Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе на Атлантическом угольном рынке цены вернулись к росту, достигнув 3-месячного максимума, удерживаясь в диапазоне 116-118 долл./т. Поддержку котировкам оказывает сокращение запасов на складах, укрепление цен на газ в связи со снижением поставок, а также прогнозы уменьшения объемов ветрогенерации. Запасы на терминалах ARA сокращаются пятую неделю подряд, составив 6.1 млн т., при этом операции по реэкспорту в другие страны приостановились.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 306 долл./1000 м3 (+27 долл./1000 м3 к 13.03.2024 г.) на фоне сокращения поставок норвежского газа в связи с техническим обслуживанием нескольких месторождений. Хранилища по-прежнему заполнены на 60%.
Котировки южноафриканского угля 6000 превысили уровень 100 долл./т. впервые с середины декабря 2023 года благодаря росту индексов в Европе, а также стабильному спросу со стороны Индии и Пакистана. Некоторые участники рынка отмечают, что на апрель все партии оказались распроданы, что также способствует росту цен.
Exxaro Resources сокращает производственные расходы, чтобы иметь возможность продолжать перевозить уголь автотранспортом в адрес экспортных терминалов. В 2023 г. перевозка автотранспортом в компании Exxaro составила около 0.5 млн т., или 10% от экспортированных 5.1 млн т. Остальной объем пришелся на ж/д отправки в адрес терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
Учитывая, что провозные мощности ж/д инфраструктуры останутся ограниченными в 2024 г., Exxaro рассчитывает экспортировать 5.7-6.3 млн т. в 2024 г., оставаясь прибыльной, даже если цены упадут до 80 долл./т.
Южноафриканский оператор Transnet планирует провести обслуживание ж/д линии до RBCT с 11 по 20 июля. В связи с этим погрузка в адрес RBCT будет приостановлена и отгрузки на суда будут осуществляться с использованием складских запасов, которые в настоящее время составляют 2.69 млн т., тогда как к моменту начала обслуживания на складах должно находиться около 5 млн т. во избежание перебоев или замедления в экспортных операциях.
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao ушли вниз на 7 долл./т. до 122 долл./т. по причине продолжающегося снижения внутренних цен из-за ослабления спроса со стороны энергетических и промышленных предприятий, а также в связи с потеплением и высокими запасами на складах. Потребление угля на электростанциях сократилось с начала месяца на 9%. Кроме того, компания Shenhua, подразделение China Energy, 14 марта понизила цены в провинции Внутренняя Монголия на 2.5 долл./т. Некоторые трейдеры в КНР ожидают, что понижательный тренд будет продолжаться еще 2-3 недели.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.2 млн т. до 13 млн т., потребление упало с 807 тыс. т. до 782 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах составили 22 млн т., почти не изменившись по сравнению с предыдущей неделей.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 93 долл./т. на фоне высоких фрахтовых ставок и падения внутренних цен в Китае. Давление на котировки также оказывают высокие запасы на складах предприятий в Индии, которые увеличились за прошедшую неделю на 3% и достигли исторического максимума в 48 млн т., что также обусловлено увеличением предложения внутри страны. Кроме того, волатильность в ценах привела к большому спреду между ценами спроса и предложения.
Котировки австралийского угля двигаются в коридоре 123-125 долл./т. Давление на цены оказывает замедление активности на спотовом рынке ввиду сезонного фактора, а также высокие и волатильные фрахтовые ставки. Снижение цен на внутреннем рынке КНР приводит к тому, что в некоторых случаях китайские покупатели пытаются пересмотреть цены по уже заключенным соглашениям.
Котировки австралийского металлургического угля HCC находятся на уровне 245 долл./т. Участники рынка отмечают, что на прошедшей неделе около 0.5 млн т. не могли найти своего покупателя и поставщики из США продавали материал по демпинговым ценам.
Австралийский инвестиционный банк Macquarie прогнозирует среднюю цену на коксующийся уголь (HCC) на уровне 300 долл./т. до конца текущего года. Аналитики объясняют это более слабым рынком по сравнению с ситуацией в прошлом году, главным образом из-за улучшения предложения в ближайшей перспективе. Macquarie также ожидает, что поставки угля из Австралии в текущем году возрастут до 160 млн т.
Добыча угля в Кузбассе упала на 2% в январе-феврале 2024 года
Падение добычи в Кузбассе в 2023 г. до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.) продолжилось в первые два месяца 2024 г.
В январе-феврале 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 34.5 млн т. (-0.7 млн т. или -2.0% к январю-февралю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 11.9 млн т. (+0.6 млн т. или +5.3%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизилась до 22.6 млн т. (-1.3 млн т. или -5.4%).
Открытым способом угольные компании добыли 22.8 млн т. (без изменений к январю-февралю 2023 г.), производство подземным способом составило 11.7 млн т. (-0.7 млн т. или -5.6%).
По состоянию на 1 марта 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе увеличились до 21.8 млн т. (+0.9 млн т. или +4.3% к 1 марта 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с повышающимися железнодорожными тарифами РЖД, введением экспортной пошлины, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
Китай сократил импорт российского угля в январе-феврале на 22%
Китай сократил импорт угля из России по итогам января-февраля 2024 г. до 11.5 млн т. (-2.1 млн т. или -22% к январю-февралю 2023 г.), что обусловлено снижением конкурентоспособности российского материала по причине введения Китаем импортных пошлин в размере 6% на энергетический уголь, а также 3% на коксующийся уголь и антрацит.
При этом КНР нарастил совокупный импорт за этот период до 74.5 млн т. (+14 млн т. или +23% к январю-февралю 2023 г.), в результате чего доля России составила 15.4%, не изменившись по сравнению с прошлым годом.
Китайские власти восстановили пошлины в начале 2024 г., однако другие крупные экспортеры, включая Индонезию и Австралию, не пострадали и их поставки, наоборот, увеличились благодаря соглашениям о свободной торговле.
Возвращение пошлин направлено на защиту местных угольных компаний от последствий перенасыщения рынка после того, как внутренняя добыча Китае увеличилась до рекордно высокого уровня.
Интерес покупателей в Китае также ограничивается санкциями США, введенными в отношении крупных российских угольных компаний (СУЭК и Мечел).
Негативная динамика в экспорте российского угля будет сохраняться в этом году также из-за вновь введенной экспортной пошлины в РФ, высоких ставок перевалки в Тамани и ограниченных провозных мощностей на ж/д инфраструктуре.
Coal center analytics (CCA)
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы котировки скорректировались вниз, находясь в диапазоне 110-115 долл./т., после уверенного роста неделей ранее. Снижение цен возобновилось, поскольку негативные сезонные фундаментальные факторы перевешивают опасения по поводу предложения в связи с недавними санкциями в отношении крупных российских поставщиков.
Газовые котировки на хабе TTF опустились до 278 долл./1000 м3 (-7 долл./1000 м3 к 06.03.2024 г.) на фоне окончания отопительного сезона, роста температуры и запасов на складах выше нормы.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился выше 95 долл/т. благодаря устойчивому спросу со стороны Индии, Вьетнама и Пакистана. Дополнительную поддержку оказывают опасения в отношении предложения в связи с тропическим штормом Filipo, который может негативно отразиться на цепочке поставок. Осадки уже достигли Мозамбика, а в южноафриканских регионах KwaZulu-Natal и Mpumalanga были объявлены оранжевый (6-й) и желтый (4-й) уровень опасности с сильными порывами ветра и волнами в портах Richards Bay и Kosi Bay.
Азиатские страны, включая Пакистан и Вьетнам, заметно увеличили закупки угля в ЮАР с начала года, что обусловлено снижением цен. Пакистан нарастил импорт южноафриканского угля до 0.6 млн т. в январе-феврале против 5 тыс. т. за аналогичный период 2023 г. и 1 млн т. в 2022 г., что также связано с ростом цен на уголь в Афганистане.
Южноафриканская компания Exxaro Resources планирует увеличить в 2024 г. экспорт энергетического угля до 6.3 млн т. (+1.2 млн т. или +23% к 2023 г.) на основании прогноза улучшения ж/д погрузки на сети Transnet.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 129 долл./т. на ожиданиях роста добычи и ослабления спроса в связи с проведением техобслуживания на электростанциях в межсезонье. Кроме того, китайские добывающие компании и производители электроэнергии отмечают высокий уровень запасов на складах, что также может привести к резкому уменьшению объемов импорта.
С целью сокращения складских запасов некоторые угольные компании понизили цены на 1.5-13 долл./т. Участники рынка ожидают, что компания Shenhua опустит закупочные цены на сторонний уголь еще на 4 долл./т.
На двух шахтах в провинции Shanxi и Anhui произошло несколько несчастных случаев с летальным исходом, в результате чего возникли сомнения, что власти будут продолжать настаивать на дальнейшем увеличении добычи, однако на другой чаше весов остается необходимость в обеспечении энергобезопасности, к которой стремится правительство КНР.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС остались на уровне 13 млн т., потребление увеличилось незначительно – с 803 тыс. т. до 807 тыс. т./сутки. Запасы в
9 крупнейших портах составили 22 млн т., не изменившись по сравнению с предыдущей неделей. При это ожидается рост запасов, поскольку за последние несколько дней погрузка на ж/д линии Daqin увеличилась с 1.1 млн т. до 1.3 млн/сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался без изменений на уровне 94 долл./т. Поддержку котировкам оказывает дефицит предложения, который в ближайшую неделю будет сохраняться в связи с праздником по случаю начала месяца Рамадан с 12 марта.
Компания Bukit Asam в Южной Суматре объявила форс-мажор по поставкам из-за обрушения моста на железную дорогу. Движение поездов спустя несколько дней возобновились, однако задержки с отгрузками угля продолжаются.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 135 долл./т., скорректировавшись вниз, после роста неделей ранее. Давление на цены оказало замедление активности на спотовом рынке ввиду сезонного фактора и снижение цен на внутреннем рынке КНР, в результате чего импортный материал становится менее конкурентоспособным.
В Токио стартовали переговоры по бенчмарку на финансовый год в рамках встречи компании Glencore и японской Tohoku Electric Power. Ожидается, что переговоры будут продолжаться до 1 апреля.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC упали до 6-месячного минимума, ниже 275 долл./т. в связи с ограниченным спросом и увеличивающимся предложением. Неблагоприятная конъюнктура и понижательный тренд на рынке стали в Индии сохраняется, что негативно отражается на спросе на уголь. Дополнительное давление оказывает поиск азиатскими потребителями альтернативных поставок. Низкий объем заявок на отгрузки в мае предполагает дальнейшее снижение цен.
На шести угольных шахтах в Кузбассе приостановлены работы из-за нарушений
В результате выявления нарушений в Кемеровском регионе были приостановлены работы на 6 шахтах. Ограничения коснулись шахты Усковская, (Распадская), Березовская (Северный Кузбасс), шахты им. Тихова и шахты Чертинская-Коксовая (ММК-Уголь), шахты им. Кирова и им. Рубана (СУЭК-Кузбасс).
Помимо превышения концентрации метана и отсутствия документации на горные работы, также были выявлены несоблюдения требований промышленной безопасности и нарушения в системе аэрогазового контроля.
В 2024 г. продолжаются активные проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная в 2022 г., которые приводят к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе и снижению добычи.
В результате массовых остановок горных работ, ограниченных провозных возможностей на сети РЖД, высоких накладных расходов, вновь введенных экспортных пошлин российские угольные компании несут убытки и вынуждены сокращать производство, снижать инвестиции в новые проекты, а в некоторых случая закрывать предприятия, что может привести к падению добычи в 2024 г.
В Кузбассе, основном угледобывающем регионе России, где сосредоточено производство высококачественного угля, в январе-феврале добыча снизилась до 34.2 млн т. (-0.9 млн т. или -2.9% к январю-февралю 2023 г.). Таки образом, продолжается негативный тренд 2023 года, по итогам которого производство сократилось на 9.4 млн т. или на 4.2%.
Добыча угля продолжает падать в январе-феврале 2024 года
По предварительным данным, добыча угля в Кузбассе, основном угледобывающем регионе России, где сосредоточено производство высококачественного угля, в январе-феврале 2024 г. снизилась до 34.2 млн т. (-0.9 млн т. или -2.9%), продолжив тренд 2023 г., в течение которого добыча упала на 9.4 млн т. или на 4.2%. Основной рост происходил за счет объемов угля низкого качества, добываемого на Сахалине и в Якутии, что может резко ограничить объем предложения высококалорийного материала и угля PCI в апреле-мае 2024 г.
Для многих поставщиков текущий уровень цен и накладные расходы делают экспорт угля убыточным. Российские угольные компании несут потери и вынуждены сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором в 2022 г., после взрыва на шахте Листвяжная (СДС), продолжились в 2023-2024 гг., что приводит к приостановке деятельности ряда шахт и разрезов.
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с повышающимися железнодорожными тарифами РЖД, введением экспортной пошлины, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
Сальдированная прибыль российских угольных компаний в 2023 г. упала на 54%
По данным Росстата, сальдированная прибыль российских угольных компаний в 2023 г. упала на 53.8% по сравнению с 2022 г., до 374.7 млрд руб.
За период январь-декабрь 2023 г. прибыль угольных компаний снизилась до 457.2 млрд руб. (-47.3%), убытки составили 82.5 млрд руб. (+45.1%).
Так, из-за неудовлетворительных финансовых результатов руководство угольной компании Распадская не стала выплачивать дивиденды по итогам 2023 г.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и накладные расходы делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
В 2023 г. экспорт российского угля упал до 212.1 млн т. (-7.6 млн т. или -3.5% к 2022 г.).
Добыча угля в 2023 г. снизилась до 438.0 млн т. (-6.7 млн т. или -1.4% к 2022 г.).
Поставки российского угля снизились на 4.7% в январе 2024 года
В январе 2024 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, составили 31.9 млн т. (-1.6 млн т. или -4.7% к аналогичному периоду 2023 г.).
За январь 2024 г. на внутренний рынок было отгружено 17.3 млн т. (+0.1 млн т. или +0.7% к январю 2023 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе 2024 г. составили 14.6 млн т. (-1.7 млн т. или -10.5% к январю 2023 г.).
В начале текущего года возникают проблемы с продажей добываемых на Дальнем Востоке углеводородов за рубеж. При этом все еще не решен вопрос о принадлежности доли одного из крупных в прошлом акционеров сахалинского шельфового проекта. В угледобыче планируется увеличение объемов производства, тем не менее существует ряд ограничений для роста экспорта.
Нефть
В прошлом месяце правительство РФ скорректировало требования к потенциальному покупателю доли в шельфовом нефтегазовом проекте «Сахалин-2»[1]. Согласно ним, претендент должен обладать опытом международной торговли сжиженным природным газом, тогда как прежде такое условие не было предусмотрено. Кроме того, претендент должен иметь действующие договоры поставки СПГ со сроком действия более пяти лет. Также от покупателя, помимо опыта эксплуатации завода по производству СПГ с объемом производства более 4 млн тонн в год и суммарно накопленного объема производства около 40 млн тонн, требуется иметь опыт продаж подобных объемов. Из документа исключено требование о наличии действующих договоров фрахтования судов-газовозов с общим объемом грузовместимости более 4 млн куб. м.
Еще в апреле прошлого года правительство разрешило ПАО «НОВАТЭК» приобрести долю в 27,5% в операторе проекта – ООО «Сахалинская энергия». Ранее она принадлежала британско-нидерландской Shell. На сегодняшний день сделка все еще не закрыта. При этом «НОВАТЭК» соответствует установленным правительством критериям для потенциального покупателя. Исключение требования по судам-газовозам связано с проблемами, которые «НОВАТЭК» испытывает в настоящее время в вопросе поставок танкеров ледового класса[2]. ООО «Сахалинская энергия» тем временем сократило производство СПГ с 11,5 млн тонн в 2022 г. до 10 млн тонн в 2023 г. Суточная производительность завода по производству СПГ в рамках проекта составляет около 32 тыс. тонн.
В этих условиях «Сахалинская энергия» рассчитывает реализовать СПГ на китайском рынке. Китайским покупателям предлагается заключить контракт на 12 партий СПГ в год (около 1 млн тонн) на срок 3-5 лет (начиная с августа текущего года). Объявлен соответствующий тендер. Цена будет привязана к цене на нефть Brent, и при ее стоимости в 83 доллара за баррель может составить 356 долларов за 1 тыс. куб. м.
В целом в 2023 г. «Сахалин-2» экспортировал 10,2 млн тонн СПГ, включая почти 6 млн тонн в Японию, 2,58 млн тонн в Китай, 1,65 млн тонн в Республику Корея. При этом до 90% партий реализуются по долгосрочным контрактам. Японские предприятия, прежде выступавшие основными покупателями СПГ с сахалинского проекта, не были приглашены для участия в объявленном новом тендере.
Кроме того, у Shell, несмотря на выход из проекта, сохраняется offtake-контракт на получение до 1 млн тонн СПГ в год с «Сахалина-2» до 2028 г. После фактического прекращения участия Shell в проекте данный объем продавался на спотовом рынке. Намерение «Сахалинской энергии» законтрактовать сопоставимый объем газа с покупателями в КНР (на долгосрочной основе) может быть следствием снижения спотовых цен на газ.
Следует отметить, что в феврале Госдумой в третьем чтении был принят, а Советом Федерации одобрен законопроект, вносящий поправки в Налоговый кодекс РФ и выводящий ряд компаний из-под повышенного НДПИ на газ[3]. В том числе от повышенного НДПИ освобождены объемы газа, которые будут получены Россией в рамках проекта «Сахалин-2» в счет роялти для реализации его потребителям.
Индия продолжает снижать закупки российской нефти, добываемой на востоке страны. Потенциальным покупателем данных объемов может стать Китай. Отгрузки нефти Sokol (премиальная марка, «Сахалин-1») в Индию прекратились в конце прошлого года на фоне разногласий сторон по поводу условий контракта с государственной индийской компанией Indian Oil. Часть нефти проекта «Сахалин-1», изначально предназначавшаяся для поставки в Индию, в феврале была перенаправлена в КНР. Танкеры Viktor Titov и Viktor Konetsky доставили партии нефти в китайские порты провинции Шаньдун и порт Тяньцзинь.
Китай приобрел два груза Sokol со скидкой по отношению к нефти сорта Brent в 1 доллар за баррель. Прежде Sokol торговался на азиатском рынке с премией к Brent. Цены на Sokol в Де-Кастри (Хабаровский край) тогда могли находиться на уровне 65-68 долларов за баррель (выше ценового потолка, но дешевле сорта ВСТО). Всего в КНР было поставлено пять партий нефти Sokol, что стало наиболее высоким показателем экспорта данного сорта в Китай с марта 2021 г.
Часть поставок все же была направлена в Индию. Танкер Jaguar разгрузился в индийском порту Вадинар, груз предназначался для НПЗ Nayara Energy, наиболее крупным акционером которого является «Роснефть». Танкер Seagull направлен в порт Мумбаи для поставки на завод BPCL (Bharat Petroleum). Танкер Rani проследовал в направлении Вишакхапатнама, где расположен НПЗ дочерней структуры ONGC (акционер «Сахалина-1», имеет 20%). Индия также снижает закупки нефти сорта ВСТО (также премиальный), в то время как его поставки китайским покупателям в данном случае могут увеличиться.
При этом приостановка поставок нефти Sokol компенсировалась увеличением прокачки по нефтепроводу ВСТО («Восточная Сибирь – Тихий океан») в КНР. Еженедельный объем поставок составил 3,5 млн баррелей в сутки (рост на 365 тыс. баррелей в сутки).
В макрорегионе действуют угольные проекты, увеличивающие объемы добычи. При этом для экспортных поставок существуют инфраструктурные ограничения. В феврале президент РФ В.Путин поручил главе правительства М.Мишустину и главе ОАО «РЖД» О.Белозерову принять меры по обеспечению вывоза угольной продукции на экспорт из Кемеровской области, Бурятии, Хакасии, Якутии, Тувы и Иркутской области в восточном направлении в объемах, определенных соглашениями между «РЖД» и главами регионов. Напомним, что объемы, указанные в соглашениях «РЖД» с регионами, получают право на проезд на восток прежде, чем большинство других грузов.
Объемы вывоза по соглашениям с регионами на 2023 г. не раскрывались. По предварительным данным, квота на 2023 г. составляла 93,7 млн тонн, в том числе на Кузбасс приходилось 53,1 млн тонн, на Якутию – 26 млн тонн, на Бурятию – 8,1 млн тонн, на Хакасию – 6,1 млн тонн, а на Туву – 0,4 млн тонн. Тем не менее вывоз по квотам из Кузбасса фактически был ниже и составил 52,7 млн тонн. В текущем году квота увеличена на 6%. Так, из Кемеровской области планируется вывезти 54,1 млн тонн, из Якутии – 26,3 млн тонн, из Бурятии – 8,5 млн тонн, из Хакасии – 6,5 млн тонн, из Иркутской области – 3,3 млн тонн, из Тувы – 0,65 млн тонн.
Несмотря на то, что азиатские рынки сбыта в настоящее время не являются убыточными, отмечается снижение стоимости угля при экспорте через порты Дальнего Востока – на 10% по сравнению с четвертым кварталом 2023 г. и примерно на треть по сравнению с четвертым кварталом 2022 г. Ожидается дальнейшее уменьшение цен из-за сокращения спроса и введения в январе импортных пошлин на российский уголь в Китае. Кроме того, с 1 марта правительство РФ вновь ввело курсовые экспортные пошлины на вывоз угля – от 4% до 7% в зависимости от курса (нулевая при курсе менее 80 рублей за доллар). Мера будет действовать до 28 февраля 2025 г.[4] Минфин в феврале также предлагал установить плоскую надбавку к ставкам НДПИ на уголь в размере 380 рублей на тонну[5].
Рост угледобычи продолжает фиксироваться на Чукотке. В январе текущего года добыча угля в регионе выросла на 9% по сравнению с январем 2023 г., составив 124 тыс. тонн. Добычу каменного угля осуществляет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal). За отчетный период на месторождении Фандюшкинское поле недропользователь получил 120,6 тыс. тонн. Результат ОАО «Шахта Угольная» составил 3,4 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении.
В Амурской области ООО «УК «Эльга» планирует в 2028 г. запустить обогатительный комплекс на Огоджинском угольном месторождении (Селемджинский район)[6]. Производительность комплекса должна составить 32 млн тонн угля в год. Намечено начало строительства первой фабрики производительностью 2 млн тонн, ее ввод в эксплуатацию должен состояться в 2025 г. До 2028 г. в состав комплекса войдут еще шесть обогатительных фабрик (производительность каждой – 5 млн тонн угля в год).
В рамках проекта продолжается строительство железной дороги от Огоджинского месторождения до станции Февральск на БАМе. Протяженность первой очереди должна составить 72 км, к настоящему времени проложено 27,6 км железнодорожного полотна. Окончание работ намечено на сентябрь 2024 г., пусконаладочные работы предполагается начать в конце 2024 г.[7]
В 2023 г. на Огоджинском месторождении было добыто 1,4 млн тонн угля, что в три раза превысило результат 2022 г. Суммарные запасы месторождения оцениваются в 1,5 млрд тонн угля. Перевалку угля месторождения планировалось проводить в порту Вера[8] в Приморском крае (мыс Открытый, в 130 км от Владивостока). Но структуры А.Авдоляна намерены продать данный портовый актив.
Тем временем на Сахалине ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) в феврале начало испытания магистрального угольного конвейера, соединяющего Солнцевский угольный разрез (Углегорский район) и морской порт Шахтерск. Весной текущего года планируется завершить пусконаладочные работы всего конвейера. Его протяженность составляет 23 км, с помощью него предполагается снизить негативное воздействие на экологию и нагрузку на автодорожную сеть при перевозке угля в порт.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на шельфе Сахалина. Японские корпорации Mitsui и Mitsubishi получили в «Сахалинской энергии» доли в 12,5% и 10% соответственно.
[2] В текущем году «НОВАТЭК» может получить от одного до трех танкеров класса Arc7 с южнокорейской верфи Hanwha Ocean (бывшая DSME). Еще часть танкеров не может быть поставлена из-за санкций. Танкеры с судоверфи «Звезда» в текущем году поставлены не будут.
[3] Повышение налога введено с 1 января 2024 г. в целях изъятия в бюджет дополнительных доходов, полученных газодобывающими компаниями от индексации тарифов на газ. Формула расчета учитывает совокупный объем реализации газа в месяце, предшествующем налоговому периоду, на территории конкретного субъекта РФ (за исключением определенных категорий организаций и населения). Первоначально действие закона не распространялось только на газ, поставляемый населению, котельным и ТЭЦ, а также на предприятия, которые ведут переработку попутного нефтяного газа.
[4] Ранее курсовая экспортная пошлина на уголь вводилась с 1 октября 2023 г., в конце декабря 2023 г. уголь был освобожден от нее.
[5] Для компенсации выпадающих доходов бюджета от отмены экспортной пошлины.
[6] ООО «Огоджинская угольная компания».
[7] Строительство ведет новосибирская компания ООО «ТехВэб» А.Будникова.
[8] Мощность перевалки – 9 млн тонн, в 2023 г. было перевалено 7,3 млн тонн.
На европейском рынке котировки энергетического угля ушли ниже уровня поддержки 110 долл./т. Давление сохраняется из-за ограниченного спроса, падения цен на газ и электроэнергию, а также стабильных запасов на складах ARA. Стоимость электроэнергии в Германии упала за неделю почти на 70% на фоне резкого увеличения солнечной и ветрогенерации. На спотовом рынке электроэнергия подешевела с 265 евро/МВт до 86-87 евро/МВт. Кроме того, доля ВИЭ в структуре энергобаланса Германии за этот же период выросла с 50% до 73%, а доля ископаемого топлива упала с 50% до 27%.
Газовые котировки на хабе TTF опустились до 443.99 долл./1000 м3 (-40.52 долл./1000 м3 к 11.12.2024 г.). Поставки газа остаются стабильными, что также связано с ограниченным спросом на СПГ в странах АТР. Запасы угля на терминалах ARA незначительно сократились до 3.75 млн т. (-0.14 млн т. к 11.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 103-105 долл./т. ввиду негативной динамики на европейском рынке, а также увеличения запасов на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) и ограниченного спроса со стороны Индии. В результате временного закрытия границ с Мозамбиком, на границе и в порту Мапуто скопилось большое количество грузовиков с сырьем, в связи с этим отгрузки еще не нормализовались. По словам властей, ситуация из-за протестов негативно отразится на показателях экспортных отгрузок Мапуто в декабре 2024 г. - январе 2025 г.
Благодаря увеличению ж/д отгрузок в 4 квартале ожидается, что экспорт южноафриканского угля через терминал RBCT составит по итогам 2024 г.
52.4 млн т. (+5.2 млн т. или +11% к уровню 2023 г.). Хотя этот показатель остается значительно ниже среднегодовых 70 млн т. в 2013-2020 гг. В октябре-ноябре месячная отгрузка в адрес RBCT увеличилась до 5 млн т. против 4.1 млн т. в январе-сентябре 2024 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 3 долл./т. до 110 долл./т., что обусловлено ограниченным спросом. Разница в цене на спотовом рынке и по долгосрочным контрактам сокращается, что приводит к ослаблению интереса генерирующих компаний к спотовому рынку. Компания Shenhua вновь понизила цены на сторонний уголь, что стало четвёртым снижением за последний месяц. Кроме того, ввиду негативных ожиданий, некоторые трейдеры стремились распродать свои объемы как можно скорее, что привело к сокращению запасов на складах. Некоторые участники рынка прогнозируют, что дно в котировках материала 5500 ккал/кг NAR находится на уровне 104 долл./т. FOB Qinhuangdao.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.48 млн т. до 13.91 млн т., запасы в 9 крупнейших портах уменьшились до 27.65 млн т. (-1.18 млн т. к 11.12.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR просел ниже 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR потеряла 0.5 долл./т. до 50.5 долл./т. на фоне высокого предложения и сдержанного спроса на спотовом рынке. При этом обильные дожди в Южном Калимантане и Суматре, отразившиеся на добыче и перевалке, не оказали ценам поддержку.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 обвалился ниже 123 долл./т., что объясняется низким спросом со стороны ключевых стран-потребителей. Южная Корея сокращает закупки австралийского энергетического угля по причине его дороговизны по сравнению с материалом из других стран, при этом ожидается, что данный тренд будет продолжаться и в 2025 г.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 205 долл./т. Несмотря на слабый покупательский интерес со стороны китайских потребителей в преддверии новогодних праздников, некоторый спрос наблюдался в южной части Китая, что оказало поддержку котировкам премиальных марок.
В порту Gladstone, штат Квинсленд, произошла 24-часовая забастовка работников порта из-за многомесячного разногласия с работодателем в отношении 8-часового рабочего дня. Данная инициатива негативно отразилась на отгрузках металлургического угля, однако оценка потерянного объема еще не была произведена.
Добыча угля в Кузбассе по итогам 2024 г. снизится до 196 млн т. (-18.2 млн т. или -8.4% к 2023 г.), сообщил губернатор региона.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе опустилась до 214.2 млн т. (-9,4 млн т. или -4.2% к 2022 г.). Таким образом, объем сокращения производства за 2024 г. в два раза превысит снижение добычи в прошлом году.
В январе-ноябре 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 180.3 млн т. (-15.6 млн т. или -8.0% к январю-ноябрю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Экспорт из Кузбасса за 11 месяцев 2024 г. упал до 92.0 млн т. (-12.5 млн т. или -11.9% к аналогичному периоду 2023 г.).
В 2024 г. экспортные поставки из Кузбасса оценочно составят около 100 млн т. (-13.8 млн т. или -12.1%).
Санкции и продолжающаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с растущими затратами и логистическими ограничениями, продолжат оказывать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.
Заместитель губернатора Кузбасса сообщил, что из-за снижения экспорта цена угля на внутреннем рынке в 2024 году уже выросла на 10% и ограничение экспортных поставок еще больше подтолкнет цены вверх.
Фактически, внутренний рынок угля субсидировался за счет экспортных поставок. Экспорт дает возможность сдерживать цены на уголь для внутрироссийского потребления. Этот уголь с относительно стабильной ценой закрывает нужды энергетики и ЖКХ. Поэтому цена электроэнергии, тепла и других коммунальных услуг для населения ниже, чем стоимость их производства. Очевидно, что снижение экспорта приведет к росту стоимости угля на внутреннем рынке, что увеличит расходы всех бюджетов.
Увеличение себестоимости и логистических расходов на фоне падения мировых цен привело к росту убытков. Доля убыточных компаний увеличилась составляет более 50%.
В Кузбассе в угольной отрасли работают более 150 угольных предприятий, где заняты свыше 90 тыс. человек. Предприятия отрасли являются градообразующими для большей части городов Кемеровской области, при этом налоги от угольной отрасли формируют основную доходную часть в бюджете региона.
В связи с нестабильностью в угольной отрасли в Кузбассе прекратили добычу 3 разреза и 2 шахты. С октября 2024 г. деятельность была остановлена на разрезах Задубровский Новый и Евтинский Новый, а также Сибкоул. В связи с этим под сокращение и увольнение попали около 600 человек.
Ранее компания Южный Кузбасс (входит в Мечел) приостановила работу шахты Ольжерасская-Новая до апреля 2025 г. Также выемку остановила шахта Инская, столкнувшаяся с банкротством и невозможностью найти инвестора.
Негативная динамика обусловлена ухудшением экспортных возможностей в результате санкций, падения цен на продукцию, высокого ж/д тарифа и других издержек, а также дефицита провозной способности ж/д инфраструктуры на Восточном полигоне.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-ноября 2024 г. упала до 180.3 млн т. (-15.6 млн т. или -8.0% к январю-ноябрю 2023 г.). Экспорт кузбасского угля сократился до 92.0 млн т., или на 11.9% по сравнению с 2023 г.
На европейском рынке продолжилось снижение угольных котировок до уровня 110 долл./т. Давление сохраняется ввиду ограниченного спроса, падения цен на газ и стабильных запасов на складах ARA, в результате чего цены на уголь скорректировались вниз за последние 3 недели на 13% от 12-месячного максимума.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 484.51 долл./1000 м3 (-28.40 долл./1000 м3 к 04.12.2024 г.) после роста неделей ранее, обусловленного максимальными темпами отбора газа в декабре с 2022 г. Однако поставки газа остаются стабильными, что также связано с ограниченным спросом на СПГ в странах АТР. Запасы угля на терминалах ARA незначительно увеличились до 3.89 млн т. (+0.03 млн т. к 04.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустились ниже 106 долл./т. из-за нисходящего движения на европейском рынке и ограниченного спроса со стороны Индии, где наблюдается увеличение складских запасов местного материала ввиду сезонного сокращения генерации и увеличения отгрузок. Граница с Мозамбиком была вновь закрыта, поскольку автоперевозки южноафриканского угля в порт Мапуто оказались под угрозой из-за возобновившихся протестов в Мозамбике.
Южноафриканская компания Thungela Resources прогнозирует увеличение экспортных продаж по итогам 2024 г. на 5% до 12.5 млн т. (+ 0.6 млн т. к 2023 г.) благодаря улучшению ж/д отправок в адрес терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1 долл./т. до 113 долл./т. в связи с ограниченным спросом на спотовом рынке. Кроме того, компания Shenhua, значительно опустила закупочные цены для сторонних поставщиков в провинции Inner Mongolia и в порту Huanghua после сообщений о рекордном месячном импорте угля в ноябре. Многие добывающие компании также уменьшили цены. При этом ожидается, что добыча в стране будет сохраняться на высоком уровне и продолжит оказывать давление на спотовый рынок, которое может превысить прогнозы. Кроме того, ввиду негативных ожиданий на следующие несколько недель, некоторые трейдеры стремятся распродать свои запасы как можно скорее, несмотря на прогноз падения температуры на 6-8℃ на следующей неделе.
Энергетический комитет КНР обнародовал обращение в адрес генерирующих компаний с требованием значительно сократить цены на уголь более низкого качества. Производители могут отреагировать повышением качества с помощью обогащения до 5500 ккал/кг.
Запасы угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС уменьшились до 14.39 млн т. (-0.10 млн т. к 04.12.2024 г.), в то время как в 9 крупнейших портах они составили 28.83 млн т. (-1.29 млн т. к 04.12.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался ниже 94 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR потеряла 1 долл./т. до 51 долл./т. на фоне сдержанного спроса на спотовом рынке со стороны стран АТР, где складские запасы остаются на высоком уровне. При этом обильные дожди в Южном Калимантане, отразившиеся на добыче и перевалке, не смогли оказать ценам поддержку.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 130 долл./т., продолжив нисходящий тренд. Китайские электростанции воздерживаются от покупок в ожидании дальнейшего падения цен, несмотря на снижение фрахтовых ставок и стабилизацию курса юаня. Спрос в Японии также не увеличивается из-за смещения фокуса в сторону газовой и атомной генерации.
Индекс австралийского металлургического угля HCC немного укрепился до 204 долл./т. ввиду ограниченного предложения на спотовом рынке, особенно с отгрузками в январе 2025 г., а также небольшого увеличения спроса со стороны Индии и Юго-Восточной Азии.
На рынке КНР потребители придерживались выжидательной позиции из-за неопределенности в отношении цен на внутреннем рынке на 1 квартал 2025 г. и результатов Центральной экономической рабочей конференции, где власти в закрытом режиме согласуют основные направления экономической политики КНР на ближайший год. При этом по итогам прошедшего заседания Политбюро власти объявили, что Народный банк Китая продолжит смягчать денежно-кредитную политику, а также будут увеличены бюджетные расходы и усилия по стабилизации рынка недвижимости, включая новые меры поддержки внутреннего спроса.
Экспорт российского угля в Китай в январе–октябре 2024 г. упал до 77.0 млн т. (-9.0 млн т. или -10.5% к январю-октябрю 2023 г.).
При этом за 10 месяцев 2024 г. общий импорт угля Китаем вырос до 436.0 млн т. (+51.0 млн т. или +13.2% к аналогичному периоду прошлого года).
Доля России в угольном импорте Китая в январе-октябре 2024 г. сократилась на 4.6% до 17.7%. В прошлом году в январе-октябре она составляла 22.3%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Россия является вторым по величине экспортером угля в Китай после Индонезии. Далее следуют Монголия и Австралия. За 10 месяцев 2024 г. всем перечисленным странам удалось нарастить объемы поставок в Китай, в особенности, Австралии, чей экспорт увеличился на
25 млн т. или почти на 63%. Таким образом, из-за логистических сложностей и высоких транспортных расходов, выпадающие объемы российского угля на китайском рынке замещаются поставками стран-конкурентов.
На европейском рынке продолжилось снижение угольных котировок до уровня 115 долл./т., давление на которые оказало снижение цен на электроэнергию в Германии. Кроме того, в Польше скопился большой объем угля на складах, а Колумбия нарастила экспорт энергетического угля за неделю на 60% с 0.81 млн т. до 1.30 млн т., в том числе в страны ЕС.
Индекс южноафриканского угля 6000 двигался в диапазоне 108-110 долл./т., следуя за коррекцией на европейском рынке. Спрос со стороны Индии на прошедшей неделе оказался низким в результате увеличения местного предложения и сокращения генерации. Граница с Мозамбиком была вновь открыта, в результате чего автоперевозки южноафриканского угля в порт Мапуто нормализовались.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1 долл./т. до 114 долл./т. на фоне ограниченного спроса на спотовом рынке. Кроме того, поставщики понижали цены из-за призывов со стороны администраций портов к сокращению запасов на складах, которые заметно увеличились за прошедшую неделю. Также конечные потребители не спешат заключать сделки ввиду ожиданий дальнейшего снижения цен. При этом ожидается, что Shenhua значительно увеличит свое присутствие на спотовом рынке с января 2025 г., а около 30% трейдеров на внутреннем рынке приостановили свою деятельность из-за падения котировок на протяжении нескольких месяцев.
Во многих регионах наблюдалась температура выше нормы, что привело к сокращению суточного потребления угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС с 822 тыс. т. до 809 тыс. т.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС незначительно увеличились до 14.49 млн т., запасы в 9 крупнейших портах выросли до 30.12 млн т. (+1.20 млн т. к 27.11.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался на уровне прошлой недели в 94 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR незначительно скорректировалась ниже 52 долл./т.
Спрос на спотовом рынке со стороны стран АТР оставался сдержанным. При этом многие производители отмечают, что их ресурс распродан до конца года и не спешат предлагать материал на январь 2025 г. по текущим ценам. Прошедшие ливни в некоторой степени отразились на добыче угля в таких регионах, как Ява и Суматра.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 135 долл./т., двигаясь вниз в рамках двухмесячного нисходящего тренда. Кроме того, антиугольный протест в порту Newcastle завершился и отгрузки материала увеличились по сравнению с прошедшей неделей.
Спрос со стороны Японии упал ввиду высоких складских запасов и запуска энергоблока №2 на АЭС Onagawa компанией Tohoku Electric. В октябре Япония сократила импорт энергетического угля до 10.4 млн т. (-18% к сентябрю 2024 г.).
Индекс австралийского металлургического угля HCC снизился до 202 долл./т. из-за неблагоприятных фундаментальных факторов. Поставщики сталкиваются с трудностями в продажах материала с погрузкой в декабре. Давление также оказывает падение цен на внутреннем рынке КНР, что подталкивает покупателей к выжидательной позиции.
Участники рынка отмечают увеличение активности на рынке менее качественного угля, который торгуется с дисконтом 5-20% к премиальному, поскольку маржинальность производителей стали остается ограниченной.
Проблема РЖД с комплектацией локомотивных бригад обострилась в начале лета 2024 г. В январе-сентябре среднесуточное число поездов, отставленных по причине их нехватки, выросло в 3.5 раза. Дефицит 3 тыс. машинистов и их помощников связан с оттоком кадров из-за высокой конкуренции на рынке труда и качеством управления имеющимся штатом.
В прошлом году увеличение простоев было обусловлено проблемами с сервисом, ситуация с которым в этом году была лучше, хотя в 3 квартале и по этому пункту наметился негативный тренд.
РЖД не в состоянии обеспечить условия, которые представлены в смежных, не железнодорожных сферах. Основной проблемой является непрогнозируемый график и качество управления имеющимся штатом.
Однако на 2025 год РЖД планирует сократить инвестиционную программу на 40%. При этом провозная мощность Восточного полигона уже использована почти на 100% и дефицит инфраструктуры может сохраниться до 2032 г., что ограничивает возможности по экспорту угля на фоне высокого профицита портовых мощностей для перевалки, несмотря на договоренности по синхронизации увеличения мощности ж/д и портовой инфраструктуры.
В январе-октябре 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 16.2 млн т. до 155.4 млн т. (-9.5% к январю-октябрю 2023 г.).
По результатам января-ноября 2024 года предприятие Берингпромуголь добыло
1.62 млн т. каменного угля (+0.17 к январю ноябрю 2023 г.), из которых на металлургический уголь приходится около 70%, а на энергетический – 30%.
При этом в 2024 г. компания планировала нарастить производство до 2 млн т. угля и увеличить для этих целей мощности перевалки.
Положительная динамика обусловлена отсутствием ж/д транспортного плеча от месторождения Фандюшкинское поле, расположенного на Чукотке, в непосредственной близости от порта в бухте Угольная.
В апреле 2024 г. австралийская компания Tigers Realm Coal заявил о продаже угольного бизнеса в России компании АПМ-инвест Марка Бузука. Сделка, в которую вошли добывающая компания Берингпромуголь, управляющая компания Берингугольинвест, занимающаяся геологоразведкой Северо-Тихоокеанская угольная компания и порт Угольный, получила одобрение акционеров и оценивается в 49 млн долл.
На европейском рынке угольные котировки скорректировались ниже 123 долл./т. после достижения 12-месячного максимума. Давление на индексы оказало снижение цен на электроэнергию в Германии со 134.00 евро/МВтч до 116.65 евро/МВтч, а также замедление темпов роста цен на газ. Кроме того, ожидается увеличение отгрузок угля в адрес ЕС со стороны Колумбии и ЮАР. Маржинальность угольной генерации сократилась, хоть и осталась положительной.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 506.63 долл./1000 м3 (+1.21 долл./1000 м3 к 20.11.2024 г.). Опасения участников рынка вызывает эскалация конфликта между Россией и Украиной, а также возможные санкции против российского СПГ. Запасы угля на терминалах ARA уменьшились до 3.95 млн т. (-0.10 млн т., или -2.5%, к 20.11.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустились до уровня 110 долл./т. на фоне коррекции европейского рынка и напряженности с отгрузками через Мозамбик, где вновь возникли протесты, угрожающие сообщению с портом Мапуто. При этом цены на среднекалорийный материал немного подросли благодаря спросу со стороны индийских производителей губчатого железа, который прогнозируется на высоком уровне до конца года. Ожидается, что индийские производители губчатого железа нарастят производство на 10% к марту 2025 г.
Южноафриканская компания Exxaro Resources сняла с должности директора угольного дивизиона без уточнения причин.
Exxaro планирует увеличить добычу угля с текущих 40 млн т. до 50 млн т. в год в течение нескольких лет. По итогам 2024 г. угольный экспорт компании ожидается на уровне 6.7 млн т.
На прошлой неделе начались слушания по делу о высоких затратах Eskom на закупку угля. Слушания также обусловлены желанием генерирующей компании увеличить тарифы на электроэнергию для потребителей на 36%, 11.8% и 9.1% в течение следующих 3 лет.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили падать до 115 долл./т. Давление по-прежнему оказывают высокие запасы, а также понижение цен предложения добывающими компаниями. При этом в ближайшие дни ожидается резкое похолодание на 4-6℃, что должно оказать ценам поддержку за счет увеличения потребления угля на ТЭС. Однако, некоторые участники рынка не ожидают существенного отскока. Кроме того, ценовая политика компании Shenhua привела к тому, что снижение цен в некоторых регионах достигало
5.5 долл./т.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС остались на уровне 14.46 млн т. (без изменений к 20.11.2024 г.), запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 28.92 млн т. (+0.18 млн т. к 20.11.2024 г.).
В Индонезии котировки двигались разнонаправленно, без выраженного тренда. Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 94 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 52 долл./т. на фоне ограниченного спроса со стороны стран АТР.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 139 долл./т. по причине высоких запасов в Китае, Японии и Индии. Кроме того, в КНР ослабление юаня и рост ВВП ниже целевых показателей также негативно сказываются на импорте. Участники антиугольного протеста попытались заблокировать порт Newcastle, что в некоторой степени отразилось на отгрузках материала. Протестующие требовали отменить новые проекты по добыче ископаемых и прекратить перевалку угля в порту Newcastle к 2030 г.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил снижение, опустившись до 203 долл./т., поскольку фундаментальные факторы остаются неблагоприятными. Кроме того, в Китае на бирже Dalian Commodity Exchange продолжается снижение цен ввиду негативных настроений в ожидании новых импортных пошлин со стороны США в результате победы Трампа, что может нанести удар по экспортным поставкам стали. Китайская ассоциация транспортировки и дистрибуции угля (CCTD) заявила в своем прогнозе на 2025 г., что спрос на коксующийся уголь в КНР будет недостаточным из-за сокращающегося спроса на сталь и увеличения использования лома на металлургических предприятиях на 5%.
Производители стали в Европе также сталкиваются с падением спроса и высокими затратами, в результате чего компания Thyssenkrupp Steel объявила о планируемом снижении производства с 11.5 млн т. до 8.7-9.0 млн т./год и сокращении 11000 работников.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-сентября 2024 г. подскочили в 4.1 раза до 202.5 млрд руб., превысив прибыль, которая составила 111.2 млрд руб. (-73.7% к январю-сентябрю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 91.3 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 52% против 35% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-426 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-октября 2024 г. упала до
163.8 млн т. (-14.4 млн т. или -8.1% к январю-октябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 164.6 млн т. (-15.6 млн т. или -8.7% к январю-октябрю 2023 г.).
Федеральная налоговая служба (ФНС) направила в арбитражный суд иск о банкротстве компании Шахта Инская в связи с наличием у предприятия задолженности в размере 230 млн руб. Также ФНС подала исковое заявление о признании банкротом АО Сибирская Углепромышленная Компания из-за долга в размере 139 млн руб.
Шахта Инская ведет в Кузбассе добычу премиального низкозольного угля марки Д. Полученный концентрат, используется в качестве сырья для полукоксования и ферросплавных заводов. Потенциальные новые инвесторы, планировавшие вложить средства в модернизацию, отказались от своих намерений в связи с рисками, в том числе связанными с отсутствием квот на вывоз угля в восточном направлении.
По итогам 2023 г. выручка составила 211.7 млн руб., убыток оценивается в 114.5 млн руб.
Шахта Инская введена в эксплуатацию в 2011 г. Запасы по состоянию на 1 января 2023 г. составляли 98 млн т.
АО Сибирская Углепромышленная Компания также осуществляет добычу угля в Кузбассе. Балансовые запасы превышают 29 млн т. угля марки Т, востребованной в металлургии. В 2021 г. на предприятии было добыто 1.7 млн т. В 2022-2023 гг. добыча компании упала вдвое до 0.8 и 0.7 млн т. соответственно.
В 2023 г. компания получила убыток свыше 1 млрд руб., выручка составила 2.4 млрд руб. (против 4.4 млрд руб. и 6.5 млрд руб. в 2022 г. и 2021 г., соответственно).
Для многих поставщиков текущий уровень цен и расходы делают экспорт угля убыточным. Российские угольные компании несут потери и вынуждены сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, наряду с лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках, а также западные санкции, оказывают давление на российскую угольную отрасль.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-октября 2024 г. упала до 163.8 млн т. (-14.4 млн т. или -8.1% к январю-октябрю 2023 г.).
Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 164.6 млн т. (-15.6 млн т. или -8.7% к январю-октябрю 2023 г.).