Поделиться
Пульс угля - 24 октября
Поделиться

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

piqsels.com

Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе котировки энергетического угля на европейском рынке продолжили снижение до уровня в 265 долл. т. на фоне продолжающегося падения цен на газ и электроэнергию в результате заявлений Еврокомиссии о планируемом введении ограничения цен на хабе TTF. Дополнительное давление на энергетический рынок оказало существенное потепление в ряде регионов Европы. Стоимость газа на хабе TTF упала до 1200 долл./1000 м3 (-400 долл./1000 м3 или -25% к 12.10.2022 г.). Запасы угля на терминалах ARA уменьшились до 7.3 млн т. (-0.4 млн т. или -4.7% к 12.10.2022 г.).

Цены высококалорийного южноафриканского угля 6000 снизились до 230 долл./т. в результате прекращения забастовки одного из профсоюзов, а также продолжающегося снижения спроса со стороны Индии и Пакистана, увеличивающих потребление более конкурентоспособного российского и мозамбикского угля.

Профсоюз SATAWU продолжил забастовку, отказавшись от предложения Transnet, на которое 17 октября согласился профсоюз UNTU. Представители UNTU, который представляет большинство работников Transnet, согласились на повышение заработных плат в размере 5.5-6% в течение трех лет, тогда как SATAWU настаивает на 12-13.5%. Поскольку основной профсоюз прекратил забастовку и 70-80% сотрудников вернулись на свои места, работа ж/д и портов нормализуется.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли на 7 долл./т. до 224 долл./т. по причине ограничения предложения на спотовом рынке и карантинных мер, связанных с распространением COVID-19 в угледобывающих регионах. Некоторые трейдеры не спешат пополнять запасы в портах из-за опасений новых ценовых ограничений со стороны китайского правительства.

В результате вспышки COVID-19 среди железнодорожников и продолжающегося технического обслуживания объем перевозок по ж/д линии Daqin сократился с 1.0 млн т./день до 0.2 млн т./день. Таким образом, за последние 8 дней выпавшие объемы составили 3 млн т. Ожидается, что перевозки восстановятся до прежних уровней не раньше конца следующей недели.

Индекс индонезийского угля 5900 GAR торговался без изменений на уровне 191 долл./т. на фоне стабильного спроса со стороны Китая. Активность индийских покупателей уменьшилась в преддверии фестиваля огней (Дивали), который празднуется с 22 по 26 октября.

Цена на австралийский уголь 6000 поднялась выше 385 долл./т. на новостях о сокращении добычи в 3 квартале и замедлении работы терминала RG Tanna мощностью 60 млн т./год в австралийском штате Квинсленд из-за выхода из строя конвейерной ленты после сильного ливня.

На прошедшей неделе австралийская компания BHP отчиталась о снижении добычи энергетического угля на 38% по итогам 3 квартала 2022 г. до 2.62 млн т. в результате проливных дождей, интенсивность которых усилилась в три раза по сравнению с прошлым годом. Дополнительным негативным фактором стала нехватка рабочей силы. Whitehaven также отчиталась о сокращении добычи по тем же причинам в 3 квартале 2022 г. до 4 млн т. (-37% ко 2 кварталу 2022 г.).

Индексы австралийского металлургического выросли почти до 300 долл./т. в связи с увеличением спроса на спотовом рынке и опасениями ограничения поставок из-за неблагоприятных погодных условий.

 

Добыча угля в Кузбассе сократилась на 9.3% в январе-сентябре 2022

В январе-сентябре 2022 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 162.5 млн т. угля (-16.6 млн т. или -9.3% к аналогичному периоду 2021 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.

Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 48.4 млн т. (-3.7 млн т. или -7.1%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 114.1 млн т. (-12.9 млн т. или -10.2%).

Открытым способом угольные компании добыли 106.7 млн т. (-8.4 млн т. или -7.3% к январю-сентябрю 2021 г.), производство подземным способом составило 55.8 млн т. (-8.2 млн т. или -12.8%).

В январе-сентябре 2022 г. потребителям было поставлено 132.6 млн т. угля (-15.6 млн т. или -10.5%), в том числе на экспорт 88.1 млн т. (-16.1 млн т. или -15.5%), российским металлургическим компаниям 24.1 млн т. (-2.1 млн т. или -8.0%), местным угольным электростанциям 12.8 млн т. (+1.4 млн т. или +12.3%).

По состоянию на 1 октября 2022 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 18.9 млн т. (+2.9 млн т. или +18.1% к 1 октября 2021 г.). Рост запасов в Кузбассе по отношению к 2021 г. продолжается восьмой месяц подряд на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).


РЖД планирует сократить объем отгрузок угля в восточном направлении

Глава РЖД обратился к правительству с предложением существенно сократить объем отгрузок угля на экспорт из Кузбасса в восточном направлении.

Несмотря на то, что это противоречит указу президента Путина о вывозе 63 млн т. в 2023 г. и 68 млн т. в 2024 г., РЖД предлагает запланировать 56 млн т. на 2023 г. и далее ежегодно уточнять параметры вывоза угля, исходя из ситуации с предъявлением к перевозке других грузов.

Кузбасс же, наоборот, просит увеличить квоту на 2023 г. до 73 млн т., с учетом не вывезенных в 2022 г. объемов. В 2022 г. погрузка ожидается на уровне 48.5 млн т., что в том числе обусловлено измененными в марте правилами определения очередности, в рамках которых приоритетность угля снизилась.

За 9 месяцев 2022 г. совокупные экспортные перевозки угля по сети ОАО РЖД на северо-запад составили 48.4 млн т. (-18.6 млн т. или -27.8% к 9 мес. 2021 г.), юг – 29.1 млн т. (+5.5 млн т. или +23% к 9 мес. 2021 г.) и 76 млн т. в восточном направлении (-1.9 млн т. или -2.5% к 9 мес. 2021 г.). Объемы перевозки угля из Кузбасса в восточном направлении за 9 месяцев снизились до 37.9 млн т. (-2.7 млн т. или -6.7% к 9 мес. 2021 г.).

Свою позицию РЖД аргументирует большим объемом новых грузов, появившихся на Восточном полигоне в результате западных санкций. При этом альтернативы для экспортеров угля, например скидки при перевозках на юг и северо-запад, не предлагаются.

Данная инициатива РЖД негативно повлияет на добычу угля и инвестиционную активность экспортеров. РЖД должно представить исчерпывающее обоснование необходимости сократить объемы перевозки угля, которые уже легли в основу инвестиционных планов угольных компаний.

 

Прогноз добычи угля в Якутии снижен на 2023-2025 гг.

В ходе публичных слушаний по проекту закона о государственном бюджете Якутии на 2023-2025 гг. были представлены скорректированные прогнозы по добыче угля на указанный период времени.


фото: Эльгауголь

Согласно прогнозу, в 2022 г. добыча составит 34.3 млн т., в 2023 г. выйдет на уровень 40 млн т., в 2024 г. увеличится до 61 млн т. и в 2025 г. достигнет 66.2 млн т.

В предыдущем прогнозе предполагалось, что угольные компании Якутии произведут 53.4 млн т. в 2022 г. и 77.5 млн т. в 2024 г. В 2021 г. объемы добычи угля в регионе увеличились до 30.5 млн т. (+11.0 млн т. или +56.4% к 2020 г.).

За 9 месяцев 2022 г. в Якутии было добыто 28.2 млн т. (+7.1 млн т. или +33.6% к аналогичному периоду прошлого года).

Современное аналитическое агентство (CAA) Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов