Угольный морской терминал Порт Эльга, строящийся на Дальнем Востоке (Хабаровский край), будет запущен в эксплуатацию и начнет перевалку угля в конце 2024 г. (изначально ввод планировался на 2025 г.).
Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т.
Порт Эльга является частью дальневосточного логистического кластера компании Эльгауголь, ведущей разработку Эльгинского месторождения.
На первом этапе терминал сможет переваливать 5 млн т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн т., 20 млн т. и 30 млн т./год.
В 2022 г. компания также приступила к строительству Тихоокеанской железной дороги (ТЖД) Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год. К 2027 году провозную способность ТЖД планируется нарастить до 50 млн т.
Протяженность ТЖД составит 531 км, развернутая длина с учетом разъездов и станций будет равна 626 км. С начала строительства в феврале 2022 г. проложено 488 км железной дороги (78% от ее общей протяженности). Также полностью готовы 14 станций и разъездов, в порту Эльга достроен первый причал.
В июне 2024 г. Минфин США, продолжающий расширять санкции против российских угольных компаний, добавил компанию Эльга в SDN-List. Блокирующие санкции включают связанные с компанией добывающие, обогатительные, транспортные и портовые активы.
Компания Эльгауголь, входящая в Эльгу владеет лицензией на пользование недрами Эльгинского месторождения. Запасы месторождения по классификации JORC достигают 2.2 млрд т. угля.
В 2023 г. добыча Эльгауголь выросла до 22.7 млн т. (+2.2 млн т. или +10.5% к 2022 г.). В январе-сентябре 2024 г. производство составило 19.9 млн т. (+4.7 млн т. или +30.9%).
Прибыль Распадской в январе-сентябре 2024 года упала в четыре раза
Чистая прибыль компании Распадская по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) за январь-сентябрь 2024 г. снизилась в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., составив 1.63 млрд руб. (6.4 млрд рублей годом ранее), сообщается в пресс-релизе компании.
Выручка за отчетный период сократилась до 13.5 млрд руб. против 20.75 млрд руб. в прошлом году. Валовая прибыль уменьшилась более чем в два раза до 4.28 млрд руб., прибыль от продаж также упала в три раза до 3.35 млрд руб.
Доналоговая прибыль компании за девять месяцев просела почти в четыре раза и составила 2.24 млрд руб.
В 2024 г. финансовые показатели Распадской резко ухудшились, что обусловлено падением цен на мировом рынке и ростом себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на российских угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Несмотря на то, что Минэнерго предложило продлить отмену экспортной пошлины на энергетический уголь до декабря 2024 г., пошлина на коксующийся уголь продолжает действовать.
ПАО Распадская один из крупнейших российских производителей и экспортеров коксующегося угля. В состав компании входят семь шахт, два разреза и три обогатительные фабрики в Кемеровской области, а также шахта в Туве. Общие запасы составляют 1.9 млрд т. угля.
В январе-сентябре 2024 г. добыча угля на предприятиях ПАО Распадская составила 13.2 млн т. (-1.0% к аналогичному периоду 2022 г.).
Угольные котировки на европейском рынке выросли до 116-117 долл./т. Поддержку ценам продолжают оказывать низкие складские запасы, ожидаемое похолодание, рост котировок газа после ударов Ирана по Израилю в ответ на военное вторжение в Ливан. Кроме того, совокупные отгрузки энергетического угля из Колумбии, в том числе в Европу, за неделю сократились на 20%.
На прошедшей неделе Великобритания закрыла последнюю угольную электростанцию (мощностью 2 ГВт), став первой страной из Большой семерки, полностью отказавшейся от угольной генерации. Однако данное событие будет иметь ограниченное влияние на рынок, поскольку Великобритания почти прекратила импортировать энергетический уголь еще в прошлом году (в 2023 г. объем не превысил 50 тыс. т.).
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 442.97 долл./1000 м3
(+11.21 долл./1000 м3 к 25.09.2024 г.), несмотря на увеличение запасов в подземных хранилищах стран ЕС. Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 02.10.2024 г. остались без изменений на относительно низком уровне - 3.60 млн т.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся до 106-108 долл./т. на фоне роста европейского рынка и спроса со стороны стран АТР, включая Вьетнам, пострадавший от тайфуна Яги. При этом участники рынка отмечают дисконты в ряде сделок на высококалорийный материал по сравнению с биржевыми котировками, в результате чего возникают предположения, что корреляция между биржевым и физическим рынками начала уменьшаться.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались практически без изменений на уровне 124 долл./т. из-за замедления активности в связи с празднованием Золотой недели с 1 по 7 октября. Некоторые участники рынка настроены оптимистично, поскольку ожидают, что поддержку ценам после выходных дней будет оказывать похолодание из-за явления Ла-Нинья, объявленные меры стимулирования экономики страны, а также техобслуживание ж/д линии Daqin с 6 по 26 октября.
Котировки индонезийского материала на прошедшей неделе двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался на уровне
92 долл./т, при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 51 долл./т. (-1 долл./т. к 18.09.2024 г.). Давление оказывает высокое предложение в связи с благоприятными погодными условиями и низкий спрос со стороны Индии, где отмечаются высокие складские запасы в портах. Поддержку оказывал стабильный спрос на средне- и высококалорийный уголь со стороны Филиппин и Вьетнама.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 двигался в диапазоне 140-142 долл./т., демонстрируя умеренный рост в связи со стабильным спросом в странах АТР и объявленными мерами стимулирования китайской экономики.
Правительство Австралии опубликовало прогноз по экспорту энергетического угля из страны на 2025 г., пересмотрев его в сторону понижения с 208 млн т. до 198 млн т. из-за явления Ла-Нинья. Власти также ожидают падения доходов от экспорта угля почти на 22%.
Цены на австралийский металлургический уголь продолжили уверенный рост выше 200 долл./т. на фоне стимулирующих мер в Китае. Дополнительную поддержку оказывает восстановление индекса PMI, что говорит об увеличении производственной активности в КНР. Некоторые участники рынка ожидают возобновления работы остановленных сталелитейных мощностей ввиду улучшения доходности металлургических предприятий. Индийские потребители занимают выжидательную позицию из-за резкого роста котировок и еще более высоких цен предложения поставщиков угля.
Кроме того, в австралийском штате Квинсленд на шахте Oaky Creek, где добывается металлургический уголь, 2 октября произошел инцидент с летальным исходом, что привело к остановке работы предприятия. Шахта Oaky Creek принадлежит компании Glencore и по итогам 2023 г. ее добыча составила 4.17 млн т. (или 80 тыс. т. в неделю). В результате несчастного случая на предприятии начата проверка.
Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ представила поправки в законопроект, регламентирующий принцип «вези или плати» (ship-or-pay). ТПП предлагает, наряду с другими мерами, ввести взаимную ответственность грузоотправителей и ж/д перевозчиков при заключении договоров ship-or-pay. Данная инициатива будет рассмотрена комитетом Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
ТПП отмечает, что положения текущего законопроекта, ставят естественную ж/д монополию в заведомо выгодные условия, поскольку устанавливают обязанность грузоотправителя по внесению платы и не предусматривают равенства сторон. Таким образом, у перевозчика появится возможность гарантированного получения платы с грузоотправителя даже за неоказанные услуги, а грузоотправитель будет иметь лишь право на взыскание штрафа и будет вынужден доказывать правомерность своих требований. Кроме того, получаемая перевозчиком плата будет фиксированная, тогда как размер штрафа, который может взыскать грузоотправитель, наоборот, может быть снижен.
РЖД давно стремится к возможности заключать договоры ship-or-pay. Однако участники рынка выступают против, поскольку новый закон предоставит РЖД право потеснить пользователей инфраструктуры, не заключивших договор ship-or-pay, что противоречит закрепленному в законодательстве принципу равнодоступности инфраструктуры.
Угольщики также отмечают, что темпы индексации тарифов на перевозку грузов, а также планируемое повышение платы за нахождение вагонов на путях общего пользования приведут лишь к удорожанию перевозки и росту нагрузки на грузоотправителей с падением объемов, которые уже значительно сократились с начала года на фоне снижения международных цен, санкций и инфраструктурных ограничений.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 13 млн т. до 126.3 млн т. (-9.4% к январю-августу 2023 г.).
За прошедшую неделю Ростехнадзор и суд приостановили деятельность на 5 шахтах Кузбасса.
Различные нарушения, включая превышение допустимой концентрации метана, были выявлены на 5 шахтах: им. Кирова и им. Ялевского (СУЭК), Березовская и Первомайская (Северный Кузбасс), а также Шахта Сибирская (Алиот).
Таким образом, были предотвращены аварии, которые могли привести к серьезным последствиям. Среди избранных мер пресечения шахтам было предписано приостановить выемку угля и эксплуатацию оборудования сроком до 90 дней.
В 2024 г. продолжаются активные проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная в 2022 г., которые приводят к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе и снижению добычи.
С начала года по решению Ростехнадзора и суда было осуществлено около 300 остановок, которые включали в себя прекращение добычи или эксплуатации оборудования.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-сентября 2024 г. упала до 146.9 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.). Совокупный экспорт из России в январе-августе текущего года опустился до 133.4 млн т. (-12.9 млн т. или -8.8% к январю-августу 2023 г.).